Центры раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг

Понятие и необходимость раскрытия информации эмитентами

Успешное управление развитием бизнеса в современных условиях практически невозможно без предоставления его экономическим агентам полной и всесторонней информации о финансово-экономическом положении эмитента. Нужно отметить, что чем выше качество предоставленной информации и выше информационная прозрачность, тем больше у инвестора доверия к эмитенту. Особенно это важно в периоды экономической нестабильности, которые сегодня возникают повсеместно.

Рынок ценных бумаг сегодня фактически является рынком информации. На нем практически все решения принимаются инвесторами на основе доступной информации с учетом индивидуальных уровней рисковых предпочтений. Нехватка нужной информации ведет к нарушению механизмов рыночной конкуренции, падению уровня инвестиционной привлекательности рынка.

Определение 1

Раскрытие информации в общем виде представляет собой обеспечение доступа к ней для всех заинтересованных лиц независимо от целей для которых получается данная информация. На рынке ценных бумаг общедоступной признается та информация, которая не требует привилегий для доступа к ней либо законодательно подлежащая раскрытию.

Процедура раскрытия информации

Обязательное раскрытие эмитентом информации касающейся выпуска ценных бумаг проводится на следующих этапах процедуры выпуска (дополнительной эмиссии) ценных бумаг:

  • при государственной регистрации выпуска или дополнительной эмиссии ценных бумаг, а также при присвоении такому выпуску идентификационного номера;
  • на стадии размещения ценных бумаг;
  • при осуществлении государственной регистрации отчета по итогам выпуска ценных бумаг.

Эмитент, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обязан публиковать информацию в таком информационном ресурсе, который обновляется в режиме реального времени. Ресурс должен быть предоставлен информационным агентством, которое уполномочено на проведение раскрытия информации о ценных бумагах или о прочих финансовых инструментах. Банк России аккредитовал на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и о прочих финансовых инструментах на сегодняшний день пять информационных агентств:

  • Агенство по защите информационных прав инвесторов (АЗИПИ)
  • Информационное агентство "Интерфакс" (Центр раскрытия корпоративной информации)
  • Информационное агентство AK&M
  • Агентство "ПРАЙМ-ТАСС"
  • Сайт раскрытия информации СКРИН

Согласно законодательству эмитент обязан при публикации информации в Интернете обеспечить полный свободный доступ к этой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц с опубликованной информацией. Эмитент имеет право использовать свой сайт либо другой сайт в сети Интернет.

С 1 февраля 2017 года появилось требование о том, что подлежащая раскрытию информация о ценных бумагах, публикуемая на сайтах информационных агентств, должна иметь квалифицированную электронную подпись. Данная подпись должна содержать в своей структуре специальные OID. Выдавать их для эмитентов ценных бумаг уполномочены удостоверяющие центры, которые авторизированы в указанных выше информационных агентствах.

Формы раскрытия информации

Формы раскрытия информации эмитентами могут иметь вид:

  • годового отчета;
  • бухгалтерской отчетности (годовой или квартальной);
  • списка аффилированных лиц;
  • ежеквартального отчета;
  • решения или отчёт о выпуске ценных бумаг;
  • проспекта ценных бумаг;
  • информации о сведениях, оказывающих непосредственное влияние на уровень стоимости ценных бумаг;
  • иного документа, предусмотренного законодательством РФ

Замечание 1

Анализируя указанные формы важно отметить, что эмитент кроме консолидированной финансовой отчетности, обязан сообщать информацию о наличии существенных фактов, которые влияют на обязательства по выпущенным им ценным бумагам.

