Духовный смысл праздника. Духовный смысл праздника обрезание господне Духовный смысл праздника

В чем духовный смысл праздника Сретения? Почему встреча старца Симеона с Богомладенцем Иисусом стала великим христианским праздником? С уважением,

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Событие, давшее начало двунадесятому празднику, в духовном отношении многомерно. Русское слово встреча не передает главного значения церковно-славянского понятия сретение. Встречаются обычно равные. «А здесь, - как заметил митрополит Вениамин (Федченков), - более подходяще славянское слово “сретение”, ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему, людей, встречающих Бога» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С. 170-171). Событие в Иерусалимском храме имеет особую значимость. Сам Божественный Законодатель как рожденный прежде всякой твари (Кол. 1: 15) и как первенец Девы (Мф. 1: 25) приносится в дар Богу. Этот символический акт является как бы началом того служения, которое на земле заканчивается великим событием: воплотившийся Сын Божий приносит всего Себя Отцу во искупление человечества, с которым ранее встретился в лице святого праведного Симеона. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2: 30-32). Эта благодарственная песнь по мыслям и выражениям восходит к некоторым местам книги пророка Исаии: И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава (Ис. 11: 10). Иессей был отцом царя Давида. Поэтому корень Иессеев - ожидаемый людьми Мессия-Христос, Сын Давидов (см.: Мф. 1: 1), К оторый, как показала двухтысячелетняя история, станет знаменем пререкаемым. Это знамение разделит людей на верующих и неверующих, возлюбивших свет и избравших тьму. «Что это за знамение пререкаемое ? - Знамение креста, которое исповедуется Церковью как спасительное для вселенной» (Святитель Иоанн Златоуст). Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием. Путь спасения для каждого должен начаться со встречи Иисусом Христом как его личным Спасителем. Пока такая встреча не произошла, человек остается сидящим во тьме… и тени смертной (см.: Мф. 4: 16).

На сороковой день по Рождестве Богомладенца произошла еще одна встреча - церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной. Все евангельское повествование проникнуто мотивом точного исполнения закона Моисея: сорокадневный срок очищения , предписанный книгой Левит (см.: 12: 2-4), посвящение первородного сына Богу (см.: Числ. 3: 13), символический выкуп его (Исх. 13: 13). Однако легко увидеть, что духовный центр описываемого события полностью перенесен в новозаветную историю. Ныне (Лк. 2: 29) означает, что ожидаемое многими поколениями время прихода Мессии пришло. Святой праведный Симеон говорит об исходе из этого мира (глагол отпущаеши в греческом и славянском текстах стоит в настоящем времени). Вдохновенная речь старца Симеона полна хвалы и благодарения Богу за то, что исполнились сроки обетования. По святоотеческому преданию, святой пророк Захария, отец святого Иоанна Предтечи, Пречистую Деву, пришедшую по закону для исполнения обряда, поставил не на месте жен, приходящих для очищения, а на месте девиц (женам, имеющим мужей, становиться там не позволялось). И когда книжники и фарисеи стали выражать негодование, Захария возвестил, что сия Матерь и по рождестве остается Девой и чистой: «по сему и я сию Матерь не устранил с места, назначенного для девиц, потому что Она превыше всех дев».

Третья встреча имеет сугубо личный характер. Для старца Симеона настал день, который он ожидал необычно долго. Ему было обещано увидеть Спасителя мира, рожденного Приснодевой Марией. Праведный Симеон, отличавшийся незаурядной ученостью, как человек мудрый и хорошо знающий Божественное Писание, трудился вместе с 72 переводчиками на острове Фарос в Александрии, переводившими в 80-х годах III века до Р.Х. с еврейского на греческий книги Ветхого Завета. Переводя книгу пророка Исаии, дошел он до слов се Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7: 14). Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож и хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово «дева» на слово «жена». Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав за руку, сказал: «Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа». Уверовав в ангельские слова, старец Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа, проводя праведную и непорочную жизнь. По преданию, старец Симеон сподобился блаженной кончины на 360-ом году своей жизни. Его святые мощи были перенесены при императоре Иустине Младшем (565-578) в Константинополь и положены при Халкопратийском храме в пределе святого апостола Иакова.

Молитва святого Симеона Богоприимца (ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко ) поется (в праздничные дни) или читается (во время вседневного богослужения) на каждой вечерне, чтобы уходящий день напоминал каждому верующему о вечере его жизни, который закончится исходом из этой временной жизни. Надо прожить жизнь в мире с Богом и исполнении евангельских заповедей, чтобы, как святой старец Симеон, с радостью встретить нескончаемый светлый день в Царствии Небесном.

Праздник Воздвижения - казалось бы, один из многих в ряду торжеств вселенской Православной Церкви, и, к тому же, отнюдь не связанный напрямую со временем земной "евангельской" жизни Спасителя - тем не менее, весьма важен для каждого христианина. Так что же означает это торжество, что вспоминается православным людям в день прославления Святого Креста?

