Стены древнего вавилона. Школьная энциклопедия Надпись воззрение древних вавилонян рисунок

Искусство Ассирии, Вавилона и Персии

Ассирия. Раннее ассирийское искусство – изображение царей. Крылатые быки – небесные покровители царей, сочетающие в себе птицу, человека и быка. Твердые сорта камня – символ вечности царской власти.

Рельефы. Львиная охота – один из главный мотивов позднего ассирийского искусства. Изображения натуралистичны и анатомичны. Длинные ленты рельефов тянулись на уровне человеческого роста по залам ассирийских дворцов. Наивысшего своего развития ассирийский рельеф достиг в 7 в. до н.э., во время правления царя Ассирии Ашшурбанипала (668 - 626 гг. до н.э.). Содержание изображений оставалось тем же: все они прославляли царя и объясняли явления жизни владыки. Центральное место в рельефах, украшавших дворец Ашшурбанипала в Ниневии, занимали батальные сцены, повествующие о военных победах ассирийского царя; многочисленны также сцены царской охоты. Мотивы становятся очень разнообразными. В изобразительном искусстве значительно усиливаются черты реализма. Все композиции очень динамичны.

В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Ассирийские статуи немногочисленны. Изображенные обычно даны в строго фронтальных застылых позах, они облачены в длинные одежды, скрывающие формы тела под тщательно орнаментированным костюмом.

В ассирийской глиптике 1 тысячелетия до н.э. сцены религиозного содержания занимают значительно большее место, чем в дворцовых рельефах. Но стилистически изображения на печатях-цилиндрах близки к монументальным рельефам и отличаются от шумеро-аккадской глиптики большим мастерством исполнения, тонкой моделировкой фигур и тщательной передачей деталей.

Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты.

Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура. Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - знаменитый законодательный сборник. На стеле Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.

Ко времени Хаммурапи относятся памятники государства Мари, которое находилось на Евфрате, выше Вавилона. Обнаруженные во дворце стенные росписи (сцены сбора фиников, культовые и триумфальные сцены) - это единственные дошедшие до нас памятники древневавилонской живописи. Схематичные по композиции, они интересны сравнительным богатством красок. В Мари найдены и статуэтки, несмотря на непропорциональность и скованность очень выразительно передающие набожную сосредоточенность.

Вскоре после смерти Хаммурапи Вавилон подвергся завоеванию касситами, которые правили там в течение почти шестисот лет (18 - 12 вв. до н.э.). Искусство этого периода мало интересно. Сохранились пограничные межевые камни кудуру с рельефами, обычно повторяющими композицию стелы Хаммурапи. В скульптуре еще длительное время продолжали жить традиции Вавилона. Своеобразной чертой, присущей касситскому времени, было введение в архитектуру в качестве декоративного элемента монументальной глиняной скульптуры (храм Караиндаша в Уруке, вторая половина 15 в. до н.э.).

Персидское искусство. Города построены на платформе. Торец платформы украшается рельефом, изображающим воинов. Монотонность, одинаковость фигур признак дисциплины воинов. И конечно их огромного количества. Персидское искусство доводит идею тотальной организации до предела. Заимствует вавилонскую технику – мозаику.

Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура.

3.1 Рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. До н.Э.)

Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание. Сцена такого вручения, или «инвеституры», наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти. Возникшие еще в предшествующее время, эти сцены и много позднее, через две тысячи лет, в сасанидском искусстве все еще будут являться сюжетами большинства наскальных рельефов. На стеле Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.

Ко времени Хаммурапи относятся памятники государства Мари, которое находилось на Евфрате, выше Вавилона. Раскопками города Мари открыты остатки храма и дворца. Дворец представлял собой довольно большое здание, включавшее 138 помещений, занимавших площадь в 1,5 га. Принцип планировки его обычен для дворцового зодчества Двуречья: закрытые помещения были сгруппированы вокруг открытых дворов. Крепостной характер дворца определялся опоясывавшей его широкой стеной с контрфорсами и башнеобразными выступами. Интересной особенностью было наличие, как предполагают, дворцовой школы, расположенной между жилой и парадной частью дворца. Обнаруженные во дворце стенные росписи (сцены сбора фиников, культовые и триумфальные сцены) - это единственные дошедшие до нас памятники древневавилонской живописи. Схематичные по композиции, они интересны сравнительным богатством красок.

