Боскеты на дачном участке. Боскет — «зеленая комната» сада Примеры живой изгороди

Francois Flameng (French, 1856-1923) Moliere Demanding an Audience with-King Louis XIV at Versailles

Помимо главных аллей в Версальском парке существуют укромные рощи или боскеты, которые служили местом пышных празднеств, устраивавшихся во дворце.


Ricois François Edme. Vue du Chateau de Versailles

В эпоху Людовика XIV Версальский парк включал 15 боскетов, своеобразно декорированных и разделенных решетками. Большинство боскетов были спроектированы Ленотром. После кончины выдающегося мастера Мансар несколько видоизменяет декор некоторых боскетов.


Lami Eugène. Escalier du parc de Versailles

Построенный в 1681-1683 годах боскет «Рокайль» назывался при Людовике XIV «бальной залой» , поскольку в центре него находилась мраморная площадка для танцев. В праздничные вечера гости усаживались на ступеньки зеленого амфитеатра, а музыканты располагались над каскадом.


Vue de Salle de Bal ou Bosquet des Rocailles dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

Этот уголок в его современном виде был создан художником Робером в 1774-1775 годах, когда пересаживались деревья в Версальских садах. Таким образом, он отвечает не «французскому» типу парка, созданному Ленотром, а тяготеет скорее к паркам «английского» типа, распространенным в конце XVIII века.

Боскет Королевы создается в современном виде в 1775-1776 годы в результате пересадки парка, осуществленной по приказу Людовика XVI. Его планировка выполнена в соответствии с принципами парков «английского» типа на месте находившегося здесь прежде знаменитого Версальского садового лабиринта; этот лабиринт, состоящий из многочисленных узких аллей, скрывающих 39 фонтанов, был разбит в 1666 году по проекту Ленотра. Но, к сожалению, этот восхваляемый во всех путеводителях XVII века уголок постепенно пришел в запустение и был уничтожен в 1774 году.

Вход в Лабиринт Версаля и статуи Эзопа и Купидона; из издания «Лабиринт Версаля» Жака Бейли.

Лабиринт Версаля — бывший лабиринт в Версальском парке, оформленный группами фонтанов и скульптур, изображавших сцены из басен Эзопа. Сначала, в 1665 году, архитектор парка Андре Ленотр спроектировал Лабиринт из простых аллей, но в 1669 году Шарль Перро посоветовал королю Людовику XIV добавить в него тридцать девять фонтанов, каждый из которых будет представлять одну из басен Эзопа. Работы по созданию Лабиринта продолжались с 1672 по 1677 год. Струи воды, несущиеся из ртов животных-персонажей словно изображали разговор между этими созданиями. Рядом с фонтанами были размещены таблички с подписями и строфами поэта Исаака Бенсерада. Подробные описания Лабиринта, его басен и скульптур представлены в издании «Лабиринт Версаля» Шарля Перро, иллюстрированном гравюрами Себастьяна Леклерка.


«Вход в Лабиринт»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

В 1665 году Андре Ленотр распланировал лабиринт из живой изгороди на участке южнее Фонатана Латоны рядом с Оранжереей. В 1668 году Жан де Лафонтен опубликовал свой ​​первый сборник басен, посвященных Великому дофину Людовику, шестилетнему сыну Людовика XIV. Хотя Лафонтен вызвал недовольство короля, его стихи, возможно, вдохновили Шарля Перро, автора «Сказок матушки Гусыни», который в предыдущем году стал главным служащим сюринтендатства королевских строений, посоветовать Людовику XIV в 1669 году перестроить Лабиринт таким образом, чтобы он помогал обучению Дофина. С 1672 по 1677 Ленотр перепланировал Лабиринт, добавив к нему 39 фонтанов, которые изображали сюжеты басен Эзопа. Над созданием гидравлических скульптур работали скульпторы Жан-Батист Тюби, Этьен ле Онгр, Пьер ле Гро, а также братья Гаспар и Бальтазар Марсе.


«Внутреннее пространство боскета Лабиринт»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

Каждый фонтан сопровождала табличка с басней Эзопа в виде четверостишия, написанного Исааком де Бенсерадом. По этим табличкам сын Людовика XIV учился читать. Бенсерад, который также отбирал басни для Лабиринта, отмечал, что его стихи описывали соответствующие басни именно по желанию Короля.


Жан Котелль

Когда в 1677 году строительство Лабиринта было завершено, в нем расположились 39 фонтанов с 333 раскрашенными металлическими скульптурами животных. Вода для работы фонтанов поставлялась из Сены с помощью Машины Марли. В ней использовалось 14 водоподъемных колес, которые приводили в действие 253 помпы, некоторые из которых работали на расстоянии в три четверти мили.


Жан Котелль

В 1778 году по распоряжению Людовика XVI на месте Лабиринта был устроен дендрарий с экзотическими деревьями в стиле английского парка.

