Что ели «серые волки» Дёница. Что едят космонавты, полярники и подводники То есть у подводных лодок

Вконтакте

Пока на дворе праздники да повсеместная развлекуха, расскажем не об автомобилях, а о… подлодках. Тем более об этом мы обещали в материале про архангельские покатушки Ford. Помните еще советский анекдот: «Мужик попадает в камеру. Зэки его спрашивают: «За что посадили»? - «На работе форточки открывал». - «А где же ты работал»? – «На подводной лодке».

После распада СССР отечественные военные корабли редко появлялись в акватории «не наших» морей. Флот подводных лодок пришел в упадок, а трагическая гибель «Курска» в 2000-м вовсе стала символом поражения России. Но, к счастью, ситуация в последние годы изменилась, и об этом мы все прекрасно знаем. Современный авианосец стоит свыше 6 млрд долларов — слишком дорого для бюджета страны, отдавшей последнее на зимнюю Олимпиаду в Сочи и грядущий футбольный мундиаль.

Вместо авианосца страна инвестировала в новые подводные лодки, которые стоят по 250 млн «зеленых» каждая. При этом субмарины запросто могут вывести из строя авианосец, и таким простым образом способны компенсировать свое отставание. «Россия вложила значительные средства в свой флот, особенно в подводные лодки. Деятельность российских субмарин сейчас на высочайшем уровне со времен холодной войны», — заявил в конце 2017-го генсек НАТО Йенс Столтенберг, и он прав. По некоторым оценкам, сегодня у нашего флота 49 подводных лодок, а сколько еще заложено на верфях…

Северодвинск — один из крупнейших центров военного судостроения России. В городе находятся: ПО «Северное машиностроительное предприятие» (бывш. завод № 402), занимающееся строительством субмарин, и Центр судоремонта «Звёздочка», ремонтирующий их. Причем, что интересно, расположены они напротив друг друга. Самая распространенная профессия на «Севмаше» - сварщик. Чтобы сделать 100-мертовый корпус подлодки из прочного металла, сколько придется сделать сварных швов?! То-то и оно.

Крупная современная лодка имеет высоту с 9-этажный дом и длину с футбольное поле, на ее палубе способен развернуться «КамАЗ». При этом внутри места не так много, ибо подлодка создана не для того, чтобы катать людей, а чтобы скрытно доставлять в любую точку океана торпеды и ракеты.
Чем отличаются наши подводные лодки от американских? Тем, что наши - двухкорпусные. Любая субмарина прочная изнутри и легкая снаружи. У лодки ни крыши, ни стен. Самый толстый корпус в самом тонком месте - 40 мм. Снаружи есть еще легкий корпус - чтобы лодка охраняла нашу морскую северную границу. Свободно идет подо льдом, и металл его ничуть не боится.

Как только корпус сварен, проводятся его гидравлические испытания - обязательная проверка работы сварщиков. Лет 30 назад отечественные подлодки стали строить по-новому. После всех испытаний корпуса его разрезают на отсеки. И в каждый отсек заводят оборудование. Это быстрый способ строительства. Опытный образец «Юрия Долгорукого» строили около 20 лет. Когда он пошел в серию, лодки его серии стали изготавливать всего за 3 года. Для сравнения: в советские времена на это уходило порядка 2 лет. Самое главное оружие любой подводной лодки - торпеды. Торпедный отсек размещается в носу. Нижняя часть носа выполнена из композитных материалов. Они дороже металла, прочнее и хорошо проводят шум. Поскольку у наших лодок 2 корпуса, иллюминаторов не предусмотрено. Но если в нижней части носа установить мощное гидроакустическое оборудование, можно услышать все шумы, которые раздаются под водой. Самый сильный шум в море издает… не поверите… колония креветок. Прочный корпус лодки выдерживает ядерный взрыв и волну цунами. А вот экипаж волну не выдерживает. Услышав шум цунами, лодка, как правило, уходит от этого места как можно дальше.

Шумы, издаваемые гражданскими кораблями, совершенно иные, нежели от военных - в частности, они шумят громче. Как только подлодку ставят на воду, ее шумовые характеристики сразу заносят в шумовой реестр. До конца 80-х наши лодки выигрывали у америкнских в скорости, но проигрывали в шумозащите. Сейчас в этом секторе паритет. Кстати, почему подлодка собирается зональными блоками? Да чтобы меньше гремела, поскольку между блоками устанавливается хорошая шумоизоляция. А черная субмарина потому, что она покрыта толстым слоем резины. Поклейщик резины должен правильно наклеивать слои. Если ошибется и, скажем, приклеит не той стороной, подлодка будет чрезмерно шумной.

Сегодня проектируют V поколение ПЛ, создают IV поколение, а собирают еще III поколение. Одноместные каюты только у командира и доктора. Если у человека, например, обнаружен аппендицит, его до последнего кормят антибиотиками, лодка не всплывает. И каждый доктор, кто служил на подлодке, хотя бы раз в жизни, но удалял аппендицит. Самое слабое место у подводников - зубы, так как приходится пить опресненную воду. На лодке есть бор-машина. Нередко доктор назначает релаксацию: рыбки в аквариуме, птички в клетке, зимняя сауна, тренажерный зал. А на крупных ракетоносцах есть даже бассейн. Кормят подводников хорошо: в день выдают по 2 вяленые рыбы для поддержания соляного баланса, вино, икру…

Фото взято из открытых источников

У подлодки «глаз» нет, есть только «уши», и они находятся в нижней части носа. Вместо этажей - палубы. И если 1 этаж в доме - это низ, то на субмарине он сверху. И называется он палубой. 1 отсек - торпедный. 2 отсек имеет 4 названия: центральный, жилой, командирский, убежище. Потому что этот отсек многофункциональный. На наших лодках сколько людей, столько коек. У американцев коек вдвое меньше, чем личного состава. Кресло командира - на 2 этаже. Один из самых важных людей на подлодке - рулевой.

