Чему покровительствует богиня астарта. Богиня астарта в семитской мифологии Благословение богини астарты

) олицетворяли враждебные силы природы, которые подвергают людей бедствиям и гибели и должны быть умилостивляемы ужасными жертвами и самоистязанием. Девственная Астарта, «богиня зáмка», суровая владычица Сидона, державшая в руке поднятое копье, изображаемая с рогами быка, подобно Молоху, и родственная ему, богу солнца, богиня луны , требовала служения себе целомудрием, отречением от чувственности. Есть известия, что иногда в жертву ей приносились непорочные девушки; но если это и делалось, то очень редко. Обыкновенно, богиня довольствовалась тем, что жрицы, хранившие священный огонь в её храмах, давали обет вечного девства. Как благая богиня Ашера являлась женским дополнением доброго Баала , так и Астарта «дополняла» Молоха. Так как понятие об Астарте было родственно понятию об Ашере, эти две богини часто сливались в одну.

Статуэтка Астарты со знаком полумесяца на голове. III в. до Р. Х. – III в. по Р. Х.

Но изуверные финикияне, если и не приносили Астарте в жертву людей, то ввели в культ её другое безумие. Для умерщвления телесной похоти в жрецах и служителях своих храмов, целомудренная богиня требовала, чтоб они были оскоплены собственными руками, чтоб они сами сделали себя подобными женщинам. При её храмах были тысячи оскопленных жрецов и служителей, называвшихся галлами ; они ходили фантастическими процессиями по стране. На больших праздниках «сирийской богини», при громе кимвалов, бубен и двойных свирелей, при дикой сладострастной пляске толпы жрецов, религиозное увлечение доходило до экстаза, и юноши, в безумии, оскопляли сами себя мечом богини, посвящая себя на служение ей.

Когда к финикийским мифам и верованиям были присоединены греческие рассказы о богах и героях и мифы разных племен, с которыми финикияне знакомились в своих колониях, то сказания о ездящей верхом на льве или быке богине луны Астарте разрослись в обширный цикл мифов. Повести о её далеких странствованиях, перепутывающие первоначальные легенды о ней с эллинскими мифами об Ио , Европе , Кадме , с карфагенским сказанием о Дидоне и проч., изображают в символическом виде историю финикийской колонизации. Богиня исчезающей луны, она исчезает из Тира , основывает города в своем странствовании и наконец соединяется с богом Тира, Мелькартом , искавшим её. Как основательница колоний она богиня-покровительница Карфагена ; там чтили ее под именем Дидоны Астарты , и в великолепной роще был построен большой храм ей.

Астарта

Число оскопивших себя на праздниках Астарты для служения ей галлов стало со временем так велико, что целые толпы их с шумною музыкою ходили фантастическими процессиями по стране, собирая подаяния. В средине процессии вели осла, на котором был завешенный покрывалом символ Астарты и висела нищенская сума. Воспоминания о схожем культе легли в основу сюжета знаменитого романа Апулея «Золотой осел ».

«Они одеты в пестрые, грязные женские платья, – говорит о галлах древний писатель Лукиан . – Головы у них, тоже по-женски, обвиты желтыми полотняными или шелковыми повязками; другие в белой одежде, украшенной спереди развевающимися полосами красной ткани. Руки у них открыты до самого плеча; в руках у них большие мечи, топоры, бичи, трещотки, свирели, бубны, тимпаны; они идут по дороге с громом дикой музыки, приплясывая. Дошедши до селения, они принимаются выделывать свои нелепости. Сцена начинается завыванием. После того они кружатся и бегают одни мимо других, наклонив голову низко к земле, так что распущенные волоса волочатся по грязи; при этом они сначала кусают себе руки, а потом режут их мечами, которые носят с собою. После того начинается новая сцена. Один из них, превосходящий всех безумием, пускается со стонами и воплями пророчествовать (как жрецы Ваала, 3-я Книга Царств, XVIII, 29): он при всех исповедует свои грехи, берет бич с узлами, – галлы носят при себе такие бичи, – бьет им себя по спине до крови, режет себя мечами, так что с израненного тела льется кровь. Конец, всему – сбор подаяния. Некоторые бросают им на подставляемое платье медные монеты, кое-кто и серебряные; другие приносить им вино, молоко, сыр, муку; они жадно хватают все это, кладут в назначенную для того суму, взваливают ее подле богини на спину осла, и идут в следующее селение; там снова повторяется весь церемониал. Вечером, пришедши в гостиницу, они вознаграждают себя пирушкою за кровавые самоистязания того дня». Галлы живут вместе с женщинами, замечает Лукиан, и эти женщины имеют сильную привязанность к ним.

е находились святилища А. Еще один храм этой богини был воздвигнут в Беф-Сане (1Цар 31:10) , и, как полагают, именно его и обнаружили археологи. Как верховное божество финикийцев А., к поклонению к-рой Соломон был совращен своими женами, Библия называет "божеством Сидонским" (3Цар 11:5,33) или презрительно - "мерзостью Сидонской" (4Цар 23:13) . Хананейской А. соответствует вавил.-ассир. богиня Иштар. В Вавилоне Иштар считалась дочерью бога луны Сина, а позднее - женой верховного бога Ану. Здесь, как в Финикии и Ханаане, ее почитали прежде всего как богиню любви и плодородия, а в Ассирии и у филистимлян (1Цар 31:10) - как богиню войны. Для объяснения этого противоречия Бёль указывает на двойств. роль, к-рую приписывали планете А., Венере. Уже в глубокой древности утреннюю звезду отождествляли с вечерней, причем утренняя рассматривалась как звезда войны, а вечерняя - как звезда любви. В Вавилоне Иштар изображали бородатой, что также свидетельствует о ее двойственном характере. В эллинистич. эпоху Иштар приравнивали к греч. Афродите. Читая о царице небесной (в Синод. пер. - "богиня неба"), почитавшейся в Иерусалиме во времена Иеремии (Иер 7:18; 44:17-19,25) , можно также предположить, что речь идет об утренней и вечерней звезде, и, соотв. - об А. В Палестине были найдены многочисл. обнаж. женские фигурки, к-рые принято считать изображениями А. Фигурки, обнаруж. в Гезере, имеют рога (название города см. Аштероф-Карнаим = "Астарта о двух рогах"). Обилие найденных фигурок такого рода, относящихся к периоду Израильского царства, подтверждает сообщения Библии о распространении культа А. в Израиле. С поклонением А. как богине плодородия и чувственного вожделения повсеместно была связана культовая проституция. Наряду с храмовыми проститутками блудом в храмах занимались и другие женщины. На службе богини состояли и занимавшиеся проституцией мужчины (Втор 23:181; 3Цар 14:24 ; см. Блуд, блудница, блудник). Когда пророки называют идолопоклонство прелюбодеянием и блудом, это не столько образные выражения, сколько указания на проявление конкретных форм культа плодородия (ср. Иез 23);
2) (евр. Ашера), богиня, имя к-рой кроме ВЗ упоминается также в док-тах из архива Телль-Амарны, где она названа Абд-Аширта, и в текстах, обнаруж. при раскопках Рас-Шамры (Угарита). По мнению Бёля, Ашират, или Ашерат, была супругой бога Амурру. Предполагается также тесная связь между Ашерой и А., богинями плодородия и любви. В текстах Рас-Шамры Ашерат предстает женой верховного бога по имени Эль, бога солнца, живущего на горе где-то далеко на севере. Ашера обозначается как "владычица моря". Ее называют также Элат (ф-ма ж. р. от Эль). У Эля и Ашеры было 70 общих детей, и среди них Ваал. Т.о., Ашера высоко почиталась окружавшими Израиль народами, и служение ее идолам проникло также в среду народа Божьего (Суд 3:7 - мн. ч. - МТ: "служили Ашерам"; 3Цар 15:13 - МТ: "идол Ашеры"; 4Цар 24:4,6,7 - МТ везде: "Ашера"; 2Пар 33:3 - МТ: "сделал Ашеры"; Синод. пер.: "устроил дубравы"). В 3Цар 18:19 наряду с 450 пророками Ваала упомянуты 400 пророков Ашеры (в Синод. пер. - "пророки дубравные"), к-рые содержались Иезавелью.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Астарта" в других словарях:

    - (Данте Габриэль Россетти, 1877 год) Астарта (греч. Αστάρτη … Википедия

    - (у иудеев Аштарот). 1) божество древних семитов. Финикиане почитали его богиней любви, иудеи же низвели на степень злого духа. 2) название планеты Венеры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АСТАРТА 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Astarte). Сирийская или финикийская богиня, которую сопоставляли с греческой Афродитой. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) АСТАРТА (ttrt, štrt), в западносемитской… … Энциклопедия мифологии

    Главная богиня древних семитов, жена Ваала бога солнца. Она почиталась прежде всего как богиня любви, иногда как богиня войны. Ей соответствует вавилонская Иштар; в Карфагене она носила имя Танит, у финикиян Раббат, у евреев Малкат Гашомаим; у… … Литературная энциклопедия

    Богиня плодородия Словарь русских синонимов. астарта сущ., кол во синонимов: 4 ашера (3) богиня … Словарь синонимов

    АСТАРТА, в финикийской мифологии богиня плодородия и любви; богиня воительница, олицетворение планеты Венера … Современная энциклопедия

    - (Аштарт) в финикийской мифологии богиня плодородия, материнства и любви; астральное божество, олицетворение планеты Венера … Большой Энциклопедический словарь

    - (у иудеев Ашторет, у ассир. Иштар) имя главной богинидревних семитовязычников, именно: гимьяритян, сирийцев, ассириян,арабов, финикиян и иудеев. Богине этой, как мужской элемент,соответствует бог Ваал, в особенности Ваал Гамман (иуд. Молох),… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Астарта - АСТАРТА, в финикийской мифологии богиня плодородия и любви; богиня воительница, олицетворение планеты Венера. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Финикийская богиня плодородия и чувственной любви. Греческая форма ее имени (Астарта) произведена от семитского Иштар. В классическую эпоху Астарта считалась богиней луны (возможно, в результате смешения с другой семитской богиней). По… … Энциклопедия Кольера

    Астарта - греческое название богини, которой поклонялись некоторые семитские народы. В Вавилоне и Ассирии она называлась Иштар, в Сирии Атар, в Израиле Асторет (Аштарот), в Финикии Астарте, в Абиссинии Астар В южной Аравии поклонялись богу мужеского пола п … Словарь библейских имен

Нас убеждают в том, что мир движется к глобализации, якобы - сближение и рост взаимосвязей наций и государств, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов - это неизбежный процесс.

К. Маркс, рассматривая причины глобализации, связывал этот процесс со спецификой капитализма, которому постоянно нужны новые рынки и р есурсы, Ф. Ницше - со свойственной западному духу «волей к власти», М. Маклюэн - с развитием современной техники, коммуникаций и СМИ, которые, соединяя разрозненные части пространства и ускоряя распространение информации до скорости нервного импульса, превращают земной шар в «глобальную дере вню», где возникает состояние всеобщей включенности и возрождается «родоплеменная общность» лю дей.

В конце XIX начале XX вв. крупные предс тавители мирового бизнеса, в т. ч. Сесиль Родс , организовавший группу "Круглый стол , и крупнейший американский банкир Дж. Морган мл. начали практическую реализацию глобалистских планов, стремясь «способствовать установлению си стемы беспрепятственной торговли во всем мире и созданию единого Мирового правительства» . В известной степени эти планы воплощались в жизнь через такие организации, как Лига наций, ООН и ЮНЕСКО.

Начиная с 1970-х гг. американские геопол итики приступили к реализации доктрины «нового мировогопорядка», цель которой стирание различий между нациями, государствами, идеологиями, культурами и создание единой общечеловеческой цивилизации, основанной н а принципах либеральной демократии.

Частью идеологической основой этой доктрины стала "теория конвергенции , разработанная группой аналитиков под руководством З. Бжезинского и в середине 1980-х гг. принятая на вооружен ие М.Горбачевым в качестве «научного обо снования» перестройки. Свои версии теории глобализации предлагалитакже Г. Киссинджер, Ф. Фукуям а, Ж. Аттали, К. Санторо.

Кто же такие современные глобалисты? - это мировая политически-олигархическая элита, управляющая и контролирующая финансы, мировые масс-медиа и другие основные ресурсы.

Какова их задача? - получить абсолютную власть, где обычный человек будет обладать только мизерной частицей свободы, а человечество будет напоминать деградированное стадо, которое будет идти туда, куда ему укажут.

Что им для этого надо?- изменить образ мыслей человека, его сознание, т.к. человек не только основной исполнитель "глобалистского плана", но и, одновременно, его главный "тормоз".

Как они этого добиваются? - изменением и деформацией традиционных основ.

Некоторые истоки идеи глобализации (ее мировоззрения) усматривают в ряде утопич еских и хилиастических теорий Средневековья, чьи адепты верили в грядущее собирание всех народов мира в едином Царстве, которое не будет более знать конфликтов и противоречий. Другие идут дальше и видят в нынешней глобалистской элите, которая занимается тем, что переводит человечество c христианско-обусловленного на гностический модуль, гностическое мировоззрение.

Предлагаю вам любопытное исследование на тему генезиса гностицизма - предтечей "глобалистического мировоззрения".

Великая Богиня


"Странен и диковат был храм Великой, или Превышней, Богини, Ашторет, Владычицы Нижней Бездны, Женственной Триады: Аны, Белиты и Давкипь, Царицы Земли и Плодородия, Кибелы и Реи Всеуносящей, Матери богов, Властительницы Ночей.”


Иван Ефремов, “Таис Афинская”

Еще на заре человечества это самое человечество задавалось вопросами - а каким образом появился мир сей? каковы, так сказать, начала начал?

Все мы знаем из истории, что была такая эпоха, которая называлась неолит. Многие ученые утверждают, что это была эпоха матриархата. На этой стадии эволюции, говорят исследователи, племенные боги- мужчины не существовали. Существовал только культ женского божества, которому все поклонялись.

Кибела. Музей Анатолийских цивилизаций, Анкара

Поклонение Великой Богине выражалось в ритуальных танцах, пении и плясках, носивших оргиастический характер. Культ Великой Богини был кровавым, с человеческими жертвоприношениями и ритуальным каннибализмом (вообще каннибализм играл в древности довольно заметную роль. Существовали обряды поедания собственных детей; эти обряды соблюдались довольно продолжительное историческое время и сохранялись в Греции микенского периода, в Финикии, Карфагене, на Крите).

Подобно животному или слепой силе природы, для Великой Богини не существовало понятий добра и зла.

Сексуальные ритуалы носили ярко выраженный мазохистский характер: практиковались самобичевания и прилюдная самокастрация в состоянии исступления.

Почитание Великой Богини было нарушено с приходом бронзового века, когда стал преобладать патриархальный уклад жизни. Боги-мужчины появились сравнительно поздно, но наряду с мужскими божествами, женские божества заняли важное место в пантеоне богов.

Культ Великой Богини сохранялся еще очень долго и Великая Богиня оставалась в пантеонах практически каждой древней культуры - Кибела во Фригии (очень хорошо культ Кибелы описывал Ефремов в своей книге “Таис Афинская”), Изида в Египте; у нас, у славян - Макошь; Артемида (Диана) в Греции, Астарта в Финикии и т.д.

Тьма над Бездною


Хаос, Ночь и Эреб - вот что было сперва да ещё только Тартара бездна


Аристофан. “Птицы”

В те же древние времена, о которых и подумать то страшно, сформировалась традиция, согласно которой праосновой всего сущего провозглашалась модель Хаос/Тьма/Бездна.

Древние люди верили, что существует нечто первичное - некий изначальный нематериальный беспорядок - Хаос, который представляли в виде темной Бездны.

Эта модель предвечного Хаоса описана в Ветхом Завете:



“Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водой.”


