Маяковский послушайте изобразительно выразительные средства. Анализ стихотворения послушайте маяковского

Творчество В.В. Маяковского припадает на период Серебряного века поэзии. В стихах Маяковского с первых строк чувствуется вызов обществу. Но стихотворение «Послушайте» относится к любовной лирике поэта. Ознакомившись с произведением автора, не сразу становится понятным, о чем он хотел сказать. Тем не менее оно носит скрытый глубокий смысл.

«Послушайте» было написано в 1914 году. Этот период значится в истории, как начало Первой мировой войны и переворота в Российской империи. Маяковский был сторонником Революции в стране, он считал ее открытием для новых возможностей молодого поколения. До начала переворота Маяковский являлся членом общины футуристов, которые призывали отойти от прежних предпочтений в литературе и творчестве. Они считали нужным не читать больше таких авторов как Пушкин, Лермонтов, Толстой. «Будетляне» (футуристы) делали акцент на том, что обществу нужны более экспрессивные и эпатажные молодые люди, которые знают, что необходимо для счастливого будущего.

Главная тема стихотворения

Произведение «Послушайте» не похоже на другие шедевры поэта, оно выглядит как вопрос и мольба, обращенные к обществу. В нем автор пытается найти жизненный смысл - это главная тема стихотворения. Он как бы взывает к невидимому слушателю. Поэт рассуждает, что «кто-то» зажигает звезды на небе, и он управляет нашей судьбой, ведь ему это нужно. «Послушайте» является ярким произведением из раннего Маяковского, автор написал его в 20 лет. В стихе чувствуется неопределенность поэта в жизни, его непризнание и непонимание обществом.

Не просто так использован здесь символ «звезды», для автора путеводная звезда являлась жизненным кредо, музой для творчества. Маяковский подразумевает под зажженными звездами на небе новых светил поэзии, в том числе и себя самого. И кто-то решает, будет ли загораться еще одна звезда на небе, то есть примет ли общество и руководящие должности творчество новоиспеченного автора. Здесь поэт касается темы о Боге, у которого просит, чтобы на небе загорелась еще одна звезда, иначе он не перенесет эту «беззвездную муку». Здесь очень ярко выражается важность признания поэта обществом, что несет для него главный смысл существования.

В стихотворении раскрыта тема одиночества, которая переполняла душу поэта, терзала его изнутри. Он говорит, что для кого-то звезды лишь «плевочки». Но для него, скрытого героя, не имеющего четкого определения в сюжете, они целый мир. Автор называет их жемчужинами. В этом произведении переплетаются чувства лиризма и трагизма бытия Маяковского В.В.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано белым стилем и с яркой ритмичностью, что присуще творчеству Маяковского. Оно создано с применением ярких эпитетов и метафор, самым заметным является сравнение звезд с «плевочками» и жемчужинами в одной строфе. Начинается стих с восклицания, которое занимает слух читателя, после этого следует несколько философских вопросов. Читатель выступает здесь больше в роли слушателя. Дальше разворачивает сам сюжет, в котором кто-то просит появление новой звезды на небе у самого Бога. Автор использует повторение начальных строк в конце стихотворения, но в финале эти слова звучат более уверенно и жизнеутверждающе. Этот прием называется кольцевой композицией.

Каждый читатель может трактовать стихотворение по-своему. В нем все так же будут присутствовать боль и крик души поэта. Этим произведением автор пытался достучаться к сердцам слушателей, добиться всеобщего признания и понимания своего авангардного и модернистского творчества.

Урок – мастерская по литературе в 11 классе

Тема: «Анализ стихотворения В. Маяковского «Послушайте!»

Тип урока: Урок изучения нового материала, первичного закрепления знаний и формирования умений и навыков.

Форма урока: традиционный урок

Цели урока:

Образовательная – обучение работе с текстом; введение в мир лирики В. Маяковского, через его творчество постичь личность поэта;

Развивающая – развитие у учащихся навыков грамотного и свободного владения литературной речью, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;

Воспитательная – привитие любви к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Технологии: - информационная;

Личностно-ориентированная;

Педагогическое сотрудничество;

Здоровьесберегающие.

Методы - творческое чтение;

обучения: - поисковый;

Анализ и синтез.

Запись на доске:

Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной легкости, граничившей… с чувствительностью . А. Луначарский.

Маяковский - «человек без убеждений. Это певец насилия. Основной мотив его поэзии – месть, культ жестокости. А сам – человек огрубевший души». Ю. Карабчевский

Оборудование к уроку:

Урок проводится в компьютерном классе, на экране высвечиваются слайды фотографий В.Маяковского, его семьи, друзей, тексты его стихотворений, запись чтения стихов самим автором и известными артистами.

ХОД УРОКА

« Я - поэт. Этим и интересен».

В.В.Маяковский

  1. Вступительное слово учителя. Слайд 1.

XX век без Маяковского представить невозможно. Маяковский «окрасил» собой целую эпоху, он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм не получил бы такой известности). Нескольким поколениям советских читателей Маяковский был знаком прежде всего как автор советских лозунгов и плакатов, «Стихов о советском паспорте», поэмы о Ленине и т. д.

И.В.Сталин в 30-е годы назвал Маяковского лучшим и талантливейшим советским поэтом. И последовавшее затем насильственное внедрение Маяковского в сознание советских людей превратило его в официозную фигуру. Б.Пастернак писал, что «Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине», и «это было его второй смертью». Но Маяковский не вмещается в то определение, которое дал ему Сталин, и как поэт Маяковский был гораздо сложнее и интереснее, чем многим представлялось.

Творчество и личность В. Маяковского всегда были предметом острых споров. О Маяковском написано очень много. Мнения о нем самые разные. (Чтение записи на доске). А Маяковский о себе скажет: « Я - поэт. Этим и интересен». И сегодня мы посмотрим на него через призму его стихов. И мы представим Маяковского через его лирическое «я».

2.Слайд 2. Прослушивание стихотворения «Послушайте!»

3. Объяснение нового материала. Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Послушайте!" Слайд 3.

1. Учитель: Когда создано данное стихотворение ?

Ученики: Стихотворение "Послушайте!" написано в 1914году.

Учитель: Попробуем представить историческую обстановку во время создания стихотворения. Россия 1914 года. Все худшее еще впереди: и Первая мировая война, и революция, и приход большевиков… Молодой Маяковский, увлеченный футуризмом и поэзией, с надеждой смотрящий в будущее, пытается понять, в чем же смысл жизни? Это было время, когда страна активно развивалась, и ее жители верили в свои силы и в завтрашний день. Развитие промышленности, урбанизация, постепенная смена старого на новое влияли и на сознание людей. Этот оптимистичный настрой чувствуется в стихотворении. В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой - ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. А ведь он о них мечтал. Это не жалоба на "равнодушную природу", это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.

2.Учитель: В чём смысл названия? Сколько раз повторяется слово «Послушайте!»

Ученики:Стихотворение начинается просьбой, обращенной к людям: "Послушайте!" Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.
Лирический герой стихотворения не просто произносит, а "выдыхает" это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Некоторые думают, что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые связки. У него есть стихи для "площадей". Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот, М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания. Стихотворение «Послушайте!» - крик души поэта.
3.Учитель : Какова основная интонация стихотворения?

Ученики: Интонация стихотворения - не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Весь строй речи в стихотворении "Послушайте!" именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.
Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так силен, что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-"Да?!", обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и надежда.....
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.

Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги ("ходит тревожный"), смятения.

4.Учитель: Какова композиция стихотворения? Сколько частей можно выделить в стихотворении?

Ученики: Композиционно стихотворение состоит из трех частей, различных и по форме, и по ритму, и по эмоциональному воздействию. В первой части поэт обращается к читателям, обозначает проблему: «Значит – это кому-нибудь нужно?» С первой строки чувствуется присутствие высших сил, которые «зажигают» звезды. Маяковский поднимает проблему Бога, предопределения, ведь «жемчужины» не сами появляются над крышами домов, а по воле кого-то, кто выше всех людей.
Во второй части показана эмоциональная картина того, как лирический герой «врывается к Богу», в отчаянии просит его:

Чтоб обязательно была звезда! -

Клянется -

Не перенесет эту беззвездную муку!

Получив от Бога «звезду», то есть мечту, герой обретает спокойствие и умиротворение. Ему уже ничего не страшно, и жизнь его теперь не пуста и бессмысленна. Эта часть – своеобразная молитва, обращенная к Богу. Причем Бог здесь – не одухотворенная высшая сущность, а вполне реальная личность с жилистыми руками, и, как мне показалось, добрыми глазами. Впрочем, на этом описание Бога заканчивается, больше мы о нем ничего не узнаем. Всего одна деталь, которую выделил Маяковский – руки – а сколько они могут рассказать! Бог всегда готов подать спасительную руку помощи, нужно только очень этого захотеть.

