Регулятор громкости и тембра современного стереокомплекса. Схема, описание

Регулятор громкости и тембра современного стереокомплекса

Чувствительность человеческого уха заметно зависит от частоты, что хорошо видно по кривым равной громкости рис.1.


Рис.1

Чтобы обеспечить высокое качество воспроизведения во всем диапазоне изменения громкости, необходимо компенсировать соответствующие различия в чувствительности слуха. В настоящее время эту задачу решают с помощью регуляторов громкости, имеющих тонкомпенсацию близкую к оптимальной.

Многие радиолюбители, занимающиеся конструированием высококачественной аппаратуры, знают как нелегко подчас найти переменный резистор с отводами для тонкомпенсированного регулятора громкости.

Между тем существует несколько способов использования для тонкомпенсации обычных резисторов , .

За основу предлагаемого регулятора (рис.2) взят регулятор, описанный в .


Рис.2

С целью получения максимального отношения сигнал/шум при малой громкости вначале включен темброблок на малошумящей микросхеме и только затем регулятор громкости.

Частота перегиба f=1 /2-R28C10

Подъем АЧХ на частотах ниже 100 Гц соответствует 12 дБ/окт., благодаря дополнительному действию цепи R23, С8. Цепь R20C7 способствует ограничению подъема АЧХ на частотах ниже 20 Гц. Подъем АЧХ на частотах выше f=l/-R-C 8 кГц ограничен резистором R25 на уровне 10 дБ.

При необходимости резкого снижения громкости (эффект "интим") предусмотрен переключатель S2. При этом действие тонкопенсации сохраняется практически без изменения. Этим же переключателем целесообразно изменять и чувствительность индикатора уровня мощности.

Вне компенсации практически всех схем остаются частоты в области 3...4 кГц, требующие завала от 4 до 8 дБ во всем диапазоне изменения громкости в узкой полосе частот, а также частоты 12... 16 кГц вблизи границы слышимости, требующие крутого их подъема.

Учитывая высокий уровень остальных звеньев стереокомплекса (проигрыватели, магнитофоны, тюнеры и т.д.), т.е. имеющих плоскую АЧХ во всем звуковом диапазоне, для регулировки тембра, как правило, вполне.достаточно двухполосного регулятора тембра.

За основу разработки взята схема усилителя "Арктур-001" . Помимо регулировки тембра в регуляторе происходит усиление сигнала в три раза. Такое решение позволило отказаться от нормирующего усилителя.

С целью устранения оговоренных выше недостатков тонкомпенсированного регулятора громкости введен третий регулятор тембра на частоте 3,5 кГц, е помощью которого можно получить эффект "присутствия" путем установки желаемого подъема АЧХ, а также более полную компенсацию путем ослабления сигнала на 4 - 5 дБ. С этой же целью в регулятор ВЧ введена индуктивность, способствующая более крутому подъему АЧХ на частоте резонанса около 15 кГц.

Учитывая сложности с ферритовыми кольцами (их дефицитом и сложностью намотки), индуктивность регулятора средних частот выполнена на транзисторном эквиваленте - гираторе. Работа подобного гиратора подробно описана в .

Питают регуляторы от двухполярного стабилизированного источника напряжением +15В через RC фильтры 100 Ом, 100 мкФ (на схеме не показаны).

Эквалайзер можно использовать в качестве безинерционного шумоподавителя в тракте магнитофона, производя запись с подъемом СЧ порядка 5 - 6 дБ и соответственно с таким же завалом воспроизведение. При этом и шумопонижение составит примерно те же 5 - 6 дБ.

Частоту резонанса СЧ рассчитывают по формуле

Fo=1/2-(R6R10C3C4)1/2,

где резисторы в кОм, конденсаторы в мкФ, частота в кГц.

Подставив номиналы в формуле получим:

Добротность резонансного контура равна двум. При С4 равной 2700 пФ частота резонанса равна 3,5 кГц.

Все пять переменных резисторов применены типа СПЗ-33-23П группы А, которые запаиваются непосредственно в платы. Регулятор громкости выполнен на отдельной плате. Все электролитические конденсаторы - тала К50-35, остальные - К73-17 или КМ-56. Постоянные резисторы типа С2-23 или МЛТ мощностью 0,125 Вт. Катушка индуктивности намотана на кольце 2000НМ К18х5х5мм и содержит 100 витков провода ПЭЛ-1 0,27. Вместо эквивалента индуктивности (элементы R6, RIO, R11, C4, VT1) между точками А и Б можно включить индуктивность 60 МГн, 250 витков провода ПЭЛ-1 0,18 на таком же кольце. При этом конденсатор C3 емкостью 0,01 мкФ необходимо заменить на 0,033 мкФ.

