Образование и профессиональная подготовка. Тема « Молодежь в современном обществе»

В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи определенные черты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредоточенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровесниками возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, прежде всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Складываются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными общественными молодежными организациями).

Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Ктото, как вы знаете, надеется найти здесь понимание и эмоциональную поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжалостном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. Единообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) выделиться в общем потоке молодежных движений.

Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пределах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общественных устоев, морали, образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е гг. Некоторые выступления студентов и молодых рабочих проходили даже под политическими лозунгами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражаться не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человеческого общежития (колонии хиппи).

В нашей стране временем появления неформальных молодежных объединений стали 80-е гг. Наиболее влиятельным направлением стало рок-движение, объединенное, помимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, пацифизмом, антитоталитаризмом. В 1987 г. прошли первые фе-

стивали популярных рок-групп на больших концертных площадках.

Сегодня в нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спор- тивно-технические увлечения и т. п.). Есть объединения, проникнутые общественными интересами, например экологическое движение. Сегодня свое влияние на молодежь стремятся усилить политические партии. Свои молодежные подразделения имеют партии разной направленности.

Есть молодежные группы, бросающие вызов общественному мнению. Чаще всего это выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, совершаются и прямые антиобщественные действия (хулиганство, драки), например группами футбольных или хоккейных фанатов. В этом случае общество сталкивается с негативным, отклоняющимся поведением. Одна из радикальных группировок, выражающая антиобщественные националистические, порой профашистские взгляды, - это так называемые скинхеды. Это направление зародилось в конце 60-х гг. прошлого века в Англии. Основной внешний признак - бритая голова. Особенность поведения - открытая агрессия. Спустя десятилетия группировки скинхедов появились в ряде стран, в том числе и у нас. Их действия из эпатажных (возмущающих общественное мнение) нередко переходят в преступные (нарушающие нормы уголовного права).

Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося поведения - преступность, к сожалению, встречается в молодежной среде. (Вспомните: каковы причины преступности? В чем состоят главные направления борьбы с ней?) Вы знаете, что молодежные криминальные группировки отличают жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.

Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино имеют не только подростки, но и молодежь. Проиллюстрируем это примерами. В начале 90-х гг. в США был показан кинофильм «Программа». В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом проносились рядом с ним. В течение двух недель после демонстрации фильма двое молодых парней в разных штатах попытались проделать тот же трюк. Последствия оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их водителями. Демонстрация по нашему телевидению

сериала «Бригада» также вызвала волну подражателей: молодые люди в различных регионах страны стали объединяться в свои «бригады», имеющие явно криминальную направленность.

Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры: это вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке; это скорее культура досуга, чем работы.

ИИ Основные понятия: молодежь как социальная группа.

ИИТермины: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.

1) Почему молодежь в качестве самостоятельной социальной группы стали рассматривать лишь с переходом к индустриальному обществу? 2) Каковы основные психологические особенности юношеского возраста? 3) Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия? 4) Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека? 5) Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни. 6) Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе? 7) Какие факторы нынешней социально-экономи- ческой ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи? 8) Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних? 9) Что свойственно неформальным молодежным объединениям? 10) Охарактеризуйте основные черты современной молодежной субкультуры.

I юдумаите, оосудите, сделайте

1. Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома. Главная причина - неприятие образа жизни родителей, которые, по ее словам, «только работают, а в свободное время «зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуацию.

3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах ниже общероссийского показателя. В то же время в отдельных регионах молодые безработные составляют половину всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?

4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий профессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком смысле слова», - пишет социолог. Согласны ли вы с этим выводом? Почему?

5. Сравните два определения понятия «молодежь», приведенные в современных научных изданиях:

«Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции».

«Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».

Противоречат ли эти определения друг другу или дополняют одно другое? Свой вывод поясните.

6. По данным социологов, в начале XIX в. средний возраст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20 лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места своих отцов. Во второй половине XX в. у двадцатилетних оказывались в живых и работали не только оба родителя, но и нередко оба деда. При этом научно-технический прогресс вел к сокращению числа рабочих мест.

Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы: а) конкурентные преимущества; б) недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Манхейма (1893-1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.

Молодежь - один из скрытых ресурсов общества

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в следующем: стабильно ли значение молодежи в обществе? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, например в США, человек после сорока лет считается слишком старым для работы, и требуется только молодежь. Общества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в группы и движения, которые влияют на ход событий... Проблема состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность...

Нетрудно догадаться, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы молодежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые развиваются постепенно и при замедленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность таким статичным, медленно меняющимся обществам динамичные общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью...

В этом отношении разница существует только между обществами, добивающимися изменений с помощью реформ и революций. И в том и в другом случае это должна быть молодежь. Пожилое и среднее поколения могут только предсказывать характер грядущих изменений, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которое старшее поколение признает лишь теоретически.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 454-455.

Вопросы и задания к источнику. 1) Как, по мнению автора, различаются общества с точки зрения места и роли в них молодежи? 2) Приведите примеры существовавших в разных странах молодежных организаций: а) возникших стихийно, по инициативе «снизу»; б) созданных и направляемых государством. 3) Разделяете ли вы вывод автора о том, что главной движущей силой революций и реформ выступает молодежь? Обоснуйте свою точку зрения, привлекая известные вам факты прошлого и современности.

§ 14. Социальная структура российского общества

Вспомните:

какие критерии используются для изучения социальной стратификации общества? Что такое социальная дифференциация? Чем определяется социальный статус личности? Какие группы населения образуют в экономически развитых странах средний класс общества?

Социальную структуру общества, как вы уже знаете, образуют отношения и взаимосвязи различных социальных

групп. В 90-е гг. структура российского общества существенно изменилась. Решающее воздействие на этот процесс социальной трансформации оказал переход от командно-го- сударственной к рыночной экономике. Возникли новые социальные группы, связанные с частным сектором в экономике страны, - предприниматели, фермеры, менеджеры и др. Социальные группы, существовавшие в советском обществе, изменили свое положение в социальной структуре, роль в экономической, политической, культурной жизни. Так, заметно утратили свои позиции представители массовых профессий, связанных с интеллектуальным трудом, - учителя, врачи, музейные и библиотечные работники и др. По сути, распался многомиллионный ранее класс колхозного крестьянства.

Отечественные социологи активно изучают процесс социальных изменений в нашем обществе. Проводятся многочисленные исследования общества в целом и отдельных социальных групп. Собран огромный фактический материал. Однако, по оценкам самих социологов, знания в этой области пока фрагментарны. Кроме того, исследователи используют разные методики для получения и анализа данных. Отсюда большие расхождения в итоговых результатах и зачастую несопоставимость выводов. Более подробно о причинах, затрудняющих изучение социальной структуры современного российского общества, вы можете узнать, прочитав текст в рубрике «Поработайте с источником».

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЕГОДНЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ СРЕЗ

Обратимся к результатам крупных социологических исследований, целью которых было изучение стратификации российского общества, т. е. выявление основных групп населения, их численного соотношения, места в социальной иерархии, отношения к преобразованиям последних лет.

