Рабочие программы по дополнительному образованию дошкольников. Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковая работа) в старшей группе

1. Пояснительная записка.

3. Целевые ориентиры.

5. Учебно-тематический план.

6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе.

7. Методическое обеспечение программы.

1. Пояснительная записка .

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Данная рабочая программа по дополнительному образованию является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.

Рабочая программа по дополнительному образованию построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Значимость.

Дети по своей природе исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

        • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие:

  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.

Познавательное развитие:

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания.
  • Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка.

Речевое развитие.

  • Владение речью как средством общения и культуры.
  • Обогащение активного словаря.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции.
  • Развитие речевого творчества.

Художественно – эстетическое развитие.

  • Восприятие музыки.
  • Развитие продуктивной деятельности детей.

Физическое развитие.

  • Правильное формирование крупной и мелкой моторик.
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» составлена для детей 5-6 лет.

2. Цели и задачи реализации программы. Принципы реализации программы.

Цель программы : Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Основные задачи:

Образовательные задачи:

  • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,

выявлять зависимости.

  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • Развивать у детей мелкую пальцевую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, проводить самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т.д.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

1. Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников.

2. Принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из задач.

3. Принцип последовательности – только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.

4. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности детей данной возрастной группы – игровой.

5. Поэтапное, дозированное предъявление материала.

6. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

7. Принцип учета личностных особенностей.

8. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.

9. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких задач в структуре одного занятия.

10. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.

11. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

3. Целевые ориентиры.

В результате освоения содержания программы по дополнительному образованию по познавательному развитию «Познавай-ка» предполагается:

  • формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений;
  • формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы);
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства воздуха;
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства песка;
  • формирование умения опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер;
  • формирование умения делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
  • овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» разработана на основе методических рекомендаций:

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Реализация программы рассчитана на 30-32 календарных недели, и включает в себя 2 занятия непосредственно образовательной деятельности в неделю, в месяц 8 занятий, в год 60-62 занятия. Длительность одного занятия в старшей группе – 25 мин. (согласно СанПиН). Организуя занятия по познавательному развитию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Формы обучения:

  • экспериментирование;
  • беседы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • опыты;
  • исследовательская деятельность;
  • занятия;
  • групповая и индивидуальная работа;
  • коллективно-творческая работа;
  • работа с родителями.

Методы обучения:

  • наглядный;
  • практический;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • публикация информации на сайте МБДОУ, группы;
  • создание игровой ситуации;
  • проговаривание звуков;
  • беседа;
  • показ воспитателя;
  • показ видеоматериалов, иллюстраций;
  • наблюдение.

График работы

5. Учебно-тематический план.

  1. «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
  2. "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников " О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
  3. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.
Неделя Темы занятий. Программное содержание Литература
Октябрь
I 1. «Песочная страна» с. 5.
2. «Почему песок хорошо сыплется?» с. 45.
II 3. «Глина, какая она?» с. 5.
4. «Волшебный материал» с. 45.
III 5. «Песок и глина – наши помощники» с. 5.
6. «Свойства мокрого песка» с. 5.
IV 7. «Ветер и песок» с. 5.
8. «Песочные часы» с. 5.
Ноябрь
I 9. «Упрямый воздух» с. 52.
10. «Поиск воздуха» с. 5.
II 11. «Ветер в комнате» с. 5.
12. «Что в пакете?» с. 35.
III 13. «Парусные гонки» с. 5.
14. «Надувание шарика» с. 30.
IV 15. «Сухой из воды» с. 52.
16. «Воздух при нагревании расширяется» с. 5.
Декабрь
I 17. «Как распространяется звук?» с. 54.
18. «Почему всё звучит?» с. 40.
II 19. «Где живет эхо?» с. 54.
20. «Откуда берётся голос?» с. 40.
III 21. «Кораблик» с. 41.
22. «Как сделать звук громче?» с. 54.
IV 23. «Коробочка с секретом» с. 54.
24. «Почему Мишутка пищал? с. 54.
Январь
III 25. «Откуда берется вода?» с. 51.
26. «Какие свойства?» с. 51.
IV 27. «Помощница вода» с. 51.
28. «Изготовление цветных льдинок» с. 28.
Февраль
I 29. «Сколько ушей» с. 55.
30. «Проверим слух» с. 55.
II 31. «Наши помощники – глаза» с. 55.
32. «Большой - маленький» с. 55.
III 33. «Чей глаз острее?» с. 55.
34. «Определи на вкус» с. 55.
IV 35. «Определи по запаху» с. 55.
36. «Узнай по голосу» с. 55.
Март
I 38. «Твердые - жидкие» с. 22.
39. «Как измерить тепло?» с. 54.
II 40. «Чем похожи?» с. 25.
41. «Вкусный опыт» с. 54.
III 42. «Куда делась вода? с. 4.
43. «Солнце высушивает предметы» с. 54.
IV 44. «Как работает термометр» с. 4.
45. « Круговорот воды в природе» с. 4.
Апрель
I 46. «Притягиваются - не притягиваются» с. 53.
47. «Магнитные силы» с. 53.
II 48. «Как увидеть магнитные силы?» с. 53.
49. «Два магнита» с. 53.
III 50. «Мы – фокусники» с. 39.
51. «Необычная скрепка» с. 53.
IV 52. «Рисует магнит или нет» с. 53.
53. «Парящий самолет» с. 53.
Май
I 54. «Древесина, ее качества и свойства» с. 55.
55. « Бумага, ее качества и свойства» с. 50.
II 56. «Ткань, ее качества и свойства» с. 52.
57. «Стекло, его качества и свойства» с. 47.
III 58. «Родственники стекла» с. 23.
59. «Металл, его качества и свойства» с. 48.
IV 60. «Резина, ее качества и свойства» с. 48.
61. «Пластмасса, ее качества и свойства» с. 49.