Стела Хаммурапи со сводом его законов

3.2 Статуэтка Ибн-ила из Мари. Алебастр. Около 2500 г. До н. Э.

Представление об уровне развития культуры и искусства времени возвышения Вавилона дают раскопки современного ему города Мари(лежащего выше по течению Евфрата). Здесь были открыты руины города и большого дворца правителя городаЗимри-Лимаплощадью в 2,5 гектара и много ценных художественных памятников. План дворца типичен для Двуречья: большие дворы, вокруг которых группируются помещения. Дворец включал в себя, кроме парадных и жилых комнат, святилища, дворцовую школу писцов, кухню и кладовые для хозяйственных запасов. В некоторых помещениях дворца сохранились части настенных росписей (Багдад, Иракский музей) - уникальные памятники живописи времени древнего Вавилона. Это раскрашенные контурные рисунки, исполненные голубой, коричневато-красной и чёрной красками. В числе настенных росписей культовые сцены, например излияние воды божествами, дарующими жизнь всему на земле, или вручение божеством знаков власти царю. Все росписи отличаются строгой симметричной композицией.

В одном из храмовых помещении была найдена алебастровая статуя богини Иштар(высота 86 см), держащая в руках сосуд, из которого когда-то во время церемоний изливалась вода (Багдад, Иракский музей). Статуя отличается монументальной, лаконичной и выразительной трактовкой.

ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

КАФЕДРА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

«Искусство Византии»

Выполнила: ст. гр. Ар-36 Б Борисова Ю. А.

Проверила: Чукова О. В.

Макеевка 2015

1.Краткая история города Вавилон

2.Искусство Вавилона

3. Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона

3.1 рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.)

3.2 Статуэтка Ибн-ила из Мари. Алебастр. Около 2500 г. до н. э.

3.3 Искусство Касситов

3.4 Искусство Нововавилонского царства

3.5 Ворота Иштар

3.6 «Вавилонская башня»

3.7 Висячие сады Семирамиды

4. Заключение

1.Краткая история города Вавилон

Вавило́н (др.-греч.Βαβυλών, отаккад.bāb-ilāni «врата богов») - один из городовДревней Месопотамии, располагавшийся в историческойобласти Аккад. Важный политический, экономический и культурный центрДревнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис» , известный символ христианскойэсхатологиии современной культуры. Руины Вавилона расположены у окраины современного городаЭль-Хилла(мухафазаБабиль,Ирак).

Основан не позднее III тысячелетия до н. э.; вшумерскихисточниках известен под именемКадингирра . В раннединастический период- незначительный город, центр небольшой области или нома в рамках системышумерскихгородов-государств. ВXXIV-XXI вв. до н. э.- провинциальный центр в составеАккадского царстваи ДержавыIII династии Ура. ВII-I тыс. до н. э.- столицаВавилонского царства, одной из великих держав древности и важнейший город одноимённой области (Вавилонии). Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона в литературной традиции связывается с эпохой правленияНавуходоносора II (VI век до н. э.).

В 539 году до н. э.занят войскамиКира IIи вошёл в составдержавы Ахеменидов, став одной из её столиц; во второй половинеIV в. до н. э.- столица державыАлександра Македонского, впоследствии - в составегосударства Селевкидов,Парфии,Рима; начиная сIII в. до н. э.постепенно пришёл в упадок.

2. Искусство Вавилона

В первой половине II тысячелетия до н. э. самой значительной культурной областью была южная половина Двуречья , то есть область Шумера и Аккада , объединённых под главенством Вавилона при царе Хаммурапи (1792-1750 годы до н. э.).

Со второй четверти II тысячелетия до н. э. выступают на историческую арену города Сиро-Финикии и Палестины . Расцвет их продолжается до начала I тысячелетия до н. э. Одновременно приобретают большое значение государство хеттов в долине реки Галис в Малой Азии и соседнее с ним государство Митания в верхнем течении Евфрата .

