Царица савская - великие любовные истории. Царица Савская: головоломка для археологов и ученых Кто такие царица савская и царь соломон

Кто такая царица Савская? Миф или реальность?

Царица Савская - единственный персонаж древности, о котором есть упоминания в священных книгах трех основных мировых религий - христианство, иудаизм и мусульманство. Легендарная правительница Сабы в Южной Аравии - удивительной страны, где песок стоит дороже золота, где растут деревья из Эдемского сада, а людям не ведомы войны. В Библии рассказывается, что она пришла в Иерусалим испытать загадками царя Соломона и была в изумлении от его мудрости.

Согласно некоторым преданиям, у царицы Савской были козлиные ноги (возможно, отголоски древнего культа зооморфной богини луны Южной Аравии). В мусульманских легендах царицу зовут - Билкис. Она и , как утверждают мифы, - родоначальники 3 000-летней династии эфиопских императоров.

В Библии не называется ее имени, она фигурирует в ней просто как царица Савская, или Южная, и противопоставляется тем, кто не хочет внимать мудрости Иисуса. Она управляла савеями - народом «Счастливой Аравии», лежавшей южнее Палестины. Около 2000 км разделяли ее резиденцию от Иерусалима.

По какой же причине царица отправилась в путь? Согласно легенды, Соломон узнал от удода о диковинной стране и правящей ею женщине несравненной красоты и мудрости. Царь отправил ей письмо в котором приглашал посетить Иерусалим. В случае отказа он пообещал наслать на нее демонов. (Соломон был не только мудрецом, но и магом.) Царица откликнулась на призыв грозного соседа. Она ехала в Иерусалим, в надежде разрешить множество вопросов, относительно ее личной жизни, ее царства и ее народа.

Она была наслышана о Соломоне, слава которого всегда связывалась с именем бога. Этот бог казался ей причиной достигнутого благоденствия. Кому же может поклоняться такой мудрый царь? Царица Савская - рассудительная и умная женщина, но знает о границах своей осведомленности и хочет стать мудрей. Ради этого она жертвует временем, средствами и удобствами.

Соломона потрясла ее красота. Но наряду с этим он захотел проверить, какие у нее ноги… Нехорошая история описана в одной из книг Талмуда. По убеждению древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Царь остерегался, что под обличьем прекрасной женщины скрывается сам нечистый. Для проверки, он выстроил павильон со стеклянным полом и запустил туда рыбок.

Правительнице необходимо было пройти через этот зал, но, едва переступив порог, инстинктивно приподняла платье. Соломон успел увидать, что ноги царицы были человеческие, но покрыты густыми волосами. Эту же историю можно встретить и в мусульманских источниках. Но исламская версия легенды гласит: ноги Билкис в действительности оказались козлиными - покрытыми шерстью и с копытцами вместо ступней…


Примирить обе версии смогут предания Эфиопии. Там царицу Савскую называют Македой, или Атия-Азеб. Считается, что она была из племени, приносившее жертвы дракону. И вот настала очередь Атия-Азеб: девушка была привязана к кроне дерева, куда прилетал дракон… В тени этого дерева присели отдохнуть 7 святых. Они решили помочь и убили дракона.

Однако одна капля крови попала на пятку девушке, и ее нога превратилась в копыто. Жители деревни избрали Македу своей предводительницей. Однажды она услыхала, что в Иерусалиме правит царь Соломон, который излечивает людей от всех болезней. Преодолев тяжелый путь, предводительница переступила порог дворца царя, и ее нога сразу стала такой, какой была раньше.

Полгода длился роман царя и царицы Савской. Когда же выяснилось, что прекрасная южанка беременна, она покинула Иерусалим и возвратилась в Сабу, где родила мальчика, который стал родоначальником абиссинских правителей. Эфиопы называют его Бейна Хекемом («сыном царя»), или Менеликом. Достигнув зрелости, Менелик отправился в гости к отцу. А возвратившись в сопровождении молодых иудеев на родину, привез в Эфиопию библейский Ковчег Завета с реликвиями. Жители города Аксум уверены, что Ковчег спрятан в каменной часовне самой большой церкви города и охраняет их родину в течении уже почти трех 3 000 лет.

Царица Савская — реальная историческая личность?

Эту замечательную историю несколько омрачают два вопроса: где все-же находилось Сабейское царство? И вообще, существовала ли царица Савская на самом деле? Юг Аравийского полуострова и побережье Персидского залива наряду с Двуречьем и долиной Нила считаются древнейшими очагами цивилизации. Уже в IV тысячелетии до н. э. там жили аравийцы, которые в основном были семитами и говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии.

На рубеже II и I тысячелетий до н. э. на юго-западе Аравии возникли государства Хадрамаут, Катабан, Саба, Манн. Около середины I тысячелетия до н. э. наибольший вес приобрело здесь царство Саба, которое установило контроль над главной торговой артерией Аравийского полуострова - «путем благовоний».

Оно просуществовало под различными названиями полторы тысячи лет. Подлинных сведений о легендарной царице крайне мало. Мусульмане называют ее Билкис. Известно, что она была дочерью «премьер-министра» загадочного царства Офир. Скорее всего, Билкис получила полномочия царицы только на время путешествия в Израильско-Иудейское царство, куда она отправилась для того, чтобы договориться о свободном проходе караванов с благовониями через вассальные ему территории.

В 711 году до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар упоминал о государстве на юге Аравийского полуострова. Историк Флавий полагал, что страна савеев располагалась на северо-востоке Африки - в Эфиопии. Некоторые из исследователей библейского рассказа считают, что государство Дилмун (или Сабейское царство) было на острове Бахрейн в Персидском заливе. Такое заявление могло бы показаться необоснованным - в Ветхом Завете указывается только на юг Аравии, - если бы не древнегреческая легенда, наводящая на необычные мысли на счет происхождения царицы Савской.

Эллины верили в , древнейшими из которых считались жительницы Ливии, где когда-то насчитывалось множество племен воинственных и храбрых женщин. Прародиной одного их племен считался остров Геспера (Бахрейн) у берегов Эфиопии. Его правительница Мирина некогда покорила много соседних народов, в том числе и атлантов, а потом через Египет, Аравию и Сирию направилась в Малую Азию, где основала ряд городов.

Конечно, нельзя утверждать, что царица Савская и Мирина - одно лицо. Но и пренебрегать данным предположением не следует. Во-первых, остров находится как раз между Эфиопией и Аравией. Во-вторых, греческая легенда, которая возникла приблизительно в V–IV вв. до н. э., рассказывает о «давно минувших днях», так что Мирина вполне могла жить на 500 лет раньше.

В пользу того, что царица Савская - реальное историческое лицо, могут свидетельствовать археологические раскопки на территории Южного Йемена. Изучение руин дворца показало, что приблизительно в 1000-950 гг. до н. э. там жила царица, которая совершила поездку на север - в Аль-Кудс (арабское название Иерусалима).

Исламолог М. Пиостровский полагает, что Савская была царицей Древнего Йемена, для культуры которого характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей, которые упомянуты в преданиях. Кроме этого, в религии этой страны божество солнца Шамс играло очень важную роль. (Согласно легендам, жители Сабы поклонялись Солнцу и Луне.) Арабы связывают имя царицы с йеменским городом Мариб, около которого находятся величественные руины занесенного песком древнего храма Аввама (храма Билкис). Многие считают, что именно там был земной райский сад Эдем из Книги Бытия.

Эфиопская версия о происхождении царицы Савской тоже не лишена смысла, больше того, многим из ученых представляется весьма обоснованной. Хотя сама Эфиопия расположена в Африке, от Сабы ее отделяет неширокая полоска воды. Сабейцы, освоившие морской путь в Индию, могли легко преодолеть ее. Может быть, в древности эти две территории были тесно связаны между собой, составляя одно государство. Население Эфиопии считает, что царица Савская жила в городке Аксуме, неподалеку от морского побережья.

Подобного рода рассказ об этом мы находим в национальном эпосе, где сказано о царствующих династиях, которые ведут свое происхождение от знаменитой путешественницы. Доказывая, что Македа (царица Савская) выехала к Соломону именно из Аксума, эфиопы ссылаются на Книгу псалмов, где прямо сказано о визите Македы в Иерусалим. Кроме этого, в Эфиопии много религиозных обрядов, которые напоминают семитские: вряд ли они смогли укорениться в стране без поддержки со стороны верховной власти. Обращает на себя внимание соблюдение Субботы, разделение животных на чистых и нечистых, религиозные танцы. Кроме этого, император Эфиопии именуется «царем Сиона».

