Внутренняя политика екатерины 2 план огэ. Конспект урока

Конспект урока истории в 7 классе на тему :

« ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II »

Учитель истории:

Полушкина И.К.

15.03.2017 год

Конспект урока истории в 7 классе.

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме: "Правление Екатерины II"

Цель урока: повторить и обобщить пройденный материал по теме «Правление Екатерины II ».

Задачи урока:

Образовательные: - повторить и систематизировать материал;

Развивать общеучебные навыки и умения;

Установить причинно-следственные связи между историческими событиями;

Определить степень усвоения изученного материала.

Воспитательные:

Формирование нравственных позиций, патриотизма;

Развитие мотивации учебной деятельности;

Формирование любви к Родине.

Развивающие:

Развитие познавательную активность учащихся;

Развитие логического мышления, умения анализировать и сопоставлять.

Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 1).

Тип урока: урок развивающего контроля

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

II . Мотивационно – целевой этап

Прочитайте на экране эпиграф к нашему уроку.

Я никогда ничего не предпринимала, не будучи глубоко убеждена, что то, что я делаю, согласно с благом моего государства: это государство сделало для меня бесконечно много; и я считала, что всех моих личных способностей, непрестанно направленных ко благу этого государства, к его процветанию и к его высшим интересам, едва может хватить, чтобы отблагодарить его».

Так говорила сама Екатерина II о своем правлении.

Так о чем же мы будем говорить на уроке?

Давайте определим тему и цели урока.

(Правильно, тема сегодняшнего урока: Правление Екатерины II )

Вы закончили изучать тему «Правление Екатерины II », познакомились с личностью великой правительницы, изучили ее государственные реформы, узнали о событиях внешней политики. Давайте вспомним ключевые моменты правления Екатерины II и яркие проявления ее политики.

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания, проанализируем основные события этого периода и дадим оценку деятельности Екатерины II.

В ыясним, какой вклад в развитие России она внесла, а также проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Работать каждый будет индивидуально, оценивая свои знания по каждому заданию. Если хотите ответить -поднимите руку. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл (жетон). В конце урока вы посчитаете набранное количество жетонов, после звонка подойдете ко мне и я поставлю вам оценку за работу на уроке. 3 баллов - и выше – «5»

2 балла – «4»

1- балл – «3»

Я всем желаю удачи сегодня на уроке!

III. Работа по теме урока

Мы начинаем с разминки, которая поможет вспомнить нам основные события, даты и персонажи периода правления Екатерины II .

Первый этап

ДАТЫ

В каком году начинает работу Уложенная комиссия? (1767)

В каком году начинается Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева? (1773)

В каком году Екатерина II вступает на престол?(1762)

СОБЫТИЯ

Какое событие положило начало подготовке вторжения России во Францию и созданию антифранцузской коалиции европейских государств? (революция во Франции)

В разделы какого государства была вовлечена Россия? (Речь Посполитая)

Взятие какой неприступной крепости под руководством А. В. Суворова стало главным событием заключительного этапа войны? (Измаил)

ЛИЧНОСТИ

После свержения этого правителя, Екатерина стала полноправной правительницей Российской империи (Петр 3)

Этот писатель был отправлен в десятилетнюю ссылку в Сибирь за публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» (А. Н. Радищев)

Этот человек стал предводителем Крестьянской войны 1773-1775 (Е. И. Пугачев)

Этот главнокомандующий возглавлял войска, которые разгромили турецкую армию у реки Ларги (П.А. Румянцев)

Второй этап

А сейчас мы с вами посетим картинную галерею, где находятся портреты известных людей екатерининского времени. Ваша задача узнать их и назвать.

1 – Ушаков Ф.Ф.

2 – Петр III

3 – Потемкин Г.А.

4 – братья А.Г. и Г.Г. Орловы

5 – Екатерина II

6 – Суворов А.В.

Третий этап

Изучая данную тему, вы познакомились со многими новыми понятиями и их определениями, и сейчас вам предстоит их вспомнить.

Обращение государством церковной земельной собственности в светскую (Секуляризация)

Государственная политика Екатерины II, заключавшаяся в использовании идей эпохи Просвещения для сохранения феодальных порядков и крепостнического строя в условиях начинавшегося его разложения, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества (Просвещенный абсолютизм)

Союз стран (Коалиция)

Отказ присоединиться к одной из сторон в войне или дипломатическом конфликте (Нейтралитет)

Временная комиссия, которая созывалась для разработки нового свода законов (Уложенная комиссия)

Четвертый этап

А теперь давайте вспомним ключевые моменты правления Екатерины II. И начнем мы с внешней политики.

Одним из самых главных событий внешней политики этого периода были Русско-Турецкие войны(1768-1774, 1787-1791). Они объяснялись не только стремлением России выйти к Черному морю, но и желанием Турции расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России. От их исхода зависела судьба государства. Победа в войне привела к значительному росту территории России и открыла перспективы для дальнейшего развития.

В состав России вошли правобережная Украина и Белоруссия, южная Прибалтика, Северное Причерноморье, территории на Дальнем Востоке и в Северной Америке.

Не менее важными событиями стали и разделы Речи Посполитой.

В следующем задании вам необходимо установить соответствие между разделами Речи Посполитой и территориями, которые вошли в состав России:

РАЗДЕЛЫ ТЕРРИТОРИИ, ВОШЕДШИЕ В СОСТАВ РОССИИ

1) Первый раздел а) Основная часть Литвы, Западная Белоруссия, Западная Волынь, Курляндия

2)Второй раздел б) Белоруссия с Минском, Правобережная Украина

3)Третий раздел в) Восточная Белоруссия, часть Ливонии

Ответ:1в, 2б, 3а.

Пятый этап

При Екатерине II было проведено множество важных для России реформ.

Многие из них были осуществлены в русле «просвещенного абсолютизма».

Идеи «просвещенного абсолютизма были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей Вольтера, Монтескье, Дидро, д Аламбера, Руссо. Их основная идея - критика феодального общества. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за устранение средневековой феодальной эксплуатации и деспотических форм государственного управления.

У Екатерины было свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Что-то она отвергла, а что-то воплотила в жизнь.

Давайте определим реформы проведенные Екатериной II в русле «просвещенного абсолютизма».

Работаем в парах. У вас на каждой парте есть рабочие пакеты с карточками, на которых представлены некоторые реформы. Ваша задача - разделить их на две группы, в одну из которых войдут мероприятия Екатерины II .

1)Секуляризация церковных земель

2)Создание коллегий

3)Учреждение дворянского Вольного экономического общества

4)Введение права на открытие предприятий без разрешения правительства

5)Введение рекрутской повинности

6)Введение подушной подати

7)Начало проведения школьной реформы. Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе.

Скажите, пожалуйста, а оставшиеся преобразования, собранные во вторую группу, относятся к правлению какого исторического деятеля? (Петр I )

Шестой этап

Правление Екатерины II вошло во многие произведения литературы, сейчас я зачитаю вам отрывок из литературного произведения «Горе от ума» Грибоедова:

Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд...

Как вы думаете, к какому сословию мог принадлежать человек, описанный в этих строках? (Дворянин)

Нередко эпоху правления Екатерины II называют «Золотым веком» российского дворянства.

Каковы для этого основания? Как вы можете это объяснить?

    (Екатерина опиралась на это сословие и в его интересах осуществила ряд важных мероприятий, которые вызывала протест у бедных слоев населения. пример тому - Крестьянская война)

А теперь представьте, что вы дворяне екатерининской эпохи и в следующем задании найдите в списке мероприятий, те, которые Екатерина II провела в ваших интересах.

1)Указом было разрешено ссылать крестьян на каторгу, срок каторжных работ мог установить сам помещик.

2)За период 1762-1796 дворянам было пожаловано 800 тысяч государственных крестьян.