Культура Закавказья , начало которой относится к глубокой древности, также достигает в это время высокой степени развития и тесно связана с культурами так называемых горных народов Передней Азии .

Культура Вавилона сложилась на традициях шумерийской и аккадской культур : в это время широко распространилась шумерийская система письма - клинопись ; многого достигли разные отрасли вавилонской науки - медицина , астрономия , математика , хотя все они ещё были тесно связаны с магией.

От города Вавилона, который был в свое время центром мирового значения, исторические события последующих эпох оставили очень мало. Немного дошло до нас и памятников изобразительного искусства этого времени.

  1. Искусство Древнего Египта.

Искусство Древнего Египта

В древнем Египте размышляли о значении ремесла, учёбы и искусстве. Искусство имело высокий социальный статус,он был божественного происхождения. Сущность людей в этом мире — приготовиться к смертельной жизни, которая основывается на мифах и разноцветных картинках.

Египтяне верили,что душа умерших людей живет дальше и иногда посещает их. Поэтому они тщательно охраняли тело умершего и хранили его в крепком сооружении. Консервативными мумификационными материалами были различные масла, глина, песок, смола, опилки, шерсть, духи и лук. На сердце умершим ложили амулет, который был сделан из камня, дерева или металла,а так же на них ложили украшения и дорогие вещи.

С древних времён Египет привлекал путешественников, школьников, внешние соседние страны. Греки египетской цивилизации удивлялись ее памятникам и характеру жизни, восхищались уму и воображению. Две большие пирамиды Хеопса и Хефрена — причислены к семи чудесам света. Заинтересованность Египтом началась во времена Ренессанса. Изучение памятников Египта началось только в 19 веке, после того когда, посетившие его участники, наполеоновской экспедиции выпустили собрание «Описание Египта» (1798-1801), а ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬЁН в 1822г. огласил работу, помогшую читать иероглифы. Примите к сведению, что только археологические раскопки помогают воссоздать и понять жизнь и искусство Древнего Египта. Большое значение имело чтение текстов написанных иероглифами, которые помогли понять историю, ремесло, культуру и искусство Древнего Египта.В этот край приезжали грабители, они уничтожали памятники, а краденные произведения искусства продавали в музеи европейских стран.

Культура Древнего Египта делится на 3 периода:

Древний Египет (3100-2000 г.)

Средний Египет (2000-1570 г.)

Новый Египет (1570-525 г.)

В 525 г. перский король Камбиз захватил Египет и превратил его в Перскую провинцию. А в 323 г. Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию.

Древнее царство (3100-2000 г.)

В Гизе, неподалеку от нынешнего Каира, на скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок три четкие тени, стоят три громадных геометрических тела – безупречно правильные четырехгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Они стоят уже больше сорока веков. Их облицовка не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены, но ни время, ни люди не смогли нарушить идеально устойчивую, монолитную форму этих сооружений. Высочайшая их них, пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Ее высота – 146 метров, а длина основания каждой грани – 230 метров. Греческий Парфенон по сравнению с ней выглядел бы совсем крошечным – как лодка по сравнению с морским пароходом. В пирамиде Хеопса, если б она была полая внутри, мог бы уместиться весь ансамбль собора св.Петра в Риме. А ведь пирамида не полая, она почти сплошной массив из тяжелых каменных плит, только внизу прорезанный узкими коридорами, ведущими в усыпальницу фараона. Подсчитали, что для того чтобы перевезти все эти камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый по 30 вагонов. А тогда пирамиду строили голыми руками, даже без помощи вьючных животных. Это поистине необычайный памятник непреклонной воли фараона и многолетнего каторжного труда сотен тысяч рабов.

