Сочинение Булгаков М.А. Cочинение «Тема внутренней свободы в романе М

Является одной из ключевых в романе "Мастер и Маргарита". Булгаков считал, что каждый человек должен быть готов к последствиям своих поступков. И об этом он говорит в своей книге.

Тема ответственности в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" сильнее всего звучит в ершалаимском сюжете. Понтий Пилат, утвердивший казнь Иешуа, так и не смог смириться с ответственностью за этот поступок и потому был обречен на вечные Он не смог совершить выбор, который был бы нравственным. Тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" показывает, что последствия наших поступков никуда не исчезают, они остаются с нами на протяжении всей жизни, поэтому нужно быть готовым их нести с собой. В этом заключена одна из основных идей произведения.

Тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" противопоставляет Понтию Пилату саму Маргариту, которая всегда поступала осознанно и по совести. Даже когда она решается отправиться на бал у Сатаны, "стать ведьмой", она совершает сознательный выбор, на который у нее есть основания и за который она готова нести ответственность. Эта черта ее характера ярко подчеркнута в одной из сцен на балу. Когда Воланд предлагает Маргарите исполнить ее желание, та просит за Фриду, на которую обратила внимание во время торжества. И не потому, что ей была очень важна судьба этой женщины, а потому, что Марго дала ей надежду и теперь чувствует свою ответственность за нее. Ведь она и сама знает, что такое надежда. Благородный поступок Маргариты был оценен, и в конце концов она обретает свое счастье.

Тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" тесно соседствует с проблемой справедливости. Стоит только вспомнить злоключения продажных администраторов театра "Варьете", которые им устраивает Воланд со своей свитой. Также тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" предполагает способность отвечать не только за свои поступки, но и за слова. Яркой иллюстрацией этому служит начало романа, где Берлиоз, взахлеб отрицавший существование дьявола, погибает от его же рук.

Также примечателен финал романа. не умевший нести ответственность за свои поступки и бесконечно мучимый терзаниями совести, получает, наконец, прощение и свободу. Этим автор дает понять, что ни один человек не заслужил вечных страданий и что любовь рано или поздно побеждает. "Все всегда будет правильно, на этом построен мир". Воланд неоднократно намекает, что каждому придется понести ответственность за свои поступки. Но он же считает, что люди по природе своей слабы и в большинстве своем просто не осознают, что делают.

Итак, тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" показана глубоко и многосторонне. Автор говорит о том, что каждый человек в ответе за свои поступки, слова, помыслы. И даже за свою душу. "И в конце каждому воздастся по вере его". Эта тема тесно связана с и нравственного выбора.

Большинство персонажей романа так или иначе делает свой выбор, который влияет впоследствии на их жизнь и даже на существование после смерти. Поэтому важно жить честно и поступать по совести.

Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Пожалуй, нет человека, который не согласился бы с тем, что тема свободы традиционно была одной из самых острых тем в русской литературе. И нет такого писателя или поэта, который не считал бы свободу для каждого человека столь же необходимой, как воздух, пища, любовь.

То тяжелое время, которое мы видим сквозь призму романа “Мастер и Маргарита”, на первый взгляд не так уж страшно для героев произведения. Однако, зная историю, мы понимаем, что тридцатые - сороковые годы нашего столетия - одни из самых страшных в жизни государства Российского. И страшны они прежде всего тем, что в то время жестоко подавлялось само понятие духовной свободы.

По мнению М. А. Булгакова, свободным в широком смысле слова может быть лишь тот, кто чист душой и может выдержать проверку, которую устроил в романе жителям Москвы Сатана, князь тьмы. И тогда свобода - это награда за те трудности и лишения, которые тот или иной персонаж перенес в жизни.

На примере Понтия Пилата, обреченного на бессонницу и беспокойство долгими лунными ночами, можно проследить взаимосвязь: вина - искупление - свобода. Вина Пилата в том, что он обрек арестанта Иешуа Га-Ноцри на нечеловеческие муки, не смог найти в себе сил признать его правоту тогда, “ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца ниссана...” За это он был обречен на двенадцать тысяч ночей раскаяний и одиночества, полных сожалений о прерванном тогда разговоре с Иешуа. Каждую ночь он ждет, что к нему придет арестант по имени Га-Ноцри и они вместе пойдут по лунной дороге. В конце произведения он получает от Мастера как от творца романа долгожданную свободу и возможность осуществить свою давнюю мечту, о которой он бредил долгие 2000 лет.