6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе:

  • выставка;
  • конкурс;
  • фестиваль художественно-прикладного творчества;
  • отчетные выставки;
  • отчетные концерты;
  • открытые уроки;
  • проведение мастер-класса среди педагогов.

7. Методическое обеспечение программы .

  1. «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
  2. "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников" О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
  3. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.

Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников» - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016, а также с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2016, соответствует ФГОС. Содержание Программы ориентировано на развитие математических способностей детей 5-6 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

Систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение, ручной труд).

Организация работы с детьми по освоению содержания Программы для детей 5 -6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области, корпус №1.

Рабочая программа дополнительного образования

по формированию элементарных математических представлений

у детей старшей группы № 3 «Почемучки».

«Творческая мастерская «Эврика».

Составил и выполнил:

Воспитатель 1 категории

Заплитная Светлана Лаврентьевна.

Ноябрь, 2017 год, г. Тында

Пояснительная записка.

Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников» - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016, а также с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2016, соответствует ФГОС.

  • Систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение, ручной труд).
  • Организация работы с детьми по освоению содержания Программы для детей

5 -6 лет.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности), игры, общения, самостоятельной деятельность, которые организует взрослый, сопровождает и поддерживает.

Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование предпосылок к учебной деятельности.

Методика реализации Программы с помощью учебно-методического комплекта (УМК) способствует формированию у детей основных математических понятий, зависимостей, отношений и действий, овладению математической терминологией.

Использование УМК в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. Методика ориентирована на индивидуальный подход и использование специфических для дошкольников видов деятельности.

Освоение Программы поможет ребенку достичь необходимого уровня в понимании и использовании математических представлений для успешного получения общего начального образования.

Участники: педагог – воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Длительность: работа проводится на протяжении всего учебного года (ноябрь 2017 – май 2018г.), два раза в неделю (понедельник, среда – во вторую половину дня, в 15:30 - 15:55). Работа ведется по подгруппам, в каждой подгруппе 5-7 детей. Курс обучения рассчитан на 32 занятия. Длительность занятия 20 - 25 минут, что соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Первые четыре занятия посвящаются повторению пройденного материала в средней группе.

Цель данной программы: приобщение к математическим знаниям, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет в соответствии с ФГОС.