При отсутствии колец индуктивность L1 можно вообще исключить, при этом подъем ВЧ - составляющих сигнала будет в более широкой полосе частот.

Литература:

  1. М.Сапожков. "Электроакустика", М, 1978.
  2. А.С. № 1185573 публ-126-86 с.9
  3. С.Федичкин. "Тонкомпенсированиый регулятор громкости" "Радио" №9/84 с.43,44
  4. Н.Сухов и др."Техника высококачественного звуковоспроизведения". Киев. Техника. 1985г. с.27.
  5. А.Воронцов, В.Воронов. "Арктур-001-стерео". Радио №1 /77, с.34 - 37
  6. Л.Стасенко. "Многополосный с аналогами LC-фильтров" "Радио" №10/79 с.26 - 27
  7. Н.Сухов. "Безинерционный шумоподавитель". "Радио" №2/83, с.50.

УМЗЧ ВВС-2011 версия Ultimate

УМЗЧ ВВС-2011 версия Ultimate автор схемы Виктор Жуковский г. Красноармейск

Технические характеристики усилителя:
1. Большая мощность: 150 Вт / 8 Ом,
2. Высокая линейность — 0,000.2…0,000.3% при 20 кГц 100 Вт / 4 Ома,
Полный набор сервисных узлов:
1. Поддержания нулевого постоянного напряжения,
2. Компенсатора сопротивления проводов АС,
3. Токовая защита,
4. Защита от постоянного напряжения на выходе,
5. Плавный старт.

УМЗЧ ВВС2011 схема

Разводкой печатных плат занимался участник многих популярных проектов LepekhinV (Владимир Лепехин). Получилось очень неплохо).

УМЗЧ-ВВС2011 плата

Плата усилителя УНЧ ВВС-2011 была разработана под тоннельный продув (параллельно радиатору). Монтаж транзисторов УН (усилителя напряжения) и ВК (выходного каскада) несколько затруднен, т.к. монтаж/демонтаж приходится производить отверткой через отверстия в ПП диаметром около 6 мм. Когда доступ открыт, проекция транзисторов не попадает под ПП, значительно удобней. Пришлось плату немного доработать.

В новых ПП не учел один момент — это удобство настройки защиты на плате усилителя:

С25 0.1n, R42* 820 Ом и R41 1k все элементы смд и находятся со стороны пайки, что весьма не удобно при настройке, т.к. надо будет несколько раз откручивать и прикручивать болтики крепления ПП на стойках и транзисторов к радиаторам. Предложение: R42* 820 состоит из двух резисторов смд расположенных параллельно, от сюда предложение: один резистор смд запаиваем сразу, другой выводной резистор навесом паяем к VT10 один вывод к базе, другой к эмиттеру, подбираем до подходящего. Подобрали, меняем выводной на смд, для наглядности:

Высококачественный регулятор громкости, баланса и тембра на LM1036N.

Чтобы придать звуку необходимую окраску, в звуковоспроизводящую аппаратуру устанавливают различные темброблоки, способные раздельно и плавно изменять регулировку высоких и низких частот. Эти регуляторы подразделяются на пассивные (не усиливающие уровень входного сигнала), и активные (в которых входной сигнал усиливается).

Мы с вами сейчас рассмотрим один и вариантов высококачественного активного темброблока с возможностью регулировки громкости и баланса звука в усилителях НЧ высокого класса.

Схема реализована на интегральной микросхеме LM1036N. Она выпускается фирмой National Semiconductors, цена не большая. В качестве регуляторов применены сдвоенные переменные резисторы, монтируемые на печатной плате. Это позволяет надежно удерживать конструкцию в корпусе усилителя без использования дополнительных крепежных элементов. В модуле предусмотрен режим включения/отключения тонкомпенсации. Принципиальная схема устройства изображена на рисунке ниже.

Характеристики устройства:

Диапазон частот, Гц..........................................................20.....20000
Отношение сигнал/шум, дБ.............................................................80
Разделение каналов, дБ............................................................. ....75
К гармоник при Uвх 0,3В на частоте 1кГц, %..............................0,06
Rвх, кОм.........................................................................................30
Rвых, кОм......................................................................................20
Диапазон регулировки громкости, дБ...........................................75
Диапазон регулировки тембра на частотах 40Гц и 16 кГц, дБ......... +-15

Плата регулятора изготовлена из одностороннего фольгированного стеклотекстолита. Вид со стороны проводников изображен на следующем рисунке.

