Как не ошибиться, работая со спецсчетом по гособоронзаказу. Зачем нужен отдельный счет для гособоронзаказа Расходование денежных средств со спецсчета по гособоронзаказу

Что такое спецсчет по гособоронзаказу? Можно ли использовать обычный счет в банке? Какие требования к спецсчетам? Как можно расходовать средства на этом счету? Читайте далее.

Вокруг 275-ФЗ много нюансов, которые должны соблюдать все участники ГОЗ. В этом есть свои плюсы и минусы. Так как этот закон создан для осуществления закупок для нужд армии России, и требования предъявляют к участникам более жесткие: от требований в документации о закупке, лицензиях до приемки товара и его оплаты. Чтобы стать участником гособоронзаказа, нужно пройти сложную процедуру получения различных разрешающих документов, аккредитации на специализированной площадке, открытия спецсчетов. Но в результате такой участник получит огромную выгоду для себя и профессиональный авторитет.

Сделав выводы из всего сказанного, поставщику для участия в тендерах по гособоронзаказу нужно открыть спецсчет . Как это сделать, разберемся ниже.

Что такое спецсчет по гособоронзаказа

Это специальный расчетный счет в банке, который участник закупки по ГОЗ открывает для участия в тендерах и заключения контрактов с Минобороны РФ, а также МЧС, ФСБ, МВД и ФСИН.

Не каждый банк может открыть такой спецсчет. Перечень уполномоченных банков, имеющих лицензии на такие счета, размещен на сайте Центробанка РФ, который можно изучить и просмотреть. Информацию о банках обновляют ежемесячно.

Важно : Изучите перечень банков, открывающих спецсчета , оцените условия каждого из уполномоченных банков и только потом выбирайте подходящий для себя.

Как открыть спецсчет по гособоронзаказу

У каждого уполномоченного банка свои условия и требования открытия спецсчетов по гособоронзаказу. Но такие условия регламентированы инструкцией Центробанка РФ (Инструкция от 30.05.2014 № 153-И).

Как воспользоваться деньгами на спецсчете по гособоронзаказу Главный вопрос всех участников тендеров по ГОЗ – как пользоваться деньгами на спецсчету? И на какие нужды их можно тратить? У поставщика не так много возможностей потратить деньги со спецсчета. Денежные средства можно израсходовать на нужды конкретного гособоронзаказа.

Разберем несколько ситуаций, когда можно тратить деньги со спецсчета, а когда нельзя.

Когда можно потратить деньги гособоронзаказа

Можно потратить деньги на оплату налогов по конкретному контракту гособоронзаказа. Также можно оплачивать авансирование субподрядчикам по контракту. Выплатить зарплату своему персоналу за работу по контракту, на рекламу и приобретение железнодорожных билетов (приказ от 11.12.2018 № 259 н).

Важно
Все средства на спецсчету можно тратить только на разрешенные операции по конкретному гособоронзаказу, и во всех операциях со спецсчетом нужно детализировано прописывать назначение платежей. А также нужно указывать номер идентификатора контракта во всех платежных документах.

Когда нельзя потратить деньги гособоронзаказа

Нельзя тратить деньги на:

  • выдачу кредитов другим организациям;
  • погашение кредитов, если только это не кредиты по конкретному гособоронзаказу;
  • перечисление средств физлицам без обоснования;
  • вклад в капитал других юрлиц;
  • пожертвования и благотворительные взносы;
  • иностранную валюту и различные ценные бумаги, драгоценности и монеты;
  • договоры об уступке (переуступке) права требования;
  • обеспечение исполнения контракта.

Если деньги со спецсчета по гособоронзаказу будут использованы в таких или иных целях, то операции на счету могут приостановить.

В итоге его открывают только для того, чтобы производить взаиморасчеты между заказчиком и поставщиком в рамках конкретного оборонзаказа.

Когда закроют спецсчет по гособоронзаказу

Спецсчет закрывает уполномоченный банк, как только получит уведомление от заказчика, что контракт исполнен и закрыт. Бывают случаи, когда контракт исполнен, а уполномоченный банк уведомление от заказчика не получил. Но на спецсчету еще остались не использованные деньги, как в этой ситуации быть поставщикам? В таком случае эти деньги можно расходовать на разрешенные операции по спецсчету (например, на оплату труда работникам поставщика).

Участие в тендерах по гособоронзаказу со стороны выглядит сложно. Но реально, все процедуры схожи с обычными государственными закупками по 44-ФЗ. Отличием будет только, высокий контроль и порядок получения и использования денежных средств по гособоронзаказу.

