Требуется каллиграф. Уроки каллиграфии для начинающих: бесплатные видео для домашнего обучения

Работа по формированию каллиграфически правильного письма.

Одной из главных задач начальной школы является планомерная и систематическая работа по формированию каллиграфически правильного письма. «Каллиграфия. Искусство писать чётким, ровным и красивым почерком». (Словарь русского языка. В 4 томах, М., «Русский язык», 1986, т.II , с. 21).

Каллиграфически правильное письмо воспитывает у учащихся старательность, трудолюбие, желание аккуратно выполнять любую работу. Дети должны хорошо овладеть техникой каллиграфического письма, т.е. умением чётко (по возможности красиво) и быстро вести записи в любых условиях (при списывании, письме под диктовку, по памяти, изложении собственных мыслей и т.п.), а также не менять качества письма при увеличении скорости письма. От того, какие навыки учитель заложит в самом начале обучения грамоте, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность. Следовательно, чистописание тесно увязывается с содержанием занятий по русскому языку.

Психологи отмечают, что процесс письма с полным основанием можно отнести к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности (психолог А.Р.Лурье). От ученика требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения. При обучении письму учитываются возрастные особенности детей, разный уровень подготовки детей к школе.

Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребёнка в школу. Сложность обучения письму определяется тем, что процесс выполнения письма связан с тонкой и совершенной координацией движений пальцев, кисти, предплечья, плеча, требует длительной фиксации суставов. Письмо вызывает значительное напряжение мышц не только руки, но и туловища, т.к. удержание относительно неподвижной позы при письме - это очень трудная и непривычная для ребёнка статическая нагрузка. У первоклассников ещё слабо развиты мелкие мышцы кисти, на которые падает основная нагрузка при письме, ещё не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, крайне низка выносливость к статическим нагрузкам. Период наиболее интенсивного приспособления, связанного со значительным напряжением всех систем организма сравнительно легко преодолевается. Дети приспосабливаются ко всем требованиям, поэтому без особых осложнений справляются с затруднениями, возникающими при обучении письму. Преодоление трудностей, связанных с обучением письму в начальной школе очень важно, т.к. письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

Занятия по чистописанию должны сформировать навыки письма, которые при переходе на скорое письмо помогли бы сохранить чёткость почерка. При обучении каллиграфии в период обучения грамоте ставятся следующие задачи:

  1. работа над соблюдением установленного наклона букв;
  2. работа над соблюдением равного расстояния между элементами букв, между буквами в слове, между словами на строке;
  3. работа над соблюдением одинаковой высоты букв в слове, на строке;
  4. работа над параллельностью одинаково направленных штрихов и элементов букв;
  5. работа над правильным начертанием форм всех букв алфавита;
  6. знакомство с разными вариантами соединений букв, включающих в свой состав овальные элементы;
  7. работа над развитием ритмичности и плавности письма.

Нельзя забывать о правилах гигиены письма. Наблюдения за пишущими учащимися, показывают, что желание написать букву красиво заставляет ребёнка крепко сжимать ручку и старательно выводить элементы букв, забывая в этот момент и о правильном положение ручки, и о правильном положении тетради, и об осанке. Обязательным является повторение и отработка правильной посадки, положения тетради, руки и ручки при письме. На первом же уроке письма учитель знакомит детей с правилами, которые необходимо соблюдать при письме.

1. Посадка при письме. Учащийся должен глубоко сидеть на стуле, спина прямая. Ребёнок не опирается на спинку стула, обе ноги всей ступнёй опираются на пол или подставку. Руки лежат на парте: на тетради лежит правая рука и кисть левой (кончики локтей на 1-2 см могут свисать с края парты). Стул задвигается так, чтобы между грудью и партой помещалась ладонь. Расстояние от глаз до тетради должно равняться приблизительно 30 см.

2. Положение ручки во время письма.

Ручка держится тремя пальцами: большим, средним и указательным. Она находится между большим и средним пальцами, а указательный палец придерживает её сверху. Пальцы слегка вытянуты. Указательный палец не должен выгибаться вверх острым углом. Расстояние от шарика пасты до пальцев 1,5-2 см. Дети свободно держат ручку, указательный палец можно легко поднять вверх. Свободный конец шариковой ручки при письме в начале строки направлен вправо от пишущего ученика. По мере заполнения строки он всё больше становится направленным на пишущего.

3. Положение тетради во время письма.

Тетрадь лежит с наклоном влево (у леворуких детей - вправо). Угол наклона нижнего края страницы по отношению к линии парты составляет примерно 25 ; нижний левый угол страницы, на которой пишет ученик, должен находиться напротив середины груди пишущего. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх влево.

Также вводятся правила, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма, улучшению его качества. Правила складываются из тех задач, которые ставит перед учениками учитель в процессе письма. Правила сформулированы очень кратко.

  • Буквы надо писать с одинаковым наклоном.
  • Необходимо писать буквы в словах на одинаковых расстояниях друг от друга.
  • Писать надо красиво.

Эти правила вводятся постепенно. Соблюдая все правила, учащиеся научаться писать красиво, т.е. чисто, без помарок, так как в прописи, ровно и наклонно, не обводя буквы дважды.

После проведения анализа буквы, учитель пишет образец изучаемой буквы на доске. Затем учащиеся ставят локоть на парту, поднимают ручку вверх (чуть ниже уровня глаз) и пишут элементы в воздухе, следуя за движением указки. У первоклассников работает лишь кисть руки и пальчики. Этот приём развивает мышцы кисти, закрепляет умение держать правильно ручку, укрепляет двигательную, слуховую, зрительную память, учит работать в коллективе. Второй раз эти упражнения выполняются под счёт и в более быстром темпе.

Начиная работать в прописи, учащиеся ищут письменную букву на табло (крупный образец), анализируют элементы, из которых состоит буква, пишут эти элементы, проговаривают последовательность написания буквы, обводят по светлым линиям, пишут буквы. На строке пишут под свой счёт, учитель помогает считать.

Ученикам предлагается найти лучшую, в большей степени похожую на образец букву, обвести её овалом. Написав букву, ребёнок сравнивает написанную им букву с образцом, находит отклонения, устанавливает причины и пишет повторно. Зрительный контроль, развиваемый при работе по каллиграфии, помогает формированию навыка самоконтроля при обучении грамотному письму, особенно в условиях его ускорения. Нередко у детей возникает трудность в «переводе» звука, печатной буквы в письменную. Комбинированные уроки чтения и письма помогут избежать этого. При изучении новых букв ученики сравнивают печатные и письменные буквы, затем читают слоги. Причём слоги напечатаны на доске, рядом с каждым печатным слогом дан письменный образец.

С 1 класса осуществляется знакомство учащихся с разными вариантами соединений букв: верхнее, нижнее. Под руководством учителя дети учатся писать оба соединения, далее сами избирают наиболее удобный в каждом конкретном случае вариант соединений букв в слове.

Соблюдение учащимися одинаковой высоты букв на строке достигается при помощи списывания с готового образца в прописи. При списывании с образца проводится зрительный анализ образца и сравнение его с воспроизведённым. Также помогает копирование (обведение образца). Ученик упражняется в выполнении правильного движения: размер, направление, форма.

Учитель осуществляет постоянный контроль над действиями учащихся. Пока дети пишут, учитель проверяет, есть ли ошибки в соединениях, нарушения пропорций букв, наклона. Внимание таких детей обращается на образец. При оценке письменной работы принимаются во внимание чистота и опрятность работы; ровные, одинаковой высоты буквы; чётко воспроизведённая форма; правильный наклон основных штрихов;

равное расстояние между элементами букв, между буквами в слове.