  • Раздел I. Общие положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг
    • Глава 1. Предмет и сфера регулирования
    • Глава 2. Общие требования к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг
  • Раздел II. Раскрытие информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг
    • Глава 3. Общие положения о раскрытии информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг
    • Глава 3.1. Раскрытие информации о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций на этапе государственной регистрации программы облигаций или присвоения программе биржевых облигаций идентификационного номера
    • Глава 4. Раскрытие информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг на этапе его государственной регистрации или присвоения ему идентификационного номера
    • Глава 5. Раскрытие информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг на этапе размещения ценных бумаг
    • Глава 6. Раскрытие информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг на этапе государственной регистрации отчета (представления уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг
    • Глава 7. Особенности раскрытия информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки с возможностью их приобретения за пределами Российской Федерации
  • Раздел III. Проспект ценных бумаг
    • Глава 8. Требования к проспекту ценных бумаг
    • Глава 9. Раскрытие информации в случае регистрации проспекта ценных бумаг после государственной регистрации отчета (представления уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг
  • Раздел IV. Раскрытие информации в форме ежеквартального отчета
    • Глава 10. Общие требования к раскрытию информации в форме ежеквартального отчета
    • Глава 11. Порядок раскрытия информации в форме ежеквартального отчета
  • Раздел V. Раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах
    • Глава 12. Общие положения о раскрытии информации в форме сообщений о существенных фактах
    • Глава 13. Порядок раскрытия информации в форме сообщения о существенном факте
    • Глава 16. Сообщение о существенном факте о непринятии советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решений, которые должны быть приняты в соответствии с федеральными законами
    • Глава 17. Сообщение о существенном факте о направлении эмитентом заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией эмитента, а в случае принятия органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, решения об отказе во внесении указанных записей - о принятии такого решения
    • Глава 20. Сообщение о существенном факте о принятии решения о реорганизации или ликвидации организацией, контролирующей эмитента, подконтрольной эмитенту организацией, имеющей для него существенное значение, либо лицом, предоставившим обеспечение по облигациям этого эмитента
    • Глава 21. Сообщение о существенном факте о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией организации, контролирующей эмитента, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, либо лица, предоставившего обеспечение по облигациям этого эмитента
    • Глава 22. Сообщение о существенном факте о появлении у эмитента, контролирующего его лица, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, либо у лица, предоставившего обеспечение по облигациям этого эмитента, признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)
    • Глава 23. Сообщение о существенном факте о принятии арбитражным судом заявления о признании эмитента, контролирующего его лица, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, либо лица, предоставившего обеспечение по облигациям этого эмитента, банкротами, а также о принятии арбитражным судом решения о признании указанных лиц банкротами, введении в отношении них одной из процедур банкротства, прекращении в отношении них производства по делу о банкротстве
    • Глава 24. Сообщение о существенном факте о предъявлении эмитенту, контролирующей его организации, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, либо лицу, предоставившему обеспечение по облигациям эмитента, иска, удовлетворение которого может существенным образом повлиять на финансово-хозяйственное положение эмитента или указанных лиц
    • Глава 25. Сообщение о существенном факте о дате, на которую определяются лица, имеющие право на осуществление прав по эмиссионным ценным бумагам эмитента, в том числе о дате, на которую составляется список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров эмитента
    • Глава 26. Сообщение о существенном факте об этапах процедуры эмиссии ценных бумаг эмитента
    • Глава 27. Сообщение о существенном факте о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг эмитента
    • Глава 28. Сообщение о существенном факте о признании выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента несостоявшимся или недействительным
    • Глава 29. Сообщение о существенном факте о погашении эмиссионных ценных бумаг эмитента
    • Глава 30. Сообщение о существенном факте о начисленных и (или) выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам эмитента
    • Глава 31. Сообщение о существенном факте о заключении эмитентом договора с российским организатором торговли о включении ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, а также договора с российской биржей о включении ценных бумаг эмитента в котировальный список российской биржи
    • Глава 32. Сообщение о существенном факте о включении эмиссионных ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам российским организатором торговли, или об их исключении из указанного списка, а также о включении в котировальный список российской биржи эмиссионных ценных бумаг эмитента или об их исключении из указанного списка
    • Глава 33. Сообщение о существенном факте о заключении эмитентом договора о включении ценных бумаг эмитента или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении ценных бумаг российского эмитента, в список ценных бумаг, допущенных к торгам на иностранном организованном (регулируемом) финансовом рынке, а также договора с иностранной биржей о включении таких ценных бумаг в котировальный список иностранной биржи
    • Глава 34. Сообщение о существенном факте о включении ценных бумаг эмитента или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении ценных бумаг российского эмитента, в список ценных бумаг, допущенных к торгам на иностранном организованном (регулируемом) финансовом рынке, и об исключении таких ценных бумаг из указанного списка, а также о включении в котировальный список иностранной биржи таких ценных бумаг или об их исключении из указанного списка
    • Глава 37. Сообщение о существенном факте о неисполнении обязательств эмитента перед владельцами его эмиссионных ценных бумаг
    • Глава 38. Сообщение о существенном факте о приобретении лицом права (о прекращении у лица права) распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента
    • Глава 40. Сообщение о существенном факте о поступившем эмитенту в соответствии с главой XI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" уведомлении о праве требовать выкуп ценных бумаг эмитента или требовании о выкупе ценных бумаг эмитента
    • Глава 41. Сообщение о существенном факте о раскрытии эмитентом ежеквартального отчета
    • Глава 43. Сообщение о существенном факте о выявлении ошибок в ранее раскрытой или предоставленной бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента
    • Глава 44. Сообщение о существенном факте о совершении эмитентом или лицом, предоставившим обеспечение по облигациям эмитента, существенной сделки
    • Глава 45. Сообщение о существенном факте о совершении организацией, контролирующей эмитента, или подконтрольной эмитенту организацией, имеющей для него существенное значение, крупной сделки
    • Глава 46. Сообщение о существенном факте о совершении эмитентом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность
    • Глава 47. Сообщение о существенном факте об изменении состава и (или) размера предмета залога по облигациям эмитента с залоговым обеспечением
    • Глава 48. Сообщение о существенном факте о существенном изменении стоимости активов и (или) финансово-хозяйственного положения лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента
    • Глава 49. Сообщение о существенном факте о получении эмитентом права (о прекращении у эмитента права) распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал отдельной организации
    • Глава 50. Сообщение о существенном факте о заключении эмитентом, контролирующим его лицом или подконтрольной эмитенту организацией договора, предусматривающего обязанность приобретать эмиссионные ценные бумаги указанного эмитента
    • Глава 51. Сообщение о существенном факте о получении, приостановлении действия, возобновлении действия, переоформлении, об отзыве (аннулировании) или о прекращении по иным основаниям действия разрешения (лицензии) эмитента на осуществление определенной деятельности, имеющей для эмитента существенное финансово-хозяйственное значение
    • Глава 52. Сообщение о существенном факте об истечении срока полномочий единоличного исполнительного органа и (или) членов коллегиального исполнительного органа эмитента
    • Глава 53. Сообщение о существенном факте об изменении размера доли участия члена органа управления эмитента (члена органа управления управляющей организации эмитента) в уставном капитале эмитента и (или) подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение
    • Глава 54. Сообщение о существенном факте о возникновении и (или) прекращении у владельцев облигаций эмитента права требовать от эмитента досрочного погашения принадлежащих им облигаций эмитента
    • Глава 55. Сообщение о существенном факте о присвоении рейтинга эмиссионным ценным бумагам и (или) их эмитенту или об изменении его рейтинговым агентством на основании заключенного с эмитентом договора
    • Глава 57. Сообщение о существенном факте о споре, связанном с созданием эмитента, управлением им или участием в нем
    • Глава 58. Сообщение о существенном факте о предъявлении лицу, предоставившему обеспечение по облигациям эмитента, требований, связанных с исполнением обязательств по таким облигациям
    • Глава 59. Сообщение о существенном факте о размещении за пределами Российской Федерации облигаций или иных финансовых инструментов, удостоверяющих заемные обязательства, исполнение которых осуществляется за счет эмитента
    • Глава 60. Сообщение о существенном факте о решении Банка России об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
    • Глава 61. Сообщение о существенном факте о приобретении (об отчуждении) голосующих акций (долей) эмитента или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении голосующих акций эмитента, эмитентом и (или) подконтрольными эмитенту организациями
    • Глава 62. Сообщение о существенном факте о сведениях, направляемых или предоставляемых эмитентом соответствующему органу (соответствующей организации) иностранного государства, иностранной бирже и (или) иным организациям в соответствии с иностранным правом для целей их раскрытия или предоставления иностранным инвесторам в связи с размещением или обращением ценных бумаг эмитента за пределами Российской Федерации
    • Глава 64. Сообщение о существенном факте об определении эмитентом облигаций нового представителя владельцев облигаций
    • Глава 65. Сообщение о существенном факте о сведениях, оказывающих, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг
    • Глава 66. Раскрытие информации об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации
  • Раздел VI. Раскрытие информации в форме консолидированной финансовой отчетности
    • Глава 67. Общие положения о раскрытии информации в форме консолидированной финансовой отчетности
    • Глава 68. Порядок раскрытия информации в форме консолидированной финансовой отчетности
  • Раздел VII. Обязательное раскрытие информации акционерными обществами
    • Глава 69. Общие положения об обязательном раскрытии информации акционерными обществами
    • Глава 70. Раскрытие годового отчета акционерного общества
    • Глава 71. Раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества
    • Глава 71.1. Раскрытие информации о содержании уведомлений о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения и (или) о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества
    • Глава 71.2. Раскрытие информации о содержании уведомлений о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества
    • Глава 72. Раскрытие информации о содержании уставов и внутренних документов акционерного общества, регулирующих деятельность его органов
    • Глава 73. Раскрытие информации об аффилированных лицах акционерного общества
    • Глава 74. Раскрытие информации о содержании решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества
    • Глава 75. Раскрытие акционерным обществом дополнительных сведений
  • Раздел VIII. Особенности раскрытия информации эмитентами облигаций с ипотечным покрытием
    • Глава 76. Общие положения о раскрытии информации эмитентами облигаций с ипотечным покрытием
    • Глава 77. Раскрытие информации о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость облигаций с ипотечным покрытием
    • Глава 78. Раскрытие информации, содержащейся в реестре ипотечного покрытия облигаций, и справки о размере ипотечного покрытия облигаций
  • Раздел IX. Особенности раскрытия информации эмитентами российских депозитарных расписок
    • Глава 79. Общие положения о раскрытии информации эмитентами российских депозитарных расписок
    • Глава 80. Особенности раскрытия информации о выпуске российских депозитарных расписок
    • Глава 81. Особенности раскрытия информации в форме проспекта российских депозитарных расписок
    • Глава 82. Особенности раскрытия информации в форме ежеквартального отчета эмитента российских депозитарных расписок
    • Глава 83. Особенности раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах эмитента российских депозитарных расписок

