Особенности формирование умения планировать деятельность. Проблема формирования умения планировать свою деятельность у детей дошкольного возраста материал на тему

анна русова
Планирование в деятельности педагога

«Хороший план сегодня лучше очень хорошего плана завтра »

Профессия педагога одна из тех профессий, в деятельности которой предусматривается огромное количество планирования : календарное, тематическое, планирование непосредственно образовательной и свободной деятельностей и т . д. И не важно, когда Вы приобретали данную профессию - в прошлом веке или в данный момент - планирование остаётся приоритетной деятельностью педагога . Он должен грамотно, компетентно, чётко знать какова будет его деятельность «здесь и сейчас» , завтра, через полгода,. А ещё и с учётом ФГОС!

Начать свою статью хочу с математического определения планирования .

Планирование - это функция , одним из аргументов которой является время.

Каким точным является данное определение. У нас педагогов год летит за годом и в нашей «деятельности-функции » хочется передать малышам огромный багаж знаний, но времени, как правило, не хватает.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

До 2000 года, применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности. Т. е. если мы рассмотрим так называемый «Паспорт профессии «Педагог » , то увидим там те требования, с которым должны будут ознакомить абитуриента в учебном заведении и которые будут предъявлены будущему специалисту-выпускнику в его профессиональной деятельности . Одним из таких требованием и будет являться умение в учебно- воспитательной работе. Т. к. планирование деятельности - это навык Вашей эффективности, Вашей компетентности. Планирование деятельности является одним из секретов успешного человека.

Планирование - оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов, связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов :

Постановка цели и задач;

Составление программы действий (проектирования) ;

Вариантное составление программы (вариантное проектирование) ;

Выявление необходимых ресурсов и их источников;

Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них ;

Фиксация результатов планирования в материальном виде , например, в виде проекта, модели, плана , карты боевых действий, приказа в письменной форме, диагностики и т. п.

Возможно, Вы думаете сейчас о том, что планирование деятельности отнимает время , вызывает некоторое напряжение. Конечно, бумажной работы у нас педагогов хватает с лихвой . Но, научившись планировать свою профессиональную деятельность , Вы сможете достичь гораздо более серьезного и весомого результата, чем, если Вы не освоите эту науку. Каждое совершаемое Вами действие будет более осмысленным и эффективным по сравнению с незапланированной работой . Да, Вы должны подойти к планированию с чувством ответственности и дисциплинированности. Научившись планировать , Вы станете хозяином времени и самое главное - будете видеть и будете удовлетворенны результатами своей деятельности . Само по себе планирование помогает более ясно и четко формулировать предстоящую деятельность педагога , направленную на воспитанников, что помогает более быстро реализовать поставленную цель. Умение постоянно планировать свое время дает возможность определять тот вид деятельности , который обладает более значимыми приоритетами. Это также ведет к повышению эффективности проделанной работы. Правильно спланированная работа педагога являются залогом успешного выполнения поставленных цели и задач в учебно-воспитательном процессе с детьми, а так же представляют собой инструмент самоорганизации. Ниже приведены причины, объясняющие, почему планирование – это важный инструмент в вопросе самоорганизации и самосовершенствования.

«Планирование деятельности – это карта вашего дня»

Психологи утверждают : Решив составить эффективный план действий , человек, не привыкший к этому, потратит час и более рабочего времени. Понимая, что время будет потрачено, человек, как правило, решает не составлять никакого плана , а действовать по наитию : «что помню, то и делаю» . Но такой подход начисто лишен эффективности. Приступив к одному заданию, человек вдруг вспоминает о другой, еще более важной задаче, переключает на нее свое внимание. В процессе он отвлекается, так как мысли переключаются с одного на другое. В итоге, не выполнена ни одна, ни вторая задача. Чаще всего человек торопится выполнить срочные дела. Но срочное не значит действительно важное и значимое. Вряд ли срочное дело окажет положительное влияние на последующую деятельность , жизнь человека.

Одна минута времени, потраченная на планирование своей деятельности , экономит десять минут, потраченных на выполнение поставленной задачи. Таким образом, научившись планировать свою деятельность , вы сможете получать 200 процентов отдачи от вложенной энергии.

Тому, кто привык планировать работу на завтра , не требуется более двенадцати минут, для того чтобы расписать все необходимые дела, распределив их в приоритетном порядке. Потраченные накануне двенадцать минут дадут Вам возможность сэкономить два часа производительности, что, безусловно, качественно повышает уровень продуктивности Вашей работы. Если умножить это время на количество дней в календарном месяце, то получится, что в месяц Вы способны экономить до пяти рабочих дней. Здорово, не правда ли!

«Планирование деятельности

учит правильно определять приоритеты»

Умение верно определять приоритетные направления деятельности помогает обозначать наиболее важные, перспективные и значимые места. Приоритетное место должно быть отведено тому, что необходимо выполнить. Нежелание концентрироваться и отдавать предпочтение главному приводит к тому, что человеку так и не удается достичь поставленной цели.

