ДЖД – дорога по обе стороны фронта. Транспорт мира - это кровеносная система в организме мирового хозяйства Большой загрязнитель окружающей среды – автомобильный транспорт

«Промышленность и транспорт» - Имеются пограничные переходы для автомобильного транспорта. Автомобильный транспорт. Развита рыбная промышленность. Развита сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием. Промышленность. Воздушный и городской транспорт. Также важна роль пассажирских перевозок, как внутрирегиональных, так и внешних. Менее крупные в Рыбачьем и Светлом.

«Транспорт России 9 класс» - Делаем анализ диаграмм: Наиболее густая транспортная сеть сформирована в России … а) на западе б) на севере в) на востоке. Первое место в России по грузообороту занимает ….. транспорт. а) железнодорожный б) трубопроводный в) автомобильный. 9 класс Дырова Л.Б. СОШ № 1 г.Тимашевск 2011 год. Транспортный комплекс России.

«Транспорт мира 10 класс» - Урок географии в 10-ом классе. Влияние НТР на мировую транспортную систему. Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. Конец 90-х гг. 61%. автор: Карезина Нина Валентиновна. Длина и густота железных дорог по странам мира. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. - в Германии и Бельгии.

«География транспорта» - Подразделяется на автомобильный железнодорожный и трубопроводный. География транспорта. Воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда. Сухопутный Водный Воздушный. Сухопутный транспорт. Сеть регулярных авиалиний опоясывает весь земной шар, протягиваясь на 11,5 млн. км. Водный транспорт. Презентация по географии.

«Транспорт в России» - Наша страна имеет густую речную сеть. Отдыхающие здравниц Кавказа сокращают путь, преодолевая крутые спуски и подъемы. По проводам со скоростью молнии летит электрический ток. Многие реки судоходны. Продолжается электрификация железных дорог. Канатные дороги. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса России.

«Трубопроводный транспорт» - Выполнил ученик 9Б класса Гуршев Олег. Восточная Сибирь – Тихий океан. Трубопроводный транспорт. Нефтепровод. Постройка и установка газопровода. Газопровод в разные времена года.

Всего в теме 13 презентаций

1. Введение ……………………………………………………………..стр. 2
2. Сухопутный транспорт…………………………………………….стр. 5
а) Мировой автомобильный транспорт………………………….....стр. 6
б) Мировой железнодорожный транспорт…………………………стр. 8
в) Трубопроводный транспорт……………………………………...стр. 11
4. Морской транспорт………………………………………………..стр. 12
а) Морские порты мира……………………………………………...стр. 15
5. Внутреннийводный транспорт………………………………….стр. 17
6. Воздушный транспорт…………………………………………….стр. 17
7. Транспорт и окружающая среда…………………………………стр. 18
8. Исторический пример роли транспорта в дни ВОВ………….стр. 20
9. Заключение…………………………………………………………стр. 22
10. Приложение……………………………………………………….стр. 24
11. Список, используемой литературы............................................стр. 30Введение

Миллионы километров железных дорог, автострад, газо- и нефтепроводов причудливым узором покрыли лик старушки- Земли. Но если сетка морщин на человеческом лице - знак заката жизни, то переплетение транспортных магистралей на лике планеты - свидетельство расцвета цивилизации.
Транспорт- это кровеносная система в сложном организме мировогохозяйства. Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами, в которых происходит обмен грузов между ними. Он составляет материальную основу внутригосударственного и международного разделения труда. Особо важное значение в развитии транспорта имеет для стран, обладающих большими размерами территории. Обширность территории связано с высокимизатратами на транспортное строительство. Транспорт – одна из важнейших отраслей экономики; являясь материальной основой территориального разделения труда, он «цементирует» мировое хозяйство; уровень и характер развития транспорта отдельных стран зависит от множества факторов; уровня развития производительных сил, размеров территории и др.
Транспорт является важным связующим звеном вэкономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса.
Научно – техническая революция коснулась основных видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного, трубопроводного (см.приложение на стр. 24. Таблица 1). Резко увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. В результате этого мир, опоясанный многочисленными транспортными артериями, «сжался», стал доступнее.
НТР оказала большое влияние на «разделение труда» между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту,в мировом грузообороте – морскому. Однако между отдельными регионами и странами в этом отношении различия могут быть весьма большими.
Поэтому принято выделять также региональные транспортные системы. Так, региональную транспортную систему со своими характерными чертами представляет собой транспортная система Северной Америки. То же можно сказать и о транспортных системах зарубежной Европы,стран СНГ, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Латинской Америки, Австралии и др.
Транспорт различных стран и регионов мира имеет свои особенности, что связано с размерами и освоенность территории, уровнем развития экономики, степенью включенности международное разделение труда. Так, многим небольшим по площади странам развивать внутренний авиатранспорт не выгодно, поскольку их территорию всчитанные часы можно пересечь на автомобиле. Это нельзя сказать о США, территорию которых с Запада на Восток грузовик преодолевает лишь за 3,5 суток. Еще более протяженны транспортные маршруты в России: поезд Москва – Владивосток пересекает страну за 7 суток. Транспорт промышленно развитых стран имеет сложную структуру и представлен, как правило, всеми видами транспорта....

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт образно называют “кровеносной системой” хозяйства. С его помощью осуществляется перемещение огромных масс грузов и пассажиров как внутри городов, так и в междугородном, международном сообщениях. Надежные транспортные связи являются необходимым и обязательным условием специализации любых территорий на производстве продукции, предназначенной для потребления за их пределами.

Транспорт — самостоятельная отрасль хозяйства, которую следует отнести к производственной сфере. Перемещение грузов и пассажиров является одновременно и производственным процессом, и продукцией транспорта. В настоящее время в транспортном комплексе России занято около 4 млн. человек, на него приходится свыше 1/10 всех основных фондов экономики страны и валового внутреннего продукта. На транспорт выпадает, чуть ли не 1/З услуг, оказываемых населению.

Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. Водный и автомобильный транспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый — из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период, второй — как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта. Больше всего грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его роль в грузообороте транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.

1 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

Железнодорожный транспорт - один из самых крупных грузоперевозчиков страны. На его долю приходится значительная часть общего объема перевозок грузов. По отчету за 2008 г. 85 % грузооборота и 40 % пассажироперевозок приходится на железнодорожный транспорт. В то же время железные дороги являются важным централизующим фактором экономического пространства России. Для многих регионов - это единственный вид транспорта.

Железные дороги России - это развитая транспортная система протяженностью 87 тыс. км, из них 39 тыс. км - электрифицированы. С точки зрения затрат железные дороги - наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок на дальние расстояния вагонных партий грузов навалом - каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции.

Железнодорожный транспорт сохранит в перспективе ведущую роль в обеспечении основной массы межрегиональных транспортно-экономических связей и должен выполнять более 70 % грузооборота транспортной системы (без трубопроводного транспорта).