Любая лодка легко погружается и всплывает за 2 минуты - между корпусами заливается до 5 млн литров воды. Много раз на предельную глубину лодка погрузиться не может - у стали есть усталость металла. Почему лодка «Комсомолец» погружалась на глубину более 1 км? Потому что она была не из стали, а из титана. Сегодня не строят такие, дорого. Из убежища спасаются подводники. Если лодка залегла на грунт на глубине более 100 метров, через торпедный аппарат людям не выйти. Тогда люди по приказу командира поднимаются из жилого отсека в рубку и, заняв места в некоей капсуле, выдвигаются наверх. Еще 10 лет назад никто не испытывал всплывающую капсулу - дорого было. Сегодня это в норме вещей. Что делать, если на лодке, скажем, пожар? Лодка всплывает и экипаж покидает лодку, если пожар не потушить. Одевают спасательные гидрокостюмы, через рубку оказываются на корпусе. Под обшивкой легкого корпуса есть лючки. А в лючках спасательные средства.

3 отсек называется отсеком вспомогательных механизмов, которые призваны помогать человеку. На нижней палубе расположены холодильные установки (охлаждение ядерных реакторов) и компрессор (чтоб лодка всплыла), а также насос. Есть опреснитель: из пресной воды получают кислород. Задохнуться от отсутствия кислорода на атомной субмарине подводники сегодня не могут. Поэтому такая лодка может находиться под водой сколь угодно долго - только меняй экипажи. Обычно так: 5 месяцев под водой и смена.

Сверху и донизу идут трубы перископа. Каждой лодке при любом раскладе необходимо рано или поздно выходить на связь - хотя бы для того, чтобы знать об окончании военных действий. Лодка подвсплывает на перископную глубину, а это порядка 20 метров до уровня водя, то есть как длина самого перископа. Лодку не видно, а из-под воды выдвигаются антенно-мачтовые устройства. Разговор с командным пунктом в Москве осуществляется через космическую связь. К сеансу секретной связи командный состав лодки готовится последовательно и основательно. Перископ, который именуют «лебедем» (шея длинная), выдвигается всего на несколько секунд. Современный перископ «Сигнал-3» - это суть видеокамера. Сеанс космической радиосвязи - всего 20 секунд. Перископ принимает шифрованный радиопакет и сразу прячется в толщу воды.


Каждый, кто читал научную фантастику, пожалуй, хоть раз задумывался о том, что было бы круто жить в каком-нибудь необычном месте, например, под водой. За последние полвека люди неоднократно пытались воплотить эту фантазию в реальность и небезуспешно. Для тех, кто готов раскошелиться на кругленькую сумму и не против жить по соседству с парочкой тигровых акул, есть несколько вариантов проживания в подводном мире.

1. Суб-биосфера


Одной из самых амбициозных попыток создать подводное жилье является проект Фила Поли. Сам "подводный город" состоит из нескольких этажей, размещенных в отдельных капсулах, каждая из которых будет вмещать до 100 жителей. Суб-биосфера должна быть полностью самодостаточной и обеспечивать своих жителей едой и электроэнергией. Неизвестно, воплотится ли в жизнь столь смелый проект, но Поли продолжает неустанно искать финансирование, чтобы начать работу над ним. .

2. Коншельф


Самый известный исследователь мирового океана Жак Ив Кусто первым создал подводные научно-исследовательские строения, в которых можно было жить. Стоит отметить, что проект Conshelf не был предназначен для долгосрочного проживания, несмотря на то, что в этом подводном гигантском металлическом барабане существовало большинство удобств обычного дома. Всего существовало три итерации проекта, а в последнем - Conshelf III, сооруженном на глубине 100 метров, в течение месяца под водой жили шесть исследователей. Впервые идея воплотилась в жизнь в 1962 году, когда был создан Conshelf I в 10 метрах под поверхностью Средиземного моря у берегов Марселя. В нем жило и работало двое ученых в течение недели. Подводный дом был оснащен библиотекой, телевидением и радио.

3. Подводная лаборатория Ла Чалупа

Подводная научная станция у берегов Пуэрто-Рико La Chalupa Research Lab, которая принадлежала Taco Bell, по истечению своего срока службы была переделана в подводный отель, ставший популярным среди знаменитостей. Вся структура полностью погружена в воду и находится на дне лагуны. При этом она контролируется с помощью центра управления, находящегося на суше. В подводном отеле есть две спальни с кондиционерами и общая гостиная зона, оснащенная телевизором, DVD-плеером и телефоном. Также в спальнях есть гигантские стеклянные иллюминаторы, в которые полюбили заглядывать дайверы.

4. Подводная лаборатория Галатея


SeaOrbiter - концепция полностью мобильного объекта, предназначенного для подводных исследований. Это своего рода подводный космический корабль, дрейфующий в океане по всему миру. В качестве вдохновения для проекта послужила подводная лаборатория "Галатея", которая была открыта Жаком Ружери в 1977 году. Руководители проекта планируют вскоре разработать подводные транспортные средства, которые позволили бы им изучать океан на глубинах до 6000 метров.

5. Силэб


Одной из самых ранних попыток позволить людям жить под поверхностью океана являлся проект Sealab - исследовательская лаборатория Taco Bell. Подобно Conshelf, проект Sealab также прошел три итерации. Первый Sealab был запущен у берегов Бермудских островов в 1964 году, но был быстро закрыт в связи с приближающимся штормом. Sealab II был запущен в 1965 году и в нем уже был ряд удобств, таких как горячая вода и холодильник. 17-метровая станция могла погружаться на 62 метра. Sealab III был запущен в 1969 году у берегов Калифорнии, но проект закончился трагедией, когда внутрь объекта начала просачиваться вода, а неудачная попытка ремонта привела к смерти "акванавта" Берри Кэннона.

6. Аквариус


Международный университет Флориды владеет одним из последних оставшихся оперативных подводных исследовательских учреждений - станцией Aquarius Исследователи изучают в этом металлическом коконе морскую жизнь у берегов островов Флорида-Кис. Станция, которая вмещает до шести человек, может погружаться на глубину до 37 метров. Aquarius - полностью укомплектованная подводная квартира, в которой есть холодильник, кондиционер, душ, туалеты, микроволновая печь и даже доступ в Интернет.