Прежде чем начинать работу в прописи необходимо помнить о создании условий для свободного письма детей, для формирования письма как двигательного навыка. - Приведите в порядок рабочее место, уберите лишнее.

  • Покажите, как правильно нужно положить тетрадь.
  • Покажите, правильно ли взяли ручку. Проверьте.

Вспомните, как мы должны сесть при письме. Какой должна быть ваша осанка.

Требования при штриховке просты: не переходить границ предметов, сохранять расстояние между штрихами примерно одинаковым. Данные требования необходимо выполнять, потому что

  • интервал между линиями - будущее расстояние между буквами при письме;
  • контуры штрихуемых предметов - это будущие тетрадные линейки.

Цель таких занятий заключается в том, чтобы вырабатывать стереотипы движений руки сверху вниз, слева направо, развивая при этом глазомер.

Штриховка - одно из важнейших специальных упражнений. Штриховка укрепляет мелкую мускулатуру пальцев и кисти рук ребёнка, активизирует творческие способности, логическое мышление ребёнка, способствуют развитию и укреплению мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений. Штриховка выполняется в разных вариантах.

Важное условие работы: карандаш или ручку ученик должен держать как орудие письма. Штрихуя ребёнок не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя рука его проделывает те же движения, что и при письме букв. Поскольку это действие не затрудняет ученика, он может сосредоточить свои усилия на отработке гигиенических правил письма.

Этим же целям соответствует и раскрашивание рисунков, т.к. выполняется в виде штриховки наклонно, а не в виде набрасывания штрихов в разных направлениях. Штрихи должны послужить как бы скрытым упражнением к изображению элементов букв.

После рисунков появляются элементы, способствующие отработке нужного наклона, одинакового расстояния между буквами, одинаковой высоты букв.


Если это так, то вы натолкнулись просто на идеальную статью, чтобы сделать это.

Изучение каллиграфии - непростой процесс, но с правильными методическими материалами это может занять меньше времени, чем вы думаете.

Что такое каллиграфия?

Этот термин заимствован из древнегреческого языка и означает искусство красивого письма.

Предполагается, что вместо того, чтобы просто писать красивые буквы, каллиграфы должны следовать ряду правил и традиций, в том числе тех, которые регулируют расположение и размещения букв в тексте.

Как освоить каллиграфию? Что еще более важно, действительно ли имеет смысл это сделать?

Например, если вы дизайнер, современная каллиграфия станет отличным навыком для добавления в ваше резюме и самым быстрым способом привлечения клиентов элегантными логотипами, знаками, карточками, приглашениями и т. д.

Наша статья о каллиграфии для начинающих поможет вам ознакомиться со всеми этими вещами и поможет вам в изучении каллиграфии, и даст вашей работе узнаваемый и индивидуальный стиль.

Вот наше компактное руководство по каллиграфии:

Изучение каллиграфии - с чего начать

Как научиться каллиграфии? Первый шаг на этом пути - взять правильное оборудование, в том числе лучшие каллиграфические ручки. Каллиграфия при помощи остроконечного пера потребует, чтобы вы научились пользоваться перьевой ручкой. В том числе такой, которая сделана из металлического наконечника - пера, и прикреплена специальным держателем.
Все подобные руководства по основам каллиграфии рекомендуют эти ручки, поскольку они не содержат чернил внутри и не могут нанести никакого ущерба - вместо этого вы окунаете их в специальный контейнер во время письма и извлекаете выгоду из их гибкости, чтобы экспериментировать с разными вариантами линий. Таким образом, ваше перо никогда не будет подвергаться коррозии и не засорится, несмотря на огромное количество различных чернил, которые вы должны использовать для завершения своего проекта.

Как использовать ручки для каллиграфии? Вот инструменты, которые вам понадобятся:

  • Перья
  • Держатели для перьев
  • Бумага, подходящая для перьевых ручек
  • Чернила

Перо

Новичкам, которые учатся как использовать каллиграфическую ручку, мы рекомендуем перо Nikko G-Nib. Оно относительно жесткое и рисует красивые линии с желаемым уровнем гибкости.

Держатель для пера

Существует два вида держателей для пера: прямой и косой (наклонный). Первый вид лучше подходит для вертикальных стилей каллиграфии, в то время, как наклонные держатели облегчают сочетание нескольких разных стилей.

Высококачественной и приемлемой по цене альтернативой является наклонный держатель для пера Speedball Oblique Pen Nib Holder, а также Tachikawa Comic Pen Nib Holder for Various Pen Nib - Model 25 (отличный выбор для вертикальных стилей, так как он держит крепче, чем другие аналогичные держатели).

Есть дизайнеры, которые используют один и тот же держатель для всех каллиграфических ручек, но мы советуем начинающим попробовать несколько разных вариантов прежде, чем выбрать один держатель.

Бумага

Шероховатость обычной бумаги не позволит вам использовать ее для каллиграфии. Среди других проблем вы столкнетесь с ситуациями, когда ваше перо цепляется за бумагу и оставляет раздражающие чернильные кляксы.

Кроме того, обычная печатная бумага имеет больше волокон и, следовательно, поглощает чернила и позволяет им распространяться внутри листа, что, вероятно, будет препятствием для гладких и чистых линий, к которым стремятся каллиграфы.

Чтобы сделать каллиграфию более эффективной и приятной, покупайте бумагу, которая подходит для перьев и перьевых ручек. Например, популярный бренд Rhodia, бумага которого очень гладкая и устойчивая к чернилам. Доступно несколько типов бумаги: чистые листы, в линию или с точечными сетками.

Чернила

Существует несколько типов чернил, подходящих для перьевых ручек, но новички всегда должны выбирать качественные черные образцы. Наш выбор - Speedball Super Black India, так как эти чернила очень темные, водостойкие, и в дополнение к этому по разумной цене.

Как и любым творческим процессом, каллиграфией лучше всего заниматься в приятной рабочей среде.

Удобный и хорошо организованный стол, где вы можете разместить все свои принадлежности и чувствовать себя позитивно и расслабленно - лучшее место для отработки ваших навыков по каллиграфии.

Выбор лучшего места для работы

Чтобы извлечь максимум из практики по каллиграфии, выберите удобное и расслабляющее место, где вы можете удобно поставить ноги. Хорошо организуйте принадлежности и держите место не загромождённым, чтобы обеспечить достаточно пространства для движения руками.

Писчая бумага должна быть помещена на специальную письменную доску или по крайней мере на 5-6 листов. Таким образом, у вас будет мягкая поверхность, которая позволит вам писать более естественно, чем на столе, и поверхность не позволит вашей бумаге ерзать.

Подготовка инструментов

Убедитесь, что рядом есть не пушистое полотенце и чашка воды, чтобы вы могли чистить перо. Бумажные полотенца также прекрасно подойдут, но имейте в виду, что их волокна могут зацепиться за наконечник и стать причиной раздражающих клякс.

Ваши чернила должны быть помещены в бутылочку с широким горлышком или в банку, чтобы вы не касались ее сторон пером. И поставьте бутылочку туда, где вы не сможете ее легко опрокинуть. В основном, ваши рабочие инструменты должны быть в пределах досягаемости, но все же на безопасном расстоянии. Например, мы помещаем их в рулон ленты или даже закрываем их, чтобы избежать риска.