Кто обязан раскрывать информацию

Пунктами 5.1 и 6.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2002 г. № 03-32/пс «О раскрытии информации эмитентами ценных бумаг» (далее - Положение о раскрытии информации), установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах и что требования Положения о раскрытии информации распространяются также на всех эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, в случае если такие ценные бумаги находятся в обращении.
Поясним некоторые моменты.
Во-первых, в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции от 28 декабря 2002 г. проспект ценных бумаг регистрируется в случае:

  • открытой подписки;
  • закрытой подписки при количестве приобретателей ценных бумаг свыше 500.

Следовательно , все эмитенты, регистрировавшие проспект ценных бумаг , подпадают под действие Положения о раскрытии информации.
Во-вторых, Положение о раскрытии информации также устанавливает, что требования по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах распространяются на эмитентов, регистрировавших ранее проспекты эмиссии ценных бумаг. До принятия поправок от 28 декабря 2002 г. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливал, что эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии в следующих случаях:

  • при распределении акций среди учредителей акционерного общества при его учреждении, если число учредителей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при распределении акций среди акционеров акционерного общества, если их число превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при конвертации акций в акции с большей (меньшей) номинальной стоимостью, решение об увеличении (уменьшении) номинальной стоимости которых принято акционерным обществом при увеличении (уменьшении) уставного капитала, конвертации в акции с иными правами акций, решение об изменении прав по которым принято акционерным обществом, а также при конвертации в акции акций, решение о консолидации которых принято акционерным обществом, если число их приобретателей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при размещении акций путем открытой подписки;
  • при размещении акций путем закрытой подписки на ценные бумаги, если число их приобретателей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) ценных бумаг превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при конвертации ценных бумаг реорганизованных коммерческих организаций в случае обмена на акции акционерного общества, к которому осуществлено присоединение, на акции акционерного общества, созданного в результате реорганизации, долей участников реорганизованного товарищества или общества, паев членов реорганизованного кооператива, акций акционерного общества, преобразуемого в акционерное общество работников (народное предприятие), приобретения акций акционерного общества, созданного путем выделения, акций акционерного общества, созданного путем преобразования в акционерное общество работников (народное предприятие), если число приобретателей ценных бумаг одного выпуска превышает 500 и (или) номинальная стоимость ценных бумаг одного выпуска (объем эмиссии) превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Следовательно , все эмитенты, когда-либо после 22 апреля 1996 г. (дата вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг») регистрировавшие проспект эмиссии по любым основаниям, попадают под действие Положения о раскрытии информации. Это могут быть в том числе и ОАО или ЗАО с одним-двумя акционерами, которые регистрировали проспект эмиссии исключительно из-за превышения номинальным объемом эмиссии 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
В случае если у организации не было ни одного выпуска ценных бумаг после 22 апреля 1996 г., сопровождавшегося регистрацией проспекта (проспекта эмиссии), обязанность раскрытия информации в форме существенных фактов и ежеквартальных отчетов может возникнуть в случае публичного обращения ценных бумаг эмитента, поскольку в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» запрещается предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.
Кто может не отчитываться
Отметим, что ранее в соответствии с п. 14 разд. 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организации мер по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», план приватизации предприятия, утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом, являлся проспектом эмиссии его акций. Однако в связи с отменой Указа Президента РФ № 721 в настоящее время наличие у эмитента плана приватизации не является основанием для раскрытия информации в форме ежеквартального отчета.
Также в случае если эмитент не осуществлял ни одной эмиссии ценных бумаг, которая сопровождалась бы регистрацией проспекта эмиссии после вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», но при регистрации выпуска до 22 апреля 1996 г. им готовился документ с названием «Проспект эмиссии», необходимости раскрывать информацию в виде квартальных отчетов и сообщений о существенных фактах нет.
Очень часто эмитенты задают вопрос, - можно ли не раскрывать информацию, если в акционерном обществе один акционер, проспект эмиссии регистрировался в 1997, 1998, 1999 гг., поскольку номинал эмиссии превышал 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, но акции в обращении не находятся?
В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» ценные бумаги находятся в обращении, если существует возможность совершения с их участием гражданско-правовых сделок, то есть под нахождением в обращении подразумевается, что ценные бумаги выпуска не погашены (не аннулированы). Ценные бумаги, которые в силу действия некоторых законов РФ либо устава эмитента, а также в силу особенностей организационно-правовой формы эмитента (пример - закрытое акционерное общество), имеют определенные ограничения, связанные с их вторичным обращением, тем не менее будут считаться находящимися в обращении до того момента, пока они не будут погашены либо аннулированы.
Тем компаниям, которые состоят из одного-двух акционеров и не собираются в ближайшем будущем заимствовать средства на рынке ценных бумаг, но в силу наличия проспекта эмиссии ценных бумаг обязаны раскрывать о себе информацию, можно посоветовать провести дробление либо консолидацию выпусков ценных бумаг, в отношении которых ранее регистрировался проспект эмиссии, поскольку в соответствии с пп. 5.3 и 6.1.3 Положения о раскрытии информации в случае погашения всех ценных бумаг выпуска, в отношении которых зарегистрирован проспект ценных бумаг, за исключением погашения путем конвертации ценных бумаг одного вида, категории (типа) в ценные бумаги другого вида, категории (типа), обязанность по раскрытию информации в форме существенных фактов прекращается с даты, следующей за днем, когда было осуществлено погашение всех ценных бумаг выпуска, а в форме ежеквартального отчета - после предоставления эмитентом в регистрирующий орган ежеквартального отчета в отношении квартала, в котором было осуществлено погашение всех ценных бумаг выпуска.

Раскрытие информации в ходе эмиссии. Новые способы раскрытия информации

Раздел 2 Положения о раскрытии информации устанавливает порядок раскрытия информации в ходе эмиссии, в соответствии с которым в случае регистрации проспекта ценных бумаг на каждом этапе эмиссии эмитент обязан раскрывать информацию в форме соответствующих сообщений. Этапы эмиссии ценных бумаг:

  • этап принятия решения о размещении ценных бумаг;
  • этап утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
  • этап государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  • этап размещения ценных бумаг;
  • этап государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Раскрытие информации в ходе эмиссии регламентируется также разд. 6 Положения о раскрытии информации, в соответствии с которым эмитент обязан раскрывать существенный факт с кодом 05 «Сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг» в случае:

  • принятия решения о размещении ценных бумаг;
  • государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  • признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся или недействительным;
  • государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Эмитент также обязан раскрывать существенный факт с кодом 11 «Сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг» в случае утверждения решения о выпуске ценных бумаг уполномоченным органом эмитента.
Из вышесказанного не следует необходимость дублирования раскрытия информации в ходе эмиссии. Требования к раскрытию в форме сообщений, установленные разд. 2 Положения о раскрытии информации, относятся в первую очередь к эмитентам, которые ранее, до принятия решения о размещении (первый этап эмиссии) не были обязаны осуществлять регулярное раскрытие информации в форме существенных фактов и не подпадали под требования п. 6.1.1 Положения о раскрытии информации.
В соответствующих подпунктах разд. 2 Положения о раскрытии информации специально оговаривается, что в случае если на дату, в которую необходимо осуществить раскрытие информации в форме сообщения об одном из этапов эмиссии, эмитент обязан раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Федеральной комиссии, эмитент обязан раскрыть информацию в форме сообщения о существенном факте.
Здесь следует отметить, что не все сообщения, формируемые эмитентом в ходе эмиссии, имеют аналоги среди существенных фактов . Так, раскрытие информации на этапе размещения ценных бумаг проводится всеми без исключения эмитентами в отношении выпусков эмиссионных ценных бумаг, государственная регистрация которых сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг.
Порядок раскрытия информации также претерпел существенные изменения. Так, ранее раскрытие информации осуществлялось только путем опубликования информации в печатных СМИ и направления информации в регистрирующий орган. Новое Положение о раскрытии информации устанавливает дополнительные меры по раскрытию информации и видоизменяет старые.
Лента новостей
Наиболее оперативно, в течении одного дня, информация должна раскрываться в ленте новостей. Необходимость раскрытия информации в ленте новостей обусловлена требованиями п. 6.3.1. Положения о раскрытии информации. Устанавливая необходимость раскрытия информации в ленте новостей и Интернете, ФКЦБ России использует свое законное право определять состав, порядок и сроки раскрытия информации, в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ.
В соответствии с распоряжением ФКЦБ России от 5 марта 2001 г. № 187-р в марте 2001 г. был проведен открытый конкурс на право участия в оказании услуг по публичному предоставлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. В соответствии с решением Конкурсной комиссии победителями в проведенном ФКЦБ России открытом конкурсе были признаны ЗАО «Интерфакс» и ЗАО «АК&М». Победители приобрели право на заключение договора с ФКЦБ России об оказании услуг по публичному предоставлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, и статус Уполномоченных организаций по обработке и обеспечению публичного доступа к информации.
В соответствии с п. 1.4. Положения о раскрытии информации подавляющая часть эмитентов обязана осуществлять раскрытие информации в срок до 10.00 по московскому времени. Эмитент может раскрывать информацию до 10.00 по иному часовому поясу только при одновременном исполнении следующих условий:

  • эмиссионные ценные бумаги обращаются на организованных рынках;
  • эмиссионные ценные бумаги не обращаются на организаторах торговли, расположенных в московском часовом поясе.

В этом случае раскрытие происходит до 10.00 времени часового пояса того организатора торговли, на котором обращаются эмиссионные ценные бумаги эмитента.

Интернет
Также абсолютно новым для эмитентов является требование раскрытия информации в Интернете: для существенных фактов - в течение трех дней с момента его появления, а для ежеквартальных отчетов - не позднее 45 дней с момента окончания отчетного квартала.
Положение о раскрытии информации (п. 1.6.) разрешает эмитенту использовать домен эмитента либо иной домен с указанием адреса страницы в сети Интернет в соответствующей отчетности для раскрытия информации в Интернете.
По международному соглашению, каждой стране выделено некоторое кодовое обозначение длиной 2–3 буквы, которое называется доменом первого уровня или доменом этой страны . Так, например, если адрес сайта заканчивается на.ru, значит, сайт находится в домене России, .fr - Франции, .jp - Японии. Кроме того, существуют несколько доменов первого уровня, связанных не с географией, а с направленностью сайта. Например, .com для коммерческих, .org для некоммерческих, .edu для образовательных организаций. Домен первого уровня также называют зоной.
Домены второго уровня выдаются предприятиям и частным лицам в аренду, как правило, с ежегодной оплатой. В каждой зоне домены второго уровня выдает специально уполномоченная организация. В России этим занимается РосНИИРОС. Домен второго уровня, также как и любого другого, должен состоять из цифр и букв латинского алфавита.
Следовательно, под доменом эмитента можно понимать домен второго уровня, об аренде которого эмитентом существуют соответствующие подтверждающие документы.
Эмитент вправе использовать иной домен для размещения в Интернете информации в соответствии с Положением о раскрытии информации. Однако в этом случае эмитенту желательно иметь документы, подтверждающие наличие договорных отношений с арендатором домена второго уровня, предусматривающих возможность для эмитента размещать необходимую информацию на домене второго уровня, принадлежащего третьему лицу. Из этого следует невозможность использования бесплатных хостингов (boom.ru, narod.ru и других) в качестве страниц эмитента, поскольку у эмитента не будет возможности подтвердить документально отношения с арендатором домена второго уровня.
Средства массовой информации
Пункт 1.7 Положения о раскрытии информации устанавливает, что раскрытие в ходе эмиссии должно сопровождаться публикацией информации в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом:

  • не менее 10 тыс. экземпляров - в случаях эмиссии ценных бумаг, предусматривающей их размещение путем открытой подписки;
  • не менее 1 тыс. экземпляров - в иных случаях.

Также при опубликовании информации в периодическом печатном издании такая информация должна быть опубликована в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России».
Напомним, что в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитент обязан раскрывать информацию в ходе эмиссии в случае, если эмиссия сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, который согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции от 28 декабря 2002 г. регистрируется в случае открытой подписки или закрытой подписки при количестве приобретателей ценных бумаг свыше 500.
Следовательно, под «иными случаями» в п. 1.7 предполагается размещение ценных бумаг по закрытой подписке среди свыше чем 500 приобретателей, а также случай, когда проспект регистрируется по усмотрению самого эмитента, то есть если эмитент, хотя и не обязан, тем не менее регистрирует проспект ценных бумаг по своей инициативе.
Отметим, что норма постановления, регламентирующая раскрытие информации в периодическом печатном издании в ходе эмиссии, отличается от нормы, регламентирующей публикацию в периодическом печатном издании сообщений о существенных фактах - в соответствии с п. 6.3.1. Положения о раскрытии информации, сообщение о существенном факте должно быть опубликовано в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.
Необходимость обязательной публикации существенного факта в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России» прямо следует из п. 1.7. Положения. В случае если существенный факт не относится к процедуре эмиссии, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, публикация в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России» может в отдельных случаях считаться выполнением требования по публикации в периодическом печатном издании, доступном для большинства владельцев ценных бумаг, с учетом того, что тираж «Приложения к Вестнику ФКЦБ России» составляет 1000 экземпляров.
Следовательно, необходимость обязательной публикации существенного факта в ином, помимо «Приложения к Вестнику ФКЦБ России», периодическом печатном издании будет возникать у эмитента в случаях, когда:

    • сообщение о существенном факте связано с эмиссией ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг;
    • большинство акционеров не имеют доступа к «Приложению к Вестнику ФКЦБ России»;
    • количество акционеров общества превышает тираж «Приложения к Вестнику ФКЦБ России».