Материально-техническая база железнодорожного транспорта включает: пути и путевое хозяйство, вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы, товарные конторы, весовое хозяйство и др. Сфера обращения в основном тесно связана с вагонным парком и его использованием.

1.1 Путевое хозяйство

Путевое хозяйство — одна из основных отраслей железнодорожного транспорта, в которую входят железнодорожный путь со всеми сооружениями; объекты производственного, служебно-технического и культурно-бытового назначения; линейно-путевые, промышленные предприятия, обеспечивающие текущее содержание и ремонт пути; путе- и мостообследовательские, геофизические и нормативно-инструкторские станции; средства механизации ремонтно-путевых и других работ. На долю путевого хозяйства приходится более 50 процентов стоимости основных фондов железных дорог, пятая часть эксплуатационных расходов. В путевом хозяйстве занята шестая часть работников железнодорожного транспорта.

Основную задачу путевого хозяйства составляет содержание пути и путевых устройств в постоянной исправности, чтобы обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с наибольшими скоростями, установленными для данного участка.

Руководит путевым хозяйством в ОАО РЖД Главное управление пути, а на дорогах — служба пути. В ведении Главного управления пути находятся Государственный институт по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям (Гипротранс-путь), нормативные и путеобследовательские станции и проектно-конструкторское технологическое бюро.

Службам пути непосредственно подчинены шпалопропиточные заводы, на которых сушат и пропитывают антисептиками деревянные шпалы и брусья, балластные карьеры, в которых добывают балласт, щебеночные заводы, изготовляющие путевой щебень, рельсосварочные поезда, производящие сварку новых и старогодных рельсов, путевые дорожные мастерские и путеобследовательские станции.

Линейными предприятиями путевого хозяйства являются дистанции пути, дистанции лесозащитных насаждений и путевые машинные станции. Размещение и техническое оснащение дистанций пути, путевых машинных станций и других предприятий путевого хозяйства должны обеспечивать выполнение необходимых работ по содержанию и ремонту железнодорожного пути, сооружений и устройств для выполнения заданных размеров движения с установленными скоростями.

1.2 Вагонный парк

Вагонный парк состоит из двух основных групп вагонов — пассажирских и грузовых.

Грузовые вагоны на железнодорожном транспорте подразделяются на крытые, полувагоны, платформы, цистерны и специальные вагоны для перевозки отдельных видов грузов, такие как изотермические, цементовозы, кислотные цистерны, для перевозки автомашин и др. Тяжеловесные и негабаритные грузы перевозятся в транспортерах грузоподъемностью до 400 т и более.

Крытые вагоны предназначены для перевозки ценных грузов и грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий. В них перевозят зерно, тарные и штучные грузы и ряд других. В крытом цельнометаллическом вагоне боковые стены кузова снабжены люками. В металлической крыше сделаны четыре загрузочных люка с автоматически запирающимися крошками. Цельнометаллические самоуплотняющиеся двери кузова в нижней части снабжены разгрузочными люками, через которые выгружается часть зерна для уменьшения давления на дверь перед ее открытием. Уплотнение двери достигается применением резиновых прокладок специального профиля в местах сопряжения со стойками кузова и специальными пазами у порога. В вагонах с самоуплотняющимися дверями зерно перевозят без применения хлебных щитов.

Полувагоны составляют значительную часть грузового вагонного парка, используемую наиболее интенсивно. Полувагон не имеет крыши, а пол его составлен из разгрузочных люков. Люки закрываются специальными запорами и снабжены юре ионам и для облегчения их закрывания.

Полувагоны предназначены для перевозки массовых сыпучих и навалочных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков,— руды, леса, угля, металла, а также автомашин, сельскохозяйственной техники и др. Этот тип вагона позволяет широко применять механизированную погрузку и выгрузку, в том числе и на вагоноопрокидывателях.

Платформы предназначены для перевозки длинномерных грузов (рельсов, лесоматериалов), контейнеров, а также автомобилей и различных автодорожных и сельскохозяйственных машин. Четырехосная платформа с цельнометаллическими бортами является основным типом платформ.

В цистернах перевозят массовые жидкие грузы, нефтепродукты. В зависимости от рода перевозимого нефтепродукта цистерны специализируются и снабжаются приборами для верхнего или нижнего слива. Кузов цистерны представляет собой котел цилиндрической формы с колпаком в верхней части. На котлах цистерн для перевозки бензина устанавливаются предохранительные клапаны. Для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов используются цистерны грузоподъемностью 62 т, оборудованные универсальным сливным прибором.

Вагоны пассажирского парка подразделяют на вагоны для перевозки пассажиров, почтовый, багажные, вагоны-рестораны и вагоны специального назначения. Вагоны дальнего следования приспособлены для продолжительного пребывания в них пассажиров. Такие вагоны бывают купейными с мягкими, жесткими или полужесткими местами для лежания и некупейные (открытые) с жесткими пли полужесткими местами.

1.3 Вагонное хозяйство

Основными подразделениями вагонного хозяйства являются вагонные депо, в которые входят пункты подготовки вагонов к перевозкам и пункты технического обслуживания вагонов, промывочно-пропарочные станции, пассажирские технические станции, колесные мастерские, автотормозные контрольные пункты, контрольные пункты автосцепки, пропиточные, регенерационные цехи и другие сооружения.

В вагонном депо, которое, как правило, размещается на крупных железнодорожных узлах и сортировочных станциях, выполняется деповской ремонт пассажирских и грузовых вагонов или контейнеров, тормозов и перезаправка букс, а также ремонт запасных частей и оборудования. Вагонные депо специализируются на ремонте определенных типов вагонов.

Крупным и ответственным подразделением вагонного депо является пункт подготовки вагонов к перевозкам и пункт технического обслуживания вагонов. На пунктах подготовки вагонов и пунктах технического обслуживания осуществляется техническое обслуживание грузовых вагонов, подаваемых под погрузку, пассажирских — под посадку пассажиров, а также вагонов, находящихся в сформированных составах поездов.

1.4 Грузовой двор

Грузовой двор — это часть территории станции с находящимся на ней комплексом сооружений и устройств, предназначенных для приема, погрузки, выгрузки, выдачи, сортировки и временного хранения грузов. На нем размещены склады, грузосортировочные платформы, площадки для контейнеров, тяжеловесных, навалочных и других грузов. Грузовой двор имеет путевое развитие и автомобильные подъезды и проезды, а все его склады и площадки оснащены погрузочно-разгрузочными машинами и устройствами. Места общего пользования на грузовом дворе — склады, погрузочно-разгрузочные площадки и устройства — специализируют по роду грузов (тарно-упаковочные, навалочные, тяжеловесные, опасные и др.), виду отправок (повагонные и мелкие) и характеру выполнения операций (погрузка, выгрузка, сортировка).

Грузовые дворы бывают тупикового, сквозного и комбиниро-панного типов. Для временного хранения грузов между приемом к перевозке и погрузкой в вагоны (сортировки по направлениям и подборки вагонных отправок), а также выгрузкой из вагонов и вывозом на склады получателей служат прирельсовые склады:

· общего пользования, принадлежащие железным дорогам и

служащие для хранения различных грузов, за исключением скоропортящихся, зловонных и опасных, сроком до 3 суток;

· необщего пользования, принадлежащие предприятиям и

организациям.

В зависимости от рода грузов склады делятся на специальные (для отдельных грузов) и универсальные (для грузов различных наименований).

Крытые склады с внутренним вводом железнодорожных путей и автоподъездов называют ангарными. В таких складах созданы благоприятные условия работы, особенно при длительных низких температурах воздуха в зимнее время, и обеспечено кондиционирование воздуха при высоких температурах летом.

Для хранения малоценных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, но не боящихся воздействия ветра, влажного воздуха, используют крытые платформы. Обычно их строят как продолжение складов на тех же площадках.

Неотъемлемой частью железнодорожного транспорта являются грузовые станции - комплекс путевых и грузовых устройств, предназначенных для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций. На грузовых станциях производят операции по приему, погрузке и выгрузке багажа. На грузовых станциях сосредоточены все объекты и устройства коммерческого хозяйства. Это - товарные конторы, контейнерные площадки, весовое и крановое хозяйство.

2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

Морской флот и суда смешанного "река-море" плавания обслуживают в основном мировой фрахтовый рынок за пределами России, сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходного бизнеса за рубежом. В то же время около 60 % внешнеторгового грузооборота России осуществляется морским путем, при этом сокращается общее число судов и тоннажа, и продолжается старение флота, зарегистрированного в российских национальных реестрах.

Как правило, Морфлот является ведущим перевозчиком в мультимодальном сервисе. Значительное количество грузов перевозится в настоящее время судами и баржами в прибрежных водах и по внутренним водным путям. Для ряда субъектов Российской Федерации водный транспорт является безальтернативным для обеспечения их жизнедеятельности видом транспорта. Стоимость перевозки по воде громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти и металлических руд очень мала. Напомним, что для перемещения на одно и тоже расстояние 1 т груза по реке затрачивается энергии в 6 раз меньше, чем по железной дороге, и в 25 раз меньше, чем по автомобильной дороге. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвергается влиянию погоды.

К материально-технической базе морского и речного транспорта относят флот, морские и речные порты и пристани.

2.1 Речной и морской флот

Речной и морской флот состоит из судов различных типов:

· грузопассажирские

· сухогрузные (балкеры) - для перевозки насыпных грузов.

Современные балкеры имеют большую грузоподъемность, часто превышающую 100 тыс. т. Почти полностью раскрытая палуба позволяет быстро загружать суда мощными грейферными кранами или конвейерными перегружателями без горизонтального перемещения груза на судне.

· наливные (танкеры)

· рефрижераторные - эти суда могут быть самоходные и несамоходные, обладают относительно небольшой грузоподъемностью, имеют термоизоляционные грузовые помещения, холодильное оборудование, позволяющее обеспечивать охлаждение до -25C.

· ролкеры - для перевозки грузов, размещенных на колесной технике, эти многопалубные суда могут перевозить до 2000 автомобилей, прицепов, полуприцепов, тракторов.

· лихтеровозы - небольшие самоходные или несамоходные баржи - спускаются краном с борта лихтеровоза, стоящего на открытом рейде, и доставляются на разгрузку-погрузку к пристани. Груженая лихтер-баржа подводится буксиром или своим ходом к лихтеровозу и подается на палубу судовым краном. Лихтеровозы эффективны при отсутствии достаточно мощных портов, а также при смешанных перевозках «река-море».

Для выполнения операций по погрузке и выгрузке, приему и сдаче грузов, организации перевозок и обслуживанию флота на транспорте имеются морские и речные порты и пристани, грузовые районы (участки) для грузовых и коммерческих операций, грузовые порты.

2.2 Морские и речные порты

Основными классификационными признаками портов являются;

а) назначение;

б) народнохозяйственное значение;

в) географическое положение;

г) годовая продолжительность эксплуатации;

д) отношение к уровню воды;

е) отношение к международной торговле.

По назначению порты можно подразделить на транспортные, военные, промысловые и порты-убежища.

Транспортные порты, предназначенные для передачи грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой, могут быть разделены на порты общего назначения, в которых перерабатываются самые различные грузы и пересаживаются пассажиры, и порты специальные, предназначенные для переработки какого-либо одного груза (уголь, руда, нефть, лес и т. д.). Как правило, специальные порты имеют мощные высокопроизводительные перегрузочные устройства, которые служат для переработки одного лишь вида груза.

В портах общего назначения перегружаются различные грузы, а перегрузочные устройства более универсальны. Наиболее крупные отечественные и зарубежные порты являются портами общего назначения.

Военные порты или базы флота предназначены для обслуживания военно- морского флота. Они характеризуются наличием больших рейдов, бассейнов для ремонта судов, специальных складов военного снаряжения и продовольствия. На территории военного порта нередко размещаются обширные казармы. Для обороны порта имеются фортификационные и другие инженерные сооружения.

Промысловые порты, из которых наибольшее развитие получили рыбные порты, оборудуются складами-холодильниками и имеют в своем составе перерабатывающие предприятия. Такие порты, являясь базами промыслового флота, располагают, как правило, и собственными судоремонтными устройствами.

Порты-убежища, как это видно из названия, предназначены для укрытия во время шторма судов, которые не рассчитаны на действие крупных волн. Как правило, для портов-убежищ используют естественные бухты и лагуны, производя в них минимальный объем дноуглубительных работ для создания рейдов.

По народнохозяйственному значению основным классификационным признаком порта является объем выполняемой портом работы.

По географическому положению различают порты: речные, водохранилищные, устьевые, береговые, лагунные и островные.

Речные порты на свободных реках, в зависимости от расположения на реке, подразделяют на русловые, вся акватория которых и причальный фронт находятся непосредственно в русле реки и внерусловые или затонные, в которых акватория и причальный фронт находятся в естественном затоне или в искусственном ковше; в последнем случае порт называют ковшовым. Внерусловые порты обычно используются и для зимнего отстоя судов, а поэтому имеют в своем составе судоремонтные заводы.

Водохранилищные порты располагаются в верхних бьефах водохранилищ. Водохранилищные порты, так же как и морские, имеют оградительные сооружения, защищающие рейды и причалы от волнения. Такие порты являются одновременно портами-убежищами.

Устьевые порты характерны тем, что в них сходятся морские и речные водные пути. Почти все крупнейшие порты мира (Ленинградский, Лондонский, Нью-йоркский, Гамбургский, Роттердамский, Антверпенский и др.) расположены в устьях рек. Портовые устройства размещаются, как правило, по берегам реки или в вырытых в берегу бассейнах. При этом порты стремятся разместить на некотором расстоянии от моря, чтобы избежать строительства оградительных сооружений.

