Как участвовать в поиске сокровищ. Развлекательно-игровая программа в начальной школе "в поисках сокровищ"

Если подумать, то поиски клада с записками-шифровками были одним из моих любимых развлечений в детстве! И я не понимаю, почему я до сих пор лишала этого своих детей.

Ну то есть не совсем лишала... Вообще-то я уже однажды применяла этот метод, когда старалась вызвать у Максима желание читать). Был нужен СТИМУЛ. И тогда я стала прятать от него конфеты и писать записки, куда надо заглянуть. Ну типа там: "Диван". А где-то на диване - следующая записочка, и так штук 7.
Подсказки постепенно усложнялись, превращались в предложения и целые абзацы.
Ну а потом Максим стал хорошо читать, и развлечение забылось.
Майя сопротивления не оказала, сразу начала читать сама)))

А тут у нас внезапно в одном из заведений стали проводить такого рода квесты для детей, с загадками, головоломками и пр. Мы пару раз сходили - всем понравилось. И я подумала - а я-то почему туплю? Я же могу сама! И приступила к делу.

Первый клад искали дома у друзей. Участвовали Макс и Майя (7 и 5 лет соответственно), и дочь друзей Ариша (6).
Задания составили не очень сложные. И в результате дети их расщелкали за 5 минут, мы даже чаю выпить не успели)). Но всем, конечно же, понравилось.

Задания составлялись на коленке, в электронном виде у меня их нет, но я сейчас по фотке вспомню - и вкратце напишу. Если кому-то пригодится - буду рада)

1. Пробелы в неправильных местах: ПОС МОТР ИТЕПОДРА КОВИ НОЙВК УХНЕ. Дети сначала впали в ступор, но догадались быстро. Задание хорошее, но одноразовое).
2. Зеркально отраженная фраза (вон она, над монетками). Внизу была приписка - типа смотрите, буквы все наоборот, какой предмет поможет это прочитать? Но тут провал - Максим все прочитал без зеркала))))
3. Анаграммы: ПДКЗОКАСА В КЛЯКСОЕ. Мы подумали, что это будет сложно, поэтому оставили на своих местах первые и последние буквы. Зря)). На решение ушло секунды две)
4. Замена букв (справа вверху записка). "А - это И, И - это А". И таким образом "стиральная машина" превращается в "старильния мишани". Тоже легкотня, конечно. Зато весело)
5. Ребус. У нас было "кресло Миши" (это Аришкин младший брат). Внизу мы специально приписали, что не надо трогать Мишу, потому что Миша в это время спал в кроватке, но это нам не помогло)). Увидев слово "Миша", дети сразу закричали: "Да че гадать, пойдем просто поищем около него!"))).
6. Решетка Кардано - мое любимое из детства). Карточка с отверстиями. Накладываем на бумажку с хаотично разбросанными буквами, в "окошках" видим нужные. Дети такое встретили впервые, поэтому мы максимально упростили им задачу, положив решетку и саму шифровку в одно и то же место (и даже подписали, где у нее верх). Осталось только догадаться совместить.
7. Обычные загадки. У нас была про яблоко, и следующая записка лежала рядом с яблоками в холодильнике.
8. Шифр с простой заменой. К каждой из шифровок прилагался маленький клочок бумаги с буквой и цифрой (и пометкой "сохрани!"). Последнее задание - шифровка, состоящая из цифр.

Что-то еще забыла). Если вспомню - допишу.
А призом были шоколадные монеты и мороженое в морозилке)

Сказать, что детям понравилось - ничего не сказать!
Макс даже вдохновился сделать подобный квест и для меня самой). Составил несколько головоломок, разложил по дому указатели и отпросился в магазин под окнами, чтобы на деньги из копилки купить мне тоже приз))
Только над конспирацией немного поработать надо))) "Мам, я куплю тебе мороженое.... ой, то есть приз! Ты слышала, что я сказал? Не слышала? Ой, хорошо!")) И "Мам, я не скажу тебе, где приз, только ты в морозилку не заглядывай")

Хотела сразу написать про следующий квест (сегодня делали), но сил на это не осталось, напишу в другой раз. Он был в разы сложнее. Даже чересчур. На самом деле очень трудно соблюсти баланс и придерживаться золотой середины. Не угадаешь, что для них окажется совсем легко, а что заведет в тупик
Картинку покажу, а все подробности потом)

Поиск клада уже давно стал приборным и напоминает операцию по разминированию местности. Основной инструмент - металлоискатель, миноискатель или металлодетектор.

Фирмы-производители металлоискателей (миноискателей, металлодетекторов):

Цена:

Профессиональный металлодетектор от 45000 - 50000 рублей и выше.

Металлодетектор для новичков от 15000 рублей и выше.

Покупая миноискатель впервые, старайтесь избегать как слишком дешевых моделей, так и дорогих профессиональных приборов. Дешевый, слабо чувствительный прибор может не оправдать Ваши ожидания и неоправданно разочаровать Вас в поиске. С другой стороны дорогой компьютеризованный прибор слишком сложно освоить новичку.

  • GoldBug американской фирмы Fisher - самый простой в использовании металлоискатель (миноискатель)
  • Bounty Hunter Tracker IV

Основные требования к хорошему металлодетектору:

возможность получать как можно больше информации о найденном объекте

прибор захватывает обширную площадь при обследовании поверхности

прибор различает и цветной, и черный металл (дискриминация)

возможность обнаружения маленьких артефактов, высокая чувствительность, например, очень ценится способность металлоискателя (миноискателя) уловить на предельной глубине монету-"чешуйку"

высокая скорость распознавания, а значит и высокая скорость обследования поверхности

большая глубина обнаружения. Надо учитывать, что реальная глубина, на которую зарывались клады, - максимум метр. Нормальный прирост культурного слоя в лесу 1-2 сантиметра за столетие, в городе - около метра за столетие. Отсюда можно рассчитать необходимую вам глубину обнаружения у прибора

низкий уровень «глючности» То есть должна быть возможность устанавливать степень "отвержения" хлама, а также визуальное и звуковое распознавание. Чем меньше ложных аномалий, тем меньше ложных раскопок, тем меньше трудозатраты на работу с прибором. Самым часто встречаемым хламом являются на территории России пробки от водки, фольга, гвозди

простота использования прибора, интуитивно понятный интерфейс

питание заточено и под батареи, и под аккумуляторы

Перед выбором металлоискателя (миноискателя) необходимо определиться, что именно вы хотите найти и где. Тогда какие-то из перечисленных выше требований к прибору выйдут на первый план. Например, если вы ищете военные артефакты или серьезные клады, то наилучшие результаты достигаются при использовании глубинных миноискателей, позволяющих искать на глубинах до 5 метров. Дискриминация (возможность различать тип металла) в подобных случаях не столь важна. Предположим, что клад золотых монет был спрятан в железном ведре или в сундуке, обитом железом. Железо создаст экран для золота, дискриминатор определит находку как железо, и клад будет пропущен. Если же вы ищете монеты россыпью, пуговицы и старинные бытовые предметы, то глубина поиска не настолько важна. Она будет максимум 50-60 сантиметров. Актуальнее чувствительность и высокая точность дискриминатора. Таким образом, выбор прибора полностью зависит от цели кладоискателя.

Первые шаги в использовании металлодетектора

Сначала необходимо привыкнуть к звукам прибора и диаграммами на дисплее, научившись различать крупные и мелкие предметы, изделия на разной глубине и из разного металла. Для этого можно самим создать «лабораторный огород», закопав на участке обручальное кольцо, свинцовые грузила, пробки от водки, гвозди, монеты и пр. Обручальное кольцо особенно хорошо, потому что жена не позволит вам прекратить поиски до тех пор, пока вы его не найдете, и у вас будет прекрасный предлог для тренировок.

После того, как вы привыкните к показаниям миноискателя, начинайте раскопки. Сначала прослушайте прибором окружающую поверхность и найдите ближайшее место, где прибор молчит. Положите туда заготовленный лист фанеры для перспективной почвы. Сгребите с раскапываемого места немного почвы и положите на фанеру. Прослушайте металлодетектором раскоп и фанеру. Цель может остаться на месте или вместе с почвой оказаться на фанере. Если на фанере ничего нет, сбросьте с нее пустую породу. Повторять такую процедуру надо до тех пор, пока цель раскопок не окажется на фанере. Если цель сравнительно большая, то ее легко можно увидеть. Маленькую цель, например монеты-«чешуйки», придется поискать внимательнее. Для этого разложите землю на фанере тонким слоем, разделите условно пополам и прослушайте, в какой половине находится цель. Пустую половину стряхните с фанеры. Потом еще раз поделите оставшуюся землю пополам. И так до тех пор, пока ее не останется совсем мало, и цель поиска не станет явной. Найдя "нежелательную находку" (гвозди, проволоку и пр.), никогда не выбрасывайте ее в зоне поисков, чтобы не натыкаться на нее вторично. Отложите мусор подальше, чтобы не вызвать ложную реакцию металлоискателя (миноискателя).