Один из слуг, составляющих свиту Воланда, также проходит через все три стадии на пути к свободе. В ночь прощания шутник, задира и балагур, неутомимый Коровьев-Фагот превращается в “темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом”. По словам Воланда, этот рыцарь когда-то допустил ошибку и неудачно пошутил, сочинив каламбур о свете и тьме. Теперь он свободен и может следовать туда, где он нужен, где его ждут.

Писатель создавал свои роман мучительно, в течение 11 лет писал, переписывал, уничтожал целые главы и снова творил. В этом было отчаяние - ведь М. А. Булгаков знал, что пишет, будучи смертельно больным. И в романе появляется тема свободы от страха смерти, которая нашла свое отражение в сюжетной линии романа, связанной с одним из главных героев - Мастером.

Мастер получает от Воланда свободу, причем не просто свободу передвижения, но и свободу выбора собственного пути. Она была дарована ему за тяготы и лишения, связанные с написанием романа, за талант, за душу, за любовь. И в ночь прощения он почувствовал, как его отпускают на свободу, как только что он отпустил им созданного героя. Мастер обретает вечный приют, соответствующий его таланту, приходящийся по душе и ему, и его спутнице Маргарите.

Однако свобода в романе даруется только тем, кто осознанно в ней нуждается. Ряд персонажей, показанных автором на страницах романа “Мастер и Маргарита”, хоть и стремятся к свободе, но понимают ее крайне узко, в полном соответствии с уровнем своего духовного развития, своими моральными и жизненными потребностями.

Автору не интересен внутренний мир этих персонажей. Он включил их в свой роман для точного воссоздания той атмосферы, в которой творил Мастер и куда грозой ворвался Воланд со своею свитой. Жажда духовной свободы у этих “испорченных квартирным вопросом” москвичей атрофирована, они стремятся лишь к свободе материальной, свободе выбора одежды, ресторана, любовницы, работы. Это позволило бы им вести спокойную, размеренную жизнь городских обывателей.

Свита Воланда как раз и является фактором, который позволяет выявить человеческие пороки. Устроенное в театре варьете представление разом сдернуло маски с людей, сидящих в зрительном зале. После прочтения главы с описанием выступления Воланда со свитой становится понятно, что эти люди свободны в том своем изолированном мире, в котором они живут. Иного им не требуется. Они даже не могут догадаться, что что-то другое существует.

Пожалуй, единственным человеком из всех показанных в романе москвичей, не согласным мириться с этой убогой атмосферой наживы, является Маргарита.

Ее первая встреча с Мастером, во время которой инициатором знакомства была она сама, глубина и чистота их отношений свидетельствуют о том, что Маргарита - женщина незаурядная, талантливая - способна понять и принять тонкую и чувствительную натуру Мастера, оценить его творения. Чувство, имя которого - любовь, заставляет ее искать свободы не только от своего законного мужа. Это не проблема, и она сама говорит, что для того, чтобы от него уйти, ей надо лишь объясниться, потому что так поступают интеллигентные люди. Маргарите не нужна свобода для нее одной, но она готова бороться с чем угодно ради свободы для двоих - себя и Мастера. Ее не страшит даже смерть, и она с легкостью ее принимает, потому что уверена, что с Мастером она не расстанется, зато полностью освободит себя и его от условностей и несправедливости.

В связи с темой свободы нельзя не упомянуть и еще одного героя романа - Ивана Бездомного. В начале романа этот человек - прекрасный образец человека, несвободного от идеоло гии, от внушенных ему истин. Верить в ложь удобно - но это ведет к потере духовной свободы. Но встреча с Воландом заставляет Ивана начать сомневаться - а это начало поиска свободы. Из клиники профессора Стравинского Иван выходит другим человеком, другим настолько, что для него больше не имеет никакого значения прошлое. Он обрел свободу мысли, свободу выбора собственного пути в жизни. Конечно, огромное влияние оказала на него встреча с Мастером. Можно предположить, что когда-нибудь судьба снова сведет их.

Итак, мы можем сказать, что всех булгаковских героев можно разделить на две группы. Одни не задумываются об истинной свободе, и они герои сатирического сюжета. Но есть в романе и другая линия - линия философская, и ее героями становятся люди, жаждущие обрести свободу и покой.

