Методологические проблемы психологии теория системного подхода. Разработка отраслей отечественной психологии

Для успешного решения перечисленных задач в инженерной психологии разработан ряд методологичес­ких принципов. Выполнение их на практике способству­ет повышению результативности инженерно-психоло­гических исследований и разработок. Основными из этих принципов являются следующие.

Принцип гуманизации труда. При решении важ­нейших практических вопросов, в том числе и таких, как повышение производительности, качества и эффек­тивности труда, отечественная инженерная психоло­гия исходит прежде всего из требований, предъявляе­мых человеком к технике и организации труда, из его возможностей и особенностей деятельности. Принцип гуманизации подчеркивает также ведущую, творчес­кую роль человека в процессе труда. Противоположным ему является принцип симпфликации (упрощения), широко распространенный в зарубежной инженерной психологии. При реализации этого принципа стремят­ся к максимальному упрощению деятельности челове­ка, из нее выхолащиваются все творческие элементы, а сам человек низводится до придатка машины, оста­ваясь исполнителем лишь механических действий и движений.

Принцип активного оператора. В общем случае активность человека определена его человеческой при­родой, тем, что человек в процессе работы обязательно имеет в виду конечную цель своих взаимодействий с машиной; тем, что он не просто перерабатывает инфор­мацию, принимает решение, манипулирует органами управления, но обязательно действует, имеет свое лич­ное отношение к выполняемым действиям, активно стре­мится к цели. Поэтому согласно принципу активного оператора при определении роли человека в СЧМ очень важно, чтобы он не был просто придатком машины, а осуществлял активные функции. Это вызвано тем, что при пассивной позиции оператора его переход к актив­ным действиям требует значительной затраты сил, од­нако эффективность его работы при этом может ока­заться невысокой. При активной же позиции оператора эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его психофизиологические затраты оказываются меньшими. Необходимо уже на стадии проектирования СЧМ определить характер будущей деятельности, ее психологическую структуру, функции и уровень активности оператора. Из этого вытекает следующий принцип, который может быть определен как принцип проектирования деятельности.

Принцип проектирования деятельности. Вопрос о проектировании деятельности был поставлен в 1967г. . Проект деятельности должен выступать как осно­ва решения всех остальных задач построения СЧМ. Точно так же, как при разработке СЧМ проектируются технические устройства, необходимо спроектировать деятельность человека, который будет пользоваться этими устройствами. Более того, сами эти устройства, используемые в СЧМ (системы отображения инфор­мации, коммуникации, ввода информации в машину и т. п.), должны разрабатываться на основе и с учетом проекта будущей деятельности человека-оператора. Их нельзя рассматривать сами по себе, безотносительно к человеку. К техническим устройствам нужно подходить как к средствам сознательной деятельности человека.


Принцип последовательности. Согласно ему вы­полнение инженерно-психологических требований не должно представлять собой одноразовое мероприятие по созданию проекта деятельности оператора, а долж­но быть обеспечено на всех этапах существования СЧМ: проектирования, производства и эксплуатации. Иными словами, проект деятельности оператора дол­жен явиться не только основой построения СЧМ, но и основой для ее правильного применения по назначению, включая такие вопросы, как обучение и трени­ровки операторов, организация их труда, контроль и оценка результатов их деятельности и т. п. Реализация на практике принципа последовательности позволяет разработать и внедрить единую систему инженерно-психологического обеспечения СЧМ на всех этапах ее существования.

Принцип комплексности. Реализация этого прин­ципа означает необходимость развития междисципли­нарных связей инженерной психологии, взаимодей­ствия ее с другими науками о человеке и технике. Этот принцип опирается на идеи Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева и других о комплексном изучении человека и человеческого фактора . Подчеркивая ведущее, пер­востепенное значение психологической проблематики, необходимо иметь в виду, что только ею не исчерпыва­ются все «человеческие» проблемы, возникающие при анализе, изучении и оптимизации СЧМ. В связи с этим возникает потребность тщательного изучения не толь­ко информационного взаимодействия, но и других ас­пектов функционирования систем «человек - маши­на», в частности антропометрических, гигиенических, физиологических и т. п.

Основой для практической реализации рассмот­ренных принципов является применение системного подхода. Сущность такого подхода для анализа различ­ных явлений в природе и обществе раскрыта в работе В.П.Кузьмина .

Весьма актуально применение системного подхода к изучению систем «человек - машина». Дело в том, что человек-оператор, будучи сам специфической сложной системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвя­зями между ними. Основные черты системного подхо­да применительно к инженерно-психологическим яв­лениям и процессам сводятся к следующему .

Во-первых, с позиций системного подхода пси­хические явления следует рассматривать как много­мерную и многоуровневую систему. Многомерность проявляется в том, что при изучении психических про­цессов необходимо в совокупности рассматривать их различные характеристики: информационные, опера­ционные, мотивационные и т. п. Причем каждая из этих характеристик может быть рассмотрена на различных уровнях их изучения. Так, например, процесс приня­тия решения оператором может рассматриваться с разных сторон: и как нейрофизиологический акт, и как некоторое действие, и как сложный в психическом отношении творческий процесс, и как социально-пси­хологическое образование со своими параметрами. При этом структура и механизмы принятия решения будут различными на разных уровнях психической регуля­ции деятельности.

Во-вторых, при изучении психических свойств человека нужно учитывать множественность тех отношений, в которых он существует. Это обусловливает разнопорядковость его свойств. Поэтому важной зада­чей является определение того, какие свойства чело­века, в каких случаях и каким образом нужно учиты­вать при проектировании и эксплуатации СЧМ. Для этого нужна разработка многомерной классификации свойств человека. Природные свойства нервной сис­темы, способности, черты характера, мотивация и го­товность к деятельности - все это свойства разного порядка. И, очевидно, их следует учитывать по-разно­му при решении различных задач оптимизации систем «человек - машина».

Например, считается (и это в общем верно), что надежность человека в СЧМ в значительной мере оп­ределяется уровнем его тренированности. Однако В.Д. Небылицин , уделивший очень много внима­ния изучению свойств нервной системы и индивиду­альных различий между людьми, показал, что в слож­ных ситуациях, опасных для жизни, иногда берут верх природные свойства человека, определяемые свойства­ми его нервной системы. Как видим, в зависимости от обстоятельств, даже при решении одной и той же за­дачи (оценка надежности деятельности человека в СЧМ) приходится принимать во внимание различные свойства человека.

В-третьих, система психических свойств человека не является чем-то застывшим и неизменным. Систем­ный подход требует рассматривать психику человека в динамике, в развитии. Это положение имеет большое значение для инженерной психологии. Определяя, например, требования к системе отображения инфор­мации, конструктор может исходить из некоторой экс­периментально проверенной схемы, характеризующей структуру операции приема информации человеком. Но в ходе обучения, тренировки и приобретения про­фессионального опыта эта структура может изменить­ся. Поэтому то, что было сделано на основе первона­чальных рекомендаций, может оказаться впоследствии уже не самым лучшим вариантом.