7. Тектит


В 1969 году правительство Соединенных Штатов финансировало проект под названием Tektite, названный в честь метеоров, которые врезаются в океан и опускаются на дно. В рамках проекта четырех акванавта жили на подводной станции с февраля по апрель 1969 года и должны были готовить астронавтов для длительных полетов в космосе. Вторая итерация проекта Tektite была запущена в 1970 году. В ее рамках было проведено 11 различных миссий, в ходе которых 53 акванавта прожили по 2-3 недели под водой.

8. Гидролаб


На протяжении многих лет сотни исследователей использовали Hydrolab, принадлежащую Национальному управлению океанографических и атмосферных исследований, для изучения жизни в Атлантическом океане. Расположенный у берегов американских Виргинских островов Hydrolab позволил ученым работать в течение нескольких недель на дне океана, при на станции одновременно находились по 4 ученых. Сама лаборатория, погружаемая на глубину до 40 метров, была довольно маленькой и тесной - ее длина составляла всего 5, а высота - 2,5 метров.

9. Атлантика

Инженер НАСА Деннис Чемберленд разработал проект Atlantica, который является очередной попыткой создать настоящий подводный город. Чемберленд уже построил подводный дом на двух людей, но собирается создать огромный город, который позволит людям оставаться на дне океана постоянно. Согласно его планов, Atlantica должна совместить в себе функции жилого комплекса и научно-исследовательского центра.

10. H2OME

Большинство подводных жилищ доступны только для ученых или еще не были построены. Однако существует еще один вариант - "всего" за $ 10 млн можно приобрести собственный роскошный подводный дом - H2OME. Та же компания, которая построила один из самых известных подводных отелей в мире, "Посейдона", в настоящее время предлагает подводные дома под заказ. Подобные дома состоят из двух этажей, а них есть пара спален, гостиная, а также буквально все, что только можно пожелать в доме.

Меня надоумил рассказать об условиях службы на дизельных подводных лодках мой коллега-врач, который написал мне в «Одноклассниках»:

«Прочитал про бухту Улисс. В 1977 году проходил там практику от Военно-морской кафедры три недели, жил в медчасти, один день плавал на подводной лодке (дизельной) с погружением. Впечатления ужасные, дышать невозможно, голова кругом, подушки обвертывают газетами, это офицеры, у рядовых вообще адские условия. Рассказывали, как одна подводная лодка ходила 15 месяцев в Мировом океане, несколько самоубийств. При миллиардных затратах на вооружение экономили на удобствах для людей»

Вот такое впечатление произвело на молодого человека пребывание всего один день на подводной лодке, что он через много лет с содроганием пишет об этом. И главное, что ничуть не сгущает краски. Все так и было в те годы. Но прежде чем перейти к рассказу о современных подводных лодках, где совсем не такие условия, давайте вернемся назад, ко времени появления подплава. Первые люди, которые погружались на допотопных «потаенных судах», рисковали намного больше, чем моряки 60-70 годов ХХ века. Развитие подводных лодок продолжалось долгие годы, но даже в начале уже прошлого века, в период Первой мировой войны, когда подводные лодки показали себя как грозное оружие на море, они были не немного совершеннее первых субмарин, было много отказов техники, да и плавали они неглубоко.

Считается, что самые совершенные подводные лодки во время Второй мировой войны были у Германии. Какие они были, можно увидеть в знаменитом фильме «Подводная лодка», снятом немцами в 1981 году. Там можно увидеть быт экипажа и действия его в экстремальных ситуациях, когда для того, чтобы лодка быстрее ушла на глубину, экипаж бежал сломя голову из кормы в нос. Можно увидеть, где хранился провиант, и как принимали пищу все – и офицеры, и матросы. Если бы это увидел мой впечатлительный коллега, интересно, что бы он написал? Видимо, посоветовал Гитлеру вместо 1000 подводных лодок с такими условиями обитания выпустить со стапелей вдвое меньше, но с каютами для всех членов экипажа, кондиционерами и т.д. Все это можно увидеть в американском фильме «Операция нижняя юбка» про американскую подводную лодку в теплых водах Тихого океана во время Второй мировой войны. Там есть все – и чистое белье, и отдельные каюты, и кондиционеры, и душ, и вкусная еда. Нет только одного – потопленных судов противника. А вот немцы во время войны при отсутствии элементарных бытовых удобств потопили огромное количество судов союзников, и это несмотря на всю мощь объединенных флотов США и Англии. Потому что на лодке главное не бытовые условия, а возможность выполнять задачи, поставленные перед экипажем, в первую очередь топить корабли противника, а на современных лодках и поражать баллистическими и крылатыми ракетами военные объекты на территории противника.

Но вернемся к тому, с чего начался разговор – к бытовым условиям на субмаринах тех лет, когда я проходил службу – в начале 70-х годов. Я три года службы постоянно носил кожаные перчатки, снимая их только во время обеда, удовлетворения физиологических потребностей и сна. Спросите, почему? На дизельных, а вернее, дизель-электрических подводных лодках, которые уместно было называть «ныряющими», обеспечивает все потребности корабля несколько дизелей для хода и выработки электроэнергии. Кто-нибудь видел дизель без потеков? Я – нет. Даже японские и немецкие дизельные автомобили 80-90-х лет имеют потеки масла на двигателе и специфический запах дизельного топлива. Но там мощность двигателя около 100-150 л.с., а у подводной лодки 2-3 дизеля по 1500-2000 л.с. И обычно на всех дизелях есть потеки и топлива, и масла. Его вытирают мотористы ветошью, держа в её в руках, от этого руки становятся маслянистыми. Пресной воды на лодках большой дефицит, руки мыть нечем. Ветоши чистой тоже не хватает. Да еще если матросу приспичит по большой или малой нужде в туалет, мыть руки ему некогда. Вот и получается, что все кремальеры межотсечных дверей, всевозможные поручни и т.д. тоже маслянистые, и даже я, доктор, не имеющий никакого отношения к двигателям, буду иметь руки, покрытие тонким слоем масла или топлива. Для предотвращения этого мои руки были в перчатках. Кроме этого, вся моя повседневная одежда со временем приобрела характерный запах машинного масла. Так что моряка-подводника можно было определить и по запаху.

