Возрастная психология как особая область психологических знаний. Исторический анализ понятия детства Продолжительность детства человека зависит от

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Периоды детского развития по Д.Б. Эльконину

Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства. В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился.

Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Проблема истории детства - одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно Л С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Ход детского развития в классовом обществе, считал он, "имеет совершенно определенный классовый смысл". Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское.

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Французским демографом Филиппом Ариесом было собрано множество фактов о том, как в ходе истории в сознании художников писателей и ученых складывалось понятие детство. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу что до 12 века художники даже не пытались изображать детей, за исключением религиозных сюжетов. Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе - детства, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества. Так, раннее детство впервые появляется внутри семьи, где оно связано со специфическим общением - "нежением" и "балованием" маленького ребенка. Ребенок для родителей - просто хорошенький, забавный малыш, с которым можно развлекаться, с удовольствием играть и при этом учить его и воспитывать. Такова первичная, "семейная" концепция детства. Стремление "наряжать" детей, "баловать" и "нежить" их могло появиться только в семье. Однако такой подход к детям как к "очаровательным игрушкам" не мог долго оставаться неизменным. Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. Возникла новая концепция детства. Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к воспитанию и обучению. Концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине, проникает в семейную жизнь в XVIII веке. Внимание родителей начинают привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение - школа. Школа благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре способствовала дальнейшей дифференциации того периода жизни, который обозначается общим словом "детство". Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал "класс". Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс. В прошлом жизнь ребенка и детство не подразделялись на такие тонкие слои. Класс стал поэтому определяющим фактором в процессе дифференциации возрастов внутри самого детства или отрочества. Исследование Ф. Ариеса посвящено возникновению понятия о детстве или, говоря иначе, проблеме осознания детства как общественного феномена. Но анализируя концепцию Ф. Ариеса, необходимо помнить психологические законы осознания. Прежде всего, как говорил JI. С. Выготский, "чтобы осознать, нужно иметь то, что должно быть осознано". И далее детально изучая процесс осознания, Ж. Пиаже подчеркивал, что существует неизбежное запаздывание и принципиальное различие между становлением реального явления и его рефлективным отражением.

Детство имеет свои законы и, естественно, не зависит от того, что художники начинают обращать на детей внимание и изображать их на своих полотнах. Если даже признать бесспорным суждение Ф. Ариеса о том, что искусство есть отраженная картина нравов, художественные произведения сами по себе не могут дать всех необходимых данных для анализа понятия детства, и не со всеми выводами автора можно согласиться. Исследование Ф. Ариеса начинается со Средневековья, ибо лишь в то время появляются живописные сюжеты с изображением детей. Но забота о детях, идея воспитания, разумеется, появились задолго до средних веков. Уже у Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям. К тому же работа Ф. Ариеса ограничена исследованием детства только европейского ребенка из высших слоев общества и описывает историю детства вне связи с социально-экономическим уровнем развития общества.

Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. По мнению Д. Б. Эльконина, это удлинение во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к "сдвигу во времени вверх" периода овладения орудиями производства. Д. Б. Эльконин блестяще раскрыл эти особенности детства при анализе возникновения сюжетно-ролевой игры и детальном рассмотрении психологических особенностей младшего школьного возраста.

Согласно взглядам советских психологов, изучать детское развитие исторически значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях. И хотя история детства еще не исследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса в психологии XX века. И если, согласно Д. Б. Эльконину, на многие вопросы теории психического развития ребенка еще нет ответа, то путь решения уже можно представить. И видится он в свете исторического изучения детства.

Глава 26. Предмет и задачи возрастной психологии

Возрастная психология как особая область психологических знаний

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Она выявляет возрастные закономерности психического развития чело­века.

Главное, что отличает возрастную психологию от других обла­стей психологии, - акцент на динамике развития. В общей пси­хологии изучаются психические функции: восприятие, память, во­ображение, речь, мышление. В возрастной психологии прослежи­вается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В пси­хологии личности рассматриваются такие личностные образова­ния, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отве­ет на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения человека от специфики тех групп, в которые он входит: семьи, детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д. Целенаправленное воздействие взрослых, обучающих и воспитывающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии.

Итак, возрастная психология - особая область психологических знаний. Основной категорией этой области естественно является понятие возраста. Психологический возраст очень часто не соответствует хронологическому, паспортному возрасту человека Он может не совпадать и с биологическим возрастом. Понятие психологического возраста отличается, следовательно, от двух предыдущих и обладает своими собственными особенностями, о кото­рых мы будем говорить позднее.

«Предмет детской психологии - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому» (Л.Ф. Обухова).