3)Многие земли, отобранные у церкви, были переданы в собственность дворян.

4)Продвижение по службе шло согласно новому документу «Табель о рангах» (при Петре I )

5)Жалованная грамота дворянству

6)Любая попытка крепостных пожаловаться на помещика каралась ссылкой на каторгу

IV . Заключение.

А теперь мы можем вернуться к нашему проблемному заданию.

Ребята, можете ли вы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока? Что вы можете сказать о Екатерине и ее политике? Какой вклад в развитие России она внесла?

Продолжите фразы, представленные на слайде:

    Мы считаем, что правление Екатерины II было…

    Потому что …

    Мы можем доказать это на примере …

    Мы делаем вывод, что…

Давайте сформулируем итоги правления Екатерины, сделаем общий вывод:

Екатерине II удалось расширить границы государства, увеличить авторитет России на международной арене.

    Внешняя политика привела к росту территории России (правобережная Украина, Белоруссия, Северное Причерноморье). Россия получила выход в Черное море и начинает превращаться в великую мировую державу.

    Внутренняя политика Екатерины была противоречивой, так как проводилась в интересах дворян и вызывала протест у бедных слоев населения (Крестьянская война)

    Социально-экономическое развитие также носило противоречивый характер: с одной стороны развивались новые формы хозяйствования, основанные на наемном труде и рыночных отношениях, а с другой, сохранялась крепостническая система, тормозившая развитие страны.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Сегодня на уроке я...

Было интересно…

Было трудно…

Мне это необходимо для...

У меня получилось…

Я смогла…

Молодцы ребята! Мы с вами хорошо сегодня поработали.

Всем спасибо за урок!

Домашнее задание на выбор: написать сочинение - эссе «Мое отношение к Екатерине II и ее правлению» или составить исторический портрет Екатерины II.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка-алгоритм характеристики исторической личности

    Исторические условия, в которых происходит деятельность личности

    Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

    Интересы какого класса (классов) выражает исторический деятель?

    Знание его личных качеств

    Оценка результатов деятельности исторической личности

































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока : дать характеристику личности Екатерины II и ее роли в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, продолжить отработку практических навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ по истории.

Задачи:

  • Образовательная: охарактеризовать личность императрицы Екатерины II, выяснить обстоятельства восшествия ее на престол, обеспечить усвоение учащимися основных понятий по теме; сформировать представление об эпохе Екатерины II в истории России.
  • Развивающая: способствовать формированию исторического сознания, составления характеристики исторического деятеля (работа по памятке), продолжить формирование умений анализировать исторические источники, использовать содержащуюся в них информацию для аргументации своей точки зрения, делать собственные выводы.
  • Воспитательная: сформировать личностное отношение учащихся к изучаемым событиям, умение давать ценностную оценку событиям, создать условия для воспитания чувства коллективизма, патриотизма, совершенствование работы в группах.

Тип урока: урок-практикум.

Формы организации деятельности учащихся : индивидуальная, парная, групповая.

Методы, используемые на уроке : беседа, анализ, сравнение исторических источников, технология сотрудничества.

Используемые педагогические технологии : технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные.

Оборудование : учебник по истории «История России в XVII-XIX вв», презентация, атласы, тексты с заданиями.

Понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, «золотой век дворянства», сословия, секуляризация.

План урока :

1. Историческая пятиминутка (проверка изученного ранее)

2. Создание проблемной ситуации:

  • Формулирование проблемы урока.
  • Версии, гипотезы по решению проблемы.

3. Актуализация знаний, планирование деятельности:

  • алгоритм характеристики и оценки исторической личности.

4. Составление исторической характеристики (работа по памятке, с текстами исторических источников).

5. Подведение итогов. «Черный ящик».

1. Историческая пятиминутка (проверка изученного ранее)

- Ребята, какую эпоху мы с вами рассматривали на предыдущих уроках? (дворцовые перевороты)

- Давайте проверим ваши знания по этому периоду . (Учащиеся делятся на 4 (или в парах) варианта, каждому варианту задание, потом осуществляется проверка, на парты раздается раздаточный материал)

1 группа: Восстановите хронологию событий по датам, кто правил?

2 группа: Восстановите даты правлений

3 группа: Определите, с чьим именем связаны следующие понятия:

Верховный Тайный Совет, бироновщина, восстановление Сената.

4 группа: Определите, с чьим именем связаны следующие понятия:

Расцвет фаворитизма, Малолетний царь - (1740-1741), манифест о вольности дворянству.

Погружение в тему

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Не обычный потому, что мы будем говорить о правлении императрицы, который в истории назван «золотым веком Российской империи». Будем говорить об эпохе, связанной со значительными преобразованиями, расцвета русской культуры. Когда императрице присвоили звание Великой, она сказала: «Великая ли я, решать будет потомство». Вы, наверное, догадались, о ком пойдет речь?(эпоха Екатерины II)

И тема урока: «Екатерина II: эпоха и личность». Запишите тему в тетрадь.

2. Создание проблемной ситуации: на экране приведены две точки зрения на деятельность Екатерины II:

1. Политика Екатерины II была непоследовательной, ее замыслы и деяния нередко расходились между собой.

Формулирование проблемы:

Сравните две точки зрения о Екатерине II.,какой была политика Екатерины II?

Какое у вас возникает противоречие? Какой вопрос?

Проблемный вопрос: как оценить эпоху правления Екатерины II ?

Итак, это проблема нашего урока.

- Версии, гипотезы по решению проблемы.

Какие у вас есть предположения, версии по решению этой проблемы? (надо создать образное представление о Великой императрице России, составить ее исторический портрет, дать оценку ее деятельности)

Актуализация знаний, планирование деятельности:

Да, вы правы. Для того, чтобы ответить на главный вопрос урока, нам предстоит составить ее исторический портрет. Составление исторической характеристики является очень важной работой, так как при сдаче ЕГЭ по истории есть задание 25 (бывшее С6) «Историческое сочинение». В нем необходимо написать об одном из периодов истории России.

На экране приведено задание 25 ЕГЭ по истории, вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1425-1505 гг.;
2) 1762-1796 гг.;
3) 1941-1943 гг.

В сочинении необходимо:

  • указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

По составлению характеристики исторической личности можно использовать простой план – это план описание и сложный (развернутый план) с обязательным оцениванием.

Простой план

1. Годы жизни (правление).

2. Описание внешности, характер.

3.Основная деятельность.

4. Итоги деятельности.

- Мы будем работать по сложному (развернутому) плану, используя памятку:

Алгоритм характеристики и оценки исторической личности:

1. Время деятельности исторической личности (примерные хронологические рамки; время правления; правители, при которых протекала деятельность).

2. Изложите основные сведения о происхождении, жизненном пути деятеля. Определите исторические условия, в которых формировались его взгляды, характер:

а) историческая обстановка;

б) ближайшее окружение;

в) путь формирования личности: основные черты характера, общественно-политические взгляды.

3. Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека.

Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.

5. Основные направления деятельности.

6. Выявите противоречия в характере и деятельности личности.

7. Определите, каких результатов данная историческая личность достигла в своей деятельности.

8. Выразите свое отношение к нему.

Составление исторической характеристики (работа по памятке, с текстами исторических источников)

Рассмотрим 1 вопрос плана. (на экран выводится задание из ЕГЭ К1.)

К I.Указание времени жизни исторического деятеля:

Задание 1. Выберите правильный(е) ответ(ы) по К I.:

  1. Время жизни - вторая половина XVIII в.
  2. Екатерина II правила с 1762 по 1796 гг.
  3. Екатерина II правила с 1765 по 1798 гг.
  4. Время жизни Екатерины II: 30-е годы - конец XVIII в.