ДЛЯ ТОГО, ЧТО БЫ ВЫБРАТЬ МИНОИСКАТЕЛЬ ВЫ МОЖЕТЕ,ЗАЙТИ НА САЙТ...

Лопаты и совки

Цена в среднем 300-1700 рублей

Лопата должна выдерживать максимальные нагрузки и в то же время быть легкой и удобной. Обычная российская садовая лопата быстро ломается, поэтому не подходит. Ценятся лопаты из легкой и прочной стали финской фирмы «Fiskars». При выборе лопаты обязательно ее проверьте. Возьмитесь правой рукой за рукоятку, наклоните лопату на длину опущенной руки и с силой надавите ногой примерно на середину штыка. У хорошей лопаты штык спружинит. Можно увеличить срок эксплуатации финской лопаты, усилив штык. Для этого сразу после покупки надо приварить аргоном поверх штыка металлическую пластину в ближайшей мастерской.

Для разных целей нужны разные лопаты. Например, для работы в колодце лучше использовать складную саперную лопатку. Важно, чтобы штык у такой лопатки был заостренный, имел ребра жесткости, а кронштейн крепления рукоятки к штыку был не приварен сваркой, а приклепан. Можно также использовать для раскопов геологический молоток, совок, строительный мастерок или очень легкую кайлу.

Совок также нужен для расчистки выкопанного предмета. Ценятся пластмассовые совки финской фирмы «Fiskars». Они не создают помех при работе с металлоискателем.

Одежда и обувь

Во время поисков лучше снять с рук часы, кольца и браслеты, а также одежду с металлическими пуговицами и заклепками на рукавах и около обуви. В противном случае, вам гарантирована ложная реакция металлоискателя.

Одежда не должна быть свободной, чтобы не цепляться за выступающие гвозди, ветки, куски кровли, срубы колодцев и пр.

На голове желательно иметь обычную строительную шапку.

Из обуви лучше всего иметь резиновые сапоги, потому что на них нет металла. Если резиновые сапоги скользят, то их лучше не использовать при поиске на чердаках, около рек и в колодцах.

Вам потребуется несколько разновидностей фонарей от головного «циклопа», длинного «маглайта», до мини-фонарика, напоминающего карандаш. Фонарь, который крепится на голове, позволяет освободить для работы руки. Вместе с тем фонарь в руке имеет больше маневра и возможностей для подсветки труднодоступных мест. Дорогие модели лучше не покупать, потому что фонари теряются чаще другого снаряжения. Лучше чтобы фонарик был легкий.

Карты, пригодные для поиска кладов, найти с одной стороны просто. В Интернете много карт для кладоискателя. в свободном доступе или за небольшие деньги. Однако есть вероятность, что практически все места, изображенные на этих картах, давно изучены не одним десятком людей. И все ценное там уже найдено. Лучше всего искать карты в библиотеках и архивах. Для поиска наиболее актуальны старые карты масштаба 1-3 версты в дюйме (в 1 см - 420-1260м). Современные топографические карты должны быть не мельче, чем в 1 см - 1 км, а еще лучше 500 м и даже 250 м. Лучше одновременно иметь при поисках сокровищ как современную, так и старинную карты крупного масштаба. Эксперты рекомендуют Карты Шуберта (1860 год), Менде (1858 год), Планы Генерального межевания (1792 год).

Дополнительная экипировка

Лоток для промывки породы при поиске вблизи водоемов

Запасные комплекты батарей для фонаря

Запасная лампочка для фонаря

Система спутниковой навигации, GPS - навигатор

Лист фанеры или пластика 30 см на 30 см для поиска мелких предметов

Аккумуляторы для металлоискателя

Мотопомпа для откачки воды из колодцев

Последовательность действий при поиске кладов

  1. Определить, что ищем
  2. Определить, где ищем, перелопатив сотни источников информации. Это самый важный пункт. Профессионалы-кладоискатели считают, что клады ищут головой, а не лопатой.
  3. Подобрать хорошее снаряжение в зависимости от цели и места поиска
  4. Изучив юридическую сторону вопроса, необходимо решить вопрос о легальности своих поисков. Например, запросив разрешение на раскопки в том случае, если того требуют обстоятельства
  5. Начать поиск, призвав удачу
  6. Оценить значение находок и решить, куда эти находки девать

Кроме того, кладоискатель должен понимать, что он может вернуться с поисков с пустыми руками. Поэтому надо уметь не поддаваться отчаянию и не обращать внимания на общественное мнение. Удачи всегда перемешаны с неудачами.

Цель поиска зависит от опытности кладоискателя.

Новичкам лучше всего начать освоение технологий:

    • на любом пляже, вдоль рек, по берегам озер. Однако необходимо убедиться, что законодательство страны, которой принадлежит пляж, лояльно по отношению к людям с металлоискателями. Так, например, в Израиле поиск с металлоискателями строго запрещен. В России таких ограничений нет. Во время поиска на пляже, как правило, находят современные кольца и браслеты. То есть этот способ отточить технологии поиска кладов интересен быстрым заработком, но минимальной удовлетворенностью от исторической значимости находки
    • на своем огороде, на садовом участке бабушки
    • в земле любого города, разыскивая любые черные и цветные металлы. Находки можно сдать в пункт приема металлов. То есть, как и в предыдущем случае, заработок есть и достаточно быстрый, но азарта нет. Гораздо увлекательнее найти спрятанное, чем потерянное или выкинутое.
    • лучшее место для новичков - заброшенные деревни и поселки, а также чердаки старых домов. Вот тут и азарт, и результат гарантирован - находки будут в 90% случаев.

Профессионалы чаще всего увлекаются знаменитыми ненайденными кладами, посвящая этому значительную часть жизни. Их экспедиции по степени серьезности подобны научным раскопкам. Они точно знают, что ищут. Среди них много историков и археологов по образованию. На сто легенд о ненайденных кладах более-менее правдивыми окажутся примерно десять, и только одна может оказаться реальной. При этом надо учитывать, что в силу скрытности большинства кладоискателей-профессионалов, а также из-за возможной нелегальности некоторых поисков сокровищ, «ненайденный» клад уже давно могли обнаружить. Только официально об этом никому не сказали. И знаменитые артефакты давно осели у самого кладоискателя либо, через черный рынок, в какой-нибудь частной коллекции.

Кстати, есть еще один путь для новичков - присоединиться к уже существующим экспедициям за кладами, внедриться в транснациональные поисковые отряды. Пусть даже на самые черновые работы. Это практически нереально, но прецеденты есть. Опыт, который можно приобрести в результате нескольких месяцев работы в такой экспедиции, колоссален. Кроме того, большой плюс в том, что, еще не вкладывая свои личные финансы, новичок сможет определиться, захватывает ли его азарт от поиска кладов или нет, получает ли он удовольствие от процесса. Однако есть и минусы. Начинающий кладоискатель в транснациональном поисковом отряде должен отлично владеть языками, как минимум английским, и, кроме того, располагать ничем неограниченным запасом времени, потому как работник на пару недель законного отпуска в таких экспедициях, конечно же, не нужен. Поиски кладов мирового значения длятся месяцы, а то и годы.

Где взять информацию о месте поиска клада?

Основные известные находки связаны в первую очередь с кропотливыми многолетними изысканиями, включая подробнейшее изучение архивных материалов. Так, на изучение только бумаг может уйти до 15 лет. И хотя эта цифра скорее исключение, чем правило, суть от этого не меняется. Без детального изучения всех документальных источников, шансы на успех равны практически нулю. Прежде чем выезжать на место, необходимо очень хорошо подготовиться информационно. Это касается как тех, кто ищет знаменитые ненайденные клады, так и тех, кто нацелился на обычную крестьянскую «кубышку».

Основные документальные источники для кладоискателя:

Кладовые записи, старые карты в наследство от прабабушек, прадедушек. Надо учитывать, что не всем кладовым записям можно верить. В давние времена существовала такая профессия «торговец кладовыми записями», многие записи сочинялись в целях сиюминутной наживы. Если человек не находил клад по такой записи, то всегда можно было это объяснить тем, что клад нечистый. Кроме того, кладовые записи могли быть зашифрованы.

Исторические архивы, отчеты археологических экспедиций

Библиотеки

Местные краеведческие музеи

Архивы газет и журналов

Фольклор местного населения (легенды, семейные предания, мнения)

Старые письма

Интернет

Магазины старых книг, книжные развалы

При изучении документальных источников необходимо иметь в виду, что рельефы местности могут измениться. Реки могут пересохнуть, озера смениться болотами, в горах случаются обвалы и разрушения скальных пород. ТО, что служило ориентиром много лет назад, сейчас может уже не существовать. Поэтому не стоит ограничиваться одним источником информации. Лучше брать несколько, причем из разных временных периодов. Чтобы иметь возможность наблюдать картину изменения местности в динамике. Это уменьшит погрешность поиска.