Основные задачи:

  • Закреплять представление о числах и цифрах до 5.
  • Формировать представление о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.
  • Учить делить предмет на две, четыре и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
  • Учить рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.
  • Знакомить с геометрической фигурой трапецией.
  • Закреплять и углублять представления о частях суток, временах года.
  • Знакомить с названиями месяцев.
  • Учить словами положение предмета относительно себя, других лиц.
  • Учить ориентироваться на листе бумаги и в тетради в клетку.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

  • Считает по образцу и названному числу в пределах десяти.
  • Понимает независимость числа от пространственного расположения предметов.
  • Пишет цифры от 1 до 10.
  • Пользуется математическими знаками +, -, =, .
  • Записывает решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр.
  • Соотносит количество предметов и соответствующую цифру.
  • Различает количественный и порядковый счет в пределах десяти.
  • Составляет числа от трех до десяти из двух меньших чисел.
  • Понимает смысл пословиц, поговорок, в которых присутствуют числа.
  • Знает геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция.
  • Рисует в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур.
  • Выкладывает из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов.
  • Располагает предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения.
  • Делит предмет на две, четыре и более частей, понимает, что часть меньше целого, а целое больше части.
  • Называет последовательно дни недели, месяцы.
  • Ориентируется на листе бумаги, в тетради в клетку.
  • Определяет положение предметов по отношению к другому лицу.
  • Решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
  • Понимает задание и выполняет его самостоятельно.
  • Проводит самоконтроль и самостоятельную оценку выполненной работу.

Подготовительный этап

  1. Подбор, изучение литературы:
  • Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016 – 112с.
  • Методическое пособие «Математика для детей 5-6 лет» Колесникова Е. В.
  1. Составление собственной рабочей программы по дополнительному образованию на основе данной литературы.
  2. Распечатка рабочей тетради «Я считаю до десяти» автор Колесникова Е. В.
  3. Набор детей, через представление моей рабочей программы на родительском собрании.

Список детей, посещающих кружок «Творческая мастерская «Эврика».

  1. Галиаскарова Полина
  2. Герт Александра
  3. Елина Алена
  4. Журавлева Олеся
  5. Иванов Артем
  6. Козлитина Ульяна
  7. Кузнецов Арсений
  8. Лобойко Виктория
  9. Пахомов Артем
  10. Шамуратов Марат

Основной этап

  • Работа с детьми старшего дошкольного возраста в период всего 2017 -2018 учебного года по перспективному плану кружка «Творческая мастерская «Эврика»

Заключительный этап

  • Диагностика детей в образовательной области «Познавательное развитие», в частности на математические способности.
  • Анкетирование родителей «Удовлетворенность работой педагога ДОУ»
  • Составить перспективный план для следующего учебного года по кружковой работ на следующий возрастной этап группы детей.

Приложение

  • Перспективное планирование на 2017 -2018 учебный год.

Месяц

Тема ООД

Игровые упражнения

Ноябрь

Пн. Число и цифра 1

«Сосчитай и нарисуй»

Ср. Осенние месяцы

«Когда это бывает?»

Пн. Число и цифра 2, знаки +,=.

«Отгадай загадку»

Ср. Геометрические фигуры

«На какую фигуру похож предмет?»

Пн. Числа и цифры 1, 2, 3.

Назови число на один больше, меньше.

Ср. Работа в тетради в клетку

«Дорисуй недостающие фигуры»

Пн. Числа и цифры 1, 2, 3, 4.

«Кто больше?»

Ср. Осенние месяцы

«Кто внимательный»

Декабрь

Пн. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5.

«Расставь по порядку»

Ср. Сложение числа 5 из двух меньших. Зима.

«Составь задачку»

Пн. Пословицы с числами до 5.

«Что перепутал художник»

Ср. Число и цифра 6, сложение числа 6 из двух меньших.

«Отгадай загадку»

Пн. Понятия длины и ширины

«Подбери пару»

Ср. Знаки, =. Числа и цифры до 6.

«Подарки Деда Мороза»

Пн. Числа и цифры 4, 5, 6.

«Число, цифра, предмет»

Ср. Порядковый счет до 6.

«Что сначала, что потом»

Январь

Пн. Знакомство с цифрой 0.

«Найди цифру»

Ср. Зимние месяцы

«Я начну, а ты продолжи»

Пн. Задачи на установление равенства между двумя группами предметов.

«Соедини правильно»

Ср. Ориентировка на листе бумаги

«Найти ключик в комнате»

Пн. Число и цифра 7, знаки =, +.

«Подбери цифру к предметам»

Ср. Деление квадрата на 2, 4 части.

«Сложи квадрат»

Февраль

Пн. Сложение числа 7 из двух меньших

«Слушай и считай»

Ср. Дни недели

«Сегодня, завтра и вчера»

Пн. Числа и цифры 1-8, знаки +, -.