Одно из них проводилось во второй половине 90-х гг. По его результатам социальная структура нашего общества выглядит следующим образом. На вершине социальной лестницы располагается элита общества, включающая высших политиков, верхнее звено чиновничества, собственников крупнейших капиталов (бизнес-элита). Численность этого слоя крайне мала (менее 1%), но его влияние на ход развития общества очень велико: именно люди, входящие в эту группу, принимают стратегические решения по основным проблемам развития нашей страны.

Следом за элитой располагается верхний класс (5-7% населения страны), охватывающий собственников и управляющих крупных предприятий, банков. По качеству жизни,

стандартам потребления этот слой близок к среднему классу стран Запада. Эти люди положительно оценивают проводимые реформы, активны, умеют добиваться успеха.

Далее следует средний слой, к которому в нашем обществе относятся мелкие и средние предприниматели, высококвалифицированные специалисты, среднее звено бюрократии, высшее и среднее офицерство. По оценкам некоторых социологов, доля этого слоя около 15%. Почти половину (две трети работающих) исследователи отнесли к так называемому базовому слою. Это большая часть интеллигенции, технический персонал, рабочие, крестьяне, рядовые работники сферы обслуживания. Здесь преобладают женщины, люди среднего и старшего возраста со средним образованием, жители малых городов или сел. Средняя зарплата этих людей вдвое ниже, чем у представителей среднего слоя.

К нижнему слою общества (около 10%) отнесены неквалифицированные рабочие, хронически безработные, большинство пенсионеров и инвалидов. Их средства к жизни минимальны.

Уже собственно за пределами социальной структуры находится слой общества, названный социологами социальным дном, - бродяги, бомжи, алкоголики и наркоманы, беспризорные дети и подростки. Эти люди живут по собственным правилам, часто находящимся в полном противоречии с общественными нормами.

Несколько иной выглядит социальная картина нашего общества по данным исследования, проведенного в 2004 г.

После очень узкого слоя элиты общества первую позицию занимают «белые воротнички-1» -высшие руководители, высокие специалисты и интеллектуалы, крупные предприниматели. Эта небольшая группа образует слой верхнего среднего класса России. У этой группы самый высокий доход и самое лучшее образование.

Далее идут «синие воротнички-1 » -высококвалифициро- ванные рабочие. Исследователи обратили внимание, что эта группа по своим статусным позициям обогнала такие группы, как «белые воротнички-2» (менеджеры среднего звена) и «голубые воротнички» (интеллигенция). Причины этой «социальной аномалии» выдвигаются различные: возврат к более примитивной экономике с небольшой научно-техниче- ской составляющей, перепроизводство образованных людей.

У высококвалифицированных рабочих в два раза выше доход и в два раза более уверенные позиции на рынке труда, чем у менеджеров среднего звена, но по количеству знаковых предметов (ими в исследовании были выбраны автомобили и стиральные машины) они практически равны. Эти две группы исследователи объединили в средний средний класс страны.

«Синие воротнички-2» (рабочие) и «голубые воротнички-1» (наиболее обеспеченные квалифицированные работники умственного труда) составили нижний средний класс. Все эти пять групп вместе образуют средний класс России, составляющий примерно четверть населения страны. Эта часть общества адаптировалась к рыночным условиям жизни. При этом не только крупный сырьевой бизнес является базой для материального достатка. Многие из тех, кого можно отнести к среднему классу, работают в строительстве, на транспорте, в торговле.

Низший класс образуют «серые воротнички-3» - рабочие низкой квалификации - и «голубые воротнички-2» - работники умственного труда со средним образованием. Их экономическое положение нестабильно, часть людей из этих групп в ходе опросов заявляли, что им не хватает на еду. За этими группами следуют самые бедные рабочие и безработные. Это низший низший класс. Всего в «зону бедности» попадает почти 60% всего взрослого населения (40% социальной активной части общества). Большая часть людей, относящихся к низшим классам, - это жители сел и небольших городов. Здесь довольно много женщин со средним или средним специальным образованием; семьи, как правило, имеют одного работающего. В отличие от среднего класса, большинство представителей низших слоев общества трудятся в государственном секторе. В эту же «зону бедности» приходится отнести и значительную часть пенсионеров.

Сопоставление результатов исследований позволяет выявить как относительно устойчивые характеристики социальной структуры нашего общества, так и отдельные направления ее изменений.

ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ

Наиболее существенным сдвигом следует признать рост численности среднего класса. При этом в него вошли высококвалифицированные рабочие. К типичным представителям этой группы социологи относят операторов сложного оборудования, прорабов на стройке. Большинство этих людей работают в частном секторе экономики, живут в крупных городах. Качество жизни современных квалифицированных рабочих в некоторых отраслях выше, чем рабочих в

Причины этих социальных изменений специалисты связывают со стабилизацией экономики, началом роста промышленного производства.

Вместе с тем по-прежнему высока доля людей, живущих в «зоне бедности». В этой группе много женщин со средним

и средним специальным образованием, занятых в системе здравоохранения, начального образования. Сюда относятся значительная часть многодетных семей с одним работником, неработающие пенсионеры. Но бедными у нас являются и немало семей, где оба родителя работают, однако их низкие зарплаты не позволяют им повысить свое благосостояние. Особенно трудным является положение безработных и низкоквалифицированных работников в малых городах и поселках.

За последние полтора десятилетия возросла социальная мобильность в нашем обществе. Это относится как к «горизонтальным» (люди стали чаще менять места работы, овладевать новыми специальностями, менять место проживания), так и «вертикальным» перемещениям. Проявлениями последних служат изменения многими своих социальных статусов. Одни группы поднимаются по социальной лестнице. Примером здесь могут служить уже упоминавшиеся нами квалифицированные рабочие, растет социальный престиж и инженерных профессий. Но есть и такие группы, которые утратили свое прежнее достаточно высокое положение в обществе. Это относится, в частности, к ученым, преподавателям и профессорам вузов.

Еще одной тенденцией в социальной дифференциации общества, помимо классовых (разделения на группы, стоящие на различных ступенях социальной лестницы), стали тер- риториально-региональные отличия. Проще говоря, сегодня бедность и богатство имеют не только свое «лицо», но и свою «прописку». Социологические исследования показывают, что людей, принадлежащих к высшему и среднему классам, существенно больше в городах-«миллионниках», тогда как в малых городах и деревнях преобладает «зона бедности». Различаются и целые регионы. Так, в конце 90-х гг. число бедных в Северо-Кавказском регионе превышало 570 человек на 1000 человек населения (в Москве этот показатель составлял 110 человек).

Отсюда еще одна тенденция социального развития - возросшая миграция населения из сел в города, из более бедных регионов в более богатые. Постоянно растущую группу мигрантов пополняют и приезжие из стран СНГ, а также других соседних государств. Социологи указывают на противоречивые последствия этой тенденции. С одной стороны, приезжие (а это в основном молодежь и люди среднего возраста) компенсируют нехватку рабочей силы (преимущественно малоквалифицированной) в крупных городах. С другой стороны, растет маргинализация общества (все больше становится людей, ослабивших связи с прежними группами, но и не интегрированных в новые общности); разрушается трудовой потенциал территорий, теряющих рабочую силу.