Д. Оленьков, зам. генерального директора «Интерфакс-АКИ»

Найдено документов: 11

    Акционерное общество «Хлебозавод №1»

    Банк России 21.05.2019 принял решение об освобождении Акционерного общества «Хлебозавод №1» (ОГРН 1027600679369) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    Тюменская область в лице Департамента имущественных оношений Тюменской области

    Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации 21.05.2019 в связи с выявленными нарушениями в адрес Тюменской области в лице Департамента имущественных оношений Тюменской области выдано предписание о приведении уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг Открытого акционерного общества "Совхоз "Червишевский" в соответствие с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ.


    Уральский федеральный округ (г. Екатеринбург)

    Публичное акционерное общество «Бумажная фабрика «Коммунар»

    Банк России 17.05.2019 принял решение освободить публичное акционерное общество «Бумажная фабрика «Коммунар» (ОГРН: 1024702085308) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

    Об освобождении ОАО "НИИТЭХИМ" от обязанности осуществлять раскрытие информации

    Банк России 16.05.2019 принял решение об освобождении Открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт технико-экономических исследований" (ОГРН: 1027739137986) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

    Открытое акционерное общество «Меркурий»

    Банк России 16.05.2019 принял решение об освобождении Открытого акционерного общества «Меркурий» (ОГРН 1026701421394) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
    Центральный федеральный округ (г. Орел)

    ПАО «Родник»

    Банк России 15.05.2019 принял решение об освобождении Публичного акционерного общества «Родник» (ИНН 2354003242) от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    О результатах рассмотрения заявлений на освобождение от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
    Южный федеральный округ (г. Ростов-на-Дону)

    Кукушкин Александр Иванович

    Банк России сообщает о направлении в адрес Кукушкина Александра Ивановича предписания о приведении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг Акционерного общества «МГАО Промжелдортранс», поступившего в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва 29.04.2019, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Основанием для направления предписания является нарушение требований статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Предписание направлено 14.05.2019.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Центральный федеральный округ (г. Москва)

    Гасанов Эльшад Гилан-оглы

    29.04.2019 в Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации от Гасанова Эльшада Гилан-оглы поступило добровольное предложение о приобретении ценных бумаг открытого акционерного общества «Чебоксарский завод автокомпоненток» (далее - добовольное предложение). По результатам анализа добровольного предложения в адрес Гасанова Эльшада Гилан-оглы направлено предписание о приведении добровольного предложения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

    открытое акционерное общество «Чебоксарский завод автокомпонентов»

    29.04.2019 в Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации от Гасанова Эльшада Гилан-оглы поступило добровольное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО «ЧЗА» (далее - добовольное предложение). По результатам анализа добровольного предложения в адрес ОАО «ЧЗА» направлено предписание о запрете на осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 статьи 84.3 Федерального закона «Об акционерных обществах».

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Приволжский федеральный округ (г. Нижний Новгород)

    Ксенофонтов Дмитрий Юрьевич

    Банк России принял решение о направлении в адрес Ксенофонтова Дмитрия Юрьевича Предписания о приведении требования о выкупе ценных бумаг Акционерного общества «Морское научно-производственное объединение по промышленному рыболовству» в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург)

    Акционерное общество «Морское научно-производственное объединение по промышленному рыболовству» (г. Калининград)

    В адрес Акционерного общества «Морское научно-производственное объединение по промышленному рыболовству» (г. Калининград) 13.05.2019 направлено Предписание о запрете на совершение действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 84.8 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

    О направлении предписаний об устранении нарушений требований, установленных главой XI.1Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург)

В одном из прошлых номеров «ЭЖ» мы писали об общих особенностях раскрытия информации акционерными обществами («Раскрытие информации: тонкости и нюансы возникновения и прекращения обязанности» , «ЭЖ», 2016, № 16). О конкретных изменениях к требованиям по раскрытию информации эмитентами ценных бумаг в 2016 г. читайте в этом материале.

В связи с упразднением 1 сентября 2013 г. ФСФР России ее функции передали Банку России, который взамен действовавшего ранее Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н) разработал Положение от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение о раскрытии). Оно вступило в силу с 17 марта 2015 г.

Положение о раскрытии распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных, включая международные финансовые организации, размещение и (или) обращение ценных бумаг которых осуществляется в РФ, за исключением ЦБ РФ и эмитентов государственных и муниципальных бумаг. Положение о раскрытии распространяется на действия эмитентов, имевшие место в 2015 г., а это значит, что его требования необходимо учитывать при подготовке к раскрытию информации, которая имеет место в текущем 2016 г.

В частности, Положением определяются требования к раскрытию:

    информации о выпуске (дополнительном) выпуске эмиссионных ценных бумаг;

    информации в форме проспекта ценных бумаг;

    ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг;

    информации о существенных фактах эмитента ценных бумаг;

    консолидированной финансовой отчетности эмитента ценных бумаг;

    информации о ценных бумагах иностранных эмитентов, допускаемых к публичному размещению и (или) публичному обращению в РФ;

    иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществления прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

Что изменилось после 14 марта 2016 г.