Сквозь занавес листвы просвечивают лесопосадки, реализованные в шахматном порядке, которые были высажены здесь на месте двух вырубленных боскетов: Северного боскета «Дельфин» и Южного - «Жирандоль» . Южные и симметричные им Северные площадки «в шахматном порядке» украшены мраморными термами, выполненными в Риме учениками Французской академии по моделям Пуссена для суперинтенданта Фуке; впоследствии были перекуплены Людовиком XIV.

Фонтан боскета «Жирандоль». По краям небольшого бассейна расположены «заросли» тростника, из которых вылетают наклонные струи. Они падают на маленький островок, посередине которого бьет водяной столб.


Боскет «Жирандоль»

Вырытый в 1672 году Зеркальный бассейн входил в ансамбль, называвшийся Королевским островом . Когда в XIX веке Людовик XVIII велел архитектору Дюфуру реставрировать Версаль, Королевский остров, превратившийся к тому времени в болото, заменили лужайками и цветниками, и назвали садом Короля.


Боскет Остров Короля и Зеркальный бассейн, автор Этьен Аллегрен, около 1693 г.

Этот окруженный изгородью сад, спланированный на английский манер, был засажен экзотическими деревьями и редкими растениями. Зеркальный бассейн (или «Лужайка»), отделенный от острова дорогой, - единственная сохранившаяся деталь оригинального ансамбля XVII века.

Боскет Каштановая роща , имеющий продолговатую форму, когда-то назывался античной или Водной галереей; его засадили в 1680-1683 годах; центральная аллея, засаженная апельсиновыми деревьями и тисами, пересекала его, повсюду били многочисленные фонтаны.


Античная галерея, автор Жан Жубер, около 1693 г.

24 античные статуи обрамляли эту аллею. В 1704 году боскет подвергается значительным трансформациям и вскоре превращается в Каштановую рощу - «зал», украшенный античными мраморными бюстами и двумя статуями.


Жан-Батист Мартен - Античная галерея в Версале

От первоначального проекта сохранились лишь контуры и два круглых фонтана, расположенные с двух сторон боскета.

Павильон «Колоннада» , созданный архитектором Ардуэном-Мансаром, начал строиться в 1685 году и долго служил концертным залом.


Колоннада, автор Жан Котелль, около 1693 г.

До 1684 года здесь на месте колоннады находилась созданная Ленотром Родниковая роща с извилистыми тропинками, пересекавшими многочисленные ручейки.

19 июня 1684 года маркиз де Данжо записал в своем журнале: «Король велел построить мраморную колоннаду с большими фонтанами на месте родников».

В центре павильона располагается скульптурная группа «Плутон, похищающий Прозерпину», копия с оригинала Жирардона.


Vue du Bosquet de la Colonnade dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune


Giovanni Boldini. Kolonnade


Франсуа Фламенг (1856-1923). Купание придворных дам XVIII века.

Исполненные по эскизам Лебрена фонтаны «Осень» и «Зима» посвящены Бахусу и Сатурну, а фонтаны «Весна» и «Лето» - флоре и Церере. В 1668 году в честь «Большого королевского дивертисмента» на месте фонтанов «Осени», «Зимы» и «Лета» были установлены временные театры. Самым пышным из них был театр, сооруженный Карло Вигарини, в котором сыграли пьесу Мольера и Люлли «Празднества Любви и Бахуса». Зал был рассчитан на 1200мест, сцена 12-ти метровой ширины была освещена хрустальными люстрами с тремястами свечами.


Фонтан «Осень»


Фонтан «Зима»


Фонтан «Зима»


Фонтан «Весна»


Фонтан «Весна»


Фонтан «Лето»


Фонтан «Лето»

Боскет «Купольных павильонов» сначала назывался боскетом Славы по имени статуи, установленной в центре восьмиугольного фонтана.


В 1677-1678 годах Мансар расположил здесь друг против друга два павильона под куполами; отсюда и пошло нынешнее название этого боскета.


Боскет купольных павильонов, автор Жан Котелль, около 1693 г.

В 1684 году статую Славы перенесли в другую часть парка, и через два года здесь установили новые скульптуры из грота Фетиды, снесенного во время строительства Северного крыла дворца.


Giovanni Boldini. Scene Galante (wahrscheinlich Bosquet des Dômes)


Giovanni Boldini. Les Dômes (Versalles)

В 1671 году Ленотр создал боскет называвшийся «Залом Совета или залом Балов» . Но в 1704-1705 годы Мансар его перестроил, назвав боскетом Обелиска .


Зал Балов или Зал Совета, автор Этьен Аллегрен, около 1688 г.


Martin Pierre Denis. Vue du bosquet de la Fontaine de l"Obélisque dans les jardins de Versailles en 1713 (au deuxième plan Louis XIV à la promenade)

Фонтан «Обелиск» окружен бордюром из камышей, из которых бьют 230 фонтанных струй, соединяющихся в водную пирамиду, высота которой достигает 25 метров.