Не всегда просто складываются отношения вновь прибывших с местным населением.

Негативным для страны проявлением возросшей социальной мобильности стала так называемая «утечка мозгов» - эмиграция ученых, инженеров, специалистов в различных областях. Это, как правило, хорошо образованные, творческие люди, специалисты своего дела.

Таким образом, социальная сфера остается тугим узлом острых социальных проблем. На их разрешение и направлена социальная политика государства.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ

политики

Понятие «социальная политика» имеет узкое и широкое значение. В первом случае под социальной политикой понимают комплекс конкретных мер, направленных на жизнеобеспечение населения. Сюда относятся обеспечение социальной защиты отдельных слоев населения, регулирование рынка занятости, разработка мер по охране труда и многое другое. Во втором - целенаправленное воздействие на систему взаимоотношений между социальными группами.

Главным субъектом социальной политики выступает государство. Разрабатывая основы такой политики, оно определяет приоритетные цели в социальной сфере, выявляет необходимые для их реализации ресурсы и условия, планирует поэтапные результаты этой деятельности.

К главным функциям социальной политики современных государств относят:

обеспечение социальной устойчивости и безопасности общества, включая экологическую безопасность;

содействие такому распределению экономических ресурсов и благ, которое воспринималось бы большинством населения как справедливое;

обеспечение достаточного уровня социальной защиты различных групп населения.

Правовую основу социальной политики нашего государства определяют положения российской Конституции. В ней Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Среди прав и свобод человека и гражданина в Основном законе закреплены и социальные права: на свободный труд, отдых, защиту от безработицы; охрану материнства и детства; социальное обеспечение; жилище; охрану здоровья и медицинскую помощь; образование. Содействовать их осуществлению и призвана социальная политика государства. Отсюда ее основные направления: госу-

МОУ Ново-Усмановская СОШ Трусова Светлана Ивановна

Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе

Тема « Молодежь в современном обществе»

Цели и задачи: 1) показать основные психологические осо­бенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры;

2) развивать умения анализировать соци­альные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности молодого поколения.

Оборудование: схемы, раздаточный материал, проектор.

Тип урока: урок-проблема.

Дата проведения урока: 23.10.08.

Ход урока

1.Организационный момент.

Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привле­кают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...

Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего по­коления считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной про­блемой на сегодняшнем уроке.

Тема урока: «Молодежь в современном обществе».

План урока.

    Молодежь как социальная группа.

    Процесс социализации молодежи.

    Молодежная субкультура.

2.Политинформация.

А сейчас проведем политинформацию. Политические, экономические, культурные новости.

3.Изучение нового материала.

Слово учителя

1. Молодежь как социальная группа

В самом общем виде молодежь - это социально-демографи­ческая группа, 11 выделяемая на основе:

совокупности возрастных характеристик;

особенности социального положения;

социально-психологических свойств, которые определяются
общественным строем, религией, культурой, особенностями
воспитания и т. д.

При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и дея­тельности.

Почему молодежь как особая социальная группа стала вос­приниматься обществом только с переходом в индустриаль­ную фазу развития? Найдите ответ на этот вопрос на с. 125учебника.

- (Примерный ответ. 1. Углубление труда, вызван­ное промышленной революцией, отделило семью от про­цесса производства и управления общественными процес­сами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями. 2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необ­ходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже. 3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изме­нений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.) Молодежь как специфическая социально-демографическая группа имеет свою социальную структуру.

Рассмотрим схему:

ИКТ. (1 слайд)

Социальная структура молодежи

Основанием для разделения молодежи могут являться

различные виды деятельности


Молодежь, работающая в промышлен­ности

Молодежь, работающая в сельском хо­зяйстве

Молодежь, работающая на транспорте

Молодежь, работающая в сфере обслу­живания

Каждая из указанных групп молодежи, составляя целое структурное образование, характеризуется, в свою очередь, внутренней дифференциацией профессионально-квалификационные различия;

семейное положение и т. д.

Предположите, какие основные психологические особенно­сти имеет молодежь.

-(Примерный ответ. \1. Заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верх­ние - мировоззренческие - этажи.

2. Происходит осознание своего Я. 12

3. Происходит осмысление своего места в жизни, родителей, друзей, окружающего социума.

4. Наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

5. Подростки осознают свою неповторимость и уникальность.

6. Гипертрофированная са­мостоятельность находит выражение в подчеркнутой резко­сти собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.)

Слово учителя

2. Процесс социализации молодежи

Как же идет процесс социализации, т. е. взросления?

С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

(группы заранее распределены)

Разделитесь на три группы и, работая с учебником, охарактери­зуйте и проанализируйте процесс социализации молодежи; опре­делите проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодежи.

Первая группа - гражданское совершеннолетие (пункт 2 § 18).

Вторая группа - образование и профессиональная подготовка (пункт 3 § 18).

Третья группа - начало трудовой деятельности (пункт 4 § 18).

Вопросы для первой группы

    С какого периода согласно Конституции РФ гражданин мо­жет самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

    Какие права и свободы получает молодой человек?

    С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

    Что означает полная правоспособность?

    Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

    Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

    Приведите примеры, показывающие возможности индиви­дуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

    Легко ли быть молодыми?

    Справедливо ли, на ваш взгляд, обвинение молодежи в ин­фантилизме? Позицию аргументируйте.

    Какие позитивные моменты имеет для молодого человека наступление гражданского совершеннолетия?

Вопросы для второй группы

    Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

    На каких принципах строится образование в нашем обще­стве? Считаете ли вы их справедливыми? 13

    Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?

    Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

    Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с этим бороться?

    Легко ли быть молодым?

Вопросы для третьей группы

    Когда подростки начинают задумываться о трудовой дея­тельности?

    Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?

    Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возмож­ностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.

    Какие факторы нынешней социально-экономической си­туации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

    Какие льготы на производстве предусмотрены для несовер­шеннолетних?

    Легко ли быть молодым?

    Молодежная субкультура

Слово учителя

Итак, не так уж легко быть молодыми. Трудности социализа­ции связаны с тремя главными обстоятельствами:

ИКТ (2 слайд)

    несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;

    несовпадением старого стиля руководства «родительства», ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаются ребенком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизическим взрослением;

    противоречием между усилившейся ориентацией на са­мостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную куль­турную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.

    Молодежная субкультура обладает:

    своим языком;

    особой модой;

    искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подро­стковые группы.

Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию суб­культуры?

- (Примерный ответ. Внутренне одиночество. По­требность в друзьях. Конфликты в школе и дома. Недоверие к взрослым. Протест против вранья. Бегство от 14 социальной действительности или неприятие ее.

Попробуем нарисовать основные черты молодежной суб­культуры.

Особый характер отношений

Стремление к обособлению от старших (неформальный стиль поведения)


Молодежная субкультура

Защита в безжалостном мире конкуренции и соперничества

Стремление найти понимание и эмоциональную поддержку


Власть над другими

Противостояние официальному обществу


Физминутка

В нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре:

    рок-движение (антибюрократизм, пацифизм, антитоталита­ризм);

    сфера досуга (музыка, спорт и т. д.);

    экологические движения;

    молодежные политические партии;

    молодежные группы, бросающие вызов общественному
    мнению (фанаты в футболе и хоккее);

Радикальные националистические движения - скинхеды.

