Святой источник платонида на урале. Гора шунут, источник платониды

Интересное, необычное, легендарное место в глухих лесах Ревдинского района Свердловской области, примерно в 10-12 километрах от деревни Краснояр. Гидрологический и исторический памятник природы.

В давние времена здесь стоял старообрядческий скит. Когда-то это место очень почиталось старообрядцами, а сейчас сюда тянутся как старообрядцы, так и православные, и различные оккультисты, и просто туристы. Для начала давайте погрузимся в пучины истории и попытаемся понять кем была эта странная женщина, в честь которой назван чудотворный источник. Существует множество легенд об отшельнице Платониде (по меньшей мере несколько десятков вариаций!).

По наиболее мрачной легенде Платонида родилась в мусульманской семье, но по какой-то причине перешла в христианство. Девушка покинула свою семью и ушла жить в лес. Непростившие ее магометане нашли и убили девушку. На месте гибели отшельницы с тех пор возник целебный источник.

По другой легенде, давным-давно в этих краях жила старообрядческая семья, в которой были два брата и сестра Платонида. Случилась беда: умерли батюшка и матушка, а завещания не оставили. Братьев обуяла жадность, и они решили поделить небогатое имущество между собой, а младшую сестру отвезли в далёкий скит на верную гибель. Прошло 30-40 лет и замучила их совесть. Решили братья поехать в скит, замолить грех у останков сестры. Но каково же было их удивление, когда они увидели свою сестру живой, невредимой и совсем молодой, как много лет назад. Оказалось, что в источнике у скита текла «святая вода». Умываясь той водой, сохранила Платонида красоту и молодость. Далеко пошла молва о Платониде и потянулись сюда паломники…

Легенды — легендами, но вот достоверных фактов о Платониде раз-два и обчелся. Доподлинно не известно каким было ее настоящее имя, фамилия, когда родилась и из какого рода она вышла и т.д. Многие исследователи не без оснований предполагают, что до отшельничества она жила в крестьянской семье в расположенном здесь же поселке Краснояр. Известный краевед Владимир Трусов по архивным документам смог установить, что жила Платонида в далеком XVIII веке и была похоронена у своего скита около 1785 года.

Впоследствие могила Платониды стала культовым местом. Ежегодно к ней на поклонение и в надежде на исцеление от недугов приходило множество паломников со всего Урала и страны. Более того, у Платониды появились последователи и некоторые странники оставались здесь жить. Наглядное подтверждение этому — безымянные кресты вблизи могилы Платониды. Кто здесь погребен мы, наверное, уже никогда не узнаем. В окрестностях Краснояра в разные годы действовало несколько староверческих скитов.

Старожилы рассказывают, что даже в огульные советские времена здесь, в тайге, еще стояла небольшая часовенка. В ней вел службы священник. Издалека сюда шли люди: молилились в часовне, поклонялись святой Платониде, купались в ледяной воде целебного источника и набирали с собой столько воды, сколько в состоянии были унести. Милиция время от времени разгоняла паломников и крушила часовенку. В результате вскоре на этом месте остался лишь старообрядческий крест на каменном основании. Но и его со временем разрушили.

Теперь поговорим непосредственно о самом целебном источнике. Святой источник Платониды находится в верховьях небольшой таежной речки Малый Ик (притока реки Ревды). Он бьет ключом из под земли и уже через несколько метров впадает в Малый Ик. Здесь, в речке небольшое углубление, в котором можно искупаться. Правда, для этого нужно проявить сноровку, поскольку речка мелкая. Вода здесь очень холодная даже в летнюю жару. На вкус вода приятная, никаких вкусовых привкусов не чувствуется. Говорят, что набранная здесь вода не портится в течение многих месяцев.

Ученые неоднократно проводили лабораторный анализ воды источника. Он показывает, что содержание тяжелых металлов здесь совершенно ничтожно (в десятки и сотни раз меньше ПДК). А такие опасные микроэлементы, как свинец, кадмий, алюминий и др. вообще напрочь отсутствуют. Зато содержание марганца в 3 раза выше нормы, повышена и концентрация радона — 40 Бк/л. Это сочетание делает воду лечебной.