Учет данного положения возможен путем создания адаптивных систем, причем таких, в которых адапта­ция (приспособление к новым, изменившимся услови­ям) осуществляется с помощью технических устройств. Некоторый опыт в этом направлении уже есть. К ним относятся системы со сменными или развиваю­щимися мнемосхемами ; системы, в которых вы­числительная машина как бы прослеживает стратегию деятельности человека и в зависимости от этой стра­тегии осуществляет селекцию информации, передава­емой человеку ; системы с применением логичес­кого фильтра - преобразователя, включаемого между объектом управления и оператором, через который информация в преобразованной адекватной для вос­приятия форме поступает к оператору. Настройка фильтра - преобразователя осуществляется в зависи­мости от состояния человека-оператора .

Наконец, в-четвертых, из системного подхода вы­текает необходимость иного (по сравнению с часто встречающимся) понимания детерминизма (причинной обусловленности) психических процессов. Очень час­то при анализе психических явлений причины и след­ствия представляются в виде одномерной цепочки. Следовательно, понятие детерминизма в этом случае отождествляется с той его формой, в которой он суще­ствует в классической механике, где речь идет о де­терминизме линейного, «жесткого» типа. Такое пони­мание детерминизма мало пригодно для инженерной психологии. Как отмечал Л.С. Рубинштейн, то или иное воздействие на человека вызывает какой-либо эффект не прямо и непосредственно: этот эффект опосредству­ется внутренними условиями, всем психическим скла­дом человеческой личности . В детерминистичес­ком анализе психических явлений важное значение имеет введенное П.К. Анохиным понятие «системооб­разующий фактор». Он выступает в роли фактора, организующего всю систему процессов, включенных в тот или иной акт. Так, в деятельности оператора та­ким системообразующим фактором является цель, орга­низующая всю систему психических процессов и со­стояний, включенных в эту деятельность.

Примером реализации рассмотренных принципов системного подхода является концепция включения, разработанная А.А. Крыловым . Теоретическим обоснованием и экспериментальным исследованием он показал, что новые сигналы не блокируются на «вхо­де» оператора, а ведут к гибкой перестройке инфор­мационного процесса в мозгу оператора. «Новый» процесс, включаясь в систему протекающих психоло­гических процессов, приводит к перестройке ее в но­вую систему. После перестройки изменяется характер протекания психических процессов. На основе концеп­ции включения предложена система частных принци­пов организации информационных процессов приме­нительно к деятельности оператора.

Реализация рассмотренных принципов позволяет решить основную задачу инженерной психологии, направленную на гуманизацию труда и оптимизацию деятельности человека-оператора. Однако решение этой задачи не является самоцелью, оно должно спо­собствовать решению основной народнохозяйственной задачи - повышению эффективности общественного производства. На основании этого могут быть сформу­лированы условия проведения инженерно-психологи­ческих разработок и внедрения их в жизнь. Суть их заключается в следующем.

1. Конечным, выходным результатом инженерно-пси­хологических разработок должно быть получение и оптимизация обобщенных показателей деятель­ности оператора и системы «человек - машина», и прежде всего таких, как эффективность, надеж­ность, точность, быстродействие и др. При этом следует иметь в виду, что стабильные и высокие значения этих показателей не могут быть обеспе­чены без создания оптимальных условий деятель­ности оператора.

2. Получение и оптимизация требуемых показателей деятельности оператора и СЧМ должны осуществ­ляться уже на этапе проектирования, поскольку возможности их оптимизации и корректировки в процессе эксплуатации крайне ограничены. Поэто­му по своему характеру инженерная психология должна быть прежде всего проективной.

3. В процессе разработки на основе проекта деятельно­сти человека должны быть обеспечены требуемые значения показателей функционирования СЧМ (так называемые потенциальные значения). Учет инженерно-психологических требований в ходе эксплуатации СЧМ позволяет поддерживать ее реальные характе­ристики на уровне, близком к потенциальному.

Нетрудно видеть, что первое условие определяет конечный результат инженерно-психологических раз­работок, второе показывает, когда этот результат дол­жен быть обеспечен, а третье определяет способ его получения. Только при таком подходе к проведению инженерно-психологических исследований и разрабо­ток может быть обеспечено создание высокоэффектив­ных систем «человек - машина» за счет всесторонне­го учета человеческого фактора при их проектировании, производстве и эксплуатации.

Методологические принципы психологии

Применительно к психологии следует назвать следующие методологические принципы:

Принцип системного детерминизма психического. Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный методологический принцип психологии предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений.

Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий гласит, любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).

Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).

Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте). Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.

Принцип системности (системного строения психического явления) -принцип психологии, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение.

Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.

Принцип системности в психологии

Принцип системности - методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Центральной проблемой в развитии системного понимания психического выступает выяснение механизма, порождающего системы.

Формулировка системы как «комплекса элементов» включает образ элемента или компонента как чего-то, изначально объясняющего природу системы.

В понимании системы как «комплекса компонентов» наиболее сложным пунктом становится именно объяснение ее целостности.

Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Это понятие употребляется практически в любом системном исследовании». Понятие «связи» выступает обычно вторым моментом, характеризующим системы наряду с понятием комплекса элементов или компонентов.

«Связи» выступают, на первый взгляд, чем-то существенно отличающимся от элементов, что и побуждает использовать их для характеристики именно целостности системы. Но при более внимательном рассмотрении «связи» оказываются тоже элементами, на которые раскладывается сложная внутренняя структура системы.

Идеи системного подхода, т.е. идеи анализа всех открытых самоорганизующихся и саморазвивающихся образований как систем, обсуждаются уже около полувека, начиная с работ Л. фон Берталанфи. В психологии предполагается, что системный подход является обязательным, поэтому исследователи почти всегда декларируют его использование. Предложено несколько критериев для выявления того, в какой степени соблюдается системный подход.

Впервые использование системного подхода в психологии стал обсуждать Б. Ф. Ломов. С точки зрения Б.Ф. Ломова, системный анализ предполагает:

1) многомерность образования;

2) его многоуровневость и иерархичность;

3) многомерную классификацию его свойств;

4) признание его полидетерминированности;

5) изучение взятого образования в его развитии.

М.С. Роговик выделил четыре принципа системного подхода:

1. Каждая рассматриваемая система обладает признаком целостности, т.е. у нее есть качественно новые свойства, не сводимые к свойствам суммы ее частей.

2. Система (ее строение) детерминирована своей функцией, которую называют системообразующей. Этот принцип является главным для функционального подхода, т.е. системный подход включает в себя функциональный.

3. Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии со средой. То есть информационно-энергетический подход также включается в системный подход.

4. Любая система находится в процессе развития. Поэтому генетический подход также должен быть включен в системный подход.

В. А. Ганзен выделил три вида системного подхода: комплексный, структурный и целостный. С точки зрения В. А. Ганзена описание системы должно включать:

1) ее элементный состав;

2) структуры, или подсистемы, образуемые этими элементами;

3) функции системы, ее подсистем и элементов;

4) интегральные свойства системы;

5) системообразующие факторы;

6) взаимосвязи со средой.

Конкретизации принципов системного подхода в психологии.

I. Принцип целостности системы. Система (или данный тип систем) имеет один или несколько фундаментальных атрибутов, отличающих ее от других систем. Атрибут системы - это ее принадлежность, необходимая для существования в диапазоне экологически нормативных параметров среды, внешней и внутренней, действительной и идеальной, а также для характеристики этой системы. При патологии одной из подсистем (или одного из атрибутов) система теряет свою целостность, и ее функционирование приобретает ауто- и гетеродеструктивный характер.