Долгое время возрастная психология изучала исключительно психическое развитие ребенка, поэтому и заслуживала названия детской психологии. Поступательное психическое развитие детей не вызывает сомнений. Психика взрослого человека долгое время воспринималась как обладающая лишь индивидуальными изменениями, но не возрастными. С увеличением продолжительности жизниобнаружилось, что при выходе на пенсию люди сталкиваются с особыми проблемами и соответствующие психологические изменения можно считать возрастным развитием. К тому же в проводившихся под руководством Б.Г. Ананьева исследованиях были обнаружены существенные различия в функционировании отдельных психических процессов от 18 до 40 лет. Тем более трудно ожидать постоянства личностных факторов на этом возрастном отрезке, когда соци альная ситуация человека меняется очень существенно. В связи со всем вышеизложенным детская психология и преобразовалась постепенно в возрастную, изучающую психическое развитие человека не только в детстве, но и на протяжении всей его жизни.



26.2. Понятие детства

В обыденной речи слово «детство» применяется и к животным. В этом случае оно означает период от рождения до наступлении половой зрелости. У многих животных в этом возрасте наблюдаются игры, тренирующие их врожденные механизмы поведения (ин стинкты). Такова, например, игра котенка с бумажкой на ниточке. Здесь длительность и значение детства определяются сравнительно легко.

Когда же речь заходит о человеке, то значение понятия «детство» существенно меняется. Понятно, что следует рассматривать развитие от рождения до взрослости. Но что считать человеческой взрос­лостью? У животных половозрелая особь является взрослой. Человек же - существо двойственное. Биологическая зрелость почти никогда не совпадает со зрелостью социальной. В развитых цивили­зованных странах человек признается обществом зрелым, т.е. пол­ноправным членом общества, не ранее 21 года, тогда как половая зрелость наступает не позднее 16-17-летнего возраста. В то же время в некоторых племенах, не обладающих высокоразвитыми спо­собами производства, дети признаются взрослыми задолго до наступ­ления половой зрелости (наблюдения М. Мид). Следовательно, окон­чание детства человека связано с уровнем общественного производ­ства: чем он выше, тем больше объемом знаний и навыков должен овладеть человек, чтобы стать полноправным членом общества.

Таким образом, человеческое детство есть понятие в значитель­ной мере социальное, и продолжительность детства зависит от уровня развития общества.

26.3. Методы возрастной психологии

Возрастная психология применяет практически все методы пси­хологической науки, но часто в своеобразном виде. Так, например, наблюдение в силу специфической реакции ребенка на незнакомо­го взрослого чаще всего приобретает вид дневниковых наблюдений родителей за собственными детьми. В этом случае, во-первых, дети ведут себя естественно, не ощущая постороннего присутствия; во-вторых, родители, наблюдая ребенка постоянно, могут точнее ука­зать, когда появились и с чем связаны те или иные формы его поведения. Однако даже самые тщательные индивидуальные на­блюдения не помогут отделить случайное от закономерного, част­ное от всеобщего.

В этом случае наука обращается к эксперименту. Констатирующийэксперимент позволяет строго контролировать условия проявления того или иного феномена, и за счет увеличения числа испытуемых появляется возможность с помощью статистических методов отсечь случайное и выявить закономерное.

В возрастной психологии различают две формы констатирующего эксперимента. Первая получила название метода поперечных срезов: изучаются и сравниваются по одному и тому же критерию разные группы испытуемых, например разного возраста. В этом случае можно выявить общие закономерности возрастного развития и с помощью количественного анализа установить некоторые его нормы. Однако выявленные таким образом законы касаются лишь усредненного ребенка, не давая возможности изучить индиви­дуальные пути развития.

Этого недостатка лишен очень приветствуемый в возрастной психологии метод продольных срезов, или лонгитюдный экспери­мент: одна и та же группа испытуемых изучается на разных воз­растных этапах развития по мере своего взросления. Такая поста­новка эксперимента занимает гораздо больше времени, но зато позволяет проследить индивидуальный ход развития каждого человека и обнаружить в процессе развития некоторые переломные точки.

Недочетами обеих форм констатирующего эксперимента являют­ся невозможность избежать возмущающего влияния эксперимента­тора и самой ситуации эксперимента и то, что причины установлен­ного хода развития остаются гипотетическими, т.е. о связи данной причины с данным следствием можно утверждать лишь с определен­ной долей вероятности, которую дает статистика (хотя обычно эта вероятность составляет 95-99%). Первый недостаток существенно уменьшается при проведении не лабораторного, а естественного экс­перимента, когда введение некоторой независимой переменной происходит в привычной, естественной для испытуемых среде. (Например, некие экспериментальные игрушки приносятся в игровую комнату обычного детского сада.) Вероятностный характер выявляемых при этом закономерностей таким же и остается.