Местные жители говорит, что право составлять законы и толковать их дал потомкам иудейского колена левитов сын царицы Савской: он ведь и сам был наполовину иудей! По сей день существует небольшая обособленная религиозная группа абиссинских иудеев, которые считают себя потомками лиц, прибывших с сыном Македы из Иерусалима. Называют они себя «фалаши», что означает «эмигранты». Это историческое название подтверждает их неэфиопское происхождение. В Аксуме есть несколько достопримечательностей, которые имеют отношение к легендарной царице.

В первую очередь, это обелиск на центральной площади и могила самой Македы. На пшеничном поле за городом лежат несколько гранитных плит размером 5×1,5 метра с обелисками. Под одной из них якобы и нашла покой эта таинственная женщина. Под двумя другими покоится прах еще двух царей Аксума, а на горе у горизонта похоронен Менелик.

Сторонники эфиопского происхождения царицы Савской приводят разные исторические факты и ссылки на авторитеты, чтобы доказать, что библейская правительница жила именно тут. Они сообщают также, что Македе было 50 лет, когда она поехала в Иерусалим, и что умерла она в 986 году до н. э. Потомки царицы Савской и царя Соломона, как считается, правили страной до 1974 года, когда был свергнут император Хайле Селассие.

Многие из ученых считают утверждение, будто династия эфиопских правителей берет начало от легендарной царицы, государственной пропагандой, мифом, с помощью которого местные монархи пытались подтвердить законность своей власти. Дело в том, что ни один из официальных документов за пределами Эфиопии не упоминает, что Ковчег Завета когда-либо покидал границы Иерусалима. Первое же эфиопское королевство вообще появилось только через 800–900 лет после того периода, который указан в качестве предположительной даты жизни Соломона (965–928 г. до н. э.). Кроме этого, во времена правления мудрого царя происходило только становление Сабейского царства. Следовательно, оно не могло еще быть господствующим государством ни в южной Аравии, ни в Эфиопии.

Одним из авторитетнейших специалистов в этой области является археолог Р.Эйхман. Он же возглавляет список скептиков от истории. Применив научный подход к библейскому повествованию о царице Савской, он утверждает, что не обнаружил ни единого научного доказательства ее существования, и считает, что она - не более чем миф. Эйхман - далеко не единственный скептик, который выразил сомнение в существовании легендарной царицы. Однако он, пожалуй, впервые представил сугубо научные соображения на этот счет.

Сомнения усиливают детальные исследования археологов. Изучив найденные в Марибе надписи и каменную кладку, специалисты уверяют, что известный храм Аввам, основательницей которого предположительно могла быть царица Савская, строился во второй половине VII века до н. э. Это означает, что он не имеет никакого отношения к таинственной правительнице, жившей в середине X столетия до н. э. По мнению Эйхмана, в пользу того, что история о царице Савской - не реальный факт, а вымысел, говорит и ряд других моментов.

К примеру, неизвестно, позволяли ли сабейцы занимать женщинам столь высокое положение? На это, правда, часть специалистов справедливо замечает, что некоторые косвенные исторические источники говорят о том, что в Сабе того периода царил матриархат. В доказательство приводятся клинописные тексты, обнаруженные в Ассуре: в них рассказывается о «царицах арабов» Забибе и Самси. Но кроме этих записей нет других ассирийских источников, датируемых 700-ми годами до н. э., которые содержали бы упоминания о женщинах на троне. Эйхман и иные скептики, безусловно, правы, говоря, что без дополнительных исследований человечество всегда будет оставаться в плену мифов.

Итак, кем же была героиня известного библейского сказания, в котором переплелись исторические факты, восточный фольклор и фантастические легенды? Существовала ли она на самом деле? Жила ли в арабском Марибе? Являлась ли правительницей эфиопского Аксума? Или была представительницей гордого племени женщин-воительниц? Эта тайна не разгадана учеными по сей день. Да и так ли это важно для современного человека? Ведь в Книге Книг она продолжает существовать и поныне…

И.Вагман, О.Кузьменко

Царь Соломон (Мелех Шломо, от слова «Шалом», то есть «мир»), также известен, как Ядидья, был сыном Давида и Батшевы (Вирсавии) и царём Израиля, правящим с 970 до 931 до н.э. Царь Соломон построил первый Иерусалимский Храм. Священные писания гласят, что отец Соломона, царь Давид, однажды увидел купающуюся красавицу Вирсавию из окна своего дворца. Обольщённый её красотой, он приказал привести Вирсавию во дворец, а так как она была замужем за военным, то царь приказал поставить мужа возлюбленной, Урия, в первые ряды опасного сражения, чтобы его убили. Урий действительно погиб. В последствии первый ребёнок царя Давида от Вирсавии родился мёртвым. Давид осознал, что это было наказание Неба за его прелюбодеяние. Имя «Ядидья» (Возлюбленный Богом) было дано Соломону после того, как его отец глубоко раскаялся относительно прелюбодеяния с Вирсавией.

Царь Соломон известен, как мудрый правитель, обладающий большой славой, богатством и властью. Считается, что его мудрость была дана Небесами, и он мог видеть сердца людей, знал, как спрашивать вопрос, чтобы получить правдивый ответ. Царь Соломон понимал язык зверей.

3000 лет тому назад, под правлением мудрого Соломона, как и указывает его имя, народ Израиля жил в мире, как никогда до этого.

Легенда гласит, что у Соломона был гарем из 1000 женщин, родом из соседних государств. Некоторые учёные считают, что такой расклад не был простой прихотью царя, а политической стратегией с целью удерживать мир с соседними государствами, потому что правители не нападали бы на государство где живут их принцессы.

Царь Давид провозгласил Соломона своим преемником, когда ему было всего 12 лет, не смотря на борьбу других 17 братьев за трон. Уже после воцарения, один из единокровных братьев, пытался забрать у Соломона престол, из за это Соломон приказал его убить. Позже, молодой Соломон отправился на холм недалеко от Иерусалима чтобы принести жертву Богу. Той ночью Бог явился Соломону во сне.

Библия гласит, что Бог сказал Соломону, что он может пожелать всего, чего захочет. Соломон ответил Богу, что он всего лишь маленький ребёнок и просит Бога даровать ему мудрость, чтобы он смог различать добро от зла и видеть сердца людей. Бог сказал Соломону, что так как он пожелал всего лишь мудрость, хотя мог бы пожелать всё другое, то Бог даст ему не только мудрость, но и всё остальное.

Соломон, услышав щебет птиц и поняв, что они говорят, осознал, что сон был явью. Соломон не только понимал птиц и деревья, но даже шёпот отдельных травинок.

Одна из самых известных историй связанных с мудростью Соломона, это история о двух женщинах борющихся за право быть матерью младенца, пришедших к Соломону с просьбой их рассудить. Каждая женщина эмоционально доказывала, что является истинной матерью ребёнка. Тогда царь Соломон приказал принести меч, и разрубить ребёнка пополам, отдавая по части каждой из женщин.

Тогда одна из них взмолилась: «О, нет, лучше отдайте ребёнка ей». Истинная мать не может видеть, как разрубают её дитя, и Соломон признал её матерью ребёнка и приказал отдать ребёнка ей.

В Библии говорится, что у царя Соломона было 700 жён, и 300 наложниц, но в Библии нет упоминания детей от всех этих женщин, за исключением преемника Соломона.

Согласно Библии, Соломон построил множество крепостей для своей армии. Внутри безупречного дворца был построен священный храм. Стены Храма Соломона были покрыты чистым золотом. Внутри храма был помещён Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с 10 заповедями данные Богом Моисею на горе Синай.

(Царь Соломон у порога Иерусалимского храма)

Строение монументальных построек потребовало колоссальной рабочей силы. Соломон требовал, чтобы даже фермеры покидали свои поля, когда понадобилась мужская сила. Высокие налоги и насильственный труд — такова была политика Соломона. Многие учёные считают, что именно потому, что Соломон сбился с правильного пути, это привело к упадку его государства.

