Организация библиотечно-информационного обслуживания. Информационное обслуживание Информационное обслуживание читателей в библиотеке

Современная библиотека – поиск новых моделей библиотечно-

информационного развития

Собирая и сохраняя документы, в которых зафиксированы духовные и научные достижения человеческой цивилизации, библиотека является воплощением «памяти человечества». Именно она позволяет обществу сохранить необходимый запас прочности во время техногенных аварий и социальных потрясений, чтобы через определенное время восстановить производство, социальные отношения и выйти на новый уровень общественного развития, тем самым обеспечивая устойчивость общественной жизни. При этом библиотека не превращается в архив или склад разрозненных сведений. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, она организует навигацию в мире культуры, информации и знаний.

В фондах многих современных библиотек помимо книг хранятся произведения искусства: картины и гравюры, плакаты и открытки, грампластинки, кассеты и диски с записями произведений литературы, музыкального и киноискусства. Редкие и ценные рукописные и печатные книги, составляющие гордость библиотечных фондов, уникальные собрания региональных и национальных библиотек разных стран мира относятся к объектам культурного наследия.

Как культурно-цивилизационный феномен библиотека выполняет двойную функцию: сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. Она одновременно трансформируется в соответствии со своей миссией форума идей:

    отношение к читателю как к центральной фигуре;

    понимание первостепенного значения гуманитарной составляющей библиотечной деятельности;

    отношение к технике и технологии как к возможностям обновления, расширения и совершенствования библиотечного обслуживания

До недавнего времени библиотечные учреждения определялись физическим пространством, которое занимали, документными фондами, которые имели в своем распоряжении, и кругом лиц, к ним причастных.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети интернет, с другой, создает электронные информационные ресурсы (базы данных, коллекции оцифрованных документов, веб-сайты и веб-порталы), доступные за ее физическими стенами. Кроме того, ей предоставляются виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Изменение их роли отражается на взаимоотношениях их с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.

Все эти явления потребовали поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность данного учреждения культуры как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.

Библиотечное обслуживание – совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

Современная библиотека ставит своей целью удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей. Современное библиотечное обслуживание ориентировано на личность, ее динамично изменяющиеся потребности основываются на равноправном сотрудничестве библиотечного специалиста и пользователя.

Библиотека в современном обществе подчеркивает принцип равенства всех желающих воспользоваться ее услугами. Особенно в этом отношении важна деятельность публичных библиотек, сохраняющих и передающих культурное наследие всем, независимо от возраста, социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, пола, языка и других дифференцирующих признаков. Она способствует не разделению, а консолидации общества, предоставляет пользователям стартовый минимум информации, чтобы они могли ориентироваться в обществе, адаптироваться к нему, тем самым смягчает социальные конфликты, способствуют их всестороннему развитию.

Обслуживание читателей е библиотеке включает два основных вида взаимосвязанной деятельности: документально-информационную (выдачу первичных и вторичных документов) и социально-коммуникативную (организацию межличностного общения читателей в библиотеке):

    документальные услуги, результатом которых является предоставление читателям первичных и вторичных документов (выдача читателям литературы, библиографических справок, информационных сообщений и т.п.).

    коммуникативные услуги путем организации различных форм межличностного общения читателей в библиотеке (различного рода массовые мероприятия, читательские клубы и объединения и т.п.).

    услуги библиотечного сервиса, которые являются необходимым условием реализации процесса обслуживания и выступают в форме предоставления читателям различного рода удобств и использовании документальных и коммуникативных услуг .

В последние десятилетия мы стали свидетелями того, как изменились услуги библиотек и способы их предоставления из-за бурного развития информационных технологий.

Появляются новые социальные и информационные образования, готовые предложить альтернативы библиотеке – информационные порталы, интернет-кафе, технопарки, культурно-досуговые центры. Читатели массово покидают библиотечные залы и превращаются в «удаленных пользователей».

Библиотека особенно уязвима перед лицом изменений, происходящих в сфере коммуникаций. Перевод книг в цифровой формат, создание мощных электронных хранилищ с удаленным доступом могут существенно изменить потребности общества, а надобность в библиотеках как стационарных местах чтения отпадет.

Все это может стать реальностью, если мы забудем о том, что помимо информационной функции библиотека должна всемерно поддерживать и развивать в себе социализирующую функцию, функцию института, где не только собраны «ресурсы», но и обеспечивается непосредственный контакт и общение индивидуумов, обращающихся к «знанию», где происходит обучение тому, как воспринять и понять информацию, где осуществляется межкультурный тренинг, обеспечивающий ориентацию в сложном многополярном мире современной культуры . Важно, чтобы на современном этапе она была не только информационным центром, но и интеллектуальным клубом, универсальным общественно-культурным центром.

На сегодняшний день услуги библиотек весьма разнообразны: выдача материалов в читальных залах и на дом, информационный поиск и бесплатный доступ в интернет, работа с правовыми базами данных и предоставление компьютеров для самостоятельной работы, обучение работы за компьютером, прослушивание музыкальных материалов, доступ к полнотекстовым электронным журналам, а также выездные выставки-просмотры и презентации книг, Дни информации и Дни специалиста, обучающие семинары, тренинги и мастер-классы, клубы по интересам и экскурсии. Библиотеки являются поистине центром местной громады. И, кроме того, дополнительные услуги: ксерокопирование, сканирование, набор текстов, запись информации на диски, услуги онлайнового межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов, изучение иностранных языков.

Развитие интернета открыло для библиотек новый уровень возможностей для обслуживания своих пользователей. Воплощением идеи современного канала доступа к разнообразным библиотечным услугам и информационным ресурсам стали библиотечные веб-сайты.

Практически все крупные библиотеки на сегодняшний день имеют хорошо разработанные, постоянно поддерживаемые сайты с многоуровневой структурой. Благодаря богатому содержательному наполнению, регулярному обновлению, продуманной структуре и удобной навигации, это авторитетные и надежные источники информации. Непременным элементом сайта является информация о миссии библиотеки, ее истории, отделах и услугах, новостях, выставках, фондах. В целом современные они выступают как мощные маркетинговые каналы широкого спектра услуг и удобные «ворота» доступа к ресурсам глобального информационного пространства.

