Отличительные признаки любой науки и общего языкознания. Шпаргалка: Языкознание как наука

1) Языкознание (лингвистика, языковедение), наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира. Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке - в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель). Научное языкознание зародилось в нач. 19 в. в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания. С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология. Внешняя лингвистика (паралингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика и т. д.) изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. К ней относятся также диалектология и лингвистическая география, изучающие территориальное варьирование языка. Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения.

2) Языкознание как наука делится на общее и частное, теоретическое и прикладное (практическое). Частное языкознание - это наука об отдельном языке; например, русистика - наука о русском языке, англистика - наука об английском языке, украинистика - наука об украинском языке и т.д. Любое частное языкознание начинается с составления словаря и написания грамматики; выполнение этих работ предполагает не только специальные знания, но и развитую теорию нормы языка. Любое частное языкознание содержит, следовательно, некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще. Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении. Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью: 1) определить природу языка, его сущность; 2) установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие, - морфологию, лексикологию и т.п.; 3) дать систематику языков, создать классификацию языков; 4) разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приёмы и методики языкознания. При всём различии подхода к языку и методик анализа его у разных школ, в современном языкознании выделились основные аспекты общего языкознания. Общее языкознание , или общая лингвистика, состоит из трёх основных разделов: внешней лингвистики (она изучает язык как общественное явление, его социальные и мыслительные функции; поэтому её называют также социальной лингвистикой, функциональной лингвистикой), внутренней лингвистики и сравнительного языкознания (компаративистики ).Внутренняя, или структурная, лингвистика изучает систему языка, её единицы и категории, её уровни (ярусы) и их структуру. Единицы языка, их отношение друг к другу в системе языка, их языковая форма и языковое содержание - вот что является и объектом и предметом науки о внутренней структуре и системе языка. Объектом её становятся письмо (графическая и орфографическая форма языка), звуковой строй языка, грамматический строй языка, его словарный состав. Основными разделами этой науки являются грамматология, фонетика, лексикология и грамматика. Термин грамматология недавний; его употребляют в работах, которые исследуют письменный язык и речь с точки зрения семиотики. Более часто используется термин письмо - как обозначение самого предмета изучения, а также как название науки о письме и письменной деятельности (технике письма и письменной речевой деятельности). Фонетика, грамматика, лексикология и другие, более частные разделы науки о языке (например, фразеология и словообразование) изучают структуру языка безотносительно к его использованию. Однако язык существует лишь в обществе, лишь тогда, когда он используется людьми, причём различно на разных коммуникативных участках. Это порождает вариантность языковых средств, их синонимичность, функциональные разновидности, устную и книжную речь, различные стили литературного языка. Эти свойства языка могут также стать предметом специального изучения. Так возникает ещё одна наука - стилистика. Стилистика изучает способы использования и выбора языковых средств в зависимости от характера и целей высказывания и условий общения, а также сами стили, которые возникли в результате функционального расслоения языка. Стилистика имеет дело прежде всего со словарным составом языка, а также синтаксисом, хотя в морфологии и орфоэпии тоже есть стилистическая вариантность и правила её стилистической оценки и синонимического сближения. Поскольку стилистика изучает функциональные стили как социальные разновидности языка, она становится предметом социальной лингвистики.Наличие разделов общего языкознания - общего и частного языкознания, теоретического и прикладного языкознания - даёт возможность современной науке о языке глубоко и всесторонне исследовать частные (отдельные), общие и всеобщие свойства языков, их функционирование и развитие, решать все те разнообразные задачи, которые ставит перед языковедением и языковедами современная жизнь.

Прикладное я-е… практическое использование лингвистики в различных отраслях деятельности человека. Вот лишь некоторые из них:

  • Лексикография - наука о составлении словарей;
  • Вычислительная лингвистика (машинная, инженерная лингвистика), которая применяется для составления компьютерных программ-переводчиков, шифровки и дешифровки криптограмм;
  • , которая опирается на результаты изучения и описания языков;
  • Логопедия - исправление дефектов речи.

3) Языкознание взаимосвязано с рядом наук и научных дисциплин, на которые опираются некоторые важные языковедческие науки и дисциплины. С другой стороны, лингвистика способствует развитию ряда других наук. Ниже перечисляются некоторые смежные науки и приводятся соответствующие им лингвистические дисциплины.

Социальные науки и лингвистические дисциплины, связанные с ними

История

История языка - наука об историческом развитии языков и языковых единиц.
Этимология (гр. etimon ) - наука о происхождении слов.

География

Ареальная лингвистика - наука об изучении распределения языков и диалектов.
Диалектология - наука о говорах и диалектах определенного языка.

Этнография

Этнолингвистика - наука, изучающая особенности функционирования языка у разных народов.

Социология

Социолингвистика - наука о языке как средстве общения, использование языка в различных культурах и социальных группах.

Философия, логика, психология

Психолингвистика - наука, изучающая соотношение языка и мышления, законы мышления в языке, психические процессы при образовании речи у детей и взрослых, болезненные нарушения речи у людей (афазии ).

Филология, литературоведение

Лингвостилистика - наука, изучающая речевые стили, стилистические особенности языка литературы.

