Добровольное формирование созданное по инициативе граждан объединившихся. Общественные объединения и необходимость их государственной регистрации

добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Принцип добровольности основывается на конституционном праве граждан на объединение. Граждане вправе для защиты общих интересов и достижения общих целей создавать новые общественные объединения, вступать в уже существующие общественные объединения.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что они создаются без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Право на объединение может подвергаться определенным ограничениям - они могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Так, например, законодательно устанавливаются ограничения деятельности общественных объединений в условиях чрезвычайного положения.

Свобода деятельности общественных объединений заключается также в том, что им гарантируется свобода внутриорганизационной деятельности - право на самоуправление. Это выражается в праве объединений самостоятельно принимать свои уставы - основные документы общественных объединений, закрепляющие цели их создания и деятельности, формы и методов организации их работы (См. Уставы общественных объединений).

Самоуправление общественных объединений также заключается в их праве свободно формировать руководящие органы, самостоятельно управлять собственностью объединения, определять программы деятельности и осуществлять эту деятельность. Общественные объединения обладают правом на реорганизацию (слияние нескольких объединений, присоединение к другим объединениям, разделение на несколько объединений, выделение одного объединения из другого, преобразование объединения), на самороспуск или приостановление своей деятельности, право на образование ассоциаций, союзов.

Некоммерческая основа общественных объединений исключает возможность их создания и деятельности с целью извлечения прибыли и ее распределения между членами или участниками общественного объединения. Общественные объединения вправе использовать средства, полученные ими в результате их деятельности, исключительно на уставные цели этих объединений. При ликвидации общественных объединений их имущество не может распределяться между их членами: подлежит направлению на цели, предусмотренные уставами общественных объединений.

Конституцией Российской Федерации закрепляется принцип равенства общественных объединений перед законом, устанавливается политическое многообразие и многопартийность, запрещается монополия какой бы то ни было партии или организации.

Законодательное регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами права на объединение, а также созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях".

Создаваемые общественные объединения могут регистрироваться в установленном законодательством порядке и после регистрации приобретать права юридического лица. Федеральным законом также предусматривается возможность функционирования создаваемых гражданами общественных объединений без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Общественные объединения образуются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Для создания отдельных видов общественных объединений - политических партий, профессиональных союзов - количество учредителей устанавливается специальным законодательством. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Общественное объединение считается созданным с момента принятия учредителями решения о его создании, утверждении устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов общественного объединения. С этого момента общественное объединение вправе осуществлять свою уставную деятельность, приобретает права и принимает на себя обязанности. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает только с момента его государственной регистрации.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм.

Общественная организация - общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественным движением признается состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Под общественным учреждением подразумевается не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Добровольные объединения в РФ создаются и действуют на основе законодательства об общественных объединениях в связи с реализацией гражданами права на объединение.

Нормативной основой деятельности общественных объединений в РФ является:

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный Закон РФ «Об общественных объединениях»

Указанный закон является базовым и предусматривает возможность принятия законов, регулирующих деятельность отдельных видов общественных объединений.

Право граждан на объединение включает в себя:

  1. Право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;
  2. Право вступать в существующие общественные объединения;
  3. Право воздерживаться от вступления в них;
  4. Право беспрепятственно выходить из общественных объединений;

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей)

Независимо от организационно - правовой формы и вида общественного объединения, все они образуются и действуют на основе одних и тех же принципов

Принципы общественных объединений:

  1. Добровольность;
  2. Равноправие;
  3. Самоуправление;
  4. Законность;

Все лица, принимающие участие в деятельности объединения, могут быть подразделены на три группы:

Учредители – это лица, по инициативе которых создается объединение. Учредителями могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.

Учредители созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, а также формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы;

Члены общественного объединения – это лица, чья заинтересованность в решении задач общественного объединения и сама деятельность в нем оформляется документально индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов объединения.

Индивидуальное членство может быть оформлено различным образом: в одних организациях имеется лишь список ее членов, тогда как в других могут выдаваться членские билеты;

Участники общественного объединения – это лица, выражающие поддержку целям данного объединения и (или) его отдельным акциям и принимающие участие в его деятельности без обязательного документального оформления своего участия;

Законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы создания общественных объединений:

  1. Общественная организация;
  2. Общественное движение;
  3. Общественный фонд;
  4. Общественное учреждение;
  5. Орган общественной самодеятельности;

Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Это единственное общественное объединение, основанное на обязательном членстве. Для всех других форм членство необязательно, достаточно лишь участия. К общественным организациям относятся политические партии, профсоюзы, спортивные, молодежные, творческие и иные объединения.

Общественное движение – это массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Основным признаком движения является его массовость. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы. В РФ в качестве движений зарегистрированы такие формирования, например, как движение «Солдатские матери»

Общественный фонд – это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественный фонд решает специфические задачи - накопление имущества для реализации социально-полезных целей и не нуждается в массовом членстве, например, Фонд борьбы с коррупцией

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность этого вида объединений состоит в том, что учреждения образуются гражданами, предоставившими учреждению свое имущество на праве оперативного управления. Примерами учреждений могут быть общественные музеи, стадионы, библиотеки.

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Основная особенность органа общественной самодеятельности состоит в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Например, родительские комитеты в школах, студенческие комитеты в вузах, уличные, дворовые, домовые комитеты, создаваемые населением по месту жительства.

Виды общественных объединений выделяются в зависимости от территориальной сферы их деятельности:

Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

Региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ;

Местное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления;

Международное общественное объединение – это образованное в РФ общественное объединение, в соответствии с уставом которого в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.

Законодательство отдельно выделяет политические общественные объединения, для которых установлен особый правовой режим.

Политическое общественное объединение – это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе.

Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации. Законодательство устанавливает перечень требований, которым должно отвечать политическое общественное объединение.

Политические общественные объединения могут образовываться в форме общественной организации или общественного движения.

Взаимодействие государства и общественных объединений выражается в том, что государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, поддерживает и, с другой стороны, контролирует их деятельность.

Защита прав и законных интересов объединений выражается в том, что они могут обращаться в суд, прокуратуру, иные органы в случае возникновения препятствий для их деятельности, для обжалования решений государственных органов и иных субъектов.

Поддержка государства выражается в том, что государство оказывает содействие общественным объединениям, например, предоставляет помещения, выделяет льготы, ссуды. При этом государство контролирует общественные объединения на предмет соблюдения ими законодательства.

Государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом или учредителем общественного объединения.

Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, ибо последние участвуют в формировании государственных органов, могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правоворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства, в том числе и путем формирования общественного мнения. Таким образом, общественные объединения участвуют в политической деятельности.

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета в общественных объединениях, состав и порядок представления отчетности.

Что представляет собой общественное объединение?

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан.

Цели такого объединения прописываются в уставе. Членами такого объединения могут быть как граждане, так и юридические лица (Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту - Закон №82-ФЗ), Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон №7-ФЗ), ст.123.4 ГК РФ).

Общественные объединения создаются на основе общности интересов (например, общественная организация инвалидов, право на создание которой предусмотрено в Федеральном законе от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Отметим, что организационно-правовыми формами общественных объединений могут быть (ст.7 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»):

    общественная организация;

    общественное движение;

    общественный фонд;

    общественное учреждение;

    орган общественной самодеятельности;

    политическая партия.

Общественное объединение, которое создано в форме юридического лица, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, которое необходимое для функционирования его деятельности (ст.30 Закона №82-ФЗ).

Специфика правового статуса общественных объединений предопределяет порядок бухгалтерского учета.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности общественного объединения

При подготовке отчетности объединения должны руководствоваться общими бухгалтерскими стандартами. Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО и, соответственно, общественных объединений. Так, объединения вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Общественные объединения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность объединения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, Информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать общественные объединения.

Важно!

Общественные объединения должен представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

Особенности налогового учета общественных объединений

Статус деятельности общественных объединений определяет и особенности их налогообложения. Общественные объединения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Общественные объединения вправе применять ЕНВД, если такой режим установлен на территории региона в части видов деятельности, предусмотренных ст.346.26 НК РФ (письма ФНС РФ от 29.06.2015 г. № ГД-4-3/11277@, Минфина РФ от 18.07.2014 г. №03-11-09/35501).

Важно!

При определении предельной величины доходов с целью возможности применения «упрощенки», доходы от целевого финансирования не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-11-06/2/47934).

Применяя общую систему налогообложения, общественным объединениям предоставляется ряд налоговых льгот.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ все общественные объединения признаются плательщиками налога на прибыль.

Важно!

Средства, полученные объединениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ).

Как разъяснил Минфин РФ, пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений (письмо от 05.08.2011 г. №03-03-06/4/91). По окончании налогового периода объединения обязаны представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Льгота по НДС

Общественные объединения являются плательщиками НДС (за исключением объединений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС:

Операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);

Услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ).

Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Льгота по налогу на имущество

Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80%, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п.3 ст.381 НК РФ).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Республики Беларусь, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Государство, не вмешиваясь в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. В этом случае ему выдается соответствующее свидетельство. Регистрация общественных объединений – форма государственного контроля за их целевым назначением, но государство не вмешивается в их текущую деятельность.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Общественные объединения в силу своей природы не обладают государственными властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и потому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений. Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в органы государственной власти.

Общественное объединение обязано соблюдать законодательство Республики Беларусь, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляют органы прокуратуры.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, контролируют соответствие их деятельности уставным целям. В случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, орган юстиции может вынести письменное предупреждение руководящим органам объединений.

На финансовые органы возложен контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

Общественные объединения и граждане, чьи права оказались нарушенными, вправе обращаться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями или жалобами в административные органы.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции Республики Беларусь, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

Ликвидация общественного объединения происходит либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации. Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в зарегистрировавший его орган для исключения из единого государственного реестра юридических лиц.

Важную роль играют политические партии – общественные объединения, цель которых – участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах, в организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Большой объем административной правоспособности принадлежит профсоюзам. Профсоюз –добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Профсоюзы защищают право своих членов на труд, заключают с администрацией коллективные договоры и контролируют их выполнение; контролируют законодательство о труде и об его охране. Они располагают возможностями активно влиять на правотворчество. Так, проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией, а также в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного имущества. Они могут участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Профсоюзам принадлежат равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими фондами. Они взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 01.01.01 года, ст.5).

Принцип деления всех объединений на коммерческие и некоммерческие – это их отношение к прибыли. Некоммерческая организация не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль среди своих участников.

Учредители, члены и участники общественного объединения

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.


Учредители, члены, участники общественного объединения (физические и юридические лица) имеют равные права и несут равные обязанности.

Организационно-правовые формы

Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

Общественная организация;

Общественное движение;

Общественный фонд;

Общественное учреждение;

Орган общественной самодеятельности.

· Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание.

· Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга людей, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программы органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

· Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

· Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов , иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

· Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имущество осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).


· Союзы (ассоциации) общественных объединений. общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственного регистрации.

Юридические основы деятельности

Общественные объединения независимо от их организационно правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения должны строить свои взаимоотношения с государством и обществом на основе различных юридических норм. Эти нормы могут быть зафиксированы как в законодательных актах, так и в собственных учредительных документах общественного объединения.

К числу основных законодательных актов, регламентирующих создание и деятельность общественных объединений, относятся:

· Федеральный закон «Об общественных объединениях»;

· Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

· Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Основным учредительном документом общественного объединения является его Устав. Устав общественного объединения должен предусматривать (ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях»):

· название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

· структуру общественного объединения, его руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

· условия и порядок вступления и выхода из общественного объединения, права и обязанности членов данного объединения (только для объединений, предусматривающих членство);

· компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

· порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять решение: зарегистрировать общественное объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения. Документом, удостоверяющим государственную регистрацию общественного объединения, внесение данного объединения зарегистрировавшим его органом в единый государственный реестр юридических лиц является свидетельство о государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Специфика детских и молодежных объединений

Детское (молодежное) общественное объединение – такое общественное объединение, в котором вместе с руководителями добровольно объединяются лица в возрасте до 30 лет для совместных целей, удовлетворения социальных потребностей. Детским признаются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет.

Детские и молодежные объединения являются разновидностью общественных объединений, но они имеют особый, по сравнению со всеми остальными, статус и специфику деятельности.

Закон «Об общественных объединениях» от 01.01.01 предусматривает, что «членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет», а «детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет». Но в то же время их учредителями могут быть граждане не моложе 18 лет, что, несомненно, ограничивает права младших возрастов на собственное объединение и создает необходимость привлекать в свои ряды как минимум троих восемнадцатилетних (или старше).

Это обосновывает необходимость наличия у детского (молодежного) объединения взрослого (совершеннолетнего) руководителя, который может решать все вопросы финансовой и юридической сторон деятельности объединения.

Алгоритм создания общественного объединения

1. Создание инициативной группы.

Инициативная группа проводит подготовительную работу по созданию общественного объединения. Инициаторами создания детского и молодежного общественного объединения могут быть дети, молодежь, педагоги, родители.

2. Диагностирование проблемы.

На данном этапе инициативная группа определяет миссию будущего объединения, цели, задачи деятельности. Изучает правовые акты , регулирующие порядок создания и деятельность общественного объединения, разрабатывает проект устава. Информирует потенциальных учредителей (членов) объединения об идее создания.

3. Выбор направления работы, определение типа и формы объединения.

После определения целей и задач деятельности будущего объединения необходимо определить направления деятельности (например, формирование и пропаганда среди молодежи идей здорового образа жизни; развитие интеллектуальных и творческих способностей молодых людей; экологическое просвещение населения и т. д.). На данном этапе необходимо определиться и с формой создаваемого общественного объединения (организация, движение, фонд, учреждение и др.).

4. Планирование, организационные мероприятия по подготовке к учредительному собранию.

Учредительное собрание – сбор людей, желающих создать какое-либо общественное объединение.

На этом этапе необходимо спланировать последовательность мер по подготовке учредительного собрания. Созывает учредительное собрание инициативная группа.

В ходе подготовки к учредительному собранию необходимо:

Определить место проведения собрания;

Подготовить проекты решений по всем вопросам повестки.

В повестку дня необходимо внести следующие вопросы:

1. О создании детского (молодежного общественного объединения).

2. Об утверждении Устава объединения.

3. Об утверждении программы деятельности объединения.

4. Об избрании руководителя объединения.

5. Об избрании руководящего органа объединения.

Именно в такой последовательности рассматриваются вопросы на учредительном собрании. Если Уставом будет предусмотрено, что руководитель объединения избирается на заседании руководящего (координирующего) органа объединения, тогда 4 вопрос из повестки дня исключается.

Рассмотрим подробно процедуру проведения учредительного собрания.

Открывает собрание представитель (лидер) инициативной группы. Он говорит о целях собрания, количестве зарегистрировавшихся участников. Он предлагает от инициативной группы избрать председателя и секретаря собрания. Далее учредительное собрание ведет председатель. Очевидно, что председателем собрания зачастую выбирают лидера инициативной группы.

Председатель собрания выносит на утверждение собрания повестку дня.

По первому вопросу с сообщением, как правило, выступает лидер инициативной группы. Он обосновывает необходимость создания объединения. Обычно по данному вопросу большой дискуссии не происходит, так как полноправными участниками собрания являются те, кто зарегистрировался и уже имеет желание создать данное объединение.

5. Проведение учредительного собрания.

В соответствии со ст.18 Федерального закона «Об общественных объединениях» «решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом».

Необходимо учитывать, что на собрании регистрируются только те участники, которые пришли с целью создания объединения, готовностью участвовать в его деятельности и вносить свой посильный вклад.

В ходе учредительного собрания ведется протокол, в котором фиксируется все моменты обсуждения вопросов повестки дня.

Руководящий орган общественного объединения

Название руководящего органа не столь важно, так как суть деятельности от этого не меняется.

Функции руководящего органа:

Созывает общие собрания членов объединения, утверждает проекты повестки дня собраний, готовит проекты решений;

Утверждает планы работы объединений, планы подготовки отдельных мероприятий;

Распределяет поручения и задания по выполнению планов работы, подготовки мероприятий;

Ведет делопроизводство в общественном объединении;

Заслушивает отчеты о выполнении поручений и заданий;

Выдвигает разные инициативы и идеи для обсуждения среди членов объединения;

Рассматривает предложения, заявления членов объединения и принимает решения по существу этих обращений;

Координирует подготовку мероприятий, принимает в члены объединения и исключает из членов объединения (если такое право не закреплено только за собранием в Уставе объединения).

В наличии у руководящего органа должны быть:

Список членов объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, домашнего адреса, телефона, обязанностей в объединении, увлечений. В сведения могут быть включены и другие сведения;

Протоколы собраний общественного объединения;

Список членов руководящего органа с указанием личных данных и обязанностей;

Планы работы (перспективные, текущие);

Документы, приходящие в объединение и исходящие из объединения;

Устав объединения.

По вашему желанию список может быть дополнен.