Третья часть стихотворения звучит как вывод, как утверждение, несмотря на два вопросительных знака, к которым добавляется и восклицательный, которого не было в начале произведения. Лирический герой, нашедший свою звезду, уже не спрашивает, а утверждает:

Значит - это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

5.Учитель: Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. Каким вы видите лирического героя произведения?

Ученики: Лирический герой стихотворения "Послушайте!" и есть тот "кто-то", для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести "эту беззвездную муку". В стихотворении можно выделить трех «действующих» лиц: лирического героя, Бога и «кого-то». Эти «кто-то» - люди, все человечество, к которому обращается поэт. Все по-разному относятся к «звездам»: для одних это «плевочки», для других – «жемчужины», но, несомненно, то, что их свет необходим.
Лирический герой стихотворения не просто произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья.

6.Учитель: Посмотрите, что совершает лирический герой, чтобы увидеть Бога.

Ученики: Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.

И, надрываясь

В метелях полуденной пыли,

Врывается к богу,

Боится, что опоздал,

Плачет…

Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».

7.Учитель: Почему у Бога жилистая рука и почему кроме этой детали ничего не видно?

Ученики: Лица не видно, потому что Бога нельзя видеть простому смертному. Жилистая рука – это рука труженика. Господь создал всё за 6 дней. Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали - у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь.

8. Учитель: Каковы языковые особенности произведения?

Ученики: Каждое слово в стихотворении экспрессивно, эмоционально, выразительно. Все описываемые картины буквально предстают перед нашими глазами: «визит» к Богу, звезды на небе, крыши домов… Стихотворение будто одухотворено, оно воздушно и искренне, близко читателю. Возможно, из-за того, что Маяковский не использует никаких местоимений, кроме «кто-то», ты как будто ощущаешь себя на месте лирического героя, чувствуешь ветер «полуденной пыли», слезы на глазах и внутреннюю тревогу. Стихотворение очень ритмично, что присуще Маяковскому. Игра слов, переход от одного к другому, акценты, достигающиеся за счет использования знаков препинания – все это создает неповторимый эмоциональный настрой, внутренний надрыв. Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.

9. Учитель: Какие особенности рифмы Маяковского прослеживаются в данном стихотворении?

Ученики: Располагая стихи "лесенкой", он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы "внутренняя", чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ. А использование его знаменитой лесенки помогает читателю правильно расставить все акценты, которые представляются поэту самыми важными. А дальше... Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого - «жемчужины».

10.Учитель: Какие изобразительно-выразительные средства можно выделить в данном произведении?

Ученики: Первые два предложения вопросительные, то третье - вопросительное, и восклицательное одновременно. Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, так силен, что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, и любовь...Я не один, еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот мир, небо, Вселенную всей душой, всем сердцем. Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался.Последняя строфа стихотворения (всего их три) начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.

Градация - ряд глаголов: "врывается", "плачет", "просит", "клянется"

Эпитет- жилистая рука

Антитеза. Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды "плевочки", а для другого-"жемчужины".

Анафора- повтор слова «значит» Риторический вопрос

Заключительный этап урока

Заключение

В чем заключается смысл жизни для каждого из нас? Зачем, для чего мы пришли в этот мир? Люди с древних веков до сегодняшнего дня пытаются найти ответы на подобные философские вопросы. Они сложны тем, что на них нельзя ответить однозначно, нельзя сказать человеку: делай так, и в этом есть смысл твоей жизни. Свой путь, свою цель и мечту каждый выбирает себе сам.
Стихотворение Маяковского «Послушайте!» посвящено как раз теме смысла человеческой жизни. Но поэт не говорит о том, о чем нужно мечтать и к чему стремиться, а о том, что у каждого из нас должна быть мечта, ради которой стоит жить. Эту цель, смысл жизни, веру в завтрашний день Маяковский называет «звездой», зажигаемой «кем-то» и нужной «кому-то».
«Послушайте!» - своеобразное обращение к людям, но не громогласное и пафосное, как это обычно бывает у Маяковского. Это просьба остановиться на миг, подняться ненадолго над миром «полуденной пыли» и посмотреть на небо, на звезды, подумать о том, чем оправдан каждый наш шаг на земле и кто все это придумал.
Основная идея стихотворения заключается в том, что в жизни каждого человека должна загораться звезда. Без идеи, без цели невозможно существовать в этом мире, начинается «беззвездная мука», когда все, что ты делаешь – бессмысленно, пусто. Человеку мало просто жить. Встречать каждое утро улыбкой, двигаться к чему-то большему и лучшему, дарить любовь и радость другим – такова жизнь, отмеченная «звездами». Маяковский в своем лирическом творении раскрывается как человек с искренней душой, с добрым сердцем, желающий, чтобы все рано или поздно нашли место в жизни. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение "Послушайте!"-истинный шедевр русской и мировой поэзии.
О поиске смысла жизни и о том, что без цели жить невозможно, было написано много и многими. Но только у Маяковского об этом сказано простыми, доступными словами. Он сравнил мечту со звездами – подобные метафоры использовались и до него. Но только у Владимира Владимировича получилось это сделать так, что сразу хочется поднять глаза наверх, найти ту звезду, которая светит исключительно для тебя.
«Жемчужиной» Маяковского была идея нового общества, нового человека, будущего, в котором каждый найдет свое счастье. И, я считаю, что поэт всю жизнь следовал за своей звездой так, что спустя десятилетия его стихи остаются неповторимыми шедеврами мировой поэзии.
Лирика Маяковского поднимала глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное. Он успел оставить людям свой дар поэта, истратил жизнь, чтобы, по словам Р.Якобсона, «сделать созданную им поэзию сокровищем народа».

Итоги урока

Домашнее задание

Задание 1.

Сочинить синквейн о Маяковском.

Существительное, задающее тему

Прилагательное, прилагательное – к данному существительному

Глагол, глагол, глагол - к данному существительному

Смысловая фраза из четырёх слов

Одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанном

Задание 2. Ответьте на вопросы. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

B1 Укажите название авангардистского течения в поэзии начала ХХ века, одним из лидеров которого являлся В.В. Маяковский и принципы которого отчасти нашли свое отражение в стихотворении «Послушайте!».

B2 Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу (см. дважды повторенное обращение лирического героя в приведенном стихотворении).

B3 Как называется вид тропа, средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другие («в метелях полуденной пыли»)?

B4 Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк (« значит – это кому-нибудь нужно? / Значит – это необходимо…»).

B5 Стихотворение заканчивается вопросом, обращенным к человеку и человечеству. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 –10 предложений.

C1 Как вы понимаете основную мысль стихотворения «Послушайте!»?

C2 Какими чувствами наполнена лирическая исповедь поэта и что придает ей особую выразительность?

C3 В каких произведениях отечественной классики герои размышляют о связи человека и мироздания и в чем эти произведения созвучны стихотворению В.В. Маяковского «Послушайте!»

Звучит песня «Послушайте!» в исполнении Е. Камбуровой. Слайд 5


В большинстве произведений В. Маяковского звучат резкие бунтарские идеи, но есть в его поэтическом наследии и чуткая, нежная лирика. К ней относится и стихотворение «Послушайте», изучаемое в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Послушайте» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» .

История создания

Анализируемое стихотворение появилось из-под пера Владимира Маяковского в 1914 г. Молодой поэт уже успел выдать сборник «Нате» и стать известным в литературных кругах. В «Нате!» вошло всего 4 произведения, но в них уже проявилась манера, в которой писатель продолжал работать дальше. «Послушайте!» показало, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и предаваться трогательным раздумьям.

Тема

Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звездами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звезды - человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звездах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звезды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звезды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха. В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука» . Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

Жанр

Разбор произведения доказывает, что по жанру - это элегия с элементами обращения. Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Большинство строк не рифмуется, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Текст не изобилует художественными средствами, что связано с формой, которую автор выбрал для раскрытия тем. В первую очередь привлекают внимание образы-символы звезд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры - «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты - «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» . В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера Маяковского, например его склонность к соединению в одном контексте возвышенного и приземленного: звезды он называет плевочками, а руку бога - жилистой.

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны. Так

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 61.

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – знаменитый поэт Серебряного века. Он примыкал к футуристическому течению, был одним из его идейных вдохновителей. Помимо поэзии, он работал в прозаических и драматических жанрах, был художником и даже играл в кино. Но Многомудрого Литрекона сильнее всего впечатляют его стихи, особенно лирика, и поэтому он вновь обратил свой взор на стихотворение мэтра.