Подводная лодка, на которой мне довелось служить, сошла со стапеля в начале 50-х годов. Примерно такой срок эксплуатации, около 15 лет, имело большинство подводных лодок, базирующихся в бухте Малый Улисс под Владивостоком. Только лодки 641 проекта были моложе, но условия обитания в них мало чем отличались. Наша лодка долгие годы несла службу на Северном флоте, потом Северным морским путем была перебазирована на Камчатку, а потом пришла на капитальный ремонт во Владивосток. Именно в завершающей стадии ремонта я был направлен на неё служить. Во время ремонта во втором отсеке был установлен кондиционер, но сказать, что он очень помогал в жаркое время в подводном положении, я бы не сказал.

Как я уже упомянул, на всех кораблях советского флота основное внимание уделялось размещению вооружения и других приборов, помогающих успешно выполнить боевой приказ. Поэтому на весь экипаж не были предусмотрены спальные места, лишь на 2/3. Почему? Просто 1/3 экипажа в море несла вахту, и потом шла отдыхать на еще теплую койку после вставшего с неё следующего вахтенного. Мне, как начальнику медицинской службы, на родной подводной лодке 611 проекта, так называемой большой океанской, было место, а вот трем офицерам, командирам групп штурманской, торпедной и движения, спать приходилось там где найдут место на лодке. Отдельные каюты были только у командира лодки, старшего помощника, командира БЧ-5 и замполит делил свою каюту с помощником командира лодки. Со мной в одной каюте спали командиры БЧ-1 (штурман), БЧ-3 (торпедист), БЧ-4 РТС (связь и акустика). А вот на дизельных подводных лодках 613 проекта, так называемых средних, врач спал в кают-компании, где он вел прием больных и в случае нужды, разворачивал операционную. На крейсерских ракетных лодках 619 и 651 проектов у врача была отдельная каюта и медицинский отсек.

Но наличие своей койки еще не гарантировало хорошего сна. Почему, попытаюсь объяснить. Во-первых, койка довольно узкая, как все на подводной лодке. Особенно если спать в ней, не раздеваясь, что обычно делалось в зимних условиях. Во-вторых, днем подводная лодка идет в подводном положении, а на ночь всплывает, чтобы зарядить аккумуляторные батареи. А на море не так часто отсутствуют волны, а иногда они бывают очень большими. Так что бывает и килевая качка, и боковая, тем более что сигарообразный корпус подводной лодки очень валкий на боковой волне. И чтобы не упасть со второй полки в каюте, я упирался левым плечом в машинку клапана вентиляции, а с другой стороны была переборки каюты, за которой был коридор второго отсека. В третьих, во время зарядки аккумуляторных батарей выделяется водород, и лодка активно вентилируется, особенно второй и четвертый отсеки, где как раз в трюме и располагаются эти батареи. И зимой к концу зарядки в отсеках лодки вполне зимняя температура, немного выше нуля градусов. Спать в таких условиях с комфортом было невозможно, поэтому я большую часть ночи проводил на мостике, наблюдая, как волны накатывают на корпус лодки. Но все это я описал в рассказе «Шторм», поэтому повторяться не буду.

Недосып ночью я старался компенсировать дневным сном, предпочитая для этого свободную койку в шестом отсеке, между переборкой и мирно гудящим электродвигателем. Там было не очень шумно, и в подводном положении качки на глубине не было.

Вообще на дизельной подводной лодке койки крепились, где только можно. И над торпедами, лежащими на стеллажах, и над различными двигателями, и между ними. А некоторые матросы, бросив матрац между торпедами, умудрялись спать и там. По утрам, делая обход на подводной лодке, я видел спящих матросов в самых необычных местах и необычных позах.

Ночной отдых и сон очень важен для поддержания здоровья моряков, поэтому на флоте большой популярностью пользуется так называемый «адмиральский час», особенно в то время, когда лодка не в море, а стоит у причала. Тогда после обеда весь экипаж, кроме вахтенных, идет в казарму и почти два часа предпочитает спать на своих койках. Вот в казарме эти койки есть на весь личный, кроме офицеров и мичманов, которые спят на койках матросов, стоящих на вахте.

Конечно, самые тяжелые условия были во время выходов в море для отработки задач боевой подготовки в зимнее время. Это и шторма, и холодная погода над морем. И большие перепады температуры внутри корпуса лодки. То жара, когда лодка длительное время находится под водой, да еще подключаются пластины регенерации воздуха, которые сами выделяют тепло. В это время хочется разоблачиться от теплой одежды, в основном трико, которые надевали матросы вместо кальсон. Но лодка всплывала, начинала вентилироваться и температура в отсеках падала. Тут недолго и до простудных заболеваний. Но хочу сказать, что в подплав брали только физически здоровых людей, так что особо серьезных случаев простудных заболеваний в моей практике на лодке не было. Но вот провалы в проведении медицинских осмотров в призывных комиссиях встречались, и не раз. Наиболее запомнившийся мне случай призыва на службу в подводных флот молодого человека с отсутствием 11 зубов в полости рта, в то время, как по действующему в то время приказу человек в отсутствием 6 зубов уже не мог попасть в подплав. Этот матрос шутил: «У других между зубами мясо застревает, а у меня косточки от компота». Я подготовил документы, и парня списали на берег.

Наиболее холодными отсеками в зимнее время были первый и последний, седьмой. Эти отсеки назывались торпедными, и первый отсек был самый большой по кубатуре. Вдоль бортов на стеллажах лежали длинные сигары 533 мм диаметром – торпеды. Над ними висели койки личного состава. Никаких механизмов в этом отсеке не было, только немногочисленный личный состав. Примерно так же было и в седьмом отсеке, только там запасных торпед на стеллажах не было, они покоились в трубах 4-х кормовых торпедных аппаратов. Но зато было много коек личного состава. Так что нагреть внутреннее пространство отсека было нечем.