Педагогика

Методика обучения иностранным языкам

Введение

Языкознание как наука о языке

Основные разделы языкознания как науки

3. Становление языкознания как науки

4. Связь языкознания с другими науками

Заключение

Введение

языкознание наука лингвистика знание

Каждый язык это всеобъемлющая и всеобщая система коммуникативных средств, сформированная в процессе истории. Язык реален и объективен в своём сложном целом и во всех своих частях, сторонах и составляющих единицах. Именно поэтому язык был и остаётся предметом наблюдения, описания и обобщения, т.е. предметом научных исследований.

Наука, которая занимается непосредственным изучением языка, называется языкознанием, языковедением или лингвистикой. В переводе с латинского лингвистика lingua означает "язык". Термин "языкознание" является наиболее употребительным, "лингвистика" - международным. Изучение языка представляет собой последовательный и сложный процесс, основанный на подробном изучении исторических процессов, повлиявших на определенные языковые явления, влияний других языков, культуры и жизнедеятельности носителей определенного языка. Невозможно изучить язык, опираясь на анализ его современного состояния в языковой картине мира. Необходимо учитывать опыт изучений предыдущих поколений ученых-лингвистов. Целью работы является рассмотрение языкознания как науки на современном этапе развития и этапы становления языкознания.

1. Языкознание как наука о языке

Языкознание - это наука о языке, наука, занимающаяся изучением его общественной природы и функций, его внутренней структуры; о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации определенных языков.

Языкознание это многосторонняя наука, так как язык это весьма сложное многоаспектное явление. Языкознание как наука делится на общее и частное. Типологическое языкознание выделяют в рамках общего языкознания. Его задачей является сравнивание неродственных языков.

Частное языкознание - это наука об отдельных языках, например, русистика - наука о русском языке, украинистика - наука об украинском языке и т.д. Частное языкознание необходимо изучать в синхронном плане (изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени) и в диахронии (изучение фактов языка в их развитии) .

У каждой науки существует сфера знаний и определенное количество научных задач. Обозначим круг задач языкознания как науки.

Изучить происхождение языка и его сущность.

Рассмотреть языковую структуру.

Изучать язык как целостную систему, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, а не разрозненные факты, не набор слов.

Изучить вопрос появления и развития письменности.

Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.

Разработать методы изучения. Существуют такие методы, как сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, количественный (квантитативный, основан на математической статистике).

Языкознание стремится быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.

Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией, т.е. влияние знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.

Рассмотреть связь языкознания с другими науками (литературоведением, историей, логикой, психологией, математикой) .

Так же необходимо выделить предмет изучения данной науки. Языкознание изучает не только существующие (ранее существовавшие или возможные в будущем) языки, но и человеческий язык вообще. Язык не дан лингвисту в прямом наблюдении; непосредственно наблюдаемы лишь факты речи, или языковые явления, то есть речевые акты носителей живого языка вместе с их результатами (текстами) или языковой материал (ограниченное число письменных текстов на мёртвом языке (например, латинский язык), который уже не используется в качестве основного коммуникативного средства).

2. Основные разделы языкознания как науки

Языкознание как наука имеет разветвленную цепочку разделов, которые в полной мере позволяют изучить как отдельные языковые явления, аспекты, так и весь язык в целом. Также благодаря изучению всех разделов языкознания можно создать общее представление о языковой картине мира, о ее формировании и существовании на данном этапе развития.

Общее языкознание - это наука об общих закономерностях внутреннего устройства, функционирования, развития языков и способах их изучения. В данном разделе исследуют универсальные свойства языка, наиболее общие закономерности его структурно-системной и знаковой организации, семантики и синтаксиса естественного и машинного языков, а в естественном языке (в отличие от машинного) также фонетики.

Частное языкознание занимается изучением особенностей строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Данный раздел языкознания может рассматривать какое-либо языковое явление в двух аспектах: синхронном (факт языка в какой-то момент истории) и диахронном (развитие языка на протяжение определенного отрезка времени).

Внутреннее языкознание. Внутреннее языкознание изучает системные отношения языковых единиц без обращения к внешнелингвистическим факторам.

Внешнее языкознание - экстралингвистика, отрасль языкознания, которая занимается изучением совокупности этнических, социальных, исторических, географических факторов, которые связанны напрямую с развитием языка.

Теоретическое языкознание занимается научным, теоретическим изучением языка, обобщающих данных о языке; служит методологической основой для практического, прикладного языкознания.

Прикладное языкознание - применимое в современной жизни языкознание (современная техника). Данная наука занимается решением практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях .

На данном этапе развития языковых наук в языкознании сохраняется традиционно сложившееся разделение дисциплин.

) Дисциплины о внутреннем устройстве языка, или "внутренняя лингвистика". Данную группу дисциплин составляют: фонетика и фонология грамматика с подразделением на морфологию и синтаксис (иногда с выделением морфонологии); лексикология (с выделением фразеологии); семантика (иногда с выделением семасиологии); стилистика; типология.

) Дисциплины об историческом развитии языка. К данной группе прежде всего относят историю языка: историческая грамматика (иногда как синоним истории языка в широком значении); сравнительно-историческая грамматика; история литературных языков; этимология.