Спецсчет по гособоронзаказу — это особый расчетный счет, который открывает в уполномоченном банке головной исполнитель, заключивший контракт с Министерством обороны РФ, то есть для исполнения гособоронзаказа (федеральный закон №275 от 29.12.2012). Цель государства — обеспечить прозрачность и защиту взаимных расчетов между сторонами сделки, защитить информацию, задействовать банковские инструменты для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Исполнитель может открыть его заранее в одном из уполномоченных банков:

  1. ОАО «АБ «РОССИЯ».
  2. Банк ГПБ (АО).
  3. ПАО «Банк «Санкт-Петербург».
  4. Банк ВТБ (ПАО).
  5. ПАО «Сбербанк».
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК».
  7. АО «Россельхозбанк».

В каждом банке установлены свои правила для подобной операции. Если предоставляет Сбербанк резервирование счета , гособоронзаказ оплачивается быстрее, так как деньги можно получить до заключения договора с банком. У исполнителя есть 5 рабочих дней для сбора пакета документов, иначе банк вернет деньги заказчику, а счет аннулирует. Зарезервировать счет в Сбербанке по гособоронзаказу можно в режиме онлайн.

В случае, когда обеспечивает ВТБ резервирование счета , гособоронзаказ финансируется заказчиком только после непосредственного открытия спецсчета.

Режим использования отдельного счета

Главный вопрос владельца спецсчета для гособоронзаказа — как расходовать деньги?

Исполнитель имеет право тратить деньги только на выплату аванса за работы и на обеспечение нужд гособоронзаказа.

Средства списываются при указании в распоряжении номера идентификатора госконтракта и только на спецсчет для гособоронзаказа. Но тут есть исключения, например:

  1. Бюджетные платежи (налоги, страховые взносы, таможенные и иные сборы).
  2. Оплата товаров и услуг, цены на которые регулирует государство. Перечень утверждает Правительство РФ.
  3. Расчеты с иностранными исполнителями, которые участвуют в гособоронзаказе.
  4. Поступление прибыли, установленной в госконтракте и согласованной между заказчиком и исполнителем после передачи банку соответствующего акта.
  5. Иные траты, не превышающие 3 млн. руб. в месяц.

Ст. 76 НК РФ позволяет останавливать операции по такому расчетному счету для взыскания налогов, пени или штрафов.

Закрывается он после того, как уполномоченный банк получает от заказчика уведомление об исполнении контракта по гособоронзаказу.

Какие операции не допускается проводить

Для спецсчетов запрещены операции по кредитам и займам, кроме сумм, которые перечислены в сделке по гособоронзаказу. Также нельзя выдавать деньги физлицам, за исключением выплаты работникам компенсаций и зарплаты с одновременной оплатой необходимых налогов и сборов.

Со средств, которые хранятся на спецсчете по гособоронзаказу, нельзя:

  • осуществлять благотворительность;
  • формировать уставной капитал сторонней организации;
  • приобретать иностранную валюту, ценные бумаги и драгметаллы;
  • исполнять договор об уступке права требования;
  • осуществлять переводы на другие р/с, даже в уполномоченных банках.

Также запрещено размещать денежные средства на депозитах, если проценты и сумма депозита не будут возвращены на этот же спецсчет. Или использовать эти деньги, чтобы внести обеспечение исполнения контракта.

Списание в пользу исполнительных документов возможно:

  • для возмещения вреда жизни и здоровью;
  • чтобы выплатить выходные пособия или зарплату;
  • при взысканиях в доход РФ.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» каждому государственному контракту присваивается Идентификатор государственного контракта (ИГК). Идентификатор формируется государственным заказчиком и представляет собой .
ИГК является неизменным и уникальным кодом. Он сохраняется на протяжении всего периода действия госконтракта и не может быть повторно присвоен другому государственному контракту.
Через слеш («/») код ИГК указывается перед номером контракта между заказчиками и исполнителями ГОЗ на всю глубину кооперации, а также используется .

Формирование кода ИГК

Структура кодировки идентификатора госконтракта (ИГК) определяется совместным приказом Министра обороны Российской Федерации №475 и Федерального казначейства №13н от 11 августа 2015 года «Об утверждении Порядка формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу».
В соответствии с данным приказом идентификатор госконтракта (ИГК) – это цифровой код из 25 разрядов.
Каждый разряд допускает использование только цифр (0 – 9).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Вид цены при заключении госконтракта Самостоятельная кодификация госзаказчика
Разряды 1 и 2 кода ИГК – две последние цифры года заключения госконтракта.
Разряды 3 и 4 кода ИГК – две последние цифры года исполнения госконтракта.
Разряды 5, 6 и 7 кода ИГК – идентификационный код государственного заказчика.
Разряд 8 кода ИГК (цифры от 1 до 9) – код способа определения исполнителя. Например, закупка у единственного поставщика или конкурентный способ закупки.
Разряды 9, 10, 11 и 12 кода ИГК - порядковый номер государственного контракта. Главный распорядитель бюджетных средств в отношении каждого госзаказчика в пределах календарного года применяет сквозную нумерацию контрактов.
Разряд 13 кода ИГК (цифры от 1 до 3) – код вида цены на момент заключения контракта (ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена, цена, возмещающая издержки) .
Разряды с 14 по 25 кода ИГК (цифры от 0 до 9). Каждый государственный заказчик самостоятельно определяет применение данных разрядов. Если какие-то разряды в коде не используются, то заполняются нулями.