Содержащийся в этой воде растворенный радон — пожалуй, самый необычный из существующих на Земле газов. В зависимости от условий, он может оказывать на человеческий организм как негативное, так и целебное воздействие. В виде радиоактивного газа радон даже в минимальном количестве может привести к серьезным заболеваниям. Но растверенный в воде (как в источнике Платониды), радон оказывает противовоспалительное и обезболивающее действие, улучшает обмен веществ, благотворно влияет на сердечно-сосудистую и половую системы, нормализует сон. Радоновыми ваннами удачно лечат кожные и нервные заболеваниях, подагру, болезни кровообращения. Прием радоновой воды внутрь отлично лечит заболевания органов пищеварения.

Неспроста по поверью, если искупаться в источнике в одежде и затем оставить ее здесь, то с ней останутся и все болезни. Помимо целебных свойств радона в данном случае играет роль тонизирующее влияние ледяной воды (она активизирует защитные силы организма, укрепляет иммунитет) и самовнушение. Говорят, что многие люди на Платониде исцелились от различных, в том числе серьезных болезней.

На деревьях вблизи источника висят разноцветные ленточки («дерево желаний»), платки, нижнее белье, носки и т.д. Время от времени территорию очищают паломники и волонтеры. Сейчас над источником установлен довольно мрачный железный купол с православным крестом. Несколько лет назад его здесь не было, а стояла куда более симпотичная и гармоничная беседка. Но в феврале 2005 года неизвестные вандалы умудрились выломать ее и увезти ради нескольких килограмм металла…

Если около источника перейти речку на другой берег, то недалеко, чуть выше по течению увидете добротную избушку. В ней есть печка-буржуйка, около которой можно обогреться в холодную погоду. Это далеко не первая постройка около источника. К сожалению, все предыдущие были сожжены. Хочется надеяться, что эту избушку не постигнет такая печальная участь.

От источника святой Платониды вдоль речки, вниз по течению, идет тропа. Идя по ней, через несколько метров вы увидете три деревянных безымянных креста. Здесь похоронены старообрядцы-последователи Платониды. Кто они такие и когда похоронены — об этом история умалчивает.

Еще чуть дальше — на небольшой полянке под навесом из жердей — каменный надгробный памятник, над которым устроены полочки для многочисленных свечей и икон. Рядом стоит большой деревянный Поклонный крест, принесенный сюда крестным ходом. Круглый год к чудодейственному источнику и к могиле святой Платониды идут паломники и туристы. Ее искренне почитают и любят как старообрядцы, так и православные.

До революции паломников здесь было еще больше. Некоторые смельчаки, не боясь сталинских репрессий и расстрелов, ходили сюда и после прихода советской власти. По рассказам старожилов, вплоть до конца 1950 — начала 1960-х годов из Верхних Серег сюда ходили сотни людей. Дважды в год — на девятую пятницу по Пасхе и в день памяти великомученика Пантелеймона (9 августа) — сюда тянулись крестные ходы с разных сторон — от Верхних Серег, Краснояра, Мариинска, Полевского… Сейчас эта традиция восстанавливается.

Ежегодно несколько раз в год паломнические поездки (на вездеходах) и крестные ходы к Платониде устраивает Введенское архиерейское подворье поселка Верхние Серги. Платонида и в наше время продолжает обрастать легендами. Рассказывают, будто она является в белых одеждах заблудившимся и совсем было отчаявшимся охотникам и грибникам, помогает им выбраться из леса. А местным жителям помогает найти потерявшихся домашних животных.

Эта слава чудесным образом подтвердилась в 2001 году. В августе того года четверо подростков из Екатеринбурга решили совершить поход на гору Шунут. При этом самый младший — 10 летний Леша Леонтьев — отбился от товарищей и заблудился. Лишь на третьи сутки мальчика нашли — живого и невредимого. Он находился в избушке около источника Платониды.

Некоторые уверяют, что в этих местах происходят аномальные явления. Люди часто плутают, словно их «кружит» неведомая сила. Кажется, что кто-то незримый стоит за спиной. А иногда здесь появляется странный туман — в таком месте и в такое время, когда ему и быть-то не положено (например, в солнечный день над определенным пятачками).

Но самое фантастическое, что я встречал в литературе про эти места, так это утверждение о том, что якобы в давние времена в горе Шунут неподалеку от источника Платониды был выкопан… целый пещерный монастырь. Будто бы в горе пробили вертикальный шахтный ствол, от которого по бокам расходились многочисленные горизонтальные пещерки-кельи. В них жили и молились монахи-старообрядцы. Согласно этой легенде, позже, боясь, что монастырь обнаружат власти, вход в монастырь засыпали… (Газета «Сибирский тракт», № 16).