- Приведите аргументы своего выбора. (Екатерина II правила с 1762 по 1796 гг., в целом 34 года. Опираясь на гвардию, свергла с престола 28 июня 1762 года своего мужа императора Петра III)

- Переходим ко второму вопросу плана.

2. Изложите основные сведения о происхождении, жизненном пути деятеля. Определите исторические условия, в которых формировались его взгляды, характер:

а) историческая обстановка;

- Как вы объясните смысл этой фразы? Приведете аргументы. (Да, ее изначально никто не рассматривал как претендентку на престол. Но она была наделена решительным характером, умом, который активно развивала при помощи самообразования, а кроме того – имела перед глазами пример Елизаветы Петровны.)

- Каким было отношение императрицы к «принцессе Фике»? (прохладным, даже презрительным. Были моменты, когда Екатерина отвечала ей взаимностью, но с другой стороны она восхищалась ею).

- Хорошо, что вы упомянули о второй стороне», сказали «и восхищалась ею». О чем говорит это факт? (Екатерина не могла не знать подробностей прихода Елизаветы к власти, и также не могла не восхищаться этим и не желать подобной судьбы для себя. Переворот удался Екатерине, как и Елизавете. 28 июня 1762 года гвардия – ее опора, присягнула Екатерине.)

б) ближайшее окружение .Вокруг Екатерины сложился кружок преданных ей людей.

Задание: Назовите представителей, вошедших в ближайшее окружение Екатерины, чем они прославились? (на экран выводятся портреты выдающихся деятелей, полководцев): Панин Н. И. , Безбородко А. А. , Братья Орловы, А.и Г., Потемкин Г.А., Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф, Румянцев П. А., Дашкова Е.Р .

- Какой вывод можно сделать по окружению Екатерины II ?

в) путь формирования личности: основные черты характера, общественно-политические взгляды

Задание: Учащимся даются суждения о характере Екатерины II. Организуется работа по группам. Каждая группа должна привести аргументы, доказывающие данное высказывание.

1 группа : «Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу».

2 группа: «С детства Екатерине толковали, что она некрасива, и это рано заставило ее учиться искусству нравиться».

3 группа: «У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки - читать и писать».

4 группа : «Для Екатерины жить – смолоду значило работать».

3. Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека:

Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.

Спасибо за ответы. Итак, давайте подведем итоги и перечислим качества личности, которые помогали Екатерине II идти к цели: (целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, самообладание, собранность)

Вывод: Природная расчетливость, волевой характер, заставили ее хорошо выучить русский язык, узнать традиции, историю новой родины. Окруженная недругами, не любимая ни мужем, ни его теткой – императрицей, Екатерина в 1754 году родила сына, будущего императора Павла 1, постоянно опасаясь, что е вышлют из России.

Ребята, представьте себе, что вы оказались в России в XVIII веке и вы Екатерина II, работая с документом, назовите главные проблемы, которые стояли перед Россией в данный период, что, на ваш взгляд необходимо было сделать?

Работа с документом. Проблемы в России:

«Страна переживала хозяйственный упадок, отсутствовал рынок свободной рабочей силы, казна пустовала. Примером этого служило заседание Сената, на котором присутствовавшая Екатерина II, на ее вопрос: «Сколько в стране собирается налогов, каков бюджет страны?» - никто ничего не смог ответить. Доходов в стране вроде бы собирали 15 млн. рублей в год. Но первая, же ревизия выявила, что на деле собирается 31 млн. рублей. Половина государственного бюджета, таким образом, разворовывалась.

В стране назревало недовольство, которое вскоре переросло в крупнейшее восстание, революционный взрыв во Франции, критика крепостных порядков и пропаганда свободолюбивых идей русскими просветителями Н.И. Новиковым, А.Н. Радищевым требовали постепенности и осторожности проведения реформ.

- Какие цели ставит перед собой Екатерина II? (Ей приходилось выбирать гибкую стратегию, чтобы не допустить очередного государственного переворота с одной стороны и с другой - создать условия для дальнейшего развития государства.)

Задание по учебнику: Найдите по учебнику ответ на вопрос: как сама императрица определяла цели своего правления?

1. Укрепление самодержавия.

2. Просвещение народа.

3. Установление крепкого внутреннего порядка.

4. Заставить общество соблюдать закон.

5. Экономическое развитие страны.

6. Укрепление положения опоры самодержавия – дворян.

7. Разрядить социальное напряжение в обществе.

Общественно-политические взгляды: Ребята, согласны ли вы с высказыванием о том, что «Екатерина II в российской истории рассматривается как « просвещенный монарх»? Аргументируйте свой ответ . (императрица вдохновлялась идеей Просвещенной монархии. Состояла в переписке с просветителями.)

Что такое просвещенный абсолютизм? (политика Екатерины II, провозгласившая основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха. Идеи этой политики были привиты европейской Философией Просвещения.)

- Давайте вспомним, кто в истории считается просветителями? (Вольтер, Дидро, Ж-Ж. Руссо, Дж. Локк, Монтескье, Гоббс, и др.)

- Екатерине II были известны данные идеи просветителей, она переписывалась с Вольтером, Дидро. Она написала документ, в котором отразилось ее понимание идей Просвещения. Как он назывался? (Наказ). Что такое Наказ? (свод правил и законов, созданных Екатериной II).

- Ребята, у вас есть текст ряда статей Наказа. Давайте найдем ответы на вопросы, которые позволяют нам понять содержание документа . (проводится работа по группам).

1 группа: «Глава 1 6. Россия есть Европейская держава. 7. Доказательство сему следующее. Перемены, которые в России предпринял ПЕТР Великий, тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали с климатом и принесены были к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. ПЕТР Первый, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашел тогда такие удобности, каких он и сам не ожидал».

Вопрос 1. Какой державой и почему Екатерина II считает Россию? (Россия – Европейская держава, потому что введенные Петром I европейские нравы и обычаи больше соответствовали климату и успешно распространились).

«Глава 2. 9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства. 11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно».

Вопрос 2. Какую форму правления Екатерина II считает наилучшей для России? Почему? (Екатерина II считает наилучшей формой правления самодержавие из-за обширной территории России и лучшего повиновения законам.)

«Глава 5. 33. Надлежит, чтоб законы, поелику (насколько) возможно, предохраняли безопасность каждого особо гражданина. 34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. 36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно.

Вопрос 3. Какова цель законодательства? В чем равенство граждан? Как Екатерина II понимает свободу (вольность)? (цель законов – охранять безопасность граждан. Равенство граждан заключается в равенстве перед законом. Свобода, по мнению Екатерины II, заключается в том, что бы делать то, что дозволяется законом.)

2 группа: «Глава 6. 41. Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу». «Глава 7. 65. Законы, преходящие меру во благом бывают причиною, что рождается оттуда зло безмерное.»

Вопрос 4. Какими должны быть законы по своему характеру? (законы должны запрещать только то, что вредно отдельному человеку или всему обществу, они не должны переходить меру в хорошем.)

«Глава 8. 94. Весьма худо наказывать разбойника, который грабит на больших дорогах, равным образом, как и того, который не только грабит, но и до смерти убивает. Всяк явно видит, что для безопасности общенародной надлежало бы положить какое различие в их наказании.96. Хорошие законы самой точной средины держатся…»

«Глава 10. 123. Употребление пытки противно здравому естественному рассуждению: 210. Опыты свидетельствуют, что частое употребление казней никогда людей не сделало лучшими».

Вопрос 5. Как должны соотносится преступление и наказание? Против каких наказаний выступает Екатерина II? (наказание должно соответствовать преступлению. Екатерина II осуждает пытки и наказания, которые калечат тело человека.)