Пример кодировки ИГК

1 6 2 2 1 8 7 3 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Две последние цифры года заключения госконтракта Две последние цифры года окончания срока действия госконтракта Идентификационный код госзаказчика Код способа определения исполнителя Порядковый номер госконтракта госзаказчика Вид цены на день заключения госконтракта Самостоятельная кодификация госзаказчика.
В данном случае не используется.
По идентификатору госконтракта можно определить, что:
Данный контракт заключен в 2016 году и действует до 2022 года.
Государственный заказчик – Министерство обороны России.
Закупка была осуществлена у единственного поставщика, определенного указом Президента или распоряжением Правительства Российской Федерации.
Это первый контракт этого госзаказчика в этом году.
При заключении контракта определена ориентировочная (уточняемая) цена .
Разряды 14 – 25 кода ИГК госзаказчиком не были использованы.

Спецсчета (отдельные счета) для контрактов Гозоборонзаказа

В соответствии с законом 275-ФЗ по каждому контракту ГОЗа заказчики и исполнители обязаны открывать отдельные счета, и получаемые на эти спецсчета средства, можно тратить только на исполнение оборонного заказа с учетом многочисленных нововведений .
Отдельные счета прозвали «спецсчетами» , а денежные средства, поступающие на них, в силу существенных ограничений по их дальнейшему использованию - «меченые» или «крапленые» деньги .
Иногда в договорах по исполнению государственного оборонного заказа так и пишут: «... отдельный счет в уполномоченном банке (далее – «спецсчет»)...».
Режим использования отдельного счета, установленный статьей 8.3 275-ФЗ, предусматривает перечисление денежных средств только на спецсчета соисполнителей ГОЗ и при указании в платежном поручении .
Однако, законом установлены и исключения, позволяющие в рамках выполнения оборонного заказа переводить деньги на иные (не отдельные) счета. В частности, Головной исполнитель вправе ежемесячно оплачивать расходы на сумму до пяти миллионов рублей (изменение 275-ФЗ в редакции от 29.07.2017), а соисполнители более низкого уровня – до трех миллионов рублей в месяц.
После исполнения контракта возможно перечислить со спецсчета на иные счета прибыль и расходы на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий («задела»). При этом размер прибыли и стоимость запаса согласуются сторонами ещё при заключении контракта.
Подтверждение обоснованности «задела» имеет ряд особенностей.
О введении спецсчетов и банковского сопровождения было объявлено ещё в середине 2015 года, однако до сих пор не полностью прояснены вопросы о выплате заработной платы со спецсчетов, а также использования денежных средств, полученных по одному оборонному контракту, на выполнение другого оборонного заказа.

Идентификаторы государственного контракта (ИГК) в счетах-фактурах

1 июля 2017 года в статью 169 Налогового кодекса внесено изменение, согласно которого в счетах-фактурах, выставляемых при реализации и при получении оплаты, а также в корректировочном счете-фактуре указываются сведения об идентификаторе государственного контракта (ИГК). В форме счета-фактуры введена строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)».
Организация заполняет данную строку при наличии у него соответствующей информации.
В письме Минфина от 8 сентября 2017 года №03-07-09/57870 о заполнении счета-фактуры при отсутствии госконтракта, разъяснено, что непроставление прочерка в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием государственного контракта, договора (соглашения) не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

Банковское сопровождение оборонного заказа

Банковское сопровождение гособоронзаказа осуществляется уполномоченными банками. Такой банк обязан иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Первоначально для оборонки было определено пять уполномоченных банков: ГазпромБанк (ГПБ), Банк ВТБ, Сбербанк, Банк Москвы и Россельхозбанк. Распоряжением Правительства № 1702-р от 1 сентября 2015 года количество банков, сопровождающих оборонные контракты по 275-ФЗ , увеличено до девяти. В их число вошли Внешэкономбанк (ВЭБ), Банк Россия, Российский Капитал и Новикомбанк.
Распоряжением Правительства № 1135-р от 3 июня 2016 года состав «оборонных» банков изменен ещё раз.
Актуальный перечень уполномоченных банков публикуется в интернете на официальном сайте Банка России. По состоянию на 18 апреля 2017 года в этот список входят восемь банков: АО «АБ «РОССИЯ», Банк ГПБ (АО), ПАО «Банк «Санкт-Петербург», Банк ВТБ (ПАО), ПАО Сбербанк, АО АКБ «НОВИКОМБАНК», Банк «ВБРР» (АО) и АО «Россельхозбанк».