«Планирование деятельности программирует ум человека»

Вы, наверняка, не раз сталкивались с такой ситуацией, когда в зависимости от того, насколько четко сформулировано Ваше желание, оно с большей или меньшей легкостью воплощается в жизнь. Планирование – это уникальный процесс, который помогает человеку осознать, к чему в действительности он стремится и, в итоге, воплощающий эти стремления в жизнь.

Т. о. для обеспечения нормальной, полноценной, эффективной деятельности «педагог-ребёнок » необходимо постоянно планировать деятельность . Планирование в деятельности педагога - это процесс разработки планов работы с детьми , последующего контроля за ходом реализации планов , развития и функционирования детского коллектива в целом. Объектами планирования будут служить следующие единицы : наши воспитанники, их динамика в развитии, их достижения и неудачи, наша компетентность и квалифицированность,.

Для того чтобы план был эффективен , необходимо в нем отразить следующее :

1. оценка внешней среды;

2. оценка возможностей с учётом благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия внешней среды;

3. определение и формулирование целей;

4. определение текущих оперативных задач, соответствующих целям;

5. методы анализа и контроля за выполнением плана , обеспечивая обратную связь со следующим циклом планирования .

Существуют следующие формы организации планирования :

1. «Сверху-вниз» - это планирование , когда руководством определяются основные цели деятельности учебного заведения/ возрастной группы и механизмы их достижения, а затем доводятся до персонала с целью выполнения плана . Недостатком такого планирования является то , что руководство не всегда может увидеть и учесть потенциальные возможности низовых звеньев.

2. «Снизу-вверх» - здесь каждый сотрудник анализирует свою текущую работу, находит резервы для ее совершенствования и подает руководству своего подразделения предложения о работе в будущем периоде, т. е. идёт корректировка плана действий с учётом всех составляющих (уровень развития детей, квалифицированность педагога , потенциал детского и взрослого коллектива в целом и т. д.).

3. «Смешанное планирование » - руководство разрабатывает основные показатели деятельности в учебном периоде и передает их в подразделения. Там анализируются возможности выполнения поставленных задач, разрабатываются программы достижения целей и после корректировки информация передается в методический центр, где она сводится в единый черновой план , который после рассмотрения и доработки в соответствии с пожеланиями обеих сторон согласуется и утверждается. Каждое подразделение самостоятельно определяет форму планирования , но «смешанный тип» зачастую более успешен, т. к. руководитель определяет те цели, которые необходимо достичь, а подразделения их корректируют в зависимости от возможностей, следовательно, учтены «желания и возможности» .

Рассмотрим принципы планирования :

1. Непрерывность - планирование должно распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки.

2. Научность - планирование должно осуществляться на научной основе, т. е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами.

3. Гибкость - планы должны корректироваться в соответствии с изменениями в окружающей среде.

4. Точность.

5. Приоритетность - это подчиненность всех программ и планов стратегической цели развития учебного заведения.

6. Принцип участия (по И. Ансоффу) - означает, что каждый сотрудник предприятия должен участвовать в построении планов предприятия , кого непосредственно затрагивает данный план .

Методы планирования :

1. программно-целевой - планирование , в основе которого лежит разработка комплексных программ, ориентированных на достижение поставленных целей;

2. балансовый метод - составление различных видов балансов (оснащение) ;

3. нормативный метод – в образовательном учреждение, как и во многих других, в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов;

4. математическое моделирование – предполагает использование в процессе планирования различных математических моделей, которые представляют собой формализованное описание исследуемого процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений.

5. метод прогнозирования - совокупность приемов и способов, позволяющих на основе изучения внутренних закономерностей развития объекта и его внешних связей вывести суждение (прогноз) определенной достоверности о будущем состоянии объекта прогнозирования.

6. интуитивные методы основываются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов.

Виды планирования :

1. Оперативное (ОП) - содержит план на смену , неделю, декаду.

Этапы ОП :

Объемное планирование – это распределение выполняемых работ по возрастам и плановым периодам с учетом нагрузки оборудования и площадей. Для эффективного распределения сопоставляются необходимые и имеющиеся ресурсы учреждения.

Календарное планирование - это определение сроков выпуска детей с определённым уровнем знаний, уточнение заданий каждого возрастного периода детства, а при необходимости и корректировка.

Оперативно-производственное планирование – это окончательное уточнение программы производства и организация ее выполнения. При необходимости вносится корректировка в графики работ.

2. Текущее - от месяца до года, с распределением по кварталам и месяцам.

3. Среднесрочное - от года до 5 лет.

4. Долгосрочное - от 5 лет, нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы.

5. Стратегическое - долговременный план , охватывающий период 10-15 и более лет.

В педагогической деятельности имеет место быть каждое из данных видов планирования с одной только разницей - название планирования . Терминология в педагогике немного отличается от общей, но смысл процесса планирования от этого не меняется. Учитесь грамотно и компетентно планировать свою деятельность и деятельность всего Вашего коллектива (педагог-ребёнок , педагог- педагог , педагог-родитель и т . д., и это облегчит Ваш трудовой день. Конечно, придется попросить помощь в освоении такого тяжёлого труда, но научившись планировать , Вы будете грамотно распределять свои ресурсы, которые в нашей профессии так важны, потому что мы работаем с человеческими душами.