«Бусы»

Ср. Порядковый счет до 8.

«Сосчитай–ка»

Пн. Деление круга на 4 части.

«Геометрическое лото»

Ср. Примеры на сложение и вычитание.

«А теперь ты сам считай…»

«Сколько – столько»

Ср. Геометрические фигуры, порядковый счет.

«Смотри, считай, записывай»

Март

Пн. Числа и цифры 1-9.

«Дни недели»

Ср. Сравнение смежных чисел

«Назови соседей числа»

Пн. Деление квадрата.

«Сложи квадрат»

Ср. Число и цифра 10.

«Заверши логическую цепочку»

Пн. Счетные палочки и фигуры.

«Заколдованные картинки»

Ср. Сложение числа 10 из двух меньших.

«Запиши пропущенную цифру»

Пн. Геометрические фигуры

«Продолжи ряд»

Ср. Весенние месяцы

«Кто отгадывал загадку?»

Апрель

Пн. Работа в тетрадях

«Составь задачу, запиши решение»

Ср. Задачи на сложение и вычитание.

«Помоги зверюшкам написать знаки»

Пн. Работа со счетными палочками.

«Кораблик»

Ср. Ориентировка в пространстве

«Где пять?»

Пн. Работа в тетради в клетку

«Рисуем машину»

Ср. Знаки, =.

«Узнай, какой день недели»

Пн. Задачи в стихах

«Считай и рисуй»

Ср. Части суток.

«Исправь ошибку художника»

Май

Пн. Порядковый счет до 10.

«Кого боится зайка?»

Ср. Дни недели, времена года.

«Отгадай загадку»

Пн. Сложение числа 10 из двух меньших.

«Найди свое место»

Ср. Весенние месяцы

«Составь и реши»

Пн. Порядковый счет, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку

«Что растет на нашей грядке?»

Ср. Геометрические фигуры из счетных палочек

«Кто за кем»

Пн. Решение задачи, примеров.

«Считай, записывай»

Ср. Закрепление знаний месяцев.

«Кто какой пример решал»

В течение учебного года использую дополнительный комплект:

  • «Обучение решению арифметических задач».
  • «Я решаю арифметические задачи. Математика для детей 5 -7 лет».
  • «Я запоминаю цифры. Математика для детей 4 – 6 лет».
  • «Форма и цвет. Математика с линейками – трафаретками для детей 4 – 7 лет».
  • «Геометрические фигуры. Математика для детей 5 – 7 лет».
  • «Я решаю логические задачи. Математика для детей 5 – 7 лет»
  • «Я составляю числа. Математика для детей 5 – 7 лет».
  • «Математические прописи для детей 5 -7 лет».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 г. Красноармейска Саратовской области»

Рабочая программа

по дополнительному образованию

(кружковая работа)
в старшей группе
на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский
Направления и актуальность:

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Основной целью программы является:

Воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;

Формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

Закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

Задачи:

Программа реализует следующие задачи:

1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.

Игра-путешествие;

Занятия в игровой форме;

Экскурсии в природу;

Экспериментальная деятельность;
Методы проведения:

Рассматривание картин;

Труд в природе;

Коллективный труд;

Индивидуальные поручения.

Наглядные:

Наблюдения (кратковременные и длительные);

Определение предмета по определённым признакам;

Восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические:

Эксперименты;

Дидактические игры (настольно-печатные, словесные),

Игры-занятия;

Подвижные игры;

Творческие игры.
Словесные:

Рассказывание;

Чтение.
Время проведения: Режим работы кружка 1 раз в неделю по 30 минут, каждый четверг с 16.30 до 17.00.

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

Называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

Правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;

Владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;

Знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.

Понимать ценность природных объектов.
Результаты освоения программы:

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми.
Итоговое мероприятие: Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом».

Возрастные особенности детей
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.

Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.

Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал).

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Перспективный план работы кружка
ОКТЯБРЬ


Не-деля

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Я


1.«Цветущие растения»

2.«Поможем дождевому червю найти дом»


Закрепить названия 4-5 цветущих растений. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений и их функции. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы.


Д./и. «Путаница», коробочки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями».

Д./и. «Экологические цепочки», видеофильм.


2

Я


1.«Наш дом - природа»

2.«Осенние изменения в неживой природе»


Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями (день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры). Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе.