К пирамидам примыкали низкие заупокойные храмы, у подножия рядами располагались гробницы придворных и родичей фараона – “мастаба” (“каменные скамьи”). И храмы и мастаба рядом с пирамидами выглядели очень маленькими и издали не были заметны, а треугольники пирамид на фоне неба виднелись отовсюду как напоминание о вечности. Длинная прямая дорога вела к ним с востока, от плодородных долин, орошаемых Нилом: дорога от обители жизни к безмолвному миру песков и гробниц. Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена, — прадед всех бесчисленных египетских сфинксов. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди обтесали и обработали скалу, похожую по форме на тело лежащего льва.

Писатель Иван Бунин, иного путешествовавший, влюбленный в седую грозную старину Востока, оставил путевые записки, не уступающие по художественной силе его рассказам. Вот как он описывал впечатление от Большого Сфинкса. “Вокруг меня мертвое жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками скал и могильников. Все блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света… Я иду и не свожу глаз со Сфинкса.

Туловище его высечено из гранита целиком, — приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно- громадный, носит следы той жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как охранителю “Страны Солнца”, страны жизни, от Сета, бога смерти. Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно-спокойно глядит он куда-то на Восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила. Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывает в моем сердце почти такое же благоговение, как в сердцах подданных Хуфу”.

Среднее царство (2000-1570 г.)

Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало каноны и традиции Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы, государство в 21в. до н.э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территориях номов. Пирамиды стали скромнее, меньше размерами. Как отразились эти перемены на стиле искусства? С одной стороны — снижается пафос монументальности: в искусстве появляется оттенок сниженности, обиходности. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности.

Но каноны, с другой стороны, все-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему. Когда древние скульпторы высекали из скалы первого Великого Сфинкса, их благоговение и тайный ужас запечатлелись в этом громоздком, но истинно величавом стороже пустыни.

Когда же в Среднем царстве искусные мастера изготовляют неизвестно какую по счету фигуру льва с лицом фараона, — они отдают дань традиции. Танисский сфинкс исполнен куда более “виртуозно”, чем его древний предок, — уверенно изваяно львиное туловище, безукоризненно портретно волевое лицо Аменемхета III, превосходна лепка лица — и все же это произведение выглядит официально-холодным.

Зато много непосредственности, даже наивности в мелкой пластике Среднего царства — деревянных и фаянсовых статуэтках слуг, пахарей, носильщиков, лодочников, прачек, пастухов. Часто они комбинировались в группы, в целые жанровые сценки.

Большой шаг вперед был сделан в искусстве росписей. Раньше, в Древнем царстве, преобладали раскрашенные рельефы, теперь же их заменяли живописью, темперой. Росписи допускали большую гибкость рисунка и богатство цвета. Прекрасные циклы росписей были обнаружены в скальных гробницах Антилопьего дома, хохяеином его был номарх Хнумхотеп. Здесь очень живо изображены сцены охоты Хнумхотепа; жатва, уборка зерна в его владениях; различные животные и птицы, изображенные с почти японским изяществом. Хотя египтяне рисовали зверей, птиц и растения лаконично, скупыми линиями, но удивительно точно и тонко. У них было какое-то особенно интимное понимание животного мира, утерянное позднейшими цивилизациями. Между тем, рисованием с натуры египтяне никогда не занимались. И при высекании рельефов, и при создании росписей, они пользовались канонами: как нужно строить фигуру, как располагать изображение на плоскости. Однако для успешного исполнения своей работы, художник должен был знать, как выглядядт те предметы, которые он изображает. Тут нужны были и наблюдательность, и практика. Египетские художники тренировались, рисуя по памяти на обломках камня, на свитках папируса или на глиняных черепках, остраконах. Их во множестве находили при раскопках. На остраконах рисовались или мотивы, которые могут понадобиться для росписей гробниц, или вариации тех, что уже были в древних гробницах. Такие рисунки именее каноничны и более эскизны, чем сами росписи.

Новое царство — эпоха третьего, и последнего, подъема египетского государства, наступившая после победы над азиатскими племенами гиксосов. Искусство Нового царства величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Традиционные формы как бы изнутри освещаются этим светом. Многие традиции уже изживали себя.

Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Жрецы в ту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому облик Египта Нового царства стали определять храмы Амону, а не фараонам. В течение нескольких веков достраивались храмы Амона-Ра — современные Карнакский и Луксорский. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль — аллея сфинксов.

Замечательным памятником фиванской архитектуры 18-й династии является заупокойный храм царицы Хатшепсут. Она была единственной в истории Египта женщиной-фараоном.

Ей воздавались все подобавшие фараонам божеские почести, ее изображали с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Хатшепсут не очень много занималась завоевательными походами, зато ревниво заботилась о делах внутренних, о пышном и масштабном строительстве. Длинная прямая дорога, уставленная по сторонам статуями сфинксов с лицами Хатшепсут, начиналась от пристани у западного берега Нила, поднималась выше и выше к скалам, подводила к 3 постепенно повышающимся большим террасам, окруженным колоннами. Террасы соединялись между собой пандусами, а святилище вырублено в скале.

Две статуэтки из черного дерева — фигуры жреца Аменхотепа и его жены Раннаи — могут многое поведать об общем характере и традициях египетского искусства в эпоху 18-й династии. Статуэтка Раннаи изображена в традиционной позе сотен и тысяч египетских статуй. Обе ступни твердо опираются на землю, но одна нога выдвинута вперед; стан напряженно прям, как бы оцепенел, но в его кажущейся статичности заложена динамическая энергия: он весь устремлен вперед, всей силой, всей волей духовного напряжения. Но в Раннаи есть то, чего не было раньше. Подчеркнута ее хрупкая женственность, фигура необычайно тонка, пропорции вытянуты.

Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо роскошным, относительно светский дух проникает и в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфисты и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Переселяясь в загробный мир, египетские дамы и туда с собой брали наборы туалетных принадлежностей из золота, слоновой кости, фаянса: драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, кольца, туалетные ложечки. Все эти предметы не пестры и не вычурны, исполнены с великолепным чувством материала и цвета, чему пример — туалетная ложечка в виде плывущей обнаженной девушки.

При таком наплыве светских мотивов со старыми канонами начинают обращаться свободнее. Появляются непривычные позы и ракурсы — в фас, в три четверти, даже со спины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится изысканным.

Искусство Месопотамии. Искусство Древнего Вавилона.

Древняя Месопотамия, как и Египет, своим расцветом обязана рекам - Тигру и Евфрату. Страна разделялась на две части: Ассирию на севере и Вавилонию на юге. Древняя история этого царства охватывает период примерно с 3 000 до 500 лет до РХ. Поскольку Месопотамия не была защищена естественными границами, ее преимуществом было то, что по ее территории перемещались многие народы, а недостатком то, что она оказывалась жертвой многочисленных вторжений. С древнейших времен она была точкой соприкосновения трех континентов: Африки, Азии и Европы, и поэтому имела большое влияние на весь остальной тогдашний мир. Одновременно, благодаря финикийцам, она за тысячу лет до Р.Х. установила и поддерживала тесные контакты с народами Средиземноморья, прежде всего с греками. В Месопотамии искусство находилось на службе единственно «царя и храма» и придерживалось позиции анонимата даже большей, чем в Египте. «Судебник Хаммурапи», к примеру, упоминает архитектора и скульптора в одном ряду с кузнецом и сапожником.

Монументальная архитектура и эмалированные плитки

Для искусства Месопотамии характерен монументализм, независимо от того, идет ли речь о «Судебнике Хаммурапи» или о висячих садах Вавилонии. Геродот говорит, что крупнейший храм Вавилонии простирался на 200 м, располагал пятью террасами, а на его°вер-шине была построена «келья» с кроватью из золота, приготовленной для Бога, который должен был спуститься с неба. Стены вокруг Вавилонии тянулись на 18 км, а их ширина была такой, что по ним могла проехать квадрига. Воистину чудом называют висячие сады Вавилонии, созданные на фантастических пирамидах и террасах, сады, в которых произрастало бесчисленное множество цветов и деревьев. Согласно легенде, эти сады посадил царь Навуходоносор для своей жены-персиянки, чтобы они заменили ей леса ее родины.