Бытие, гл.1

Говоря современным языком, эта модель означает максимально неупорядоченное состояние, отсутствие форм, норм, границ, жизни.

Великая Богиня была воплощением Хаоса; неким трансформированным образом темной Бездны, из которой приходит все сущее и куда все сущее, умирая, возвращается.

Позже, когда стали поклоняться многим богам, предполагалось, что эти боги были рождены Хаосом (особенно подробно об этом рассказывается в “Теогонии” Госиода).

Важно также отметить, что большое влияние на формирование гностического мировоззрения оказал культ Астарты и Ваала.

Культ Астарты и Ваала


Чтоб не жил, кто стар,
Чтоб не жил, кто хвор,
Богиня Иштар,
Храни мой костер,
Пламень востер!


Марина Цветаева, “Богиня Иштар”

Астарта была Великой Богиней племен, живших на территории древнего Ближнего Востока.

Позже Астарта стала основной богиней финикян, и хотя к тому времени уже образовались пантеоны богов, Астарта продолжала называться Великой Богиней - Матерью.

Главным мужским божеством финикийского пантеона был бог Ваал (муж Астарты). Пара Ваал - Астарта олицетворяла собой мужское и женское начало.

Через финикийцев культ Астарты и Ваала пришел к иудеям и при царе Соломоне был закреплен официально.

Богиня Астарта. Керамика, около 1400 г. до н.э. Израиль.

Астарта


"Народ к разврату готов".


из к/ф Калина красная

Астарте было посвящено огромное множество храмов. Жрицы в этих храмах были блудницами, но не простыми, а священными. Прихрамовая проституция была основным занятием жриц - секс был сакрализован.

Что интересно, жрицы Астарты занимались проституцией не для того, чтобы, к примеру, славить плодородие земли или таким оригинальным способом просить у богов увеличения рождаемости.

Смыслом блуда был именно секс. То есть священен был секс как таковой.

Астарта (как воплощение Великой Богини, то есть Хаоса) считалась бескрайне свободной, никому не подчиняющейся, абсолютно раскрепощенной - как сексуально, так и психологически.

Огромное значение придавалось ритуалу сексуальной инициации, то есть приобщению подростков (и девочек, и мальчиков) к переходу во взрослую жизнь. Первым делом в жертву Астарте приносилась девственность. Ритуал лишения девственности был таков - в предназначенный день (обычно в день своего 14-ти летия) целомудренная девушка приходила в храм и отдавалась тому, на кого ей указывали жрицы.

Некоторых молодок оставляли при храме обслуживать прихожан - за плату, разумеется. Проституция была сакральной, но не бесплатной. При этом девушку жестоко избивали, дабы она преодолела какие-то свои психологические пороги и с энтузиазмом принимала любые виды секса - а они были весьма разнообразны. Астарте были угодны и гетеросексуальный секс, и гомосексуальный, бисексуальный, оральный, зоофильный и т.д. Любое соитие, хоть с табуреткой, считалось священным.

Вообще торговать собой при храме было престижно. Некоторые женщины сколачивали на сакральной деятельности приличные состояния.

неоязыческий постмодернисткий конструкт слома христианско-обусловленой парадигмы - движение Femen

В период праздников Астарты начинались разнузданные и кровавые оргии. Жрицы Астарты специальными технологиями (не без галлюциногенов типа эфедры или мака) вводили себя в крайне возбужденное состояние, раздевались догола и, подобно животным, начинали носиться по окрестностям.

Безумие жриц сопровождалось массовым развратом и членовредительством. Причем исступление достигало такого накала, что некоторые особо буйные наносили себе нешуточные раны, а то и вовсе отрезали себе что-нибудь.

Огюст Левек. “Вакханалия”

Случалось и поедание человеческой плоти, то есть каннибализм. Если жрицы считали нужным, то они выхватывали из толпы младенцев и рвали их тела руками, вырывали и выгрызали внутренности.

Астарта - прообраз темных сил в христианстве



Вавилон, великая блудница, ... яростным
вином блуда своего она напоила все народы.


Откровение Иоанна Богослова, 18:2

Согласно христианскому преданию, Иоанн Богослов ввел метафору “Вавилонская блудница”. Существуют предположение, что основой образа Вавилонской Блудницы (ее еще называеют Багряная Жена) - жуткой предвестницы Апокалипсиса, восседающей на Звере 666 - была как раз богиня Астарта.

Также некоторые исследователи полагают, что богиня Астарта впоследствии послужила прообразом адских сил вроде Астарота и Асмодея, которым поклонялись на сатанинских черных мессах. Приведу известный исторический факт о такой черной мессе, которая состоялась в 1673 году по заказу маркизы де Монтеспан, фаворитки французского короля Людовика XIV,

А дело было так. Ее венценосный любовник стал поглядывать в сторону других женщин, и чтобы не потерять свой статус любовницы короля, маркиза де Монтеспан решила обратиться за помощью к темным силам, в чем ей подрядился помочь некий аббат Гибур.

Аббат заявил, что для успеха дела необходимо человеческое жертвоприношение. Специально для этого нашли младенца и Гибур отслужил три мессы над обнаженным телом маркизы де Монтеспан, которое использовал вместо алтаря, поместив потир ей на живот. Дойдя до освящения даров, аббат перерезал горло ребенку, наполнил кровью потир и, добавив муку, изготовил гостию. После освящения этой чудовищной просфоры маркиза произнесла заклинание:

"Астарот, Асмодей, князья согласия, заклинаю вас принять в жертву этого ребенка, а взамен дать мне то, о чем я прошу: чтобы король и дофин не лишили меня своей дружбы, чтобы принцы и принцессы при дворе воздавали мне почести и чтобы король не отказывал мне, о чем бы я ни попросила его ради моих родственников и моих верных слуг".

Затем де Монтеспан забрала с собой освященную просфору и немного крови ребенка и подмешала их в пищу королю (кстати, этот ритуал не сработал).

Ваал


Ваала изображали безобразным, но все же похожим на человека существом. Посвященные ему статуи изготавливались из металлов, чаще всего из бронзы, а внутри этих статуй устраивали огромные печи. В эти печи поклонники Ваала набрасывали пылающих углей, раскаляли всю безобразину и вручали в искривленные, уродливые руки лютого божества невинных жертв - собственных детей.


Эмилио Сальгари. “Гибель Карфагена”

Ваал “отвечал” за разнузданные, дикие силы природы, в том числе за огонь. Ему приносились человеческие жертвы. Жертвы выводились по очереди, взрослые сначала закалывались на алтаре одним ударом в сердце, после чего предавались огню.

Гравюра “Жертва Ваалу” (художник Анри Мотт)

Дети же сжигались медленно живьем (дети клались на проcтepтые руки идола, имевшего голову быка, внизу горел костер). Было принято приносить в жертву Ваалу собственных первенцов.

жертвоприношение младенцев Ваалу

Иногда жрецы Ваала совершали обряд ритуального поедания человеческого мяса.

Вообще многие ритуалы культа Ваала были связаны с убиением детей. Если, к примеру, строился новый дом, то в стену замуровывали ребенка.

Изделия из костей жертв, кожа жертв, натянутая на барабаны, были инструментом для общения посвященных - то есть жрецов - с мистическими силами. Считалось, что посредством этих предметов устанавливалась особая мистическая связь между ними и богами.

Количество жертв порой достигало невероятных размеров. Во время оргий, сопутствующих жертвоприношению, жрецы в исступленном экстазе резали себя ножами и кололи копьями до тех пор, пока не падали от потери сил в лужи собственной крови. В это время остальной народ предавался сексуальному разгулу.

В связи с культом Ваала можно вспомнить и библейское сказание о городах Содом и Гоморра, население которых поклонялось Ваалу и отличалось крайней распущенностью нравов. По преданию, веселье и пиршества, сопровождаемые мужеложством, педофилией и скотоложством были там обычным явлением.