Сегодня, археологи не могут найти и следа, ни дворца Соломона, ни священного Храма. Также мистически исчез сам Ковчег Завета, но последние исследования древних надписей на храме в Йемене, указывают на то, что Ковчег был перевезён в Эфиопию.

Достигнув срединного возраста, Соломон почувствовал то, что чувствуют многие современные люди, потратившие всю жизнь на погоню за материальными благами — пустоту, безрадостность и томление духа. Именно тогда в жизнь Соломона вошла та, чьё имя упоминается в одном из самых яркий любовных романов в Библии — царица Савская.

(Царица Савская у ног царя Солмона)

Уже много лет Соломон слышал слухи о земле Савей (Сава), на юге от Египта. Эту землю процветающей сделала царица, культивирующая специальное растение, используемое, как благовоние. В то время, оно было дороже золота. Царица была хороша собой.

Мнение учёных разделяется в отношении расположения этого мистического места Сава. В южной Аравии есть место под названием Сава, но Сава также имеет связь с Эфиопией. Стоит отметить, что Сава в Южной Аравии и Эфиопию разделяет красное море, и они находятся относительно не далеко друг от друга на карте, поэтому можно предположить, что в то время, это могло быть даже одно царство. В то время Эфиопия называлась государством Куш и была процветающей. В Эфиопии на месте храма царицы Савской, разрушенного в последствии испанцами, найден монолит на котором выгравирован древний шрифт Сава, место в Йемен, южной Аравии. Похожий монолит найден и в самом Йемене где также находятся останки дворца царицы Савской. Это означает, что царица Савская, действительно была из Савы, но её правление охватывало также и Эфиопию. В Коране сказано абсолютно точно, что она была из южной Аравии.

(Останки древного государства Куш)

Даже если бы царица Савская не пришла из Эфиопии, а из южной Аравии, она тем ни менее была темнокожей.

Автор считает, что связь между царём Соломоном и царицей Савской, заложила основу кармической связи между Израилем и потомками царицы Савской, и именно поэтому в Израиле такое большое количество эфиопов евреев.

Согласно эфиопским легендам, Соломон прислал царице Савской письмо привязанное к ногам птицы. Соломон не мог терпеть, что кто то, тем более женщина, на территории его правления, не признаёт его, как самого великого.

(Эфиопская фреска изображающая царицу Савскую)

В письме Соломон говорит царице Савской, что путешествие в Иерусалим займёт 7 лет. В Библии говорится, что когда царица узнала о мудрости Соломона, она решила испытать его загадками. Она проехала с караваном верблюдов, наполненным специями, фимиамом, богатством и разными дарами, по пустыне. Тем временем, Соломон услышал слухи, что царица может быть полу демоном, из-за своих связей с демонами тьмы, и что у неё не ноги обычного человека, а копыта.

Соломон в свою очередь, также решил испытать царицу и велел построить вместо пола застеклённый аквариум наполненный водой и рыбами. Царица прибыла раньше времени, и когда она подходила к трону, Соломон наблюдал каждое её движение. Подумав, что ей придётся пройти по бассейну с водой, царица приподняла подол платья и оголила ступни. Согласно Корану, у царицы действительно были деформированные ноги, но приняв истинную веру, Бог её исцелил во время её нахождения во дворце Соломона.

Целыми днями напролёт они озадачивали друг друга загадками; загадки Соломона были связаны с естественным миром, а загадки царицы были более личные и заманчивые. Согласно легендам, Соломон влюбляется в царицу, но так как она была очень праведной, ему приходится её соблазнить. Некоторые считают, что Песнь Соломона в Библии — серия эротических поэм в Библии описывающие желание Соломона овладеть царицей Савской.

«Я смугла, но собою прекрасна,
Как все девушки Иерусалима.
Как Кедара шатры я игрива,
Как завесы Твои в небе ясна.

Это солнце меня подглядело -
Осмуглило девицу слегка.
Виноградники я стерегла
Братьев милых, а свой... проглядела».
(Песнь Песней)

Проведя пол года во дворце Соломона, царица решает вернуться домой. Влюблённый Соломон просит её остаться ещё на один день. Библия гласит, что Соломон воплощал любое желание царицы. В день до отъезда царицы, Соломон приказывает устроить раскошенный пир, но в блюда для царицы приказывает подсыпать сильных специй. Соломон просит её остаться у него во дворце ночевать. Царица боится, что Соломон её соблазнит и отклоняет приглашение, но Соломон уверяет её, что если она не возьмёт ничего у него, то и он у неё не возьмёт ничего и распоряжается, чтобы царице была отведена отдельная кровать.

Ночью царица просыпается от жажды из-за пряной пищи и отхлебывает воды из бокала стоявшего рядом с её кроватью. Тем временем Соломон за ней наблюдает. Увидев, что она взяла что-то его (воду), он объявляет, что она нарушила своё обещание и юркает к ней в кровать.

(Царица Савская, династия Сафавид, Иран)

Долгое страстное томление наконец подошло к концу и влюблённые провели часы в объятьях друг друга. Под утро они засыпают и Соломону снится сон. Ему сниться, что солнце уходит из Иерусалима, и никогда не возвращается. Он ждёт и ждёт, но оно не возвращается. Возможно это было предвестие того, что царица уходит из его жизни. Утром Соломон провожает царицу и надевает ей на палец кольцо — в знак любви и с грустью наблюдает, как она покидает дворец.

Согласно легенде, спустя 9 месяцев у царицы Савской рождается сын и она называет его Менелек, и вместе они едут в свой дом.

Некоторые историки считают, что царица вернулась в Эфиопию со многими дарами, и эти дары включали также слуг и служанок, и вместе с Менелекем они стали основателями еврейского населения в Эфиопии. Но последние исследования расшифровки текста на стенах храма в Йемене и Эфиопии, указывают на то, что царица всё же была из Йемена.

Когда Менелек рос, царица часто рассказывала ему истории о великом царе правящем на Севере, но она знала, что сама никогда больше его не увидит. Когда мальчику исполнилось 13 лет, царица приказывает ему ехать в Иерусалим, чтобы встретить своего отца. Когда Менелек спрашивает мать, как он узнает отца, царица показывает ему зеркало и говорит: «Он выглядит в точь как ты, мой сын». Царица также даёт мальчику своё кольцо, дарованное Соломоном, и говорит, что отец узнает его по кольцу.

Неизвестно, если Менелеку удалось достичь Иерусалима. Некоторые считают, что Менелек всё же достиг Иерусалима, и домой вернулся с Ковчегом Завета. Эфиопы верят, что Ковчег Завета хранится в храме небольшого города Аксум. Когда Менелек узнал о том, что Иерусалим был захвачен, так как он обещал отцу охранять Ковчег Завета, то вывез его из Иерусалима. Позднее Менелек беседовал с Богом через Ковчег и ему было открыто будущее. Царица тем временем за ним наблюдала через маленькое отверстие и видела, как его тело бьётся в конвульсиях от силы исходящей от Ковчега. В последствии царица с Менелекем переместились жить в Эфиопию, и именно поэтому там оказался Ковчег Завета, а также создалась еврейская община.

(Храм в Аксум, где предполагается хранится Кавчег Завета)

Друге учёные считают, что Ковчег Завета исчез, или был разрушен, 400 лет спустя во время разрушения Иерусалимского Храма вавилонянами. Другие считают, что Ковчег находится в Йемене, где правила царица Савская. Но есть и те, кто считают, что Ковчег хранится где то под землёй в районе Иерусалима. Точно учёные не знают, где именно находится Ковчег Завета.

Сентиментальные учёные считают, что Соломон был несчастен из за того, что дал царице ускользнуть от него. После ухода царицы, Соломон написал книгу «Екклесиаст» из Библии.

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
Иер 31, 4
4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
Сир 20, 6 Лк 9, 21
7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
9 Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
10 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
Прем 9, 16
11 Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
Еккл 2, 24 Еккл 8, 15
12 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
Еккл 5, 18
13 И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий.
Дан 4, 32 Сир 39, 21
14 Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить,- и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.
Еккл 1, 9
15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было,- и Бог воззовет прошедшее.
16 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
Еккл 12, 14
17 И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там".
18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
Пс 48, 13 1 Пет 3, 12
19 потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета!»

