Причины нарушения мышления у больных. Мышление, которое не заканчивается действием, – это слабое мышление

Классификация нарушений мышления в психопатологии

1. Нарушение динамики мыслительной деятельности :

а) Ускоренное мышление протекает на фоне повышенного настроения (маниакальное, гипоманиакальное состояние), характеризуется быстрым, облегченным возникновением ассоциаций. Суждения поспешны, не продуманы, односторонни. Мышление в целом поверхностное, непоследовательное. При значительном ускорении мышления появляется скачка идей.

б) Замедленное мышление характерно для больных в депрессивном состоянии. Проявляется в замедлении темпа течения мыслительных процессов, чувстве затрудненности мышления, уменьшении количества идей, затруднениях осмысления при сохранности уровня обобщения и отвлечения. Характерен монодеизм – своеобразная избирательность мышления, обусловленная аффективным состоянием больного (сосредоточенность на отрицательных эмоционально окрашенных мыслях).

в) Инертное мышление – группа синдромов расстройств мышления, основной признак который – недостаточная подвижность (ригидность) психических процессов (заболевания различного генеза: шизофрения, грубая органическая патология головного мозга). Инертностью протекания психических процессов может объяснить такие психопатологические явления, как ригидность, персеверации и стереотипии, которые объединяются понятием "фиксированные формы поведения" – акты поведения, упорно и непроизвольно повторяющиеся или продолжающиеся и в ситуациях, которые объективно требуют их прекращения или изменения.

Один из видов инертного мышления – вязкое мышление – наблюдается при эпилептическом слабоумии. Характеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, "топтанием" на месте, невозможностью выйти из круга определенных представлений и переключиться на что-то другое.

2. Нарушение структуры мыслительной деятельности – нарушение логики, целенаправленности мышления. Вот некоторые виды подобных нарушений:

а) Аутистическое мышление. Понятие "аутизм" в психиатрию было введено Э. Блейлером (1911). Под аутизмом он подразумевал своеобразную личностную установку, с которой связаны перестройка всей психической деятельности, глубокие изменения мышления и аффективно-волевой сферы. Аутистичное мышление управляется не законами логики, а "аффективными потребностями", под которыми Блейлер подразумевал стремление человека испытывать удовольствие и избегать неприятных переживаний. Такое мышлении игнорирует закономерности реального мира. Больной испытывает чувство отстраненности от внешнего мира, который он перестает понимать. Теряется способность различать границы между субъективным миром и реальностью. Наиболее характерно для больных шизофренией, но может встречаться при грезах у истерических субъектов и даже у здоровых людей в какие-то периоды жизни.


б) Резонерское мышление. Резонерство – склонность к бесплодному мудрствованию, к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Основано на поверхностных, формальных аналогиях. Преобладают формальные, случайные ассоциации при уходе от содержательной стороны задачи. Цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление больного к "рассуждательству". Обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных, их потребностью в самоутверждении. Встречается у больных шизофренией, эпилепсией, олигофренией и при ряде органических поражений головного мозга.

в) Паралогическое мышление. Патологическая склонность больных к паралогизмам. Паралогизм – неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшем непреднамеренно и являющаяся следствием нарушения законов и правил логики. В отличие от софизмов – ошибок преднамеренных, цель которых – ввести в заблуждение кого-либо, паралогизмы вполне искренне отстаиваются, утверждаются. Характерна страстность, с которой доказываются и защищаются недостаточно подкрепляемые выводы. Критика в отношении логических ошибок отсутствует.

3. Нарушение содержания мыслительной деятельности (патологическая продукция мышления):

а) Навязчивые мысли – это представления и мысли, непроизвольно вторгающиеся в психику больного и тяжко им переживаемые, им присущи эпизодичность, приступообразное течение. Возникают в теснейшей связи с эмоциональной сферой, сопровождаются депрессивными эмоциями, чувством тревоги. Больной понимает их нелепость, критически к ним относится.

б) Сверхценные идеи – отдельные суждения или группа суждений, аффективно насыщенных и носящих стойкий, фиксированный характер. Например, сверхценные идеи ревности, изобретательства, ипохондрические. Будучи весьма эмоционально насыщенными, занимают в психике центральное место и мешают человеку быть в достаточной мере беспристрастным и объективным в своих суждениях. Связаны с паралогическим мышлением и резонерством. Мышление становится тенденциозным, односторонним, все, что стоит в стороне от сверхценной установки или идет вразрез с ней, игнорируется.

Сверхценные идеи, как патологическое явление отличаются от доминирующих идей, которые могут встречаться у психически здоровых. Например, человек одержим научной идеей, ради доказательства правоты которой он готов пренебречь всем остальным, своими личными интересами и интересами своих близких. Доминирующая идея может претерпеть развитие и превратиться в истинную сверхценную идею. Сверхценные идеи чаще всего возникают у личностей с патологическим складом характера (паранойяльные, психастенические, эпилептоидные психопаты).

