Кто забрал тело иисуса для захоронения. Погребение иисуса христа

Погребение Иисуса Христа

В субботу народ должен был праздновать Пасху и, чтобы не омрачать этот великий праздник, в пятницу вечером люди попросили у Пилата разрешения снять трупы казнённых с крестов и похоронить их.

Понтий Пилат согласился.

Похоронить Христа попросил разрешения у Понтия Пилата один из тайных учеников Иисуса по имени Иосиф.

Пилат не стал возражать, он даже был рад, что нашёлся человек, который не побоялся сделать это доброе дело.

Иосиф вместе с другим тайным учеником Иисуса пришли на Голгофу. Они принесли с собой плащаницу (большую простыню) и кувшин с душистой смесью мирры и алоэ.

Они сняли тело Христа с креста, обмыли его душистой смесью, спеленали полосами льняной ткани и обернули плащаницей, а голову обвязали платком – в общем сделали всё, как нужно было при похоронах.

Недалеко от Голгофы у Иосифа был сад, где он велел сделать в скале пещеру. (Такие пещеры назывались гробами, и в них местные жители хоронили своих близких. Помнишь пещеру, в которой похоронили Лазаря?)

В такую пещеру и принесли тело Иисуса.

Иосиф и его друг похоронили Христа. Вместе с ними в похоронах участвовали женщины, которые оплакивали своего Спасителя.

Они смотрели, как хоронят Иисуса, плакали и радовались, что есть люди, которые его чтут, любят и не забыли после смерти.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Новый завет. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

III. Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа. Искушение Иисуса Христа злым духом. В раннем еще возрасте Иоанн удалился в пустыню и - пустыня воспитала его. К нему как бы не прикоснулось ничто житейское, мирское… Как возрастал он пред лицом единого Бога, как вел внутреннюю

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Погребение Господа Иисуса Христа (Мф. 27:57-66; Марк. 15:42-47; Лук. 23:50-56; Иоан. 19:38-42). О погребении Господа повествуют совершенно согласно все четыре Евангелиста, причем каждый сообщает свои подробности. Погребение состоялось при наступлении вечера, но суббота еще не наступила,

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

57. Погребение Иисуса Христа 57. Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; (Мк. 15:42, 43; Лк. 23:50, 51; Ин. 19:38). У Иоанна (19:31-37) перед тем рассказывается о перебитии голеней у разбойников и о прободении копьем ребра Иисуса

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава I. Надписание книги. Иоанн Креститель (1 – 8). Крещение Господа Иисуса Христа (9 – 11). Искушение Иисуса Христа (12 – 13). Выступление Иисуса Христа, как проповедника. (14 – 15). Призвание первых четырех учеников (16 – 20). Христос в синагоге Капернаумской. Исцеление бесноватого

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1-6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7-12). Избрание 12-ти учеников (13-19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20-30). Истинные родственники Иисуса Христа (31-85) 1 Об исцелении

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Глава XV. Христос на суде у Пилата (1-16). Насмешки над Христом, отведение Его на Голгофу, распятие (16-25а). При Кресте. Смерть Христа (25б-41). Погребение Христа (42-47) 1 (См. Матф. XXVII, 1-2). - Евангелист Марк во всем этом отделе (1-15 ст.) опять говорить только о самом выдающемся в

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Глава 7 ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. СОШЕСТВИЕ В АД. ЯВЛЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА ПО ВОСКРЕСЕНИИ Непостижимый по самой сущности своей момент воскресения Христа в Евангелии не описан. Евангелие упоминает о «великом трусе» (землетрясении. - Ред.) и отвалении ангелом камня от входа

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Погребение Господа Иисуса Христа У Иисуса Христа был ученик, по имени Иосиф, из города Аримафеи, член синедриона. Он отправился к Пилату и попросил позволения взять тело Господа.Пилат разрешил, и Иосиф вместе с Никодимом, тоже учеником Христа и тоже членом синедриона,

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

ГЛАВА 44. Шествие на Голгофу. Распятие. Иисуса и двух разбойников. Смерть Иисуса. Снятие тела Иисуса со креста и погребение Его. Приставление стражи ко гробу Когда Пилат решил быть по прошению первосвященников и Иисуса предал в их волю (Лк. 23, 24–25), воины взяли Иисуса, сняли с

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Погребение Иисуса Христа В субботу народ должен был праздновать Пасху и, чтобы не омрачать этот великий праздник, в пятницу вечером люди попросили у Пилата разрешения снять трупы казнённых с крестов и похоронить их.Понтий Пилат согласился.Похоронить Христа попросил

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Поучение 1-е. Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его Божественности) I. Праздник обновления, т. е. освящения, храма Воскресения Христова, который совершается ныне, установлен следующим образом. Место, где

Из книги автора

57. Погребение Иисуса Христа. 57. Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;(Мк. 15:42, 43; Лк. 23:50, 51; Ин. 19:38). У Иоанна (19:31-37) перед тем рассказывается о перебитии голеней у разбойников и о прободении копьем ребра Иисуса

Из книги автора

XXIX Распятие, крестные страдания, смерть и погребение Иисуса Христа Распятие было самым ужасным и позорным видом смертной казни в древности, – настолько позорным, что само название его, как говорит Цицерон, «никогда бы не должно приближаться к мыслям, глазам или ушам

Мф. XXVII, 57-66: 57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею 60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. 61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. 62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. 65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. 66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

Мк. XV, 42-47: 42 И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,- 43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Лк. XXIII, 50-56: 50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, 51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, 52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова; 53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. 54 День тот был пятница, и наступала суббота. 55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; 56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Ин. XIX, 38-42: 38 После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,- просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. 39 Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. 40 Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. 41 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. 42 Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Руководство к изучению Четвероевангелия


Прот. Серафим Слободской (1912-1971)

По книге «Закон Божий», 1957.

Снятие с креста и погребение Спасителя
(Мф. XXVII, 57-66; Мк. XV, 42-47; Лк. XXIII, 50-56; от Ин. XIX, 38-42)

В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный – из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить.

Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения.

Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собою для погребения драгоценную благовонную мазь – состав из смирны и алоя.

Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницею и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.

Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое.

Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: «Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну». Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не, сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого».

Пилат сказал им: «у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете».

Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.

Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

32. Погребение Господа Иисуса Христа

(Мф. XXIV, 57-66; Мк. XV, 42-47; Лк. XXIII, 50-56; Ин. XIX, 38-42)

О погребении Господа повествуют совершенно согласно все четыре Евангелиста, причем некоторые сообщают каждый свои подробности. Погребение состоялось при наступлении вечера, но суббота еще не наступила, хотя и приближалась, т.е., надо полагать, это было за час или за два до захода солнца, с которого уже начиналась суббота. Это ясно указывают все четыре Евангелиста: Матф. 27:57, Марк. 15:42, Лук. 23:54 и Иоан. 19:42, а особенно подчеркивают св. Марк и Лука. Пришел Иосиф из Аримафеи, иудейского города вблизи Иерусалима, член синедриона, как свидетельствует св. Марк, человек благочестивый, потаенный ученик Христов, по свидетельству св. Иоанна, который не участвовал в осуждении Господа (Лук. 23:51). Пришедши к Пилату, он испросил у него тело Иисусово для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и делались добычей птиц, но можно было, испросив разрешения начальства, предавать их погребению. Пилат выразил удивление тому, что Иисус уже умер, так как распятые висели иногда по несколько дней, но, проверив через сотника, который удостоверил ему смерть Иисуса, повелел выдать тело Иосифу. По повествованию св. Иоанна, пришел и Никодим, приходивший прежде ко Иисусу ночью (см. Иоан. 3 гл.), который принес состав из смирны и алоя около 100 фунтов. Иосиф купил плащаницу – длинное и ценное полотно. Они сняли Тело, умастили его, по обычаю, благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа, находившемся неподалеку от Голгофы. Так как солнце уже склонялось к западу, все делалось, хотя и старательно, но очень поспешно. Привалив камень к дверям гроба, они удалились. За всем этим наблюдали женщины, стоявшие прежде на Голгофе. Св. Златоуст, а за ним и бл. Феофилакт, считают, что упоминаемая Евангелистами «Мария, Иакова и Иосии мати» есть Пресвятая Богородица, «поелику Иаков и Иосия были дети Иосифа от первой его жены. А как Богородица называлась женой Иосифа, то по праву называлась и матерью, т.е. мачехою детей его». Однако, другие того мнения, что это была Мария, жена Клеопы, сестра Богоматери. Все они сидели против входа в пещеру, как свидетельствует о том св. Матфей (27:61), а затем, по свидетельству св. Луки, возвратившись приготовили благовония и масти, чтобы по окончании дня субботнего покоя придти и помазать Тело Господа, по иудейскому обычаю (23:56). По сказанию св. Марка, эти женщины, именуемые «мироносицами», купили ароматы не в самый день погребения Господа, а по прошествии субботы, т.е. в субботу вечером. Тут нельзя видеть противоречия. В пятницу вечером оставалось очевидно очень мало времени до захода солнца. Отчасти, что успели, они приготовили еще в пятницу, а чего не успели, закончили в субботу вечером.

Св. Матфей сообщает еще об одном важном обстоятельстве, происшедшем на другой день после погребения – «во утрий день, иже есть по пятце», т.е. в субботу. Первосвященники и фарисеи собрались к Пилату, не думая даже о нарушении субботнего покоя, и просили его дать распоряжение об охране гроба до третьего дня. Просьбу свою они мотивировали заявлением: «помянухом, яко льстец (обманщик) Он рече еще сый жив: по триех днех востану. Повели убо утвердити гроб до третьяго дне: да не како пришедше ученицы Его нощию, украдут Его, и рекут людем: воста от мертвых: и будет последняя лесть горша первыя» (и будет последний обман хуже первого). «Первым обманом» они называют здесь то, что Господь Иисус Христос учил о Себе, как о Сыне Божием, Мессии, а «последним обманом» – проповедь о Нем, как о восставшем из гроба Победителе ада и смерти. Этой проповеди они боятся больше, и в этом они правы были, что показала и вся дальнейшая история распространения христианства. На эту просьбу Пилат им сказал: «имате кустодию», т.е. стражу, «идите, утвердите, якоже весте». В распоряжении членов синедриона находилась на время праздников стража из римских воинов, которой они пользовались для охранения порядка и спокойствия, ввиду громадного стечения народа из всех стран в Иерусалим. Пилат предлагает им, использовав эту стражу, сделать все так, как они сами хотят, дабы потом они никого не могли винить ни в чем. «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею» – они пошли и приняли все меры для безопасности гроба, припечатав гроб, т.е., вернее, камень, которым он был закрыт, шнуром и печатью, в присутствии стражи, которая потом осталась при гробе, чтобы его охранять.

Таким образом, злейшие враги Господа, сами того не думая, подготовили неоспоримые доказательства Его преславного воскресения из мертвых.

узнать, как совершалось погребение Спасителя

Задачи:

  • узнать, кто осмелился просить тело Спасителя для захоронения
  • понять, почему женщины, желавшие совершить положенные обряды над Умершим, не успели этого сделать
  • понять, для чего фарисеи выставили стражу у гроба Спасителя

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.3. Глава 45 «Снятие со Креста и погребение Спасителя».
  2. Кокин И., диак. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. // Рабочая тетрадь. ­– М.: Мироздание, 2015. Урок 20 «Распятие и погребение Христа».

Дополнительная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Глава «Погребение Спасителя».
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава 32 «Погребение Господа Иисуса Христа».
  3. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991. Глава VII. «Великие дни страстной седмицы».
  4. Кокин И., диак. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. В 2-х книгах. // Учебное пособие для детей среднего школьного возраста. ­– М.: Мироздание, 2013. Урок 20 «Распятие и погребение Христа».

Ключевые понятия:

  • Погребение
  • Плащаница

Словарь урока:

  • Голгофа
  • Никодим
  • Иосиф Аримафейский
  • Стража у гроба
  • Печать синедриона

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:





Проверочные вопросы:

  1. Где был захоронен Христос?
  2. Почему Пилат отказал им?

Ход урока. Вариант 1:

Пересказ учителем соответствующих Евангельских отрывков.

Подкрепление рассказа иллюстрациями или презентацией .

Просмотр видеоматериалов.

Ход урока. Вариант 2:

Изучение новой темы. Коллективное чтение детьми вслух соответствующих отрывков из Евангелия.

Пояснение учителем непонятных выражений или обстоятельств.

Закрепление изученного с помощью решения кроссворда .

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 218. «Снятие со креста и погребение Спасителя»:

  1. Телепроект «Рассказы о святых». Часть «Великая суббота».
  2. Телепередача «Доброе слово». «Снятие со креста».

(Мф.27:57-66; Мк.15:42-47; Лк.23:50-55; Ин.19:38-42)

1) Погребение Иисуса Христа

Знавшие Иисуса Христа и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на все происходившее (см. Лк. 23:49).

Тогда некто именем Иосиф, из Аримафеи, член совета, человек богатый, добрый и праведный, не участвовавший в совете и деле синедриона, обратился к Пилату, прося отдать ему тело Иисуса. Пилат удивился, узнав, что Иисус уже умер. Призвав сотника и получив от него подтверждение смерти Христа, он разрешил Иосифу взять тело Иисуса для погребения.

Явился также и Никодим, тайный ученик из фарисеев, приходивший прежде к Иисусу ночью. Они сняли тело Господа со Креста. Глядя на бездыханное тело Учителя, Никодим не мог не вспомнить загадочных слов, сказанных ему когда-то Христом в тайной беседе: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому… Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин. 3:14-16).

Теперь же Иосиф и Никодим погребали Господа. Иосиф купил новое полотно, называемое Плащаницей, чтобы обернуть им тело Христа, а Никодим принес около ста литров состава из смирны и алоэ. «Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи » (Ин. 19:40).

Возле Голгофы был сад, принадлежащий Иосифу, а в саду – гроб новый, то есть высеченная в скале пещера, в которой никто еще не был погребен. Там и положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко. К двери пещеры Иосиф привалил большой камень и удалился. «Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба » (Мф. 27:61).

2) Субботний покой

День близился к концу. Солнце скрылось за горизонт. Окровавленные кресты еще не были убраны и своим видом вызывали страх у случайных прохожих.

Мария Магдалина и другая с ней последними ушли из сада, где покоился Христос. Наступала суббота – великий день покоя. И враги, и друзья Христовы оставались у себя в домах. Жизнь Иерусалима как будто остановилась. Пилат сожалел о своем поступке, его жена скорбела о смерти Праведника, первосвященники и фарисеи торжествовали победу, а апостолы и друзья Христовы предавались неутешному горю. Для них все было кончено. Учителя больше нет в живых. Он умер ужасной смертью, хуже которой ничего нельзя было вообразить.

Женщины, считая, что погребение Христа еще не закончено и что следует возлить на тело Его ароматы, чего второпях не успели сделать до захода солнца, теперь принуждены были ждать до следующего дня, так как в субботу, день великого покоя, исполнить это было невозможно. Поэтому, возвратившись с Голгофы, они дома у себя приготовляли благовония и масти «и в субботу остались в покое по заповеди » (Лк. 23:56).

3) Выставление охраны у гроба

Первосвященники и фарисеи были очень довольны. Хотя и с великим трудом и множеством хлопот, им все же удалось быстро и окончательно расправиться с галилейским Пророком. Теперь по всем уставам закона Моисея они могли торжественно праздновать великую субботу. Однако что-то мешало им. На душе было неспокойно. Они вспомнили, что Иисус предсказывал не только Свою смерть, но и Воскресение в третий день. Что если ученики Его придут ночью, украдут Его тело и объявят народу, что Он воскрес? И как же так получилось, что они сами, фарисеи, оставили гроб без охраны? И это при том, что Пилат выдал тело изменникам синедриона – Иосифу и Никодиму. И тогда они решили нарушить покой субботы и немедленно идти к Пилату. «Господин! – сказали они ему. – Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого » (Мф. 27:62-64).

Но Пилат был раздражен и потребовал, чтобы первосвященники оставили его в покое. «Имеете стражу , – сказал он им, – пойдите, охраняйте, как знаете » (Мф. 27:65).

Тогда иудейские начальники распорядились сами. Они поставили у гроба Спасителя стражу, состоявшую из римских воинов, которая давалась им для охраны порядка при храме во время праздника. Перед тем как стать на караул, стражники внимательно осмотрели пещеру и, по приказанию первосвященников, поставили на камне печать синедриона.

Проверочные вопросы:

  1. Почему Пилат согласился отдать тело Христа для погребения?
  2. Кто совершал погребение Спасителя?
  3. Где был захоронен Христос?
  4. Почему женщины, следовавшие за Христом, не успели перед погребением помазать тело благовониями?
  5. В канун какого иудейского праздника совершалось погребение Спасителя?
  6. Из-за чего фарисеи потребовали у Пилата стражников ко гробу Спасителя?
  7. Почему Пилат отказал им?
  8. Был ли нарушен фарисеями закон Моисеев?

Интересные факты из мира науки!

Тайна могилы Иисуса Христа будоражит умы учёных и археологов уже много лет. Христиане всего мира уверены в том, что Иисус был погребен в Иерусалиме накануне праздника Пасхи. Библия подробно рассказывает обо всех мучениях, которые пришлось пережить Христу. Из Священного Писания мы узнаем, что Иисуса распяли на горе Голгофа, а после похоронили в пещере.

Однако некоторые считают, что последний приют Христа расположен в Турции, Индии и даже в Японии. Согласно Библии, Иисус был погребен в пещере. Сообщается, что этот склеп принадлежал Иосифу Аримафейскому, который приготовил «тайное место» для себя.

Однако он пожертвовал свою пещеру для погребения Иисуса. Именно там происходили чудеса, свидетелями которых стали последователи Христа. В 135 году римляне засыпали пещеру, а на месте распятия Иисуса возвели храм Афродиты с языческим жертвенником. В 326 году византийский император Константин отдал приказ заменить храм Афродиты храмом Гроба Господня и отыскать пещеру.

Однако существует и другая точка зрения о нахождении последнего приюта Иисуса. Всем известно, что мусульмане считают Христа пророком и не верят в его чудесное воскрешение. Существует легенда, что Аллах, чтобы спасти Иисуса от разгневанных иудеев, забрал его с собой на небеса живым. Отсюда следует, что ни распятия, ни погребения не было.

Другая легенда говорит, что Иисус бежал из Иерусалима и продолжил дальше учить людей. После смерти его погребли со всеми почестями. Местом погребения называют то Турцию, то Индию. В Индии есть достопримечательность – гробница Розабал, которая означает «гробница пророка». Говорят, что там покоился Иисус, который взял себе другое имя – Юз Асаф. Объясняется это тем, что Христос был беглецом и не хотел раскрывать своего имени.


На окраине Стамбула тоже есть достопримечательность под названием Могила Святого Юши (Иисуса- Иешуа).


Другим местом последнего приюта Иисуса называют Японию. Местные жители города Шинго уверены, что могила Христа находится на их земле. Интересен тот факт, что на надгробии есть надпись: «Иисус Христос, основатель рода Такенучи». Говорят, что Христос бежал в Японию, завел семью, родил детей и умер в возрасте 112 лет.


В самом Иерусалиме находятся несколько гробниц, в одной из которых мог покоиться Иисус. В XIX веке Чарльз Гордон, английский генерал, заявил, что византийский император Константин ошибся с местом последнего приюта Христа. Изучив священные тексты, он пришел к выводу, что могила Иисуса находилась в саду. Но вокруг «Голгофы Константина» сада не было. Гордон указал на место, где был, по его мнению, распят Сын Божий. Это место до сих пор имеет название «Голгофа Гордона».


В 1980 году в Тальпиоте нашли склеп, в котором находились десять сосудов, происхождение которых относили к I веку. Сосуды имели надписи: Матфей, Мария, Иосиф, Иисус, Мария. Кинорежиссер Джеймс Кэмерон сделал заявление, что найден семейный склеп Иисуса Христа и снял фильм «Потерянная могила Иисуса».

Археологи же не поверили Кэмерону и подчеркнули, что это не те могилы. Человек любит верить в чудо, например, в то, что Иисус Христос не был распят, а прожил долгую жизнь. Каждый выбирает сам, во что ему верить.

Рубеж XVIII-XIX вв.
Холст, масло
Плащаницей (с греч. Επιτάφιος) называется покров крупного формата, с изображением чина погребения Иисуса Христа или Богородицы.
Происхождение названия Плащаницы с изображением «Положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа» связано с памятью событий Великой пятницы и Великой субботы, упоминаемых в четырех Евангелиях (от Мф. 57-60; от Мк. 15: 42-46; от Лк. 23: 50-53; от Ин. 19: 31-42).
Иосиф «из Аримафеи – города Иудейского», «член совета, человек добрый и правдивый» (от Лк. 23: 50-54) испросив разрешение у римского наместника Понтия Пилата, снял с креста тело Христа. Вместе с ним были Никодим и любимый ученик Спасителя – апостол Иоанн Богослов (Евангелие от Иоанна. 19: 38-42). Они обвили тело Спасителя погребальными пеленами – плащаницей, пропитанной ароматическими веществами (по составу - из мирровой смолы и алойного дерева) и положили в новой гробнице, высеченной в скале. Только в Евангелии от Иоанна упоминается об участии в погребении тайного последователя Христа – Никодима, принесшего обильные благовония. О том, что гробница Спасителя находилась в саду, рядом с Голгофой, упоминается тоже только евангелист Иоанн Богослов как свидетель всех крестных событий.
В христианском искусстве «Плащаницей» называется полотно с вышитым или живописным изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб. По сохранившимся памятникам лицевого шитья, начиная с XIV в., известно, что в богослужении Великой Субботы использовался небольшой литургический покровец – «воздух».
По канону в иконографии «Плащаницы» в центре композиции изображается положение во гроб Иисуса Христа. Вокруг гробницы предстоящие святые и ангелы. У изголовья гроба Господня представлена плачущая Богородица, обнимающая сына. По свидетельству Евангелия от Иоанна в Воскресение – «в первый день недели» (от Ин. 20: 1-16) ко гробу пришли Мария Магдалина, апостол Петр, «другой ученик, которого любил Иисус» - апостол Иоанн. Издревле сложилась традиция изображения у гроба Спаса парящих ангелов. Ангелы стоящие у гроба Господа в руках держат рипиды. В повествованиях Евангелий о Воскресении упоминается о Ангелах. В подробном изложении событий, происшедших в страстную неделю, у евангелиста Иоанна Богослова о дне Воскресения говорится двух Ангелах, «в белом одеянии сидящих, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Иисуса» (от Ин. 19: 12), увиденных Марией Магдалиной. В Евангелии от Луки отмечается, что в погребении Христа участвовали и женщины, «пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагали Тело Его» (от Лк. 23: 55). Жены – мироносицы, Мария Магдалина, Иоанна, Мария Иаковлева и «другая с ними» (от Лк. 24: 10) пришли ко гробу с ароматами в Воскресение и были свидетелями явления им в гробнице: «вдруг предстали пред ними два мужа в одеждах блистающих» (от Лк. 24: 4). В Евангелии от Марка есть несколько дополнений к сведениям о последних земных днях Спасителя: «Он (Иосиф Аримафейский), купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале; и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» (от Мк. 16: 46-47). Рано утром в Воскресение, придя ко гробу с ароматами Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия увидели в гробнице «юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду» (от Мк. 16: 5). В Евангелии от Матфея уточняется, что Тело Христа было положено Иосифом Аримафейским «в новом своем гробе» (от Мф. 27: 60). В момент погребения «были же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба» (от Мф. 27: 61). В повествовании о субботнем дне евангелист Матфей говорит об охране гроба стражей, поставленной по просьбе первосвященников и фарисеев Понтием Пилатом, запечатавшем камень печатью (от Мф, 27: 62-66). О воскресном дне у Матфея есть несколько сведений, не встречаемых у других евангелистов. Когда «на рассвете первого дня недели» пришли ко гробу Мария Магдалина и «другая Мария», «сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел в нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег» (от Мф. 28: 2-3).
Особенностью иконографии памятника из коллекции А.Ф. Лихачева является содержание надписи по литературному источнику – по тропарю второго гласа Недели жен-мироносиц. В песнопениях воскресной службы исполняется на утрени второй глас Октоиха. В сокращенном виде он используется на утрени Великой субботы.
По периметру «Плащаницы» написан текст тропаря Великой Субботы, расположенного по часовой стрелке и начинающегося с левого верхнего угла плата: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею обвив и вонями (благоуханиями) во гробе нове покрыв, положи».