Иисус идет на голгофу. Крестный путь иисуса христа на голгофу







≡ Христианство / Иисус Христос ≈ Восхождение (Шествие) на Голгофу / Иисус, несущий крест / Несение Креста → Распятие Христа / Остановки Креста → → Симон Криненянин / Дева Мария,/ e Spasuno - Обморок / Вероника / Плат Вероники / Месса Св. Григория Великого / Жертвоприношение Авраама / Илия и вдова из Сарепты / Иаков, благословляющий Ефрема и Манассию (в статье Иосиф) / Иудейская Пасха и смерть первенцев (в статье Моисей)

Места на улицах Иерусалима где Иисус делал остановки по пути на Голгофу.

В позднем средневековье под влиянием францисканцев распространилось поклонение Крестному Пути в виде обустройства в церковном нефе или на обочине дороги череды мест, отмеченных сообразно эпизод Крестного Пути, перед которым произносились молитвы.

Первоначально их число семь, впоследствии увеличилось до четырнадцати.

Остановки посвящены в первую очередь сценам, описанным в Пути на Голгофу, из которых главные следующие: Христос, падающий под тяжестью креста (три раза);

Встреча с матерью; Встреча с Симоном Киринеянином и со Св. Вероникой; Христос, с которого срывают его одежды; Пригвождение к кресту (→ Поднятие Креста); Распятие Христа; Христос, лежащий на руках своей матери (→ Pieta); Положение во гроб.

/ Мф 27:32; Мк 15:21; Лк 23:26-32; Ин 19:17 /.

Последнее путешествие Христа из дома Пилата на гору Голгофу, где он был распят.

Рассказ в кратких Евангелиях в одном важном моменте отличается от версии Иоанна, хотя комментаторы не считают два этих варианта несогласуемыми. Иоанн говорит просто: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа». Краткие же Евангелия свидетельствуют, что крест заставили нести Симона (мужчину из города Киринея в Африке). Лука ещё добавляет, что за Христом следовало «великое множество народа», со множеством плакавших о нём женщин, а также двое злодеев.

Художники изображают обе версии. Восточная Церковь традиционно изображала Симона; византийское руководство для живописцев утверждало: «Христос, обессиленный падает на землю… Симона Киринеянина можно изображать седовласым, с округлой головой, одетым в короткое платье. На плечах он несёт крест». Эта версия иногда принималась художниками итальянского раннего Возрождения, но со временем отмерла на Западе - в последующие времена Симон изображался только лишь как помощник Спасителя. Западная традиция, безусловно, предпочитала другой образ Христа - самостоятельно несущего свой собственный крест, как символ того бремени, которое христианин несёт всю свою жизнь. В XIV-XV веках Христос держится прямо и шествует без видимого напряжения, но в более позднем искусстве крест становится массивнее и тяжелее, и характер темы меняется: на смену триумфу приходит пафос с подчеркиванием страдания, легшего на Христа. Он падает под тяжестью креста, римские воины гонят его вперед. Этот распространенный образ упавшего Христа, хотя он и не основан на Священном Писании, естественно выводится из той роли, которую играл Симон.

Известно, что при римском владычестве осужденный нес к месту казни лишь поперечину креста, а вертикальный столб был уже врыт в землю.

Для шествия на Голгофу Христос уже больше не одет в те одежды, которые были надеты на него в сцене его поругания; теперь ему возвращена его собственная одежда - обычно голубой плащ и красного цвета то, что под ним. На его голове по-прежнему терновый венец. Спасителя может на веревке тащить воин. Изображения процессии включают: - других воинов, которые могут нести штандарты с римским девизом «S.P.Q.R.» - «Senatus Populusque Romanus» [лат. - «Сенат и народ Рима»] - иногда главных учеников - Петра, Иакова Старшего и Иоанна Евангелиста, - двух разбойников (не несущих крестов) - женщин, упомянутых Лукой, которых по традиции отождествляют с Девой Марией и тремя Мариями.

Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима (в значительно расширенном изложении сюжета, датированном XV веком), Иоанн принес новость Деве Марии, которая затем пришла с Марией Магдалиной, Марфой и Саломией (матерью Иакова и Иоанна) к месту казни, где при виде происходящего Дева Мария упала в обморок. Этот эпизод часто трансформируется в сцену, произошедшую по дороге на Голгофу, и обычно обморок случается в тот момент, когда Христос падает под тяжестью креста. Мы видим Деву Марию, без сил опускающуюся на руки других женщин или Иоанна. Итальянское название этого сюжета - «Lo Spasuno» ["Обморок"].

Другая фигура, появившаяся в начале XV века, вероятно, благодаря влиянию современной религиозной драмы, - Вероника. Легенда повествует о том, что она вышла из своего дома, когда Спаситель проходил мимо, и подала ему полотенце, чтобы вытереть пот с его лица. Лик Спасителя чудесным образом запечатлелся на нем. Она изображается коленопреклоненной у обочины дороги, держащей sudarium, или плат, на котором запечатлен образ Христа. Она может изображаться вытирающей его лицо.

По мнению средневековых теологов, ветхозаветными прообразами несения креста являются следующие сюжеты: Жертвоприношение Авраама;

Илия и вдова из Сарепты; Иаков, благословляющий Ефрема и Манассию (в статье Иосиф); Иудейская Пасха и смерть первенцев (в статье Моисей).

Образ Христа с крестом, являющийся в видении святому, стоящему коленопреклоненным у алтаря, - популярная тема живописи Контрреформации: см. Григорий Великий (5): Месса Св. Григория.

Евангелисты Матфей, Марк и Лука рассказывают, что когда Христа уводили на распятие, то «выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27:32). Однако евангел-ист Иоанн утверждает, что Христу пришлось Самому нести Свой крест. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-Еврейски Голгофа» (Ин. 19:17). Путь на Голгофу чаще всего изображали согласно версии Иоанна, где Иисус Сам на Себе несет Свой крест. Остановки Христа на крестном пути. В религиозном искусстве путь Христа на Голгофу обычно подразделяется на четырнадцать сцен или остановок: 1. Иисус приговорен к смерти. 2. Иисус получает Свой крест. 3. Иисус первый раз падает под тяжестью креста. 4. Иисус встречает Свою сокрушающуюся Мать. 5. Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест. 6. Вероника утирает лицо Иисусу. 7. Иисус падает во второй раз. 8. Иисус говорит с женщинами из Иерусалима. 9. Иисус падает в третий раз. 10. С Иисуса срывают одежды. 11. Иисуса пригвождают к кресту. 12. Иисус умирает на кресте. 13. Иисуса снимают с креста. 14. Иисуса кладут в гроб.