Как упоминалось ранее, вы должны поместить перо внутри держателя. Самый простой способ сделать это - взять перо где-то рядом с его основанием, а затем вставить перо внутрь держателя, используя его внешнее кольцо.

Удостоверьтесь, что вы не держите перо за наконечник, так как это может погнуть его и деформировать. Чтобы сделать все правильно, найдите руководство на YouTube и следуйте инструкциям.

Основные штрихи каллиграфии

Структурные элементы каллиграфии - это толстые нисходящие штрихи и тонкие штрихи вверх. Тонкие восходящие штрихи легко нарисовать, поскольку вы без усилий держите перо и двигаете его вверх.

Толстые штрихи, с другой стороны, требуют большего нажима, когда перо перемещается вниз. Разумеется, вы должны балансировать и комбинировать оба движения для получения наилучшего изменения линии.

Перед тем, как начать, окуните перо глубоко внутрь емкости с чернилами, убедившись, что отверстие для дыхания на спинке пера полностью закрыто. Протрите лишние чернила сбоку, и вы можете начать писать.

Вот правила, которых вам следует придерживаться:

Сперва идут нисходящие штрихи. Не давите слишком сильно - это поможет наблюдать изменение толщины линии. Таким образом, вы также защитите свое перо.

Поэкспериментируйте с разными петлями и комбинируйте более тонкие восходящие и толстые нисходящие штрихи. Петли из непрерывных линий помогут вам соединить их и придумать идеальную комбинацию.

Продолжайте с толстыми нисходящими штрихами и медленно отпустите перо, двигаясь к низу.

Измените порядок. Нарисуйте нисходящие штрихи так, чтобы казалось, что они льются вниз.

Продолжайте с овалами. Прикладывайте сильное давление на левую сторону и более легкий нажим с правой стороны.

Часто бывает, что новое перо рисует две параллельные линии вместо одной, или «железные дороги», как их называют опытные каллиграфы. Причина в том, что вы либо слишком сильно давили на перо, либо осталось мало чернил.

Оборудование и советы по штрихам для профессионалов

Для тех из вас, кто уверен, что вы начинаете писать профессионально, мы подготовили немного украшений, которые можно добавить к вашим красивым надписям.

Изменяемые буквы

Легкий способ придать вашему письму опытный вид - изменить наклон. Вы можете легко изменить ширину штрихов и длину их соединений. Начните с изменения расстояния между буквами и придайте базовой линии наклонный, ступенчатый или изогнутый вид.

Подобные изменения помогут изменить ощущение, которое производит ваше письмо, а также сообщение, которое оно передает. Это формальный, динамичный или эксцентричный стиль? Подумайте об этом!

Вы также можете изменить способ формирования букв, сделать их немного тоньше, круглее или даже по-другому соединять их. Сделайте это несколько раз, и вы наверняка придумаете совершенно новый дизайн.

Завитушки и украшение

Вы изучаете каллиграфию, поэтому вам нужно сделать некоторые закорючки. Закорючки могут быть добавлены в ваш текст, как завитки и петли, чтобы он стал более красивым и бросающимся в глаза. Например, вы можете пересечь тяжелые линии более легкими, чтобы показать, что вы заботитесь о визуальном балансе текста.

Другой вариант - украсить каллиграфию специальными рисунками, согласованными с вашими словами, или использовать баннеры, чтобы выделить важные строки. Чем сложнее ваш дизайн, тем умнее будет начать рисовать карандашом и тестировать его.

Традиционная каллиграфия

Spencerian и Copperplate - прекрасные примеры традиционных каллиграфических рукописных шрифтов. Сейчас не так много вариантов шрифтов на их основе, но их классическая элегантность неоспорима. Специальные проекты могут потребовать от вас знакомства с ними, а также это полезно в качестве тренировки.

Идеальные перья

Ваше идеальное перо должно быть острым, гибким и легко реагирующим. Таким образом, вы сможете рисовать более тонкие линии и обогащать их эффектной и изящной отделкой. Для требующих деликатности проектов мы рекомендуем, в частности, три отличных пера:

  • Speedball No. 101
  • Brause 361 Steno Blue Pumpkin
  • Brause 66 Extra Fine Arrow

Ни одно из этих перьев не будет просто в использовании, но все усилия стоят того.

Полезные хитрости

Вы только начали монетизировать свои навыки каллиграфии, но что-то по-прежнему выглядит совершенно неправильно. Возможно, у вас проблемы с использованием пера, и в этом случае вы можете найти следующие советы полезными:

Если у вас проблемы со штрихами:

  • Вместо того, чтобы делать как все, попробуйте искусственную каллиграфию и посмотрите, как штрихи выглядят и рисуются. Пишите аккуратно и заполняйте пробелы. Таким образом, вы будете имитировать идеальные линии и посмотрите, что вы на самом деле должны делать.
  • Практика на листах для печати, пока вы не научитесь делать буквы идеальной формы. Нетрудно найти образцы основных штрихов и прописных букв в Интернете.
  • Начните с более легких карандашных рисунков и медленно калькируйте их с помощью пера. Как только чернила высохнут, сотрите все следы карандаша.
  • С большими буквами легче увидеть критические ошибки.

Если у ваших букв небрежный наклон:

  • Во время занятий используйте рекомендации по наклону. Нарисуйте один свой собственный, используя транспортир, или даже примените обычную бумагу. Подложите страницу с образцом под лист - это облегчит процесс.
  • Чтобы создать правильный наклон, поверните бумагу. Вы сразу увидите, какая позиция лучшая для вас.
  • Чтобы обойтись без поворота бумаги, замените текущий держатель для пера на наклонный.

Если у вас нетвердая рука или она устала:

  • Используйте тренировочные штрихи для разминки
  • Держите перо свободно и встряхните руку
  • Во время письма двигайте всей рукой, а не только запястьем.
  • Потратьте больше времени на тренировки. Сделайте больше упражнений, даже когда вы просто используете свой телефон. Это поможет сделать движения руки плавными и естественными.

Если чернила просто не остается на пере

  • Некоторые из новых перьев имеют очень тонкий масляный слой, который может не совпадать с вашими чернилами. Чтобы предотвратить серьезную проблему, протрите его спиртом (или мягкой зубной щеткой и пастой) или просто пропустите его через пламя.
  • Проблема также может заключаться в том, что на пере имеются засохшие чернила, которые прерывают их поток. В таком случае возьмите очиститель пера и вычистите его.
  • Имейте в виду, что регулярно используемое перо требует периодической очистки и обслуживания. Чтобы правильно его почистить, выньте его из держателя, аккуратно почистите его щеткой и дайте ему высохнуть, прежде чем снова использовать его.

Если ваша работа может требовать некоторое обновление:

  • Меняйте перья и попробуйте несколько новых.
  • Смените чернила. Вы сможете найти много типов чернил, пригодных для каллиграфии, но перьевые ручки обычно могут переносить любую жидкость, способную оставлять следы при нанесении на бумагу. Некоторые дизайнеры даже предпочитают использовать нетрадиционные методы и делают свои рисунки при помощи акварели, кофе или ягодного сока.