С 14 марта 2016 г. вступили в силу изменения в Положение о раскрытии, внесенные указанием Банка России от 16.12.2015 № 3899-У . Одно из нововведений (п. 2.6) предписывает эмитенту, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, на главной (начальной) странице сайта эмитента в интернете разместить ссылку на страницу, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, на которой осуществляется опубликование информации такого эмитента, либо ссылку на указанную ссылку. Появились и другие изменения:

    уточнено понятие «идентификационные признаки ценных бумаг», которые должны быть указаны в раскрываемых сообщениях (п. 2.11);

    изменен перечень вопросов повестки дня совета директоров, подлежащих раскрытию (п. 15.2, 15.4, 16.2);

    изменен срок наступления момента раскрытия информации о неисполнении обязательств эмитента по облигациям (п. 37.3);

    расширен перечень сведений о корпоративном споре (п. 57.1);

    добавлена необходимость раскрытия полученных эмитентом уведомлений о намерении обратиться в суд с исковым заявлением;

    расширен список документов и сведений, подлежащих обязательному раскрытию для ПАО и для непубличного АО (п. 69.2, 69.4);

    изменен порядок утверждения, подписания, подтверждения достоверности данных годового отчета АО (п. 70.2);

    изменен порядок утверждения, подписания, подтверждения достоверности данных и изменение срока для раскрытия годовой бухгалтерской отчетности АО, подлежащей обязательному аудиту (п. 71.2).

Также введена необходимость указывать идентификационные признаки ценных бумаг при раскрытии информации о ряде существенных фактов:

    о созыве общего собрания участников (акционеров) эмитента (п. 14.2);

    проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента и принятых им решениях (п. 14.4);

    объявлении общего собрания участников (акционеров) эмитента несостоявшимся (п. 14.6);

    проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня (п. 15.2);

    отдельных решениях, принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента (п. 15.4);

    непринятии советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решений, которые должны быть приняты в соответствии с федеральными законами (п. 16.2);

    погашении акций эмитента, являющегося акционерным обществом (п. 29.2);

    проведении и повестке дня общего собрания владельцев облигаций эмитента (п. 63.2);

    решениях, принятых общим собранием владельцев облигаций эмитента (п. 63.4);

    объявлении общего собрания владельцев облигаций эмитента несостоявшимся (п. 63.6).

Отметим также, что с 20 июня 2016 г. в Положении о раскрытии действуют еще две точечные поправки, касающиеся сделок с заинтересованностью (внесены указанием Банка России от 01.04.2016 № 3987-У):

    в сообщении о совершении АО сделки с заинтересованностью требуется указать само заинтересованное лицо, а также основания, по которым оно признается заинтересованным;

    в годовом отчете АО в сведениях о сделках с заинтересованностью необходимо указывать основания, по которым другая сторона по сделке признается заинтересованной, для тех сделок, размер которых составлял более 2% балансовой стоимости активов АО.

Раскрытие информации в форме годового отчета

В соответствии с Положением о раскрытии годовой отчет АО может быть подписан только лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, а вот подпись главного бухгалтера не требуется. Кроме того, в отношении АО, акции которых допущены к организованным торгам, предусмотрены значительные требования к раскрытию в годовом отчете информации о соблюдении обществом принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, а также:

    сведений о положении АО в отрасли;

    приоритетных направлениях деятельности АО;

    отчета совета директоров (наблюдательного совета) АО о результатах развития по приоритетным направлениям его деятельности;

    информации об объеме каждого из использованных АО в отчетном году видов энергетических ресурсов (атомная энергия, тепловая энергия, электрическая энергия, электромагнитная энергия, нефть, бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, газ естественный (природный), уголь, горючие сланцы, торф и др.) в натуральном выражении и в денежном выражении;

    перспективах развития акционерного общества;

    отчета о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям АО;

    описания основных факторов риска, связанных с деятельностью АО;

    перечня совершенных в отчетном году крупных сделок АО (по закону и в соответствии с уставом АО) с указанием по каждой сделке ее существенных условий и органа, принявшего решение о ее одобрении. В годовом отчете вместо перечня сделок может содержаться ссылка на страницу в интернете, на которой раскрыта данная информация;

    перечня совершенных АО в отчетном году сделок с заинтересованностью, для которых требовалось одобрение, с указанием по каждой сделке заинтересованных лиц, оснований признания их заинтересованными, существенных условий и органа, принявшего решение о ее одобрении. Этот перечень также может быть размещен на странице в интернете, а в годовом отчете можно будет указать лишь ссылку на эту страницу;

    а также сведений о совете директоров (и изменениях в его составе), о единоличном (или коллегиальном) исполнительном органе, о совершенных ими сделках по приобретению либо отчуждению акций управляемого АО, основных положений политики АО в области вознаграждения органам управления и сведений об их вознаграждении, а также сведений об утверждении годового отчета общим собранием акционеров или советом директоров, если этот вопрос отнесен к его компетенции, а также иной информации, предусмотренной уставом или внутренним документом акционерного общества (п. 70.3).

Как уже отмечалось, если акции АО допущены к организованным торгам, его годовой отчет должен включать в себя отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, содержащий:

    заявление совета директоров АО о соблюдении принципов корпоративного управления, закрепленных в Кодексе, а если такие принципы не соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме - с указанием данных принципов и кратким описанием того, в какой части они не соблюдаются;

    краткое описание наиболее существенных аспектов модели и практики корпоративного управления в АО;

    описание методологии, по которой проводилась оценка соблюдения принципов корпоративного управления, закрепленных в Кодексе;

    объяснение ключевых причин, факторов и (или) обстоятельств, которые должны носить конкретный характер, в силу которых акционерным обществом не соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме принципы корпоративного управления, закрепленные в Кодексе;

    описание механизмов и инструментов корпоративного управления, которые используются вместо рекомендованных;

    планируемые (предполагаемые) действия и мероприятия по совершенствованию модели и практики корпоративного управления с указанием сроков реализации таких действий и мероприятий.