Ко второму тысячелетию до P.X. шумерская цивилизация Ближнего Востока достигла высокого уровня развития государственных структур, торговли и культуры. В третьем тысячелетии до Р.Х. шумеры изобрели первую письменную систему - пиктографическое и идеографическое письмо, - а впоследствии открыли систему фонетического письма. Письмо превратилось в орудие приобретения и распространения знаний, доступное лишь для небольшой группы грамотных людей. Оно также стимулировало развитие математических наук, таких, как алгебра и счет. На иллюстрации - таблички с математическими текстами (180-е годы до Р.Х. Багдад, Иракский музей)

Впервые упоминания о Вавилоне встречаются в легенде об аккадском царе Саргоне (2400 год до н.э.), подавившем восстание в подвластном ему городе. В древности местные жители называли Вавилон «Вабили» («Врата бога»), греки трансформировали это название в Вавилон, иракцы же до сих пор пишут и произносят это слово как «Бабилон».


Царская охота, Рельеф Дворца Ашшурбанапала , VIIв. до н.э., Ирак

Когда древнегреческий историк Геродот посетил его, город был лишь памятником своей былой славы и мощи. В 539 году до н.э. (лет за сто до Геродота) в один осенний день в него вступил персидский царь Кир - с большой армией и не без помощи местных предателей. Захваченное им Нововавилонское царство было уже отблеском, хотя и ослепительным, но все же лишь отблеском Древневавилонского царства, давно обескровленного нападениями с севера и присоединенного перед этим к Ассирии. Вавилон в то время, когда его посетил Геродот, выглядел еще как при царе Навуходоносоре II, ибо после него город уже не расширялся, но за прошедшие сто лет еще не успел захиреть. Навуходоносор очень много строил в Вавилоне. Превратив столицу в неприступную крепость, он приказал высечь в камне надпись: «Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость».

Искусство американских индейцев. Ацтеки, майя, инки.

К тому моменту когда Христофор Колумб открыл Америку (1492 г.), большинство её обитателей-индейцев были кочевниками. Однако некоторые индейские народы уже несколько тысячелетий вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Очагов древней цивилизации было два. Первый находился в Центральной Америке, на территории современных Мексики, Гватемалы и Гондураса. Второй располагался в Южной Америке на плоскогорье Анд - это земли современных Перу, Боливии, Колумбии, Эквадора и Чили.

Здесь существовали могущественные государства с высокоразвитой культурой. Некоторые из них исчезли задолго до Колумба, другие были уничтожены во время конкисты (исп. conquista) - завоеваний испанцев и португальцев в Мексике, Центральной и Южной Америке в конце XV-XVI вв.

Завоеватели-конкистадоры мало интересовались культурой покорённых народов: они жаждали золота. Города и дворцы разрушались, золотые изделия переплавлялись в слитки - так их удобнее было вывозить. Письменностью у индейцев владели в основном жрецы и правители, поэтому с разрушением государств память о прошлом быстро угасла. Джунгли и пески поглотили развалины городов. Великие цивилизации Америки ушли в небытие, казалось навсегда.

Древнейшая из известных сейчас цивилизаций доколумбовой Америки - культура ольмеков. Она существовала на побережье Мексиканского залива приблизительно во II-I тысячелетиях до н. э. и исчезла в начале новой эры. Эта цивилизация названа так по имени народа, жившего здесь значительно позже - в XI-XIV вв. Ольмеки владели письменностью, но язык их неизвестен, и надписи расшифровать пока не удаётся. Они строили города, которые, как и у других народов Центральной Америки, прежде всего были святилищами, а уже потом крепостями и центрами ремёсел и торговли, как было, например, в Западной Европе. Храмы ольмеков стояли на ступенчатых пирамидах, впоследствии этот архитектурный приём у ольмеков переняли и другие центральноамериканские цивилизации. В храмах жрецы приносили богам человеческие жертвы; ритуальные убийства - общая черта древнеиндейских культур. Главным божеством был ягуар (сохранилось множество его изображений); более того, человеческие лица в ольмекском искусстве имели несколько «кошачьи» черты.