Напоследок осталось лишь отметить, что в этой местности произрастают некоторые редкие растения, занесенные в Красную книгу Среднего Урала. Такие как, короставник татарский, цицербита уральская, лук победный и другие.

Как добраться до родонового источника святой Платониды?

Желающим самим увидеть это культовое место и проверить целебные свойства источника рекомендую на поезде или автобусе доехать до Ревды, где сесть на маршрутный автобус № 103 Ревда-Краснояр. Отправление от ж/д вокзала (данные на далекий 2005 г.) в 6:10, 9:10, 14:10, 17:10. Обратный рейс из Краснояра — 7:20, 10:20, 15:20, 18:20.

В Краснояре от конечной остановки пройти чуть дальше по улице (по ходу движени автобуса) и свернуть направо. Пройдя немного по лесной дороге, свернуть на маркированную тропу. Чтобы не сбиться с пути, внимательно следите за помеченными краской деревьями. Нужно придерживаться западного направления. Через 5-7 километров тропа выходит на наезженную лесовозную дорогу. Поверните налево и идите по этой лесовозной дороге. Через 5-6 километров появится табличка «Платонида». Свернув налево, вы окажетесь у легендарного источника. Есть другая, более короткая тропа до источника, но найти ее самостоятельно, будучи впервые в этих местах, очень трудно. Будьте предельно внимательны: здесь легко заблудиться! В окрестностях Краснояра очень много лесовозных дорог и просто троп, множество развилок. Легко свернуть не туда и сбиться с пути. Даже бывавшие здесь не по разу, часто плутают.

Местность в этих местах достаточно дикая. На многие километры вокруг тянется тайга. Иногда здесь можно встретить следы лосей, медведей, волков и других диких зверей. В трех километрах от Платониды расположено другое удивительное место — вершина горы Шунут, а в двух километрах в другую сторону — гора Старик-Камень. Эти достопримечательности окрестностей Екатеринбурга — отличные места для маршрутов выходного дня.

06.12.2016 10:38:22

Текст: Михаил Латышев

Чудны наши уральские леса! Иногда поднимаешься в гору, а суше не становится. Чтобы добраться до шихана на вершине, порой преодолеваешь горные "висячие" болота. С высоты можно любоваться морем островерхих пихт и елей.

Такой вид открывается с горы Шунут Коноваловского увала, расположенной в трёх десятках вёрст к югу от Ревды. Там, в темнохвойной тайге, на пути к могиле старицы Платониды произошла одна встреча…

…Они шли босиком по траве, влажной от росы, по земле, прихваченной первыми холодами – предвестниками осени. Нескончаемой вереницей шли женщины и дети, малые и постарше, одетые в белые рубахи. Мужчин среди них не было. Они шли молча, не обращая внимания на моросящий дождь, на острые камни и ветки, попадавшиеся им под ноги. Будто были выше разбитой лесовозной дороги с её хламом и грязью, "над" ней. Казалось, ничто не остановит их. Я знал, куда они направлялись, и был поражён зрелищем, говорящим о неуклонной вере в людских сердцах.

Шунут-Серга" парка "Оленьи ручьи" мне удалось пройти без лыж. На лыжне двухметровую толщу снега покрывал крепкий наст.
Перед просекой к Шунут-камню солнышко последний раз осветило изумительную панораму лесной долины от перевала до камня Сокольего. Стемнело быстро.
Свернув с лесовозки по тропе, я очутился у беседки-часовенки над Платонидиным ключом. По легендам, Платонида избавляла людей от болезней водой из святого источника.
Помню, что пил воду из него – и не мог напиться! А дома попробуй-ко выпей столько воды – не сможешь. Позже я узнал, что ключ и вправду непростой, богат радоновыми водами.


Тогда на соседней поляне стояла избушка с печью, а напротив неё – банька. Они были полны людей. Двое туристов решили ночевать "в скиту" и я напросился с ними.
Была морозная ночь, взошла полная луна и в лесу стало светло, как днём. От родника мы двинулись к могиле старицы. Справа из сугробов возвышались три могильных креста.