Сорок лет правления Соломона были мирными. Старость он провёл в одиночестве во дворце, который построил для себя. Во время правления его сына Ровоам, народ восстал против дома Давида, и почти все колена Израиля отделились от дома Давида. Согласно Библии, это было наказанием за грехи Соломона.

Похоже, что ум без сострадания становится опасным оружием. То, что просил маленький Соломон у Бога, со временем переросло в ненасытные желания взрослого мужчины. Соломон не считался с нуждами народа и забыл, что он тоже ходит под Богом и миссия царя, служить Богу и служить народу.

Продолжение следует...

Salomon, Педро Берругете

Богоматерь с Младенцем (на престоле, с предстоящими Давидом и Соломоном) Печать

Царь Соломон, которому при рождении было дано имя Иедидиа, что означало «Возлюбленный Богом», правил Израильским государством в течение сорока лет. Чаще всего годами его правления называют 972-932 годы до н.э., и это время знаменуется относительным спокойствием и миром в Израиле. Недаром царским именем этого правителя было имя Соломон (от еврейского слова «шломо» — мир). Он вступил на престол, когда ему едва исполнилось двадцать лет, однако уже в первые годы царствования молодой правитель доказал израильтянам свои мудрость, организаторские способности и силу. Он сразу же укрепил Иерусалим, построил флот, направил большие средства на развитие торговли с соседними государствами, воздвиг великий храм, а также поощрял развитие науки и литературы.

Соломон отличался любовью к женщинам. Некоторые источники утверждают, что у него было около 700 жён и более 300 наложниц. Самой старшей женой израильского царя являлась египтянка, которая предположительно носила имя Вифия.

Однажды слухи о мудрости и величии еврейского повелителя дошли до властной и сильной царицы савской Балкиды, которая правила страной савеев, названной древними «Счастливой Аравией». На её землях возвышались величественные храмы, процветали богатейшие города, зеленели роскошные сады и строились дороги, а народ не переставал прославлять свою премудрую царицу. Балкида утверждала, что её страна — самая богатая в мире, и она — самая мудрая правительница. Царица решила своими глазами увидеть Соломона, во всём превосходившего её, и лично убедиться в его удивительном уме и божественной премудрости.

«Прибытие царицы Савской» , картина Самуэля Коулмена

Она собралась в путь в сопровождении нескольких тысяч слуг, которые вели верблюдов, нагруженных подарками израильскому царю: драгоценными камнями, экзотическими растениями, редчайшим красным деревом и благовонными маслами.

«Соломон и царица Савская» ,

По легенде, Соломон встретил иноземную гостью, восседая на золотом троне и одетый в золотые одежды. Когда царица увидела израильского правителя, ей показалось, что перед ней предстала золотая статуя. Великий Соломон поднялся, подошёл к прекрасной Балкиде и, взяв её под руку, повёл к своему трону. Так царь не принимал ещё ни одного гостя.

« Встреча Соломона и царицы Савской ».

Говорили, что он сразу же влюбился в чужестранку и, восхищённый её красотой, все дни проводил с ней, беседуя о странах, Вселенной, Боге. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и щедрости знаменитого израильтянина. Наконец, она окончательно признала, что уступает во всём Соломону и больше не отрицала его превосходства. Тогда же царица Савская загадала правителю Израиля три загадки, на которые царь якобы заранее получил ответ у подкупленного им савского жреца и, не задумываясь, сразу же отвечал царице. Женщина ещё больше дивилась мудрости прославленного Соломона

«Соломон и царица Савская»,

Она, всегда гордая и непреклонная, даже ответила согласием, когда тот попросил Балкиду стать его женой. Однако перед этим Соломон пожелал раскрыть тайну царицы и тем самым опровергнуть жуткие слухи о Балкиде. Про царицу савскую рассказывали, что наружностью она прекрасна и поразительно мудра. Ей даже приписывали сверхъестественные способности, нередко называли «царицей джиннов» и «демоном». Однако говорили, что при всех достоинствах повелительницы савеев, она обладала нечеловеческими, козьими ногами, а вместо ступней у неё были перепончатые, словно у гусыни, лапы.

Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом,

Влюблённый царь пожелал сам убедиться, так это или иначе. Для этого мудрейший повелитель израильский приказал сделать в одной из своих комнат прозрачный пол из хрусталя. Под ним соорудили бассейн, куда налили чистейшую воду и запустили рыб. Всё это напоминало настоящее озеро, а отличить его можно было, лишь подойдя ближе. Поэтому, когда Соломон провёл царицу в приготовленную комнату, она, увидев удивительный бассейн, вдруг подняла юбки, чтобы не намочить их. На несколько секунд её ноги показались из-под нижних одежд, а израильский царь увидел настоящие, человеческие ноги, только слишком кривые и некрасивые.

Оскорблённая царица за одну ночь собрала всех слуг и покинула Иерусалим, не простившись с Соломоном, нанёсшим повелительнице савеев жестокую обиду.

Царь быстро забыл иноземную гостью и вновь наслаждался наложницами, собранными в царском гареме со всего мира. « Женщина слаще жизни и горше смерти », — говорил Соломон о своих возлюбленных.

Он продолжал строить города, укреплять флот и возводить храмы. Однако его приближённые становились всё больше недовольными расточительной политикой правителя. Сразу же после смерти «мудрейшего из царей» произошло восстание против династии Давида, и Израиль был разделён на две территории: Израиль и Иудею. Последней некоторое время правил сын Соломона Ровоам.

Легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии.

Тайная любовь царицы Савской
В сотнях легенд Африки, Азии и Европы, в библейских притчах и сурах Корана говорится об этой удивительной и загадочной женщине. Билькис, Лилит, Альмакха, Македа, Царица Южная - как только не называли эту женщину. Но царица Савская - не вымышленный мифический образ, а вполне реальное историческое лицо. Кем же была эта женщина, удивительным образом повлиявшая на ход мировой истории?

Где находилась Сабея?

Сабейское царство располагалось в Южной Аравии, на территории современного Йемена. Это была цветущая цивилизация с богатым сельским хозяйством и сложной социальной, политической и религиозной жизнью. Правителями Сабеи были "мукаррибы" ("цари-жрецы"), власть которых передавалась по наследству. Самым знаменитым из них была легендарная Билькис, царица Савская, прославившаяся как самая прекрасная женщина планеты.

Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа, она родилась примерно в 1020 году до н.э. в Офире. Легендарная страна Офир простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Древние обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми, добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, верблюдов и овец, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь, изготовляли бронзу. Столица Офира - город Аксум - находилась в Эфиопии.


Матерью Македы была королева Исмения, а отец - главным министром при ее дворе. Македа получала образование у лучших ученых, философов и жрецов своей огромной страны. Одним из ее домашних любимцев был щенок шакала, который, вырастя, сильно укусил ее за ногу. С тех пор одна нога у Македы была обезображена, что породило многочисленные легенды о якобы козлиной или ослиной ноге царицы Савской.

В возрасте пятнадцати лет Македа отправляется царствовать в южную Аравию, в Сабейское царство, и становится отныне царицей Савской. Правила Сабеей она около сорока лет. Про нее говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины.

Столицей царства был город Мариб, сохранившийся до сих пор. Для культуры древнего Йемена были характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей. Относительно недавно стало ясно, что в народной религии древнего Йемена очень большую роль играло божество солнца Шамс. А в Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись солнцу. Об этом говорят и легенды, в которых царица представлена язычницей, поклоняющейся звездам, в первую очередь Луне, Солнцу и Венере.


Лишь встретившись с Соломоном, она познакомилась с религией иудеев и приняла ее. Возле города Мариб сохранились остатки Храма Солнца, потом переделанного в Храм Лунного Бога Альмакха (второе название - храм Билькис), а также, согласно существующим преданиям, где-то недалеко под землей находится тайный Дворец царицы. По описаниям античных авторов, владыки этой страны жили в мраморных дворцах, окружённых садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы, и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей.

Обладавшая даром дипломатии, владевшая многими древними языками и хорошо разбиравшаяся не только в языческих идолах Аравии, но и в Божествах Греции и Египта, прекрасная царица сумела превратить своё государство в крупный центр цивилизации, культуры и торговли.

Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая подпирала воду в искусственном озере. Через сложную сеть каналов и стоков озеро поило влагой поля крестьян, фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах на территории всего государства. Длина каменной дамбы достигала 600 метров, высота была 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, приносимая один раз в год тропическим ураганом из Индийского океана.

Прекрасная Билькис очень гордилась своими разносторонними познаниями и всю свою жизнь пыталась получить тайные эзотерические знания, известные мудрецам древности. Она имела почётный титул Верховной жрицы Планетарной Соборности и регулярно устраивала у себя во Дворце "Соборы Мудрости", на которые собирались посвящённые всех континентов. Не зря в легендах о ней можно встретить различные чудеса - говорящих птиц, волшебные ковры и телепортацию (сказочное перемещение ее трона из Сабеи во дворец Соломона).

Более поздние греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного культа нежной страсти.


Путешествие к Соломону

О путешествии царицы Савской к Соломону, не менее легендарному царю, величайшему монарху, прославившемуся своей мудростью, рассказывается и в Библии и в Коране. Существуют и другие факты, указывающие на историчность данного предания. Скорее всего, встреча Соломона и царицы Савской имела место в действительности.

По одним рассказам, она отправляется к Соломону в поисках мудрости. По другим источникам, Соломон сам пригласил ее посетить Иерусалим, прослышав о ее богатстве, мудрости и красоте.

И царица отправилась в поражающее своими масштабами путешествие. Это было долгий и трудный путь, длиной в 700 км, через пески пустынь Аравии, по берегу Красного моря и реке Иордан в Иерусалим. Поскольку царица путешествовала в основном на верблюдах, такой путь должен был занять около 6 месяцев в один конец.


Караван царицы состоял из 797 верблюдов, не считая мулов и ослов, нагруженных провизией и подарками царю Соломону. И судя по тому, что один верблюд может поднять груз до 150 - 200кг., подарков - золота, драгоценных камней, пряностей и благовоний - было немало. Сама царица путешествовала на редком белом верблюде.

Свита её состояла из чёрных карликов, а гвардия - из светлокожих высокорослых гигантов. Голову царицы венчала корона, украшенная страусовыми перьями, а на мизинце её руки был перстень с камнем "астерикс", неизвестным современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.


При дворе Соломона царица задавала ему каверзные вопросы, и тот отвечал на каждый из них абсолютно верно. В свою очередь государь Иудеи был покорен красотой и умом царицы. Согласно некоторым преданиям, он женился на ней. Впоследствии двор Соломона стал постоянно получать из знойной Аравии лошадей, дорогие камни, украшения из золота и бронзы. Но самым ценным по тем временам были благовонные масла для церковных курений.

Царица Савская лично умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней и обладала искусством парфюмерии. В Иордании найден керамический флакон эпохи царицы Савской с печатью Мариба; на дне флакона сохранились остатки благовоний, полученных из деревьев, которые ныне в Аравии уже не растут.


Испытав мудрость Соломона и удовлетворившись ответами, царица также получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину. Согласно большинству преданий, с тех пор царица правила в одиночку, ни разу не выйдя замуж. Зато известно, что у царицы Савской родился от Соломона сын Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии (подтверждение тому можно встретить в эфиопском героическом эпосе). В конце жизни царица Савская также вернулась в Эфиопию, где правил ее сын.

Еще одна эфиопская легенда говорит о том, что долгое время Билькис скрывала от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим и сказала ему, что он узнает своего отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в иерусалимском Храме Бога Яхве.


Прибыв в Иерусалим и явившись в Храм на богослужение, Менелик достал портрет, но увидел вместо рисунка небольшое зеркало. Посмотрев на своё отражение, Менелик обвёл взглядом всех присутствовавших в Храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец.

Как повествует дальше эфиопское предание, Менелик был огорчён тем, что палестинские жрецы не признали его законные права на наследство, и решил похитить из Храма Бога Яхве хранившийся там священный ковчег с моисеевыми заповедями. Ночью он выкрал ковчег и тайно увёз его в Эфиопию к своей матери Билькис, которая почитала этот ковчег как вместилище всех духовных откровений. По словам эфиопских жрецов, ковчег и поныне находится в тайном подземном святилище Аксума.

Последние 150 лет учёные и энтузиасты разных стран пытаются добраться до тайного Дворца, бывшего местопребыванием царицы Савской, но местные имамы и племенные вожди Йемена категорически препятствуют этому. Впрочем, если вспомнить, что случилось с богатствами Египта, почти подчистую вывезенными из него археологами, то, может статься, власти Йемена не так уж и неправы.

С весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.

И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем . И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царём, творить суд и правду.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда ещё не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.

В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила ». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота 2Пар. . В этой же главе описывается роскошь, которую смог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Кроме того, Соломон сделал себе 200 щитов из кованного золота и все сосуды для питья во дворце и в Храме были золотыми. «серебро во дни Соломона вменялось ни во что» (2Пар. ) и «превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью» (2Пар. ). Такому величию, несомненно, Соломон обязан визиту царицы Савской. Примечательно, что после этого визита многие цари также желали визита к царю Соломону (2Пар. ).

Комментарии

Среди еврейских комментаторов Танаха существует мнение, что библейский рассказ следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, в результате чего сотни лет спустя был рождён Навуходоносор , разрушивший Храм , построенный Соломоном. (В арабских легендах она уже его непосредственная мать ).

В Новом Завете

Также ей была предана роль «приносящей души» далёких языческих народов. Исидор Севильский писал: «Соломон воплощает образ Христа, который воздвиг дом Господень для небесного Иерусалима не из камня и дерева, а из всех святых. Царица с Юга, которая пришла услышать мудрость Соломона, должна пониматься, как церковь, пришедшая из самых дальних границ мира, чтобы услышать голос Бога » .

Ряд христианских авторов считает, что приезд царицы Савской с дарами к Соломону является прообразом поклонения волхвов Иисусу Христу . Иероним Блаженный в своём толковании на «Книгу пророка Исайи » даёт следующее объяснение: как царица Савская пришла в Иерусалим послушать мудрости Соломона, так и волхвы пришли к Христу, который есть Божия премудрость .

Это трактовка во многом основывается на ветхозаветном пророчестве Исайи о поднесении даров Мессии , где он также упоминает страну Сава, и сообщает о дарах, аналогичных преподнесённых царицей Соломону: «Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа » (Ис. ). Новозаветные волхвы также преподнесли младенцу Иисусу ладан , золото и мирру . Родство этих двух сюжетов даже подчёркивалось в западноевропейском искусстве, например, их могли помещать на одном развороте манускрипта, напротив друг друга (см. раздел В изобразительном искусстве ).

«Соломон на троне среди зверей».
Персидская миниатюра XVI в.

В Коране

Согласно мусульманской традиции Соломон узнаёт от птицы чибиса (удода , птицы ухдуд , Худ Худ ) о существовании царицы Балкис - правительницы сказочно богатой страны Саба, восседающей на троне из золота , украшенном драгоценными камнями , и поклоняющейся солнцу . Он пишет ей письмо со словами: «От слуги Бога, Соломона, сына Давида, (к) Балкис, Царице Шебы. Во Имя Бога всемилостивого. Мир да пребудет с тем, кто следует по пути истины. Не восставайте на меня, но придите и предайтесь мне ». Письмо передаёт царице та же птица, что рассказала Соломону о её царстве.

Получив письмо, Балкис испугалась возможной войны с Соломоном и послала ему богатые дары, которые он отверг, сказав что пошлёт войска, захватит её города и выгонит их жителей с позором. После этого Балкис решила сама приехать к Соломону, выразив этим свою покорность.

Перед отъездом она заперла свой драгоценный трон в крепости, но Соломон, повелитель джиннов, желая произвести на неё впечатление, с их помощью перенёс его в Иерусалим и, изменив его внешний вид, показал царице с вопросом: «Так ли выглядит трон твой? ». Балкис смогла узнать его, и была приглашена во дворец , построенный Соломоном специально для неё. Пол в нём был сделан из стекла , под которым в воде плавали рыбы (в другом русском переводе воды нет, а пол, как и сам, дворец был хрустальными ). Балкис, войдя во дворец, испугалась и, решив что ей надо будет идти по воде, подняла подол своего платья, оголив голени. После этого она произнесла:

«Царица Билкис и удод».
Персидская миниатюра, ок. 1590-1600

Таким образом она признала всемогущество Сулеймана и его Бога, и приняла истинную веру.

