Как найти царство небесное. "Царствие Божие внутрь вас есть." Как понимать эти евангельские слова

На вопросы телезрителей отвечает священник Григорий Григорьев, председатель Александро-Невского общества трезвости, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Юкки Выборгской епархии, врач-психиатр с 30-летним стажем. Передача из Санкт-Петербурга.

Здравствуйте, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», ведущий — диакон Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, нарколог, настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки, доцент кафедры психологии и философии Русской христианской гуманитарной академии иерей Григорий Григорьев. Здравствуйте, батюшка!

— Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Божие благословение да пребудет со всеми вами.

— Спаси Господи, батюшка. Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема: «Царствие Небесное внутри нас». Как Вы считаете, что имел в виду Господь, когда произносил слова «Царствие Божие внутрь вас есть» ?

— Перед этим Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» . А когда ученики спросили, где Царствие Небесное, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом , и не скажут : вот , оно здесь , или: вот, там . Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть ». Я много думал над этими словами.

Однажды я ехал поздней осенью на машине по дамбе, был сильный ветер, который обычно приводит в Санкт-Петербург наводнения. Шлюзы были закрыты, залив бушевал, как кипящий котел. Вода в нем была абсолютно коричневая, потому что там много мелких мест, вся буза была перемешана. И я вспомнил в этот момент Федора Михайловича Достоевского, который говорил о том, что «широка душа русского человека — и Бог, и сатана в ней вмещается. И душу надо сузить… до одного Бога». Когда душа широка, то она неглубока, как наш залив. И когда штормы моря житейского проносятся над человеком, все в его душе перемешивается до самого дна, вся муть поднимается. Когда же ураган несется над океаном, то сверху идут огромные волны, а в глубине — тишина.

Когда мы начинаем сужать душу до одного Христа, она начинает углубляться. Это и есть дорога в Царствие Небесное. Как «Метрострой» прокладывает тоннель под землей для прохода поезда, так православный человек, стяжая благодать Святаго Духа, прокладывает путь к Царствию Небесному. Главная машина, которая «пробивает» эту дорогу, словно проходческие щиты «Метростроя», — принятие Тела и Крови Христа, Таинство Святого Причастия. Появляется состояние обожения.

Как узнать, находимся ли мы на правильном пути? Голос Бога — самый тихий звук во Вселенной. Чтобы его услышать, нужно иметь огромную внутреннюю тишину. И эта тишина «внутри нас есть». Надо искать ее. При этом мы должны понимать, что человек не может не реагировать на стрессы, заботы и тревоги. Как бы он себя ни настраивал, его эмоции будут кипеть. Но в глубине его души есть такое место, которого не достигают штормы моря житейского. Там должны храниться самые лучшие воспоминания, вся благодать Божия. Нужно научиться не просто ее получать, но и сохранять. И тогда человек сможет сказать: «Воистину, Господи, правду Ты говорил, что иго Твое благо и бремя Твое легко есть».

— Вы являетесь деканом факультета психологии и философии Русской христианской гуманитарной академии. Психология каким-то образом занимается поиском Царствия Небесного внутри человека?

— Поиском Царствия Небесного занимается любое живое существо, не только человек. Потому что все живое хочет быть счастливым. Психологи пытаются помочь человеку таким стать. Для кого-то эквивалентом счастья являются деньги, для кого-то — власть, алкоголь, наркотики. Практические доказательства того, что все люди стремятся быть счастливыми, можно увидеть в том, какое количество зависимостей появляется в мире в настоящее время. Зависимое аддиктивное поведение — это попытка найти Царствие Небесное. Только не в том месте.

«Царствие Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают Его» . Для того чтобы достигнуть состояния обожения, человек должен жить по заповедям, творить добрые дела, преодолевать трудности, в молитве общаться с Богом. Весь мир со времен грехопадения Адама скорее напоминает заколдованный лес. А дорога заповедей — путь через него. Господь говорит идти по этой дороге, как в сказках говорится: иди, не сворачивай ни направо, ни налево и не оглядывайся назад. И ничего не бойся. Когда тебе покажется, что дорога уперлась в каменную стену — Я буду с тобой. И у тебя будут силы, будет благодать для преодоления трудностей. Грех — это уход в сторону с дороги заповедей.

Многие атеистические пути поиска Царствия Небесного есть уход с этой дороги. Я всегда вспоминаю старую русскую картину «Витязь на распутье»: стоит богатырь на развилке трех дорог, и перед ним надпись: прямо пойдешь — голову сложишь, направо — женишься, налево — богатым будешь. Кто же пойдет прямо, если можно жениться или быть богатым? Странный выбор. Надпись подразумевает, что идти прямо не надо, надо думать, куда свернуть: направо или налево. И человек думает: пойду направо — женюсь, но богатым не буду, а если пойду налево, то буду богатым — наверняка женюсь. Скорее всего, налево и пойдет. А направо и налево — смерть. А прямо — Соловей-Разбойник. Конечно, с Божией помощью можно пройти только по трудному пути.

Психология может помочь человеку во многом. Она изучает опыт людей, показывает законы физиологического развития нашей психики — и при правильном подходе может человека вооружить. Но психология не может решить все вопросы. Она навряд ли поможет в стяжании благодати Святаго Духа. По крайней мере, меньше ее потерять помочь может. Грамотный психолог — мудрый человек, а с мудрым человеком всегда полезно пообщаться, ведь разум наш «вырастает сообразно тому, что встречается нам в пути». Так сказал Софокл.

Сейчас мы разворачиваем в РХГА работу магистратуры не только по психологическому консультированию, но и по зависимому поведению. Думаю, что это крайне необходимо. Психология может подготовить человека к встрече с Богом, к покаянию, осознанию своих немощей. Дело в том, что все психические заболевания без исключения начинаются со снижения критической самооценки человека к своему поведению. А правильная, грамотная психология помогает критически оценить в первую очередь самого себя. Если психология не будет помогать человеку правильно ориентироваться в выборе дороги в Царствие Небесное, то она никому не нужна.

— Господь сравнивает Царствие Небесное с горчичным зерном или с закваской. Почему именно такие сравнения прилагаются к Царствию Небесному?

— Нужно увидеть, как тянется цветок к солнцу. Никто не видит, когда он появляется. Или как гриб растет после благодатного дождя. Так и душа человека: момент подъема не виден. Наверно, Господь имел в виду горчичное зерно потому, что на Святой Земле это было очень распространенное растение. И на фоне других его рост был менее заметен. Душа человека тянется к Богу так же, как все живое тянется к солнцу.