Фрагмент картины Джона Мартина "Уничтожение Содома и Гоморры", 1852 год

продолжение следует

Типичная черта древней ближневосточной и средиземноморской религии заключалась в том, что божества, заполнявшие ее пантеон, формируют семейные группы и принадлежат по крайней мере к двум поколениям. Далее мы подробнее рассмотрим, как концепции Древнего Ближнего Востока вошли в каббалистическую мифологию XIII и XVI вв. В этой же главе мы порассуждаем о богине, которую в Средиземноморье считали дочерью Ашеры, и о ее супруге Эле, и о том, кто временами в отдельных местах затмевал ее мать, мешал ее популярности и ее власти над воображением и чувствами людей.

Ее настоящее имя - Анат. Однако она была не менее хорошо известна далеко за пределами Сирии и Палестины как Астарта (на древнееврейском Ашторет или Аштарот во множественном числе), и это имя она будто бы любила больше всего. Для нашего неудовлетворительного знания истории древней ханаанейской религии характерно то, что мы все еще не можем быть уверенными, кто был первым - Анат или Астарта, одна это богиня или две, которые в ходе истории соединились в одну. Придется нам оставить эту проблему нерешенной и поговорить сначала об Астарте, а потом об Анат, представляя одновременно атрибуты, свойственные обеим богиням.

1. Ханаанейская Астарта

Большинство главных богов Древней Сирии, если судить по угаритским источникам, имели по два имени; одно собственно имя, другое - эпитет.

Как мы видели выше, к Ашере Морской обращались так же, как к Элат, то есть Богине. Ее супруга, настоящее имя которого Отец Шунем, обычно называли Эль (то есть Бог), или Булл-Эль. Ашерова сына Хадада почти всегда звали Ваалом, или Господином. Божественного Мота также звали Любимым Газиром Эля. Еще одного бога звали то Иаммом (Море), то Судьей Нахаром (Река). Точно также дочь Ашеры, по-видимому, звалась или Анат, или Астарта (Ашторет).

Два имени божества - требование просодии классической семитской поэзии, любимый прием, из которого вышло повторение важного суждения, но другими словами. Чтобы выразить одно и то же двумя разными способами, используя параллельно два набора синонимов, семитский поэт должен был иметь по два имени для своих богов, которые постоянно фигурировали в мифологических поэмах. Следующие примеры, взятые с угаритских табличек, иллюстрируют нашу мысль:

Потом прибыл гонец от Иамма,

Посланец Судьи Нахара...1

Она прошла поле Эля и ступила В шатер царя Отца Шунема2.

И говорит Божественному Моту,

Заявляет Любимому Газиру Эля3.

Он кричит Ашере и ее детям,

Он кричит Элат и ее потомству4.

Таким же образом имена Анат и Астарта появляются параллельно, предполагается, что они принадлежат одной и той же богине:

Никто не сравнится красотой с Анат,

Кто прекраснее прекрасной Астарты?5

Или в другом месте, где первая, основная, часть имени Анат дополняется соответствующим образом:

Своей правой рукой удерживает (Ана)т,

И левой рукой удерживает Ашторет6.

Такие семитские стилевые ухищрения были потеряны у египтян, и мы читаем в священном папирусе XII в. до н. э., что Нейт Великая, мать бога, требует от Эннеады (девять великих богов), чтобы они обращались к Всемогущему, Быку в Гелиополисе: «Двойственный Сет в своем праве; дай ему Анат и Астарту, обеих своих дочерей... »7 Из других египетских документов, часть которых относится к XIII в. до н. э., тоже ясно, что Анат и Астарта в египетской религии воспринимались как две отдельные богини войны8. Во времена 18-й династии Астарта стала в Египте богиней лекарей, к которой обращались как к «Астар Сирийской»9. Рамзес III называет Анат «своим щитом», Астартой10. Обе, Анат и Астарта, так же как Кадеш - третья богиня в ханаанейско-сирийском пантеоне, носили египетский титул Царицы Небесной. На египетской стеле, поставленной в Палестине (Beisan) в XII в. до н. э., изображено поклонение египтян богине «Анат, Царице Небесной, Госпоже богов»11. Из этих трех богинь, пожалуй, только Астарта была самой популярной в Египте; у нее были собственные священнослужители и пророки12, как у Ашеры в Израиле. У моавитян имя Астарты появляется без женского окончания (Ashtar) и в соединении с именем Шамаша на Моавитском камне около 830 г. до н. э.13 Вероятно, Астарта была супругой моавитянского бога Шамаша.

Ханаанейский город, называемый Аштарот, или Аштарту, в Васане упоминается в нескольких египетских документах начиная с XVIII в. до н. э., так же как в амарнских письмах, датируемых после XIV в.14

В более поздний период Астарта становится главной богиней Сидона, заменив Ашеру. Неизвестно, когда это произошло, но к IV в. до н. э. это свершилось, как можно заключить из того факта, что в это время сидонские цари были одновременно и священнослужителями Астарты, а их жены получали титул священнослужительницы Астарты. Однако изменения не могли произойти намного раньше, потому что веком позже сидонский царь Ешмун’азар сообщает, что он и его мать построили храм Астарты в Сидоне Приморском и Шамем-Аддирим - двух частях Библоса; другими словами, в его время культ Астарты все еще был популярен в Финикии. Надпись Ешмун’азара, содержащая те же подробности, также сообщает нам полное имя Астарты Сидонской: Аштарт-Шем-Ваал, то есть «Астарта именем Ваала», Астарта и Ешмун, «священный Царь, Господин Сидона», их называли «богами Сидона»15. Имя «Ашторет именем Ваала» известно и к северу от Сидона примерно тысячью годами раньше. Вот так богиня, скорее всего Анат, называется в двух надписях на угаритских табличках16.

Вот более или менее все, что нам известно об Астарте из ханаанейских и финикийских источников17. Как мы увидим дальше, ханаанейский мифологический материал об Анат весьма богат.

2. Астарта в Библии

Переходя к исследованию библейских упоминаний Астарты, позвольте начать с тех, которые показывают связь с небиблейскими источниками. Город Аштарту в Васане несколько раз встречается в Библии как город левитов. Один раз его называют Беештерой18, еще раз Аштерот19 и, как правило, Аштарот20, так как это множественное число, обычно употребляемое в библейских географических названиях. Изначально Аштарот был столицей Ога, города легендарного царя-великана васанского21 и его подданных - рефаимов, которые были поражены Кедорлаомером22. Эта подробность есть в старом полуисторическом-полумифическом рассказе, который, единственный, сообщает полное название города: Аштерот-Карнаим (то есть «Двурогая Астарта»). Источник этого названия имеется в нескольких археологических находках в Палестине, где, действительно, изображена богиня с двумя рогами23.

Первоначальное значение имени Астарта (Ашторет) было «чрево» или «плод чрева»24. Такое значение наиболее подходит богине плодородия: ее называют «ее чрево» (she of the womb), то есть побуждение как источник, как символ плодовитости, подобно ее брату-супругу Ваалу, который был побуждением и символом мужской плодовитости25. Итак, первичное значение имен божественной пары Ваала и Астарты было «отец и мать», «мужчина и женщина», «муж и жена».

Имя Ашторет или Астарта, вероятно, вначале было эпитетом, относившимся к богине, чье настоящее имя - Анат, так же как Ваал (Господин) - эпитет, относившийся к богу, чье настоящее имя Хадад26.

Что же до библейских упоминаний Астарты, то первое указание на поклонение ей иудеев относится к началу времени Судей, то есть вскоре после переселения в Ханаан: «Оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам»27. Немного дальше более подробно:

«Сыны Израилевы продолжали делать злое перед очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему»28.

Первое изгнание Ваала и Астарты имело место по приказу Самуила, сразу вслед за этим Яхве решительно поддержал свой народ в битве против филистимлян29. Что же касается филистимлян, их Астарта была богиней-воительницей, так же как и богиней любви и плодородия, вот почему, когда они победили Саула, то отнесли его оружие в храм Аштарот, несомненно в знак благодарности30.