) Дисциплины о распространении языка в обществе, или "внешняя лингвистика": диалектология, лингвистическая география; ареальная лингвистика; социолингвистика.

) Дисциплины, занимающиеся изучением комплексных проблем и возникающие на стыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика; инженерная лингвистика (понимается иногда как прикладная дисциплина); прикладные собственно лингвистические дисциплины: лексикография; экспериментальная фонетика; лингвостатистика; палеография; история письменностей и др.

Историю лингвистических учений важно рассматривать с учётом периодизации, которая отражает наиболее важные вехи на пути совершенствования знаний о языке. На пути своего развития языкознание миновало пять этапов и переживает сейчас очередной этап, шестой:. Начальный этап (VI в. до н.э. - XVIII в.). Формулируются важнейшие проблемы языкознания, закладываются основы лингвистической терминологии, накапливается основной фактический материал по изучению самых разных языков мира.

П. этап. Появление сравнительно-исторического языкознания и философии языка (конец XVIII -- начало XIX в.). На данном этапе определен объект и предмет исследования языкознания, выработан специальный метод анализа языковых материалов и языкознание выделилось в самостоятельную науку.. этап. Данный этап характерен развитием сравнительно-исторического языкознания, отражённого в деятельности натуралистического, логико-грамматического и психологического направлений в лингвистике XIX в.. Неограмматизм и социология языка (конец XIX - начало XX в.), отмеченный критикой сравнительно-исторического метода. Данный этап можно считать кризисным, давшим основу для формирования структурального метода в мировом языкознании.. Структурализм (1920-1960-е гг.). Во время этого периода все структуральные школы на разных континентах достигли значительного прогресса при изучении языка в его синхронном состоянии как системного явления.. Современное языкознание (1970-е гг. - и до наших дней). Большинство лингвистических школ конца XX -- начала XXI в., критикуя структурализм за формальный подход к языку, за игнорирование человеческого фактора, за уменьшение сферы изучения предмета языкознания, занимается формированием своих теорий, основываясь на принципе антропоцентризма. Границы лингвистических исследований расширяются за счёт увеличения взаимодействия с другими науками (психологией, социологией, философией, этнографией, культурологией, информатикой и др.) .

Как и в других областях знаний, при переходе от одного этапа к другому в языкознании действовал диалектический закон отрицания. Таким образом обеспечивалась взаимосвязь этапов в накоплении и разработке знаний; последующий этап развития всегда был непрерывно связан с предыдущим, но одновременно был прямо противоположен ему. Языкознание развивалось по спирали: возвращалось к старым задачам на новом уровне, исходя из потребностей общества. Учёные начинали с описания языка и его логико-философского осмысления, затем делали попытки раскрыть тайну зарождения языков и устанавливали их родственные связи. Структуралисты XX в. вновь вернулись к изучению общетеоретических проблем, которыми занимались учёные античного мира: они также искали инвариантное (самое общее) в языках мира. Но то, что было всеобщим для лингвистов античности, никак не равно всеобщему в работах структуралистов. И дело здесь не только в развитии объекта исследования - самого языка, но и в развитии самой науки о языке. На современном этапе развития языковедения лингвисты занимаются изучением тех же проблем, над которыми задумывался Вильгельм фон Гумбольдт, но лингвокультурология, когнитивная лингвистика, психолингвистика и другие лингвистические дисциплины конца XX - начала XXI в. обогащены достижениями структуральных, психологических, логических и других школ прошлого.

4. Связь языкознания с другими науками

Язык непосредственно принимает участие во всех сферах человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками - гуманитарными, естественными и медицинскими, физико-математическими и техническими.

Наиболее тесно языкознание связано с гуманитарными науками. Самые тесные и прочные связи существуют у языковедения с филологией, сама наука о языке является ее составной частью. Фактически языковедение как наука вышла из основ филологии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой. В ее состав входили такие науки как литературоведение, текстология, поэтика, теория культуры и сама лингвистика. Впервые противопоставление филологии и языкознания (грамматики) произошло еще в Древнем Риме. Филология занималась изучением литературной формы (стиля) и содержания текста, грамматика - изучением орфографии и метрики текста. Гораздо позднее, в середине XIX в., ученые установили основной объект филологии, который в классическом варианте объединяет литературоведение и языкознание в филологические науки. Особенно заметно можно проследить связь этих двух наук в таких дисциплинах, как история литературного языка, стилистика и филологический анализ художественного текста. Существует существенное различие между лингвистическим и литературоведческим подходом к изучению языка. Для лингвистики язык - главный и единственный объект исследования. Прежде всего, лингвистика занимается изучением структуры и функционирования самого языка, принимая во внимание его связи с другими явлениями жизни человека (культура, сознание, литература, мышление и др.). Литературоведение изучает язык как косвенный объект наблюдения, форму существования художественного произведения.

Такие же древние связи существуют у языкознания с философией. В Древней Греции языковедение зародилось в недрах философии, что вытекало из мировоззрения древних мыслителей, которые рассматривали природу, человека и космос как нечто единое целое. Крупнейшие древнегреческие философы - Аристотель, Платон, Сократ и др. - занимались изучением теоретических вопросов языка, в частности, проблему соотношения предмета и его названия. Вопросы философии языка получают свое дальнейшее развитие в языкознании ХVII-ХVIII вв. в работах английского философа Ф. Бэкона (1561-1626), немецкого ученого В. Лейбница (1646-1716), французского мыслителя Р. Декарта (1596-1650). В XIX веке благодаря работам по философии языка немецкого лингвиста В. фон Гумбольдта (1767-1835), зародилось начало новой лингвистической дисциплины - общего языкознания.

