Рыцарский герб и его описание детские рисунки. Геральдика

Вначале у знатных людей, живущих в Западной Европе, не было гербов. Отправляясь в военных поход, они рисовали на щитах какое-нибудь изображение, чтобы отличить своих от чужих. Но вскоре стало принято отражать на щитах количество выигранных битв и побеждённых врагов. То есть изображения постепенно приобрели символический характер, и их уже не меняли. Постепенно такие изображения и трансформировались в рыцарские гербы. Произошло это в конце XI века. А в XII веке эта символика надёжно заняли своё место среди других значимых символов.

Взглянув только один раз на рисунок, изображённый на щите, любой человек мог составить представление о его владельце. При этом стали строго следить за тем, чтобы случайно не оказалось 2-х абсолютно одинаковых рисунков. А для этого разработали специальные правила. Они жёстко регламентировали, что означает то или иное изображение, и кому оно может принадлежать.

Рыцарские гербы на щитах

Все эти веяния начали распространяться из Франции. Поэтому знаки и эмблемы называли на французском языке. Не заставила себя ждать и специальная наука, которую назвали геральдикой . Претворяли её в жизнь герольды. Это были специалисты высокого класса. Они в совершенстве знали все правила, традиции и выступали распорядителями на рыцарских турнирах.

Иногда они брали на себя обязанности и третейских судей. Происходило это в тех случаях, когда между рыцарями возникали споры из-за какого-то знака или символа. Герольд вмешивался в спор и решал его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Но при этом он должен был обладать недюжинными знаниями, чтобы грамотно и убедительно доказать спорщикам правильность своего решения.

Первое время на щиты наносили очень простые символы. Те, кто участвовал в крестовых походах, рисовали большие белые кресты. Если человек проявлял чрезмерную смелость на полях сражений, то он, при общем одобрении, рисовал льва. А вот власть и могущество олицетворял орёл.

Как видно, подобных символов мало, а иметь их хотели многие. Поэтому стали придумывать кресты самой разной формы. То же самое касается львов. Их изображали в разных позах. Лев бегущий, стоящий на задних лапах, лежащий, рычащий и даже спящий. На щитах также рисовали цветы, какие-то растения, бытовые предметы.

Рыцарские гербы передавались по наследству от отца к сыну, а в более редких случаях жаловались королём или крупных феодалом . В унаследованное от родителя изображение сын мог добавить какой-то свой знак. Поэтому со временем рисунок становился всё более сложным, а герольды при этом следили, чтобы изменения не были самовольными, а соответствовали правилам геральдики.

В основе любого герба находился щит. Это было "поле", которое делилось на части. Самой почётной была правая часть. Именно на ней изображались самые главные знаки. Левая была менее почётной. На ней могли изобразить те же самые знаки, но в более узком, а иногда и более мелком виде.

Цвета использовались обычные - 7 цветов радуги. При этом старались чередовать светлые тона с тёмными. Такая контрастность способствовала более хорошему зрительному восприятию. Со щитов символы постепенно перекочевали на одежду. Затем их стали рисовать на конских попонах, сёдлах, знамёнах и вымпелах. Вассалы наносили на одежду герб своего господина.

К концу XII века все рыцари обзавелись своей символикой . Она были и у королей, и у мелкого дворянства. Затем мода коснулась служителей церкви, купцов, ремесленников и крестьян. То есть каждая семья, независимо от происхождения, могла придумать себе символику, согласовать её с герольдом и пользоваться на правах собственности.

Рыцарские гербы не оставили равнодушными и женщин. Многие знатны дамы наносили на одежду символы сразу и мужа, и отца. Это подчёркивало их статус и благородное происхождение. Обычно справа находились символы мужа, а слева располагались символы родителя.

Одежду, расшитую фамильными гербами, одевали только по особым торжественным случаям. Это рыцарские турниры, королевский приём, какое-то важное семейное событие. Те рыцари, которые состояли в свите более знатных сеньоров, надевали плащи под цвет гербового поля этих особ.

Таким образом, геральдика имела очень важное значение в светской жизни. Это были определённые правила, нарушать которые не допускалось. Сама гербовая символика характеризовала не конкретного человека, а всю его родословную. Поэтому совершать постыдные поступки было недопустимо. Так как в этом случае падало пятно позора на весь род - на всех предков и будущих потомков .

Происхождение гербов

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.

Символика гербов

Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов - это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Гербы Пруссии и Мекленбурга

В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга

Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых - словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее - от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.

Arma Carlo Alberto

Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы - это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.

1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.

3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.

4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.

5) Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.

6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.

7) Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.

8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь - непоколебимую надежду, шар или хлебы - благотворительность, соты - церковные праздники и гостеприимство.

Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.

Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.

Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.

liveinternet.ru/users/de_bagira/post2284 60184/#


Правила составления гербов Основа герба – щит:. треугольный – варяжский, норманнский;. овальный – итальянский;. квадратный с округлостью внизу – испанский;. четырёхугольный с заострением внизу – французский;. фигурный – немецкий. При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и серебро), меха (горностаевый и беличий).


Символика цветов на гербах:. красный – «мужество», «страсть»;. голубой – «величие, красота, ясность»;. зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;. пурпурный – «власть»;. чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;. серебро – «чистота и скромность», «благородство»;. золото – «богатство, сила, верность», «знатность».


Символика изображений на щитах:. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;.журавль – бдительность и осторожность;.лилия – расцвет и успех;. единорог – непобедимость;. гриф – неустрашимость и свирепость;. кошка – независимость;. волк – злость, жадность;. кабан – бесстрашие;. петух – воинственность;. павлин – хвастовство;. розы – чистота, святость;. ключи – открытость.


Рыцари отправляющиеся на Восток, включали в свой герб изображения маленьких перелетных птиц, показывая этим, что и они сами, подобно птицам, странствуют и не имеют дома. Если же птицы были показаны на гербе без клюва или лапок, это означало, что рыцарь получил в битвах тяжелые раны. На участие в крестовых походах указывали и кресты самых замысловатых форм, и раковины, которые составляли непременную принадлежность одежды пилигримов.

Герб
Фраза «защита рук» («coat of arms») является вариантом более древнего
термина «защита снаряжения», описывающего один из основных
геральдических элементов снаряжения - плащ или камзол, который
надевался поверх доспехов воина и использовался в позднесредневековыи
период. Таким образом, термин «защита рук» употребляется неправильно,
так как хотя изначально он и представлял действительный предмет
одеяния с геральдическими символами, то теперь стал обозначать все
богатство личного герба, включая щит, шлем, клейнод или нашлемник,
мантию, девиз и щитодержателей - но без единого признака реального
плаща. Стиль полного герба изменялся, проходя через столетия,
развиваясь от простых форм до напыщенных художественных «видений»
периода рококо и геральдических абсурдов XIX столетия, когда клейнод
(нашлемник) мог не соединяться со шлемом, а намет мог выглядеть
больше похожим на листья, чем на ткань. Важным фактором, который
следует помнить при описании любого герба, является то, что щит
описывается с позиции того, кто его держит, находясь за ним.
Геральдическая правая сторона, называемая «декстер», и геральдическая
левая сторона, называемая «синистер», противоположны по отношению
к обычным правой и левой сторонам.

Полный Герб
Геральдический символ - это величественное создание, состоящее из нескольких основных И обязательных компонентов. Первый из них - это сам герб на щите, увенчанным шлемом, детали которого могут изменяться в зависимости от ранга или положения армигера (владельца герба). На шлеме обычно размещается еще одна важная геральдическая деталь - клейнод, называемый также нашлемником. Свешивающийся сверху шлема свободно ниспадающий кусок ткани известен как намет. Для средневекового рыцаря, вероятно, эта ткань служила для защиты задней части шлема, а также прикрывала плечи и часть спины; в геральдике она обычно рисуется в цвет основного металла и финифти герба.

Полный герб, типичный для пожалованных Английской Геральдической Коллегией в наше время

Мантия присоединяется к шлему посредством завитого шнура, получившего наименование «бурелет». Так же, как мантия, эти завитки входят в число основных элементов герба. Если на шлеме появляется корона, то она обычно замещает бурелет (как в гербе одного из авторов книги,
Стивена Слейтера, представленном слева), хотя иногда два этих элемента могут использоваться вместе, один над другим. В английской геральдике девиз, если таковой присутствует, располагается внизу щита; в шотландском варианте - сверху. Если личный знак (эмблема) также используется армигером, он может появиться около полного герба на знамени, как видно на рисунке, но это отнюдь не общепринятая норма.
Данная комбинация - щит, шлем, клейнод, намет и бурелет - важнейшие составляющие части любого герба. Для армигеров более высокого ранга полный герб может быть более роскошным, когда щит поддерживают люди или звери; если у владельца герба есть титул, например графский или герцогский, в гербе появляется корона, соответствующая рангу. В Британии корона располагается над щитом, между его верхним краем и шлемом. В других странах корона может располагаться и на шлеме, в зависимости от установленных норм. Так, в Русской Геральдической Коллегии, согласно правилам, корпоративный герб имеет корону на шлеме, а в личном ранговая профессиональная корона размещается на щите.


Наиболее насыщенный полный герб знати, в данном случае - императора Германии, с короной и щитодержателями.

Если армигер состоит членом рыцарского ордена, в его гербе может появиться особый клейнод или орденская цепь Ордена, окружающая щит. Для титулованных аристократов в качестве «фона» герба может также использоваться мантия. Монархи имеют тенденцию заменять мантию сенью - куполообразной тканью, на которой расположена корона.
Подобные гербы - сложная и дорогая в изготовлении композиция, чтобы использовать ее повсеместно в полном виде. Потому армигер чаще всего отмечает свою собственность - будь то обложка книги или какая-то личная вещица, - используя только клейнодную фигуру или сочетание клеинода с девизом. Носители звания пэра могут также помещать свои титульные короны поверх клеинода или обычного щита. Как только герб вручался владельцу, он мог быть использован по желанию своего хозяина.


Герб королевы Елизаветы II: щит увенчан золотым шлемом британского суверена.

Происхождение гербов. Происхождение гербов как символических знаков, по которым можно распознавать во время боя вождя, племя, народ, скрывается в глубокой древности. Они были не выдумкой тщеславия, а справедливым возмездием или чествованием личных заслуг. Независимо от этого ими искони отличались отдельные лица, колена, города, царства и народы, как один от другого, так и благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но чаще всего они служили сборными пунктами разбитых, рассеянных войск, приметами распознавать своих. В те времена, когда еще не были придуманы мундиры и когда вооружение скрывало даже лица, без подобных отличий противники и предводители со своими воинами легко могли перемешаться на поле брани или на многолюдных ристалищах. Поэтому в древности такие отличительные знаки были в большом ходу. Египтяне, народ во всем таинственный, испещряли храмы, дворцы и памятники иероглифами. В египетском стане на берегу Нила и потом на Иордане евреи распознавали свои двенадцать колен по условным знакам. Ассирийцы изображали на своих знаменах голубя, потому что птица эта на их языке называлась именем Семирамиды. Золотой орел помещался на щитах мидян и персов; на монетах афинян была сова, а на монетах карфагенян - конская голова.
Тысячи символических знаков находим мы в эти героические времена. Эсхилл украшает ими щиты семи вождей, сражающихся под Фивами. "Каждый из семи героев предводительствовал особым отрядом и отличался своим щитом. Тидей носил на своем щите такую эмблему: вычеканенное небо, усеянное звездами, между которыми выделялось блеском одно светило. Второй вождь, Капаней, имел на щите изображение обнаженного человека, несшего в руках горящий факел с девизом: "Сожгу город". У третьего на щите вооруженный воин взлезает по лестнице на неприятельскую башню и в девизе объявляет, что сам Марс его не сдвинет. Четвертый вооружен щитом, на котором Тифон изрыгает из огненной пасти черный дым, а вокруг изображены переплетенные змеи. У пятого сфинкс держит под когтями Кадма. Шестой исполнен мудрости и не имеет на своем щите никакой эмблемы: он не хочет выдавать себя за храбреца, он хочет быть им. Седьмой, наконец, обороняется щитом, на котором женщина ведет воина, вычеканенного из золота; она умеряет его шаги и говорит в девизе: "Я сама справедливость, возвращу ему его отечество и наследие предков". Валерий щедро раздает эмблемы аргонавтам; Гомер так размножает их на оружии своих героев, что по свидетельству многих авторов, геральдика возникла во время осады Трои. Римляне также придумывали множество эмблем и символов; их легионы, изобретали множество знаков, значков, signa. На колоннах Трояна и Антонина и на Триумфальной арке, поставленной в честь Мария близ города Орангия, видны и до сих пор воины, доспехи которых испещрены какими-то особенными штрихами и фигурами.
Но из этого еще не следует, что в древности известны были гербы. Военные знаки, употреблявшиеся как значки или простые украшения, не были постоянным отличием знатного происхождения, наследием, жалуемым тому или другому роду. Гербы, рассматриваемые с этой нравственной и политической точки зрения,- учреждение новейших времен, которое не восходит далее крестовых походов. В самом деле, рыцари, возвращавшиеся из Азии, стали дорожить заслуженными отличиями, стоившими им большого самопожертвования. В свидетельство своей славы они воздвигали на самых высоких башнях, донжонах и над главными воротами своих замков те хоругви и знамена, под которыми сражались. Эти красноречивые знаки рыцарской чести и личной доблести отцов заботливо хранились в семействах. Дамы, постоянные поклонницы храбрости, вышивали такие достославные и выразительные символы на мебели, платьях и одеяниях мужей и братьев. Их ваяли на оградах, рисовали на потолках и стенах, изображали на щитах, могильных памятниках, их освящали в церквях, они были украшением торжеств, они были на одеяниях оруженосцев, пажей, слуг, воинов и всех лиц рыцарского дома. Эти различные знамения достопамятных рыцарских деяний образовали особый иероглифический язык. Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, изрубленный, якорный, из цветков красовался повсюду в различных видах и был символом той святой цели, для которой предпринимались крестовые походы. Палма напоминала Идумию, арка - взятый или защищенный мост, башня - завоеванный замок, шлем - вооружение грозного врага, звезда - бой ночью, меч - обыкновенную битву, полумесяц - низложение страшного мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы углом - взятые и разрушенные преграды; лев, тигр - неукротимую храбрость; орел - высокую доблесть. Вот где происхождение всей системы гербов.
Раз избранные, утвержденные и пожалованные государем, они не изменялись и делались неотъемлемой наследственной собственностью семейства и рода. Герольды обязаны были изучать эти отличия и особенно наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов, а знания, необходимые для отправления этой обязанности, составили геральдику, или, как говорят иногда, blason. Blason произошло от немецкого слова blasen - трубить, играть в рог. "За несколько дней до начала турнира щит рыцаря выставлялся для обсуждения и рассмотрения. Герольды под председательством свое-го старшины должны были разобрать герб критически, blasonner, и результатом этого разбора было или допущение рыцаря к турниру, или исключение его из участия в этом благородном занятии. Для выяснения решения по этому вопросу рыцарь на коне подъезжал к месту, где должен был происходить турнир, и трубным звуком звал к себе герольда (blasen). Если рыцарь удостаивался принятия, то он привешивал этот рог к шлему и вступал в ряды своих собратьев. От этого обряда и происходит слово blason, герб, l"art du blason и blasonner, слова, употребляемые и ныне, как технические".

Для гербов на щитах употребляли: металлов два, красок или цветов пять и мехов два. Геральдические металлы - золото, цвет желтый, и серебро, цвет белый; цвета: голубой, зеленый, красный и черный, меха - горностаевый и беличий. Геральдика приписывает цветам особые названия. Так голубой называется лазурь, воздух, зеленый - синопль, яшма; красный - огонь и черный - земля. Некоторые авторы, кроме этого химического значения, присваивают металлам и цветам значение символическое. По их мнению, золото, желтый цвет - эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро - невинности, белизны, девственности; голубой цвет - величия, красоты, ясности; красный - храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый - надежды, изобилия, свободы; черный - скромности, образованности, печали.
Гербовый щит или поле герба делилось горизонтальными, перпендикулярными и диагональными линиями на несколько отделений, в которых размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и т.д. Вне поля герба были другие фигуры, называвшиеся внешними украшениями. Их было три вида: украшения вверху, с боков и кругом.
Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, бурелеты, намет, нашлемник, иногда девиз или военный клич. Шлемы и шишаки рисовали или в профиль, или анфас, с опущенным, полуоткрытым или совсем поднятым забралом и, смотря по достоинству и древности происхождения, с большим или меньшим числом решеток на нем. Нашлемник составлял самую верхнюю часть украшения гербов, его можно было составлять из всякого рода фигур, цветов, перьев, животных, деревьев и пр. Общим обыкновением было также помещать девизы и клич над гербом.
По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; эти фигуры назывались щитодержателями. Кто не имел права помещать щитодержатели, тот украшал бока гербов какими-нибудь живописными и резными орнаментами. Орденские хоругви, знамена, мантии, жгутики также окружали щит герба. Кроме этих украшений были еще другие, присвоенные известным званиям и обозначавшие особенные достоинства.
Для объяснения герба прежде всего надо изучить фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже сами фигуры. В геральдике фон называется полем, а фигуры - знаками.
Поле герба всегда покрыто какими-нибудь металлами, цветами или мехами; затем следует главный знак; краски знаков те же, что и краска поля, за исключением лишь случая, когда нужен естественный цвет.
В основании геральдики следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то знаки должны быть покрыты металлом, и наоборот, если поле покрыто металлом, то знак покрывается краской или мехом. Это правило излагается так: не должно класть металл на металл и краску на краску. Делать противное - значит совершенно извращать науку геральдики, потому что геральдика, говорит один из новейших писателей, есть обширнейший из всех языков, язык сильный и величественный, со своим синтаксисом, грамматикой и орфографией. Искусство геральдики состоит в уменье читать и писать на этом немом наречии. Несколько кратких и поверхностных заметок относительно чтения гербов могут дать о геральдическом языке некоторое понятие.
В гербе верхняя часть называется главой (chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Помещаемое в гербе включает в себя: во-первых, всякое вооружение; во-вторых, каждое существо - от слона до муравья; в-третьих, все растения - от дуба до самого скромного полевого цветка; в-четвертых, все блестящее - от небесных светил до драгоценностей, скрытых в недрах земли; в-пятых, все баснословные и фантастические существа как напр. чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и т. п. Обыкновенно животные смотрят влево. На гербах рисуют также все символы религии; крест, как уже сказано, употребительнее других.
"Без прибавления даже иных эмблем, атрибутов, каждая часть щита уже составляет фигуру, которая и занимает одну треть щита. Точно так и по поперечному делению щита, его рассечению, образуется в его середине столб (le pal), занимающий также треть щита вдоль, а при встрече двух полос, разбивающих и рассекающих щит под прямым утлом, крест (la croix). Далее по диагональному разделению щита образуются полосы, перевязь влево (la bande), перевязь вправо (labarre), уменьшающиеся на пятой части щита при полном пересечении их крест накрест или Андреевский крест (la sautoir), при встрече под углом - шеврон или стропило (le chevron)".
Читать гербы значит.объяснять гербовые знаки. Для этого надо сперва назвать поле, потом знак и его цвет, употребляя следующую формулу: такой то род имеет, например, род Карла VI, короля французского, имеет лазурь с трехцветными золотыми лилиями. Это означает, что поле герба лазоревое и что знаки его желтые или золотые; род Монморанси имеет золото на кресте с расходящимися концами, на которых шестнадцать орлят без ног и клюва.
Происхождение некоторых гербов. Чтобы не путаться в лабиринте гербов, знатоки геральдики вынуждены были разделить гербы на несколько разрядов: гербы коронованных особ (armoiries de la souverainite), являющиеся одновременно гербами тех государств, которые этими лицами управляются; к гербам своих областей государи прибавляли нередко гербы тех стран, на которые они имели притязания, которыми предки их владели, и от которых, даже тогда, когда они.отторгнуты, не отказались еще вполне (armoiries de pretention); так английские короли долго употребляли герб Франции, разделенный на четыре части в верхней части по случаю притязаний на право царствования во Франции. В награду за подвиги, за особенные заслуги лицу, отличившемуся на каком-нибудь поприще, государи жаловали свой герб, или к прежним эмблемам, бывшим в гербе, добавляли новые, почетные; этой уступкой (armoiries de concession) объясняется, почему в гербах многих знатных французских фамилий видим лилии, а в русских - государственного орла. Гербы разных установлений западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций (arm. de communuate). Должностные лица, управлявшие областями, рыцарскими замками и т. п., прибав-ляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства (arm. de patronage). Фамильные гербы, переходящие в роду по наследству, служат для отличия одного дома, одной фамилии от других (arm. de famille). Для обозначения родственных связей, в которые одна фамилия через брак или другим путем приходит с иным родом, в главный герб вставлялись дополнительные атрибуты (arm. d"alliance). Кроме перехода герба по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу, или совершенно чужому, или не имеющему прав прямого наследства, и притом переходили к таким лицам или вполне, или соединялись с их первоначальным гербом (arm. de succession); на это всегда нужно было разрешение верховной власти. Лица, возведенные в дворянство за заслуги, не имея наследственного герба, избирали для себя эмблемы, которые напоминали бы тот род деятельности, то занятие, которым они стяжали себе это отличие (arm. de choix). Этого рода гербы по большей части так ясны, что по ним можно читать историю лица и его фамилии (armes parlantes). Так роды Stella, Sabis, Tresseols, Luna, Cressentini, имена которых напоминали собой названия небесных светил, носили солнце, звезды, луну на лазоревом поле. Род Leiris имел радугу, которая по сказаниям древности была шарфом Ириса.
Часто со своим двойным значением эти имена наполняли гербы намеками, двусмысленностями, аналогией и каламбурами; все это было наивно и мило, потому что злоупотребление игрой слов презиралось. В самом деле, не удовольствие ли видеть восхитительную простоту старых и благородных рыцарей, сотнями ран приобретавших право носить гербы: вместо того, чтоб придумать для удовлетворения гордости великолепное изображение своего подвига, они выбирали для гербов какую-нибудь загадку, шутку или веселую анаграмму, проскользнувшую в беседе у мирного очага. Так род Louvers имел в своем гербе головы волков; Larcher - стрелы; Vignole - серебряную виноградную лозу; Tour de Turenne - башню; Santeuil - аргуса; Montepezat - весы; Etang - -рыб; Legendre - головы девушек с золотыми волосами; сеньор de Vaudray, владетель земель Vali, Vaux и Vaudray, имел девизом Vali, Vaux и Vaudray. Род Mailly выбрал колотушку, Martel de Bagneville - молот, и т. д. Старики понимали такие символы. Delphes имел дельфина на своих монетах; Florus - цветок на своей печати; Voconius-Vitulus приказал вырезать на своей теленка, а Цезарь - слона, потому что на пуническом языке это четвероногое называлось цезарь.
Родос имел эмблемой розу, потому что по-гречески цветок этот называется родон.
Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг и обязанностей: так магистры употребляли на своих гербах бархатные шапки и горностаев; рыцари, имевшие право распускать знамя - знамена; мундшенки - золотые кубки; оберегермейстеры и сокольничьи - охотничьи рога и хищных птиц. Знаки эти означали то залог ревностной сострадательности, то воспоминание путешествия к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две взаимно пожимающие руки - согласие и верность; якорь и столб - непоколебимую надежду; шар или хлеб - благотворительность; соты - церковные праздники и гостеприимство; два золотых крыла, распущенных на лазоревом поле, были на гербе Дориоля (Doriole), канцлера Франции, знаком возвышенных помыслов. Два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку, вихри (вид голубя.), сердце, пронзенное стрелой, кольца, роза с шипами и без шипов, дерево, перевитое гибкими ветками плюща - были во французской геральдике оригинальными знаками нежности и любви.
Города заимствовали свои эмблемы от своих особенностей. Фрисландия, страна низменная, имела в гербе листья кувшинника (nuneghar) и волнистые повязки. Болонья, (Bologne), на водах которой много лебедей, приняла эту птицу знаком герба. Центр Парижа имеет форму корабля, поэтому в гербе его - корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями. Города Понт-а-Муссон (Pont-a-Mous-son) и Понт-Сент-Еспри (Pont-Saint-Esprit) имеют в гербах мосты; Тур - три башни.
Смуты и крестовые походы особенно увеличивали число эмблем гербов.
Большая часть гербов Италии получила начало в партиях Гвельфов и Гибелинов, а также в политических распрях, опустошавших надолго Флоренцию, Лукку и Пистойю.
Ненависть Йорков и Ланкастеров породила двух соперниц - белую и алую розы.
Сколько выдумано было во Франции различных цветов и кокард во времена потрясений, Лиги и Фронды.
Что касается крестовых походов, то они ввели все виды аллегорических знаков. Набожные путешествия воинов объясняют, почему в значительном числе гербов встречаются раковины, птицы без ног и клюва, золотые монеты и кресты. Раковины были украшением возвращавшихся морем богомольцев. Птицы без ног и клюва - перелетные птицы, как лучшее эмблематическое подобие рыцарей, которые часто возвращались из Палестины изувеченными; золотые монеты были в геральдике символами выкупа пленных и дани, наложенной христианами на неверных.
Но крест, изображавшийся на одеянии иерусалимских поклонников как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, вошел в значительное число героев, чтобы служить воспоминанием об этих религиозных странствиях.
Девизы и военный клич. Нам остается сказать о легендах или девизах и военном кличе, которые помещались на гербах независимо от других знаков. Девизы - памятники мужества, вежливости и великодушия - становились для потомства храбрецов постоянными уроками; они были, так сказать, сокращениями рифмованных рассказов, которые сочинялись странствующими из замка в замок трубадурами, певшими их под аккомпанемент арфы, лиры и других инструментов менестрелей; они тождественны, так сказать, с духом рыцарства. Часто это бывали аксиома, пословица, наивное суждение, аналогия знаков герба, согласная с наклонностями и вкусами рыцаря. Слава и любовь также создали множество этих девизов.
Почти все девизы получали новую силу от эмблем, к которым они относились. Рисовали пустой колчан и ставили к нему девизом: Hoerent in corde sagitoe - его стрелы в моем сердце; бутон розы: меньше показываясь, становится прекраснее; ласточку, перелетающую моря; чтоб найти солнце, покидаю отечество; раковину, обращенную к солнцу: красота ее нисходит с небес; горностая с такими словами: Malo mori quarn foedari - лучше умереть, чем опозориться (это девиз Франциска I, герцога Бретани); бутон подсолнечника: лучам моей звезды открою сердце свое; гранатовое дерево в цвету: каждый год новый венец; раненного и спящего под бальзамовым деревом льва, на которого капает целебный сок: Me lacryma sanat - его слезы меня исцеляют; льва, скованного пастухом: покорен и страшен; смотрящего на солнце орла: один он достоин моего благоговения.
"Девиз помещается под щитом и служит или воспоминанием о славных деяниях лица, или побуждением к ним. В девизе заключается плоть и дух, или вернее, идея и мысль герба. Девиз часто бывает аллегорический, и потому есть девизы, состоящие из одной только буквы. Главное их достоинство заключалось в смысле, который можно было придать девизу. Рыцарские девизы, обязанные своим происхождением событиям из жизни того лица, которое их приняло, нашли себе не одного истолкователя в западной Европе, и, действительно, эта наука могла занимать ум, потому что давала ему пищу: необходимо было знать историю лица, его рода, времени, чтобы разгадать какой-нибудь девиз, краткий и выразительный. Только с XV столетия девиз стал фразой общепонятной, афоризмом в похвалу красоте и добродетели.
"Представители благородного семейства, всегда старшие в своем роду, носили над гербом так называемые cri de guerre или cri d"armes, т. е. выражение, которое на войне рыцарь употреблял для возбуждения воинов к бою и победе и для отличия себя от других рыцарей. Понятно поэтому правило: le cri suit la banniere, т. е. военный сигнал там, где знамя. Оно было средоточием военной силы, центром, к которому стремились войска, знаком, за которым следили они сердцем и глазами. Этих военных cris бесчисленное множество и начало их кроется в глубокой древности. Мы приведем более известные, ставшие исторически-ми. Готфрид Бульонский шел в крестовые походы, говоря: Due le veut, и это убеждение руководило им и его войском. Короли французские, считавшие Св. Дионисия своим патроном, идя на войну, повторяли: Montjoie et Saint Denis; у Монморанси: Dieu aide au premier Baron Chretien; у Бурбонов: Bourbon Notre-dame или Esperance; у королей английских: Saint George, позднее Dieu et mon droit".

    Есть наука — геральдика, она занимается изучением значений гербов и их историей.

    Каждая часть герба рыцаря что-то означает. Даже метал, из которого сделан щит имеет значение (к примеру, золотой — это высокопочтенный, уважительный и т. д.).

    Имеет значение и фоновый цвет герба рыцаря:

    • Красный — это преданный своей стране воин.
    • Синий означает стойкость, прочность, честность и верность.
    • Черный — скорбь и сопротивление.
    • Зеленый — свобода, радость, верность, любовь, надежда.
    • Фиолетовый — величественность, справедливость и суверенитет.
    • Коричневый — победоносный цвет воина, стремящегося к завоеваниям.

    Сочетание этих цветов имеют разное значение на гербе. Вот, например, два герба, означающих защиту:

    А этот герб означает честь:

    Волнистые линии на гербе означают деление на стихии и территориальное деление планеты. Например этот герб представляет планету и страны:

    А это небо и воздух:

    И последнее — это рисунок герба. На нем можно изобразить все, что угодно. И все это будет иметь смысл. Даже кот на гербе символизирует свободу, бдительность и мужество:

    Как и раньше герб рыцаря можно нарисовать произвольно, на сколько хватает фантазии, чтобы как то отличать различные многочисленные княжества, а соответсвенно и рыцарей которые представляли эти княжества, в средневековье придумали знаки отличия которые наносились на щиты, которыми в бою или на турнирах защищались рыцари. Рисунок на щите который состояли из меха и краски со временем приобрел элементы искусства, стало больше украшений, добавилась эмаль, драгоценные металлы и камни. При изображении герба условно учитывают форму щита, есть определенные отличия например:

    Поэтому выбрав форму щита, нужно придерживаться дальнейшего стиля. Вообще правильно составленный герб должен много рассказать о его владельце, есть целая наука о гербах — геральдика.

    Однако повторюсь, любой рыцарь может составить свой герб по своим потребностям. Для рисования герба можно использовать различные шаблоны.

    Чтобы нарисовать герб, стоит знать несколько правил. Во-первых, вспомним, что герб изначально был ориентирован как средство личной идентификации средневекового рыцаря во время битв или турниров. Естественно, первоначально гербы рисовались на боевых щитах и содержали, кроме какого-либо символа храбрости, девиз. Немного позже, когда геральдика стала занимать особое место в социальном статусе рыцаря и гербами стали украшать их личные вещи, а также одежду их прислуги, а также гербами стали обзаводиться не только рыцари, но и государства, города, артели, гильдии и даже священнослужители, возникли правила компоновки элементов. Вот с ними я и хочу вас познакомить:

    во-первых изображение герба должно содержать щит .

    Щит может быть различной формы см.рис., пространство щита, в котором будет помещаться рисунок, называется полем щита. Поле щита может быть поделено на сегменты, каждый из которых может иметь свой символ или свой цвет.

    во-вторых , в гербах используются определенные цвета :

    Желтый цвет золота и белый серебра — это металлы. Причем, нельзя использовать их сочетание друг на друге (металл на металле), а также цвета красный, зеленый, голубой, черный — это эмали. Есть еще один цвет пурпурный, но мы его рассматривать не будем, так как это цвет царственной власти. Здесь также следует соблюдать правило эмаль на эмали. Следует на эмаль наносить металл или наоборот на металл — эмаль.

    Третье правило — элементы .

    Элементы, которые Вы собертесь поместить в поле щита будут иметь ключевое значение для его прочтения. Прежде чем выбирать какую-либо фигуру, определитесь, ЧТО Ваш герб будет символизировать — трудолюбие, благородство намерений, добродетель(какую добродетель? у каждой свой символ), верность долгу; или в гербе будет отражен героический поступок вашего предка, или событие, которое выделяло ваш род из многих(например, дарованная грамота, как поставщику императорского двора). Именно от цели будет зависеть выбор символической фигуры герба. Фигурами в гербе могут быть мифологические и реальные животные, растения целиком и его части, физические объекты -реки, горы, оружие, крепости, башни и др. Герб может быть дополнен изображением ленты с девизом, краткой формой основной идеи или афоризмом, он может быть на родном языке или на латыни.

    Кратенько о самых распространенных символах на гербах:

    Лев — символ власти, силы, храбрости, отваги, великодушия.

    Бык — символ плодородия, труда и терпения, а также скотоводства.

    Конь — совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы.

    Единорог геральдический символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости1. Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии, по одному в государственных гербах Великобритании и Канады.

    Волк — символ злости, прожорливости и алчности.

    Медведь — символ предусмотрительности и силы.

    Олень — символ воина, перед которым бежит неприятель.

    Кабан (вепрь) — символ мужества.

    Пчела — символ трудолюбия.

    Муравей — также символ трудолюбия.

    Бабочка — эмблема непостоянства.

    Змей, который может быть и драконом — символ предосторожности и мудрости; поражаемый героем символизирует зло, свернувшийся кольцом символизирует вечность, ползущий — символ печали, раздора, неблагодарности, зависти; пьющий из чаши — символ медицины.

    Дуб — символ крепости и силы.

    Оливковое дерево — символ мира.

    Пальма — символ долговечности.

    Вот вкратце, что нужно знать, приступая к изображению герба. Подробнее о правилах, цветах, элементах и фигурах смотрите на сайте геральдика России.

    • После окончания составления герба, его исполнения по всем правилам, Вы можете его зарегистрировать только в том случае, если 1)он будет уникален(без повтора использованных элементов, как индентиф. логотип)или 2)если Вы используете фамильные ресурсы, восстанавливаете наследование — Вы должны будете предоставить доказательства родства, что Вы имеете право на тот или иной использованный элемент.

    В соответствии с законом О местном самоуправлении муниципальные гербы, флаги и прочая официальная символика подлежат обязательной регитрации в Государственном геральдическом регистре РФ, который ведет Геральдический совет при Президенте Росийской Федерации. Прежде, чем регистрировать герб, Вы были бы должны послать в этот Совет на согласование его проект. И экспертиза, и регистрация гербов и флагов производится бесплатно.

    У Вас также могут попросить описание герба. Ознакомьтесь с методическими рекомендациями Совета, почитайте описательные характеристики герба своего города. Вот такое видео Вам в помощь

    Основа любого герба щит. То есть сначала выбираем форму именно щита. Далее этот щит раскрашиваем в серебро или металл. Можно и другие цвета использовать, это будет считаться эмалью — красной, голубой, черной, зеленой, пурпурной. Следующим этапом будут украшения либо негеральдические (растения, животные и т.д) или геральдические — круги, квадраты.. Так же нужно разместить на гербе девиз. Либо крылатую фразу, либо выдающееся событие того времени. Помним, что оформление девиза должно совпадать с самим гербом.

    Вот некоторые примеры

    Предлагаю вам рассмотреть 4 варианта гербов рыцарей:

    1. Герб с изображением дикого кабана (вепря). Символ силы и мужества. Один из более сложных вариантов для рисования. Первым изображаем контуры общие черты зверя. Затем детально прорисовываем морду. Особенный акцент делаем на глаза и икла.
    2. Герб с изображением мачты и флага. Рисуется очень просто: сначала центральная палка, затем верхняя поперечная, крепление и сам флаг.
    3. Герб с изображением льва. Символ храбрости, силы, власти. Обычно изображается без мелких деталей. Только контур.
    4. Герб с диагональными линиями. Рисуется проще всего. Просто проводим ровные красные линии.

    Геральдика — это наука о гербах. Есть люди, которые интересуются этим.

    Рыцарские гербы бывают различные. Отличаются гербы формой щита, его размерами, изображением (рисунком) на щите, фоновым цветом самого щита и также материалом из которого изготовлен рыцарский щит. Герб — это достоинство, доблесть, гордость и честь рыцаря. Герб является определенным знаком различия между рыцарями.

    Сам я не рисую, но гербы уважаю. Интересно посмотреть рыцарские гербы разных стран. Вот здесь много полезной информации по геральдике и как нарисовать герб рыцаря.

    Изображенными на гербах рыцарей Средневековья могли быть кто и что угодно! Из символики это и полоски обычные, кубы, квадраты, крести, звзды, короны, мечи и т.д. и т.п. Из животных: лошади, медведи, змеи, львы, драконы, олени, двуглавые орлы… Все те, кто символизировал силу, быстроту, агрессию, превосходство.

    Чтобы противник уже глядя на герб страшился рыцарей и его короля.

    Одним из таких гербов является герб великого королевства Камелота (сериал Мерлин). На красном фоне изображен золотистый дракон. Все рыцари королевства носили одежду с символом Камелота, включая и принца Артура. Поскольку символом у них был дракон (при том, не сам дракон, а его силуэт), то изобразить его на бумаге довольно просто. Если же у вас никак не получается, можно распечатать фото герба и поупражняться в обведении контуров дракона. А потом и самому начертить его.

    Существует по гербам даже целая наука, которая называется геральдика. Рыцари средневековья в начале придумывали себе сами гербы, а потом герб им переходил от их сеньора хозяина. Предлагаю вспомнить роман Вальтера Скотта Айвенго и нарисовать герб оттуда. Он наверное будет самым простым вариантом.

    1. Рисуете сначала щит
    2. На лицевой стороне располагаете вырванный с корнем дуб
    3. Под ним пишите надпись

    У Айвенго была надпись на испанском, которая если ее перевести на русский гласит, что рыцарь лишился наследства.

    Прежде, чем рисовать герб, необходимо выбрать для него форму. Можно придумать свою, а можно использовать уже существующие:

  • При наличии пособия по рисованию герба, все будет зависеть от ваших индивидуальных способностей по рисованию. У кого-то это получится легко, а у кого-то может вызвать некоторые проблемы.

    • Вкратце о гербах. Герб в переводе с немецкого означает наследство. Значение при рисовании имеет форма щита, используемые цвета, изображение и девиз. Не буду повторяться, так как их значение уже полностью раскрыто другими авторами. Я лишь отвечу на сам вопрос, предоставив алгоритм рисования герба ниже.

    Вначале выбираем форму щита.