Также стоит иметь в виду, что клады будут находить всегда там, где жили люди, а также вдоль дорог, по которым передвигались в военное время войска с награбленным добром, и вдоль активных торговых путей. То есть там, где были возможности для грабежа. На местоположение таких объектов обязательно надо обращать внимание при изучении документальных источников. Интересно, что наиболее ценные находки делаются в городах, а вот по количеству находок лидирует сельская местность.

Как искать клад в заброшенном поселке?

Самое простое - это искать утерянные монеты. Для этого всего-то и нужно, что последовательно обследовать всю поверхность бывшего населенного пункта с металлоискателем. Особенно много монет (буквально россыпью) можно найти вдоль улиц, на центральной площади, возле бывших торговых мест, ярмарок и постоялых дворов.

Специально схороненные вещи искать сложнее. Их, как правило, прятали там, где люди бывают редко, чтобы обеспечить сохранность. Чаще всего - на огородах, на задних дворах, в садах, в сараях, то есть там, где можно легко замаскировать лишний и свежий грунт, реже в фундаментах домов. Попав в заброшенный поселок, первое что надо сделать - это определиться с расположением домов по остаткам срубов и фундаментов. Затем прикинуть, где располагались задние дворы, сараи, огороды, выгребные ямы, хлев, конюшни и т.д. Подумать, ориентируясь на конкретной местности, где было бы удобнее всего выкопать яму, и особенно тщательно обследовать эти места металлоискателем. Также клады находят в кладке печей, в старых сифонах сантехники, в деревянных подоконниках, в оконных рамах и дверных косяках, на чердаках и в подвалах; встречаются и качественно сделанные тайники в стенах, полу, в старинной мебели.

Чтобы найти клад, спрятанный в фундаменте дома, надо придерживаться следующей последовательности действий:

  • обкопать сначала печку со всех сторон узкими шурфами
  • затем обкопать шурфами углы фундамента
  • затем пробить шурфы вдоль стен
  • Все отвалы земли из шурфов тщательно обследовать металлоискателем.

Часто клады прятали в старых колодцах близ деревень. В некоторых колодцах предметный слой может достигать нескольких метров! Отличительная черта таких находок - это их превосходная сохранность, особенно если грунт глиняный. Прежде чем спускаться в колодец необходимо расчистить его сруб, убрав из соображений безопасности все сгнившие бревна. Для этого надо обкопать сруб и убирать гниль до тех пор, пока из земли не покажутся нормальная, твердая древесина. Если в колодце есть вода, то ее нужно откачать мотопомпой. Только после этого в колодец можно спускаться. Для спуска и подъема желательно воспользоваться альпинистской спусковой системой, надежно закрепленной на поверхности земли, например, за ствол дерева. Менее желательна веревочная лестница. Она не позволяет оперативно реагировать на непредвиденные ситуации. Желательно разрабатывать колодцы не в одиночку, чтобы наверху вас всегда могли подстраховать напарники. Работая в колодце, на голове лучше носить строительную каску. Потому как есть откуда падать на голову кладоискателю палкам, камням и прочему мусору. Чтобы на голову не прилетело ведро с поднимаемым на поверхность грунтом, желательно каждый раз перед подъемом проверять состояние веревки и ручки ведра. Для раскопок в колодце лучше воспользоваться укороченной саперной лопаткой. В колодцах может скапливаться удушающий газ. Поэтому, если в процессе раскопа был сделан большой перерыв, лучше подстраховаться и провентилировать колодец. Для этого надо погонять в течение некоторого времени вверх-вниз пустое ведро. После завершения раскопа колодца, его необходимо заложить бревнами, чтобы никто туда не провалился.

Снаряжение для поиска в колодце:

  1. Мотопомпа для откачки воды из колодца
  2. Альпинистская спусковая система или веревочная лестница
  3. Строительная каска
  4. Фонарик
  5. Ведро для земли и находок
  6. Складная саперная лопатка или совковая лопата

Как искать клад в городе?

Одно из самых популярных мест для поиска в городской черте - это русла рек. Намыв производится в местах наиболее вероятного скопления предметов: вдоль набережных, у мостов и бывших пристаней, около казино, ресторанов и церквей, стоявших на берегу и т. п. Стоит подыскать наиболее мелкое место, чтобы можно было стоять в болотных сапогах. Технология проста - лопатой зачерпывается грунт, высыпается на лоток и исследуется металлодетектором. Вообще, поисковую катушку на приборе можно погружать в воду, нельзя мочить только "мозги" металлодетектора.

Снаряжение для поиска в водоемах:

  1. Болотные сапоги.
  2. Лоток.
  3. Совковая лопата.
  4. Веревочная лестница, чтобы спуститься с набережной.
  5. Мешок для находок.
  6. Металлодетектор.

Можно обследовать дома, идущие под снос. В каждом городе есть такие здания. В них стоит просканировать фундамент, кладку печей, старые сифоны сантехники, деревянные подоконники, оконные рамы и дверные косяки, а также чердаки и подвалы. Самые популярные в этом списке - чердаки. Осмотр чердака начинают с кровельных балок и стропил. Однако если дом подвергался ремонту, и кровля на нем заменялась, то балки можно не осматривать. Поскольку все возможные «схороны» на них уже обнаружили. После балок на очереди все приметные углубления в стенах, ниши, вентиляционные отверстия, щели между кирпичами в кладке и другие пустоты. Часто бывает, что кирпич, визуально вроде бы вписывающийся в стену, на самом деле маскирует тайник. Затем следует прокопать песок вдоль стен и несущих конструкций на ширину не меньше 20 см. Если чердак засыпан не землей и песком, а угольной крошкой и мелким гравием, то период засыпки - 60е годы 20 века, то есть время, когда клады практически не закладывались. Вероятность обнаружить что-то интересное на таком чердаке очень низка. Металлоискатели на чердаке практически не используют, так как они активно реагируют на строительный металлический мусор. В центре чердака искать бесполезно. Еще стоит проверить пустоты между полом чердака и потолком верхнего этажа дома. Для этого необходимо расчистить пол и поднять доски. Как правило, на это требуется время и нужно быть уверенным, что жильцы квартиры под эпицентром поисков не вызовут в результате поднятого шума милицию. Разбор вещевых завалов на чердаке также может иногда привести к интересным находкам. Хотя чаще всего это хлам, скопление предметов обихода, от которых стремились избавиться, а не которые хотели сберечь.

Снаряжение для поиска на чердаках:

  1. строительная каска
  2. импортный медицинский респиратор или ватно-марлевую повязку от пыли
  3. сумка через плечо для находок и инструмента
  4. несколько разновидностей фонарей от головного «циклопа», длинного «маглайта», до мини-фонарика, напоминающего карандаш
  5. саперная лопатка или маленькая тяпка с короткой ручкой и длиной лезвия 7-10 см
  6. маленький ломик или фомка (чтобы отжать железные листы или балки)
  7. отмычки для чердачного замка, если принципиально не вскрываете чердаки ломиком
Что делать с находками?

Все находки следует принести домой, а уже здесь в нормальных условиях, при свете и с горячей водой под рукой с ними разбираться. Не пытайтесь чистить находку ничем, кроме мягкой щетки с мыльной водой. Для удаления окислов с поверхности металла ни в коем случае не используйте кислоту или абразивные материалы. Ценность находки можно проанализировать, опираясь на специальные каталоги старинных и современных монет, медалей, украшений и пуговиц. Также, в случае, если вы не профессиональный историк, важно проконсультироваться со специалистом. Каталоги можно найти в библиотеках вашего города, а специалистов вам присоветуют в краеведческом музее или в НПЦ (научно-практическом центре по охране памятников, есть в каждом регионе, в каждой стране).

Примеры каталогов для определения монет:

Каталог Щелокова. Хорош для российских монет периода 1917 - 1991 гг.

Каталог Орлова, каталог Узденникова. Хороши для российских монет дореволюционного периода, от начала регулярной монетной чеканки при Петре I в 1700 г. до 1917 г.

Каталог Мельниковой. Хорош для российских монет периода от Ивана Грозного до Петра I.

Каталог Орешникова, изданный в конце 19 века. Хорош для монет удельных российских княжеств

Каталог Краузе, в котором представлены монеты всего мира с 17 по 20 век.

Татарские монеты, ходившие на Руси в период Ига Золотой Орды, а также арабские дирхемы, обращавшиеся до начала 11 века, лучше определять с помощью музейных работников, специалистов-нумизматов.

В зависимости от результатов анализа ценности находки ее можно продать или сохранить в домашнюю коллекцию.

Примеры стоимости некоторых находок

Как и все люди, на заработок которых может оказать серьезное влияние везение, то есть абсолютно неподконтрольная субстанция, кладоискатели суеверны. В каждой стране существуют свои ритуалы, выполнение которых призывает удачу к процессу поиска сокровищ.

Дни, когда особенно легко найти клад (Россия)

Согласно верованиям, закопанные в земле Клады поднимаются на поверхность, открываются или светятся из-под земли, тогда их можно увидеть и забрать. Такое бывает накануне Ивана Купалы (7 июля по новому стилю), в Вербное воскресенье (шестая неделя великого поста, воскресенье перед неделей пасхи) , в полночь перед большими праздниками: перед Рождеством (в ночь с 6 января на 7 января), Новым годом (в ночь на 1 января), Благовещением (25 марта), Юрьевым днем (6 мая по новому стилю, 9 декабря по новому стилю), Пасхой.