Освоив планирование недели , переходите к следующему этапу - начинайте планировать свои действия на месяц вперед. И здесь также действует правило : «Не приступайте к делам предстоящего месяца, пока вы не запланировали его ». После этого вы сможете формировать цели предстоящего дня в соответствии с теми, что вы поставили на более длительный срок : три месяца, полгода и год.

Спасибо за внимание. Удачи всем в педагогической деятельности .

Статья составлена на основе следующих материалов :

1. Педагогика . Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.

2. Психология и педагогика . Радугин А. А.

3. Российская педагогическая энциклопедия . Давыдов В. В.

4. Социальная педагогика . Мудрик А. В.

интернет ресурсы :

1. http://samorealizacia.com/planirovanie/

2. https://ru.wikipedia.org/wiki

3. http://koi.tspu.ru/koi_books/klemasheva/

  • Чердынцева Евгения Валерьевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Омский государственный педагогический университет
  • УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
  • УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

В статье раскрываются научные подходы к формированию умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. Дается характеристика основных методов, систематическое применение которых на уроках будет способствовать поэтапному формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе.

  • Реализация здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности
  • Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения
  • Воспитание ценностного отношения к малой родине у младших школьников в детском объединении
  • Развитие логических учебных действий у младших школьников в процессе обучения
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

Для успешной социализации в современном постиндустриальном, высоко динамичном обществе необходимо формирование у молодого поколения умения четко распределять многообразие видов деятельности для выполнения их в течение ограниченного времени, конструировать различные варианты выполнения деятельности и осуществлять выбор оптимального. При этом успешное выполнение личностью деятельности обеспечит высокий уровень развития у неё умения планирования.

Целенаправленное формирование умения у младших школьников планировать связано с началом обучения ребенка в школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, развитие умения планирования у обучающихся является необходимым для достижения ими высоких образовательных результатов в учебной деятельности, поскольку оно способствует упорядочиванию и систематизации детьми учебных действий, своевременному прогнозированию возможных трудностей и путей их преодоления.

Проблема формирования умения планирования у младших школьников раскрывается в работах А.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, В.Х. Магкаева. По мнению А.Г. Асмолова, планирование является универсальным учебным действием обучающегося, обеспечивающим его способность к организации процесса овладения новыми знаниями и способами действий и к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Формирование умения планирования у младших школьников осуществляется поэтапно: приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; тренинг, уточнение связей, самоконтроль, коррекция; контроль .

В.В. Давыдов рассматривает планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Он отмечает, что успешность осуществления деятельности планирования младшим школьником зависит от количества предусмотренных им пошаговых действий и тщательного сопоставления их между собой Автор указывает, что формирование планирования у младших школьников связано с развитием теоретического мышления.

П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина считают, что основу умения планирования составляет развитие у обучающегося внутреннего плана действий. Данные исследователи выделяют пять этапов развития внутреннего плана действий у младших школьников. На первом этапе планирование носит внешней характер: дети при помощи педагога озвучивают последовательность своих действий. На втором этапе при составлении плана младшие школьники опираются на поставленную цель и конечный результат, в процессе выполнения действий по реализации плана у них проявляются ошибки и несовпадение с необходимым результатом. На третьем этапе у младших школьников проявляется способность к мысленному формированию плана действий, к представлению промежуточных результатов. Обучающиеся выполняют действие во внутреннем плане, а затем реализовывают его в практической деятельности, регулируют свою деятельность в соответствии с планом. На четвертом этапе при построении плана решения младшие школьники преобразуют практическую задачу в теоретическую. Оценка результата осуществляется на основе рефлексии и логики достижения цели. На пятом этапе у обучающихся проявляется самостоятельность в процессе формирования внутреннего плана действий. Действия во внутреннем и внешнем плане согласованы, последовательны, логичны. Построение плана предваряется анализом собственной структуры задачи.

В.Х. Магкаев считает, что умение планирования у младших школьников проявляется в способности выстраивать последовательность мысленных действий и реализовать эти действия в практической деятельности. Основу планирования составляют предвидение и преднамеренность. В.X. Магкаевым выявлены четыре типа реализации планирующей функции мышления у младших школьников: манипулятивный тип (отсутствие планирования), пошаговый (определение способа действия на основе анализа выполнения предыдущего действия), ближайшее планирование (представление во внутреннем плане частичного решения задачи), рациональное планирование (выбор во внутреннем плане наиболее оптимального способа решения задачи из нескольких вариантов).

В работах О.В. Якубенко отмечается, что на формирование умения планирования учебной деятельности у младших школьников оказывает влияние организация сотрудничества обучающихся на уроках. В связи с этим педагогу необходимо создавать оптимальные условия для развития гуманистических межличностных отношений детей, активно применять на уроке технологии группового и коллективного способов обучения. При этом с целью профилактики агрессивного, конфликтного поведения детей исследователь рекомендует использование средств арт-терапии. Формирование у младших школьников умения планирования учебной деятельности будет способствовать профилактике их дезадаптации к условиям школьного обучения.

