Опосредованность как свойство мышления. Обобщенность и опосредованность — существенные признаки мышления Мышление - опосредованное и обобщенное познание окружающего мира

Опосредованность мышления - это свойство мысли, сущность которого заключается в возможности выхода за пределы непосредственного опыта. Иногда требуется сделать промежуточные шаги, которые кажутся направленными в сторону, противоположную цели, например решить задачу с помощью обходных путей или непрямых путей.

  • 1. Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л. Как отмерить 15 л? (Эта задача может быть решения путем сложения: 12 + 3= 15.)
  • 2. Даны три сосуда: 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды? (Можно решить путем вычитания обоих меньших чисел из большего: 37 - 21 - 3 - 3= 10.)
  • 3. Каким образом можно достать спичку, лежащую на дне двухметровой трубы, вкопанной в землю?

Если на пути решения задачи встретились значительные трудности, то такую задачу можно разбить на несколько более мелких задач, или подзадач.

Ретроспективность мышления - умение провести тщательный анализ происходящего и сделать соответствующие выводы.

Мудрый создает себе больше возможностей, чем ему представит случай; мудрый создает орудие из всего, что попадется ему под руку; мудрый превратит случай в удачу - иначе говоря, ретроспективный анализ решения, возращение к уже полученному результату, является важным шагом в процессе профессионализации мышления специалиста.

Ретроспективный анализ конфликта - это попытка оценить ситуацию уже спустя некоторое время после разрешения или окончания конфликта, когда его участники занимают несколько иные позиции в коллективе. С течением времени отдельные наиболее существенные моменты поведения в конфликтной ситуации могут воспроизводиться острее. А так как нет особой необходимости в психологической защите, чтобы облегчить эмоциональные переживания, что нередко ведет к искажению события, стремлению передать его в идеализированном виде, данные могут быть получены более достоверные.

  • 1. Пять землекопов за пять часов выкапывают 5 м канавы. Сколько землекопов выкопают 100 м канавы за 100 часов?
  • 2. Тройка лошадей пробежала в час 24 км. Сколько километров в час пробежала каждая лошадь?
  • 3. Коля спросил:
    • - У меня 10 марок, а у тебя, Саша?

Саша ответил:

У меня столько же марок, сколько у тебя, и еще половина всех моих марок.

Сколько марок у Саши?

  • 1. Тот, кто не думает снова, не может думать правильно. Вторые мысли самые лучшие.
  • 2. Умный человек не обижается, а делает выводы.
  • 3. После проведенного анализа процесса и результата решенной ситуации целесообразно ответить самому себе на следующие вопросы.

Что нового я узнал?

Что меня больше всего удивило, порадовало, огорчило?

Чему я научился, побывав в этой ситуации?

Какие выводы я делаю на будущее?

Любознательность ума - способность удивляться всему новому; познавательный интерес; «игра» с идеей; открытость к незавершенным и неопределенным ситуациям; потребность поиска на вопрос: что бы я сделал по-другому?

Любознательные люди раздумывают о причинах происшествия. Там, где для любопытных уже нет материала для глаз и ушей, для любознательных только начинается работа. Эта работа мысли, разбуженной конкретным, случайным фактом, но за которым мысль ищет определенную закономерность. Любопытство - консервация непосредственного отношения к миру (суетятся, мечутся, восторгаются, ахают и охают). Однако в этом типе личности нет развития.

Н.В. Гоголь точно заметил: любопытство безлико, проявления его одинаковы, а любознательность рождает неповторимые индивидуальности, потому что путь вглубь истины уникален.

В случае любознательности импульс исходит от самого человека, что в корне меняет характер интереса. И, что самое важное, он не угасает с окончанием той или иной ситуации, а наоборот, еще больше разгорается, захватывает его целиком, заставляя все глубже погружаться в интересующую деятельность. Мысль человека снова и снова возвращается к тому, что осталось невыясненным до конца. Любознательность означает умение шагнуть через себя.

Любопытство - это интерес поверхностный, ситуативный, реактивный, эпизодический, связанный с переживанием своего познавательного отношения к предмету в данный момент. Такой интерес хрупок, неустойчив и быстро исчезает, не оставляя часто почти никаких следов в жизни личности. Для профессионала, заинтересованного в личностном росте и сотрудничестве, важно научиться выбирать из потока информации нечто личностное и волнующее.

Эксперименты, проведенные на крысах, показали, что примерно на тысячу находится одна крыса, которая время от времени будет заходить в ту часть клетки, в которой получает удары электрическим током.

  • 1. Бабушке нужно зажарить шесть котлет, а на сковородке помещается только четыре котлеты. Каждую котлету нужно жарить 5 мин на одной стороне и 5 мин на другой. Сколько времени потребуется для того, чтобы зажарить шесть котлет на этой сковородке? Как можно это сделать за 15 мин?
  • 2. Дайте обоснованный ответ на вопрос: «Сунуть нос в чужие дела - хорошо или плохо?».
  • 1. Любопытство всегда способствует изобретательности (С. Цвейг).
  • 2. Чем тоньше лед, тем больше всем хочется убедиться, выдержит ли он (Г.У. Шоу).

Мышление - опосредованное и обобщенное познание

окружающего мира.

Мышление и речь.

Основные формы мышления.

Мыслительные операции.

Понятия и их формирование.

Решение мыслительных задач.

Виды мышления.

Качества ума.

Некоторые особенности мышления младших

школьников.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять - это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существен­ное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который назы­вается мышлением.

