Мотивационные конфликты кратко. Мотивационный конфликт - внутриличностные конфликты

Личностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

В зависимости от того, какие именно аспекты личности затрагиваются противоречиями, целесообразно различать три вида конфликтов: в мотивационной, когнитивной или деятельностной сферах.

Первый вид – мотивационные конфликты – это конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых.

Возникновение и развитие этого конфликта обусловлено психологическими закономерностями принятия решения по значимым для него ценностным ориентациям в результате восприятия окружающей действительности инстинктом, рассудком или сознанием. Это конфликт между неотъемлемым свойством человеческой природы к самосохранению и психикой, где это свойство отражается в конкретных жизненных условиях.

Мотивационные конфликты в психологии рассмотрены достаточно полно. Классическим подходом к их изучению считается работа американского психолога Курта Левина. Его основная заслуга в проблемах конфликта заключается в том, что он обосновывает причины возникновения конфликтной ситуации в конкретной обстановке, которая воздействует на человека. Следовательно, противоречия существуют объективно, а не рождаются психикой, хотя в процессе восприятия эта объективность подвергается существенному анализу, в результате чего каждый человек оценивает её по-своему, в соответствии с тем образом объективного мира, который отражает его психика.

В соответствии с исследованием Курта Левина все внутриличностные конфликты подразделяются на три типа:

Конфликт мотивов – это когда человек выбирает между одинаково привлекательными, но взаимоисключающими друг друга альтернативами. Конфликт возникает в результате того, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и с одинаковой силой. Поэтому человек не может выбрать сначала какой-то один мотив и реализовать их последовательно и оказывается в безвыходной, а часто и в парадоксальной ситуации. В подтверждение возможности такого внутреннего конфликта часто приводят парадокс абсолютного детерминизма в учении о воле, когда осёл, привязанный на равном расстоянии от двух одинаковых связок сена, будто бы должен умереть от голода, но не съесть поочерёдно обе связки.

Не будем отрицать возможность такого парадокса, хотя по отношению к ослу она навряд ли правомерна. А вот человек может довести себя до такого состояния, что не притронется к пище и умрёт с голоду в силу каких-то внутренних убеждений.

Внутриличностный конфликт может проявляться в различных формах. Одна из самых распространённых форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

Например, курсант вместо подготовки к заступлению в наряд, выполняя приказание командира роты по сдаче накопившихся задолженностей по учёбе, не смог приготовиться к несению службы и был наказан. В результате у него возник внутренний конфликт, по его мнению, из-за противоречивых требований командира роты. Хотя в действительности конфликт был порождён неумением курсанта распоряжаться своим временем, так как вместо того, чтобы решать проблемы поочерёдно, он пытается их совместить. А совмещать несовместные действия, как утверждают представители абсолютного детерминизма, дело безнадёжное.

Рассмотренный тип конфликта мотивов предполагает необходимость выбора, обеспечивающего положительную мотивацию. Но возможны также ситуации, когда приходится выбирать из двух зол меньшее. Представим ситуацию, в которой оказался курсант Н. Завтра последний срок сдачи задолженности зачёта по специальности. Нужно сдавать, иначе может быть поставлен вопрос об отчислении из института. Но на сегодня вечером у него назначено свидание, от которого на 99% зависит его будущая семья. Как поступить?

Третий тип конфликта мотивов случается тогда, когда перед человеком возникает цель в равной мере и привлекательная, и отрицательная. Внутренняя борьба в этом случае связана с постоянным решением жизненных проблем и принятием ответственных решений. В какой институт поступать учиться? Какой факультет выбрать? Какую специальность осваивать?

Эти ситуации могут превращаться и в мучительный жизненно важный выбор: например, продолжать существовать в устроенном мире сложившихся отношений, стабильной учёбы, привычного образа жизни или, потеряв все, начать сначала?

Все описанные типы конфликтов являются мотивационными, поскольку их содержанием является борьба мотивов.

Следующий вид – когнитивные конфликты, в основе которых находится противоречие между представлением (воображением) и реальностью. Согласно идеям когнитивной психологии человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. Например, некто, с кем, как вы полагали, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие двух представлений: «он мой друг» и «друзья так не поступают», эмоциональное переживание которого знакомо многим.

Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссонанса. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния диссонанса, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых (не согласованных). Типичные способы уменьшения когнитивного диссонанса – либо изменить одно из противоречащих представлений так, чтобы они более-менее соответствовали друг другу либо прийти к некоему новому представлению или «знанию», которое, например с помощью обобщения, примирит, снимет противоречие между ними. В приведенном нами примере человек может пересмотреть свое отношение к своему другу – «он мне не друг» (что соответствует второму – «друзья так не поступают»); пересмотреть свое отношение к его поступку, который, может быть, не так уж и плох, как сначала показалось; наконец, можно попытаться примирить два несоответствующих друг другу представления с помощью их включения в новую систему рассуждений о своих завышенных требованиях к людям, об изменившихся временах и т. д. Конечно, в реальности эти изменения во внутренней системе представлений происходят нелегко: они могут быть болезненны, связаны с большими потерями и соответствующими эмоциональными переживаниями.

Следующий вид – ролевые конфликты (противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности).

Одним из способов описания жизнедеятельности человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей.

Традиционно различаются два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне.

Это, во-первых, межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и, соответственно, требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьёзную психологическую проблему.

Например, противоречие между ролью курсанта и ролью молодого не обременённого семьёй человека. Само по себе это противоречие в известном смысле неизбежно: чем больше времени посвящается учёбе, тем меньше возможностей для самосовершенствования вне военной системы. В этой ситуации внутренний конфликт может разрешиться компромиссным вариантом. Но в зависимости от обстановки он может превратиться в тупиковый вариант с тяжёлым выбором одного или другого решения.

Второй вариант ролевых конфликтов – это внутриролевые конфликты, т. е. противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда или из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли (например, быстро, без колебаний принимать решения) или из-за его нежелания делать это опять возникает проблема выбора (выбрать роль и изменить себе или отказаться от роли, а, может быть, найти компромиссный способ снятия или ослабления этого противоречия).

Как видим, каждый из рассмотренных видов внутриличностных конфликтов – мотивационный, когнитивный и ролевой имеет своё содержание и свою специфику. Но в зависимости от характера основного противоречия они могут разрешаться по-разному, в том числе и по компромиссному варианту.

Необходимо подчеркнуть, что все внутриличностные конфликты характеризуются определённой интенсивностью эмоциональной напряжённости, которая проявляется в личностной тревожности, фрустрации и стрессе.

Личностная тревожность может восприниматься окружающими в виде беспокойства, опасения, страха. Но она может переживаться и незаметно для окружающих. В этом случае её влияние сказывается только на поведении и деятельности данного конкретного человека положительно или отрицательно.