Помимо указанных дней в году есть еще один особо любимый кладоискателями день. 23 мая по новому стилю - день Святого Симона Зилота, одного из апостолов, покровителя кладоискателей.

Как преодолеть заговор или заклятие на кладе (для православных кладоискателей). То есть, как найти клад, и чтоб за это ничего не было. (Россия)

Отслужить молебен святому Иоанну Новгородскому.

С собой захватить просвирку в честь девяти чинов ангельских.

Прежде чем приступить к раскопкам, предполагаемое местонахождение клада окропить святой водой, окурить ладаном и прочитать особую заклинательную молитву: «Подаждь, Боже, рабу твоему (имя кладоискателя) приставников злых от поклажи стегнати, злата из земли на добрые дела взяти, сиротам малым на утешение, Божьих храмов на построение, всей нищей братии на разделение, а мне на честную торговлю купецкую (можно указать и другую благопристойную цель)».

Во время работы нельзя оглядываться, поддаваться сонливости и разговаривать, в особенности матерно ругаться - лишишься помощи святых сил. Лучше просто молчать.

С собой иметь плакун-траву (дербенник), он отгоняет злых духов, стерегущих клад.

До найденного клада не дотрагиваться, не осенив себя сначала крестным знамением и не прочтя опять вышеупомянутую молитву. Иначе даже если сокровища и дадутся и руки, счастья они не принесут.

Как искать клады в пасхальную ночь (Россия)

В субботу с наступлением темноты нужно было отправиться за околицу искать клады, пытаясь по огонькам определить их местонахождение.

С собой взять крест, херувимский ладан, страстную свечку

Во время поиска клада ни в коем случае нельзя ругаться.

Как искать клады в Новогоднюю ночь (Россия)

Только под Новый год могут вспыхнуть разом все ценности, спрятанные в земле. Полыхают они, как правило, ярким синим пламенем.

Кто замечал этот огонь, должен был тотчас снять с себя что-нибудь и бросить в пламя. Горящие деньги нужно копать только тому, кто заметил их, иначе никому другому они в руки не дадутся.

Чистые клады надо искать перед рассветом, а нечистые - с вечера.

Как искать клады в ночь на Ивана Купалу (Россия)

Самое подходящее время для поиска кладов.

Ровно в полночь при луне надо взойти на вершину кургана, глянуть на свою тень и измерить ее - на этом расстоянии и зарыт клад. Можно допустить погрешность примерно плюс-минус две ступни на случай несовпадения роста закапывающего и раскапывающего клад.

Цветущий папоротник, а также цветковый звон покажут более точно то место, где зарыт клад

Как искать чистый клад или клад, заложенный «на счастливого» (Россия)

Клад, заложенный "на счастливого", часто открывает сам себя. Обычно он является кому-либо в виде черной кошки, которая как бы приглашает идти за собой. Увидев такой знак, нужно следовать за кошкой, а там, где она остановится и замяучит, ударить ее и крикнуть "Рассыпься!", а потом копать на этом месте.

Другой способ: Нужно взять свечу в ореховом подсвечнике и зажечь ее не предполагаемом месте захоронения клада. Чем ближе будет клад, тем сильнее будет мерцать пламя, а там, где оно совсем потухнет и нужно копать.

Предварительно надо пообещать отдать часть найденного бедным, либо потратить на какие-то другие благие цели, иначе клад уйдет так глубоко под землю, что откопать его станет невозможно.

Как искать нечистый клад (Болгария)

Посыпать пеплом от бадняка (пень, ветка, сжигаемые в сочельник, 6 января) предполагаемое место, где находится клад.

На следующий день на пепле будут видны следы.

По следам определить, какую жертву нужно принести кладу. Если видны следы животного или птицы - закалывают ягненка, барана или петуха, если следы человека - считается, что демон - «хозяин» Клада ждет человеческой жертвы. Решить, возможно ли искателю клада совершить такое жертвоприношение.

Как искать нечистый клад (Чехия)

Положить в бледный огонек на месте нахождения клада четки, белую тряпку или кусок хлеба.

Тогда клад выйдет на поверхность и его легче будет выкопать.

Опасности при поиске кладов

Поиск кладов нельзя отнести к экстремальным, опасным приключениям. Однако форс-мажорные ситуации возможны и здесь.

Интерес со стороны местных жителей

Чаще всего жители деревенской глубинки чрезвычайно любознательны и одновременно не слишком смышлены. Опасность от них может возникнуть только, если они догадаются, что вы ищете сокровища. Тогда аборигенов может обуять жажда стяжательства и наживы, что может привести к нападению на кладоискателя. Рекомендации здесь простые:

Искать клады не в одиночку, а в группе. Да, придется делится, но зато безопасно

С собой иметь средства самообороны, например, газовый пистолет

Сохраните в тайне цель ваших изысканий. Человек с металлоискателем может быть кем угодно, геологом, почвоведом, археологом. Лучше притвориться такими людьми от науки. Остерегайтесь в разговорах с местными жителями любого упоминания о материальной стороне дела.

Во время раскопа кладоискателя может завалить

Завалить может во время поисков в колодце, в заброшенном доме, в пещере, в горах. На этот случай просто необходимо иметь с собой заряженный сотовый телефон, номер ближайшего отряда спасения в чрезвычайных ситуациях, а также хотя бы одного напарника, который, оставаясь вне зоны риска, сможет быстро вызвать МЧС и организовать операцию по добыванию вас из зоны обвала.

Ну и, конечно, желательно «на берегу» не допускать поисков в потенциально опасных условиях, например в колодце с гнилым срубом или под шатающимся камнем-скалой.

Находка военного снаряда

В случае, если вы нашли мину, патрон, гранату, не стоит интересоваться, что там у них внутри, тем более кидать их в костер! Лучше всего, если вы их вернете на прежнее место, завершите раскопки и сообщите о местоположении находки в ближайший милицейский участок. Хотя насчёт МВД мнения расходятся - некоторые эксперты утверждают, что не стоит сообщать в милицию о находках военных снарядов, потому как именно с этого момента для кладоискателя и начнутся настоящие "приключения".

Законы о кладах

В штате экспедиций, организованных профессиональными кладоискателями, одна из самых почетных профессий - это юрист или адвокат. Прежде чем искать клад, необходимо изучить законодательную базу страны, где будут производиться раскопки. В противном случае вам грозит прослыть черным копателем со всеми вытекающими отсюда уголовными и административными последствиями. Особенно тщательно изучите закон в части:

  • Кому принадлежат найденные сокровища (помимо самого кладоискателя доли могут иметь государство, владелец земли, наследник сокровища , и пр.)
  • Каков размер налога на найденные сокровища
  • Возможно ли будет вывезти и каким образом из этой страны находки

Могут также быть ограничения на использование тех или иных видов поискового снаряжения . В России федеральных ограничений на использование металлоискателей нет. Однако необходимо уточнять районные, областные законы. Там могут быть ньюансы.

Одновременно с легальным рынком артефактов, существует и черный рынок, на котором работают черные копатели. Естественно с финансовой точки зрения кладоискателю выгоднее реализовать старинный предмет на черном рынке. Так, в России, в случае легальной продажи кладоискатель получит за артефакт около 20-25% от его стоимости на черном рынке. Бывают, конечно, лазейки в законодательстве, и легальный заработок может быть практически так же высок, как и доход черного копателя. Так, например, вы нашли у себя чердаке меч великого князя древнерусского, и заявили этот меч как находку в милицию согласно . И если через 6 месяцев князь за своим мечом не явится, то владельцем меча, согласно , автоматически становитесь вы, и доход ваш в этом случае равен рыночной стоимости этого древнего меча. В не фигурирует время потери вещи, нет разницы - 600 лет назад ее обронили или позавчера. Но такие лазейки скорее исключение, чем правило. В целом доход «белых кладоискателей» меньше в 3-4 раза заработков черных копателей на черных рынках. Зато отсутствует риск понести административное или даже уголовное наказание.

Если вы решили искать клады легитимно, первое, что вам нужно сделать перед раскопками на территории России, это определить, является ли место поиска памятником истории и культуры . Как это сделать? Для этого необходимо изучить , , а также . В противном случае, если вы не идентифицируете место раскопок и начнете работы, вам может грозить вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

Если место поиска вы определили, опираясь на документальные источники, достаточно точно, а оно вдруг оказалось памятником истории и культуры, то необходимо запросить разрешение. Право на раскопки предоставляет только Открытый лист, выдает его исключительно Совет Отдела Полевых исследований Института Археологии РАН. Разрешение может быть с большой долей вероятности выдано вам в том случае, если у вас есть диплом археолога, опыт и рекомендации. Это хоть какие-то гарантии того, что вы не нанесете непоправимый вред историческому наследию государства. Однако особо важно отметить, что диплом археолога еще не гарантирует получение права на раскопки. Ситуация каждый раз решается индивидуально. Что делать, если у вас есть четкий план, огромное желание действовать, но нет даже диплома? Нужно заинтересовать кого-то из археологов своей идеей. И объединить усилия. Такое встречается достаточно часто. Однако придется делиться с напарником славой, признанием, деньгами, наконец. Еще способ - стать черным копателем, искать тайком, без официального разрешения, и быть готовым понести за свои действия.

