Рабочие программы по дополнительному образованию дошкольников. Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковая работа) в старшей группе
1. Пояснительная записка.
3. Целевые ориентиры.
5. Учебно-тематический план.
6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе.
7. Методическое обеспечение программы.
1. Пояснительная записка .
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Данная рабочая программа по дополнительному образованию является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.
Рабочая программа по дополнительному образованию построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Значимость.
Дети по своей природе исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие:
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
Познавательное развитие:
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка.
Речевое развитие.
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции.
- Развитие речевого творчества.
Художественно – эстетическое развитие.
- Восприятие музыки.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
Физическое развитие.
- Правильное формирование крупной и мелкой моторик.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» составлена для детей 5-6 лет.
2. Цели и задачи реализации программы. Принципы реализации программы.
Цель программы : Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Основные задачи:
Образовательные задачи:
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Развивающие задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,
выявлять зависимости.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Развивать у детей мелкую пальцевую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, проводить самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т.д.
Воспитательные задачи:
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1. Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников.
2. Принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из задач.
3. Принцип последовательности – только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.
4. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности детей данной возрастной группы – игровой.
5. Поэтапное, дозированное предъявление материала.
6. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
7. Принцип учета личностных особенностей.
8. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.
9. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких задач в структуре одного занятия.
10. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.
11. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
3. Целевые ориентиры.
В результате освоения содержания программы по дополнительному образованию по познавательному развитию «Познавай-ка» предполагается:
- формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений;
- формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
- формирование умения опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы);
- формирование умения опытным путем доказывать свойства воздуха;
- формирование умения опытным путем доказывать свойства песка;
- формирование умения опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер;
- формирование умения делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» разработана на основе методических рекомендаций:
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 30-32 календарных недели, и включает в себя 2 занятия непосредственно образовательной деятельности в неделю, в месяц 8 занятий, в год 60-62 занятия. Длительность одного занятия в старшей группе – 25 мин. (согласно СанПиН). Организуя занятия по познавательному развитию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.
Формы обучения:
- экспериментирование;
- беседы;
- решение проблемных ситуаций;
- опыты;
- исследовательская деятельность;
- занятия;
- групповая и индивидуальная работа;
- коллективно-творческая работа;
- работа с родителями.
Методы обучения:
- наглядный;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- публикация информации на сайте МБДОУ, группы;
- создание игровой ситуации;
- проговаривание звуков;
- беседа;
- показ воспитателя;
- показ видеоматериалов, иллюстраций;
- наблюдение.
График работы
5. Учебно-тематический план.
- «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
- "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников " О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
- Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.
Неделя | Темы занятий. Программное содержание | Литература |
Октябрь | ||
I | 1. «Песочная страна» | с. 5. |
2. «Почему песок хорошо сыплется?» | с. 45. | |
II | 3. «Глина, какая она?» | с. 5. |
4. «Волшебный материал» | с. 45. | |
III | 5. «Песок и глина – наши помощники» | с. 5. |
6. «Свойства мокрого песка» | с. 5. | |
IV | 7. «Ветер и песок» | с. 5. |
8. «Песочные часы» | с. 5. | |
Ноябрь | ||
I | 9. «Упрямый воздух» | с. 52. |
10. «Поиск воздуха» | с. 5. | |
II | 11. «Ветер в комнате» | с. 5. |
12. «Что в пакете?» | с. 35. | |
III | 13. «Парусные гонки» | с. 5. |
14. «Надувание шарика» | с. 30. | |
IV | 15. «Сухой из воды» | с. 52. |
16. «Воздух при нагревании расширяется» | с. 5. | |
Декабрь | ||
I | 17. «Как распространяется звук?» | с. 54. |
18. «Почему всё звучит?» | с. 40. | |
II | 19. «Где живет эхо?» | с. 54. |
20. «Откуда берётся голос?» | с. 40. | |
III | 21. «Кораблик» | с. 41. |
22. «Как сделать звук громче?» | с. 54. | |