ШЕСТВИЕ НА ГОЛГОФУ

(Христос, несущий Свой крест; Крестный Путь;

« Via Dolorosa »)

(Матфей, 27:31-32; Марк, 15:20-21; Лука, 32:26-32; Иоанн, 19:16-17)

(31) И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. (32) Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

(Мф. 27:31-32)

(16) Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

(17) И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа.

(Ин. 19:16-17)

W последнем пути Христа из дома Пилата на Голгофу, Скорбном Пути - Via Dolorosa , - повествуется во всех четырех Евангелиях, хотя имеется суще­ственное различие в свидетельствах синоптиков, с одной стороны, и Иоанна - с другой.

С точки зрения Иоанна, никак нельзя было дать помощника Христу нести крест - Христу, этому Агнцу Божиему, который Сам нес грехи мира. Ведь Христос как заместитель человечества Сам взял на Себя его страдания и самую жестокую казнь. И теперь, если Его заменяют в несении креста, то Его можно было бы заменить и на кресте (гностик Василид, кстати, так и учил, что вместо Христа был распят тот самый Симон Киринеянин).

Это на первый взгляд необъяснимое расхождение в описании крестного пути, всегда служившее доказательством якобы неподлинности (вымышленности) всего рассказа, на самом деле отнюдь не является противоречием. Симон мог подключиться к несению креста, как это и утверждают многие коммента­торы, позже, в тот момент, когда силы стали покидать Иисуса. Таким образом, рассказы евангелистов не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, как это было уже не раз.

Д. Штраус так объясняет различие в рассказах о несении креста у евангели­стов: «Но если Иоанновым рассказом нельзя опровергнуть рассказа синоптиков и если рассказ Иоанна возник на почве догмата, то перед нами, естественно, встает вопрос: не возник ли и рассказ синоптиков на почве догматических соображений? Крест Христов стал характерным символом христианства, когда исчез тот предрассудок и соблазн, который прежде был с ним связан. Возло­жить на себя крест Христов значило теперь подражать примеру Иисуса Христа, и делать это, по словам евангелиста, повелел Сам Иисус (Мф. 16:24), сказав: «Кто хочет идти за Мною, то отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Вообще, такого рода «образные речи» обладают тем свойством, что всегда наводят на предположение о каком-нибудь действительно случившемся происшествии. Фактически крест Христа мог быть понесен за Ним только тогда, когда Его вели уже на распятие, поэтому в воображении древних христиан легко вставала такая сцена: на пути к лобному месту появляется человек, который возлагает и несет на себе «крест Христов», следуя за Иисусом и тем исполняя волю Христа, изъявленную им в Нагорной проповеди (Мф. 5:41). Впрочем, вполне возможно и то, что крест Христа действительно нес кто-нибудь другой, следуя на Лобное место за Иисусом: недаром все синоптики сходятся друг с другом в указании имени и родины человека, несшего крест Иисуса на Голгофу» (Штраус Д ., с. 456).

В западноевропейской живописи нашли отражение обе евангельские версии крестного пути. Симона Киринеянина обычно рисуют седовласым, с округлой бородой и в коротком платье (Дуччо).

Дуччо. Шествие на Голгофу (алтарь «Маэста») (1308-1311). Сиена. Музей собора.

Эта версия часто принималась итальян­скими художниками Раннего Возрождения, но со временем исчезла - впослед­ствии Симон изображался только в качестве помощника Христа (Тамаш из Коложвара , Фуке).

Тамаш из Коложвара. Шествие на Голгофу (1427). Эстергом. Христианский музей .

Жан Фуке. Шествие на Голгофу (из «Часослова Этьена Шевалье») (1450-1460).

Шантийи. Музей Конде.

Но такое изображение основано на ложном толковании слов Луки: «чтобы нес крест за Иисусом» (Лк., 23:26). Исходя из этих слов, некоторые думали, что Симон поддерживал лишь заднюю часть креста, в то время как переднюю, самую тяжелую, нес Сам Христос. Слова Луки ни в коей мере не защищают эту точку зрения и этот тип изображения крестного пути, поскольку нести крест за Иисусом или позади Него не то же самое, что нести крест вместе с Ним. Поэтому мнение это постоянно отвергалось еще Отцами Церкви. В живописи, когда художник избирает эту программу, Симон часто изображается идущим с крестом впереди, а не позади Христа.

Большее распространение в западном искусстве получил образ Христа, самостоятельно несущего свой крест. В XIII - XIV веках Христос изображался в этой сцене идущим или стоящим прямо и гордо. В более позднем искусстве крест становится массивнее и тяжелее, что кардинально меняет характер трактовки сюжета: теперь это не триумф, а трагический пафос, подчеркиваю­щий страдание. Христос падает под тяжестью Своей ноши, а римский солдат гонит Его вперед (Дюрер , Питер Брейгель Старший ).

Альбрехт Дюрер. Шествие на Голгофу (из серии гравюр «Большие Страсти», лист VI )

(1497-1500).

Питер Брейгель Старший. Шествие на Голгофу (1564).

Вена. Историко-художественный музей


Это был наиболее распространенный мотив, хотя и не имевший обоснования ни в одном из Евангелий. С исторической точки зрения это, однако, оправдано: при римском правлении осужденный на казнь действительно сам нес свой крест, правда, не весь, а только лишь его поперечину - patibulum , тогда как вертикальный столб заранее устанавливался на месте казни. Этой особенности ритуала старые мастера не знали или игнорировали ее.

Для Своего последнего пути Христос вновь облачен в Свои одежды, отнятые у Него в сцене Увенчание терновым венцом. Цвета Его одеяний - синий и красный (Эль Греко). На Нем по-прежнему терновый венец. Христа может тащить на веревке римский воин (Эль Греко, Дюрер ). Изображение процессии часто включает в себя и других римских солдат, несущих штандарты с начертанными на них буквами S . P . Q . R - Senatus Populusque Romanus (лат. - Сенат и римский народ) (Рубенс) (ср. СУД НАД ХРИСТОМ: Христос перед Пилатом ; УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ ; «СЕ, ЧЕЛОВЕК!» ; РАСПЯ­ТИЕ ХРИСТА ).