«Глава 10. 243. Хотите ли предупредить преступления? 244. Сделайте, чтоб люди боялися законов, и никого бы кроме их не боялися. 245. Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтобы просвещение распространилось между людьми. 247. Еще можно предупредить преступление награждением добродетели».

Вопрос 6. Как, по мнению Екатерины II , можно предупредить преступления? (для этого люди должны бояться только законов, необходимо распространять просвещение, награждать добродетель и самое надежное – совершенствовать воспитание.)

3 группа: «Глава 11. 250. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка. Надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а другим - которые повинуются. 253. Следовательно, и избегать случаев, чтоб не приводить людей в неволю, разве крайняя необходимость к учинению того привлечет, и то не для собственной корысти, но для пользы государственной; однако и та едва не весьма ли редко бывает».

Вопрос 7. Как Екатерина II относится к сословному неравенству и крепостному праву (неволе, рабству)? (Екатерина II относится к социальному неравенству как к естественной положению вещей. Императрица выступает против злоупотреблений крепостного права.)

«Глава 13 . 297. Земледелие есть самый большой труд для человека. Чем больше климат приводит человека к избежанию сего труда, тем больше законы к оному возбуждать должны».

Вопрос 8. Каковы условия процветания земледелия? (условия процветания земледелия – наличие собственности и поощряющие законы.)

4 группа: «Глава 14. 348. Правила воспитания суть (есть) первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами. 352. Также вперяти (устремлять) в них любовь к отечеству и повадить (приучить) их иметь почтение к установленным гражданским законам, и почитать правительства своего отечества, как пекущиеся по воле Божией о благе их на земли. 354. Он запретить должен детям и тем, кои около них ходят, чтоб не лгали, ниже (ни даже) в шутку; ибо ложь изо всех вреднейший есть порок»

Вопрос 9. Какова главная цель воспитания? Чему необходимо учить детей? (цель воспитания – формировать гражданина. Детей необходимо учить набожности, любви к Отечеству, уважению к законам и правительству, трудолюбию, правдивости, пристойному поведению, милосердию.)

«Глава 15. 363. Добродетель с заслугою возводит людей на степень дворянства. 364. Добродетель и честь должны быть оному правилами, предписывающими любовь к отечеству, ревность к службе, послушание и верность к Государю. 369. … лишить дворянства никого не можно, кроме того, который сам себя лишил оного своими основанию его достоинства противными поступками и сделался чрез то звания своего недостойным».

Вопрос 10. Каковы права и обязанности дворян? (обязанности дворян – любовь к Отечеству, добросовестная служба, верность государю, следование понятиям о дворянской чести. Право дворян – неотъемлемость дворянского звания, которое можно потерять, только совершив поступок, противоречащий дворянской чести.)

- Какие из идей Просвещения содержатся в документе? (большинство идей просветителей нашли отражение в Наказе Екатерины II. Императрица обходит молчанием идеи народного суверенитета и разделения властей, не подвергает критике религию и церковь, то есть, наиболее радикальные идеи Просвещения. Таким образом, Екатерина II разделяла взгляды просветителей избирательно).

5. Основные направления деятельности.

Работа в группах. Работа с таблицей «Преобразования Екатерины II».

Задание : определите значение преобразований Екатерины II.

I группа – учебник, стр. 172-173. Уложенная комиссия.

Когда и с какой целью была созвана Уложенной комиссии? - Состав участников комиссии? Какая часть населения не имела своих представителей в Уложенной комиссии?

Итоги и значение работы Уложенной комиссии.

II группа – документ «Из Наказа Екатерины II Уложенной комиссии », учебник, стр. 177.

Как понимала императрица понятия «равенство» и «вольность»?

Какие изменения в судопроизводстве предлагала осуществить Екатерина II в своем «Наказе»?

Вывод: Каким видела Екатеринам II государственный строй России? Не все идеи французских просветителей были приняты Екатериной II. Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора», считала, что в России может быть только неограниченная власть монарха (но не такого, как это было прежде, а просвещенного, «философа на троне»). Помощь в управлении должны оказывать дворяне.
Параллельно идет заполнение таблицы Преобразования Екатерины II

Содержание

Значение

1764 г. указ о секуляризации церковных земель
Секуляризация – обращение церковной земельной собственности в государственную.

Церковь лишалась части земель и 2 млн. монастырских крестьян.

Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе.

Развитие просвещения.

1765 г. учреждение Вольного экономического общества; упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских губерниях);

Условия для развития экономики.
Попытки улучшения положения крепостных крестьян

Восстановила в прежних правах Сенат; лично стала присутствовать на заседаниях Сената.

Укрепляется система управления.
Наведение порядка в управлении.

1775 г. введение права на открытие предприятий без разрешения правительства;
1767 г. разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами.

Развитие экономики (промышленности).

Попытки улучшения положения крепостных крестьян.

1783 г. разрешение создания вольных типографий;
1786 г. начало проведения школьной реформы.

Развитие просвещения, ослабление цезуры.

1767 г. созыв Уложенной комиссии.

Выявило нужды каждого сословия. способствовала распространению идей Просвещения. Укрепила положение Екатерины II на троне. Новый свод законов не составлен.

III группа. – учебник, стр. 173-175. «Золотой век» российского дворянства.

Задание. Какие преобразования и как изменили положение дворян? (Продолжите работу по заполнению таблицы «Преобразования Екатерины II».)

Определите характер внутренней политики Екатерины II.

Содержание

Значение

1765 г. разрешение дворянам ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу; Все земли, которыми владеют дворяне, объявлены их собственностью.

Передача монастырских земель в собственность дворян. 1782 г. собственность дворян не только земли, но и ее недра 1785 г. «Жалованная грамота дворянству»

Расширение привилегий дворян.
Рост земельных владений дворян.
Укрепление дворянской собственности на землю и крестьян.
дворяне привлекаются к управлению, получили право иметь свои сословные учреждения.

1785 г. «Жалованная грамота городам»

Подтверждение прав и привилегий городского населения (главным образом высших слоев).

Вывод: Внутренняя политика Екатерины II в большей степени защищала интересы опоры самодержавия - дворян.

IV группа – учебник, стр. 175-176 г. Ужесточение внутренней политики в 70–90-е гг.

Задание. - Чем вызвано ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг.? Приведите факты, подтверждающие ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг.

(Продолжите работу по заполнению таблицы «Преобразования Екатерины II»)

Охарактеризуйте губернскую реформу, характер внутренней политики Екатерины II.

Ответы учащихся: крестьянская война 1773-1775 гг., революция во Франции привели к ужесточению внутренней политики в 70-90-е гг.

Губернская реформа

(Продолжить работу по заполнению таблицы «Преобразования Екатерины II»)

6. Выявите противоречия в характере и деятельности личности.

Вывод: Внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. Проводилась в интересах дворян, была нацелена на укрепление самодержавия. Политика «просвещенного абсолютизма», несмотря на либеральные идеи, отличались социально-политическим консерватизмом.

- Итак, давайте возвратимся к двум точкам зрения, заданным в начале урока, на деятельность Екатерины II.

Задание 24 по истории ЕГЭ (бывшее С5). Анализ различных точек зрения и их защита

Ниже приведены две точки зрения на деятельность Екатерины II.

1. Политика Екатерины II была непоследовательной, её замыслы и деяния нередко расходились между собой.

2. Екатерина II имела четкий план реформирования России, которому неукоснительно следовала.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения. Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.

При выборе первой точки зрения

При выборе второй точки зрения:

1. Екатерина II пришла у власти в результате дворцового переворота, посягнув на власть законного императора (несмотря на идею главенства законов в обществе);

2. неудачей завершилась деятельность Уложенной комиссией;

3. крупной неудачей стало восстание во главе с Е. Пугачевым;

4. выступала с позиций просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, однако укрепила сословный строй, основанный на привилегиях отдельных сословий;

5. провозглашала идеи свободы и просвещения, при этом подвергла гонениям просветителей (Новиков, Радищев);

6. было сохранено крепостное право, несмотря на либеральные взгляды и идеи просветителей о недопустимости рабства.