То, что от Бога, трудно понять: это происходит не от нашего ума. Не всегда в наш разум стучится Господь, иногда в него стучится другой невидимый мир, мир зла. А Господь стучится в сердце.

Я вспоминаю своего приснопоминаемого духовного отца Василия Лесника — в этом году, в день Георгия Победоносца, в мае, будет 20 лет со дня его преставления — он говорил, что между разумом и сердцем большая разница. Чтобы понять что-либо про горчичное зерно, нужно больше понимать сердцем. Разумом это понять невозможно, также как изречения Христа. Для того чтобы это почувствовать, нужно просить Бога, чтобы Он дал особую благодать.

Когда люди начинают воцерковляться, никто не знает, в какой момент наступает изменение человека. Вроде, день за днем ничего не происходит. А потом смотришь — человек уже совсем другой становится. Как дети вырастают: маленькие, маленькие — и вдруг больше тебя. Господь нам показывает, что всякое духовное вырастание невидимо в течение дня, но наглядно по конечному результату.

— Вопрос от телезрителя: «Лет десять назад у меня была несчастная любовь, которая привела к тому, что я начал выпивать. Потом я год служил в армии и не принимал спиртного. Я могу не пить три-четыре месяца, особенно когда наступают православные праздники — хожу в церковь, меня отпускает. Но потом, если мне кто-то напомнит о моей любви, меня опять тянет к алкоголю, начинаю выпивать по два, по три литра пива или других напитков в день. И меня заносит на два-три месяца. Друзья меня корят: мол, много пьешь, но когда мы с ними встречаемся, первыми предлагают пойти в бар. Они меня фактически соблазняют. Как побороть этот грех?».

— Любой совет хорош, когда он неформален, то есть пропущен через себя. То, что Вы сейчас сказали, очень напомнило меня в молодости. Я когда-то тоже очень любил пиво и пытался искать Царствие Небесное в баре. Ведь человек туда идет, чтобы ему стало хорошо, а не чтобы болела голова и тошнило.

Когда-то я служил на подводной лодке врачом. Это был 80-й год, октябрь, у меня был очень сложный период в жизни: несколько серьезных аварий на подводных лодках, нервная система была перенапряжена — и я вел учет употребления спиртных напитков. Я рекомендую, между прочим, это делать — просто так, для внутреннего самоконтроля. Принял бутылку пива — в календарике ставлю крестик; не помню, как домой пришел — крестик обвожу кружочком. И потом, когда я подвел итог в конце квартала, то оказалось, что за три месяца было лишь три дня, когда я не принимал ни капли, и два раза в неделю в среднем я не помнил, как приходил домой. Я подумал: а что будет дальше? А дальше зависимость будет увеличиваться, а здоровье уменьшаться. Я не оспариваю, что есть люди, которые могут пить в меру. Они так созданы. Но лично я в меру пить не могу. И когда я это понял, дал зарок на всю жизнь от всех спиртных напитков на исповеди своему духовному отцу на Евангелии и на кресте. Сейчас я считаю, что это самое умное, что я сделал в жизни.

Лукавый никогда не врет. То, что с Вами происходит — поиск Царствия Небесного, но поверьте, на дорогах, ведущих на кладбище, в адский хаос и в преисподние бездны — там нет никакой благодати. Как только человек думает, что надо завязывать с алкоголем, лукавый посылает ему телеграмму: молодец, правильно, надо завязывать. У тебя сильная воля. Ты не алкоголик. Ты сам можешь не пить. Когда человек сам не пьет какое-то время, лукавый его хвалит: «Вот видишь, как хорошо, дал слово — и держишь. Через какое-то время он говорит: как хорошо быть трезвым! Надо было раньше завязывать». И когда человек говорит себе: «Да, мне так нравится трезвость, что я никогда не запью». Тогда тот возражает: «Раз у тебя такая сильная воля, то сейчас понемножку уже можно». А как только капли спиртного попадают на язык — человек становится другим. А другому надо добавить. И никто никого не обманывает. А потом наутро лукавый говорит: «Зачем напился, как свинья? Я ж тебе говорил: пей в меру».

Лукавый боится только одного — что человек поймет, что сам бороться с грехом не может, и скажет: «Господи, помоги!» Сила Божия в духовном мире проявляется в немощи человеческой. Пока мы не признаем свою духовную слабость - не сможем получить Божией помощи. Господь не может нам насильно помочь. А друзьям так и сказать: «Я пойду с вами с удовольствием, пообщаюсь, но я дал зарок на Евангелии и кресте перед Богом». И никто Вас никогда не тронет.

Древо познания не было злым. Просто Адам был не готов к таким знаниям. Они были преждевременны. А как змей его поймал? Он сказал:

Зачем вам трудиться? Съел — и порядок, в одно мгновение, не надо прилагать усилия.

И пиво в баре тоже самое: выпил — проблемы исчезли, все ушло. Но это сворованная дорога, без труда. Это не благодать, а сатанинская прелесть, которая приходит под видом благодати. Каждый человек, который пытается так решить свои проблемы, повторяет «подвиг» Адама. Он не хочет преодолевать трудности и лишает себя той силы, которой берется Царствие Небесное. Дайте зарок. Это древняя церковная практика, укрепление воли: «Господи, я обещаю Тебе не пить, если Ты дашь мне для этого силы».

— Вопрос юного телезрителя: «Мне десять лет. Я часто просыпаюсь ночью и потом не могу уснуть. Как бороться со своими страхами?».

— Со страхами не надо бороться. Попробуйте их усиливать. Превратите страх в игру. Как только Вы начнете страхи усиливать — они исчезнут. «Сатана с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Надо Бога благодарить за все. И Господь, любящий Отец, все зло переплавит в добро. Необходимо освятить квартиру, чаще причащаться. И если получится, доберитесь до меня, я помогу Вам это преодолеть. Я буду за Вас молиться, уже с сегодняшнего дня Вам станет легче. Страхи — фантом. Солнышко встало — тени исчезли.

— Вопрос от подписчика группы «В Контакте»: «Скажите, употребление кисломолочных продуктов, кваса, винного уксуса (продуктов, содержащих небольшое количество алкоголя) влияет на качество жизни человека, который отказался от пива, вина и водки? Будет ли у него вырабатываться свой алкоголь, так как он отказался от спиртного полгода назад, а до этого были запои через каждые три-четыре месяца, примерно по неделе, с сильной интоксикацией?».