В работах П.И. Фроловой рассматриваются педагогические технологии, способствующие формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе: проблемное обучение, кейс-технология, игровые технологии, технология организации учебного сотрудничества. По мнению исследователя, систематическое использование указанных технологий на уроках в начальной школе обеспечит активное осмысление младшими школьниками структуры и содержания учебных задач, создание универсальных алгоритмов их решения.

Основываясь на данных исследованиях, рассмотрим методы формирования умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. На начальном этапе обучения обучающихся планированию учителю необходимо использовать метод обсуждения готового плана решения учебной задачи. При этом педагог проговаривает все этапы действия, организует коллективный анализ детьми последовательности действий. В процессе анализа у младших школьников формируются способности соотносить выполненные действия, их промежуточные результаты, определять последовательность действий, приводящую к необходимому результату.

Формированию умения планирования у обучающихся учебной деятельности способствует также применение педагогом метода анализа деформированного плана решения учебной задачи, в основе которого - обсуждение учителем с младшими школьниками имеющего плана с целью выявления типичных ошибок и нерациональных действий и последующей коррекции.

В процессе формирования умения планирования у детей в начальной школе эффективным методом также является использование учителем плана с недостающими или избыточными действиями. Педагог может предложить обучающимся детализировать план решения учебной задачи, составленный в общем виде, или дополнить план, в котором пропущены некоторые действия.

После освоения младшими школьниками рассмотренных выше методов планирования учебной деятельности учителю необходимо предложить им самостоятельно составить собственный план решения учебной задачи. Сначала педагог предлагает детям ориентировочную основу деятельности – алгоритм составления плана. Обучающиеся составляют план решения учебной задачи по алгоритму, учитель оказывает им необходимую помощь. По мере овладения данной деятельностью до уровня автоматизации дети приобретают способность осуществлять планирование самостоятельно, без опоры на алгоритм. На данном этапе у младших школьников формируется рациональное планирование учебной деятельности.

Таким образом, формирование умения планирования у младших школьников необходимо осуществлять целенаправленно и поэтапно. При этом необходимо предлагать детям ориентировочную основу деятельности, образцы различных видов готовых планов решения учебной задачи, оказывать необходимую помощь.

Список литературы

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 257 с.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТЕРО, 2006. – 174 с.
  3. Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 2014. - № 5. - С.17-25.
  4. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
  5. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, Е.В. Чухина, О.В. Якубенко. Под общей редакцией Н.П. Мурзиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 41 с.
  7. Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика: учебное пособие.– Омск: Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
  8. Якубенко О.В. Арт-средства в профилактике конфликтного поведения младших школьников // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород: Изд-во Мининского университета, 2016. – С. 292-294.
  9. Якубенко О.В.. 2016. – Т. 2. – № 55. – С. 371-374.
  10. Якубенко О.В. Технологии развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности// сайт. 2016. – Т. 4. – № 56. – С. 365-368.

ЦЕЛЬ:

Задачи:

1. Дать определение информационного общества, информационной культуры;

2. Способствовать развитию у учащихся умения планировать структуру действий для достижения цели, умения строить информационные модели описания объектов и систем, организовывать поиск информации, нужной для решения поставленной задачи; прививать навыки своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей;

3. Воспитывать дисциплину общения людей – пользователей, развивать способность нахождения общего языка с любым собеседником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

УРОК №1

ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного человека для его полноценной жизни в современном информационном обществе.

Задачи:

  1. Орг. момент
  1. Новый материал
  • I этап: эпоха материального общества ресурсами
  • II этап: ;
  • III этап : информационная эпоха

Не удивительно, что

  1. Закрепление
  1. Вывод
  1. Домашнее задание

ПАМЯТКА: КАК РАЗВИТЬ ОПЕРАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Надо планировать не только действия, как таковые, но и используемые в этих действиях информационно-технические ресурсы. Умение планировать важно в любом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту…

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем .

Это умение очень важно для наиболее эффективной реализации решений. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке по созданию нового объекта (создание которого может быть дорого или опасно).

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

Решение задачи становится эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для решения, и правильно организован ее поиск. Огромные информационные фонды, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы, и где их искать. Это умение необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, библиотеке, картотеке или в памяти компьютера.

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

Это качество означает умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме или правильно понять информационное сообщение. Любая неточность в формулировке задания, предназначенного для решения на компьютере, влечет искажение смысла и ошибку. Отсутствие такого качества в отношении людей существенно затрудняет диалог. Обычно высоко ценят собеседников, способных найти общий язык с каждым.

Если этот навык не выработан, то даже умный и одаренный человек может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована (например, часто встречается картина: современный пользователь, сидящий у компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги, чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи). На современном этапе при использовании компьютерной техники необходимость этого качества становится еще более наглядной.