Если же внутренний конфликт становится заметным, то он может порождать другие внутриличностные конфликты, а также межличностные и межгрупповые конфликты. В сложных условиях и опасной боевой обстановке его влияние может стать причиной тяжёлого коллективного беспокойства, даже страха и паники.

Как черта личности тревожность формируется и закрепляется в раннем детстве.

Она проявляется в типичной, ситуационно устойчивой, т. е. возникающей независимо от конкретной социальной обстановки, реакции человека – состоянии повышенного беспокойства – на угрожающую его личности ситуацию или кажущуюся таковой. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как: мотив избегания неудачи, стремления уходить от ответственности, боязнь вступать в дискуссию с другими людьми.

Мотив избегания неудачи – это стойкая тенденция человека делать все от себя зависящее не для того, чтобы в каком-то деле добиться значительного успеха, а для того, чтобы выполнить его просто не хуже большинства других. Человек, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее. Следовательно, с личностной тревожностью у человека обычно связан целый комплекс других отрицательных черт, и малую группу, порождающую у личности тревожность, следует рассматривать как препятствующую развитию данной личности.

Ситуационная тревожность – это внешнее проявление тревожного поведения индивида в конкретной ситуации, которое, однако, не связано с наличием у него личностной тревожности. Она может проявляться у разных людей в самых различных ситуациях, причем в одних из них она выступает отчетливо, а в других не проявляется вовсе. Например, есть люди, которые обнаруживают специфическую тревожность, повышенное состояние беспокойства на экзаменах, а в других случаях жизни ведут себя более уверенно и смело.

Личностная и ситуационная тревожность связаны таким образом, что первоначально у человека возникает только ситуационная тревожность, а потом она может перерасти при неблагоприятных условиях в личностную.

При неблагоприятных условиях тревожность может способствовать возникновению фрустрации. В психологии фрустрация понимается как временное состояние эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели или тщетностью усилий, прилагаемых для ее достижения. Фрустрация часто сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой и отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межличностных конфликтов.

У разных людей в состоянии фрустрации может быть различная реакция, которая может выступать в форме агрессивности, апатии, регрессии. Агрессивные действия нередко возникают тогда, когда внутренняя напряженность, порожденная неудовлетворенным желанием, ищет внешней разрядки и находит точку ее приложения в другом человеке, который фрустрируемым воспринимается как причина его отрицательного эмоционального состояния.

Объектом агрессивности фрустрированного, раздраженного человека может стать все, что окажется под рукой в данный момент времени, в том числе и другой человек. Часто объектом вымещения агрессивности для фрустрированного человека становятся другие члены его малой группы, которые раздражают фрустрированного и не способны дать ему отпор. Такое агрессивное поведение обычно называют «смешанным», так как объектом акта агрессии становится не фрустратор, а некоторый другой, случайно оказавшийся рядом объект.

Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения.

Если в силу сложившихся обстоятельств агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении значительного периода времени вызванная ею внутренняя психологическая напряженность сама спала, то следующей типичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия – состояние, характерное эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к окружающим событиям и ослаблением побуждений и интересов. Быстрота ее возникновения вслед за агрессией и глубина могут быть индивидуально различными, по-разному проявляться в различных социальных группах. Но чем больше группа приближается к высокоразвитому коллективу, тем быстротечное и менее выражено это негативное состояние.

Апатия может иногда сопровождаться специфическим состоянием расстройства поведения и снижения уровня способностей, называемых регрессией. Регрессия представляет собой временное возвращение личности на более низкий уровень психологического развития.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания соотнесенностью его сознания с общественным сознанием которое в свою очередь определяется уровнем развития данного общества. Понять личность - это значит понять какие жизненные задачи и каким способом она решает какими исходными принципами решения этих задач она вооружена другими словами разрешить ее внутриличностный конфликт. Данная тема особенно актуальна потому как категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты состоящие в столкновении...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение…………………………………………………………………….3

1. Внутриличностный конфликт ………………………………………….5

1.1. Понятие внутриличностного конфликта……………………………..5

1.2. Показатели внутриличностного конфликта…………………………6

2. Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе……………………………………………………………………….12

2.1 Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов………………………………………………………………...12

Заключение………………………………………………………………..20

Список литературы…………………………………………………….....21

Введение

Личность – это система социально значимых качеств конкретного индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения (внутриличностный конфликт). Понять личность - это, значит, понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена, другими словами разрешить ее внутриличностный конфликт.

Данная работа посвящена изучению одной из важнейших тем из курса конфликтологии – «Внутриличностный конфликт». Данная тема особенно актуальна, потому как категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. Такие конфликты являют собой противостоянием двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком, как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

Основной целью данной работы является изучение психологического аспекта внутриличностного конфликта. Изучение данной темы также дает возможность реально оценить способы преодоления таких конфликтов на практике. Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:

▬ рассмотреть понятие внутриличностного конфликта и его показатели в современной конфликтологии;

▬ изучить основные условия возникновения такого конфликта;

▬ охарактеризовать виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, когнитивный, ролевой);

▬ проанализировать характер отношений конфликтующих сторон;

Объектом изучения данной работы является внутриличностный конфликт, как один из основных психологических аспектов современной личности. Предметом исследования являются процессы, происходящие внутри личности при совершении такого конфликта и наступающие последствия.

В качестве теоретической основы изучения в данной работе применялись труды и учебные пособия российских авторов по психологии личности и конфликтологии, затрагивающие изучение темы – «Внутриличностный конфликт». Это труды, таких авторов, как Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Гоноболин Ф.Н., Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л., Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н., Богословский В.В., Петровский А.В. и др. В книгах перечисленных авторов рассматривается внутриличностный конфликт с современной точки зрения. Следует сказать, что оценка данного вида конфликтов у авторов разносторонняя (существует несколько подходов и различных точек зрения). В данной работе будет предпринята попытка, комплексно подойти к изучению данной темы и объективно оценить все представленные суждения.

Структура данной работы следующая – работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 20 страницах, включает 2 таблицы. Для написания работы использовано 9 научных источников.

1. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

1.1. Понятие внутриличностного конфликта

Отечественные исследователи подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи с внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.[ ]

1. Психодинамические (интрапсихические) концепции опираются на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни.

2. Ситуационные подходы, опирающиеся на представление конфликта, как реакции на внешнее стечение обстоятельств в работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Миллера, Дж. Долларда.

3. Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта, как познавательного феномена в работах К. Роджерса, А. Маслоу, К. Левина, В. Франкла, Л. Фестингера.

Как можно увидеть, решение вопроса о том, что сталкивается в конфликте связано с общей методологической ориентацией исследователя. Эти общие парадигмы сливаются у некоторых авторов в синтетические концепции, которые становятся в большей или меньшей степени эклектичными.

Внутриличностный конфликт - это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений. Э. Шостром сравнивает конфликт с двухпартийной системой демократии: В каждом из нас заложена двухпартийная система, при которой одна часть у власти, другая в лояльной оппозиции. Но оппозиция может предполагать не только контроль и критику, но и жесткую борьбу, т.е. конфликт.