IV | 23. «Коробочка с секретом» | с. 54. |
24. «Почему Мишутка пищал? | с. 54. | |
Январь | ||
III | 25. «Откуда берется вода?» | с. 51. |
26. «Какие свойства?» | с. 51. | |
IV | 27. «Помощница вода» | с. 51. |
28. «Изготовление цветных льдинок» | с. 28. | |
Февраль | ||
I | 29. «Сколько ушей» | с. 55. |
30. «Проверим слух» | с. 55. | |
II | 31. «Наши помощники – глаза» | с. 55. |
32. «Большой - маленький» | с. 55. | |
III | 33. «Чей глаз острее?» | с. 55. |
34. «Определи на вкус» | с. 55. | |
IV | 35. «Определи по запаху» | с. 55. |
36. «Узнай по голосу» | с. 55. | |
Март | ||
I | 38. «Твердые - жидкие» | с. 22. |
39. «Как измерить тепло?» | с. 54. | |
II | 40. «Чем похожи?» | с. 25. |
41. «Вкусный опыт» | с. 54. | |
III | 42. «Куда делась вода? | с. 4. |
43. «Солнце высушивает предметы» | с. 54. | |
IV | 44. «Как работает термометр» | с. 4. |
45. « Круговорот воды в природе» | с. 4. | |
Апрель | ||
I | 46. «Притягиваются - не притягиваются» | с. 53. |
47. «Магнитные силы» | с. 53. | |
II | 48. «Как увидеть магнитные силы?» | с. 53. |
49. «Два магнита» | с. 53. | |
III | 50. «Мы – фокусники» | с. 39. |
51. «Необычная скрепка» | с. 53. | |
IV | 52. «Рисует магнит или нет» | с. 53. |
53. «Парящий самолет» | с. 53. | |
Май | ||
I | 54. «Древесина, ее качества и свойства» | с. 55. |
55. « Бумага, ее качества и свойства» | с. 50. | |
II | 56. «Ткань, ее качества и свойства» | с. 52. |
57. «Стекло, его качества и свойства» | с. 47. | |
III | 58. «Родственники стекла» | с. 23. |
59. «Металл, его качества и свойства» | с. 48. | |
IV | 60. «Резина, ее качества и свойства» | с. 48. |
61. «Пластмасса, ее качества и свойства» | с. 49. |
6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе:
- выставка;
- конкурс;
- фестиваль художественно-прикладного творчества;
- отчетные выставки;
- отчетные концерты;
- открытые уроки;
- проведение мастер-класса среди педагогов.
7. Методическое обеспечение программы .
- «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
- "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников" О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
- Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.
Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников» - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016, а также с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2016, соответствует ФГОС. Содержание Программы ориентировано на развитие математических способностей детей 5-6 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
Систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение, ручной труд).
Организация работы с детьми по освоению содержания Программы для детей 5 -6 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области, корпус №1.
Рабочая программа дополнительного образования
по формированию элементарных математических представлений
у детей старшей группы № 3 «Почемучки».
«Творческая мастерская «Эврика».
Составил и выполнил:
Воспитатель 1 категории
Заплитная Светлана Лаврентьевна.
Ноябрь, 2017 год, г. Тында
Пояснительная записка.
Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников» - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016, а также с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2016, соответствует ФГОС.
- Систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение, ручной труд).
- Организация работы с детьми по освоению содержания Программы для детей
5 -6 лет.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности), игры, общения, самостоятельной деятельность, которые организует взрослый, сопровождает и поддерживает.
Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование предпосылок к учебной деятельности.
Методика реализации Программы с помощью учебно-методического комплекта (УМК) способствует формированию у детей основных математических понятий, зависимостей, отношений и действий, овладению математической терминологией.
Использование УМК в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. Методика ориентирована на индивидуальный подход и использование специфических для дошкольников видов деятельности.
Освоение Программы поможет ребенку достичь необходимого уровня в понимании и использовании математических представлений для успешного получения общего начального образования.
Участники: педагог – воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Длительность: работа проводится на протяжении всего учебного года (ноябрь 2017 – май 2018г.), два раза в неделю (понедельник, среда – во вторую половину дня, в 15:30 - 15:55). Работа ведется по подгруппам, в каждой подгруппе 5-7 детей. Курс обучения рассчитан на 32 занятия. Длительность занятия 20 - 25 минут, что соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Первые четыре занятия посвящаются повторению пройденного материала в средней группе.
Цель данной программы: приобщение к математическим знаниям, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет в соответствии с ФГОС.
Основные задачи:
- Закреплять представление о числах и цифрах до 5.
- Формировать представление о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.
- Учить делить предмет на две, четыре и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
- Учить рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.
- Знакомить с геометрической фигурой трапецией.
- Закреплять и углублять представления о частях суток, временах года.