— Он должен сам почувствовать, насколько его это будет опьянять. Квас может быть разным: и пять, и шесть градусов. Если квас обычный, домашний — ничего страшного; если он перебродивший — то уже хуже. А если туда дрожжей и сахара добавить — брага будет. Сам по себе квас не помешает. И кисломолочные продукты не повредят. Я не знал такого человека, который для того, чтобы напиться, принимал бы десять бутылок кефира. Если Вы пьете квас для того, чтобы просто утолить жажду — это одно, а если ищете в нем алкогольное опьянение — другое. Есть сомнения — тогда лучше на какое-то время отказаться.

— Каковы сроки восстановления метаболизма после употребления алкогольных напитков?

— Когда человек перестает принимать спиртные напитки, за первый год выработка внутреннего алкоголя восстанавливается на 50 процентов. Через три года — на 70, через пять лет — на 80. Многое будет зависеть от дозировки, степени зависимости. В медицине есть неписаный закон: сколько времени входишь в болезнь — столько времени из болезни выходишь.

— Вопрос от подписчицы группы «В Контакте»: «Если такие грехи как раздражение, леность, быстрая утомляемость присутствуют в человеке из-за болезни щитовидной железы, вменяются ли они во грех после их постоянного исповедания? Можно ли физически и духовно их победить? Ведь болезнь нам тоже дана за что-то и для чего-то».

— Есть такое понятие в Православии: извинительный грех. Все состояния, связанные с болезнью больше психосоматические, чем духовные. Мыслить таким образом, что болезнь дается как наказание за грех, — взгляд очень специфический. Господь не наказывает человека. Человек наказывает себя сам, уходя от Бога. Когда мы ведем неправильный, нездоровый образ жизни, мы сами разрушаем тот бесценный дар здоровья, который дал нам Господь. Блудный сын сам наказывает себя, уходя от любящего Отца.

Когда блудный сын пришел к отцу, то сказал: «Отдай мне наследство, чтоб я не ждал твоей смерти. И будем жить, как если бы ты умер для меня, а я умер для тебя». Наверно, если бы мы сказали такое своим родителям, то не видать бы нам наследства как своих ушей. А Господь не останавливает, не предостерегает, дает возможность. И как бы человек далеко не уходил, Бог ждет, когда человек придет, упадет на колени и скажет «прости меня, дурака». Когда сын возвращался к отцу, тот побежал навстречу. Что это значит? Знаете, у евреев была длиннополая одежда; чтобы бежать, надо было полы держать в руках, а голые ноги — позор. Представляете, Бог, бегущий навстречу человеку? Притча о блудном сыне — единственная ветхозаветная притча, которую использовал Христос. Но в ветхозаветной притче, когда сын приходил и просил прощения, отец ему говорил: «Свиней ты возлюбил — к ним и уходи». Он выгонял сына. И когда Христос рассказывал эту притчу, иудеи знали, чем она окончится. И вдруг — отец, бегущий навстречу! Для них это была страшная провокация - «праведный» сын, возмутившая подлинного иудея. Вот старший сын и сказал: «Ты мне ни разу не устроил пира. Когда же сын твой пришел (он даже не называет его братом!), то ты зарезал теленка, а мне даже ягненка не заколол». Поэтому я не думаю, что Господь наказывает кого-то болезнями. Многие наши проблемы из-за того, что мы редко принимаем Тело и Кровь Христа.

На днях была принята очередная Концепция Русской Православной Церкви. Многое сейчас будет дано на усмотрение духовных отцов, предстоятелей. Первые христиане на протяжении многих веков причащались каждый день. Они получали Запасные Дары, когда приходили на ночную Божественную литургию раз в неделю, у каждого был крест, Евангелие — и они причащали себя рано утром натощак после молитвы. Сейчас нет такой практики, но когда люди причащаются часто, к ним возвращается радость жизни. Господь сказал: . А оскудение любви происходит от редкого Причастия. Грех — талант без любви. Как сказал Василий Великий, «клевета — это правда без любви». Грех — это клевета на Божий образ. Чтобы увидеть свои немощи, нужно получить духовное освящение.

Вы все правильно делаете: хорошо, что приходите в храм, наблюдаете за собой. Может быть, нужно и валериану принимать, если раздражительность повышенная, надо согласовать все с Вашими гормональными расстройствами - врачебная консультация не повредит. Но я бы рекомендовал частое Причастие, если Вас на это благословит Ваш духовник.

— Вопрос из группы телеканала «Союз» «В Контакте»: «В “Символе веры” написано: “исповедую едино Крещение во оставление грехов”. Я крестилась в 28 лет. Вспоминая юные годы, только сейчас осознаю свои грехи. Простились ли они при Крещении, нужно ли их исповедовать?».

— В Евангелии сказано: «который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» . Это извинительный грех. Многие первохристиане старались креститься как можно позже, потому что при Крещении уходят все грехи. Но при этом, когда грехи прощены, не надо их забывать, чтобы они не вернулись. Память не должна угнетать человека, и то, что мы не видим многие грехи — тоже милость Божья. Потому что если мы увидим все сотворенное нами, войдем в глубокую депрессию. Грехи нам открываются благодатью Божией по мере нашего духовного укрепления. То, что Вы сейчас начинаете их видеть — показатель того, что в душе происходят благодатные изменения. Надо благодарить Бога, что Господь помог уйти от этого. Верьте, что грехи несомненно прощены при Крещении.

Если же чувствуете, что Вас что-то беспокоит, еще раз исповедуйте это. Хуже от этого не станет. Покаяние — перемена ума, жизни, судьбы. Встал, упал — вставай, поднимайся, иди дальше. Вот что для Бога самое главное. На предсмертной исповеди, если есть такая возможность, люди вспоминают все грехи, даже прощенные. Апостол Петр помнил грех отречения от Христа — и когда его вели на распятие, попросил, чтобы его распяли вниз головой. Он очень сокрушался об этом грехе. И, конечно, был прощен.

—Вопрос телезрителя через группу «В Контакте»: «Родной человек год не пил, потом попал в больницу, принимал таблетки от давления. Сейчас беда вернулась: сорвался и каждый день выпивает. Что нужно делать семье, как себя вести, чтобы убедить его не пить?».

— Человека могут остановить две силы: любовь и страх. Исцеляет только любовь.

Созависимость — это не та зависимость, в которую попадает человек, живущий рядом с пьющим, а тот, о ком сказано: сколько водки выпито — столько слез пролито. В медицине это называется неврозом. Созависимость не медицинское понятие. Это народная трактовка постоянной стрессовой ситуации. Я не очень согласен с данным термином. Например, муж угоняет машины, а жена находится в неврозе от этого, боится, что мужа поймают. Но она же не является угонщицей. Созависимость греху — когда угоняют машины вместе. Или когда муж и жена вместе пьют.

