Личность как субъект политики и ее типология. Личность - субъект социально-политической жизни

«Личность как субъект политики»

Выполнил:

Студентка ФК 312

Морозова Т.В.

Проверил:

Балахнин В.В.

Новосибирск,2008
Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Модели взаимоотношения власти и человека……………………….…4

Основные права, свободы и обязанности личности…………………...7

Правовой статус личности……………………………………………....9

Процесс политической социализации личности……………………...11

Политическое поведение личности…………………………………....13

Политическое участие личности……………………………………….15

Заключение………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………...18

Субъект политики – это ее творец, он оказывает реальное воздействие на власть в соответствии со своими целями и намерениями. Субъектами политики являются такие участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели. Субъектами политики являются: государство, партия, лидер, нация, избиратель, рабочий класс, буржуазия, крестьянство и отдельная личность. Все они обладают определённой самостоятельностью.

Личность является исходным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профессиональные группы, движения, классы, нации. Личностями являются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодействуют с властью. Интересы, цели, стремления личности, интегрированные в раз­личные социальные и экономические структуры, определяют в конечном счете на­правление политического развития общества. И потому личность симво­лизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности и конечно же поли­тической деятельности. Субъектом политики личность становиться тогда, когда начинает осознавать свои социальные потребности и интересы, понимать причинную обусловленность социальных противоречий, ориентироваться в правилах и механизме политической жизни общества, постигать способы реализации поставленных перед собой целей и задач. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей. Личность выступает как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободной воли, не только общечеловеческими, но и уникальными чертами. Именно в этом своем аспекте обычно взаимодействует человек с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом.

Модели взаимоотношений власти и человека

В истории политической мысли представлен целый ряд моделей взаимоотно­шений государства, власти и личности. Очень древнее происхождение имеет па­терналистская трактовка роли личности в политической жизни. Основы такой трак­товки встречаются уже в учении Конфуция, отдельные моменты - в философии государства древнегрече­ского философа Платона, в работах средневековых схоластов, в учениях Нового времени. Российская многовековая традиция политической и социальной мысли насквозь пронизана патерналистскими взглядами.

Согласно патерналистским представлениям все общество представляется в качестве одной большой патриархальной семьи, во главе которой стоит государь-отец. Само общество делится на старших и простой народ. Рядовому члену общества отводится роль исполнителя, кото­рый лишен самостоятельного выбора в своем политическом поведении. Личность не является самостоятельным участником полити­ческого процесса. Он не принимает политических решений, вся ответственность за которые возлагается на государя, отца своего народа, покрови­теля и т. д.

В рамках патерналистской трактовки личности в политике роль политического лидера (государя) и политической элиты освящается как рели­гиозными обрядами и установлениями, так и многовековой традицией отношений власти. Традиционная система властных отношений в обществе, четко распределя­ющая экономические, политические, общекультурные характеристики каждого со­циального строя или сословия, гарантирует каждому человеку стабильное суще­ствование в определенных социальных рамках и в условиях психической гармонии, культурного постоянства. Патерналистская трактов­ка роли личности сохраняет свое значение и в наши дни.

Тоталитарная трактовка роли личности в политической жизни общества полу­чила свое в значительной мере завершенное оформление в трудах Платона. Раз­рабатывая проект идеального государства, он исходил из того, что каждый его член в своей политической деятельности подчинен интересам всего госу­дарства.

В таком государстве мудрые правители-философы, обладая верховным знанием и добродетелью, подробно регламентируют всю жизнедеятельность граждан, тща­тельно распределяя права и обязанности каждого гражданина. Регламентированию подвергается в таком государстве любая активность личности, в том числе и полити­ческая. Тоталитарный подход к роли личности в политике дает возможность осуществ­лять быструю мобилизацию всех материальных и духовных ресурсов общества для решения не только неотложных, но и крупномасштабных задач. Тоталитарные и авторитарные политические режимы, как показывает исторический опыт, оказыва­ются особенно эффективными в период кризисов, экономических и политических потрясений.

Аристотель выводит политику, отталкиваясь от природы человека. Он, в частности, утвер­ждал, что проживание человека в обществе - естественная предопределенность человека. Общение с другими людьми отвечает самой природе человека. И это общение происходит на трех уровнях: семья, селение и государство, как высшей формы человеческого общежития.

Именно в государственной жизни реализуется высшее назначение человека. С его помощью организуется гармоничное взаимодействие людей как членов единого организма и тем самым создаются условия для счастливой жизни всех.

Аристотель признавал право индивида на его извест­ную автономию, на обладание частной собственностью и т. д. Признавая право личности на участие в политической жизни, Аристотель не отделяет его от государ­ства. И потому личность рассматривается им как субъект и объект политики.

Качественно новое понимание роли личности в политической жизни об­щества возникло в рамках либеральной политической мысли. Либеральные мыслители объявляли человека высшей социальной ценностью, на основе потреб­ностей которой и должна строиться вся государственная система власти. Согласно либерализму, личность отделяется от государства. Она наделяется неотъемлемы­ми правами. Личность, согласно либеральным воззрениям, становится источником власти и ее легитим­ности.Государство в зна­чительной мере исключалось из сферы личной жизни человека. Ограничивались права государства по отношению к гражданскому обществу, где формируются основные запросы личности.

Немалый интерес представляет христианско-демократическая трактовка роли личности в политике. Данная теория исходит из того, что жизнь человека как творение Божие духов­на и уникальна. А это предполагает внимательное и осторожное отношение к сфе­ре личной жизни человека как со стороны государства, так и со стороны общества в целом. Человек сам вправе определять свое поведение в экономической, полити­ческой, культурной и национальной жизни.

Государство рассматривается не столько как источник при­нуждения, сколько как орган, действующий в интересах всеобщего блага, сглажи­вания социальных контрастов, поддержания слабых.

В силу этого государство и индивид должны действовать в соответствии с прин­ципами солидарности и субсидарности. Принцип солидарности призван гуманизировать общество, придать ему большую социальную стабильность.

Принцип субсидарности говорит о том, что каждый член общества обязан сам заботиться о своем благосостоянии, государственная помощь должна носить изби­рательный и адресный характер, не вырождаясь в поддержку социального ижди­венчества.

Иными словами, не отвергая приоритета индивида и его прав, сторонники тако­го подхода настаивают на сохранении серьезных социальных функций государства.

Права человека и их классификация

Права человека восходят к достаточно древней идее естественного права, воз­никшей в первом тысячелетии до н.э. Еще древние софисты утверждали, что чело­век независимо от его положения в обществе обладает равными с другими права­ми, которые даны ему самой природой.

Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего, его право на частную собственность.

Выдающийся вклад в массовое распространение гуманистических ценностей, лежащих в основе прав человека, внесло христианство. Оно придало гуманисти­ческим идеям высший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравственны­ми ценностями. Божественное происхождение обусловливает принципиальное равенство и свободу всех людей. Неудивитель­но, что проповеди Христа обращены, в первую очередь, к униженным и оскорблен­ным, подчеркивают равенство всех людей в их высшем измерении - в отношении к Богу.

Права и свободы личности можно классифицировать также в зависимости от сферы их реализации.

Гражданские, или личные, права - это круг присущих человеку от рождения прав, которые обеспечивают индивидуальную свободу личности, защищают инди­вида от притеснений и произвольного вмешательства государства, различных организаций, других лиц. Эти права носят, в основном, негативный характер и являются, фундаментальными для самоиндентификации личности как части общества.

К гражданским правам относят право на жизнь, свободу и личную неприкосно­венность, право на защиту чести и достоинства, на справедливый, независимый и публичный суд, право на тайну переписки и телефонных разговоров, право на свободу передвижения и выбора места жительства, а также свободы личных действий, не противоречащих закону.

Политические права обеспечивают возможность участия граждан в управле­нии делами государства и общества. К такого рода правам относят свободу слова, печати, совести, право на получение информации, право на объединение с единомышленниками (создание политических ассоциаций), свободу избирать и быть из­бранным, свободу союзов, демонстраций и собраний и ряд других.

Гражданские и политические права первоначально были основным предметом борьбы человека и власти, государства и общества. Благодаря их утверждению личность постепенно обретала новые возможности в обществе, усиливала свое влияние на государство и проводимую им политику.

Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения каждым членом общества предметами потребления и основными элементами хо­зяйственной жизни: собственностью, трудом, возможностью проявлять хозяйствен­ную инициативу.

Важнейшим из экономических прав является право на частную собственность, которое рассматривается в качестве одного из основополагающих прав человека.Сегодня мало кто настаивает на абсолютном характере частной собственности. Повсеместно для нее устанавливаются некие пределы, а также говорится об ее использовании в интересах общества.

Личные. Политические и экономические права нередко называют правами ли­беральными или же правами первого поколения. Все они носят характер преиму­щественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и нуждающегося лишь в охране со стороны государства.

Социальные права относят к так называемому второму поколению прав чело­века. Они призваны обеспечить большинству населения приемлемый уровень жиз­ни, социальную защищенность. Сюда относят право, на социальное обеспечение, жилище, благоприятную природную среду, здравоохранение и т.д.

В последние десятилетия заявляют о себе права «третьего поколения», регули­рующие отношения между государством и личностью в сфере культуры и экологии.

Культурные права обеспечивают свободное и беспрепятственное духовное развитие личности. Эти права охраняют возможность индивида заниматься художе­ственным, техническим и прочими видами творчества без опасности произвольного вмешательства государственных, религиозных, национальных и прочих организа­ций и учреждений.

На основе концепции прав человека утверждается роль личности в политике как первичного ее носителя.

Права и свободы личности тесно связаны с обязанностями граждан: соблюдать законы государства, обязанность уважать права и свободы других людей, платить налоги, подчиняться распоряжениям законных органов власти, бережного относиться к окружающей среде, охранять памятники культуры.

Правовой статус личности

Правовой статус личности – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно – правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащие нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы – гражданским, трудовым, административным правом.

Рядовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельной категории людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права обязанности: военнослужащих, пенсионеров. Инвалидов, работников Крайнего Севера.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.д.

Права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут бать реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях. Без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

Процесс политической социализации

Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания человека в процессе его политической социали­зации.

Политическая социализация - это процесс вхождения человека в мир поли­тики; формирование политических представлений, ориентации и установок; усвое­ние опыта, норм и традиций политической культуры.

Политическая социализация является частью общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, накопленному предшествующими поколе­ниями людей. В процессе социализации формируется жизненная позиция чело­века на основе усвоения социального опыта. Особую роль в этом процессе игра­ет культура.С помощью социализации система навязывает новым поколениям граждан сложившиеся ценности и нормы политического поведения предшествующих поко­лений с целью обеспечения их постоянного воспроизводства. Политическая социа­лизация не только обеспечивает вертикальную связь поколений, что является пред­посылкой непрерывного функционирования политической системы, но и придает горизонтальную устойчивость обществу, что выражается в его гармонизации, спло­ченности и гражданском мире.

Словом, в силу своей сложности и противоречивости политическая социализа­ция по-разному трактуется в политической науке, предоставляя ученым возмож­ность акцентировать внимание на ее разных сторонах и гранях. А потому, несмотря на то, что систематическое изучение этого процесса ведется, еще с 20-х гг. XX столетия, единого подхода к пониманию процесса политической социализации еще не выявлено.

Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценнос­тей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы, с другой - демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представле­ния, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть.

Можно со всей определенностью говорить, что в процессе социализации инди­вид не пассивен. Политическое воздействие, которое испытывает каждый индивид, является первой фазой в этом процессе. Это воздействие оказывает влияние на политическое поведение индивида в итоге взаимодействия двух систем - системы личности и политики. Результатом этого взаимодействия являются индивидуаль­ные политические ориентации. Они выражаются в позициях, мнениях и политиче­ском поведении индивидов. Следует сказать и о том, что способность индивида воспринимать и усваивать присущие социуму ценности, стандарты поведения зави­сят от набора политических знаний, умений и навыков человека,

Эффективность политической социализации в немалой степени зависит от агентов социализации, через деятельность которых преломляется влияние всех внешних факторов. К ним относятся: семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ и отдельные политические события (такие, как революция, репрессии властей, голод и т. п.), обладающие спо­собностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека.

Влияние каждого из этих агентов определяется рядом факторов: возрастом и внутренним состоянием человека, интенсивностью его включения в социальные и политические процессы, характера выполняемых им там функций, а также условий его существования.

Взаимодействие всех агентов политической социализации осуществляется государством и обществом. В случае, когда решающее влияние на процесс социализации оказывает государство, поощряется распространение конформистских на строений и консервативных убеждений. Нередко государство поощряет пассивность населения.

Политическая социализация всегда существует как совокупность конкретных механизмов научения индивида способам политического участия, формирующихся на основе совершенно определенных культурных ценностей и стандартов.

Политическое поведение личности

Понятие политического поведения помогает более точно установить структуру политической системы, механизм ее действия, доминирующие способы достижения общественных и групповых целей в политической жизни. Политическое поведение человека может приобретать разнообразные формы и определяется исключительно многими факторами. Оно может быть активистским и пассивным, носить характер лидерства или являться массовым, сводиться к политическому участию или политической деятельности.

Важнейшим критерием политического поведения человека является степень его активности. Внешне политическая активность индивида или группы определяется сугубо психологическими особенностями - реактивными порогами, волевыми установками, эмоциональностью, импульсивностью, темпераментом. Но в то же время политическая активность характеризует устойчивые линии взаимодействия человека с политическими институтами, основными компонентами политической системы. Модели этих взаимодействий сами по себе превращаются в важные структурные характеристики политического процесса.

Активистское поведение можно охарактеризовать как состояние перманентной приобщенности человека к политике, выражающееся в стремлении решать те или иные жизненно важные для него и его группы проблемы через воздействие на систему политической власти. Пассивное поведение, напротив, связано с отчуждением индивида от политической жизни, сосредоточением усилий на реализации частных интересов в рамках гражданского общества.

Преобладание в обществе той или иной формы политической активности может быть связано с самыми различными особенностями общественного развития. Безусловное, массовое преобладание активистского типа характерно для общественных систем переходного типа, с высокой внутренней конфликтностью, находящихся в состоянии коренной ломки властных институтов, социальной структуры, ценностных установок и поведенческих стереотипов. С другой стороны, активистское поведение может быть связано и с высокой степенью гражданской идентичности, прочностью общепринятых идеологических установок и социальных норм. Политическая активность носит в таком случае конструктивный характер, а ее мотивация отражает высокий уровень гражданской ответственности. Пассивное поведение может быть вызвано, как объективной невозможностью влиять на политические решения, так и неспособностью, добровольным нежеланием принимать в них участие. В основе его может лежать гражданский конформизм, пассивное принятие существующего общественного порядка, так и полное несогласие с ним, выраженное в самоизоляции.

Особая форма политической активности складывается в тоталитарном обществе, когда наступает полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в жизни политической. Пассивное в своей основе положение индивида может быть интегрировано в этом случае с формально активистскими формами поведения, предписанными и стимулируемыми государственной системой.

Политическое участие личности

Процесс взаимодействия общества и политики находит свое выражение в конкретных шагах, акциях и действиях политических субъектов. Эти действия играют решающую роль в демократических обществах, где политическая власть берет свое начало в народе-суверене, а принципы функционирования и способы организации общества предполагают активное участие личности во всех общественных делах, в политической жизни.

До середины XX в. понятие «политическое участие» рассматривалось как нор­мативная категория, т. е. как некое «долженствование», обязанность личности. Из­менения в таком понимании политического участия были связаны с работами аме­риканских ученых-«бихевиористов».

Для многих граждан характерен особый интерес к политике, а участие в политической жизни является эпизодическим. Многие граждане зачас­тую слабо информированы, а потому в своих политических действиях и решениях испытывают «внешние» влияния, например, влияние социальной группы, к которой гони принадлежат. Российские политологи рассматривают полити­ческое участие как влияние граждан на функционирование политической систе­мы, формирование политических институтов и выработку политических решений.

Политологи различают традиционные и нетрадиционные типы политического участия. К традиционному (ортодоксальному) типу политиче­ского участия относятся те его формы, которые строятся вокруг голосования, моби­лизующего значительные политические ресурсы. Этот тип участия обеспечивает устойчивое функционирование политической системы, а также предъявление требований к ней, выраженных в законных формах.

Виды традиционного политического участия:

Подвергаться воздействию политических стимулов;

Принимать участие в политической дискуссии;

Выражать публично общественное мнение с тем, чтобы убедить в его в правоте других лиц;

Контактировать (лично или письменно) с политиком или представителем властной структуры;

Оказывать финансовое содействие партии или избирательной кампании того или иного кандидата в избранники;

Принимать участие в политических митингах;

Быть активным членом политической партии или организации.

Такая иерархия традиционного политического участия основана на учете интенсивности индивидуального обязательства,которое требует политическое участие.

Нетрадиционные формы политического участия отличает прямой характер действия, т. е. ставящий лицом к лицу граждан и обладателей власти в обход привычных каналов политического взаимодействия представительной демократии и посредничества элит. Эти действия являются автономными, нередко выходящими за правовые и институционные рамки государства. Инициатива в таких действиях ис­ходит от граждан, которые самостоятельно определяют цели, момент и средства действия. Данные виды политического участия являются действиями протеста, ста­вящими под вопрос установленный общественный порядок, существующие инсти­туты, власть или проводимую ею политику. Порывая с привычных ходом вещей, они способны прибегать к негативным действиям, иногда насильственным (столкнове­ния с силами порядка, баррикады, покушения и т. п.).

Заключение

Первичным субъектом политики является личность. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий.

Идея об огромной роли человека как субъекта политики получила широкое признание в истории политической мысли. Проблему роли личности в политике поднимали в своих трудах Платон и Аристотель, развивали в своих теориях Т. Гоббс и Дж. Локк, а в интерпретации марксизма личность вообще является центром

Проблема личности как субъекта политики состоит в определении возможности и степени её влияния на политическую власть, а также в возможности достижения власти и способах её реализации. Личность становится подлинным субъектом политических отношений только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности. К условиям становления личности как политического субъекта относятся также: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность и др. Политическая активность и политическое влияние отдельных личностей различны. Этим объясняется наличие лидеров и людей, их поддерживающих.

Для понимания роли и значения личности в политике принципиально важное значение имеет характер отношений государства и личности. Государство является символом принуждения человека к обязательному для него пове­дению. И в этом смысле государство является агентом неизбежного ограничения прав и свобод человека. Со своей стороны, личность выступает как начало свобод­ного и естественного волеизъявления, обладая собственной программой жизнеде­ятельности.

Список литературы

1. Мухаев Р.Т. политология: учеб. для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000

3. Клюев А.В. Человек в политическом измерении. Спб., 2000.

4. Желтов В.В. основы политологии – Ростов н/Дону: «Феникс», 2004.

5. Фирсов В.А. Основы права: курс лекций. – М.: НМЦ СПО, 1998.

6. Шилобод М.И. Политика и право. – М.: Дрофа, 1998.

7. Пугачев В.П. Политология: Справочник студента, М., 2001.

8. Мальцев В.А. Основы политологии: учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1999.

2. Личность как субъект и объект политики

В решении проблемы «личность – политика» важно определить место и роль человека в общественной жизни, в политической деятельности, в управлении государством. Большинство политических доктрин исходят из интересов человека, его свободы, как приоритетной ценности. Поступательное движение общества есть движение от несвободы к свободе, в ходе которого реализуются творческие возможности личности, воплощаются общечеловеческие ценности и демократические идеалы. Все развитие общества, начиная с экономики и кончая духовной сферой, направлено на удовлетворение потребностей человека, на его всестороннее развитие. Зависит ли экономика от человека? Конечно. От того, какое место занимает человек в производстве, от того, как он ведет себя на производстве, от его трудовой активности, добросовестности, заинтересованности в труде и т.п. Социальная сфера и социальные отношения непосредственно зависят от человека и его способности реализовать все экономические успехи для обеспечения жизни, быта, условий труда. В развитии политической системы очень много зависит от политической зрелости, образованности, инициативы человека. Усиление внимания к личности, социальным ее качествам, общественному и политическому сознанию и поведению тесно связано с реорганизацией системы образования, воспитания, культуры, морали.

Понятие «личность», выражая социальную сущность человека, существует в неразрывной связи с понятием «общество». Личность - это человек, воплощающий конкретно-исторические общественные отношения, оказывающий воздействие на них в меру своих сил и способностей и в зависимости от положения, которое он занимает в обществе.

Психологически политическая активность личности обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, то есть общности, отождествлять себя со своей нацией, социальным слоем, группой, политической партией, объединением. Зачастую человек приобщается к политике, чтобы стать именно частью социальной общности. Это избавляет от одиночества, дает почувствовать силы и способности влиять на ход политических процессов. Научный подход к определению места и роли личности в обществе дает возможность показать, при каких условиях личность становится подлинным субъектом социальных отношений, субъектом власти, определить социальный статус личности.

Что же такое социальный статус личности? Это место личности в общественной системе по отношению к другим индивидам и группам, совокупность ее социальных функций, а также ее оценка и самооценка, т.е. понимание человеком своей социальной значимости. Социальный статус личности характеризуется по экономическим, профессиональным и другим признакам.

Статус тесно связан с политической ролью личности. Политическая роль - динамичная сторона статуса, его функция, определенное поведение. Каждый человек не только занимает место в социальной, политической структуре общества, но и выполняет соответствующие этому месту функции. Политическими ролями личности могут выступать роль избирателя, депутата, члена политической партии, общественно-политической организации, участника митинга, демонстрации и т.п.

Таким образом, мерой политики, движущим началом политической активности нации, класса, политической партии, политического движения и т.п. является именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели.

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных типа: социальный и институциональный.

Социальный охватывает индивидов и различные социальные слои, в том числе профессиональные, этнические, демографические и другие группы.

Институциональный включает государство, политические партии, профессиональные союзы, политические движения, группы интересов и т.п.

Иногда выделяется и третий тип субъектов политики - функциональный, охватывающий социальные институты, предназначенные для решения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, учебные заведения, корпорации, спортивные ассоциации, добровольные общества и т.п.

В зависимости от осознанности и степени участия в политической деятельности американский политолог Габриэль Алмонд выделяет три группы субъектов политики. Во-первых, субъекты, ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (политические партии, политические движения и т.п.). Во-вторых, субъекты, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли. В-третьих, субъекты - подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь.

Быть субъектом политики, т.е. ее сознательным проводником, можно лишь в условиях демократического общества, где господствуют политические права и свободы, имеет место полнота и достоверность информации, гласность, возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения, по своему усмотрению участвовать в различных формах политической жизни.

Тоталитарные и авторитарные режимы, в которых политическая жизнь строго регламентируется государством или партией, характеризуются отсутствием возможностей для самостоятельного, творческого участия личности в политике. Здесь личность выступает не субъектом, а лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли. При этом не исключается ее участие в политической жизни (демонстрации, шествия, различного рода политические акции), которое, однако, осуществляется формально на добровольной, а по существу на принудительной основе. Советское время богато примерами такого рода.

Объектом политики личность может выступать и в условиях демократического режима, но лишь постольку, поскольку она обязана соблюдать конституцию, законы, распоряжения правительства, нормы общежития и другие предписания, обеспечивающие нормальную, цивилизованную жизнь общества.

В последние годы обозначились две противоречивые тенденции взаимоотношений между личностью и политикой: повышение интереса к политике, т.к. она существенно влияет на жизнь каждого человека, и падение доверия к ее официальным представителям, постоянно прибегающим ко лжи и обману народа, не выполняющим своих обещаний и предвыборных программ.

В связи с этим, возможно ли говорить о личности как субъекте политики? Термин «субъект политики» относится к тому, кто творит политику, принимает в ней активное и осознанное участие. Политология считает основным субъектом политики социальную группу, интересы и способ функционирования которой и определяют возможную сферу политической деятельности личности. В этом плане личность оказывается вторичным, производным и служебным субъектом политики, не столько субъектом совокупности общественных отношений, сколько непосредственным субъектом политической практики.

Не профессиональный политик, а «средний» человек становится субъектом политики, если он знает, каковы социальные потребности и интересы различных социальных групп, чем обусловлены противоречия между ними, каковы пути решения этих противоречий, какова связь между его собственными потребностями и интересами и состоянием социальных возможностей их удовлетворения. Но и этого недостаточно. Личность как субъект политики должна ориентироваться в правилах и механизмах политической «игры» в обществе, знать, какое она хочет и может занять место в этой игре. Только при этих условиях личность становится полноправным субъектом политики.

Объективные факторы политической активности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность), так и негативно (насильственно включая ее в политическую жизнь). Личность может определенное время жить вне политики, но такая изоляция искусственна: когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность обязательно включается в политическую деятельность.

Конкретное участие личности в политической деятельности детерминировано двумя факторами:

1) мотивацией, в которой определяющими доминантами являются способности и амбиции (притязания) личности;

2) наличием социальных условий, в которых эти способности и амбиции могут реализоваться.

Оказать влияние на политическую жизнь в тех или иных конкретных условиях может только такая личность, способности и характеристики которой соответствуют текущим политическим запросам.

В целом политическое влияние «рядового» гражданина зависит от следующих факторов:

а) социального статуса личности (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной зрелости);

б) связи его собственных интересов с теми или иными социальными противоречиями и конфликтами;

в) объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей, степени и эффективности реализации требований, предъявляемых к этим ролям;

г) собственных усилий и умения вести политическую деятельность;

д) силы социальных барьеров и ограничений активности личности (групповые привилегии, различного рода цензы: имущественный, образовательный, национальный, религиозный; груз традиций и т.д.);

е) политического сознания и культуры личности, ее политической ориентации, исповедуемой системы ценностей.

Огромное значение в деле развития политической субъектности личности имеет существующая в обществе правовая система, которая определяет границы и допустимые нормы политической активности. Они отражаются в официально провозглашенных (в первую очередь, в Конституции) гражданских правах и обязанностях, и в системе их гарантий (как формальных, так и материальных).


Личность могла участвовать в политической жизни лишь в качестве члена официальных структур с жесткой регламентацией политических функций. В передовых обществах действует тенденция «вывода» личности на передний план в политике. Это предопределяется развитием демократических тенденций в обществе и мире в целом, растущим недоверием к политическим институтам, достижениям ИТР в сфере СМИ. Не...

Отделений функций управления от общества. В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства. Раздел I.Личность как первичный субъект и объект политики Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимают­ся...

... ­ческих государствах мира никак не ставят под сомнение признание ими, равно как и международным сообщест­вом в целом (ООН), статуса личности, любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики. Гарантировать такой статус личности, обеспе­чить реальное или потенциальное превращение каждого гражданина в сознательного и свободного субъекта (субъекта-партиципанта) политики и...

В наше время все так или иначе пытаются решить. 4. Типология и функции лидеров Богатство понятия политического лидерства отражается в его типологии. Существуют разнообразные классификации лидерства. Прежде всего, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное воздействие, основанное на...

В решении проблемы «личность – политика» важно определить место и роль человека в общественной жизни, в политической деятельности, в управлении государством. Большинство политических доктрин исходят из интересов человека, его свободы, как приоритетной ценности. Поступательное движение общества есть движение от несвободы к свободе, в ходе которого реализуются творческие возможности личности, воплощаются общечеловеческие ценности и демократические идеалы. Все развитие общества, начиная с экономики и кончая духовной сферой, направлено на удовлетворение потребностей человека, на его всестороннее развитие. Зависит ли экономика от человека? Конечно. От того, какое место занимает человек в производстве, от того, как он ведет себя на производстве, от его трудовой активности, добросовестности, заинтересованности в труде и т.п. Социальная сфера и социальные отношения непосредственно зависят от человека и его способности реализовать все экономические успехи для обеспечения жизни, быта, условий труда. В развитии политической системы очень много зависит от политической зрелости, образованности, инициативы человека. Усиление внимания к личности, социальным ее качествам, общественному и политическому сознанию и поведению тесно связано с реорганизацией системы образования, воспитания, культуры, морали.

Понятие «личность», выражая социальную сущность человека, существует в неразрывной связи с понятием «общество». Личность - это человек, воплощающий конкретно-исторические общественные отношения, оказывающий воздействие на них в меру своих сил и способностей и в зависимости от положения, которое он занимает в обществе.

Психологически политическая активность личности обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму,то есть общности, отождествлять себя со своей нацией, социальным слоем, группой, политической партией, объединением. Зачастую человек приобщается к политике, чтобы стать именно частью социальной общности. Это избавляет от одиночества, дает почувствовать силы и способности влиять на ход политических процессов. Научный подход к определению места и роли личности в обществе дает возможность показать, при каких условиях личность становится подлинным субъектом социальных отношений, субъектом власти, определить социальный статус личности.

Что же такое социальный статус личности? Это место личности в общественной системе по отношению к другим индивидам и группам, совокупность ее социальных функций, а также ее оценка и самооценка, т.е. понимание человеком своей социальной значимости.Социальный статус личности характеризуется по экономическим, профессиональным и другим признакам.

Статус тесно связан с политической ролью личности. Политическая роль - динамичная сторона статуса, его функция, определенное поведение. Каждый человек не только занимает место в социальной, политической структуре общества, но и выполняет соответствующие этому месту функции. Политическими ролями личности могут выступать роль избирателя, депутата, члена политической партии, общественно-политической организации, участника митинга, демонстрации и т.п.

Таким образом, мерой политики, движущим началом политической активности нации, класса, политической партии, политического движения и т.п. является именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели.

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных типа: социальный и институциональный.

Социальный охватывает индивидов и различные социальные слои, в том числе профессиональные, этнические, демографические и другие группы.

Институциональныйвключает государство, политические партии, профессиональные союзы, политические движения, группы интересов и т.п.

Иногда выделяется и третий тип субъектов политики - функциональный, охватывающий социальные институты, предназначенные для решения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, учебные заведения, корпорации, спортивные ассоциации, добровольные общества и т.п.

В зависимости от осознанности и степени участия в политической деятельности американский политолог Габриэль Алмонд выделяет три группы субъектов политики. Во-первых, субъекты, ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (политические партии, политические движения и т.п.). Во-вторых,субъекты, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли. В-третьих, субъекты - подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь.

Быть субъектом политики, т.е. ее сознательным проводником, можно лишь в условиях демократического общества, где господствуют политические права и свободы, имеет место полнота и достоверность информации, гласность, возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения, по своему усмотрению участвовать в различных формах политической жизни.

Тоталитарные и авторитарные режимы, в которых политическая жизнь строго регламентируется государством или партией, характеризуются отсутствием возможностей для самостоятельного, творческого участия личности в политике. Здесь личность выступает не субъектом, а лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли. При этом не исключается ее участие в политической жизни (демонстрации, шествия, различного рода политические акции), которое, однако, осуществляется формально на добровольной, а по существу на принудительной основе. Советское время богато примерами такого рода.

Объектом политики личность может выступать и в условиях демократического режима, но лишь постольку, поскольку она обязана соблюдать конституцию, законы, распоряжения правительства, нормы общежития и другие предписания, обеспечивающие нормальную, цивилизованную жизнь общества.

В последние годы обозначились две противоречивые тенденции взаимоотношениймежду личностью и политикой: повышение интереса к политике, т.к. она существенно влияет на жизнь каждого человека, и падение доверияк ее официальным представителям, постоянно прибегающим ко лжи и обману народа, не выполняющим своих обещаний и предвыборных программ.

В связи с этим, возможно ли говорить о личности как субъекте политики? Термин «субъект политики» относится к тому, кто творит политику, принимает в ней активное и осознанное участие. Политология считает основным субъектом политики социальную группу,интересы и способ функционирования которой и определяют возможную сферу политической деятельности личности. В этом плане личность оказывается вторичным, производным и служебным субъектом политики, не столько субъектом совокупности общественных отношений, сколько непосредственным субъектом политической практики.

Не профессиональный политик, а «средний» человек становится субъектом политики, если он знает, каковы социальные потребности и интересы различных социальных групп, чем обусловлены противоречия между ними, каковы пути решения этих противоречий, какова связь между его собственными потребностями и интересами и состоянием социальных возможностей их удовлетворения. Но и этого недостаточно. Личность как субъект политики должна ориентироваться в правилах и механизмах политической «игры» в обществе, знать, какое она хочет и может занять место в этой игре. Только при этих условиях личность становится полноправным субъектом политики.

Объективные факторы политической активности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность), так и негативно (насильственно включая ее в политическую жизнь). Личность может определенное время жить вне политики, но такая изоляция искусственна: когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность обязательно включается в политическую деятельность.

Конкретное участие личности в политической деятельности детерминировано двумя факторами:

1) мотивацией, в которой определяющими доминантами являются способности и амбиции (притязания) личности;

2) наличием социальных условий, в которых эти способности и амбиции могут реализоваться.

Оказать влияние на политическую жизнь в тех или иных конкретных условиях может только такая личность, способности и характеристики которой соответствуют текущим политическим запросам.

В целом политическое влияние «рядового» гражданина зависит от следующих факторов:

а) социального статуса личности (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной зрелости);

б) связи его собственных интересов с теми или иными социальными противоречиями и конфликтами;

в) объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей, степени и эффективности реализации требований, предъявляемых к этим ролям;

г) собственных усилий и умения вести политическую деятельность;

д) силы социальных барьеров и ограничений активности личности (групповые привилегии, различного рода цензы: имущественный, образовательный, национальный, религиозный; груз традиций и т.д.);

е) политического сознания и культуры личности, ее политической ориентации, исповедуемой системы ценностей.

Огромное значение в деле развития политической субъектности личности имеет существующая в обществе правовая система, которая определяет границы и допустимые нормы политической активности. Они отражаются в официально провозглашенных (в первую очередь, в Конституции) гражданских правах и обязанностях, и в системе их гарантий (как формальных, так и материальных).


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СПЕЦИАЛЬНОГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННОГО, ГРАЖДАНСКОГО И ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Контрольная работа

По дисциплине: «Политология»

На тему: «Личность как субъект и объект политики»

В ведение

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех возможностей человека, для его творческого самовыражения, что составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия деятельному аппарату управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

Раздел 1 . Личность как первичный субъект и объект политики

Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимаются индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различной. Так, известный американский политолог Г. Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике различает три группы ее субъектов.

Группы субъектов

1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;

2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).

Классификация субъектов политики

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.

Первичный субъект политики

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке, по меньшей мере, три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

Патерналистская концепция личности

Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них - учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую концепцию государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке - почти двух тысячелетий.

Патерналистский взгляд на политику и личность исходит из неравенства политического статуса людей, трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю- отцу. Остальные же граждане делятся на старших - аристократию и чиновничество, и младших - простой люд. Младшие должны безропотно подчиняться старшим, которые, и, прежде всего монарх, в свою очередь призваны заботиться о благе народа. В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, освещаемой божественным происхождением или церковным благословением монарха. Индивид выступает здесь не сознательным или полусознательным субъектом политики, не гражданином, обладающим неотчуждаемыми правами, а главным образом лишь парохиальным, то есть политически бессознательным участником политики. И лишь высшие слои общества поднимаются до полусознательного, подданнического участия. В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя многие из них и сегодня достаточно широко распространены в развивающихся странах с преимущественно крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого человека, а в какой-то степени и в демократических государствах, где часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя - как маленького человека, покорного исполнителя указаний властей.

Раздел 2 . Политическая социализация личности

Понятие, агенты и типы политической социализации

Понятие политической социализации личности. Личность - одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие - в меньшей, а третьи вообще стараются «убежать» от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию.

Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политическому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов политического поведения во многом обусловлено характером политической социализации личности.

В общем плане социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в ее деятельности и общении. Политическую социализацию личности можно определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Можно сказать и по-другому: политическая социализация личности - это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения.

Политическая социализация имеет две основные функции:

обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной системы политического взаимодействия с различными политическими организациями;

сохранение динамического равновесия политической системы, а вместе с тем и самого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре. Политическая культура - это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убеждений и норм политической жизни общества. По мере ее усвоения человек все больше адаптируется к существующей политической системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности - это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода политических субъектов, а с другой стороны, по мере социализации сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий - международный уровень, охватывающий международные сообщества и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: недопущение распространения ядерного оружия, угрозы международных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, профессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, социально-экономические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий - личностный уровень политической социализации, на котором личность испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к политическим условиям и сформировать политическую идентификацию. Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важнейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, качества и широты воздействия на личность. К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лидеры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образует систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведение личности.

Агенты политической социализации выступают также способами и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных этапах развития личности и в разных странах на первый план выдвигаются различные агенты в зависимости от конкретных обстоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д.

К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические факторы: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные и женские организации, культурные и спортивные объединения и т.д. Известно, например, какую большую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при агитации за или против того или иного политического лидера на выборах.

К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социализации.

Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида общественные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и т.д. В определенных общественных ситуациях неполитические факторы могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимосвязанного общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены. В качестве примера можно привести роль шахтеров, недовольных своим экономическим положением, в политической жизни современной России.

Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической социализации, политическая аномалия, отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется прежде всего в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы и/или разрушаются старые механизмы их трансляции, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим. Типы (модели) политической социализации. Как уже сказано выше, политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимодействия обусловлен прежде всего соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или модели политической социализации личности. Под типом политической социализации имеется в виду совокупность устоявшихся ценностных образцов взаимодействия личности и политических институтов общества. На него оказывает влияние совокупность ряда факторов: уровень исторического развития общества, экономические условия, политическая культура, социальная структура общества, доминирующие агенты политической социализации и др.

В общем плане тип политической социализации определяется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического поведения, соответствующий политической культуре данного общества. В результате обеспечиваются политическая стабильность и преемственность в развитии общества. С большой степенью вероятности можно сказать: какой тип политической социализации личности господствует в обществе, таково и состояние самого общества, и наоборот, каково общество, таков и доминирующий тип политической социализации личности.

В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности.

* Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической системе в целом. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед властью и власти перед личностью. Понятно, что этот тип возможен только в условиях достаточной социальной однородности, гражданского общества и правового государства. По существу это идеальный тип политической социализации, обеспечивающий бесконфликтное развитие политической системы и личности как субъекта политики.

* Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает в странах политического либерализма, основанного на принципах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как суверен, равноправный и независимый гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической социализации - защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность гражданина перед законом, т.е. право, выступает как основание и как реальность свободы личности. Это является гарантом, что плюрализм не превратится в анархизм и не перерастет в гегемонизм.

* Гегемонистский тип характерен для общества закрытого па. Его сущностью является установка на резко отрицательные отношение личности к любым политическим системам и Организациям, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, общности. Девиз политического поведения человека: «партия (нация, государство и т.д.) выше всего».

Конфликтный тип характеризуется борьбой между разными политическими группировками общества, в основе которой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к какой-либо группе, классу, касте, клану и т.д. Другого пути у нее не существует. Данная модель политической социализации формируется при недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его большой социально-экономической и культурной дифференциации. Главой принцип политического взаимодействия здесь - лозунг «кто не с нами, тот против нас». Сегодня эта модель политической социализации сохранилась в странах, где еще сильны социально-политические элементы традиционного общества, деление людей на кланы и касты, сохраняются агрессивные религиозные объединения.

Стадии политической социализации личности

В современной политологии утвердилась точка зрения, что политическая социализация личности - это непрерывный процесс ее развития, продолжающийся в течение всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях. Можно выделить в нем разные стадии, играющие неодинаковую роль в политическом развитии личности. Однако при объяснении специфики этих стадий сегодня нет единой точки зрения.

Это обусловлено, на наш взгляд, двумя причинами. Первая связана с тем, что концепция политической социализации начала формироваться после создания теории общей социализации личности и на ее основе. Однако и по сей день существует несколько теорий общей социализации личности, наличие которых и затрудняет создание концепции политической социализации. Назовем лишь некоторые из теорий общей социализации личности.

Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида. Согласно последнему, процесс развития личности включает три стадии, связанные с принятием на себя роли других людей:

имитация - дети копируют поведение взрослых, пока не понимая его;

игровая стадия - дети осознают свое поведение как исполнение определенных ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т.д.);

3) стадия коллективных игр - дети учатся осознавать ожидания не только близкого человека, но и всей группы, оценивают свое поведение по нормам и стандартам других людей.

II. Теория Э. Эриксона, одного из первых предложившего теорию социализации личности на протяжении всей жизни человека. Согласно этой теории личность проходит восемь стадий, каждая из которых связана с преодолением кризисов индивидуального развития.

III. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже, исследовавшего процесс развития познания человека, обучение его мышлению. Согласно теории на каждой стадии развития личности возникают новые познавательные навыки. Таких стадий Ж. Пиаже выделяет четыре: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) - характеризуется тем, что у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира; 2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет) - связана с различением детьми символов и значений. В конце ее дети понимают разницу между символами предметов и самими S предметами; 3) стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) - ребенок учится совершать мыслительные операции, переносить 1 в идеальный план те действия, которые он ранее выполнял I только руками; 4) стадия формальных операций (от 12 до 15 лет) - характеризуется тем, что подростки могут решать абстрактные задачи, осмысливать нравственные вопросы, строить планы на будущее.

IV. Теория социализации Т. Парсонса. Согласно этой теории в процессе социализации происходит обучение человека социальным ролям, через которые он и включается в ту или иную социальную систему. Личность аккумулирует в себе общие ценностные образцы поведения в процессе ее общения со значимыми для нее. Основной общностью первичной социализации является семья, хотя на уровне семьи социализация не заканчивается. Она представляет собой постоянный процесс приспособления человека к существующим в обществе ценностным образцам поведения.

Вторая причина трудностей в создании единой концепции политической социализации личности носит социокультурный характер. На политическую социализацию большое влияние оказывает конкретный социокультурный контекст развития личности, прежде всего та политическая культура, в рамках которой происходит политическая социализация. Кроме того, на политическую социализацию личности влияют разнообразные и разнокачественные факторы: характер социальной стратификации общества, система образования и воспитания, национально-этнические особенности, религиозные верования и т.д. Поэтому и невозможно создать хорошо сбалансированную общую для всех стран теорию политической социализации личности, по крайней мере, говорить сегодня об этом еще преждевременно.

Достаточно отметить, что концепции современных политологов по рассматриваемому вопросу расходятся уже на подступах к созданию концепции политической социализации. Так, одни полагают, что в ее основе должна лежать позиция, согласно которой личность подчинена целому и в процессе своего развития сознательно и добровольно усваивает существующие ценности и нормы политической культуры общества. Согласно другой точке зрения личность должна рассматриваться в качестве субъекта власти, поэтому процесс ее социализации реализуется во взаимодействии с существующей политической системой. Нам представляется, что правы те, кто рассматривают политическую социализацию личности как двуединый процесс, в котором она одновременно выступает и как субъект и как объект власти, политической деятельности и политических отношений. В процессе политической социализации личность одновременно и приспосабливается к ним, и изменяет их в соответствии со своими интересами, ценностями и установками.

Несмотря на имеющиеся расхождения, политологи согласны в том, что основными качественными этапами политической социализации являются первичная и вторичная стадии. В основе их различия лежат такие основания, как возраст, наличие политического опыта и уровень политической идентификации личности.

Первичная политическая социализация характерна для детского возраста. Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается уже с 3 лет. При этом базовые детские впечатления играют важную роль в рассматриваемом процессе. Они связаны с началом социальной идентификации ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы политической социализации личности с 3 до 13 лет.

* Политизация - характеризуется непосредственным восприятием политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и близкими людьми. Ребенок формирует свое восприятие на основе их суждений и чувств по вопросам политической жизни.

* Персонализация - ребенок персонифицирует политическую власть. Политическая система осознается и олицетворяется для ребенка через определенные политические «лица» и фигуры, принадлежащие к власти, например, президента страны, полицейского, которых он часто видит на экране телевизора или на улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка складывается определенное представление о том, как следует вести себя по отношению к представителям власти.

* Идеализация - тем фигурам, которые наиболее важны и заметны в политической жизни, приписываются только позитивные качества и свойства, т.е. они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической поддержке представителей власти.

* Институционализация - по мере накопления политического опыта и представлений, по мере усложнения образа политической картины мира осуществляется переход от персонифицированного представления о власти и политики к надличностному, институциональному уровню. Формируется осознание политической системы как сложного образования, включающего государство, партии, органы правосудия, полицию и т.д.

Представленная модель политической социализации личности относится к направлению, которое получило название политической поддержки власти и которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В этой модели политическая социализация ребенка происходит таким образом, что развивающаяся личность без особых проблем «вписывается» в имеющуюся политическую систему.

Однако более или менее сносно такая модель может функционировать лишь в стабильной и достаточно однородной социокультурной среде. В действительности политическая социализация осуществляется не только посредством сознательного и добровольного принятия и поддержки существующего политического строя, но и путем его критики, в конфликтной форме. В таком случае особая роль принадлежит семье и ближайшему окружению личности в опосредовании отношения между ребенком и официальной властью. Причины такой конфликтной формы политической социализации могут носить экономический, социальный, расовый, этнический, религиозный и другой характер. Семья вообще является самым первичным условием политической социализации. Именно здесь формируется основа политических установок и взглядов личности. Семейный уклад, социальный статус семьи, ее нравственные характеристики играют важнейшую роль в способах и направленности политической социализации личности.

Помимо семьи в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные группы, т.е. группы, на которые человек ориентирует свое поведение. Прежде всего, это сверстники и ближайшее окружение, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека значение референтных подростковых групп, как правило, возрастает. Среди других институтов и групп политической социализации следует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др.

Вторичная политическая социализация начинается с того времени, когда заканчивается базовая политическая идентификация личности. К этому периоду у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, представления и нормы, которые дают ему возможность самостоятельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъектом политики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действовать в соответствии со своей политической позицией.

Вторичный этап политической социализации личности продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и время завершения активного участия в общественно-политической жизни.

Политическая социализация носит, таким образом, динамический характер в силу постоянного изменения всей совокупности социокультурных, в том числе и политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамичность процесса политической социализации личности - характеристики объективные и необходимые для ее развития. Для того, чтобы жить нормальной политической жизнью, человек должен постоянно социализироваться. Личность, живущая во всех отношениях и в полной мере образами, чувствами и ценностями прошлой жизни, - это личность невротика. Хотя это вовсе не означает, что нормальная личность каждый день должна менять свои ценностные ориентации в политике или вообще отказываться от своих стержневых политических убеждений. Другими словами, политическая социализация личности на вторичной стадии характеризуется динамическим равновесием. Оно выражается в том, что личность, адаптируясь к новым политическим условиям, вместе с тем активно воздействует на них, не теряя своей политической самоидентификации.

Л итература

политический социализация личность

1. Василенко И.А. Политическая философия. М., 2004.

2. Мельвиль А.Ю. и др. Политология. М., 2005.

3. Мухаев Р.Т. Политология. М., 2005.

4. Политология // Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М., 2007.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Личность как первичный субъект и объект политики. Группы и классификации субъектов политики. Патерналистская концепция личности. Политический человек у Платона и Аристотеля. Мотивация и предпосылки политической деятельности. Факторы политического участия.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2011

    Анализ концепций взаимоотношений личности и государства: идеи Платона, Аристотеля, Дж. Милля, К. Ясперса. Личность как объект и субъект политики. Мотивация политического поведения личности и формы политического участия. Типы политической социализации.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2011

    Особенности индивида как субъекта политики. Понятие, сущность, этапы и агенты политической социализации. Процесс усвоения индивидом или группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу. Взаимодействие государства и индивида.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2010

    Сущность и функции политической социализации личности. Взаимосвязь политических потребностей, интересов, политического поведения личности. Особенности воздействия государственной информационной политики Германии и Великобритании на политическое сознание.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2016

    Политическая социализации как одна из сторон общей социализации личности, общая характеристика различных вариантов ее трактовки, а также анализ влияния на нее школы, армии и церкви. Сущность проблем семьи как социального института в современной России.

    эссе , добавлен 10.05.2010

    Особенности политической социализации в России. Становление личности в качестве субъекта политики. Понятие и сущность политического лидерства, сущность синтетической теории. Семья как первичная ячейка социализации. Политическое лидерство в России.

    реферат , добавлен 12.03.2010

    Теоретические и практические проблемы формирования активной личности. Модели политической социализации. Особенности политической социализации в современной Украине. Политическое участие и политическая активность. Политическая культура общества в Украине.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Основные проблемы личности в политологии. Взаимоотношения личности и власти. Политическая социализация личности. Расширение политического участия, включение в политику все новых слоев населения. Активное участие личности в политической жизни общества.

    контрольная работа , добавлен 28.05.2014

    Классификация и психологическое обоснование политических поступков, их разновидности и толкование. Схемы политической деятельности и их место в современном обществе. Понятие и уровни политической социализации, основные этапы дальнейшего развития.

    реферат , добавлен 22.12.2009

    Понятие личности и качества, определяющие ее как объект и субъект политической деятельности. Типы личностей в политике. Политическая социализация как освоение личностью форм политического поведения, этапы ее протекания. Политическое участие и его типы.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

Московский государственный областной педагогический институт

Курсовая работа

на тему

Личность как субъект политики

Космыниной Ольги

г. Орехово-Зуево

личность субъект политика

Глава 1 Личность как субъект и объект политики

Личность как первичный субъект и объект политики

Группы и классификации субъектов политики

Индивид как субъект политики

Патерналистская концепция личности

Политический человек у Платона и Аристотеля

Глава 2 Личность в политическом процессе

Личность в политическом процессе

Предпосылки для участия личности в политическом процессе

Черты личности, необходимые успешному политику

Основополагающие права человека и их роль

Человеческое измерение политики

Мотивация и предпосылки политической деятельности

Глава 3 Политическое участие

Понятие политического участия

Теории политического участия

Факторы политического участия

Типы политического поведения и участия

Заключение

Использованная литература

Введение

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех возможностей человека, для его творческого самовыражения, что составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия деятельному аппарату управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.


Глава1. Личность как первичный субъект и объект политики

Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимают индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различным. Так, известный американский политолог Г.Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике раз три группы ее субъектов.

Группы субъектов

1) субъекты персональные, движимые заботой о своих непосредственных, местных, повседневных интересах и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;

2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Пожалуй, наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.

В англоязычной политологии вместо термина «субъект политики» употребляется понятие «политический актер» (или «актор»). Это связано прежде всего с тем, что слово «субъект» (subject) в английском языке традиционно означает «подданный». Однако имеющиеся в мировой политической науке терминологические расхождения не меняют сути дела. Анализ субъектов политики занимает в ней одно из центральных мест.

Первичный субъект политики

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под эти углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованьях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, т.е. как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики. О таком понимании личности и пойдет речь в настоящей главе.

Патерналистская концепция личности

Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству.

Наиболее влиятельные из них - учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую концепцию государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке - почти двух тысячелетий.

Патерналистский взгляд на политику и личность исходит из неравенства политического статуса людей, трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю- отцу. Остальные же граждане делятся на старших - аристократию и чиновничество, и младших - простой люд. Младшие должны безропотно подчиняться старшим, которые, и прежде всего монарх, в свою очередь призваны заботиться о благе народа.

В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, освещаемой божественным происхождением или церковным благословением монарха. Индивид выступает здесь не сознательным или полусознательным субъектом политики, не гражданином, обладающим неотчуждаемыми правами, а главным образом лишь парохиальным, т.е. политически бессознательным участником политики. И лишь высшие слои общества поднимаются до полусознательного, подданнического участия.

В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя многие из отмеченных выше идей и сегодня достаточно широко распространены в развивающихся странах с преимущественно крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого человека, а в какой-то степени и в демократических государствах, где часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя - как маленького человека, покорного исполнителя указаний властей.

Политический человек у Платона и Аристотеля

Не менее существенное влияние на последующую, в том числе

современную политическую мысль оказали учения Платона и Аристотеля. В

пол концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности.

В своих проектах идеального государства он исходит из безусловного

верховенства цело (государства) над частью (индивидом).

Государство, руководимое мудрым царем или аристократией - призвано утверждатьединомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельностьчеловека, следить за правильностью его мыслей и верований. В своейземной жизни человек подобен кукле, марионетке, управляемой божественнымизаконами. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политическомтворчестве заведомо исключается и человек вы лишь объектомвласти.