1. Изложение программы царствования в Наказе Уложенной комиссии 1767 г. с целью создания нового законодательства;

2. унификация и совершенствование законодательства в целях «общественного блага»;

3. меры «экономического либерализма» (расширение свободы предпринимательств);

4. усовершенствование системы дворянского и городского самоуправления;

5. поддержка развития культуры и образования.

Итоги правления Екатерины II. «Черный ящик».

Английский министр при дворе Екатерины II, присутствующий на ее похоронах, сказал: «Хоронят Россию». И действительно за три с лишним десятилетия образ императрицы стал своего рода символом России, ее богатства и могущества.

- Какую роль сыграла Екатерины II в истории нашей страны? (Каждая группа должна будет дать оценку деятельности Екатерины II, при этом:

«Современники и историки» должны будут отразить те дела императрицы, которые вызывали их восхищение или осуждение.

«Потомки» должны вынести свое суждение, но постараться определить, в чем актуальность этой темы потомков, живущих в XXI веке.

И в завершение мне хотелось бы привести слова Г.Р. Державина, которые в полной мере относятся к Екатерине Великой и являются значимыми для русского человека во все времена «А слава тех не умирает, кто за Отечество умрет». Спасибо за урок.

Домашнее задание: написать историческое сочинение по памятке.

Внутренняя политика Екатерины II Великой характеризуется противоречивыми стремлениями к соответствию идеям просвещённого абсолютизма с одной стороны и окончательным закрепощением крестьянства с предоставлением дворянам практически неограниченных прав — с другой.

Кратко о содержании и особенностях
внутренней политики Екатерины II

Просвещенный абсолютизм на свой лад

Как форма правления, абсолютизм предполагает сосредоточение всей власти в руках императора. Соответственно, во внутренней политике Екатерина II стремилась привести в порядок систему управления государством, а после крестьянского восстания Пугачева — усилить вертикаль власти, частично введя принципы самоуправления и модернизируя органы полиции.

Ключевые мероприятия

РЕФОРМА СЕНАТА

26 декабря 1763 года Сенат был лишён законодательной функции (которая перешла лично к Екатерине II и её кабинету министров) и разделен на шесть департаментов, для принимаемых решений вводилось требование согласия всех участников заседания, спорные вопросы рассматривало общее собрание.

УПРАЗДНЕНИЕ ГЕТМАНСТВА

10 ноября 1764 года вместо упразднённого титула гетмана была создана Малороссийская коллегия, состоящая наполовину из местных старшин, наполовину из назначенных Екатериной II чиновников, и возглавляемая генерал-губернатором П. Румянцевым-Задунайским.


УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ И НАКАЗ

25 декабря 1766 года Екатерина II объявила о созыве Уложенной комиссии, а также правила выборов депутатов от различных сословий. В качестве руководства для комиссии, императрица лично в течение нескольких лет подготавливала «Наказ к Уложенной комиссии». Данный документ являлся сборником идей европейских просветителей, чего сама Екатерина II и не скрывала.

Целью созыва комиссии должно было стать создание «Нового Уложения» — обновленного свода законов, взамен устаревшему Соборному Уложению 1649 года. Однако, взаимопонимание между сословиями отсутствовало, а плохая организация между различными частями заседающих и отсутствие координации в действиях привели к тому, что в результате за 1,5 года существования комиссия не разработала ни одного закона или предложения и Екатерина II объявила о её роспуске 18 декабря 1768 года.

ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА

18 ноября 1775 года , после окончания русско-турецкой войны и подавления восстания Пугачёва , Екатерина II начала административное реформирование. Произошло изменение принципа деления губерний — главным критерием стала численность налогооблагаемого населения (работающие мужчины), были разделены судебные и административные органы, что привело к резкому росту числа чиновников.

Кроме разделения, реформирование судебных органов предполагало частичное внедрение выборных должностей от всех сословий, а также выстраивание иерархичной системы судебных инстанций, высшим органом которой являлся Сенат. На деле, дворяне занимали все ключевые посты и постоянно вмешивались в ход рассмотрения дел, а разросшийся бюрократический аппарат вызвал рост коррупции. Частично, продолжением судебных преобразований стала реформа полицейских органов.


ПОЛИЦЕЙСКАЯ РЕФОРМА

8 апреля 1782 года Екатерина II подписала «Устав благочиния, или полицейский», продолжая преобразование полицейских органов, начатое во время губернской реформы. Согласно этому документу, были созданы Управы Благочиния, выстроена система полицейских должностей с определенными функциями, а сами города поделены на части (200-700 дворов) и кварталы (50-100 дворов). Произошло закладывание основ полицейского права и укрепление вертикали власти на уровне города. Полиции были поручена часть хозяйственных вопросов.

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА

21 апреля 1785 года была издана «Жалованная грамота городам Российской Империи» — документ, определивший правовое положение жителей городов и разделивший их на шесть разрядов. От каждого из разрядов избирался член «шестигласной» городской думы, которая не имела серьезной самостоятельности и занималась обеспечением продовольственных поставок и мелкой хозяйственной деятельностью. Это был уместный шаг на пути к городскому самоуправлению, тем более что численность городов начала расти.

Экономические преобразования

Внутренняя экономика

Государство страдало от типичных проблем устаревшего феодального строя — монополии на добычу и переработку ресурсов, низкоэффективный крепостной труд и отсталость технологий производства. Следует отметить, что внешняя либерализация экономического курса государства, сопровождалась ужесточением внутренней политики по отношению к наиболее притесненному и многочисленному сословию — крестьянству.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ

8 марта 1764 года , императрица решила положить конец независимости церкви, и объявила об изъятии у монастырей большей части земель и монастырских крестьян в пользу государства. Таким образом более 9 млн. га земли и около 1 млн. человек мужского пола ранее «кормивших» духовенство были переведены в подчинение специальной Коллегии экономии. Более половины из существующих 954 монастырей было упразднено, а средства, собираемые с крестьян ранее принадлежащих церкви, государство выдавало на содержание четко определенных церковных штатов. Остальное — поступало в казну.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА

Пытаясь сдержать инфляцию, Екатерина II в 1763 году запретила обмен медных монет на серебряные. Начавшиеся войны с Речью Посполитой и Турцией требовали денежных средств, а неудобные для транспортировки и счета медные деньги серьезно тормозили как внутренний, так и внешний рынок. Для решения этой проблемы в 1768-69 годах были созданы специальные ассигнационные банки и начат выпуск ассигнаций, который на первых порах оказал благоприятное воздействие, но злоупотребление государства привело к существенному обесцениванию бумажной валюты.

СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

17 марта 1775 года был издан манифест о свободе предпринимательства, который отменил более 30 различных сборов на промыслы (добыча пушнины, птицы, рыбы) и перерабатывающие производства (маслобойни, жиробойни и т.д.). Также любому гражданину было разрешено открывать «всякие станы и рукоделия» без каких либо дополнительных разрешающих документов. От подушной подати освободили купцов с капиталом более 500 рублей. Вместо неё вводился ежегодный сбор в 1% с капитала.

ВОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

11 ноября 1765 года Екатерина II одобрила деятельность уже существовавшего де-факто Вольного Экономического Общества. Целями его создания были сбор и аналитика статистических данных касающихся экономики и сельского хозяйства, а также продвижение передовых технических решений для повсеместного использования в аграрных и промышленных отраслях. Однако, каких-либо существенных успехов за время правления Екатерины II общество не достигло.