Люди начинают принимать алкоголь, когда появляется уверенность, что ситуация под контролем. Человек приходит лечиться, а у него в голове такая мысль: какое-то время подержусь, а потом буду пить немного, как все нормальные, здоровые люди.

Иногда лучшее, что мы можем сделать для наших близких — проявить достаточно жесткий подход. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Не попустительствуйте в этих страстях! В конце концов, мужу нужно сказать:

Определись. Мы тебя все очень любим. Но такое ощущение, что ты водку любишь больше нас. Ты выбери, кто тебе ближе.

У меня было много таких случаев: люди приходили на лечение, когда жена ставила вопрос о разводе. Если терпеть, ждать — ничего не изменится. Происходит манипулирование ситуацией. Ваш муж запил через год, потому что он так себя настроил. Пусть он знает, что ему нельзя пить ни капли всю оставшуюся жизнь, а не один год. Сила человека — в знании своих слабых мест.

— Хочется Вас спросить и о радости, которая сопровождает Царствие Небесное, возрастающее в душе человека.

«По тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» . Если у нас нет любви между собою, то мы не ученики Христовы. Глядя на православных людей, все должны сказать, что хотели бы тоже быть православными, потому что они самые счастливые, самые красивые, самые успешные. Им сам Господь помогает. А посмотрите на нас: бедные мы несчастные люди. Иногда собой карикатуру представляем. На пороге храма нередко стоит злая бабка, и когда человек туда приходит и говорит «я ничего не знаю, что мне почитать», она его в книжную лавку посылает. А в книжной лавке ему говорят, как умереть по-православному, как изучить грехи, как подготовиться к мытарствам. То есть человека запугивают, «загружая» такими вещами.

А ведь хорошо войти в Церковь через благодать, через радость, свет. Только когда младенец научится принимать жидкую пищу, ему дают твердую. Не надо начинать с изучения грехов. Главное препятствие для современных христиан — попытки выполнять правила. А правила очень хорошо выполняли иудеи. У них было 611 талмудических заповедей и десять заповедей Божиих. Только вот при этом Христа распяли. У человека складывается впечатление, что если он выполнит какое-то правило, то это и есть самое главное. А самое главное правило — быть счастливым, «никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение», как сказал преподобный Амвросий Оптинский. «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата».

Помните, что мы люди очень счастливые и Господь посреди нас, благодать Его всегда с нами. А то сегодня православный человек уподобляется психически больному, который пришел к психиатру, а тот ему говорит: почитайте учебник по психиатрии, разберитесь в себе — и приходите, поговорим. Так если больной почитает учебник по психиатрии, он уже не придет к психиатру. Его и в живых-то, может быть, не останется. Не надо раскапывать грехи — надо освещать душу, получать духовный иммунитет. Душа человека, как костер, горящий в лесу. И когда он горит ярко, все комары от него отлетают. Комары — внешние мысли невидимого отрицательного мира.

Сейчас многие люди только выискивают недостатки друг у друга. Это большая беда. Уместно в конце передачи вспомнить преподобного старца Паисия, которого Церковь недавно канонизировала: «Есть люди, которые ведут себя, как пчелы, и повсюду видят цветы и мед, а есть люди, которые ведут себя, как мухи. А что видит муха, влетающая в цветущий сад? Братья, не превращайтесь в мух, влетающих в Храм Божий. Оставайтесь пчелами даже на помойке жизни».

Бесы очень боятся чувства юмора. Не теряйте его, не становитесь очень серьезными. Дураки с ума не сходят. Будьте как дети. Любимый герой русских сказок — Иван-дурак. Он ведь не был дураком, он был любящим человеком, прощал братьев — и в конце сказки стал царем. Он не творил безнравственных поступков. А умные братья были подлинные дураки: получили десять шапок серебра — и на этом все закончилось.

—В заключение хотелось бы услышать Ваше пожелание на Великий пост.

— Приближается самое радостное время. Пост и молитва — два крыла, с помощью которых человек поднимается к Богу. Все православные люди, уверен, ждут поста как манны небесной. Попробуйте первую седмицу поголодать - будет очень легко. Это такая духовная радость! Голод вам поможет очиститься от земных шлаков, от физической грязи, а пост поможет очиститься от мусора духовного. И будьте каждый день в церкви. Правда, Причастие у нас будет ограничено: только среда и пятница, выходные дни.

С каждым постом мы приближаемся к Богу. Как начнется пост — уже и Пасха не за горами, рядышком совсем. Так что нужно, чтобы у вас в душе и в сердце уже была Пасха Христова.

— Спаси Господи, батюшка! Благословите нас на прощание.

— Да пребудет с вами Божия благодать во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Арсения Волкова

Спрашивает Иван
Отвечает Виктор Белоусов, 09.03.2016


Мир Вам, Иван!

По поводу Царства Божьего и Царства Небесного есть как-минимум два мнения:

1) Это одно и то же. Речь идет о власти Божьей, которая проявляется на Небе, так и на земле через Христа и Его тело.

2) Это различные понятия.

И на втором мнении я хотел бы остановиться чуть подробнее, т.к. на эту тему есть много спекуляций. Можно искать различные отличия, но для поиска этих отличий должна быть причина. И действительно обоснованной причиной увидел именно культурный контекст того времени. Т.е. сегодняшнее значение этих слов отличается от значения для людей первого века Иудеи из-за другого культурного контекста.

"Особое впечатление на этой конференции произвел на меня доклад профессора Ньюболдского Колледжа Гунарда Пэдэрсона, освещавший разницу между традициями чтения Священных Писаний в Христианстве и в Иудаизме . В частности, Пэдэрсон подметил, что многие христиане изучают Библию исключительно по темам. И таким образом заучивают только те отдельные стихи, которые относятся к той или иной заранее предложенной теме. Подобная практика приводит к тому, что смысл многих, даже евангельских текстов, остается нераскрытым в христианской традиции. Кроме того, тематический подход к исследованию Библии приводит к образованию системы «штампов», устоявшихся понятий, которые существуют веками и автоматически применяются при истолковании Библейских текстов.

Одним из примеров такого штампа является термин «Царство Небесное» (по-гречески басилея тон уранон), который встречается в Евангелиях 31 раз исключительно в Евангелии от Матфея. В православной культуре не раз приходится слышать выражение «царство ему небесное», употребляемое по отношению к умершему человеку. Если эта фраза звучит из уст верующего человека, то понимается она однозначно. Произносящий желает, чтобы душа этого умершего находилась в раю. Таким образом и существует этот никем не оспариваемый штамп о значении выражения «Царство Небесное», как о месте, где окажутся все спасенные, получившие вечную жизнь.