Глобус, мяч, природный материал.

Календарь природы, д./и. «Когда это бывает?», иллюстрации осени, Незнайка.


3

Я


1.«Луг – экоси стема»

(экскурсия)

2.«Лес – многоэтажный дом»


Закрепить правила поведения в природе. Учить находить связь растений с насекомыми. Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту родного края, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. Уточнить: лес как пример сообщества. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края.


Модели поведения в природе, пакеты для мусора, корзинки, Буратино.

Модель этажей леса, д./и. «Пищевые цепочки», «Чей дом?».


4

1.«Кто главный в лесу?»

2.«Овощи и фрукты на нашем столе»


Учить распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника. Закрепить, главное звено в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне. Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах.


Модель этажей леса, д./и. «Что в лесу растёт?», «Кто в лесу живёт?», мяч. Волшебная палочка, муляжи овощей и фруктов, овощи.

НОЯБРЬ


Не-деля

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

1.«Хлеб всему голова»

2.«Перелётные птицы»


Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.


Колосья пшеницы и ржи, иллюстрации труда хлеборобов

2

Я


1.«Знакомим детей с почвой»

2.«Я и природа»


Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы.

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях и животных.


Игрушка-крот, обучающий фильм «География для самых маленьких».

Дидактическая игра

«Природа – не природа»,

«Угадай, что в мешочке», мешки для мусора.


3

Я


1.«Солнце – большая звезда»

2.«Почему бывают разные времена года»


Дать представление о Солнце как о звезде.

Уточнить знания о строении солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.

Формировать представление солнце – источник света и тепла. Доступно объяснить как происходит смена времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Показать детям роль Солнца в жизни человека.


Составление макета «Солнечная система», обучающий фильм «География для самых маленьких»,

д./и. «Солнечная система», иллюстрации, мультимедийная презентация.


4

Я


1.«Как растения готовятся к зиме»

(целевая прогулка)

2.«Осень золотая»


Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить детей устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений. Развивать все психические процессы, способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать любовь.


Д./и. «Узнай дерево», «С какой ветки детки?», модели «Что нужно растениям», игрушка-Буратино, корзинки.

Календарь природы, индивидуальные календари, иллюстрации осени, модель «Времена года», д./и. «Когда это бывает?»

Елена Смирнова
Рабочая программа по дополнительному образованию «Умелые ручки» (старшая группа)

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей , связанных с модернизацией содержания общего образования , является гуманистическая направленность образования . Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании , выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность , художество.

Таким образом , творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении , особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Умелые ручки » - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду , а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, соленым тестом, салфетками и т. д. Работа кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Цель :

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения .

Задачи :

способствовать развитию мелкой моторики рук;

активизировать наблюдательность, внимание и воображение ;

воспитывать волю, чувство формы, глазомер и цветоощущение;

воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы , чувство взаимопомощи и коллективизма;

способствовать воспитанию художественного вкуса.

Работа осуществляется в соответствии с основными дидактическими принципами :

Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал) ;

Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении) ;

Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);

Личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);

Связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);

Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?» , чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).

Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).

В работе используются следующие методы обучения :

Наглядный (показ образцов , схем, демонстрация наглядного пособия) ;

Словесный (беседы, рассказ, объяснение) ;

Практические упражнения;

Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение) .

Наряду с образовательным процессом дети привлекаются и в культурно–досуговые мероприятия : изготовление игрушек к «Новому году» , подарки папам и мамам к празднику «23 февраля» , «8 Марта» .

Формы проведения занятий

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу .

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения , мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе .

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

выставки детских работ в детском саду ;

участие в конкурсах художественно – эстетической направленности;

презентация детских работ родителям ;

творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

Программа “ Умелые ручки ” рассчитана на 1 год (для детей 5-6 лет) . Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с октября по май. Продолжительность занятий : не более 25 минут.

Перспективный план

№ Тема Программное содержание

1. Знакомство с кружком «Умелые ручки » Цель : познакомить детей с кружком «Умелые ручки » , рассмотреть поделки детей старших групп , иллюстрации с работами детей , обратить внимание на материалы, из которых изготовлены поделки.

2. Коллективная работа «Солнышко» Цель : учить детей выполнять композицию из сухих листьев, развивать интерес к работе с природным материалом, фантазию и эстетический вкус.