II. Принцип функциональной детерменированности системы и ее подсистем. Функция системы (или подсистемы) является образующим ее фактором (системообразующим фактором - СОФ).

III. Принцип генетико-иерархической структурно-уровневой организации системы.

Принцип структурно-уровневой организации. Следование ему считается необходимым для любого современного исследования, как теоретического, так и эмпирического. Этот принцип предполагает, что любая относительно сложная система имеет несколько уровней организации, у каждого из которых - свое строение и механизмы.

Структурно-генетический принцип сформулирован позже других. В соответствии с ним каждый качественный этап в филогенезе живой саморазвивающейся системы закрепляется в ее строении и представляет собой очередной уровень ее организации.

IV. Принцип вертикальной регуляции генетико-иерархических уровней в системе имеет две составляющих:

а) исходные, более общие законы нижних уровней сохраняются на верхних уровнях с определенными ограничениями. Их сохранение не означает неизменности; накладываемые ограничения порождают частные варианты общих законов. Примерами этого являются знаменитые феномены Пиаже и уровни актуального перцептогенеза, выделенные Беккером;

б) верхние уровни в структурной организации влияют на функционирование нижних уровней. Как правило, осуществляется коррекция по механизму отрицательной обратной связи (положительные обратные связи бывают очень редко). В неврологии и психической деятельности тормозящее влияние вышележащих образований на нижележащие было открыто И. М. Сеченовым

Общие принципы системного подхода в психологии могут быть дополнены рядом определений, существенных при разработке теории системного объекта.

1. Дефиниция системы в ее оптимальном варианте. Известно, что на начальных этапах распознавания системы не всегда возможно дать полное ее определение и только на зрелых этапах познания возможна дефиниция в виде родо-видовой конструкции с учетом фундаментальных функций познаваемого.

2. Компонентами системы являются прежде всего составляющие ее элементы. Это - психические образования, обладающие определенной степенью самостоятельности и поэтому выделяющиеся в системе как ее состав.

3. Структура системы. Под ней понимаются подсистемы, каждая из которых обеспечивает какую-либо фундаментальную функцию и объединяет для этого ряд компонентов психики, появившихся в процессе эволюции.

4. Функции системы - это те отношения системы со средой (или подсистем с метасистемой), которые объясняют цель появления системы (или подсистем).

5. Свойства системы - те качественные признаки, по которым система выделяется из среды (или подсистема из метасистемы).

6. Системообразующие и системоформирующие факторы. Системообразующие факторы, внешние по отношению к системе, детерминируют ее возникновение. Системоформирующие факторы суть те объектные свойства действительности, которые дают возможность системе (или подсистеме) сформироваться.

7. Генезис и эволюция (происхождение и развитие) системы.


Похожая информация.


Общая характеристика психологии как науки. Предмет и задачи психологической науки. Категории и принципы психологии.

Психология – это наука о психических процессах, психических состояниях и психических свойствах индивида. Она изучает закономерности развития и функционирования психической деятельности человека.

Психология как наука имеет длительный период становления и относительно короткую историю. Она возникла много веков назад сначала как составная часть философии. Слово «психология» образовано из двух греческих: «psyche» - душа и «logos» - слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни.

Существует научная психология и психология житейская. Отличие научной психологии от житейской - в том, как, на основе чего делаются заключения и выводы. В житейской психологии они строятся на наблюдениях, стереотипных (шаблонных, трафаретных), взглядах, убеждениях. Из-за этого они часто отрывочны, случайны, достаточно косны, нередко противоречат друг другу. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях.

В настоящее время психологическая наука активно развивается, выделяются новые ее отрасли и направления. Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой и социальными – с третьей стороны. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) - решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

В целом, объектом психологии является психика (особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением), а предметом – закономерности порождения и функционирования психики, в самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

Содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).

В качестве основных методологических принципов психологии называют:

1. Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;

2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;

3. Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, образ по своему содержанию может быть как чувственным, так и рациональным. Образ является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели.

Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.

Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие «личность» является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты.

Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития.

Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.

Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие может быть относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в более широкие структуры деятельности.

Структура действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекцию.

Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид)

Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я»).

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.


Методология в психологии. Методы психологии. Системный подход в психологии

Методология в психологии - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и др. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Одной из таких сфер является психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов. Поэтому методология, функционируя в качестве общей системы объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной методологии. Область методологии включает обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др., которые, в свою очередь, преломляются во множестве специальных процедур - методиках получения научных данных. В сфере изучения психики и личности человека методология получает наиболее полное воплощение в теоретической психологии.

Принцип детерминизма - признание необходимости изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов. Принцип детерминизма - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Принцип детерминизма включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы принципа детерминизма, а именно: системный принцип детерминизма (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), принцип детерминизма типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), статистический принцип детерминизма (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой принцип детерминизма. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др.

Принцип деятельностного опосредствования - один из методологических принципов психологии, позволяющий в теории деятельности объяснить вопрос происхождения внутренней психической деятельности из внешней трудовой на основании ее орудийности и общественного происхождения (Л.С. Выготский). В теории познания при исследовании формирования умственных процессов и значений (понятий) принцип деятельностного опосредствования объясняет усвоение индивидом способов мышления, выработанных человечеством. Принцип деятельностного опосредствования по отношению к отдельному индивиду позволяет понять и адекватно объяснить некоторые принимаемые им решения, а также тип поведения в деятельностной ситуации. По отношению к группе - понять и объяснить принятие групповых решений, причины группового поведения, процессы дифференциации и интеграции.

Принцип развития - необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные изменения в процессах фило-, онто- и социогенеза. Любое явление, рассматриваемое психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии. Это относится как к филогенетическим процессам, характеризующим психику животных, так и к онтогенезу животных и человека, а также к процессам социогенеза, протекающим в общественно-исторических условиях. Применительно к личности, важнейшим фактором ее развития является историогенез, т. е. освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное.

В работах как российских, так и зарубежных ученых, принцип развития трактовался как взаимосвязь изменений психологических явлений и порождающих их причин. При этом принималась во внимание зависимость происходящих преобразований психических явлений от их включенности в целостную систему.

Новообразования в ходе психического развития характеризовались необратимостью изменений, их направленностью, закономерностью преобразований, их трансформацией от этапа к этапу развития, «надстраиванием» новых преобразований над предшествующими, имеющими не только количественные, но и прежде всего качественные параметры. Как выяснилось, наиболее продуктивен такой подход к построению теорий, обращенных к психическому развитию, в котором находятся в органичном сочетании идеи преемственности и качественного своеобразия ступеней (этапов, периодов, эпох) развития.

В настоящее время принцип развития рассматривается в единстве с двумя другими принципами построения психологической теории - детерминизма и системности.

Принцип реальности - принцип регуляции психической жизни, выражающийся в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений и зачастую в отказе от различных способов получения удовольствия. Влечения Я подчиняются принципу реальности.