Истинные же, а не только вероятные причины того или иногда явления мы можем познать, если нам удастся сформировать данное психическое свойство в эксперименте. Так образовалась стратегия формирующего эксперимента, очень популярная в отечественной психологии. Экспериментальное формирование заданного психологического свойства не оставляет сомнений в том, что сама его природа и механизмы его формирования познаны, раскрыты правильно. Вообще экспериментальное формирование изучаемого явления, видимо, является идеалом любой науки, так как прямо ведет к практическому применению ее результатов. В психологии известны формирование умственных действий по теории П.Я. Гальперина, формирование учебной деятельности (Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов».; концепция «первоначального очеловечивания» слепоглухих через орудийную деятельность (И.А. Соколянский - А.И. Мещеряков).

Контрольные вопросы

1. Какова продолжительность человеческого детства и от чего она зависит?

2. В каком отношении находится детская и возрастная психология к другим отраслям психологического знания?

3. Каким методом чаще всего пользовались родоначальники детской психологии?

4. Чем отличаются друг от друга лонгитюдный и срезовый методы?

5. В чем преимущества и недостатки лабораторного эксперимента по сравнению с естественным?

(Т) Тестовые задания

1. Продолжительность детства человека зависит от...

A. Скорости его биологического созревания.
Б. Социально-экономического статуса семьи.

B. Уровня полученного им образования.

Г. Уровня развития общества, в котором он живет.

2. Каковы основные отличия лабораторного эксперимента от естествен­ного?

A. Возможность отделения случайного от закономерного.

Б. Ослабление влияния экспериментатора и ситуации эксперимента.

B. Строгий контроль всех независимых переменных.

Г. Возможность проследить индивидуальный ход развития.

3. Чем лонгитюдное исследование предпочтительнее срезового?

A. Ослабление влияния экспериментатора и ситуации эксперимента.
Б. Возможность отделения случайного от закономерного.

B. Возможность проследить индивидуальный ход развития.
Г. Строгий контроль всех независимых переменных.

4. Окончание детства в человеческом обществе определяется...

A. Физиологическим созреванием организма.
Б. Завершением человеком своего образования.

B. Приобретением индивидом способности выполнять функции члена общества.

Г. Достижением зрелости «Я».

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Таблица 1

Периоды детского развития по д.Б. Эльконину

Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.

Реферат по учебной дисциплине "Психология"

на тему: "Возрастная психология"

План

1. Введение.

2. Предмет и задачи возрастной психологии.

3. Методы исследования в возрастной психологии.

4. Значение понятия "детство" в разные исторические периоды.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

История развития личности каждого отдельно взятого человека представляет собой историю прохождения им определенных возрастных этапов. Каждому из этапов соответствует свой набор актуальных потребностей человека. К примеру, для пятилетнего это совершенствование двигательно-моторных навыков и символических функций мышления, чему способствует, в первую очередь, игра; для двадцатипятилетнего актуальна потребность в создании семьи и приобретении собственного родительского опыта. Переход от одного возрастного периода к другому сопровождается кризисом - временем, когда потребности личности уже изменились, а способов для их удовлетворения пока недостаточно. Комфортное и благополучное в психологическом отношении существование человека, таким образом, связано, с тем, насколько успешно протекают сами возрастные этапы, а также, кризисы, сопровождающие их смену.

Исходя из вышесказанного, ясно, что роль возрастной психологии в науке о личности сложно переоценить. Кроме того, на наш взгляд, знание динамики развития процессов, протекающих в нашей психике, может быть полезно не только психологам, но и каждому человеку, для которого представляет интерес собственный внутренний мир. А также психологическое благополучие его детей, которые не всегда могут самостоятельно распознать и, тем более, удовлетворить свои потребности, характерные для того или иного возрастного периода.

Как самостоятельная область знания возрастная психология сформировалась сравнительно недавно, выделившись из детской психологии ближе к концу XIX века. Однако к настоящему времени имеет довольно сложную структуру, включая в себя целый спектр направлений, концепций и теорий. Помимо этого, в нее входят несколько подразделов, каждый из которых был создан в разное время и изучает малые периоды развития личности человека в рамках одного, более значительного: это пренатальная психология, детская, школьная психология, акмеология и психогеронтология.