- Знакомить с названиями месяцев.
- Учить словами положение предмета относительно себя, других лиц.
- Учить ориентироваться на листе бумаги и в тетради в клетку.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
- Считает по образцу и названному числу в пределах десяти.
- Понимает независимость числа от пространственного расположения предметов.
- Пишет цифры от 1 до 10.
- Пользуется математическими знаками +, -, =, .
- Записывает решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр.
- Соотносит количество предметов и соответствующую цифру.
- Различает количественный и порядковый счет в пределах десяти.
- Составляет числа от трех до десяти из двух меньших чисел.
- Понимает смысл пословиц, поговорок, в которых присутствуют числа.
- Знает геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция.
- Рисует в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур.
- Выкладывает из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов.
- Располагает предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения.
- Делит предмет на две, четыре и более частей, понимает, что часть меньше целого, а целое больше части.
- Называет последовательно дни недели, месяцы.
- Ориентируется на листе бумаги, в тетради в клетку.
- Определяет положение предметов по отношению к другому лицу.
- Решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
- Понимает задание и выполняет его самостоятельно.
- Проводит самоконтроль и самостоятельную оценку выполненной работу.
Подготовительный этап
- Подбор, изучение литературы:
- Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016 – 112с.
- Методическое пособие «Математика для детей 5-6 лет» Колесникова Е. В.
- Составление собственной рабочей программы по дополнительному образованию на основе данной литературы.
- Распечатка рабочей тетради «Я считаю до десяти» автор Колесникова Е. В.
- Набор детей, через представление моей рабочей программы на родительском собрании.
Список детей, посещающих кружок «Творческая мастерская «Эврика».
- Галиаскарова Полина
- Герт Александра
- Елина Алена
- Журавлева Олеся
- Иванов Артем
- Козлитина Ульяна
- Кузнецов Арсений
- Лобойко Виктория
- Пахомов Артем
- Шамуратов Марат
Основной этап
- Работа с детьми старшего дошкольного возраста в период всего 2017 -2018 учебного года по перспективному плану кружка «Творческая мастерская «Эврика»
Заключительный этап
- Диагностика детей в образовательной области «Познавательное развитие», в частности на математические способности.
- Анкетирование родителей «Удовлетворенность работой педагога ДОУ»
- Составить перспективный план для следующего учебного года по кружковой работ на следующий возрастной этап группы детей.
Приложение
- Перспективное планирование на 2017 -2018 учебный год.
Месяц | Тема ООД | Игровые упражнения |
Ноябрь | Пн. Число и цифра 1 | «Сосчитай и нарисуй» |
Ср. Осенние месяцы | «Когда это бывает?» |
|
Пн. Число и цифра 2, знаки +,=. | «Отгадай загадку» |
|
«На какую фигуру похож предмет?» |
||
Пн. Числа и цифры 1, 2, 3. | Назови число на один больше, меньше. |
|
Ср. Работа в тетради в клетку | «Дорисуй недостающие фигуры» |
|
Пн. Числа и цифры 1, 2, 3, 4. | «Кто больше?» |
|
Ср. Осенние месяцы | «Кто внимательный» |
|
Декабрь | Пн. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. | «Расставь по порядку» |
Ср. Сложение числа 5 из двух меньших. Зима. | «Составь задачку» |
|
Пн. Пословицы с числами до 5. | «Что перепутал художник» |
|
Ср. Число и цифра 6, сложение числа 6 из двух меньших. | «Отгадай загадку» |
|
Пн. Понятия длины и ширины | «Подбери пару» |
|
Ср. Знаки, =. Числа и цифры до 6. | «Подарки Деда Мороза» |
|
Пн. Числа и цифры 4, 5, 6. | «Число, цифра, предмет» |
|
Ср. Порядковый счет до 6. | «Что сначала, что потом» |
|
Январь | Пн. Знакомство с цифрой 0. | «Найди цифру» |
Ср. Зимние месяцы | «Я начну, а ты продолжи» |
|
Пн. Задачи на установление равенства между двумя группами предметов. | «Соедини правильно» |
|
Ср. Ориентировка на листе бумаги | «Найти ключик в комнате» |
|
Пн. Число и цифра 7, знаки =, +. | «Подбери цифру к предметам» |
|
Ср. Деление квадрата на 2, 4 части. | «Сложи квадрат» |
|