Принцип самодетерминации - теоретико-методологический принцип, в соответствии с которым причиной поведения являются не воздействия внешней среды сами по себе, а живой организм, в поведении которого эти воздействия представлены в снятом виде. Не означая отказа от причинности как таковой, принцип самодетерминации позволяет выделить специфические особенности детерминизма в деятельности живого организма. Принцип самодетерминации связан с утверждением принципов активности и системности, согласно которым организм не стремится нивелировать воздействия внешней среды, а целенаправленно и активно в ней действует.

Принцип системности - необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируя которыми можно обнаружить новые феномены, прийти к важным открытиям. Так, например, У. Кеннон считал синонимом системности принцип гомеостаза как динамического постоянства состава и свойств системы, ее стремление к сохранению стабильного состояния вопреки действию факторов, которые его нарушают. Рабочий смысл этого принципа в том, что, руководствуясь им, исследователь в любом компоненте и отправлении системы усматривает одно из приспособлений, решающее главную задачу - удержать ее в равновесии. Системный подход, позволяя объяснить факты, обнаруживаемые на чисто эмпирическом уровне, имеет и прогностическую ценность, направляя на поиск еще неизвестных регуляторов, незримо действующих в системе для обеспечения устойчивости.

Психическая организация - это системный объект, живущий сам по себе, независимо от его познанности. На рубеже XX и XXI вв. была разработана одна из таких логически выстроенных систем - категориальная система психологии, характеризующая структуру психосферы. Ее системообразующим признаком выступают взаимопереходы психологических категорий «по вертикали» от сущности к явлению, которое выступает как сущность для новых феноменов. Все эти переходы подчинены реализации идеи «восхождения от абстрактного к конкретному», характеризуют встречные детерминации биологического и культурно-исторического фактора, моделируют в единой схеме фило-, онто- и социогенез, образуют закономерную связь психологических категорий.

Метод – это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент. Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

В зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;

В зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль - недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;

В зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты: видео- или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;

В зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;

В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;

В зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;

В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.

В психологических исследованиях широко используется гакже самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.

В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования:

Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Недостатком этого вида исследования является трудность переноса результатов, полученных в эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека;

Естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента. Основное достоинство данного метода заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизни людей принадлежит отечественному психологу Р.Лазурскому;

Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры;

Констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

Беседа (интервью) - получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;

Тестирование - психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др. Их применение требует профессиональной психологической подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется;

Анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.

  • II. МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
  • II. Методы и приемы обучения изобразительному искусству
  • II. Методы определения (расчета) нормативов образования отходов
  • II. Основные методы и этапы исследований в учебно-исследовательских работах