Петер Пауль Рубенс. Шествие на Голгофу (1634-1636).

Брюссель. Королевский музей изящных искусств

Порой изображение Крестного Пути выливается в многофигурную компози­цию в соответствии с рассказом Луки: «И шло за Ним великое множество народа (...)» (Лк. 23:27). Среди сопровождающих Христа можно видеть Его учеников - Петра, Иакова Большего, Иоанна.

В высшей степени оригинальную трактовку этого сюжета дает Питер Брейгель Старший: действие разворачивается на обширном пространстве, и фигура Христа, как это не раз было в других многолюдных композициях художника, как бы теряется на заднем плане; вокруг же разворачивается множество сцен - некоторые из них нарочито обыденные жанровые ситуации: одно из величай­ших событий мировой истории художник представляет в виде чего-то буднич­ного, призывая тем самым зрителя - своего современника - пробудиться от духовной спячки и увидеть это великое: оно творится здесь и сейчас!

Лука, и только он, говорит о том, что на пути к Лобному месту за Христом среди великого множества народа шли женщины, «(27) которые плакали и рыдали о Нем. (28) Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалим­ские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, (29) ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! (30) Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! (31) Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23:27-31). Черты, которыми Иисус при этом обрисо­вывает, по словам Луки, грядущую судьбу Иерусалима, заимствованы отчасти из большой речи Иисуса о светопреставлении, где, по свидетельству всех синоптиков, Иисус говорил: «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни», как Он говорил это и в данном случае. Но высказанное тут же пожелание, чтобы горы упали на страдальцев и холмы покрыли их собою, взято почти дословно из книги Осии (10:8). В живописи нередко встречается изобра­жение Христа, несущего Свой крест и обращающегося к женщинам в толпе со словами, переданными Лукой (Тамаш из Коложвара ; на бандероли, исходящей из уст Христа, этот текст приводится по-латински: « Filiae Hierusalem , nolite flere super me : sed super uos ipsas flete , et super filios uestros » - Лк., 23:28; позади Христа Дева Мария в характерной для нее скорбной позе (подробнее об этой позе см. РАСПЯТИЕ ХРИСТА ); облик Христа также, скорее, скорбный, чем страдальческий; за Марией одна из Св. Жен; конец креста поддерживает Симон Киринеянин).

Введение в состав персонажей картин Шествие на Голгофу Девы Марии основывается на Евангелии Никодима, причем на расширенном его изложе­нии, получившем распространение на Западе в XV веке. Согласно этому литературному источнику, Иоанн известил Деву Марию о распятии Иисуса Христа на Голгофе. Мария, явившаяся сюда с другими Св. Женами, при виде страшного зрелища лишилась чувств (подробнее см. РАСПЯТИЕ ХРИСТА ). Однако художники часто трансформируют этот рассказ и переносят его место действия на дорогу, по которой Христос шествовал на Голгофу. Таким образом, Мария теряет сознание в тот момент, когда Христос падает - первый из трех раз - под тяжестью креста (Питер Брейгель Старший ). В итальянской живописи эпизод потери чувств Девой Марией встречается в качестве самостоятельного сюжета, получившего известность как « Lo Spasimo » («Обморок»).

Еще один женский персонаж, приобретший популярность в западноевропейской живописи начиная с XV века под влиянием религиозных мистерий того времени, - Вероника. В канонических Евангелиях о ней нет упоминания. В Евангелии Никодима Вероника отождествляется с женщиной, излечившейся от кровотечения, которым она страдала двенадцать лет: «И некая жена по имени Вероника сказала: «Я истекала кровью двенадцать лет и только края ризы Его коснулась - и остановился поток крови моей» (Евангелие Никодима, VII ; ср. Мф. 9:20-22; Мк. 5:25-34; Лк. 8:43-48). Легенда повествует о том, что Вероника вышла из дома, когда мимо проходил Иисус, изнемогавший под тяжестью креста. Она платком отерла пот с Его лица. На платке отобразился Его лик. Согласно другой версии, Вероника, встретив Иисуса Христа на Его пути на Голгофу, попросила Его оставить ей что-нибудь на память, и Он передал ей Свой Нерукотворный Образ на платке. Этот вариант легенды нашел воплоще­ние в мистериях Страстей Господних, разыгрывавшихся во Франции, Германии и Англии. Вероника, стоящая на коленях перед упавшим под тяжестью креста Христом, - частый дополнительный мотив в Шествии на Голгофу (Дюрер , Рубенс ). Плат, на котором отобразился лик Христа, - плат Вероники, или, по-латински, sudarium - стал одним из символов Страстей Господних.

Среди толпы, сопровождавшей Иисуса Христа на Его Крестном Пути, были, естественно, и римские воины с их штандартами, на которых, по традиции, начертано S . P . Q . R - аббревиатура слов: « Senatus Populusque Romanus » (лат. - Сенат и римский народ), уже не раз встречавшаяся в «римских» сценах Страстей (см. СУД НАД ХРИСТОМ: Христос перед Пилатом; УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ ; «СЕ, ЧЕЛОВЕК!»; РАСПЯТИЕ ХРИСТА ). Воины, кроме Христа, ведут двух разбойников, приговоренных вместе с Христом, к распятию. Их имена - Дисмас («хороший») и Гестас («плохой») - дошли до нас лишь в апокрифическом Евангелии Никодима. Свидетельств об их преступ­лениях не сохранилось. Высказывалось предположение, что они были из общества Вараввы. Марк замечает, что Варавва в «узах» был «со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство» (Мк., 15:7). Это их преступление, конечно же, каралось распятием, и они должны были, как и Иисус, нести на Голгофу каждый свой крест. В живописи, однако, они часто изображаются ведомыми римскими воинами без своих крестов (Рубенс ).