Второй отсек назывался аккумуляторным, потому что в трюме отсека располагались аккумуляторные батареи, которые обеспечивали ход лодки в подводном положении. А вот на палубе отсека были офицерская кают-компания, каюты для офицеров и каюта для старшин и мичманов. Командиром этого отсека считался начальник медицинской службы подводной лодки, для которого кают-компания была рабочим местом. Именно в ней разворачивалась операционная, поэтому над столом висели не обычные, а бестеневые лампы. В подводном положении отсек был теплый, но вот при зарядке аккумуляторов в нем становилось холодно из-за усиленной вентиляции. В этом отсеке был душевая с умывальником.

Но самым теплым на нашей лодке был шестой отсек, где были установлены 3 электродвигателя, которые давали ход субмарине в подводном положении, и при швартовке в надводном положении, так как дизели заднего хода не имели. Личного состава в этом отсеке было не очень много, висели многочисленные койки, на одной из которых я любил поспать. В этом отсеке были и гальюн, (Прим. – туалет на кораблях) но о туалетах у нас речь пойдет позже.

А вот пятый отсек хоть и был весьма теплым, но и самым шумным и загазованным. Три дизеля мощностью в 2000 л.с. сил каждый гремели очень сильно, в процессе эксплуатации со временем между прокладками масляных колец появлялись щели, и потеки масла и выхлопные газы всегда присутствовали в этот отсеке. В нем были самым маслянистым на ощупь все механизмы, вентили, трубопроводы и т.п.

В четвертом отсеке в трюме были аккумуляторные батареи, а на палубе были рубки радиста и гидроакустика, камбуз, (Прим. – кухня на всех судах), каюта командира БЧ-5, кубрики старшин и личного состава. Как и второй отсек, он усиленно вентилировался во время зарядки аккумуляторных батарей со всеми вытекающими из этого последствиями.

Главным для всей подводной лодки является третий, или центральный отсек. Здесь сосредоточены все рычаги управления подводной лодкой, поэтому во время боевой тревоги в нем оказывается немало офицеров, мичманов, старшин и матросов. Они располагаются на трех уровнях – в боевой рубке, на палубе и в трюме. В надводном положении через этот отсек идёт воздух по всем отсекам через открытый верхе-рубочный люк. Однажды мне довелось плавать на подводной лодке радиолокационного надзора, которая имела повреждение прочного корпуса и не могла погружаться. Почти неделю был шторм, и через верхне-рубочный люк в третий отсек попадало огромное количество забортной воды, которую еле успевали откачивать насосы подводной лодки.

Питание во время выходов в море организовано по нормативам морского автономного пайка из расчета 4,5 рубля в сутки на человека. В него входят и некоторые деликатесы, например языки, сосиски, копченые колбасы, всевозможные компоты, обязательно 15 граммовая плитка шоколада. В море офицеры положено пить по 80 граммов сухого вина, а матросам и старшинам по 180 граммов сока. Питание трехразовое плюс вечерний чай в 22 часа. Полная автономность нашей субмарины была 90 суток, но обычно на такой срок лодки не выходили. Чаще это были 60 суток. Представляете, сколько необходимо места, чтобы загрузить в лодку провианта на 60 суток для 70 человек экипажа? Было парочка кладовок, плюс один большой холодильник в трюме, куда грузили часть продуктов, наиболее дефицитных. А многие коробки и ящики с провиантом хранились под койками в отсеках. Но такого, как показано в немецком фильме «Подводная лодка», где мясные туши весели у подволоков отсеков, на наших лодках я не видел. В каждом отсеке был металлический ящик с аварийным продуктовым запасом, который должен быть укомплектован в соответствии с приказом Министерства обороны. Но обычно в него не докладывали кое-какие продукты, так как нерадивые матросы вытаскивали из него шоколад и некоторые другие деликатесы, хотя ящик и закрывался на ключ.

В отличие от надводных кораблей, где прием пиши в штормовую погоду сродни небольшому подвигу, подводники всегда могли погрузиться на это время, и поесть без качки, не ловя свои тарелки, расползающиеся по столу. Так что у нас обычно было и жидкое первое блюдо, чего были лишены надводники в штормовую погоду. Но вот приготовление тех же жидких блюд на камбузе лодки, идущей в надводном положении в шторм, представляло известные трудности. Однажды наш основной кок (Прим. – повар на судах) был в отпуске, и кашеварил его помощник. Он не очень хорошо переносил качку и его периодически рвало. Для сбора рвотных масс он ставил небольшой котелок, а рядом был огромный котел с приготовляемым на весь экипаж первым блюдом. Я в таких случаях волновался, как бы он не перепутал емкости. Но ничего, обошлось.

Водоснабжение на дизельных подводных лодках было весьма скудное. Зимой это не так сказывалось, а вот летом очень. Особенно трудно было во время «автономки» (Прим. – боевая служба в открытом океане, которая обычно продолжалась в течение двух месяцев) в жаркое время года, да еще в теплых водах течения Курасиво. Весь световой день подводная лодка находилась под водой, температура в отсеках доходила до 40, а иногда и 45 градусов, восстановить водно-солевой баланс было весьма трудно, так как принимаемые экипажем соки не утоляли жажду. Особенно сладкие, поэтому к концу похода у нас не осталось ни одной банки томатного сока, который в обычных условиях не очень и пили. Все два месяца похода, при интенсивном потении, и при наличии маслянистых выделений от дизелей, от гнойничковых заболеваний на коже спасали, и то частично, ежедневные обтирания спиртом открытых частей тела. Чтобы спирт не употребляли внутрь, все это делалось под моим контролем, а ватки собирались в бикс, и потом сжигались на верхней надстройке.

Вся вода, которую употребляет экипаж, идет на приготовление пищи и помывку лица, находится в специальной цистерне. Когда наша лодка ремонтировалась, подверглась частичному ремонту и эта цистерна. Поэтому перед тем, как её наполнить питьевой водой, её надо было продезинфицировать хлоркой. В цистерну закачали воду, поместили раствор хлорки, выдержали определенную экспозицию, и потом всю воду из цистерны сжатым воздухом выдавили в море. Снова закачали воду, и снова выдавили. Необходимо было добиться, чтобы вода не пахла хлоркой, но нас торопили с выходом на ходовые испытания, и командир решил, что небольшое содержание хлорки в воде не повредит организму, но вот запах хлорки явственно ощущался в чае или кофе какой-то период, пока в цистерну не была закачена новая порция питьевой воды.