Загадочны самые характерные памятники ольмекской культуры - огромные каменные «головы» высотой до трёх метров и весом до сорока тонн. Их лица имеют явно африканские черты. Кого они изображают - неизвестно. Непонятно и предназначение «голов», а ведь их зачем-то доставляли вручную за десятки километров от каменоломен!

Ольмеки были прекрасными мастерами по обработке камня. О закате ольмекской культуры ничего не известно. В более поздние американские цивилизации перешло многое из искусства этого загадочного народа.

Так называемый классический период центральноамериканских культур изучен лучше. У истоков его находится культура Теотиуакана (II в. до н. э. - VII в. н. э.). Так назывался город, находившийся недалеко от современного Мехико. Два главных храма, посвященных Солнцу и Луне, располагались на огромных пирамидах (храм Солнца стоял на пирамиде высотой почти шестьдесят пять метров). Центр города, названный испанцами Сьюдадела (Цитадель), состоял из возвышающихся одна над другой террас, где размещались пятнадцать малых пирамид и грандиозное святилище Кетцалькоатля (Пернатого Змея), одного из самых чтимых божеств Центральной Америки. Храмы были украшены разноцветными росписями и статуями богов. Глаза изваяний инкрустировали перламутром и драгоценными камнями, а сами статуи ярко раскрашивали. Печатью высочайшего мастерства отмечены и другие произведения искусства, созданные мастерами Теотиуакана: расписная керамика и ритуальные каменные маски.

Цивилизации «классического» периода были разрушены нашествием народа тольтеков. В VII в. они пришли на плодородные земли из мексиканских пустынь и к X в. создали собственную культуру, исполненную своеобразной мрачной выразительности. Среди развалин их столицы Толлана до сих пор возвышаются четырёхметровые статуи суровых воинов с изображением бабочки на груди. Это не совсем скульптуры, скорее, каменные столбы, которым с помощью резьбы придан человеческий облик. Когда-то они поддерживали алтарь храма Тлауискальпантекутли (Владыка Рассвета), а бабочка символизировала планету Венеру - одно из воплощений божества Кетцалькоатля.

В XI в. с севера пришли новые завоеватели - ацтеки. Усвоив многое из наследия более древних культур, они создали могучую цивилизацию. Как и у других народов Центральной Америки, огромное место в их жизни занимала религия, возможно самая жестокая в Новом Свете. Боги ацтеков требовали человеческих жертвоприношений ежедневно - иначе миру грозила бы гибель, - а богов у них было множество. Чтобы добыть нужное количество жертв, ацтеки совершали набеги на соседние племена; это называлось священной «войной Цветов».

Всё искусство ацтеков было подчинено главной цели - умилостивить богов. Их храмовая скульптура отличалась великолепием. Сохранилось описание огромной статуи, усыпанной драгоценными камнями и жемчугом, украшенной ожерельями из золотых черепов и серебряных сердец, символизировавших сцену из обряда жертвоприношения. Такие статуи, конечно, не сохранились: испанцев интересовали золото и драгоценные камни, а не изделия из них. Однако можно судить о том, как они выглядели, по статуям попроще. Например, сохранилось изваяние высотой два с половиной метра, изображающее богиню земли и смерти Коатликуэ. Его форма лишь отдалённо напоминает человеческую фигуру. Ни лица, ни головы вообще нет: перед зрителем не личность, а сила - рождающая и убивающая. Вся статуя состоит из символов рождения и смерти: початков кукурузы, бобов какао, когтей и клыков ягуара, человеческих ладоней и черепов. Черепа и кости - символы смерти -частые мотивы в этом искусстве.

Ювелирное мастерство ацтеков известно главным образом по рассказам, сохранились лишь немногие его образцы. Вот как описывает изделия индейцев поражённый очевидец: «Они могут отлить птицу с движущимся языком, головою и крыльями или отлить обезьяну или другое животное с подвижным языком, головой, и ногами, и руками, а в руки вложить игрушку, так что кажется, что она танцует с нею. Более того, они берут слиток, половина которого из золота, а половина - из серебра, и отливают рыбу со всеми её чешуйками, причём одна чешуйка золотая, а другая серебряная».