в) Бред – совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. Бредовые идеи отличаются постоянством и непоколебимостью. Характерна убежденность больного в полной реальности бредовых переживаний. Попытки разубедить больного, доказать ему неправильность его бредовых построений, как правило, приводят лишь к усилению бреда. Примеры бредовых идей: бредовые идеи величия, высокого происхождения, бред изобретательства, богатства, греховности, обнищания, преследования, воздействия и др.

Классификация нарушений мышления в патопсихологии

Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической практике, чрезвычайно разнообразны и с трудом поддаются классификации. В психиатрии не существует единого принципа анализа этих расстройств. Б.В. Зейгарник, опираясь на понимание мышления как особой деятельности, попыталась определить наиболее общие параметры этих нарушений и на их основе выделила определенные виды патологии мышления.

1. Нарушения операциональной стороны мышления:

а) Снижение уровня обобщения – в суждениях больных доминируют конкретные, непосредственные представления о предметах и явлениях, а более высокие уровни обобщения, где требуется абстрагирование, больному труднодоступны.

б) Искажение процесса обобщения – существенные свойства предметов, явлений и существующие связи между ними вовсе не принимаются больными во внимание при операции обобщения. В основу обобщения берутся чрезвычайно общие признаки, но они носят случайный, ненаправленный и неадекватный характер.

в) Соскальзывания – ошибочные суждения, носящие единичный, эпизодический характер. Наблюдаются у больных шизофренией при их относительной сохранности. Напоминают непоследовательность суждений, но не связаны с истощаемостью. Обусловлены своеобразным нарушением ассоциативного процесса, большей частью не корригируются исследующим. Отсутствует связь между степенью трудности задания и появлением ошибочных суждений.

2. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

а) Лабильность мышления характеризуется неустойчивостью способа выполнения задания. Два вида:

– Неустойчивость суждений. Уровень обобщения не снижен, но адекватный характер суждений неустойчив, т.е., адекватные суждения чередуются с неадекватными. Является проявлением нарушения умственной работоспособности при повышенной истощаемости психической деятельности органического генеза.

– Скачка идей – хаотичность ассоциаций, повышенная откликаемость. Характерна для больных, находящихся в маниакальном состоянии.

б) Инертность мышления проявляется в затрудненности переключения с одного способа работы на другой. В ее основе –инертность связей прошлого опыта. Больные не могут изменять ход своих суждений, склонны к чрезмерной детализации, затрудняются операции обобщения и отвлечения.

3. Нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления:

а) Разноплановость мышления : ее суть в потере предметной однозначности ("полисемантизме"). Предметная однозначность – это закрепление в сознании человека за тем или иным предметом существенного с точки зрения социальной практики свойства или функции. При разноплановости мышления, суждения больного о каком-то явлении протекают как бы в разных плоскостях. Он объединяет предметы в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании своих вкусов и установок. Соответствует общей неадекватности установок, мотивов, эмоций больных шизофренией.

б) Резонерство (бесплодное мудрствование).

4. Нарушение критичности мышления: человек не сравнивает свои действия с ожидаемыми результатами, не замечает своих ошибок и не исправляет их. Связано с нарушением процесса саморегуляции познавательной деятельности – проявлением нарушений личности (невозможность осознания своего поведения, нарушение подконтрольности своих действий, их опосредованности).

Вопросы и задания:

1. Какие стороны нарушения мышления выделяют в патопсихологии?

2. Какие методики используются для исследования нарушений мышления?

3. В чем сущность явлений снижения и искажения процессов обобщения?

4. В чем проявляется нарушение критичности мышления?

5. К нарушению какой стороны мыслительной деятельности относится явление резонерства и почему?

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 84-139.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. С. 170– 229.

3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С. 151-157.

Нарушение мышления, обозначаемое также в качестве термина «расстройство мышления», заключается в нарушении мышления по его структуре, содержанию и темпу (нарушение динамики, мотивационного компонента и операционной стороны). Нарушение мышления может проявляться по-разному и правильнее определить под такое обобщение группу из ряда расстройств, их мы и рассмотрим ниже.

Нарушение мышления может проявляться в следующих формах:

Нарушения динамики мышления

  • Ускорение мышления, скачки идей. Здесь нарушение мышления проявляется в форме речевого выражения и нескончаемого потока различных ассоциаций. Речь, как и мыслительный процесс, характеризуются собственной скачкообразностью и бессвязностью. Любые умозаключения, образы и ассоциации проявляются спонтанным образом, спровоцировать их появление может любой раздражитель, для них характерна общая поверхностность. В таком случае пациент разговаривает без остановки, что даже может привести к охриплости голоса, вплоть до потери голоса. Отличием от бессвязного мышления является то, что в данном случае воспроизводимые высказывания имеют определенный смысл. Ускоренное мышление характеризуется хаотичными и ускоренными ассоциациями, спонтанными ответами, экспрессивной мимикой и жестикуляцией, повышенной отвлекаемостью, способностью к анализу осознанностью действий и пониманием ошибок, способностью к их исправлению.
  • Инертность мышления. В качестве характерных признаков, соответствующих данному нарушению мышления, можно обозначить замедленность ассоциаций, отсутствие у пациента любого типа самостоятельных мыслей, заторможенность. В этом случае ответы на вопросы затруднены, в целом их характер односложный и краткий, речевая реакция существенным образом отличается по степени задержки от нормы. При попытках переключения мыслительного процесса на другие темы возникают определенные затруднения. Характерно нарушение мышления этого типа для состояний помрачнения сознания (легкая форма), для астенических и апатических состояний, при маниакально-депрессивном синдроме.
  • Непоследовательность суждений. Это отклонение сопровождается неустойчивостью суждений, неустойчивостью ассоциаций при сохранении способности к анализу, усвоению и обобщению. Этот тип нарушения сознания сопровождает маниакально-депрессивный психоз, патологии сосудов головного мозга, шизофрению (в рамках этапа ремиссии), травмы головного мозга.
  • Откликаемость. Под откликаемостью как нарушением мышления понимается повышенная реакция на воздействие любого типа раздражителей, причем как имеющие к нему отношение, так и не имеющие. Здесь речь «разбавляется» теми предметами, которые окружают человека, то есть просто воспроизводятся вслух названия тех предметов, которые оказываются в поле зрения. Также пациентам свойственна потеря ориентации в пространстве и времени, они не запоминают важных событий, имен и дат. Поведение может быть несуразным, речь – бессвязной или с определенными нарушениями. Данное расстройство актуально для тех пациентов, у которых имеются тяжелые формы патологий сосудов головного мозга.
  • Соскальзывание. Нарушение проявляется в виде внезапного отклонения, отмечаемого в рамках основного направления рассуждения, при этом соскальзывание происходит к случайным ассоциациям. Впоследствии может произойти возвращение к изначальной теме. Такого рода проявления характеризуются собственной эпизодичностью и в то же время внезапностью. Нередко проявляются они во время выполнения упражнений на выявление ассоциативного ряда. Сопоставления в таком случае случайны, в ассоциациях замена происходит созвучными словами (рифма, к примеру «галка – палка» и пр.). Такого типа нарушение встречается при шизофрении.

Нарушения в рамках операционного мышления

  • Пониженный уровень обобщения. Такое нарушение характеризуется затрудненность в обобщении признаков, то есть пациент не способен к отбору признаков и свойств, которые в целом бы смогли охарактеризовать какое-либо понятие. Построение обобщений сводится к замене их отдельными признаками, специфическими связями с предметами, случайными сторонами в определенных явлениях. Такое явление характерно для эпилепсии, энцефалита, олигофрении.
  • Искажение обобщения. Такого типа нарушение мышления заключается в неспособности к установлению основной определяющей связи, применимой к конкретным предметам. Человеком выделяются только случайные стороны в конкретном явлении и связи второстепенного масштаба между объектами. Культурных и общепринятых определений для больного не существует в принципе. Объединение объектов может производиться на основании формы, материала или цвета, то есть с исключением целевого их назначения и присущих функций. Перечисленные особенности нарушения мышления присущи таким заболеваниям, как психопатия и шизофрения.

Нарушения мотивационного компонента

  • Разноплановое мышление. В данном случае речь идет о таком нарушении мышления, при котором целенаправленность действий отсутствует как таковая. Пациент не в состоянии осуществлять какую-либо классификацию для явлений и предметов, он не может выделить признаки, по которым могло бы быть произведено их обобщение. Различные умственные операции (различение, обобщение, сравнение и пр.) имеются, какие-либо инструкции могут быть восприняты, но выполнению не подлежат. О предметах человек судит в отличных друг от друга плоскостях, последовательность в этом отсутствует. Выбор предметов и их классификация может происходить на основании собственных предпочтений (привычки, вкус, особенности восприятия). В суждениях отсутствует объективность.
  • Резонерство. Нарушение мышления характеризуется пустым и бессмысленным многословием, человеку свойственны бесконечные и длительные рассуждения, причем у них не существует какой-то конкретной идеи или цели. Для речи характерна разорванность, в рассуждениях отмечается постоянная потеря связующей их нити. Достаточно часто «мудрствования», будучи довольно длительными, между собой не связаны, смысловая нагрузка в них отсутствует. Аналогично отсутствовать может и сам объект мысли. Высказывания носят риторический характер, в ответной реакции или во внимании собеседника оратор не нуждается. Рассмотренная патология мышления соответствует состоянию пациентов при шизофрении.
  • Бред. Бред заключается в таком нарушении мышления, при котором человек воспроизводит собственные умозаключения, представления или идеи, причем эта информация никак не связана с актуальной окружающей обстановкой. Ему становится не важно, соответствует воспроизводимая информация реальности или нет. Руководствуясь такого типа умозаключениями, человек, тем самым, находится в отстраненном от реальности состоянии, поглощаясь, тем самым, в бредовое состояние. Разубедить человека в том, что его бредовые идеи таковыми являются, невозможно, то есть он полностью уверен в истинности идей в основе бреда. Бред по своей специфике и содержанию может проявляться в различных формах (религиозный бред, бред отравления, бред преследования, ипохондрический бред и т.д.). В качестве одного из наиболее распространенных вариантов бредовых состояний сегодня рассматривается также состояние анорексии, при котором создается иллюзорное восприятие собственного веса, что дополняется неизменных желанием избавиться от лишнего веса.
  • Некритичность. Эта патология мышления характеризуется незавершенностью и общей поверхностностью мышления. Мышление становится нецеленаправленным, в связи с чем поступки и действия пациента не регулируются.
  • Навязчивые состояния. Патология этого типа сопровождается фобиями, переживаниями и мыслями, непроизвольным образом появляющимися в сознании. Навязчивые состояния как нарушение мышления осмысленному контролю неподвластны, их «спутником» также становится постепенное расстройство личности. Также навязчивым состояниям сопутствует реализация определенных действий (нечистота мира, окружающего человека, становится причиной постоянного мытья рук после касания любых предметов и т.д.).

Классификация мышления по Зейгарник. В основе теории:

1. Нарушение операциональной стороны мышления (синтез, анализ, абстрагирование)

а) снижение уровня обобщения

б) искажение процесса обобщения

а) в мышлении больных можно выделить конкретность, недостаточный уровень абстрактности, использование простых однозначных связей между явлениями, конкретно-ситуационный тип решения задач. Т.е. больной делает вывод, использует ситуацию для объединения ситуаций между собой, ситуации связаны с жизненным опытом. Например: методика классификаций. При рассмотрении конкретной ситуации больным будет выделен абстрактный признак. Это будет проявляться при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии, умственной отсталости, олигофрении.

б) вытеснение суждений с опорой на неосновные латентные признаки. Больной использует не стандартные признаки, а побочные связи. Например: воробей и соловей - больной шизофренией скажет, что они могут издавать звуки.

2. Нарушение динамической стороны мышления.

Лабильность мышления - чрезмерная подвижность мыслительных процессов (часто при маниакальном состоянии). Больной перескакивает с одного на другое, мыслит вслух.

Непоследовательность, соскальзывание - больной способен некоторое время удерживать правильный ход рассуждений, но в какой-то момент переключается и выполняет задание неправильно.

Часто при сосудистых заболеваниях головного мозга

Часто обусловлено колебаниями внимания.

Мимолетные колебания работоспособности:

  • откликаемость
  • больной не способен длительное время удерживать ход рассуждений и его мыслительная деятельность дезорганизуется в результате появления побочных стимулов.
  • инертность мышления (ригидность, жесткость) обусловлена жесткостью уже образованных связей, способов действия и прошлым опытом. Трудно переключиться с одного на другой вид, тип деятельности и возникают трудности включения в задание.

3. Нарушение мотивационного аспекта мышления

1). резонерство - бесплотное рассуждательство. Больной достаточно детализировано рассуждает на какую-либо тему, чего не требует ситуация.

У больных шизофренией - непродуктивные рассуждения, нерезультативность процесса. При каждом психическом заболевании своя специфика.

  • при шизофрении - тема значима, имеет отвлеченный характер, множество деталей в ее разработке при отсутствии результата рассуждений, неадекватность всей ситуации. Вычурность определений, оторванность от реальности
  • при эпилепсии - больной как моралист, защитник правил, этических норм, человек пафосно объясняется, позиция вещателя.
  • при органических поражениях головного мозга резонерство носит компенсаторный характер, для больного это способ компенсировать свою несостоятельность, избежать выполнения трудного задания.
  • вынесение в план громкой внешней речи, выполняемость операций и общей программы действий.

Уход от темы, от сложной ситуации.

2). разноплановость мышления при выполнении одного и того же задания больной исходит из разных установок, часто не связанных ни с инструкцией, ни с содержанием задания. В результате больной может допускать противоречивые суждения. Наиболее часто встречается при шизофрении

Уровни разноплановости:

  • соскальзывание - единичные акты, единичные отступления от общего хода выполнения задания
  • собственно разноплановость
  • разорванность мышления вообще

Часто невозможно восстановить логические связи и суждения больного. Речь и суждения отрывочны, могут быть правильно оформлены грамматически, но лишены смысла, бессодержательны целые фразы, но с правильной грамматической структурой.

4. Нарушение критичности

Нарушение критичности - включается личностный уровень. Встречаются часто, в принципе у всех, за исключением невротиков.

Невозможность адекватно оценить свои действия, их соответствие требованиям задания, недостаточное планирование, контроль за своими действиями, коррекция ошибок.

У разных больных разные аспекты критичности. Критичность связана с социальной адаптацией, возможностью оценить свое поведение в соответствие с социальными требованиями и правилами.

Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений Однако в психологии существует множество других определений. Например - высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или - процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Мышление - высшая форма отражения объективной реальности в сознании человека. Это обобщенное, осуществляемое посредством слов и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из ВПФ. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

При каких заболеваниях возникает нарушение мышления

Нарушения динамики мышления.

1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т. н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.)

Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей - повышенная лабильность корковых процессов.

Характерно:
- Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
- Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
- Мало задумываются над ответом.
- Легко исправляют ошибки, если на них указать.
- Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
- Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

2. Инертность мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии («первичное нарушение»), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Больные могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.

3. Непоследовательность суждений. Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания.
81 % сосудистые заболевания
68 % травма
66 % МДП
14 % шизофрения (в период ремиссии)

При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

4. «Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер.

Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблем, так как если положить - утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имён близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания.

Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения.

Создаётся вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:
- откликаемость - следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
- отвлекаемость - следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры. Образование большого количества временных связей - основа дальнейшей целенаправленной деятельности.

5. Соскальзывание. Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море).

Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.

1. Снижение уровня обобщения. В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие.
95 % олигофрения
86 % эпилепсия
70 % энцефалиты

2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67 %) и психопатов (33 %).

Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объёмами, ограниченными деревянными плоскостями.

Нарушения мотивационного компонента мышления.
1. Разноплановость мышления. Нарушение мышления, обозначенное как “разноплановость”, заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях.

Больные могут правильно усваивать инструкцию. Они могут обобщить предлагаемый им материал; актуализируемые ими знания о предметах могут быть адекватными; они сравнивают объекты на основании существенных, упроченных в прошлом опыте свойств предметов. Вместе с тем больные не выполняют задания в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах. Речь идет не о том всестороннем, свойственном мышлению здорового человека подходе к явлению, при котором действия и суждения остаются обусловленными целью, условиями задания, установками личности.

При непоследовательности суждений больные на какой-то отрезок времени лишаются возможности правильно и адекватно рассуждать. Больные объединяют объекты в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании личных вкусов, установок. Приведенные данные находятся в соответствии со многими клиническими данными. Анализ историй болезни этих больных, наблюдения за их поведением в жизни и больнице выявили неадекватность их жизненных установок, парадоксальность их мотивов и эмоциональных реакций.

Поведение больных отклонялось от обычных нормативов. Больной мог не заботиться о своих близких, но он проявлял повышенную озабоченность по поводу “пищевого рациона” своей кошки, другой больной мог оставить свою профессию и, обрекая семью на лишения, занимался тем, что целыми днями расставлял вещи перед фотообъективом, так как, по его мнению, “видение в различных ракурсах приводит к расширению умственного кругозора”.

2. “Резонерство”. Еще более четко выступает роль измененного личностного отношения в структуре того вида патологий мышления, который обозначается в психиатрической клинике как резонерство. Резонерство – склонность к пустым рассуждениям.

Это расстройство мышления определяется клиницистами как “склонность к бесплодному мудрствованию”, как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Резонерство выступает для психиатров как само нарушение мышления. Разноплановость и резонерство речи находят свое выражение в речи, которая приобретает, по выражению клиницистов, характер “разорванности”. Анализ образцов “разорванной” речи приводит к следующим выводам.

Во-первых, в довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; больные произносят ряд фраз, но не сообщают в них никакой содержательной мысли, не устанавливают никаких, хотя бы ложных, связей между предметами и явлениями.
Во-вторых, в речи больных нельзя обнаружить определенного объекта мысли. Так, больной называет ряд предметов - воздух, материю, художника, происхождение человека, красные кровяные шарики, но в его высказывании нет смыслового объекта, нет логического подлежащего. Приведенные отрывки нельзя изложить другими словами.
В-третьих, больные не заинтересованы во внимании собеседника, они не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. “Разорванная” речь этих больных лишена основных, характерных для человеческой речи признаков, она не является ни орудием мысли, ни средством общения с другими людьми.

Резонерство и разорванность речи наиболее характерны для шизофрении.

Наиболее качественно выраженным расстройством мышления является бред.
Бред – не соответствующие реальности представления и умозаключения, в ошибочности которых патологически убежденного в их правильности субъекта невозможно разуверить. Его содержание может быть самым разнообразным: бред преследования, отравления, ревности, величия и т.д. От обычных человеческих заблуждений бред отличается следующим:
1) он всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни;
2) человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей;
3) бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны;
4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе влияют на его поведение.

Навязчивые состояния (обсессии) – это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают какие-то мысли, страхи, влечения, действия, сомнения (например, навязчивое мытье рук, страх перед числом “3” и т.д.)

По классификации нарушений мышления Б. В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Некритичность - утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение мышления

Психиатр

6.2. Расстройства мышления

Мышление – это функция познания, с помощью которой человек анализирует, связывает, обобщает, классифицирует. В основе мышления лежат два процесса: анализ (разложение целого на составляющие части с целью выделения главного и второстепенного) и синтез (создание целостного образа из отдельных частей). О мышлении судят по речи человека и иногда по действиям и поступкам.

Расстройства формы ассоциативного процесса

Ускоренный темп (тахифрения) – мышление носит поверхностный характер, мысли текут быстро, легко сменяют друг друга. Характерна повышенная отвлекаемость, больные постоянно перескакивают на другие темы. Речь ускоренная, громкая. Больные не соотносят силу голоса с обстановкой. Высказывания перемежаются стихотворными фразами, пением. Ассоциации между мыслями поверхностные, но все-таки они понятны.

Наиболее выраженная степень ускоренного мышления – скачка идей (fuga idiorum ). Мыслей так много, что больной не успевает их проговорить, характерны незаконченные фразы, речь взахлеб. Необходимо дифференцировать с разорванным мышлением, при котором ассоциации полностью отсутствуют, темп речи остается обычным, нет характерной эмоциональной насыщенности. Ускоренный темп мышления характерен для маниакального синдрома и для опьянения стимуляторами.

Ментизм – субъективное ощущение, когда в голове присутствует масса мыслей, не связанных между собой. Это кратковременное состояние. В отличие от ускоренного мышления, крайне тягостное для больного состояние. Симптом характерен для синдрома Кандинского-Клерамбо.

Замедленный темп (брадифрения). Мысли с трудом возникают и подолгу держатся в сознании. Медленно сменяют одна другую. Речь тихая, бедна словами, ответы с задержками, фразы короткие. Субъективно больные описывают, что мысли, появляясь, преодолевают сопротивление, «ворочаются как камни». Больные считают себя интеллектуально несостоятельными, оглупевшими. Наиболее тяжелая форма замедленного мышления – моноидеизм, когда в сознании больного одна мысль держится в течение длительного времени. Данный вид расстройства характерен для депрессивного синдрома, органических поражений головного мозга.

Шперунг – обрывы мыслей, «закупорка мышления», больной внезапно теряет мысль. Чаще всего переживания субъективные и в речи могут быть не заметны. В тяжелых случаях – внезапное прекращение речи. Часто сочетается с мысленными наплывами, резонерством, наблюдается при ясном сознании.

Соскальзывающее мышление – отклонение, соскальзывание рассуждений на побочные мысли, нить рассуждений теряется.

Разорванность мышления. При данном расстройстве наблюдается утрата логических связей между отдельными мыслями. Речь становится непонятной, грамматический строй речи сохраняется. Расстройство характерно для отдаленного этапа шизофрении.

Для бессвязного (инкогерентного) мышления характерна полная утрата логических связей между отдельными короткими высказываниями и отдельными словами (словесная окрошка), речь теряет грамматическую правильность. Расстройство возникает при нарушенном сознании. Инкогерентное мышление входит в структуру аментивного синдрома (часто в состоянии агонии, при сепсисе, тяжелой интоксикации, кахексии).

Резонерство – пустые, бесплодные, расплывчатые рассуждения, не наполненные конкретным смыслом. Пустословие. Отмечается при шизофрении.

Аутистическое мышление – рассуждения опираются на субъективные установки больного, его желания, фантазии, заблуждения.

Часто присутствуют неологизмы – слова, придуманные самим больным.

Символическое мышление – больные придают особый смысл случайным предметам, превращая их в особые символы. Содержание их не понятно окружающим.

Паралогическое мышление – рассуждения с «кривой логикой», основывается на сопоставлении случайных фактов и событий. Характерно для параноидного синдрома.

Двойственность (амбивалентность) – больной утверждает и отрицает одновременно один и тот же факт, часто встречается при шизофрении.

Персеверативное мышление – застревание в сознании одной мысли или представления. Характерно повторение одного ответа на разные последующие вопросы.

Вербигерация – характерное нарушение речи в виде повторения слов или окончаний с их рифмованием.

Патологическая обстоятельность мышления. В высказы-ваниях и рассуждениях присутствует чрезмерная детализация. Больной «застревает» на обстоятельствах, ненужных деталях, тема рассуждений не теряется. Характерно для эпилепсии, пара-нойяльного синдрома, психоорганических синдромов, для паранойяльного бреда (особенно заметно, когда обосновывают бредовую систему).

Расстройства смыслового содержания ассоциативного процесса

Сверхценные идеи – мысли, тесно спаянные с личностью больного, определяющие его поведение, имеющие основу в реальной ситуации, вытекающие из нее. Критика к ним ущербна, неполна. По содержанию выделяют сверхценные идеи ревности, изобретательства, реформаторства, личного превосходства, сутяжного, ипохондрического содержания.

Интересы больных суживаются до сверхценных идей, которые занимают доминирующее положение в сознании. Наиболее часто сверхценные идеи возникают у психопатических личностей (излишне уверенных в себе, тревожных, мнительных, с заниженной самооценкой) и в структуре реактивных состояний.