Расписывать особо тут нечего, после сборки никаких настроек делать не нужно, правильно собранная схема начинает работать сразу. Этот вариант регулятора отлично подходит для совместной работы с усилителем НЧ на TDA7294.

В этом разделе размещаются материалы по усилителям мощности звуковой частоты (УМЗЧ), предварительным усилителям, регуляторам тембра (активным и пассивным), коммутаторам входов, микрофонным усилителям, системам защиты звуковоспроизводящей аппаратуры, включая АС и другим блокам тракта звуковоспроизведения, цифрового или аналогового.

Обновляемый файловый архив по теме "Усилители и фильнры ЗЧ" находится .


Статья, посвящённая проектированию и расчёту кроссоверов на лампах, включая фильтры 1го и 2го порядка. Расчёт кроссоверов и других элементов ламповых схем предлагается производить в программе TUBE CAD, доступной для скачивания.

Монофоническая, активная АС с биамплингом «Для Дачи».
Краткое представление.

Целью проекта, было создание акустического агрегата, воспроизводящего музыку со сторонних источников (мобильные телефоны, плееры итп). С учётом того, что места прослушивания, обеспечивающего стереоэффект, «в поле» не предполагается, было принято решение делать монофоническое устройство.

В качестве отягчающих ТЗ обстоятельств, были приняты:

  • Двухполосная, активная система с мостовым усилителем в канале НЧ (для повышения КПД)
  • Фазоинверсное исполнение (так же, для повышения КПД)
  • Применение ширпотребовских, высокодобротных динамиков
  • Электронная коррекция АЧХ высокодобротного НЧ динамика в заданном акустическом оформлении (ФИ)
  • Однополярное питание,
  • Широко распространённые ИС УМЗЧ (TDA2005 для НЧ и К174УН14 для СЧ-ВЧ)
  • Активный регулятор тембра,
  • Тонкомпенсированный регулятор громкости
  • Индикатор перегрузки любого УМЗЧ
  • Активный лимиттер по перегрузке любого из УМЗЧ.
  • Принудительное охлаждение радиаторов БП и УМЗЧ, с пропорциональным управлением
  • Устранение токовой петли при питании источника звука от БП АС.
  • Бортовая телескопическая антенна, для подключения источника со встроенным радиоприёмником, коротким кабелем.

В ходе исполнения проекта, некоторые разработанные и отмакетированные схемные решения были исключены из окончательной конструкции, во избежание ещё большего усложнения.

Обрезание было применено к:

  • активному 2х канальному кроссоверу на 4х ОУ (см. Рис.1) , содержащему ФНЧ 4го порядка, фазоинвертор (all-pass filter) и сумматор сигналов, для выделения СЧ-ВЧ компонент сигнала (заменён пассивным RC фильтрами).

(кликни для увеличения)

  • формирователю ООСН+ПОСТ для мостового УМЗЧ канала НЧ на 4х ОУ (см. Рис.2) - заменён вырожденным корректором Линквитца – не полным Т-мостом – 2 резистора и 2 конденсатора. ()

(кликни для увеличения)

Ящик АС – фазоинвертор, рассчитан при помощи программы и настроенный при помощи программы

Материал корпуса – ДСП 16мм. Изнутри синтепон, в два слоя, закреплённый мебельным степлером, снаружи – линолеум, приклеенный на жидкие гвозди, размазанные тонким слоем. Защитная металлическая, оцинкованная сетка с коэфициентом прозрачности 62,5%.

Порт фазоинвертора расположен внизу, на задней стенке. Задняя стенка у границы порта скошена, расширяясь к выходу порта, в стык задней стенки туннеля ФИ и нижней стенки АС, вклеен деревянный уголок, закрытый рубчатым (как вельвет) ковролином (). Полоски этого же ковролина, шириной 5 мм вклеены по широким стенкам ФИ, в шахматном порядке, с шагом 3см. Все эти меры направлены на подавление призвуков в тоннеле ФИ.

Граница раздела НЧ и СЧ-ВЧ – ок. 500Гц.

НЧ динамик - какой то безродный мидбас, мощностью 30 Вт.



СЧ-ВЧ – автомобильный широкополосник с Panasonic EAB-43

Фазоинвертор настроен на частоту резонанса НЧ динамика.

Общая АЧХ АС получилась достаточно линейной. Она ограничена сверху входным ФНЧ второго порядка с частотой среза, по уровню –3дБ – 14,3 Кгц, а снизу, по фронту, настройкой фазоинвертора – 100 Гц. Спад звукового давления со стороны порта фазоинвертора, начинается с частоты 40 Гц, что для НЧ динамика, являющегося, очевидно, «мидбасовым», является очень хорошим показателем, ИМХО.