Отдельного рассказа требует удовлетворение физиологических потребности человека, т.е. большой и малой нужды. Для этих целей на нашей подводной лодке с 70 человек экипажа имелось два гальюна – в третьем отсеке, т.е. в центральном посту, и в шестом. Как правило, они закрывались во время кратковременных выходов подводной лодки. Вы можете представить, какой запах будет стоять в посту, где осуществляется управление подводной лодкой, если гальюн посетят человек 30-40 экипажа по большой нужде? Поэтому для этих целей существовал гальюн тира «сортир» в ограждении боевой рубки. (Прим. – боевая рубка является элементом прочного корпуса, весьма ограниченного объема. Все, что мы называем рубкой на фотографиях над корпусом лодки, является ограждением и боевой рубки, и выдвижных устройств, а иногда и ракетных шахт. Там располагается и мостик, а на дизельных лодках и гальюн, являющийся выгородкой с отверстием внизу. При погружении лодки все «добро» смывается забортной водой).

Но и пользование гальюнами внутри лодки требовало некоторых навыков. Сам унитаз ничем не отличается от такового в наших квартирах, но скорее, в вагонах поезда. Смыв осуществляется как обычно. Потом накопившееся за какое-то время «добро» из специальной ёмкости сжатым воздухом выбрасывается наружу. Иногда в этой ёмкости остается избыточное давление, и когда неумелый матрос смывает свое «добро», оно летит не в ёмкость, а ему в физиономию. Можете представить вид такого «засранца»? Для профилактики этого есть специальный клапан, который необходимо нажать перед смывом.

Как видите, уважаемые читатели, каким-то комфортом на подводных лодках времен Первом и Второй мировой войн не пахло. И пока субмарины не получили атомные реакторы и не превратились из «ныряющих» в настоящие подводные лодки, так и было. Правда, справедливости надо сказать, что на американских лодках периода Второй мировой войны хватало комфорта. Их лодки при одинаковом количестве вооружения имели примерно в два раза больше водоизмещение, и разместить дополнительное оборудование в них не было проблемой. Первые атомоходы во многом повторяли конструкцию своих дизельных собратьев, с тем же минимумов удобств для экипажа. Но с ростом водоизмещения субмарин появлялись возможности создать удобства для личного состава, типа отдельных коек, кабинетов психологической разгрузки, небольшого тренажерного зала. А на подводной лодке 945 проекта типа «Акула» по нашей квалификации или «Тайфун» по квалификации НАТО, самой большой в мире, есть даже небольшая сауна с небольшим бассейном. И пресной воды, которая получается на самой подводной лодке с помощью опреснителей, достаточно для всевозможных нужд, в том числе и для помывки всего экипажа. Дизельного топлива, масла на поручнях уже давно нет. Так что не только боевые возможности современных субмарин значительно выросли, но и улучшились условия обитания экипажей, проводящих в море очень длительное время, с огромной ответственностью по защите рубежей своей страны. Независимо, какой – России, США, Франции, Англии, Китая, Индии, - ибо только эти страны имеют на вооружении атомные подводные лодки.

Меню моряков на подводной лодке всегда было практически мишленовское: у них в камбузах можно встретить консервы со свиными языками в желе, мясом уток и индеек, ветчиной, красной икрой, печенью трески, шпротами, сайрой или горбушей.

Основные обеденные блюда — мясо, рагу, овощи — делаются из продуктов в упаковке из материала ламистер, эта такая алюминиевая лакированная фольга. Для завтраков и ужинов также есть спецсмеси — сухие яичные «Омлет», для блинчиков на сухом молоке. Картофель, овощи и фрукты, плодовые и ягодные компоты для подлодок пастеризуют с биологически активным веществом «Супер Низолакт». Он приближает производство консервов к процессам жизнедеятельности, происходящим в природе, и исключает применение вредных химических веществ.

Так заботиться о здоровом питании подводников — насущная необходимость, а не то, чтобы именно флотское начальство отличается особой филантропией. Отсутствие естественного света и свежего воздуха, замкнутое пространство приводит к нарушениям пищеварения — снижается аппетит, а потом и работоспособность. Ограниченность движения тоже играет свою роль: если не правильно рассчитать калорийность продуктов, личный состав запросто может приблизиться к конституции Шрека.

Всего ассортимент продуктов питания подводников включает около 135 наименований: там и сублимированные абрикосы и клубника, мед и варенье — бывает даже розовое или из грецких орехов. В автономном плавании каждому полагается 50 грамм красного сухого вина, вроде каберне, потому что оно выводит из организма радионуклиды.

Пайком в руки морякам дают шоколад и воблу. Почему воблу, если под вино? Говорят, что, когда планировали, чем поддерживать силы подводников — пивом или вином, мнения разделились. Остановились все-таки на вине, но воблу из пайка убрать забыли. Официальная версия же гласит, что моряки любят воблу, особенно при качке, так как она уменьшает неблагоприятное самочувствие при морской болезни.

Отдельного упоминания заслуживает хлеб — он тоже консервированный. Раньше батоны заспиртовывали для длительного хранения. Кок протыкал его в ножом, пропитывал водой и помещал в печь. Спирт вместе с водой выпаривался, в результате чего получался свежий горячий хлеб. Сейчас хлеб консервируют теплом — как бы это не звучало, но это более здоровый способ надолго его сохранить, чем спиртовая стерилизация.

Есть, наконец, у подводного питания еще два выдающихся момента. Во-первых, именно по еде моряки определяют, утро сейчас, день или вечер. Во-вторых, в сутки по очереди работают три смены, так что кокам нужно без конца накрывать и убирать со столов — как если бы они обслуживали бесконечное безумное чаепитие Алисы из Страны чудес.

Любой, кто читал какую-либо научную фантастику, в тот или иной момент думал о том, как замечательно было бы жить в странных средах обитания, например, под водой. За последние полвека люди пытались воплотить эту фантазию в жизнь и удивительно то, что многие из них в этом преуспели. Если вы готовы раскошелиться на довольно кругленькую сумму и не возражаете жить по соседству с одной или двумя тигровыми акулами, существует несколько способов, с помощью которых вы сможете на самом деле жить в море.

10. «Суб-Биосфера» (Sub-Biosphere)

Фотография: Фил Поли (Phil Pauley)

Одной из самых амбициозных попыток создать подводное жилище является детище человека по имени Фил Поли. Суб-Биосфера по сути является именно тем, о чём вы подумали, основываясь на её названии, и проект её создания находится ближе всего к постройке подводного города из всех проектов, которые в настоящее время находятся на стадии разработки. Несмотря на то, что Суб-Биосфера пока ещё не является функционирующим жильём, концепт-арта и чертежей достаточно для того, чтобы заставить любого из нас захотеть спуститься в солёные глубины и провести длительный период времени под водой.

Суб-Биосфера состоит из нескольких этажей, находящихся в капсулах, каждая из которых будет способна разместить до 100 жителей. Задумкой Поли является подводный город, который будет полностью самодостаточным и включать в себя районы для выращивания сельскохозяйственных культур и выработки собственной электроэнергии. Будет ли Суб-Биосфера когда-либо построена ещё предстоит выяснить, но Поли продолжает неустанно работать над логистикой и финансированием, чтобы начать строительство, а также, по слишком явному совпадению, над художественным произведением, основанном на концепции подводного города.

9. «Коншельф» (Conshelf)

Как может кто-то когда-либо даже упоминать об идее жизни под водой, не вспомнив единственного и неповторимого Жака Ив Кусто (Jacques Cousteau)? Самый известный водный эксперт в истории успешно создал подводные жилищные и научно-исследовательские объекты. В отличие от чего-то вроде Суб-Биосферы, проект Коншельф не был предназначен для долгосрочного проживания, несмотря на то, что в нём было большинство удобств дома, находившегося в гигантском металлическом барабане. Проект Коншельф прошёл уже три итерации, и Коншельф III уже был домом для шести исследователей, которые жили под водой в течение почти месяца.

Идея воплотилась в жизнь в 1962 году, когда Коншельф I находился в 10 метрах под поверхностью Средиземного моря у берегов Марселя. Небольшое, тесное помещение, технически называемое Диогеном (Diogenes) служило домом для пары учёных в течение недели. Оно было оснащено библиотекой, телевидением и радио, и использовалось в качестве научно-исследовательской станции для изучения морской жизни. Вскоре после успеха эксперимента Коншельф I, был запущен Коншельф II. Оно было оснащено ещё большим количеством фантастических удобства, таких как гараж, аквариум, и ещё один научно-исследовательский центр, находившийся глубже в море, на этот раз в помещение жили пять человек в течение месяца. Наконец, самым амбициозным проектом стал Коншельф III, находившийся на невероятной глубине 100 метров от поверхности воды.

8. Подводная лаборатория Ла Чалупа «La Chalupa Research Lab» / Гостиница под водой (Jules Undersea Lodge)


Фотография: Гостиница под водой «Jules Undersea Lodge»

То, что изначально было подводной лабораторией Ла Чалупа, объектом, который, по сути, находился в ведении «Taco Bell», стало гостиницей под водой после того как объект исчерпал свою пользу в качестве станции, в которой морская жизнь изучалась у побережья Пуэрто-Рико. Объект был особенно популярен среди знаменитостей, поскольку он являлся исследовательской станцией, переделанной в своего рода подводный отель.

Структура полностью погружена в воду и находится на дне лагуны. Она контролируется с помощью центра управления наземного базирования. Посетители попадают в гостиницу с помощью подводного порта, который доставляет их в центр объекта. В гостинице есть две спальни и общая гостиная зона, в которой даже есть кондиционер, потому что на дне моря видимо не так холодно, как показывается в фильмах. Комната отдыха оснащена телевизором и DVD-плеером, а также телефоном. В каждой из спален также есть гигантские стеклянные иллюминаторы, позволяющие любопытным дайверам смотреть на вас, пока вы спите, поэтому эта гостиница определенно не для застенчивых людей.

7. Подводная лаборатория Галатея (Galathee Underwater Lab) / Проект СиОрбитер (SeaOrbiter Project)


Фотография: Жак Ружери (Jacques Rougerie)

СиОрбитер это концепция полностью мобильного, в основном подводного исследовательского и разведочного объекта. Это своего рода подводный космический корабль, дрейфующий по всему миру, чтобы облегчить изучение океана и животных, живущих в его глубинах. Подводная лаборатория Галатея, открытая Жаком Ружери в 1977 году послужила вдохновением для этого проекта. Это была подводная среда обитания, разработанная специально для того, чтобы минимизировать вмешательство в покой морского мира. Её можно было разместить на любой глубине от 9 до 60 метров под поверхностью океана.
Так же, как и космические станции, на дизайне которых она была основана, СиОрбитер позволяет совершать долгосрочные морские путешествия по всему миру, в которых могут участвовать приблизительно 20 человек за один раз. Руководители проекта планируют разработать подводные транспортные средства, которые позволили бы им исследовать глубины, находящиеся до 6 000 метров от поверхности океана. СиОрбитер также можно будет потенциально использовать, чтобы помочь в подготовке космонавтов. Повышенное давление и изоляция похожи на те условия, с которыми космонавтам придётся столкнуться в космическом пространстве. Проект СиОрбитер активно ищет финансирование, и на данный момент создатели собрали лишь 45 процентов необходимой суммы.

6. Силэб (SEALAB)


Одной из первых попыток позволить людям жить ниже поверхности океана стал проект Силэб. Нет, Силэб это не тот мультфильм, который вы смотрите поздно вечером, кушая исследовательские лаборатории, заказанные из Тако Белл (Taco Bell). Как и Коншельф, проект Силэб также прошёл в три этапа. Первый Силэб был запущен у берегов Бермуд в 1964 году, но отрезан приближавшимся штормом.