Квест «Поиски пиратского клада»

Сценарий для г. Евпатории на основе интернет ресурсов разработала

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №8» А.Я.Демичева

Пригласительный билет:

«Пират Старый Флинт собирает команду для поиска сокровищ. Пиратское судно «Барракуда» будет пришвартовано на улице Сытникова, 22 в 10 ч утра! При входе на судно предъявите Старому Флинту черную метку».

Первое задание для пирата – придумать себе настоящее пиратское имя и прибыть в указанное время на место встречи в пиратском костюме.



На судне (в автобусе):

    Для того, чтобы корабль тронулся в путь необходимо поднять паруса.

Раскрутив рулон обоев, дети обнаруживают зашифрованное послание и главный пират сообщает, что для прочтения шифра необходим «ключ», он находится у его подруги огромной паучихи, которая прячется где-то на корабле (в автобусе). Под ней конверт с ключом для разгадки шифра и названием 1 пункта назначения. Каждая пара (сидящие рядом в автобусе) расшифровывает по одной букве. Получается: «Музей пиратов».

    Загадки во время движения автобуса:

Он коварнейший злодей.

Им пугают всех детей,

Носит пистолет и нож.

Учиняет он грабёж.

Он то беден, то богат.

И всё время ищет клад.

Отвечайте поскорей

Кто же это …..! (Бармалей)

Он гроза морей,
Шхун и кораблей.
Не рыбак и не солдат,
А беспощаднейший… (Пират)

Это вам не дребедень -
Все пираты любят деньги.
Делят очень часто
Звонкие… (Пиастры )

Эту птицу теплых стран
Очень любит капитан.
Ему секрет не доверяй,
Все разболтает… (Попугай )

Он пират, киногерой
И смеется над судьбой.
Нет его храбрей, хитрей -
То Джек по кличке… (Воробей )

Мечтает каждый день пират
Найти сундук, в котором… (Клад)

Компот, вода, и сок, и квас -
Не перечислить все сейчас.
Пират уверен лишь в одном:
Что всех напитков лучше… (Ром )

Фрегат с добычей окружен,
Уйти от нас не сможет он.
И вот идет корабль наш
Командой всей на… (Абордаж )

Не надо путь искать на глаз.
Укажет север нам… (Компас)

Бриги, шхуны и фрегаты -
Это собственность пиратов.
Отплывают от земли
Прямо в море… (Корабли)

Часть суши, к которой нужно доплыть,
Сокровища чтобы скорее зарыть.
Бывает, что найти непросто
В бескрайних просторах тот… (Остров )

    Музей пиратов.

Находят следующее послание под камнем у входа. После расшифровки получается «Волейбольная площадка напротив железнодорожного переезда».

4. На площадке:

1). Зарядка:

Что нам нужно для зарядки?

Врозь носки и вместе пятки.

Начинаем с пустяка: Тянемся до потолка.

Не беда, что не достали – Распрямились. Выше стали!

И стоим не «руки в брюки» – Перед грудью ставим руки.

Чтоб за лень нас не ругали – Повторим рывки руками.

Эй, не горбиться, ребятки! До конца своди лопатки.

Стой! Опора есть для ног? Руки вверх, другую – вбок.

С упражнением знакомы? Называется «наклоны».

Вправо-влево повторяем, Гнём себя и выпрямляем.

А теперь наклон вперёд. Руки в стороны. И вот…

Кажется, что вертится Ветряная мельница.

Встали. Выдохнули: « Ох!» Вдох и выдох, Снова – вдох.

Отдышались и все вместе Мы попрыгаем на месте.

Тело силой зарядили. Про улыбку не забыли.

2). Конкурсы:

Конкурс 1.

Для ребят постарше можно организовать игру-моталочку «Поднятие якоря». Берется длинная веревка, к которой ровно посередине крепится картонный якорь. На концы веревки привязываются карандаши или палочки. Участвуют двое детей: каждый берет один край веревки в руки и по команде ведущего начинает наматывать ее на карандаш. Чей карандаш быстрее коснется якоря, тот и побеждает.

Конкурс 2.

Игра: «Акула. День - Ночь»

Днем Акула спит. Ночью выходит на охоту. Звезда говорит: «День», все плавают. Звезда говорит: «Ночь», все замирают. Кто пошевелиться, того Акула забирает в плен. Пленник пропускает игру. Можно менять Акулу во время игры.

Конкурс 3.

Игра «Ныряем на дно». Можно просто завязать глаза игрокам, а можно взять подводные очки или маску и чем-нибудь замазать стекло, чтобы через него ничего не было видно. Понадобятся также различные предметы, относящиеся к морской тематике: пластиковые рыбки, ракушки, галька, маленький якорь и т.д. и т.п. Все это может лежать в пакете в руках ведущего. Заранее дети не видят предметов. Игроку надевают маску, кладут на пол один из предметов и предлагают его найти и угадать. Игрок, опустившись на коленки, на ощупь ищет предмет на полу, а затем так же на ощупь угадывает, что это. Каждому удачливому «ныряльщику» полагается какой-нибудь приз.

Конкурс 4.

Игра «Макароны по-флотски». Реквизит – большие вилки и длинные веревки. Вызывается несколько участников. Каждому дается по вилке и по веревке. Кто быстрее намотает макаронину (веревку) на вилку – тот и побеждает.

Конкурс 5.

Игра «Морской бой»

В комнате на полу выложить границу - веревку. Разделится на две команды, перекидывать шары на сторону противника. Проигрывает команда на чьей стороне оказалось больше шаров. В процессе игры шарики лопаются, а в каждом шарике лежит фант – шуточное задание. Проигравшие должны выполнить фант.

Конкурс 6.

Игра «Золотая рыбка». Детки получют шарики и детальки для рыбок (глазки, реснички, плавнички, губки, хвост-все это готовится заранее из цветной бумаги), остется только приклеить их к шарику.

3). Поиски клада.

Дети находят бутылку с посланием:


«ХА-ХА-ХА!

МЫ ЗЛЫЕ-ПРЕЗЛЫЕ ПИРАТЫ!

ВЫ НЕ ПРИГЛАСИЛИ НАС НА АЕЧЕРИНКУ, ПОЭТОМУ МЫ РЕШИЛИ УКРАСТЬ ВАШ КЛАД!

ЕСЛИ ХОТИТЕ ЕГО ВЕРНУТЬ – ПРИДЕТСЯ ПОТРУДИТЬСЯ!

КАРТУ, НА КОТОРОЙ ОБОЗНАЧЕНО МЕСТО, ГДЕ СПРЯТАН КЛАД, МЫ РАЗОРВАЛИ НА КУСОЧКИ! НАДО СОБРАТЬ ИЗ НИХ ЦЕЛУЮ КАРТУ И НАЙТИ ЭТО МЕСТО???

ХА-ХА-ХА, ОСТАВАЙТЕСЬ БЕЗ КЛАДА!

ПИРАТСКИЙ КАПИТАН ДЖЕК-СВИНОЕ РЫЛО И ЕГО КОМАНДА.»

Дети собирают карту и находят коробку. Но пираты обманули их: клада в ней нет, а только новое зашифрованное послание. Согласно ему, корабль плывет в кафе «Колизей».

«Колизей»

Пиратский конкурс «Лицо пирата»

Этот конкурс очень весёлый, он рассмешит всех детей. Проводить его можно сидя за столом. А ещё он подойдёт в случае, если дети уже разыгрались и начали баловаться, чтобы их успокоить.

Понадобится: спичечный коробок или спичечные коробки для каждого участника.

Проведение конкурса: Ведущий объявляет конкурс на самое страшное или самое интересное лицо пирата. Для этого нужно надеть на нос пустой спичечный коробок, а затем попытаться его снять без помощи рук, а с помощью мимики. Победителем здесь можно признать сразу двух участников – первого, кто быстрее всех справился с заданием, а второго – у кого была самая смешная физиономия. Можно сделать фото на память каждого из участников.

В «Колизее» после игровой программы дети находят карту, на которой отмечено место клада. Это памятник Э. Дувану. Клад – коробка в виде сундука, в которой лежат подарки для детей.

Будь это день рождения, другой праздник или обычный день, охота за сокровищами – простой и увлекательный способ занять и развлечь ребенка. Такая игра не только принесет ребенку радость и веселье, но и поспособствует развитию его умственных и физических способностей. В этой статье мы расскажем, как организовать охоту за сокровищами с детьми.