6.1. Мышление - опосредованное и обобщенное познание окружающего мира

Ощущения и восприятие дают возможность непосред­ственно познать отдельные предметы и явления реального мира. С помощью органов чувств мы воспринимаем дей-ствительность непосредственно. Например, мы смотрим на стену и видим ее цвет; мы определяем размер двух разных карандашей, лежащих перед нами; мы воспринимаем дан­ную фигуру как треугольник. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно опреде­лить погоду и не выходя из дома, косвенным путем, ис­пользовав с этой целью термометр. Видя, на каком деле­нии стоит ртуть, мы определим, тепло или холодно сей­час на улице. В этом случае мы исходим из того, что существует зависимость между высотой ртутного столба и температурой воздуха (между высотой карандаша, напри­мер, и температурой воздуха связи нет). Таким образом, термометр является средством, позволяющим нам отве­тить на вопрос: какая погода? И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и вос­приятий, а опосредованно. Барометр помогает нам узнать об атмосферном давлении, так как существует связь меж­ду атмосферным давлением и показанием стрелки баро­метра. Такого рода познание не является непосредствен­ным показанием наших анализаторов, а является опосре­дованным познанием.

Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в воспри­ятии - в совокупности всех этих качеств, признаков, то посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств. ~

Еще один пример. Можно измерить высоту дерева? Мож­но, но непосредственно измерить его высоту линейкой -и трудно, и долго. Тогда человек в час, когда длина его тени равна его росту, измеряет тень дерева и таким спосо­бом, посредством длины тени, узнает о высоте дерева, т.е. узнает опосредствованно. И знание, полученное этим пу­тем, является опосредствованным знанием, а процесс приобретения этого знания, представляющий собой про­цесс мышления, оказывается опосредствованным позна­нием действительности.

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих пред­метов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать отве­ты косвенным путем, делая выводы из уже имеющихсясительно других подобных единичных предметов, явле­ний и фактов.

Обобщенное отражение (познание) действительности -важнейший признак мышления. Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существен­ные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность пред­мета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение законо­мерных существенных связей.

Итак, мышление - это процесс опосредованного и обоб­щенного познания (отражения) окружающего мира.

6.2. Мышление и речь

Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предме­тах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!)

В замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок... Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная вселенная... Новый человек род­нится с древними мыслями, с теми, что сложились в го­ловах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обре­тает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только бла­годаря языку».

В системе языка за каждым словом исторически закреп­лено определенное значение. Значение слова - это всегдаобобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользу­ясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда об­лекаются в речевую форму. В тесной связ и речи и мышле­ния может убедиться каждый, если поставит перед собой вопрос: На каком языке думают?

Речь является не только формой, но и орудием мышле­ния. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь по­могает мыслить. Необходимость выразит!, мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тща­тельного продумывания ее. В этих случаях мы замечаем, что кое-что из того, что нам казалось уж е ясным, понят­ным, нуждается в уточнении, в более глубоком и основа­тельном обдумывании. Подбор слов и вьщажений, необхо­димых для сообщения, побуждает нас вдумываться в дета­ли мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания. Рассказ о чем-либо другому человеку час;т0 является луч­шим способом уяснить себе собственную мысль, до конца продумать ее содержание. Неразрывная с В язь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи. Мышление и речь, мысль и слово - не тождественны друг другу. Одну и ту же мысль можно выразит^ на разных язы­ках. Одно и то же слово может выражать Ьазные понятия -это омонимы, например, ключ, коса, ручка и др. И одно понятие может быть выражено разными Словами - это си­нонимы; например, путь - дорога, задир а - забияка, гра­ница - рубеж и др.

Как и все психические процессы, мышление представ­ляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление - это обобщенное при помоцщ слова отраже­ние действительности, ведущую роль в этой деятельнос­ти играет вторая сигнальная система. £ е постоянное и тесное взаимодействие с первой с/с обусловливает не­разрывную связь обобщенного отражения действительно­сти, каким является мышление, с чувственным позна­нием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.

Физиологические механизмы собственно речи - это вто-росигнальная деятельность коры, которая является слож­ной координированной работой многи х групп нервных клеток коры головного мозга.6.3. Основные формы мышления

Всякий мыслительный процесс осуществляется в фор­ме суждений, которые всегда выражаются словами, даже если слова и не произносятся вслух.

Суждение - это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений меж- 1 ду предметами или явлениями, между теми или "иными признаками их.

Иные словами, суждение - это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается. Например, суждение «После молнии гремит гром» утверждает нали­чие определенной связи во времени между двумя явлени­ями в природе. Суждение может быть либо истинным, либо ложным. Например, суждение «Все планеты вращаются вок­руг солнца» - истинное, а суждение «Все вы хорошо сда­дите экзамен по психологии» - проблематичное. Всякое суждение притязает на истинность, но ни одно не являет­ся безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость мыслительной и практической проверки суждения. Любая гипотеза - яркий пример необходимости проверять и до­казывать высказанное суждение. Работа мысли над сужде­нием, направленная на установление и проверку его ис­тинности, называется рассуждением.

К суждениям мы приходим как непосредственно, ког­да в них констатируется то, что воспринимается («В ауди­тории довольно шумно», «Все дороги занесло снегом» и др.), так и опосредованным путем - через умозаключения.

Непосредственное суждение: «Мальчик ест яблоко». Опосредованное сужение: «Собака - животное».

Суждения могут соответствовать или не соответствовать действительности, поэтому различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные.

Истинные суждения о каком-либо предмете есть знание об этом предмете. Например, «Ртуть - проводник электри­чества», «Москва - столица России».

Ложные, или ошибочные, суждения выражают незнание: «Дважды три - восемь».

Предположительными называются суждения, которые могут быть истинными или ложными, т.е. они могут соот­ветствовать действительности, а могут и не соответство­вать. Например, «Может быть, завтра будет дождь».

Иметь суждение - это значит что-либо утверждать или отрицать: «Этот стол - деревянный».знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосре­дованно, т.е. через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде.

Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных зна­ний, представляет собой мыслительную деятельность. И наиболее существенной особенностью процессов мыш­ления является то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта. Опосредованный характер мыш­ления дает нам возможность значительно расширить по­знание действительности. Область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприя­тие, но выходя за его пределы, мы познаем в итоге мыш­ления далекое прошлое земли, развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем но­вые законы и пр. В результате всех этих рассуждений мы можем сказать теперь, что мышление - это опосредствен-ное познание (или отражение) действительности.