Познакомьтесь с дополнительным материалом и докажите, что эмо-киды - представители молодежной субкультуры.

ИКТ(3 слайд)

Эмо-кид - кто это? Эмо - эмоции, кид - ребенок: буквальное объяс­нение на пальцах - каждый из нас ребенок. Ребенок воспринимает все в окружающем мире иначе. Он может найти радость в любой мелочи, но даже самая незначительная неудача может сильно расстроить его. Эмо-кид - человек, который чувствует окружающий мир, не боится своих эмоций, не боится быть собой.

История эмо берет свое начало в далеком 1985 г. Эмо - так шутливо называли 15 часть новых вашингтонских групп, которые начали играть стран­ную музыку, несколько не похожую на обычный тогдашний панк.

Стиль эмо предполагает наличие ярких эмоций, как позитивных, так и негативных. Для эмо выражение своих чувств - не проявление слабости. Эмо - это образ жизни и мышления человека. Вот некоторые атрибуты внешнего вида эмо-кида:

    Толстые, выкрашенные в черный цвет сальные волосы должны быть коротко срезаны спереди бритвой и прикрывать половину лба.
    Таким же образом волосы срезают высоко над ушами... Фактиче­ски любые сальные, выкрашенные в черный цвет волосы. Кусками спереди, пейсами сзади и по ушам, плюс взлохмачены.

    Бакенбарды.

    Очки в роговой, или, по крайней мере, в толстой черной оправе.

    Тяжелые слаксы (широкие брюки), обычно очень плотные и ко­роткие.

    «Стариковские» штаны из полиэстера.

    Тонкие кофты из полиэстера, очень маленького размера с верх­ним рядом пуговиц и воротником. Также майки детского размера со случайными лозунгами на них или со спортивными номерами на спине.

    Узкие майки с хеви-метал-дизайном («1гоп Ма1ёеп», «Ме1аШса», «Мойэгнеао1»). Желательно немного заношенные.

    Теннисная обувь.

  1. Классическая верхняя одежда для улицы, в виде пальто.

    Заколки для ребят.

    Тесные жакеты и свитера с у-образным вырезом. Свитера темных тонов с поперечной полосой.

    Штаны из черного денима должны быть подвернуты не более чем в два раза.

    Эмо-куртки из серии «рабочая одежда», выдержанные в земляных тонах, а также коричневого, серого и темно-синего цвета. Одна-две нашивки.

    Бумажники с цепью, но еще круче - большое кольцо для ключей(стиль швейцара).

    «Кенгурушки» с металлической застежкой-«молнией».

    Проклепанные ремни разных цветов и напульсники.

    Анорексичная худоба.

Эмо-стиль не имеет ничего общего с позерством. Чтобы быть эмо, нужно в первую очередь быть искренним. Эмо-стиль предполагает непо­вторимость, исключительность

Как вы думаете, почему в молодежной среде так развита преступность?

Что собой представляют молодежные криминальные груп­пировки?

Предлагаю обсудить роль средств массовой информации в возникновении и развитии молодежной культуры. Выска­жите свое мнение о влиянии СМИ на16 молодые умы - «за» и «против» Мнение аргументируйте.

III. Итог уроков

Разделитесь на группы.

Участники групп получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

    «Яйца курицу не учат» («Родители»);

    «Молодо-зелено» («Старшее поколение»);

    «Алло, мы ищем таланты!» («Учителя»);

    «Молодым везде у нас дорога!» («Молодежь»).

1. Вы должны определить, какой группе соответствует данное выражение.

В результате образуются четыре группы: «Родители», «Моло­дежь», «Учителя» и «Старшее поколение».

2. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:

    изобразить схематично или с помощью рисунка портрет со­временного молодого человека в

    соответствии со взглядами,характерными для данной социальной группы («родители»,«учителя», «старшее поколение», «молодежь»);

    подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в кото­ром указать, чем руководствовались при создании портрета.

Итак, презентации позволили нам сделать следующие выводы:

    нельзя однозначно судить о современной молодежи;

    молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации;

    проблема молодежи была актуальна во все времена;

    в жизни современных молодых людей много проблем, ко­торые требуют внимания и разрешения.

4. Домашнее задание

Выучите § 18, составить синквейн на тему «Современная мо­лодежь - какая она?».

Вопросы для самопроверки к лекции № 32

1. Каковы психологические особенности юношеского возраста?

2. Какие права и обязанности обретает гражданин, достигнув совершеннолетия?

3. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

4. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

5. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

6. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

7. Некоторые представители старшего поколения считают, что современная молодежь не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид. Как вы относитесь к этой точке зрения.


Тема: «Социальная структура общества»

План:

1. Социальная дифференциация.

2. Социальная стратификация и неравенство.

3. Социальная мобильность.

Ранее, характеризуя общество, мы обращали внимание на формы объединения людей. Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией.

Социальная дифференциация происходит от латинского корня «различие».Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.

Социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе люди делились на группы в соответствии с присущими им привилегиями и обязанностями. Позже это расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.

Виды дифференциации:

1. Экономическая - выражается в различии в доходах, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения.

2. Политическая – деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу.

3. Профессиональная - выделение а обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

Под понятием социальная дифференциация подразумевается не только деление общества на группы, но и определенное неравенство между ними с точки зрения общественного положения, привилегий, обязанностей и т. д.

Устранимо ли это неравенство? Куда приведет оно общество?

Сторонники теории К. Маркса говорят, что это социальная несправедливость, но люди должны принимать неравенство как неизбежность. Другие считают, что неравенство заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений.

Поразмышляйте над этими т.з. и соотнесите их с историческими процессами.



В своей совокупности социальные общности образуют социальную структуру общества. Социологи давно пытались определить основной элемент этой структуры. Многие таким элементом считают класс. Само понятие «социальный класс» появилось давно. Первоначально выделили два класса – бедных и богатых, т.е. учитывали лишь экономическую дифференциацию. Позднее возникло деление на классы угнетенных и угнетаемых. Появление классов связывалось с политическим насилием.

На сегодняшний день понятие классы часто заменяется понятием страты.

Страта – это слой людей, которые имеют близкие социальные статусы в обществе.

Современное общество обычно делится на следующие страты:

Высший – высший класс – узкая группа людей, обладающих значительной властью, богатством, престижем в масштабах всего общества. Это замкнутая элита, в которую трудно попасть другим.

Низший – высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли сами своего статуса.

Высший – средний класс средние предприниматели, высшие менеджеры, юристы, врачи, профессура университетов. Они имеют высокие доходы, обладают высоким престижем.

Низший – средний класс составляют инженеры, преподаватели, руководители подразделений на предприятиях, фермеры, мелкие предприниматели, высококвалифицированные рабочие.

Высший – низший класс малоквалифицированные рабочие, низший слой служащих (секретари, клерки)

Низший – низший класс безработные, бездомные, иностранные рабочие и др.