Вот здесь и возникает масса сложностей.

Во-первых, уже в самом начале Евангелия от Матфея в так называемой Нагорной проповеди встречается следующее высказывание Иисуса: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (). Получается, что в вечной жизни спасенные разделены на классы и существует неравенство. В Церкви Святых Последнего Времени, именуемых в простонародье Мормонами, так буквально этот стих и понимают. То есть существуют высшее и низшее небо. На высшем находятся большие праведники, а на низшем – меньшие. Иными словами, если человек «не дотянул» до какой-то определенной моральной и духовной планки, то он все равно спасется, только будет меньшим. Если это так, то становится абсолютно непонятным, где находится самая «низшая планка праведности», ниже которой спасение невозможно. Именно по этой причине большинство христианских учений отвергает идею о градации тех, кто получил спасение, на больших и меньших.

Однако этим проблема большего и меньшего в Царстве Небесном не исчерпывается. Иисус говорит о своем двоюродном брате, Иоанне, который своими пророчествами предрекал его приход, следующие слова: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (). Если применить традиционное в христианстве понимание Царства Небесного как места, где спасенные проводят вечность, то получается полнейшая путаница. Неужели самый великий человек на земле не сможет преодолеть планку спасения? Следующий стих «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» () вообще угрожает перечеркнуть всю суть доктрины спасения по вере, а не от дел, проповедуемой в христианстве еще со времен Мартина Лютера.

Проблематичность фразы «Царство Небесное» была замечена еще отцами церкви. В отличие от словосочетания «Царство Божье», которое встречается в других Евангелиях, выражение «Царство Небесное» встречается, как мы сказали, исключительно в Евангелии от Матфея. Большинство притч Иисуса, которые записаны Матфеем, являются притчами о «Царстве Небесном». Фактически Иисус использует 10 притч для того чтобы объяснить своим ученикам этот, на первый взгляд несложный, термин. Стоит лишь бегло взглянуть на эти притчи в 13 главе Евангелия от Матфея для того, чтобы обнаружить, что понятие «Царство Небесное» абсолютно не эквивалентно понятию «рай». К примеру, в притче о неводе () Царство Небесное является неводом, в который попадает хорошая и плохая рыба; и только «при кончине века» «ангелы отделят злых от праведных». Очевидно, что невод - это не рай, в котором злых по определению быть не может. Точно так же и с притчей о пшенице и плевелах ( , 37-44). Здесь в этой притче Царство Небесное конкретно уподобляется той работе, которую ведет Иисус на земле. Те, кто следует за ним, названы «сынами царства», но есть и «сыны лукавого», которых выкорчевали во время жатвы «при кончине века». Причем, когда Иисус дает объяснение притче о плевелах в 27-44 стихах, он прямо говорит, что в конце времени Сын Человеческий «пошлет ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие». Однозначно, что в раю нет ни соблазнов, ни делающих беззаконие. Именно поэтому отцы церкви считали, что «Царство Небесное» есть сама церковь Христова, в которой есть и «пшеница и плевелы».

Однако, подобное истолкование на основании выше перечисленных притч никак не помогает объяснить «иерархию» упомянутую двух текстах Евангелия от и 11:11. И даже если, сделать предположение о том, что содержит идею церковной иерархии, то и это никаким образом не может объяснить почему Иоанн Креститель, величайший из рожденных женами, оказался в церкви на самом низком положении.

Удивительно что большинство даже экзегетических комментариев на Евангелие от Матфея, составленных как учеными консервативного, так и историко-критического направления, дают весьма обтекаемые и неконкретные объяснение употребления термина «Царство Небесное» в вышеуказанных текстах. Это подтверждает наше предположение о том, что христианство зачастую использует устоявшиеся клише, под которые подгоняется библейский текст. Но вторая причина такой обтекаемости заключается в том, что для этих ученых, большинство из которых является протестантами, очень сложно внутренне согласиться с тем, что говорит Иисус в начале своей нагорной проповеди.

Для того чтобы понять значение слов «Царство Небесное», необходимо детально исследовать контекст Нагорной Проповеди, частью которой является эта фраза. Проповедь начинается с 17-го стиха 5-й главы:

«Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ().

Стих 17-й многие христиане зачастую понимают с точностью до наоборот, предоставляя, будто Иисус, пришел выполнить закон, для того, чтобы христиане более не находились под его бременем. Проблема такого понимания заключается в том, что в христианском богословии понятие «Тора», переведенное на греческий словом номос (закон), воспринимается исключительно как набор каких-то правил и установлений, которые Бог специально изобрел, для того чтобы обременить ими евреев. Однако же в иврите понятие «Тора» трактуется значительно шире. Оно происходит от еврейского существительного ор, свет и воспринимается как Божье откровение или просвещение согласно записанному в 18-м Псалме: «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи».

Исходя из того, что написано в 18-м стихе, Тора занимала в учении Иисуса приоритетное место. Более того, его высказывание по поводу йоты и черты явно не поощряет современного отношения к детальным исследователям законов Торы, которых во многих христианских кругах считают формалистами и буквоедами. Однако же, в словах Иисуса, записанных на греческом как иота эт хэ миа кераиа (одна йота и одна черта) содержится весьма важная информация. Дело в том, что в этом контексте, йота (י) не употребляется в значении самой маленькой по размеру буквой еврейского алфавита. Слово кераиа, переведённое, как черта, многие комментаторы истолковывают как элемент букв еврейского алфавита. Действительно, с точки зрения написания еврейские буквы можно разделить на простые элементы, где черта представляет собой прямую линию в букве, а йота – скругленную. Иными словами, если даже посмотреть на любого первоклассника, который учится писать, его сначала тренируют вырисовывать элементы букв. Таким образом, вопреки мнению многих комментаторов, Иисус говорит не о какой-то абстрактной малой части закона, а о буквах Торы, вернее о точности их написания.

В отличие от современных алфавитов и шрифтов, еврейское письмо первого века, написанное примитивными инструментами на грубой поверхности кожи или папируса читать весьма непросто. К примеру, даже при типографском качестве шрифтов начинающие изучать иврит испытывают трудности в различении букв бет ב и каф כ или далет ד и рэш ר. А в древних текстах ситуация еще сложнее. В частности буквы йуд (йота) י и вав ו, как видно на письме, отличаются между собой лишь наличием вертикальной черты, которая как-бы продолжая букву йуд делает из нее букву вав. Как видно, еврейский текст не прощает небрежного отношения, а потому, как в древние времена, так и сегодня как к соферу, книжнику, так и к читателю текста предъявляются очень высокие требования. Ведь неверное прочтение или написание букв может привести к искажению текста Торы.