Шаги

Подготовительные мероприятия

    Подумайте, с кем вы будете играть. Разным детям интересны разные подходы к игре. Обычно самым трудным моментом является сложность игры и маршрута, она должна быть подобрана в зависимости от возраста детей. Есть и некоторые другие важные моменты:

    • Возраст и пол детей. Убедитесь, что уровень сложности соответствует возрасту и умственным способностям детей.
    • Время, на которое рассчитана игра. Имейте в виду, что дети помладше быстро утомляются, а как только игра им наскучит – они станут раздражительными.
    • Узнайте, есть ли у кого-то из детей аллергия на продукты или какие-то сладости.
  1. Выберите большое (в зависимости от уровня сложности и возраста детей) место для проведения игры. Место, которое вы выберите, должно быть достаточно просторным для игры, но не таким большим, чтобы дети могли потеряться. Если вы организуете игру для детей младшего возраста, возможно, с ними должны играть взрослые, которые смогут сопровождать их, если вы выбрали какое-то большое помещение для игры.

    • Для детей 2-4 лет целесообразно организовать охоту за сокровищами прямо в доме. Это должно быть маленькое безопасное место.
    • Для детей 5-8 лет можно организовать площадку для игры внутри и снаружи дома. Опять же, площадка должна находиться под присмотром взрослых. Если площадка расположена снаружи, она должна быть подальше от общественных организаций.
    • Для детей 9-12 лет подойдет парк или школа. Так дети будут чувствовать себя более независимыми.
    • Для подростков лучше всего подойдет какой-то квартал или даже целый район, рынок или большое открытое поле.
  2. Подумайте о теме или формате игры. Намного лучше собрать всех детей за игрой, чем волей-неволей пытаться развлечь каждого. Самые удивительные игры получаются, когда охотников объединяет какая-то общая тема, например Хоббит или некий общий план, например, поиск ключей, рецептов и ингредиентов для приготовления какого-то блюда. Конечно, можно поиграть в классическую версию игры – с подсказками и картой!

    Подумайте, на какое время рассчитана игра. Считается, что ребенок будет сохранять терпение и интерес к игре, если подсказок будет в два раза больше, чем лет ребенку. Конечно, даже дети постарше устанут после 26 подсказок. Подсказок должно быть от 5 до 15 (в зависимости от того, как далеко друг от друга находятся ключи).

    Придумайте, каким будет клад. Самая последняя подсказка должна привести детей к сокровищам или чему-то веселому, что будет вознаграждением за их терпение и старания. Подумайте, как дополнительно вознаградить ту команду, которая найдет сокровища первой – это создаст условия для конкуренции.

    Придумывая подсказки, начните в обратном направлении: от финиша до старта. Когда вы знаете, каким будет следующий шаг, будет легче придумать настоящий. Каждый ключ должен привести детей к следующему ключу, так что в подсказке вам нужно намекнуть на следующее местоположение ключа, а затем спрятать записку. И так с каждым ключом. Убедитесь, что последний ключ, который вы напишите (он же будет первым, который найдут дети), приведет их к следующему ключу и так далее до финиша.

    • Имейте в виду, что первый ключ должен быть легким, а каждый следующий ключ должен быть сложнее предыдущего, чтобы немного усложнить игру.
  3. Придумайте простые правила. Напечатайте их или запишите на листочках и раздайте игрокам. Дети должны быть достаточно взрослыми, чтобы они смогли сами прочитать эти правила и придерживаться их. Если дети слишком маленькие, объясните правила сами или попросите об этом их родителей. На этом моменте можно сделать акцент на нескольких пунктах, например:

    Разнообразьте подсказки изображениями и картинками. Нарисуйте или сфотографируйте те места, которые дети должны исследовать, чтобы найти новые ключи. Это отличный вариант, если вы организовываете игру для детей младшего возраста, потому что так они смогут быстро двигаться дальше. Если вы играете с детьми старшего возраста, можете усложнить задачу, вложив в подсказку старинные фотографии, спутниковые снимки или снимки какого-то предмета крупным планом.

    Включите в некоторые подсказки мини-игры. Например, вы могли бы взять три одинаковых стаканчика, показать детям, под каким из них скрывается подсказка, затем быстро перемешать эти стаканчики и предложить детям отгадать, в каком из них скрывается подсказка. Также можно устроить гонки яйцами, небольшие гонки с препятствиями, любую мини-игру, после прохождения которой детям будет выдаваться ключ.

    • Это может быть отличный способ сделать паузу посреди игры. Первые 4-5 ключей могут быть обычными, а следующий может приостановить игру. Как только игра будет приостановлена, дети смогут покушать, выпить сока, отдохнуть или намазаться солнцезащитным кремом, а затем можно будет продолжить игру и отыскать остальные 4-5 ключей.
  4. Рисуйте и пишите подсказки невидимыми чернилами или придумайте секретные коды, чтобы усложнить задачу. Самый простой способ сделать невидимые чернила – написать что-то на белом фоне мелком, а затем предложить детям с помощью маркера расшифровать запись. Сделайте запись невидимыми чернилами , и пусть дети сами гадают, что же делать с «пустым» ключом.

    • Еще один интересный способ, который подходит для детей любого возраста: можно выключить свет в комнате, чтобы ничего не было видно. После этого предложите детям искать подсказки с фонариком или на ощупь.
  5. Спрячьте подсказку в какой-нибудь интересный предмет, который будет интересно исследовать. Например, можно поместить ключи в миску со спагетти, пусть дети представят, что это «мозги», в которых нужно покопаться, чтобы отыскать ключи. Если у вас есть непромокаемый картон или что-то, где можно написать подсказку, прикрепите его в глубине бассейна. Таким образом, детям придется нырять и плыть, чтобы найти ключ (важно приглядывать за ними). Подойдет любая идея, которая заставит детей двигаться и пробовать что-то новое.

    Подумайте о том, чтобы придумать подсказку, состоящую из нескольких частей (для детей старшего возраста). Например, вы можете заказать онлайн дешевые головоломки, распечатать их и вставить в подсказку. С каждой следующей подсказкой дети могут получать по несколько частей этой головоломки, в конце эти части нужно будет собрать вместе, чтобы найти последний ключ. Вот несколько других идей:

    • С каждым ключом можно открывать детям одну букву (как часть какого-то целого слова). Это слово будет паролем для следующего ключа или самим ключом, который укажет на клад.
    • Можете придумать тематические варианты, такие как: «окончательный ответ – это то, что есть общего у всех подсказок» или «последний ключ получится, если сложить первые буквы всех остальных подсказок».
  6. Включите в подсказки популярные песни и персонажей кино (соответствующие возрасту детей). Это будет особенно интересно, если вы планируете тематическую охоту за сокровищами. Например, в ключе может быть вопрос: «Что за часть дома, где Гарри Поттеру приходилось жить в детстве?» Этот вопрос направит детей к лестнице или шкафу, где можно будет найти следующий ключ.

    Вместо обычных ключей и подсказок пользуйтесь картой. Ее можно совместить с пазлами или мульти-ключами. Нарисуйте карту, добавьте в нее несколько картинок и несколько запутывающих моментов (например, «случайно» стертые обозначения в карте). Затем возле каждого пункта в карте укажите ключ или какой-то приз, который необходимо найти, чтобы добраться до сокровищ, таким образом, дети не смогут в считанные минуты дойти до финиша.

Начните игру

    Пусть игроки заранее найдут подходящую одежду. Есть большая разница между домашней игрой и игрой во дворе или в парке, от этого зависит и подготовка ребенка. Как только вы решите, где будет проходить игра и придумаете ключи и подсказки, сообщите детям, как одеться для игры.

    Придумайте, как дети смогут найти первый ключ. Суть в том, что первый ключ должен указывать на место, где будет спрятан второй ключ и так далее, пока дети не найдут сокровища. Но первый ключ должен быть самым интересным и интригующим, он должен быть открытием игры:

    Если дети не могут справиться с заданием или оказываются в тупике, будьте готовы им помочь. Если дети более менее успешно справляются с заданиями, не стоит им помогать. Но дети быстро разочаруются, если у них не получится найти ключ или справиться с заданием. Придумайте несколько запасных ключей и подсказок на тот случай, если придется самостоятельно направлять детей. Используйте эти ключи, только если увидите, что дети не справляются и нервничают.

    Заранее приготовьте воду, закуски и солнцезащитный крем, особенно если игра будет долгой. Пока дети будут искать сокровища и разгадывать загадки, они вряд ли будут думать о том, чтобы вовремя поесть или не сгореть на солнце. Так что позаботьтесь об этом сами или оставьте несколько бутылок воды и немного закусок рядом с каждой подсказкой, чтобы дети могли пить и кушать на ходу.

    • Это может быть пара ящиков мюсли или сухого завтрака, а также какие-то закуски, которые можно съесть на ходу. Закуски можно дать детям перед началом игры, а также на полпути к сокровищам.
  1. Если дети младше 10 лет, их нужно сопровождать, если игра проходит на небольшом участке. Нельзя оставлять маленьких детей без присмотра, даже если они будут недалеко от вас. Попробуйте разбить всех игроков по командам, где у каждого ребенка будет взрослый партнер, с которым игра пойдет быстрее и безопаснее.

  • Возможно, дети захотят пройти игру самостоятельно без вашей помощи (в зависимости от возраста детей и уровня сложности игры). Чтобы зря не гадать, спросите детей, чего они хотят.
  • Постарайтесь придумать побольше подсказок и ключей. Можно обыграть их разными кодами, письмами, головоломками, загадками, мини-играми. Имейте в виду, все это не должно повторяться.
  • Чтобы избежать сильной конкуренции, пусть дети читают загадки и подсказки по очереди.
  • Если подсказка написана на бумаге, будет весело разложить эти подсказки в разном виде. Например, вы можете сделать оригами или музыкальное сопровождение.
  • Обязательно приберегите какой-нибудь хороший приз на конец игры. Даже если детям понравится игра и вся эта возня с ключами, они все равно будут ждать, что в конце для них будет еще какой-то сюрприз.
  • Пусть некоторые подсказки будут одновременно головоломками – чтобы найти ключ, нужно разгадать головоломку. Например, можно поместить ключ на игрушечную лодку и положить рядом рыболовную сеть, чтобы дети с помощью сети вытащили лодку из воды.
  • Если вы играете с детьми старшего возраста, вы можете давать им указания по телефону или через электронную почту.
  • Эта игра может быть интересной не только детям, но и взрослым гостям, например, на семейном празднике это может быть охота за Пасхальным яйцом в саду.
  • Не придумывайте слишком много подсказок для маленьких детей, иначе они запутаются.

Предупреждения

  • Каждый ребенок должен получить равную часть сокровищ! Вы же не хотите, чтобы кто-то из детей расстроился и заплакал, потому что у него будет меньше конфет и сладостей, чем у его друга.
  • Если вы проводите игру на чьей-то собственности, обязательно поговорите с владельцем этого участка или здания. Никому не понравится неожиданно появившаяся куча детей!
  • Имейте в виду, что детям может быть скучно даже во время игры, так что постарайтесь не обижаться!
  • Во время игры дети должны быть под присмотром взрослых, это зависит от места проведения игры.
    • Детей до шести лет обязательно сопровождать кому-то из взрослых или подростков.
    • Если вы проводите игру на открытой местности, за детьми в возрасте до 10 лет также нужно наблюдать.

«В поисках клада».

Квест - игра.

Воспитатель В.Н. Машнёва

Цель:

Организация и проведение досуга воспитанников школы - интерната.
Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Продолжать приобщать детей к здоровому образу жизни и формировать интерес к спорту.

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Задачи:

Привлекать воспитанников к активному образу жизни.

Воспитывать в детях чувство товарищества, сплоченности команды.

Воспитывать у детей чувство переживания за своих товарищей (команду) в эстафетах и соревнованиях.

Развивать кругозор и творческие способности воспитанников.

Развивать взаимовыручку, умение прийти на помощь.

Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте - схеме, определять направление маршрута.

Коррекционные задачи:

Стимулировать развитие мыслительных способностей.

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.

Развитие у детей логического мышления.

Воспитание ловкости, внимательности.

Длительность проведения: 1 час.

Подготовительная работа:
- нарисовать красочное объявление и донести информацию до ребят;
- воспитанники одеваются согласно теме, пиратский макияж приветствуется;
- подготовить грамоты и « сокровища» - конфеты;
- подготовить станции для проведения конкурсов;
- нарисовать карту — маршрутный лист;
- картинку корабля разрезать на столько частей, сколько будет станций;
- изготовить сундук (можно обклеить обоями коробку и наклеить из бумаги замок или использовать старый чемодан).;

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Добрый день, самые отважные люди нашей школы. Мы очень рады, что вы не испугались и пришли к нам, чтобы отправиться на поиски пиратских сокровищ. Итак, начинаем.
Пожалуй, нет ни одного человека, кто хоть раз в жизни не собирался бы в дальнее путешествие навстречу опасностям и приключениям. Нет ни одного человека, кто бы не мечтал найти зарытые пиратами сокровища, кто не представлял себя капитаном пиратского корабля. И сегодня нам предоставляется такая возможность: сегодня мы отправляемся за пиратскими сокровищами. Но в отличие от многих кладоискателей прошлого нам сегодня обязательно повезет. Нам непременно улыбнется удача. Иначе и быть не может, ведь вы такие храбрые, умные, дружные.

Ведущий: Ну что, почувствовали запах моря? Пахнуло на вас соленым морским ветром? Услышали скрип мачт пиратских кораблей? Прониклись духом приключений? Готовы?

Ведущий: Для нашего плавания нам нужны корабли, а чтобы получить их, нам придется ответить на несколько вопросов, показать свои знания. Вы сможете клад найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными, выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Ну что готовы?

Задание №1 Игра «Вопросы и ответы»

1. Назовите самое жаркое время года?

2. После лета наступает….

3. Назовите все времена года.

4. Сколько месяцев в году?

5. Назовите осенние, зимние, весенние, летние месяцы.

6. Год состоит из месяцев, месяц из недель. Назовите дни недели.

7. Какой сегодня день недели?

8. Какой день недели был вчера?

9. Какой день недели между вторником и четвергом?

Послушайте стихотворение и скажите, в какой день недели все звери сели на карусели:

Носорог все дни недели

Проводил на карусели

И смеялся носорог

И сиял от счастья рог

Но в последний день недели

Вдруг сломались карусели

Потому что вместе сели

Крокодил, жираф, олень,

Слон, слониха и тюлень

Словом дюжина зверей

Да обжора муравей

В какой день недели звери сели на карусели? (В воскресенье )

Ведущий: Молодцы, с первым заданием справились.

Задание 2. Посвящение в пираты.

Кто хочет стать пиратом и найти сокровища? Желающие стать пиратами должны пройти ПОСВЯЩЕНИЕ В ПИРАТЫ:

а) Чтобы плавать на кораблях нужно уметь сохранять равновесие во время шторма.
Нужно быстро пройти по канату (веревке или меловой черте) и не упасть (не сойти с нее). Ступни ставить - строго пятка к носку!
б) Пираты должны быть меткими. Сбить хотя бы одну из трех выставленных в ряд кеглей (кеглей, мячиком или битой).
в) Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять приказы по кораблю:

Лево руля! - все бегут к левому борту (левой стене).

Право руля! - все бегут к правому борту (правой стене).

Нос! - все бегут вперед.

Корма! - все бегут назад.

Поднять паруса! - все останавливаются и поднимают руки вверх.

Драить палубу! - все делают вид, что моют пол.

Пушечное ядро! - все приседают.

Адмирал на борту! - все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь.

г) Пираты должны быть хитрыми и не поддаваться на уловки. Нужно быстро и правильно ответить на загадки:

Быстрее всех от страха
Несется …(не черепаха, а заяц).

Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый … (не волк, а медведь)

В теплой лужице своей
Громко квакал … (не воробей, а лягушонок).

По горной круче проходил
Обросший шерстью … (не крокодил, а баран).

В чаще голову задрав,
Воет с голоду… (не жираф, а волк).

Как в автобусный салон
Маме в сумку прыгнул … (не слон, а кенгуренок).

Над лесом солнца луч потух
Крадется царь зверей … (не петух, а лев).

Все преграды одолев,
Бьет копытом верный … (не лев, а конь).

Сено хоботом берет
Толстокожий … (слон, а не бегемот).

Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем … (не ворона, а павлин).

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая … (не лисица, а белка).

Простой вопрос для малышей:
«Кого боится кот?» … (не мышей, а собак)

Ведущий: Отличная команда - все такие умные, хитрые, ловкие! Каждый получает БАНДАНУ с Веселым Роджером и кто хочет быть с усами, раскрашивается детской маскарадной косметикой.
Ведущий: Будущие пираты готовы. Но на поиски настоящего клада могут отправиться только настоящие пираты, поэтому всем участникам нужно подтвердить торжественную клятву:

Клятва пиратов.

«Вступая в ряды пиратов и искателей сокровищ, клянусь чтить пиратский кодекс, не
трусить, не унывать, помогать товарищам, найденные сокровища разделить по чести и
совести иначе пусть меня лишат моей доли сокровищ и бросят на съедение акулам».
Кто согласен, называет свое имя:
Капитан...
- Юра!

Пират…

Мансур!

Пират…
- Алёша!

и т. д.
Ведущий: Море выбросило на берег один предмет и, если пираты отгадают кроссворд, то узнают что именно и получат его. (Буквы в выделенных клеточках по вертикали составят слово-подсказку).
Кроссворд:

Бок корабля (борт) - (Б)

Рулевое колесо на корабле (Штурвал) - (У)

Доска для спуска с корабля (трап) - (Т)

Морские разбойники (пираты) - (Ы)

Тихая мелководная часть моря, врезающаяся в сушу. Голубая… (лагуна) - (Л)

Помещение для матросов (кубрик) - (к)

Пиратский захват судна с помощью крюков и веревок (абордаж) - (А)

Бутылка вручается пиратам. Вытряхивается послание:

« Я, пират Билли Бонс, пишу это послание 12 июня 1647 года на необитаемом острове, где мы зарыли клад Флинта.

