Современные ассирийцы. Ассирийцы в России: кто они? Культура народности Ассирии

Передняя Азия - удивительный регион хотя бы потому, что здесь живут люди ассирийского народа, некогда принадлежавшие великому государству Ассирия. Сейчас они расселились по всей планете, но по-прежнему считаются одним из самых загадочных, древних и удивительных народов мира.

Где живут (Территория)

Больше всего ассирийцев проживает в Ираке, наименьшее число насчитывают Грузия и Украина. Ассирийцев много в США и Сирии, а также Швеции. В России их проживает около 11000 человек. Причиной массового расселения людей стало свержение Саддама Хусейна. И даже в наши дни ассирийцам приходится скрываться, так как ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) представляет для них угрозу. Стоит отметить, что массовое расселение народа началось еще в прошлом веке.

История

Ассирийцам помогло объединиться христианство. Формирование народа происходило среди мусульман, иудеев и зороастрийцев. В разные времена на ассирийцев повлияли католики, что привело к появлению новой ветви - сиро-католицизма, курды, вступившие с ассирийцами в войну, а также турки. Им постоянно приходилось испытывать гнет и выдерживать атаки неприятеля. Все это привело к значительному уменьшению народности. В 20 веке насчитывалось около миллиона человек, которые называли себя ассирийцами, большая часть являлась подданными османов.
В Первую Мировую геноцид продолжился, многих мужчин отправляли на войну.
Османы уничтожали даже элиту, после чего принялись за массовую депортацию женщин и детей. Гонения распространялись и на пожилых, мусульманские османы не жалели людей в дороге, поэтому некоторые просто не сумели выжить в ходе депортации.
В Иране часть ассирийцев пыталась отбиваться от курдского населения и персов. Спасало присутствие российских войск, но в 1918 году русские покинули территорию, после чего началось уничтожение ассирийцев, значительная часть погибла от болезней. Некоторые смогли укрыться на территориях, подконтрольных Британии. Конфискация земель британцами у арабского и курдского населения вызывала недовольство, поэтому ассирийцы вновь оказались под ударом. В итоге большая часть расселилась по Ираку, Соединенным Штатам Америки и в Сирии.

Культура

Вклад в мировую культуру ассирийцев начался еще с давних времен. Каждому, кто желал называться грамотным, необходимо было знать вавилонский, шумерский и ассирийский языки, а также владеть различными диалектами (например, деловым вавилонским). Рабочих в канцелярии обязывали учить аккадский язык, требовался и арамейский.
Техника написания была особая и зависела от материала: папируса, кожи, глины. Это стало причиной появления уникальной письменности и литературы, которая практически не дошла до наших дней. Наиболее известным литературным произведением, написанным в 5 веке до нашей эры, является повесть об Ахикаре, рассказывающая о царях Синнахерибе и Асархаддоне. Известно, однако, что повесть претерпела много изменений, поэтому ее точный вариант остается загадкой. В то же время она служит хорошим материалом для понимания бытности царских особ того времени.
Науку ассирийцы особо не развивали. Однако они составили рецепты, полезные справочники, простейшие химические формулы, астрологические наблюдения и медицинские трактаты. Ассирийцы упражнялись в юриспруденции, вели сочинения на вавилонском. Проблема изучения научных трудов заключается в смешивании их с колдовскими учениями, которые писали жрецы. Есть и действительно интересные моменты: описания военной техники, создание инженерных сооружений, строительство крепостей.
Ассирийцы достигли больших высот в архитектурном деле. Основным материалом оставался сырцовый кирпич, а для облицовки использовали камень. Именно ассирийцы использовали зиккураты - башни ступенчатообразного типа. Украшались здания рельефом и росписью, которые высекали на плитах. Художники часто изображали охотников и животных. Изображения восхваляли царей, войско, срамили врагов. Современные ассирийцы бережно хранят и почитают культуру предков и создают на ее основе собственную. Из известных ассирийских современных трудов можно отметить «Истребителя колючек» - сборник сказаний, рассказов и легенд.

Фольклор


Фольклор ассирийцев интересен эпосом «Катыне Габбара». Он полностью переведен на русский язык и частично издается на английском.
Первый том эпоса рассказывает о царе Тума, который сталкивается с дьяволицей Шиддой (также Лилит), нападавшей на население. Она порабощает женщин и мужчин, а детей съедает. Царю приходится созывать воинов, чтобы воззвать их к смелости и сразиться с чудовищем. Но мало кто из пришедших на зов царя мужей желает вступить в схватку. Только храбрый Катыне отважился дать бой Лилит.
Во втором томе идет повествование о подвигах Катыне, что служит своеобразной предысторией воина. Ему предстоит столкнуться с загадочной и невероятно сильной женщиной. Чтобы победить ее, нужно поднять локоны, с чем храбрый Катыне справляется с легкостью. Вторым испытанием становится сражение с 2 быками, нападающими на жителей маленькой деревни. И с ними Катыне справляется легко. Далее он отправляется в царство Шидды (Лилит). Внезапно ему является проводник, рассказывающий об опасностях - это очередное испытание, которое проверяет стойкость разума юноши. Как только он вторгается в пещеру, закрытую мраморной дверью, злые духи жалобно начинают просить прогнать проводника, называя его злым колдуном. Катыне оказывается стойким и игнорирует их голоса, а после сдвигает камень-«корону», принадлежавшую Шидде.
На этом второй том заканчивается, и читатель возвращается к великой битве. Герою удается победить Шидду, но в конце произведения авторы оставляют загадочное послание, которое намекает, что все прочитанное является аллегорией на борьбу добра и зла, которая никогда не заканчивается.

Жизнь


Детей стараются воспитывать смелыми и честными. Именно честность считается лучшим качеством в человеке. Правда, как говорят сами ассирийцы, является залогом смелости. Сплетничать, сохранять легкомыслие, болтать почем зря - все это отрицательные явления. В обществе ассирийцев завоевать авторитет может только щедрый, уважающий старших, смелый человек. В семьях за каждым ребенком следят пристально и всегда контролируют поведение.
Гость - это счастье и радость. Обычай гостеприимства предписывает обращаться с гостем как с посланником небес. Гостю же важно соблюдать определенный этикет, предписывающий надолго не задерживаться, много не пить, лишних вопросов не задавать. Постоянно ходить в гости тоже не принято, нужно делать это хотя бы через день.
Интересным образом сложилось отношение к женщине. Если мужчина работал и выступал всегда главой семьи, то перед женщиной ставилась задача воспитывать детей. Работа для нее в принципе считалась наказанием. Женщина будет несчастной, если ей придется работать. Покинуть дом она могла под присмотром пожилой женщины или одного из родственников-мужчин. Сейчас ассирийским девушкам не запрещено открывать лица.

Традиции


Традиции складывались на протяжении долгих веков, поэтому почти все выглядят довольно необычными.

Свадьба

Свадебные обычаи специфичны: горные жители на сватовство предлагают девушке кольцо, которое она может надеть или отдать в знак отказа. У равнинных ассирийцев принято похищать невесту. За девушку обязательно нужно отдавать откуп, что указывает на собственническое отношение. Если до свадьбы женщина принадлежит отцу, то после она по праву считается собственностью новой семьи. Перед организацией свадебного торжества молодожены обращаются к астрологу, который подсказывает наиболее удачный день для узаконивания брака. Пир устраивают в доме жениха, после чего в одной комнате молодые должны провести трое суток. Затем наступает пора отправляться в дом жены, где молодожены будут жить вместе. Не так давно женщине было необходимо чтить родителей мужа и беспрекословно им подчиняться, иначе ее мог ждать развод, который приравнивался к позору. Сейчас нравы стали немного иными, поэтому ассирийцы уже не ищут пары только среди представителей своего народа.

Праздники

Новый год празднуется у ассирийцев 1 апреля и называется Хаб-Ниссан. Связан он был с разливом рек Тигр и Евфрат. Разлив означал повышение плодородности почв и начало урожайного сезона. Вместо новогодней ели ассирийцы использовали дерево, называемое священным. До наших дней сохранились рисунки, на которых видны плоды, схожие с яблоками.
Ассирийцы празднуют Успение Богородицы, в ходе которого приглашаются все люди, которым приходится жить на улице. Каждого гостя угощают и поят, даже если это совершенно незнакомый никому человек.

Религия


Условно ассирийцев можно разделить на представителей:

  • Ассирийской церкви Востока;
  • Халдейской католической церкви;
  • Православных.

Все ветви являются христианскими. Халдейская церковь формируется из священников, обучающихся в Багдадской патриаршей семинарии. Службы проводятся на сирийском языке. Ассирийская церковь Востока также тяготеет к восточно-сирийским обрядам и считается одной из самых древних восточных церквей. Сейчас обе церкви имеют хорошие отношения друг с другом и ведут сотрудничество в рамках «патриаршего» заявления.

Язык

Ассирийский относят к новоарамейскому языку. Лингвисты считают новоарамейский частью сирийского, вошедшего в состав в качестве диалекта. Использование языка началось с 5 века до нашей эры. В лексике прослеживается влияние аккадского языка.

Жизнь в разных местах/странах


В Армении ассирийцы являются третьим по численности народом. В страну они прибыли после русско-персидской войны, постепенно основав три села. Сейчас армянские ассирийцы занимаются садоводством, выращивают виноград и возделывают культуры. Многие из них стали интеллигенцией, занимают посты чиновников. Сложности во взаимоотношениях с армянами не наблюдаются - велик рост смешанных браков. Населению не запрещают изучать ассирийский и преподавать его в сельских школах.
В Грузии насчитывается около 2500 ассирийцев. В основном они живут в крупных городах, знают грузинский и русский языки. Свободно говорят на ассирийском и владеют особым диалектом новоарамейского. Правительство способствует развитию и интеграции населения с грузинами, дает свободу вероисповедания. В Россию ассирийцы пришли еще в 1920 году. В результате Первой мировой более 100 тысяч человек спасались бегством, укрываясь в Советском Союзе. Тогда многие принимали православие, что воспринималось негативно самими ассирийцами. Ситуация для них усугублялась и массовой высылкой в Сибирь и Закавказье. Сейчас наблюдается частичная ассимиляция ассирийцев - значительная часть из них не знает родного языка и культуры. Тем не менее в Москве существует ассирийская церковь, в которой ведутся богослужения.

Жилище

Наиболее интересным жилищем являются старинные дома ассирийцев. Знать могла позволить себе дома с несколькими комнатами. Убранство помещений было богатым, причем богатство заключалось в большом количестве циновок, цветных тканей и ковров. Мебель украшали металлическими пластинами, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Окна в домах располагались под крышей и были квадратными. В них использовались глиняные или деревянные рамы. Стены оштукатуривались известью. В жаркое время года их поливали водой и в процессе испарения таким образом охлаждали помещение.
Обычные горожане не могли позволить себе много мебели, тем более инкрустированной дорогими изделиями из слоновой кости. Максимум каждый мог иметь несколько табуретов или стульев, а в качестве спального места использовалась циновка. Муж и жена спали на кроватях, а гости и дети - как раз на подстилках.
Печь строили во дворе, там же держали кувшины с вином и отдельно с водой. Воду использовали для умывания и питья. Рядом с печью держали котел, в котором кипятили воду.
Пищу принимали за столом: у богатых столы были большими, простые же люди могли позволить себе маленькие столики на коротких ножках. Женщины и мужчины держались в домах раздельно и только во время трапезы садились за общий стол.
Для защиты от сглаза или злых духов использовались амулеты в виде страшных существ. На каждом амулете вырезали заговор, который отгонял духов. Некоторые амулеты вешали над дверями, другие зарывали под порогом. Древние ассирийцы имели свой культ богов, покровительствующий хозяевам дома. Их фигурки тоже ставили в разные места комнат. Каждой из них периодически давали яства в знак жертвоприношения.

Одежда


Зажиточные ассирийцы носили платья и туникообразные рубашки. Рубашка украшалась бахромой, иногда использовали шерстяную ткань пурпурного цвета. Распространенными украшениями служили серьги, браслеты, ожерелья. Знать не скупилась на дорогие аксессуары, приобретая как можно более крупные браслеты, выполненные из драгоценных металлов. В то же время в почете была бронза. Платья подпоясывались широким поясом.

  1. Одежда ремесленников, воинов и земледельцев была на порядок скромнее. Проявлялось это прежде всего в тунике, которая доходила только до колен.
  2. О женских нарядах известно немного - большинство сведений оказалось уничтожено в ходе войн и депортации. До наших дней дошли данные о том, что рабыням запрещалось носить покрывала, скрывавшие лица.
  3. Некоторые из воинов надевали особые одежды. Представители легких отрядов надевали латы с металлическими пластинами, защищавшими грудь. Под ними носили тунику. Головным убором являлся шлем, похожий на каску, с покрывалом, обрамляющим подбородок. Практически все мужчины носили бороды и завивали волосы. Отсутствие бороды указывало на принадлежность к евнухам.
  4. Особой роскошью отличалась одежда ассирийского царя. Верхнее платье было расшито красными нитями, исполнено преимущественно в темно-синем цвете. Рукава короткие, а талия стягивалась широким поясом, обшитым бахромой. Каждая кисть представляла собой стеклянные бусы. Сверху царь носил епанчу, отдаленно похожую на жилет, но очень длинный. Ее тоже расшивали узорами и богато украшали. На голове он носил тиару с широкой лентой, расшитой золотыми нитями.

Культ украшений был развит у ассирийцев необычайно сильно. Серьги, браслеты, перстни изображали символику богов. Часто браслеты закрепляли выше локтей, иногда на предплечьях. Вместе с украшениями носили амулеты, которые тоже отображали божественные эмблемы.

Еда


Современные ассирийцы сохранили древние обычаи приготовления пищи. Мясо птицы и животных было в изобилии благодаря развитому скотоводству, среди кисломолочных продуктов распространение получили сыры. Ассирийские блюда считаются одними из самых сложных в приготовлении, особенно в плане раскатки кяды - многослойное тесто.
Ассирийские супы обычно имеют яичную основу. Мясо подают в мелко нарезанном виде и смешивают с другими ингредиентами. При этом не утратили популярность кебабы и блюда из курицы, подаваемые в арабских странах. Ассирийцы употребляют в пищу лаваш, зерновые, бобовые. Блюда готовятся в очаге и глиняной посуде, что в значительной мере влияет на их вкус.
Овощи и фрукты употребляют в сыром виде, иногда маринуют, сушат и квасят. Их обязательно добавляют в супы, вторые блюда. В древние времена ассирийцы заметили, что овощи способствуют лучшему усваиванию мяса. Как правило, овощи сдабривают специями: базиликом, мятой, кинзой, черным перцем. Из топленого масла и муки делают мертоху - смесь, которую намазывают на лаваш. К ней добавляют корицу, ваниль и кардамон, получая кондитерское изделие.
Самым популярным супом в ассирийской кухне является ширва. В него добавляют лук, зелень, яйцо, красный перец, причем часть ингредиентов предварительно обжаривают. Из сладостей большую любовь приобрели хасыда, молочный пудинг рызза, джаджик.
Однозначно можно сказать, что ассирийская кухня очень многообразна, но освоить ее довольно трудно из-за многообразия нюансов рецептуры, которую обязательно нужно соблюдать. Древние ассирийцы из бедных слоев ели хлеб, лук, чеснок и овощи. Наиболее сытными блюдами для них являлись мучные, рыбные. Мясо могли позволить себе только на праздники. Рабы могли есть рыбу исключительно в сушеном виде, хлеб ели ячменный, заедая луком или чесноком.
Знать не отказывала себе в роскошной пище, наслаждалась мясом, запивала каждое блюдо вином. Из экзотики предпочитали саранчу, на столе также всегда было много сладких фиников из Вавилона.
Ассирийцы пускай и не являются в наши дни целостным этносом, все же сумели стать народом, сохранившим древнюю культуру. Это помогает им не ассимилировать, но интегрироваться в другие народы, создавая браки на равных правах аналогично взаимоотношениям с государствами разных стран.

Видео

Владимир Ханелис, Бат-Ям

Евреи и христиане Востока вместе страдали от притеснений мусульман...

Девять лет назад на проспекте Руставели в Тбилиси разговаривали двое мужчин. Сперва мне показалось, что на иврите. Но это был не иврит, хотя отдельные слова и короткие фразы я понимал. На проспекте Руставели Иосиф Эммануилович Иванов, президент Ассирийского международного национального конгресса Грузии встретился с Давидом Адамовым, вице-президентом этого конгресса. Разговаривали они по-ассирийски. Я подошел и заговорил по-русски.

Беседа наша во время прогулки по проспекту носила довольно сумбурный характер и, в основном, состояла из вопросов друг к другу: "Как у вас говорят?.. Как у вас называют?.. Как вы произносите?...". Потом мы поехали в квартал Кукия, или, как его называют старые тбилисцы, Айсоребис урбани (район ассирийцев). В нем проживают (напомню читателям, что встреча это произошла девять лет назад - В. Х. ) примерно 150 ассирийских семей, в том числе и семьи моих новых знакомых. Беседа стала более упорядоченной.

Сколько всего на свете ассирийцев?
- Во всем мире живут более четырех миллионов ассирийцев. На территории СНГ (в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае), Грузии, Армении, Азербайджане, Казахстане, Украине - примерно 70 тысяч.

В каких странах живут ассирийцы и какая из общин самая большая?
- Самая большая община живет на земле наших предков - в Месопотамии, на территории современного Ирака. Ассирийцев там свыше миллиона человек. Часть из них расселена на севере страны, недалеко от Мосула, где когда-то находилась столица Ассирийского царства Ниневия, но большинство - на юге. Около миллиона ассирийцев живут в Сирии - многие сильно арабизированы. Кстати, один из основателей сирийской партии БААС Мишель Афляк был ассирийцем, христианином. В США живет до полумиллиона ассирийцев. Есть общины во Франции, Бельгии, Швеции…

Весь ваш народ исповедует христианство?
- Да. Есть православные ассирийцы, есть католики, но большинство - несториане.

Существуют ли всемирные организации, объединяющие ассирийскую диаспору?
- Существуют. Наша организация входит во Всемирный альянс ассирийцев, Его генеральный секретарь, бывший американский сенатор от штата Иллинойс Джон Нимрод недавно посетил с визитом Грузию. Активно работает в Альянсе и конгрессмен от штата Калифорния Анна Ишо. Недавно в Испании прошел 33-й съезд этого объединения.

Какие задачи ставят перед собой международные ассирийские организации?
- Сейчас во всем мире идет консолидация ассирийского народа. Поэтому главные текущие задачи - изучение языка, традиций, истории. Об этом много говорили на съезде в Испании. Но в исторической перспективе главная наша цель - возвращение ассирийцев на историческую родину.

Ассирийский "сионизм"? В таком случае Ираку придется потесниться…
- Наши старики говорят: "Берите пример с наших братьев-евреев". В Ираке существуют ассирийские политические партии. Например, Ассирийское демократическое движение. Его возглавляет Юнатад Кяна. На последнем съезде в Испании Альянс призвал эту и другие партии к сотрудничеству. Ассирийское демократическое движение входит в единый блок с Демократической партией Курдистана и Курдским демократическим движением. Этот блок находится в оппозиции к режиму Садама Хусейна (еще раз напоминаю читателям, что интервью я брал в 2001 году - В. Х. ). Он имеет и свои военные формирования, в том числе ассирийские, которые ведут борьбу с тоталитарной властью. Сегодня ассирийские отряды контролируют районы компактного проживания своих соплеменников - вокруг Арбиля (нашего древнего города) и Дохука. Интересно, что министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз - ассириец. Есть ассирийцы в парламентах Ирана и Сирии.


- От событий сегодняшних дней перейдем к делам давно минувшим. Куда вы - ассирийцы - увели десять израильских колен?
- Наша версия этого почти трехтысячелетней давности события такова: пленные евреи смешались с ассирийским народом, приняли его веру. Но случалось и ассирийцам принимать иудаизм. Елена, царица эллинистического государства Адиобена со столицей Арбиль, стала иудейкой. Один из великих ассирийских писателей и ученых носил имя Бар-Эбрей, что означает "Сын еврея". Семитские народы, а мы с вами к ним принадлежим, сильно перемешались… Во времена арабских халифов евреи и ассирийцы занимались одним и тем же - были учеными, врачами, банкирами, ремесленниками, советниками власть имущих. В те времена мы конкурировали друг с другом. Но евреи и христиане Востока вместе страдали от притеснений мусульман. Нас заставляли носить на шее огромные, полуметровые кресты, а евреев - изображение бычьей головы больших размеров. На Востоке стали метить одежду христиан и евреев. "Желтая звезда" - мусульманское изобретение. Наши исторические пути и судьбы очень похожи.


- Кому поклонялись ассирийцы до принятия христианства?
- Само название - Ассирия - происходит от имени бога Ашшура, Кроме него, у наших предков был еще целый сонм богов. Трое из них - Анну, Эйя и Энки - олицетворяли Землю, Небо и Подземное царство. Еще была богиня Иштар, или Эстер. И сегодня у ассирийцев встречается имя Эстер - так же Исраэль (Исро), Давид, Эммануэль и т. д. Ашшуру древние ассирийцы поклонялись еще примерно шесть-семь веков после разгрома Ассирийского царства, вплоть до первого века нашей эры и принятия христианства.

Существует интересная легенда о том, как ассирийцы приняли христианство. Царь города Урхе (Эдесса) Авгар в 31-32 году новой эры написал письмо Иисусу. В нем правитель просил прийти проповедовать в город, а также вылечить его от проказы. Иисус ответил царю, что должен проповедовать среди евреев - народа Божьего, но пришлет в Урхе своего ученика. Слуги Авгара нарисовали изображение Иисуса. Взглянув на него, царь излечился. С этого времени, примерно с 32 года новой эры, ассирийцы приняли христианство. Ассирийская церковь считает своим основателем святого Фому.

Расскажите, пожалуйста, о трагедиях ассирийского народа в 1914-1916 годах и в 1933 году.
- До 1916 года ассирийцы компактно проживали на территории современных государств: Турции, Ирана и Ирака. Часто в тех же районах, в которых селились и армяне. С 1914 года турки и курды начали громить христианское население. По приблизительным данным, было вырезано примерно полмиллиона ассирийцев. Убивали всех - женщин, стариков, детей. После этих событий ассирийцы разбежались по всему свету… Те, кого спасли русские войска, оказались в Грузии, Армении и Азербайджане. Затем часть беженцев перебралась в Россию. Следует отметить, что сегодня ассирийские организации ведут упорную борьбу за то, чтобы мир признал факт геноцида нашего народа в 1914-1916 годах.

… Покинув горы Турции и Ирана, десятки тысяч ассирийцев направились в Месопотамию. Они создали боевые отряды "Леви", которые воевали на стороне англичан. Британцы использовали их в своих целях - отняли у Турции богатый нефтью Мосульский вилайет и присоединили его к искусственно созданному государству - Ирак. Ассирийцам, как и курдам, англичане обещали содействовать в возрождению национальной государственности. Но, говоря современным сленгом, "кинули" и тех, и других.

Нас "кормили" обещаниями до 1933 года. В этот момент мы были уже никому не нужны. Иракская пресса начала подстрекать народ к погромам. Наш патриарх Мор Шимон Ишайя приехал в Багдад и был задержан. В это же время иракские войска устроили резню в мирных ассирийских деревнях на севере страны. Снова погибли тысячи людей. Иракцы постарались скрыть от мировой общественности эти страшные события. Седьмого августа ассирийцы во всем мире отмечают День ассирийского мученика (Йома саадид Атурая). После 1933 года ассирийцы оказались лишними на своей земле. Был даже план переселить всех нас в Бразилию…


- Нас пытались переселить в Уганду…
- Если в древности и в средние века истории наших народов часто пересекались и переплетались, то на территории СССР в двадцатые и тридцатые годы они практически одинаковы. Большинство ассирийцев - как и евреев - с радостью приняли революцию. Но с конца двадцатых годов началось наступление власти на нашу религию, историю, традиции. Наших священников и национальных лидеров частично расстреляли, частично посадили. В 1937 году закрыли школы на ассирийском языке (только в Тбилиси их было три). Власти пытались наш древний алфавит заменить латинским. Во время Второй мировой войны тысячи ассирийцев воевали в рядах советской армии. Двум из них - Ладо Давыдову и Саргису Сархошеву - присвоено звание Героя Советского Союза. Ассирийцы сражались в рядах американской и английской армии, в партизанских отрядах Италии и Франции. В Месопотамии, как и в Первую мировую войну, были созданы отряды "Лави". Они воевали против пронацистского иракского правительства.

В 1947 году большая часть ассирийской общины, проживавшей в СССР, была выслана в Сибирь и Казахстан. По дороге и в первую же зиму погибло 25-30 процентов высланных. В 1954 году ассирийцам разрешили вернуться.


- Наверняка существуют ассирийские народные обычаи, песни, танцы, национальная кухня…
- Есть интересные свадебные обычаи. Жених и его друзья пытаются войти в дом невесты, но дверь придерживают ее родственники. Когда-то матери невесты нужно было заплатить за молоко, которым она вскормила дочь, - "Зуза д-халва д-ийма". (Человек, владеющий ивритом, легко поймет эту фразу - В.Х. ) Сегодня ей дают подарок.

Новый год у нас приходит весной. В апреле 2001 года по ассирийскому календарю наступил 6749 год. Ассирийцы, как и все семиты, - веселые, жизнерадостные люди. Они любят петь и танцевать. Во всем мире ассирийцы танцуют национальный танец «Шейхани».

Самый древний сборник кулинарных рецептов был обнаружен американским ученым-ассирологом в библиотеке Йельского университета (США). Глиняные таблички с записью рецептов относятся к 1700 году до нашей эры. Кухня древних жителей Месопотамии была изысканной и разнообразной. Наши предки любили густые супы, тушенные блюда. Все это сдабривалось приправами. Супы чаше всего варились с крупами, пивом, молоком и кровью животных. В почете были лук и чеснок. Современные национальные блюда: "ариса", ее готовят на Рождество из петуха, пшеницы и масла, "бушала" - блюдо из простокваши и зелени, "мартоха" - сладкое блюдо (я пробовал - очень вкусно - В.Х. ).

Господин Адамов, расскажите коротко о себе.
- Мне 27 лет. Родился в Тбилиси. Моя мать родилась в ссылке, в Сибири. Я студент-семитолог Института стран Азии и Африки при АН Грузии. Очень хотел бы побывать в Израиле и выучить иврит (c 2006 года Давид Адамов - президент Ассирийского Национального Конгресса Грузии - В. Х. ).


- Такой же вопрос я хочу задать и вам, господин Иванов. Кстати, откуда у вас, семита, славянская фамилия?
- У ассирийцев было два больших рода: Бен-Йонай и Бен-Йоханан. Всех их представителей царские и советские чиновники записывали Ивановыми. Я родился в 1954 году в Тбилиси. По профессии инженер-технолог. Хочу рассказать вам об одном казусе. В США меня познакомили с программистом Самуэлем Фоксом, религиозным евреем. Я начал говорить с ним на ломаном английском, но, к моему изумлению, он ответил на прекрасном ассирийском языке. Я пригласил его в Тбилиси. Он жил здесь месяц. Самуэль Фокс много лет изучает сложнейшие горские диалекты ассирийского языка.

Я вижу в этой комнате флаг…
- Автор эскиза нашего флага - инженер Джордж Бит-Атанас. В 1968 году эскиз был представлен 3-му съезду Всемирного союза ассирийцев и принят в качестве национального флага. Он вместе с другими флагами развевается перед зданием штаб-квартиры Организации не представленных организаций и народов в Гааге. В центре флага - голубая звезда с золотым диском. Диск олицетворяет солнце ("шемеш"). Волнистые полосы - синяя, белая и красная, расходящиеся от центра, обозначают три главные реки на родине ассирийцев - Тигр, Ефрат и Заб.

Вы надеетесь увидеть независимое ассирийское государство?
- Мы мечтаем об этом…

Герцль, предвестник нашего государства, сказал когда-то евреям: "Если захотите - это не будет сказкой".

P.S.

30 августа 2010 года в Москве скончался один из самых известных ассирийцев СССР, России и СНГ Михаил Юханович Садо - лингвист, семитолог, политический и общественный деятель. Он родился 9 июня 1934 года.. Его родители - ассирийцы, приехавшие в Россию из Турции. Дед Михаила Юхановича, священник Исхак Садо, был расстрелян в 1938 году во время массовых репрессий против ассирийцев в СССР. Отец дважды отбывал тюремные заключения - в 1938 и 1948 годах. Дипломная работа Михаила Юхановича Садо "Современные ассирийские диалекты СССР (Барвар, Альбак и Гавар)". В 1964 году он вместе со своими единомышленниками Огурцовым, Вагиным и Аверичкиным основал подпольную антикоммунистическую организацию "Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа". Был приговорен к 13 годам заключения строгого режима. Властями России до настоящего времени не реабилитирован. По возвращении из ссылки стал преподавателем классического иврита и арамейского языка в Санкт-Петербургской православной духовной академии, а затем и ее профессором. С 2003 года, по свидетельству Интернет-сайта Атраньюс, Михаил Садо стал самым популярным ассирийцем в СНГ и бессменно состоял в списке 10 лучших.

Книга Владимира Ханелиса (Израиль)

"РОДИЛИСЬ И УЧИЛИСЬ В ОДЕССЕ"

(Материалы к энциклопедическому словарю)

Стоимость книги:
в Израиле - 89 шек.;
в Европе, США и странах СНГ - $29.90 ;
в Австралии - 34.90 ам. долл.
В цену входит пересылка.

Для заказа обращаться:
V . Hanelis , Livorno str . 11 apt . 31,
Bat-Yam, Israel, 59644
Tel\fax - +972-3-551-39-65
E-mail -

Ассирийцы - один из самых загадочных и древних народов на земле. Даже после распада Великой Ассирийской империи, существовавшей семнадцать веков, наследие древнего государства продолжает жить в ее потомках. В том числе и в России.

Наследники древней империи

Ассирия - одна из древнейших империй, существовавшая с XXIV века до н. э. Это государство подчинило себе множество народов, и располагалось в период расцвета военного могущества на территориях современных Ирака, Ирана, Египта, Сирии и Израиля. Многим Ассирия знакома по знаменитым законам Хамураппи, среди которых есть и ставший впоследствии библейским тезис «око за око» (Левит 24:19-20).

Также широко известен ассирийский царь Ашшурбанипал, создавший крупнейшую из дошедших до нас библиотек древности. Наряду с достижениями культуры, ассирийцы прославились своей жестокостью по отношению к захватываемому населению и особой тактикой войны, в ходе которой они непременно выжигали дотла все вражеские территории. Несмотря на то, что империя в VII веке до н. э. пала под натиском многочисленных врагов, народ, проживавший на ее территории, до сих пор обитает во многих странах мира и мечтает возродить некогда великое государство.

Современные ассирийцы - потоки древних?

По данным ассирийских организаций, людей, которые называют себя ассирийцами, в мире около четырех миллионов. Консолидации ассирийцев поспособствовало их христианское вероисповедание и общий язык - новоарамейский, преемственный по отношению к староарамейскому, языку, на котором проповедовал Иисус Христос.

Однако не все ученые разделяют мнение о том, что современные ассирийцы генетически восходят к обитателям Ассирии: некоторые считают, что они и есть потомки аккадоязычного населения империи, другие же - что ассирийцами их по ошибке назвали европейские миссионеры. Интересен и еще один факт: именно массовая интеграция арамейского населения нанесла сильный удар силе Ассирийской империи, народ которой говорил, в основном, на аккадском.

Ассирийцы в России

Так или иначе, новые ассирийцы проживали после распада империи на территории арабского халифата начиная с VII века, и в Османской империи и Персии - с XVI. Однако в ходе русско-персидской войны в конце XIX века, из которой Россия вышла победительницей, был заключен Тукманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии имело право переселиться в российскую Армению.

Многие из ассирийцев воспользовались этой возможностью, и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были уже во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, многие ассирийцы получали образование и становились российскими поддаными.

Вторая волна миграции ассирийцев в Россию началась во время персидской компании Первой мировой войны: после восстания в турецком тылу ассирийцев и армян, российские войска пришли повстанцам на помощь. Из ассирийцев российскими военными формировались особые батальоны, которые впоследствии сражались с турками.

Но ассирийское население сильно пострадало за свое предательство - в ходе столкновений с турецкими войсками и насильственной депортации погибло около четверти всех ассирийцев, сотни тысяч людей. Это событие вошло в историю как геноцид ассирийцев во время Первой мировой войны.

Национальное ремесло

После Первой мировой, в 1919 году, на парижской мирной конференции предлагалось создать ассирийское государство, подобно тому, как три десятилетия спустя подобным образом с помощью Лиги Наций будет создан Израиль.

В 30-е предполагалось расселение ассирийцев в Бразилии, Нигере или Гвиане. Однако предложение никто не поддержал, и беженцы-ассирийцы столкнулись с новыми проблемами. Те, кто проживал в СССР, подверглись гонениям из-за религиозных убеждений, а впоследствии, после Второй мировой - и принудительной депортации в Сибирь вместе с немцами Поволжья и другими некоренными народами России.

Ассирийцы, вернувшиеся из Сибири или избежавшие депортации, не были в состоянии жить городской жизнью, не говоря по-русски или даже не имея паспорта, и им приходилось искать способы приработка. Таким способом стала чистка обуви и ремонт обуви - этим ремеслом ассирийцы в России занимаются уже более ста лет.

Уличные сапожники и чистильщики обуви восточной внешности в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уже давно стали неотъемлемой частью города. В ноябре 1920 году Михаил Калинин приказал «ассирийцам предоставить чистку и ремонт обуви», а в Ленинграде после войны даже существовала особая артель «Трудассириец», способствующая трудоустройству мигрантов.

Таким образом происходила постепенная интеграция ассирийцев в российское общество. Впоследствии, ассирийцы, привыкшие к родовым традициям, селились настолько компактно, что порой целые дома в Москве были заняты только ими. А необычные ассирийские фамилии быстро заменились на русские - Бен-Йохананы, к примеру, превратились в Ивановых.

Традиции современных ассирийцев

В 40-е в СССР появилась первая ассирийская футбольная команда - «Московский чистильщик». Впрочем, ассирийцы в России были не только чистильщиками обуви, и древнее культурное наследие проявилось в полной мере у представителей диаспоры. К примеру, до Первой мировой в Грузии существовало ассирийское театральное общество, в котором ставили спектакли на ассирийском языке.

Театралы и строители, врачи и художники, ассирийцы, независимо от своих ремесел, всегда твердо следовали религиозным убеждениям и традициям общины. Они гордятся тем, что сохранили свой национальный язык спустя почти три тысячи лет, и чувствительны к исполнению обрядов и ритуалов. Многие молодые ассирийцы даже предпочитают походы с семьей в общину модным дискотекам.

Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, танцуют традиционный танец шейхани, готовят лепешки прахат - блюдо, символизирующее падение Ниневии. Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия. Ассирийские рестораны и интернет-магазины - все это не забавные анахронизмы, а реалии современной России.

Интересный народ - ассирийцы. "Ассирийцы" - это по-русски, а на иврите, ближе к оригиналу, имя этого народа звучит как Ассур. Если читать наоборот, то получается "Русса". Созвучен Ассур с Русью. Есть между ними какая-то таинственная взаимосвязь. Попробум её разгадать.

Начнём с происхождения этого народа. По Библии, Ассур - один из сыновей (потомков) Сима, сына Ноя (Быт 10.22). Все потомки Сима - это семиты. Русские же являются потомками Иафета, младшего брата Сима. Ной благословил Иафета тем, что Иафет будит жить с Симом в одном доме (Быт. 9:27: "да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениях Симовых").

Значит, согласно Библии, Сим и Иафет живут в одинаковых шатрах, а, следовательно, ведут похожий образ жизни. (Тут мы не станем спорить с классиком марксизма, утверждавшим, что "бытие определяет сознание".) Собственно, так оно и было: далёкими предками восточно-славянских племён, которые потом стали Русью, русскими, были арийские пастухи-кочевники , а предками ассирийцев были семитские пастухи-кочевники .

Теперь взглянем на историю происхождения ассирийцев более внимательно.

Древние ассирийцы сформировались во II тыс. до н. э. из населения Северной Месопотамии — аккадоязычных общин, амореев. На арену мировой истории амореи выходят в III тыс. до н. э. как скотоводы-семиты, кочующие в Сирийской степи между Ханааном и Шумером. Важно подчеркнуть, что амореи жили патриархальными родами . (Как и арии.) А где патриархат, там и война. И действительно: в XVIII веке до н. э. амореи создали племенной союз гиксосов, который осуществил экспансию в Египет.

Ассирийцы , один из самых воинственных народов в истории, веками добивались господства над соседями и, находясь в зените могущества, создали империю, простиравшуюся от Персидского залива до западных пределов Египта. Ассирия была первой в истории действительно универсальной монархией, покоившейся на военном начале и объединившей, в конце концов, хотя и на короткое время, весь древневосточный мир. Ассирия стала первой настоящей в истории империей, претендующей на мировое господство (первой "мировой" империей).

Что-то мне это напоминает... Тут есть аллюзии и на Третий Рим, и на Третий Интернационал, и песня слышится: "... но от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней". Ассирийцы подчиняли себе покоренные народы путем массового вывоза из страны представителей ее элиты (аристократов, чиновников, ремесленников), лишая, таким образом, народ руководства и самостоятельности. Как тут не вспомнить знаменитые сталинские депортации и менее известные - Ивана Грозного? Титул же царей Ассирии звучал так: "царь великий, царь могучий, царь Вселенной, … царь царей…" В советской России были "вожди мирового пролетариата", тоже своего рода "цари Вселенной".

Из всех народов, в древности населявших Ближний Восток, ассирийцы были самыми безжалостными. Следует отметить, что по своей жестокости и кровожадности ассирийские цари и полководцы и руководимые ими воины превзошли всё, что нам известно о других древневосточных армиях, отнюдь не проявлявших на войне особой гуманности. Бросается в глаза то, что самые изощрённые пытки и издевательства над побеждёнными врагами считались в Ассирии нормальным явлением, более того, даже законным. Весьма натуралистически, со всеми деталями они описывались летописцами и изображались художниками, прекрасно знавшими вкус своих заказчиков. Сдирание кожи с живых людей, выкалывание глаз, продевание канатов через просверленные губы и подбородки и тому подобные отвратительные изобретения считались естественным способом расправы и запугивания покорённых народов.

Страшное зрелище представляла собой местность, куда только ступала нога ассирийского солдата. Дома разрушены и сожжены, поля вытоптаны, сады и виноградники вырублены… Вот обычная формула из анналов ассирийских царей: „я окружил, я завоевал, я сокрушил, я разрушил, я сжёг огнём и превратил в пустыри и развалины“. Это не было пустой фразой. Известно, например, что один из предшественников Тиглатпаласара III, Салманасар II только за первые семь лет своего царствования стёр с лица земли более 900 населённых пунктов! И такие опустошения были произведены не на вражеской территории, а на земле, присоединённой к Ассирии. Разумеется, на территории враждебных государств опустошения совершались в ещё больших масштабах.

Дикая, не имеющая себе равных в мире жестокость ассирийцев дошла до того, что в Ниневии "некоторые башни столицы были покрыты кожей, содранной ассирийскими воинами с врагов». Даже страшный запах, исходящий от разлагающихся кож, не заставлял ассирийцев отказаться от подобной демонстрации своей мощи. Помимо обтянутых людской кожей башен путникам, прибывшим в Ниневию, представлялось следующее зрелище. «У ворот города нас встречает страшное зрелище: в деревянных клетках сидят полуголые, грязные, растрёпанные люди, с безумными глазами. Один покачивается, гремя цепями, другой рычит на проходящих, третий плачет, закрыв лицо руками, четвёртый спит, забившись в угол клетки. Кто они, эти жуткие подобия человека? Это когда-то знаменитые цари, побеждённые во время последних ассирийских походов; недавно царь Ассирии впряг их в свою колесницу, когда ехал в храм праздновать победу». Эти бывшие цари обязаны были в специальных ступках перетирать вырытые кости своих предков.

Но не только по отношению к другим народам существовала такая узаконенная бессмысленная изуверская жестокость, не имевшая больше места ни в одной древней монархии. Так, «до нас дошли подлинные законодательные памятники Ассирии. Из уголовного ассирийского судопроизводства мы узнаём, что вся судебная процедура была кратка. Сами законы отличались исключительной жестокостью, предусматривали казни и пытки, для того, чтобы добиться признания у обвиняемых. Одних преступников обезглавливали, других сажали на кол, с третьих сдирали кожу. Трупы казнённых выбрасывали на съедение диким животным. За сравнительно небольшие преступления виновникам выкалывали глаза, отрубали руки… Дошедшая до нас часть этих законов посвящена главным образом положению женщины в семье. Она была буквально в „руках мужа“, жила, в сущности, на положении рабыни и не имела никакого права на семейное имущество… Из него вытекает, что ассирийская семья была основана на неограниченной власти отца, доведённой до абсурда.

Интересные сведения приводит в своём ЖЖ skifos . Оказывается, двуглавый орёл, эта хищная "птичка", почитался как арийскими, так и семитскими кочевниками.

Вот, например, скифо-сарматский двуглавый орёл:


Бронзовая бляха с изображением двуглавой птицы, найденная при раскопках около села Поповка. Скифо-сарматский период VII век до н.э - III век н.э Источник: Ellis H. Minns. Scythians and Greeks: a survey of ancient history and archaeology on the north coast of the Euxine from the Danube to the Caucasus. Cambridge University Press, 1913 - р.178.


Бронзовый колокольчик с изображением двуглавого орла из конного погребения № 8 Красномаяцкого могильника.

19 октября в Клубе реальной истории прошла ещё одна лекция из цикла «История народов Российской Федерации».

Об ассирийцах слышали если не все, то, по крайней мере, те, кто хоть раз прочёл школьный учебник по истории древнего мира. Но когда современный человек неожиданно заявляет: «Я ассириец!», — удивляешься и невольно задаёшься вопросами. Не пошутил ли он? Не ошибся ли? О современных российских ассирийцах и их происхождении рассказала лингвист и писательница Анна Мурадова. Отец Анны — ассириец, мать — Л. А. Мурадова, романист, автор ряда учебных пособий по французскому языку. Анна работает в Институте языкознания РАН и преподаёт в МГУ. Ряд её публикаций и выступлений посвящён новоарамейскому языку и культуре современных ассирийцев.

О древних ассирийцах нам известно немало: этот народ оставил после себя множество исторических памятников, образцов древнего искусства и текстов, написанных клинописью. Об ассирийцах упоминают античные авторы и библейские тексты. Ассирией называлось древнее государство в Северном Междуречье, или Месопотамии, на территории нынешнего Ирака. В XIV–IX веках до н. э. ассирийцы завоёвывали Северную Месопотамию и соседние земли. Период наивысшего могущества Ассирии — 2-я половина VIII — 1-я половина VII веков до н. э. Но в 605 году до н. э. Ассирия была покорена Мидией и Вавилонией.

Современные ассирийцы считают себя потомками древних ассирийцев, однако далеко не все историки и этнографы согласны с этим. В I веке, во время правления Осроены Авгаря V, среди арамейского населения Месопотамии распространяется христианство. В средние века в руках ассирийцев, или сирийцев (как их называли греки и римляне), сосредоточилась транзитная торговля и христианская миссия за Ефратом. Ими была создана христианская сирийская литература. Благодаря ассирийцам сохранились многие сочинения античных авторов.

В XIV веке, за отказ принять ислам, большая часть ассирийцев была уничтожена Тимуром, а уцелевшие укрылись в горах Курдистана и бежали на Кипр. Вследствие преследований ассирийцев в Османской империи в XIX — начале XX века образовалась обширная ассирийская диаспора. На территории Российской империи, преимущественно в Закавказье, ассирийцы начали селиться с 1828 года, особенно после неудачного антиосманского восстания в Турции и последовавшего за ним геноцида в 1914—1918 гг.

На территории СССР с 1924 по 1937 год действовал Всероссийский союз ассирийцев. В России существует ассирийское село Урмия в Краснодарском крае. Большинство ассирийцев живут в городах. Они говорят на новоассирийском языке, хотя и не все. Всего в мире их насчитывается около трёх миллионов. Самоназвание восточных ассирийцев — атурая, сурая, а западных — сурьян. Восточные традиционно проживали в Иране, Северном Ираке, к ним также относились выходцы из Северной Турции и ассирийцы бывшего СССР, в то время как западные (сирийцы) живут в Сирии и Южной Турции. Сегодня ассирийцы живут также в Ливане, Палестине, Израиле, Кувейте, Грузии, Армении, Азербайджане, России, США, Великобритании и Швеции.

Этноконсолидирующим фактором для них всегда оставалось христианство. В Москве людей с ассирийскими корнями — около трёх тысяч человек. Существует московский приход Ассирийской Церкви Востока. Богослужебная практика Церкви Востока основана на обряде, использовавшемся в областях с центром в городе Эдесса. Зарегистрированные общины ассирийской Церкви Востока существуют также в Ростове-на-Дону и Краснодаре. В 1998—99 годах в Москве был возведён храм во имя Пресвятой Девы Марии.

Вероучение Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, синодальных и патриарших соборов. А также на других официальных текстах и комментариях богословов и выдающихся деятелей Церкви, начиная со времён святого Афрахата, «мудреца персидского», святого Якова Нисивинского и святого Ефрема Сирина. Будучи изолированной географически и политически от остального христианского мира и постоянно находясь под иноверческой властью (сначала зороастрийского Ирана, а затем исламских государств), эта церковь не только развивала свое собственное богословие, обряд и правила церковной жизни, но и всегда стремилась быть неотъемлемой частью Христовой Церкви во всем, что касается сущности веры, канонов и установлений, принимаемых в христианском мире. Так, уже в 410 году на соборе католикоса Мар Исхака были приняты Символ веры и каноны Никейского (в 325 г.), и Константинопольского (в 381 г.), вселенских соборов и целого ряда поместных соборов. Символ веры был ещё раз одобрен на следующем соборе католикоса Мар Явалахи в 420 году.

Согласно утвердившемуся в Ассирийской Церкви Востока мнению, насчитывается семь церковных таинств. Что касается личности Христа, то его учение, в сущности, согласуется с учением Вселенского Халкидонского Собора 451 года. Всё отличие заключается в том, что эта церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой, во Христе — две природы и две «qnome» (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности). Причём обе «qnome» соединены в одной личности Христа.

Яркие, шумные, весёлые ассирийские праздники, торжественно-сдержанные богослужения, пышные свадьбы и повседневный труд — всё это часть жизни не только маленького народа, но и большой семьи народов России.