Береговые морские порты создаются на открытом морском берегу, и для защиты их акваторий и причалов от волнения приходится строить оградительные сооружения. Длина этих сооружений в портах на песчаных побережьях измеряется километрами.

Лагунные порты размещаются в глубине лагун, образовавшихся на песчаных берегах вследствие отложения естественных кос, отделяющих лагуны от моря. Такие порты не нуждаются в защите от волнения, но имеют подходные каналы, на которых необходимо поддерживать глубины, удаляя наносы землечерпанием.

Островные порты, как видно из названия, располагаются на островах и не имеют сухопутной связи с берегом. Они создаются для перевалки грузов с судов одного типа на другие или для приема судов, которые ввиду большой осадки не могут подойти к причалам главного порта.

Страна испытывает огромный недостаток морских портовых мощностей, и в то же время внутренний речной транспорт имеет значительные резервы в провозной способности флота и пропускной способности портов.

Сегодня внутренние судоходные пути составляют протяженность более 100 тыс. км, на которых имеется 700 судоходных гидросооружений. Приоритетным направлением развития портового хозяйства, наряду с усилением устьевых портов, является развитие портов, расположенных на внутренних водных путях международной классификации, т.е. международных транспортных коридорах.

3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках, и сегодня на него приходится 80 % общего количества перевозимых грузов (5,4 млрд. т). Количество автомобилей также резко увеличивается, и в настоящее время парк грузовых автомобилей уже составляет 3 млн. единиц, парк легковых автомобилей - 18 млн.

В городах автотранспорт осуществляет основную массу грузовых перевозок. Этот вид транспорта чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от ворот до ворот», избавляя отправителей от необходимости лишних перевозок.

Грузовые автомобили - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

К материально-технической базе автомобильного транспорта относят подвижной состав, автотранспортные предприятия и автомобильные дороги.

3.1 Подвижной состав

Подвижной состав состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов. Все виды автомобилей подразделяются на транспортные, используемые для перевозок грузов и пассажиров, и специального назначения.

Транспортные автомобили в свою очередь подразделяют на 3 основных категории: пассажирские, к которым относятся легковые автомобили и автобусы; грузовые - для перевозки грузов различных наименований и тягачи, не имеющие собственных грузовых емкостей и предназначенные для буксировки полуприцепов и прицепов.

По конструктивной схеме грузовые автомобили подразделяются на одиночные и автопоезда. Грузовые автомобили различают: особо малой грузоподъемности (до 0,5 т) на базе легковых автомобилей, малой грузоподъемности (от 0,5 до 2 т), средней грузоподъемности (от 2 до 5 т), большой грузоподъемности (от 5 до 15 т) и особо большой грузоподъемности (более 15 т).

По виду перевозок грузовые автомобили и автопоезда подразделяют на две группы: универсального, многоцелевого назначения и специализированные (цистерны, фургоны, цементовозы и др.).

В зависимости от дальности перевозок различают автомобили для местных (в пределах 50 км) и дальних (междугородних) перевозок.

Целесообразность использования подвижного состава того или иного типа определяется его эксплуатационно-техническими качествами и конкретными условиями эксплуатации. К эксплуатационно-техническим качествам автомобиля относят его характеристику по габаритам и массе, проходимость, устойчивость, подвижность, маневренность и экономичность. В большинстве случаев в качестве показателя экономичности используется показатель расхода топлива на 100 км пробега.

3.2 Автотранспортные предприятия

Автотранспортные предприятия являются составной частью материально-технической базы автомобильного транспорта. Они осуществляют хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также обеспечивают его необходимыми материалами и запчастями.

По своему назначению автотранспортные предприятия делятся на грузовые, пассажирские (легковые и автобусные), смешанные и специальные (скорой медицинской помощи, пожарные, коммунального обслуживания и т.д.).

По организации производственной деятельности АТП подразделяются на:

· Комплексные, осуществляющие транспортную работу

· Все виды технического обслуживания (ТО)

· Текущего ремонта (ТР) и хранение подвижного состава;

· Кооперированные, деятельность которых осуществляется с учетом централизации транспортной работы, а также централизации «частичной или полной» работ ТО и ТР.

3.3 Автомобильные дороги

Автомобильные дороги также входят в состав материально-технической базы автомобильного транспорта. В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования и ведомственной сети в стране составляет около 956 тыс. км, из которых более 200 тыс. км грунтовые, не имеющие твердого покрытия.

По всем удельным показателям развития сети дорог Россия уступает странам с развитой рыночной экономикой по плотности на единицу площади в 5 - 30 раз, на тысячу жителей - в 3 - 10 раз. Особенно слабо развита сеть магистральных автомобильных дорог, которая, имея протяженность около 5 % в общей дорожной сети, обеспечивает около 50 % всех автомобильных перевозок. На подавляющей части автомобильных дорог имеются только две полосы движения. Протяжение дорог с 4 и более полосами движения даже на федеральной сети составляет всего 2,2 тыс. км при потребности, исходя из объемов движения автомобилей, - более 12 тыс. км. Многие из существующих многополосных дорог не соответствуют требованиям, предъявляемым к современным скоростным автомагистралям. Состояние многих магистральных дорог не обеспечивает реализацию транспортно-эксплуатационных качеств современных автомобилей. Более трети этих дорог требуют реконструкции с переустройством параметров плана и продольного профиля по нормативам более высоких категорий, около половины требуют усиления дорожных одежд, более 20 % имеют недостаточную ровность и шероховатость.

По техническим условиям дороги делятся на пять категорий в зависимости от интенсивности движения. От наличия и состояния дорог зависит эффективность использования автотранспортных средств, их износ, себестоимость перевозок и производительность подвижного состава.

Улучшение дорожной сети создает экономические предпосылки снижения затрат на перевозки автомобильным транспортом, являющимся во многих случаях не конкурентом, а партнером железных дорог, способствуя привлечению на них новых грузопотоков, в том числе расширению мультимодальных перевозок и, следовательно, росту доходов.

В зависимости от качества, технической оснащенности дорог определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные дороги делятся на пять категорий:

Чем выше категория дороги, тем больший поток автомобилей она пропускает и тем более совершенной является в техническом отношении. В зависимости от интенсивности движения, разрешенной скорости движения и рода технических характеристик автомобильные дороги относят к одной из пяти категорий.

4 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

Географические особенности России, роль отдаленных регионов в хозяйственной жизни страны обусловливают особую роль авиации в транспортном комплексе. На долю воздушных перевозок приходится пока незначительная часть общего грузооборота, однако этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость и/или когда необходимо достичь отдаленных рынков.

Использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов - скоропортящиеся продукты (такие как свежая рыба, живые цветы) и негромоздкие изделия высокой стоимости (такие как приборы, ювелирные изделия). В качестве "авиапригодных" по оценкам Мирового банка принимаются грузы по цене ФОБ за 1 фунт массы более 10 долларов.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 756 аэропортов. Их сеть охватывает все основные регионы страны и обеспечивает обслуживание как внутренних перевозок, так и транспортных связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Основной объем грузопотоков концентрируется в 63 аэропортах федерального значения, на долю которых приходится более 70 % грузовых внутренних авиаперевозок, а также более 95 % международных.

Согласно концепции государственной транспортной политики Российской Федерации рациональная структура системы авиаперевозок предполагает наличие 5 - 8 федеральных авиакомпаний, 20 - 25 региональных и 60 - 70 - местных. Общее число авиакомпаний при этом может быть сокращено до 100 - 110.

Материально-техническую базу авиатранспорта составляют авиапредприятия с парком воздушных судов, аэропорты с комплексом технического обслуживания авиационной техники и топливо-заправочными комплексами, предприятия системы организации воздушного движения.

Наблюдающееся в последние годы снижение объемов авиационных перевозок и как следствие инвестиций в основные фонды авиапредприятий и организаций гражданской авиации, обусловило отставание развития материально-технической базы объектов авиационной инфраструктуры от современных требований.

Почти все авиакомпании характеризуются деградацией парка воздушных судов, большая часть авиаперевозчиков является экономически несостоятельной, арендующей на короткое время и по демпинговым ценам устаревшую авиационную технику для выполнения нерегулярных чартерных рейсов.

Парк воздушных судов состоит в основном из старых самолетов и вертолетов, которые выпускались с 60 - 70-х гг. В большинстве своем эта авиатехника неэффективна и неконкурентоспособна, так как имеет в 1,5 - 2 раза больший удельный расход топлива, чем у зарубежных аналогов.

4.1 Классификация подвижного состав воздушного транспорта

1. Аппараты легче воздуха:

· дирижабли

· воздушные шары

· аэростаты

· планеры

2. Аппараты тяжелее воздуха:

2.1 самолеты

2.1.1. по способу взлёта и посадки

· обычные

· вертикальные

· короткие

2.1.2. по назначению

· грузовые

· грузопассажирские

· пассажирские (дозвуковые, сверхзвуковые, гиперзвуковые)

2.1.3 по типу двигателя:

· поршневые

· турбиновинтные

· реактивные

2.1.4. по условиям базирования:

· сухопутного базирования

· гидросамолеты

2.2. вертолёты

· специальные

· спортивные

· санитарные

· поисково-спасательные

· учебно-тренировочные

· сельскохозяйственные и др.

4.2 Аэропорты и аэродромы

Самолёты взлетают и садятся на аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации. Гражданские аэродромы подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации только при наличии сертификата (свидетельства) годности. Ведение указанного реестра возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации. Аэродромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов государственной авиации Российской Федерации. Ведение указанного реестра возлагается на уполномоченный орган в области обороны. Данные о гражданском аэродроме исключаются из государственного реестра в следующих случаях: нарушение требований к государственной регистрации гражданского аэродрома и требований к обеспечению его безопасной эксплуатации; на основании заявления лица, зарегистрировавшего гражданский аэродром. При исключении данных об аэродроме из Государственного реестра эксплуатация аэродрома приостанавливается, свидетельство о государственной регистрации аэродрома утрачивает силу и подлежит возврату органу, осуществляющему государственную регистрацию аэродрома.

Аэродромы бывают:

· основные;

· запасные;

· базовые.

Аэродром входит в более широкое понятие «аэропорт». Аэропорт - это транспортное предприятие, осуществляющее прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов подвижного состава. Аэропорт представляет собой сложный инженерный комплекс сооружений, зданий, технических средств и оборудования, занимающий до нескольких тысяч гектаров территории.

Аэропорты подразделяются по назначению на:

· международные;

· республиканские;

· местные.

В зависимости от годового объёма перевозки пассажиров аэропорты подразделяются на 5 классов. Крупные аэропорты мира могут обслуживать до нескольких десятков миллионов пассажиров в год.

Техническое оснащение большинства российских аэропортов находится на низком уровне. Особое значение для определения направлений модернизации и реконструкции элементов наземной инфраструктуры имеют топливо-заправочные комплексы и авиационно-технические базы, так как их современное состояние обусловливает снижение показателей безопасности полетов отечественных авиакомпаний.

Существующая российская система организации воздушного движения (ОВД) также не в полной мере обеспечивает соблюдение мировых стандартов безопасности полетов, определяемых рекомендациями ИКАО, и характеризуется неравномерностью покрытия сетью пунктов ОВД территории страны. В результате Россия теряет значительные суммы из-за прокладки международных транзитных маршрутов в обход российского воздушного пространства. К тому же снижение интенсивности воздушного движения в последние годы привело к относительному росту стоимости аэронавигационного обслуживания в России по сравнению с мировым уровнем: в структуре расходов российских авиаперевозчиков на международных линиях аэронавигационное обслуживание составляет немногим более 3 %, а на внутренних авиалиниях - почти 8 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека - потребность в перемещении. Однако практически ни один вид транспорта (кроме, пожалуй, автомобильного, и то не всегда) не может самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от двери до двери» или «от дома до дома». Такое перемещение возможно лишь при чётком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса.

Организация работы такого комплекса, как единая транспортная система России, является одновременно и сложной задачей, и насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально-экономического развития человечества, достижениям научно-технического прогресса и стратегическим интересам России. При этом единство транспортной системы России не должно означать её обособленности от путей сообщения сопредельных государств и территорий, особенно стран СНГ, развитие и функционирование которых в течение столетий осуществлялось в едином комплексе.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Принципиально важно, что транспортные предприятия весьма охотно идут на расширенную диверсификацию своей деятельности, транспорт как элемент инфраструктуры все чаще берет на себя нетранспортные функции по хранению и распределению продукции, освобождая потребителя от сбытовых и распределительных операций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воздушный кодекс Российской Федерации: От 19.03.1997 № 60-ФЗ.- В ред. от 02.11.2004.-Ст. 40

2. Винников В.В. Экономика предприятия морского транспорта: Учебник для вузов водного транспорта. - Одесса: Латстар, 2001. - 516 с.

3. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. - М.: АСАДЕМА, 2004. - 402 с.

4. Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Мировая транспортная система. - М.: Транспорт, 2003. - 456 с.

5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.: МИК, 1996. - 385 с.

6. Лившиц В.Н. Транспорт за 100 лет / Россия в окружающем мире / В.Н. Лившиц. - М.: 2002.

7. Пелих А.С. Экономика отрасли. - Ростов нД.: Феникс, 2003. - 620 с.

8. Семин П.А., Муравкина Е.В. 10-летие СНГ: основные итоги и перспективы развития взаимодействия на транспорте //Бюллетень транспортной информации. - №2. - 2002

9. Тимошенко Е.В. Единая транспортная система. - М.: Ось-89, 2004.

10. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. Проф. Н. А. Сафронова. - М.: «Юристъ», 1998. - 584 с.


2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.