Внешнеэкономические отношения

Екатерина II старалась перейти от протекционизма, установившегося со времен Петра I, к более либеральной организации экономики — происходило увеличение экспорта (вывоза из страны и продажи другим государствам) ресурсов и полуфабрикатов (пенька, парусное полотно, чугун и железо, лес, щетина, а также хлеб). Объём экспорта страны возрос с 13,9 млн р. в 1760 г. до 39,6 млн руб. в 1790 г., при этом ввозились в страну преимущественно высокотехнологичные товары. С 1340 до 2430 увеличилось число иностранных торговых судов, ежегодно входивших в российские порты.

Был отменен ряд внешнеторговых монополий и запрет на экспорт зерна. Таможенные тарифы последовательно снижались в 1766 г и 1782 г. В 1782 также была создана Таможенная пограничная Цепь для борьбы с массовой контрабандой через западные границы. После казни короля в революционной Франции, Екатерина II попыталась включить в борьбу с революцией и экономические рычаги влияния — был запрещён ввоз товаров французского производства.

Российская Империя оставалась преимущественно ресурсоэкспортной державой – больше всего продавалось древесины, была организована реализация зерна (запрещенная при императрицы Елизавете). Из продуктов с добавленной стоимостью можно было назвать лишь парусину и чугун (железо грубой обработки). Развитие технологий производства тормозилось ориентацией экономики на рабский труд крепостных. По окончанию царствования Екатерины II, бумажные деньги обесценились на треть, долгов у государства накопилось на 200 с лишним миллионов, а доходы не покрывали расходы.

Расцвет фаворитизма

Отдельным пунктом стоит упомянуть широко развернувшийся при Екатерине II фаворитизм. При всей красивости и выспренности заявлений императрицы о равенстве людей перед законом и главенстве истины над невежеством и мздоимством, она сама раздарила несколько миллионов государственных крестьян своим любовниками и фаворитам , не считая многочисленных денежных вознаграждений и драгоценностей. Некоторыми историками факт разложения дворянства во время Екатерины Великой причисляется к основным причинам потрясений ожидающих Российскую Империю в последующих веках.

Итоги и результаты внутренней политики

  • Закрепощение крестьянства и предоставление дворянству новых привелегий
  • Расцвет фаворитизма, увеличение численности чиновников и полиции, взяточничество
  • Развитие образования , науки и здравоохранения
  • Рост производства и экспорта парусины, чугуна, зерна
  • Основание более 140 городов, освоение Крыма и северно-черноморского побережья
Урок истории "Внутренняя политика Екатерины II"

Цели урока:

    Учащиеся должны иметь представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века.

    Учащиеся должны уяснить суть политики просвещенного абсолютизма с опорой на документы, почему эта политика была названа продворянской.

    Учащиеся должны устанавливать связь между экономическим, политическим и культурным развитием страны.

Основные и опорные понятия: просвещенный абсолютизм, Сенат, Совет при дворе, коллегия, министерство, департамент, губернатор, генерал-губернатор, капитан-исправник, городничий, 1775, 1785, мещане, государственные крестьяне, генерал-прокурор.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Опрос

    В чем заключался кризис феодализма?

    Развитие производительных сил в сельском хозяйстве

    Рост производительных сил в промышленности

III. Актуализация

Как вы думаете, о ком идет речь? Как называется это произведение? Назовите автора. (Державин «Фелица»)

Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачествы сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямо цену их.
Царей они подвластны воле, -
Но богу правосудну боле,
Живущему в законах их.
Ты здраво о заслугах мыслишь,
Достойным воздаешь ты честь,
Пророком ты того не числишь,
Кто только рифмы может плесть.

IV. Изучение нового материала

1. Рассказ заранее подготовленного учащегося:

28 июня 1762 года гвардейцами во главе с Орловым был осуществлен дворцовый переворот. На престоле после Петра III – Екатерина II.

Екатерина II сама написала наказ (идеи философов-просветителей); призывала бороться против тех, кто применял жестокость. Сенат разослал по всем центральным и местным учреждениям, созваны депутаты (500 человек) от дворян, купцов, крестьян, духовенства, которые приехали тоже со своими наказами.

Помещики жаловались на бегство крестьян, требовали узаконить 5-дневную барщину. Купечество хотело монопольное право на промышленность, ведение торговли, обеспечить их рабочей силой, запретить крестьянам вести торговлю.

Крестьяне жаловались на большие налоги и повинности, недостаток земли.

Единственное, к чему пришли - поднести императрице титул «Великой, премудрой и матери Отечества». Показало, что никакой оппозиции Екатерине II нет, поэтому под предлогом войны с Турцией, комиссия была распущена.

Екатерина II опиралась на дворянство, которое объявила благородным господствующим сословием российского общества.

Запись в тетради.

Просвещенный абсолютизм. Внеш. => идеал просвещения

Суть: стремление определенных кругов буржуазии без революции с помощью реформ добиться буржуазных преобразований.

1767 – созыв Уложенной комиссии.

Мотив: гуманизация законодательства, не преобразовываемого с 1649 года.

На самом деле: Екатерина II хотела узнать мнение различных слоев общества, как они относятся к тому, что она, не имея прав, царствует.

2. Работа в группах.

Обсудите тексты предложенных документов и сделайте выводы. Запишите их в тетрадь. (Дается время 5-7 минут для обсуждения, представители групп выступают с выводами).

I группа. Крестьяне .

Охарактеризуйте положение крестьян по приведенным выдержкам из документов.

    434. Дворовым нашим людям, которые имеются в Москве отпущенные на оброк и в науки, чтоб конечно все по воскресным дням в нашем доме явились, а ежели который хотя один день явкой пропустит, таковых сечь розгами, давая за каждый пропуск по тысячи раз нещадно.

    458. Впредь Феклу Яковлевну именем и отчеством не звать никому, а звать ее всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отчеством назовет, то сечь розгами, давая по пяти тысяч раз нещадно.

    510. В двенадцатой части, прежде бывших богадельнях, у живущего офицера продается девка по шестнадцатому году, знающая кружева плести, белье шить, гладить, крахмалить и госпожу одевать, притом имеющая талию и лицо приятное.

II группа. Дворяне.

Прочитайте документ. Какие привилегии получили дворяне по «Жалованной грамоте дворянству», данной Екатериной II в апреле 1785 года?

    Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства.

    Да не судится благородный, окроме своими равными.

    Дело благородного, впавшего в уголовное преступление и по законам достойного лишения дворянского достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без вынесения в Сенат.

    Телесное наказание да не коснется до благородного.

    Благородным подтверждается право покупать деревни.

    Подтверждается благородным право собственности. Не только на поверхность земли, каждому из них принадлежащей; но и в недрах той земли, и в водах ему принадлежащих, на все сокровенные минералы и произрастения, и на все из того делаемые металлы, в полной силе и разуме, как в указе изъяснено.

    По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя.

    Благородный самолично изъемлется от личных податей.

III группа. Горожане.

Прочитайте выдержки из «Жалованной грамоты городам», опубликованной в апреле 1785 года. Какие привилегии получили горожане? Что изменилось в их жизни?

    В городе составить городскую обывательскую книгу. В коей вписать обывателей того города, разделив книгу на шесть частей.

    • В первую часть внести обывателей, имеющих в том городе дом или иное строение, или землю;

      Во вторую часть купцов по гильдиям;

      В третью часть мастеровых людей;

      В четвертую – иногородних и иностранных гостей;

      В пятую – именитых граждан по алфавиту;

      В шестую – посадских по алфавиту, какие кормятся промыслом, рукоделием или другой работой.

    О городской общей думе и городской шестигласной думе.

    • Городская дума бывает составлена из людей знатных, занятых торгами, промыслами, ремеслами, она обязана собираться, когда нужда и польза городская потребуют и в другое время.