Интернет-технологии трансформируют и сами формы справочно-библиографического обслуживания в библиотеках. Одна из особенно интересных разработок связана с широким распространением такой службы интернет, как электронная почта, которая давно стала удобным средством коммуникации. Ответом библиотек на такое повсеместное ее развитие стал новый вид сервиса – электронные (виртуальные) справки, или справки по электронной почте. Все чаще на сайтах предлагается такая услуга.

Неотъемлемой частью предоставления услуг в библиотеке становится доступ к базам данных. Это организованная коллекция записей, сделанных с помощью компьютерных технологий и стандартизированных по формату и содержанию, которая хранится в одном из машиночитаемых режимов: на магнитных носителях, оптических дисках и других устройствах хранения информации.

Современные базы данных в подавляющем большинстве предоставляются в онлайновом доступе и могут содержать тексты рефератов, журнальных и газетных статей, законов, отчетов и т.д. а также библиографические описания книг, статей и других печатных материалов. Одной из разновидностей таких библиографических баз данных выступают электронные каталоги библиотек. Существуют тысячи баз данных самого разного содержания и объема как в публичном доступе, так и приобретаемые за плату.

Современная парадигма библиотечного обслуживания базируется не только на использовании фонда документов конкретной библиотеки, но и предполагает использование принципиально новых возможностей доступа к информации вне зависимости от времени и местонахождения как документа, так и пользователя.

Таким образом, предназначение библиотеки состоит в сохранении баланса традиционных, базовых ценностей с трансформацией, не допускающей поглощения книги, чтения, существующей культуры.

Устойчивое развитие предполагает библиотечную деятельность в единстве с гуманистическими ценностями, знаниями, в гармонии с окружающей социальной и природной средой. Библиотекарь сегодня – один из главных участников реализации информационно-интеллектуальных процессов и развития духовной культуры.

Организация информационно-библиографического обслуживания.

Библиографическое информирование - это библиографическое обслуживание без запросов или в соответствии с долговременными (постоянно действую-щими) запросами (синоним- информационно-библиографическое обслужи-вание). Длительность действия запроса может быть неограниченной (напри-мер, преподавателя по той или иной учебной дисциплине, руководителя по проблемам управления и т. п.) и ограниченной сроком решения определенной производственной задачи, подготовки какого-либо мероприятия и другими факторами.

Библиографическое информирование в Тасеевской ЦРБ осуществляется обычно по ини-циативе отдела информационной и справочно-библиографической работы. Его основная цель - активное доведе-ние новой библиографической информации до потенциальных и реальных потребителей, раскрытие информационных ресурсов библиотеки.

В течение года осуществлялось информационное обслуживание специалистов: местной администрации, медицины, просвещения, культуры и искусства, сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, правоохранительных органов, управления социальной защиты и др.

Для более эффективного информационного обслуживания специалистов и читателей района используется программа «Консультант Плюс» и «Абитуриент»Выполнено - 409 запросов, в том числе на бумажном носителе - 54, на электронном носителе - 91, устные - 264

Информацию получили - 82 человека. Это специалисты местной администрации, правоохранительных органов, управления культуры, предприниматели, казначейства, лесного хозяйства, пенсионного фонда, медицины, пожарной части, налоговой инспекции, военкомата, депутаты, узла связи, студенты, рабочая молодежь и учащиеся.

По охвату потребителей различают массовое и дифференцированное биб-лиографическое информирование. Массовое библиографическое информи-рование представляет собой регулярное и эпизодическое доведение библио-графической информации по социально - и культурно-значимым темам до широкого круга потребителей. Главные цели массового библиографичес-кого информирования заключаются в пропаганде фонда документов и в ин-формировании о новых поступлениях. Аудитория массового библиографи-ческого информирования может быть неопределенно широкой (читатели газет и журналов и др.) и относительно однород-ной (контингент пользователей библиотеки). Формами массового библио-графического информирования являются бюллетени, картотеки, БД «Консультант Плюс» и «Абитуриент». В последние годы они пользуются все большим спросом у населения Тасеевского района.

При дифференцированном библиографическом информировании выде-ляют групповое (коллективное) и индивидуальное библиографическое инфор-мирование. Групповое обслуживание представляет собой регулярное или эпизодическое доведение библиографической информации до группы по-требителей, объединенных сходством информационных потребностей. Коллективные абоненты обеспечиваются текущим информированием.

Ведущее место в библиографическом информировании занимает регуляр-ное (текущее) оповещение абонентов о вновь вышедшей литературе, в связи, с чем термин «библиотечное информирование» обычно употребляется в значе-нии «систематическое обеспечение абонента информацией в соответствии с его долговременно действующим запросом» (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»). Эпи-зодическое библиографическое информирование осуществляется в форме ус-тных обзоров и других библиографических сообщений в средствах массовой и специальной информации, в различных аудиториях, и нередко является составной частью массовых и групповых мероприятий ЦРБ.

Часто информация доводится по телефону. Масштабы платного информирования лимитируются в основном ресурсами библиотеки.

На индивидуальной информации в Тасеевской ЦБС - 253 специалиста, им выдано -4043 экземпляра. Коллективную информацию получали- 51 коллектив, им выдано - 1121 экземпляр. В том числе в районной библиотеке на индивидуальной информации 167 специалистов, им выдано - 3385 экземпляров. Коллективную информацию в ЦРБ получали - 31 коллектив, им выдано - 807 экземпляров.

Составляются и выпускаются информационные бюллетени, пособия малых форм: «Внимание: новинка», «Новинки краеведения», «Мои отважные земляки»- рекомендательный список литературы ДБ; «Ларец мудрых сказок»- рек. список литературы ДБ; «В.П. Астафьев»- листовка-закладка филиал №4; «Кем быть? Каким быть?»- рек. список литературы филиал № 4;«Любителям живописи»- рек. список литературы филиал № 5 и др.