Но мышление не только опосредованное, но и обоб­щенное познание (отражение) окружающего мира.

Ощущения и восприятия дают нам знание единично­го - отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание никак не может быть достаточным. Жизнь, практика требуют уме­ния предвидеть результаты наших действий, последствий различных явлений, событий, нами воспринимаемых. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой, вывод тре­бует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений. Общее свойство применяется и к данному случаю. Вот, например, лист бумаги. Что с ним произойдет, если его бросить в огонь? Сгорит. Почему мы это знаем, ведь этот лист мы не бросали в огонь. Но мы много раз видели, как горит бумага. Обобщили эти факты и теперь знаем. А если бы нам показали лист из неизвестного материала? Мы бы так уверенно не ответили. Следовательно, чтобы пред­видеть, надо обобщать единичные предметы, явления, факты и, исходя из этих обобщений, делать вывод отно-Умозаключение - форма мышления, позволяющая че­ловеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными сло­вами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.

Различают два основных вида умозаключений - индук­тивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию.

Индукция - это умозаключение от частных случаев к общему положению. Индукция начинается с накопления разнообразных знаний об однородных предметах и явле­ниях, что дает возможность найти в них существенно сход­ное и существенно различное и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих пред­метов и явлений, делают новый общий вывод, или заклю­чение, устанавливают общее правило или закон. Напри­мер, известно, что золото, медь, железо, чугун плавки. Следовательно, из этих суждений мы можем получить но­вое общее суждение: «Все металлы плавки».

Дедукция - такое умозаключение, в котором вывод за­ключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Например, два суждения: «Все тела при нагревании расширяются» и «Воздух есть тело». Отсюда вывод (новое суждение): «Сле­довательно, воздух при нагревании расширяется».

Оба вида умозаключений - индукция и дедукция - тес­но связаны друг с другом. Сложные процессы рассужде­ний всегда представляют собой цепь умозаключений, в ко­торых оба вида выводов переплетаются и взаимодейству­ют.

Опосредованность мышления имеет специфические особенности. Мышление опосредованно практической деятельностью человека, направленной на освоение действительности, общением и речью. Первоначально познание свойств, не доступных чувственному отражению, является прямым результатом деятельности, направленной на практические цели. Со временем познавательные действия приобретают самостоятельный статус, формируются внутренние (умственные) действия, деятельность, нацеленная на решение познавательных задач. Этому в значительной степени способствует языковая форма выражения и закрепления полученных сведений, а так же обмен опытом между людьми.

В ходе дальнейшего развития умственная деятельность отделяется от практической и становится способом существования отдельных людей.

Усложнение познавательной деятельности ставит перед человеком новую задачу - исследования собственного мышления. Диалог начинает осознанно применяться не только как метод познания, но и самопознания. Разрабатывается система правильного, дисциплинированного мышления, с которой начинается развитие науки логики.

Мышление имеет глубокие социально-исторические корни. Ведущая роль в развитии мышления принадлежит естественному научному языку и речи. Как говорил Л.С. Выготский, не только отдельные психические процессы, но все сознание в целом обязаны своим происхождением слову.

Сознание, согласно Выготскому, имеет системно-смысловое строение. С одной стороны, это система психических функций, с другой - система значений.

На ранних этапах развития этой системы центральное место в ней занимает восприятие, позже - память, еще позже - мышление. Каждый из психических процессов на всем протяжении развития сознания оказывает обратное влияние на ранее сложившиеся психические функции, поднимая их до более высокого уровня; далее эти преобразованные психические функции побуждают к дальнейшему развитию те процессы, которые способствовали их преобразованию.

Для дошкольника, пишет Выготский, подумать означает вспомнить, а для школьника вспомнить означает подумать. Восприятие и память наполняют мышление чувственным содержанием. Влияние памяти на восприятие проявляется в таких его свойствах, как проективность и апперцептивность. Мышление же придает восприятию осмысленность, в результате чувственное становится разумным.

Мышление, как и все психические процессы опосредовано всей совокупностью продуктов культурно - исторического опыта человечества, включая способы осуществления деятельностей, которые усваиваются, присваиваются и используются индивидом в своей жизни.

Средствами мышления могут быть и являются инженерно-технические сооружения (измерительные приборы, следящие устройства, компьютеры), графические конструкции (чертежи, схемы, диаграммы, модели), знаково-символические посредники: от слов естественного языка до развернутой речи, от отдельных научных терминов до развернутых теоретических построений, от отдельных логико-математических или физических символов до формул, отражающих законы связей и преобразований элементов соответствующих предметов.

Все то, что в мышлении цель, после достижения таковой становятся средством. Определение того, что есть цель, а что средства, зависит от характера решаемых проблем. На этом основании в категорию средств мышления следует включить и все формы чувственного отражения действительности. Мышление возникает в ситуациях дефицита чувственного опыта, но понимание сложной ситуации и открытие способов ее разрешения, может быть не всегда, но часто происходит по аналогии с чувственно воспринимаемым. Следующий вопрос связан со спецификой мышления как процесса. Ответ на этот вопрос возвращает нас к первоначалам, к тому, с чего начинается мышление.

Философ античных времен Платон видел это начало в чувстве удивления. Его ученик Аристотель - в априорных причинах: целевой, формальной, материальной и движущей, - предопределяющих направление действия и оформление его в виде практического или речевого мышления. Наряду с этим вводится еще один вид мышления, который не телу (материальная причина) обязан своим происхождением, которое свойственно не всем, но только избранным и которое получило название теоретического, то есть имеющего божественную природу.

Согласно учению английского философа 17 века Дж.Локка мышление берет начало с простых идей - ощущений, соединение которых, опосредованное операциями, приводит к образованию сложных идей - понятий.

В учении французского философа Р. Декарта исходной точкой, из которой берет начало мышление, является не ощущение и не восприятие, а сомнение в истинности чувственного познания. Чувственный опыт освоения действительности, по Р. Декарту, обеспечивается рефлексивными механизмами, общими для человека и животных. Чувства сомнения свойственны только человеку. Осознание самого факта наличия сомнений дает начало движению в направлении, перпендикулярном чувственному. Это и есть начало мышления.

Учения философов, исследующих вопрос о началах мышления с разных теоретических позиций, но использующих в этих целях единственный, доступный в те времена метод интроспекции, оказали большое влияние на психологию 20-ого и сегодняшнего столетия. В современной психологии считается, что мышление возникает в проблемной ситуации. Первым, более или менее объективным признаком проблемной ситуации является остановка ранее текущего процесса (движения или действия) и вопрос, заданный в самой общей форме, типа: что такое, в чем дело, как? Субъективными признаками проблемной ситуации является: состояние неопределенности, нераскрытости, непонятности предметных отношений в ней, чувство растерянности, смятения или удивления. Вопрос содержит в себе эти состояния и выражает их.

Ситуация, в которой определены или намечены 2 основные детерминанты действия - цель и потребность в ее достижении, но нет готовых, сложившихся на данный момент средств достижения цели и удовлетворения потребности, - называется проблемной.

В природе проблемной ситуации не существует, они возникают только в жизнидеятельности человека или человеческого общества, побуждая к поиску новых средств и способов удовлетворения потребностей. Ф.Перлз называл подобные ситуации тупиковыми и связывал их с состояниями незаполненности сознания, с отсутствием в сознании человека каких-либо образов или представлений. Проблемные или подобные им ситуации знаменуют переход от того, что есть к тому, чего нет, но только будет, от репродукции прошлого опыта в деятельности человека к конструированию новых идей.

Состояние неопределенности и осознание факта наличия проблемной ситуации, заключенные в вопросах общего типа, выполняют роль мотивирующего начала мышления. Далее вступают в действие аналитико-синтетические процессы, благодаря которым субъект мышления отделяет то, что дано ему в этой ситуации от того, что неизвестно и требуется найти. В результате субъект определяется в проблемной ситуации, а ситуация преобразуется в задачу. На этом заканчивается первая фаза мышления как процесса.

Сама постановка проблемы, как пишет С.Л.Рубинштейн, является актом мышления. Сформулировать вопрос, значит подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему, значит найти путь, то есть метод для ее решения .

От осознания проблемы субъект переходит к непосредственному ее разрешению. Этот процесс осуществляется в виде практического опробования проблемной ситуации или выдвижения и проверки гипотез. В наиболее развитых формах мышления этот процесс реализуется в виде осознанной гипотетико-дедуктивной деятельности.

Выбор наиболее удачной идеи или выработка (изобретение) адекватного способа решения проблемы означает переход в последнюю фазу - оформления продукта мышления в виде суждений, умозаключений или практических преобразований проблемной ситуации в направлении ее разрешения и снятия. В последней, завершающей фазе мышления создаются условия для возврата субъекта к тому процессу, который был прерван проблемной ситуацией и восстановления прежде текущего процесса, если, конечно, мотивирующие его факторы не потеряли своей актуальности.

Фазы - это довольно крупные звенья мышления, вполне доступные внешнему наблюдению или интроспекции (самонаблюдению), если таковая способность имеется у субъекта. Фазовая динамика отражает цикличность, структурную целостность и завершенность мышления, как процесса решения задач. Возникает закономерный вопрос: при помощи, каких конкретных средств реализуется каждая из фаз и весь цикл в целом?

В экспериментальной и практической психологии содержится достаточно определенный ответ на этот вопрос - с помощью операций. Мышление - процесс операциональный. Наиболее изученными операциями мышления являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Рассмотрим каждую из них отдельно.

Анализ означает расчленение целого на части; синтез - воссоединение частей и образование новых целостностей. Аналитическая функция в наибольшей степени свойственна сенсорным процессам, синтетическая - перцептивным. Генетические корни этих операций уходят во внешние практические действия. В перспективе развития каждая из них может быть преобразована в более-менее самостоятельный вид деятельности.

Известно, что некоторые люди наиболее склонны к аналитической деятельности. Их называют аналитиками или критиками. Другие более способны к синтезированию и генерированию идей. Творческий процесс в целом осуществляется в диалоге аналитиков и синтезаторов. Анализ и синтез как операции мышления взаимообусловлены и взаимосогласованны таким образом, что вместе образуют единую аналитико-синтетическую деятельность, разворачивающуюся в двух направлениях: анализ через синтез или, наоборот, синтез через анализ.

Сравнение означает сопоставление вещей, свойств, явлений, идей и выявление отношений сходства или различия между ними. Сравнение лежит в основе уподобления, распознавания и узнавания не только вещественных, но и графических, символических или идеальных объектов. Эта операция входит в состав как элементарных актов мышления, так и сложных форм мыследеятельности.

Сравнение является одной из основных операций на ранних этапах развития познавательной деятельности. Сопоставляя предметы по чувственно-воспринимаемым признакам, выявляя в них общие и отличительные особенности, дети овладевают способами построения эмпирических классов. Основные приемы литературного творчества - аналогия, метафора, синекдоха, - содержат в себе операции сравнения.

Абстрагирование и конкретизация - еще одна диада взаимосогласованных операций. Абстрагирование означает выделение, вычленение, извлечение или изоляцию отдельных свойств, сторон, явлений, способов действия или деятельности. Принято различать чувственную, эмпирическую и теоретическую абстракцию. Чувственная выражается в отвлечении одних аспектов непосредственно-воспринимаемой действительности от других. Она характерна для детей дошкольного возраста, которые на вопрос, «что такое собака?» - отвечают: «собака лает, у нее есть животик, хвостик, лапки и ушки».

Эмпирическая абстракция составляет содержательную основу понятий и классификаций, построенных с помощью наблюдений и сопоставлений множества конкретных образов. В качестве примера можно привести классификацию растений или животных в биологии. Критерии биологических понятий и классификаций содержат, как правило, эмпирические знания относительно чувственно-воспринимаемых признаков.

Теоретическая абстракция лежит в основе понятий, не имеющих чувственного аналога в объективной действительности. Таких понятий много в аналитической алгебре, геометрии, а также в философии и психологии, например, «бессознательное» или «мышление».

Конкретизация как операция мышления состоит в подборе примеров при усвоении понятий и наполнении понятий конкретным, чувственным содержанием. Конкретизация включена во все виды деятельности и приобретает особое значение в литературном и художественном творчестве.

Мера соотношения конкретизаций и абстрагирования регулируется понятиями: норма, отклонение, оригинальность, патология. Чрезмерная конкретизация без абстрагирования является одним из признаков деменции, а высокая степень абстрагирования без конкретизации - характерная особенность некоторых видов шизофрении. Динамика отношений между конкретизацией и абстрагированием подобна таковой между операциями анализа и синтеза. Взаимопереходы парных операций из одной в другую - условие гибкости мышления.

Последняя из вышеприведенных операций мышления - обобщение, которое с одной стороны, результат взаимодействия всех перечисленных операций, с другой - имеет самостоятельное значение. Обобщение означает объединение свойств, предметов, представлений или знаний в одну группу, которой присуждается имя. Развитие обобщений связано с возникновением первых слов и развитием речи. Уровень обобщения определяет вид понятий, формирующихся как продукт мышления, функционирующих, как средство мышления и представляющих собой содержательные аспекты мышления.

В генетическом отношении источником обобщений является интерсубъективное, в том числе практическое, коммуникативное и когнитивное (познавательное) взаимодействие. Практика, общение и познание - три основных составляющих человеческого существования. Роль каждой из этих составляющих разная на разных этапах развития индивида и общества

На ранних этапах историко-генетического процесса преобладает практическая деятельность, которая осуществляется с помощью практических действий в непосредственно открывающемся чувственному опыту пространстве. В этот способ освоения действительности включаются общение и познание. Затем общение автономизируется и выделяется в самостоятельный вид деятельности. Познание на этом этапе становится способом существования отдельных групп людей. Вслед за этим наступает этап, когда познание становится условием успешной жизнедеятельности большинства. На этом этапе начинается массовое обучение, увеличивается количество ступеней обучения, появляются персональные компьютеры, электронные средства связи. Общение приобретает новые формы.

Мышление в этом эпохальном масштабе развивается от мышления в форме действия к мышлению в форме образа и от него, не прерывая связи с предыдущими формами, к мышлению в форме Слова. С начала Слово, затем речь, позже, наряду с естественными, искусственные языки, - становятся основными средствами практического, коммуникационного и когнитивного развития человека. Культурно-исторические срезы в развитии мышления - ещё одна характеристика этого процесса.

Исходной формой мышления человека является внешнее предметное действие. Динамика отношений между действием и деятельностью такова, что действие, включенное в деятельность, направленную на удовлетворение потребностей, может преобразовываться в деятельность. В этом случае цель становится мотивом. В свою очередь деятельность может трансформироваться в действие как условие осуществления новых видов деятельности.

Операции являются по своему происхождению трансформированными и автоматизированными действиями, включенными в состав других, более сложных действий. В случае затруднений, операция может разворачиваться в действие, изменяться в этом процессе и преобразовываться в новую операцию.

Достижение цели, т.е. преодоление расстояния от того, что есть к тому, чего еще нет, но только будет, требует в определенной степени напряжения всех сил и преодоление себя, другими словами, означает выход за пределы актуального субъективного опыта. В этом смысле действие выполняет трансцендентную функцию.

В генетической перспективе действие развивается в направлении от внешних, направленных на внешнюю цель, до внутренних, умственных, целенаправленных действий, операционный состав которых сворачивается, редуцируется и не презентируется сознанию. Это путь интериоризации. Переход внутренних, мыслительных действий и операций из свойственной им свернутой и сокращенной формы в развернутую внешнюю форму - путь экстериоризации. На этом пути мысль оформляется и реализуется во внешнем плане (материализуется).

Вся история развития мышления, как социального феномена, так и индивидуальной способности отдельного человека показывает, что этот процесс самым непосредственным образом связан с возникновением и развитием слова, языка и речи. Слово - это универсальный знак, который может быть соотнесен с любым явлением внешнего по отношению к субъекту мира и любым субъективным состоянием. Слово, как всякий знак, имеет две стороны - внешнюю (звукоряд) и внутреннюю (значение). Внешняя - чувственно-воспринимаемая сторона слова и речи в целом создает возможность сообщения без отрыва от непосредственного практического взаимодействия между людьми. Принимая сообщение от другого, человек изменяет свои действия, корректирует их и в этом согласованном процессе развивается целенаправленная коллективная деятельность. Первое слово и есть сообщение, адресованное другому человеку. Универсальность словесного сообщения в том, что будучи средством воздействия на другого, слово становится средством воздействия на самого себя и, таким образом, средством управления собственными действиями и мышлением.

В генезисе речи наблюдается смена форм речевой деятельности, в результате чего внешняя речь преобразуется во внутреннюю. В этом процессе звуковой ряд слова или сообщения редуцируется и интроспективно не фиксируется, подобно тому, как не осознается звуковая сторона собственной речи детьми дошкольного возраста. Определить меру участия внутренней речи в мышлении можно только аппаратурными методами. Такого рода исследование было проведено А.Н Соколовым .

В качестве стимульного материала в этом исследовании были использованы прогрессивные матрицы Равенна из теста Д. Равенна, арифметические и лингвистические задачи, предъявляемые визуально или аудиально. В одной из серий исследования проводилась регистрация микродвижений языка и электрической активности речевой мускулатуры как объективных показателей участия речи в решении задач. В другой серии - в опытах с центральными речевыми помехами - испытуемым предлагалось молча, про себя решать задачи при одновременном проговаривании вслух стихов, бессмысленных слогов или (натурального ряда) чисел.

По данным исследования моторной возбудимости и электроактивности речевой мускулатуры было установлено, что интенсивность и длительность внутренней речи:

  • - увеличивается при возрастании степени сложности и новизны решаемых задач;
  • - более выражены при аудиальном предъявлении стимульного материала;
  • - чаще наблюдается у детей, чем у взрослых.

Опыты с центральным торможением показали, что речевые помехи во время лингвистических задач вызывают нечто вроде «сенсорной афазии», при которой испытуемые, воспринимая отдельные слова, не понимали смысла фраз и предложения. На этом основании был сделан вывод о том, что скрытая вербализация имеет прямое отношение к смысловой переработке воспринимаемой информации.

Мышление формируется у человека не сразу. У новорожденных детей оно отсутствует, у грудного младенца формируются условные рефлексы. Это означает, что его мозг может гибко связывать между собой 2 раздражителя и адекватно на них реагировать. Например, младенец улыбается матери и плачет при виде незнакомого человека. Только к концу первого года жизни у ребенка начинают проявляться первые элементы мышления.

Согласно представления швейцарского психолога Жана Пиаже, существуют 4 стадии развития мышления:

  • Стадия сенсомоторного интеллекта (в возрасте 1-2 года) – развивается способность воспринимать и познавать предметы реального мира; ребенок начинает выделять себя из окружающего мира.
  • Стадия операционального мышления (в возрасте 2-7 лет) – развивается речь, развивается эгоцентризм мышления.
  • Стадия конкретных операций (в возрасте от 7-8 до 11-12 лет) – появляется возможность логических объяснений своим действиям, переходить с одной точки зрения на другую, развивается способность объединять предметы в классы.
  • Стадия формальных операций (от 12-15 лет и далее) – способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий.

Что же такое мышление?
Из выше сказанного можно дать определение мышлению.

Мышление – это сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.
Мышление по сути — это всегда поиск и открытие чего-то нового. Мышление начинается там, где возникает проблемная ситуация.

Основные признаки мышления:

Опосредованность.
Мышление отдельно взятого человека опосредовано развитием мышления всего человечества. Мышление – это своеобразная «модель вселенной внутри нас». Оно формируется в среде себе подобных, где есть возможность впитывать социальный опыт других, находиться в постоянном взаимодействии с ними.

Обобщенность.
Мышление – это обобщенное познание существенных свойств и явлений окружающей действительности, а также связей и отношений, существующих между ними. Объекты могут обобщаться на основании одного признака (простейшие обобщения) или по множеству признаков (сложные обобщения). Например, когда мы произносим слово «самолет», то объединяем (обобщаем) в этот класс много летательных объектов, различающихся между собой размерами, формой, дальностью полета, назначением и т.п.

Целенаправленность и произвольность.
Мышление всегда связано с решением какой-то задачи и сопровождается определенным волевым усилием со стороны человека. Отсутствие проблемной ситуации приближает мыслительный процесс к стереотипному поведению.

Мышление всегда направлено навстречу цели. Например, потребность в изменении интерьера своей квартиры порождает цель перестановки мебели, переноса каких-то стенных перегородок и др. Т.е. Мысленное решение найдено. Далее должна подключиться воля, т.к. без воли мышление очень редко приводит к достижению цели. Мыслить – значит действовать.

Мышление как познавательная теоретическая деятельность тесным образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Действие – это первичная форма существования мышления.

Мыслительный процесс всегда направлен на разрешение какой-нибудь задачи, и в нем различают 4 основных этапа или фазы:

1. Осознание проблемной ситуации начинается с чувства удивления, вызванного ситуацией. И далее идет формулирование вопроса, проблемы, задачи. Сама постановка проблемы является актом мышления, ко­торый требует часто большой и сложной мыслительной работы. Сформулиро­вать, в чем вопрос, — значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему — значит если не разрешить ее, то по крайней мере найти путь, т. е. метод, для ее разрешения. Поэтому первый признак мыслящего чело­века — это умение видеть проблемы там, где они есть.

Возникновение вопросов — первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов, – индикатор отсутствия работы мысли.

2. Решение задачи совершается различными способами в зависимости от характера самой задачи. Этот процесс требует привлечения теоретических знаний. Первый шаг мысли в таком случае заключается в отнесении возникающего вопро­са или проблемы к некоторой области знания.

3. Выдвижение и перебор гипотез. Решение некоторых, особенно сложных задач совершается на основе гипотез. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством конт­рольных точек для проверки и критики своих гипотез рас­полагает мысль.

Степень критичности ума бывает очень разной у разных людей. Критич­ность — существенный признак зрелого ума. Критический ум тщательно взвешивает все доводы за и про­тив своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.

4. Выработка суждения по данному вопросу. Затем результат мыслительной работы спускается непосредственно в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи — развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.

Ирина Базан

Литература:
Ю.В. Щербатых «Общая психология»
С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»
А.В. Карпов «Общая психология»
В.М. Козубовский «Общая психология»

На предыдущем занятии по тем «Чувственное познание» отмечалось, что в принятии решения, регулировании поведения, построении профессионального жизненного пути, управлении действиями выделяются два вида знаний: непосредственное (чувственное), возникающее в ходе взаимодействия объектов с нашими органами чувств, и опосредованное (рациональное) рассуждениями, речью (рассудочное, мысленное).

Чувственное познание включает такие психические процессы, как ощущение, восприятие, внимание, память. Рациональное познание включает мышление и интеллект.

Мышление и интеллект близкие по содержанию термины. Термину «интеллект» соответствует слово «ум». Когда говорят, что этот «человек умный», то этим подчеркиваются его индивидуальные особенности интеллекта. С ростом ребенка мы часто слышим, что «ум ребенка развивается». Этим подчеркивается развитие интеллекта ребенка.

нам понятно, что на улице ненастье, ветер. Мы проходили с вами такие психические явления, как ощущение и восприятие, отражающие отдельные стороны действительности в разных сочетаниях (отдельных или более полных). Мышление помогает человеку полученные ощущения и восприятия, сопоставлять, сравнивать, различать и раскрывать отношения, выявлять взаимосвязи: то есть мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях. Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления.

Мышление и интеллект - это важнейшие отличительные черты человека. Термин современного человека - Homo sapiens (человек разумный). Оглохший Бетховен, ослепший Гомер не перестали быть великими, а вот человек, который потерял разум, кажется пораженным в самой человеческой сути.

Мышление – это прежде всего познание, которое с психологической точки зрения создает представление внешнего мира, его моделей и образов. Но восприятие – это тоже познание. А в чем разница между этими двумя психическими процессами? Например, человек, выглянув на улицу, видит, что крыша соседнего дома мокрая. Это пример восприятия. Но если человек по факту мокрой крыши соседнего дома заключает, что прошел дождь, то это уже пример простого мышления, т.е. мышления опосредованного, когда по одному факту выводится заключение о другом. Таким образом, мышление значительно сложнее: вначале создается модель внешних условий, а затем из нее выводится следующая модель. В выше приведенном примере первая модель – мокрая крыша (это относится к восприятию), а вторая модель - недавно прошел дождь (это относится к мышлению).



Итак, интеллект – способность к мышлению, а мышление – это процесс реализации интеллекта. Благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле, получил дополнительные средства для биологического выживания, но в то же время интеллект человека создал и колоссальные разрушительные силы. Для большинства видов деятельности существует определенный минимум интеллекта , который обеспечивает человеку возможность успешного занятия этим видом деятельности. Так, для математиков, шахматистов и др. этот минимум очень высок, а для других (например, работа курьера) – значительно ниже. Но возможен и такой факт, когда высокий интеллект может отрицательно отражаться на отношениях человека с другими людьми, что ведет к снижению успехов, и наоборот, если интеллект человека ниже оптимума, то снижается способность разбираться в ситуации, предсказывать развитие событий и т.д. При значительном превышении оптимума руководитель становится непонятным для людей своей группы, и в тоже время, чем выше интеллектуальный уровень группы, тем выше оптимум интеллекта для руководителя этой группы.

Если ребенок имеет очень высокий уровень интеллекта (более 155 баллов по тестам IQ ),то это отрицательно сказывается на его адаптации по отношению к другим детям, так как он опережает своих сверстников в умственном развитии более чем на 4 года и становятся чужими в своих коллективах.

Для мышления человека существенна взаимосвязь с речью и языком .



бы формах оно не осуществлялось.

Какие же этапы проходит мысль человека прежде, чем она будет выражена в развёрнутой речи одного человека другому? Прежде всего - это мотив высказывания (движущая сила процесса). Далее - возникновение мысли или общей схемы того содержания, которое должно быть воплощено в высказывании. Но прежде чем воплотиться в высказывании речевом, необходимо пройти этапвнутренней речи - существенный переходный этап между замыслом (или "мыслью") и развёрнутой внешней речью. Внутренняя речь порождает (генерирует) развёрнутое речевое высказывание, включающее исходный замысел в систему грамматических кодов языка.

Мышление и речь - не одно и то же. Мыслить - не значит говорить про себя (одну и ту же мысль можно высказать разными словами, но иногда не находим ни одного слова, чтобы выразить свою мысль). Основной единицей языка является слово, которое имеет сложное строение и состоит из двух частей: "предметная отнесённость" и"значение". Каждое слово обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета (этим язык человека отличается от "языка" животных, звуки которых выражают лишь определённое эффективное состояние, но никогда не обозначают предметов). Это первая функция слова (предметная отнесённость).

Вторая функция слова - значение слова - даёт возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определённой категории.

Реальное употребление слова - всегда результат выбора нужного значения из системы значений. Эта выделенная из многих возможных значений, соответствующая ситуация, система связей называется в психологии смыслом слова (от наглядного обозначения - ель, сосна, к более общему понятию - дерево, растение; далее к - растение, животное). Система смысловых связей, стоящих за словом выражающим понятие, позволяет мысли двигаться во многих направлениях, следовательно, понятие может считаться наиболее существенным механизмом в основе движения мысли.

Понятие - это опосредованное и обобщённое знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. В любом слове, носителе понятия, выделяются как эмоционально-образные, наглядные компоненты, так и системы логических связей. Только их соотношение у разных людей, в зависимости от умственного развития, разное (у детей дошкольного возраста преобладают за словом эмоционально-образные переживания; у школьников младших классов - наглядные, конкретно-образные и ситуативные связи; у старшеклассников и взрослых - сложные логические связи ).

Понятие может быть раскрыто разными способами: внешним описанием явлений, перечислением существенных признаков и последовательностей, дать определение (тезаурус ). Важнейшим показателем усвоения понятия является умение пользоваться им в познавательной и практической деятельности. Выделяется следующая последовательность этапов усвоения понятия: конкретное единичное использование понятия; выделение понятий из круга родственных понятий, но неразличение при этом существенных и несущественных признаков; определение обобщённых существенных признаков без умения широкого употребления понятия; выделение существенных признаков, широкое использование понятия.

Рассмотримосновные этапы или фазы процесса мышления .

Начинается мыслительный процесс в сознании проблемной ситуации (ПС ). (Этот этап не всем под силу - тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир как само собой разумеющееся; чем больше знаний, тем больше видится проблем). Проблемная ситуация содержит в себе противоречие и не имеет однозначного решения.

В результате анализа проблемной ситуации формулируется задача (ФЗ ). Это означает, что в ранних условиях удалось предварительно расчленить известное (данное) и неизвестное (искомое), а также определить требование (цель). Задача всегда ставит перед субъектом цель, сформулированную в вопросе, которым кончается каждая задача и который не заключает в себе ответа. Цель дана в определённых условиях, и субъект, решающий задачу, должен ориентироваться в её условии, выделить из содержания самое важное. Это позволяет создать гипотезу того пути, по которому должно идти решение, т.е. создать общую схему решения (ОСР) .

Поставленная задача решается различными способами в зависимости от условий, типа умственной деятельности субъекта, способа решения (алгоритм, эвристика, правила и т.д.). Если решение поставленной задачи будет идти по правилам, то это означает необходимость выполнить еще два этапа: на первом этапе определить необходимое для решения задачи правило, а на втором - применить данное общее правило к конкретным, частным условиям.

Определив путь решения поставленной задачи, можно обратиться к выделению частных операций (стратегии решения - СР ), которые могут быть как простыми, так и иметь сложный характер и состоять из целой цепи последовательных звеньев. Получив какой-то результат, решающий задачу человек сличает его с исходным условием и если результат соответствует условию - заканчивает решение, а если не соответствует - начинает действие снова, пока полученный результат будет согласован с исходным условием.

Описанный процесс должен определяться основной задачей и не выходить за пределы её условия, несоблюдение этого неизбежно приведёт к невозможности решения задачи. Но человек не всегда в состоянии выделить этапы, последовательно проходимые мыслью в ходе решения задачи. При интуитивном мышлении человеку кажется, что решение пришло внезапно, как озарение (инсайт ).

Какие требования обеспечивают полноценный характер решения задачи?

· Решающий задачу должен запомнить её и не потерять связь вопроса с её условием.

· Он должен ориентироваться в условии задачи и затормозить всякие проявления непосредственных импульсивно возникающих операций, не подчинённых её общей смысловой схеме.

· Он должен создать известное "внутреннее поле", в пределах которого должны протекать все его поиски и операции и ни в коем случае не выходить за границы этого логического поля.

· Он должен выполнять необходимые операции счёта, не забывая, какое место в общей стратегии решения задачи занимает каждая операция.

· Он должен сличить полученный результат с исходным условием.

Мыслительные операции.

Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстрагироваание, конкретизация и обобщение.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений (Пример: стол можно разложить на крышку стола, ножки, ящики, распорки и т.д.). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным(теоретическим). Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистичным (так, ребенок разбирает, ломает игрушку на отдельные части, никак не используя их дальше).

Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. (При соединении отдельных частей машины, при их синтезе получается не груда металла, а машина, которая передвигается. При химическом соединении кислорода и водорода получается вода. И синтез, и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению звуков и букв составляются слоги, из слогов - слова, из слов - предложения).

Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками (сравнение при прикладывании одного предмета к другому: линейки к бумаге и т.д.). Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным иглубоким;непосредственным иопосредованным.

Абстрагирование состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных (говоря о зеленом цвете как о благотворно действующем на зрение человека, при этом не указывают на конкретный предмет зеленого цвета). Здесь признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Путём абстрагирования были созданы отвлечённые, абстрактные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д. Благодаря абстракции, человек может отвлечься от единичного конкретного.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Если высказанная мысль оказывается непонятной другим, то в данном случае стараются её конкретизировать (просьба привести пример по высказанному - это и есть конкретизация).

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам (яблоки, груши, сливы и т.д. соединяются в одном понятии "фрукты"; человек анализирует предметы и выявляет в них общие закономерности; психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их развития).

Виды мышления.

Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что говорит о существовании разных видов мышления.

По степени развёрнутости мышление может бытьдискурсивным (поэтапно развёрнутым процессом) иинтуитивным (характеризуется быстротой протекания, отсутствием чётко выраженных этапов, минимальной осознанностью).

С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяется мышление творческое (продуктивное) ивоспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, новообразований. Но надо отличать объективно новое (т.е. то, что ещё никем не было сделано) от субъективно нового (т.е. нового для данного конкретного человека). Так, студент, выполняя опыты по специальным предметам, открывает новые, неизвестные ему лично свойства, положения, выводы и т.д. Но это неизвестное студенту не означает, что оно не было известно преподавателю. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) иконформизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих).

В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.

По характеру решаемых задач мышление разделяют на теоретическое и практическое . В психологии долгое время изучался только теоретический аспект мышления как направленного на открытие законов, свойств объектов, а вопрос практического мышления если и ставился, то сужался до понятия сенсомоторного интеллекта, который рассматривался неотрывно от восприятия и от прямого манипулирования с предметами. Между тем в жизни мыслят не только "теоретики". Б.М.Теплов в работе "Ум полководца" показал, что практическое мышление - это не начальная форма мышления ребёнка, а зрелая форма мышления взрослого. В работе любого организатора, администратора, производственника и т.д. ежечасно возникают вопросы, требующие напряжённой мыслительной деятельности. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развёртывается в условиях дефицита времени, что делает его ещё сложнее, чем теоретическое мышление. Возможности пользоваться гипотезами у "практики" более ограничены, так как проверяться эти гипотезы будут не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и не всегда есть время для этих проверок. Высшие проявления человеческого ума наблюдались в одинаковой мере как у великих практиков (Пётр I, А.В.Суворов), так и у великих теоретиков (М.В.Ломоносов, К.Э.Циолковский).

В зависимости от содержания решаемой задачи выделяют следующие виды мышления: предметно-действенное (решение задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов - характерно для детей до трёх лет, движение рук опережает мышление, этот вид мышления ещё называют ручным, оно встречается и у взрослых - работа испытателя, конструктора);наглядно-образное (оперирование образами - видение предмета с нескольких точек: проявляется у дошкольников, 4-7 лет, практические действия у них отходят на второй план, объект познаётся наглядным его представлением; у взрослых - приступая к ремонту квартиры они заранее представляют, что из этого выйдет. Этим видом мышления были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара); словесно-логическое мышление (функционирует на базе языковых средств, человек устанавливает общие закономерности, предвидит развитие процессов в природе и обществе, обобщает различный наглядный материал).

Все виды мышления тесно взаимосвязаны, постоянно взаимно переходят друг в друга. Так, работая со схемами и графиками, трудно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики.

Практически-действенное мышление позволило П.Н.Яблочкову (изобретателю первой электрической лампочки) решить сложную теоретическую задачу - как сделать, чтобы расстояние между углями лампы, расположенными на одной вертикальной линии, оставалось постоянным и не увеличивалось. Сидя в кафе и что-то писав, он положил два карандаша рядом. И сразу мысль: поместить угли в лампе параллельно.