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

Это качество необходимо для эффективного использования ресурсов нового информационного общества (например, обыкновенному домашнему пользователю абсолютно не нужен дорогостоящий портативный компьютер, так как он не будет использован эффективно, не оправдает вложенных средств…).

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима. Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Контрольные вопросы и задания

  1. Можете ли вы дополнить перечень умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?
  2. Чем можно объяснить актуальность смены лозунгов – от «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»?

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

УРОК №1

ТЕМА: Информационное общество. Информационная культура

ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного человека для его полноценной жизни в современном информационном обществе.

Задачи:

  1. Дать определение информационного общества, информационной культуры;
  2. Способствовать развитию у учащихся умения планировать структуру действий для достижения цели, умения строить информационные модели описания объектов и систем, организовывать поиск информации, нужной для решения поставленной задачи; прививать навыки своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей;
  3. Воспитывать дисциплину общения людей – пользователей, развивать способность нахождения общего языка с любым собеседником.
  1. Орг. момент

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы постараемся понять, что такое информационное общество, информационная культура, но прежде чем перейти непосредственно к теме урока я хочу задать вам несколько вопросов:

  • Насколько точным представляется вам термин «электронная вычислительная машина»? равните его с термином «компьютер». В пользу какого термина ваши предпочтения? Почему?
  • Чем, по вашему отличается современный человек 70-80-х годов и современный человек XXI века? Какими знаниями, умениями и навыками должен, по вашему, обладать человек идущий в ногу со временем? Почему?

Слушаем предполагаемые ответы, кратко обсуждаем.

  1. Новый материал

…А известны ли вам этапы социальной истории человеческого общества (даю возможность вспомнить, ответить) – первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм (КНР). И лишь совсем недавно люди обратили внимание на другую классификацию исторических эпох, связанную не с социальной, а с технической историей человечества. Давайте проследим поэтапно развитие технической истории человечества:

  • I этап: эпоха материального общества (от первобытных пещер до эпохи Великих географических открытий). Характеризуется – материальными ресурсами (драгоценности, скот, недвижимость, орудия труда и войны);
  • II этап: эпоха энергетического общества – главный критерий – влиятельность и могущество отдельных властителей, государств и народов. Характеризуется – энергетическими ресурсами ;
  • III этап : информационная эпоха (люди так или иначе связаны с хранением, обработкой или передачей информации). Главный критерий – информация (самыми влиятельными стали государства, располагающие наиболее производительными информационными машинами – компьютерами, наиболее емкими информационными фондами – банками данных, сетевыми порталами, наиболее быстрыми средствами передачи информации – глобальными информационными сетями.)

Смена эпох в истории не случайна, а объективна : как только накопление главного ценностного критерия – будь то материя, энергия или информация – перестает быть достаточным, происходит переход к новой исторической стадии.

Новая эпоха существенно изменила жизнь на Земле за последние годы, а предстоящие перемены скорее всего коренным образом изменят общество. Поэтому к людям, живущим в условиях современного общества информатизация предъявляет новые требования – владение определенными знаниями, умениями и навыками практическими и навыками умственных действий, которые на последующих этапах развития будут необходимы.

Не удивительно, что появление, распространение и совершенствование вычислительных машин – основных инструментов информационного общества – непосредственно отразилось на образе деятельности и мышлении тех людей , которые в силу своей профессии первыми осознали революционную силу новых информационных технологий (программисты, профессиональные пользователи, системные администраторы…)

Не случайно образ мышления таких людей стал актуальным в процессе становления информационного общества (такой стиль мышления был назван операционным). На современном этапе важнейшей социальной задачей стала – формирование нового поколения людей , способных активно жить в условиях нового информационного общества.

Рассмотрим лишь некоторые из умений и навыков образующих новый стиль мышления. (рассмотрим памятку для человека нового поколения, идущего в ногу со временем)

  1. Закрепление

ПАМЯТКА: КАК РАЗВИТЬ ОПЕРАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Надо планировать не только действия, как таковые, но и используемые в этих действиях информационно-технические ресурсы. Умение планировать важно в любом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту…

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем .

Это умение очень важно для наиболее эффективной реализации решений. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке по созданию нового объекта (создание которого может быть дорого или опасно).

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

Решение задачи становится эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для решения, и правильно организован ее поиск. Огромные информационные фонды, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы, и где их искать. Это умение необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, библиотеке, картотеке или в памяти компьютера.

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

Это качество означает умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме или правильно понять информационное сообщение. Любая неточность в формулировке задания, предназначенного для решения на компьютере, влечет искажение смысла и ошибку. Отсутствие такого качества в отношении людей существенно затрудняет диалог. Обычно высоко ценят собеседников, способных найти общий язык с каждым.

  1. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении зкадач из разных предметных областей.

Если этот навык не выработан, то даже умный и одаренный человек может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована (например, часто встречается картина: современный пользователь, сидящий у компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги, чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи). На современном этапе при использовании компьютерной техники необходимость этого качества становится еще более наглядной.