Резервирование и открытие счета для ГОЗ

Головной исполнитель в отдельности для каждого госконтракта производит выбор уполномоченного банка. Все исполнители оборонного заказа, входящие в кооперацию по данному госконтракту, резервируют и открывают в банке, выбранном «головняком».
Отдельный счет исполнителю оборонного заказа открывается при наличии полного пакета документов, в частности подписанного договора с заказчиком, в номер которого включен и указан номер ещё не открытого спецчета. Чтобы устранить это противоречие, уполномоченные банки производят резервирование номера нового с последующим его полным открытием при представлении полного комплекта документов. После получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении госконтракта, спецсчета подлежат закрытию исполнителями. В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Организацией (Исполнитель) столкнулась с ситуацией когда Уполномоченный банк отказал ей в открытии специального счета на том основании, что что по мнению банка Общество проводило подозрительные и сомнительные операции, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Разберемся, прав ли банк?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет - это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

Юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

С даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

Согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

Отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

Одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

Имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк (пп. «е»," п. 6.2 Положения № 375-П);

В отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

Иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В данной ситуации Организация-исполнитель, включенная в кооперацию головного исполнителя в рамках исполнения государственного оборонного заказа, заключила обычный договор поставки на приобретение материалов, которые в дальнейшем будут использованы ею для исполния гособоронзаказа. Сумма договора составляет 400 000 руб. а поставщик не имеет специального счета, открытого в уполномоченном банке. Как быть?

В соответствии с пп.6 п.1 и пп.6 п.2 ст.8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

Режим использования отдельного счета подразумевает обязанность предоставления Организацией в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для составления распоряжений на перечисление сумм ЗП на счета сотрудников, а также распоряжения на уплату соответствующих налогов, в частности НДФЛ в качестве налогового агента. Обязана ли Организация выполнять данные требования при перечислении аванса сотрудникам (ЗП за первую часть месяца)?

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

Здравствуйте Руслан. А что именно Вас беспокоит? Вы полагаете, что такой договор признают недействительным?

На это шансов мало.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2017 г. по делу N А17-7347/2016
Порядок расчетов согласован сторонами в разделе 4 договора от 27.10.2014 и дополнительном соглашении от 26.08.2015.
Условие о необходимости открытия исполнителем отдельного счета в уполномоченном Банке для осуществления расчетов по договору в данном разделе и в остальных разделах спорного договора отсутствует.
Перечисление заказчиком платежей предусмотрено на расчетный счет ЗАО «Ивановоискож», который указан в договоре и дополнительном соглашении. Указанные условия договора в установленном порядке недействительными не признаны.
При этом апелляционный суд считает, что ответчик, действуя разумно и добросовестно, являясь заказчиком по спорному договору, выступая исполнителем государственного оборонного заказа, обязан был уведомить истца о необходимости открытия специального счета, предусмотреть указанное положение в условиях договора.
Однако материалами дела не подтверждается своевременное исполнение ответчиком положений пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Ответчиком также не учтено, что исполнение принятого на себя обязательства по договору не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия счета, не может являться основанием для освобождения от надлежащего исполнения обязательств, иное бы означало нарушение требований статьи 309 ГК РФ.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 N 09АП-67390/2016 по делу N А40-136063/16-34-1195

В материалах дела отсутствуют доказательства уведомления ответчиком истца о том, что договор поставки, являвшийся предметом исследования по настоящему спору, заключен во исполнение государственного оборонного заказа либо доказательства, подтверждающие исполнение ответчиком положений пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» В соответствии с которым: «Головной исполнитель - уведомляет (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета.
Ответчик, действуя разумно и добросовестно, являясь заказчиком по спорному договору поставки, выступая исполнителем государственного оборонного заказа, обязан был уведомить истца о необходимости открытия специального счета, предусмотреть указанное положение в условиях договора, однако материалами дела не подтверждается исполнение ответчиком положений пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ „О государственном оборонном заказе“.
При этом само по себе обстоятельство отсутствие специального счета не может являться основанием для освобождения ответчика от надлежащего исполнения обязательств в соответствии с положениями статей 309, 310 ГК РФ .