Комментаторы Корана трактуют эпизод с прозрачным полом во дворце Соломона, как уловку царя, желавшего проверить слух о том, что ноги Балкис покрыты шерстью как у осла . Та"алаби и Джалал ад-Дин аль-Махалли приводят версию, что всё тело Балкис было покрыто шерстью, а ноги имели ослиные копыта - что свидетельствовало о её демонической природе , таким образом, разоблачённой царём (см. раздел Ноги царицы Савской ).

Комментатор Корана Джалал ад-Дин утверждает, что Соломон хотел жениться на Балкис, но его смущала шерсть на её ногах. Другой комментатор - Аль-Бейзави пишет, что неизвестно, кто стал мужем Балкис, и предполагает что им мог быть один из вождей племени Хамдан, которому отдал её руку царь.

В легендах

Соломон и царица Савская

В библейском тексте нет ни слова о предполагаемой любовной связи Соломона и царицы Савской. Но подобная связь описывается в легендах. Из Библии известно, что у Соломона было 700 жён и 300 наложниц (3Цар. ), в число которых некоторые легенды включают и царицу Савскую.

Еврейские предания

В иудейской традиции существует немалое количество легенд на эту тему. Встреча Соломона и царицы Савской описывается в аггадическом мидраше «Таргум Шени » к «Книге Эсфирь » (к.VII - нач.VIII веков), экзегетическом «Мидраше Мишлей» к «Книге Притчей Соломоновых » (ок.IX века) , содержание которого повторяется в сборнике мидрашей «Ялкут Шимони » к «Паралипоменон » (Хроникам) (XIII век) , а также йеменском манускрипте «Мидраш Ха-хефец» (XV век). Историю царицы можно разделить на три части - первые две: «о послании к царице и удоде» и «о стеклянном поле и голенях царицы» в большинстве деталей совпадают с рассказом Корана (VII век); третья развивает тему встречи Соломона с царицей Савской и её загадок из лаконичного упоминания Библии в обширный и детализированный рассказ.

Как гласит еврейское предание , будучи повелителем зверей и птиц, Соломон однажды собрал их всех. Отсутствовал лишь удод (или «петух Бар»). Когда наконец его разыскали, он рассказал им о неком чудесном городе Киторе, где на троне восседает царица Савская:

Заинтересовавшийся Соломон послал птицу в сопровождении огромной птичьей свиты в Савскую землю с посланием к царице. Когда правительница вышла совершать религиозный обряд поклонения солнцу, как это светило затмила прилетевшая стая, и страну покрыли сумерки. Поражённая невиданным зрелищем царица разорвала свои одежды. В это время к ней подлетел удод, к крыльям которого было привязано письмо от Соломона. Оно гласило:

«От меня, царя Соломона. Мир тебе и мир вельможам твоим!
Ведомо тебе, что Господь царём-властелином поставил меня над зверями полевыми, над птицами небесными, над бесами, оборотнями, дьяволицами, и все цари Востока и Запада, Полудня и Полуночи приходят на поклон ко мне. Так вот, придёте вы по доброй воле с приветом ко мне и приму я тебя, царица, с почётом превыше всех царей пребывающих пред лицом моим; буде же не пожелаете и не придёте Соломона? Было бы ведомо вам: цари эти - звери полевые, колесницы - птицы небесные; духи, бесы и дьяволицы - легионы те, что задушат вас на ложах в жилищах ваших, а звери полевые на полях растерзают вас и птицы небесные склюют мясо с костей ваших».

«Прибытие царицы Савской» , картина Самуэля Коулмена

Прочитав письмо, царица разорвала оставшуюся одежду. Её советники рекомендовали ей не ездить в Иерусалим, однако она захотела увидеть такого могущественного повелителя. Загрузив корабли дорогостоящей древесиной кипариса , жемчугом и драгоценными камнями, она отправляется в путь, и достигает Израиля за 3 года (вместо обычных для этого расстояния 7 лет).

Царица Савская скачет в Иерусалим.
Эфиопская фреска

Царица Савская была красивой, блистательной и умной женщиной, (при этом, однако, ничего не сообщается о её происхождении и семье). Она, как и в библейском повествовании, прибыла в Иерусалим, чтобы побеседовать с Соломоном, о славе и мудрости которого она была наслышана от купца Тармина.

По её прибытии Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своём царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренный и вечерней », а однажды «возлегли они вместе » и «спустя девять месяцев и пять дней как разлучилась она с Царём Соломоном… детородные муки объяли её, и породила дитя она мужеска пола ». Причём в рассказе присутствует мотив соблазнения - царь получает возможность разделить ложе с царицей, так как она нарушила обещание не трогать ничего из его имущества, выпив воды. В аксумитской легенде, другом варианте этого рассказа, царица прибывает в Иерусалим со служанкой, обе переодетые в мужчин, и царь догадывается об их поле по тому, как они мало едят за обедом, а ночью видит их лакомящихся мёдом, и овладевает обеими .

Македа дала сыну имя Байна-Лехкем (варианты - Уольдэ-Таббиб («сын мудреца»), Менелик , Меньелик ) и, когда тот достиг двенадцати лет, рассказала ему о его отце. В 22 года Байна-Лехкем «стал … искусен во всем искусстве военном и конном, а также в охоте и устроении западней для диких животных, и во всем, чему юношей учат по обыкновению. И сказал он Царице: „Пойду я взглянуть на лицо отца моего, и вернусь я сюда, коли будет на то Воля Бога, Господина Израилева“ ». перед отъездом Македа дала юноше перстень Соломона, чтобы тот смог узнать своего сына и «вспомнить слово её и завет её, что она заключила ».

По приезде Байна-Лехкема в Иерусалим, Соломон признал того своим сыном и ему были оказаны царские почести:

И обратился Царь Соломон к тем, которые возвестили о прибытии юноши, и сказал им: «Вы говорили, „похож на тебя он“, но это стать не моя, но стать Давида , отца моего, во дни его раннего мужества, меня же он много красивей ». И Царь Соломон восстал в полный рост, и прошёл в покои свои, и облачил он юношу в одеянье из ткани золотом вышитой, и в пояс из золота, и укрепил корону на голове его, и кольцо на персте его. И нарядив его в великолепное одеянье, взоры чарующее, он усадил его на престоле/троне своем, так что бы он пребывал в положении равном ему (самому).

Согласно «Кебра Негаст », Байна-Лекхем вернулся на родину к своей матери вместе с первенцами иудейской знати и вывез из Иерусалимского храма Ковчег Завета , который по утверждениям эфиопов, до сих пор находится в Аксуме в соборе Святейшей Девы Марии Сиона. После возвращения сына царица Макеба отказалась от престола в его пользу, и тот устроил в Эфиопии царство по подобию израильского, введя в стране иудаизм в качестве государственной религии и отказавшись от наследования по женской линии, а уставив патриархат. До настоящего времени в Эфиопии сохранилась община «фалашей » - эфиопских евреев, которые считают себя потомками иудейской знати, переселившейся в Эфиопию вместе с Байна-Лекхемом. «Кебра Негаст» утверждает, что Менелик был первенцем Соломона, его старшим сыном, и поэтому Ковчег (и благодать, прежде пребывавшую над народом Израильским) увёз по праву первородства.

Царская династия эфиопских царей Соломонидов, основанная Байна-Лекхемом, правила страной до конца X века , когда была свергнута легендарной эфиопской воительницей Эстер. Как гласит официальная история, древняя линия, тем не менее, тайно продолжалась, и была восстановлена на троне в царём Йеконо Амлаком. Последний император Эфиопии Хайле Селассие I относил себя к династии Соломонидов и считал себя 225-м потомком царицы Савской.

Существует народная легенда, рассказывающая о том, что от служанки царицы, с которой Соломон также возлёг, у него родился сын Заго, который вырос вместе с Менеликом и был глуповатым, ограниченным, а также выполнял постоянную функцию «мальчика для битья», антагониста героя-эфиопского царя.