В своих поэмах и стихотворениях Маяковский изображает сильную личность, независимую от мнения окружающих. Его кричащая желтая водолазка, экспрессивные публичные выступления отражали внутренний мир человека огромного масштаба, невиданной энергии и яркой индивидуальности.

Но эксцентричный бунтарь был непревзойденным лириком. Лирический герой стихов Маяковского – этакий неуклюжий романтик, способный забрать любимую с собой «одну, или вдвоем с Парижем». И не только любовное чувство побуждает поэта искренне восторгаться и созерцать. Душевное стихотворение «Послушайте» — история человека, который любознателен к жизни. Он любит ее и искренне удивляется каждым ее проявлением.

Дата написания лирического стихотворения «Послушайте!» — осень 1914 г. На тот момент в России еще не наступила Октябрьская революция. Тогда Владимир Маяковский был одержим футуристическими концептами, провозглашающими пафос светлой будущности. Он выдвигает на первый план личность познающую. Лирическому герою все интересно, все вокруг имеет ценность для построения красивого и яркого будущего. Уже тогда в поэзии Маяковского появлялись богоборческие мотивы. Поэт выдвигает человеческую индивидуальность на первый план, или хотя бы приравнивает к Создателю.

Жанр, направление, композиция и размер

«Послушайте!» обнаруживает черты элегического послания, к чему нас отсылает само начало текста («Послушайте! Ведь, если звезды зажигают- значит — это кому-то нужно?»). Также можно говорить о присутствии в тексте элементов исповедального монолога главного героя.

Поэт избирает форму кольцевой композиции. Эту особенность конструкции определяют самое начало и финал текста:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

«Лесенка» — форма, которую избирает футурист для своего стихотворения «Послушайте!». Неточные рифмы перемежается с точными перекрестными (по схеме АВАВ), которые обнаруживают себя через три строки:

Значит — кто-то хочет, чтобы они были? <…> в метелях полуденной пыли; целует ему жилистую руку,<…> не перенесет эту беззвездную муку! и т.д.

На тех участках текста, где рифма точная, рифмовка женская (ударяемый предпоследний слог).

Четкого классического стихотворного размера нет (сложно установить наличие ямба, хорея, дактиля, анапеста и амфибрахия). Футурист использует любимую им форму акцентного стиха.

Образы и символы

Лирический герой находится в поиске главного жизненного замыла, идеи происходящих в природе физических явлений. И в центре его интереса – звезды, а именно их происхождение. По мнению главного героя, мыслящей личности, у всего есть причина и следствие.

Сознанием главного героя формируются образы второго плана — он представляет, как некто смелый человек, достигая Бога, просит того зажечь звезды, чтобы у людей стало светлее на душе. То есть перед нами объект лирического сознания – главный герой, субъекты его воображения – деятельная личность, которая обращается за помощью к Богу.

Помимо этих персонажей, стихотворение имеет форму послания, а значит, в произведении присутствует обобщенный образ собеседника, читателя.

Тема и настроение

Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.

В том случае, если звезды – это произведения художественного творчества, в которых нуждается воспринимающее сознание, будь то театр, музыка, литература, живопись, то творческая личность (обращенная к Богу) создает их на радость зрителю (читателю, слушающему).

Если же под звездами понимать мир физических, природных явлений, то на первый план выходит тема смысла жизни и смыла красоты в этой самой жизни. Звезды, как все красивое, вдохновляющее, наполняют существование человека светом и теплотой, гармонией и вдохновением, но истинной природы таких вещей мы не знаем. И задача человека будущего – познать ее, развить пытливый ум и проникнуть под покровы тайн мироздания.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – это осознанный вопрос о происхождении и необходимости звезд на небе. Поэт считает, что звезды на небе зажигает Бог, но задача человека попросить его об этом. Антропоморфные черты Бога указывают на его равенство с людьми: на это указывает «жилистая рука» божества. Личность может попросту ворваться к Всевышнему, попросить, прикоснуться к его «жилистой руке», и звезды будут.

Основная идея – это познание смысла творчества и смысла жизни, смысла всех самых поразительных явлений природы и их значения для частной личности. Автор отвечает на вопрос, кто зажигает звезды: Бог. И зачем – потому что это нужно человеку. Все, что делает Создатель, он творит ради нас. Наблюдение за звездным небом способно дать людям найти свой смысл существования.