Клад достанется тому, кто отгадает все мои загадки и найдёт его, по моим указателям. Пришвартуйте свой корабль в круглой бухте Острова Сокровищ и проследуйте 60 шагов на юг. Тайну хранит:

В каждом доме есть гармонь...

Но играть ей не дано...

Дарит в холода тепло...

Загляни-ка под окно...

Билли Бонс».

За батареей пираты найдут следующую подсказку.

Подсказка 1.

Он в каждом доме есть...

Его включают, выключают...

В нем передачи, мультики вещают...

На ящик внешне он похож...

За ним ты ключ к сокровищам найдешь...

Так, следующая подсказка находится за телевизором. Все подсказки написаны на бумаге и свернуты в трубочку(свиток). Проводится игра, затем читают подсказку - ключ к следующей.

Игра «Угадай песню».
Ведущий говорит любую строчку из песни, а дети должны сказать название песни и спеть куплет и припев.
- "С голубого ручейка начинается река….." - "Улыбка";
- "Метель ей пела песенку, спи елочка бай-бай…" - "В лесу родилась елочка";
- "Голубой вагон бежит качается, скорый поезд набирает ход… " - "Голубой вагон";
- "Чунга-Чанга? места лучше нет..." - "Чунга-Чанга";
- "Если долго по дорожке, если долго по тропинке топать, прыгать и бежать..." - "Песня Красной Шапочки"

Подсказка 2.

Земля - его источник жизни...

Он зеленеет от солнечных лучей...

На подоконнике стоит... его не слышно...

Если найдешь его, то обязательно полей...

Ответ: комнатное растение. Положите свиток за горшок с растением.

Задание «Сказочный цветок».

Дети знакомятся с «Цветиком-семицветиком» и заданиями каждого лепестка:

1. Отгадай загадку: Каких камней в море не бывает? (Сухих).

2. Спой песню Антошки (1-й куплет и припев).

3. Надуй шарик.

4. Покажи мимикой «обезьянку».

5. Прокукарекай 5 раз.

6. Скажи пожелания Антошке.

7. Перепрыгни через канат.

Ребята выполняют задания и получают следующую подсказку .

Подсказка 3.

Здесь одежду оставляем,

Куртки, шапочки снимаем.

Он всегда готов принять
Куртки, шубы и толстовки,
И кожанки, и ветровки,
И для обуви есть место,
И одежде там не тесно. (Гардероб)

Подсказка 4.

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки Дерево

Воспитатель:

Прошли вы половину испытаний...

Ещё немного осталось впереди...

А теперь одеваемся и идём на улицу.

Игра «Лоцман»

Все выходят во двор и видят, что на свободной от посторонних предметов площадке беспорядочно расставлены 8 кеглей (можно использовать пластиковые бутылки).

Ведущий объясняет, что ребята должны выбрать лоцмана, который вслепую поведет корабль, лавируя между бакенами. На самом деле нужно с завязанными глазами пройти через площадку с кеглями, а все остальным в это время дано право подсказывать, куда шагать. Задача — пройти между кеглями, не сбив ни одной.

Подсказка 5.

Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? … (черепаха)!

Игра «Мы акулы не боимся».

Гроза всей живности морей,
Не знаем мы зубов острей.
Не зубы — острые ножи,
Ты не боишься? Зря… дрожи!

Океан кишит акулами. Ведущий становится этой опасной рыбой. Команды разбегаются, а акула пытается догнать добычу. На кого ведущий прицепит прищепку, тот игрок выбывает из игры. Забава рассчитана на 7-10 минут. Где пиратов осталось больше, та команда и победила

Подсказка 6.

У заборчика стоят,
Целый день на них сидят
Бабушки и дети.
Что это? Ответьте! (скамейки)

Игра «Узнай сказку по отрывку».

Красна девица грустна —
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет, бедняжка.(«Снегурочка»)

А дорога — далека,
А корзинка — нелегка.
Сесть бы Мишке на пенек,
Съесть бы вкусный пирожок.(«Маша и медведь»)

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?...(Буратино)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?(Три медведя)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился... (Колобок).

Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола».(Золушка)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?(Три поросенка )

Подсказка 7.

И была зимой потеха!
Много снега, много смеха!
Появилась под окном
То ли лошадь… То ли гном?!
Постепенно я привык,
Что такой мой …! ( снеговик )

Игра «Вода - суша».
Если ведущий говорит слово «вода» или название водоема, дети прыгают вперед, если «суша» или название части суши - прыгают назад.

Подсказка 8.

Любит санки, любит лыжи,
Ей зима, конечно, ближе.
Покатились вниз! Ура!!!
Всех приветствует…. ( гора )

Игра «Катание на санках - ледянках с горки».

Подсказка 9.

Ты рукой его не тронь!
Грива есть, но он не конь.
Нет копыт, а есть клыки
И на лапах коготки.
Очень грозный и отважный,
Гривой он мохнатой машет:
И рычит, как на распев -
Это храбрый, сильный - (лев )

Игра «Меткий стрелок» .

Задача — мячиком попасть в пустую пластиковую бутылку, стоящую на некотором расстоянии от черты, проведенной на земле. От этой черты дети по очереди бросают мячик, пытаясь сбить бутылку.

Подсказка 10.

Почти до финиша дошел...

Отважный начинающий пират...

Сокровища мои я спрятал там,

Где вещи все твои лежат...

Все возвращаются в группу. Находят последнюю подсказку и письмо .

Ведущая: Итак, ребята. Все конкурсы мы с вами прошли. Настал момент, когда мы узнаем где же все-таки клад?

Подсказка 11.

Кто по головке вас погладит?

С кем вы день свой проведёте?

Кто прочтёт стихи и сказки,

даст вам пластилин и краски,

рисовать, лепить научит,

ложки раздавать поручит?

Выдумщица кто, затейница, мечтательница?

Это ваша дорогая... (воспитательница)!

Письмо.

Юный охотник за сокровищами!

Если ты читаешь это письмо, значит, тебе удалось найти клад.

Искренне тебя поздравляю! Из тебя получится отличный капитан. Береги мои сокровища...

С большим уважением к тебе, капитан Билли Бонс!

Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы еще раз убедились, что когда мы все вместе, когда один за всех и все за одного, то никакие опасности нам не страшны и мы всегда добьемся победы. Сегодня вам повезло, карта привела вас к сокровищам. И нам хочется надеется, что вам и дальше будет везти. А знаете, какие наши с вами главные сокровища? Это наши знания, это наша дружба. Сейчас мы предлагаем вам всем встать, взяться за плечи и вместе спеть песню.

Интернет ресурсы:

КОНКУРСЫ:

1. «Попади в цель».
Перед каждым участником конкурса ставится ведерки. Всем ребятам выдаются одинаковые по формату газеты-толстушки. По сигналу ведущего игроки отрывают по одной страничке, комкают бумагу в плотный шарик и бросают в ведерко. Побеждает тот, кто первым забросит в ведерко 3 бумажных шарика.

2. «Пожарные»
На сцене ставят 2 стула спинками друг к другу. На спинку каждого стула вешают спортивные олимпийки, вывернутые наизнанку. Под стульями лежит канат. По сигналу ведущего участники одевают олимпийки, застегивают их. Оббегают стулья, садятся на свой стул и выдергивают канат. Кто быстрее?

3. «Держи меня соломинка»
На стол (стул или прочную поверхность) ставятся два стакана. Рядом кладется соломинка для коктейлей. Задача играющих —как можно быстрее перелить воду из одного стакана в другой с помощью соломинки.

4. «Укротитель диких зверей»
Поставить в комнате стульев на один меньше, чем участников. Ведущий медленно идет по кругу и называет подряд всех диких животных. Тот, чье животное названо (играющие предварительно выбирают их для себя), встает и начинает медленно идти вслед за своим укротителем. Как только укротитель произносит слова: «Внимание! Охотники!», все играющие, включая укротителя, стараются занять пустые стулья. Тот, кому места не досталось, становится укротителем диких зверей.

5. «Спичка-невеличка»
В каждой команде игроки выстраиваются парами (девочка-мальчик). Перед каждой колонной ставится стул, на который садится первый участник команды. Ему в рот дается спичка без серы. По команде ведущего к нему подбегает второй игрок, берет спичку без рук, и садится на его место. Первый бежит в хвост колонны. Выигрывает та команда, у которой первый игрок первым сядет снова на стул.

6. «Путешествие в темноте»
Для этого конкурса потребуются кегли и повязки на глаза по количеству участников. Кегли расставляются «змейкой» перед каждой командой. Команды, взявшись за руки, с завязанными глазами пытаются пройти дистанцию, не задев кегли. У чьей команды окажется меньше сбитых кеглей, та и получает жетон.

7. «Музыкальные кегли»
По кругу ставятся кегли на одну меньше, чем участников. Пока звучит музыка, участники движутся вокруг кеглей держась, например, за ухо. Как только музыка затихает, участники должны схватить кеглю. Кому не досталась, выбывает из игры. Выигрывает участник, последним оставшийся в игре.