Издревле в Римской империи крест - как орудие казни - являлся знаком, символом позора: распятие на кресте считалось самой унизительной формой "высшей меры наказания". Посредством распятия исполнялись приговоры над наиболее презренными преступниками: убийцами, бунтовщиками и иными отребьями общества. И вот, изображение именно этого самого орудия уничижения и поругания, знак страшной и некогда постыдной смерти - носит сегодня на своей груди каждый христианин: древний символ жестокости римских палачей чтит ныне вся Православная Церковь. Каждый, считающий себя последователем Спасителя, готов, вслед за святым апостолом Павлом, - "хвалиться... крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Послание к Галатам 6:14), готов утверждать святость, спасительность и, более того, особую животворность этого предельно изощренного орудия человеческого убийства. Понять подобное почитание Святого Креста помогает евангельское "слово о кресте", что, по выражению апостола Павла, "для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия" (Первое Послание к Коринфянам 1:18), - то слово, что с апостольских времен дарует надежду на спасение каждому последователю Богочеловека Христа.

Пришедший в мир Сын Божий явился сюда отнюдь не в силе и славе Своего Божества, не как могучий Властитель и Промыслитель Вселенной. Он воплотился среди нас в "образе ("зраке") раба" - как "обыкновенный" человек, выросший и воспитанный в семье простого плотника, проповедовавший на дорогах и голых холмах Иудеи и Галилеи, не принятый Своим народом и казненный в Иерусалиме. "Венцом" же и пределом такого поистине тяжелейшего жизненного пути Иисуса стал именно Крест - смертоносное Древо, к которому прибили Его римские воины.

По слову древнего христианского писателя Мелитона Сардийского (II век), событие Распятия, сама Крестная смерть Сына Божьего Иисуса Христа - преисполнены поистине космической, вселенской парадоксальности и необъяснимости. Ибо: "Подвесивший землю - подвешен. Привязавший небо - привязан. Утвердивший Вселенную - утвержден на Древе. Бог убит...".

Здесь уместно напомнить о том важнейшем христианском понятии, что, пожалуй, заключает в себе всю суть жертвенного подвига Спасителя - о понятии "искупления". Именно через Искупление - через крестную смерть ставшего человеком Бога - человеческий род и получает прощение за тот древний "отказ" от своего Творца, за то нарушение данной еще в Раю заповеди, которое совершил первый человек - Адам. Бог становится Одним из людей, проходит человеческий земной жизненный путь, умирает, и, наконец, этой Своей смертью попирает и побеждает саму смерть, вырываясь из ее "объятий" - в Собственном Воскресении. Неподвластный греху - по Божеству, Он одерживает победу над адом; равный людям во всем - по Своему человечеству, Он и для них пролагает путь от смерти и тления - к вечной жизни. Зачастую сравниваемый с Адамом, да и называемый Церковью Новым - Небесным - Адамом, Он как бы "изглаживает" из "книги жизни" нашего мира "обличительную запись" о вине родоначальника всего человечества, согрешившего некогда по собственной гордости.



Вот этот-то подвиг Искупления и совершается Спасителем на Кресте. Именно здесь - на Крестном Древе - и достигается тот предел человеческого уничижения и, одновременно, славы Христа.

Итак, с Воскресением Христа, "человек согрешивший" преображается в "человека прощенного". И потому-то с момента восстания Спасителя из мертвых все поврежденное людским грехом мироздание ликует вместе с нами, предчувствуя скорое освобождение от связавших его - по людской вине - пут греха. Все вокруг начинает меняться, наполняться глубоким и праздничным смыслом, радостью богопросветленности. При этом, отныне над всем мирозданием воцаряется - как символ торжества Богочеловека над смертью, как знак победы Спасителя над грехом и сатаной - то "орудие" или даже "оружие", с помощью которого и была одержана эта победа: Крест Христов. Будучи поначалу образом людского уничижения, он вдруг обращается в знамение долгожданного примирения и духовного союза "земли" и "неба". Сеявший прежде смерть, Крест делается отныне подлинным воплощением жизнеутверждающей истины: Господь неотступно пребывает среди людей, которые Им прощены.