Февраль | Пн. Сложение числа 7 из двух меньших | «Слушай и считай» |
Ср. Дни недели | «Сегодня, завтра и вчера» |
|
Пн. Числа и цифры 1-8, знаки +, -. | «Бусы» |
|
Ср. Порядковый счет до 8. | «Сосчитай–ка» |
|
Пн. Деление круга на 4 части. | «Геометрическое лото» |
|
Ср. Примеры на сложение и вычитание. | «А теперь ты сам считай…» |
|
«Сколько – столько» |
||
Ср. Геометрические фигуры, порядковый счет. | «Смотри, считай, записывай» |
|
Март | Пн. Числа и цифры 1-9. | «Дни недели» |
Ср. Сравнение смежных чисел | «Назови соседей числа» |
|
Пн. Деление квадрата. | «Сложи квадрат» |
|
Ср. Число и цифра 10. | «Заверши логическую цепочку» |
|
Пн. Счетные палочки и фигуры. | «Заколдованные картинки» |
|
Ср. Сложение числа 10 из двух меньших. | «Запиши пропущенную цифру» |
|
Пн. Геометрические фигуры | «Продолжи ряд» |
|
Ср. Весенние месяцы | «Кто отгадывал загадку?» |
|
Апрель | Пн. Работа в тетрадях | «Составь задачу, запиши решение» |
Ср. Задачи на сложение и вычитание. | «Помоги зверюшкам написать знаки» |
|
Пн. Работа со счетными палочками. | «Кораблик» |
|
Ср. Ориентировка в пространстве | «Где пять?» |
|
Пн. Работа в тетради в клетку | «Рисуем машину» |
|
Ср. Знаки, =. | «Узнай, какой день недели» |
|
Пн. Задачи в стихах | «Считай и рисуй» |
|
Ср. Части суток. | «Исправь ошибку художника» |
|
Май | Пн. Порядковый счет до 10. | «Кого боится зайка?» |
Ср. Дни недели, времена года. | «Отгадай загадку» |
|
Пн. Сложение числа 10 из двух меньших. | «Найди свое место» |
|
Ср. Весенние месяцы | «Составь и реши» |
|
Пн. Порядковый счет, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку | «Что растет на нашей грядке?» |
|
Ср. Геометрические фигуры из счетных палочек | «Кто за кем» |
|
Пн. Решение задачи, примеров. | «Считай, записывай» |
|
Ср. Закрепление знаний месяцев. | «Кто какой пример решал» |
В течение учебного года использую дополнительный комплект:
- «Обучение решению арифметических задач».
- «Я решаю арифметические задачи. Математика для детей 5 -7 лет».
- «Я запоминаю цифры. Математика для детей 4 – 6 лет».
- «Форма и цвет. Математика с линейками – трафаретками для детей 4 – 7 лет».
- «Геометрические фигуры. Математика для детей 5 – 7 лет».
- «Я решаю логические задачи. Математика для детей 5 – 7 лет»
- «Я составляю числа. Математика для детей 5 – 7 лет».
- «Математические прописи для детей 5 -7 лет».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 г. Красноармейска Саратовской области»
Рабочая программа
по дополнительному образованию
(кружковая работа)
в старшей группе
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Направления и актуальность:
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Основной целью программы является:
Воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
Формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
Закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи:
Программа реализует следующие задачи:
1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
Игра-путешествие;
Занятия в игровой форме;
Экскурсии в природу;
Экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
Рассматривание картин;
Труд в природе;
Коллективный труд;
Индивидуальные поручения.
Наглядные:
Наблюдения (кратковременные и длительные);
Определение предмета по определённым признакам;
Восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические:
Эксперименты;
Дидактические игры (настольно-печатные, словесные),
Игры-занятия;
Подвижные игры;
Творческие игры.
Словесные:
Рассказывание;
Чтение.
Время проведения:
Режим работы кружка 1 раз в неделю по 30 минут, каждый четверг с 16.30 до 17.00.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
Называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
Правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
Владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
Знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.
Понимать ценность природных объектов.
Результаты освоения программы:
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми.
Итоговое мероприятие:
Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом».
Возрастные особенности детей
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал).