В первые века христианства, а затем позже в эпоху крестовых походов существовала традиция паломничества во Святую Землю. Бесчисленное множе­ство пилигримов устремлялось к Гробу Господню, намереваясь пройти дорогой Христа на Голгофу. Возвращаясь в свои страны, пилигримы часто отмечали - на память себе и в назидание другим, кому только еще предстояло отправиться в Святую Землю - путь Христа с крестом. Поначалу число Остановок Креста варьировалось, и только к VI веку их установилось четырнадцать - число, оставшееся до настоящего времени. В XIV веке, благодаря францисканцам, выработался особый культ Остановок Креста. Остановкам этим стали соответ­ствовать определенные молитвы и религиозные обряды. Особенно популярным цикл картин на эти сюжеты стал в XV веке, а к XVII веку цикл из четырнадцати картин на эту тему стал непременным элементом декора каждой католической церкви. «Искусство отказывается наконец от своего высокомерно­го бесстрастия, - пишет известный французский историк Люсьен Февр. - На смену торжествующему Христу XIII века приходит страдающий, измученный пыткой и распятый Христос XV века. Драма Страстей Господних, драма, как бы медленно продвигающаяся от остановки к остановке, к последнему преде­лу - Голгофе, - искусство XV века пересказывает ее со всеми подробностями, беспощадно, не утаив ни одной язвы Христовой, ни одного Его падения, ни одной слезы. Оно выводит эту драму даже за пределы Креста Христова и продолжает ее Крестом Марии - распятием, быть может еще более мучитель­ным; поистине излюбленная тема XV века - « Pieta »: на коленях истерзанной Богородицы - тело Христа, окровавленное и жалкое» (Февр Л ., с. 319).

Остановки Креста, которые принято было изображать в этом цикле картин, следующие.

1.Иисус приговорен к смерти.

2.Иисус принимает Свой Крест.

3.Иисус в первый раз падает под тяжестью Креста.

4.Иисус встречает Свою скорбящую Мать Марию.

5.Симон Киринеянин помогает Иисусу нести Его Крест.

6.Вероника вытирает лицо Иисуса своим платком.

7.Иисус во второй раз падает под тяжестью Креста.

8.Иисус говорит с женщинами иерусалимскими.

9.Иисус в третий раз падает под тяжестью Креста.

10.С Иисуса снимают Его одежды.

11.Иисуса пригвождают к Кресту.

12.Иисус умирает на Кресте.

13.Тело Иисуса снимают с Креста.

14.Тело Иисуса кладут в гроб.

Эти сюжеты, исполненные в единой художественной манере, можно видеть в католических церквах в виде картин единого цикла, развешенных в приведен­ной композиционной последовательности по колоннам (если их достаточно) или стенам нефов по часовой стрелке, начиная от алтаря.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Джотто. Шествие на Голгофу (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Дуччо. Шествие на Голгофу (алтарь «Маэста») (1308-1311). Сиена. Музей собора. .

© Александр МАЙКАПАР

- (лат. Via Crucis), в католическом благочестии серия молитвенных размышлений о Голгофских страданиях и смерти Иисуса Христа (см. ИИСУС ХРИСТОС). Представляет собой последовательное мысленное сопутствие Христу через размышления над четырнадцатью… … Энциклопедический словарь

Мученичество, голгофа, хождение по мукам Словарь русских синонимов. крестный путь сущ., кол во синонимов: 3 голгофа (5) … Словарь синонимов

- (лат. Via Crucis) составная часть Страстей Господних, включающая в себя Несение креста, с кульминацией Распятием. В католицизме богослужение, воссоздающее в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа. В переносном смысле «крестный… … Католическая энциклопедия

В Римско католической церкви, изображение 14 сцен (остановок на Крестном пути), связанных со страданиями и смертью Иисуса Христа, а также особая практика поклонения, индивидуального или публичного, осуществляемая в воспоминание о Крестном пути… … Энциклопедия Кольера

- … Википедия

- «КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ, ЧАСТЬ II» (The Godfather part II) США, 1974, 200 мин. Боевик, приключенческий фильм. Во второй серии режиссер сделал, кажется, невозможное. Взяв неиспользованные, отсеченные в результате жесткого отбора сюжетные линии романа… … Энциклопедия кино

- «КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ, ЧАСТЬ III» (The Godfather, Part III) США, 1990, 164 мин. (полная версия 170 мин.). Боевик, приключенческий фильм. История появления третьей серии знаменитого «Крестного отца» интересна сама по себе. Начиная с 1974 года, когда… … Энциклопедия кино

В мифопоэтической и религиозной моделях мира образ связи между двумя отмеченными точками пространства, Постоянное и неотъемлемое свойство П. его трудность. П. строится по линии всё возрастающих трудностей и опасностей, угрожающих мифологическому… … Энциклопедия мифологии

Пасхальный … Википедия

Илья Репин Крес … Википедия

Книги

  • Крестный путь, S. 53 , Лист Франц. Репринтное нотное издание Liszt, Franz`Via Crucis, S. 53`. Жанры: Sacred oratorios; Oratorios; Religious works; For voices, mixed chorus, organ; Scores featuring the voice; Scores featuring…
  • Крестный путь, S. 53 , Лист Франц. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Liszt, Franz "Via Crucis, S. 53" . Жанры: Sacred oratorios; Oratorios;…

Виа Долороза начинается в мусульманском квартале возле ворот святого Стефана, или Львиных ворот в Старом городе Иерусалима у ворот мусульманской религиозной школы Эль-Омария.

Первая станция - здесь Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом.

(Мф.27:22-23,26: Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.)

В былые времена тут на территории башни Антония, находилась резиденция римского прокуратора (преториум), где проводились суды над обвиняемыми.

Сейчас от башни Антония ничего не осталось. На ее месте находится женский католический монастырь Сестер Сиона. Во дворе его находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа. Плиты пола сохранились с тех времен.2

Вторая станция

Вторым стоянием считается церковь Бичевания.

Здесь Иисус подвергся бичеванию, его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь же он принял крест.

(Мф.27:27-31: Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие...)

Купол часовни Бичевания символично украшает мозаичный терновый венец. От монастыря через улицу Виа Долороса перекинута арка Ecce homo. Сюда Понтий Пилат вывел осужденного Иисуса и показал толпе со словами "Се человек!"

Третья станция

Место первого падения Христа считается третьим стоянием.

Это место отмечено небольшой часовней, с 1856 года она принадлежала Армянскому Католическому Патриархату, однако в первой половине ХХ века она находилась под польским патронатом. В 1947-48 годах была реставрирована на пожертвования польских военных. Рельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью своей ноши.

Четвертая станция

Двигаясь чуть дальше по улице Виа Долороза, мы подходим к четвертой остановке - здесь Иисус встретился с Матерью. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией.
(Стояние не упоминается в Библии.)
Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученницы.

Над входом барельеф, изображающий встречу.


Пятая станция

На углу улицы Виа Долороза и Эль-Вад - пятая остановка Крестного пути.

Здесь дорога к Голгофе начинает подниматься. Вполне вероятно, что римские солдаты, видя, насколько изможден Иисус, стали опасаться, что у Него не хватит сил дойти до места казни. В это время на пути им встречается некий прохожий Симон Киренянин, которого заставляют нести крест Христа.

(Мф.27:32: Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.)

Иудей Симон происходил из ливийского города Кирены, а его сыновья были известными и уважаемыми в Иерусалиме людьми.

По некоторым преданиям, после всего увиденного по пути на Голгофу Симон стал последователям Иисуса.



Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением, который считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.


Этот камень отполирован руками и губами паломников. На самом же деле здание принадлежит к значительно более позднему времени и камень нельзя признать подлинным.

Шестая станция

Шестое стояние Скорбного пути - это встреча с Вероникой.
(Стояние не упоминается в Библии.)
По церковным преданиям, она вышла из своего дома ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде.

На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса. Сейчас он находится в Соборе Святого Петра в Риме.

Шестая остановка отмечена часовней святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники.


Седьмая станция

Седьмая остановка - второе падение Иисуса Христа.
(Стояние не упоминается в Библии.)
Здесь по преданию, изможденный Иисус вновь упал на пути к Голгофе. Это место отмечено на перекрестке Via Dolorosa и шумной базарной улицы Сук-хан эс-Зейт, что означает «Масличный рынок».

На место второго падения находится остаток колонны, а рядом располагается францисканская часовня. Предполагается, что, выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь.

Судными они назывались по тому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию.

Кстати, вблизи порога Судных врат был найден участок стены с узким, расширяющимся кверху отверстием. Его было достаточно, чтобы человек мог пройти в него согнувшись. Этот проход использовался для прохода в город в ночное время, когда городские ворота запирались.

Из-за своей формы эта калитка носила название «игольное ушко». Именно она упоминается Спасителем в известной притче: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лук. 18:25)

Восьмая станция

Обращение Иисуса Христа к дщерям Иерусалима считается восьмой остановкой.

За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его: "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям", тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима.

Лк.23:28-31: Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

Здесь находится часовня святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA, который и символизирует восьмую остановку.


Девятая станция

Девятая станция - место третьего падения Христа.
(Стояние в Библии не упоминается)
У входа в эфиопский монастырь в неглубокой нише находится колонна, обозначающая место, где в третий раз упал Христос. Отсюда он и увидел Голгофу.

Десятая станция

Остальные пять станций Виа Долороса находятся в Храме Гроба Господня.


Десятая станция - снятие одежд.

На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.


(Мф.27:33-36: И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там.)

Первое что поражает, пишут очевидцы, когда оказываешься перед Храмом Господня - это размеры площади.

Наблюдая в Великую Субботу схождение Благодатного Огня, создается впечатление, что тут огромные пространства.

На самом деле постройки христианского квартала очень плотно обступили Храм, из-за этого сложно составить полное представление о его архитектурных формах.

Одиннадцатая станция

Место, где Иисус был пригвожден к Кресту.

(Мф.27:37-42: и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него...)

Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.

Двенадцатая станция

Двенадцатая станция - смерть Иисуса Христа на кресте.

(Мф.27:45-50,54: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.)

Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.


Тринадцатая станция

Снятие с креста.

(Ин.19:38: После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.)

Место, где лежало тело Христа, обозначено латинским алтарем. Под стеклом деревянная статуя Скорбящей Девы с дарами паломников. Здесь написаны слова "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла". Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на камень миропомазания для умащивания благовониями перед захоронением.



Камень Помазания накрыт плоской мраморной плитой, источающей миро и несказанно благоухающей. Над Камнем горит восемь больших лампад. Всякий входящий в храм в первую очередь прикладывается к Камню Помазания.



Справа от Камня Помазания справа видны ступени, ведущие на Голгофу.
Следуя влево под арку колонн, оказываемся в большой круглой ротонде, посреди которой высится пещера. Это последняя остановка...

Четырнадцатая остановка

Четырнадцатая остановка - положение во гроб.

(Мф.27:59-61: И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.) Над Гробом Господним установлена кувуклия.

Тут Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и произошло воскрешение.

Кстати, кувуклией в наше время называется мраморная часовня. Она перекрывает пещеру Гроба Господня (где был похоронен Иисус) и делится на две части: придел Ангела и собственно Гроб Господень.

Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой.

По традиции, в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церквей входят в кувуклию.

Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств.

Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей, по количеству лет земной жизни Христа), затем оба священнослужителя выходят к верующим.

По материалам книги "Иисус, еврей из Галилеи" М. Абрамовича.

Иерусалим - крестный путь Иисуса

Путь привел нас в Иерусалим.

Иерусалим, Иерусалим...

Если вы попали в Иерусалим, как же не пройти весь путь страданий Спасителя от Гефсиманского сада,

где он был схвачен храмовой стражей, до места его распятия - Голгофы. Как только вы начнете свой путь, ваше внимание привлечет небольшая часовенка на четырех хрупких колоннах, а за нею широкий арочный вход в подземный храм.

Это храм Успения Божьей Матери. Если спуститься по мраморной лестнице в 50 ступеней,

Можно попасть внутрь православной церкви, в которой находятся могилы родителей Марии - Анны и Иоахима, а так же ее мужа Иосифа - отца Иисуса. Могила Девы находится в высеченной прямо в скале крипте* богато украшенной иконами, ценными лампадами и картинами.

В плите гробницы проделано три больших отверстия, специально для того, чтобы желающие могли прикоснуться к святыне.

В этой гробнице находилось тело святой Девы до вознесения на небо. Здесь же вы увидите в каменном киоте большую чудотворную икону Божьей Матери.
Напротив этой церкви стоит небольшой храм, воздвигнутый над местом убиения первомученника Стефана.

Именно здесь, утверждает монах, был побит камнями святой Стефан за страстную проповедь учения Христа.
Следуя дальше по Крестному пути, через Львиные ворота*

мы входим в пределы Старого города и сразу за воротами видим храм святой Анны, матери девы Марии.

Это настоящая жемчужина архитектуры, ее строгие простые линии максимально соответствуют настроению паломника - настроению скорбной сосредоточенности. Этот храм, находящийся на попечении Белых Отцов, был сооружен в 1142г. по велению вдовы Бальдовина 1 Иерусалимского, королевы Арды, на том месте, где родилась Мария. В подземных помещениях католического монастыря и храма, гораздо более древних, чем сами строения, вам покажут вделанную в стену плиту, украшенную иконами.

Именно на этом месте, утверждают монахи, Анна произвела на свет святую Деву.
За скромным фасадом монастырского здания целый археологический заповедник. Здесь открыты остатки водоема - так называемая "Овечья купель", Вифезда. Во времена Второго храма левиты* мыли в нем предназначенных для жертвоприношения овец.

По грубым каменным ступеням можно спуститься к купели, где Иисус исцелял больных.

Все это было покрыто двухтысячелетним культурным слоем. (Кстати, вы никогда не задумывались, почему результаты варварства, войн и разрушений называют культурным слоем?..).
Императрица Елена воздвигла над купелью храм, но время не сохранило его. Позже крестоносцы построили на этом месте новый храм, но и его не пощадили войны и люди, остался только фасад да часть мозаики византийских времен...
Via Dolorosa - Скорбный путь, или Крестный путь Христа - так в 16 веке назвали эту дорогу, потому что именно этим путем прошел Иисус под тяжестью креста от Крепости Антония до Голгофы. На протяжении этого пути происходили различные события, при которых шествие прерывалось. Канонизировано 14 таких остановок, или станций. Каждая из них отмечена храмом, часовней или мемориальной доской.
1 остановка . "Конвент Бичевания", здесь Пилат допрашивал Иисуса, здесь он был осужден и приговорен, отсюда отправился на смертную казнь на Голгофу.

Отсюда каждую пятницу в три часа дня отцы-францисканцы начинают свою процессию. Собственно отсюда и берет начало известная на весь мир Виа Долороза... Здесь располагалась ставка прокуратора - римский Преторий. В северо-восточном углу Претория высилась могучая башня Антония, где Понтий Пилат осудил Христа. Теперь на этом месте женский католический монастырь Сестер Сиона* .

Нижняя ступень мраморного крыльца монастыря сохранилась со времен римлян. Стены монастырского храма украшают три современных витража, на которых изображен Иисус во время суда. На одном - он изображен привязанным к столбу во время бичевания, на втором - он рядом с Пилатом* , умывающим руки в знак непричастности к пролитию крови "праведника сего". На третьем - освобождение Варравы. В глубине храма в нише над алтарем стоит беломраморная скульптура - Христос со связанными руками и в терновом венце. Внизу надпись: "Экце хомо" - вот человек.
От монастыря, через улицу Виа Долороза перекинута арка.

Отсюда Пилат показал толпе осужденного Христа.
"Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его!" (Иоанн, 19:5). В честь этого события арка и носит название - "Экце хомо".
На монастырском дворе находятся две часовни византийского периода - часовня Осуждения,

Воздвигнутая над местом осуждения Христа. Плиты пола и четыре колонны сохранились с тех времен. Внутренние стены расписаны сценами суда и встречи Иисуса с Девой Марией на Крестном пути. Справа - Часовня Бичевания,

Но это уже вторая остановка.
2 остановка . Это место, где Христос был подвергнут бичеванию: "Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетя венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу* , и говорили: радуйся Царь Иудейский! и били Его по ланитам." (Иоанн, 19:1).
В подвале храма сохранились остатки плит Претория - это Лифостратон (Литостратос - по-гречески - мощенное место), т.е. внешний двор Претория.

Здесь был публично допрошен Христос, а солдаты преторианской гвардии грубо издевались над ним, называя его лжепророком. Здесь они разыгрывали в кости одежду Христа, подтверждением чего служат найденные здесь игральные кости, а на древних плитах - грубо вычерченные римской солдатней круги с разметкой для этой игры.
К храму Сестер Сиона примыкает небольшая греческая православная церковь, над входом в которую высечена надпись: "Заточение Христа". Здание построено на месте тюрьмы римского Претория, в котором содержался Христос и разбойник Варавва.

Вам покажут углубление в скале с каменной скамьей - это и есть темница Христа, на этой скамье он сидел. Показывают и темницу Вараввы - пещеру с каменными лавками и вделанными в стену кольцами, к которым приковывали заключенных.
3 остановка . Если идти дальше по улице Виа Долороза, то сразу за поворотом налево у здания Армянского патриархата третья остановка. Она отмечена маленькой католической часовней, построенной на деньги, собранные польскими солдатами-кавалеристами.

В настоящее время часовня принадлежит Армянскому патриархату. Рельеф над дверью изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста. На этом месте Христос упал в первый раз.
4 остановка . Еще дальше, по этой же стороне Виа Долороза можно увидеть дверь в стене, ведущую в небольшую часовню. Эта часовня отмечает место, где Иисус встретил свою мать. Горельеф над входом в часовню изображает их встречу.


5 остановка . На углу Виа Долороза и пересекающей ее улицы Эль-Вад, наискосок от 4 остановки стоит францисканская часовня, построенная в память о пятой остановке Христа на Крестном пути.

В этом месте Симон Киринеянин взял у изнемогающего Иисуса крест, и возложив его на свои плечи, понес дальше. В стене, справа от входа в часовню вам покажут глубокую впадину - отпечаток руки Христа, опершегося в изнеможении о стену.
6 остановка . Подходим к часовне святой Вероники.

Здесь блудница Вероника отерла пот и кровь с чела Христа. По этому случаю церковь причислила ее к лику святых.
7 остановка . Далее улица Виа Долороза пересекается с Сук-хан эз-Зайн - шумной базарной улицей. На углу у входа во францисканскую часовню сохранился остаток колонны, где Христос упал во второй раз.

8 остановка . Следуя по этой же улице, мы подойдем к греческому ортодоксальному монастырю, над входом в который можно увидеть изображение креста. Здесь Иисус проповедовал Иерусалимским женщинам.


9 остановка . У ворот коптского* монастыря в неглубокой нише стоит покосившаяся колонна.

Она отмечает место, где Христос упал в третий раз.
Остальные пять остановок находятся внутри храма Гроба Господня, или, как его еще называют - в Святой Гробнице.
10, 11, 12 и 13 остановка . Все эти остановки расположены непосредственно в храме. Поднимаемся у камня "Помазания"

по крутой лестнице вверх и попадаем на вершину Голгофы в часовню, которая и посвящена этим остановкам. Часовня разделена на два притвора: один принадлежит греческой ортодоксальной церкви, а второй - римско-католической. В католической капелле находятся две остановки (10 и 11), в этом месте Христос был оголен и пригвожден к кресту, это место обозначено алтарем.