Ранее мы говорили о том, что богиня, поклонение которой в Иерусалиме было введено Соломоном в честь его супруги из Сидона, - это Ашера, Элат Сидонская. В результате смешение Ашеры и Астарты, которое, как мы видели, началось в XIV в. до н. э., встречается в амарнских письмах, которые то и дело обнаруживаются вплоть до наших дней. Древнееврейский историк эры Соломона постоянно обращается к богине, в поклонении которой как «Ашторет, богине Сидонской»31 был виновен Соломон. В более поздние времена ее перестали называть богиней, а называли «Ашторет, мерзость Сидонская»32. Так о ней говорит историк, который пишет о царе Иосии Иудейском, который разрушил «высоту», возведенную для Ашторет царем Соломоном.

3. Археологические свидетельства

Богиня Астарта упоминается в Библии всего девять раз, а Ашера - сорок. Таким образом, Библия не может подтвердить, что поклонение Астарте преобладало среди иудеев. Много больше мы можем узнать из археологических находок последних десятилетий в разных местах Палестины. К началу 1940-х гг. было найдено не менее трехсот табличек и терракотовых фигурок, представляющих обнаженную женщину. Эти обнаженные фигурки можно разделить на несколько типов: стоящие с разведенными в стороны руками, в которых держат стебли или змей; прикрывающие ладонями груди; одной рукой прикрывающие грудь, а другой - гениталии; скрещивающие руки на груди. Некоторые фигурки изображают беременных женщин, другие напоминают колонны и так далее. Потрясает огромное количество и повсеместность этих фигурок. Они были найдены во всех палестинских раскопках начиная с середины бронзового века (2000-1500 гг. до н. э.) до начала железного века II (900-600 гг. до н. э.), то есть до конца периода разделенной израильской монархии и даже позже. Так называемый тип кадеш символически ассоциируется с богиней; другие типы, как считает большинство ученых, представляют богинь Ашеру, Астарту или Анат, хотя никакой прямой или определенной идентификации до сих пор не было сделано. Если быть осторожным, то вопрос, представляют ли фигурки «самое богиню, проститутку культа богини» или это талисманы, «использовавшиеся в магических целях, чтобы стимулировать репродуктивные процессы природы»33, все еще открыт.

Далее мы сконцентрируемся на том единственном месте, что было изучено более досконально и систематически, чем какое-либо другое. Речь идет о Тель-Бейт-Мирсим, что находится к югу от Хеврона на сегодняшней израильско-иорданской границе. В Теле (куча руин) раскопки велись несколько лет Уильямом Ф. Олбрайтом, и это место было им идентифицировано как библейский город Давир34. Систематическое изучение Теля показало, что на этом месте первыми жили ханаанеяне в начале бронзового века, период IV (около XXI в. до н. э.), потом оно процветало до конца бронзового века (около XXI-XIII вв. до н. э.) и было разрушено к концу XIII в., по-видимому, иудеями, которые в это время завоевали эту территорию. В начале раннего железного века (XII в. до н. э.) город был заселен иудеями и вновь процветал до конца VI в., когда был разрушен в период общего разорения Иудеи, во время Первого исхода (586 г. до н. э.). Всего Давир подвергся десяти-одиннадцати пленениям. Этот город был больше обычных израильских городов периода Первого храма, примерно семь с половиной акров, огороженных стеной33.

Старое название города было Кириаф-Сефер, что значит «книжный город». Потом название сменилось на Давир, что есть библейское обозначение «святая святых Иерусалимского храма»36. Это предполагает, что в Давире находились храм или святилище, и город, как сказано, был дан «сынам Аарона-священнослужителя» вместе с еще восемью городами на территории Иуды и Симеона37.

Нам не известно, играл ли этот город особую роль в религиозной жизни ханаанеян до прихода израильтян. Однако факт остается фактом, что самым популярным религиозным предметом, найденным в слоях позднего бронзового века (XXI-XIII вв. до н. э.) в Тель-Бейт-Мирсим, были так называемые Астарты - глиняные, обычно овальные, диски с отпечатанным по литейной форме изображением обнаженной фигуры богини Астарты. В большинстве случаев она держит руки поднятыми, сжимая в ладонях лилии или змей или то и другое. Голова богини украшена спиралью из двух колец, как у египетской Хатхор, или шлемом типа филистимлянского. На других табличках у богини руки опущены или соединены под выпяченным животом. Эти таблички восходят к тем, что были найдены в Месопотамии, где они существовали с раннего бронзового века. Существуют и другие типы обнаженных богинь на табличках и в виде фигурок38.

Когда мы подходим к израильским слоям (XII-VI вв. до н. э.), характер находок меняется. Только в пласте А (VIII-VII вв. до н. э.) было найдено не менее тридцати восьми известных фигурок, и еще больше осколков таких фигурок. Они отличаются от табличек с Астартой, фигурки израильтян непохожи ни на более ранних, ни на современных ханаанейских богинь. Тем не менее надо признать, что это фигурки не Астарты; у них свой стиль и свое обличье: лицо шире, и это подчеркивает прямая «челка» на лбу, хотя щеки обрамляются вьющимися волосами, без всякого намека на рога и на «кольца Хатхор», что характерно для ханаанейской Астарты. Груди обязательно подчеркнуты, но под ними тело напоминает колонну с широким основанием, и это подтверждает, что фигурки должны были быть устойчивыми39. Из-за колоннообразного обличья этих фигурок некоторые ученые предполагают, что они могли быть глиняными представительницами богини Ашеры, чьи большего размера изображения вырезались из дерева.

Как бы то ни было, археологические раскопки не оставляют сомнений в том, что эти фигурки были очень популярны среди иудеев в период разделенного царства. «Глиняные мульды (формы), несомненно, делались несколькими гончарами, которые были прекрасными скульпторами, и эти люди (неизраильтяне) продавали свои мульды обыкновенным израильским гончарам по всей стране»40. Один тип этих обнаженных фигурок плодородия, представляющий беременных женщин, наверняка использовался как амулет плодовитости или легких родов. Печати с иудейскими именами, например Элиаким, Иоаким etc., были найдены в том же пласте А, и это, несомненно, доказывает, что женские фигурки делались и привозились израильтянами с религиозными целями41.

4. Угаритский миф об Анат

Как сказано выше, ханаанейский мифический материал об Анат довольно богат. Этим мы обязаны открытию и расшифровке угаритских табличек, написанных языком, очень напоминающим древнееврейский, и датируемых не ранее XIV в. до н. э. В угаритской мифологии Анат чрезвычайно важная фигура, богиня любви и войны, девственная и распутная, влюбчивая, подверженная неконтролируемым приступам ярости и чудовищным приступам жестокости. Она - дочь Эля, небесного бога, и его жены Ашеры Морской. У нее так много общего с шумерской Инанной и аккадской Иштар, что можно подумать, она наследница или родственница этих великих месопотамских богинь42.

Однако вместо того, чтобы озаботиться в первую очередь поиском новых возлюбленных среди божеств, людей или животных, как, считается, делала Иштар, Анат большую часть своей энергии тратила на поле битвы. Она тоже, в этом нет сомнений, была типичной богиней любви, одновременно целомудренной и неразборчивой в связях. Ее характер точно описан в египетском тексте XIII в., в котором она и Астарта названы «богинями, которые зачинают, но не носят», что означает их плодовитость с сохранением девственности. В угаритских мифах ее постоянно называли девственной Анат или девицей Анат. И даже Филон Библиус, живший в начале II в. н. э., все еще упоминает о девственности Анат, которую он идентифицирует с Афиной, знаменитой богиней-девственницей греков. Подобно Иштар, Анат называли «хозяйкой небес, госпожой всех богов», и, подобно Иштар, она любила богов, людей, зверей.

Больше других она любила своего брата Ваала. При ее приближении Ваал прогонял других жен, и она, готовясь к уединению с ним, купалась в росе и натирала себя кашалотовой амброй. «Реальное» единение Анат и Ваала описано с графической четкостью, что уникально даже для незастенчивых описаний, обычных в ближневосточных текстах. В месте, называвшемся Дубром, Ваал семьдесят семь раз возлежал с Анат, которая принимала для такого случая образ нетели, и похоже, что дикий бык - сын Ваала - плод этого союза. Смертным возлюбленным Анат был Акат, которого после того, что можно назвать интимным тет-а-тет (описание, к сожалению, утрачено), Анат называла «моим милым смертным великаном»! В качестве матери Анат, по-видимому, была одной из двух кормилиц богов и кормила грудью царя Керета, отчего одним из обращений к ней было «прародительница людей». В Египте Анат рассматривается как супруга бога Сета, и в египетском магическом тексте XIII в. до н. э. в неожиданно садистских выражениях описывается, как Сет на морском берегу лишает девственности Анат.

И все же эти приключения на полях любви бледнеют по сравнению с великими достижениями Анат на войне и в бою. В самом деле, ни одна древняя ближневосточная богиня не была более кровожадной. Ее было легко спровоцировать, и едва она начинала драться, как доходила до неистовства и крушила-убивала всех направо и налево. Очевидно, что ей нравилось драться: она уничтожала народы и Востока и Запада, так что головы людей летели как снопы, а руки - как саранча. Неудовлетворенная этим, она привязывает отрубленные головы себе на спину, а руки - за пояс, после чего стоит по колено в крови и по пояс среди трупов героев. Вот так она достигает своего: ее печень переполнена смехом, а сердце - радостью.

Поклонение кровожадной и воинственной Анат пришло в Египет еще до XIII в. до н. э. Для египтян она тоже была «Анат, хозяйкой небес и госпожой богов», богиня-воительница, которая ассоциировалась с лошадьми и колесницами и которая со щитом и копьем защищала фараона. Действительно, из-за ее воинственной натуры Анат в Египте звали «богиней, победительницей, женщиной под стать мужчине, одетой как мужчина и обнимаемой как женщина»43.

5. Анат в Библии

Потрясающе, что имя Анат ни разу не упоминается в Библии, словно она была чужеземной богиней. Объяснить это можно тем, что библейские авторы обращались к ней не по имени, заменяя его эпитетом «Ашторет», так же как они обращались к ее ханаанейско-финикийскому брату и возлюбленному, используя эпитет Ваал (Господин), а не его имя Хадад.

Это, однако, не означает, что имя Анат совершенно отсутствует в Библии. Например, есть упоминание о ханаанейском городе на территории Неффалим под названием Бефанаф (дом Анат)44, жители которого были покорены, но не вытеснены иудеями. Гораздо известнее священнический город Анафоф, что к северу от Иерусалима (сегодня Анафа), располагался он на территории Вениамина, будучи местом рождения Иеремии и других библейских персонажей45. Географические названия указывают на связь с богиней Ашерой; вполне возможно, те, кто их закладывал, называли их именем богини и в честь богини в соответствии с обычаем, который существовал в добиблейские и библейские времена в Палестине и требовал называть населенные пункты в честь богов.

Анафоф - это множественное число от Анат (как Аштарот от Ашторет и Ваалим от Ваал), оно указывает на нечто важное: город был назван не в честь местной Анат, но в честь всех Анат в целом, которым поклонялись в разных местах. Та же форма, Анатот, появляется после возвращения из Вавилонского плена и как имя двух человек: внука Вениамина, который жил в начале эпохи Судей Израилевых, и современника Неемии46. Со времен Судей имя еще одного человека сохранилось в единственном числе: у одного из судей, как написано, был сын Анат. За этим судьей числится один героический поступок, за Самегаром, сыном Анафовым: он «шестьсот человек филистимлян побил воловьим рожном» и таким образом спас Израиль47. Трудно избавиться от искушения и не назвать Анат (Анаф) матерью (а не отцом) Самегара, жаль, что кратко упоминается не древний миф о сыне богини Анат, который унаследовал ее воинские качества. Воловье рожно, которое Самегар использовал как оружие, напоминает о двух дубинках «Ездока» (ayamur) и «Преследователя» (yagrush), с помощью которых брат и возлюбленный Анат победил своего заклятого врага Иамма48.

Последнее библейское упоминание Астарты-Анат не содержит ее имени, но обращено к богине как к «Царице Небесной». И тут небезынтересно вспомнить, что звание Царицы Небесной Анат и Астарты, полученное от их египетских верующих49, делает более достоверным тот факт, что объектом (Царица Небесная) горячего спора между Иеремией и его иудейскими собратьями в Египте была никто иная, как «девственная» Анат, «девственница» Астарта. Иеремия сам был убежден и пытался убедить иудеев в Египте в том, что великая национальная катастрофа, постигшая их, явилась наказанием Яхве за народный грех идолопоклонства. Если они не раскаются, предупреждал их пророк, они все погибнут в Египте, как остальные погибли в Иудее.

Однако народная версия гибели Иудеи была диаметрально противоположной той, что провозглашал Иеремия. Простой народ тоже считал, что его постигло наказание божье за религиозный грех, вот только грехом считалось предательство Царицы Небесной, а не Яхве. Поэтому отвечал Иеремии «весь народ, живший в земле Египетской» так:

«Слово, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели. А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода».

К этому присоединились женщины:

«И когда мы кадили богине неба и возливали ей возлияния, то разве без ведома мужей наших делали мы ей пирожки с изображением ее и возливали ей возлияния?»51

Этот единственный отрывок показывает нам реальный ритуал поклонения иудейской Астарте. Обряды проводили цари Иудеи и ее царевичи; а участвовали в них все мужчины, женщины, дети, и происходили они в Иерусалиме и других городах. О самом обряде мы можем узнать подробнее из другого отрывка Книги Иеремии, в котором Бог говорит с пророком:

«Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня»52.

Оба эти отрывка содержат следующие детали обряда, совершаемого в честь Царицы Небесной:

1. Дети собирают дрова.

2. Отцы разжигают огонь.

3. Женщины месят тесто и делают пирожки.

5. Женщины с помощью мужчин жгут ароматические травы.

6. Они «возливают» возлияния.

7. Они «возливают» возлияния и другим богам тоже.

8. В ответ на это Царица Небесная обеспечивала людям сытость и защищала их от всяческих бед.

9. Очевидно, что цари иудейские возглавляли обряд в Иерусалиме, а царевичи - в других городах.

10. Сожжение ароматических трав, возложение пирожков, возлияния происходили на алтарях, которые находились в городских святилищах или на «высотах» вне города.

Зажжение огня на алтарях, сжигание ароматических трав, возлияния - все это хорошо известно по тому, что происходило в Иерусалимском храме, и по другим древним обрядам Ближнего Востока. Разве что пирожки требуют дополнительного объяснения.

В Афинах Артемиду чествовали круглыми пирогами (selenia), которые как бы представляли луну. Вавилонский гимн Иштар тоже упоминает жертвенные пироги (kamanu). Если древнееврейское слово kawwan (пирог) в самом деле восходит к вавилонско-ассирийскому слову kamanu, тогда не исключено, что Царица Небесная, которой поклонялись в Иерусалиме, та же вавилонско-ассирийская Иштар, к которой обращаются как к Царице Небесной, Sharrat Shame, и так далее53.

Недавние археологические раскопки позволяют нам предположить другое объяснение. Во время раскопок, проводимых в Нахарии (в Израиле, севернее Акры), на bamah (высота), был найден каменный мульд, датируемый не ранее XVII в. до н. э. Этот мульд предназначался для изготовления маленьких фигурок богини Астарты - это очевидно, так как у нее два рога, которые наклонены вправо и влево над ушами. Это «Астарта Рогатая», она обнажена, только у нее на голове высокий конической формы убор, она смотрит на свой выступающий живот и загадочно улыбается54. Возможно ли, чтобы такие же мульды использовались для печения пирожков в виде Астарты, которые или съедались священниками (возможно, как предшественники священного сообщества, съедающие гостию, которая, как считается, символизирует плоть Христа), или сжигались на алтаре? Требуется больше подобных предметов, прежде чем ответить на этот вопрос, однако возможность того, что такова была цель пирожков в виде Царицы Небесной, весьма интересна55.

Если верно, что Царица Небесная и есть Анат-Астарта, как мы предполагаем, тогда мы можем утверждать, что период пребывания иудеев в Египте был временем их поклонения Астарте. Как было сказано выше, служение Астарте было насильственным образом прекращено царем Иосией56. Свои реформы Иосия начал проводить на восемнадцатом году царствования57, то есть после 621 г. до н. э. Противоречия между Иеремией и народом насчет Царицы Небесной, вероятно, имели место на протяжении года или двух после возвращения иудеев из Египта, скажем, в году 585 до н. э. Пожилые иудеи, вернувшиеся из Египта, наверняка, хорошо помнили посвященные Астарте обряды, запрещенные Иосией всего за тридцать шесть лет до этого. Поскольку Иеремия начал свою пророческую деятельность на тринадцатом году царствования царя Иосии58, то есть в 626 г. до н. э., его описание того, как поклонялись Царице Небесной в Иерусалиме и других городах Иудеи, должно быть датировано пятью годами между 626 и 621 гг. до н. э., то есть временем реформ Иосии.

То, что иудейские изгнанники хорошо знали то, о чем говорили Иеремии, доказано ближайшими двумя веками. В иудейской военной колонии в Гермополисе в Египте поклонение Царице Небесной продолжалось в V веке до н. э. О ее храме, стоявшем рядом с храмами других богов, есть упоминание в арамейском папирусе из Гермополиса.59

Последнее упоминание имени старой богини в иудейском контексте произошло лет через сто семьдесят пять после решения иудеев в Египте вернуться к поклонению Царице Небесной. В одном из писем члена верхнеегипетской иудейской военной колонии на острове Элефантин, которое датируется 419-400 гг. до н. э., сказано, будто Едония, сын Гемарии, который был священником и главой иудейской общины, собрал пожертвования: для Яхо (то есть Яхве) 12 карашей и 6 шекелей, для Ишумбетеля 7 карашей; для Анатбетель 12 карашей60. Поскольку каждый давал по два шекеля, а в одном караше двадцать шекелей, то легко сосчитать, что, помимо ста двадцати трех жертвователей, давших «деньги Богу Яхо», чьи имена запечатлены в арамейском документе, были еще семьдесят, которые дали свои два шекеля Ишумбетелю, и сто двадцать, которые дали деньги Анатбетель. Ишумбетель - мужское божество, Анатбетель - арамейское женское божество. Имя Анатбетель состоит из двух частей - Анат и Бетель. Было мнение, что этим двум божествам поклонялись неиудейские арамеи, которые жили на острове Элефантин и для которых Едония был вроде казначея или банкира61. Есть два возражения против этого мнения. Во-первых, невозможно, чтобы члены соперничающих религиозных сект отдавали свои пожертвования в руки человека, возглавляющего противоборствующую секту. Об острых религиозных противоречиях, которые были частью жизни Элефантина, отлично известно, и они не допустили бы это62. Во-вторых, по крайней мере в одном письме, написанном одним элефантинским иудеем, можно прочитать благословения именем не только Яхо, но и другого бога63, и это доказывает, что иудеи-островитяне могли поклоняться и поклонялись не только Яхве.

Астарта - богиня, о которой можно рассказать многое. Римляне и греки её отождествляли с Афродитой. Финикийцы ей поклонялись как главному божеству. Египтяне и хананеи, представители семитических племен, культивировали её образ. Да и в античном мире Астарта была предметом величайшего поклонения. Всё это невероятно интересно, поэтому сейчас стоит отправиться по следам истории в прошлое, вплоть до наступления нашей эры, чтобы как следует погрузиться в данную тему и узнать о столь великой богине чуть больше.

Появление и происхождение

Первые упоминания об Астарте датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Согласно историческим данным, она являлась центральной фигурой аккадского пантеона. Отождествить её можно с шумерской богиней плодородия и любви, которой была Инанна - мать неба.

Интересно, что для западных семитов Астарта была именно богиней - определённой, конкретной фигурой. А вот для южных - синонимом божества. Со временем это слово получило нарицательный характер, вследствие чего сам образ Астарты поглотил многих хурритских и шумерских богинь. И уже к 2 000 г. до н. э. возник её первый культ.

Стоит отметить, что в образе богини Астарты содержалось три важнейших титула. Это Царица, Дева и Мать. Возможно, именно поэтому её прозвали «самой старшей неба и земли».

В культуре финикийцев

Жители древнего государства, находившегося на востоке Средиземного моря, считали богиню Астарту той, которая даёт жизнь. Они называли её Матерью-Природой с десятком тысяч имён и связывали с Венерой и Луной.

Финикийцы представляли её в виде женщины с рогами. Этот образ символизировал полумесяц в момент осеннего равноденствия. Также они воображали, что в одной руке она держит обычный крест, а в другой - крестообразный жезл.

Представлялась богиня Астарта всегда плачущей. Потому что она потеряла своего сына Таммуза - божество плодородия. Если верить мифам, то Астарта и на землю сошла в виде пылающей звезды, упав в озеро Альфака, где он умер.

Как уже было сказано, богиню связывали с Венерой - «Утренней звездой». Её рассматривали как вечернюю и утреннюю путеводительницу, особенно помогающую морским странникам. Потому на носу каждого корабля всегда закрепляли статую в виде Астарты, чтобы она сопутствовала им и приносила удачу.

Обращаясь к мифологии: Ближний Восток и Египет

История возникновения богини Астарты в культуре жителей этих государств очень длинна и сложна, так как охватывает тысячелетия, несколько языковых групп, а также массу географических регионов.

Одной из древнейших её ипостасей, например, является шумерская Инанна - многоликое божество. Впрочем, главная «роль» у неё всё-таки была. Инанна была богиней плодородия финиковых пальм, домашнего скота и злаков. А ещё покровительницей дождя, бури и грозы. Это связано как с ипостасью богини плодородия, так и с её воинственным, даже мужественным характером. Данные «роли», как и многие другие, присущи и Имя которой синонимично Астарте.

Вообще, не лишним будет обратиться к трактату Плутарха «Об Исиде и Осирисе». В основном мифе есть несколько интересных моментов. В частности тот, когда Сет запер в сундук Осириса и спустил его в воды Нила. Он оказался унесён потоками реки в море, в результате чего оказался на берегу города, являвшегося центром культа Таммуза - мужа Астарты.

Вокруг этого сундука, согласно мифу, разрослось гигантское тамариндовое дерево. Оно оказалось замечено жителями, и те срубили его, чтобы сделать из него столб для дворца богини Астарты и её мужа Мелькарта - бога-покровителя мореплавания.

Культ в Египте

Согласно историческим данным, сформировался он в период с 1567 по 1320 гг. до н. э. Если верить арамейским текстам из Верхнего Египта, то богиня Астарта считалась супругой Яхве до так называемой монотеистической реформы. А Яхве - это одно из многочисленных имён самого Бога.

Когда наступил период эллинизма (длившийся с 336 до 30 гг. до н. э.), то образ Астарты целиком сливается с фигурой Анат, которая в западно-семитской мифологии являлась богиней войны и охоты.

Почему они «объединились»? Потому что Анат, Астарта, а ещё Кадеш были теми тремя богинями, которые носили почётный египетский титул Небесной Царицы. К тому же только они имели традиционно мужской венец. Во всём остальном богини тоже имели массу сходств. Поэтому что неудивительно, почему их образы объединились.

Так вот, в итоге богиню Астарту в Древнем Египте стали представлять, как обнажённую женщину с ужом, который символизировал плодородия. Или с лилией. Реже - сидящей верхом на коне, держа в руке меч.

Центром культа, конечно же, был Мемфис. Там Астарту почитали как дочь бога Ра - самого Творца. Олицетворяли её с воительницей, считали покровительницей фараонов.

Но в мифах, к слову, она упоминается очень редко. Когда происходило становление Ассиро-Вавилонской империи и формирование письменной культуры, все материальные памятники, посвящённые богине Астарте, были разрушены. Это - глобальное последствие многочисленных военных походов. Даже библиотеки уничтожались (или изымались).

Почему богиня любви?

Исходя из вышеперечисленного, можно было уже сделать вывод, что Астарта - это, говоря простым языком, некий возвышенный, культивированный и обобщённый образ многоимённого божества, являющегося покровителем многих сфер. Но нужно кое-что уточнить. Астарта - богиня плодородия и любви.

Тут всё интересней. Астарта является астральным олицетворением Венеры. Которая изначально была так названа в честь римской богини красоты, желания, плотской любви и процветания. Veneris с латинского, кстати, так и переводится - «плотская любовь».

Венеру, как и Астарту, отождествляли с Афродитой. Сыном которой являлся Эней, спасшийся из осаждённой Трои, и бежавший в Италию. Говорят, именно его потомки - основатели Рима. Потому Венеру ещё и считали праматерью римского народа. Астарта, тоже носила похожий «титул», о чём уже говорилось раньше.

В древнегреческой античности, к слову, Венера воспринималась либо как светило, материальный объект природы, либо как личность того или иного божества.

И, конечно, нельзя не обратиться вновь к финикийской культуре. В те далёкие времена существовали такие города, как Бейрут и Сидон. Именно они являлись центрами поклонения богине любви - Астарте. Там она считалась главным, первостепенным женским божеством.

Её верховными жрецами были сидонские цари, а жрицами - их жёны. К ней обращались с почтением, как к владычице царей, к госпоже. Они уважали её силу. А что было любовью в античные времена? Найти ответ на этот вопрос можно, углубившись в изучение истории и текстов, авторами которых были такие великие мыслители, как Парменид, Гесиод, Эмпедокл, Платон. Любовь - это и есть сила. Первая, появившаяся в этом мире. Именно под её влиянием происходят многие события, а также продолжается цепь порождений.

Обращаясь к Библии

Поскольку тема имеет отношение к религии, нельзя не обратиться к Священной книге, рассказывая про богиню Астарту. Чего нельзя подумать - так это того, что она упоминалась в ней. Ведь даже в мифах сложно найти строчки, посвящённые ей, не говоря уже о Библии. Но упоминания есть. И вот две значимые отсылки:

  • Город левитов Аштарту, столица Ога. Его полное название - Аштерот-Карнаим. Переводится это, как «Двурогая Астарта». Источник названия - палестинские археологические находки с изображением богини с двумя рогами.
  • Строчка: «Оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам». Данные слова - эпитеты, относящиеся к божествам. «Ваал» - это, кстати, олицетворение побуждения и мужской плодовитости.

Согласно подсчётам, имя Астарты как богини встречается в Библии девять раз. А Ашера (праматерь и владычица богов), для сравнения - сорок. Это говорит о том, что среди иудеев не преобладало поклонение Астарте.

Но вот зато всё те же раскопки рассказывают о многом. К 1940 годам на просторах Палестины было найдено порядка трёх сотен фигурок терракотового цвета и табличек с изображением обнажённой женщины в разных образах. Экспертиза показала, что они были изготовлены в период с 2000 гг. до н. э. и вплоть до 600 гг. до н. э.! Учёные подтвердили, что немалая часть данных изделий изображает Астарту и Анат (которые, как говорилось выше, были объединены в единый образ).

Поздние годы и фанатизм

Культ Астарты, богини весны, плодородия и любви, быстро распространился. Из Финикии в Древнюю Грецию, потом - в Рим, а затем и до Британских островов. Причём с годами он приобрёл несколько фанатичный характер. Поклонение этой богине проявлялось в оргиях, которые, как известно, осуждались пророками Ветхого Завета. Также ей приносили в жертву едва родившихся младенцев и детёнышей животных. Возможно, именно поэтому христиане называли её не богиней, а демоном-женщиной по имени Астарот.

Но и женский образ тоже был. Астарту называли также демоницей наслаждения, удовольствий и похоти, королевой духов мёртвых. Ей поклонялись, словно астральному божеству. Культ, сформировавшийся в честь богини, поспособствовал возникновению «священной» проституции. Из-за всех этих событий царя Соломона одолело помрачение, и он отправился в сам Иерусалим, дабы поставить богине-демонице капище (языческий храм).

Долгое время ветхозаветные пророки пытались бороться с её культом и делали это весьма ожесточённо. Даже в Писании богиню нарекли «мерзостью Сидонской». А в более поздней каббале её изобразили демоном Пятницы - женщиной, у которой ноги оканчиваются змеиными хвостами.

Ашера - символ Астарты. Да, такое мнение тоже имеет место быть. Более того, исследователи считают, что оно подтверждено финикийской надписью, датированной 221-м годом до нашей эры - Ма-Суба.

Так вот, на клинописной ассирийской табличке, созданной ещё в XV веке до н. э., присутствует имя князя финикийско-ханаанского происхождения - Абад-Асратум, раб Ашеры.

Ещё интересно, что в Священном Писании не указано никаких сведений об изображении богини в человеческом виде. Её чувственное начало проявлялось в наготе. Часто «оголённые» фигурки при раскопках находили на Кипре, и принимали их за Афродиту.

Нельзя не отметить, что в рамках культа Астарты, богини домашнего очага, продолжал существовать ритуал «Священного брака». Но только до начала-середины второго тысячелетия до н.э. Потом культ приобрёл оттенок фанатизма - в честь богини начали проводиться празднества с самоистязаниями, самооскоплением, проявлением раскрепощения, принесения в жертву девственности и т.д. Кстати, Иштар, с которой отождествляется Астарта, являлась покровительницей гомосексуалистов, гетер и проституток. Её и саму называли «куртизанкой богов».

Фрейя, Анна и Лада

Это - имена богинь, также отождествляемых с Астартой, как и ранее упомянутые. О них стоит упомянуть хотя бы вкратце.

Фрейя - богиня из германо-скандинавской мифологии. Говорят, не было ей равных по красоте. Она являлась покровительницей плодородия, любви, войны, жатвы, урожая, и предводительницей валькирий. Изображалась на колеснице, запряжённой двумя котами.

Анна - богиня, которую почитали жители Вавилона. Покровительница семейной жизни, правосудия, урожая, победы… её культ был вытеснен Ану. Причём при неизвестных обстоятельствах.

Лада - славянская богиня любви и красоты, достатка, семейных отношения, цветущей природы и плодородия. Её называли «Матерью всех 12 месяцев». Ей поклонялись все славяне, постоянно приходили с просьбами и молитвами. Были и жертвы - белые петухи, красивые цветы, сладкий мёд, и сочные ягоды. Всё, что являлось олицетворением плодородия, иначе говоря.

Иконография

Теперь стоит вернуться к начальной теме, и завершить её упоминанием символики. Богиня Астарта всегда изображалась по-разному. Иконографическая специфика в данном случае зависела от того, какой именно аспект изображался в том или ином случае. Ведь Астарта - очень сложная фигура в шумеро-аккадской мифологии. Она противоречива. С одной стороны богиня была покровительницей любви и плодородия, но с другой - распри и войны.

В последнем случае, например, её изображали в человеческом облике, сидящей на колеснице с громовой стрелой в руках. Либо на льве верхом. За спиной у неё могли быть стрелы. Также частым «атрибутом» была восьмиконечная звезда, отображающая астральный аспект. Могла даже встречаться пентаграмма и охранно-военный знак. Но одна из самых интересных версий - та, где Астарта, богиня домашнего очага, плодородия и многого другого, объята пламенем. Огонь, кстати, тоже был частым её атрибутом. Как стрелы, лук и колчан.

Кстати! Все перечисленные атрибуты позже становятся символами любви в эллинистической, позднеантичной версии Астарты, а также отождествляемых с нею Афродиты и Венеры. Потом ещё появился купидон. Его связывали с функцией плодородия, ибо воспринимался он, как символ любви. Но всё же купидон был вооружён стрелами и луком, поскольку был «дитя богини войны».

На ранних и поздних изображениях, к слову, когда существовал «узкий» культ, воспевавший её, как богиню любви, изображалась в виде женщины с четырьмя грудями. Впрочем, на представленных выше фото богиня Астарта представлена во всех самых популярных образах. Пусть они и отличаются, но сложно отрицать наличие чего-то общего во всех них.