Лесная церковь"!


Миновав могилу старицы, через километр мы спустились к землянке у реки Малый Ик. Внутри "скита" на полочках стояли иконки с ликами святых. Печь работала исправно. Прогрев наше пристанище, мы приободрились.
Немного людей знало тогда о том урочище. Я бывал там и в лютом декабре 1994-ого, когда скит уже покосился и печь нарушилась. Едва не замёрзнув, я увидел, как ночью к жилищу подошли сгорбленные бабушки-богомолки в платочках. Утром на их месте оказались ёлочки, склонившиеся под шапками снега.
Вообще, лес в этих местах насколько красив днём, настолько же и страшен ночью. Темнота сгущается вокруг, деревья подступают ближе и начинают скрипеть, стонать. Слышен вой волков, где-то ухает филин.
Почему-то у могилы старицы всегда спокойно на душе. Можно стоять в чёрной безмолвной тайге перед свечой, горящей светом неугасимым, слушать шум реки, прислушиваться к своему сердцу. В такие моменты всё суетное кажется мелким, ничтожным.
лесной церкви" крутая тропинка вела к берегу речки Малый Ик. В одном месте на берегу была устроена каменная запруда и купель для крещения.
Над ней склонили ветки "заверованные" деревья, увитые ленточками. На них же вешают одежду или обувь с той части тела, которую хотят вылечить. Это делают люди, которые в это верят.
крёстного хода" установили близ могилы Платониды большой деревянный крест.
Прошло много лет, в 2013 году я снова оказался там. Избушки не было, от бани остались развалины. Над ключом вместо прежней беседки сооружён новый купол. На могилу Платониды зачем-то принёсли надгробие с могилы матери Таисии. Появился ещё один крест, из бруса.
От скита осталась только дверь да остов железной печки. Крыша землянки провалилась.

Малый Ик по-прежнему журчал ледяной водой, убегая змейкой в лес. Выше купели струились по камням небольшие водопадики.
Ближе к ночи людская суета стихла, все разъехались. У святого места наступила тишина. Сюда мы дошли пешком, прочувствовав ногами дорогу, которой ходят старообрядцы больше века.
Они молятся "обоюдно" – и за Платониду в том числе, ведь она не канонизирована.
Какой была жизнь непрославленной подвижницы? Почему именно женщины ходят на её могилу?

К истории уральских староверов Повсюду горели костры, сжигали сотнями и тысячами людей, резали языки, рубили головы, четвертовали; тюрьмы, монастыри, и подземелья были переполнены страдальцами за святую веру. Духовенство и гражданская власть беспощадно истребляли своих же братьев – русских людей. Никого не щадили - ни женщин, ни детей", - говорит Геннадий Чунин.
Старообрядцы бежали на Север, на Урал и в Сибирь.
Старообрядцев принимали на уральских заводах, для заводчиков они были добросовестными работниками. Интересно, что в обиходе староверов появились металлические иконы и распятия.

Приведу выдержки из труда монахини Евстафии (Морозовой) "О почитании в Екатеринбургской митрополии непрославленных подвижников (старицы Платониды и старца Аввакума)". Она исследовала редкие архивные документы об уральских староверах.
"В 1725 году в Нижне-Тагильский завод прибыл с Керженца старец Никифор со многими иноками, после чего на Урал бежали десятки тысяч последователей главных поповских согласий – софонтиевцы.
Они изначально относились к беглопоповцам, принимая к себе для служения священников, бежавших из "никонианской" Церкви. В XVIII столетии в этом согласии многие общины стали переходить к беспоповской практике, что было утверждено как норма на Тюменском старообрядческом соборе 1840 года.
Совершение треб и богослужений перешло к наставникам-старцам и уставщикам, избираемым общиной: они вычитывали службы, опуская молитвы, которые при богослужениях и таинствах полагается произносить священнику.

Это течение стало именоваться часовенным или "стариковщиной". До революции к часовенным относилось до 90% уральских старообрядцев. У них были свои почитаемые святыни, подвижники, мученики и авторитетные старцы, для совета с которыми богомольцы ездили за сотни вёрст.
К наиболее чтимым святыням часовенных относились могилы иноков Германа, Максима, Григория и Павла на Веселых горах близ Верхне-Тагильского завода, где ежегодно в июне собирались паломники-старообрядцы со всей России.
Почиталась также могила беглого попа Николы в Екатеринбурге, могилы беглых попов Иова, Петра и Архипа, а также наставника Гурия в Нижне-Тагильском заводе, могила инока Тарасия в Шарташском селе, местечко "Клады" близ деревни Таволги с остатками бывшего скита и надгробиями скитников".