  • Министерство транспорта России Дальневосточная государственная морская академия им. адм. Г.И. Невельского МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ Хрестоматия Рекомендовано методическим советом Дальневосточной государственной морской академии им. адм. Г.И. Невельского для специальностей 52100, 020400 Владивосток 1999 Методологические основы системного подхода в психологии: Хрестоматия/Сост. И.В. Герасимова. -Владивосток: ДВГМА, 1999. - 159 с. Хрестоматия включает в себя работы, рассматривающие эволюцию и современное состояние системного подхода в психологии, психофизиологии и смежных областях науки. Предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Психология», может быть полезна аспирантам и всем интересующимся вопросами методологии системного подхода. Ил. 8, табл.1 Составитель И.В. Герасимова Рецензенты: А.В. Петрунько, канд. психол. наук, проректор по научной работе ПИППКРО B.C. Чернявская, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии ПИППКРО © Герасимова И.В. © Дальневосточная государственная морская академия им. адм. Г.И. Невельского, 1999 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка.......................................................... 4 Введение................................................................................. 4 Контрольные вопросы............................................................. 5 1. А.Г. АСМОЛОВ. Системный подход - общенаучная методология изучения человека................................................................................................ 6 2. А. Раппопорт. Системный подход в психологии.................................... 35 3. П.К. Анохин. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем.................................................................................... 53 4. Н.А. Бернштейн. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов.......................................................................................... 107 5. Б.Ф. Ломов. Некоторые принципы системного подхода в психологии.......................................................................................................... 132 6. В.А. Ганзен. Системное описание - главный результат системного подхода в психологии....................................................................................... 147 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая хрестоматия содержит основные тексты, описывающие особенности системного подхода как одного из ведущих методологических направлений современной науки и может быть использована при изучении таких курсов, как «Общая психология», «История психологии», «Методологические проблемы современной психологии», а также при подготовке к государственным экзаменам и при написании научных работ. В сборник вошли главы из книг, статьи из периодики, в том числе более чем сорокалетней давности. Такой разновременный и разноплановый подход (авторы - психологи, физиологи, математик) позволяет составить представление о зарождении и развитии общей теории систем, ее организационном оформлении, развитии, применении в психологии. Работы сопровождаются краткими биографическими справками авторов. Во введении сформулированы основные вопросы, на которые следует обратить внимание при чтении текстов. ВВЕДЕНИЕ Методология (от греч. methodos - путь исследования или познания, logos -понятие, учение) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и др. С развитием производства, техники, культуры в целом методология стала предметом философской рефлексии и фиксируется как система социально апробированных принципов и правил познания и действия в их соотношении со свойствами и законами действительности. Реально сложившиеся принципы методологии превратились в различные формы получения значимых результатов. Методология носит всеобщий характер, функционируя в качестве общей системы объяснительных принципов и регулятивов. Но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Методология непосредственно связана с мировоззрением, поскольку вся система ее регулятов и предписаний предполагает мировоззренческую интерпретацию как оснований исследования, так и его результатов. Различные уровни методологии (философский, общенаучный, конкретно-научный) находятся во взаимосвязи. В России значительное время существовала одна методология - диалектический материализм. 5 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Определение понятие «система» различными авторами (Садовский В.Н., Анохин П.К. и др.). 2. Общие характеристики «системы». 3. Понятие состава системы; структуры; функции. 4. Какие из характеристик системы вызывают наибольший спор. 5. Истоки разработки «общей теории систем». 6. Организационное оформление системного подхода. 7. Развитие системных принципов в физиологии, психологии. 8. Причины появления и развития системного подхода в науке. 9. Роль системного подхода в психологии. 10. «Почва» появления системного подхода в психологии. 11. Возникновение необходимости введения целостного подхода при объяснении функций организма. 12. Поиск системообразующего фактора в различных направлениях системного подхода. 13. Принципиальные возражения Анохина при формулировке понятия «системы». 14. Понятие функциональной системы, ее состав, иерархия систем, описанные Анохиным. 15. Полезный приспособительный результат как системообразующий фактор, выдвинутый Анохиным. 16. Внутренняя операциональная архитектоника функциональной системы: афферентный синтез, принятие решения, формирование акцепторов результата действия по Анохину. 17. Образование системы на примере регуляции двигательных актов человека как универсального, саморегулирующегося организма. 18. Основные принципы системного подхода в психологии. 19. Разновидности системного подхода. 20. Какие методы в психологии относят к системным. 21. Объекты системного исследования в психологии. 22. Использование идеи целостности в психологических исследованиях. 23. Методы построения системных описаний в психологии. И. Т. Фролов, Э. Г. Юдин и др.) подчеркивают, что фундаментом системного подхода выступает методология диалектического и исторического материализма. Органическая включенность системного общенаучного подхода в контекст марксистской философии определяет мировоззренческую и научную ориентацию системных исследований в отечественной науке. Важным этапом в развитии системного подхода стала общая теория систем известного австрийского биолога Людвига фон Берталанфи, а также различные сис- темные исследования в контексте кибернетики и теории информации (Р. Л. Акофф, М. К.Мессарович, А. Раппопорт, У. Р. Эшби и др.). Отличительная черта системного подхода в отечественной науке состоит в том, что объектом системного анализа прежде всего являются развивающиеся системы. Отсюда на первый план выходят вопросы об основаниях и детерминантах развития систем, их самоорганизации, о необходимости образования систем в процессе развития природы и общества. Своими истоками методология системного подхода восходит к принципу системности, широко используемому К. Марксом при выявлении конкретных системных закономерностей развития общества. «Исторически исходным пунктом научно обоснованных системных представлений о мире стали теории К. Маркса и Ч. Дарвина, раскрывшие коренные закономерности строения и развития общественных и биологических макросистем. Оба эти великие учения выступали, с одной стороны, как теории исторического развития в природе и обществе, с другой стороны, как теории функционирования систем. Одна сторона (историческая) становилась здесь alter ego другой (системной), и наоборот. Так, материалистическое понимание истории свое осуществление и завершение находило в теории общественно-экономических формаций (систем). Аналогично происхождение видов путем естественного отбора у Ч. Дарвина своей опорной базой имело главную биогенетическую систему -вид животных, и без нее историческая эволюция органического мира была бы практически необъяснимой. Все это заставило по-новому осмыслить проблему природы системных объектов, специфики системных оснований и исторического развития как системного развития». В 40-х гг. XX в. системный подход, прежде всего под влиянием общей теории систем Л. фон Берталанфи, выделился как особого рода метатеория, стал общенаучной методологией познания специальных дисциплин. Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство (В.Н.Садовский). В качестве общих характеристик «системы» в самых различных системных исследованиях фигурируют следующие: 1) целостность - несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как це лого; 2) структурность - связи и отношения элементов системы упорядочи- 6 А. Г. АСМОЛОВ Асмолов Александр Григорьевич - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук., заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Ранее занимал должность заместителя министра образования РФ. Основная сфера интересов в психологии - изучение человеческой личности. Автор историко-эволюционного подхода к личности. Выпустил книги: «Деятельность и установка» (1979 г.), «Личность как предмет психологического исследования» (1984 г.), «Принципы организации памяти человека: Системно- деятельностный подход к изучению познавательных процессов» (1985 г.), «Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе» (1986 г.), «Психология личности: Принципы общепсихологического анализа» (1990 г.), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996 г.)." k-k СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - ОБЩЕНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Общая характеристика уровня системной методологии науки Среди общенаучных принципов познания мира, выходящих за рамки методологии построения картины действительности в конкретных дисциплинах, в том числе и в разных областях человекознания, все большее значение приобретает системный подход. Он как средство познания многокачественных целостных явлений природы и общества надежно зарекомендовал себя во многих науках. К нему обращаются исследователи, когда возникает задача построения теории «системного объекта», синтеза различных знаний об объекте, разработки новых принципов подхода к объекту изучения, выражающих общее стремление исследователей к созданию целостной картины этого объекта. По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук. Подобное положение в иерархии уровней методологии науки в значительной степени определяет характер системного подхода, представления об истории его становления и те задачи, которые выдвигаются при разработке системного подхода к изучению природы и общества. Ведущие представители системного подхода в отечественной науке (И. В. Блауберг, Д. М. Гви-шиани, В. П. Кузьмин, В. А. Лекторский, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, * Вопр. психол. 1999, №1; материалы переодики. ** Печ. по: Асмолов А.Г. Психология личности. Принцип общепсихологического анализа. М: МГУ, 1990. - С. 49-87. 9 рода подсистем (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) и т. п. С особой отчетливостью системные идеи выступили в различных концепциях личности. Начиная с 20-х гг. термин «система» прочно обосновался в психологии личности и с тех пор не покидал ее никогда. Большинство исследователей личности солидаризировались в том, что адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности. Трудно также отыскать таких представителей психологии личности, которые были бы полностью равнодушны к изучению вопроса о взаимодействии индивида с внешней средой. В целом ряде подходов к исследованию личности, прежде всего в психоанализе 3. Фрейда, было выдвинуто положе- ние об иерархической уровневой структуре личности. Организмические концепции личности (например, концепция известного невролога и психолога К. Гольдштейна) пытались обосновать тезис о саморазвитии личности, целостного организма как системы еще в начале 30-х гг. XX в. В известном смысле разработка проблемы личности в психологии всегда имела позитивную направленность, выступая как антитеза «атомизма», раздробленности человека на отдельные кирпичики, «элементы» в традиционной психологии познавательных процессов. После появления в 40-х гг. общей теории систем Л. фон Берталанфи тенденция к системному рассмотрению человека в психологии личности стала более выраженной. Один из ведущих исследователей в психологии личности Гордон Оллпорт озаглавливает одну из своих работ «Открытая система в теории личности» (1960), где рассматривает личность как открытую, взаимодействующую с действительностью систему, тем самым подчеркивая коренное отличие своего понимания системы от концепции К. Гольдштейна, который исходил из идеи относительно автономного развития организма, его «закрытости» в контактах с внешней средой. Акцент, который ставит Г. Оллпорт в названии своей статьи на открытом характере личности как системы, символичен, так как иллюстрирует тот факт, что за самим термином «система» в психологии личности часто стоят радикально отличающиеся по содержанию, методам и философской методологии построения. Если пропустить через воображаемый фильтр, настроенный на термин «система» и его формальные параметры («целостность», «структурность», «взаимодействие со средой», «иерархичность», «саморазвитие»), тексты различных известных исследователей по психологии личности, то в одном ряду оказались бы такие непохожие друг на друга концепции, как психоанализ, Организмические теории, динамическая концепция личности Курта Левина, персонология Генри Мюррея, теория самоактуализации личности А. Маслоу, персоналистская концепция личности Г. Оллпорта и т.п. Общей чертой этих концепций является стремление представить личность как целостный объект, рассмотрение личности как системы. На признании этого положения сходство большинства психологических концепций личности завершается, а дальше начинаются их многочисленные различия. Из приведенного примера с использованием общих системных идей в 8 ваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом; 3) взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер; 4) иерархичность - каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т. е. каждый компонент системы может быть одновременной элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему; 5) множественность описания - каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществования множества разных ее отображений. Наряду с этими общими характеристиками любой системы выделяется и ряд более специфичных характеристик, например целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их самоорганизация, т. е. способность менять свою собственную структуру, и т. п. . Однако приведенные выше параметры систем принимаются представителями самых разных направлений системных исследований. В своем развитии системный подход не только изменяет стратегию исследований специальных дисциплин, но и сам развивается с опорой на те или иные фундаментальные исследования в биологии, экономике, социологии и психологии. Для иллюстрации этого положения достаточно упомянуть, что общая теория систем первоначально вычленилась из биологии. Вместе с тем жизнь многих системных идей в «теле» той или иной специальной дисциплины нередко оказывается одной из причин невосприимчивости исследователей к системной методологии науки. Так, необходимость обращения к системной стратегии изучения психических явлений иногда воспринимается как излишняя модная добавка к их и без того трудной работе. И дело здесь заключается в том, что многие общие положения системного подхода вовсе не являются для психологии откровением. Они уже давно най- дены и вписались в различные конкретные психологические концепции. Например, в борьбе гештальтпсихологов с представителями ассоциативной атомарной психологии и бихевиоризма выкристаллизовалась идея о психических явлениях как целостностях, в контексте которых части неразрывно связываются друг с другом и приобретают новые, ранее им не присущие свойства (М. Вертхаймер).Для «молярных» концепций поведения в необихевиоризме характерна идея о конечном результате, объективной цели поведения че- ловека и животных, превращающей поведение в целостное образование (Э. Толмен). Непосредственно выражает в конкретных психологических исследованиях ориентацию системного подхода принцип анализа психики «по единицам», т. е. анализ, сохраняющий свойства явлений как целого (Л.С. Выготский), положение об установке как целостной модификации личности (Д. Н. Узнадзе), единицах анализа целенаправленной деятельности как своего 10 психологии вытекает, что представления общей теории систем, хотя и дают возможность более явно выделить характеристики исследуемых ими объектов (целостность, организация связей внутри системы, иерархии уровней управления системой и т. п.), недостаточно эффективно выполняют собственно методологическую функцию системного подхода - функцию поиска новых путей познания сложных целостных объектов и постановки новых проблем исследования. В связи с этим некоторые представители специальных дисциплин, в том числе и психологи, не видят особой необходимости в обращении к методологии системного подхода. Причина этого порой заключается в том, что системный подход подменяется общей теорией систем, которая, как правило, оставляет за занавесью своих разработок принципы развития и историзма и ограничивается уже достигнутым в специальных дисциплинах «моносистемным» видением действительности. Биологи знают, что человек - целостный организм; психологи знают, что личность - целостная система; социологи знают, что общество - это система. Иными словами, представители каждой из этих наук являются обладателями «моносистемного» видения своих объектов, т. е. видения их как автономных целостных систем. «...Моносистемное знание сфокусировано на познании предмета (явления) как системы... Это знание системоцентрическое, направленное в основном на раскрытие внутренних механизмов и законов явления. В отличие от него полисистемное знание нацелено на раскрытие системности самого мира, т. е. изучение действительности как многосистемной, а отдельного предмета - как «элемента» многих разнопорядковых реальностей (систем) данной природной и общественной среды... Углубляя познание различных детерминант явления, полисистемное знание фактически расширяет представления о самом предмете за счет изучения макро- и микросистемы оснований, а также систем внешних взаимодействий» . Именно использование полисистемного знания, рассматривающего человека как «элемент», который живет одновременно многими мирами - миром семьи, миром этноса, миром класса, миром природы и общества, - присуще системному подходу, опирающемуся на марксистскую философию. Такого рода системный подход прорывает границы специальных дисциплин и открывает новые возможности для развития современного человекознания, разработки представлений о закономерностях исторической эволюции человека в природе и обществе. Человек и его место в различных системах Облик целого комплекса наук, изучающих разные проявления человеческой жизни, меняется на глазах. «Робинзонада», господствовавшая долгое время в исследованиях человека и приведшая к антропоцентризму в понимании его природы, уступает свое место системно ориентированной методологии человекознания. Исходным положением, на которое опирается эта методология, является присущая марксистской философии идея о том, что