Бредовые идеи – ложные умозаключения, возникающие на болезненной основе, больной к ним не критичен, не поддается разубеждению. Содержание бредовых идей определяет поведение больного. Наличие бреда является симптомом психоза.

Основные признаки бредовых идей: нелепость, неправильность содержания, полное отсутствие критики, невозможность разубеждения, определяющее влияние на поведение больного.

По механизму возникновения выделяют следующие виды бреда.

Первичный бред – бредовые идеи возникают первично. Иногда присутствует в виде моносимптома (например, при паранойе), как правило, систематизированный, монотематический. Характерно наличие последовательных стадий формирования: бредовое настроение, бредовое восприятие, бредовое толкование, кристаллизация бреда.

Вторичный бред – чувственный, возникает на основе других психических расстройств.

Аффективный бред. Тесно связан с выраженной эмоциональной патологией. Подразделяется на голотимный и кататимный.

Голотимный бред возникает при полярных аффективных синдромах. При эйфории – идеи с повышенной самооценкой, а при тоске – с пониженной.

Кататимный бред возникает в определенных жизненных ситуациях, сопровождающихся эмоциональным напряжением. Содержание бреда связано с ситуацией и особенностями личности.

Индуцированный (внушенный) бред. Наблюдается, когда больной (индуктор) убеждает окружающих в реальности его умозаключений, как правило, возникает в семьях.

В зависимости от содержания бредовых идей выделяют несколько характерных разновидностей бреда.

Персекураторные формы бреда (бред воздействия) При бреде преследования больной убежден, что группа лиц или один какой-то человек преследуют его. Больные социально опасны, потому что сами начинают преследовать подозреваемых лиц, круг которых постоянно растет. Нуждаются в стационарном лечении и длительном наблюдении.

Бред отношения – больные убеждены, что окружающие изменили к ним свое отношение, стали враждебны, подозрительны, постоянно на что-то намекают.

Бред особого значения – больные считают, что специально для них подбираются телепередачи, все происходящее вокруг носит определенный смысл.

Бред отравления – в самом названии отражена суть бредовых переживаний. Больной отказывается от еды, часто присутствуют обонятельные и вкусовые галлюцинации.

Бред воздействия – больной убежден, что мнимые преследователи каким-то особым образом (сглаз, порча, особые электротоки, радиация, гипноз и т. п.) воздействуют на его физическое и психическое состояние (синдром Кандинского-Клерамбо). Бред воздействия может быть инвертированным, когда больной убежден в том, что он сам воздействует и управляет окружающими (инвертированный синдром Кандинского-Клерамбо). Часто отдельно выделяется бред любовного воздействия.

Бредовые идеи материального ущерба (ограбления, обкрадывания) характерны для инволюционных психозов.

Бредовые идеи величия. Бред величия включает в себя группу различных бредовых идей, которые могут сочетаться у одного и того же больного: бред могущества (больной утверждает, что наделен особыми способностями, властью); реформаторства (идеи о переустройстве мира); изобретательства (убеждение в свершении великого открытия); особого происхождения (убежденность больных в том что они потомки великих людей).

Манихейский бред – больной убежден, что он в центре борьбы между силами добра и зла.

Смешанные формы бреда

Бред инсценировки. Больные убеждены, что окружающие специально для них разыгрывают некий спектакль. Сочетается с бредом интерметаморфозы , для которого характерны бредовые формы ложных узнаваний.

Симптом отрицательного и положительного двойника (синдром Карпга). При симптоме отрицательного двойника больной принимает близких людей за чужих. Характерно ложное узнавание.

При симптоме положительного двойника чужие и незнакомые люди воспринимаются как знакомые и родные.

Симптом Фреголи – больному кажется, что один и тот же человек является ему в различных перевоплощениях.

Бред самообвинения (убеждают, что грешники).

Бред мегаломанического содержания – больной считает, что из-за него страдает все человечество. Больной опасен для себя, возможны расширенные суициды (больной убивает свою семью и себя).

Нигилистический бред (бред отрицания) – больные убеждены, что у них нет внутренних органов, нет возможности благополучного функционирования органов, больные считают себя живыми трупами.

Ипохондрический бред – больные убеждены в наличии у них какого-либо физического заболевания.

Бред физического недостатка (дисморфоманический бред) характерен для подросткового возраста. Больные убеждены в наличии у них внешнего уродства. В отличие от дисморфофобии (которая была описана в рамках деперсонализационного синдрома) нарушения поведения очень значительны, сочетаются с бредом отношения и депрессией.

Бред ревности носит часто нелепое содержание, очень стоек. Больные социально опасны. Характерен для людей пожилого возраста, иногда связан с угасанием половой функции.

Редкие варианты содержания бредовых идей

Ретроспективный (интроспективный) бред – бредовые идеи касаются прошлой жизни (например, бред ревности после смерти супруга).

Резидуальный бред – наблюдается у больных после выхода из психоза, состояние измененного сознания.

Бредовые синдромы

Паранойяльный синдром – наличие монотематического первичного систематизированного бреда. Характерна одна тема, обычно бред преследования, ревности, изобретательства. Бредообразование первичное, так как бред не связан с галлюцинаторными переживаниями. Систематизированное, так как у больного есть система доказательств, которая имеет свою логику. Развивается медленно, постепенно, течение длительное. Прогностически неблагоприятен.

Параноидный синдром – бред разноплановый, несколько вариантов бреда (отношения, особого значения, преследования). В структуру этого синдрома часто входят расстройства восприятия (галлюцинаторно-параноидный синдром – бредовые идеи разноплановые, содержание бреда вторично, часто определяется содержанием галлюцинаций). Содержание бредовых идей меняется динамично. К бреду преследования присоединяется еще что-то. Сопровождается аффективным состоянием (страх, тревога, тоска). Характерно бредовое поведение и бредовое восприятие окружающего мира и текущих событий.

Острое течение (острый параноид) характерно для шизоаффективных психозов, приступообразной шизофрении, органических заболеваний головного мозга, интоксикаций.

Хроническое течение встречается при параноидной форме шизофрении, частым вариантом является галлюцинаторно-параноидный синдром Кандинского-Клерамбо.

Парафренный синдром. В структуру данного синдрома входят бредовые идеи могущества и преследования, галлюцинаторные переживания, разорванность мышления. Содержание бредовых идей постоянно меняется (часто совершенно нелепое и фантастическое), система полностью отсутствует, фабула меняется в зависимости от эмоционального состояния. Настроение или благодушное, или апатичное. Вышеперечисленные синдромы (паранойяльный, параноидный и парафренный) являются своего рода этапами развития бреда при параноидной форме шизофрении. Выделяют два варианта синдрома: экспансивный и конфабуляторный.

Синдром Котара. Наблюдается при инволюционных психозах. Бредовые идеи нигилистического содержания сопровождаются тревожно-депрессивным аффектом.

Дисморфоманический синдром. Бред внешнего уродства, бред отношения, депрессия. Больные активно посещают врачей, настаивают на пластических операциях. Возможны суицидальные мысли и поступки.

Навязчивые идеи. Навязчивые мысли (обсессии) – воспоминания, сомнения, ненужные мысли, переживания, чуждые личности больного, возникающие в сознании больного помимо его воли. Больной критичен к таким посторонним мыслям, осознает их болезненный характер, борется с ними.

Контрастные навязчивые желания – желания совершать действия, которые не соответствуют моральным установкам личности, никогда не осуществляются.

Синдром навязчивых состояний (обсессивно-компульсивно-фобический) встречается при неврозах (невроз навязчивых состояний), при декомпенсации астенической психопатии, на начальных этапах малопроградиентной шизофрении.

Варианты навязчивостей:

1) мысли хульного содержания;

2) арифмомания – навязчивый счет;

3) фобии – навязчивые страхи (огромное количество вариантов, из-за чего перечень фобий получил неофициальное название «сад греческих корней»):

а) нозофобия – навязчивая боязнь заболеть, как частные варианты часто встречаются кардиофобия (боязнь сердечного приступа) и канцерофобия (боязнь онкологического заболевания);

б) фобии положения, агорафобия – боязнь открытых пространств и клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства;

в) эритрофобия – страх покраснеть на людях;

г) скоптофобия – боязнь показаться смешным;

д) петтофобия – боязнь упустить кишечные газы;

е) лиссофобия (маниофобия) – страх сойти с ума;

ж) фобофобия – боязнь развития фобии.

На высоте переживания навязчивых страхов у больных отмечаются выраженные вегетативные расстройства, нередко двигательное (паническое) возбуждение.

Компульсии – навязчивые желания (например, тяга к наркотическим препаратам без явлений физической зависимости).

Ритуалы – особые навязчивые защитные действия, всегда сочетаются с фобиями.

Привычные навязчивые движения (не имеющие для больного защитного компонента) – обкусывание ногтей, волос, сосание пальца.

Особенности бредообразования в детском возрасте и у подростков

1. Галлюциногенность – у взрослых чаще первичное бредообразование, а у детей вторичное, основанное на галлюцинаторных переживаниях.

2. Кататимность (аффектогенность) – темы бредовых идей связаны с прочитанными книгами, компьютерными играми, просмотренными фильмами, которые произвели на ребенка сильное впечатление.

3. Фрагментарность (отрывочность) – расплывчатые незавершенные бредовые построения.

4. Бредоподобная настроенность – проявляется в чувстве недоверия к родным, воспитателям. Ребенок становится замкнутым, отчужденным.

5. Чем младше ребенок, тем примитивней бред. Характерен бред чужих родителей, бред загрязнения (постоянно моют руки до мацерации), ипохондрический бред, дисморфоманический. Идеи монотематического содержания, близки к паранойяльному бреду.