В арабской литературе

В XII веке арабский летописец Нашван ибн-Саид создал произведение под названием «Химьяритская книга царей», которая являлась романизированной генеалогией савейских царей. Там правительница зовётся Билкис и имеет своё собственное место в родословном древе - её мужем является савейский князь Ду Таба (другое имя Манхен-эль ), а отец носит имя Хадхад и является потомком дома царей Тобба, воплощавших героическую эпоху савейской истории (его предшественники дошли до Индии и Китая с отрядами солдат-савейцев, от которых, по преданию, произошли тибетцы). Потомком Билкис является царь Асад . В данном тексте прослеживается ностальгия по величию прошлого, а также интонация тщеты всего сущего. Также там фигурирует рассказ о волшебном происхождении царицы: её отец, отправившись на охоту, заблудился, преследуя газель , и попал в волшебный город, населённый духами, во владении царя Талаб-ибн-Сина. Газель превратилась в дочь царя, Харуру, и вышла замуж за Хадхада. Исследователи отмечают связь персонажей этого сюжета с доисламскими звериными культами Аравии: отец царицы Хадхад близок к птице удоду (Худхуду), дед Талаб - с III в. до н. э. известен как связанное с луной божество, чьё имя переводится как «горный козел», а мать прямо является газелью-оборотнем .

«Соломон и царица Савская» , деталь. Османский мастер, XVI в.

В народном романе «Семь тронов» персидского писателя Джами в главе «Salaman va Absal» присутствует небольшое эссе на тему неверности женщин, и царица Савская признается в свободном взгляде на половые отношения: «Никогда, ни ночью, ни днём, не пройдёт мимо меня юноша, кому бы я вслед страстно не посмотрела» . А Низами осуждает дурные привычки Сулеймана и Билкис, рассказывая об их женитьбе и рождении парализованного ребёнка, который мог быть исцелён лишь при условии, что царственная чета откроет Аллаху свои тайные желания. Царица признаётся, что хочет обмануть своего супруга, а царь - в том, что несмотря на огромные богатства, вожделеет чужие богатства. Мораль сочинения - получение спасения после исповеди .

Персидский писатель и мистик Джелаледдин Руми (XIII век) в 4-й книге «Месневи» (поэтического комментария к Корану) повествует о визите царицы с огромным богатством, которое кажется ничтожным по сравнению с владениями Сулеймана. Основная мысль - настоящий подарок состоит в почитании Аллаха, а не в золоте, поэтому Сулейман ждёт от царицы в качестве подарка «её чистое сердце». А персидский поэт Хафиз , наоборот, создаёт эротически-мирской образ Билкис.

В некоторых арабских текстах имя царицы - не Билкис, а Балмака, Ялмака, Ялааммака, Иллумку, Алмака и т. д.

Загадки царицы Савской

В еврейской традиции

Царица Савская, несмотря на не очень учтивый приём Соломона, стремится выполнить свою миссию. Она предлагает царю загадки: «Отгадаешь - я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь - я буду знать, что человек ты самый обыкновенный» .

Список загадок, частично пересекающихся друг с другом, содержится в нескольких еврейских источниках:

В христианской традиции

Суламита и Невеста Христова

Волшебница и сивилла

В средневековой европейской литературе, возможно благодаря созвучию, возникло отождествление царицы Савской с легендарной пророчицей античности - сивиллой . Так, монах Георгий, византийский летописец IX века , пишет, что греки называют царицу Савскую Сивиллой . При этом имеется в виду Сивилла Сабская , которую Павсаний упоминает как пророчицу, жившую с евреями за пределами Палестины , в Сирийских горах; а римский софист III века Элиан называл Еврейской Сивиллой . Николай Спафарий в своём труде «Книга о сивиллах » (1672 год) посвятил отдельную главу Сивилле Сабе . В ней он приводит известную средневековую легенду о Крестном Древе и, ссылаясь на Исидора Пелусиота , пишет: «эта царица пришла как премудрая сивилла увидеть премудрого царя и как пророчица предвидела через Соломона Христа ». Древнейшее изображение царицы Савской в качестве сивиллы имеется на мозаике западного фасада базилики Рождества Христова в Вифлееме (320-е годы).

В западных легендах о царице Савской, вошедших в предание о Животворящем Кресте в составе «Золотой легенды » , она превратилась в волшебницу и пророчицу , и получила название Regina Sibylla .

Царица и Животворящий Крест

Согласно «Золотой легенде» , когда волшебница и сивилла царица Савская нанесла визит Соломону, по пути она преклонила колени перед брусом, служившим мостом через ручей. По легенде, тот был сделан из дерева, проросшего из ветви Древа познания Добра и Зла , вложенной в рот Адама при его погребении, а впоследствии выброшенной при строительстве Иерусалимского храма .

Поклонившись ему, она предрекла, что Спаситель мира будет повешен на этом древе, и оттого царству иудеев придёт разорение и конец.

Затем вместо того, чтобы ступать по дереву, она босая перешла ручей вброд. Как рассказывает средневековый теолог Гонорий Августодунский в своём произведении «De imagine mundi» (Об образе мира ), в тот момент, когда она ступила в воду, её перепончатая нога превратилась в человеческую (заимствовано из арабских легенд).

Испугавшийся Соломон, по легенде, приказал закопать брус, однако тот, спустя тысячу лет, был найден и пошёл на изготовление орудия казни Иисуса Христа .

В русском апокрифе «Слово о Крестном Древе » ( -XVI века) сивилла, придя посмотреть на выброшенное Соломоном древо, села на него и была опалена огнём. После этого она изрекла: «О тръклятое дрѣво », а народ, стоявший рядом, воскликнул: «О тръблаженое дрѣво, на немже распятся Господь! ».

В русских апокрифах

Рассказ о рождении царицы, её воцарении, визите в Иерусалим и зачатии сына (эфиопский «комикс»)

Как сивилла, она проникла и в древнерусскую православную литературу об этом событии: «Егда же царица Савска, именем Никавля, едина от древних пророчиц, сивилл глаголемых, прииде во Иерусалим слышати Соломонову премудрость ». Вариант имени царицы взят из версии Иосифа Флавия , пересказавшего историю визита в «Иудейских древностях », где он называет её правительницей Египта и Эфиопии и именует Никавлою (греч. Nikaulên, англ. Nicaule) .

Наиболее подробно история встречи царя Соломона и царицы Савской содержится в апокрифическом сочинении «Суды Соломоновы », которое получило широкое распространение с конца XIV века в составе «Толковой Палеи », содержащей множество ветхозаветных апокрифов. Подобные рассказы о Соломоне находились под запретом, хотя сама «Палея» при этом считалась книгой истинной. Сходство русских сказаний о Соломоне со средневековой европейской и талмудической литературой и языковые особенности текста свидетельствуют о том, что они были переведены с еврейского оригинала. Перевод еврейских мидрашей на русский язык относят к первой половине XIII века .

«Суды Соломоновы » сообщают, что «Была Южская царица иноплеменница по имени Малкатошка. Пришла она испытать Соломона загадками ». Русская форма имени царицы Малкатошка (в некоторых рукописях Малкатошва ) созвучна еврейскому Малкат Шва и, по всей видимости, является заимствованной. Царица привезла Соломону в дар 20 кадок золота, и очень много зелий, и дерево негниющее . Встреча Соломона и царицы Савской описывается следующим образом:

Были там мостки из олова. Ей же показалось, будто в воде сидит царь. (Она), приподняв одеяния свои, навстречу ему пошла. Он же (Соломон) увидел, что прекрасна она лицом, тело же её (покрыто) волосами. Волосы эти околдовывают мужчину, пребывающего с ней. И повелел царь мудрецам своим, чтобы они приготовили баночку с зельем - помазать тело её, чтобы выпали волосы.

В упоминании о волосах на теле царицы прослеживается аналогия с арабскими легендами.

Как и в еврейских преданиях, царица испытывает Соломона загадками, перечень которых также приводится в «Судах Соломоновых »:

  • Соломону необходимо было дважды разделить прекрасных отроков и отроковниц, одетых в одинаковую одежду, на юношей и девушек. Первый раз Соломон приказал им умываться, и юноши делали это быстро, а девушки медленно. Во второй раз он приказал принести овощи и насыпать перед ними - «отроки начали класть (их) в полы (одежды), а девицы в рукава »;
  • Савская попросила Соломона отделить обрезанных мужчин от необрезанных. Решение Соломона было следующим: «Царь же приказал принести венец святой, на котором написано имя Господне. С его помощью у Валаама была отнята способность колдовать. Отроки обрезанные стояли, а необрезанные пали ниц пред венцом ».

Кроме загадок царицы Малкатошки «Суды Соломоновы » приводят диспут мудрецов, привезённых ею с мудрецами царя Соломона:

  • Загадали мудрецы её хитрецам Соломона: «Есть у нас колодец вдали от города. Мудростью своей угадайте, чем можно перетащить его в город? » Хитрецы же Соломоновы, поняв, что этого не может быть, сказали им: «Сплетите из отрубей верёвку, а мы перетащим колодец ваш в город ».
  • И снова загадали её мудрецы: «Если нива порастёт ножами, чем пожать её сможете? » Им ответили: «Ослиным рогом ». И сказали мудрецы её: «Где у осла рога? » Они же ответили: «А где нива родит ножи? »
  • Загадали и ещё: «Если загниёт соль, чем сможете её посолить? » Они же сказали: «Утробу мула взяв, ею надо посолить ». И сказали: «Да где мул рожает? » Они же ответили: «Где соль гниёт? »

Тождественность содержащихся в русских апокрифах легенд еврейским и эфиопским рассказам довершает упоминание о любовной связи царицы и Соломона: «Хитреци же и книжници молвяхуть, яко съвъкуплятся есть с нею. Заченши же от него и иде в землю свою, и роди сынъ, и се бысть Навходоносоръ» .

Демонизация образа

В еврейских преданиях послебиблейской эпохи и тесно связанной с ними мусульманской литературе можно проследить постепенную демонизацию образа царицы Савской, испытывающей царя Соломона. Этот демонизированный образ опосредованно проникает и в христианскую традицию. Целью библейского повествования является прежде всего прославление мудрости Соломона и процветания управляемого им Израильского царства . Мотив противостояния царя-мужчины и царицы-женщины практически отсутствует. В то же время, в позднейших пересказах этот мотив постепенно становится ведущим, а вскользь упомянутое в Библии испытание загадками превращается, по мнению ряда современных интерпретаторов , в попытку поставить под сомнение богоданный патриархальный строй мира и общества. Образ царицы приобретает при этом отрицательные, а иногда и откровенно демонические черты - к примеру, волосатые ноги (см. ниже). Возникает мотив соблазнения и греховной связи, от которой рождается разрушитель Храма Навуходоносор (см. раздел Отношения с царём Соломоном ). А серебро, которое привезла царица в подарок Соломону, в итоге идёт на тридцать сребреников Иуде Искариоту .

Образ царицы имеет отношение и к легендарной демонице Лилит . Впервые их образы связываются в «Таргуме к книге Иова » (Иов. ), где сказано, что Лилит мучила Иова, приняв обличье царицы Савской. В этом же таргуме «на них напали савеи» переведено как «на них напала Лилит, царица Змаргада» (Изумруда). В одной из арабских легенд Соломон также подозревает, что в образе царицы ему явилась Лилит. Один из поздних каббалистических трактатов утверждает, что царица Савская испытывала Соломона теми же загадками, которыми Лилит соблазнила Адама . Известен и рассказ о том, как приняв облик этой царицы, Лилит соблазнила бедняка из Вормса .

Средневековые каббалисты верили, что царицу Савскую можно вызвать в качестве злого духа. В заклинании XIV века для этой цели даются следующие рекомендации: "…Если хочешь увидеть царицу Савскую, то достань один лот золота в аптеке; затем возьми немного винного уксуса , немного красного вина и смешай все вместе. Намажься тем, что получилось, и произнеси: «Ты, Царица Савская, явись… в полчаса и не причини вреда или какого ущерба. Заклинаю вас, тебя и Малкиеля, именем Тафтефила. Аминь. Села» . Кроме того, она считалась автором алхимического трактата, который якобы начинался словами «После того, как я взошла на гору…» .

Ноги царицы Савской

Изображение человека с копытами. Гравюра из Нюрнбергской хроники

Некоторые из упомянутых ниже легенд предлагают свои, явно позднейшие, объяснения копыт у царицы:

  • История о нечеловеческой внешности царицы Савской имеется в арабской версии «Кебра Негаст », которая сообщает, что в глубокой древности Абиссинией (Эфиопией) правили принцессы царской крови (то есть царица Савская имела знатное происхождение от рождения):
  • В северной Эфиопии существует своя раннехристианская легенда, объясняющая демоническое происхождение ослиного копыта царицы Савской. Легенда приписывает ей происхождение из племени тигре и имя Этъе Азеб (то есть «Царица Юга», которой царица Савская называется только в Новом Завете). Её народ поклонялся дракону или змею, которому в качестве жертв мужчины приносили своих старших дочерей:

Царица Савская с копытом. Норманнская мозаика XII в., Собор Отранто, Южная Апулия

Когда подошла очередь её родителей, они привязали её к дереву, к которому дракон приходил за пищей. Вскоре туда пришли семеро святых и сели в тени этого дерева. На них упала слеза девушки, и когда они посмотрели вверх и увидели её привязанной к дереву, то спросили её, человек ли она, и отвечая на их дальнейшие расспросы, девушка им рассказала, что её привязали к дереву, чтобы она стала жертвой дракона. Когда семеро святых увидели дракона… они ударили его крестом и убили. Но его кровь попала на пятку Этье Азеб, и её ступня превратилась в ослиное копыто. Святые развязали её и велели возвращаться в деревню, но люди прогнали её оттуда, решив, что она сбежала от дракона, потому она забралась на дерево и провела там ночь. На следующий день она привела людей из деревни и показала им мёртвого дракона, и тогда они сразу сделали её своей правительницей, а своей помощницей она сделала девушку, подобную себе.

E.A.Wallis Budge, The Queen of Sheba and Her Only Son, Menyelek

В европейской христианской иконографии ноги превратились в перепончатые гусиные - как предполагают, возможно благодаря заимствованию атрибутов у языческой богини германцев Перхты, Берхты (Perchta) , обладавшей гусиными ногами. (Этот божество в века христианства интегрировалось в образ святой Берты , а также вероятно, послужило одним из истоков появления в европейском фольклоре Матушки Гусыни). Согласно другой версии, на образ рассказчицы сказок Матушки Гусыни повлияла непосредственно царица Савская-сивилла . Образ Королевы Гусиная Лапа был широко распространён в Южной Франции (Reine Pédauque , от итал. piede d’auca , «воронья лапа»), причём то, что речь шла именно о царице Савской, уже было предано забвению.

Мнения исследователей

Складывание библейского текста

Датировка повествования о царице Савской точно не выяснена. Значительная часть филологов-библеистов полагает, что ранний вариант истории о царице Савской возник до предполагаемой даты написания Второзакония анонимным автором, традиционно обозначаемым как Девтерономист (Deuteronomist , Dtr1 ) ( - гг. до н. э.), которым этот источник был переработан и помещён в Писание в составе книг, образующих так называемую девтерономическую историю. Многие исследователи считают, однако, что рассказ из Третьей книги Царств в его современном виде был составлен во время так называемой второй девтерономической редакции (Dtr2 ), произведённой в эпоху Вавилонского плена (около 550 года до н. э.). Целью рассказа представляется возвеличивание фигуры царя Соломона, который изображён правителем, пользующимся авторитетом и поражающим воображение других властителей. Следует отметить, что такое восхваление диссонирует с общим критическим тоном девтерономической истории по отношению к царю Соломону. Позже, этот рассказ был также помещён во Вторую книгу Паралипоменон (II Хроник), написанную уже в послепленную эпоху.

Гипотезы и археологические свидетельства

Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, по всей видимости, мог быть торговой миссией, связанной с усилиями израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией . Ассирийские источники подтверждают, что южная Аравия вела международную торговлю уже в 890 году до н. э., так что прибытие в Иерусалим времён Соломона торговой миссии некоего южноаравийского царства представляется вполне возможным.

Существует, однако, проблема с хронологией: Соломон жил приблизительно с по гг. до н. э., а первые следы монархии савеев появляются спустя примерно 150 лет.

В XIX веке исследователи И. Галеви и Глазер нашли в Аравийской пустыне развалины огромного города Мариб . Среди найденных надписей учёные прочитали название четырёх южно-аравийских государств: Минеа, Гадрамаут,