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Перспективный план работы кружка
ОКТЯБРЬ
Не-деля | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование |
1 Я
| 1.«Цветущие растения» 2.«Поможем дождевому червю найти дом» | Закрепить названия 4-5 цветущих растений. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений и их функции. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы. | Д./и. «Путаница», коробочки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями». Д./и. «Экологические цепочки», видеофильм. |
2 Я
| 1.«Наш дом - природа» 2.«Осенние изменения в неживой природе» | Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями (день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры). Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе. | Глобус, мяч, природный материал. Календарь природы, д./и. «Когда это бывает?», иллюстрации осени, Незнайка. |
3 Я
| 1.«Луг – экоси стема» (экскурсия) 2.«Лес – многоэтажный дом» | Закрепить правила поведения в природе. Учить находить связь растений с насекомыми. Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту родного края, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. Уточнить: лес как пример сообщества. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края. | Модели поведения в природе, пакеты для мусора, корзинки, Буратино. Модель этажей леса, д./и. «Пищевые цепочки», «Чей дом?». |
4 | 1.«Кто главный в лесу?» 2.«Овощи и фрукты на нашем столе» | Учить распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника. Закрепить, главное звено в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать бережное отношение к лесу. Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне. Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах. | Модель этажей леса, д./и. «Что в лесу растёт?», «Кто в лесу живёт?», мяч. Волшебная палочка, муляжи овощей и фруктов, овощи. |
НОЯБРЬ
Не-деля | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование |
1 | 1.«Хлеб всему голова» 2.«Перелётные птицы» | Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу. Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | Колосья пшеницы и ржи, иллюстрации труда хлеборобов |
2 Я
| 1.«Знакомим детей с почвой» 2.«Я и природа» | Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях и животных. | Игрушка-крот, обучающий фильм «География для самых маленьких». Дидактическая игра «Природа – не природа», «Угадай, что в мешочке», мешки для мусора. |
3 Я
| 1.«Солнце – большая звезда» 2.«Почему бывают разные времена года» | Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Формировать представление солнце – источник света и тепла. Доступно объяснить как происходит смена времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Показать детям роль Солнца в жизни человека. | Составление макета «Солнечная система», обучающий фильм «География для самых маленьких», д./и. «Солнечная система», иллюстрации, мультимедийная презентация. |
4 Я
| 1.«Как растения готовятся к зиме» (целевая прогулка) 2.«Осень золотая» | Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях. Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить детей устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений. Развивать все психические процессы, способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать любовь. | Д./и. «Узнай дерево», «С какой ветки детки?», модели «Что нужно растениям», игрушка-Буратино, корзинки. Календарь природы, индивидуальные календари, иллюстрации осени, модель «Времена года», д./и. «Когда это бывает?» |
Елена Смирнова
Рабочая программа по дополнительному образованию «Умелые ручки» (старшая группа)
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей , связанных с модернизацией содержания общего образования , является гуманистическая направленность образования . Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании , выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность , художество.
Таким образом , творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении , особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Умелые ручки » - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду , а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, соленым тестом, салфетками и т. д. Работа кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Цель :
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения .
Задачи :
способствовать развитию мелкой моторики рук;
активизировать наблюдательность, внимание и воображение ;
воспитывать волю, чувство формы, глазомер и цветоощущение;
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы , чувство взаимопомощи и коллективизма;
способствовать воспитанию художественного вкуса.
Работа осуществляется в соответствии с основными дидактическими принципами :
Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал) ;
Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении) ;
Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
Личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
Связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?» , чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
В работе используются следующие методы обучения :
Наглядный (показ образцов , схем, демонстрация наглядного пособия) ;
Словесный (беседы, рассказ, объяснение) ;
Практические упражнения;
Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение) .
Наряду с образовательным процессом дети привлекаются и в культурно–досуговые мероприятия : изготовление игрушек к «Новому году» , подарки папам и мамам к празднику «23 февраля» , «8 Марта» .
Формы проведения занятий
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу .
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения , мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе .
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
выставки детских работ в детском саду ;
участие в конкурсах художественно – эстетической направленности;
презентация детских работ родителям ;
творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
Программа “ Умелые ручки ” рассчитана на 1 год (для детей 5-6 лет) . Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с октября по май. Продолжительность занятий : не более 25 минут.
Перспективный план
№ Тема Программное содержание
1. Знакомство с кружком «Умелые ручки » Цель : познакомить детей с кружком «Умелые ручки » , рассмотреть поделки детей старших групп , иллюстрации с работами детей , обратить внимание на материалы, из которых изготовлены поделки.
2. Коллективная работа «Солнышко» Цель : учить детей выполнять композицию из сухих листьев, развивать интерес к работе с природным материалом, фантазию и эстетический вкус.
3. Коллективная работа «Ёжик» Цель : учить детей выполнять композицию из сухих осенних листьев, выкладывать их по карандашному контуру; воспитывать бережное отношение к используемым материалам.
4. «Грибы» Цель : учить детей изготавливать объёмные композиции из цветной бумаги и картона, воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
1. «Манка, гречка и пшено - всё на диво нам дано» Цель : познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации с помощью различной крупы, развивать творческое воображение , мышление, фантазию, тактильные ощущения.
2. «Панно» Цель : формировать у детей навык делать аппликацию из крупы, развивать мелкую моторику, воображение , фантазию.
3. Изготовление поделок в технике «Тестопластика» Цель : познакомить детей с солёным тестом, техникой работы с ним : изготовлением поделок, сушкой, окрашиванием.
4. Изготовление поделок в технике «Тестопластика» Цель : продолжать знакомить с техникой работы с соленым тестом .
1. «Веселые матрешки» Цель : раскрыть секреты создания игрушек – поделок из бумажной «гармошки» . Учить использовать полученные умения и навыки для изготовления поделок.
2. «Снежинка» Цель : учить работать с различными материалами, развивать фантазию и эстетический вкус.
3. «Новогодняя гирлянда» Цель : учить детей изготавливать гирлянды из цветных бумажных полосок, соединяя между собой петли, снежинки и шары, подбирая цветовую гамму для данной композиции.
4. Коллективная работа «Чудо-елочка» Цель : научить детей составлять поделку ёлки из детских ладошек.
1. КАНИКУЛЫ
2 Коллективная работа «Снег да снег кругом» Цель : учить составлять сюжетную композицию с помощью предметов из цветной бумаги и ваты; развивать эстетический вкус; воспитывать желание помогать друг другу.
3. «Снеговик» Цель : учить детей изготавливать поделки из ватных дисков.
4. «Зайчик» Цель : учить детей изготавливать предметы объёмной формы из конуса; воспитывать эстетический вкус.
1. «Лисичка» Цель : продолжать учить детей изготавливать предметы объёмной формы из конуса; воспитывать эстетический вкус.
2. «Самолёт» Цель : учить детей мастерить подарки для пап из спичечных коробков, обклеивая объёмные предметы цветной бумагой; воспитывать желание делать близким приятное.
3. «Игрушки» Цель : учить детей делать поделки из бросового материала (коробочек от киндер-сюрприза) с использованием пластилина.
4. «Коробочка» Цель : учить детей изготавливать и украшать коробочку из картона, развивать фантазию, воспитывать эстетический вкус.
1. «Цветок для мамы» Цель : учить детей изготавливать предметы объёмной формы из полосок разной величины и цвета; воспитывать эстетический вкус.
2. «Тюльпаны»
(оригами) Цель : развитие навыка складывать тюльпан способом оригами.
3. "Панно с цветами"
(сграффито) Цель : познакомить детей с техникой сграффито - "нацарапанный" на пластилине.
4. Коллективная работа «Прилетайте, птички!» Цель : учить создавать композицию из отдельных деталей; развивать моторику рук, воображение .
1. «Веселый клоун» Цель : Развитие навыка у детей пользоваться шаблоном, совершенствование навыка работы с ножницами .
2. «Ракета» Цель : совершенствование навыка аппликации из крупы.
3 «Весна – красна» Цель : учить детей изготавливать обрывную аппликацию, создавая сюжетную картинку; воспитывать аккуратность, умение трудиться в коллективе.
4 «Машина» Цель : учить детей изготавливать игрушки из бросового материала, обклеивая отдельные детали цветной бумагой и собирать в единый макет.
1 «Открытка ветерану» Цель : учить детей празднично украшать открытку, используя различные приёмы аппликации.
2 «Сирень» Цель : учить детей вырезать ножницами мелкие детали из бумаги сложенной вчетверо; воспитывать интерес к кропотливому труду и чувство прекрасного.
3 «Весенняя полянка» Цель : учить детей составлять единую сюжетную композицию из цветной бумаги с объёмными элементами; воспитывать у детей чувство взаимопомощи и желание заниматься коллективной аппликацией.
4 «Бабочка» Цель : учить детей изготавливать предметы из полосок разной величины и цвета; развивать фантазию и творческие способности.