Что касается современной России, то такое деление общества на страты только начинает формироваться. Главная здесь проблема - медленное реформирование среднего класса. По уровню доходов к среднему классу можно отнести только 10- 15 % населения, большинство же граждан России по этому показателю относится к низшим классам.

Каждый человек перемещается в обществе, в котором живет. Например, переезжает в другой город, поступает учиться, создает семью, получает более высокую должность, может заняться бизнесом, разориться и т.п. Все эти процессы называются социальной мобильностью.

Социальная мобильность – переходы людей из одних социальных групп и слоев общества в другие, что сопровождается изменением их социальных статусов и доходов.

Виды социальной мобильности:

Горизонтальная мобильность – переход человека из одной социальной позиции в другую, расположенную на том же уровне в обществе. Например: переход с одной работы на другую, смена места жительства, фамилии, открытие бизнеса, разорение и т.д.

Вертикальная мобильность – это переход человека из одного социального слоя в другой. Например, повышение по службе, существенное улучшение благосостояния человека и т.д. В вертикальной мобильности можно различать восходящую и нисходящую мобильность – социальный подъем и спад (разорившийся предприниматель, дворянство во время революции 1917 г.)

Способы, благодаря которым происходят переходы людей из одного слоя в другой:

- повышение образования

Профессиональная карьера

Браки с представителями более высокого социального слоя

Увеличение доходов и изменение образа жизни.

«Социальные процессы в современной России»

1Тенденции в развитии социальных отношений.

2. Люмпены и маргиналы.

3. Изменение социальных отношений в российском обществе.

Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержены изменениям. Картина жизни современного человечества пестра и подвижна, особенно в странах развитых. Там укрепляются группы, связанные с крупным масштабным производством, растет городское население.

Значительные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из таких тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии

(«старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится фермеров. Острой социальной проблемой по – прежнему остается безработица.

Определенное воздействие на социальные отношения стремится оказать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях – и уравнительности. Это относится к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных проблем государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения – престарелых, инвалидов, многодетных семей.

Есть 2 группы населения, которые как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества. Это люмпены и маргиналы.

Люмпены – (от нем. Лохмотья) к ним относят людей, опустившихся на дно общественной жизни – бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, т.к. она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.

Маргиналы - (находящийся на краю). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации – массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в 20-е, 30-е годы в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неускоренные», с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к «сильной руке».

Рассмотрим некоторые проблемы социальных отношений в России:

1. Возрастание социальной дифференциации населения. Это выражается в первую очередь в существенном увеличении разрыва в доходах разных социальных групп, в уровне потребления. Нарастание социального расслоения воспринимается обществом болезненно, что может стать источником социальной и политической нестабильности.

2. Значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий (учителя, врачи, инженеры), интеллектуального труда в целом, включая научную деятельность. В западных странах эти профессиональные группы входят в средний класс, а в России зарплата их очень низкая.

3. Проблема «утечки мозгов»: многие специалисты ищут приложения своим силам за рубежом.

4. Изменения в экономике ведут к появлению новых социальных групп: предпринимателей, фермеров.

5. Активные социальные перемещения усиливают маргинализацию общества. Это вызвано и притоком беженцев из других республик СНГ, и сокращением Вооруженных Сил.

6. Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных групп населения, «групп социального риска»: многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные.

Выход из этих проблем видится в следующем:

1. Сделать социальную политику приоритетной в деятельности государства.

2. Конституция РФ обеспечивает каждому гражданину правовые предпосылки для решения социальных проблем.

Социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей,

Право на вознаграждение за труд, защиту от безработицы,

Право на жилище,

Право на охрану здоровья,

Право на общедоступное образование.


Вопросы для контрольной работы по разделу

«Социальные отношения»:

1. Что такое социальная дифференциация? Укажите ее виды.

2. Устранимо ли социальное неравенство? Идет ли оно на пользу общества или во вред?

3. Что такое социальная стратификация? Какие страты вам известны?

4. Что в социологии понимается под социальной мобильностью? Укажите виды мобильности, приведите примеры.

5. Какова роль семьи в современном обществе, виды семьи?

6. Перечислите функции семьи, какая на ваш взгляд самая главная?

7. В чем отличие маргиналов от люмпенов? Кто из них наиболее опасен для общества и почему?

8. Каковы основные социальные проблемы нашего общества?

9. Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?

10. Какие права и обязанности обретает гражданин, достигнув совершеннолетия?

11. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

12. Какие факторы нынешней социально – экономической ситуации в России способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

13. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

14. Поясните понятия этнос, род, нация.

15.Укажите признаки нации, объясните понятие национальное самосознание?

16. Что такое межнациональный конфликт? Приведите примеры из современной истории России.

17. Почему национализм оценивается в науке неоднозначно? В чем его опасность для общества?

18. Поясните понятия шовинизм, геноцид?

19. Что такое статус личности и чем он определяется?

20. Что такое социальная роль? Приведите примеры.

21. Как соотносится реальное поведение человека и его статусная роль?

22. Что такое социализация? Где происходит с человеком процесс социализации?

23. Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?

24. Проанализируйте свой статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из них вы считаете главным?

25. Какие факторы способствуют, а какие – препятствуют социальной мобильности?

16. Американский политолог Р. Такер приводит такой пример: в какой-то стране Х большинство граждан убеждены, что чиновники, берущие взятки, ведут себя дурно. Между тем, несмотря на мнение большинства, чиновники продолжают собирать мзду. Что характеризует политическую культуру данной страны?

а) убеждения граждан;

б) поведение чиновников;

в) и то, и другое;

г) ни то, ни другое.

17. Приведите примеры мифов, сюжетами и темами которых были бы :

а) заговор;

б) представления о золотом веке;

в) действия героя-спасателя;

г) необходимость единства в борьбе против…

18. Назовите основные государственные символы Республики Беларусь. объясните их смысл. Сравните свой ответ с ответами товарищей, выявите общие черты в интерпретации символов. Чем объясняется одинаковое толкование символов?


ІХ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний:

а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим властью, греховен, алчен»;

б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;

в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;

г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»;

д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;

е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;

ж) «Равенство - это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;

з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить»;

и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»;

к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»;

л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;

м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;

н) «Равенство - это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода - это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»;

о) «Государство - это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».

2. О. Бисмарк отмечал, что легитимно то правительство, у которого больше пушек. Прокомментируйте это положение. Согласны ли Вы с мнением известного в прошлом политического деятеля?

3. Вашему вниманию предлагаются тезисы либерализма. Сформулируйте антитезисы с позиций консерватизма:

а) государство - продукт общественного договора;

б) индивидуальные права и свободы выше прав государства и общества;

в) примат прав и свобод личности, которые являются священными, неотчуждаемыми;

г) абсолютная ценность "Я";

д) ограничение функций государства ролью "ночного сторожа";

е) свобода от духовного подчинения церкви;

ж) каждый способен самостоятельно формулировать моральные ценности;

з)неравенство людей - естественный факт;

и) реформы на основе НТР;

к) главная роль в общественном прогрессе отводится знаниям, их накоплению, совершенствованию, творческому применению.