3. Коллективная работа «Ёжик» Цель : учить детей выполнять композицию из сухих осенних листьев, выкладывать их по карандашному контуру; воспитывать бережное отношение к используемым материалам.

4. «Грибы» Цель : учить детей изготавливать объёмные композиции из цветной бумаги и картона, воспитывать аккуратность и эстетический вкус.

1. «Манка, гречка и пшено - всё на диво нам дано» Цель : познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации с помощью различной крупы, развивать творческое воображение , мышление, фантазию, тактильные ощущения.

2. «Панно» Цель : формировать у детей навык делать аппликацию из крупы, развивать мелкую моторику, воображение , фантазию.

3. Изготовление поделок в технике «Тестопластика» Цель : познакомить детей с солёным тестом, техникой работы с ним : изготовлением поделок, сушкой, окрашиванием.

4. Изготовление поделок в технике «Тестопластика» Цель : продолжать знакомить с техникой работы с соленым тестом .

1. «Веселые матрешки» Цель : раскрыть секреты создания игрушек – поделок из бумажной «гармошки» . Учить использовать полученные умения и навыки для изготовления поделок.

2. «Снежинка» Цель : учить работать с различными материалами, развивать фантазию и эстетический вкус.

3. «Новогодняя гирлянда» Цель : учить детей изготавливать гирлянды из цветных бумажных полосок, соединяя между собой петли, снежинки и шары, подбирая цветовую гамму для данной композиции.

4. Коллективная работа «Чудо-елочка» Цель : научить детей составлять поделку ёлки из детских ладошек.

1. КАНИКУЛЫ

2 Коллективная работа «Снег да снег кругом» Цель : учить составлять сюжетную композицию с помощью предметов из цветной бумаги и ваты; развивать эстетический вкус; воспитывать желание помогать друг другу.

3. «Снеговик» Цель : учить детей изготавливать поделки из ватных дисков.

4. «Зайчик» Цель : учить детей изготавливать предметы объёмной формы из конуса; воспитывать эстетический вкус.

1. «Лисичка» Цель : продолжать учить детей изготавливать предметы объёмной формы из конуса; воспитывать эстетический вкус.

2. «Самолёт» Цель : учить детей мастерить подарки для пап из спичечных коробков, обклеивая объёмные предметы цветной бумагой; воспитывать желание делать близким приятное.

3. «Игрушки» Цель : учить детей делать поделки из бросового материала (коробочек от киндер-сюрприза) с использованием пластилина.

4. «Коробочка» Цель : учить детей изготавливать и украшать коробочку из картона, развивать фантазию, воспитывать эстетический вкус.

1. «Цветок для мамы» Цель : учить детей изготавливать предметы объёмной формы из полосок разной величины и цвета; воспитывать эстетический вкус.

2. «Тюльпаны»

(оригами) Цель : развитие навыка складывать тюльпан способом оригами.

3. "Панно с цветами"

(сграффито) Цель : познакомить детей с техникой сграффито - "нацарапанный" на пластилине.

4. Коллективная работа «Прилетайте, птички!» Цель : учить создавать композицию из отдельных деталей; развивать моторику рук, воображение .

1. «Веселый клоун» Цель : Развитие навыка у детей пользоваться шаблоном, совершенствование навыка работы с ножницами .

2. «Ракета» Цель : совершенствование навыка аппликации из крупы.

3 «Весна – красна» Цель : учить детей изготавливать обрывную аппликацию, создавая сюжетную картинку; воспитывать аккуратность, умение трудиться в коллективе.

4 «Машина» Цель : учить детей изготавливать игрушки из бросового материала, обклеивая отдельные детали цветной бумагой и собирать в единый макет.

1 «Открытка ветерану» Цель : учить детей празднично украшать открытку, используя различные приёмы аппликации.

2 «Сирень» Цель : учить детей вырезать ножницами мелкие детали из бумаги сложенной вчетверо; воспитывать интерес к кропотливому труду и чувство прекрасного.

3 «Весенняя полянка» Цель : учить детей составлять единую сюжетную композицию из цветной бумаги с объёмными элементами; воспитывать у детей чувство взаимопомощи и желание заниматься коллективной аппликацией.

4 «Бабочка» Цель : учить детей изготавливать предметы из полосок разной величины и цвета; развивать фантазию и творческие способности.