В одном из посланий апостола Павла присутствуют странные и, на первый взгляд, не совсем понятные слова, призывающие к тому, чтобы мы, "укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть... что (есть) широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову" (Послание к Ефесянам 3:18-19). Суть же их в том, что отныне Крест, по апостолу, проницает уже, пронизывает собой всю вселенную; таким образом, он поистине есть ее "широта и долгота, и глубина и высота". Все, что ни существует в нашем земном мире, оказывается как бы "охваченным", "объятым" двумя - раскинутыми в бесконечности умопостигаемого "космоса" - горизонтальными ветвями Креста; вертикаль же его, уходя вниз, пронзает - подобно копью - глубины ада, и, в то же самое время, возносясь другим концом ввысь, - достигает пределов небесного Рая, подножия Божественного Престола. Как пишет о подобном значении Крестного Древа священномученик Ипполит Римский (III век), “Древо сие дается мне для вечного моего спасения. Оно питает меня, восстанавливает силы, я опираюсь на его корни, располагаюсь под его ветвями, с радостью я дышу его запахами, как будто подставляю лицо ветру. Под сенью его я ставлю свою палатку, укрываясь от чрезмерного зноя, я обретаю отдых, полный прохлады. Я расцветаю вместе с цветами его, плоды его доставляют мне неизъяснимую радость, я собираю их, ибо они приготовлены для меня с начала мира. У него я нахожу изысканную пищу для утоления голода, под ним фонтан для утоления жажды, с него я беру одежду, дабы прикрыть свою наготу, листья его - это дух животворящий. Прочь от меня отныне листья смоковницы (здесь имеются в виду те листья смоковницы, которыми Адам и Ева, почувствовав стыд после своего грехопадения, прикрыли собственную наготу)! Если есть во мне страх Господень, то здесь у древа мое убежище, в опасностях оно укрепит меня, в битвах - послужит щитом, в победе - трофеем. Вот малая тропа, вот мой узкий путь! Вот лествица Иаковля, где ангелы восходят и нисходят, а на вершине ее стоит Господь. Дерево это простирается дальше неба, поднимается от земли к небесам. Будучи бессмертным, оно растет из центра неба и земли, оно - твердая опора вселенной, связь всех вещей, основа всей обитаемой земли, космическое сплетение, содержащее в себе всякую пестроту человеческой природы. Прибитый незримыми гвоздями Духа, дабы не колебаться в твердом согласии с волей Божией, головою касаясь неба, а земли ногами, все пространство между землей и небом заполнил Он (распятый на Крестном Древе Христос) необъятными руками Своими”.

14 января Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества Богомладенец Иисус был обрезан, при этом Ему было наречено имя, предреченное при Благовещении архангелом Гавриилом Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).

Смысл этого праздника таинственен для нас. Почему при посвящении младенца мужеского пола Богу надо было обрезать крайнюю плоть? Мы знаем обычаи христианские, при Крещении состригается лишь прядь волос крещающегося. При монашеском постриге тоже.

Обычай обрезания крайней плоти у мальчиков является очень древней операцией, наряду с такой, как трепанация черепа. В пустыне Сахара, на территории Египта в гробнице Фараона Анкхамора был обнаружен барельеф на котором изображена сцена — обрезание крайней плоти двум молодым юношам. Статую, изображающую Фараона с половым органом со следами обрезания, можно увидеть в Каирском музее. Сохранились древние папирусы с изображением этой операции. Таким образом, эта операция широко практиковалась уже в третьем тысячелетии до нашей эры! Некоторые учёные археологи находили наскальные рисунки на которых изображено обрезание и возраст этим рисунков — около 15000 лет.

Существует ряд медицинских объяснений необходимости этой операции. Первая из них гигиеническая. Обряд обрезания чаще всего встречается на Африканском континенте, в регионе с жарким климатом, где недостаток воды приводит к трудностям соблюдение правил гигиены.

Другой тип объяснений предполагает, что этот обряд является одним из компонентов ритуала инициации — посвящения, перехода к взрослой жизни, превращения мальчика в мужчину. Именно в этом аспекте он исполняется у аборигенов Австралии. То есть мистики вокруг этой операции действительно много.

Согласно библейской традиции, обряд обрезания восходит к патриарху Аврааму, который в возрасте 99 лет совершил обрезание себе и всем домочадцам мужского пола, как предписал ему Бог: С этим заветом связано обещание Бога отдатьХанаан потомкам Авраама.

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Бытие,.глава 17)

Таким образом тот орган, что должен быть у каждого мужчины, нуждается в «обрезании». Смысл этого действия и есть инициация, начало противостояния животному началу, необузданности сил плоти, но не в значении полной победы над нею, а в смысле ограничения, заключения в рамки, обрезания плоти до известных пределов, которое составляет здоровую норму. Пожертвовать лишним, крайним, чтобы получить мощь целого, целомудрие. Формулу Завета, данного Аврааму, вернее всего выразить так: «Пусть будет противостояние плоти у вас каждого мужчины». Но не женщины. Ей активное противостояние было не нужно. То есть получается такой краткий императив: «Имейте контроль над плотью, чтобы противостоять силе стихии ее».

У всех Заветов, которые заключает Господь, есть некий тайный или явный знак Знак Завета между Богом и человеком, то есть нечто такое, что должен сделать сам человек. Это может быть выражено действием, словом, исполнением заповеди. Знак Завета хранит Завет, а завет хранит сердце наше. Таким знаком Завета на теле мужчины и являлась операция обрезания крайней плоти.

99-летний Авраам делает обрезание сам, сознательно. Всем остальным обрезание будет сделано на 8 день. Число 8 знаменует переход на совершенно другой уровень. После первой недели земной жизни, пережив одну субботу, младенец проходит и первый обряд. Обрезанию подвергается и рожденный от служанки и любой работник, даже из чужого племени. Таким образом народ израильский формировался не только из семени Авраама. То есть евреем прежде всего делало обрезание, а только затем рождение. Но всякое движение праведности зачинается очищением тела и начинается с овладевания им.

Тот же мужчина, которому не сделано обрезание, считается «неовладевшим своим телом». И потому душа того, кто «не овладел телом своим» будет отторгнута от тех, кто с Ним, ибо «Мой Завет расторгнут им».

«Отвержение» это для души человека — одно из самых страшных явлений, о которых Книга Бытия говорит лишь в самых серьезных случаях. «неовладевание» разрушает Завет и душа его истребляется, отторгается от Господа. Оказывается, что отсутствие знака Завета есть нечто большее, чем символ и память; это как раз то, нарушение чего ведет к изоляции души от Бога и Его народа и, как следствие, к ее гибели.

И младенец Иисус, телесно рожденный от матери Его Марии, плоть от плоти народа своего, иудей из царского рода, дома Давидова. «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.» (Лк, глава 2).

Но пройдет совсем немного времени и Савл Тарсиянин, апостол Павел напишет в послании Галатам: «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью…… сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную……Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. »

И в этом весь смысл духовной революции принесенной в мир Христом. Он, прошедший все телесные обряды инициации, вплоть до смерти телесной, крестной смерти, отменил законы первенства плоти над духом. Спасение не по плоти, а в Духе по благодати.

Пресвятая Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Тора предписывает иудеям совершать обрезание в знак обозначения себя как богоизбранного народа. Православные христиане благочестиво признают за иудеями это право богоизбранности, поэтому они с благоговением празнуют этот христианский праздник Обрезания Господня. Первые апостолы и христиане, происходившие из иудеев, также были обрезаны.

По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец закона, сам принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти (как учили еретики-докеты).

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).

Праздник Обрезания Господня, хотя относится и великим праздникам и имеет праздничный знак, но не принадлежит к двунадесятым праздникам и празднуется один день – без предпразднества и попразднества. По традиции в этот день совершается молебное пение на Новый год с коленопреклонением.

Сретение Господне православные христиане и греко-католики отмечают в середине февраля – пятнадцатого числа. Праздник посвящен принесению в Иерусалимский Храм 40-дневного Иисуса Христа.

Причина празднования

Церковь и простые миряне 15 февраля будут в очередной раз вспоминать о важной духовной встрече Спасителя в младенческом возрасте с Симеоном (старцем) в Иерусалимском Храме Господнем. Это событие, состоявшееся после рождения Иисуса на сороковой день, описано в Новом завете, в Евангелии от Луки.

Особенности праздника Сретения Господня

Праздник входит в так называемые двунадесятые торжества. Речь идет о самых главных православных праздниках на протяжении одного года. Еще одна важная деталь – Сретение всегда приходится на пятнадцатое февраля, то есть оно не является так называемым переходящим праздником.

Что следует понимать под «сретением»?

Как известно, в русской православной традиции используется церковно-славянский язык. В нем слово «сретение» употребляется вместо современного русского – «встреча».

Празднование духовного смысла сретения Иисуса младенца с Симеоном установлено православной церковной властью на основании текста в Евангелии от Луки.

Что случилось в тот день?

Дева Мария и Иосиф Обручник по установленной законом традиции явились вместе с младенцем Иисусом в Иерусалим. Им предстояло в Храме принести Всевышнему Богу в знак благодарности за своего первенца небольшую жертву.

О какой благодарственной жертве идет речь?

Чтобы уяснить этот вопрос, нам придется окунуться в мир ветхозаветных законов. Для еврейских женщин в то время существовал запрет посещать Храм после рождения мальчика целых сорок дней, а после рождения девочки – восемьдесят дней.

По завершению такого срока мать с ребенком должны были явиться к священникам для приношения Господу благодарственной и очистительной жертвы. Фактически это были два различных жертвоприношения – годовалый ягненок без физических недостатков и голубка. Но для бедных слоев населения позволялось послабление – замена ягненка голубкой. Отсюда и пошло церковное выражение «две горлицы или два птенца голубиных».

Для мальчика, который появлялся в семье первым, на сороковом дне после рождения был предусмотрен еще и специальный обряд посвящения Богу. Подчеркнем особо, что предусматривалась не просто дань некой привившейся традиции, а строгое следование Моисееву закону. Основание – радость освобождения от египетского рабства на протяжении четырех сотен лет и великий исход в Землю Обетованную.

Почему пресвятая Дева Мария нуждалась в очищении?

Христианство считает, что зачатие Иисуса Господа было непорочным. Разве это не говорит о том, что обряд очищения для Марии не был необходимостью?

Да, это, несомненно, так. Тем не менее, святая женщина пришла в Иерусалимский Храм для точного исполнения Закона, с благородной целью проявить нам свою исключительную кротость.

Для очистительной жертвы Богородица избрала, как символ бедности, скромности и целомудрия, двух голубиных птенцов.

Симеон Богоприимец. Что мы должны знать о нем?

Святое предание говорит о том, что Дева Мария, неся младенца на руках, встретила в момент переступания порога Храма древнего старца по имени Симеон. С древнего иврита это слово переводится как «слышание».

То же предание утверждает, что старец прожил около 360-ти лет. Симеон в свое время входил в партию семидесяти двух книжников, переводивших по приказу Птолемея в третьем веке до нашей эры на греческий язык Библию.

Легенда гласит, что старец работал над книгой пророка Исайи и обратил внимание на строку: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». В этих словах он увидел несоответствие реалиям и решил «девственницу» заменить «женщиной». Но Ангел, вдруг явившийся ему, не позволил исправить предложение. Симеон получил от Посланника уверение, что придет время, когда он сам убедится в правильности пророчества. До этого светлого часа ему было предписано жить и ждать исполнения предписанного.

Читайте об этом в Новом Завете: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот, наконец, наступил день Сретения. Пришло завершение длинной и насыщенной жизни Симеона, ибо исполнилось то, о чем писалось в пророчестве.

Праведный старец, взяв на руки Спасителя, с радостью произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

В православной традиции праведник, удостоившийся великой благости, упоминается также под именем святого Симеона Богоприимца.

Что еще известно о праведном старце?

В шестом столетии мощи Симеона поместили для почитания в Константинополе.

По легенде, гроб святого пророка в начале тринадцатого века посетил под видом скромного паломника Антония архиепископ Новгорода.

Епископ Феофан Затворник упоминал о Симеоне, как о личности, освятившей водораздел между Ветхим и Новым Заветами. Старый Мир, по его мнению, отходил во время Сретения в прошлое, открывая все возможности для прихода христианства. Это новозаветное событие упоминается в православных храмах обязательно в каждом богослужении. Обратите внимание на особую Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Анна-пророчица. Что известно о ней?

Во время Сретения в Господнем храме произошло еще одно важное событие. В Евангелии от Луки упоминается такой факт – к Деве Марии приблизилась некая вдова 84-х лет. Это была дочь Фануилова.

Люди любили ее за духовное рвение во имя Бога и называли Анной-пророчицей. Известно, что старица прожила много лет при Храме, трудясь для его блага, «постом и молитвой служа Богу день и ночь».

Женщина, увидев новорожденного Христа, поклонилась ему, и поспешила распространить благую весть по святому городу Иерусалиму. Горожане с великой радостью принимали в свои сердца новость о наступлении эры Мессии, родившегося для окончательного избавления Израиля от старого бремени. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

История праздника Сретения Господня

Сретение Господне является последним и завершающим торжеством из череды рождественских праздников. Христианская Церковь ввела его в обиход еще в глубокой древности. Восточная ветвь последователей Христа празднует день очищения приблизительно с четвертого века, а западная – с пятого века. Во всяком случае, если принимать во внимание некоторые ранние христианские свидетельства.

Интересно, что в период становления веры Сретение не считалось полностью состоявшимся праздником и носило название «сорокового дня от Богоявления».

Откуда это известно?

До нашего времени дошел ряд текстовых проповедей, посвященных этому дню, от святителя Кирилла Иерусалимского, а также от таких корифеев Церкви, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Существуют документальные свидетельства и других, менее известных иерархов. Изучение таких текстов приводит к логичному выводу, что первые христиане подобным праздникам придавали меньшее значение, чем мы. Это было связано с длинным процессом становления обрядности, непрестанными гонениями в разных уголках мира последователей Христа и тяжелыми условиями для выживания.

Сретение Господне, XII век. Часть тимпана западного фасада в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция

Легенда из византийской Антиохии

Положение изменилось во время правления императора Юстиниана в шестом веке. В истории упоминается 544 год, как время страшных бед в городе Антиохии. Горожане неимоверно страдали от моровой язвы. Каждый день гибли сотни и сотни людей. Спасение пришло неожиданно. Один из верных последователей христианского учения получил приказание от Божьего Посланника передать горожанам повеление о праздновании Сретения Господня в более торжественной форме.

Эпидемия прекратилась сразу же после того, как 15 февраля 544 года все жители города провели во всенощном бдении, а утром совершили крестный ход. Церковная власть после этого чуда постановила встречать праздник Сретения Господня очень торжественно и в большом трепете.

Различия в названиях праздника

Начиная с пятого столетия века, люди стали называть Сретение «праздником Встречи» и «праздником Очищения». В восточной христианской традиции он продолжает оставаться Сретеньем до сих пор. А вот на Западе до семидесятых годов прошлого столетия этот день считался «праздником Очищения». Теперь католики его называют «Праздником Жертвования Господнего».

Римско-католическая Церковь делает особый акцент на Очищении Богоматери. Праздничное Богослужение посвящается также принесению младенца Спасителя в Храм Господень для искупительной жертвы.

Обряд очищения Дева Мария прошла через сорок дней после рождения Иисуса. В католицизме такое действие упоминается под термином Chandeleur (светильник). Этот праздник посвящается непосредственно Божией Огненной Марии.

О чем упоминается в Богослужебном Уставе (Типиконе)?

В этом важном для восточных христиан уставном документе обряд освящения свеч и воды во время Богослужения, посвященного празднику Сретения, не упоминался. Вы не найдете такой информации даже в самых старых требниках. Но начиная с 1946 года в новых требниках для дня очищения типографии стали специально печатать правила освящения свечей.

С чем было связано такое изменение?

После войны Униатская Церковь западных регионов Украины перешла в юрисдикцию Православия. У бывших греко-католиков к тому времени для Сретения закрепился обычай освящения церковных свечей. В Украине православные христиане о такой католической традиции знали еще в семнадцатом столетии. Вспомним по этому случаю, например, о знаменитом митрополите Петре Могиле, авторе изменений в «Требнике для малоросских епархий». Правка учитывала подробное описание чина прохождения со светильниками в римском требнике. В русском православии этот обряд распространения не получил. Его нет также у греков и старообрядцев. В украинских церквях же такой чин существует и поныне.

Когда освящают свечи в русских епархиях?

Обряд освящения свечей священники откладывают до времени произношения молитвы за амвоном. Также этот обряд употребляется при молебне после основной литургии. Но это касается не всех церквей, так как во многих из них вообще отсутствует такая традиция. По мнению некоторых пастырей, сретенские свечи являются просто элементом магического языческого ритуала, связанного с почитанием огненного культа «громницы». Речь идет о закамуфлированном виде преклонения перед богом Перуном, доставшемся нам от предков-славян.

«Умягшение злых сердец». Духовный смысл старой иконы

Наверное, вы уже слышали о чудодейственной иконе, посвященной Сретению Господню. Это изображение Пресвятой Богородицы под названием «Умягчение злых сердец». У него есть и другое обозначение – «Симеоново проречение». Икона представляет собой символическое изображение осуществления предсказания от Симеона Богоприимца.

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Старец, по словам апостола Луки, в день очищения произнес в Святом Храме такое пророчество: «Тебе Самой оружие пройдёт душу».

Внимательно приглядитесь к иконе. Вы увидите на ней Деву Марию, стоящую на облаке и сердце, которое разит семь мечей. Три из них с правой стороны. Три – с левой стороны. Один меч – в нижней части. Отметим также, что христиане часто используют изображения Богородицы и на специальных поясах.

Под числом «семь» подразумевается вся полнота пройденного нелегкого жизненного пути Богоматери, наполненного горем, печалью и сердечной болью. Иногда образ Девы Марии дополняется умершим Богомладенцем, покоящемся у нее на коленях.

Сретение и приметы

В давние времена в русских деревнях на Сретение люди собирались для определения необходимых сроков полевых работ на начало весны. Народные приметы определяют день, разделяющий февраль на две части, как пограничное состояние между зимним и весенним сезонами.

Это хорошо видно на примере такой русской поговорки, как: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась».

Погода и праздник

День Сретения, по мнению крестьян, непосредственно указывал на то, какими будут весна и лето. Погодные условия в праздник определяли и виды на урожай.

«Какова погода на Сретение, такова будет и весна».

Если на Сретение случалась оттепель, люди ждали с нетерпением ранней и теплой весны. Холода на праздник свидетельствовали о затяжной и трудной весне. Если выпадал снег, то прогнозы были еще хуже – приходилось ждать выматывающего и очень дождливого сезона.

«На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних».

«На Сретение капель — урожай пшеницы».

«На Сретенье ветер — к плодородию фруктовых деревьев».

Как бы то ни было, а Сретение – это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.

Сретение Господне православные христиане и греко-католики отмечают в середине февраля – пятнадцатого числа. Праздник посвящен принесению в Иерусалимский Храм 40-дневного Иисуса Христа.

Иконография Сретения. Роспись конца VII века, церковь Санта Мария Кастельсеприо, Италия

Причина празднования

Церковь и простые миряне 15 февраля будут в очередной раз вспоминать о важной духовной встрече Спасителя в младенческом возрасте с Симеоном (старцем) в Иерусалимском Храме Господнем. Это событие, состоявшееся после рождения Иисуса на сороковой день, описано в Новом завете, в Евангелии от Луки.

Особенности праздника Сретения Господня

Праздник входит в так называемые двунадесятые торжества. Речь идет о самых главных православных праздниках на протяжении одного года. Еще одна важная деталь – Сретение всегда приходится на пятнадцатое февраля, то есть оно не является так называемым переходящим праздником.

1408 г. Мастерская Андрея Рублева. Из иконостаса Успенского собора Владимира

Что следует понимать под «сретением»?

Как известно, в русской православной традиции используется церковно-славянский язык. В нем слово «сретение» употребляется вместо современного русского – «встреча».

Празднование духовного смысла сретения Иисуса младенца с Симеоном установлено православной церковной властью на основании текста в Евангелии от Луки.

Что случилось в тот день?

Дева Мария и Иосиф Обручник по установленной законом традиции явились вместе с младенцем Иисусом в Иерусалим. Им предстояло в Храме принести Всевышнему Богу в знак благодарности за своего первенца небольшую жертву.

О какой благодарственной жертве идет речь?

Чтобы уяснить этот вопрос, нам придется окунуться в мир ветхозаветных законов. Для еврейских женщин в то время существовал запрет посещать Храм после рождения мальчика целых сорок дней, а после рождения девочки – восемьдесят дней.

По завершению такого срока мать с ребенком должны были явиться к священникам для приношения Господу благодарственной и очистительной жертвы. Фактически это были два различных жертвоприношения – годовалый ягненок без физических недостатков и голубка. Но для бедных слоев населения позволялось послабление – замена ягненка голубкой. Отсюда и пошло церковное выражение «две горлицы или два птенца голубиных».

Для мальчика, который появлялся в семье первым, на сороковом дне после рождения был предусмотрен еще и специальный обряд посвящения Богу. Подчеркнем особо, что предусматривалась не просто дань некой привившейся традиции, а строгое следование Моисееву закону. Основание – радость освобождения от египетского рабства на протяжении четырех сотен лет и великий исход в Землю Обетованную.

Сретение. Эмаль. Конец XII -начало XIII вв. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси

Почему пресвятая Дева Мария нуждалась в очищении?

Христианство считает, что зачатие Иисуса Господа было непорочным. Разве это не говорит о том, что обряд очищения для Марии не был необходимостью?

Да, это, несомненно, так. Тем не менее, святая женщина пришла в Иерусалимский Храм для точного исполнения Закона, с благородной целью проявить нам свою исключительную кротость.

Для очистительной жертвы Богородица избрала, как символ бедности, скромности и целомудрия, двух голубиных птенцов.

Симеон Богоприимец. Что мы должны знать о нем?

Святое предание говорит о том, что Дева Мария, неся младенца на руках, встретила в момент переступания порога Храма древнего старца по имени Симеон. С древнего иврита это слово переводится как «слышание».

То же предание утверждает, что старец прожил около 360-ти лет. Симеон в свое время входил в партию семидесяти двух книжников, переводивших по приказу Птолемея в третьем веке до нашей эры на греческий язык Библию.

Легенда гласит, что старец работал над книгой пророка Исайи и обратил внимание на строку: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». В этих словах он увидел несоответствие реалиям и решил «девственницу» заменить «женщиной». Но Ангел, вдруг явившийся ему, не позволил исправить предложение. Симеон получил от Посланника уверение, что придет время, когда он сам убедится в правильности пророчества. До этого светлого часа ему было предписано жить и ждать исполнения предписанного.

Читайте об этом в Новом Завете: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот, наконец, наступил день Сретения. Пришло завершение длинной и насыщенной жизни Симеона, ибо исполнилось то, о чем писалось в пророчестве.

Праведный старец, взяв на руки Спасителя, с радостью произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

В православной традиции праведник, удостоившийся великой благости, упоминается также под именем святого Симеона Богоприимца.

Что еще известно о праведном старце?

В шестом столетии мощи Симеона поместили для почитания в Константинополе.

По легенде, гроб святого пророка в начале тринадцатого века посетил под видом скромного паломника Антония архиепископ Новгорода.

Епископ Феофан Затворник упоминал о Симеоне, как о личности, освятившей водораздел между Ветхим и Новым Заветами. Старый Мир, по его мнению, отходил во время Сретения в прошлое, открывая все возможности для прихода христианства. Это новозаветное событие упоминается в православных храмах обязательно в каждом богослужении. Обратите внимание на особую Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Анна-пророчица. Что известно о ней?

Во время Сретения в Господнем храме произошло еще одно важное событие. В Евангелии от Луки упоминается такой факт – к Деве Марии приблизилась некая вдова 84-х лет. Это была дочь Фануилова.

Люди любили ее за духовное рвение во имя Бога и называли Анной-пророчицей. Известно, что старица прожила много лет при Храме, трудясь для его блага, «постом и молитвой служа Богу день и ночь».

Женщина, увидев новорожденного Христа, поклонилась ему, и поспешила распространить благую весть по святому городу Иерусалиму. Горожане с великой радостью принимали в свои сердца новость о наступлении эры Мессии, родившегося для окончательного избавления Израиля от старого бремени. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

История праздника Сретения Господня

Сретение Господне является последним и завершающим торжеством из череды рождественских праздников. Христианская Церковь ввела его в обиход еще в глубокой древности. Восточная ветвь последователей Христа празднует день очищения приблизительно с четвертого века, а западная – с пятого века. Во всяком случае, если принимать во внимание некоторые ранние христианские свидетельства.

Интересно, что в период становления веры Сретение не считалось полностью состоявшимся праздником и носило название «сорокового дня от Богоявления».

Откуда это известно?

До нашего времени дошел ряд текстовых проповедей, посвященных этому дню, от святителя Кирилла Иерусалимского, а также от таких корифеев Церкви, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Существуют документальные свидетельства и других, менее известных иерархов. Изучение таких текстов приводит к логичному выводу, что первые христиане подобным праздникам придавали меньшее значение, чем мы. Это было связано с длинным процессом становления обрядности, непрестанными гонениями в разных уголках мира последователей Христа и тяжелыми условиями для выживания.

Сретение Господне, XII век. Часть тимпана западного фасада в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция

Легенда из византийской Антиохии

Положение изменилось во время правления императора Юстиниана в шестом веке. В истории упоминается 544 год, как время страшных бед в городе Антиохии. Горожане неимоверно страдали от моровой язвы. Каждый день гибли сотни и сотни людей. Спасение пришло неожиданно. Один из верных последователей христианского учения получил приказание от Божьего Посланника передать горожанам повеление о праздновании Сретения Господня в более торжественной форме.

Эпидемия прекратилась сразу же после того, как 15 февраля 544 года все жители города провели во всенощном бдении, а утром совершили крестный ход. Церковная власть после этого чуда постановила встречать праздник Сретения Господня очень торжественно и в большом трепете.

Различия в названиях праздника

Начиная с пятого столетия века, люди стали называть Сретение «праздником Встречи» и «праздником Очищения». В восточной христианской традиции он продолжает оставаться Сретеньем до сих пор. А вот на Западе до семидесятых годов прошлого столетия этот день считался «праздником Очищения». Теперь католики его называют «Праздником Жертвования Господнего».

Римско-католическая Церковь делает особый акцент на Очищении Богоматери. Праздничное Богослужение посвящается также принесению младенца Спасителя в Храм Господень для искупительной жертвы.

Обряд очищения Дева Мария прошла через сорок дней после рождения Иисуса. В католицизме такое действие упоминается под термином Chandeleur (светильник). Этот праздник посвящается непосредственно Божией Огненной Марии.

О чем упоминается в Богослужебном Уставе (Типиконе)?

В этом важном для восточных христиан уставном документе обряд освящения свеч и воды во время Богослужения, посвященного празднику Сретения, не упоминался. Вы не найдете такой информации даже в самых старых требниках. Но начиная с 1946 года в новых требниках для дня очищения типографии стали специально печатать правила освящения свечей.

С чем было связано такое изменение?

После войны Униатская Церковь западных регионов Украины перешла в юрисдикцию Православия. У бывших греко-католиков к тому времени для Сретения закрепился обычай освящения церковных свечей. В Украине православные христиане о такой католической традиции знали еще в семнадцатом столетии. Вспомним по этому случаю, например, о знаменитом митрополите Петре Могиле, авторе изменений в «Требнике для малоросских епархий». Правка учитывала подробное описание чина прохождения со светильниками в римском требнике. В русском православии этот обряд распространения не получил. Его нет также у греков и старообрядцев. В украинских церквях же такой чин существует и поныне.

Когда освящают свечи в русских епархиях?

Обряд освящения свечей священники откладывают до времени произношения молитвы за амвоном. Также этот обряд употребляется при молебне после основной литургии. Но это касается не всех церквей, так как во многих из них вообще отсутствует такая традиция. По мнению некоторых пастырей, сретенские свечи являются просто элементом магического языческого ритуала, связанного с почитанием огненного культа «громницы». Речь идет о закамуфлированном виде преклонения перед богом Перуном, доставшемся нам от предков-славян.

«Умягшение злых сердец». Духовный смысл старой иконы

Наверное, вы уже слышали о чудодейственной иконе, посвященной Сретению Господню. Это изображение Пресвятой Богородицы под названием «Умягчение злых сердец». У него есть и другое обозначение – «Симеоново проречение». Икона представляет собой символическое изображение осуществления предсказания от Симеона Богоприимца.

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Старец, по словам апостола Луки, в день очищения произнес в Святом Храме такое пророчество: «Тебе Самой оружие пройдёт душу».

Внимательно приглядитесь к иконе. Вы увидите на ней Деву Марию, стоящую на облаке и сердце, которое разит семь мечей. Три из них с правой стороны. Три – с левой стороны. Один меч – в нижней части. Отметим также, что христиане часто используют изображения Богородицы и на специальных поясах.

Под числом «семь» подразумевается вся полнота пройденного нелегкого жизненного пути Богоматери, наполненного горем, печалью и сердечной болью. Иногда образ Девы Марии дополняется умершим Богомладенцем, покоящемся у нее на коленях.

Сретение и приметы

В давние времена в русских деревнях на Сретение люди собирались для определения необходимых сроков полевых работ на начало весны. Народные приметы определяют день, разделяющий февраль на две части, как пограничное состояние между зимним и весенним сезонами.

Это хорошо видно на примере такой русской поговорки, как: «Сретенье - зима с весной и летом повстречалась».

Погода и праздник

День Сретения, по мнению крестьян, непосредственно указывал на то, какими будут весна и лето. Погодные условия в праздник определяли и виды на урожай.

«Какова погода на Сретение, такова будет и весна».

Если на Сретение случалась оттепель, люди ждали с нетерпением ранней и теплой весны. Холода на праздник свидетельствовали о затяжной и трудной весне. Если выпадал снег, то прогнозы были еще хуже – приходилось ждать выматывающего и очень дождливого сезона.

«На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних».

«На Сретение капель - урожай пшеницы».

«На Сретенье ветер - к плодородию фруктовых деревьев».

Как бы то ни было, а Сретение – это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.

На фото вверху: Сретение Господне. Дуччо ди Буонинсенья

Ирина ЛАЗУР, журналист и писатель в «Элегантная Вселенная», специально для Леди-Шеф.Ру