Фонтан «Энкелад» был реализован Гаспаром Марси в 1675 -1677 годах из свинца, первоначально покрытого позолотой. Сюжетом послужила легенда о погребении Титанов под каменными глыбами Олимпа, на который они, несмотря на запрет Юпитера, собрались взобраться.


Боскет Энкелад, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue du Bosquet de l"Encelade dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

Скульптор изобразил гиганта, наполовину погребенного под горными обломками, но отчаянно борющегося со смертью.

Боскет Водного театра — Боскет Зеленого круга . Центральной точкой этого боскета, сооруженного Андре Ленотром в период между 1671 и 1674 годами, был театр, по кромке которого проходили три ряда газонов для рассаживания зрителей. Перед ними была сцена, украшенная четырьмя фонтанами, чередующимися с тремя радиальным водными каскадами. В период между 1680 годом и смертью Людовика XIV в 1715 году, здесь происходила почти постоянная перегруппировка статуй, украшавших боскет.


Боскет Водного театра — вид на сцену, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue de la partie supérieure du bosquet du théâtre d"eau dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

В 1709 году боскет перестроили, добавив Фонтан Детского острова. В рамках пересадки садов, начатой Людовиком XVI зимой 1774—1775 годов, Боскет Водного театра был разрушен и на его месте создали невзрачный Боскет Зеленого круга.


Водный театр — вид на амфитеатр, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue de l"entrée du bosquet du Théâtre d"Eau dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

Боскет Водная гора — Боскет Звезды . Изначально спланированный Андре Ленотром в 1661 году как зеленая комната, этот боскет включал тропинку, опоясывающую центральный пятиугольный участок. В 1671 году боскет расширили, добавив более продуманную систему тропинок, которые усиливали новый центральный водный элемент — фонтан, напоминающий гору, — отсюда появилось новое название боскета: Боскет Водная гора. Боскет полностью перестроили в 1704 году и дали ему новое название Боскет Звезды.


Боскет Звезды или Водная гора, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue du bosquet de l"étoile ou montagne dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

В северной части парка, между «Зеленым кругом» и «Звездой», в некотором отдалении от проторенных аллей, укромно расположился круглый фонтан, в середине которого возвышается каменная отмель. Это - «Детский остров» , шедевр свежести, появлением которого мы обязаны скульптору Арди. На камнях играют с цветами шестеро обнаженных детей, поодаль - двое других забавляются в воде фонтана. Выражение тел и лиц, проникнутое нежным весельем, приводит в изумление посетителей, случайно набредших на этот затерявшийся в зелени парка боскет.


Фонтан Детский остров.А.Н.Бенуа (1870-1960) Прогулка Короля. 1906г.


Фонтан Детский остров.Versailles. Bosquet de Enfants dorés (c.1912)

Боскет Трёх Фонтанов (Водная колыбель) . Расположенный западнее Аллеи Смешных мальчуганов и заменивший недолго существовавшую Водную колыбель (узкий вытянутый боскет, созданный в 1671 году, где была водная беседка, формируемая множеством струй воды), увеличенный боскет был реконструирован Андре Ленотром в 1677 году в серию из трех связанных террас. Каждая терраса содержала несколько фонтанов, имевших особые эффекты, и бассейн.



Боскет Трёх Фонтанов, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue du Bosquet des Trois fontaines dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

В нижнем бассейне струи воды образуют цветы лилии, в центре, бьют вертикальные струи и водный свод, и, наконец, вверху, взмывается водная колонна, сформированная из 140 струй; причем, эта внушительная колонна и снабжает водой нижние бассейны. Фонтаны пережили реконструкцию, затеянную Людовиком XIV для других фонтанов парка в начале 18-го века. Хорошо спрятанный за решеткой, этот боскет был благоустроен так, чтобы стареющий король мог приезжать сюда на кресле-каталке и перемещаться по наклонным дорожкам газона. Фонтаны также пожалели впоследствии, при полной пересадке садов в 1774—1775 годах.

В 1830 году в боскете пересадили растения, и с этого времени фонтаны замолчали. Во время ураганов 1990 и 1999 годов парку был нанесен значительный ущерб. Боскет Трёх Фонтанов торжественно открылся после реставрации 12 июня 2004 года.

Боскет «Триумфальная Арка» . Первоначально этот боскет был создан в 1672 году как простой водный павильон — открытое пространство в виде круга с квадратным фонтаном в его центре.


Vue du Bosquet de l"Arc de Triomphe prise du côté du Bassin du Dragon, avec Vénus accueillant Mars de Cotelle Jean, le Jeune


Vue du Bosquet de l"Arc de Triomphe dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

В 1676 году этот боскет, расположенный восточнее Аллеи Смешных мальчуганов симметрично Боскету Трёх Фонтанов, расширили и декорировали в честь политической линии, намекая что она привела к военным победам Франции над Испанией и Австрией, установив Триумфальную Арку — отсюда и произошло название боскета.


Vue du Bosquet de l"Arc de Triomphe avec le groupe de la France triomphante dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune


Vue du Bosquet de l"Arc de Triomphe prise du côté du Parterre du Nord dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

Как и Боскет Трёх Фонтанов, этот боскет пережил реконструкции 18-го века, но был засажен новыми растениями в 1830 году и в этот год фонтаны закрыли.

Боскет «Заводь» — Боскет Каменного дуба — Боскет Аполлона — Грот Аполлона .Созданный в 1670 году, первоначально этот боскет имел в центре прямоугольную заводь, ограниченную кромкой газона по своему периметру. По краю заводи были расположены металлические стреловидные язычки, в которых спрятали множество трубок, разбрызгивающих воду; в каждом углу заводи был лебедь, из клюва которого била струя воды. В центре водоема находилось железное дерево с раскрашенными оловянными листьями из ветвей которого били струи воды. Из-за этого дерева боскет также называли Боскет Каменного дерева. Боскет был создан по подсказе Мадам де Монтеспан при Людовике XIV.


Боскет "Заводь", автор Жан Котелль, около 1693 г.

В 1704 году Мансар заново пересматривает декор, который отныне гармонично сочетается с перенесенными сюда из боскета Купольных павильонов (после разрушения грота Фетиды) скульптурной композицией «Солнечные кони». Этот ансамбль, созданный в 1664-1672 годы, включал три группы: «Служащие Аполлону нимфы» состояли из четырех главных статуй работы Жирардона, трех фигур меньшего размера, созданных Реноденом, а также двух конных групп работы Герена и братьев Марси. В центре бассейна - свинцовый с позолотой карниз, опиравшийся на цоколь - несколько скрывал все эти произведения.


Боскет "Купальня Аполлона", автор Пьер-Дени Мартен (Мартен младший), около 1713 г.

В таком виде боскет существовал до 1776 года. Затем Людовик XVI приказал заново пересадить парк, а художнику Робберу заказал новый проект композиции грота Аполлона. В 1778 году была осуществлена новая планировка в модном английско-китайском стиле. С тех пор огромный каменный грот с высокими колоннами, представляющий дворец Фетиды, с трех сторон окружает три знаменитые скульптурные группы.Новый боскет получил новое название — Грот Аполлона. Именно таким мы видим боскет в наши дни.

Видов и форм древесно-кустарниковых насаждений много, они даже более разнообразны, благодаря этому в парках и садах существуют закрытое, полуоткрытое и открытое пространства.

Рассмотрим основные элементы оформления древесно-кустарниковых насаждений, пройдя от полутени «зеленого кабинета» через лабиринт к солнечным партерам: кустарниковым арабескам и сплетениям топиари.

Этим разнообразием обеспечивается возможность организации всех форм досуга от уединения, тихого и спокойного отдыха и любования/наслаждения красотой уникальных пейзажей, созданных руками искусных мастеров по проектам замечательных ландшафтных архитекторов и дизайнеров прошлого и настоящего времени до активных игр, пеших или вело прогулок по аллеям и дорожкам парка или сада.

Все древесно-кустарниковые насаждения, как и травянистые, делятся на две группы элементов ландшафтной архитектуры: ленточно-площадные и единично-групповые. Ленточно-площадные элементы более широко распространены, поэтому начнем с них.

К площадным древесным и кустарниковым насаждениям относятся рощи, массивы, моносады и боскеты.

К нестриженным древесно-кустарниковым насаждениям, формирующим закрытое пространство парка, относятся рощи.
Под рощей понимается значительный участок территории парка занятый посадками деревьев преимущественно одного вида. Рощи обычно соразмерны площади парка и являются основными элементами его закрытого пространства. В практике эксплуатации их названия принято сокращать, например, березовая роща - березняк. Соответственно по аналогии: липняк, сосняк, ельник, дубрава, осинник - по доминирующему виду деревьев.
Приводить фото примеры рощ не буду, поскольку отличить липу от дуба или осины могу даже я.

Располагаясь в периферийной и окраинной частях парка, они оказывают определяющее влияние на объемно-пространственную структуру парка в целом.
Это связано с тем, что вокруг них располагаются опушки, внутри рощ встречаются участки водоемов, поляны или лужайки. Связанные между собой парковыми дорожками и аллеями - рощи представляют собой сочетание ряда уникальных пейзажных композиций. Их краткая характеристика также необходима, но описание пейзажных композиций самый сложный раздел, к которому мы вернемся в конце нашего ликбеза.

Второе место по размеру площади видами древесно-кустарниковых композиций занимают массивы и боскеты. Они относятся к элементам парка образующим полуоткрытое пространство парка - переход от закрытого к открытому пространству.

Массив или рощица - достаточно крупная форма насаждений, используемая в пейзажных парках. Функционально массив представляет собой переход между открытым и закрытым типом насаждений. Обычно массив состоит из не стриженных, свободно растущих деревьев и кустарников, лиственных или лиственно-хвойных видов или пород, что придает таким композициям особую выразительность и красоту.

Слева - массив из лиственных деревьев, высаженных по обеим сторонам вдоль канала, пейзажные мотивы регулярного парка, парк Шантийи, Франция
Справа - массив из хвойно-лиственных деревьев и кустарников, Нижний парк, Большой Виндзор, Англия

Иногда растения в массиве (или даже роще) высаживаются в шахматном порядке, об этом способе посадки поговорим подробнее в следующий раз.

Опушка - насаждение, являющееся важным элементом садово-парковой композиции или ансамбля. Опушки окаймляют рощи, массивы, куртины и другие крупные древесно-кустарниковые группы по периметру. Цель - создать колористический эффект, уничтожения «границы» или разрыва между двумя разными пространствами. Именно опушка обеспечивает плавный переход от закрытого пространства к открытому, и наоборот, например, от лужайки или поляны к рощице. Это требует тщательного подбора и сочетания пород.

опушка в парке Шантийи опушка Царицынском пейзажном парке

Небольшие, древесные и кустарниковые моносады, как составная часть парков, встречаются довольно часто, но обычно их съемке и характеристике уделяют мало внимания. Возможно потому, что плодовые растения, которые высаживают в парках, относятся к непривитым, традиция любования цветением не получила распространения в нашей стране.

К числу наиболее распространенных кустарниковых моносадов относятся розарии (кустарниковые сорта роз), сирингарии (кустарниковые виды syringe - сирени) и вересковые сады.
Слева - сиреневая роща (сирингарий) в Диканьке, Полтавская область, Украина; справа - Вересковый сад, Ботанический сад Уизли, графство Суррей, южная Англия

Видов моносадов огромное множество, только представьте себе, сколько видов плодово-ягодных деревьев и кустарников существует. И большинство из них используется в виде насаждений в парках разных стран мира.

Боскет - также довольно крупная геометрическая форма насаждений, используемая в регулярных парках. Функционально боскет также представляет собой переход между открытым и закрытым типом насаждений, но это более сложное образование. В историческом прошлом боскеты играли большую роль в структуре регулярных парков, но сейчас их место часто отдают массивам, они более живописны.

Различают несколько типов боскетов:

«Зеленая рощица», где хвойные или лиственные, стриженые деревья высажены несколькими ровными рядами (римляне предпочитали пять рядов) обычно в форме квадрата или прямоугольника - чисто площадная форма насаждений. Этот тип боскетов встречается редко.


«зеленая рощица» - лиственный боскет с кронами в виде шаров (или то, что от него сохранилось)
в Екатерининском парке Царского Села, окрестности Санкт-Петербурга

«зеленая рощица» - лиственный боскет с кронами в виде цилиндров
(справа, за первым ответвлением водного партера), Версаль, Франция

«Зеленый зал» или «зеленый кабинет» или «зеленый театр». Отличаются они друг от друга по размеру внутреннего пространства, в «залах» оно больше, а сцена «зеленого театра» - самая большая. Стриженые растения высажены по периметру территории, обычно в два ряда. Внутреннее пространство «зала» или «кабинета» используется как место отдыха или уединения, а «театра» как сцена для спектакля. Эти формы сложны, т.к. ряды деревьев образуют контур стен здания без крыши на территории регулярного парка. Такие элементы оформления парков в настоящее время тоже большая редкость. Я не нашла в сети примеров, хотя видела воочию «зеленые кабинеты или залы», но не помню точно какие и где (в каком парке) во Франции и Германии. Поэтому использую примеры из учебных пособий, предлагаемых в сети. Как всегда, друзья, надеюсь, на вашу помощь и не сомневаюсь, вы разыщете такие парки и покажете всем нам замечательные примеры «зеленых кабинетов, залов и театров».


«зеленый кабинет»

«зеленый зал», который в традициях античности окружен зеленой аркадой


«зеленый театр», где на фоне зеленых театральных кулис исполняется какая-то античная пьеса,
актеров, по всем правилам жанра, трое

Для оформления любых боскетов широко используется геометрическая фигурная стрижка. Кронам придается форма параллелепипедов, шаров, кубов, пирамид (последняя форма чаще используется для хвойных растений).

К ленточным элементам оформления древесно-кустарниковых насаждений относятся:

«Зеленая стена» - обрамление партеров, аллей, лестниц или очень больших площадей; создается из очень близко посаженных высоких растений (высотой обычно около 2 м), стриженых с двух сторон под плоскую поверхность стены. Опорой растениям могут служить шпалера - деревянная или металлическая решетка, или натянутая в несколько рядов проволока, прикрепленная к столбам.

Стриженные, лиственные или хвойные деревья высаживались в один-два ряда, обрамляя боковые края партеров. Таким образом, идея короля Людовика XIV: «партер - зал дворца» распространялась на огромную территорию.
Современный парк Версаль бережно хранит фантазии «Короля-Солнца», и тот факт, что сейчас растения выставляют в «кадках» (из-за дороговизны проекта) - общего впечатления не умаляет.


«зеленые стены» Большого партера парка Версаль


«зеленые стены» водного партера парк - канала Версаля


«зеленая стена» вдоль лестницы в парке Линдерхоф, Германия

«Зеленый коридор» - формируется посадкой по обеим сторонам дорожки или аллеи, друг против друга высоких «зеленых стен», кроны которых, зрительно смыкаясь, образуют область постоянной тени.


«зеленый коридор» - аллея парка Версаль, Франция

Зеленые аркады - посадки из высоких деревьев (например, кипарисов), вершины которых соединены прививками, в результате образуются высокие готические или романские живые арки.


«зеленые арки и аркады» Гранады, Испания


«зеленые аркады» парка Шветцингенского дворца, Германия

Живая изгородь - посадки из деревьев или/и кустарников, которым стрижкой придается форма «зеленой стены» - сомкнутых непроницаемых насаждений.

Живые изгороди бывают многоярусными: одно-, двух- и трехрядными, различной высоты. В многоярусных трехрядных изгородях каждый последующий ряд, начиная от дорожки, выше предыдущего на 25-50 см. Для создания живых изгородей используются растения, хорошо поддающиеся стрижке, часто вьющиеся (боярышник, кизильник и др.). Изгородь может быть извилистой, образуя ниши и уступы.


живые изгороди Екатерининского парка, Царское село, окрестности СПб, Россия

Три ступени газона разделены кустарниковыми бордюром и изгородями: первая, узкая почти не видна, от второй ее отделяет узкий кустарниковый бордюр, вторая и третья ступени разделены низкой кустарниковой изгородью Перпендикулярно им слева идут два фрагмента высокой изгороди, отделяющей ступенчатые газоны и «зеленую рощицу» от других частей парка.

извилистая изгородь в парке дворца Бирона в Рундале, Латвия

Кустарниковые насаждения широко используют для формирования таких широко распространенных элементов как бордюр и рабатка, которые являются почти обязательной частью композиций открытых пространств.

кустарниковая рабатка между двумя газонами, Нижний парк, Большой Виндзор, Англия

К элементам оформления преимущественно кустарниковых насаждений, представляющих собой сочетание площадной и линейной форм «в одном стакане» относятся лабиринт, топиари и партеры.

Лабиринт - один из широко распространенных и любимых посетителями всех возрастов элемент оформления древесно-кустарниковых насаждений. Лабиринт - система запутанных переходов или запутанный проход с одним или несколькими выходами, устроенный обычно из одноярусных, стриженых живых изгородей (посадки кустарниковых видов граба, липы, лавра). В историческом прошлом лабиринты имели религиозно-паломническое или просветительское значение, в настоящее время создаются в исключительно развлекательных целях.


парк Лабиринт Орта, Барселона, Испания

Топиари - очень модная в настоящее время, но известная с античности, фигурная стрижка деревьев и кустарников. Чаще всего топиари - причудливое переплетение ленточных форм низко стриженых кустарников на значительной площади, в результате образуется подобие узорных партеров прошлого.

Рокамадур в окрестностях Тулузы, Франция

Многие кустарниковые партеры - памятники наследия производят на посетителей парков гораздо более сильное впечатление объемностью своих композиций, к тому же степень сохранности таких ансамблей выше, чем у цветочных партеров.

Стриженый кустарник хорошо держит форму, поэтому лучше видно мельчайшие детали кружевного узора арабесок.

При необходимости из кустарниковых рабаток можно создать любые геометрические формы емкостей для цветочных насаждений, контрастного или взаимодополняющего характера.


контрастный партер, парк Версаль, Франция

кружевной партер дворцового парка Хелбрунн, Зальцбург, Австрия


сочетание кружевного партера регулярного парка и пейзажных древесных посадок
английского парка Верхнего дворцового парка Хет-Лоо, Нидерланды

Это основные, далеко не все элементы оформления площадных и ленточных древесно-кустарниковых насаждений всех типов пространства в парках. Однако даже их вполне достаточно, чтобы иметь представление о композициях и ансамблях, украшающих сады и парки нашей и других стран мира.

Следующим, завершающим шагом рассмотрения травянистых, кустарниковых и древесных насаждений будет знакомство с единичными и групповыми формами/элементами оформления садово-парковых композиций и ансамблей.

Массивы, имеющие свободные очертания, - принадлежность ландшафтных (пейзажных) парков. Классификация массивов предельна проста. Они бывают естественными и искусственными, рукотворными. Как правило, создают их методом рубок и посадок. В одном месте рубят, в другом - сажают.

Боскеты по определению - искусственно созданные участки деревьев. Боскеты строгой геометрической формы встречаются в парках регулярных. Независимо от формы, боскеты делятся - на "рощи" и "кабинеты" .

  • Боскет типа "роща" - территория, ограниченная дорожками регулярного парка, занята насаждениями. Как правило, это деревья первой величины, принадлежащие к одному виду: березы, липы, дубы, сосны.
  • В боскете типа "кабинет" деревья растут по периметру участка, ограниченного дорожками, которые пересекаются под прямыми углами. Высаживают их очень плотно, в один или несколько рядов. В результате получаются зеленые стены - шпалеры - из стриженых деревьев (липа , бук, граб) или кустарника (боярышник и пр.). Пространство внутри этих стен и есть кабинет.

Со стороны и "роща", и "кабинет" выглядят одинаково. Только углубившись в "рощу", вы обнаружите - рощу. А войдя в "кабинет" (в шпалерах делают один или несколько узких проходов), увидите все, что угодно: место для уединенного отдыха, зеленый театр, танцплощадку, плантацию ягод или лекарственных трав, летнее кафе.

Разумеется, на небольших частных территориях называть лесные насаждения боскетами или массивами можно лишь условно: размах не тот. Поэтому нелишне напомнить золотое правило ландшафтного дизайна: все должно быть соразмерно и сомасштабно. На маленьком участке и скромная компания деревьев будет изображать роль лесного массива.

Боскеты с массивами могут играть массу ролей, например:

  • Красавцы. Думаем, данное утверждение в лишних доказательствах не нуждается. Красоту леса не воспел лишь ленивый.
  • Труженики. Плодовый сад - это тоже массив.
  • Стены. Они защищают от шума и пыли.
  • Крыши. Они создают тень .
  • Легкие. Они дают кислород.
  • Занавес. Лесной массив может создавать необходимую паузу в восприятии паркового ландшафта. Когда один великолепный вид сменяет другой, зритель может устать. Даже в самой гениальной пьесе нужен антракт. Очутившись после открытого пространства в лесном массиве, можно дать себе необходимую передышку. Внимание переключается с так называемых дальних видов на ближние. Зритель любуется травой, корой деревьев, игрой солнечных бликов на земле…

Помимо массивов и боскетов в парках могут встречаться древесные группы и куртины. Это участки насаждений площадью до 1 га, ограниченные открытым пространством. Куртины считаются переходным элементом между массивом и более четко выраженной древесной группой.

Боскеты на дачном участке придают ему благородство. Статья о том, что такое боскеты, их роль в декоре садового участка.

"Загородные хобби"
боскеты

Как создать боскеты в дизайне дачного участка

У городских жителей, имеющих загородный участок, есть прекрасная возможность развить в себе скрытые способности огородника, садовода и

Экспериментировать можно как угодно и в результате добиться того, что территория вокруг дома станет настоящим чудом дизайнерского искусства.

Возможности для практически не ограниченны. Беседки с шатровым покрытием, перголы, искусственные водоемы, цветники и террасы – все это хорошо известно ценителям красоты и порядка в своих владениях.

Новинкой являются разве что боскеты, мода на которые пришла к нам из Франции, где этот вид садово-паркового декора применяется давно и при этом не утрачивает своей популярности.

Классическая форма боскета – четкий квадрат с , декоративными кустарниками или невысокими деревьями с кроной компактной формы.

Геометрическую правильность боскета может подчеркнуть скульптура или мини-фонтан, помещенный в центре квадрата. Обязательный элемент – скамейки, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга и органично сочетающиеся по форме с зеленым обрамлением боскета. Растения подстригают, добиваясь лаконичности и выразительности линий.

Основой для создания боскета может стать любая площадка квадратной формы. По ее краям высаживают молодые растения, чаще всего кизильник блестящий или спирею Бумальда.

Для боскетов требуется хорошо дренированная почва и регулярный полив, что положительно сказывается на их виде. Углы декорируют розами, а центр засыпают морской галькой, мелкими ракушками или толченым кирпичом.

Боскеты лучше подходят для больших участков, на которых в полной мере проявляются декоративные свойства высаженных растений. Площадка в этом случае может быть значительных размеров, и ее центр можно украсить интересной скульптурной композицией или вазоном из камня ценных пород: мрамора либо малахита.

Почву засыпают смесью крупнозернистого песка и мраморной крошки: выглядит необычно и очень красиво. Такой «зеленый кабинет» — отличное место отдыха в летнюю жару и предмет гордости хозяев, стараниями которых на их загородном участке боскет выглядит не хуже, чем во Франции.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Сайт некоммерческий, развивается на личные средства автора и ваши пожертвования. Вы можете оказать помощь!

(Даже небольшой суммой, можно ввести любую)
(картой, с сотового тел, яндекс деньгами - выберите нужное)

Спасибо!

Приглашаю Вас в группу на Subscribe.ru для дачников, садоводов: "Загородные хобби" Все о загородной жизни: дача, сад, огород, цветы, отдых, рыбалка, охота, туризм, природа

Происхождение и виды боскета
Боскет (фр. bosquet, от итал. boschetto – лесок, рощица) – изобретение французских ландшафтных дизайнеров. Поэтому чаще всего этот элемент дизайна используется в садах, распланированных согласно регулярному типу. Группа деревьев или кустарников, подстриженных так, что их кроны образуют стены, и есть боскет. С помощью декоративной стрижки эти насаждения с успехом имитируют беседки, арки и другие сооружения.