Итак, если в 18-м стихе Иисус говорит о том, что он не намерен изменить ни одну букву в Торе, то получается, что Он является самым главным «буквоедом». Однако, в раннем иудаизме, это буквоедство имело крайне важное значение. Дело в том, что как в первом веке, так и сейчас, всякий иудей, желающий серьезно изучать Тору должен был поступить в ученики к раввину в йешиву. Термин йешива в переводе с иврита происходит от глагола йашав, сидеть, и, говоря современным языком, означает учебную сессию. В буквальном смысле эта «сессия» выглядела так: ученики, сидя вокруг раввина, изучали Тору. Талмудическая аггада рассказывает о том, как известный иудейский лидер конца первого века Рабби Акива в сорокалетнем возрасте вместе со своим сыном сел учиться у Рабби Элиезера и начал с алеф и бет. Иными словами, в первом веке изучение Торы начиналось с обучения основам грамоты. Ведь простые люди в то время читать и писать не умели, а без этого Тору изучать невозможно.

Выходит, что в Евангелии от Иисус говорит о программе своей йешивы. Вот почему к Иисусу постоянно обращаются «равви» или учитель. Причем ученики Иоанна Крестителя, после того, как тот указал им на Иисуса, сразу же обратились к нему со словами «равви, где живешь» и последовали за ним. В то время большинство известных раввинов были людьми весьма бедными и собирали учеников у себя дома. Таким образом мы видим, что Иисус начал свое служение с того, что открыл йешиву, в которую стал набирать учеников. Если сегодня пройти по Бруклину, то можно увидеть йешиву на каждом перекрестке. Каждая йешива носит либо какое-то название, отделяющее ее от других, либо имя ее основателя. В первые века большинство иешив носили имена своих основателей. Например, еще в конце первого века до нашей эры два раввина, родоначальники фарисейского иудаизма, Шаммай и Гиллель основали свои йешивы, которые носили названия Бэт Шаммай и Бэт Гиллель. Иисус же решил не называть свою йешиву своим именем, а назвал ее, согласно записанному в Евангелии от по-еврейски малхут ашамайим, - «Царство небесное». Именно поэтому в одной из притч о «Царстве Небесном», в притче о плевелах, Иисус называет своих учеников б’ней малкут, сынами царства (), причем на основании притчи видно, что понятие б’ней малкут не ограничивается лишь кругом его 12 апостолов и даже кругом из 72 приближенных к нему. Точно так же как йешивы Бэт Шаммай и Бэт Гиллель существовали после смерти Шаммая и Гиллеля до времени разрушения Храма, и в них преподавали последователи этих раввинов, йешива Иисуса существует до «кончины века» и там учатся и преподают последователи Иисуса.

Название «Царство Небесное» Иисус выбрал для своей йешивы не случайно. Иисус преднамеренно подчеркивает контраст между своим отношением к Торе и тем отношением, которое практиковалось в йешивах, где преподавали ученики Шаммая и Гиллеля. К концу I в. до нашей эры в раввинистическом иудаизме сформировалось понимание, что верным истолкованием Торы является то, которое поддерживается большинством раввинов. Так, например, из двух постоянно конкурирующих между собой йешив Шаммая и Гиллеля признается только толкование Торы, которое дают ученики Гиллеля, из-за того, что их больше. Вырвав из контекста слова «она не на небе», записанные в книге , раввины приписали себе окончательное право решать, что есть истина. Назвав свою йешиву «Царством Небесным», Иисус желал подчеркнуть, что толкование Торы является прерогативой Всевышнего.

Таким образом, Нагорная Проповедь Иисуса, фактически является, презентацией Ииусом своей йешивы. То есть, в первых 16-и стихах 5 главы Евангелия от Матфея, известных как «заповеди блаженств» Иисус формулирует требования, которые он предъявляет к желающим учиться у него. Затем в стихах 17-20 он излагает суть своей «учебной» программы, в основе которой заложена верность принципам Торы и традициям ее изучения. Вот почему в этом контексте Иисус говорит, что всякий из его учеников, кто нарушит малейшую заповедь Торы и других будет учить этому, назовется в его йешиве, то есть Царстве Небесном малейшим. Греческое слово люо, «развязывать», переведенное в Русской Синодальной Библии как «нарушить» в раввинистическом иудаизме имеет более глубокий смысл, нежели просто исполнение. Скорее всего, люо передает раввинистический термин матир, разрешать. В иврите Мишны два термина матир и ассир - разрешать и запрещать - употребляются по отношению к раввинским галахическим решениям, являющимся юридическими нормами в иудаизме. Из употребления глагола люо следует, что Иисус обращается к Своим ученикам, как к будущим раввинам. И, если выразиться современным языком, предупреждает их, что если выучившись у него, они своим раввинским авторитетом будут «развязывать», то есть разрешать нарушение даже самой малой заповеди, то он «поставит им двойку».

Понимание «Царства Божьего» как названия йешивы Иисуса помогает также понять значение слов Иисуса, сказанных по отношению к Иоанну Крестителю. Тот назван меньшим из меньших в «Царстве Небесном». История о крещении Иисуса излагается во всех четырех Евангелиях, но только в Евангелии от Иоанна подробно говорится о том, как ученики Иоанна Крестителя, оставив его и назвав Иисуса раввином, фактически перешли в его новооткрытую йешиву. По этой причине Иоанн говорит, что Иисусу надо расти, а Иоанну Крестителю умаляться. Таким образом, ученики Иоанна Крестителя, завершив обучение у него, перешли учиться к Иисусу. Получается, что йешива Иисуса является «учебным заведением» более высшей ступени. А потому в 11-й стихе 11-й главы Евангелия от Матфея говорится о том, что даже самый начинающий студент йешивы Иисуса является выпускником Иоанна Крестителя, перешедшим на более высокий уровень духовного обучения."

Если говорить именно о сути Божьего Царства - оно одно, независимо от названий (назвать можно как угодно - хоть Лоза, хоть Невеста и т.д.). Не может быть разных Божьих Царств - потому что Бог один и Его воля одна. Но если брать именно значения слов и пояснений к ним (например, про Иоанна Крестителя и меньшего в Небесном Царстве), то идея Небесного Царства как названия "школы Иисуса" выглядит достаточно аргументированной.

Божьего Вам благословения,

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

Слова, используемые в Библии для передачи понятия «царство» [евр. малхут; греч. басилейа ], означают: «царская власть», царское владычество». Слово «царство» имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю» (ср. Пс 144:13; Мф 25:34).