Внутриличностный конфликт довольно специфичен, его специфические особенности состоят в следующем:[ ]

Внутриличностные конфликты можно разделить на две группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:

· результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);

· возникающие из противоречий внутреннего мира личности, как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка).

В современной конфликтологии выделяют три уровня развития внутреннего психологического противоречия:[ ]

· психологическое равновесие внутреннего мира конкретной личности;

· нарушение равновесия, осложнения, затруднение основных видов осуществляемой деятельности, проекция внутреннего психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими, внешний мир в целом;

· невозможность реализации собственных планов и разработанных программ, разрыв жизни, невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится жизненный кризис.

1.2. Показатели внутриличностного конфликта
Внутриличностный конфликт, как психологический аспект личности имеет показатели, которые подразделяют на несколько групп:[ ]

1. Когнитивная сфера - противоречивость образа - «Я»; снижение самооценки; осознание своего внутреннего состояния, как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

2. Эмоциональная сфера - психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

3. Поведенческая сфера - снижение качества и интенсивности осуществляемой деятельности; снижение удовлетворенности этой деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

4. Интегральные показатели - нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Условия возникновения внутриличностного конфликта:

1. Личностные условия - связаны с возможностью осознания существующего противоречия:

▬ актуализация сложности внутреннего мира личности;

▬ сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;

▬ высокий уровень развития чувств и ценностей;

▬ сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.

То есть из вышесказанного становится видно, что внутриличностный конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации предполагает наличие материального или идеального запретов или преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации превращается в собственно конфликтную ситуацию.

2. Ситуативные условия:

▬ внешние - борьба с окружающей природой, порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества;

▬ внутренние - противоречия равно значимых сторон личности, осознание субъективной неразрешимости ситуации.

Таблица 1

Типология критических жизненных ситуаций

Тип критической ситуации

Онтологическое поле

Тип активности

Внутренняя необходимость

Нормальные условия

Стресс

Витальность

Жизнедеятельность организма

«Здесь и теперь» удовлетворение

Непосредственная данность жизненных благ

Фрустрация

Отдельное жизненное отношение

Деятельность

Реализация

мотива

Трудность

Конфликт

Внутренний мир

Сознание

Внутренняя согласованность

Сложность

Кризис

Жизнь как целое

Воля

Реализация жизненного замысла

Трудность и сложность

Таким образом, в отечественной психологической литературе существует понятие критической ситуации, которое определяется, как ситуация невозможности, в которой конкретный субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.). Конкретная работа с критическими жизненными ситуациями определяется ее типом: стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Здесь становится понятным, что конфликт - признак довольно сложной душевной организации личности.

Таблица 2

Факторы корреляции сложности и трудности жизненного мира личности и типов критических ситуаций, характерных для нее[ ]

ЖИЗНЕННЫЙ МИР

ВНУТРЕННИЙ

ВНЕШНИЙ

ПРОСТОЙ

Легкий

Трудный

Инфантильный

жизненный мир

Реалистичный

жизненный мир

Стресс (= кризис)

Стресс Фрустрация (= кризис)

СЛОЖНЫЙ

Ценностный

жизненный мир

Творческий

жизненный мир

Стресс Конфликт

(= кризис)

Стресс Фрустрация Конфликт (=Кризис)

Под стрессом понимается ответная реакция организма на специфическое воздействие внешней среды, связанное с угрозой, нарушающее адаптацию, контроль и препятствующее самоактуализации личности. Для существа легкого и простого жизненного мира любое самое незначительное нарушение стремления к здесь-и-теперь удовлетворению представляет собой критическую ситуацию, т.е. постановку под вопрос всего существования, так как любая самая простая частная неудовлетворенность мгновенно перерастает в психологическую катастрофу.

Следовательно, изнутри для всякого инфантильного существа всякий стресс является кризисом. Отсюда, чем больший вес инфантильная установка имеет в психике данного человека, чем более она определяет его мироощущение, тем больше вероятность, что любая ситуативная неудача или неприятность будет ощущаться как глобальный жизненный кризис. Вес инфантильной установки в жизненном мире человека определяется его психологическим возрастом, конституционально - характерологическими особенностями, текущим психофизиологическим состояниям.[ ]

В простом и трудном мире происходит дифференциация стресса и кризиса за счет выработки механизма терпения надежды, назначение которого как раз и состоит в борьбе со стрессом. Но именно этот механизм делает возможным существование стресса, как особой психологической реальности: не будь терпения, мы всякий раз бы сталкивались с инфантильным кризисом. Но в этом мире фрустрация становится тождественной кризису. Это объясняется тем, что при условии неудовлетворения потребности, которая в этом мире фиксируется, как единственная, вся жизнь, подчиненная удовлетворению этой потребности, становится под угрозу, что равносильно кризису. Здесь еще нет конфликтов, так как нет сложности, борьбы мотивов, мир определяется как односоставный. Действия такого индивида, движимого конкретными импульсами, представляют собой постоянные выяснения отношений с внешним миром. Но эти отношения протекают в форме фрустрации актуальный мотив (так легко сменивший предыдущий за счет увеличения его побудительности по сравнению с прошлым) не может быть реализован.

Субъект легкого и сложного жизненного мира, как и предыдущий индивид, испытывает стресс как самостоятельное психическое явление. Но этот стресс скорее всего связан с пониманием каждого жизненного устремления или отношения как вечного и единственного (по принципу это навсегда). В условиях сложного мира такое стремление постоянно ущемляется сознательно ценностными иерархизациями жизненных отношений, которые учитывают это и то, распределяя их во времени сначала потом.

Механизмами совладания со стрессом являются:

Снижение значимости существующего мотива («Ничего страшного»);

Переключение на другое жизненное отношение («Свет клином не сошелся, есть и получше»);

Терпение («Скоро пройдет, время лечит»;

Надежда («Будет и на нашей улице праздник»).

Первые два механизма смиряют аффекты, борясь со стрессом в данной категории жизненного мира. За их пределами начинается конфликт. Но конфликт для этого субъекта становится нарушением единства всей системы сознания. Ибо для такого субъекта нет других ситуаций или будущего, как это свойственно для трудного мира. Никаких там и тогда для него не существует: его жизнь сжата в точку здесь-и-сейчас, а хронотоп представлен как нигде-и-никогда (если не здесь, то нигде, если не сейчас, то никогда). Понятно, что такое состояние и есть кризис.[ ]

И только в сложном и трудном мире происходит полная дифференциация всех психологически трудных ситуаций стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Это связано с тем, что между этими мирами существует закономерное отношение включенности - реалистический и ценностный миры включают в себя инфантильный, а закономерности творческого мира включают в себя все предыдущие.

Однако, при общем условии подчиненности включенных миров, субъект, конгруэнтный сложному и трудному миру, может время от времени соскальзывать к закономерностям более низших форм (проваливаться в так называемый микрокризис, как на уровне стресса, так и на уровне фрустрации или конфликта). Такие временные соскальзывания соответствуют существованию на других уровнях жизненных миров легкого и/или простого. Для их преодоления необходимо вернуться в состояние сложного и трудного жизненного мира, где сложившаяся ситуация может выглядеть как критическая, но перестает быть кризисной.

Такова основная позиция рассмотрения внутриличностного конфликта в отечественной психологии и конфликтологии. Чтобы лучше усвоить сущность внутриличностного конфликта необходимо рассмотреть конкретные его типы, изученными современными психологами.

2. Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе

2.1 Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов

Современные отечественные исследователи считают, что для будущего психолога вхождение в психологию как в область профессиональной деятельности происходит на фоне развивающихся и сменяющих друг друга внутриличностных конфликтов.

Исследование внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе предполагает рассмотрение сущности психологической профессии и анализ трудностей личностного характера, с которыми сталкивается будущий психолог в процессе своей профессионализации в учебном процессе.

Профессиональная деятельность психолога по своей сути всегда является взаимодействием, обязательным компонентом которого становится познание в системе «субъект-субъект» . Познаваемой сферой для психолога является другой человек как субъект, поэтому вся его деятельность по существу диалогична.

Особые требования психологическая профессия предъявляет и к интеллектуальным параметрам личности специалиста, который в своей практике сталкивается с широким кругом феноменов, выходящих за рамки общенаучной логики.

Другая важная особенность профессии психолога состоит в специфике ее инструментальной основы, которую составляет личность профессионала. Это означает, что профессиональный рост психолога неразделим с духовным и личностным ростом. Профессиональный и личностный рост в значительной мере связан и с особенностями профессионального самосознания, среди наиболее важных характеристик которого выделяются дивергентность, интуитивность, диалогичность, феноменальность, креативность, гуманитарность, универсальность и т.д. .

Для будущего психолога вхождение в психологию как в область профессиональной деятельности происходит на фоне развивающихся и сменяющих друг друга внутриличностных конфликтов.

В период обучения в вузе актуализируются внутриличностные конфликты профессионального самоопределения, характерные для стадий оптации, профессиональной подготовки и профадаптации. Сторонами этих конфликтов являются различные составляющие структуры личности и они обусловлены следующими факторами :

1) рассогласованием составляющих направленности: противоречиями между социально-профессиональными экспектациями и профессиональной действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.;

2) несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др.

Первый фактор выражается в том, что психология как вид профессиональной деятельности привлекает к себе абитуриентов не столько возможностью получения определенного социального статуса, сколько тем, что психологические знания имеют большую практическую и субъективную значимость для человека.

Л.А. Григорович отмечает, что психология обладает особой притягательностью, так как дает реальную возможность тем, кто ее изучает, «примерить на себя» законы и закономерности личностного роста, человеческого общения, дает ответы на интересующие каждого человека вопросы «какой Я?», «какие другие?», т.е. имеет выраженный прикладной характер .

В работах А.И. Донцова, Г.М. Белокрыловой, И.В. Вачкова, И.Б. Гриншпуна, Н.С. Пряжникова и других исследователей показано, что одним из ведущих мотивов выбора психологической профессии является мотив самопознания . Выбирая профессию психолога, многие абитуриенты основываются на всевозможных мифах, порожденных слухами, телепередачами, художественными фильмами. К этим мифам можно отнести следующие обыденные представления о психологии как науке и о психологах.

Психология – наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой – человек, «видящий людей насквозь».

Психолог – человек, от природы наделённый особыми способностями к общению с другими и пониманию других.

Психолог – человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).

Психолог – человек, досконально знающий себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

Психолог – мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия – указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями .

Желание быть причастным к этому «тайному знанию» психологов также становится одной из мотивационных детерминант профессионального выбора для многих абитуриентов, поступающих на психологические отделения вузов. Однако уже первые шаги профессионального становления студентов в вузе приносят им разочарование, так как овладение учебным материалом приводит к развенчанию мифов, касающихся способности психолога решать все без исключения проблемы, сверхвозможностей его влияния на других людей, мифа о том, что психологические знания позволяют успешно преодолевать собственные психологические трудности .

Поступая в вуз в надежде получить конкретные знания, помогающие преодолевать психологические проблемы, студент в определенный момент обнаруживает, что обучение в вузе не дает ему готовых «рецептов» и алгоритмов. В какой-то мере это обусловлено спецификой образовательного процесса, его недостаточной практической направленностью. Однако более существенной причиной являются содержательные особенности самого психологического знания, отличающегося гетерогенностью, дезинтегрированностью методологических посылов.

Сложность постижения психологического знания студентами состоит и в том, что психология, строящая себя по эталонам естественной науки, обладает специфическими характеристиками гуманитарного знания. Обнаружение гуманитарности психологического знания зачастую оказывается неожиданным для студента, поскольку это расходится с его ожиданиями, основанными на представлении о психологии как о науке естественной. Развеиваются его надежды на то, что, став хорошим специалистом, он, наконец, познает базовые закономерности функционирования психики, позволяющие ему полностью управлять своей жизнью и, может быть, и жизнью других людей .

Студент, наконец, начинает понимать иллюзорность и других своих представлений, которые послужили мотивами выбора психологической профессии. Кроме того, возникает и усиливается когнитивный диссонанс, связанный с тем, что многие базовые учебные дисциплины, такие, например, как психологический практикум, психофизиология, математические методы в психологии, психодиагностика построены на позитивистских началах, которые оказываются рассогласованными с гуманитарными основами психологии.

Уже к концу первого года обучения у студентов возникает субъективное ощущение того, что изучаемая личность «рассыпается на кусочки», соответственно заголовкам в учебнике общей психологии; нередко возникает страх за свое будущее, вызванный несоответствием полученных знаний тем ожиданиям, которые заставили выбрать эту профессию.

Описанные явления, хронологически совпадая с нормативными кризисами профессионального развития, характерными для студенческого возраста, обостряют их течение. Как показано Э.Ф. Зеером, на стадии профессиональной подготовки возникает кризис профессионального выбора, как правило, отчетливо проявляющийся в первый и последний годы профессионального обучения. Он характеризуется недовольством отдельными учебными предметами, появлением сомнений в правильности профессионального выбора снижением интереса к учебе. За редким исключением, этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Э.Ф. Зеер отмечает, что кризис ревизии и коррекции профессионального выбора имеет вялотекущий характер, однако перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально-ориентированную позволяет выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности .

Обозначенный кризис на личностно-субъективном уровне инициирует у студентов-психологов так называемые «кризисы разочарования», которые могут рассматриваться как закономерные этапы профессионального становления психолога.

Как отмечают И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников, самым болезненным разочарованием становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится настоящий профессионал .

Помимо конфликтов профессионального самоопределения студентов психологических факультетов свойственны и другие виды внутриличностных конфликтов.

Внутриличностные конфликты студентов, возникающие в ценностно-смысловой сфере. Конфликты, возникающие вследствие рассогласования между значимостью таких жизненных ценностей как собственное здоровье, семейная жизнь и материальная обеспеченность и доступностью этих ценностей. Кроме того, индикаторами внутриличностных конфликтов студентов выступают противоречия между «Я-реальным» и «Я-идеальным», высокий уровень тревожности проявления агрессивности и фрустрации. Эти показатели могут быть эмпирическими референтами внутриличностных конфликтов и выступать как индикаторы их измерения .

На начальных этапах профессионального становления будущих психологов происходят серьезные изменения Я-концепции, рассогласованность элементов которой выступает фактором внутриличностной конфликтности. Выделяют две группы компонентов Я-концепции: структурные (полнота, ведущая форма представленных в ней отношений субъекта, согласованность, широта) и содержательно-психологические (субъекная-объектная отнесенность, принятие – непринятие себя как профессионала) характеристики .

Обучение на психологическом факультете, не только не способствует устранению уже имеющихся внутренних конфликтов, но и, напротив, актуализирует процессы их углубления и переструктуризации. Факторами этого являются:

В процессе профессионального обучения в вузе и освоения содержания психологических дисциплин у студентов созревают основные личностные условия, способствующие осознанию (но не устранению) своих внутриличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что процесс профессионального обучения психологов, в своей сущности, является искусственной провокацией саморазвития: психологическое познание влечет за собой развитие способностей к самоанализу и рефлексии, усложнение когнитивной структуры личности, актуализацию ее внутренней сложности .

Существует множество взглядов на сущность внутриличностного конфликта. Практически в каждой классической психологической теории можно найти различные взгляды по данному вопросу. В общем же, все концепции объединяет понимание внутриличностного конфликта как острого негативного переживания, вызванного борьбой различных структур внутреннего мира личности, отражающего противоречивые связи с социальной средой и задерживающего принятие решений. В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным.

2. Практически в каждой теоретической концепции представлен один или несколько видов внутриличностных конфликтов. Однако, наиболее обобщенной является классификация внутриличностных конфликтов представленная А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым. В основу своей классификации они положили ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды: мотивационный конфликт, нравственный конфликт, конфликт нереализованного желания, ролевой конфликт, адаптационный конфликт, конфликт неадекватной самооценки и невротический конфликт.

3. Обучение студентов на психологическом факультете, не только не способствует устранению уже имеющихся внутренних конфликтов личности студента, но и, напротив, актуализирует процессы их углубления и переструктуризации. Факторами этого являются:

– протекание нормативных кризисов профессионального развития, характерных для периода профессиональной подготовки;

– психологические особенности лиц, выбирающих психологическую профессию и заключающиеся в специфической мотивации, рефлексивности, эмпатийности, сензитивности;

– специфика психологического знания, составляющего предметную основу профессиональной подготовки, и характеризующегося направленностью на личность человека, сложной дифференцированностью, гетерогенностью, непарадигмальностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенных исследований и изучений выбранной темы – «Внутриличностный конфликт» можно сделать некоторые выводы.

Внутриличностный конфликт- это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.

Следует заметить, что внутриличностный конфликт довольно специфичен, и его специфические особенности состоят в следующем:

Особенность структуры конфликта - отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;

Специфичность форм протекания и проявления - такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями - страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;

Латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.

Типологии внутриличностных конфликтов довольно разнообразные, но основные виды – мотивационные, когнитивные и ролевые конфликты.

Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательные, которые связаны с применением механизмов и сознательные, которые состоят в следующем: переориентация изменение притязаний в отношении проблемного объекта; компромисс в пользу осуществления какого-либо варианта и его реализация и т.д..

В целом, общее значение конфликтов в жизни личности таково, что в психологическом внутриличностном конфликте может измениться сама структура личности, ее отношения, т.е. это острая форма развития личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л., 2013.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, Просвещение, 2014.

3. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 2012.

4. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 2012.

5. Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 2013.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2013.

7. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. - М.: Просвещение, 2012.

8. Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М. : Просвещение, 2012.

9. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: ИНФРА-М, 2013.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

21402. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СУРГПУ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ» 131.74 KB
Основная проблема заключается в том, что с одной стороны текущий вектор развития высшего образования направлен на интеграцию с европейским образовательным пространством со всеми из него вытекающими преобразованиями, такими как введение двухуровневого образования (бакалавр, магистр), введение кредитно-зачетных единиц, внедрение принципов деятельностного подхода, активизация самостоятельной работы студентов. С другой стороны – отечественные вузы, получив распоряжение министерства образования и науки
11262. Психологические особенности взаимосвязи интуитивных и дискурсивных компонентов мышления одаренных студентов в условиях художественно-педагогического образования 8.3 KB
В представленном материале необходимым базовым предикатом потенциальной успешности в художественном образовании является «богатство» многообразия личностного мыслительного опыта общения с образцами истинного искусства
10783. Динамика конфликта 16.23 KB
Динамика конфликта Вопрос 1. Общее представление о динамике конфликта предконфликтная ситуация Всякий конфликт может быть представлен тремя этапами: 1 начало 2 развитие 3 завершение. Таким образом общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов: 1 Предконфликтная ситуация латентный период; 2 Открытый конфликт собственно конфликт: инцидент начало конфликта эскалация развитие конфликта завершение конфликта; 3 Послеконфликтный период. Предконфликтная ситуация это возможность конфликта...
6073. СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА 10.9 KB
В конфликтологии принято выделять три способа действий, посредством которых конфликтующие стороны могут попытаться выйти из конфликта: насилие, разъединение, примирение.
17195. Сущность и содержание этнического конфликта 26.21 KB
Можно уже говорить о том что один из конфликтов развернувшихся на территории России – чеченская война в основе которой лежит в том числе этническая компонента – одно из крупнейших политических событий конца ХХ века. События последних лет продемонстрировали что этнические конфликты в различных частях мира выходят за рамки внутригосударственных и даже региональных. Это имеет особое значение в связи с тем что регионы этнической нестабильности ассоциируются все чаще и в периодической и в научной литературе с потенциальными субъектами...
18082. Процесс формирования естественнонаучных умений у обучающихся 1.01 MB
Задачи дают материал для упражнений требующих применения физических закономерностей к явлениям протекающим в тех или иных конкретных условиях. Поэтому они имеют большое значение для конкретизации знаний учащихся для привития или умения видеть различные конкретные проявления общих законов. Решение задач способствует более глубокому и прочному условию физических законов развитию логического мышления сообразительности инициативы воли к настойчивости в достижения поставленной цели вызывает интерес к физике помогает навыков самостоятельной...
11237. Стратегия преемственности профессионального самоопределения обучающихся 12.86 KB
Стратегия преемственности профессионального самоопределения обучающихся Реализация идеи преемственности профилизации обучения в кластерной системе образования ставит выпускников каждой ступени интегрированного пространства перед необходимостью совершения ответственного выбора предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности и подтверждения правильности сделанного выбора. Поэтому модель Школа Колледж с концепцией профильного обучения в виде создания профильных классов...
5070. Оздоровительное направление при преподавании физической культуры в вузе 22.63 KB
С поступлением в институт, со сменой вида деятельности учащихся возникает еще больше трудностей. В процессе учебных занятий у студентов происходит ухудшение работоспособности, снижается уровень внимания и памяти.
3769. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 93.36 KB
География по своей сути экологична, поскольку в наиболее общем виде её центральной проблемой является взаимодействие природы и общества. Именно уроки географии представляют замечательную возможность развивать у детей масштабное сознание, сформировать системно-логическое отношение к действительности.
14565. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ 24.15 KB
Врачебный контроль ВК в физическом воспитании это раздел медицины направленный на изучение: состояния здоровья физического развития функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом влияния на них этих занятий. Задачи ВК: осуществление регулярного врачебного наблюдения за здоровьем занимающихся физкультурой и спортом содействие правильному проведению занятий ф. и спортом с лицами разного возраста и пола различных профессий и с различным состоянием здоровья;...

Более влиятельной в психологии оказалась традиция исследования внутриличностных конфликтов, заложенная Левином, который выводил эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом его внимания стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Описание этого вида конфликтов, принадлежащее Левину, считается классическим. Левин рассматривал конфликт как одновременное воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины, различая при этом три основных варианта конфликтов.

Кроме изложенных нами психологических концепций внутриличностных конфликтов, существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.

Например, когнитивные конфликты, в основе которых лежит столкновение несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований.

В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. В основе конфликта, по К. Роджерсу (1994), лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне.

Бихевиоризм рассматривает внутриличностный конфликт, трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания.

В большинстве зарубежных теорий внутриличностного конфликта, разработанных психологами, основу составляют категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.

Среди отечественных психологов внутриличностные конфликты исследовал А. Лурия (1930), который под ними понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.

Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н. Левитов и др.

В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание внутриличностного конфликта. Он рассматривается исходя из того понимания личности, которое сложилось в рамках определенной научной парадигмы.

Таким образом, в зависимости от того, какие стороны внутреннего мира вступают во внутренний конфликт, психологи различных школ и направлений выделяют шесть основных видов внутрилич- ностных конфликтов.

  • 1. Мотивационный конфликт (3. Фрейд, К. Хорни, К. Левин).
  • 2. Нравственный конфликт (В. Бакштановский, И. Арнциане, Д. Федорина, В. Мясищев, А. Спиваковская, Ф. Василюк, В. Франки).
  • 3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов, А. Захаров, С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).
  • 4. Ролевой конфликт.
  • 5. Адаптационный конфликт.
  • 6. Конфликт неадекватной самооценки (А. Петровский, М. Яро- шевский, Т. Юферова, Д. Хекхаузен).

Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительного сохраняющегося внутриличностного конфликта.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделяют показатели внутриличностного конфликта (2001).

Когнитивная сфера : противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценности выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера-, психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера : снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Среди условий возникновения внутриличностного конфликта выделяют:

  • личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склонности к самоанализу и рефлексии;
  • ситуативные :
    • а) внешние (объективные препятствия; требования общества, окружающих);
    • б) внутренние (противоречие между значимыми, приблизительно равной силы отношениями, которое воспринимается как неразрешимое).

Все это важно учитывать при оценке поведения личности и возможного прогнозирования ее поступков.

Типы внутриличностных конфликтов: между «хочу» и «хочу»; между «хочу» и «не могу»; между «хочу» и «надо»; между «могу» и «не могу»; между «надо» и «надо»; между «надо» и «не могу».

Следующая немаловажная проблема, требующая рассмотрения, - формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во- первых, установить факт такого конфликта; во-вторых, определить тип конфликта и его причину; в-третьих, применить соответствующий способ разрешения.

При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

Ниже приводятся формы проявления внутренних конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или других людей (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Формы проявления внутриличностных конфликтов

Форма проявления

Симптомы

Неврастения

Непереносимость сильных раздражителей Подавленное настроение Снижение работоспособности Плохой сон, головные боли

Показное веселье

Выражение радости неадекватно ситуации «Смех сквозь слезы»

Регрессия

Обращение к примитивным формам поведения Уход от ответственности

Проекция

Приписывание негативных качеств другому Критика других, часто необоснованная

Номадизм

Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения

Рационализм

Самооправдание своих поступков, действий

Проблема разрешения внутриличностных конфликтов представляет собой сложный и противоречивый процесс восстановления согласованности и единства внутреннего мира личности, снижения остроты переживаний личностью фрустраций, фобий, противоречий жизненных отношений с другими людьми.

Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. В процессе конструктивного преодоления внутриличностного конфликта, по мнению Е.М. Бабосова (2000), на основе максимального развертывания конфликтующих структур внутреннего мира личности (когнитивных, эмоциональных, волевых) происходит минимизация личностных затрат на его разрешение и достигается душевное равновесие, возвышение степени осознанности собственного поведения и степени управления им. В таком случае разрешение внутриличностного конфликта осознается личностью через отсутствие болезненных тревожных состояний, связанных с имевшимся конфликтом, повышение степени и эффективности осознания своего внутреннего мира и поведенческих актов, повышение качества профессиональной и иной деятельности, что позволяет человеку действовать целеустремленно, эффективно взаимодействовать с другими людьми.

В том случае, когда внутриличностный конфликт развивается и разрешается по деструктивному сценарию, раздвоение личности усугубляется, перерастает в жизненные кризисы или приводит к развитию невротических состояний, которые довольно часто требуют квалифицированного психотерапевтического и психиатрического вмешательства.

Прежде чем говорить об основных способах разрешения внутриличностных конфликтов, рассмотрим факторы успешного их разрешения.

  • 1. Индивидуальные психологические качества личности.
  • 2. Особенности социального микроокружения.
  • 3. Жизненные обстоятельства или ситуация, в которой находится личность.
  • 4. Специфика коммуникативных взаимодействий личности с окружением.

Несомненно, каждый из этих факторов, взаимодействуя друг с другом, оказывает влияние на разрешение внутриличностных конфликтов. Представляется, что приоритетную роль играют индивидуально-личностные особенности человека. Ведь именно в зависимости от них люди относятся к противоречиям своего внутреннего мира по-разному, избирают свои собственные стратегии выхода из конфликтов.

Одним из основных способов разрешения внутриличностных конфликтов является механизм психологической защиты. Довольно подробно этот способ исследован 3. Фрейдом, К. Хорни, Ф. Бассиным.

Они рассматривали психологическую защиту как специальную систему контрольно-регуляторных механизмов, ориентированных на устранение негативных переживаний, обусловленных внутри- личностным конфликтом между бессознательными влечениями и социальными требованиями, запретами. По мнению Б.Д. Карвасар- ского, все защиты можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят защиты, которые не производят переработки информации, но либо ее вытесняют, либо подавляют, либо блокируют или отрицают.

Вытеснение - перевод травматического содержания из сознания в бессознательное.

Близкими к вытеснению считаются механизмы перцептивной защиты (искажение информации, повышение порогов чувствительности), подавление как более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожной информации; в отличие от вытеснения, которое направлено на репрезентации, подавление направляется на аффекты, блокирование - торможение мыслей, эмоций, действий, отрицание - отвергание ситуаций, конфликтов, игнорирование неприятной информации.

Во вторую группу входят защиты, направленные на искажение содержания мыслей, чувств, поведения личности.

Это рационализация , при помощи которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени.

К понятию рационализации близко понятие «интеллектуализация», но их следует различать. Интеллектуализация - процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.

Изоляция - механизм, похожий на интеллектуализацию, и означает разрыв мысли или поступка с другими мыслями или сторонами жизни субъекта. Проявлениями изоляции могут быть остановки в процессе мышления, применение формул и ритуалов.

Формирование реакции (реактивное образование) характеризуется совладанием с неприемлемыми импульсами, эмоциями, личностными свойствами посредством замены их на противоположные.

Смещение проявляется в том, что реальный объект, на который могли бы быть направлены чувства негативного содержания, заменяется менее безопасным.

Проекция - операция выделения и локализации в другом лице или вещи тех качеств, чувств, желаний, которые субъект не признает и отвергает в самом себе.

Идентификация - приписывание себе чувств, мыслей, настроений, свойственных другому человеку.

Третью группу составляют психологические защиты, приводящие к разрядке эмоционального напряжения.

Один из таких механизмов - реализации в действии, при котором аффективная разрядка осуществляется посредством активации экспрессивного поведения.

Соматизация тревоги проявляется в вегетативных и конверсионных синдромах путем трансформации психоэмоционального напряжения в соматические, моторные и чувственные симптомы.

Сублимация - направление сексуальной энергии на несексуальную деятельность, например на художественное творчество, интеллектуальное исследование и другие социально значимые объекты.

К четвертой группе могут быть отнесены механизмы манипуля- тивного типа.

При регрессии происходит возвращение на более ранние стадии личностного развития, проявляющееся в демонстрации беспомощности, зависимости, инфантильных чувствах, мыслях и действиях. Это своеобразный уход от реальности, от проблем, которые вызывают тревогу.

Уход в фантазии - удовлетворение фрустрированной потребности в области воображения, приукрашивания, переоценка своих возможностей в целях придания значимости собственному Я.

Уход в болезнь - стремление отказываться от ответственности и самостоятельности решения проблем; механизм связан с феноменом «вторичной выгоды». Принятие роли больного освобождает человека от необходимости действовать, позволяет быть зависимым и нуждающимся в сочувствии и поддержке. Существуют и другие защиты - всемогущий контроль, идеализация и обесценивание, расщепление и диссоциация и пр., которые выделяются в иных классификациях.

Если говорить обобщенно о социально-психологических механизмах разрешения внутриличностных конфликтов, то их позитивная, конструктивная роль состоит в возможности блокировать те или иные отрицательные воздействия, чувства, переживания (страха, угрозы, неуверенности и т.п.), которые приводят к возникновению этих конфликтов, и способствовать тем самым нахождению более верных, эффективно действующих способов разрешения таких конфликтов.

Здесь решающую роль играют индивидуальные особенности человека, его знания, воля, концентрация усилий на достижение поставленной цели - превозмочь, преодолеть самого себя, свои сомнения, тревоги, страхи. Свою неумелость, заставить себя собрать воедино все свои внутриличностные ресурсы.

Одним из важнейших шагов на этом пути является выработка человеком у самого себя навыков и умений конструктивного общения, взаимодействия с другими людьми.

Мотивационные конфликты

Реакцией организма на мотивационное возбуждение обычно являются действия, направленные на ослабление или устранение возбуждения. Специфические способы действия очень широко варьируют в зависимости от конкретного мотива, конкретного индивида и конкретной ситуации. Несмотря на это разнообразие, можно объединить все такие целенаправленные действия в две общие категории: поведение, направленное на сближение и на избегание.

Не всякое сближение и избегание обязательно требуют физических действий. Мы можем чувствовать себя мысленно привлеченным к объекту наших желаний и отталкивать от себя мысли о предметах болезненных или неприятных. Однако на практике ситуации, когда перед нами стоит простая проблема реагировать на однозначно положительный или однозначно отрицательный мотив, являются весьма редкими. Обычно в каждый данный момент в нас действуют разные два или более мотива. Иногда эти множественные мотивы совмещаемы, и тогда они могут усиливать друг друга. Однако чаще множественные мотивы в какой-то степени вступают друг с другом в противоречие.

Возможно, простейший случай кратковременного мотивацион-ного конфликта состоит в конфронтации единственного мотива сближения и единственного мотива избегания. Эта ситуация легко моделируется экспериментально на животных. Например, на пути к лакомству помещается электрический контакт, и животное получает болезненный удар током при прикосновении к нему. Для исследования человеческого поведения в ситуации сближения—избегания часто нет необходимости воздвигать искусственный барьер, поскольку множество вещей, которые мы хотели бы получить или сделать, окружены социальными табу, которые мы приручены не нарушать. Эти социальные запреты и выполняют роль барьера.

Не все мотивационные конфликты носят характер сближения — избегания. Противоречие может существовать между альтернативными целями, или это может быть выбор между различными путями достижения цели, или избегания нежелательной ситуации. Конфликтные ситуации, согласно К. Левину (1935), следуют трем основным схемам: сближение—сближение, избегание—избегание, сближение—избегание.

Сближение—сближение (желаемое—желаемое, аппетенция — аппетенция) — это конфликт между двумя равно положительными целями, т.е. проблема выбора между двумя желанными целями. Решение обычно достигается быстро и безболезненно. Тем не менее, выбор одной из целей означает потерю другой, и эта неизбежность делает конфликт иногда весьма чувствительным (фрустрирующим) для человека. Обычно равноценность объектов весьма затрудняет их выбор, но это равновесие неустойчиво, и по мере приближения к одному из объектов его привлекательность увеличивается, а привлекательность другого снижается.

Избегание—избегание (нежелаемое—нежелаемое, аверсия — аверсия) — представляет собой конфликт выбора из двух нежелательных решений. Это случай "выбора меньшего из двух зол", и в этой ситуации человек сколько возможно оттягивает свое решение. Как только он делает шаг в сторону от одной из неприятных альтернатив, ее отталкивающая сила уменьшается. Однако этот же шаг приближает его к другой неприятности, ее отталкивающая сила увеличивается, и человек часто возвращается на исходную позицию. Обычно дело решается вмешательством третьей силы, которая подтолкнет к выбору уже окончательного решения.