На входе (см. Рис. 1) сумматор - лимиттер на ОУ с оптроном ОЭП-2 в ООС, на входе ОУ – RC ФВЧ со срезом на частоте 48Гц.

Потом ФНЧ Чебышева со срезом по уровню –3дБ на частоте 14,3 КГц для подавления надтональных составляющих с выхода ЦАП дешёвых гаджетов.

Отключаемый тонкомпенсированный регулятор громкости «по Сухову» (см. Радио №4 1980 стр. 38, Радио №10 1990 стр59,

Активный регулятор тембра на одном ОУ () , настроенный с оглядкой на АЧХ выбранных динамиков, установленных в АС. Регулятор тембра осуществляет только подъём АЧХ динамиков на НЧ и ВЧ. Величина подъёма не превышает 10 дБ.

Разделительные фильтры:

в канале СЧ-ВЧ второго порядка, пассивный, 800Гц и 723Гц.

в канале НЧ второго порядка – активный, 482Гц.

Подавление резонансного выброса НЧ динамика – пассивный, не полный, Т-мост с ослаблением на –6дБ на частоте резонанса взятого динамика (80 Гц)

Всего использовано три корпуса сдвоенных ОУ КР140УД20.

Телескопическая антенна позволяет подключать источник звука, содержащий радиоприёмник, коротким проводом. Для работы этой внешней антенны, общий контакт гнезда входа звукового сигнала, развязан с общим проводом АС, по ВЧ дросселем, индуктивностью 100 мкГн.

____________________________________________________________________________________________________

Усилители для портативной техники.

Усилители для автомобильных аудиосистем.

Усилители для стационарной Hi-Fi аппаратуры и телевизоров.

Приведены типовые схемы включения ИС УМ и характеристики ИС УМ.

Аудио ЦАП и АЦП

Аудиокодеки

Сигнальные процессоры различного назначения.

Introduction ......................................................................................................................................3

Contents ............................................................................................................................................5

1. Reference designs .........................................................................................................................7

2. Focus products ............................................................................................................................13

2.1 Tuners . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

TEF6862HL . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

TEF690x . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

TEF6730 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

2.2 Analog Signal Processors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

TEF6890H,TEF6892H + TEF6894H . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

2.3 Digital Signal Processors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

SAA7706H . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

SAA7709H . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

SAF7730HV . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

2.4 Audio amplifiers and voltage regulators . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

2.4.1 Integrated Power Amplifier and Stabilizer (IPAS) TDA8588AJ/BJ/J,TDA8589AJ/BJ . . . . . . . . . . .32

2.4.2 Stand-alone audio power amplifiers - Quad amplifiers TDA8569Q and TDA8571J . . . . . . . . . . . .34

TDA8592J/Q,TDA8593J/Q . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Dual amplifiers TDA8560/1/3/6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

Dual amplifier TDA1566TH . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38

Single amplifiers TDA1560Q and TDA1562Q class H power amplifiers . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

TDA1564/TDA1565 run-cool stereo power amplifier . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

2.4.3. Multi-output voltage regulators TDA3681J/TH,TDA3682ST,TDA3683J . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

TDA3601/8 and TDA3615/8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44

2.5 HD Radio™ processor solutions . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45

SAF3550 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46

2.6 Storage . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47

SAA7326 (CD10 II) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48

TZA1026 (CD10 II) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50

SAA7826 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51

SAA7806 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53

SAA7836 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54

SAA7818 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56

TZA1038HW . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58

3. Additional products . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61

4. Packages . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65

Index . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68

Большая подборка материалов (на январь 2013 г - 74 стр.) по предварительным усилителям и фильтрам, преимущественно для сабвуферов и многополосных активных систем звуковоспроизведения. Среди прочего рассмотрены фазолинейные кроссоверы для биамплинга и «триамплинга» - для тонких ценителей многоканальных ААС. Уделено внимание, так называемым «всепропускающим фильтрам» (all pass filter) пропускающим, без ослабления, частоты во всём подводимом диапазоне (с поправкой на быстродействие усилителя и пассивные компоненты), но сдвигающим фазу сигнала. Подобные фильтры используют для выравнивания группового времени задержки в фазолинейных кроссоверах. Сделана подробная выкопировка по теме Active Filters by Linkwitz с сайта самого Линквитца. Автор рассматривает теорию и практику построения многополосных активных фильтров АС, с разбором каждого составного звена, показывая графики АЧХ/ ФЧХ и формулы расчетов.Так же, для любителей самостоятельной разработки активных кроссоверов и других фильтров приведены краткие учебно – методические материалы по фильтрам НЧ и ВЧ на транзисторах и ОУ.