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное учреждение

    высшего профессионального образования

    "Сибирский государственный технологический университет"

    Федеральное агентство по образованию

    Кафедра психологии труда и инженерной психологии

    Системный подход, его сущность и возможности

    Научный руководитель:

    С.Н. Орлова

    Разработал:

    студент гр. 101-62

    Гаврильчик И.В.

    Введение

    Понятие о системном подходе

    Особенности системного подхода в психологии

    Объекты изучения в системном подходе

    4. История становления системного подхода

    Границы применения и разновидности системного подхода

    6. Упражнение на развитие системного восприятия

    Заключение

    Библиографический список

    Введение

    В настоящее время системный подход все шире применяется в психологии накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

    Системный подход - применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента.

    Примеры применения системного подхода в психологии: выделение низших и высших психических функций, поведенческого и гностического компонентов интеллекта, различных сторон личности, тенденций и потенций, рассмотрение психики как подсистемы "человек-среда".

    Одним из наиболее успешных является метод пентабазисов Ганзена. Принципы гармоничного целого Ганзена: повторяемость, соподчиненность, уравновешенность, соразмерность. Пентабазис СПВЭИ: Субстрат состоит из Пространства, Времени, Энергии и Информации. Сознание = аффект (эмоции и чувства) + воля (мотив и действие) + перцепция (ощущения и восприятие) + мышление (речь и представление).

    1. Понятие о системном подходе

    Система (греч.) - целое, состоящее из частей. В другом значении это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями .

    От слова "система" можно образовать другие слова: "системный", "систематизировать", "систематический".

    В узком смысле под системным подходом будем понимать применение системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем.

    Системный подход в широком смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента .

    Cистемный подход - единство интеграции и дифференциации при доминировании тенденции объединения .

    Термин "системный подход" охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.

    Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Применение системного подхода в психологии стимулируется также успехом частных системных теорий в других областях знания, развитием кибернетики и общественных концепций.

    К системным методам психологии принадлежат:

    генетический;

    лонгитюдный;

    аналитический (расчленение и различение);

    синтетический (выделение общего и объединение);

    индуктивный и дедуктивный,

    композиционный.

    Они применимы также к процессу исследования и к представлению результатов исследования .

    2. Особенности системного подхода в психологии

    Системный подход является своего рода реакцией на бурный и длительный процесс дифференциации в науке. Но это не означает, что системный подход - синоним интеграции. Системный подход - единство интеграции и дифференциации при доминировании тенденции объединения.

    Мир, в котором мы живем, един. Единство его состоит в материальности. Все явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объективными формами существования материального субстрата являются пространство и время. Важнейшая особенность нашего мира заключается в неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергии и информации (разнообразия).

    Эта неравномерность проявляется в том, что компоненты материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы и т.д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения, дезинтеграции. Но факт существование объединений на всех уровнях организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией. В неживой природе факторами интеграции являются физические поля, в живых объектах - генетические, морфологические и другие взаимодействия, обществе - производственные, экономические и другие отношения.

    Принцип всеобщей взаимообусловленности явлений фиксирует факт объединения отдельных объектов природы в более крупные образования, что обнаруживается на все уровнях ее организации. Поэтому указанный принцип может рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного подхода.

    Системное исследование предполагает определенный выбор объекта и формулировку задачи в терминах системного подхода.

    Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяются ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики, а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.

    Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам или интегральным характеристикам объектов. Описания объектов как систем - системные описания - выполняются те же функции, что и другие прочие описания: объяснительную и предсказательную. Но главная их функция состоит в интеграции информации об объекте.

    Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системные описания служат средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня перед психологами. В теоретическом плане эта интеграция и систематизация психологических знаний, устранение избыточности в накопленной информации и сокращение объема описания, выявление инвариантов психологических знаний, преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в интерпретации психических явлений. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и экстраполяции - предсказывать свойства отсутствующих частей описания.