Поражала своим великолепием и столица ацтеков Теночтитлан , основанный в 1325 г. Испанцы назвали его «озёрной Венецией»: центр города стоял на острове посреди озера, и его окружали постройки на сваях и дамбах. Дамбы были перерезаны каналами, через которые перебрасывали подъёмные мосты. Стенки каналов украшались изразцами и мозаикой. В 1521 г. Теночтитлан разрушили испанцы, под предводительством Эрнана Кортеса уничтожившие государство ацтеков.

Теночтитлан (на месте современного Мехико). Реконструкция.

На юго-востоке Мексики, в Гватемале, Белизе и Гондурасе с IV в. существовала, вероятно, высочайшая цивилизация Нового Света - культура народа майя. Они обладали поразительными математическими и астрономическими познаниями, оставив европейцев того времени далеко позади. У них существовала развитая система письма, но почти все памятники письменности были уничтожены после запрещения её Католической Церковью в XVI в. Города майя - Ушмаль, Паленке, Копан, Чичен-Ица и многие другие - были красивы и величественны. Архитектура их свидетельствует о влиянии традиций ольмеков и Теотиуакана: ступенчатые пирамиды, увенчанные грандиозными храмами, площадки для ритуальной игры в мяч, внешне напоминавшей современный баскетбол, и широкие площади для всенародных обрядов.

Чичен-Ица являлась значительнейшим городом всего изолированного майянского мира.

Пирамиды у народов Центральной Америки в отличие от египетских служили не гробницами, а своего рода пьедесталами, на которых высились храмы. Только одна из дошедших до наших дней пирамид майя была также гробницей - пирамида «Храма надписей» в Паленке. Своё название это сооружение получило из-за того, что буквально все его стены покрыты рельефными иероглифическими текстами.

Расцвет культуры майя пришёлся на конец I тысячелетия. В X в. их прекрасные города опустели. Причины этого до сих пор не выяснены: города не были разорены, жители, видимо, просто оставили их. В начале II тысячелетия центр культуры майя переместился на полуостров Юкатан, где цивилизация после короткого взлёта медленно угасла. Испанцы лишь довершили гибель некогда могущественного народа.

Учёные полагают, что люди заселяли Америку с севера, постепенно продвигаясь на юг. Поэтому Южная Америка была заселена позже Северной, и первые цивилизации появились там тоже позднее. Самая знаменитая из южноамериканских цивилизаций, конечно, империя инков. Этот индейский народ с XI в. жил на территории современного Перу. Империя инков занимала кроме Перу земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и северо-запад Аргентины. Во главе её стоял обожествлённый правитель - Верховный Инка, носивший титул Сын Солнца. Сами инки составляли правящий слой империи и властвовали над покорёнными племенами. Испанцы, которые в 1513- 1535 гг. под предводительством Франсиско Писарро завоевали государство инков, были поражены его богатством и великолепием. Из их рассказов известно, например, о «Золотом саде», который некогда украшал столицу инков - город Куско. Сад этот находился во дворе храма Солнца. Его размеры были приблизительно двести на сто метров. И сам сад, и все его «обитатели» - люди, птицы, ящерицы, насекомые - изготовлены из золота и серебра в натуральную величину.

Архитектура и керамика инков менее совершенны, чем у народов Центральной Америки; их мастера работали с более податливым материалом - золотом. А испанцы предпочитали золото в слитках… Поэтому о мастерстве инкских художников можно судить главным образом по рассказам очевидцев. Жители Центральной и Южной Америки и сегодня делают ткани и сосуды, продолжающие традиции тысячелетней давности.


Нож для ритуальных церемоний Ритуальный нож Туми с золотой рукояткой

Мотивы индейского искусства использовали такие крупные мастера, как мексиканские живописцы Диего Ривера (1886 - 1957) и Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974). Изучение древних культур продолжается, принося всё новые и новые открытия.