В Евангелие от Матфея чаще употребляется другое словосочетание — «Царство Небесное» (32 раза; «Царство Божие» — только в Мф 6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43), но эти выражения синонимичны.

Царство Божие означает прежде всего неограниченную власть Господа над миром — над царством природы и Духа (Пс 102:19)

19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
(Пс.102:19)

Но помимо этого, подразумевается и нечто другое, а именно: господство Бога, Которому мы себя подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим.

Иисус учит молиться о пришествии этого Царства, этой царственной власти Бога (Мф 6:10)


(Матф.6:10)

Царство Божие одновремеменно пребывает в настоящем и в будущем

Природу его нельзя назвать ни чисто земной, ни чисто неземной, ни чисто духовной (1Пар 29:11); односторонняя трактовка привела бы к сужению этого библейского понятия.

11 Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.
(1Пар.29:11)

II. БИБЛИЯ О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ

Царство Божие, отчасти проявляющееся в настоящем, во всей своей полноте придет в будущем.

В Ветхом Завете сообщается о зарождении Царства Божьего, о том, что противостоит ему на земле, излагаются пророческие обетования, касающиеся этого Царства и его будущего.

Новый Завет показывает Того, в Ком «Царство Божие» на земле проявляется воочию: Иисуса Христа.

! Где находится Христос, там и наступает Царство Божие

Но только со Вторым пришествием Иисуса в славе Царство Божие обретет свое совершенство на земле:

1 Ветхозаветное возвещение Царства Божиего и его ожидание

Говоря о ветхозаветной истории Царства Божьего, прежде всего следует иметь в виду миссию Израиля.

Чтобы установить Свое Царство на земле, Бог избрал народ, которым стал особым образом руководить, чтобы через него всем остальным народам открылась Божья сущность.

5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
(Исх.19:5,6)

Чтобы вооружить Израиль для исполнения высокого поручения, Бог посылал ему Своих пророков, устами которых Он давал народу указания.

25 С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих — пророков, посылал всякий день с раннего утра;
(Иер.7:25)

Но народ Израиля сопротивлялся водительству Бога и препятствовал осуществлению Царству Божьему на земле (см. Неем 9:6-37).

С резкими обличениями израильтян выступали пророки, возвещая суд над избранным Божьим народом. И наказание пришло. Палестина была завоевана врагами, а народ уведен в плен. Но Бог не отказался от Своего замысла.

Предсказания пророков о грядущем Царстве, в котором свершатся Божьи замыслы, должны были исполниться. От Израиля исповедание Бога должно распространиться на все народы мира. Оружие, предназначенное для войн, будет перековано в орудия труда.



(Ис.2:2-4)

1 И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы.
2 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима.
3 И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
4 Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.
5 Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков.
(Мих.4:1-5)

Израиль станет благословением «посреди земли» (Ис 19:24). Это царство на земле установит Царь из рода Давида. Он будет «производить суд и правду на земле» (Ис 11:1,2; Иер 33:15). В то время как для земных царств характерно звериное начало (см. Дан 7), грядущее Ц.Б. исполнено человеч. черт. Его представляет «как-бы Сын человеческий» (Дан 7:13). Оно сменит все предшествующие земные царства и заступит на их место (Дан 2:44). В грядущем Ц.Б. жизнь будет подчинена новым установлениям, соотв. Божьей воле (Иер 31:33; Иез 36:25 и след.);

2 Царство Божие в современном мире

Иоанн Креститель и Иисус объявляли, что Царство Божие «приблизилось» (Мф 3:2; 4:17).

2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.3:2)

17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.4:17)

Иоанн говорил, что это Царство установит Тот, Кто идет за ним. Вся проповедь Иисуса наполнена напряженным ожиданием: Царство Божие уже на пороге, оно уже наступило в Иисусе, но о приходе Царства все же следует молиться.

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
(Матф.6:10)

7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
(Матф.10:7)

28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
(Матф.12:28)

В Своих притчах (Мф 13) Иисус говорит о возрастании этого Царства; данный процесс будет завершен могущественным вмешательством Бога (притча о неводе, ст. 47-50).

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
(Матф.13:47-50)

! Царь этого Царства — Сам Иисус, посланный Богом

Его Царство носит духовный характер, оно «не от мира сего»

36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
(Иоан.18:36)

Его нельзя установить человеческими усилиями и с помощью оружия (ст. 33-37).

Тот, кто желает «увидеть» Царство Божие и ждет его «пришествия», т.е. «от Духа»

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Иоан.3:1-8)

! Царство Божие не может считаться принадлежностью только иудеев

Оно доступно каждому, кто находится в правильных отношениях с Богом

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
(Матф.8:11)

«Основным законом» царства власти Бога по праву считается Нагорная проповедь, в которой перечислены основные правила, действующие в Царстве Божием.

Жертвенной смертью Иисуса, Его воскресением и вознесением созданы духовные предпосылки для того, чтобы древние обетования о Царстве Божьем на земле и о миссии Израиля смогли осуществиться. Очевидно, именно этого ожидали ученики Иисуса перед Его вознесением:

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
(Деян.1:6)

Отвечая на этот вопрос, Воскресший не опроверг высказанное предположение, но сказал, что право устанавливать времена и сроки принадлежит одному лишь Отцу. Самим же ученикам довелось пережить событие, имевшее чрезвычайно важное значение в истории Царства Божьего, когда апостолы «исполнились … Духа Святого» (Деян 2).

С того дня, Царство Божие охватывает всех, кто верит во Христа, в великую, вселенскую Церковь Христову, которая представлена на земле поместными церквами, но не ограничивается ими.

! В , воплощается Царство Божие.

Внутри нее исчезают все национальные, религиозные и социальные различия

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
(Гал.3:28)

Поскольку Христос — поставленный Богом Царь Царства Божьего, то это Царство по праву называется Царством Христа

11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
(2Пет.1:11)

Верующий в Христа введен в Его Царство

13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
(Кол.1:13)

где торжествуют «праведность и мир и радость во Святом Духе»

17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
(Рим.14:17)

Подданные этого Царства еще живут в мире

15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
(Иоан.17:15)

но они уже могут общаться с Богом; они сопричастны Небесному Царству;

20 Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
(Фил.3:20)

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
(Кол.3:1-3)

3 Грядущая полнота Царства Божиего

Присутствие Царства Божиего пока сокрыто от людей и познается только верой. Но со Вторым пришествием Господа Царство Божие установится в силе и славе.

Здесь следует различать два аспекта:

а) грядущее Царство сначала будет земным; тогда сбудутся многие пророческие предсказания

(напр., Ис 2:2-4; 11:6-9; Зах 8:13,20-23).