Силэб II был запущен в 1965 году и был оснащён теми удобствами, которыми не обладал Силэб I, например, горячей проточной водой и холодильником. Длина этой подводной лаборатории достигала 17 метров, и она могла погрузиться на 62 метра под воду. На борту Силэб посменно жили команды водолазов, причём каждая из команд жила на борту как минимум две недели за раз. Среди тех, кто жил на Силэбе был Скотт Карпентер (Scott Carpenter), который получил известность как один из астронавтов группы «Меркурий 7». Карпентер сделал подводный звонок своему коллеге по «Меркурию 7» астронавту Гордону Куперу (Gordon Cooper), находившемуся на тот момент на орбите Земли в космической капсуле Джемини (Gemini), потому что астронавты — это позёры.

Силэб III был запущен в 1969 году у берегов Калифорнии, но проект окончился трагедией, когда судно начало протекать и неудачная попытка ремонта привела к смерти «акванавта» Берри Кэннона (Berry Cannon).

5. Аквариус (Aquarius)


Если вам посчастливилось быть студентом Международного университета Флориды (Florida International University), вам может быть предоставлен доступ к одному из последних оставшихся в эксплуатации подводных научно-исследовательских объектов в мире, метко названному Аквариус. В течение периодов до 10 дней за один раз исследователи плавают в Аквариусе изучая морскую жизнь у берегов островов Флорида-Кис (Florida Keys). Металлический кокон может выдержать давление воды при глубине до 37 метров под поверхностью океана и вмещает до шести человек за один раз.

Внутри Аквариус является полностью укомплектованной квартирой, которая включает в себя холодильники, кондиционер, душ, туалеты, микроволновую печь и даже доступ в Интернет. Совсем недавно, в ноябре прошлого года, группа студентов последнего курса Международного университета Флориды, специализирующихся на морских исследованиях провели неделю, проживая и проводя исследования на борту Аквариуса. Стоимость обучения в университете, вероятно, намного дешевле, чем пребывание в коммерческом подводном отеле, что делает Аквариус главной целью любителей океана ограниченных финансовыми возможностями.

4. Тектит (Tektite)


В 1969 году правительство Соединенных Штатов профинансировало проект под названием Тектит, названный в честь метеоров, которые врезаются в океан и падают на дно. Проект Тектит, состоял из четырёх акванавтов, которые жили в погружённой под воду станции с февраля по апрель 1969 года, и его целью должна была быть подготовка космонавтов для длительных пребываний в космосе.

Вторая инкарнация проекта Тектит была запущена в 1970 году и включала в себя 11 различных миссий, позволяя 53 акванавтам провести 2-3 недели погружёнными в подводный мир. Сам Тектит выглядел более или менее как пара гигантских металлических резервуаров. В них были расположены апартаменты экипажа и аппаратная, соединённая с мостом, плюс общее помещение для проведения исследований. Апартаменты предоставляли домашние удобства, с радиоприемниками и телевизорами, а также с кроватями и почти полностью оборудованной кухней. Несмотря на то, что она больше не функционирует как исследовательская лаборатория, вы всё равно можете просмотреть на подводный дом в Музее Тектита (Tektite Museum).

3. Гидролаборатория (Hydrolab)


В течение многих лет сотни исследователей пользовались Гидролабораторией, принадлежащей Национальному управлению океанических и атмосферных исследований (National Oceanographic and Atmospheric Administration), в качестве базы для научного исследования Атлантического океана. Гидролаборатория, расположенная у берегов американских Виргинских островов (Virgin Islands), позволила учёным работать в течение нескольких недель за раз на дне океана, а на её борту могло свободно разместиться до четырёх учёных.

Сама лаборатория была достаточно маленькой и тесной, её длина составляла всего 5 метров, высота 2,5 метра и она могла погружаться на глубину до 40 метров. Несмотря на то, что она была менее чем идеальной средой для страдающих клаустрофобией людей, она была оснащена водопроводом, электричеством и спальными местами, наряду с большими смотровыми портами для наблюдения за окружающим подводным миром. После того как она находилась в эксплуатации в течение более чем десяти лет, Гидролаборатория была списана с эксплуатации в 1986 году, но на неё всё ещё можно посмотреть в Музее естественной истории (Museum of Natural History).

2. Атлантика (Atlantica)

Деннис Чемберленд (Dennis Chamberland) является немного мечтателем, но он относится к тому редкому виду мечтателей, которые на самом деле воплощают свои мечты в реальность. Вероятно, этому способствует тот факт, что он является инженером в НАСА, и среди его задач числятся попытки сделать возможным проживание людей, как под водой, так и в космосе. В центре его планов находится экспедиция на Атлантике, которая является его вполне реальной и очень серьёзной попыткой создания настоящего подводного города.

Чемберленд уже построил подводный дом, рассчитанный на двух человек, но его конечная цель заключается в создании обширного общества, что позволит людям оставаться на дне океана практически бесконечно. В соответствии с его планами, Атлантика должна быть чем-то вроде района жилого комплекса в дополнение к тому, что она будет научно-исследовательским центром. Когда его спрашивают о жизни в предложенном им сообществе, он описывает невероятные сценарии, будто взятые из мультсериала Джетсоны (Jetsons), в которых люди запрыгивают в свои подводные лодки, чтобы съездить в кино.

1. Плавучий дом «H2OME»


Фотография: Подводные Структуры США (US Submarine Structures)

В то время как большинство подводных домов недоступны для тех, кто не является морскими учёными или готовы ждать до следующего десятилетия для того, чтобы собрать достаточно средств, существует ещё один вариант. По низкой цене всего в 10 миллионов долларов, вы можете приобрести свой собственный роскошный подводный дом, вернее, плавучий дом «H2OME». Те же люди, которые построили один из самых известных подводных отелей в мире, под названием Посейдон (Poseidon), теперь предлагают подводные дома, изготовленные на заказ.

Компания, под названием Подводные Структуры США, по-видимому, пытается монополизировать рынок подводной собственности. На их веб-сайте описаны подводные казино и рестораны, в дополнение к полностью законченным домам, а также ещё целый ряд подводных возможностей. Они хвастаются тем, что их дома поддерживают такое же давление как на поверхности, то есть вы никогда не промокните на пути к лестнице или лифту. Дома состоят из двух этажей, с парой спален, комнат отдыха, и абсолютно всем, что вы могли когда-либо пожелать иметь в своём доме, который идеально подходит для начинающих злодеев мира, вышедших с экранов серий о Бонде.