Рекомендации по составлению отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления для включения его в годовой отчет АО в соответствии с требованиями Положения о раскрытии содержатся в письме Банка России от 17.02.2016 № ИН-06-52/8 «О раскрытии в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления» (далее - Рекомендации). Акционерные общества, не являющиеся публичными, также могут использовать Рекомендации для подготовки разделов годового отчета, посвященных корпоративному управлению.

    заявление совета директоров о соблюдении принципов корпоративного управления, закрепленных Кодексом корпоративного управления;

    информацию о принципах и рекомендациях Кодекса, которые не соблюдаются или соблюдаются им не в полном объеме, с описанием того, в какой части они не соблюдаются, с объяснением ключевых причин, факторов и обстоятельств, почему эти принципы не соблюдаются;

    описание механизмов и инструментов корпоративного управления, которые используются вместо рекомендованных Кодексом;

    планируемые действия и мероприятия по совершенствованию модели и практики корпоративного управления.

Форма отчета о соблюдении принципов Кодекса корпоративного управления предусматривает включение в нее информации о соблюдении АО всех принципов, указанных в части «А» Кодекса корпоративного управления. Информация о соблюдении базовых принципов Кодекса корпоративного управления (принципы, перечисленные в Кодексе корпоративного управления под номерами, состоящими из двух цифр, например 1.2 или 2.3 и т. д.) не является предметом оценки и раскрытия в форме отчета о соблюдении принципов Кодекса корпоративного управления. Раскрытие информации требуется в отношении принципов корпоративного управления второго уровня (перечислены в Кодексе под номерами, состоящими из трех цифр, например 1.2.3 или 2.3.1 и т. д.). В форме отчета о соблюдении принципов Кодекса корпоративного управления каждый принцип сопровождается критериями оценки его соблюдения, которые позволяют оценить его практическую реализацию акционерным обществом.

Раскрытие информации о корпоративном управлении в формате «соблюдай или объясняй» является важным элементом прозрачности деятельности АО, а также коммуникации между эмитентами, инвесторами и иными заинтересованными сторонами на финансовых рынках многих стран. Поэтому содержательные объяснения отклонений от рекомендуемой практики являются ключевым элементом этого механизма и важным инструментом для формирования отношений доверия на финансовом рынке.

В целях обеспечения надлежащего исполнения требований по раскрытию информации о причинах несоблюдения или соблюдения не в полном объеме принципов и ключевых рекомендаций Кодекса корпоративного управления акционерным обществам рекомендуется, чтобы каждое объяснение отклонения содержало следующие элементы:

    четкое указание положения Кодекса корпоративного управления, к которому относится объяснение;

    краткое описание контекста, обстоятельств деятельности АО или исторически сложившихся предпосылок, в связи с которыми общество не следует рекомендуемой практике;

    убедительные и понятные объяснения конкретных причин несоблюдения соответствующего положения Кодекса и обоснования решения, принятого акционерным обществом;

    описание используемых обществом мер, направленных на снижение возникающих дополнительных рисков;

    указание на то, является ли несоответствие положению Кодекса корпоративного управления ограниченным во времени и есть ли у АО намерение достигнуть соблюдения соответствующего положения в будущем.

Кодекс корпоративного управления задает ориентиры того, какую информацию следует включать в годовой отчет в части описания системы корпоративного управления:

    обзор системы корпоративного управления, включая требования регулирования, влияющие на структуру корпоративного управления;

    информацию об акционерах общества и взаимодействии с ними;

    состав совета директоров, включая биографические данные о его членах, сроке работы в совете директоров и статусе каждого члена совета, а также аналогичные данные в отношении исполнительных органов общества;

    обязанности и деятельность совета директоров АО в отчетном периоде;

    отчет о вознаграждениях;

    описание системы внутреннего контроля и управления рисками;

    отчет комитета по аудиту.

Ответственность за неисполнение требований Положения о раскрытии

Ответственность за нарушение требований Положения о раскрытии предусмотрена ст. 15.19 КоАП РФ с максимальными размерами штрафов для должностных лиц до 50 000 руб. и возможной дисквалификацией до двух лет, и штрафов для юридических лиц в размере до 1 млн руб. Причем, как показывает складывающаяся судебная практика, эта норма работает, и регулятор действительно накладывает на АО серьезные штрафы (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 24.05.2016 № Ф04-1922/2016 по делу № А27-21932/2015, Московского округа от 07.10.2015 № Ф05-13744/2015 по делу № А40-32343/15).

Отметим в заключение, что несмотря на усложнение процедуры подготовки раскрытия информации эмитентами в связи с увеличением объема содержательной части отчетов, перечисленные в статье нововведения преследуют цель формирования надлежащих стандартов к составлению соответствующих разделов годовых отчетов публичных АО, отвечающих задачам предоставления всем заинтересованным лицам понятной, полной и структурированной информации о системе корпоративного управления, сложившейся в АО.

К сведению

После вступления в силу Положения о раскрытии Банк России письмом от 30.03.2015 № 06­52/2825 «О раскрытии в годовом отчете акционерного общества за 2014 год сведений о соблюдении положений Кодекса корпоративного управления» рекомендовал для отражения сведений о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления в годовых отчетах акционерных обществ, осуществивших (осуществляющих) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, за 2014 г. использовать форму, предложенную ЗАО «ФБ ММВБ». Представляется, что указанная форма может быть рекомендована к использованию и при подготовке годового отчета за 2015 г.