Сближение—избегание (желаемое—нежелаемое, аппетенция— аверсия)—конфликт, когда одна и та же цель для человека обладает как выраженными положительными, так и выраженными отрицательными свойствами. Этот тип конфликта вызывает наибольшие переживания, т.к. на человека действуют силы притяжения и отталкивания в одном и том же направлении. Примерами такого рода конфликтов являются съеденное ребенком без разрешения вкусное варенье и наказание, хорошая выпивка и похмелье, запретное удовольствие и потеря самоуважения.

Все рассмотренные выше варианты кратковременных конфликтов достаточно упрощены. В жизни, например, может наблюдаться ситуация, при которой одна из возможных линий поведения представляет собой нежелательный путь к желаемому результату, а другая — желаемый путь к нежелательному результату. В этом случае обе линии поведения могут в равной степени привлекать (как в конфликте сближение—сближение), либо в равной мере отвергаться (как при конфликте избегание—избегание). Такая ситуация иногда обозначается термином "двойной конфликт ". В реальных ситуациях бывает и так, что выбор одной из целей означает не полный отказ от другой, а лишь отсрочку ее достижения. Сущность любого конфликта заключается просто в том, что человек не может идти в двух разных направлениях одновременно.

Воздействие фрустрирующей ситуации будет наиболее неблагоприятным в том случае, если препятствие будет носить не пассивный характер (отсутствие необходимых средств для достижения цели), а активный характер, связанный с одновременным существованием разнонаправленных, но сравнимых по силе потребностей. Именно такой тип фрустрации и представляет собой интрапсихический конфликт, который В.Н. Мясищев (1960) определяет как несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности.

Возможность нарушения психической адаптации в результате интрапсихического конфликта тем больше, чем больше значимость для индивидуума конкурирующих потребностей.

Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу - но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других - незначительную.

Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт - либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

Мотивационные конфликты

Реакцией организма на мотивационное возбуждение обычно являются действия, направленные на ослабление или устранение возбуждения. Специфические способы действия очень широко варьируют в зависимости от конкретного мотива, конкретного индивида и конкретной ситуации.

Несмотря на это разнообразие, можно объединить все такие целенаправленные действия в две общие категории: поведение, направленное на сближение и на избегание.

Не всякое сближение и избегание обязательно требуют физических действий. Мы можем чувствовать себя мысленно привлеченным к объекту наших желаний и отталкивать от себя мысли о предметах болезненных или неприятных. Однако на практике ситуации, когда перед нами стоит простая проблема реагировать на однозначно положительный или однозначно отрицательный мотив, являются весьма редкими. Обычно в каждый данный момент в нас действуют разные два или более мотива. Иногда эти множественные мотивы совмещаемы, и тогда они могут усиливать друг друга. Однако чаще множественные мотивы в какой-то степени вступают друг с другом в противоречие.

Возможно, простейший случай кратковременного мотивацион-ного конфликта состоит в конфронтации единственного мотива сближения и единственного мотива избегания. Эта ситуация легко моделируется экспериментально на животных. Например, на пути к лакомству помещается электрический контакт, и животное получает болезненный удар током при прикосновении к нему. Для исследования человеческого поведения в ситуации сближения-избегания часто нет необходимости воздвигать искусственный барьер, поскольку множество вещей, которые мы хотели бы получить или сделать, окружены социальными табу, которые мы приручены не нарушать. Эти социальные запреты и выполняют роль барьера.

Не все мотивационные конфликты носят характер сближения - избегания. Противоречие может существовать между альтернативными целями, или это может быть выбор между различными путями достижения цели, или избегания нежелательной ситуации. Конфликтные ситуации, согласно К. Левину (1935), следуют трем основным схемам: сближение-сближение, избегание-избегание, сближение-избегание.

Сближение-сближение (желаемое-желаемое, аппетенция - аппетенция) - это конфликт между двумя равно положительными целями, т.е. проблема выбора между двумя желанными целями. Решение обычно достигается быстро и безболезненно. Тем не менее, выбор одной из целей означает потерю другой, и эта неизбежность делает конфликт иногда весьма чувствительным (фрустрирующим) для человека. Обычно равноценность объектов весьма затрудняет их выбор, но это равновесие неустойчиво, и по мере приближения к одному из объектов его привлекательность увеличивается, а привлекательность другого снижается.

Избегание-избегание (нежелаемое-нежелаемое, аверсия - аверсия) - представляет собой конфликт выбора из двух нежелательных решений. Это случай "выбора меньшего из двух зол", и в этой ситуации человек сколько возможно оттягивает свое решение. Как только он делает шаг в сторону от одной из неприятных альтернатив, ее отталкивающая сила уменьшается. Однако этот же шаг приближает его к другой неприятности, ее отталкивающая сила увеличивается, и человек часто возвращается на исходную позицию.

Обычно дело решается вмешательством третьей силы, которая подтолкнет к выбору уже окончательного решения.

Сближение-избегание (желаемое-нежелаемое, аппетенция- аверсия)-конфликт, когда одна и та же цель для человека обладает как выраженными положительными, так и выраженными отрицательными свойствами. Этот тип конфликта вызывает наибольшие переживания, т.к. на человека действуют силы притяжения и отталкивания в одном и том же направлении. Примерами такого рода конфликтов являются съеденное ребенком без разрешения вкусное варенье и наказание, хорошая выпивка и похмелье, запретное удовольствие и потеря самоуважения.

Все рассмотренные выше варианты кратковременных конфликтов достаточно упрощены. В жизни, например, может наблюдаться ситуация, при которой одна из возможных линий поведения представляет собой нежелательный путь к желаемому результату, а другая - желаемый путь к нежелательному результату. В этом случае обе линии поведения могут в равной степени привлекать (как в конфликте сближение-сближение), либо в равной мере отвергаться (как при конфликте избегание-избегание). Такая ситуация иногда обозначается термином "двойной конфликт ". В реальных ситуациях бывает и так, что выбор одной из целей означает не полный отказ от другой, а лишь отсрочку ее достижения. Сущность любого конфликта заключается просто в том, что человек не может идти в двух разных направлениях одновременно.

Воздействие фрустрирующей ситуации будет наиболее неблагоприятным в том случае, если препятствие будет носить не пассивный характер (отсутствие необходимых средств для достижения цели), а активный характер, связанный с одновременным существованием разнонаправленных, но сравнимых по силе потребностей. Именно такой тип фрустрации и представляет собой интрапсихический конфликт, который В.Н. Мясищев (1960) определяет как несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности.

Возможность нарушения психической адаптации в результате интрапсихического конфликта тем больше, чем больше значимость для индивидуума конкурирующих потребностей.

Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу - но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других - незначительную.

Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт - либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.