Проблема поиска свободы, стремления к независимости наряду с темой любви является главной в бессмертном рома не М. А. Булгакова. И именно потому, что эти вопросы всегда волновали, волнуют и будут волновать человечество, роману “Мастер и Маргарита” суждена долгая жизнь.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков писал, с перерывами, с конца 1928 года до самой своей смерти в 1940 году. Ни малейшей надежды на его издание у автора, естественно, не было – он писал потому, что этого требовала его душа, и если и рассчитывал на читателей, то только в будущем. Для грядущих поколений оттачивалась каждая строчка. Предчувствуя, что эта вещь – последняя, “закатная”, и, вероятнее всего, следующей не бу-,дет, Булгаков вложил в роман всего себя, все, что пережил. И передумал за годы жизни, все свои чувства, весь талант,

,;все свои мысли – о любви, свободе, творчестве, добре, и зле, о нравственном долге, об ответственности перед сво-. ей совестью. И получилось произведение абсолютно гени-‘альное, во всей великой русской литературе нет такого ^блистательного сплава лирики, сатиры и философии, как,^в этой поэме в прозе. Роман завораживает с первой страницы, перечитывать его можно бесконечно – и целиком, и кусками, выбранными наугад.
Упоительное чувство свободы – вот главное в романе. Эта свобода – ив полете фантазии автора, и в великолепном языке романа. И сложнейшую, казалось бы, композицию в единое целое объединяет тема внутренней свободы. Именно она определяет сущность героев, именно ее наличие или отсутствие оказывается самым важным.
Облечен огромной властью римский прокуратор Понтий Пилат. Но он же и ее заложник. Он раб кесаря и своей должности. Ничего не хочет он так сильно, как освободить пленника. И он имеет такую возможность. Но – боязнь интриг, опасение, что его действия истолкуют превратно, что это может повредить его карьере, мешают ему поступить так, как он хочет – и считает правильным. И чего же стоят в таком случае его должность и его власть, если он обязан говорить и поступать только в рамках положенного, а вся радость бытия отравлена для него головной болью и ощущением своей несвободы?
Жалкий арестант Иешуа Га-Ноцри, избитый, приговоренный к смерти, свободен – он говорит и поступает так, как подсказывает ему сердце. Нет, он не герой и не жаждет смерти, но следовать своей натуре для него так же естественно, как дышать.
Но ведь этот выбор дан каждому. И предательство себя, по мнению и самого автора, и высших сил, действующих в романе, тяжелейший грех. Недаром возмездие, ни много ни мало, – бессмертие раскаяния и тоски.
Но это у великих. А что же самые обычные люди? Те же москвичи?
И в Москве – что только не лишает человека свободы! Жилищный вопрос, карьера, деньги, и, разумеется, вечный страх – “как бы чего не вышло”. А еще всевозможные инструкции, желание жить “по уставу”, “как положено”. Доходит до анекдота. Трамвайная кондукторша, вся во власти служебных обязанностей (явно в ущерб здравому смыслу) кричит на кота, протягивающего ей гривенник на билет: “Котам нельзя!” И неважно, что явление необычное – удивиться бы да восхититься, да хоть испугаться, в конце концов! – нет, главным оказывается, что в трамвайной инструкции про котов не сказано, значит, им оплачивать проезд нельзя и кататься в трамвае нельзя.
Бог и царь для молодых авторов – Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа. Вроде все у него есть – и положение, и интеллект, и эрудиция. И возможность влиять на умы и творчество начинающих литераторов. И все это он использует лишь для того, чтобы отучить их мыслить самостоятельно и свободно… Похоже, бедного Булгакова очень довели подобные руководители-надзиратели от литературы, что он так безжалостно расправился с Берлиозом.