Подборка материалов (на январь 2013 г – 40 страниц) по активным и пассивным регуляторам тембра. Если по нынешним временам цифрового звука, захочется сделать регулятор тембра для своего усилителя, или перебрать (перенастроить) имеющийся, важно помнить, что в угоду малым динамическим искажениям и прочей деградации звука, не стоит делать регулятор, с диапазоном регулировки тембра более 6 дБ. Уровни в +15 или +20 дБ ушли в прошлое вмести с магнитными лентами. Кроме того, ослабление уровня НЧ или ВЧ тоже вряд ли потребуется. Пожалуйста, обратите внимание на схемы активных регуляторов тембра на транзисторах. Если Вы с пониманием относитесь к наличию конденсаторов на пути звука, активные регуляторытембра на транзисторах могут оказаться хорошей альтернативой активным регуляторам на ОУ, особенно с учётом того, что класс A в их выходных каскадах – редчайшая редкость.

Про пользу / вред РТ можно дебаты вести долго. Здесь всё индивидуально, и каждый для себя решает. Важно учесть следующее:

Для ВЧ стороны:

До скольки КГц Вы можете слышить звуковые сигналы?

До скольки КГц может, без ослабления уровня, воспроизводить ВЧ Ваша АС?

До скольки КГц может, без ослабления уровня, воспроизводить ВЧ Ваш источник звука?

Для НЧ стороны:

Есть ли в Вас в системе Сабвуфер?

Какова добротность и частота резонанса НЧ головки в Вашей АС?

Каково акустическое оформление низкочастотной АС, как оно влияет на воспроизведение НЧ составляющих.?

Если у Вас есть внешний спектроанализатор музыкального сигнала (у меня есть, по схеме С. Бирюкова и В. Фролова – ), посмотрите, какую музыку вы слушаете – что там с НЧ и ВЧ компонентами. Может действительно, регулятор тембра не нужен, особенно, если у Вас АС с одним широкополосным динамиком, например 2ГД-40, который ВЧ, выше 12,5 КГц воспроизводит посредственно, а на НЧ его ТС параметры обещают изрядное бубнение в районе 100Гц – такой динамик напрягать повышенным уровнем сигнала, который он не может воспроизвести – только ухудшать звучание.

Если использовать измерительный микрофон и соответствующее ПО, можно попробовать снять АЧХ в точке прослушивания, со стороны левого и правого уха, на уровне головы, и потом попытаться скорректировать уровни многополосным регулятором тембра (эквалайзером). Сторонники «чистого звука» и «короткого тракта», скорее всего, этот подход отвергнут, как и многие другие, кто слушает музыку не закрепляя свою голову в кресле для прослушивания – ведь смещение в несколько десятков сантиметров уже изменит локальную АЧХ и ФЧХ. :-)

Только не забудьте поставить перед РТ повторитель напряжения, а нагрузить РТ на высокоомный вход следующего усилительного каскада. Примеры схем предварительных усилителей, с регуляторами тембра, куда можно имплантировать схему, рассчитанную самостоятельно, можно посмотреть в статье «Предварительные усилители ЗЧ» в сборнике год. Стр.72 - 91

Подборка материалов по теме. Биамплингом называют двухполосное воспроизведение аудиосигнала (музыки). Разделение на полосы может быть более или менее полным. Менее полное – когда усилитель один, а динамиков и фильтров к ним (пассивных) – по паре. Более полное разделение – когда входной сигнал попадает на блок фильтров, разделяющий сигнал в некоторой точке (на граничной частоте), выбранной с оглядкой на характеристики применяемых динамиков. Далее сигнал поступает на два усилителя, мощность которых определяется частотой раздела и чувствительностью динамика. Далее, непосредственно динамики. Каждый воспроизводит специально подготовленную для него полосу, с оптимальной мощностью. Динамик, ответственный за НЧ участок диапазона, не перегружается ВЧ составляющими, и наоборот. В добавок, в НЧ канал можно включить , для устранения «бубнения» некоторых высокодобротных динамиков, или, что чуть сложнее, но более эффективно – узел формирования отрицательного выходного сопротивления. Подробности про биамплинг – по ссылке в заголовке.

Это, так называемые, “белые страницы» - наставление по проектированию УМЗЧ на ИС.