Несмотря на столь разнообразное и богатое содержание данной отрасли психологии, мы постарались коснуться основных аспектов ее содержания, насколько это возможно, в рамках этой небольшой работы, уделив наиболее пристальное внимание одному из самых развитых и, по нашему мнению, важных ее разделов - детской психологии.

2. Предмет и задачи возрастной психологии.

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека по мере его роста и взросления, возрастную динамику его психики.

Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, механизмы и причины их смены и появления, а также общие закономерности, темп и направленность развития психики в онтогенезе. Иными словами, это развитие личности человека в самых разных его аспектах.

Психическое развитие представляет собой четкую последовательность необратимых и закономерных изменений психики человека, протекающих во времени. Причиной тому служит процесс роста и сопутствующие ему биологические изменения, что периодически приводит человека к противоречию с внешней социальной средой и сталкивает с необходимостью этот конфликт разрешить, то есть совершить переход от одного способа самовыражения к другому. Результатом такого перехода становится изменение качества отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, а также отношения к себе.

Важнейшим фактором развития психики является созревание. Это процесс последовательных возрастных изменений в системах организма, который накладывает некоторые ограничения и при этом создает условия для рождения и реализации психических функций. Различные части и функции нервной системы созревают с разной скоростью, достигая полной зрелости на соответствующих этапах развития. В этой связи выделяют нормативное и индивидуальное психическое развитие.

Задачи возрастной психологии можно разделить на три типа: прикладные, научные, теоретические.

Среди теоретических задач главной является создание истинной теоретической модели развития.

Научные задачи - это, прежде всего, изучение источников и схем изменений, составляющих сущность психического развития человека, а также его периодизация, исследование возрастного развития личности и определение возрастных норм психических функций, что наряду с выявлением ресурсов и творческого потенциала психики человека, составляет основу для решения прикладных задач данной отрасли психологии.

К прикладным задачам относится построение систем возрастной и клинической диагностики, а также систем коррекции психического развития, профилактика возможных нарушений его течения.

3. Методы исследования в возрастной психологии.

Основным методом исследования в возрастной психологии является наблюдение. Это может быть наблюдение за собой, либо за другим человеком. Последнее чаще всего реализуется посредством эксперимента. Ввиду того, что эксперимент делает возможным вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, позволяя таким образом создавать условия для отчетливого выявления психологического факта, это делает его одним из главных и самых надежных методов получения достоверной информации в научно-исследовательской работе с детьми.

Ребенка включают в определенную экспериментальную ситуацию, связанную с ведущим видом деятельности, и, наблюдая за реакцией испытуемого на воздействующие стимулы, делают выводы о том, какие из свойств его психики проявляются, а какие нет, в том числе о том, что он не может вербализировать при опросе.

Опрос, наряду с тестированием, представляет собой один из дополнительных методов. Его проводят письменно или устно, как при индивидуальной работе с испытуемым, так и при работе с группой. Важное вспомогательное значение также имеет проективный метод, заключающийся в анализе рисунков и других продуктов творческой деятельности испытуемых. К дополнительным методам исследования также относятся сравнительные: близнецовый (исследует роль воспитания, наследственности и среды), кросс-культурный (позволяет выявить особенности психического развития людей в различающихся культурах), метод сравнения нормы и патологии и биографический метод.

В возрастной психологии выделяют две основные стратегии проведения эмпирических исследований, целью которых является изучение изменений, происходящих с течением времени.

Первый метод: метод поперечных срезов, представляющий собой одновременное исследование не связанных между собой групп людей одного возраста и сравнение результатов с данными, полученными при исследовании представителей другой возрастной категории; он позволяет собрать информацию о нормах, выявляя типичные возрастные характеристики;

Второй метод: метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание возрастных изменений в психике у одних и тех же людей на протяжении длительного времени; его применение позволяет определить диапазон возрастных изменений, а также сделать прогноз дальнейшего психического развития.

4. Значение понятия "детство" в разные исторические периоды.

Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением процессов психического развития ребёнка, а потому сейчас этот раздел время является наиболее разработанным. В настоящее время известен тот факт, что именно в период детства в психике протекают те процессы, которые, являясь основой, фундаментом формирования личности взрослого человека, продолжают оказывать свое влияние на протяжении всей его жизни, введу чего, изучение детской психологии выделяется нами как наиболее важный раздел рассматриваемой научной отрасли. В этой связи особый интерес представляет одно из его ключевых понятий - понятие «детство».