В информационном отделе ведется папка «Основные документы Тасеевского района», где находятся постановления, указы, распоряжения главы района по различным вопросам.

Для более оперативного и качественного обслуживания специалистов используется Внутрибиблиотечный абонемент (ВБА).

За 2005 год в Тасеевской ЦБС было проведено и организовано Дней информации- 109, в том числе в ЦРБ-19: «Жить по закону», «К нам новое пособие пришло», «Правовой ликбез», «Живая капля» и др., Дней специалиста- 21, из них ЦРБ - 3: «Культура общения социального работника», «Воспитание детей в игре», «Руки милосердия», «Школа, учитель, ученик», «Власть и защита населения» и др.

Используется в ЦРБ анкетирование будущих абонентов, которых просят указать интересу-ющие их темы, круг регулярно просматриваемых самостоятельно изданий, ведущих авторов и авторских коллективов по данному направлению. Эти сведения необходимы для информирования специалистов.

Общая тенденция развития библиографического информирования в ЦРБ состо-ит в движении от традиционных способов и форм к дифференцированным и индивидуализированным, ориентированным на полное удовлетворение реаль-ных и потенциальных информационных потребностей всего населения Тасеевского района.

Применение информационных технологий (компьютеров, ксерокса, принтеров) в Тасеевской ЦРБ позволяет сочетать традиционные и современные (информационные средства) в информационном обслуживании читателей различных категорий.

А.Г. Шнитке: творчество и жизнь. Библиографический указатель за 2000-2009 гг.

Для составления БУ необходимо знать общую методику составления БП, хотя имеются и некоторые особенности составления БУ разных типов. Не будем останавливаться подробно и на типологии БУ, так как это могло бы стать темой для отдельной работы...

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке на современном этапе

На сегодняшний день в Республике Беларусь свыше 4 тыс. школьных библиотек, 300 из которых находятся в начальных школах (как правило, сельских, где библиотечное обслуживание за дополнительную плату осуществляет учитель)...

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке на современном этапе

Библиотека и семья

Библиотечно-библиографическое обслуживание

Этническая общность живет до тех пор, пока поддерживаются традиции и существует историческая память. Знание своих корней, своего прошлого, контакты со своим народом, взаимная поддержка питают его будущее...

Современная концепция развития библиотечной технологии базируется на идее достижения единства, целостности и системности. Основным механизмом ее осуществления является реализация информационно-технологического сопровождения (ИТС)...

ГПНТБ СО РАН как ведущая библиотека Сибири

В последние годы в ГПНТБ СО РАН наблюдается рост нагрузки на фонд за счет роста числа читателей-студентов. Число читателей библиотеки от общего числа студентов составляет 10 %, это примерно 14567 человек...

Энциклопедии и другие справочные издания в библиографической работе библиотек. Их электронные версии

Глобальная информационная сеть, или Интернет, все активнее входит в практику работы российских библиотек. Их использование заставляет во многом по-иному взглянуть на многие библиотечные процессы...

В учебнике освещены теоретико-методологические и организационные аспекты библиотечно-информационного обслуживания. Подробно охарактеризованы виды обслуживания, его нормативная база. Рассмотрены виды библиотечно-информационных услуг, технология их предоставления. Приведены методики оценки качества библиотечно-информационного обслуживания и библиотечно-информационных услуг.

Издание адресовано студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», преподавателям библиотечно-информационных дисциплин. Учебник также может быть использован в системе среднего профессионального библиотечного образования и в системе повышения квалификации и переподготовки кадров для библиотек.


Введение 7
Глава 1. Теоретико-методологические основы библиотечно-информационного обслуживания 13
§ 1. Библиотечно-информационное обслуживание как система доступа к информационным ресурсам и культурным ценностям 13
§ 2. Эволюция терминологии и принципы библиотечно-информационного обслуживания 20
Глава 2. Библиотекарь и пользователь 27
§ 1. Система профессиональных требований к библиотекарю 27
§ 2. Пользователи библиотек и их типология 31
§ 3. Диалогика библиотечно-информационного обслуживания 37
Глава 3. Виды библиотечно-информационного обслуживания и формы его организации 50
§ 1. Характеристика основных видов библиотечно-информационного обслуживания 50
§ 2. Формы организации стационарного, внестационарного и дистанционного обслуживания 62
Глава 4. Правовое регулирование библиотечно-информационого обслуживания 88
§ 1. Основные нормативные правовые акты, определяющие порядок библиотечно-информационного обслуживания 88
§ 2. Правовое регулирование правоотношений библиотеки и пользователя 93
§ 3. Защита персональных данных пользователей 96
§ 4. Правовое регулирование библиотечно-информационного обслуживания пользователей в сфере интеллектуальной собственности 100
§ 5. Правовое регулирование библиотечно-информационного обслуживания детей 105
§ 6. Правовое регулирование работы библиотек с экстремистскими материалами 113
Глава 5. Библиотечно-информационные услуги: понятие и классификация 124
§ 1. Понятие о библиотечно-информационной услуге 124
§ 2. Классификация библиотечно-информационных услуг 126
Глава 6. Технология предоставления библиотечно-информационных услуг в традиционной и электронной среде 137
§ 1. Структура технологического описания библиотечно-информационных услуг 137
§ 2. Технология предоставления отдельных библиотечно-информационных услуг 148
Глава 7. Оценка качества библиотечно-информационных услуг и эффективности библиотечно-информационного обслуживания 191
§ 1. Характеристика базовых понятий 191
§ 2. Показатели и методы оценки качества библиотечно-информационных услуг 194
§ 3. Методики оценки качества библиотечно-информационных услуг 202
§ 4. Оценка эффективности библиотечно-информационного обслуживания 214
Заключение 222
Приложения 224
Приложение 1. Технологическая схема выполнения запроса на предоставление документов из основного фонда библиотеки 224
Приложение 2. Блок-схема государственной услуги «Предоставление информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав» 225
Приложение 3. Оперограмма подготовки электронной библиотечной выставки (фрагмент) 226
Приложение 4. Модель технологического процесса сбора материала для проведения учебного занятия по основам информационной культуры 227
Приложение 5. Операционные нормы времени на процесс подготовки книжной выставки (фрагмент) 228
Список использованных сокращений 230
Предметный указатель 232

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Библиотечно-информационное обслуживание» входит в состав базовой части профессионального цикла основных образовательных программ бакалавриата, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность».