Транспорт - это кровеносная система в сложном организме мирового хозяйства. Он является основой географического разделения труда и помогает преодолевать территориальный разрыв между производством и потребителем товаров и услуг, способствует общению людей.

Все пути сообщения, транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, масштабы которой очень велики.

^ К сведению: на мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети мира (без морских трасс) превышает 35 млн. км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров.

Научно-техническая революция коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность и пропускная способность путей, увеличился подвижной состав.

Транспорт экономически развитых стран отличается, как правило, высоким техническим уровнем. На эти страны приходится 75-80 % общей длины транспортной сети, мирового грузо- и пассажирооборота. Здесь также велика густота дорог.

В развивающихся странах транспорт, в большинстве случаев, - отстающая отрасль.

Виды транспорта и их особенности:

I. Сухопутные:

1) железнодорожный: его роль в последнее время несколько снизилась, но остаётся важной в перевозке массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов.

По длине железных дорог лидируют: США, Россия, Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина и т.д. По густоте железных дорог лидируют страны Европы.

2) автомобильный лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значение в междугородних и международных перевозках.

По длине лидируют: США, Россия, Индия. По плотности автомобильной сети - страны Западной Европы и Япония.

3) трубопроводный: получил развитие в связи с добычей нефти и газа. Наиболее длинные трубопроводы в России, Канаде и США.

II. Водные:

4) морской: обеспечивает почти 80 % перевозок между странами.

Морские суда транспортируют, главным образом, массовые грузы - наливные (нефть, нефтепродукты), насыпные и навалочные (уголь, руда, зерно).

Наибольший тоннаж (вместимость) морского торгового флота у Либерии, Панамы, Японии, Греции, США, Кипра, Китая, России. Причём, наличие большого морского флота у некоторых развивающихся стран объясняется тем, что под флагами этих государств, на самом деле, плавают суда крупных держав.

Крупнейшие морские порты: Роттердам (Нидерланды), Нью-Орлеан (США), Марсель (Франция), Гамбург (ФРГ) и др.

По размерам перевозок лидирует Атлантический океан.

5) речной и озёрный: обслуживают, преимущественно, внутренние потребности стран, но осуществляют и международные перевозки.

Крупными водными артериями являются: Рейн, Дунай, Одер, Эльба, Миссисипи, Великие озёра и т.д.

Крупные каналы: Береговой (США), Беломоро-Балтийский и Волго-Донской (Россия) и т.д.

III. Воздушный: очень молодой и динамичный; занимает I место в межконтинентальных перевозках.

Крупнейшие воздушные державы: США, Россия, Япония, Франция, Великобритания и др.

Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природных условий. Природные препятствия (водные пространства, горы и др.) перестали быть непреодолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, прокладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути.

Вместе с тем растёт и отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду. Главный загрязнитель атмосферы - автомобильный (2/3 всех выбросов в воздух), воздушный - загрязняет шлейфами тысяч самолётов, железнодорожный - твёрдыми частицами. Кроме того, транспорт - источник шума, загрязнитель вод (нефтью и нефтепродуктами).

Многие страны принимают меры для снижения негативного воздействия транспортных средств на природу путём разработок новейших технологий, использования экологически чистых видов топлива (электричество - в электромобилях) и т.д.
^ 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя)

Прирост населения любой страны мира состоит из:

1) естественного прироста жителей, что представляет собой - разницу между количеством родившихся и умерших людей;

2) механического прироста населения (миграции).

Определим и сравним показатели прироста населения во Франции и Саудовской Аравии.

Начнём с Франции:

1) естественный прирост:

Рождаемость - менее 15 человек на 1000 жителей - низкая из-за следующих факторов:

а) позднего возраста вступления в брак;

б) вовлечения женщин в производство;

в) отношения к разводам, абортам;

г) представления о нормальном количестве детей;

д) увеличения числа пожилых людей и т.д.

Смертность - 10-15 человек на 1000 жителей - низкая, благодаря следующему:

а) хорошему медицинскому обслуживанию;

б) увеличению продолжительности жизни стариков;

в) стабильной экономической ситуации в стране;

2) миграции: сюда наблюдается поток переселенцев из стран Восточной Европы, СНГ, Испании, Алжира на заработки, вследствие нестабильной ситуации в своих государствах.

Теперь проследим те же показатели в Саудовской Аравии:

1) естественный прирост:

Рождаемость - 40-50 человек на 1000 жителей - высокая в результате:

а) национальных и религиозных традиций;

б) слабого вовлечения женщин в производство и т.д.

Смертность - 5-10 человек на 1000 жителей - средняя и постоянно снижается из-за:

а) улучшения медицинского обслуживания;

б) повышения благосостояния людей и т.п.

2) миграции: сюда наблюдается поток в основном временных переселенцев из стран ближнего зарубежья (Сирии, Египта и т.д.) для работы на добыче нефти.

В конечном итоге, можно сделать следующие выводы: сходство показателей прироста населения во Франции и Саудовской Аравии заключается в близких величинах смертности (низкая и средняя) и потоке внешних мигрантов в обоих странах; главное различие - в рождаемости (низкая и высокая), что является следствием разных национальных и религиозных традиций (в основном).

3-ий вопрос в билете легче всего рассматривать на сравнении стран Западной Европы, США и государств Азии, Африки по плану приведённого выше примера ответа.
Билет № 6


  1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.

  2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).

  3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).

^ 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования.

Минеральные ресурсы - это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья, материалов и служащие минерально-сырьевой базой хозяйства.

Масштабы использования минеральных ресурсов колоссально выросли в последние десятилетия (3/4 добытых в XX веке полезных ископаемых добыто после 1960 года).

Ежегодно из недр Земли извлекается более 100 млрд. тонн минерального сырья и топлива.

^ К сведению: в средние века люди извлекали из земной коры лишь 18 химических элементов и их соединений, в XVII веке - 25, в XVIII в. - 29, в XIX в. - 47, в начале XX века - 54, во второй половине - более 80 элементов.

Как же размещены различные виды минеральных ресурсов? Отчего это зависит?

1) Топливные ресурсы: имеют осадочное происхождение, приурочены главным образом к окраинам и прогибам древних платформ:

а) угольные бассейны и страны-лидеры по их запасам: Ленский и Канско-Ачинский бассейны (Россия), Аппалачский (США), Рурский бассейн (Германия) и т.д.

^ К сведению: на Земном шаре известно более 3.6 тыс. угольных бассейнов и месторождений, которые в совокупности занимают 15 % территории земной суши.

б) нефтегазоносные бассейны и страны-лидеры по их запасам: Западно-Сибирский и Волго-Уральский бассейны (Россия), Техасский и Калифорнийский (США), Персидский (Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак, Иран, Кувейт), Сахарский бассейн (Ливия) и т.д.

^ К сведению: нефтегазоносных бассейнов разведано более 600, из них разрабатывается 450, а общее число нефтяных месторождений достигает 35 тысяч.

2) Рудные минеральные ресурсы: встречаются чаще всего в пределах разломов платформ и подвижных складчатых областей земной коры:

а) страны, выделяющиеся по запасам железной руды: США, КНР, Индия, Россия, Бразилия, Либерия, Гвинея и др.

б) страны, выделяющиеся по запасам алюминия (бокситы): Франция, Италия, Индия, Суринам, США, Россия, страны Западной Африки и др.

в) страны, выделяющиеся по запасам медных руд: Замбия, Заир, Чили, США, Канада;

г) страны, выделяющиеся по запасам свинцово-цинковых руд: США, Канада, Австралия;

д) страны, выделяющиеся по запасам оловянных руд: Малайзия, Индонезия, Боливия, Бразилия, Таиланд.

3) Нерудные полезные ископаемые: имеют широкое распространение; к ним относятся:

а) апатиты (Россия);

б) сера (Польша, Мексика);

в) калийные соли (США, Бразилия);

г) известняки, доломиты повсеместно и т.д.

Проблемы, связанные с потреблением природных ресурсов:

1) истощение доступных месторождений;

2) нарушение экологии окружающей среды в результате добычи и транспортировки ресурсов (горные отвали, карьеры) и т.д.

Пути решения экологических проблем:

1) комплексное освоение ископаемого сырья;

2) повторное использование ресурсов;

3) глубокая утилизация промышленных и бытовых отходов;

4) применение ресурсосберегающей техники и т.д
^ 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).

Франция - одно из самых экономически развитых государств Европы.

Рассмотрим характеристики данной страны:

1) Площадь территории - 551.6 тыс. квадратных километров; столица - Париж; в административном плане страна разделена на 96 департаментов, в т.ч. Париж - на правах отдельного департамента.

2) Экономико-географическое положение: страна находится на западе Европы; граничит с государствами, имеющими достаточный экономический уровень: Испания, Италия, ФРГ, Бельгия, Швейцария и др.

Франция имеет удобное положение по отношению к транспортным магистралям, сухопутные пути густо пронизывают всю территорию Западной Европы.

Огромное значение в устройстве страны играет наличие морской границы (Северное и Средиземное моря, Бискайский залив).

3) Природные условия и ресурсы:


  • рельеф: преобладание равнинных территорий, на юго-востоке - горы;

  • минеральные ресурсы: ими страна небогата - скромные запасы каменного угля и природного газа, скудные ресурсы нефти, руд цветных и редких металлов, хотя есть крупные запасы железных руд;
б)

  • почвы: окультурены, плодородны (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые);

  • земельные ресурсы: большая часть земель занята под пашни;
в)

  • климат: умеренный климатический пояс, средние температуры зимы от 0 до +8 градусов, средние летние температуры +16 - +24 градуса, осадки от 250 до 1000 мм;

  • агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания поздних зерновых, подсолнечника, сахарной свеклы, на юге - маслин и оливок;
г)

  • воды: реки - Гаронна, Луара, Рона и др.;

  • водные ресурсы: страна хорошо обеспечена, широко используется энергия горных рек;
д)

  • леса: зона смешанных и широколиственных лесов, жёстколистных вечнозелёных лесов и кустарников;

  • лесные ресурсы бедны, большая часть естественных лесов преобразована в антропогенные;
е)

  • рекреационные ресурсы во Франции богатейшие: объекты природы (Средиземноморское побережье, живописные ландшафты, горные курорты), архитектурно-культурные достопримечательности (Версаль, Париж, Лувр, Триумфальная Арка, Собор Парижской Богоматери и т.д.). Франция - страна туризма.
4) Население:

а) численность - 56.5 млн. человек;

б) плотность населения большая - от 10 до 600 чел./кв. км (особенно в районе Парижа);

в) тип воспроизводства - II; рождаемость, смертность, естественный прирост - низкие;

г) старение населения;

д) женщины преобладают над мужчинами по численности;

е) национальный состав:

Французы - 82.3 %, народности: каталонцы, корсиканцы, эльзасцы;

Итальянцы; португальцы; бретонцы; фламандцы; баски; есть выходцы из Алжира;

ё) основная религия - католицизм;

ж) уровень урбанизации около 75 %; крупнейшие города: Париж, Лион, Марсель, Бордо и др.;

з) много мигрантов из стран Восточной Европы и Алжира;

и) высококвалифицированные трудовые ресурсы.

5) Экономика:

а) промышленность: её структура типична для наиболее развитых стран мира.

Высокоразвитая промышленность Франции занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, производстве автомобилей, самолётов, морских судов, вооружения, оборудования для АЭС, тканей, одежды, парфюмерии и др.

Однако, по целому ряду показателей (прежде всего - по общему объёму промышленного производства) Франция заметно уступает промышленности США, Японии, ФРГ.

Крупнейшие индустриальные центры: Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль, Страсбург, Нант, Тулуза.

б) сельское хозяйство: в нём явно преобладает животноводство (крупный рогатый скот, свино- и птицеводство, животноводство на горных пастбищах); растениеводство (пшеница, сахарная свекла, виноградарство, садоводство и т.д.).

По объёму производства мяса, молока, сбору пшеницы, сахарной свеклы Франции принадлежит первенство среди стран Западной Европы.

в) транспорт: основной грузооборот во внутренних перевозках приходится на автомобильный транспорт; основные магистрали сходятся к Парижу, Марселю.

Франция имеет крупный морской и пассажирский флот.

Развит авиационный транспорт.

6) Внутренние различия: экономически более развиты север и запад страны; менее развита восточная часть.

7) Внешние экономические связи: Франция активно участвует в экономической интеграции в пределах Единого европейского пространства; развивает экономические связи с другими регионами.
^ 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).

Охарактеризуем транспортную систему ФРГ и Пакистана.

Начнём с ФРГ:

На всей территории страны очень густая транспортная сеть; развиты все виды транспорта:

а) автомобильный преобладает (около 84.2 % в общем грузообороте; густота сети дорог с твёрдым покрытием - более 110 км на 100 кв. км территории;

б) железнодорожный (около 9 % в общем грузообороте);

в) воздушный (около 6.8 % в общем грузообороте);

г) речной: получил развитие в основном во внутрирайонных перевозках на реках: Рейн, Эльба, Дунай;

д) морской: крупнейший порт с грузооборотом от 20 до 90 млн. тонн - Гамбург на Северном море;

е) трубопроводный (передача нефти и газа).

Наибольшее развитие получил автомобильный вид транспорта.

Теперь рассмотрим транспорт Пакистана:

Транспортная сеть редкая и размещена неравномерно; она имеет древовидную форму, «точкой роста» которой служит морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории англичанами, которые предпочитали вывозить сырьё из страны, не развивая транспортной сеть, а осваивая только прибрежные районы.

Преобладают 4 вида транспорта (перечисление по нисходящей):

а) морской: крупнейший порт - Карачи в Аравийском море;

б) речной: главная артерия - Инд;

в) железнодорожный;

г) газопроводный.