      Обществу городскому запрещается избирать тех мещан, которые в том городе не имеют капитала, с которого проценты ниже 50 рублей, а также моложе 25 лет.

IV группа. Купцы.

Сравните, чего требовали купцы и что было достигнуто по Указу 1775 года.

Требовали:

    Освобождения от подушной подати, вместо нее сбор 1% с капитала

    Освобождения от рекрутской повинности

    Свободы открытия промышленных предприятий

Добились:

    Существующие фабрики и горные заводы предоставить купечеству с правом устраивать оные и на будущее время, ибо заводы сии и фабрики первоначально были заведены и размножены купцами с большою пользою для государства.

    Не запрещать им покупать крестьян к заводам и фабрикам.

    Позволить купечеству держать винокуренные заводы.

    Те из крестьян и разночинцев, которые пожелают пользоваться купеческим правом, должны записаться в купечество вечно, а не временно, и во всем быть с купцами на ряду.

    Если нужно, чтобы русское купечество приносило государству полезные плоды, то непременно должно запретить торговать другим всякого звания людям.

    Всем крестьянам дозволить продавать в селах и в городах обывателям оных только произведения их деревенского хозяйства: причем строжайше запретить, чтобы они, при отъезде из своих деревень ничего не скупали и чрез то не возвышали бы на всякие деревенские товары цен.

3. Запись в тетради . (примерные)

1785. Привилегии дворян:

    Право владеть землями и крестьянами, передавать их по наследству.

    Основывать промышленные предприятия и заниматься торговлей.

    Право сословного суда.

    Освобождение от телесных наказаний, запрет конфискации земель у дворян, совершивших уголовное преступление.

    Право выбора должностных лиц (в губернское правление)

    Предводители дворянства имели возможность заявлять о своих пожеланиях императору.

1775. Привилегии купцам:

    Освобождение от подушной подати; вместо нее – сбор с 1 % капитала.

    Освобождение от рекрутской повинности.

    Свобода открытия промышленных предприятий.

1785 – грамота на права и выгоды городам.

Все городское население делилось на 6 разрядов:

    городские обыватели, имеющие дом или землю

    купцы всех гильдий, имеющие капитал до 50 миллионов рублей

    цеховые ремесленники

    иногородцы и иностранцы, которые торговали золотом и другими украшениями

    именитые граждане (ученые, художники, банкиры с капиталом больше 50 тысяч рублей)

    посадские

3 и 6 – основная масса – мещане

Городское управление не имело никаких политических прав. В городские общества входили люди после 25 лет с капиталом не менее 5 тысяч рублей.

Разработана была грамота и для государственных крестьян. Найдена уже после смерти Екатерины II. Государственные крестьяне тоже делились на 6 разрядов. Единственная категория, которую не затронули – крепостные крестьяне.

1762 – указ Екатерины II, по которому дворянство освобождение от обязательной службы => имелась большая возможность для хозяйственной деятельности феодалов в своих владениях.

V. Подведение итогов.

Как вы оцениваете работу своей группы? Других групп? Какие новые сведения вы получили из документов? Как вы можете оценить внутреннюю политику Екатерины II?

VI. Домашнее задание.

Составить тестовые вопросы части «В» по изученному материалу.

План-конспект урока «Внутренняя политика Екатерины 2»

Организационный момент

Мотивационно-целевой этап

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Нас к себе в гости пригласила замечательная дама, которая оставила неизгладимый след в истории России. Она управляла страной 34 года - это целая эпоха! Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке?

Учащиеся выдвигают предположения, о ком может пойти речь на уроке.

Учитель: А для того, чтобы узнать с кем мы сегодня познакомимся на уроке для этого необходимо выполнить задания, которые размещены у вас на столе на карточках.

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно карточку с заданием, которая лежит перед вами. Здесь у нас представлены правители России в период Дворцовых переворотов и их годы правления. Давайте поможем им найти свои законные места, и восстановим хронологию их правления.

Правитель

Годы правления

Екатерина I

1762 - 1796 гг.

Петр II

1741 - 1761 гг.

Анна Иоанновна

1727 - 1730 гг.

Елизавета Петровна

1761 - 1762 гг.

Петр III

1730 - 1740 гг.

Екатерина II

1725 - 1727 гг.

Ответ

Екатерина I

Петр II

Анна Иоанновна

Елизавета Петровна

Петр III

Екатерина II

1725 - 1727 гг.

1727 - 1730 гг.

1730 - 1740 гг.

1741 - 1761 гг.

1761 - 1762 гг.

1762 - 1796 гг.

Учащиеся расставляют верную последовательность правления императоров и императриц.

Учитель: Ребята, давайте проверим, как должны были быть расставлены даты правления исторических деятелей. Затем занесем полученные оценки за это задание в лист самооценивания.

Учащиеся меняются листами с заданиями и проверяют друг у друга выполненные задания на карточках, а затем ставят оценки и заносят их в лист самооценивания.

Учитель: У вас на столах имеются в наличии карточки с лентой времени. На них имеются годы правления императоров и императриц. Подпишите сверху над годами правления инициалы исторических личностей.

Учащиеся расставляют на ленте времени правителей Российской империи в период Дворцовых переворотов.

1725 - 1727 1727 - 1730 1730 - 1740 1741 - 1761 1761 - 1762 1762 - 1796

Учитель (задает детям вопрос): Итак, как вы думаете, о ком сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке?

Учащиеся: О Екатерине II .

Учитель (выводит на экран проектора слайд с изображением Екатерины II ): Верно, сегодня мы с вами рассмотрим тему, связанную со временем правления Екатерины II . Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: «Внутренняя политика Екатерины II».

Учитель: Запишите название темы в тетрадь.

Учащиеся записывают тему в тетради.

Учитель: Итак, к власти пришла Екатерина II. Долгое царствование Екатерины II было насыщено реформами, которые вновь, как и при Петре I сделали страну самым могущественным государством в Европе. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, исходя из темы урока?

Учащиеся ( предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):

Личность Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II .

Учитель записывает предложенные вопросы школьников на доске и предлагает ребятам оценить работу на этом этапе, а затем объясняет, как правильно заполнить лист самооценивания и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся

Ориентировочный этап

Учитель задает вопросы о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий.

Учитель: Ребята, где мы можем найти ответ на интересующие нас вопросы?

Учащиеся называют известные им источники поиска информации.

Поисково-исследовательский этап

Учитель предлагает обучающимся школьникам обратиться для ответа на первый вопрос к раздаточному материалу, где описана личность Екатерины II и дана ее краткая биография.

Учащиеся знакомятся с дополнительным материалом. Читают текст документа на листах распечатки «Исторический портрет Екатерины II ». Определяют последовательность действий и находят ответ на первый вопрос.

Текст «Исторический портрет Екатерины II»

Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу.

С детства ей толковали, что она некрасива, и это рано заставило ей учиться искусству нравиться, искать в душе того, чего недоставало наружности. Чтобы быть чем-нибудь на свете, писала она, припоминая свои детские думы, надобно иметь нужные для того качества; заглянем хорошенько внутрь себя, имеются ли у нас такие качества, а если их нет, то разовьем их.

Для Екатерины жить - смолоду значило работать. Она была способна к напряжению, к усиленному, даже непосильному труду, и потому себе и другим казалась сильнее самой себя. Она рано поняла, что познание людей каждый должен начинать с самого себя. Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на самого себя со стороны.

У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки - читать и писать: она прочла необъятное количество книг. Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками, над которыми подшучивала. Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка.

Она хотела стоять в уровень с умственными и художественными движениями века: Эрмитаж со своими картинами, тысячами гравюр - свидетель её забот о собирании художественных богатств, а в самом Петербурге и его окрестностях сохранились сооружения работавших по её заказам иностранных мастеров.