Цель освоения дисциплины «Библиотечно-информационное обслуживание» – сформировать комплекс знаний, умений и навыков эффективного библиотечно-информационного обслуживания пользователей разных видов библиотек с ориентацией на непрерывное изменение библиотеки как социального института в условиях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Задачи дисциплины:

  1. сформировать у студентов целостное представление о библиотечно-информационном обслуживании – важнейшей деятельности библиотеки;
  2. дать представление о теоретико-методологических основах библиотечно-информационного обслуживания;
  3. познакомить с законодательной базой этой деятельности;
  4. раскрыть характеристики основных библиотечно-информационных услуг, предоставляемых библиотекой;
  5. дать представление о технологии выполнения библиотечно-информационных услуг;
  6. познакомить с проблемами организации библиотечно-информационной среды обслуживания;
  7. вооружить инструментарием организации мониторинга качества и эффективности библиотечно-информационного обслуживания.

Учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с общенаучными и профессиональными дисциплинами: «Социальные коммуникации», «Педагогика», «Психология», «Информационные сети и системы», «Информационные технологии», «Библиотековедение», «Библиотечный фонд», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Лингвистические средства библиотечных и информационных технологий». Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

  1. осознание социальной значимости своей профессии;
  2. владение системным мышлением;
  3. способность к восприятию информации, ее обобщению и анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  4. готовность к взаимодействию с пользователями библиотеки, готовность выявлять их потребности и качественно удовлетворять запросы, повышать уровень информационной культуры пользователей;
  5. готовность к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании различных групп пользователей;
  6. готовность использовать в библиотечно-информационном обслуживании современные библиотечные технологии и методы организации обслуживания;
  7. владение методами количественной и качественной оценки библиотечно-информационного обслуживания.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. знать теоретические основы библиотечного обслуживания как целостной системы, обеспечивающей доступ пользователей к информационным ресурсам и ценностям культуры в целях удовлетворения их информационных потребностей;
  2. уметь реализовывать теоретические положения в практике библиотечно-информационного обслуживания;
  3. владеть технологиями библиотечно-информационного обслуживания и методикой организации этой деятельности.

«Библиотечно-информационное обслуживание» как учебная дисциплина прошло определенную эволюцию, частично охарактеризованную во втором параграфе первой главы данного учебника. Теория библиотечно-информационного обслуживания и соответствующая учебная дисциплина складывались постепенно в процессе осмысления практики и дискуссий, которые продолжаются и в настоящее время.

В разработку теории обслуживания внесли вклад библиотечные деятели XIX – начала XX в.: В. И. Собольщиков, Н. А. Рубакин, Л. Б. Хавкина, Д. А. Валика и др., которые дали описание этого вида деятельности, исследовали чтение, читателей и их взаимоотношения с библиотекой.

В 1930–1940-е гг. изучением обслуживания читателей занимались А. А. Покровская, Ф. Э. Доблер, Ю. В. Григорьев, Р. С. Кибрик, В. Ф. Сахаров и др.

В разработку теории библиотечного обслуживания в 1960-1990-е гг. внесли вклад Б. В. Банк, Е. А. Горш, В. Г. Умнов, Л. В. Беляков, Е. М. Нагловская, Н. С. Карташов, В. С. Крейденко, А. Е. Шапошников, С. Г. Матлина, В. А. Бородина, М. Я. Дворкина, Ю. П. Мелентьева, большинство из них было авторами учебников по этому курсу.

Существенное влияние на разработку теоретических вопросов обслуживания оказали исследования 1960–1980-х гг. по социологии чтения (В. Д. Стельмах, А. И. Рейтблат, Н. Е. Добрынина, В. Я. Аскарова, М. Д. Афанасьев и др.), а также изучение проблем общения (С. А. Езова, И. А. Мейжис), этических вопросов обслуживания (Г. А. Алтухова).

Предшествующие учебники («Работа с читателями» (1961, 1970, 1981 гг.), «Библиотечное обслуживание: теория и методика» (1996) базировались, в основном, на педагогической концепции библиотечного обслуживания, учебник Ю. П. Мелентьевой (2006) – на концепции социализации.

В настоящем учебнике представлена информационно-культурно-сервисная концепция обслуживания, которая исходит из того, что информация в социуме, в том числе кумулируемая библиотекой, является составляющей культуры, а способом доступа пользователей библиотеки к этой информации является услуга (сервис). Название «Библиотечно-информационное обслуживание» подчеркивает, что библиотечное обслуживание представляет собой один из видов информационного обслуживания, реализуемого не только в библиотеках, но и в архивах, службах научной информации, музеях.

Учебник состоит из 7 глав. Первые четыре посвящены теории, организации, правовым вопросам обслуживания, в трех последних рассматриваются технология этой деятельности и ее результат, необходимый для пользователей (читателей).

В первой главе раскрываются методологические и теоретические основы библиотечно-информационного обслуживания, дается определение этой деятельности, рассматриваются эволюция названия учебного курса и принципы библиотечно-информационного обслуживания.

Вторая глава посвящена субъектам библиотечно-информационного обслуживания – библиотекарю и пользователю, а также особенностям общения между ними.

В третьей главе впервые выделены виды библиотечно-информационного обслуживания и представлены известные формы его организации.

В последние годы библиотекарям все более приходится уделять внимание правовым вопросам своей деятельности. Поэтому четвертая глава посвящена правовому регулированию библиотечно-информационного обслуживания. В ней рассмотрены основные нормативно-правовые акты, относящиеся к этой деятельности, правоотношения библиотеки и пользователей, вопросы защиты персональных данных, работы библиотек с экстремистскими материалами, вопросы регулирования библиотечно-информационного обслуживания в сфере интеллектуальной собственности.

Поскольку для пользователей библиотеки важно получение квалифицированных ответов на их запросы, которые предоставляются в виде библиотечно-информационных услуг, в пятой главе дается характеристика этих услуг и их классификация.

Для бакалавров значима не только теория, но и практика, они должны знать, как выполнять ту или иную деятельность. Шестая глава посвящена технологии предоставления библиотечно-информационных услуг в традиционной и электронной среде. Общие вопросы технологии конкретизированы в описании технологических процессов выполнения отдельных услуг: выдачи документов, справок, избирательного распространения информации (ИРИ), выставок. Дано сравнение предоставления указанных услуг с применением традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий. К шестой главе даны пять приложений: четыре из них представляют в графической и табличной форме технологические описания выдачи документов (традиционный и электронный варианты), подготовки электронной выставки, сбора материала для проведения занятия по основам информационной культуры, пятое приложение предлагает примерные нормы времени на процесс подготовки традиционной выставки.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам оценки качества любой деятельности, в том числе обслуживания. Эта проблема нашла отражение в седьмой главе учебника, где представлены критерии, показатели и методы оценки качества услуг и эффективности библиотечно-информационного обслуживания в целом.

Учебник ориентирован, прежде всего, на студентов и преподавателей вузов культуры. Его могут также использовать как справочное и практическое пособие библиографы и информационные работники библиотек и информационных служб, сотрудники системы повышения квалификации, сотрудники и руководители органов управления в сфере образования и культуры.

Василий Федорович Сахаров (1901–1986)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (ныне СПбГИК). Внес значительный вклад в разработку проблем работы с читателями, открытого доступа к фондам, межбиблиотечного абонемента, пропаганды литературы в библиотеках, строительства и оборудования библиотечных зданий. Основатель учебных курсов «Работа с читателями», «Проектирование и оборудование библиотечных зданий и помещений». Создатель ряда проектов оборудования библиотек в условиях открытого доступа читателей к литературе. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1961,1970,1981). Основные труды: «Вечера рабочей критики» (1927), «Писатель перед судом рабочего читателя» (1928), «За открытый доступ к полкам» (1931), «Печатная пропаганда книги» (1931), «Основное библиотечное оборудование» (1935), «Англо-русский словарь библиотечных терминов» (1941) «Междубиблиотечный абонемент» (1946), «Междубиблиотечный и заочный абонемент» (1953).

Борис Владимирович Банк (1900–1984)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (ныне СПбГИК). Разрабатывал проблемы истории изучения читателей в России, исследования чтения, руководства чтением. Заложил основы читателеведения. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1961, 1970, 1981).

Основные труды: «Деревенская беднота и библиотека» (1927), «Крестьянская молодежь и книга: опыт исследования читательских интересов» (1929), «Рабочий читатель в библиотеке» (1930), «Изучение интересов советского читателя» (1954), «Изучение интересов рабочей молодежи» (1966), «Изучение читателей в России. XIX век» (1969), «Эффективность методов руководства чтением молодежи» (1982).

Александр Евгеньевич Шапошников (1932–2010)

Российский библиотековед, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Московского государственного института культуры. Специалист в области библиотечного обслуживания социально незащищенных слоев населения, основоположник научной школы дефектологического библиотековедения. Участвовал в разработке программы развития «Система библиотечного обслуживания инвалидов в Российской Федерации» (1993). Занимался изучением истории чтения и читателя. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1981) и учебника «Библиотечное обслуживание: теория и методика» (1996). Основные труды: «Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции» (1992), «История чтения и читателя в России (IХ-ХХ вв.)» (2001), «Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями: материалы в помощь библиотекам, обслуживающим инвалидов» (2002).

Леонид Васильевич Беляков (1932–1977)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук. Ведущий преподаватель курса «Работа с читателями» Московского государственного института культуры. Разрабатывал классификацию читателей на основе понятия «читательская квалификация», занимался проблемами массовой работы с читателями и обслуживания читателей в целом. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1970, 1981).

Основные труды: «Книжные выставки в библиотеке» (1961), «Массовая работа библиотеки» (1973), «Методика работы с читателями» (1975).

Николай Семенович Карташов (1928–2011).

Библиотечный деятель, библиотековед, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Московского государственного института культуры. В 1965-1979 гг. был директором ГПНТБ СО АН СССР. В 1975-1990 гг. возглавлял Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина (ныне РГБ). Обосновал принцип системного подхода к изучению и организации библиотечного дела, сформулировал закономерности библиотечной интеграции и формирования библиотечных систем. Разработал концепции регионального и сравнительного библиотековедения. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1970,1981).

Основные труды: «Взаимодействие научных библиотек РСФСР (1917-1967 гг.)» (1975), «Формирование библиотечно-территориальных комплексов» (1978), «Сравнительное библиотековедение» (2000), «Региональное библиотековедение» (2004).

Выходные данные сборника:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»)

Логачева Анна Александровна

канд. филол. наук, доцент
Орловского государственного университета,
РФ, г. Орел

Свинакова Лилия Сергеевна

студент 4 курса
Орловского государственного университета,

РФ , г . Орел

LIBRARY AND INFORMATION SERVICES TO USERS OF UNIVERSITY LIBRARIES: CORE OF THE WORK AND DEVELOPMENT PROSPECTS (ON THE EXAMPLE OF SCIENTIFIC LIBRARY VPO "OREL STATE UNIVERSITY")

Anna Logacheva

cand. filol. sciences, associate professor,
Orel State University,
Russia, Orel

Lilia Svinakova

4th year student
of Orel State University,
Russia, Orel

АННОТАЦИЯ

Изучение особенностей библиотечно-информационного обслуживания вузовской библиотеки в настоящее время является одним из приоритетных направлений библиотечной науки и практики, поскольку получение готового знания, учебного, научного, очень важно при формировании высокого уровня профессионала. Цель статьи – описание организации обслуживания пользователя вузовской библиотеки и определение перспектив ее развития.

ABSTRACT

Study of features of Library and Information Service of University Library is currently one of the priorities of library science and practice, as getting ready knowledge, educational, scientific, very important in the formation of high-level professional. Purpose of the article - description of the service organization by the University Library and the definition of its prospects.

Ключевые слова: библиотечно-информационное обслуживание; пользователь библиотеки; вузовская библиотека; структура библиотеки.

Keywords: library and information services; library user; university library; structure library.

Библиотечно-информационное обслуживание является ведущей и самой важной функцией современных библиотек. Претерпев длительную эволюцию своего исторического развития, библиотечно-информационное обслуживание проявляет себя в разных формах. Именно обслуживание изменяет и предопределят всю работу библиотеки, ее направление и качество на все подразделения и имеющиеся отделы. Обслуживание библиотеки формирует свой имидж первоначально в глазах пользователей и в дальнейшем уже поднимается и предопределяет свое место в обществе.

Говоря о библиотечном обслуживании, необходимо дать данному термину точное определение. «Библиотечное обслуживание – это совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг» .

Исходя из данного определения, целью библиотечного обслуживания является удовлетворение потребностей пользователей путем предоставления библиотечных услуг. Известно, что в отечественном библиотековедении весьма на высоком уровне развита методика библиотечного обслуживания, разработаны ее цели, принципы, содержание, система, также хорошо разработаны теоретические основы. Основные принципы определяют требования к библиотечному делу: целям, содержанию, методам, кадрам, структуре. Они берут свое начало от уровня развития библиотеки.

Что мы видим сегодня в вузовской библиотеке? На наш взгляд, определение, указанное выше, является достаточно широким, включающим разнообразные услуги: индивидуальное, групповое, массовое обслуживание, работа с электронными ресурсами и т. д. Не всегда библиотека предоставляет такой широкий спектр услуг, что обусловлено ее типом, направлением деятельности, объемом фондов и степенью развитости материально-технической базы.

Наши научные интересы сосредоточены на рассмотрении библиотечно-информационного обслуживания вузовской библиотеки. В качестве примера мы используем вузовскую библиотеку Орловского государственного университета. Библиотека университета имеет не только богатейшую историю, но и прочную материальную базу. Рассматривая работу данной библиотеки необходимо отметить, что в настоящее время не количество фонда определяет качество библиотечного обслуживания, а как можно больше развитая служба информационно-библиотечного сервиса. Для своего наиболее широкого развития библиотека нарастила фонды, учитывая, что в современном мире все больше и больше набирает обороты развитие электронных носителей. Но это не значит, что вузовская библиотека делает упор лишь на увеличении электронной информации. Современный пользователь библиотеки Орловского государственного университета имеет широкую возможность выбора вида информации.

Необходимо отметить, что вузовская библиотека имеет достаточно разветвленную структуру. Она представлена разнообразными отделами, деятельность которых ориентирована на библиотечного пользователя. Это отдел комплектования и научной обработки литературы, научно-библиографический отдел, зал электронных ресурсов, отделы обслуживания читателей, межбиблиотечный абонемент (МБА). Безусловно, в отделах обслуживания читатель вправе получить необходимую ему информацию. Но и работа других отделов направлена на работу с информацией, которая должна быть релевантна запросу пользователя. В ходе аналитико-синтетической переработки информации отделы формируют справочно-поисковый аппарат как средство раскрытия ресурсов вузовской библиотеки университета, а также осуществляют справочно-библиографическое и информационное обслуживание профессорско-преподавательского состава, сотрудников, аспирантов, студентов. Услуги межбиблиотечного абонемента дают возможность читателям библиотеки пользоваться литературой из фондов других библиотек города при отсутствии необходимых документов в фонде библиотеки. МБА обслуживает все категории читателей университета. Осуществляет обслуживание читателей в традиционном режиме (заказ оригиналов документов, отсутствующих в фонде), а также заказ копий документов.

Для студента Орловского государственного университета библиотечное обслуживание – это сервисная организация, которая обслуживает свое учреждение, помогает в учебе, в проведении научных исследований, а также в помощи поиска необходимой информации. Целевые интересы пользователей в библиотеке университета весьма различны. Поскольку пользователь библиотеки – не только студент, но и преподаватель или сотрудник библиотеки. Кто-то берет книги, а кто-то пользуется электронными ресурсами. Учитывая, что большинство пользователей библиотеки – молодые люди до 25 лет, библиотеки должны учитывать их интересы и приверженность к электронной информации. Поэтому главное направление по развитию фонда библиотек – создание интегрированного фонда с различными видами информации. Изменилась миссия библиотеки. Тезис: «Библиотека – это фонд» ушел в прошлое. Библиотека должна развиваться с учетом интересов своих пользователей

Таким образом, библиотечно-информационное обслуживание направленно на предоставление пользователям информации. Это могут и традиционные носители, и электронные документы. Следует отметить, что не только такая форма обслуживания характерна для вузовской библиотеки. Библиотека вуза уже давно практикует организацию выставок – это тоже форма библиотечного обслуживания. Выставки подобного рода, приуроченные к каким-либо знаменательным датам и событиям, проводятся сотрудниками библиотеки. Выставки посещаются преподавателями, студентами и сотрудниками библиотеки. Их тематика такова «Новогодняя открытка», «Игрушка, сделанная своими руками» и другие.

Подведем итоги. Современные библиотеки независимо от их типа и вида организуют свою деятельность, направленную на предоставление информации пользователям. Формы этой деятельности являются достаточно разнообразными. Как нам удалось установить, библиотека Орловского государственного университета имеет своей целью предоставление информации в учебных и научных целях. Также эта работа дополняется организацией выставок, которые по праву можно считать дополнением к основной информации, поскольку такие выставки будут интересны представителям различных факультетов университета.

Обращаясь к перспективам развития деятельности вузовской библиотеки, можно отметить, что они, безусловно, есть. С развитием науки и техники появляются новые технологии, которые внедряются в практическую деятельность. Думается, что при активном их использовании вузовская библиотека способна выйти на качественно новый уровень библиотечно-информационного обслуживания: получение, предоставление и использование электронной информации. Но традиционные формы библиотечного обслуживания также необходимо развивать в вузовской библиотеке.

Список литературы:

  1. Гусева Е.Н. Инновации в библиотеках страны: подходы, проблемы, проекты // Библиотечное дело – XXI век. – 2010. – № 1 (19). – С. 93–109. – Прилож. к журн. «Библиотековедение».
  2. Ерахторин М.В. Организационно-психологические аспекты системы обслуживания читателей // Библиотеки учеб. заведений. – 2008. – № 27. – С. 3.
  3. Фокеев В.А. Библиографическая наука и практика: терминол. слов. / В.А. Фокеев; науч. ред. Г.В. Михеева. – СПб: Профессия, 2008. – 272 с.

Понятие библиотечно-информационного обслуживания. Принципы, функции, значение библиотечно-информационного обслуживания.

Стационарные формы обслуживания (виды абонемента, читальных залов, отделы справочно-библиографического обслуживания, правовой и деловой информации, выставочной работы, краеведческой литературы, электронных ресурсов, медиатеки и др.). Внестационарные формы обслуживания (библиотечные пункты. Передвижные библиотеки. Подвижные формы библиотечного обслуживания: библиомобили; библиотеки на остановках общественного транспорта, в торгово-культурных центрах, скверах, открытых площадках города; книгоношество и др). МБА, ЭДД.

Особенности библиотечно-информационного обслуживания в библиотеках разного типа.

Информационное обслуживание - обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг.

Деятельность библиотеки включает все виды информационного обслуживания (библиографического, документного, фактографического и других).

Это позволяет дать следующее определение;

Библиотечное обслуживание - это деятельность библиотеки как социального института по предоставлению библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг в многообразных видах и формах в целях удовлетворения и развития потребностей социальных субъектов средствами библиотечно-библиографической и информационной деятельности на основе использования мировых информационных ресурсов.

Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния. Основные теоретические подходы к БИО;

1Теория руководства чтением - аспект анализа - авторы.

2 Пропаганды книги - аспект анализа - определения.

3Читательские интересы - аспект анализа - понятийный аппарат.

4 Информационные потребности - аспект анализа - структура.

5 Типология читателей - аспект анализа - концептуальные основы.

6 Диалогика БО - аспект анализа - законы.

7 Читательское развитие личности - аспект анализа - закономерности.

8.Информационная культура - аспект анализа - принципы.

9 Социализация личности - аспект анализа - функции.

10Психология и педагогика - аспект анализа - цели.

11 Библиотечная педагогика - аспект анализа - методы.

12 Библиотечные услуги - аспект анализа - история.

13Технология БО - аспект анализа - взаимосвязь с другими теориями.

14Маркетинг - аспект анализа - практическая ценность.

Функции БИО:

1Социальные - мировоззренческие, информационные, культурно-просветительные, образовательные. Они определяются законом «О библиотечном деле» и реализуются через систему психологических и педагогических функций;

2.Психологические - ценностно-ориентационные, познавательно-коммуникативные, эмоционально-компенсаторные, рекреационные, эстетические, рефлексифные;

3. Педагогические - воспитательные и самовоспитательные, образовательные и самообразовательные, обучающие и самообучающие, развивающие.

Реализация в практической деятельности библиотек социальных, психологических и педагогических функций способствует достижению результативности в информационной социализации социальных субъектов.

Существуют разные взгляды на систему принципов БИО, их формулировки и понимание. Многообразие принципов с некоторыми уточнениями и дополнениями можно систематизировать в четыре группы, каждый из которых включает еще несколько принципов:

1.Принцип целесообразности содержит конгуэнтность (соответствие БИО тем задачам, которые ставит перед ним общество), востребованность, воспроизводимость, краеведческий подход, социальную и психолого­педагогическую эффективность, экономичность.

2.Принцип развития включает развитие целей, средств, методов и технологий обслуживания, информационных потребностей пользователей, информационной культуры читателя и библиотекаря, информационных ресурсов и услуг, библиотечной среды в зависимости от внешней обстановки, универсализации и специализации, централизации и децентрализации в их единстве.

3. Принцип демократизации предполагает наличие плюрализма (многообразия) в идеологическом, содержательном и организационно- методическом аспектах; социальной справедливости, суверенитета, доступности информационных продуктов и услуг, их приближения к пользователю; разумного сочетания в предоставлении платных и бесплатных услуг на основе равноправия.

4 Принцип комфортности (технологической и психолого-педагогической) базируется на активности, коммуникативности, сообщности, компетентности, профессионализме, сотрудничестве, корпоративности, систематичности, приоритетности, индивидуализации и дифференциации, целостности и избирательности, многопрофильное™.

Организация БИО осуществляется в стационарной и внестационарной формах.

К стационарному обслуживанию относят: абонемент (индивидуальный и коллективный, групповой, функциональный, отраслевой, специализированный - по видам документов и др.), читальный зал (общие, предназначен для удовлетворения разнообразных жизнедеятельностных потребностей пользователей библиотек; специализированные, организуются для более полного удовлетворения профессиональных, а также специальных потребностей с т.з. особенностей самой личности или определенных видов документов), межбиблиотечный и международные абонементы.

К внестационарному обслуживанию относят: заочный абонемент, библиотечные пункты, библиобусы и другие виды передвижных библиотек (суда, поезда, самолеты), книгоношество, «книгоразвоз», бригадный абонемент.

В современных условиях о виртуальном обслуживании можно говорить так же как о внестационарном обслуживании на основе удаленного доступа к информационным ресурсам с помощью новейших технологий.

Библиотеки обеспечивают читателям право свободного выбора, значительно увеличивая его возможности. Конечная цель библиотечно-библиографической деятельности состоит в содействии духовной самореализации личности.

Публичные библиотеки обслуживают все категории населения, учитывая их профессиональные, образовательные, культурные, досуговые и другие потребности и интересы.

Применительно к детям и юношеству они способствуют развитию у них умений и навыков рационального чтения, воображения и творческих способностей, компьютерной грамотности, а также занимаются обеспечением учебного процесса и образовательной деятельности подрастающего поколения. Особое внимание уделяется читателям - педагогам.

Значительное место в публичных библиотеках отводится обслуживанию таких категорий читателей, как инвалиды, пожилые и престарелые люди, госпитализированные больные. В работе с этой группой населения важно создать атмосферу дружелюбия и непринужденности, проявить терпимое отношение к негативным проявлениям старения, учитывать состояние здоровья, самочувствия читателя, быть доброжелательными и чуткими, содействовать интеллектуальному и духовному общению пожилых читателей с молодежью.

Свои специфические потребности имеют такие относительно новые группы пользователей библиотек, как предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, фермеры, пытающиеся переквалифицироваться безработные, беженцы и вынужденные переселенцы. С каждой из перечисленных групп ведется дифференцированная работа, которая соответствовала бы особенностям и возможностям восприятия информации той или иной группой.

Общение - взаимодействие людей в рамках общности, к которой они принадлежат, при условии хотя бы частичной согласованности их действий. Общение также рассматривается и как возникновение, установление, развитие и прекращение контактов между людьми в процессе решения ряда вопросов, связанных с различными сторонами их социальной деятельности.

Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон:

1. Коммуникативная - отражает обмен информацией между общающимися библиотекарями и читателями. Рассматривается как цель.

2. Перцетивная - означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Ее содержание можно рассматривать как психологическое условие эффективности процесса.

3. Интерактивная - заключается в организации взаимодействия библиотекаря и читателя в обмене не только информацией, идеями и знаниями, но и действиями. Выступает как средство достижения цели в удовлетворении информационной потребности.

В реальной практике общения в процессе БИО все три стороны тесно связаны между собой.

В общении важно учитывать и ее фазы (формы):

1. Побуждение к действию и направленность на партнера.

2. Уточнение ситуации действия и психологическое отражение партнера.

3. Само действие и информирование партнера, прием ответной информации.

4. Свертывание контакта и отключение от партнера.

5. Оценка и рефлексия результата общения.

В целом коммуникативный акт происходит на основе взаимонаправленности, взаимоотражения, взаимоинформирования, взаимоотключения, взаимооценки.

Существуют разные манеры общения. Можно выделить типы собеседников:

1.Доминантный (настроен влиять на другого; жесткий, напористый, легко

перебивает, повышает голос, не дает партнеру прервать себя; решителен, легко сворачивает разговор на полуслове) и недоменантный (уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать другого и легко сносит, когда его прерывают, чуток к внешним признакам силы собеседника, ссора тяготит его и пугает).

2. Мобильный и ригидный.

Мобильный тип легко переключается с других видов занятия на общение с собеседником. Речь быстра, тороплива, одно выражение лица быстро сменяется другим. Легко свертывает разговор.

Ригидный тип включается в общение постепенно. Слушает внимательно.

Говорит неспешно. Не любит чтобы его, перебивали. Расспроститься с ним сразу невозможно.

3.Экстраверт и интроверт

Экстраверт расположен к общению. Там, где нет возможности поговорить, он скучает. Необходимость в партнере у него постоянная. Любопытен, полон внимания к окружающим, но жаждет внимания к себе.

Интроверт трудно переходит к реальному внешнему диалогу. «Весь в себе», нелегко обратиться с элементарным вопросом к другому, не склонен к коммуникации.

Данные манеры общения чаще всего выступают в сочетании.

Важно учитывать другие подходы применительно к общению библиотекаря и читателя. Это отношение к пользователю в контексте отношения к библиотечной деятельности и, наоборот, - отношение читателя к библиотеке и библиотекарю; а также уровень информационной компетентности библиотекаря и пользователя в конкретной ситуации библиотечного общения по поводу того или иного запроса.

Деятельность библиотеки как образовательного и воспитательного учреждения охватывает все социальные, возрастные, национальные группы людей. Она не содержит строгих ограничений в выборе форм и методов педагогического воздействия и трансформируется в библиотечном процессе.

Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития , обучения и воспитания ребёнка.

Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Непрерывное открытие нового.

Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение - форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе , ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

Метод проектов. В библиотечно-информационной сфере используется в трех значениях:

1. рассматривается как проектная деятельность библиотек, направленная на разработку и реализацию целевых программ, по самой актуальной, значимой тематики.

2. используется как исследовательский библиотековедческий метод.

3.выступает как педагогический метод в сфере библиотечно-информационного образования. Нацелен как модернизацию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации на всех уровнях

Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.

Основой традиционной библиотеки является документальный фонд на бумажных носителях. Современные телекоммуникации и электронная техника дают читателю доступ к информационным ресурсам всего мира. Внедрение автоматизации в БИО происходит по схеме: комплектование - каталогизация и обработка литературы - библиографическое обслуживание и т.д. Компьютеры, включенные в сеть библиотечного и библиографического обслуживания, автоматизируют запись читателей, справочное обслуживание, информационно-библиографическую работу; ведется электронный каталог на текущие поступления и ретроспекция подсобных фондов ряда отделов, создан издательский центр, открыт электронный читальный зал, обеспечивающий свободный доступ к информационным ресурса российского и глобального Интернета.

В практической деятельности библиотек накоплен солидный опыт по внедрению различных средств БИО. Среди них имеются те, которые направлены на реализацию разнообразных функций на коммуникативной основе.


Похожая информация.