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

Это качество необходимо для эффективного использования ресурсов нового информационного общества (например, обыкновенному домашнему пользователю абсолютно не нужен дорогостоящий портативный компьютер, так как он не будет использован эффективно, не оправдает вложенных средств…).

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима. Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите примеры проявления информационной эпохи в жизни современного общества.
  2. Можете ли вы дополнить перечень умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?
  3. Чем можно объяснить актуальность смены лозунгов – от «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»?
  1. Вывод

Таким образом, вам, вступающим в жизнь, молодым людям необходимо учиться умело и рационально использовать информационные технологии – т.е. изучать инструментарий существующих систем и средств информационного общества, помимо этого информационная культура состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий, но предполагает знаний и соблюдение юридических и этических норм и правил.

  1. Домашнее задание

Дана модель семьи: Муж, жена, ребенок. Род деятельности родителей произвольный.

Используя вышеперечисленные качества операционного мышления составить семейный бюджет на один месяц, учитывая все необходимые расходы (плата за ЖКУ, детский сад, телефон, кабельное телевидение, интернет, возможно выплаты ссуды, расходы на питание и т. д.)

ПАМЯТКА: КАК РАЗВИТЬ ОПЕРАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Надо планировать не только действия, как таковые, но и используемые в этих действиях информационно-технические ресурсы. Умение планировать важно в любом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту…

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем .

Это умение очень важно для наиболее эффективной реализации решений. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке по созданию нового объекта (создание которого может быть дорого или опасно).

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

Решение задачи становится эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для решения, и правильно организован ее поиск. Огромные информационные фонды, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы, и где их искать. Это умение необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, библиотеке, картотеке или в памяти компьютера.

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

Это качество означает умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме или правильно понять информационное сообщение. Любая неточность в формулировке задания, предназначенного для решения на компьютере, влечет искажение смысла и ошибку. Отсутствие такого качества в отношении людей существенно затрудняет диалог. Обычно высоко ценят собеседников, способных найти общий язык с каждым.

  1. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей.

Если этот навык не выработан, то даже умный и одаренный человек может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована (например, часто встречается картина: современный пользователь, сидящий у компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги, чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи). На современном этапе при использовании компьютерной техники необходимость этого качества становится еще более наглядной.

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

Это качество необходимо для эффективного использования ресурсов нового информационного общества (например, обыкновенному домашнему пользователю абсолютно не нужен дорогостоящий портативный компьютер, так как он не будет использован эффективно, не оправдает вложенных средств…).

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима. Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите примеры проявления информационной эпохи в жизни современного общества.

  1. Можете ли вы дополнить перечень умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?
  2. Чем можно объяснить актуальность смены лозунгов – от «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»?

Проблема формирования умения планировать свою деятельность у детей дошкольного возраста

Специфика этапа планирования

Планирование - возможность ребенка намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели.

Планирование - это сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Понятно, что детям дошкольного возраста этим умением овладеть нелегко. Исследователи указывают на некоторые особенности формирования у дошкольников умения планировать. Главное заключается в необходимости выяснить, какие задачи нравственного воспитания можно при этом решать. Процесс планирования впрямую не оказывает влияния на формирование каких-либо конкретных нравственных качеств. Особенно мало возможностей содержит индивидуальная деятельность детей. Однако с приобретением опыта индивидуального планирования и усложнением организации деятельности ребят (от индивидуальной - к совместной и коллективной работе) качественно меняются возможности планирования, точнее воспитательный эффект планирующей деятельности. В условиях коллективной работы и усвоения навыков коллективного планирования появляется необходимость руководствоваться определенными нравственными нормами взаимоотношений: надо уметь справедливо распределить работу, определить оптимальные пути достижения общей цели, научиться уступать более правильному решению, более удачному предложению товарища, быть вежливым, суметь защитить свою точку зрения или уступить и т. д. С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т. е. самоконтроль. Он способствует повышению качества планирования и всей деятельности в целом.

В кратком словаре для педагога сказано: «Самоконтроль - сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения поставленной цели и существующих правил при выполнении трудовых задании.

Самоконтроль как бы обеспечивает процесс управления собственным поведением и в какой-то мере определяет уровень произвольного поведения в целом. Развитие произвольного поведения способствует воспитанию у детей таких качеств, как инициатива, творчество, активизирует становление процесса саморегуляции поведения в целом.

П.Ф. Лесгафт писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

Планируя, ребенок создает в речевой форме модель, программу своих действий, когда намечает их цель, условия, средства, способы и последовательность. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого. Первоначально ребенок осваивает его по ходу деятельности. А потом планирование перемещается на ее начало, начиная предварять исполнение.

Планирование – это компонент деятельности, развитие которого также приходится на дошкольный возраст. Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я.З. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

Как отмечал В. И. Селиванов, планирование само по себе - это не только мыслительный, но и волевой процесс. Чтобы обдумать план действий, необходимы волевой импульс и усилие. Предвидение это не только знание, разумный расчет, но и волевая активность, направленная на поиск наилучшего пути достижения цели.