    В прикладном плане это задачи психодиагностики, проектирования и управления автоматизированными системами, повышения эффективности процесса обучения, совершенствования психологического образования. Системные методы позволяют представить учебную информацию в более активном для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание предмета науки и перейти впервые в изложении психологии от активного пути к индуктивно-дедуктивному .

    3. Объекты изучения в системном подходе

    Выбор объекта конкретного исследования - дело нелегкое, так как требует выделения в сложной организации человека обособленной подсистемы, обладающей относительной функциональной и структурной самостоятельностью. Это необходимое условие для получения системного описания объекта. Примерами могут служить сенсорная организация человека, психомоторная организация, интеллект и т.п. Более крупные образования (сома, психика, личность) трудны для индивидуального экспериментального исследования и могут стать объектом либо комплексного, либо теоретического исследования.

    Однако выбор функционально и структурно обособленного объекта - необходимое, но еще недостаточное условие для получения хорошего системного описания. Для выбранного объекта нужно подыскать такой "срез" исследования, для которого нужно указать и экспериментально изучить полный набор характеристик. Если этого не сделать, то описание неизбежно становится локальным. Постановка задач в терминах системного подхода предполагает получение ответов на вопросы о составе объекта, функции объекта, его структуре.

    В качестве систем могут рассматриваться реальные физические, биологические и социальные объекты: молекулы, организмы, сообщества людей. Все их компоненты имеют структурное и функциональное единство, находятся в непосредственном взаимодействии.

    Другим классом объектов, которые также могут рассматриваться как системы, являются множества элементов. Под элементом понимается единица множества, которая оценивается в качестве неразложимой в данном контексте. Таковы множества элементарных частиц, атомов, химических элементов, молекул, кристаллов, клеток, биологических видов и т.д. Все они реально существуют, являются компонентами реальных систем, но их совокупность физической системой не является. Их систематизация производится на основании их существенных свойств.

    Третий класс множеств, который мы будем рассматривать как системы, - это множества структур, функций, свойств, состояний и т.д. одного и того же реального объекта изучения(человека, организма, личности). Наконец, сами системные описания в их конечной форме, с которыми работает исследователь, обычно являются знаковыми множествами с различными отношениями между элементами и могут рассматриваться как системы.

    Объектами системного подхода в широком смысле выступают множества психических процессов, состояний, свойств, актов, по отношению к которым требуется решать задачи классификации, упорядочивания, систематизации.психология системный восприятие человек

    Объектами систематизации являются множества данных, относящихся к одному человеку или к некоторой выборке людей. Человек - сложный объект, и нас могут интересовать различные его описания: описание общего в человеке на основании данных о всей выборке, описание особенных характеристик людей некоторого подмножества генеральной совокупности, описание индивидуальности конкретного человека.

    Главный объект психологии - человек. Он является целостным объектом восприятия и познания. Сому, психику и личность человека также можно рассматривать как целостные объекты. Объединение и объективация знаний базируются на теории целостных объектов, будь то статистические или динамические системы .

    4. История становления системного подхода

    Системный подход как единица знания. Исследование генезиса системного подхода в отечественной психологии естественным образом связано с поиском ответа на вопросы - что такое системный подход и как представлена его история в науке.

    В этой связи необходимо целостно представить как концепцию системного подхода, сложившуюся в отечественной философии, так и историю его становления. Это позволит проанализировать общенаучные предпосылки и факторы вхождения системного подхода как особой единицы знания в отечественную психологию.

    На сегодняшний день невозможно перечислить все работы, посвященные проблематике системного подхода. В отечественной философии было предпринято немало попыток анализа категории "система", а также сути системного подхода, его статуса и соотношения с диалектикой. Впрочем, как отмечают и сами философы, при всем содержательном разнообразии многие проблемы методологии системного познания требуют дальнейшей проработки. В то же время, в контексте обсуждения собственно философских проблем подробно рассмотрены история системного подхода и его теоретико-познавательные функции.

    Исследователи истории системного движения относят хронологически этап его зарождения либо к середине XIX века, либо к середине века ХХ-го. При этом в первом случае появление системного движения связывают с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В.Ф. Гегеля, а во втором, - с работами австрийского биолога Людвига фон Берталанфи. В частности, М.С. Каган, аргументируя свою позицию, пытается дифференцировать стадии развития. По данным С.И. Дорошенко, уже в 1978 г. в отечественной литературе насчитывалось более 1000 публикаций по данной тематике (Системные исследования. Ежегодник. М., 1978. С. 128.). Назовем только лишь часть работ, считающихся классическими:

    Блауберг. И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973;

    Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М., 1974;

    Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978 и др.

    А.И. Уемов называет первым развернутым изложением обобщенной теории систем "Тектологию" А.А. Богданова. В.Н. Садовский выделяет четыре созданных независимо друг от друга основных источника современного системного мышления: всеобщую организационную науку А.А. Богданова (1913-1917 гг.); общую теорию систем Л. Берталанфи (1945 г.); кибернетику Норберта Винера (1948 г.); праксиологию Тадеуша Котарбиньского (30-40 гг. XX века), отмечая, что "историческая последовательность научных событий часто не совпадает с последовательностью их влияния на научное сообщество, что и имело место в ситуации с системным подходом".

    В декабре 1954 г. в рамках ежегодного заседания Американской ассоциации содействия развитию науки проходила сессия, названная организаторами "общая теория систем". В организации работы сессии приняли участие четверо ученых, каждый из которых разрабатывал в обсуждаемой теории свой аспект. Биолог Людвиг фон Берталанфи рассматривал регистрируемые свойства и процессы в живых организмах как производные открытых систем. Физиолог Ральф Джерард изучал пути объединения биологических и социальных наук в единую схему на основе некоторой общей методологии. Экономист Кеннет Боулдинг исследовал проблему влияния на человечество экономики и науки в целом, а также философии и идеологии. Математик Александр Раппопорт разрабатывал методологию, основанную на изоморфизме математических моделей феноменов или процессов с большим разнообразием их содержания .

    Современные исследователи называют происходившие в науке с середины 50-х годов XX века процессы - сменой парадигм, методологическим переворотом, рождением нового стиля научного мышления. По мнению ученых, в результате развития данных процессов движение, именовавшее себя системным подходом, породило около 50-ти междисциплинарных наук и теорий .

    В.Н. Садовский, обращаясь к истории системного мышления, выделяет два периода в развитии мирового системного движения - соответственно 40-70 гг. и от 70-80-х гг. до настоящего времени. Следует подчеркнуть, что при анализе развития советского системного движения эти хронологические рамки необходимо сдвинуть лет на пять, если иметь в виду не отдельные ростки идей, а их достаточное распределение. Итак, на первом этапе (40-70-годы) была сформулирована основная парадигма системного мышления, для которой характерны два важных момента. Один - обращенность к изучению равновесных состояний различных типов систем как основная исследовательская задача системного мышления. Другой момент касается понимания статуса системных исследований и связан с оппозициями "мировоззрение-методология" и "методология-теория". При этом для мирового системного движения приоритетным был вопрос о задачах системного подхода в изучении равновесных систем, а для отечественных исследователей, по понятным причинам, более значимым был вопрос о статусе системного подхода и его взаимоотношениях с диаматом.