В обращении она пускала в ход бесподобное умение слушать, угадывать настроение: это подкупало, внушало доверие, располагало к откровенности: Екатерина предпочитала изучать сильные стороны других и умела указать их самому обладателю. В этом умении тайна неотразимого обаяния, какое, по словам княгини Дашковой, Екатерина производила на тех. кому хотела нравиться. Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени.

Царствование Екатерины II нельзя причислить к спокойным и легким временам: напротив, это была довольно тревожная и тяжелая пора. Сравнительным спокойствием Россия пользовалась в первые пять лет царствования, если не считать крестьянских бунтов. За тем семилетний приступ внешних и внутренних тревог. Из 34 лет царствования 17 лет борьбы внешней или внутренней на 17 лет отдыха!

Учитель (задает вопрос): Ребята, как вы считаете, какой личностью была Екатерина II ?

Учащиеся выдвигают свои предположения и подводят итог прочитанного текста после его осмысления.

Учитель (задает вопрос): Мы ответили на поставленный перед нами вопрос?

Учащиеся (отвечают на вопрос учителя): Да! Екатерина II была сильной и волевой личностью, которая с самого раннего детства прокладывала себе дорогу самостоятельно. Она была человеком, который добивается всего при помощи собственных усилий и очень трудолюбивой. За всю свою жизнь императрица прочла большое множество книг и любила писать.

Учитель

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Учитель: А теперь давайте с вами обратимся к тексту учебника, прочитаем первый абзац пункта «Особенности внутренней политика Екатерины» на стр. 170-171 и узнаем, что же такое «Просвещенный абсолютизм».

Учащиеся: «Просвещенный абсолютизм» - это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.

Учитель: Идеи просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися французскими мыслителями Вольтером, Монтескье, Дидро, Руссо. Екатерина II на основе этих идей разработала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Используя текст документа на стр. 176-177 учебника, ответьте на вопрос, как видела императрица основы своей внутренней политики?

Учащиеся:

способствовать расцвету государства;

просвещение нации;

учредить хорошую полицию;

ввести порядок в государстве, который поддерживается законом.

Учитель: Теперь мы с вами вернемся обратно к пункту параграфа «Политика «просвещенного абсолютизма» и узнаем, что такое секуляризация земель. Откройте учебник на стр. 171 и прочитайте последний абзац.

Учащиеся читают и определяют для себя, что такое секуляризация церковных земель. Называют определение, что такое секуляризация. Секуляризация - это передача в государственное управление монастырских и церковных земель.

Учитель: В духе политики «просвещенного абсолютизма» императрица созвала Уложенную комиссию для разработки нового свода законов. К разработке данного документа Екатерина II привлекла выборных депутатов от сословий. Давайте с вами посмотрим состав и требования участников Уложенной комиссии. Для этого откройте в учебнике стр. 172-173 и ознакомьтесь с содержанием текста.

Учитель: Ребят, представьте себе, что вы являетесь представителем той группы населения, которая лежит у вас на листочке на парте. Каковы были бы ваши требования?

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Учитель: Как вы думаете, почему участники Уложенной комиссии не могли прийти к общему мнению?

Учащиеся: Представители спорили каждый о своем.

Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Учитель: Екатерина приостановила деятельность комиссии в связи с началом Русско-турецкой войны. Больше она не созывалась. Императрица опиралась на дворянское сословие и в его интересах осуществила ряд важных мероприятий. Какие? Давайте с вами узнаем. А для этого нам необходимо будет заполнить таблицу в тетради по пункту учебника «Золотой век» российского дворянства».

Физкультминутка

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Учитель предлагает ученикам примерный эталон таблицы, который необходимо заполнить, прочитав пункт учебника «Золотой век» российского дворянства» на стр. 173-175.

Дата

Основные мероприятия

Учащиеся заполняют таблицу в тетради.

Учитель проверяет таблицу, которую заполняли учащиеся, и сопоставляет с эталоном, имеющимся у него на руках.

Дата

Основные мероприятия

1763 г.

Возложение всех военных расходов на плечи крестьян, чтобы пресечь их бунты.

1765 г.

Разрешение ссылать крестьян на каторгу бессрочно. Запрет крестьян жаловаться на своих хозяев. Помещики имели в своем пользовании все захваченные земли. Передача церковных земель в собственность дворян.

1782 г.

Отмена указа о «горной свободе», по которому раньше право на разработку рудных месторождений принадлежало тому, кто их обнаружил. Теперь дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и ее недр.

1783 г.

Запрет перехода крестьян от одного владельца к другому, а также зачатки появления крепостного права на Украине.

1785 г.

Издание «Жалованной грамоты дворянству», которая позволяла создавать дворянские общества и собрания, а также обращаться к губернаторам и наместникам со своими нуждами и ходатайствами к императрице.

1785 г.

Издание «Жалованной грамоты городам», которая давала привилегии городскому дворянству.

1762 - 1796 гг.

Дворяне получили в жалование 800 тысяч государственных крестьян. Промышленникам запретили покупать крепостных крестьян для работы на их предприятиях.

Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Практический этап

Учитель: Ребята у вас на столе предлагается небольшой тест. Выполните его у себя в тетради.

Учащиеся выполняют тест «Правление Екатерины II ».

Тест «Правление Екатерины II»

1. Какое историческое название получила внутренняя политика Екатерины II?

А) политика «сильной руки»

Б) «следование западному образцу»

В) политика «просвещенного абсолютизма»

2. Каким должен быть монарх, по мнению Екатерины II?

А) деспот и тиран

Б) демократ на троне

В) философ на троне

3. Что такое секуляризация?

А) изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей

Б) упразднение патриаршества

В) передача церковных и монастырских земель государству

4. Для чего Екатерина II собирает Уложенную комиссию?

А) для разработки реформ в области образования

Б) для создания нового свода законов

В) для рассмотрения написанного ею «Наказа»

5. Какое сословие получило новые привилегии в царствование Екатерины II?

А) купечество

Б) дворянство

В) окружение императрицы

6. Основная мысль документа «Жалованная грамота дворянству» 1785 года (выбрать все возможные варианты):

А) отмена прежних привилегий дворян

Б) подтверждение прежних привилегий

В) разрешение на создание дворянских обществ и дворянских собраний

1

2

3

4

5

6

Ответы:

Учитель называет правильные ответы.

Учащиеся меняются тетрадями для дальнейшей проверки.

Учитель называет критерия оценивания тестовых заданий:

шесть правильных ответов - отметка «пять»;

пять правильных ответов - отметка «четыре»;

четыре правильных ответа - отметка «три»;

меньше четырех правильных ответов - отметка «два».

Учащиеся проверяют работы друг друга и выставляют отметки за тест.

Учитель предлагает ребятам занести оценку, полученную за тест в лист самооценки.

Учащиеся заносят оценку в лист самооценивания.

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель (задает вопросы учащимся): Скажите, ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока? Что мы можем сказать о личности Екатерины, какой была ее политика?

Учащиеся делают выводы о достижении целей урока, поставленных в начале занятия.

Учитель предлагает посчитать все оценки в листах самооценивания на каждом этапе и вывести среднюю отметку, полученную за всю работу на уроке.

Учащиеся считают полученные оценки за все этапы работы на уроке и выставляют средний балл, полученный на уроке в дневники.

Учитель (сообщает информацию о домашнем задании): § 24, ответить на вопросы и выполнить задания № 4, 5 в конце параграфа. Составить синквейн на тему «Екатерина II ».

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Приложение 1.

Лист самооценки

Вид работы

Оценка

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

1. Актуализация знаний

2. Работа с текстом «Исторический портрет Екатерины II »

3. Работа с текстом учебника

4. Заполнение таблицы «Золотой век» российского дворянства»

5. Тест «Правление Екатерины II »

Итоговая оценка за работу на уроке