Уже на ранних этапах своего возникновения языкознание было тесно связано с историей, в частности, с историей создания письменных текстов и описанными в них историческими событиями. Исторический подход к изучению языка, начиная с XIX в., надолго оставался ведущим в языкознании. Благодаря летописям и другим письменным памятникам у нас существует представление об исторических событиях, особенностях жизни разных народов. Изучение языка письменных памятников дает возможность судить о родстве разных языков и, следовательно, об общности судеб различных народов, их территориальном расселения, миграции в пространстве и времени. Учет внешних исторических факторов проясняет формирование тех или иных языков, судьбу отдельных слов и выражений. Например, многочисленные заимствования слов имели место, как правило, в период активных контактов народов, отражают влияние того народа, язык которого служит источником заимствований. Например, в петровскую эпоху, характеризующуюся широкими экономическими, торговыми, культурными связями с Западной Европой, русский язык испытал на себе значительное влияние западноевропейских языков. На стыке истории и лингвистики зародилась одну из наиболее развитых и глубоко разработанных дисциплин - историческая лингвистика и ее ответвления - сравнительно-историческое языкознание, этимологию, историю литературных языков .

Так же языкознание тесно взаимодействует и с другими науками исторического цикла - антропологией, археологией, этнографией. Различные памятники материальной культуры (жилища, утварь, одежда, украшения, устройства населенных пунктов и т.д.), обнаруженные во время раскопок, дают возможность определить ее носителей. Этнографы классифицируют и интерпретируют данные археологических раскопок по типам материальной культуры, что важно лингвистам для определения областей распространения какого-либо языка. Благодаря археологическим раскопкам, обнаружены многие памятники письменности: таблички с текстами ассирийских законов, каменные плиты с иероглифическими и клинописными знаками, берестяные грамоты древнего Новгорода и т.д. Данные антропологии используются в лингвистике при исследовании вопроса о появлении речи у первобытных людей. Сотрудничество лингвистики с дисциплинами исторического цикла вызвал к жизни такие области языковедения, как палеография (греч. palaios - древний и graphō - пишу), которая изучает создание знаков письменности и их развитие, и этнолингвистика, которая исследует язык в его отношении к культуре народа.

Рассмотрим на чем основывается связь языкознания с медицинскими и естественными науками. Древнейшими являются связи языковедения с физиологией. Еще древние индийцы описывали звуки на физиологической основе. Такие науки как нейрофизиология и физиология занимаются изучением устройства речевого аппарата, образованием звуков речи в нем, рефлекторной физиологической основой языка, восприятием речевого потока органами слуха.

Языкознание имеет тесные связи с неврологией-наукой о высшей нервной деятельности человека. На стыке этих двух наук образовалась нейролингвистика, новая лингвистическая дисциплина, которая возникла примерно во второй половине XIX века. Один из ее основателей называют выдающегося русско-польского языковеда И.А. Бодуэна де Куртене (1845-1929). Нейролингвистика занимается изучением языкового поведения человека не только в его нормальном состоянии, но и в патологии. Изучение всевозможных речевых расстройств (афазий) дает очень много лингвистам не только для понимания нормальной речи, но и для изучения структуры языка и его функционирования.

Союз лингвистики и биологии образовывается примерно в середине XIX в. под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина, появляется новый взгляд на язык как природное, естественное явление - натуралистическое направление в языкознании. Его основателем называют А. Шлейхера (1821-1868), немецкого лингвиста. В XX в. в результате обнаружения структурного сходства генетического кода и естественного языка нейролингвистика расширяет свои границы, образуя тесный союз с биологией .

Достаточно прочные связи существуют у лингвистики с географией. Зачастую географические факторы служат предпосылкой появления лингвистических фактов: особенности горного ландшафта на Кавказе или на Памире предопределяют существование малочисленных по количеству носителей языков; широкие открытые территории, как правило, благоприятствуют разобщению диалектов, а ограниченные - их сближению; моря и океаны в древности представляли препятствия для широких языковых контактов и т.д. В результате контактов лингвистики с географией в конце XIX в. возникла гибридная дисциплина - лингвогеография, которая занимается изучением территориального распространения языков и диалектов, а также отдельных языковых явлений.

Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками. Связь языкознания с физикой, одним из ее разделов - акустикой, обнаруживается уже у древних греков, которые изучали звуки речи на акустической основе. На данном этапе развития языкознания связь с акустикой остается актуальной, что привело к появлению и развитию новой лингвистической дисциплины - экспериментальной фонетики, широко использующей приборы в изучении звуков речи.

В конце XX в. образуется тесный союз лингвистики с теоретической физикой, с теми ее разделами, которые заняты созданием единых теорий мироздания. Оказалось, что получение единой физической непротиворечивой теории об устройстве мира возможно лишь с помощью естественного языка и только при наличии четкого понимания структуры сознания. Это поставило перед необходимостью изучения структурных связей между сознанием, языком, человеком, мозгом, объектами макромира и микромира. Современная нейролингвистика занимается изучением данных вопросов.