Увы, в литературе давно царит дух несвободы. За то, чтоб тебя гарантированно печатали и подкармливали, продали себя многие и многие. И разнузданный гнев литературных критиков, во главе с Латунским, на Мастера, в сущности, так понятен. Эти жалкие ничтожества, пиявки на теле литературы не могут простить ему его свободы – как он смел сочинять свой роман, полагаясь лишь на свою фантазию и талант, выбирать сюжет сердцем, а не по руководящим указаниям. Ведь они-то давно свою свободу продали. За возможность обедать у Грибоедова, отдыхать в Перелыгине, а главное – за то, чтобы гарантированно печатали, оплачивали и не трогали. И неважно, что и о чем писать – лишь бы угадать и угодить. А до чего могут довести критики, автор слишком хорошо знал на своем опыте. И сцены мести разъяренной Маргариты выписаны с большим чувством и – сочувствием.
Да, москвичи пережили нелегкие времена. Голод, разруха, суровая власть учили приспосабливаться, чтобы выжить. Но и выживать можно по-разному.
Ведь сохранил себя Мастер – так же, как сохранил себя Булгаков, как сохранили себя все, кто уважал в себе душу. Кто и в самые трудные времена различал, что главное, а что второстепенное.
И это главное – и, к сожалению, редкое – почувствует в Мастере прекрасная Маргарита. И вспыхнет любовь, и не удержат ее ни минуты ни его вопиющая бедность, ни ее привычка к роскоши.
Любовь и творчество – вот что дает крылья, вот что помогает сохранить свободу. И лишь пока есть свобода, они и живы. Убери ее – и ни любви, ни творчества.
И ведь каждый вправе делать сам свой выбор! Даже если нет таланта. Даже если нет любви. Как улетает Наташа – ради одного лишь пьянящего чувства свободы. Как невозможно вернуться ей к прежней жизни после того восторга, что она испытала.
Но ведь возвращается несчастный боров-сосед, и в полете, и у дьявола на балу не расстающийся со своим портфелем – слишком уже въелась в кровь зависимость от привычного образа жизни. И остается ему теперь лишь одно – глядеть в полнолуние на луну и вздыхать об упущенной возможности, а потом плестись к ненавистной жене, к ненавистной службе и притворяться дальше.
Но как раздражает чужое счастье, чужая свобода тех, кто добровольно от них отказался! Как едины они в стремлении уничтожить, растереть в порошок, чтобы горели рукописи, чтобы автора – непременно в сумасшедший дом. Художник для них – как кость в горле. Замечательна замена – в доме Мастера отныне Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик, потомок Иуды, дитя и герой своего времени.
Впрочем, есть, оказывается, и в Москве место, где можно и сохранить свою свободу, и даже вернуть утраченную. Место это – сумасшедший дом. Здесь излечивается Иван Бездомный от догм Берлиоза и от своего стихоплетства, служащие Управления зрелищ избавляются от навязанного им пения… Здесь можно быть собой. Но, пожалуй, только здесь и можно.
Поэтому и получает Мастер в финале в качестве награды не возвращение в прежнюю счастливую жизнь, а покой, и улетают они с Маргаритой бесконечно далеко от Москвы…
А что же Воланд? А Воланд за четыре дня пребывания в Москве слегка позабавился сеансами разоблачения. А с ним и мы. Но странное дело, силы тьмы бесчинствуют лишь там, где люди сами давно обращаются со своей душой крайне небрежно. И почтительно отступают там, где честь и достоинство – не пустые слова.
И, разумеется, Князь Тьмы прежде всего ценит Свободу. Он сам – олицетворение свободы. Поэтому столь уважительно его отношение к Мастеру и его возлюбленной. Достается тем, кто сам себя ценит невысоко, сам пачкает свою душу – и нарушением клятвы Гиппократа, и “рыбкой второй свежести”, и наворованными денежками в тайнике, и постоянным враньем, и чванством, и лизоблюдством, как посетители Грибоедова, и жадностью, и трусостью, и подлостью, то есть отсутствием уважения к себе, своей рабской сущностью. И некоторым общение с нечистой силой помогает осознать свое падение – и исправить себя. Вот такое Удивительное влияние “силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.
Думая о том, в какие времена создавался роман, вспоминая, как ломались тогда люди, можно лишь восхититься мужеством автора, сохранившего самое главное, то, что одно отличает человека от “твари дрожащей” – внутреннюю свободу.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Тема внутренней свободы в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Другие сочинения:

  1. В первоначальном варианте роман “Мастер и Маргарита” был историей современных Фауста и Маргариты, рассказанной Булгаковым. А если так, то это история необыкновенной любви, преступившей законы общества, поисков истины и того мгновения, которое должно по красоте своей затмить все, мгновения, за Read More ......
  2. Булгаков писал свое произведение в тяжелое для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки, лишая их свободы и права выбора. Писатель осуждал позицию власти, что, несомненно, отразилось в самом романе. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков поднимает Read More ......
  3. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается Read More ......
  4. Еще ни одно произведение русской классической литературы не обошлось без того, чтобы так или иначе не освятить бессмертную тему любви. Писатели по-разному видели это чувство. Для одних оно было проклятием, для других – благословением, для третьих – патриотизмом, для четвертых Read More ......
  5. Роман “Мастер и Маргарита” писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также через всю книгу проходит идея подлинной Read More ......
  6. Счастье… С самого сотворения мира человечество ломает голову над тем, что это такое, но ответ на этот, казалось бы, несложный вопрос так до сих пор и не найден. Попытки вывести какую-то определенную формулу счастья по сей день ни к чему Read More ......
  7. Что мы вспоминаем, когда слышим имя Михаила Булгакова? Мы вспоминаем уютный дом Турбиных, профессора Преображенского и его Шарика, “Роковые яйца”, но все-таки в первую очередь Мастера и его возлюбленную – Маргариту. Но почему? Что есть в этом романе, чего нет Read More ......
  8. Роман “Мастер и Маргарита” писался Булгаковым на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве писателя. Оно раскрывает взгляды мастера на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также красной нитью через всю книгу Read More ......
Тема внутренней свободы в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Сочинение.

Как понимают свободу герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Человек не бывает вполне свободен, потому что его свобода всегда ограничена; к примеру, он свободен выбрать себе то или иное кушанье, но у него нет свободы вообще отказаться от еды.

А. Ривароль

В роман «Мастер и Маргарита» М.Булгаков вложил немало душевных сил. Создавая своё итоговое произведение, Михаил Афанасьевич до конца своих дней искал лучшее отображение своих замыслов. Он постоянно вносил поправки, вводил новые персонажи, менял название романа для того, чтобы наиболее полно донести до читателя свои морально-философские мироощущения. Булгаков достиг своей цели, так как это подтверждает Г.Лесскис, который пишет в своей статье «Последний роман Булгакова», что «Мастер и Маргарита» - бесспорно, лучшее произведение Булгакова».

Одна из главных идей автора романа – свобода. Та самая возвышенная, идеализированная свобода, о которой мечтало и будет мечтать человечество, которой посвятили свои бессмертные труды гениальные мастера пера и кисти, ради которой проливалась кровь в многочисленных революциях и войнах. Ах, это сладкое слово свобода!

Как же понимают и «чувствуют» свободу герои романа? Возможна, осуществима ли она в той мере, параметры которой видятся обществом в мечтах?

Пожалуй, самой яркой и самобытной личностью является Иешуа Га-Ноцри – прототип библейского Иисуса Христа. Его продают за тридцать монет, арестовывают по ложному обвинению, истязают и, наконец, приговаривают к смерти. И, тем не менее, Иешуа никого не винит, ни на кого не «держит зуб». В глубине его глаз искриться никем непостижимая тайна, когда он говорит Понтию Пилату, что жизнь может отнять лишь тот, кто дал её. Поэтому, несмотря ни на что, Га-Ноцри считает себя свободным: свободомыслие и свобода духа – это два крыла вольной птицы, ни арестовать, ни казнить которую невозможно. Превыше всего Иешуа ценит полную внутреннюю свободу, исключающую следующие понятия: трусость, злость, обида, зависть, ненависть. То есть всё то, что свойственно негативному и тёмному.

Это главное качество Иешуа мы можем наблюдать в Мастере. В добровольной изоляции от внешнего мира, окружённый любовью и заботой любимой женщины он создаёт роман, ценность которого заключается, прежде всего, в том, что это продукт, плод независимого от догм, партийно-идеологической ориентации советской литературы того времени творчества, свободного полёта Мельпомены. Только в союзе вдохновения и отсутствия всякого насилия над собой Мастер мог написать свой роман. Для него свобода – это творить то, чего хочется, несмотря ни на какие трудности.

Именно поэтому время созидания романа для Мастера и Маргариты было самым счастливым. Это было простое человеческое счастье, ощутить которое они вновь хотели сполна, попросив Воланда вернуть их в любимый, уютный подвал. Но всё течёт, всё меняется. Поэтому после всего пережитого им вряд ли пришлось бы испытать прежнее чувство свободы и любви в прежнем помещении, в прежних условиях.

Однако вольнолюбивая натура Маргариты отвергает чувственный, духовный застой. За право жить так, как она хочет, за право любить и быть любимой она отказывается от всего, что, казалось бы, нужно женщине для счастья: щедрый, обожающий её муж, шикарная квартира в престижном доме, деньги. У неё было всё, о чём мечтает женщина, но не было любви, не было ощущения свободы. Поэтому она, не оглядываясь, без сожаления порывает со старой, комфортной, благоустроенной, сытной и красивой жизнью в «золотой клетке», вырывается на волю во имя своего любимого человека, которого «угадала» из тысяч людей.

Именно в праве самостоятельного выбора образа, направления жизни Маргарита видит цель и смысл свободного существования. Она сделала свой выбор и ни о чём не жалеет.

В крохотной подвальной квартирке, затерянной в переулках Арбата, два любящих сердца купаются в счастье, щедро наполненном свободой, независимым творчеством и безусловной любовью. И Маргарита, и Мастер ради сохранения свободы и любви готовы принять предложение Воланда, посулившего им полную, недоступную в реальной жизни свободу. «Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там», - не зная радоваться или огорчаться, говорит Мастер.

Идя по направлению к вечному дому, дарованному Воландом, слушая струящиеся, как ручей, слова идущей рядом Маргариты, Мастер чувствовал, что кто-то отпускал его на свободу, как сам незадолго до этого отпустил им созданного героя. И теперь, приближаясь к своему вечному дому, обвитому вьющимся виноградом, призывно и многообещающе смотрящему венецианским окном, Мастер надеется обрести покой, покой и ещё раз покой. Ну что ж, весь груз пережитого даёт ему право на эту надежду.

И Иешуа Га-Ноцри, и Мастер, и Маргарита считают себя вполне свободными. Но действительно ли они свободны по-настоящему?

Многовековые размышления наимудрейших умов человечества над понятием «свобода» пришли к стойкому его определению: свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями. Прочитав же роман от корки, до корки, мы обнаруживаем, что трио вышеназванных героев не совсем свободно: полной, абсолютной свободы нет и быть не может. Абсолютная свобода – миф, мечта, необходимые человеку в суровой действительности жизни.

К примеру, Иешуа несвободен обращаться к прокуратору Иудеи в соответствии со своими желаниями и убеждениями: добрый человек. Крысобой его заставляет, ударив «небрежно и легко»: «Римского прокуратора называть - игемон», - принять общепринятое обращение. Таким образом, свобода Иешуа ограничивается застенками, становясь ограниченной.

Свобода Мастера уязвима также. Критики от литературы безжалостно и хладнокровно втаптывает её в одинаковую серость «советчины». В стенах дома сумасшедших Мастер может смело говорить всё, что желает, но территория этой свободы не выходит за рамки, границы владений профессора Стравинского. Имея связку ключей, Мастеру легко вырваться из клиники, однако он этого не делает. «Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда», - говорит он своему соседу, прекрасно понимая, что возврата в отвергнувший его мир нет.

Мы видим, что и с Маргаритой не всё однозначно. Во-первых, летая над Москвой и совершая хулиганские проделки, её свободный полёт, дарящий ощущение совершенного освобождения от всего, ограничен временем действия мази из золотой коробочки и прихотью сатаны. Во-вторых, её счастье, любовь и свобода, наконец, находятся в полной зависимости от Мастера. Достаточно вспомнить, как Маргарита постарела за то время, когда Мастер находился в клинике для душевнобольных.

Из всего вышесказанного следует, что для булгаковских героев свобода – свобода желания, духа, мыли и творчества. В этом их право, достойное подражания. Свобода их частична лишь потому, что той свободы, о которой мечтает, быть может, каждый человек, нет в природе.

Существует только всегда и везде ограниченная либо законами государства, либо моральными критериями свобода. Это так и должно быть, это правильно. Ибо с воцарением всеобъемлющей свободы, когда каждый будет делать и говорить всё, что ему вздумается, наступит анархия, и человечество ждёт трагический конец. А нам это надо?


Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" меня поразил до глубины души. Настолько превосходное произведение. Булгаков отразил в нём человеческие пороки. Особенно самый важный из них и самый опасный - алчность. Но, по правде говоря, это произведение заставило меня задуматься о таком понятии как свобода. Я человек свободолюбивый и до прочтения романа не особо понимала определение данного слова. Я понимала, что свобода - это когда тебе никто ничего не запрещает. Но так я рассуждала, когда училась в школе и до прочтения романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Давайте, вместе поразмышляем над темой подлинной и мнимой свободы с опорой на роман "Мастер и Маргарита".

Вообще, что такое свобода? Обратимся к толковому словарю: "Свобода - это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чём-либо". Но если мы посмотрим на значение слова "свобода" с философской точки зрения, то оно обозначает следующее: "Свобода - это возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества". Именно о философии и идёт речь в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Прочитав, полностью роман, я мысленно разделила его на три "мира":
1) Современный московский 30-х гг. ХХ века
2) Древний ершалаимский
3) Вечный потусторонний

И в каждом из "миров" можно увидели обладателей мнимой либо подлинной свободы.
Начнём с Ершалаима, в частности, с Понтия Пилата и Иешуа. Понтий Пилат - прокуратор, властный человек. По сути он свободный человек, но после следствия мы видим, что он свободен только физически, но не духовно. А ограничена его свобода тем, что он хотел поговорить с Иешуа. Получается. что человек вроде бы свободен, а одновременно является "пленником". Вот оно проявление мнимой свободы. Иешуа же, наоборот. Он свободен только духовно, но не физически. Духовно потому, что он мог думать и говорить о чём угодно. Он чувствовал себя свободным человеком.

Теперь перенесёмся в современную Москву 30-х гг. Как нам всем известно, в 30-е гг. в России была жёсткая диктатура. Люди, как мы видим в романе, живут как типичные мещане и обыватели, то есть преследуют лишь собственные интересы, живут по принципу "поел, поработал, поспал". А вследствие диктатуры не могут свободно мыслить, они пишут, думают и говорят о том, что требует время, государство. Но в Москве мы можем обнаружить-таки то место, где люди являются свободными. Это клиника Стравинского для душевнобольных. Именно в этом учреждении люди могут думать, говорить о том, что им вздумается, ведь их всё равно считают сумасшедшими. Среди таких людей оказались Мастер и Иван Бездомный.

Всё, о чём говорилось ранее, имеет отношение к мнимой свободе. Поговорим же теперь о подлинной. Самым ярким представителем настоящей свободы является Маргарита. Она делает всё, что ей вздумается, думает и говорит о том, о чём желает. Она неоднократно показывала Воланду свою гордость, свой нрав. Разве закрепощенный человек на подобное способен? Для неё любовь к Мастеру превыше всего, она хочет быть с ним и неважно в каких условиях. А самое главное, самый кульминационный момент в романе, это желание Маргариты, которое должен выполнить Воланд. Она хотела изначально освободить своего любимого Мастера, но потребовала оградить Фриду от платка, которым та удушила своего ребёнка. Ведь желание Маргариты могло быть единственным, если бы не смягчающие обстоятельства. Почему Маргарита в первую очередь не вернула Мастера? Да потому, что она милосердный человек, а главное - свободный. Она обладала свободой выбора. Именно эта свобода является подлинной. Практически та же ситуация и у Иешуа Га-Ноцри. Он имеет свободу выбора. Он мог бы не проповедовать истину, но решил всё-таки.

А что же Мастер? Он, по сути, является пленником общества, потому что оно его не понимает. По этой причине, причине стремления к свободе, он оказался в сумасшедшем доме. но его истинная свобода отражается в романе о Понтии Пилате. Мастера никто не просил писать книгу с несколько религиозным уклоном. он сам изъявил желание.

И поговорим теперь о последнем "мире", мире вечном. О Воланде, его свите и прочей нечести. вся потусторонняя сила является свободной, ведь у них неограниченные возможности в плане колдовства и многого другого. Души, попавшие в ад, уже нельзя назвать свободными, ведь на них висят какие-то грехи. Свита Воланда тоже имеет грехи, только уже немного связанные со Светом и Тьмой. А сам Воланд является несвободным именно потому, что он следит за земной жизнью и жизнью в аду, поддерживает баланс между Тьмой и Светом. Это огромная ответственность.

Именно благодаря роману "Мастер и Маргарита" я поняла, что свобода имеет не одно значение. Она может быть абсолютно разной: и политической, и духовной, и физической. А главное, что я поняла, что существует подлинная свобода, когда человек освобождён от всего полностью; мнимая свобода, когда человеку только кажется, что он свободен; и свобода выбора...но здесь и объяснять не стоит.