На Весёлых Горах": "Некоторое время при напряженной тишине вы слышите чтение святой книги, но вот раздается запевающий стихиру голос старца Антония.
Его подхватывают певчие под навесом, затем близстоящие, волна звуков, с каждым моментом усиливаясь, разрастается по всей поляне, докатывается до последних палаток и далеким эхом отдается в лесах и горах... А затем снова тишина, чтение, и снова море голосов, стройно по старинным крюкам распевающих стихиры...".

Екатеринбургских епархиальных ведомостях" отмечалось: "старообрядцы собираются еще 23 апреля на могиле "о. Георгия" в Черноисточинском заводе;
27, 28 и 29 мая на могиле "о. Иова" в Нижне-Тагильском;
6 июня – на могиле "инока Аввакума", в 6 верстах от д.Сажиной.
16 августа на могиле "матери Платониды" в с.Красноярском собираются по преимуществу женщины и молятся за своих мужей, страдающих запоем".

первая из пустынниц, как говорят старожилы, в окрестностях Краснояра была мать Платонида, а потом — мать Таисия.
Схоронена [Платонида] в 10 верстах от Краснояра; на могилу ее к 16 августа каждогодно собирается множество народа.
Мать Таисия померла в первой четверти XIX столетия и похоронена на скитском кладбище, по речке Большому Ику".

Само селение Красноярское возникло во втором десятилетии XVIII века и состояло исключительно из старообрядцев. На основании этих данных можно сделать вывод о времени жизни старицы Платониды - подвизалась она в уральских лесах во второй половине XVIII века.


Богомольцы говорили: "Встанет мать Платонида рано-рано, когда на покосах ни единой души. Она уже знала - кто нуждается в помощи. Осиротевшая ли вдова, или выбившийся из сил мужик. Накосит, наносит сена, да и приберет. И сделает это все так, чтобы никто не видал, что она работала. Чуть заметит, что появились на покосе люди, она сейчас уходит в лес…".


Сведения о старице Платониде есть в "Урало-Сибирском патерике" - "Истории о отцех и пустынножителех, в последнее гонительное время подвизавшихся в северных краях Русския земли, в пределах Уральской и Сибирской пустыни".
Патерик составлен в первой половине ХХ века в одном из скитов старообрядцев часовенного согласия и чудом сохранен староверами во время разгрома скитов коммунистами на Нижнем Енисее в 1951 году.

Вот что в нём сказано о непрославленной подвижнице: "Старица Платонида происходила из семьи инородцев-язычников (татар или калмыков). Когда она достигла отроческого возраста, на нее пал жребий быть принесенной в жертву идолам, отчего все родственники "в печали бяху велицей". Случилось же так, что в это время в доме остановился на ночлег один христианин, везший с мельницы муку. Узнав о горе, он предложил родителям отдать свою дочь "в жертву живому Богу, да послужит Ему".

во иноческий образ".
Столь быстрый постриг вызвал зависть со стороны некоторых из сестер, прежде неё пришедших в скит и не принявших еще ангельского чина. Платонида вынуждена была тайно оставить сестринство и поселиться уединенно в лесу ("отъиде от них тай в пустыню на безмолвие").

Однако и в лесу она тайно помогала нуждающимся. "Бе же зело милостива и трудолюбива, и помогаше сущим в нуждах, …прия от Бога дар исцеления, слепых просвещаше и больных исцеляше не точию в животе (т.е. не только при жизни), но и по преставлении своём". Рассказали о Платониде "мать Мелетина, мать Акинфа и Елизавета Парамоновна", которым поведал о ней отец Иоанн, еще заставший Платониду в живых и лично помнивший.
Уточняется, что отец Иоанн принял иноческий чин от отца Израиля, "свидетельствованного в Родословии". ("Родословие" часовенного согласия, составленное отцом Нифонтом).
Этот рассказ о жизни Платониды можно считать наиболее достоверным".

За плечами большой рюкзак. В навигаторе забиты координаты основных точек. Еду один. Автобус Екатеринбург-Ревда, полупустой днем. Полтора часа и я в Ревде.

Сижу на жд-вокзале, жду автобус до Краснояра. Автобус ходит всего три раза в день. Разговорились с мужиком. Он из Краснояра, местный житель. Зовут Сергей. Рассказывает мне как дойти до Шунута и Платониды, а то «тропинок много можно заплутать». Рассказывает о себе. Говорит, что раньше жил в Екатеринбурге, продал все и переехал жить в Краснояр. Так же, что Шунут место силы, и что здесь ходят всякие люди, бывают и колдуны. Сергей – целитель, знахарь, так же водит желающих на Шунут и Платониду и вообще интересный человек.

У него, кому интересно, есть сайт . Так же думаю у него можно оставлять в деревне машину, если идете пешком на Шунут/Платониду.

Доехал до Краснояра. Вышел из деревни. Иду по грунтовой дороге. Потом заворачиваю в лес. Как обычно, чем дальше, тем глуше.

2. До Платониды тропа отмечена ленточками

3. Указатели с эмоциональной нагрузкой

4. По лесу до Платониды идет лесовозная дорога, на самом деле «хрен проедешь» даже на крутом внеродоржнике.

5. В лесу набредаю на такую штуку. Что это? Крышка люка или часть рухнувшего НЛО?)) В любом случае странно видеть это вдалеке от цивилизации.

6. Дохожу до таежной речки с коротким названием Малый Ик.

Впереди показалась территория Платониды. От Краснояра до Платониды 12 км. В сущности источник Платонида это ключ, который бьет из-под земли и тут же втекает в речку Малый Ик. По легенде Платонидой звали женщину, когда она умерла ее похоронили здесь, и из этого места стал бить ключ. Подробнее написано .

7. Середина недели и я не застаю здесь ни одного человека. Без людей место выглядит довольно странно. Могила. Навес для защиты от дождя. Крест.

8. Святой источник Платонида. Вода вкусная.

9. Река Малый Ик.

10. Существует традиция приносит сюда камень, для обустройства родника и очищения души…

11.

Медленно поднимаюсь на Шунут. Кстати, на Шунуте есть свой родник, а кто об этом не знает тащит воду сюда. Я тоже нес два литра кг воды. На вершине народу не густо. Всего одна группа организованных туристов с гитарой.

12. И вот я на вершине. Высота 724 м.

13. Елки и лиственницы плотно подступают к скалам. Кругом глухой таежный лес.

14. Природа здесь красивая

15. Забираюсь на самую высокую скалу и пью чай. С соседней скалы доносятся звуки гитары..

16. На часах почти двенадцать ночи. Темнеет.

Ставлю палатку. Готовлю ужин на костре. Ночую. Подробнее о вершине Шунут можно посмотреть .

17.

В пять утра подъем. Прохладно и больше не спится. В семь часов утра начинаю спуск с Шунута в сторону Старика Камня. Идти километров десять. Капает дождь. Дохожу до скалы.

18. Скала Старик Камень. Внешне гора похожа на голову седого старца. С этого места начинает хребет Коноваловский Увал, который тянется на северо-запад на 15 км. Старик-камень это как бы голова хребта.

19. Скала и дорога рядом

После осмотра Скалы возвращаюсь обратно в деревню Краснояр. Через Платониду, около 15 км пути.

Траектория всех моих пеших движений. Суммарный пробег за два дня – 40 км.

На этом все. Спасибо за внимание.

На территории Свердловской области, в восьмидесяти километрах от Екатеринбурга, близ горы Шунут, расположена уникальная достопримечательность – радоновый источник Платонида, согласно местным легендам вода в источнике обладает чудодейственным свойствами.

На топографических картах топоним обозначен как Урочище Святой Платониды, расположено оно в верховьях реки Малый Ик, в окрестностях города Ревда. Данное место можно назвать культовым, так как оно является объектом паломничества верующих, собирающихся у источника в период религиозных праздников. Ежегодно искомый объект посещают до тысячи человек: туристов и верующих. Помимо прочего, данный источник отнесен в категорию гидрологических памятников природы Свердловской области.

Сам родник достаточно неплохо облагорожен стараниями православных активистов, наладивших внутреннею инфраструктуру с беседкой, крестом и скамейками. Струйка воды вытекает из обложенного камнями ручья, по специально установленному желобу для удобства сбора воды.

Согласно результатам проведенного исследования проб воды из данного родника, оказалось, что источник богат радоном. Вода с насыщенным содержанием данного элемента положительно влияет на состояние организма и применяется в терапевтических целях при профилактике множества весьма серьезных заболеваний, таких как сахарный диабет, болезни почек и печени, а также положительно влияет на заживлении ран и кожных заболеваний. Видимо, в старые времена люди обратили внимание на необычные свойства данного источника, посчитав его наделенным чудотворной силой.

Во времена расселения по Уралу старообрядческих общин, одно из поселений было заложено близ родника Платониды. На протяжении долгих лет существования старообрядческой общины, родник пользовался популярностью, как среди представителей религиозной организации, так и жителей окрестных сел. Со временем, информация о чудодейственном источнике распространилась далеко за пределы соседствующих с ним поселений, так Платонида стала крупным религиозным центром.

Что же касается происхождения самого топонима, то он напрямую связан с легендами о некогда жившей здесь отшельнице. Для наиболее объективной картины я приведу две самые популярные.

Легенда №1

Суть легенды сводится к тому, что в мусульманской семье жила девушка, которая решила отречься от отеческой веры и приняла православие. Разумеется, что дома этот поступок не оценили и нареченная при крещении Платонида, была вынуждена сбежать в лес и обустроить скит. Братья выследили девушку и разрушили реликвию. Позже на месте, где была обустроена обитель, забил родник с чудодейственной водой.

Легенда №2

Другая легенда гласит, что в окрестностях источника жила семья старообрядцев. После скоропостижной смерти родителей алчные братья решили поделить богатое наследство между собой, а младшую сестру Платониду изжить, поэтому решили увезти ее в лес и оставить близ родника. Спустя несколько лет, братья решили побывать на месте, как они считали, гибели своей сестры. Однако прибыв в скит они обнаружили ее живой и здоровой, мало того, не смотря на годы проведенные в ските она не постарела. На изумленные вопросы девушка ответила, что пила и умывалась водой из источника. Слухи об уникальном происшествии мигом облетели окрестности и к роднику потянулись паломники.

Как оказалось, все эти легенды основаны не на пустом месте. Благодаря изысканиям свердловских краеведов стало известно, что в районе расположения источника и вправду жила отшельница из числа старообрядцев по имени Платонида. К сожалению, но документальных свидетельств о ее быте не сохранилось, удалось лишь обнаружить информацию о том, что скончалась Платонида в 1785 году и была похоронена где-то близ своего жилища. Согласно утверждениям исследователей, данная женщина родом была из поселка Краснояр, сохранившегося до наших дней, предположительно, из семьи крестьян.

Кстати, по воспоминаниям старожил окрестных селений, вплоть до середины семидесятых годов прошлого столетия в районе источника стояла старообрядческая часовня, два раза в году у стен обители собирались прихожане со всей Свердловской области, видимо, приверженцы старообрядческой религии и проводили здесь свои обряды. После того, как часовня сгорела, представители религиозных общин перестали собираться у святого источника. Вновь подобная практика получила популярность с начала 90-ых годов. Именно к тому периоду относят появление креста и многочисленной религиозной атрибутики.

Стоит заметить, что в наши дни источник стал более туристическим топонимом, нежели религиозно-культовым. Вылазка к Платониде – идеальный вариант для похода выходного дня пешей группой или же автомобильной поездки. Однако стоит учесть, что путь от трассы до источника составляет 6 километров, добраться на машине можно исключительно на внедорожнике. Кстати, существует легенда о том, что на отдельном участке дороги расположена некая аномальная зона, попав в периметр которой некоторые туристы невообразимым образом сбиваются с пути, хотя заблудиться там достаточно сложно – иди по дороге и все, тем не менее, периодически подобные ЧП случаются. А еще некоторые туристы рассказывают, что вечерами на лесных тропинках, ведущих к источнику, можно повстречаться с призраком женщины, облаченной в белое. Разумеется, что подобные рассказы относятся к категории «туристических баек».

Путешествие к источнику позволит вам не только соприкоснуться с историей, но и пройтись по легендарным местам и отведать целебной воды.

ЛЮБУШКИН Андрей // «Таинственный Урал»