Средства художественной выразительности

В стихотворении есть как синтаксические средства выразительности, так и лексические.

Открывается текст риторическим восклицанием (синтаксическое средство художественной выразительности): «Послушайте!». Затем — три риторических вопроса:

Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? /Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Завершается текст также риторическим вопросом, образуя кольцевую композицию:

Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»

  • «Послушайте!» является развернутой метафорой путешествия человека к Богу и постижения им ясности существования.
  • Метафоры: «в метелях полуденной пыли», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают». Метафора «в метелях полуденной пыли» отсылает нас к образу раскаленного, пыльного города или пустыни, где ветер гоняет столбы пыли, словно снежные барханы.
  • Эпитетов немного, но они являют яркие образы: «полуденная пыль», «жилистая рука», «беззвездная мука», «тревожный, но спокойный наружно».
  • Единожды присутствует сравнение звезд с жемчужиной.
  • Помимо прочего, Маяковский применяет прием единоначатия (т.н. анафора): «значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?». Анафора усиливает динамизм, переживания героя, показывает его радость открытия.
  • Помимо анафоры, на динамику действия работают однородные глагольные сказуемые: «врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется…»

Маяковский на редкость избегает излюбленных неологизмов, но выбранная им интонация подчеркивает предназначение стихотворения для чтения на публике.

«Послушайте!» Владимир Маяковский

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!»

Лирика Маяковского сложна для понимания, так как далеко не каждому удается рассмотреть за нарочитой грубостью слога удивительно чувствительную и ранимую душу автора. Между тем, рубленые фразы, в которых нередко звучит откровенный вызов обществу, для поэта являются не средством самовыражения, а определенной защитой от агрессивного внешнего мира, в котором жестокость возведена в абсолют.

Тем не менее, Владимир Маяковский неоднократно предпринимал попытки достучаться до людей и донести до них свое творчество, лишенное сантиментов, фальши и светской изысканности. Одной из таких попыток является стихотворение «Послушайте!», созданное в 1914 году и ставшее, по сути, одним из ключевых произведений в творчестве поэта. Своеобразным рифмованным уставом автора, в котором он сформулировал основной постулат своей поэзии.

По мнению Маяковского, «если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине 20 века в изобилии появились на русском литературном небосклоне . Однако фраза, принесшая Маяковскому популярность и среди романтических барышень, и в кругах интеллигенции, в данном стихотворении звучит не утверждающе, а вопросительно. Это свидетельствует о том, что автор, которому на момент создания стихотворения «Послушайте!» едва исполнился 21 год, пытается найти свой путь в жизни и понять, нужно ли кому-нибудь его творчество, бескомпромиссное, эпатажное и не лишенное юношеского максимализма.

Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Так ли она важна и нужна в глобальном контексте бытия?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Маяковский убеждает себя и читателей, что ведь «кто-то называет эти плевочки жемчужиной». А, значит, это и есть главный смысл в жизни – быть для кого-то нужным и полезным . Проблема лишь в том, что автор не может в полной мере применить в себе подобное определение и с уверенностью сказать, что его творчество способно стать жизненно важным хотя бы для одного человека, кроме него самого.

Лиризм и трагизм стихотворения «Послушайте!» переплетены в тесный клубок, который обнажает уязвимую душу поэта, в которую «плюнуть может каждый». И осознание этого заставляет Маяковского сомневаться в правильности своего решения посвятить жизнь творчеству. Между строк словно бы читается вопрос о том, не стал бы автор более полезным для общества человеком в иной ипостаси, выбрав, к примеру, профессию рабочего или же землепашца? Подобные мысли, в общем-то, не свойственные Маяковскому, который без преувеличения считал себя гением поэзии и не стеснялся это открыто утверждать, демонстрируют истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. И именно эти ростки сомнения позволяют читателю увидеть другого Маяковского, без привычного налета грубости и бахвальства , который ощущает себя потерянной звездой во Вселенной и не может понять, есть ли на земле хоть один человек, которому бы его стихи действительно запали в душу.

Тема одиночества и не признанности красной линией проходит через все творчество Владимира Маяковского. Однако стихотворение «Послушайте!» является одной из первых попыток автора определить свою роль в современной литературе и понять, будет ли его творчество востребовано спустя годы, или же стихам уготована участь безымянных звезд, бесславно погасших на небосклоне.