4. Мировой опыт свидетельствует: практическая реализация идей социального либерализма требует определенного уровня развития производительный сил, определенной социальной структуры и определенных политических и культурных традиций. Ориентация на либерализм при отсутствии или неразвитости их чревата серьезными общественными катаклизмами, не торжеством либеральной демократии в политике и на производстве, а становлением тех или иных форм жесткой капиталистической эксплуатации и угнетения.

На Ваш взгляд, у нас есть все необходимое и достаточное для перехода к либеральной демократии?

5. Представители неолиберализма считают, что благополучно обстоят дела в тех обществах, где гражданское общество активно, а государство пассивно.

С точки зрения Р.Арона, демократические режимы функционируют хорошо тогда, когда мотор заложен в самом гражданском обществе, а тормоз - в правительстве.

Согласны ли Вы с указанной концепцией? Аргументируйте свою позицию.

6. Английский философ Э. Берк, классик, английского традиционного консерватизма утверждал "даже когда я изменяю..., я должен сохранять. Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется".

Другой англичанин М. Оукшотт подчеркивал, что "быть консерватором означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано - тому, что не прошло проверку практикой, факт - выдумке, действительность - тому, что возможно, ограниченное - безграничному, близкое – да-

лекому, достаточное - изобилию, обычное - совершенному, сегодняшнее веселье - утопическому блаженству".

7. Сгруппируйте предлагаемые политические идеи неолиберализма и неоконсерватизма:

а) правовое равенство граждан, политический плюрализм;

в) политической деятельностью могут заниматься только профессионалы (элитизм);

г) акцент на реализации принципа социальной справедливости;

д) социальные выплаты порождают иждивенчество, "революцию растущих притязаний";

е) социальное равенство - равенство возможностей, но не равенство условий и результатов;

ж) частная собственность, свободная конкуренция, рыночные отношения - основы эффективной экономики.

8. Ортега-и-Гассет, один из видных идеологов современного консерватизма, главную опасность человечества видит в политизации человека, в превращении его в "политическое животное". Он выступает за примат религии, искусства, спорта и прочих мирских удовольствий в жизни человека.

Выскажите Ваше отношение к указанной проблеме. Прав ли, на Ваш взгляд, испанский философ?

9. Вписывается ли социалистическая идея в контекст развития мировой цивилизации, или социализм означает тупиковую ветвь человечества?

Обоснуйте свой ответ.

10. Франсуа Миттеран в одном из своих выступлений сказал, что французская социалистическая партия не является марксистской, но она вдохновляется марксизмом.

Как Вы понимаете смысл данного высказывания? Оцените его с учетом отношения к марксизму общественного мнения в наши дни.

11. В. Брант отмечал, что социализм не есть состояние общества, которое можно достигнуть. Это - перманентная задача.

Согласны ли Вы с такой позицией?

12. Известный лидер анархизма М. Бакунин рассматривал свободу одновременно и как цель, и как средство прогресса. Он считал, что нельзя достичь свободы в будущем, ущемляя ее в настоящем. Поэтому государство (аппарат насилия) и тем более диктатура пролетариата, означающая, что одна часть общества подавляет другую, не может быть средством достижения свободы.

вуза? Молодежная культура: быть похожим или отличаться?
Этот параграф написан не только для вас, но и о вас. Именно вы,
16--17-летние, еще сидящие за школьной партой, но уже устремленные в иную,
большую жизнь, находитесь в той замечательной и очень ответственной поре
жизни, которую и назы-

    209

вают молодостью или юностью. Это взгляд на вас и ваши проблемы с
позиций людей старших поколений. Возможно, он не полностью совпадает с вашим
собственным представлением "о времени и о себе". Однако задумайтесь над
приведенными здесь фактами и суждениями: это раздвинет границы личного
опыта, а возможно, внесет и определенные изменения в ваши взгляды и оценки.
ОТ ДЕТСТВА -- К ВЗРОСЛОСТИ
Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и
юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В
современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается
возраст 11 --15 лет, а ранним юношеским -- 16--18 лет, однако в ряде случаев
верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии к нам
пришел термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в
возрасте, обозначаемом числительными, заканчивающимися на "teen" (thirteen
-- nineteen).
Молодежь как социальную группу выделяют чаще всего социологи и относят
к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в
нее людей до 30 лет).
Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические
черты молодежного сознания и поведения.
Ж.--Ж. Руссо называл юность вторым рождением человека, подчеркивая тем
самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе перемен; в
юности завершается физическое созревание человека, развиваются его интеллект
и воля.
Одно из главных, по мнению психологов, обретений этого периода --
открытие собственного "Я". Если для подростка важны в первую очередь внешние
события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость
для человека приобретает его внутренний мир. Собственные мысли и чувства
становятся не меньшей реальностью, чем окружающая действительность.
Человек все отчетливее и глубже осознает свою индивидуальность,
неповторимость. И если в отрочестве у многих преобладало стремление быть
такими, как другие, то в юности собственная уникальность осознается как
ценность; ее развивают, ее демонстрируют.

    210

    ГРАЖДАНСКОЕ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

С 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государства гражданин
России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и
обязанности. Сегодня наш основной закон гарантирует каждому, как вы уже
знаете, широкий спектр прав и свобод: гражданские и социально-экономические
права (право на собственность, свободный труд, образование, охрану здоровья
и др.), политические права (право на объединение, участие в управлении
государством, право избирать и быть избранным), личные права (право на
жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения и
др.), а также свободу совести, мысли и слова, средств массовой информации.
Достигнув 18-летнего возраста, гражданин может вступить в законный
брак. Вместе с тем при наличии уважительных причин (беременность, рождение
ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон) местные органы
власти вправе снизить брачный возраст.
Полная правоспособность предполагает не только возможность использовать
права, но и необходимость выполнять определенный круг гражданских
обязанностей. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся: соблюдение
Конституции и законов страны, забота родителей о детях, а также детей, если
они достигли 18 лет и трудоспособны, о своих нетрудоспособных родителях,
своевременная уплата законных налогов и сборов, охрана природы, памятников
истории и культуры. Обязательным является получение основного общего
образования. Долгом граждан России является защита Отечества. Законом
предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат мужчины -- граждане
Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на
освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.
Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет положение молодого
человека и существенно расширяет его возможности. Роли ребенка и подростка в
основном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик),
различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции). В
дальнейшем при сохранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и
др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член
политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и
многие другие.
Однако в юности, как отмечают психологи, многие из новых ролей не
усваиваются всерьез и окончательно, а как бы

    211

примериваются, испытываются. Молодости свойственно искать, выбирать,
пробовать. И старшие поколения как бы резервируют за молодыми "право на
ошибку", на некий необдуманный поступок или рискованное предприятие:
"Молодому ошибка -- улыбка, старому -- горькая слеза", "Молодо-зелено --
погулять велено", "Молод бывал -- и со грехом живал". Но такая широта выбора
социальных ролей и высокая степень свободы молодых утвердились в обществе
сравнительно недавно.
В прошлом переходный период от детства к взрослости был существенно
короче.
На протяжении многих веков опыт, накопленный старшими поколениями,
передавался молодежи путем включения ее непосредственно в трудовую
деятельность, которая начиналась очень рано.
В крестьянских семьях детям уже с пятилетнего возраста поручалась
посильная работа. Младшие в семье учились не столько "говоря и слушая",
сколько участвуя. Многие стороны жизни были жестко регламентированы, и даже
в молодые годы оставалось мало простора для независимых и самостоятельных
действий.
Так, еще в XIX в. выбор супруга не был личным делом, касавшимся только
молодых людей, собравшихся вступить в брак. Подготовка к супружеству
регулировалась родственниками. Нередко браки заключались через посредников
-- свах: зная "подходящих" (по материальному положению, происхождению)
кандидатов, они за соответствующее вознаграждение устраивали нужный брак.
В нынешних условиях самостоятельная взрослая жизнь для многих
начинается довольно поздно: удлинился период учебы, профессиональной
подготовки молодежи, немало и тех, кто откладывает на будущее и создание
собственной семьи.
Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат. infantilis --
младенческий, детский), т. е. в стремлении к иждивенчеству, требованиях
постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе.
Очевидно, что такие проявления не редкость в молодежной среде. Вместе с
тем сам факт обретения молодым человеком всей полноты гражданских прав и
обязанностей свидетельствует о том, что общество уже признает за ним высокую
степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, способность
принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и
гражданскими чувствами.

    212

    ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Значительная часть молодежи -- это учащиеся и студенты. Ежедневно в
нашей стране открывают двери, помимо десятков тысяч школ, почти 4000
профтехучилищ, более 2600 средних профессиональных учебных заведений, около
600 вузов. В учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку
молодежи, обучается около 5,5 млн человек -- почти треть молодых людей в
возрасте от 16 до 24 лет.
Значение образования в современных условиях понимают многие. Оно и
сегодня рассматривается как важнейший показатель социального статуса
человека. Если раньше родители связывали достойное будущее своих детей с
удачной женитьбой, то теперь все чаще -- с престижным университетом. По
прогнозам в текущем столетии, которое уже назвали веком знаний и информации,
образование приобретет еще большую ценность.
На каких принципах строится образование в нашем обществе? В Законе РФ
"Об образовании" говорится, что государство гарантирует гражданам
общедоступность и бесплатность общего среднего и начального
профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность
среднего профессионального и высшего образования в государственных учебных
заведениях.
Наряду с государственной системой образования возникли и набирают силу
частные гимназии и лицеи, колледжи и вузы (последних уже более 300).
Большинство негосударственных учебных заведений действуют на платной,
коммерческой основе.
Отношение к платному образованию в нашем обществе двойственно: есть те,
кто его поддерживает, однако высказываются и критические оценки. Рассмотрим
аргументы каждой из групп.
Сторонники платного образования указывают прежде всего на недостатки
государственных образовательных учреждений: низкие зарплаты преподавателей,
переполненность школьных классов и студенческих аудиторий, не позволяющая
учитывать индивидуальные особенности учащихся, недостаток технических
средств, устаревшее лабораторное оборудование. Такое положение вызвано тем,
что от оскудевшего государственного "пирога" образованию достаются просто
"крохи". Но не только этим. Как показывает опыт развитых стран, частные
школы и вузы и в богатом государстве привлекательнее и престижнее
государственных. К минусам государственных вузов и техникумов относят также
и то, что они слабо ориентированы на новые специальности, востребованные
рынком. Следствием этого является

    213

высокий уровень безработицы среди выпускников профессиональных учебных
заведений: в середине 90-х годов около 40% молодых безработных имели высшее
и среднее специальное образование.
Среди аргументов, выдвигаемых противниками расширения платных
образовательных услуг, выделим следующие. Коммерциализация образования
нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и
демократизации, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям
и культуре, углубляет имущественное и социальное неравенство в обществе.
Частные учебные заведения в нынешнем виде -- это школы для богатых, а
богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что возрождается
сословный характер школы. Кроме того, превращение образования в товар
затрудняет доступ к нему, оставляя способных и перспективных за бортом. В
таких условиях мы вряд ли получим новых Ломоносовых.
А какова ваша позиция в этом вопросе? Обсудите его в классе.
Многие из тех, кому довелось в свое время учиться в институте,
вспоминают студенчество как лучшую пору своей жизни. Творческая активность,
открытость в общении, большие жизненные планы и вера в собственные силы и
возможности окрашивают жизнь в оптимистические тона. В то же время не всем,
особенно на первых курсах, удается правильно распорядиться возросшей
степенью свободы, в том числе и в учебной деятельности. Неспособность к
систематическим умственным усилиям, работа урывками могут стать причиной
неуспеха и разочарования в учебе.

    НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В пору юности, как мы уже отмечали, для многих молодых людей ведущей
деятельностью остается учеба. При этом проблемы выбора будущей профессии или
непосредственного трудоустройства уже выходят на первый план. Сама учеба
(даже в старших классах школы, не говоря о высшем учебном заведении)
воспринимается не как самоценность, а как ступень к овладению профессией.
Начало трудовой деятельности после окончания школы, училища, института
всегда было серьезным испытанием для молодого человека. Не легче обстоит
дело и сегодня.
Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения возможностей
трудоустройства молодежи весьма противоречива.

    214

Во-первых, последнее десятилетие было периодом спада отечественного
производства, снижения уровня оплаты труда на многих государственных
предприятиях. Это неизбежно вело к сокращению рабочих мест.. Имеющиеся же
вакансии далеко не всегда привлекают молоделсь по причине недостаточной
оплаты труда. Наибольшее количество отказов приходится на молодых людей в
возрасте до 18 лет, не имеющих ни профессии, ни опыта работы. Иначе говоря,
ориентация на высокий заработок далеко не всегда подкрепляется собственными
возможностями.
Во-вторых, государство перестало быть единственным монопольным
работодателем. Появились частно-индивидуальные, акционерные, кооперативные
предприятия, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в
государственном секторе. Эти предприятия охотно принимают на работу
молодежь, хотя в последние годы требования к профессиональной подготовке
работника и наличию трудового стажа ужесточились.
В-третьих, осуществляемые в стране реформы привели к изменению
характера трудовых отношений. Закон о занятости населения, принятый в 1991
г., закрепил право собственности граждан России на свою рабочую силу. Это
означало отказ от ранее действовавшего и законодательно закрепленного
принципа всеобщей занятости. Было отменено централизованное распределение
выпускников учебных заведений. Последствия такого шага оказались
противоречивыми. С одной стороны, появилась возможность свободно выбирать
подходящую работу и вид деятельности тем, кто впервые выходит на рынок
труда. С другой стороны, в сложившихся условиях это неизбежно вело к росту
безработицы среди молодежи. Во второй половине 90-х годов молодежь в
возрасте от 15 до 24 лет составляла примерно пятую часть трудоспособного
населения. Среди безработных на долю молодых приходилось более 30%.
Российское законодательство предусматривает возможность устройства на
работу с 15-летнего возраста. При этом для работников, не достигших 18 лет,
вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд
на тяжелых работах, опасных или вредных производствах, а также в тех видах
деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном
бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке, продаже спиртных
напитков). Закон предусматривает также ежегодные медицинские осмотры
несовершеннолетних, занятых в производстве, запрещает привлекать их к ночным
и сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск
протяженностью не менее 31 дня. Все эти меры с точки зрения охраны здоровья
молодежи абсолютно правомерны. В то

    215

же время в условиях сокращения занятости они препятствуют найму
несовершеннолетних работников: руководители предприятий не хотят нести
экономические убытки из-за предоставляемых льгот. Учитывая это, государство
закрепляет в законе норму, обязывающую работодателя принимать на работу
выпускников школ и профучилищ, а также некоторые категории лиц моложе 18
лет, в счет квоты, устанавливаемой региональными и местными органами власти.

    МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания,
поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу --
субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению
к господствующей культуре (от лат. sub -- частица, указывающая на нахождение
под чем-либо, около чего-либо) либо противостоять ее фундаментальным
ценностям -- контркультура.
Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после
Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней
проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для
сообществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на
собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной
деятельности, сколько характер складывающихся межличностных отношений. Они
более избирательны в общении.
В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некое целое,
которому присущи определенные характерные черты. Прежде всего это особый
характер отношений, сосредоточенный скорее на дружбе и приятельстве в
группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровесниками
возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как
стремление к обособлению, прежде всего от старших (учителей, родителей), так
и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Складываются так
называемые неформальные молодежные группы (слово "неформальные" в данном
случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально
зарегистрированными и руководимыми взрослыми общественными молодежными
организациями).
Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы,
побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному
направлению. Кто-то наде-

    216

ется найти здесь понимание и эмоциональную поддержку, которой лишен в
обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает
его силы и делает более защищенным в безжалостном мире острой конкуренции и
соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.
Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание
единообразия и непохожести, особости. Единообразие (в стиле поведения,
музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы.
Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) выделиться в
общем потоке молодежных движений.
Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя
от общества, но и в известных пределах противостоят ему, отвергая
сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной
контркультуре). Такое демонстративное неприятие общественных устоев, морали,
образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в
западных странах в 60-е годы. Некоторые выступления студентов и молодых
рабочих проходили даже под политическими лозунгами (новые левые). В
дальнейшем протест стал выражаться не столько в прямом противостоянии
обществу, сколько в попытках "уйти" от него, создав новые формы
человеческого общежития (колонии хиппи).
В нашей стране временем появления неформальных молодежных объединений
стали 80-е годы. Наиболее влиятельным направлением стало рок-движение,
объединенное, помимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими
идейными установками: антибюрократизмом, пацифизмом, антитоталитаризмом. В
1987 г. прошли первые фестивали популярных рок-групп на больших концертных
площадках.
Сегодня существует множество групп и направлений в молодежной культуре.
Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка,
спортивно-технические увлечения и т. п.). Вызов общественному мнению чаще
всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда,
однако, совершаются и прямые антиобщественные действия (хулиганство, драки),
например, группами футбольных или хоккейных фанатов. В этом случае общество
сталкивается с отклоняющимся поведением.
Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося поведения --
преступность -- тоже, к сожалению, встречается в молодежной среде.
(Вспомните, что вы знаете об отклоняющемся поведении. Каковы причины
преступности? В чем состоят

    217

главные направления борьбы с ней?) Молодежные криминальные группировки
отличает жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций,
круговая порука. Они замкнуты и закрыты.
Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры
играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного
по телевидению и в кино испытывают не только подростки, но и молодежь.
Проиллюстрируем это таким примером. В 1993 г. в США был показан кинофильм
"Программа". В одном из его эпизодов студент университета с целью
демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе
оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом проносились
рядом с ним. В течение двух недель после демонстрации фильма двое молодых
парней в разных штатах попытались проделать тот же трюк. Последствия
оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их
водителями.
Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры:
-- вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;
-- включение в различные группы сверстников;
-- своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке;
-- это скорее культура досуга, чем работы.
Основные понятия
Молодежь как социальная группа.
Термины
Тинейджеры. Инфантилизм. Субкультура. Контркультура.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?
Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства,
достигнув совершеннолетия?

    3

Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?
4 Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора
молодого человека в различных сферах жизни.
rj; Что свидетельствует о сохранении престижа образова-%J ния в нашем
обществе?
В чем преимущества и недостатки государственной системы образования?
Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране
способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?
Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
Охарактеризуйте основные черты современной молодежной культуры.

    О

Что свойственно неформальным молодежным объединениям?

    ЗАДАНИЯ

1 Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная
часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а
подрабатывает, не делает, а делает вид.
Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.
2 Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома. Главная причина --
неприятие образа жизни родителей, которые, по ее словам, "только работают, а
в свободное время "зависают" у телевизора". Прокомментируйте эту ситуацию.
ЗДоля молодежи среди безработных в крупных городах ниже общероссийского
показателя. В то же время в отдельных регионах, например в некоторых
северокавказских республиках, молодые безработные составляют половину всех
потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?

    218

    219

4С какими из приведенных ниже характеристик молодежной культуры вы
согласны? Почему? Молодежная культура -- это:
-- поиск возбуждения, автономии и индивидуальности;
-- стремление создавать новое, а не просто принимать имеющееся;
-- особые одежда, музыка, досуг, которые поощряются коммерчески.
5 Один исследователь так писал о подростковых неформальных группах:
"Собираясь в кучу, чувствуя в ней безнаказанность... умственно незрелые в
силу возраста подростки повторяют историю варваров, рушивших все, что
превышало их понимание и эстетический уровень. В них бушует агрессивный
инстинкт".
Согласны ли вы с такими оценками? Свойственна ли какая-либо из
указанных черт молодежным неформальным группам?

    О МОЛОДОСТИ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ

"Молодость счастлива тем, что у нее есть
будущее". Н. В. ГОГОЛЬ (1809--1852), русский писатель.
"Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени!"
КОЗЬМА ПРУТКОВ, коллективный псевдоним, под
которым выступали в середине XIX в. поэты
А. К. Толстой и братья Жемчужниковы.
їі1Q Нации и межнациональные отношения
Чем обусловлено существование нации? Какую роль в становлении личности
и нации играет национальное самосознание? Что характерно для межнациональных
отношений в современном мире? В чем причины межнациональных конфлик-

    220

тов и каковы пути их цивилизованного преодоления? Какой должна быть
национальная политика?
Помимо классов и других социальных групп, социальную структуру общества
составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности,
нации. Современное человечество представлено примерно тремя тысячами
различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых
государств в мире насчитывается около 200. Следовательно, большинство
народов проживает в многонациональных государствах.
Как бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных
корнях, важно понимать и другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с
людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной
деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей.
Следует помнить, что у разных народов больше общих черт, чем различий,
и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливаются взаимозависимость,
взаимосвязанность и целостность мира.
Но, позволяя человечеству сохраняться во всей присущей ему многоликости
и своеобразности, сближение народов не означает отрицания их национальных
особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым