Упражнения на развитие ассоциативных связей. Ассоциативные цепочки Ассоциативный метод поиска решений творческих задач Изучаем ассоциативные методы решения творческих задач Развиваем ассоциативное


Содержание Ассоциативный метод поиска решений творческих задач Ассоциативная цепочка 1. Ассоциативная цепочка 2. Ассоциативная цепочка 3. Ассоциативная цепочка 4. Ассоциативная цепочка 5. Ассоциативная цепочка 6. Ассоциативная цепочка 7. Ассоциативная цепочка 8. Игра "Ассоциативная цепочка шагов".




ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «компьютерная мышь» и «солнце». ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую, мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр, по своей форме сыр напоминает солнце. Ассоциативная цепочка 2 Содержание






ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «колесо» и «зоопарк». ПРИМЕР: Колесо установлено на машине, машина часто бывает в дороге, на которой имеются пешеходные дорожки – зебры, в зоопарке живут зебры. Содержание Ассоциативная цепочка 5


ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия "зима", "самолёт над пляжем" и "аэропорт". Ассоциативная цепочка 6 Содержание
10 ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия "застолье" и "зима". Содержание Ассоциативная цепочка 8


Игра "Ассоциативная цепочка шагов" Условие: Условие: Предлагается объект: кошка. Задание: Задание: Подобрать характеристику к этому объекту. По предложенной характеристике подбирать соответствующий ей новый объект. По этому принципу составить ассоциативную цепочку шагов: объект – характеристика – объект – характеристика...Пример: Для кошки характерны острые зубы, когти и пр. признаки семейства кошачих. Эти характеристики подходят и для тигренка. Содержание

Предназначение

Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы .

Техника также способствует общему интеллектуальному раскрепощению, развивает способность к оригинальным решениям .

Технику можно использовать как для самотренинга, так и в программе группового психологического тренинга. Может применяться в тренингах креативности, самоменеджмента, личностного роста и других .

Выпишите на листочек вопрос, который мучит вас, или изложите на бумаге проблему целиком, как она есть. Выписывание на бумагу помогает конкретизировать вопрос, сосредоточиться на важных обстоятельствах. Со временем, когда освоите технику, вопрос можно не выписывать, ограничившись четким проговариванием его вслух или про себя.

Вопрос должен быть открытым, то есть предполагать неограниченное или очень большое количество вариантов ответа на него. Примеры открытых вопросов: "Как мне назвать новую статью?", "Что приготовить на ужин?", "Как мне добиться, чтобы меня уважали на работе?". Примеры закрытых вопросов (как НЕ надо): "Надо ли в названии статьи использовать слово "маркетинг" или не надо?", "Может приготовить пельмени?", "Надо ли мне повышать свою квалификацию?".

Отложите листочек в сторону, переверните его. Слегка рассредоточьте свое внимание, как бы пытаясь охватить взором все, что видите вокруг. Какой-то предмет привлек ваше внимание? Хорошо. Название этого предмета будет первым звеном в цепочке ассоциаций. Не бойтесь ошибиться с выбором предмета. Это совершенно не важно, какой именно предмет попадется.

Произнесите вслух название предмета. Если вы не желаете привлекать к себе внимание, пробормочите или прошепчите. Рано или поздно вам в голову придет ассоциация: что что-то происходит с этим предметом или предмет сам является источником какого-то действия. Произнесите вслух описание этого действия. Обратите внимание, что здесь не ассоциация-объект, а ассоциация-действие. Это важно. В данной технике на слово "огурец" нельзя давать ассоциацию "помидор", но можно дать ассоциацию вроде "Огурец растет на грядке".

Следующим этапом, как не сложно догадаться, будет выработка на ассоциацию-действие ассоциации-объекта. Произнеся описание какого-то действия, дождитесь прихода ассоциации-объекта. Объектом может быть и любой предмет, и человек (вымышленный или настоящий), и какое-то место и т.д. В принципе объектом может быть и какое-то явление, какой-то стандартный процесс, называемый одним-двумя словами. По большому счету, разница у ассоциации-объекта и ассоциации-действия заключается в том, что первая состоит просто из называния чего-то ("Огурец", "Лекция"), а вторая является законченным предложением, с подлежащим и сказуемым ("Огурец растет на грядке", "Лекция проходит в аудитории").

Далее на ассоциацию-объект дается вновь ассоциация-действие и т.д. Продолжается это до тех пор, пока у вас не возникнет ощущение, что созрела некоторая важная идея. Попробуйте аккуратно развернуть эту идею, случайно не забыв важную мысль. Возьмите листок бумаги с вопросом, попробуйте исчерпывающе ответить на вопрос.

Со временем у вас будет получаться все лучше и лучше. Вы даже сможете применять данную технику для припоминания какой-то важной, но забытой информации. Не следует очень часто применять технику. Если вы будете второй раз за день генерировать цепочку ассоциаций, их качество может пострадать, потому что предыдущая цепочка может побуждать к аналогичным, шаблонным ассоциациям.

В реальности цепочки ассоциаций могут быть значительно длиннее, нежели в нижеследующих примерах.

Примеры

Проблема "Как мне назвать новую статью?"

Степлер...

Степлером скрепляют бумаги...

Бумага...

Бумагу изобрели, кажется, в Китае...

Китай...

Там живет много китайцев, которые питаются рисом...

Питание...

В компьютере есть блок питания...

Был такой поэт Блок...

Был такой Серебряный век...

Серебро...

Серебро и золото это драгоценные металлы...

Драгоценности...

Ага... Может что-то вроде "Драгоценный клиент..."

Проблема "Что приготовить на ужин?"

Степлер...

Степлер лежит в подставке...

Подставка...

Бывают подставки под чашки с кофе...

Кофе...

Кофе нужно чтобы взбодриться...

Бодрость...

Слово "бодрость" похоже на "добрость"

Добрость...

Нет слова "добрость"

Русский язык...

Язык... Может, приготовить язык?

Проблема "Как мне добиться, чтобы меня уважали на работе?"

Ассоциация - связь в памяти, когда вслед за одним в голове человека без обоснований появляется другое.

Домашняя птица? - Курица! Поэт? - Пушкин!

Откройте словарь в случайном месте и ткните пальцем в случайное слово. Прочтите его. Теперь назовите несколько других слов, которые приходят вам на ум, когда вы произносите первое слово. Например: "белый" -> "снег", "белый" -> "день", "белый" -> "свет"; "черная" -> "сажа", "черная" -> "ворона"; "танк" -> "броня", "танк" -> "пушка". И так далее. Такая пара слов называется ассоциацией. Если взять второе слово в паре и придумать ассоциацию уже к нему, то возникнет цепочка из трех слов и двух ассоциаций.

Таким образом можно строить сколь угодно длинные цепочки.

Почему и как ассоциации образуются сами

Ассоциации появляются чаще всего по смежности в пространстве и во времени: говоря о домашней птице, чаще всего упоминают курицу - мы это запомнили. Рядом с ложками на столе часто лежат вилки - отсюда частая ассоциативная связь "ложка-вилка". А "ложка" и "термоядерный коллайдер" - ни пространственно, ни временно в нашем опыте не связаны, и такая ассоциация нетипична. Частным случаем являются ассоциации по сходству (голубое-синее) и по контрасту (черное-белое).

Когда ассоциация чего-то с чем-то у нас возникает, а когда - нет? Чаще всего влияет фактор впечатления и новизны. Чем ярче и сильнее нечто произвело на нас впечатление, тем скорее у нас это не просто запомнится, но запомнится в связи со всем тем, что это окружало: где, с кем, когда, как... Аналогично, быстрее и ярче ассоциации возникают в связи с чем-то новым, что привлекло внимание в силу эффекта новизны.

Кроме эффекта новизны, на образование ассоциаций влияет эффект повторения. Если эта девушка обычно улыбается, ее будут чаще называть Солнышком. Улыбайтесь чаще!

Многое определяется и направленностью внимания самого человека. У девочек - девчачьи ассоциации, у мальчиков - мальчиковые, у взрослых людей - взрослые, у сексуально заряженных молодых людей ассоциации преимущественно сексуальные. "О чем ты думаешь, глядя на кирпич? - О девушках. - А почему? Как связаны кирпич и девушки? - А я о них всегда думаю..."

Физиологическим механизмом образования большинства ассоциаций, скорее всего, являются сочетательные рефлексы ​ в понимании В.М. Бехтерева . Впрочем, возникновение большинства ассоциаций можно объяснить как условными рефлексами по И.П. Павлову , так и понятием " ", чаще используемым в бихевиоризме.

Использование ассоциаций в практической психологии

Метод свободных (у Юнга - направленных) ассоциаций активно использовался и используется в психоанализе .

В проективных тестах людям предъявляется картинка с неясным содержанием, и по характеру преобладающих ассоциативных связей можно делать вывод о характерном для человеке способе восприятия и мышления, о его чувствах, потребностях и интересах.

В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных , суть которого состоит в том, что человек дает ассоциативную связь на слово теми словами, которые описывают его . Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила.

Управляемые ассоциации

Творческие люди сами могут создавать свои творческие ассоциации, находя интересные и запоминающиеся ассоциации. Управляемые ассоциации - ассоциации, которые мы сами создаем и сами можем корректировать или стирать. Создавая управляемые ассоциации, мы с вами можем управлять своим вниманием и памятью.

Если вы хотите вспомнить, что вам нужно сегодня при выходе из дома, ярко представьте, как вы видите прихожую и сразу вспоминаете: "Зонтик!"

А если услышали хороший анекдот, сразу прикиньте, в какой компании и обстановке он будет уместен, а сразу же создайте себе картинку, что вы с этими людьми в такой обстановке и рассказываете этот анекдот. С высокой вероятностью вы его в той обстановке - вспомните.


Тренировка памяти
>
Как запомнить список слов

В жизни перед нами нередко встает задача запомнить некоторый список, например, список предстоящих дел, необходимых покупок, вещей, которые необходимо взять в дорогу и т.д. С такими списками наверняка сталкивался каждый, и не всегда есть желание, время и возможность этот перечень записывать.

Часто мы просто обдумываем такие списки (по дороге, перед сном), приговаривая: "Как бы не забыть..." Кроме этого, у человека каждой специальности может возникнуть потребность запоминания каких-то специальных списков. Причем нередко важно помнить не только элементы списка, но и их последовательность. Перед вами несколько способов того, как это можно сделать.

Метод последовательных ассоциаций (составление цепочки ассоциаций)

Метод последовательных ассоциаций заключается в последовательном связывании между собой слов списка. При этом каждое последующее слово связывается с предыдущим точно так же, как если бы это была просто пара слов. И для хорошего результата соблюдение всех четырех вышеописанных правил просто необходимо.

В итоге у вас должен получиться сюжет (или рассказ, или цепочка ассоциаций) из всех слов, входящих в список. Подробнее о нюансах составления сюжета вы узнаете из примера. Пример: Вот 12 произвольно взятых слов, мы будем связывать их при помощи метода последовательных ассоциаций: ОГУРЕЦ, ЛОДКА, КОМАР, КОНВЕРТ, ГУСЕНИЦА, КНИГА, РИС, ФОНТАН, ФАРЫ, МЕДВЕДЬ, ТЕЛЕФОН, ЦВЕТЫ.

Итак, чтобы запомнить эти 12 слов по порядку, избежав однообразного повторения, надо составить из них рассказ, связывая слова последовательно друг с другом, используя метод ассоциаций и не забывая про все 4 правила. Посмотрите, как это можно сделать.

Я представляю, как разрезаю ОГУРЕЦ вдоль, и получается ЛОДКА . Лодка плывет и на всей скорости сталкивается с КОМАРОМ . Комар от страха залезает в КОНВЕРТ . Конверт улетает и, сворачиваясь, превращается в ГУСЕНИЦУ . Гусеница ползет, натыкается на КНИГУ и заползает в нее. В книге вместо букв - РИС . Он начинает разбухать и бьет оттуда как ФОНТАН . Брызги этого рисового фонтана залепляют ФАРЫ проезжающей рядом машины. Фары разлетаются на мелкие кусочки, и один из них по форме очень напоминает МЕДВЕДЯ . Он на моих глазах превращается в настоящего... А теперь закончите этот рассказ сами. Вам осталось связать с предыдущими слова "телефон" и "цветы". При этом постарайтесь мысленно представлять рассказ, как фильм.

Обратите внимание, что каждое слово связывается непосредственно с предыдущим, строго по порядку. Каждый элемент сюжета становится на какое-то время главным действующим лицом и совершает какое-нибудь действие сам. Если не соблюдать это правило, например, сказать, что "гусеница заползла в книгу и стала есть рис...", то слово "книга" может со временем забыться, а в памяти останется лишь гусеница, которая ела рис.

Слово же "книга" выступит в данном случае лишь как дополнение, не осуществляющее самостоятельного действия, что и может послужить причиной его забывания. Обратите внимание так же еще и на то, что в сюжете должно быть как можно меньше "лишних" слов, которые могут перепутаться с запоминаемыми.

Старайтесь использовать в рассказе в качестве вспомогательных нейтральные слова, не вызывающие ярких образов. Сейчас, не подглядывая в книгу воспроизведите все 12 слов. Можете воспроизводить их письменно, можете устно, как вам удобнее.

*** Упражнение 4.

Если у вас есть желание, то можете попробовать составить цепочку ассоциаций (сюжет) полностью самостоятельно. Вот 15 слов, которые после запоминания надо воспроизвести в заданном порядке. КАРТА, ПТИЦА, ЖУРНАЛ, ШАМПУНЬ, ОРЕХ, КРОКОДИЛ, ОБЛАКО, БАНАН, СТАКАН, ПАЛАТКА, КЛЮЧ, КЛУБОК, ЛОЖКА, ЧЕРВЯК, НОСКИ.

Тем, кто хочет всерьез заняться развитием своей памяти, стоит как следует отработать метод последовательных ассоциаций (отработать - это значит добиться безошибочного воспроизведения цепочки слов после однократного ее предъявления) и заглянуть в Приложение , где есть еще несколько рядов слов для запоминания.

Если вы соблюдали все правила составления сюжета, то для вас не составит проблемы воспроизвести слова из Упражнения №4 не только в прямом, но и в обратном порядке. Попробуйте дать запомнить эти же слова человеку, не знакомому с методом ассоциаций, и, сравнив свой и его результат, вы увидите, что ваша память стала уже немного лучше, что метод ассоциаций достаточно эффективен и что у вас теперь есть шанс запомнить список из 15 (и более) наименований тогда, когда вам это будет необходимо.

Эта техника известна под многими названиями – цепной способ запоминания, метод цепочки ассоциаций или ассоциативных связей. Однако, наиболее распространенное наименование – метод ассоциаций. Простота и эффективность помогают использовать его для запоминания практически любой информации:

  • числа;
  • слова;
  • термины;
  • имена;
  • названия;
  • телефоны;
  • даты;
  • цитаты;
  • иероглифы;
  • анекдоты;
  • рецепты;
  • списки продуктов для покупки.

Кроме того, эта техника легла в основу некоторых других методик по работе с памятью, вниманием и мышлением.

Принцип и особенности метода

Давайте же разберемся в принципе рассматриваемого метода. Всё просто: два даже совершенно не связанных объекта или слова могут быть объединены в единое целое с помощью связи таким образом, чтобы при возникновении в памяти человека одного тут же было воссоздано недостающее второе. В этом суть ассоциация. Кстати, возможны варианты когда в цепочке два и более объектов в зависимости от целей и старания запоминающего.

Что касается связи – здесь нет никаких ограничений: не останавливайте полёт фантазии! Чем ярче, необычнее, фантастичнее, интереснее и смешнее будет придуманная связь, тем лучше отложится в голове цепочка и тем легче и быстрее будут всплывать в памяти нужные кусочки информации.

Например, возьмем слова «огнетушитель» и «яблоко». Представьте как пожарный хватает огнетушитель и бежит с геройским видом тушить горящий дом. Но, когда направляет огнетушитель на открытое пламя, из него начинают вылетать яблоки, да так много, что огонь угасает под грудой яблок. При этом даже домика не видно. Толпа зевак стоят недоуменно, но через секунду начинают радостно подкидывать такого же недоумевающего пожарного с огнетушителем, который только сейчас разглядел этикетку с нарисованным яблоком на корпусе.

Примеры использования

Учи английские слова

Каждый раз, встречая новое незнакомое слово на английском языке, постарайтесь построить в воображении ассоциативную связь с другим словом, например, на русском. Такой прием легко работает с фразами, которые пришли в наш язык из английского: «equal» (равный) – «эквивалент». Или скажем «amassment» (скопление) - «масса».

Но чаще звучание русского слова не похоже на произношение английского. Но так только интереснее. Например, выучить слово «ковёр» («carpet» - кАпит) мне помогла ассоциация с одноглазым КАПИТаном, который осматривал просторы океана, стоя при этом на ковре-самолете. Нет ничего сложного – потренировавшись какое-то время, вы сможете на лету формировать нужные цепочки и запоминать слова без утомительной зубрежки.

Бытовые хитрости

Используя данный способ можно помочь себе и в обыденных ситуациях. Мой любимый пример – друг постоянно забывал, выходя из дома, взять с собой зонт или как минимум подумать, не нужно ли его захватить. Но как только он сформировал в голове устойчивую ассоциацию «коврик» - «зонт», представив, что вместо коврика лежит яркий жёлтый зонт от дождя и каждый раз, выходя из дома, спотыкался об него, проблема была забыта.

Запоминание дат

Часто в школе нам приходилось учить даты различных исторических событий, однако, прошло много лет и ни одна «важнейшая дата, без которых нельзя жить» так и не уложилась в голове. Сколько было убито времени и нервов на запоминание, однако, используя метод ассоциаций, можно легко и надолго сохранять десятки и сотни дат и подобных данных.

Например, 1807 год – это никем не запоминаемая дата создания первого парохода. Для запоминания используйте цифробуквенный шифр, но для этого изначально придется вызубрить таблицу с кодом как школьную таблицу умножения. А это не наш метод! Поэтому призовем на помощь фантазию: придумаем такой сценарий или сценку в голове, в которой только для нас будут спрятаны заветные числа. Можно откинуть цифру «1» - и так понятно, что это произошло в первом тысячелетии. Остались три цифры и вот как мы их представим:

  • 8 – выглядит как две трубы парохода, если посмотреть на него сверху;
  • 0 – это будет форма палубы парохода;
  • 7 – такую цифру напоминают волны, рассекаемые нашим получившимся судном.

Насколько бы сложной не казалась задача запомнить такую тяжелую для восприятия информацию, как телефонные номера, новые английские слова, даты исторических событий и так далее – всегда найдется вариант избежать зубрежки. Один из таких способов - метод ассоциаций. Ваша память будет работать как часы – точно и качественно, главное больше фантазии и меньше скучных традиционных подходов.

Автор статьи: Лаухина Екатерина