Дети старшего дошкольного возраста способны к планированию, которое связано с речью (речь-планирование). В старшем дошкольном возрасте речь-планирование имеет место до решения детьми задач. Например, собираясь сделать постройку из кубиков, дети обдумывают и выражают в слове то,

что будут строить (размеры постройки, материал, расположение частей), определяют очередность выполнения замысла, последовательность предстоящих действий и операций.

Планирование, с одной стороны, может выступать в качестве самостоятельной деятельности, когда разработка плана - непосредственная цель человека. С другой стороны, планирование может включаться в деятельность как ее отдельный этап. В этом случае планирование не носит самостоятельного характера, а подчинено закономерностям той деятельности, в которую оно включено. Тогда планирование предполагает составление программы действий, направленной на решение стоящих перед ребенком задач. Программа отражает цель, условия ее достижения и средства, с помощью которых она может быть реализована. Обучение детей планированию является в то же время и средством формирования их воли.

Процесс планирования представляет для детей определенную сложность. Его реализация предполагает формирование у ребенка механизма предвидения, функционирующего на основе установления и анализа причинно-следственных связей между собственными действиями и их последствиями. Здесь также необходимо учитывать наличие системы обратной связи и взаимодействия причины и следствия, когда изменения объектов становятся побудителями дальнейших действий ребенка. Для осуществления планирования дети должны понимать логику развития объекта, с которым необходимо действовать, логику развития ситуации, в которой они действуют, т. е. ребенок должен обладать достаточно высоким уровнем отражения объективной действительности и осознавать логику развития в нем собственного поведения.

Дети не могут достичь цели, если не будет соответствия между тенденцией развития собственного поведения и тенденцией развития объективной ситуации. Планирование и дает как раз возможность создать модель приведения в соответствие собственного поведения с тенденциями развития объективной действительности. Ребенку останется только совершить усилия, чтобы преодолеть препятствия и реализовать намеченное на практике.

Осуществление предварительного планирования связано с формированием у детей знаний, умений. В процессе планирования конкретизируется цель и средства ее достижения. Благодаря планированию ребенок может эмансипироваться от непосредственных влияний среды, преодолевать собственную импульсивность.

Планирование включает в себя способы деятельности, установление последовательности действий в соответствии с поставленной учебной задачей. В процессе планирования происходит значительная мыслительная работа, развивается логическое рассуждающее мышление – надо предвидеть процесс выполнения задания, следовать ему, контролировать свои действия. Ученые (Парамонова Л.А., Сергеева Д.В., Воробьева Д.И. и др.)

Выделяют несколько уровней планирования:
- ситуативное планирование, т.е. обсуждение действий по ходу работы;
- фрагментарное планирование – планирование 1-2 этапа до начала деятельности;
- схематическое планирование, т.е. намечается общая последовательность работы, но обсуждение этапов поверхностно, без подробного раскрытия их содержания;
- полное планирование – это когда дети аргументировано, обсуждают содержание и последовательность этапов деятельности, определяют объем работы каждому члену группы.

Формирование умения планировать проходит несколько этапов:

первый этап – детей приучают принимать план взрослого,

Второй этап – совместное планирование деятельности с воспитателем и третий этап – самостоятельное планирование.

Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:

Отсутствие какого-либо планирования (3 года);

Ступенчатое планирование (4-5 лет);

Целостное планирование (6-7 лет).

Обучение планированию способствует развитию:

Умения составлять план;

Учебной мотивации;

Познавательных процессов;

Умения ставить цель;

Умения анализировать, обобщать, сравнивать знания об объекте;

Умения составлять рассказ;

Собственной самооценки;

Переноса приёма планирования из одной ситуации в другую;

Смягчению ситуации стресса у детей с повышенной тревожностью;

Умение планировать свою деятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:
♦ умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
♦ умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

♦ умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
♦ умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
♦ умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
♦ умение переносить известные способы действий в новые условия.
Формирование умения планировать свою деятельность у дошкольника способствует развитию его личности в целом.
Рассматривая умение планировать свою деятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.
Чем меньше дети, тем слабее их умение планировать деятельность. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все; в подтверждение правила приводят те же примеры, которые уже были приведены другими, и т.д. В некоторых случаях отсутствие умения планировать деятельность приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.
Отличительной особенностью умения планировать свою деятельность детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей. У детей формируется память, мышление, развитие внимания, речь и т.д., благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать трудности. Решаются задачи всех образовательных областей, формируются интегративные качества, нравственные характеристики личности, умение учиться, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию.


Умение планировать и организовывать свою деятельность является важным для каждого человека. Для ребенка дошкольного возраста данное умение – одно из важнейших условий последующего успешного обучения в школе. Кроме того, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, среди других целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначены владение ребенком основными культурными способами деятельности, способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а также способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у детей умения планировать свою деятельность»

Н.Н. Яковенко заместитель директора по дошкольному образованию,

С.В. Провоторова старший воспитатель

МБОУ гимназия «УВК №1» структурное подразделение детский сад

Для того чтобы чувствовать себя успешным в жизни, человек должен владеть информацией, знаниями, быть самостоятельным, уметь решать поставленные перед ним задачи, иметь свой жизненный план, уметь составлять план решения задач.