Последние развиты в меньшей степени.

Большое значение и распространение имеет гужевой транспорт (лошади, мулы), особенно вдали от прибрежных районов.

Сходство транспорта ФРГ и Пакистана - в хорошем развитии морского вида, однако, его значение внутри самих стран различно; широко используется речной транспорт в обоих государствах.

Главные различия связаны с более низким уровнем экономического развития Пакистана, о чём свидетельствует слабое развитие железнодорожного, автомобильного и, особенно, воздушного транспортов.

Сравнение транспортных систем государств в 3-ем вопросе данного билета наиболее представительно рассматривать на примерах развитых и развивающихся стран разных регионов.

Транспорт. Транспорт - «кровеносная система экономики»

Транспорт - «кровеносная система экономики». Развитие транспорта является непременным условием для функционирования хозяйства, жизни населения.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании. Транспорт обеспечивает производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю. Грузовой транспорт обеспечивает производственные связи между предприятиями и доставку населению предметов потребления. Эффективность работы грузового транспорта характеризуется величиной грузооборота.

Пассажирский транспорт обеспечивает перевозки населения, его главный показатель - пассажиро-оборот.

Выделяют следующие виды транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, авиационный, трубопроводный.

В последние годы грузооборот транспорта РФ значительно уменьшился, изменилась его структура. Так, повысилась доля морского и трубопроводного, снизилась роль железнодорожного и речного транспорта.

Произошло снижение ряда важных для отрасли показателей, в том числе состояние дорожных путей, сокращение выпуска продукции транспортного машиностроения.

Железнодорожный транспорт - основной из видов транспорта России (50% грузооборота РФ). По протяженности железных дорог (87 тыс. км) - наша страна уступает США, но грузооборот ее железнодорожного транспорта (1,2 млрд. тонн грузов) больше, чем в других странах мира.

Основная функция железнодорожного транспорта РФ - обеспечение надежного транспортного обмена между отдельными районами страны. В европейской части России расположение железных дорог в основном радиальное. Здесь находится крупнейший транспортный узел Москва, от которого расходятся в разных направлениях магистрали железной дороги.

В Сибири железнодорожная сеть имеет, в основном, широтное направление и не столь густа, как в европейской части России. Основные железнодорожные магистрали Сибири - Транссиб и Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Эксплуатируются также Южно-Сибирская, Средне-Сибирская и Северо-Сибирская магистрали.

Железнодорожные пути и подвижной состав сильно изношены, поэтому дальнейшее развитие железнодорожного транспорта невозможно без значительных капиталовложений при жестком контроле со стороны государства.

Морской транспорт имеет особенно важное для России значение, что определяется ее положением на берегах морей, принадлежащих акваториям трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. На его долю приходится 38% всех грузоперевозок.

Россия обладает крупным торговым флотом(более 5000 судов), на её берегах расположеноЗЭ морских портов разной величины. Но только 40% портов достаточно глубоководны чтобы принимать большие суда.

Первое место в грузообороте страны принадлежит сейчас Тихоокеанскому бассейну. Через него Россия связана со странами Азии, Америкой, Австралией. Крупнейшие порты: Находка, Владивосток, Восточный, Холмок, Ванино.

Второе место занимает Балтийский бассейн, связывающий РФ со странами Европы и Америки. Важнейшие порты: Санкт-Петербург, Выборг, Балтийск, Калининград (самый западный порт страны). Мурманск - крупнейший незамерзающий порт бассейна, отсюда начинается протянувшийся на 11 тыс. км Северный морской путь. Он связывает европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.

В Финском заливе намечено строительство трех новых портов.

Через порты Черноморского бассейна в основном ведется экспорт нефти, так же, как и через порты на Каспийском море.

После распада СССР изменились возможности России для использования морского транспорта. Потеряны крупнейшие порты на Балтике (Рига, Таллинн, Вентспилс, Клайпеда) и на Черном море (Одесса). Значительная часть флота потеряна, так как многие суда остались в портах приписки. Происходит устаревание эксплуатируемых судов из-за нехватки средств на их ремонт, остановлено строительство десятков крупных военных и транспортных судов на верфях страны. В России дефицит газовозов, рефрижераторов, паромов, лихтеровоэов, универсальных судов.

Речной транспорт Развит особенно хорошо в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших затрат. Внутренние судоходные пути России - более 80 тыс. км. Доля внутреннего водного транспорта в грузообороте - 3,9%.

Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной - Волго-Камский. К нему тяготеет экономически развитая часть страны. Благодаря созданию судоходных каналов (Волга-Балтийского, Беломоро-Балтийского, Волго-Донского) Волга стала стержнем единой водной системы европейской части, а Москва - портом пяти морей. На севере европейской части страны текут важнейшие в транспортом отношении реки: Северная Двина, Сухона. Онега, Сверь, Нева.

Судоходные речные пути Сибири имеют очень большую протяженность. Здесь протекают крупнейшие реки России - Амур, Енисей, Лена, Обь и др. Они используются для сплава леса, перевозки продовольствия, промышленных товаров. В Сибири, в условиях недостаточного развития железных дорог, значение речного транспорта очень велико.

Авиационный транспорт. Специфика этого вида транспорта в том, что он охватывает перевозками почти все районы страны. Но из-за дороговизны авиаперевозок грузооборот авиационного транспорта невелик. Главная его специализация - перевозка на дальние расстояния пассажиров и доставка грузов в труднодоступные районы.

Авиационный транспорт потребляет большое количество топлива, наносит существенный ущерб атмосфере, выбрасывая около 66 т продуктов горения в час.

Трубопроводный транспорт по величине грузооборота уже превзошел железнодорожный. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие продукты их переработки.

Размещение трасс трубопроводов меньше зависит от рельефа местности и климата, чем железные и автомобильные дороги. Это позволяет прокладывать их в любых районах; потери при транспортировке очень низки.

Основные нефтепроводы: «Дружба» (Поволжье - Центр - Северо-Запад, Коми - Центр, Поволжье -Сибирь).

Основные газопроводы: «Союз», «Сияние Севера», Западная Сибирь - Центр, Западная Сибирь - Западная Европа.

В настоящее время в России проложено свыше 210 тыс. км магистральных трубопроводов.

Автомобильный транспорт - наиболее маневренный вид транспорта, но и один из самых дорогостоящих. Он имеет преимущество при перевозке пассажиров и грузов на короткие расстояния. Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности и сельского хозяйства, строительства, торговой сети.

Сеть автомобильных дорог в России - около 560 тыс. км, но только 30% из них имеют твёрдое покрытие.

Густо покрыта автомобильными дорогами европейская часть РФ. В восточных районах их пока недостаточно.

Важнейшими проблемами в развитии автомобильных перевозок являются отсталость российского автомобилестроения, плохое качество дорог. В суровых условиях российского климата требуются большие затраты на поддержание действующих дорог и строительство новых.