Выберите стиль

В отличие от каллиграфов прошлого, дизайнеры сегодня могут выбирать любой стиль, который им нравится, или даже профессионально освоить несколько стилей, чтобы выполнять различные проекты. Как обсуждалось ранее, знание нескольких стилей каллиграфии полезно для демонстрации индивидуальности писателя, передачи важного сообщения или просто дополнения формального случая. Вот некоторые популярные идеи, которые могут вас вдохновить:

Объединение стилей

Если тон классический и винтажный, это не означает, что шрифт не будет выглядеть современно. Объединение таких стилей будет впечатлять всех, кто увидит вашу работу, начиная от ваших друзей и до королевы Англии!

Элегантная каллиграфия

Написание текста может быть интересным и сложным одновременно, и элегантная каллиграфия тому доказательство. Смешивание классического написания букв с энергичными завитушками - лучший выбор, который вы должны использовать в дизайне приглашения на свадьбу и в других особых случаях.

Романтичная и художественная

Случалось ли с вами, что конкретный тонкий шрифт напоминает вам о романтике?

У этих кружевных надписей есть красивые завитки с крутым уклоном, которые подходят для изысканных заглавных букв и приглашений, которые привлекут внимание ваших гостей.

Эксцентричная

Причудливые надписи кажутся легкими и расслабленными, и обычно вдохновляют нас думать о сказках и бегстве от реальности. Это из-за их плавной базовой линии и динамических углов, которыми этот стиль шрифта определяет наше настроение, как хорошо написанное стихотворение заставляет нас мечтать о приключениях.

Веселый шрифт

Независимо от возраста, вас всегда привлекают красивые приглашения - трюк, который дизайнеры часто используют. Идеальный шрифт для таких приглашений - это веселый, выполненный с игривыми базовыми линиями и закругленными буквами, чтобы задать хороший тон времени.

Важные факты о каллиграфии

  • Каллиграфию не осваивают за одну ночь. Вы должны практиковаться, как можно чаще и чаще.
  • Понадобится не больше двух часов и нескольких попыток, чтобы понять, действительно ли вы можете заниматься каллиграфией.
  • Если вы не сосредоточены на 100%, это не сработает. И это конец истории.
  • Каллиграфия - это не только то, как вы пишете, но и то, что вы написали. Вот почему вы всегда должны писать «настоящие» слова и передавать содержательное сообщение.
  • Вы должны учиться непрерывно. Делая это, вы обнаружите огромный мир, который увлечет вас и заставит вас искать больше. Этот занимательный процесс просто не имеет себе равных.
  • Разница в качестве, поэтому убедитесь, что вы покупаете высококачественные материалы и принадлежности.
  • Каллиграфы - это, как правило, дружелюбные люди и потрясающие собеседники. Таким образом, они являются вашим лучшим источником информации и вдохновения, и вы должны немедленно начать поиски наставника.

Лучшие пять вариантов каллиграфии

Далее мы изложим самые важные основные принципы каллиграфии, распределенные на пять разных подходов, наборов линий и буквенных форм. Этот раздел также поможет узнать о различных инструментах и методах, которые могут быть использованы для ваших проектов, и мы рекомендуем вам попробовать их все.

Сдвоенные карандаши

Сдвоенные карандаши просты и очень полезны для тех, кто рисует каллиграфические буквы. Они также могут применяться для создания больших и привлекательных надписей для плакатов, баннеров и подобных рекламных материалов.

Вам нужна пара хорошо заточенных карандашей и две резиновые ленты. Сначала поскоблите часть боковой поверхности карандашей, чтобы они плотно прилегали друг к другу.

Оставьте их вместе в вертикальном, направленном вниз положении и убедитесь, что их кончики находятся на одинаковом уровне при касании бумаги. Для этой цели вы можете закрепить их скотчем или резиновыми лентами на обоих концах.

Затем возьмите сдвоенный карандаш и удерживайте его в обычном положении для рисования. В идеале он должен быть направлен под углом около 45 градусов.

В то время, как оба карандаша помещаются на бумагу, слегка нажмите на них и ведите их вперед и влево. Расстояние между их точками - это то, что формирует, так называемое, «невидимое перо».

Когда вы двигаете рукой, вы будете рисовать двойную линию, и, если вы решите сделать круги, указав их в одном направлении, ваш двойной карандаш создаст уникальные тонкие и толстые ленты с непревзойденной точностью.

Если вы не чувствуете себя уверенно с углами наклона пера, тщательно продумайте обо всех движениях и направлениях.

Для этого процесса потребуются три разных навыка: работа с углом наклона пера; направление движения руки; и правильный нажим на бумагу.

Маркеры

Эти ручки более чем удобны, очень яркие и, что самое главное, намного дешевле всех подобных инструментов.

Конечно, есть и минусы, и чернила этих ручек имеют тенденцию исчезать со временем, или, может быть, выглядят слишком тяжелыми и могут быть легко повреждены под малейшим давлением. Вот почему эти ручки являются отличным инструментом для тренировки, но не лучшая альтернатива при выполнении важных проектов.

Чтобы выбрать маркер под себя, возьмите ручку и лист бумаги. Для начала возьмите два маркера: 3-5 мм и 1.5-2 мм. Начните с более широкого

Вам также не придется беспокоиться о бумаге: маркеры хорошо пишут на бумаге для принтеров, пергаменте (не лучший вариант для начинающих) или подобных материалах.

Нажим должен быть легким и ровным, так как многие каллиграфы, проходящие обучение, совершают ошибку, слишком сильно нажимая. Это не улучшит работу с маркером, но только испортит его. С другой стороны, сохранение контакта с бумагой принесет гораздо лучшие результаты.

Касайтесь бумаги только одним углом наконечника, а затем попробуйте другой, чтобы увидеть, как будет выглядеть ваше письмо.

Положите наконечник всей шириной на страницу, а затем медленно качайте его: чувствуете, что один из углов не касается бумаги, а другой все еще остается на ней? Это почти как волшебство!

На этот раз поместите всю ширину наконечника на страницу, убедившись, что оба угла касаются ее соответствующим образом. Помните, что это идеальный контакт для письма, и, если давить сильнее, то любой угол наконечника оторвется от бумаги.

Угол наклона пера и нажим - две разные точки, и перо должно указывать влево и вперед примерно на 5 градусов. Делая это, руку следует переместить, чтобы нарисовать слабые и красивые ленты.

Для более четких линий подумайте о том, чтобы купить более качественный маркер, но вы должны подумать об этом только после того, как почувствуете уверенность в практической каллиграфии профессионально.

Лучший набор по лучшей цене, который мы рекомендуем - это Sharpie Calligraphic , который содержит 12 перьев разных цветов и размеров; и Staedtler Duo - комплект из 2-х вполне качественных маркеров. Превосходный набор, который не размазывается и не подтекает, называется Calligraphy Pen Set и поставляется с четырьмя светостойкими чернилами в основных цветах.

Как уже обсуждалось ранее, нет смысла покупать специальную бумагу для каллиграфии пока вы учитесь, поскольку бумага для принтера дешевле и подходит для наших целей.

Тем не менее, если вас раздражают постоянные чернильные пятна, вы можете рассмотреть вариант покупки блокнотов для офиса фирмы Ampad или плотной бумаги для рисования, например, используемой в Великобритании, но имейте в виду, что это будет стоить немного дороже.

Каллиграфия при помощи заправляемых ручек и ручек с картриджами

Вам понадобится: ручка, отдельная подача чернил (бутылка для заправки или входящий в комплект картридж).

Заправляемые перьевые ручки и перьевые ручки с картриджами работают следующим образом: в каждом ручке есть большой резервуар, заполненный более жидкими чернилами, и эти чернила будут течь через перегородки корпуса, контролируемые внутренним механизмом. Таким образом, чернила попадут прямо внутрь блока пера и легко будут нанесены на страницу.

С подобной ручкой вы также получите несколько перьев разных размеров и широкий выбор картриджей для использования с основным корпусом ручки.

Самое большое преимущество использования заправляемых ручек и ручек с картриджами заключается в том, что ими легко работать на горизонтальных поверхностях, благодаря их усовершенствованному механизму механического управления потоком чернил.

В отличие от перьевых ручек, которые нужно макать в чернила, с этими ручками чернила на закончатся посредине слова и, это безусловно, гораздо более безопасный вариант для неуклюжих новичков.

Картриджные чернила более жидкие, чтобы не высыхать и не забивать внутренности вашей ручки. Это также придает им прелестный тонкий вид при нанесении на бумагу.

Само перо также довольно жесткое, учитывая, что его механизмы должны вкручиваться внутрь корпуса. Это означает, что картриджные чернила в сочетании с гибким и отзывчивым пером, действительно могут преобразить весь ваш каллиграфический опыт.

Точно так же, как перьевые ручки, ручки с картриджной системой заправки эффектно протекают.

Это не меняет того факта, что чернила, оставшиеся внутри ручки с течением времени, могут высыхать и забиваться, что накладывает необходимость поддерживать их должным образом. Вам нужно будет тщательно вымыть перо, но вы никогда не сможете удалить все чернила, застрявшие в их резервуаре.

Заправляемые ручки и ручки с картриджами считаются специалистами по каллиграфии наиболее удобными, а также характерны для многих популярных веб-сайтов. По этой причине, новичкам настоятельно рекомендуется их использовать.

Перьевые ручки и гусиные перья

Существует много разных типов ручек, но есть несколько основных принципов, которые применимы ко всем перьевым ручкам. Например, все перьевые ручки состоят из следующих элементов:

  1. Держатели для пера - Держатель - это область, которую писатель будет сжимать во время работы, и поэтому он должен быть удобным и мягким для руки. Чаще всего у держателей есть внутренние металлические приспособлениями на обоих концах пера, так что вы можете безопасно их перемещать.
  2. Перья - это металлические концы ручки, которые имеют две отдельные части и удлиненный «язык», который удерживает их вместе. Их наконечник имеет квадратный разрез, чтобы полностью контактировать с бумагой, и обычно достаточно гибкий, чтобы чернила могли беспрепятственно и равномерно распределяться по поверхности.
  3. Резервуары иногда находятся внутри структуры вашего пера и выглядят, как маленькие наклонённые чаши на стороне, используемой для подачи чернил в щель. Некоторые из них выглядят в виде отдельных металлических чашек, которые вы должны скрепить на пере, прежде чем сможете их использовать, включая те, что расположены сверху и снизу пера. Основная функция резервуаров состоит в том, чтобы собрать немного чернил и поддерживать их в верхней части щели, чтобы вы могли написать хотя бы несколько слов, прежде чем снова пополнять их чернилами.

Резервуары не всегда будут находиться внутри пера, что позволяет покупать каждый из трех элементов отдельно, а именно смешивать и сопоставлять их между собой. Варианты бесконечны и не могут быть объединены в одном руководстве, но опыт популярных каллиграфов может помочь вам принять правильное решение.

Как новичок вы также можете захотеть сэкономить время и силы, и, следовательно, подумайте о покупке предварительно собранного набора для каллиграфии. В большинстве случаев вам дадут 4-6 разных перьев с держателями и резервуарами, и они будут стоить меньше, чем если бы вы покупали их отдельно. Мы еще раз рекомендуем комплект для каллиграфического письма от Speedball, где вы найдете держатель и даже 6 разных перьев.

Чернила могут не входить в ваш комплект, поэтому начните поиск подходящих чернил.

Лучшие типы чернил для перьевых ручек

Наилучшие результаты достигаются с помощью матовых и густых чернил, таких как чернила Chinese, India или даже краски гуашь, которые вы предварительно разбавили, чтобы добиться нужной консистенции.

Для слабых штрихов вы можете рассмотреть водянистые чернила, типичные для перьевых авторучек.

Вместо этого вы можете взять кисть среднего размера, подходящую для акварелей, а затем пополнить резервуар в верхней части прорези пера.

Каллиграфия на наклонных поверхностях

С перьевой ручкой вам будет легче писать на наклонных поверхностях, чем на обычном письменном столе. В том числе на мольбертах и доске, расположенной у вас на коленях и поддерживаемые краями стола. Каллиграфия требует немало времени, поэтому убедитесь, что вам удобно.

  • Прежде всего, выберите устойчивую поверхность для письма, которая не будет скользить.
  • Отрегулируйте положение сидения и убедитесь, что вам комфортно и вы сидите не в напряжении.
  • Если возможно, зафиксируйте поверхность бумаги на наклонной поверхности (вы можете использовать офисный пластилин (Blu Tack) и изоленту).

Если вы используете гусиное перо или перьевую ручку:

  • Держите чернила / краску открытой и поставьте ее рядом с рукой, который вы не пишите.
  • Выберите хорошее «место для стоянки», чтобы безопасно макать ручку, и избежать разбрызгивания чернил на другие поверхности. Вы можете взять небольшое блюдце, в котором будут размещаться ваши инструменты, в то время, как у вас будет перерыв или, если вы прерветесь на телефонный разговор.

Обратите внимание: Заправка ручки маканием в открытую бутылку с чернилами приведет к тому, что чернила попадут на держатель и, в конечном итоге, ваши пальцы испачкаются во время работы.

Как заправлять перо:

  • Возьмите ручку в руку и держите ее в горизонтальном положении
  • Опустите заправочную пипетку или кисточку таким образом, чтобы вы могли взять только несколько капель.
  • Сохраняйте горизонтальное положение пера при наборе чернил в резервуар.
  • Поставьте на место блюдце и положите пипетку/кисточку на блюдце и оставьте ручку в горизонтальном положении. В противном случае вам, возможно, придется счищать чернильные пятна со своих колен.
  • Возьмите лист макулатуры и проверьте, как стекают чернила на каждой стороне наклонной доски. Только после этого вы сможете выполнять основные задачи.

Выбор чернил, перьев и поверхности для письма определит, как часто вам придется пополнять резервуар. В лучшем случае вы сделаете это после нескольких слов, а не нескольких букв, но это также может зависеть от скорости, с которой вы работаете.

Эти же правила применяются, когда вы используете гусиное перо. В отличие от стальных перьев, гусиное перо более гибкое и быстрее изнашивается, особенно когда вы используете его на дешевой и жесткой бумаге.

Непрофессионал может порвать бумагу гусиным пером и перьевой ручкой.

Если вы не уверены, что знаете, что делаете, мы рекомендуем вам поискать похожие методы каллиграфии, которые требуют меньше усилий для изучения.

Каллиграфия при помощи губок и плоских кистей

Здесь идет самый «грязный» (прим. - потому что вы скорее всего запачкаете руки) подход к каллиграфии, который мы подготовили в этом руководстве:

Чем тоньше стороны кисти, тем лучших результатов вы достигнете. Рекомендуемая ширина от 6 до 20 мм, предпочтительно с более жесткой текстурой (например, соболь и нейлон вместо щетины). Плоские кисточки бывают длинными и короткими, последние считаются лучшим вариантом, который сохраняет контроль над линией за счет того, что они короткие и жесткие.

Вы можете взять обычную чистящую губку и разрезать ее на кубики, а затем превратить в самый удивительный инструмент каллиграфии. При использовании не забывайте защищать свои руки от чернил резиновыми перчатками.

Существует несколько важных различий между написанием каллиграфии с помощью пера и плоской кисти.

Кисть, например, очень гибкая и мягкая, и будет реагировать на более сильный нажим, создавая более толстые линии, и это не то, что на самом деле делают традиционные перья. Еще одна особенность кистей заключается в том, что у них, как правило, чернила заканчиваются довольно быстро, и, случается, они создают современную текстуру и уникальный, грубый вид.

Лучший способ использования кистей - наклонная поверхность (приблизительно 30 градусов). Однако, горизонтальные поверхности также хорошо подойдут.

Тем не менее, вы должны контролировать давление, которое вы применяете, так как любое изменение может повлиять на четкость ваших линий и стать причиной того, что краска потечет по странице вниз. Но, разумеется, вы, можете сделать это преднамеренно (выглядит абсолютно восхитительно!).

Другим интересным эффектом губок является то, что при работе с чернилами они создают пятнистые (неоднородные) эффекты, похожие на линии, нарисованные кистью, и создают интересные контрасты и затухающие линии, которые выглядят очень привлекательно.

В идеале вы должны использовать вязкие и матовые чернила, например, India, очень водянистую плакатную краску или разбавленные краски гуашь для ваших губок и кистей. Жидкие и водянистые чернила недолго останутся на губке, и, таким образом, ваши буквы будут выглядеть небрежными и неровными.

Самое большое преимущество использования губок и больших кистей заключается в том, что они оставляют достаточно пространства и влажных чернил на линии буквы, чтобы вы могли добавлять дополнительные цвета, смешивать их интересным образом или просто дать им стекать.

При смешивании нескольких цветов в одной букве возьмите небольшой объем - любой яркий цвет (белый тоже прекрасно подойдет) и нарисуйте основу формы буквы. Затем поместите ее на горизонтальную поверхность и налейте несколько капель более темных и контрастных цветов. Не перемещайте ее, пока она не высохнет полностью, если только вы изначально не намеревались смешать краски и добиться уникального цвета.

Освоение искусственной каллиграфии

Искусственная каллиграфия - это, по сути, современная каллиграфия, созданная с помощью стандартной ручки (гелевой, шариковой и т. д.). Для многих дизайнеров стандартные ручки помогают полностью познакомиться с каллиграфией, и для этого есть две важные причины:

Все дело в том, что стандартные ручки не пугают новичка и часто более гибки, и более доступны, чем перьевые. В конце концов, это инструменты, которые вы использовали с тех пор, как себя помните, и у вас уже есть достаточная мышечная память для работы и создания красивой каллиграфии.

Однако, искусственная каллиграфия не только для новичков. Независимо от вашего профессионального уровня, вы можете найти его применение полезным для ваших важных проектов.

Сборка собственного набора перьевых ручек для каллиграфии

Вот, что вам понадобиться:

  • Пара перьев от Nikko G - В начале этого поста у вас была возможность узнать больше о качестве этих перьев, которые часто называют лучшим вариантом для начинающих.
  • Прямая ручка. Хороший выбор - перо от Manuscript pen, так как оно имеет универсальную вставку пера. Мы также рекомендуем пробковые держатели фирмы General из-за их гибкости и простоты использования.
  • 32# Laser jet paper - Или просто возьмите бумагу для принтера. Это экономичное решение, которое тем не менее предотвращает растекание чернил.
  • Бутылочки с завинчивающимся колпачком и чернила Sumi (чернила India также хорошо подойдут). Обе марки чернил матовые и обеспечат нужную вязкость.
  • Вода - Чтобы время от времени чистить перо, вам понадобится чашка воды.
  • Не волокнистые полотенца и ткани. Вы также можете использовать бумажные полотенца, но вы должны быть осторожны, не допуская, чтобы перо цеплялось за их волокна

Вместо того, чтобы покупать дорогие, переоцененные каллиграфические комплекты для новичков, мы рекомендуем вам собрать свой собственный и выбрать только те инструменты, которые удобны для начинающих, доступны по цене и, действительно, полезны для вас.

Чистка перьев

При покупке все перья идут в фабричном масле, так как это масло помогает им сохранять товарный вид и не дает им испортиться. В то же время почти невозможно, чтобы на пере были одновременно масло и чернила, поэтому тщательно очистите перо до того, как вы начнете его использовать.

После того, как вы закончите, вы увидите, как чернила стекают по перу плавно и не оставляют клякс на бумаге, как это было бы с маслом на нем.

Сборка перьевой ручки

Большинство новичков выбирают пластиковые ручки Speedball из-за их перьев Nikko G, но нет ничего плохого в использовании универсальных держателей для пера.

Эти держатели имеют обод и 5 металлических лепестков, что позволяет использовать много перьев разных размеров и типов.

Как держать ручку

Удержание перьевой ручки ничем не отличается от держания стандартной ручки. Это означает, что вы все еще должны использовать большой палец и указательный палец, сжимая ими держатель и поместить средний палец за ручку для дополнительной поддержки. Во время рисования используйте безымянный палец и мизинец, чтобы провести слабые линии.

Макание ручки в чернильницу

Не имеет значения, какое перо вы используете - качество письма по-прежнему будет зависеть от того, насколько глубоко вы окунули его.

С технической точки зрения, это означает, что вы погружаете перо чуть выше вентиляционного отверстия (центрального), чтобы не накладывать слишком много чернил на перо и не давать им стекать, пока вы пишете.

Вы также должны сильно встряхнуть перо над чашкой с водой, чтобы убедиться, что все лишние чернила упали.

Вы готовы к работе!

Основное различие между обычными шариковыми ручками и перьевыми ручками - это угол наклона: современные каллиграфы должны следить, чтобы сохранять угол наклона пера по отношению к бумаге.

Вы никогда не должны держать перо вертикально, но пишите под углом 45 градусов между ручкой и бумагой.

Не следует также держать ее слишком вертикально, так как перо может зацепиться за волокна бумаги и повлиять на то, как текут чернила.

Каллиграфия шариковой ручкой не считается искусством, но освоение ее основ позволяет выработать красивый, аккуратный почерк. Научиться писать каллиграфическим почерком можно самостоятельно. Для этого достаточно регулярно выполнять необходимые упражнения и соблюдать определенные правила.

Искусство каллиграфии

Опытные каллиграфы не признают шариковую ручку пригодной для этого вида искусства. Тем не менее каллиграфия шариковой ручкой в последнее время довольно широко используется. В такой технике часто создаются пригласительные билеты, открытки, оформляются блокноты или фотоальбомы. Подобные занятия также помогут научиться писать красивым, каллиграфическим почерком.

Бывает, человеку не нравится то, как он пишет или же родители недовольны почерком своего ребенка. Это легко исправить самостоятельно. Больших временных затрат процесс не потребует, а результат будет заметен спустя буквально несколько дней тренировок.

Такая «поддельная каллиграфия» позволяет исправить недостатки почерка в любом возрасте, а кроме того, дает возможность освоить базовые навыки для дальнейших занятий этим древним искусством.

Как научиться писать красиво?

Чтобы изменить свой почерк, нужно запастись терпением и усидчивостью. Речь идет не о том, что на это потребуется много времени, а о том, что сами упражнения требуют кропотливой, монотонной работы, неспешности, на которую способны не все. Прежде всего, нужно определить, насколько свободны движения руки при письме. Для этого надо посмотреть на следующие особенности:

  • наличие украшений букв (всевозможных завитушек, подчеркиваний и тому подобное);
  • интервалы между буквами и строками;
  • грифельные штрихи.

Если рука во время писания слишком напряжена, буквы будут получаться разного размера, угловатые, расстояние между ними тоже будет неравномерным, да и рука устанет достаточно быстро. Чтобы рукописный текст выглядел красиво и изящно, буквы должны быть ровными, округлыми, плавными, интервалы – одинаковыми. Для этого нужно стараться работать не только кистью и пальцами, но и всей рукой, включая плечо.

Гимнастика для рук – первый и очень важный этап. Памятное с детства «мы писали, мы писали, наши пальчики устали» позволит размять пальцы. Не стоит забывать и обо всей кисти руки целиком, запястье, плече.

После того как руки «приведены в боевую готовность», можно приступать непосредственно к упражнениям.

  • Для начинающих хорошо подойдут обычные школьные прописи. Представленные там буквы надо не просто механически копировать. Их разбивают на отдельные составляющие с тем, чтобы проще было понять, какие из элементов вызывают наибольшие трудности для написания, и уделить им особое внимание.
  • Выписывать буквы нужно плавно, не торопясь, добиваясь наиболее точного воспроизведения. Не переходя к словам, а тем более – целым предложениям, нужно сначала научиться красиво писать алфавит, уделить внимание заглавным буквам.
  • Как только воспроизведение букв на маленькой скорости начнет получаться, нужно увеличить темп письма – это позволит добиться автоматизма в движениях. Человек, занимающийся письмом, не задумывается над тем, как он пишет и какие действия производит. Для того чтобы новый почерк «прижился», приобретенные навыки должны быть отточены до такого же уровня.
  • Выполняя упражнения, нужно следить за размером букв (он должен быть одинаковым), их наклоном, окончаниями слов (которые так и норовят «съехать» вверх или вниз), расстоянием между словами, а также за знаками препинания. Их тоже необходимо будет научиться выводить по-новому.
  • Во время тренировок можно пользоваться обычной шариковой ручкой, гелевой или перьевой, можно взять простой карандаш – кому что больше по душе. Инструменты выбираются самостоятельно исходя из личных предпочтений.

Основные правила

Чтобы сделать свой почерк красивым, нужно следовать определенным правилам:

  • правильная посадка: спина прямая, руки (за исключением локтей) лежат на столе, голова слегка наклонена вперед, так, чтобы между глазами и бумагой было не менее 30 см;
  • ручку следует держать тремя пальцами не ближе (и не дальше) чем за полтора сантиметра до стержня;
  • регулярные тренировки: 10-30 минут каждый день;
  • повторять упражнения медленно, без спешки.

Соблюдение этих несложных требований позволит выработать изящный каллиграфический почерк в любом возрасте.

Несмотря на тотальную компьютеризацию, спрос на каллиграфические, сделанные вручную надписи не уменьшается, а, наоборот, растет. Может быть, дело в том, что русский язык «живет» только в рукописных текстах, которые передают его душу? Возможно. Так или иначе, искусство каллиграфии не только не сдает своих позиций, но и завоевывает все новых фанатов, которые готовы учиться писать заново, только бы освоить эту древнюю технику.

Базовые упражнения по каллиграфии смотрите в следующем видео.

В ноябре в Томске впервые откроется выставка «Обнаженная каллиграфия». Её автор - профессиональный каллиграф и художник Александр Боярский - проведёт в нашем городе серию интенсивных мастер-классов для всех желающих.

С Александром мы поговорили, как каллиграфия может круто поменять жизнь, почему никогда не поздно этим заняться и где это может пригодиться.

- Александр, а с чего всё началось-то? Как вы открыли для себя каллиграфию?

Когда мне было 13 лет, мы с ребятами устроились на лето в местное ПТП работать слесарями. И буквально через неделю меня перевели в помощники художника - потому что я более-менее сносно рисовал. Тот художник и стал моим первым учителем по каллиграфии, а занимаюсь я ей, получается, уже всю жизнь. Раньше это было не очень популярное направление, а сейчас у нас, можно сказать, настоящий бум на каллиграфию. Сегодня её принимают как полноценное творческое направление, которое основывается не на рисунках, а на буквах, их объёмах и шрифтах.

- И с чем это связано, как думаете?

Связано это, я считаю, с тем, что компьютерная культура, всё это «пластиковое» искусство всем уже приелось. Люди соскучились по рукодельным вещам. Вот и уходят в такие «ручные» виды творчества - то художниками становятся, то пироги пекут.

- Где вообще сегодня можно встретить каллиграфию?

Каллиграфию условно можно разделить на коммерческую и некоммерческую. Первое направление - это роспись фасадов, стен; это интерьеры кафе и баров. Это свадебные приглашения, карточки для посадки гостей. Это леттеринг, который сейчас много где используется. Самый известный пример леттеринга - это всеми узнаваемая надпись бренда Coca Cola.

С коммерческой каллиграфией всё понятно. А некоммерческая тогда что? Когда художник сам для себя что-то пишет?

Художник никогда не делает что-либо для себя, его творчество всегда направлено на кого-то. Посредством краски и кистей он пытается донести что-то своё зрителю. Отнимите у меня каллиграфию - я, наверное, умру через день. Творчество - очень тонкое, фактически ювелирное понятие, это то, что идёт изнутри.

- Получается, вы сейчас только творчеством и занимаетесь?

Я двадцать лет работал дизайнером-полиграфистом, пять лет назад ушел из профессии и основал «Новосибирскую студию каллиграфии». И параллельно с этим работаю сейчас как самостоятельный художник, провел уже много персональных и коллективных выставок.

Кстати, о выставках. Одна из них, которая открывалась в новосибирском Академгородке, называлась «Каллиграфия - это просто!». Это действительно так? Можно ли овладеть каллиграфией, не имея художественного образования?

Однозначно можно! Это вам мои ученики подтвердят. Уже после нескольких мастер-классов они создают такие работы, которые не стыдно потом повесить на стену. Причём 90% из них - это люди сторонних профессий, не имеющие специального художественного образования. Это бухгалтеры, домохозяйки, даже машинисты электровозов. Я ради интереса стал спрашивать людей, которые приходят ко мне на первое занятие - зачем вам это? Так вот, эти самые 90% отвечают - для саморазвития. И только 10% - это профессиональные дизайнеры и те, которые на моих курсах хотят прокачать свои навыки.

- И как у тех 90% с саморазвитием после ваших мастер-классов? Получается?

Я вам больше скажу: каллиграфия настолько способна изменить сознание, что многие мои ученики очень круто поменяли свою жизнь. Есть, например, один парень, который раньше работал машинистом электровоза. Спустя какое-то время, походив на курсы, он оттуда уволился, стал дизайнером, переехал в другой город - и делает сейчас надписи для платных фотостоков. Еще одна девочка через три месяца стала свободным дизайнером, преподает сейчас в моей студии. Другой парень, выучившись, переехал в Москву и работает сейчас дизайнером на руководящей должности.

- То есть можно заниматься только каллиграфией и не думать о проблемах с заработком?

Так и есть. Я уже лет пять, как самостоятельно каллиграфией занимаюсь, и о деньгах вообще не думаю. Ребята мои, которые студию окончили, тоже не переживают об этом, судя по всему.

Перья плоские, кисти острые

- Давайте ещё про инструментарий подробно поговорим. Что нужно, чтобы заниматься каллиграфией?

Инструментов много: можно писать плоскими кистями, плоскими перьями, острыми перьями, острыми кистями, каллиграфическими рейсфедерами и много еще чем. Инструменты для каллиграфии я привожу и заказываю со всего мира и делаю сам. А вообще надо сказать, что инструменты в каллиграфии - это не только то, что у нас в руках, но и то, чем мы пишем: тушь, гуашь, акварель. И на чём пишем: на принтерной бумаге, с обратной стороны обоев, на крафте, на стене. В зависимости от инструментария мы видим от каллиграфии разные результаты. Хотя хороший каллиграф может и пальцем написать так, что в написанном им слове каждая буква будет звенеть.

- Это ещё как?

Сложно объяснить, пока сам не увидишь. Это что-то сложное, из разряда визуальной музыки. Мне говорят иногда - «Александр, у нас мурашки бегут по спине, когда вы пишете буквы».

А когда вы будете с мастер-классами в Томске, можно будет увидеть - или услышать? - эту самую визуальную музыку? Чего ждать тем, кто придёт к вам обучаться каллиграфии?

Я всех сразу предупреждаю: с этих мастер-классов вы никогда не уйдете такими, какими были раньше. Мне уже на втором занятии говорят - «Александр, вы нам мозг ломаете!». По-хорошему, имеют в виду. Каллиграфия действительно меняет сознание, знайте же.
А на томских маcтер-классах, кроме того, ожидается очень мощная программа - c пятью-шестью различными шрифтами, теоретической и практической частью, экспериментальной каллиграфией и леттерингом. Томску в этом плане повезло.

За всю жизнь? Да у меня что ни день - так целые пакеты макулатуры выношу! Что-то студентам своим дарю. Опять же, работы разные бывают. Есть просто эскизы, а есть серьёзные серии к литературным произведениям. Вроде этюдов на тему Кена Кизи, Джерома Сэлинджера, Хемингуэя. В планах - поработать над Джеком Лондоном и Борхесом. Это очень интересная работа.

- А ещё что вас вдохновляет на такие объёмы работы?

У меня есть такое понятие - «творческий поток». Если ты в него попал, то уже не выйдешь оттуда. Я работаю, можно сказать, по 24 часа в сутки - даже когда не за пюпитром. Постоянно что-то в голове обдумываю. Вот этот поток - он и есть вдохновение.

Александр Боярский - о своем выставочном проекте «Обнаженная каллиграфия»:

«Размышляю о вечном сиянии «Островным унциалом», увидев «Рустику», удивляюсь, словно впервые вижу, разглядываю, разглядываю и опять удивляюсь. Матерюсь «Бастардой», легкой как перистые облака. О любви пою «Итальянским курсивом». По-русски предпочитаю говорить «Полууставом», но если вина в бокале окажется слишком много, перехожу на «Скоропись» - дрожащую и тонкую, как прожилки на осенних листьях. Если молчу - то «Римским капитальным», смешивая его со «Спенсерианом», в разных пропорциях. Перехожу на то, чему учили в школе и что разобрать не сможет никто, даже я. А ведь кто-то предупреждал про наклон у курсива.
Увидев свое отражение, смотрю и задаю себе вопрос:
- Чем ты наполнен? Что у тебя внутри?
Отвечаю:
- Каллиграфия, - и сделав паузу, добавляю:
«Обнаженная каллиграфия».

Предварительное расписание мастер-классов и работы выставки Александра Боярского в Томске:

  • 5-21 ноября - выставка «Обнаженная каллиграфия» автор Александр Боярский.
  • 7-12 ноября - МК «Европейские шрифты» (дневная и вечерняя группы)
  • 14-17 ноября - МК «Леттеринг-интенсив» (дневная и вечерняя группы)
  • 19 ноября - МК «Каллиграфическая композиция» - только 1 группа (6 часов)
  • 20 ноября - МК «Современная экспериментальная каллиграфия» - только 1 группа (3 часа)

Каллиграф - художник, владеющий искусством красивого письма. Профессия подходит тем, кого интересует рисование (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Каллиграфия - искусство красивого письма, вид изобразительного искусства.

Если специалист не только владеет каллиграфическим почерком, но и искусством рисовальщика, иллюстратора, может сам разработать шрифт, его называют художником-каллиграфом, художником шрифта. Обычно каллиграфию как одно из оформительских средств используют художники-графики, оформители.

До распространения книгопечатания искусство каллиграфии имело особое значение и в европейской, и в восточной культуре. Переписчики книг стремились, чтобы буквы получались не только удобочитаемыми, но и красивыми. Разрабатывали и осваивали шрифты, выверенные до мелочей. Выразительность литер придавала текстам дополнительную эстетическую ценность. И даже компенсировало отсутствие иллюстраций.

Например, в исламских странах, где изображение человека было под запретом, на основе каллиграфии создавались богатейшие орнаментные композиции, включающие растительные, геометрические и даже изобразительные элементы.

Когда появились типографии, каллиграфия оставалась востребована при переписывании и оформлении документов, а также как декоративный приём.

Со временем документы стали печататься на печатной машинке, а потом и на компьютере. В обыденной жизни важна не красота почерка, а умение писать быстро и разборчиво. Каллиграфия утратила практическое значение и окончательно перешла в разряд декоративного искусства.

Каллиграфией по-прежнему владеют гравёры, художники-оформители, иллюстраторы и т.д.

В чистом виде каллиграфия применяется всё реже, её вытесняет оперативная компьютерная печать с возможностью выбрать любой понравившийся шрифт. Правда, разрабатывают эти шрифты, опять-таки, художники-каллиграфы.

Также каллиграфы оформляют списки, гостевые карточки для торжественных приёмов и пресс-конференций, оформляют приглашения, поздравительные адреса и пр.

Надпись, выполненная каллиграфом, всегда уникальна, т.к. существует в единственном экземпляре. Поэтому, получив по почте свадебное приглашение, искусно написанное от руки, вы сразу понимаете, что торжество планируется незабываемое.

Так что по-прежнему есть немало ценителей этого искусства.

При всей редкости профессии, многие люди, и не обязательно художники, стремятся овладеть каллиграфией. Почему? Видимо, потому, что каллиграфия - одна из форм медитации, самосозерцания.

Существуют различные техники каллиграфии, художественные стили и шрифты.

Например, китайская каллиграфия предполагает использование кисти. А в европейской каллиграфии чернила наносятся пером.

При написании букв важно всё: и наклон пера, и нажим, и правильное положение тела.

Начинающий каллиграф изучает эти тонкости, осваивает штрихи, элементы, простейшие буквы, законы пропорции шрифтов и страниц, затем переходит к изучению буквиц, монограмм, шрифтов различных стилей.

Рабочее место

Художники-каллиграфы могут работать в дизайн-студиях, работать самостоятельно, продавая свои работы, сотрудничать с издательствами, службами протокола государственных структур и т.д.

Важные качества

Профессия каллиграф предполагает художественный вкус, способность к рисованию, глазомер, развитую мелкую моторику, склонность к кропотливому труду, аккуратность.

Знания и навыки

Каллиграф должен в совершенстве владеть выбранной техникой письма, принципы изобразительно-шрифтовой композиции.

Обучение на каллиграфа

Искусству каллиграфии можно учиться на платных курсах каллиграфии. В Москве действуют курсы каллиграфии различных направлений: от европейской до китайской, японской и пр.