Умение планировать и организовывать свою деятельность является важным для каждого человека. Для ребенка дошкольного возраста данное умение – одно из важнейших условий последующего успешного обучения в школе. Кроме того, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, среди других целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначены владение ребенком основными культурными способами деятельности, способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а также способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Сформировать умение планировать свою деятельность можно с помощью специально организованной образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов в ежедневной работе (дежурства, уход за растениями и т.д. ) . В настоящее время это становится задачей не только педагогов дошкольной образовательной организации, но и родителей (законных представителей).

П. Ф. Лесгафт писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

Понаблюдав за детьми разных возрастов, было отмечено, что чем меньше дети, тем слабее их умение планировать деятельность. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все и т.д. В некоторых случаях отсутствие умения планировать деятельность приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.
При наблюдении за детьми старшего дошкольного возраста, отмечено, что основные трудности, присущие детям в совместной деятельности, заключаются в неумении планировать свои действия, согласовывать их друг с другом, ставить цель, обмениваться мнениями, оценивать результат деятельности.

Планирование – это компонент деятельности, развитие которого также приходится на дошкольный возраст. Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я.З. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

Дети старшего дошкольного возраста способны к планированию, которое связано с речью (речь-планирование). В старшем дошкольном возрасте речь-планирование имеет место до решения детьми задач. Например, собираясь сделать постройку из кубиков, дети обдумывают и выражают в слове то, что будут строить (размеры постройки, материал, расположение частей), определяют очередность выполнения замысла, последовательность предстоящих действий и операций.

Так, при выполнении какого-либо задания (деятельности) ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь «формулировать», т. е. четко понимать цель своих действий, планировать их, находить средства и способы их осуществления, преодолевать трудности на пути достижения цели и оценивать полученные результаты. Для того чтобы научить ребенка «формулировать» (понимать) цель своих действий, необходимо перед выполнением задания (деятельности) задавать ему уточняющие вопросы: «Ты хочешь нарисовать город? Красками или карандашами?», «Ты хочешь полить цветы? У себя в комнате или во всей квартире?». Ответы ребенка при этом должны быть более точными. На этапе планирования деятельности взрослый может побуждать ребенка следующими вопросами: «Расскажи, как ты будешь это делать?», «Что ты будешь делать сначала?», «Что ты будешь делать потом?». Необходимо добиться того, чтобы ребенок сам проговорил последовательность своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я...», «Затем я...», «Если..., то...». В процессе выполнения запланированных действий у ребенка могут возникнуть трудности, например, с нахождением способов и средств их осуществления. В этом случае взрослый должен помочь ему, задать наводящий вопрос или подсказать.

В последнее время все большую популярность приобретает проектная деятельность. Именно проекты способны научить детей ставить цели, планировать свою деятельность и делать самостоятельные выводы. Проектная деятельность позволяет каждому ребенку выбрать ту нишу, где он будет успешен, значим для сверстников. Она объединяет, инициирует создание детских объединений, в которых происходит становление сотрудничества, умение планировать и договариваться.

В процессе планирования происходит значительная мыслительная работа, развивается логическое рассуждающее мышление – надо предвидеть процесс выполнения задания, следовать ему, контролировать свои действия. Ученые (Парамонова Л.А., Сергеева Д.В., Воробьева Д.И. и др.)

выделяют несколько уровней планирования:
- ситуативное планирование, т.е. обсуждение действий по ходу работы;
- фрагментарное планирование – планирование 1-2 этапа до начала деятельности;
- схематическое планирование, т.е. намечается общая последовательность работы, но обсуждение этапов поверхностно, без подробного раскрытия их содержания;
- полное планирование – это когда дети аргументировано, обсуждают содержание и последовательность этапов деятельности, определяют объем работы каждому члену группы.

Формирование умения планировать проходит несколько этапов:

первый этап – детей приучают принимать план взрослого,

второй этап – совместное планирование деятельности с воспитателем и третий этап – самостоятельное планирование.

Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:

Отсутствие какого-либо планирования (3 года);

Ступенчатое планирование (4-5 лет);

Целостное планирование (6-7 лет).

Главное, чтобы ребенок выполнил то, что он запланировал, пусть даже с недочетами или ошибками. Важным этапом обучения планированию и организации своей деятельности является подведение итогов и анализ действий. Так, ребенок должен ответить на вопрос, получилось у него сделать то, что он хотел, или нет. При этом следует хвалить ребенка, как в процессе выполнения действий, так и после. По возможности, результаты его труда можно показать другим детям и взрослым.

Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей. У детей формируется память, мышление, развивается внимание, речь и т.д., благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать трудности. Решаются задачи всех образовательных областей, формируются интегративные качества, нравственные характеристики личности, умение учиться, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию .