Неправильное понимание покаяния — враг спасения душ. Я пока не готова каяться в одном грехе, потому что буду совершать его вновь

Как необходимо подготовиться к первой исповеди? Ксения

Уважаемая Ксения! Самое главное - не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Внешняя подготовка может быть различной, и ее меру Вы впоследствии будете определять вместе с тем священником, который когда-то станет Вашим духовным наставником, не о ней сейчас и думайте. А постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с отрочества, с того времени, когда Вы стали различать белое и черное, плохое и хорошее, - и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», - это как раз и принести на исповедь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими, скорее навыками, страстями, греховными привычками вести бескомпромиссную борьбу.

Еще практический совет - постарайтесь заранее узнать относительно того храма, куда Вы собираетесь пойти на исповедь, когда там есть возможность исповедоваться подробно. А еще лучше заранее договориться со священником, предупредив его, что Вы будете первый раз на исповеди. Священник Максим Козлов

Как нужно готовиться к исповеди? По какому принципу должна быть составлена исповедь — по заповедям, или по хронологии совершенных мною грехов? Насколько много должно говорить? Достаточно ли просто сознаться в том, что согрешила? Ольга

Дорогая Ольга. Надо прийти в храм на исповедь, послушавшись уже данного вам совета священника. Можно заранее записать исповедь, начиная с 7 летнего возраста. Повторяющиеся грехи можно просто назвать, а можно описать ситуации, приведшие к греху. Иногда человек болезненно чувствует, что при каких-то обстоятельствах его душа была сильно искалечена грехом, и на сердце остались раны, прикосновение к которым вызывает острую или притупленную временем боль.

Тогда действительно нужно мужество, чтобы открыть перед священником то, о чём рассказать подчас больно и стыдно. Но если не открыть, то спрятанный грех будет продолжать разрушать душу и сердце изнутри. Бывает, что какие-то грехи не удаётся вспомнить, а какие-то поступки или мысли, может, и не казались грехом, тогда регулярные дальнейшие исповеди и усердная молитва выведут их из тьмы забвения.

На исповедь, особенно первую, необходимо прийти тогда, когда у священника достаточно времени, чтобы поговорить с Вами, т.е. на вечерней службе. Приняв Вашу исповедь, священник решит, готовы ли Вы причаститься, или Вам необходимо попоститься, помолиться, походить в храм. Но всё это вы сможете разрешить с ним непосредственно в беседе. Что касается слёз при исповеди, то они естественны для кающегося. Пусть поможет Вам Господь и Ваш Ангел Хранитель преодолеть все препятствия, мешающие очищению души. Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Могу ли я исповедоваться посредством переписки, не заходя в церковь? Татьяна.
Здравствуйте Татьяна, исповедь – это таинство которое совершает Сам Господь, а священник является свидетелем, того что покаяние свершилось. Кающийся человек преодолевает самого страшного и постоянного противника – самого себя. Он одерживает над собой крупную победу и священник свидетельствует, что она действительно совершилась. Мы каемся для того, чтобы внутренне измениться, исправиться с помощью Божией. Помоги Вам Господи найти духовника, к которому бы расположилась Ваша душа, священник Александр Ильяшенко

Я исповедовалась по электронной почте, это правильно? Ирина.
Здравствуйте, Ирина. По-моему, исповедь по интернету — вещь недопустимая. Конечно, исповедовать грехи бывает и горько, и стыдно. Исповедь – это таинство, в котором священник является свидетелем вашего покаяния в грехе. Покаяние отделяет грех от человека, оно является благодатным изменением состояния души.

Чем же плохо, когда священник является свидетелем того, как постыдный грех отделяются от кающегося человека? Если человек действительно кается, то священник будет радоваться за него и благодарить Бога. А если нет покаяния, то открыться на исповеди бывает не просто. Покаяние – дар Божий, о нем надо просить Господа. Бывали в истории случаи, когда человек не мог в силу обстоятельств исповедаться священнику. Но это были экстремальные ситуации. Например, человек умирает в отдалении от храма и передает товарищу свою последнюю исповедь, чтобы тот, когда появится возможность, пересказал ее священнику. Был случай, описанный владыкой Вениамином (Федченковым), когда губернатор Генерал Бюнтинг, которому угрожала смертельная опасность, имел возможность исповедаться последний раз в жизни по телефону. Но Вам необходимо преодолеть смущение. Покаяние для того и существует, чтобы вывести на свет то, что препятствует соединению души с Богом. Помоги Вам Господи! Cвященник Александр Ильяшенко

Чем ближе к исповеди, тем сильнее «крутит». Такие мысли лезут в голову, что кажется, со стыда и страха умру……Что делать, какую молитву читать, чтобы выстоять? Я Вам заранее от всей души благодарна! Марина.

Здравствуйте, Марина.
Молиться можно своими словами о том, чтобы Господь помог устоять против всех этих помыслов. А прийти на исповедь все-таки нужно в любом случае и в любом состоянии. Помоги Вам Господи, священник Михаил Немнонов.

Я была много раз на исповеди и не почувствовала облегчения. Мне часто попадаются люди которые говорят, что чувствуют после исповеди такую радость и легкость. Если не чувствуешь облегчения, радости и легкости, то значит ли это, что грехи все равно прощены? Ирина

Дорогая Ирина!
Святитель Феофан Затворник говорит, что кому полезна радость, тому даётся радость, а кому полезна печаль — тому печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что более серьёзным должно стать наше покаяние и более строгим испытание наших отношений с другими людьми.
Преподобный Макарий Великий свидетельствует, что он знал многих, кто в начале пути был облагодатствован чрезвычайно, но потом пал самым жалким образом. И ещё больше таких, кто всю жизнь трудился в смиренном послушании веры, не имея особенных утешений, и достиг спасения в вечной Пасхе. При искреннем раскаянии в грехах человек получает от Господа их прощение в таинстве исповеди, даже если после исповеди нет чувства какой-то особой радости.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

На исповеди от волнения много забыла. Значит ли это, что исповедь моя недействительна, и я не прощена?Когда я готовлюсь к исповеди, всегда записываю грехи на бумагу. И все равно от волнения я что-нибудь да забуду. После последней исповеди не было чувства легкости, было чувство досады. Юля

Дорогая Юлия! Забытые грехи – это не страшно, они, прощены. Старайтесь записывать грехи и далее, а те грехи, которые забыли сказать, скажете на исповеди в следующий раз.
Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Как часто человеку нужно исповедоваться у священника? Светлана.
Здравствуйте, Светлана! Регулярность исповеди и причастия Вам лучше обсудить с духовником. На мой взгляд, оптимальный вариант — раз в две-три недели, плюс большие церковные праздники. Священник Александр Ильяшенко

Про грех юности на исповеди сказала: «Согрешила блудом». Достаточно ли этого исповедания, или все же надо что-то более конкретно говорить? Ирина.

Дорогая Ирина! Да, действительно, на исповеди нет необходимости в подробности описывать грехи, поэтому вы исповедовались правильно, не вижу Вашей ошибки. Но блуд относится к числу тяжелых грехов, поэтому одной исповеди не достаточно. Необходимо постоянно и горячо каяться пред Господом о соделанном когда-то грехе и молить его о прощении, следить за состоянием своей души. Исповедуйтесь регулярно о своих грехах даже повседневных. Надейтесь на милость Божию, помоги Вам Господи.
Священник Александр Ильяшенко

Я хочу исповедаться и не знаю, считается ли это грехом? Когда мне было лет 8 — 9, а моему брату лет 7-8, мы посмотрели нехроший фильм и по своей глупости начали повторять увиденное. Меня очень мучает совесть. Н.

Дорогая Н.!
Временный стыд в сей преходящей жизни ничего не значит в сопоставлении со славой, ожидающей тех, кто прибег к Святому Покаянию! Исповедуйте это также просто, как спросили сейчас – тут никакие названия и не нужны: просто расскажите всё священнику чистосердечно, моля Господа о прощении, и милость Божия пребудет с Вами! Помните: нет такого греха, который не может быть очищен покаянием! Помните о той радости, которая бывает на Небесах о кающихся грешниках – покайтесь и эта радость коснётся и Вашего сердца!
Крепости Вам и верности Господу! Священник Алексий Колосов

Нужно ли мне снова исповедовать грех блуда более честно?Я исповедовала его несколько раз, но без подробностей, пожалев уши священника. Елена

Дорогая Елена!
Грех, однажды исповеданный, не надо исповедовать повторно, если Вы снова его не совершали. При исповедании блудных грехов обычно не рекомендуется в подробностях описывать совершенное, поэтому если Вы не назвали каких-то деталей, то это не является «недоговариванием» и тем более «утаиванием». Советую Вам исповеданные грехи не исповедовать второй, третий раз, а если смущают помыслы — то надо молиться и каяться перед Господом и просить у Него прощения. От Вас — искренность и постоянство, а результат — от Господа.

У меня проблемы с исповедью и с духовной жизнью…Когда-то я ходила в церковь регулярно. Я читала, что нужно возненавидеть этот мир, но не хочу его ненавидеть. Мой муж меня сильно ревнует. Я представляю, какой бы был скандал, если б я пошла в церковь и задержалась бы на исповеди, даже если б мы и пошли вместе, то мне досталось бы по другому вопросу «что я так долго исповедовала? Виктория.

Дорогая Виктория. Нужно ненавидеть зло в мире, а не сам мир, и в этом Вы совершенно правы. Осуждение – это грех, нарушение заповеди Божией: «Не судите, да не судимы будете». Этот грех – проявление гордости. Апостол Иоанн Богослов говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх ». Мне кажется, что недостаток Вашего мужа, о котором Вы говорите, можно преодолеть любовью. Чем более Вы будете к нему нежны, ласковы, приветливы и деликатны, тем скорее этот недостаток пройдет. Старайтесь быть с мужем искренней и открытой. Вам необходимо ходить на исповедь, но предупреждайте мужа, что будете задерживаться, чтобы он не волновался.
Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Меня мучают сомнения, что я не полностью исповедовалась на генеральной исповеди! Я не называла отдельные эпизоды, и не смогу теперь вспомнить, что исповедано, а что нет. Ольга
Дорогая Ольга!
Для Господа важно не скрупулезное перечисление грехов, а глубина и искренность покаянного чувства. Господь – Сердцеведец, а не бухгалтер. Но если какой–то грех мучает Вашу совесть, Вы можете назвать его на следующей исповеди.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Первую исповедь я произносил батюшке в нетрезвом состоянии, но это было для храбрости. Считается ли это исповедью? Юрий.
Дорогой Юрий!
К Таинствам следует приступать благочинно и в чистоте – конечно, таинство совершилось, но покаяться в том, что были нетрезвы во время исповеди, всё-таки следует. И помните: в пьяной «храбрости» мало толку! А священник, скорее всего, заметил, но, чувствуя Ваше состояние, и тревогу проявил такт и понимание.
С уважением, священник Алексий Колосов

Батюшка на несколько мгновений задремал во время моей исповеди. Считается ли моя исповедь совершенной или нет? Лариса

Да, Лариса, Ваша исповедь считается совершенной, ведь на исповеди Вы каетесь не священнику, а Господу, священник только является свидетелем Вашего покаяния. Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Могу ли я каяться в грехе, сознавая, что избавиться от него пока не в силах? Мысли об этом грехе причиняют мне страдания. Катерина.
Здравствуйте, Катерина!
Нет ли лицемерия в том, что я постоянно каюсь за свою гордость, зависть, вспыльчивость…? Думаю, Вы понимаете, что такие грехи не искореняются сразу и бесповоротно в один раз. Так что же и не каяться?
Посмотрите, как часто мы моем свое тело, даже, если не особо грязнимся. И ведь знаем, сознаем, что мыть нужно постоянно и всю жизнь. Может тогда не мыть?
Итак, Катерина, идите на исповедь и кайтесь в том, что тяготит совесть. Помните, как говорил святитель Иоанн Златоуст, что Господь не только плоды приемлет, но и намерения целует. Помолитесь с теплотой сердечной: Господи, Ты видишь, как этот грех меня угнетает, как я страдаю от него! Помоги, дай силы избавиться от него! И прочее, как посоветует духовник. Попросите у него молитв и совета, как Вам быть в Вашем положении.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский.

Есть ли смысл в следующей исповеди, если не избавилась от греха, из-за которого не была допущена до причастия? Рита
Рита, здравствуйте!
Смысл в исповеди есть всегда, кроме тех случаев, когда мы не хотим избавляться от греха, в котором исповедуемся. А если все-таки хотим расстаться с этим грехом, но пока не сумели, то нужно исповедоваться.
С уважением, священник Михаил Немнонов

Хочу исповедаться, меня смущает то, что священник может негативно отнестись к таким грехам, как: хула на Церковь и священнослужителей, сомнение в силе и высмеивание Бога, слушание песен сатанинского содержания. Евгений

Здравствуйте, Евгений!
Не бойтесь того, что священник отнесется к Вам негативно. Именно ему, как никому, хорошо известно, как слаб человек, как часто способен заблуждаться. Сознавая и свои недостатки, и то, что безгрешных людей не бывает, любой священник с великой радостью всегда приветствует, если человек обрел веру и стал на путь спасения.
Потому не надо опасаться ни осуждения, ни презрения, ни, тем более гнева. Скажите ему на исповеди просто и бесхитростно, все, что есть в душе и то, что теперь Вы имеете намерение жить по Заповедям, а для этого просите его молитв и наставлений.
Батюшка Вам даст советы для духовной жизни и благословит именем Христовым.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский

Недавно я исповедовалась в грехе блуда. Во внебрачные отношения я вступила с парнем, которого люблю и с которым в будущем мы собираемся узаконить отношения. Я раньше не понимала, что греховного во внебрачной связи, и поэтому не шла на исповедь, просто не хотела каяться в том, чего не понимаю, только из-за того, что так сказано Церковью. Ведь после исповеди надо еще и не возвращаться к греху. Это тяжело когда не понимаешь смысла. Вот ждала, думала. Потом пришло понимание всего, и как будто пропасть перед ногами разверзлась. Хоть я и раскаялась на исповеди, но душе тяжело, мрачно. Все болит внутри.

Раньше бывало после исповеди выходишь из храма, и мир вокруг как будто ярче и радостнее стал, и внутри все поет. А сейчас выходила из храма как из операционной - с тем же тяжелым чувством боли и потери. Депрессия не отпускает меня с тех пор, не могу своими силами справиться с ней. Что мне делать, мне кажется, Бог не любит меня как прежде - ведь я уже не такая чистая. Как происходит раскаяние в блуде, ведь это считается смертным грехом? Я знаю, многие святые годы терзались за такой грех. Это так и должно быть? Сколько мне нужно страдать, чтобы вернуть себе прежнее духовное состояние, которое было до моего падения?

Катя

Уважаемая Екатерина, во-первых, очень хорошо, что Господь дал Вам мужество в тяжком смертном грехе покаяться перед крестом и Евангелием в таинстве исповеди, осознать его как грех, а не просто как норму бытового поведения, что свойствен такому количеству людей ныне. Вы спрашиваете, почему нет облегчения на душе, почему не стало сразу светло и ясно. Но Катя, грех греху рознь, бывает, оступится человек, сделает какую-нибудь пакость, раскается в ней - и все, как водой умылся, больше и нет этого. А бывает, как с серьезной болезнью: сделает человек операцию, вырежут ему аппендицит, или какие-нибудь опухоли злокачественные - ох, как долго еще болит все тело. Так и с грехами. Когда решимся мы вырезать что-то злокачественное, болезненное, нас сильно искажающее, то после операции будем долго еще в себя приходить. Тот же больной - его и тошнит, и жить ему не хочется, и первую неделю кажется, что умрет он сейчас, но все же онкологии уже нет, того, что отравляло и лишало возможности на жизнь в будущем, уже нет. Так и с таким грехом - сначала будет тяжко, а потом дальше, исправлением жизни и невозвращением к этому греху засвидетельствуете Богу, что покаяние Ваше было действительно, и в этом усилии жизни Господь даст Вам постепенно и мирность, и радость и дальнейшую прямоту Вашего пути ко спасению.

священник Максим Козлов

_________________________________________

Зачем раскаиваться в смертном грехе — если он не проститься?

Вопрос: Зачем раскаиваться на исповеди, если смертный грех все равно не прощается? Чем проклятье Божье отличается от наказания?

Ответ: Слово Божие ясно говорит о полном прощении грехов через покаяние: «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15); «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк.6:37); «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19).

Слово «проклятие» в новозаветных книгах несколько раз употребляется к нераскаянным грешникам, дерзко противящимся истине и увлекающих других в погибельное беззаконие: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия» (2 Пет.2:14).

Святые отцы, раскрывая учение Священного Писания о грехе и покаянии, наставляют нас искренне приступать к таинству исповеди, чтобы, очищаясь, приготовить себя к Царству Небесному, в котором будет вечное блаженство. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца <…> И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр.22:1,3–5).

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Обсуждение: 6 комментариев

    Здравствуйте!Вот один человек воевал после войны восстанавливал завод,потом работал слесарем огромное число медалей и орденов за войну и за труд.Заслужил хрущёвку и пенсию 30 тысяч.Но жил честно,достойно не воровал не убивал но и в церковь не смог придти.Сын его после Афгана был парализован за ним ухаживал пока тот не начал ходить.А его сосед получил на фронте ранение правого пальца,работал в коопторге,после войны на торговой базе за растрату осудили,потом занялся валютой в 60-е опять осудили в 70-е за убийсто осудили, 90-е сделал огромное состояние и священники бегали к нему освящять то машину то дом то телефон,и конечно исповедывали. И тот первый как я понял заслужил у Бога в аду гореть,а второй будет в раю он же раскаялся и на храм денежку давал

    Ответить

    1. Здравствуйте, Алексей!
      Господь в чем застанет человека, в том и судить будет. Есть немало примеров из жизни святых людей. Святая преподобная Мария Египетская более 30 лет каялась, молилась, живя в пустыни, а до этого была блудницей. Есть и такие примеры печальные, когда некоторые подвижники через молитву и пост достигали духовных высот, а соблазнились искушением диавольским и погибли. Господь судит человека не как мы, не внешне, а внутренне. Если человек жил по голосу совести, плохого не делал людям, против Бога не шёл, то Господь может помиловать такого человека и взять его в Царствие Небесное. Также, и если человек ходит в храм, всё соблюдает, но не имеет любви, мира, смирения, то может погибнуть и попасть в ад. Внешнее конечно важно, но внутреннее состояние человека ещё важнее. Приведу пример. Умерли два человека — игумен (то есть наставник монастыря) и простой нищий. Игумена пришли душу принимать бесы, душа не хотела выходить из тела, так они её огненными крючками вытаскивали. Душа нищего тоже не хотела выходить, хотя за ней пришли светлые ангелы. Тогда Господь велел ангелом спеть ей красивую песнь, и душа вышла и повели её в Рай. Этот пример говорит о том, что Господь может спасти любого человека, в любом его сословии и состоянии, а также Господь может наказать душу человека, даже монаха, священника, если он не искренне соблюдал Божий Закон. У Бога всё справедливо. Но Бог всё-таки не ищет причину, как бы наказать человека, а наоборот, ищет любую возможность как бы оправдать человека и спасти, потому что Бог есть ЛЮБОВЬ.
      С Богом!

      Ответить

    Добрый день!
    Не нашла нужной рубрики куда могу написать свой вопрос. Пожалуйста, подскажите как мне быть и подскажите пожалуйста, какие последствия моего греха могут быть. Я недавно пришла к Богу, покаялась в грехах. У меня появился молодой человек, отношения еще только-только зарождаются. И я совершила сразу два греха. Первый не упование на Бога, я не смогла положиться на волю Бога, и сказать себе, в определенный момент, что пусть будет так как хочет Господь мой, я в какой-то момент перенервничала, когда этот молодой человек перестал звонить мне (просто я очень долгое время была одна и в какой то момент очень испугалась его потерять) и вот на этом фоне, я не знала как справиться с собой, я вступила в блуд с другим мужчиной всего один раз и сразу очень сильно пожалела об этом. Я раскаиваюсь очень сильно в обоих своих грехах и в неполагании на волю Бога и в блуде. Я была на исповеди, исповедовалась, сейчас читаю покаянный канон, делаю поклоны. Но душа болит за эти грехи и боюсь, что в наказание у меня еще и моего молодого человека отнимут. Пожалуйста, прокомментируйте мою ситуацию. Заранее очень благодарю за ответ!

    Ответить

    1. Здравствуйте, Нина!
      Хорошо, что вы исповедовались и теперь стараетесь исправляться. Всецело положитесь на Бога и Его святую волю. Молитесь, совершайте добрые дела и Господь не будет строго судить вас и поможет вам. Но для этого ещё надо никого не осуждать и всех прощать. Если мы хотим, чтобы Бог простил нам грехи, особенно тяжкие, то и сами мы должны простить всех своих обидчиков и врагов, если они есть у нас.
      Мир вам и Божие благословение!

      Ответить

    Всё, что мы делаем в нашей жизни — грех! Причём часто смертный! Как прожить в современном мире, не гневаясь, не унывая временами, когда даже молоко в пост — грех? И так и живёшь в страхе, что это всё нельзя, а я грешу! И какой смысл каяться, если сознаёшь, что всё это будешь делать дальше, потому что мы — люди, и иначе не прожить? Вот поэтому и нападает уныние, что выполнить все требования невозможно!

    Ответить

    1. Здравствуйте, Наталия!
      Не всё так страшно, как вам кажется. Установлены Заповеди для того, чтобы выявить грех. Пост дан для того, чтобы приучить человека к воздержанию и дать человеку возможность освободиться от рабства греха или страсти. Церковь установила святые Таинства. Таинство покаяния даёт человеку возможность исправиться, главное, было бы желание и стремление и Бог поможет. Мы призываем людей к постепенному совершенствованию. Мы не требуем человека сразу всё соблюдать. Если человек пришел к вере недавно, то советуем ему потихоньку приучать себя к соблюдению поста, к молитве, к добрым делам. Но человек должен всю жизнь стремиться к совершенству. Не получилось соблюсти весь пост, согрешили, но покайтесь. Бог не спросит на страшном Суде, почему ты грешил, а спросит, почему ты не покаялся. Когда человек упадет в грязь, то он спешит смыть эту грязь, он же не унывает и не думает о том, что всё равно опять упаду, испачкаюсь, так зачем же мыться? В духовной жизни тоже самое. Сколько бы раз мы не грешили, сколько бы не падали, нужно встать, покаяться. В этом и состоит борьба с грехом.
      Помоги вам Бог!

      Ответить

По христианским представлениям, нет такого человека, который бы не грешил, кроме Иисуса Христа. Однако, раскаявшись, человек может получить прощение грехов.

Церковь предлагает исцеление души посредством покаяния на исповеди. Покаянием является признание своего греха, сокрушение о его совершении и намерение больше не повторять его в дальнейшем. На исповеди человек перед священником называет свой грех, который он совершил и в котором раскаялся.

В православных храмах исповедь совершается каждый день. Хотя принимает ее священник, но считается, что исповедующийся раскрывает свое сердце перед Богом, который и дает прощение через своего слугу на земле. Считается, что сам Иисус Христос дал право пастырям Церкви отпускать грехи от Его имени. Священник при этом говорит, признавая свою ничтожность перед Богом: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих».

Исповедуясь в грехах, не следует пытаться предъявлять духовнику «смягчающие обстоятельства», оправдывать себя или перекладывать вину на других людей, которые якобы ввели кающегося в грех, жаловаться на сложившиеся обстоятельства и т. п. Все это говорит об отсутствии истинного раскаяния у человека и привязывании его ко греху. Грехи надо называть четко и ясно, а не расплывчато или намеками. Не следует также во время исповеди отвлекаться и переводить разговор на другие темы. Нужно не ждать вопросов от священника, а самому рассказывать о себе то, что кажется необходимым.

К самым тяжелым грехам православная Церковь относит убийство, аборт, побои, супружескую измену, блуд и сексуальные извращения, кражу, богохульство, кощунство (насмешки над священными предметами), ненависть к ближнему и произнесение проклятий в его адрес, колдовство и гадание, обращение к экстрасенсам, так называемым «целителям» и астрологам, пьянство, курение, наркоманию.

Менее тяжкие, в человеческом понимании, грехи в духовном плане являются не меньшей преградой к Царствию Небесному, чем смертные грехи. К таким грехам относятся, например, ложь и сквернословие. Совершающие их так же заслуживают вечного наказания в аду, как, к примеру, убийцы.

Как было сказано выше, на исповеди должно происходить покаяние. Простое перечисление своих грехов не имеет смысла без решения оставить их. В этом случае не происходит очищения души, и человек с нечистым сердцем совершает таинства и обряды пред Богом, что не принесет ему никакой пользы.

Иногда священник назначает человеку, исповедующему грех и не могущему его оставить, епитимью – духовное испытание, которое призвано помочь избавиться от существующего порока. В качестве епитимии могут быть назначены поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святым местам. При этом учитываются физические и финансовые возможности человека.

Назначенную священником епитимью нужно выполнять неукоснительно. Если выполнить ее кажется тяжело, необходимо обратиться к священнику, который наложил ее. Только он имеет право отменит епитимью.

«Если ты принесешь дар твой к жерт – веннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим»

Иногда в православной Церкви практикуется общая исповедь, на которой священник называет самые распространенные грехи, после чего читает разрешительную молитву. Участвовать в такой исповеди должны только те люди, которые не совершили смертных грехов. Впрочем, и им хотя бы раз в месяц следует приходить на индивидуальную исповедь.

Исповедоваться можно с семи лет. До этого возраста по православной традиции грехи человеку не вменяются. Человек, который крестился взрослым, должен исповедоваться только в своих грехах после крещения.

Подготовка к исповеди

Исповедоваться следует как можно чаще. Люди, мало размышляющие о духовном, часто не видят за собой грехов или не чувствуют их тяжести. Им трудно раскаяться в них, особенно если грех приносит плотское удовольствие. Многие не считают себя грешниками только потому, что не совершали тяжких грехов. Они так и говорят: «Я никого не убивал, никогда не крал». Начинать исповедь с таких слов неправильно.

«Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны»

(Ин. 3: 19–21).

Люди, погрязшие в грехах, часто ничего не замечают в своем сердце, а если видят, их это не очень беспокоит, потому что им не с чем сравнивать, ведь они мало вспоминают о Боге. Те же, кто постоянно пребывает в общении с Богом, ясно видят свою греховность и считают себя первыми из грешников. Так, апостол Павел говорил: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1: 15).

Чтобы преодолеть духовную лень и нечувствительность, Церковью установлены подготовительные дни перед таинством покаяния. Эти дни называются говением. Подготовка к покаянию может продолжаться от трех до семи дней. В этот период верующий должен поститься, стараться не совершать ничего греховного, больше размышлять на духовные темы и приобретать благоговение пред Богом.

Во время говения также следует бывать как можно чаще на богослужениях в церкви, чаще молиться дома, а также читать Святое Писание и другую духовную литературу. Кроме того, человек должен устремить свой взор внутрь себя, испытывая самого себя, размышляя о своих поступках и словах, не было ли в них зла, нелюбви, невоздержания и т. п. В послании апостола Павла сказано: «Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор.11: 30–32). Таким образом, осуждение самого себя ведет к покаянию и прощению от Бога. Если же человек не замечает за собой грехов и не кается в них, он получает наказание от Бога. В этом польза размышлений и внутреннего исследования собственной души.

При исследовании своего душевно-нравственного состояния следует также отличать корни греха от его внешнего проявления, плодов. Иисус говорил: «Извнутрь, из сердца исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7: 21–22). Возможно, человек еще никого не убил, не ограбил и не сделал ничего плохого, но в сердце его есть ненависть или презрение, которые являются корнем этих грехов. Именно эти корни следует замечать и избавляться от них через покаяние.

При исследовании своего сердца следует избегать мелочности, когда внимание полностью отвлечено мелкими мыслями и чувствами, а важные пороки души упускаются из вида.

Итак, на исповеди самым важным является не рассказ о своей греховной жизни или перечисление всех грехов, но сокрушение о них, искреннее раскаяние.

Если при осознании собственных грехов не возникает боли в сердце, не появляются слезы на глазах, это не значит, что человек не может покаяться. Главное, чтобы он добросовестно принял решение больше не грешить и с таким настроем исповедовался перед священником и Богом.

Еще одним важным моментом подготовки к исповеди является прощение ближним согрешений их и примирение с ними. Без этого не следует надеяться на прощение Божие: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15).

Проведение исповеди

В соответствии с учением православной Церкви, покаяние может и не сопровождаться словесным исповеданием грехов. Однако прощение грехов можно получить только в церковном таинстве исповедания, совершаемом священником.

«Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира»

(1Ин. 2: 1–2).

Первая часть исповеди является общей для всех кающихся, которые в назначенное время приходят в храм. Эта часть начинается с возгласа священника «Благословен Бог наш!», после чего следуют молитвы, которые подготавливают присутствующих к личному покаянию. Молитвы сосредотачивают исповедующихся на Боге, дают почувствовать свою связь с Ним. Это помогает открыть душу перед Богом, что является началом исповеди. В молитвах священника отражается надежда кающегося на прощение и очищение от грехов.

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова его нет в нас»

(1 Ин. 1: 9–10).

Первая часть оканчивается словами священника, который поворачивается к собранию лицом и говорит следующее: «Се, чадо, Христос невидимо стоит… (и т. д.)», что в переводе на современный русский язык звучит примерно так: «Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред тобою), принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным!».

Эти слова должны пробудить в исповеднике чувство ответственности, раскрывая смысл исповеди, заключающейся в беседе кающегося не со священником, а с самим Богом. Поэтому очень важно пришедшим на исповедь понимать смысл произносимых священником слов.

После этого начинается вторая часть исповеди, когда каждый исповедник отдельно подходит к аналою, делает земной поклон в направлении алтаря или перед лежащим на аналое Крестом. Затем он подходит к стоящему у аналоя священнику на беседу, во время которой начинает исповедоваться, раскрывая все свои грехи и каясь в них. При этом голова его должна быть преклонена перед лежащим на аналое святым Крестом и Евангелием. Исповедание стоя на коленях является недавним нововведением и практикуется не во всех церквях.

Верующий исповедуется в грехах. Священник определяет, искренне кается человек или нет. Если искренне, священник в заключение молится за него, после чего исповедник должен встать на колени, а священник накрывает его склоненную голову концом епитрахили (одной из деталей священнической одежды), возлагает на нее руки и читает разрешительную молитву, в которой произносит прощение грехов от имени Иисуса Христа. Затем священник осеняет исповедника крестным знамением. Прощенный должен встать, поцеловать святой Крест и Евангелие в знак любви и благоговения перед Господом, а также в знак верности обещаниям, данным Богу в присутствии священника, после чего может уйти, успокоенный и готовый к участию в таинстве причащения.

Разрешительная молитва: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя рек), вся согрешения твоя: и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Во время исповеди следует называть грехи, которые уже были раньше исповеданы и прощены, если только человек снова на впал в этот же грех уже после исповедания. В этом случае следует снова каяться. В покаянии следует также приносить те грехи, которые ранее были забыты, а во время исповеди вспомнились.

Рассказывая о грехах, исповедник не должен называть имен других людей, участвовавших в согрешении. Эти люди должны сами раскаяться в своих грехах, чтобы получить их отпущение.

Если человек искренне кается, после разрешительной молитвы у него появляется чувство легкости, чистоты и радости.

Если священник решает, что исповедник недостаточно раскаялся или его грехи слишком тяжелы, чтобы их сразу отпустить, он не читает разрешительную молитву, а исповедник не допускается к причастию.

Каждому более-менее регулярно, пусть даже и не очень часто исповедующемуся православному христианину прекрасно знакома следующая картина. У аналоя желающий причаститься Святых Христовых Тайн механически, по пунктам, наименовывает грехи (а то даже и зачитывает их по бумажке). Получает, накрытый епитрахилью, отпущение, подходит к Чаше, а какой-то подленький коготок скребет на душе: ведь при новоначальных исповедях места схематическому формализму не оставалось! Или вот еще. Раз за разом называешь одни и те же прегрешения – и идешь к Причастию.

Это разве подлинное таинство покаяния?

Игумен Сергий (Куксов),
настоятель Вознесенской Давидовой пустыни:
В ПОКАЯНИИ ВАЖНА РЕШИМОСТЬ
Сказать словами – не значит сказать сердцем, как бы ни казалось человеку обратное. Исповедь – таинство, и Господь Сам знает, когда, как и через кого воздействовать на человека. Наша жизнь – борьба до гробовой доски, это наша обязанность. А Господь знает, когда подать нам чувство покаяния, чтобы мы его не потеряли. Торопить Бога не надо. Нужна решительность, о которой говорил преподобный Серафим Саровский. Главное – наше стремление, а остальное посылается в нужное время Богом.


Игумения Алексия (Петрова),
настоятельница Введенского Владычного монастыря (г. Серпухов, Московская область):
ПОДЛИННОЕ РАСКАЯНИЕ ПРИХОДИТ С ДУХОВНЫМ РОСТОМ
Такая ситуация часто возникала у всех, кто исповедуется регулярно. Если умом понимаешь, что совершенный поступок или помысел греховен, но в душе нет раскаяния, надо присовокупить к названному еще и грех, что нет чувства покаяния. Ум понимает, а сердце молчит. Человек в этом честно признается, он это осознает. А дальше уже по молитвам и за раскаяние Господь даст это чувство покаяния.

Игумен Киприан (Ященко),
доцент, декан факультета педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
ПРОВЕРЬТЕ, ВЫ НЕ УМЕРЛИ?
Если у вас нет чувства покаяния, значит, вы умерли. Я могу вас поздравить с духовной смертью! Если вы труп, вас надо похоронить с почестями или попробовать реанимировать, воскресить. Например, пособоровать. Но сначала я все же предложил бы уединиться, отключить телефон, прекратить суету, почитать Евангелие, поговорить со своим духовником, если он есть, или с опытным священником. Попить крещенской воды, в конце концов.

Игумения Иоанна,
настоятельница монастыря Хахульской Божией Матери, Новая Шуамта (Грузия):
ДУМАТЬ, ЧТО ЖИВЕШЬ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ
Ведь мы не знаем, будем ли завтра живы. И если приходим на исповедь, и все еще нет покаяния, гнев царствует в нашей душе, необходимо вспомнить, что стоим перед лицом Господа. Как же мы можем говорить о другом человеке: «Тот согрешил, не я»?! Тогда мы фарисеи! А чтобы выйти из состояния фарисейства, надо трудиться каждую минуту.


Екатерина Васильева,
народная артистка РСФСР:
ГРЕХ НАДО «РАСКАЧИВАТЬ»
Даже если вы не чувствуете раскаяния, на исповеди в любом случае нужно называть грех. «Ничего, ничего, – возразил мне однажды священник у аналоя, когда я стала сокрушаться, что талдычу раз за разом на исповеди одно и то же. – Грех-то, он раскачивается». Это показалось мне очень точным и поразило, попало в самое сердце. В жизни я этим руководствуюсь.

Священник Филипп Ильяшенко,
заместитель декана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик xрама святителя Николая
в Кузнецкой слободе
ПОКАЯНИЕ – НЕ МИГ, А ПРОЦЕСС
Покаяние включает в себя несколько ступеней: подготовительную, когда человек осознает грех грехом, принимает решение от него избавляться и несет это решение к Богу; саму просьбу Богу о прощении в присутствии свидетеля-священника; изменение дальнейшей жизни, чтобы то, в чем человек кается, не имело в его жизни больше никакого повторения, никакого места в сердце.

Сам по себе рассказ священнику может сопровождаться духовными эмоциями или переживаниями, а может и не сопровождаться. Слезы – дар Божий. Благодать Божия немощствующее исцеляет, и недостающее восполняет, как говорится в чине хиротонии. И вот это недостающее звено при искреннем осознании своей греховности и решимости от греха избавиться будет, конечно, Богом восполнено. Не благодаря, а где-то даже вопреки человеческой теплохладности, вопреки окаменению сердца кающегося и в ответ на желание человека преодолеть грех, Господь ему поможет.

Интервью: Владимир Ходаков

Человеку во время богослужения становится плoхo - почему это?

Обычно всем, кто еще полностью не раскаялся, не совершил генеральную исповедь, бывает в храме плохо. Благодать Божия действует, а душа грязная, не вмещает ее, вот человеку и становится плохо. Особенно часто это бывает во время венчаний. Храм свободный, светлый, воздух чистый; начинается венчание; женщине дурно, она теряет сознание, падает... Тому же, кто чистосердечно покается во всех грехах, начнет молиться, благодать Божия помогает возрастать духовно; такому человеку в храме хорошо. Слыша церковное пение и чтение, он погружается в океан Любви. И Любовь Божественная такова, что человек в ней утопает, забывая о том, где он - на Небе или на земле. И долгая служба (а на Афоне она по 14-15 часов) пролетает для него мигом, незаметно. Он только вошел в храм, очнулся от молитвы - а уж и служба кончилась! Но это только у тех, кто постоянно пребывает в молитве, кто настраивает себя на молитву с утра. Придет в храм, а его внутренняя молитва подхватывается слабой...

Насколько подробно надо рассказывать о своих грехах на исповеди?

Когда мы с вами грешим, то грехи могут входить в нас через мысли, язык, глаза, уши и тело. Можем грешить пред Богом, перед ближними, против нас самих и против природы. Допустим, помыслы идут. Если мы выходим на улицу и дует ветер, то мы ведь не будем тот ветер плащом останавливать. Точно так же и помыслы: идти они идут, но надо уметь своими мыслями управлять. Когда наша душа вся исковеркана грехом, тогда у нас и помыслы греховные роятся в голове. Думаем зло про ближнего, даже хулим Бога, святых. Если мы противимся этим мыслям, боремся с ними - запомните, грех на душу не ложится! Они насильно лезут к нам, а мы не желаем! Нам за эту борьбу будет награда. А если мы в помыслах, как болоте увязли, наслаждаемся этой грязью, то в этом надо уже каяться. Это скверна нашей души. А каяться как? Просто: "Батюшка, у меня хульные помыслы против Бога". Все понятно и сказано достаточно. "Батюшка, у меня бедные мысли" - и того достаточно. От блудных мыслей могут и страсти беспокоить - скажите и об этом...

Приходит человек и говорит? "Вот, я согрешил - совершил блуд". Не надо священнику подробности рассказывать, как наслаждался этой страстью, но надо сказать, если извращение было, со сколькими людьми было. Допустим, человек матом выругался - должен сказать: "Ругался матом", "пьяным напивался", "в карты играл", "дрался". Грехов много и если о них говорить подробно, то у священника хватит времени только вас одного выслушать.

Я человек пожилой, память слабая, не могу вспомнить всех грехов. Как же мне покаяться?

Тут как-то пришла одна женщина, ей за 80 лет уже. Никогда не исповедовалась, грехов не чувствует, не видит, т.е. душой стала мертвая. Я ей сказал с любовью, для назидания: "Почему ты не чествуешь грехов? Потому, что тело твое - гроб, а душа - мертвец во гробе. Ты - ходячий труп!" А она не знала, что и ответить. И столько много грехов у нее было! Стал я ей помогать исповедоваться, говорю:

Сама не можешь?

Не могу.

Спросить?

Всю жизнь ты не ходила в церковь, не молилась Богу...

Не молилась...

Постов ты не соблюдала.

Не соблюдала...

Жила невенчано, встречалась с другими.

Было, грешная.

Аборты? Не каялась?

Ну и масса других грехов.

Больше не помню.

Ну, поскольку это старый человек, то я спрашиваю:

А храмы не ломала ли? Не закрывала ли?

Было и такое. У нас в Иванове ходили по квартирам со списками: "Нужен храм или нет?" Я написала: "Нам храм не нужен". И всем говорила: "Пишите так". А теперь я старая, надо покаяться. Не хотела утруждать священника, домой вызывать, думаю - сама пойду, покаюсь.

Твоя жизнь вся прошла на услужение сатане.

А как же мне теперь спасаться?

Пока у тебя еще есть время, ты дышишь и сердце твое бьется. Но придет время, и будет его последний удар. Лично тебе надо в храме быть ежедневно утром и вечером.

Господь и таких людей не отвергает. Хоть и в одиннадцатый час, но Он их принимает.

Надо ли каяться на исповеди в грехе, если я знаю, что он повторится?

Надо каяться. Когда человек подходит на исповедь и пред Господом кается, то в это время Господь дает благодатную силу на борьбу с грехом, а после исповеди этот грех может и не повториться. Знаю человека, он был в запое 15 лет. Жена трезвым его не помнила, очень редко это с ним было. Постоянно пил. И он как-то покаялся, потом еще... Десять раз каялся, на исповеди говорил: "Вот, батюшка, запиваю - и все. Пью - и все тут". Но жена за него усердно молилась; по монастырям, по храмам везде подавала... А у него-то еще вера слабенькая... Он приходит: "Батюшка, вот опять согрешил. Пил". И вдруг в одно время остановился. Второй год уже ни грамма не берет - полное отвращение от вина. И не надо кодироваться! Благодать Божия помогла ему. Господь его хранит. Спрашиваю: "А что те, с кем пил, говорят?! - "А они недоумевают, почему так резко бросил, всегда пил с ними, а тут перестал пить. Приглашают, а я им говорю, что у меня весь лимит кончился. Я за 15 лет все уже выпил".

Почему иногда после исповеди я не испытываю легкости?

Мало подготовились. Перед исповедью надо прочувствовать грехи свои и осудить себя.

Можно ли причащаться после общей исповеди. В нашем храме нет частной исповеди, Господь видит наше намерение подробно покаяться, а такой возможности нет.

Надо найти такого духовника, чтобы у него можно было поисповедоваться основательно, за всю жизнь. Общей исповеди в Православной Церкви нет, ее никогда не было и не будет. А то, что сейчас в некоторых храмах нет настоящей исповеди - это связано с упадком духа человеческого. Многие "православные" так привыкли к общей исповеди, так пропитались грехом до последней клетки, что даже не знают в чем каяться. Идут, например, к причастию, а перед этим могут дома поскандалить, утюгом в мужа запустить, и греха за собой не чувствуют, не исповедуют его. Вроде бы все в порядке. До того уже привыкли к греховной жизни, что она вошла в навык, душа стала мертвой, безчувственной. Та же душа, которая постоянно очищается исповедью, сразу чувствует даже малый грех... Думаю, ни один священник не откажется выслушать вас отдельно. Надо дождаться последнего человека, когда он отойдет от священника, подойти и сказать: "Батюшка, у меня грех... Я человека осудила, поскандалила, спорила, пустословила, обижалась, роптала, гордилась, хвалилась; много ела, пила, спала; молилась плохо, в церковь не всегда ходила..." Если кратко, сжато сказать, священник всегда выслушает.

Умиравшей старушке было 89 лет, она была парализована. За неделю перед смертью она стала лежа крестить себя и стены. Говорить она не могла. Это было странно видеть.

Когда к человеку приходит смерть, то он чувствует, как начинает отделяться душа. Я очень многих таких встречал. Один из моих родственников лежал и рассказывал: "Вот чудо! Сейчас был в Подмосковье, у дома был, всех родственников видел". А сам лежал и умирал в Сибири. То есть Господь напоследок оказал ему такую милость - дал проститься с теми местами, увидеть всех. На другой день он скончался.

Под конец за грешной душой являются нечистые духи. Они знают, что душа должна отойти, стерегут ее. Может, поэтому бабушка и крестила себя и стены - чтобы злые духи отошли.

Был в Троице-Сергиевой Лавре такой архимандрит о. Тихон (Агриков). Это был самый настоящий разумный пастырь. Он преподавал пастырское учение. Великое благо получали те ученики, кто слушал его лекции. Однажды его вызвали в Сергиевом Посаде к умирающей. Он приехал, входит в квартиру и видит множество людей. Умирала председатель горисполкома, будучи партийной. В это время, когда люди собрались около нее, и зашел о. Тихон. Он к ней прошел, она исповедалась и покаялась. А потом и говорит, взяв его за руку. "Я Вас не отпущу!" - "А в чем дело?" - "Вот, собралось сейчас очень много черных мужиков, страшных и говорят: "Ты - наша! Мы тебя заберем!" Они мучили меня уже целые сутки. А когда Вы вошли, они все поразбежались. Мне теперь - с Вами- не страшно. Они все ушли. Не бросайте меня". Священник вошел - бесы все исчезли...

Как правильно проводить человека в последний путь?

Представьте себе: пригласили человека на брачный пир, где соберутся близкие ему люди. Прежде чем туда явиться, человек должен себя подготовить: омыть тело, облачиться в лучшие одежды, запастись подарками, а главное - прийти в собрание в хорошем настроении, с радостным лицом. И поскольку мы здесь живем временно, вся наша земная жизнь - это только подготовка в вечность, мы должны приготовить себя так, чтобы нестыдно было явиться в собрание людей святых. Некоторые благочестивые христиане готовят себя с малых лет, ежечасно, потому что мы не знаем, когда Господь призовет нас. Мы не будем сегодня говорить о внезапной кончине, поговорим о кончине ожидаемой, о тех людях, кто уже убелен сединами, кто лежит на больничной койке. Как оказать им помощь? Что доброго могут сделать для них близкие?

Отпевание, погребение - это не самое главное. Главное - с какой душой человек отойдет в вечность, потому престарелому, больному человеку обязательно нужно совершить генеральную исповедь. Насколько позволит память - рассказать все грехи от юности. Потом надо пособороваться (соборуются не только умирающие, но и больные, для исцеления, потому что в Таинстве соборования человеку прощаются все забытые им грехи). После исповеди и соборования необходимо причаститься - принять в себя Тело и Кровь Христовы. Когда придет смертный час для вашего близкого, надо пригласить священника, чтобы он прочел канон на разлучение души от тела; если священника нет, верующие родственники должны сами прочесть его (он есть в молитвослове). Надо, чтобы умирающий успел со всеми родными примириться, постарайтесь помочь ему в этом. Очень полезно каждому христианину перед смертью года 2-3 поболеть, выстрадать и высохнуть. Если человек в болезнях не будет роптать, душа его очистится и ей легче будет выходить в тот мир. Когда человек умрет, если он был православным христианином, т.е. правильно славил Бога (постоянно ходил в церковь, исповедовался, причащался), его надо вечером, накануне погребения привезти в храм, заранее договориться со священником, и в самый день погребения отпеть. Огромная помощь для усопшего - молитва Церкви о его упокоении, сорокоуст, т.е. сорокодневное поминовение на Божественной Литургии. Хорошо заказать сорокоуст в нескольких храмах и монастырях. Панихида, милостыня, чтение псалтыря по усопшему тоже принесут его душе неоценимую пользу. Сами за себя усопшие уже молиться не могут, они ждут с нетерпением молитв своих родственников, близких. Это мы говорим о людях церковных, а если человек редко ходил в церковь? У таких людей глаз совести закрывается, вера в душе помрачается, помрачается ум и человек перестает чувствовать свои грехи, ему кажется, что он хороший: никого не убивал, не грабил... Такому человеку надо помочь. По апостольским правилам, каждый, кто 3 воскресенья подряд не был в храме. Духом Святым извергается из Церкви, находится во тьме, во власти диавола. Во тьме пребывают и те, кто не соблюдает посты, среду, пятницу, живут невенчано, делали аборты, Богу не молились... великое множество совершали грехов, но их не чувствуют. Если на черный материал посадить черное пятно, оно будет незаметно. Так и в духовном мире: когда душа вся пропитана грехами, каждый новый грех уже не бросается в глаза, и человек считает, что у него все хорошо. И только тогда, когда он начинает жить духовно, открывает у себя множество грехов. А Господь сказал: в чем застану, в том и сужу (Мф.24,42). Господь нам все грехи простит, только одно не простит - если мы не покаемся. Потому, если есть силы, надо прийти к священнику (крест и Евангелие - это видимые знаки невидимого присутствия Божия) и покаяться. И мы каемся не священнику - он только посредник между Богом и нашей совестью, мы каемся самому Богу. И если мы искренне во всем покаялись, ни одного греха не утаили, то Господь через священника прощает нам все грехи, человек примиряется с Богом, обретает благодатные силы на борьбу с грехом. Так было во все времена Церкви Христовой.

Русь сейчас переживает нелегкие времена. Думается, что народ нашей многострадальной России должен покаяться. Хорошо было бы всем вместе встать на колени и просить Бога о милости.

Для этого надо, чтобы иерархи смогли обратиться к народу по телевидению или по радио, чтобы в определенное время все преклонили колена и покаялись.

Но есть одна сложность: огромная масса людей не знает, в чем каяться. Это самое страшное.

Сегодня исповедовал пожилую женщину. Спрашиваю:

Ну, скажи, какие у тебя грехи?

А на мне особых грехов-то и нет!

Сколько раз бываешь в церкви?

Ну, раза два-три в год.

А если ученик будет в школу раза два-три в год ходить, с букварем десять лет проходит, все равно ничего не узнает. Так и ты не видишь своих грехов. Посмотри, есть ли народ в храме?

Да, очень много народа. Взял, рукой зарыл ей глаза:

А сейчас ты их видишь?

Нет, не вижу.

А Вы мне руками закрыли глаза.

Но народ в храме есть?

Есть, просто я его не вижу.

Вот точно так же ты своих грехов не видишь и не чувствуешь, потому что твои душевные очи закрыты.

Многие душой стали мертвые. Отчего? От постоянных пороков и страстей. В церковь не ходим, Богу не молимся. Погрязли в грехах и не чувствуем их своим сердцем.

Святые отцы говорят, что духовно жить человек начинает только тогда, когда у него открываются духовные очи. Он видит в своей душе массу грехов. Вот это начало покаяния.

Людей к покаянию надо подготовить. Они должны знать, в каких грехах каяться. На приходах священники должны разъяснять смысл исповеди. Например, призывали людей покаяться в цареубийстве. Сейчас идет новое поколение. Люди, недавно рожденные, не убивали царя. Отец Артемий Владимиров говорит, что "мы не виновны в этих грехах, но те, кто убивал или соглашался с убийством, должны каяться. Внутренне они были согласны с убиением, то есть как бы сами убивали". Вот в этом им надо принести покаяние.

Каждому христианину, если он по-настоящему еще не каялся, надо вспомнить, насколько это позволяет память, все грехи от юности, от дня крещения, кратко их записать себе на память, прийти к духовнику в церковь и там рассказать о своих грехах. Особенно в монастырях люди могут по-настоящему раскрыть свою душу перед священником, потому что исповедует не один священник, а несколько. А на приходе священник должен и службу служить, и исповедовать, и требы исполнять. Надо выбрать себе священника по душе, подойти и поисповедаться. В этом будет огромная польза для души каждого, а значит и для всей России.

Что мне делать: я исповедуюсь часто, а грехов набирается до шестидесяти. На исповеди, если я запишу грех подробно, у меня рождается чувство стыда, и он мне помогает бороться с грехом. А если запишу одним словом, то как бы затеняю свой грех, прячу его. А теперь я в сомнении: вдруг мне эти грехи не прощены Богом?

Если Вы сомневаетесь, надо обязательно восстановить в памяти все грехи, записать их и открыть перед священником.

В книге преподобных Варсонуфия и Иоанна об исповеди сказано так: в течение дня мы часто согрешаем - помыслами, делами или словами. Как только согрешили, нужно сразу взывать ко Господу: "Господи, прости, согрешили! Осудили, лишнее спали, сказали невпопад". И Господь Духом Святым прощает нам эти повседневные грехи.

За сутки миллионы помыслов пролетают, но если все их считать грехом и самим не бороться с ними, не побеждать добрыми мыслями, а все батюшке зачитывать, мы батюшку вымотаем на нет. Надо учиться не принимать помыслы. Ведь это бес вкладывает их в наши головы, это не наши скверные мысли. В нашем сердце грех рождается тогда, когда мы эти помыслы принимаем, прислушиваемся к ним, нарушаем наши добрые чувства к ближнему неприязнью, гневом, раздражением. Ни с того, ни с сего резко ответим ему, нагрубим. В наше сердце входит зло. Почему? Потому что вовремя не отличили помысел от своей мысли. Это умение приходит с опытом, когда сами устанем от своих грехов. Тогда будем контролировать себя постоянно. Искушений будет столько же, а грехов много меньше, чем шестьдесят...

На исповедь свои грехи надо приготовить так: вспомнить, суммировать все похожие (два раза прогневался, сказать на исповеди "гневался на ближнего"), кратко записать. Священнику сказать, например, так:

Батюшка, я на этой неделе согрешил: возмущался, спорил, обманул, лишнее ел, лишнее спал, молился рассеянно, принимал помыслы и нарушал через них душевный мир, осквернял душу нечистыми воспоминаниями, в храме стоял без внимания...

Этого достаточно, чтобы Господь простил нам грехи. Если вы живете перед очами Божьими, ходите пред Богом и помните о Нем постоянно, то знаете, что Господь видит ваше покаяние, вашу борьбу с грехом, стремление к очищению. И на исповеди достаточно засвидетельствовать, что "вот в этом и в этом грехе я приношу покаяние". Бог Духом Святым прощает грехи. Важно не просто перечислить грехи, важно исправиться, избавиться от грехов. А то некоторые на исповеди каждый раз перечисляют: "Возмущалась, разражалась...", а отойдут от исповеди, снова за свое.

Брань с помыслами - это делание больше монашеское. Прежде у старца было два-три послушника, они приходили к нему и открывали помыслы. И без благословения старца, без его ведома послушники ничего не делали. Даже если помысел казался им добродетельным, открывали его старцу, и старец умел распознавать козни злых духов и грех, к которому они хотели склонить послушника, не случался. Тогда и сами послушники быстро научались распознавать помыслы и избавлялись от массы греховных привычек.

Как бывает с нами: поначалу мы даже вроде и не обратили внимания на тот или иной помысел, забыли его. А бес, вложив его в нас, отступает, не надоедает, прячется. Позже мы вспоминаем помысел и, принимая за свой, начинаем о нем думать. А там уже и мысли от молитвы отвлеклись, и имя Божие не произносим, и чувства нехорошие в сердце родились, и раздражение... Помысел, как семя, пророс в нашем сердце и принес свой плод - грех. Открываем помыслы на исповеди - это как из-под камня спугиваем притаившуюся там змею: подняли камень, она и исчезла.

Советую каяться пред Богом в принятии помыслов, а на исповеди называть те грехи, которые были рождены на свет этими помыслами. Если же вы сумели побороть помысел, не раздражились, не осудили, а нашли верную мысль для оправдания ближнего, то вы победили демона. А брань - это не грех. За брань вас ждет от Бога награда. На земле эта награда - благодать Божия, а в потустороннем мире - вечная жизнь, вечная радость.

Если же священник поинтересуется каким-то конкретным грехом, то можно объяснить подробнее.

Как хочется покаяться и больше не повторять какой-то грех. Можно ли этому научиться?

Покаяние зависит от чистосердечного желания избавиться от греха. Покаяние начинается тогда, когда человек осознал, что заблудился, что жил на земле во грехе. Когда человек кается, он дает обещание больше не жить беззаконно. Покаялся - и повернул свою жизнь целиком к Богу. Двум господам служить невозможно: нельзя обещать Богу исправиться и одновременно лукавить перед Ним: "Я еще немножко.., потом, потом исправлюсь."

На исповеди через священника Господь видимым образом прощает грехи и в этот момент дает благодатную силу на борьбу со страстями. Человек восстает, окрыляется. Главное чудо - во время покаяния Господь воскрешает душу, человек духовно рождается. Потому покаяние подобно второму крещению.

Приготовившись, подхожу на исповедь, но начинаю смущаться и торопиться: "Ой, за мной еще народ!" Что мне делать?

Подготовьте генеральную исповедь, с детства, но не расписывайте грехи подробно. Все можно кратко, сжато сказать.

В Почаевской Лавре приходилось исповедовать по сто и больше человек в день. И тогда пришлось выработать правило: принимать исповедь сжатую, конкретную. Это для того, чтобы и еще кому-то отпустить грехи, кого-то еще наставить на путь спасения.

Если человек не знает, какие грехи назвать, а пришел чистосердечно покаяться перед Богом, то ему помогаешь. Называешь грехи, ему все понятно, он четко отвечает, было или не было. Дашь человеку толчок, а потом ему Сам Бог помогает вспоминать грехи, совершенные от детства. Нам кажется, что уже все забыто, что в детстве делали неправильного. Но наша совесть, оживая на первой исповеди, подсказывает все новые и новые проступки, новые грехи. Стыд душит, слезы катятся из глаз, а очиститься в глазах Бога хочется... Вот это истинное покаяние, настоящая исповедь. Человек после такой исповеди физически чувствует, что стало легче на душе, а потом человек начинает записывать на бумажке новые текущие грехи, готовиться к исповеди. Он сначала контролирует, учитывает содеянные грехи, а потом старается избегать их. Сделал бы прежде тот или иной грех, а теперь помнит: "Мне же придется на исповеди его говорить. Так, может, не делать его? Ведь стыдно - я уже в нем каялся". И не совершает грех. Это уже начало духовной брани со злыми духами. Это начало пути за Господом.

Духовная жизнь должна протекать под руководством опытного духовника. На приходах, где батюшка один, а народу и треб много, это сложно. Но если вы желаете совершенствоваться, стать воином Христовым (пусть даже оставаясь жить в миру), то найдите духовника в монастыре. Там священников много и они уделят вам больше времени.

Написала все грехи на бумагу, подала священнику, а он, не читая, разорвал: "Бог знает твои грехи". Совершилась ли моя исповедь?

Если ваша исповедь не была ни прочитана, ни выслушана, значит, те грехи так и остались на вас. Исповедь как таинство не совершилась, хотя бы тот священник и прочитал над Вами разрешительную молитву, но он не знал, от чего Вас разрешает, что прощает. Может, вы там написали, что убили сто человек, расстреляли автобус, а он этого даже и не знает. Может, под мост подложили динамит и совершили диверсию, людей погубили, и этого он не знает. Надо, чтобы каждый раз Ваша исповедь была прочитана или выслушана, и только после этого прочитывается над головой разрешительная молитва. Тогда и грехи человеку прощаются Богом.

Особенно сейчас много человек приходят на исповедь, которые были в Афганистане, Чечне, Дагестане. Приходят освободившиеся из заключения, а на их совести грабежи, убийства, насилия. Приходят профессиональные воры, киллеры, снайперы, те, кто совершал заказные убийства, совершал диверсии. Совесть их мучает, не дает жить спокойно. Придет такой "больной" к начинающему "врачу", покажет гноящиеся раны, а тот скажет: "Ничего, все нормально". А опытный "врач" раны вскроет, гной вычистит, перевяжет, лекарство пропишет...

Найдите духовника, которому можно покаяться по-настоящему, и очистите свою душу.

Человек на исповеди постоянно кается в одних и тех же грехах. Грехи он ненавидит, борется и все равно повторяет. Что еще сделать, чтобы их победить?

Самое главное, чтобы человек грех возненавидел. Это - самый центр! Если мы грех не любим, то мы от него быстро избавимся.

Господь нас благословил многими дарами, например, дал нам дар гнева. Слышите? Дар! Для того, чтобы мы гневались против диавола, против злых духов, чтобы крепко стояли в их нападениях. А мы этот дар извратили: согрешаем, гневаемся против ближнего. Дан нам дар ревности по Богу. А мы ревнуем не святость, а ближнего. Это есть грех. Нам дана жадность как дар жажды по Богу, ко всему святому, а мы жадны до прелестей земных. Нам надо исправляться и, главное, грех ненавидеть.

А для этого нужна решимость. В юности блаженный Августин никак не мог избавиться от одного греха, и только, когда он стал зрелым духовным мужем, он понял, почему грех его не оставлял. Ему не хватало решимости, искреннего желания освободиться: "Я молился, просил избавить от греха, а в глубине души как бы говорил: "Избавь меня, Господи, от греха, но не сейчас, попозже. Сейчас я молодой, хочу пожить". Вслух эти слова не произносил, а где-то в сознании эта мысль была".

Мне, видимо, надо исповедаться с детства. Я чувствую в этом нужду. Подхожу к церкви и не могу войти. А если попадаю на исповедь, до конца никак не могу очистить душу.

Один человек рассказывал, как он не мог покаяться в одном смертном грехе. Пришел в храм, увидел на клиросе священника, и показалось ему, что тот батюшка все время на него смотрит. Никак не мог настроиться на исповедь. А это было внушение демоническое, чтобы помешать душе очиститься от грехов. Мы должны настроить себя так, что мы идем в церковь к Богу, а не к священнику и что каемся мы перед Богом.

В монастырях священников больше, сразу несколько человек выходит на исповедь. Надо постараться и выбрать одного, который мог бы выслушать все наши грехи. Отметьте для памяти на бумажке грехи, какие вспомните от юности, самые срамные, гадкие, они обычно хорошо запоминаются.

Помните: придет день Страшного Суда, когда наши нераскаянные грехи откроются перед всем миром, перед всеми ангелами, святыми и человеками. Вот где будет ужас, стыд и срам! Вот где будет позор! Попадем в бездну, будем плакать кровавыми слезами, рвать на своей голове волосы, но никогда уже не вернемся на землю в эту жизнь, не сможем покаяться и принести достойные плоды покаяния.

Когда идет человек на исповедь, на него дьявол наводит страх, чинит всякие препятствия. А вы не бойтесь! Знайте, если искренне будем каяться, духовник больше уважения и любви к вам испытает. Это я из своего опыта говорю. Иногда думаю: "Зачем я стою на исповеди, если никто ничего не говорит?" А когда придет и искренне покается человек, то у него и у меня радость. Хоть один человек ожил!

Священное Писание об этом так говорит: "Все небо ликует и радуется об едином кающемся грешнике".

Как каяться в содомских грехах?

Возьмите требник для священнослужителя. Там помещены вопросы, которые должен задать духовник на исповеди: состоите ли в браке? венчались ли? сколько было мужчин? каких наций? были ли близкие родственники? какие и сколько было?

Когда человеческая душа выходит из тела, она проходит мытарства, всего их двадцать. Самые страшные - это 16-ое - блуда, 17-ое - прелюбодеяния, 18-ое - содомских грехов. Эти мытарства благополучно проходят единицы.

В Палестине были пять близлежащих городов, в которых процветали блудные противоестественные грехи. Особенно славились своими пороками два города - Содом и Гоморра. Их жители так низко пали, что не знали запретов и преград для удовлетворения своих страстей. Тогда с Неба сошел серный огонь, и города были уничтожены. Теперь все они лежат на дне Мертвого моря.

На берегах этого моря растет интересное дерево - содомская яблоня. Плоды ее красивые, надкусишь - сладость на губах. А потом такая горечь! Никак не отплюешься. Это Господь оставил напоминание о гибели от "сладких" грехов. Содомские грехи дают временную сладость, но скоро приходит горечь, а в адских муках от нее не избавишься.

Легко пасть в этих грехах. Самый главный на этих мытарствах диавол Асмодей. Он начальник блудных бесов. Их великое множество, и на мытарствах они показывают все грехи, совершенные людьми. Похваляются, что редко кто, из повинных в этих грехах, приносит покаяние. Мало кто проходит эти мытарства, ибо стыдятся признаться в них.

А тот, кто покаялся в этих грехах, должен потерпеть за них какие-то скорби, болезни. Не роптать, когда кто-то ругает, а благодарить Бога за все. Только так может очиститься душа.

Совесть у меня молчит, не обличает в грехах, страстях. Я хожу в храм, каюсь, исповедуюсь, причащаюсь, но чувствую, что все не так, как надо. Что мне делать?

Самое главное, что нужно сделать, - совершить генеральную исповедь. Вспомнить все, насколько позволит ваша память, чтобы на совести ничего не оставалось.

Если человек будет постоянно контролировать все свои слова, поступки и мысли, то он быстро очистится. И голос совести ему будет громко возвещать, если он что-то хочет сделать не по Божьи. Когда же человек нераскаянный в грехах, то он попирает свою совесть. Вы стоите на верном пути - живете церковной жизнью: исповедуетесь, каетесь, причащаетесь, молитесь Богу, ходите на службы. Главное, желаете усовершенствования, исправления. Другой, заглушивший в себе голос совести, ведет себя иначе: "Ну и что, что в пост стаканчик молока выпью или кусочек колбаски съем?" Начинается с малого. Господь говорит: "В малом ты был верен, над многими поставлю тебя" (Мф.25, 20-22). А если не быть верным Богу в малом, то малый грех родит большой грех.

Надо найти такого священника, который смог бы вас выслушать, когда вы придете с генеральной исповедью. На приходах священников мало - один, два. А в монастырях их больше, и времени выслушивать прихожан у них тоже больше. У них исповедь - специальное послушание. И даже, может быть, вы найдете себе духовника, чтобы наставлял вас на пути духовного спасения. Он будет беседовать с вами, помогать открывать в себе скрытые страсти. А вам лишь нужно научиться ничего не таить. Грех ведь не золото, чтобы его закапывать. Его надо побыстрее обнаружить и извлечь из души. И тогда голос совести будет слышен в любом искушении.

Читайте жития святых, душа ваша будет сокрушаться, когда вы сравните свою жизнь с их подвигами. Увидите, как свято жили они и как нечисто живем мы. Во всех искушениях обвиняйте себя, а не кого-то другого, считайте себя в долгу перед Богом. Когда человек думает, что он стоит на правильном пути, спасается, молится чистой молитвой, это плохо. Надо до самой смерти считать себя ни на что негодным, как говорил апостол Павел "рабами неключимыми". Даже если бы мы с утра до вечера совершали добрые дела, то и тогда нельзя быть уверенным в своем спасении. Это ведает Один Господь.

Стыжусь некоторые свои грехи произнести перед священником. Могу только ежедневно взывать: "Господи, прости меня, окаянную". Снимет ли Он с меня те грехи, которые я перед Ним называю?

Конечно, мы постоянно должны каяться пред Богом, просить прощения. Но мы не знаем, простил Он нас или нет. Господь оставил нам на земле духовенство, дал первой Церкви - Своим ученикам-апостолам - власть прощать и вязать грехи. Таинство исповеди идет от апостолов.

В день Страшного Суда Господь нам все грехи простит, кроме нераскаянных. Нужно отбросить стыд и исповедать перед священником грехи. Со стыдом сгорают наши скверные дела. Надо стыдиться грешить, но не стыдиться каяться. Если больны и не можете пойти в храм, пригласите священника домой. Мы не знаем, когда наступит наш смертный час, надо быть готовым встретить его в каждую минуту. Каяться надо смело. Здесь мы лишь в присутствии священника - одного человека - называем свои грехи. А на Страшном Суде нераскаянные грехи, которых мы стыдимся, прозвучат перед всеми святыми, перед Ангелами. Весь мир их узнает. Поэтому диавол и внушает стыдиться их, чтобы мы не каялись. Пока еще течет в теле кровь, пока бьется сердце, пока милосердие Господне пребывает с нами, надо исповедать нераскаянные грехи.

Почему мы стесняемся назвать стыдный грех? Наша гордыня, самолюбие мешают: "Что о нас батюшка подумает?" Да у батюшки каждый день поток людей с одними и теми же грехами! А подумает он: "Вот еще одна заблудшая овечка Христова вернулась в Божие стадо".

Когда человек свободно говорит свои грехи, не заглаживает их, сокрушается, плачет, священник испытывает большое уважение к кающемуся. Он ценит искренность кающегося.

Грехи не надо складывать в душе, как в копилочке. Кому они нужны? Когда покаяние настоящее, легко и человеку, и священнику. И "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся" (Лк.15,7). Если пришли на прием к врачу, маленькие легкие болезни сказали, а самую опасную для жизни рану скрыли, мы можем погибнуть; душевные раны не менее опасны для нашей духовной жизни, нашей души, и душа дороже тела.

Если же мы раньше утаивали постыдные грехи, сознательно замалчивали, то все наши предыдущие исповеди считаются недействительными, таинство не совершалось. Все грехи, названные и неназванные, остались в душе, да еще прибавился сугубый грех - утаивание грехов на исповеди. Об этом сказано в требнике: "Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, если утаишь какой грех, сугубый грех иметь будешь". Священника можно обмануть, но Бога не обманешь. А если после таких "исповедей" еще и причащаться, то причастие будет в осуждение. За это особо спросится на Страшном Суде.

Что такое празднословие?

Пришла весна, скоро будет лето, тепло. Многие любят выйти на лавочку перед подъездом или к соседке сходить. Пришли, сели, а говорить-то не о чем, если душа не заполнена молитвой и заботой о благе ближнего. И начинается празднословие, лишь бы время побыстрее убить. А время такое драгоценное! Нам его немного отпущено для спасения души. И вот бабки сидят, глазами провожают всех, кто мимо прошел. Все знают: кто сколько раз замужем был, сколько абортов сделал, кто какой коммерцией занимается. И зачем этим "знаниям" впустую пропадать? Делятся друг с другом. И называется это празднословием, осуждением, злоречивостью, сплетнями.

Анекдоты - тоже празднословие, пустословие, смехотворство, ведь они никакой пользы не приносят. Пустой смех без духовной радости, хохот и безпечность бывают тогда, когда в душе нет страха Божия.

На яблонях есть цветы, а есть пустоцветы. Ветер подул, и лишь третья часть цветов осталась на ветках, пустоцветы на землю слетели. Опали.

Мы должны себя так настроить, чтобы каждое наше слово несло добро, не было пустоцветом, а приносило духовный плод.

Знаю многих отцов. Они при встрече не празднословят, а говорят о вере, о промысле Божием, о спасении, о том, как лучше спастись. С них и надо брать пример.