В греческой капелле 12-я остановка: мертвый Иисус на кресте. Под крестом обнаженная вершина Голгофы.

Серебряный диск с отверстием обозначает место, куда был вставлен крест, на котором был распят Иисус Христос. Тут же двумя черными кругами обозначены места крестов, на которых одновременно с Христом были распяты два разбойника. Место, на котором лежало тело Христа после снятия с креста, обозначено алтарем и является 13 остановкой.


14 остановка . Это последняя остановка - "Кувуклия" (Гроб Господень) - небольшая купольная часовня, воздвигнутая над пещерой, в которой находится место захоронения Христа.

Она тоже состоит из двух частей-зон: первая - это Капелла Ангела, в центре которой хранится обломок скалы, на которой сидел ангел, когда женщины подошли к уже пустой гробнице. Вторая зона - собственно гробница.

В гробницу ведет очень низкий проход, и уже поэтому каждый входящий в нее склоняется в низком поклоне. Небольшое помещение (2,0 х 1,5 м.) освещается только серебряными лампадами, их 43 - тринадцать католических, столько же греческих и армянских и четыре коптских. Под плитой из белого мрамора находится высеченная в скале гробница Бога.
Позади этой часовни находится притвор греческой церкви, где вам покажут большую каменную вазу, символизирующую "центр земли", находящийся, как известно, в святом Иерусалиме.
Если выйти из храма Гроба Господня через центральные ворота и пройти через калитку мимо фасада церкви Спасителя (Рудимер), можно попасть на территорию Александрийского подворья. Здесь находится последний видимый предел Крестного пути - "Судные ворота". Через эти ворота выводили осужденных на казнь за пределы города. Камни этих ворот сохранились до наших дней. На этом экскурсия по Виа Долороза обычно заканчивается...
Правда, экскурсоводы, более досконально следующие евангелической истории, после Гефсиманского сада поведут вас сначала к могиле царя Давида. Почему сюда? Потому что именно здесь, в этом же здании, находится святыня христианского мира - Сенакулум - Горница "Тайной Вечери",

Где ученики Иисуса собрались вместе со своим учителем праздновать Пасху.
После возвращения домой паломники еще долгие годы будут вспоминать эти места и воскрешать в своей душе высокие переживания, связанные с посещением святых мест - ведь именно здесь, в Иерусалиме они соприкоснулись с великой реальностью, приобщились к жизни своего Спасителя.
Великая Реальность... А вы никогда не задумывались над тем, насколько реальна эта "Великая Реальность", материальные следы которой вам показывают во время паломничества? Давайте разберемся. И очень вероятно, что именно это явится самым простым лекарством от Иерусалимского Синдрома.
Итак, вперед по тем же местам, но без установки на святость.
Виа Долороза. В наши дни даже церковь не настаивает на подлинности Крестного пути - слишком велики успехи современной археологии. Дело в том, что древние улицы эпохи второго Храма (начало нашей эры) проходили на два метра ниже и чуть в стороне от того пути, по которому идут паломники, примерно по линии теперешней застройки. Так что не здесь находилось большинство "остановок", которые вам показывают.
1 остановка . От некогда грозной башни Антония не осталось и следа, разве что остатки фундамента. Что же показывают паломникам? Ступень мраморного крыльца, оставшуюся со времен римлян, да двор казармы преториан. Никаких доказательств того, что именно здесь прокуратор Понтий Пилат проводил судебные разбирательства ни у служителей культа, ни у археологов попросту нет.
Что же касается арки, откуда прокуратор, якобы, показал собравшимся осужденного и предварил это представление словами: "Экце хомо" - "Вот человек...", то, согласно археологическим изысканиям, точно установлено, что арка в те времена попросту не существовала. Она воздвигнута императором Адрианом в ознаменование победы над Бар-Кохбой. Произошло это никак не ранее 135 года нашей эры, после того как Иерусалим сравняли с землей и на его развалинах воздвигли чисто римский город Элиа Капитолина...
2 остановка . Действительно, в подвале храма сохранились остатки плит внешнего двора римской Претории. На этих плитах видны борозды, которые наносились на камни, чтобы не поскользнулись лошади. Хранят плиты и насечки, нанесенные солдатами-преторианцами для игры в кости. И остатки тюрьмы Претория подлинны. Естественно, раз есть тюрьма, а в ней скамья, то простая логика подсказывает, что на этой скамье кто-то сидел. Но вот кто? Нет никаких доказательств того, что именно на этой скамье сидел сам Иисус.
Что же касается игры в кости... Да, не были святыми римские легионеры, играли они в азартные игры, для этого и была нанесена разметка на плиты двора их казармы. Что же касается одежды Христа, то не разыгрывали ее солдаты в кости. Во-первых, это противоречит самому Евангелию, где черным по белому написано: "И воины, сплетя венок из терна, возложили Ему на голову, и одели его в багряницу..." В этой же багрянице, т.е. плаще солдата преторианской гвардии, который был накинут на Иисуса с целью поиздеваться над ним, он и был выведен к народу. Разумеется, хозяин взял его потом обратно. Одежду Иисуса, по тому же Евангелию, разыгрывали совсем в другом месте...
Вернемся на минуту к Евангелию от Иоанна: "Пилат... вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостратон, а по-Еврейски Гаввафа" (Иоанн, 1:13). Как следует из текста, Пилат взошел на специальное возвышенное место - судилище - и свершил свой суд. Паломникам же показывают внутренний двор преторианской казармы рядом с конюшнями, где солдаты коротали время за игрой в кости. А "Литостратос", как мы уже упоминали, означает просто мощеное место
. 3 остановка . Где, в каком Евангелии написано, что Иисус упал под тяжестью своей ноши? Как установили это место? Ведь позже город был разрушен до основания - его просто сравняли с землей! И еще: ни в одном Евангелии не говорится о том, что Иисус нес свой крест. Все евангелисты единогласно утверждают, что когда повели Иисуса на распятие, то "выходя (из претория), они встретили Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его".
4 остановка . Не упоминают Евангелия и о встрече Иисуса со своей матерью на крестном пути...
5 остановка . Нет, не добровольно водрузил на себя крест Симон Киринеянин, его заставили. Во всяком случае, так написано в Евангелии от Луки: "И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом." (Лука, 23:26). А евангелист Марк выражается по этому поводу еще определеннее: "И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его." (Марк, 15:21). Заставили его, заставили нести крест, так как не в обычае римлян было заставлять самого осужденного к казни нести крест! Таким образом, весь путь Виа Долороза не имеет исторического подтверждения. Тем более, что место это невозможно определить. А камней с "отпечатками" ног, рук и прочих мест человеческого тела в Израиле сколько угодно: эрозия частенько оставляет причудливые следы в мягких местных породах.
6 остановка . Нет этого факта ни в одном из синоптических Евангелий. О какой, собственно, Веронике-блуд-нице идет речь?!
7 остановка . Ох, уж эти падения. Кто их считал?!
8 остановка . В Евангелии от Луки, в главе 23, говорится об этом так:
27. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.
28. Иисус же обратившись к ним сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших;
29. Ибо приходят дни, в которые скажут: "блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!".
Что тут скажешь... Буквально несколько минут назад эти люди фанатично кричали "Распни его!" и просили отпустить Варраву, и вот, тот же самый народ в "великом множестве" плачет и стенает по поводу его казни...
Грубые солдаты, ведущие на казнь только что избитого ими "лжепророка", над которым они всего час назад глумились, позволяют ему остановиться и проповедовать?!
Мало того, в "великом множестве народа", сопровождавшем осужденного были не только женщины, но мужчин Иисус почему-то не заметил.
Вы видели улицы старого города? Не того, который мы видим в наши дни, а того, древнего Иерусалима, раскопки которого можно увидеть в археологических заповедниках? Трехлетний ребенок после короткого разбега может пересечь такую улицу одним прыжком. Посмотрите обязательно, и тогда россказни о великом множестве народа, сопровождавшем Иисуса на Голгофу предстанут перед вами в истинном свете.
9 остановка . Опять упал. В третий раз. Просто фатальная цифра. Три раза пропел петух перед отречением Петра. Три раза его перед этим вопрошали, не ученик ли он Иисусов. И вот опять. О месте падения мы уже говорили.
Последние остановки, Голгофа. Оговоримся сразу, римляне пригвождали преступников к кресту очень редко. Обычно их привязывали. Лишь в особых случаях, желая сократить мучения привилегированного страдальца, ему пробивали руки и ноги гвоздями. Тем не менее: в храме Гроба Господня есть алтарь Гвоздей Святого Креста, которые были обнаружены на этом месте. Это ли не чудо?! И сооружение, на котором распинали римляне преступников никак не напоминало крест. Это был всегда столб с перекладиной сверху, напоминающий букву Т. Если же казни совершались всегда на одном и том же месте, то там строили постоянную раму с подпорками, на которой и распинали преступников. Нашли же крест, а к нему еще и гвозди. Это ли не второе чудо? Но главное чудо заключается в том, что то место вообще обнаружили.
В 325 году новой эры Елена, мать Византийского императора Константина Великого вдруг уверовала в то, что именно на этом месте она найдет гробницу Христа. Раскопки, начавшиеся по приказу императрицы, позволили обнаружить довольно хорошо сохранившуюся гробницу, и все решили, что это гробница Иисуса. Тем более, что, как уверяла императрица, неподалеку, во рву были обнаружены остатки крестов. Тут же было объявлено, что это кресты Христа и двух, распятых с ним разбойников. Ее уверенность основывалась только на внутренней убежденности и подтверждении епископа Макария, сопутствовавшего ей во всех мероприятиях. Чего стоят подтверждения лиц, приближенных к державным особам, мы все хорошо знаем...
В храме Гроба Господня вам покажут крипту святой Елены - матери Константина. Вам расскажут трогательную историю о том, что из ниши этой крипты императрица самолично наблюдала за раскопками. Но история развеяла и этот миф.
Первая церковь на этом месте была сооружена в 335 году н. э. по велению императора Константина. Строилась она 9 лет, но через 279 лет, в 614 г. была разрушена персами. Через 15 лет аббат Модест реконструировал церковь, но в 1009 халиф эль Хакем сравнял ее с землей.
15 июля 1099 года н. э., взяв город, крестоносцы начали грандиозное строительство нового храма, который и был освящен в 1149 году. Но на этом злоключения храма не кончились. В 1808 году в результате сильного пожара большая часть храма была разрушена. Поговаривали, что пожар возник не без помощи греческих монахов, которые под шумок наполеоновских событий в Европе решили таким способом прибрать к рукам святое наследство...
История преподнесла еще один, пожалуй, самый главный сюрприз сторонникам версии святости этого места. По преданию, на этом холме был захоронен череп Адама, поэтому, желая принизить чувства верующих евреев, чтивших святое для них место, император Адриан после разрушения Иерусалима воздвиг на этом холме Форум и Капитолий, где отныне должны были поклоняться Юпитеру, Юноне и Венере. Это произошло после разрушения Храма. Вряд ли в те времена, когда Храм еще стоял и римляне в какой-то мере считались с верованиями жителей страны, они могли безнаказанно использовать это место для позорных казней...
Что же касается Голгофы, то она находится совсем в другом районе Иерусалима и называется в наши дни Гордонова Голгофа, по имени английского офицера Гордона, который первым открыл это место с высоты Дамасских Ворот. Этот холм напоминает своей формой череп человека, поэтому он так и называется: "гулголет", на иврите - череп. Холм хранит древнюю могилу, которую многие христиане считают настоящей могилой Христа. Подтверждением тому, по их мнению, служит тот факт, что там же, неподалеку от городских ворот обнаружены винный пресс и большая цистерна винодельни, которые упоминаются в Евангелиях. В настоящее время все это находится в ведении Гарден Томб Ассошиейшн, штаб-квартира которой находится в Англии.
Сенакулум - Горница "Тайной Вечери"... Во-первых, никто не знает, где проходила тайная вечеря, на то она и была (если была) тайной. Во-вторых, Горница, как таковая не сохранилась - напомним, что после разгрома восстания, город был разрушен до основания. Почти ничего не сохранилось даже со времен крестоносцев, которые в свое время построили приблизительно на этом месте храм. В Х1V веке на этом же месте монахи францисканского ордена построили новый храм, но в середине ХV1 века были изгнаны, а храм был превращен в мечеть.
От былого храма сохранилось только несколько колонн и свод, которые, естественно, к Горнице никакого отношения не имеют...