В 50-х гг. XX в. на стыке математики и лингвистики появляется математическая лингвистика, которая занимается разработкой формального аппарата для описания естественных языков. Для всестороннего изучения языка математическая лингвистика использует множество математических разделов - теорию множеств, статистику, математическую логику, алгебру, теорию вероятностей. Применение математических методов дает возможность проводить количественное исследование различных языковых явлений, составлять их классификацию, работать над составлением частотных словарей, изучать формальную сочетаемость языковых единиц, моделировать процессы порождения и восприятия речи и т.д.

В числе математических дисциплин, имеющих тесные связи с языкознанием, находится и теория информации, или информатика, которая изучает язык как одно из средств хранения, переработки и передачи информации. Информатика в союзе с лингвистикой обеспечивает создание и работу информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления. Современная лингвистика тесно связана и с кибернетикой - наукой об управлении и роли информации в управленческих процессах. Кибернетика пытается понять язык как естественную и мощную информационную саморегулирующуюся систему, которая принимает участие в процессах управления практически во всех областях жизни человека. Контакты лингвистики с кибернетикой привели к формированию инженерной лингвистики, которая занимается изучением языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса, а также другими проблемами .

Самая древняя и тесная связь наук - это связь языковедения и религии. Первые лингвистические метафизические идеи появлялись в религиозных учениях. Они стали толчком к развитию языкознания у многих древних народов. Так, идея божественности Слова и его всемогущества (а отсюда и боязнь любых языковых вариаций Священных текстов) привела к развитию языкознания в Древней Индии и на Древнем Востоке. Вопросы языка в истории религий всегда имели жизненную важность. Достаточно вспомнить споры о толковании Слова как факторе церковных распрей в христианстве IV-V вв., герменевтический поиск вечных смыслов в теологии средневековья, споры о возможности переводов Библии на национальные языки в эпоху Возрождения, нерешенную проблему имяславия в современном христианстве.

Заключение

Проблема изучения языка еще с древних времен волновала ученых и мыслителей. Вопросы появления языка, его развития и распространения изучаются уже долгое время и этот процесс продолжается и до сих пор. Язык непосредственно принимает участие во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками - гуманитарными, естественными и медицинскими, физико-математическими и техническими. Язык, как и любое другое явление или объект жизнедеятельности человека, необходимо изучать как в синхронном плане (изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени), так и рассматривать в диахронии (изучение фактов языка в их развитии).

Список использованных источников

1.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов - М., Наука, 2011. - 450 с.

.Верещагин Е.М. Русский язык в современном мире - 3 изд. - М., 2010. - 340 с.

.Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. - 289 с.

.Леонтьев А.А. Национально-культурная специфика речевого поведения. - М., Наука, 1977. - 310 с.

.Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. - 350 с.

.Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987. - 230 с.

.Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. - 2-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2010.

.Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания: Путеводитель по лингвистике: Конспект-справочник: Учеб. пособие для вузов - Москва: Наука: Флинта, 2011. - 240 с.

.Реформаторский А.А. Введение в языкознание. М., 2008. - 250 с.

.Юрченко В.С. Философия языка и философия языкознания: Лингвофилософские очерки. Изд.3 - Москва Наука: Флинта, 2012. - 250 с.

Курс "Введение в языкознание" является начальным, пропедевтическим курсом методологических лингвистических дисциплин. Этот курс дает студентам филологических факультетов первые сведения о языкознании как науке и его связях с другими науками, о происхождении и сущности языка, особенностях его структуры. «Введение в языкознание» знакомит будущих учителей-филологов с многообразием языков мира, закономерностями их исторического развития, с историей и видами письма, с основными понятиями и терминами языкознания, без знания которых невозможно заниматься серьезно наукой о языке. Данный курс подготавливает студента-первокурсника к изучению других предметов лингвистического цикла, помогает ему понять сущность каждой лингвистической дисциплины. Он также дает необходимую начальную общелингвистическую подготовку будущему учителю-словеснику.

Курс считается одним из труднейших в цикле лингвистических дисциплин. Трудности при его изучении обусловлены сложностью и противоречивостью такого феномена, как язык, нерешенностью многих теоретических проблем языкознания, неоднозначностью самого процесса общения. Эти трудности усугубляются недостаточной подготовленностью первокурсников к восприятию сложного теоретического материала в условиях ограниченного времени, отведенного учебным планом на изучение курса. Между тем будущий учитель должен глубоко овладеть общими проблемами языкознания. Без этих знаний невозможно на современном уровне обучать школьников русскому языку и другим языкам, работать творчески, стать настоящим мастером своего дела.

Предлагаемое пособие отражает традиционный набор тем и проблем курса "Введение в языкознание", вводящих в проблематику других курсов лингвистического цикла. Вместе с тем его содержание ориентировано на наиболее адекватное отражение современного лингвистического знания о языке. В книге впервые

 Конец страницы 4 

 Начало страницы 5 

последовательно прослежена троякая организация языка - язык, речь, речевая деятельность - на всех его уровнях. В пособии вниманию студентов предлагаются не только "отстоявшиеся" в науке взгляды. Автор не избегает изложения и новых, и спорных точек зрения на многие явления языка, иногда по-новому интерпретирует "забытые" современным языкознанием "старые" лингвистические идеи.

А.А. Гируцкий

 Конец страницы 5 

 Начало страницы 6 

Глава I. Языкознание как наука и его связь с другими науками

1.1. Языкознание как наука

Языкознание (языковедение, лингвистика)- это наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития. В наши дни науке известно около 5000 различных (живых и мертвых) языков. Из этого числа 180 языков являются родными для более чем трех с половиной миллиардов жителей Земли. Остальными языками пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят несколько сотен или даже десятков человек. Но для лингвистики все языки равны и все важны, так как каждый из них -индивидуальное представление человеческого языка вообще.

Языковедческая традиция насчитывает около 3000 лет. В Vв. до н.э. появилось первое научное описание древнеиндийского литературного языка - грамматика Па;´нини. Примерно в это же время начинает развиваться языкознание в Древней Греции и на Древнем Востоке - в Мессопотамии, Сирии, Египте. Но самые древние лингвистические идеи уходят еще дальше в глубину веков - они существуют в мифах, сказаниях, религиозных учениях разных народов. Одной из таких древнейших лингвистических идей является идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира. Уже в мифах и легендах люди пытались решить вопросы о возникновении языка (связывая их чаще всего с возникновением самой жизни), о том, как были даны имена предметам, о том, почему люди говорят на разных языках. С выделением языкознания в особый вид деятельности эти вопросы становятся предметом интересов языковедов.

 Конец страницы 6 

 Начало страницы 7 

Понятие предмета науки исторически изменчиво. Наука о языке начиналась с учения о правильном чтении и письме и вначале у древних греков, например, носила название грамматического искусства, которое входило в ряд других словесных искусств - риторику, логику, стилистику. Постепенно грамматика из искусства правильно писать и читать превращается в науку о языке, существенно расширяя свою проблематику.

Языкознание относится к числу не только наиболее древних, но и основных наук в системе знаний. Уже в Древней Греции языковедение под термином "грамматика" считалось одной из основных дисциплин в системе наук и образования. Аристотель отмечал, что в его время главными предметами обучения были грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Важность науки о языке для древних греков вытекала из особенностей их миросозерцания, для которого язык являлся органичной частью окружающего мира. Он не только связывает человека с действительностью, но и дает возможность постигать мир, определять место человека в нем. В системе современного научного знания лингвистика также занимает одно из ведущих мест, поскольку естественный язык остается универсальным инструментом познания, используемым во всех науках. В системе образования конкретный язык (языки) является одним из главных предметов обучения в школе.

Языковедение относится к числу наиболее разветвленных наук, что объясняется множественностью и многотипностью отдельных конкретных языков, способных изучаться отдельной лингвистической дисциплиной, сложностью внутренней организации самого языка, разнообразностью внешних связей языка с иными системами- природой, обществом, наукой, культурой, религией, искусством и т.д. Структурная организация современного языкознания многопланова, она зависит от тех оснований, которые используются в членении науки о языке.

Общее и существенное в различных языках, а также частное, отдельное в конкретных языках служат основой выделения внутри языкознания общего и частного языковедения. Общие свойства, признаки и качества человеческого языка вообще или ряда языков изучаются общим языкознанием. Как бы ни разли-

 Конец страницы 7 

 Начало страницы 8 

чались между собой отдельные языки, у них есть много общих признаков, свойств, качеств, являющихся объектом исследования общего языкознания. Важным аспектом таких исследований выступает выявление языковых универсалий, то есть положений, действительных для всех Языков мира (абсолютные универсалии) или для ряда языков (статистические универсалии).

Частное языкознание исследует каждый отдельный язык как особое, неповторимое явление. Теоретически возможно существование 5000 частных лингвистик - по числу известных науке языков. Но на практике лишь 500 языков исследованы достаточно хорошо, 1500 изучены в малой степени, об остальных же имеются лишь те или иные сведения. Те разделы частного языкознания, которые посвящены отдельным языкам, нередко и название получают от своего языка, например: русистика, белорусистика, украинистика, полонистика, литуанистика (изучает литовский язык) и т.д. При изучении группы родственных языков название раздела языкознания дается по названию группы, например: славистика изучает славянские языки, германистика -германские, романистика - романские и т.д. Кроме того, каждой языковой семье (исторически родственным группам языков) посвящается одна обширная область лингвистики. Такой областью является, например, индоевропеистика, которая названа так потому, что народы, говорящие на ряде родственных языков, живут на огромной территории от Индии до Европы.

Таким образом, лингвистика делится на две отрасли - общее и частное языкознание. Было бы, однако, ошибкой считать, что эти два раздела одной науки могут обойтись друг без друга. Общее всегда познается через частное, конкретное. Общие закономерности устройства и развития языка можно познать, лишь внимательно исследуя отдельные живые и мертвые языки. В свою очередь, частное языкознание использует концепции, идеи, положения общего языкознания, применяя их к конкретному языку.

В зависимости от целей исследования - решение теоретических или прикладных задач языкознание делится на теоретическое (общее) и прикладное. Прикладная лингвистика занимается решением практических задач, связанных с использовани-

 Конец страницы 8 

 Начало страницы 9 

ем языка. Она решает как частные проблемы, касающиеся одного языка, так и вопросы, приложимые к любому языку: обучение неродному языку, создание алфавитов и усовершенствование письма, автоматическая обработка текста с применением ЭВМ, создание систем транскрипции и стенографии, систем письма для слепых, стандартизация научно-технической терминологии, автоматическое распознавание и синтез речи и т.д.

Языкознание делят также на внешнюю и внутреннюю лингвистику. Такое членение базируется на двух основных аспектах в изучении языка: внутреннем, направленном на исследование структуры языка как самостоятельного явления, и внешнем (экстралингвистическом), сущность которого заключается в изучении внешних условий и факторов развития и функционирования языка.

Внешняя лингвистика занимается прежде всего проблемой связи языка и общества, функциями языка в обществе, территориальным распространением языков, соотношением языка и культуры народа и многими другими проблемами. Под этим названием обобщено множество научных направлений, которые, в свою очередь, имеют собственные обозначения - социолингвистика, лингвогеография, этнолингвистика и некоторые другие.

Внутренняя лингвистика изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления. Внутренняя лингвистика является чрезвычайно разветвленной областью языкознания, в которой выделяется множество самостоятельных дисциплин в зависимости от членения самого языка на уровни: фонетика и фонология, лексикология и семасиология, морфология и синтаксис, словообразование. Фонетика изучает звуки, из которых состоит наша речь, фонология - функциональную роль звуков. Лексикологию интересует слово как единица языка, семасиологию - значения слов и законы изменения значений. Изучением грамматического строя языка занимаются два раздела грамматики - морфология и синтаксис. К грамматике тесно примыкает словообразование, изучающее строение слов и законы, по которым слова образуются. Таковы некоторые науки, рассматривающие внутреннее устройство языка. Обозначенное членение внутренней лингвистики на области исследования остается актуальным для любого национального языкознания, независимо от того, как на-

 Конец страницы 9 

 Начало страницы 10 

циональная научная традиция сформировала структуру науки о языке.

Еще одно деление; языкознания как науки соответствует направлениям, школам и методам исследования языка и дает такие варианты лингвистики, как описательная лингвистика, сравнительно-историческое языкознание, или компаративистика, логическое языкознание, психологическое языкознание, структурное языкознание, трансформационная грамматика и т.д.

Говоря об особенностях членения языкознания как науки, следует иметь в виду, что каждая страна характеризуется своей лингвистической традицией и дает свой вариант науки о языке. В каждом из национальных с языкознании могут выделяться и различные структурные области науки о языке, поддерживаемые собственной языковедческой традицией. Например, в русском и белорусском языкознании очень четко различаются в качестве самостоятельных областей лингвистики фонетика и фонология, лексикология и семасиология, морфология и синтаксис, словообразование, стилистика. Такое членение принимает далеко не вся зарубежная лингвистика, даже европейская и североамериканская. Так, очень сильные и влиятельные американские школы дескриптивной лингвистики и трансформационной грамматики не дали отчетливого различения наук, соответствующих основным структурным областям языка. Дескриптивная лингвистика в основном все свела к своеобразно понимаемой морфологии, трансформационная грамматика а - к столь же своеобразно понимаемому синтаксису.

Объект и предмет общего языкознания исторически изменчивы. Абсолютизация априорных и односторонних положений накладывает искусственные ограничения на область компетенции лингвистики, что приводит к появлению неполных моделей языка.

А.А. Потебня называл такие положения научными предрассудками. Сравнительно-историческаое языкознанеи абсолютизировало диахронию, структурализм – синхронию. Объект языкознания при этом ограничивался языковой эволюцией и генетическими связями языков в первом случае, и отношениями между языковыми элементами (структурой) – во втором. Антропоцентризм утвердил в качестве объекта лингвистики все стороны языка.

Объектом в новой лингвистической парадигме стала система языка в ее синхронном и диахронном аспектах, речевая деятельность (физиологические, психические, когнитивные и прагматические стороны употребления языка) и ее текстовой продукт (дискурс).

Предмет определяется конкретным исследованием.

Цель общего языкознания – создать такую модель Языка, которая бы объясняла все известные науке языковые факты. Данная цель обусловливает решение следующих задач:

1) установить антропологические границы Языка, т.е. того, что может быть в языке и чего в нем не может быть. Для этого необходимо:

2) изучить все языки мира. Данная задача предполагает

3) изучение систем языков в синхронии и диахронии;

4) связей языка с его телесным субстратом;

5) связей языка с культурой, национальным характером, обществом.

Основные проблемы

Особняком стоят проблемы происхождения языка и сознания. К проблемам, традиционно относимым к «философии языка», принадлежат вопросы природы, сущности и знаковости языка, взаимоотношения языка и мышления,

Важнейшей частью языкознания остается структура языка. Центральная проблема общего языкознания – проблема языковых универсалий.

Частной проблемой лингвистики универсалий является типология языков.

Составные части языкознания

В зависимости от предмета исследования различаются общее и частное языкознание (русистика, японистика). Современное языкознание имеет широко разветвленную структуру, которая продолжает развиваться. В зависимости от проблематики в ней выделяется 41 «лингвистика» и 23 «языкознания». В последние годы лингвистическую номенклатуру дополнила теолингвистика (греч. τεος ‘Бог’ и лат. lingua ‘язык’).

Еще по теме § 2. Общее языкознание как наука:

  1. 4.14. Философские проблемы специальных наук 4.14.1. Философские и методологические проблемы филологических дисциплин

Языкознание (или же лингвистика) – наука, изучающая языки, наука, о естественном человеческом языке в целом и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Принадлежит к числу общественных наук.

Язык-абстрактная система,выраж. в речи

На свете существует (по различным источникам) 3-5 тысяч языков. Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка.

Языкознание связано с разными науками :

социальными:

  • Так, как язык является общественным явлением, то наука о языке связана с рядом общественных наук, прежде всего – социологией . Учение о строении общества, его функционировании, эволюции и его развитии может дать языкознанию многое в связи с тем, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями. (профессиональных групп, классами, представителями различных соц. прослоек) , как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение плмен и народов(миграция) или же образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками (языковые союзы).
  • с историей , поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.
  • Языкознание с археологией , которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п.
  • Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел.

Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика . Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

  • Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.(люблю слово) На стыке языкознания и литведа находится поэтика
  • Языкознание связано также с психологией . Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика .

Естественными науками:

  • теснее всего соприкасается с физиологией . Особенно важным для языкознания является теория Павлова о первой и второй сигнальной системах. Впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, - это "первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными". Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий. "Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов".
  • антропология . Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. Интересы языковедов и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации рас, во-вторых - при изучении вопроса о происхождении речи.
  • О связи языкознания с философией . Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.

Языкознание делится на общее, частное и прикладное.

Частное языкознание занимается изучением отдельных языков. изучает свойства, присущие

1. отдельным языкам (напр., русистика,полонистика,англистика);

2. группам родственных языков (напр., славистика, тюркология, германистика, романистика);

3. определенным географическим областям (ареалам), где существует ряд разных и часто общих по типу, но не обязательно родственных языков (кавказоведение, балканистика).

Оно может быть описательным (исследующим факты языка в какой-то период его истории) и историческим ( изучающим развитие языка на протяжении какого-то отрезка времени).

Общее языкознание – исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития, его функционирования, а также разрабатывает методы анализа языков. В его задачи входит определение понятий, которыми пользуется языкознание. Оно выявляет черты, свойственные языкам, и устанавливает теорию, которая применима ко всем языкам (или большинству).

Общее языкознание включает в себя сравнительно-историческое , которое изучает историческое прошлое родственных, так и неродственных языков, с целью выявления общих закономерностей языка. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание , задачей которого является сопоставление неродственных языков.Типологическое языкознание проводит сопоставления как родственных, так и неродственных языков с целью выявления общих закономерностей языка. Например, выявление языковых универсалий (статические универсалии – для значительного большинства языков и абсолютные универсалии – для всех языков мира). Абсолютные универсалии, например: во всех языках есть деление на гласные и согласные, а также во всех языках существуют собственные имена и так далее.

Прикладное языкознание – специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях; применение лингвистических знаний на практике. (например преподавание языкознания).

Перевод с одного языка на другой

Разработка терминологии

Совершенствование алфавита

Подходы изучения языка:

Диахронический(предполагает изучение фактов языка в их развитии.)

Синхронический(исследования предполагает изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени.)

Разделы языка:

Язык как система состоит из языковых единиц, которые группируются в уровни.

Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания:

Фонетика

Морфология

Синтаксис

Лексикология

Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Морфология – один из разделов грамматики, изучающий морфемный состав языка, типы морфем, характер их взаимодействия и функционирования.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий закономерности построения предложений и сочетания слов в словосочетании. Синтаксис включает в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Морфология + синтаксис (+словообразование)= грамматика . (два относительно самостоятельных раздела объединяются в более общую лингвистическую науку) Грамматика - раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Лексикология – изучает слово и словарный состав языка в целом.

Ономасиология – наука, исследующая процесс названия

Семасиология – значения слов и словосочетаний

Фразеология – изучает устойчивые обороты речи языка

Ономастика – изучает имена собственные в широком смысле слова (географ.названия, имена и фамилии)

Лексикография – составление словарей

Синонимия –тождественность и близость значений

Антонимия- противоположность значений единиц языка

Фразеология- наука о сложных по составу языковых еденицах, имеющий устойчивый характер- фразеологизмов

Аспекты:

Внешние –зачем нужен язык, функции языка(социолингвистика(из.диаллекты))

Внутренние –устройство языка, структура

Практические –

Сравнительное(близкородственные) и сопоставительное(разные языки) яз-е. компоративистика.

Сложность устройства языка.
Он представляет собой систему систем.
1) литературный язык (словари)
2) просторечие
3) территориальные диалекты
4) социальные диалекты (жаргон, профессиональн.)

В заключение нам хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить языкознание:

1. Установить природу и сущность языка.

2. Рассмотреть структуру языка.

3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосязаны и взаимообусловлены.

4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества;

Как и когда возникли и то и другое;

5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;

6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства

7. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).