    Уже с конца 50-х годов системный подход начинает распространяться и в СССР. В условиях "хрущевской оттепели" степень изоляции советской науки несколько снизилась, и появились возможности для более широкого знакомства с зарубежными исследованиями. Ученые, стоявшие у истоков системного движения в нашей стране, отмечают, что в распространении системных идей сыграли свою роль как когнитивные, так и социокультурные факторы. В системных исследованиях усматривались "возможность уйти от давящего казенного диалектического и исторического материализма, путь к свободе философского творчества, способ воздействия на идейную атмосферу общественной жизни, средство серьезной методологической культуры и выхода нашей философской мысли из состояния изоляции" .

    Особенности внутриполитической ситуации в стране предопределили тот факт, что системный подход мог развиваться только в русле диамата. Другой вопрос, что часть научного сообщества увидела в системном подходе "путь от идеологии", а другая, более консервативная и ортодоксальная часть научной элиты, - "путь для идеологии диамата". Именно в этот период появилось множество философских работ, посвященных развитию марксистского принципа целостности (Афанасьев В.Г., Блауберг И.В., Кедров М.Б., и др.). В этих работах обсуждались проблемы соотношения "части" и "целого", "организации", "структуры" и "системы", факторы целостности и др. Данные работы, прежде всего, были ориентированы на раскрытие онтологического содержания понятия "система". По схеме М.С. Кагана - это соответствует той стадии развития, которая предшествует собственно системному подходу, так как речь не идет еще о новой методологической программе исследования.

    Элементы системного подхода присутствуют в результатах исследований многих ученых ХХ века - Л.С. Выготского, А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и их учеников и последователей. Поистине грандиозную попытку системного изучения личности через лонгитюдные исследования сделал Б.Г. Ананьев. Исследования с опорой на факторный анализ, методы многомерного шкалирования, современные методы психофизики, теории личности, психодиагностику, психофизиологию и междисциплинарный подход внесли в теорию и практику психологии много существенно нового и полезного. Нельзя отрицать, что все эти исследования системные, т.е. системный подход в психологии есть давно и он развивается. Другое дело, что его реализация на достаточно высоком формализованном уровне требует новых исследований, результаты которых могли бы создать сплав качества, количества и их единства в воспринимаемой форме и стройном формульном аппарате. Решение этих задач потребует усилий многих ученых, но уже и на данном моменте можно говорить об основных направлениях системного подхода в психологии личности.

    Границы применения и разновидности системного подхода

    Границы применения системного подхода

    системный подход не самоцель, плоды его четкие теоретические и экспериментальные выводы;

    системный подход применим только к тем объектам, которые обладают высокой степенью функциональной обособленности .

    Разновидности системного подхода

    1.) Комплексный (изучается только состав системы, нет отношений между элементами, элементами и целым) Этот подход предлагает наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов исследования. При этом не принимаются во внимание ни отношения между объектами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов в целом. Решаются главным образом задачи статики: количественного соотношения, компонентов и подобные.

    При комплексном методе исследования в психологии можно выделить следующие этапы:

    определение области исследования;

    обоснование необходимости его проведения;

    подбор методик;

    организацию последовательно-параллельного их применения;

    выбор формы представления полученных данных.

    2.) Структурный (состав, отношения между элементами, нет отношения элементов и целого). Структурный подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения подсистем (частей) и системы (целого). Декомпозиция систем на подсистемы производится не единым образом. Динамика структур, как правило, не рассматривается.

    .) Целостный (рассматриваются все отношения).

    При целостном подходе изучаются отношения не только между частями объекта, но и между частями и целым. Декомпозиция целого на части единственна. Так, например, принято говорить, что "целое - это то, от чего ничего нельзя отнять и к чему ничего нельзя добавить". Целостный подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта не только в статике, но и в динамике, т. е. он предлагает изучение поведения и эволюции систем. Любую систему можно рассматривать как систему большей системы. Это правильное по существу положение оставляет, однако, в тени тот факт, что последовательность систем оказывается неоднородной: различные объекты (системы) обладают различной функциональной и структурной обособленностью и целостностью. Например, и клетка, и орган, и организм могут рассматриваться как системы. Но клетка и организм обладают по сравнению с органом значительной большей способностью к независимому функционированию. Поэтому целостный подход применим не ко всем системам (объектам), а только к таким, которым свойственна высокая степень функциональной независимости .

    Упражнение на развитие системного восприятия

    Цель: Расширение восприятия. Показать, что за каждой личностью стоит целая система к которой принадлежит эта личность (род, организация). Раскрыть в психологе возможность более широкого восприятия клиента, ситуации, проблемы. Видеть нечто большее в каждом человеке.

    Время на упражнение: 5 минут в каждую сторону.

    Всего на четверку 20 минут

    В группах по 4 человека

    Терапевт

    Исследуемая личность

    Система к которой принадлежит эта личность (род, организация, структура)

    Наблюдатель

    Терапевт подходит к №1 и назначает его "побудь пожалуйста исследуемой личностью"

    №2 назначает №3 "побудь пожалуйста системой к которой я принадлежу-мой род)

    №4 - встает напротив №2 наблюдает за тем как меняется что то в собственных ощущениях

    №2 встает.

    №1 просит № 2 вчувствоваться. Что чувствуешь? Какие ощущения в теле?

    Вопрос к №4: как тебе смотреть на №2? Что ты чувствуешь когда смотришь на №2?

    Затем №1 ставит № 3 за спину №2 и чуть-чуть выдвигает его с любой стороны так чтобы №3 было видно из за плеча №2.

    Вопрос №2: что меняется? Как сейчас чувствуешь себя?

    Вопрос к №4: Как изменилось твое ощущение от взгляда на №2?

    Стала ли фигура №2 более значима для тебя?

    Меняются. За время упражнения каждый проходит фигурой №2 и фигурой №4.

    Обратная связь.

    Заключение

    Системой называется совокупность элементов любой природы, между которыми существуют определенные отношения. Множество элементов, из которых образована система, называется ее составом. Множество можно разбивать на подмножества и на элементы, соответственно различают макросостав и микросостав. Структурой системы называется постоянная часть отношений, характерных для компонентов системы. Отношения определяют ограничения на сочетания элементов различных множеств или одного и того же множества. Объектам множества могут быть свойственны отношения различных видов, следовательно, в одной системе может быть несколько структур. Любая систем существует в некоторой среде. Соответствие между средой и системой называется функцией системы. Систем может выполнять одну или несколько функций. Постоянные суммарные характеристики состава и отношений между компонентами системы называются ее свойствами.

    Библиографический список

    1. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Я. Дорфман. - М.: Смысл; изжательский центр "Академия", 2005. - 288 с.

    Корнилова Т.В. Методологические основы психологии [Текст] / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. - СПб.: Питер, 2006. - С. 268-276.

    3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст]: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / С.И Ожегов, Н.Ю. Шведов. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.

    4. Петровский А.В. Основы теоретической психологии [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА - М, 1999. - С. 366-408.

    5. Раппопорт А. Системный подход в психологии [Текст]: психол. Журнал / А. Раппопорт. - М, 1994. - №З. - С. 3.