1.0 Introduction ............................................................................................................................................ 2

2.0 Objective ................................................................................................................................................ 2

3.0 Conclusion ............................................................................................................................................. 2

4.0 Thermal Background .............................................................................................................................. 2

4.1 TYPICAL CHARACTERISTIC DATA ................................................................................................... 3

4.2 SINGLE-ENDED AMPLIFIER Pdmax EQUATION: ............................................................................. 3

4.3 BRIDGED-OUTPUT AMPLIFIER Pdmax EQUATION ......................................................................... 3

4.4 PARALLEL AMPLIFIER Pdmax EQUATION ....................................................................................... 4

4.5 BRIDGED/PARALLEL AMPLIFIER Pdmax EQUATION ...................................................................... 4

4.6 THERMAL CONCLUSION ................................................................................................................... 4

4.7 THERMAL TESTING CONDITIONS .................................................................................................... 5

5.0 BR100-100W Bridge Circuit ................................................................................................................ 5

5.1 AUDIO TESTING ................................................................................................................................ 5

5.1.1 Linearity Tests ............................................................................................................................... 5

5.2 SCHEMATICS ..................................................................................................................................... 6

5.2.1 Bridged Amplifier Schematic .......................................................................................................... 6

5.2.2 Electrical Design Notes .................................................................................................................. 6

6.0 PA100-100W Parallel Circuit ............................................................................................................... 7

6.1 AUDIO TESTING ................................................................................................................................ 7

6.1.1 Linearity Test ................................................................................................................................. 7

6.2 SCHEMATICS ..................................................................................................................................... 8

6.2.1 Parallel Amplifier Schematic ........................................................................................................... 8

6.2.2 Electrical Design Notes .................................................................................................................. 8

7.0 BPA200–200W Bridged/Parallel Circuit ................................................................................................. 9

7.1 AUDIO TESTING ................................................................................................................................ 9

7.1.1 Linearity Tests ............................................................................................................................... 9

7.1.2 Output Power Tests ........................................................................................................................ 9

7.1.3 Noise Floor Tests ......................................................................................................................... 10

7.1.4 Electrical Design Notes ................................................................................................................ 11

7.2 SCHEMATICS ................................................................................................................................... 12

7.2.1 Detailed Bridged/Parallel Amplifier Schematic ............................................................................. 12

7.2.2 Servo Circuits ............................................................................................................................... 13

7.2.3 Power Supply Circuit .................................................................................................................... 14

7.2.4 Basic Bridged/Parallel Amplifier Schematic ................................................................................. 15

8.0 Parts List and Vendors ......................................................................................................................... 16

8.1 BUILD OF MATERIALS FOR BR100 AMPLIFIER ............................................................................ 16

8.2 BUILD OF MATERIALS FOR PA100 AMPLIFIER ............................................................................. 16

8.3 BUILD OF MATERIALS FOR BPA200 AMPLIFIER .......................................................................... 18

9.0 Heat Sink Drawings .............................................................................................................................. 19

9.1 BR100 AND PA100 HEAT SINK DRAWING ..................................................................................... 19

9.2 BPA200 HEAT SINK DRAWING ........................................................................................................ 20

Одним из способов ограничения искажений звукового сигнала, возникающих при перегрузке УМЗЧ (ограничение по питанию), является плавное ограничение уровня ВХОДНОГО сигнала, при приближении уровня выходного сигнала к зоне ограничения. Делается это, как правило, при помощи резистивно – оптронного делителя напряжения, управляемого схемой, контролирующей уровень выходного сигнала. Ограничитель такого типа и называется лимиттером. За ссылкой – небольшая подборка схем и технологических решений по теме.

Усилители класса D, характеризуются наиболее высоким (более 90%) КПД, по сравнению с другими классами. В таком усилителе, из входного и дополнительного пилообразного сигналов, формируется выходной, широтно-импульсный (ШИМ) сигнал, высокой частоты, с амплитудой, доходящей до напряжения на шинах питания. Обратно, в аналоговую форму этот ШИМ сигнал переводится интегрированием на катушке индуктивности и далее, на динамик. Чем ниже частота сигнала, тем выше точность воспроизведения его аналогового значения из последовательности ШИМ. Потому, сабвуфер – лучшее место для такого УМ. Есть попытки сделать полный (широкополосный) УС в классе D, но многие эксперты у области звука, качество сигнала на выходе таких УМ, очень критикуют.

Подборка статей, посвящённая получению, по возможности, наиболее качественного звука из архаичных, презираемых аудиофилами, ИС типа , , , , . Применён очень грамотный конструкторский подход, позволяющий малыми средствами добиться впечатляющих результатов.