Боскет из кустистых пород был основным мотивом в композиции регулярных парков XVI–XVIII вв. Ландшафтными архитекторами того периода парк понимался как сложно организованное пространство наподобие города – со своими проспектами, улицами, площадями и фонтанами. И боскетам отводилась в нем ведущая роль. Их называли «зелеными кабинетами» или «зелеными залами». Устройство боскет, наряду с топиарной стрижкой достигло высот настоящего искусства и ценилось на вес золота состоятельными вельможами Италии, Франции и Англии.

Как правило, различают два вида боскетов: «роща» – деревья (береза, липа, граб) располагаются на плоском газоне, и «кабинет» – деревья или кустарник густо высажены по периметру небольшого участка. Таким образом, получается зеленая стена, а территория внутри насаждения – это «зеленый кабинет».

Боскет–«роща»
Боскет–«рощу» лучше всего устраивать на ровных площадках, хорошо освещенных солнцем. Это условие необходимо соблюдать не только из-за эстетичности, оно носит и функциональный характер. Ведь главным условием при подборе растений для боскета является их способность хорошо поддаваться стрижке. «Классическими» деревьями для «геометрической» рощи считаются липа, граб, лещина, береза.

Саженцы выбранного вида высаживают ровными рядами, чтобы образовать геометрически правильный объём, обычно в форме квадрата или прямоугольника. Деревья в боскете можно также высаживать в один, два или больше рядов для обрамления сада, партера, аллеи и других элементов садово-паркового ландшафта.

Каждому дереву в искусственной рощице придается геометрически правильная форма кроны. Обычно крону деревьев в боскете формируют в форме куба. Их начинают формировать укорачивая центральный побег и длинные ветви кроны, а затем регулярно подстригая до тех пор, пока не будет получена форма куба. Когда «роща» вырастет и кроны деревьев сомкнутся, отдельные зеленые кубы в ряду сольются в монолитный прямоугольный параллелепипед.

Оголенные нижние части стволов деревьев часто белят на одинаковую высоту. Побелка не только подчеркнет геометрические очертания «рощи», но и предохранит деревья от солнечных ожегов весной.

Почву под деревьями традиционно засыпали гравием. Можно использовать и газон, но проблема с ним в том, что поддерживать его декоративный вид под тенью деревьев не так просто. Кроме того, при интенсивном использовании боскета трава будет вытаптываться.

Уход за зелеными насаждениями боскета такой же, как и в саду: подкормка, полив и стрижка.

Боскет–«кабинет»
Для тех кто мечтает создать в своем саду такой уголок, где можно по-настоящему отвлечься от повседневных забот и насладиться покоем, «зеленый кабинет» поможет сделать мечту реальностью. Ровно подстриженные «зеленые стены», защищающие от шума и нескромных взглядов, мягкий ковер газона под ногами, небольшой цветник или водоем геометрической формы – даже маленький участок превращается в замечательное место релаксации, что особенно необходимо жителю современного мегаполиса.

Само определение «зеленый кабинет» предполагает устройство боскета в саду регулярного типа, а его функциональное назначение определяет выбор места расположения: будет ли он находиться в парадной части участка и использоваться для приема гостей или в уединенном месте, где, наоборот, можно будет от всех отдохнуть.

Стены боскета–«кабинета» обычно представляют собой стриженную живую изгородь высотой 1,5-2,0 м. В ней могут быть предусмотрены выходы в одну или несколько сторон, которые можно красиво оформить в виде арок. Толщина стриженной стены зависит от вида выбранного растения и может достигать 0,6 м.

В качестве «стен» боскета может использоваться как стриженная живая изгородь, так и живая изгородь из лиан. Для живой изгороди подойдут любые адаптированные к вашему климату растения, хорошо переносящие стрижку:

    Хвойные растения: туя западная, можжевельник скальный, тис средний, ель обыкновенная;

    Листопадные растения: граб, бук лесной, клен полевой, липа мелколистная, акация жёлтая, боярышник, бирючина, барбарис обыкновенный, кизильник блестящий, смородина золотистая, форзиция, жимолость татарская (быстрее всех создает плотную живую стену);

    Лианы: виноград девичий, клематис.

После того как растения выбраны и посажены, остается только ждать, пока они подрастут, и трепетно ухаживать за ними. В большинстве случаев пройдет от 3 до 5 лет, прежде чем мы сможем начать формировать боскет.

Внутреннее пространство боскетoв можно заполнить газоном, изысканными арабесками, аккуратно стриженными растениями в форме геометрических фигур или ковром из плотно посаженных летников. Небольшой фонтан в центре создаст атмосферу парков Италии или Франции. В качестве центральной видовой точки, вместо фонтана, может быть выбрана скульптура, красивая поилка для птиц, стилизованные солнечные часы, выполненный из кованого металла глобус и т.д. Все зависит от вашего вкуса и финансовых возможностей. Конечно, можно ограничиться достаточно простым партером без сложного рисунка, состоящим, например, из газона и одноцветного цветочного бордюра, это значительно облегчит уход и не потребует больших затрат.