Детство - период, продолжающийся от рождения до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; его итогом является становление индивидуума полноценным членом человеческого общества. Пытаясь определить границы этого возрастного периода, мы неизбежно сталкиваемся с трудностью, которая состоит в том, что для разных культур в разные периоды их развития «официальный» возраст взросления различен в силу того, что путь, ведущий к окончательному становлению личности в них, не одинаков. П. П. Блонский, определяя детство как время развития, писал о том, что это не вечное, а изменяющееся явление: оно - иное на иной стадии развития животного мира, оно иное и на каждой стадии исторического развития человечества. В подтверждение его слов можно вспомнить пример из книги Дугласа Локвуда, описывающего свое путешествие в Западную Австралию и встречу с аборигенами племени пинтуби. Весь образ жизни обитателей этого племени был настолько примитивен, что его можно было бы сравнить с эпохой каменного века. Люди в нем не носили одежды, не строили жилищ и, чтобы согреться по ночам, разводили костры. В племени было трое маленьких детей, но ни один из них не плакал, а двухлетняя девочка сама развела костер, раздувала его и подбрасывала ветки, поддерживая горение. К своему возрасту, она уже была фактически включена во взрослую жизнь, из чего следует вывод о том, что в первобытном обществе такого явления, которое сейчас можно было бы обозначить понятием «детство» не существовало вообще. Что касается средневековой Европы, то там до 6-7летнего возраста к детям относились как к младенцам, а после него - как к маленьким взрослым, приучая к взрослым разговорам, еде, наряжали их во взрослую одежду и так далее…

Л. С. Выготский подчеркивал, что нет «вечно детского», а есть лишь «исторически детское», так как продолжительность детства напрямую зависит от уровня материальной и духовной культуры как общества в целом, так и отдельных его слоев. К примеру, еще на рубеже XIX-XX веков большинство детей, родители которых принадлежали к рабочему классу, работали с 6-8-летнего возраста.

В своем исследовании А.В. Толстых привела следующую картину изменений этого возрастного периода, имевших место в России на протяжении ХХ в.

В 1930 г. в связи с введением обязательного начального образования для всех детей продолжительность детства составляла первые 12 лет жизни;

В 1959 г. продолжительность детства увеличилась до 15 лет благодаря принятию нового закона о неполной средней школе;

В наше время продолжительность детства охватывает период от рождения до 17 лет, внутри этого периода представлены и четко дифференцированы все детские возраста.

В современном мире общие права и возраст детей регламентированы «Конвенцией по правам ребенка», принятой ЮНЕСКО в 1989г. и ратифицированной большинством стран мира. В ней рубежом детства провозглашено достижение человеком возраста 18 лет.

Так как детство является социально-культурным феноменом, оно носит исторический характер и имеет свою историю развития.

Рассмотрим три основных исторических периода детства.
1. Квазидетство (первобытное детство). Характерно для ранних этапов человеческой истории, когда детское сообщество не было выделено, а было непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность.
2. Неразвитое детство (детство в Средние века и Новое время) — детское сообщество выделено и перед ним возникает задача интеграции во взрослое сообщество. Возникает ролевая игра как способ моделирования деятельности взрослых.
3. Развитое детство (современное детство). Его возникновение связано с усложнением современного мира, в котором и мотивы смыслы поведения взрослых перестали быть самоочевидными. В настоящее время перед детьми стоит задача творческого освоения культуры как открытой многомерной структуры.

5. Заключение.

В данной работе мы постарались дать общий обзор науки о психическом развитии человеческой личности. Эта область знаний сравнительно молода, многие проблемы (такие как кризис среднего образования, в современной школе, психологическое сопровождение в пожилом возрасте, детальное изучение психики человека в дородовой период, в том числе с целью улучшения процесса родовспоможения) ей еще предстоит решить. Однако сделанные ею открытия пролили свет на многие особенности в поведении детей, а также причины, их породившие. Открытия позволили подойти к воспитанию человека более осмысленно, дали возможность сделать этот процесс эффективным в плане формирования целостной Я-концепции. А также более живым, наполненным творчеством и способным принести взаимную радость обеим сторонам, принимающим в нем участие. Открытия возрастной психологии также расширили возможности психотерапии в работе с взрослыми людьми, дав возможность исправить нарушения, возникшие в психике, как в текущем времени, так и в более ранние периоды жизни.

В данной работе расшифрованы основные понятия, которыми оперирует возрастная психология, среди которых особое место занимает «детство», имевшее, как было установлено, различные характеристики и особенности на протяжении истории всего человечества.

6. Список литературы.

1. Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010.

2. В.Т. Кудрявцев - М.: Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, 1999.

3. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход / В.Т.Кудрявцев. - Ч. I, II. - Дубна, 1997.

4. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - 2-е изд. - СПб., 1996.

5. Л.Ф. Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы М., Тривола, 1995.