Обратите внимание, в одной из схем УМ, используется лимиттер, уже упоминавшийся здесь.

Продолжаем тему грамотного применения простых, легкодоступных ИС. Вот примеры того, что можно сделать, используя такую заслуженную ИС как TDA2030.

Простой и, по своему, красивый УМЗЧ, собранный на трёх доступных ИС. Селектор входов – , регулятор громкости и тембра – , усилитель мощности – в мостовом включении. В усилителе, внутренними средствами использованных ИС, реализован лимиттер, уменьшающий искажения сигнала в областях ограничения по питанию. Сделано это очень просто – с выхода детектора искажений TDA1555Q, сигнал подаётся в цепь электронного регулятора громкости ИС TDA 1524. При появлении искажений, сигнал с вывода 15 ИС УМ TDA1555Q передаётся на электронный регулятор уровня громкости BC TDA1524, что приводит к уменьшению уровня входного сигнала ИС УМ, тем самым рост искажений (ограничения сигнала), значительно замедляется. Так же в статье описаны подходы к оценке качества собранного УМ и его компонентов.

От себя добавлю, что по нынешним временам, одну ИС УМ TDA1555Q лучше заменить на две (если хотим использовать мостовое включение, в чём есть ряд плюсов, упомянутых в статье) ИС УМ . Главное различие в том, что старая ИС работает в классе B, практически без тока покоя выходных транзисторов, что вносит некоторую долю искажений типа «ступенька», а предлагаемая на замену – работает в классе AB, что даёт, как минимум, двукратный выигрыш в коэффициенте гармоник. При этом, в обеих микросхемах применены комплиментарные пары транзисторов в выходных каскадах, что является серьёзным плюсом. Так же обе микросхемы имеют выход детектора искажений, что позволяет реализовать функцию лимиттера и в УМЗЧ на обновлённой элементной базе.

Дальнейшая разработка темы многоканального УМЗЧ с лимиттером, по мотивам вышеупомянутой статьи Н.Сухова про «Полный УМЗЧ на трёх микросхемах» привела к обнаружению интересного семейства ИС УМЗЧ с функцией диагностики – расширенной версии детектора клиппинга. , – все эти микросхемы имеют по 4 канала УМЗЧ с комплементарными парами транзисторов в выходном каскаде, работающем в классе AB. Два усилителя инвертирующие, два – не инвертирующие. Цоколёвка, в основном, совпадает, вывод диагностики – каскад с открытым коллектором на выводе №10. На ИС этой группы можно собирать мостовые УМЗЧ или УМЗЧ 2+1, где низкочастотный канал собран по мостовой схеме, а СЧ-ВЧ секции имеют штучные усилители.

Очень мудрая статья, подробно объясняющая, какие звуки и в каких сочетаниях, человеческое ухо слышит, или, наоборот, не слышит. И разбор этот ведётся в отношении звуков, воспроизводимых парой УМ+АС. По прочтении становится понятно, почему так притягателен звук ламповых УМ, при посредственных, мягко говоря, характеристиках оных, и как УМ на современных полупроводниках, накачивают звуковой выходной сигнал компонентами, которых нет во входном. Можно сказать, что эта статья предвосхитила направление создания «УМЗЧ Высокой Верности» - усилителей, предназначенных для органолептического обнаружения искажений в источниках звукового сигнала. За эту верность, весь класс УМЗЧ ВВ, независимо от имён разработчиков, стал ненавидим аудиофилами, вдруг обнаружившими ущербность своиз проигрывателей винила или CD.

Автор применил более современные, высоковольтные транзисторы повышенного быстродействия и подкорректировал схему в угоду оптимизации (повышению стабильности) работы самого медленного – выходного – каскада. В статье так же приведены ответы Сухова, на вопросы читателей, решивших повторить этот знаменитый УМ. Особое внимание уделено компьютерному моделированию описываемого и других УМЗЧ – как средству аналитического контроля характеристик разрабатываемого или намеченного к повторению устройства.

Возможно, при выборе микросхем для усилителей, схем их включения и оценки качества усилителей (любых), в целом, будет интересен давно забытый метод векторной индикации искажений, активно пропагандировавшийся в 70х - 80х годах И.Акулиничевым, и сейчас уже никем не используемым в угоду компьютерным программам, проводящим диагностику усилителя через звуковую карту.

Акулиничев ослаблял выходной сигнал усилителя до уровня входного, и в противофазе складывал их на пластинах вертикального и горизонтального отклонения осциллографа. Все помехи и искажения становились видны "на глаз", без замутнения цифроаналоговыми преобразователями. "Идеальный" усилитель давал эллиптическую петлю, которую, регулируя фазовый сдвиг в измерительной приставке, можно было сложить в отрезок. Все "ступеньки", звон, нелинейности, ограничения, вылезали на этой петле в виде затейливых волн, загагулин и пучностей. При этом, величина этих загогулин по вертикали - пропорциональна величине искажений в процентах. Это отрывок моего поста на одном из профильных радиолюбительских форумов. Далее приводятся подробности и методики измерений, описание некоторых практических опытов, а так же списки литературы (два раза), по вопросам векторного анализа искажений УМЗЧ.

Дополнительно добавлены копии статей Акулиничева, по его векторным индикаторам искажений, результаты измерений Кни УМЗЧ на TDA2005 в ИНВЕРТИРУЮЩЕМ включении,

а так же результаты тестирования большой группы ОУ отечественного производства, советских времён при однополярном питании 5 – 15 В, при Ку=10 это можно считать своеобразным стресс-тестом ОУ на предмет применимости в звуковоспроизводящей аппаратуре. Папка с фотографиями осциллограмм результатов тестирования ОУ, находится . Подробности по произведённым опытам, описанием испытательной установки – векторного индикатора искажений Акулиничева, и его, индикатора, доработки – в упомянутой выше .

Дополнение.

Продолжая тему практического применения векторного индикатора искажений, хочу привести результаты ещё двух опытов. Исследовалась ИС УМ , содержащая два инвертирующих и два не инвертирующих усилителя мощностикласса AB, с раздельными входами ивыходами. Эта ИС может применяться для построения двухканального мостового УМЗЧ, УМЗЧ вида 2.1, с мостовым НЧ каналом, или просто в качестве четырёхканального усилителя мощности. Важной особенностью этой ИС, и ряда других ИС УМ серии TDA73xx является наличие, так называемого «выхода диагностики» или «клип детектора» или «детектора искажений». К этому выводу, открытым коллектором, подключён npn транзистор, открывающийся, если напряжение на выходе любого из каналов достигнет ограничения по высокому или низкому уровню, или кристалл ИС нагреется выше допустимого значения. Такое же устройство (4 независимых канала плюс вывод диагностики) имеют ИС УМ серии TDA155x, в том числе , на которой Николай Сухов сделал свой «Полный УМЗЧ на трёх микросхемах» . Но есть нюанс – более старая микросхема TDA1555Qработает в классе B, имеет на порядок больший уровень искажений и, что удивительно, стоит дороже (в Санкт Петербурге), чем рассматриваемая TDA7377.

Вот что получилось в результате проверки ИС УМЗЧ TDA7377 при помощи векторного индикатора искажений Акулиничева:

TDA7377 Инвертирующий канал

Обращаю Ваше внимание на то, что измерения проводились на частоте 30 КГц.

Чуть позже, я протестировал эту же ИС TDA7377 уже «компьютерным» способом, при помощи упоминавшейся программы . Вот результаты спектрального анализа искажений, вносимых TDA7377 при работе на частоте 100 Гц. (При измерениях на 1000Гц, измеренный уровень искажений получается ещё меньше, значительная часть рабочего диапазона выпадает из рассмотрения.)

TDA7377 Не инвертирующий канал

TDA7377 Инвертирующий канал

Можно заметить, что спектральный анализ состава искажений, для этого экземпляра TDA7377, так же показывает некоторое (в одну сотую:-)) преимущество не инвертирующего канала, что может быть подтверждением допустимости оценки качества УМЗЧ, методом селекции сигнала искажений Акулиничева.

ARTA Sofrware и спектральный анализ искажений простых ИС УМЗЧ.

Упомянув про спектральный анализ состава искажений, проведённый для ИС TDA7377, я хочу так же рассказать о других, полученных «по случаю» результатах измерения ИС серии TDA20xx, оказавшихся в это время в состоянии работоспособных макетов УМЗЧ, годных для опытов. Почти без комментариев. «Найдите десять отличий», как говорится.

К174УН14, Инвертирующее включение, 1КГц


Это очень краткий конспект пятидесятидевятистраничного топика на Вегалаве, посвящённого схемам и концепциям защиты УМ и АС от повреждения в аварийных ситуациях. Приводятся ссылки на страницы, откуда взяты наиболее интересные, на мой взгляд, схемы. Вопросы по заинтересовавшей Вас схеме защиты, можно задать и здесь, через кнопку обратной связи.