2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
(Ис.2:2-4)

6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
(Ис.11:6-9)

13 И будет: как вы, дом Иудин и дом Израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением; не бойтесь; да укрепятся руки ваши!
(Зах.8:13)

20 Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов;
21 и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; [и каждый] [скажет]: пойду и я.
22 И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа.
23 Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.
(Зах.8:20-23)

На основании Священного Писания можно говорить о тысячелетнем царстве (Откр 20:1-6).

В этом сбудется предсказание о призвании Израиля. Иисус, придя на землю во второй раз, будет вершить суд над народами, решая, кто достоин «наследовать» Его Царство (Мф 25:31-46).

Нельзя относить библейского высказывания о земном Царстве Христа только к духовной сфере, тем самым обесценивая их. Когда-то с неба будет объявлено: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр 11:15);

б) земное Царство Христа следует, однако, отличать от последнего совершенства всего сотворенного, когда Христос передаст Свою царственную власть в руки Отца, и всякая власть и сила окажутся упраздненными (1Кор 15:24)

24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
(1Кор.15:24)

Тогда Царство Божие достигнет своей полноты. Когда будут одолены все враги Божьи, и как последний из них — смерть (ст. 26), Иисус исполнит предназначение Своей царственной власти.

С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.

Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны.

Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10).

Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия. Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36).

Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33).

Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15).

Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди). У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196).

Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).

Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212).

Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.

Читая Библию, многие размышляют над тем, как же выглядит, где находится Царство Небесное. Для кого-то оно представляется в виде пейзажей заграничных курортов в сочетании с пением заморских птиц и журчанием ручьев. Но это второстепенно. Ведь Царствие оттого и Божие, что в нем царит Господь.

Красивые пейзажи и райское пение — это только декорации

Для кого-то оно обязательно представляется символическими райскими обителями, где растут прекрасные деревья с вкусными плодами, ходят диковинные звери, поют птицы, журчат ручьи... Посреди всей этой красоты ходят люди, им так хорошо, они сыты и веселы, встречаются со своими родственниками и друзьями.

У кого-то фантазия доходит и дальше: в Царстве Небесном должны быть очень уютные дома, в которых люди живут своими семьями. Вот такая красивая картинка. Только какое же место в ней занимает Бог? Не похоже ли это на какой-то улучшенный вариант земной жизни: красиво и комфортно?

В книге протоиерея Александра Торика «Флавиан» есть такой момент, когда главного героя — Алексея — просят изобразить рай в его представлении. Он описывает красочные картины, уютненький домик, где живет вместе со своей семьей. Вот такая сказочная идиллия, но только забывает он о самом главном. В первоначальном виде его рай был… без Бога.

В Послании к римлянам апостол Павел пишет:

Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость о Святом Духе

Получается, что это, в первую очередь, духовное состояние. Если вы представляли себе райские обители с пальмами и красивым закатом, то придется вас сразу же огорчить. Хотя это совсем не значит, что в Царствии Божием как месте, уготованном для праведников, всего этого не будет. Но это лишь второстепенное, вариант декораций. Главное — это пребывание с Богом.

Неподвластные законам природы

Истинно верующие люди, святые достигали того духовного состояния, когда на первое место ставили именно Господа. На них не всегда действовали законы природы. Как можно объяснить то, что Серафим Саровский 1000 дней и ночей стоял на камне и молился — его не волновало, сыт ли он, спал ли, что кушал? Иоанн Предтеча питался только акридами (род саранчи) и диким медом, носил одежду из верблюжьего волоса. Преподобный Захария Постник вкушал лишь зерна и овощи, только один раз в день, после захода солнца.

Среди преподобных Печерских есть те, что все время проводили в затворе и только один раз в неделю вкушали хлеб и воду.
Обычному человеку, привыкшему к сбалансированному питанию, прогулкам на свежем воздухе, занятиям спортом, такой образ жизни кажется смертельным.

Но как выглядели святые? Современники Серафима Саровского говорили, что от него исходил своеобразный свет, а глаза сияли радостью. Почему? Потому что они уже на земле достигли высшей степени духовности — соединения с Богом.

Пригласить Бога в собственное сердце

Именно о таких и говорит Христос в Евангелии от Луки:

Царствие Божие внутри вас

То есть, оно там, где живет Бог. А Он пребывает там, где призывают Его имя, где Его ждут, где Его любят и на Него уповают. То есть получается, что Царство Небесное — в сердцах праведников.

Что сделать человеку, чтобы достичь похожего состояния? Пригласить Бога в свое сердце. Как? Сначала надо приготовиться к Его приходу. Вы ведь не позовете дорогих гостей в неубранную квартиру? К приходу Бога нужно очистить свое сердце, кому-то даже придется сделать капитальный ремонт, то есть кардинально поменять образ жизни — вкусы, привычки, круг общения или даже род деятельности.

Собрать картинку своей жизни

Бог создал человека совершенным, но эту гармонию нарушил грех. Вот представьте себе коробку с пазлами. Раньше она была красивой картинкой, но пришел разрушитель и все испортил. Может быть так, что некоторые кусочки где-то даже затерялись.

Вот эта целостная картинка — это человек, созданный Богом, разрушитель — дьявол, разбросанные пазлы с потерянными деталями — человек, подточенный грехом.

Нам жизнь дана на то, чтобы вернуть целостность картинке, ведь Царствие Божие внутри вас. Сделать это помогает Бог, который принимает наше покаяние и прощает грехи. Если человек обращается к Богу, то есть искренне молится, то он уже ступает на путь изменения жизни. Он просит Бога посетить его, научиться слышать волю Творца.

В таком состоянии рождается настоящая вера. Нет сомнений в том, что Бог милостив, кроток, именно ему надо доверить свою жизнь, чтобы не утонуть в жизненных испытаниях.

Опыт христианской жизни абсолютно меняет человека. Если у тебя в сердце живет Христос, ты уже не сможешь согласиться на сознательный грех. Со временем открываешь для себя, насколько любит Бог каждого, насколько он Милостив.

Человек постоянно пересматривает свою жизнь и пытается совершенствоваться духовно. Он пытается познать Бога, насколько это возможно в масштабах земной жизни. То есть, он делает сознательный выбор — быть с Богом — и движется по намеченному пути.

Это — первые шаги навстречу Царству Небесному. И для людей, познающих Бога, такой «рай» совсем не кажется скучным и непонятным. Это именно то, к чему они стремились. С помощью Творца они сложили пазлы в картинку собственной жизни, вернули ту удивительную гармонию. Царство Божие начинается в их собственном сердце.