Правильное оформление цитат. Как оформлять цитаты в тексте

В закладки

Фоторедактор ресурса BigPicture.ru Никита Евдокимов написал для ЦП колонку о том, как онлайн-издание может избежать проблем с нарушением авторских прав на фотографии.

Мне кажется, мир делает огромные успехи в области борьбы за соблюдение авторских прав. Как только крупные правообладатели сообразили, что цифровое пиратское распространение контента нельзя остановить или обуздать какими бы то ни было способами, и сосредоточились на том, чтобы легальный контент можно было потреблять быстро и легко - мир изменился.

Я не заметил, как изменился сам. Когда стало проще заплатить, а не своровать - я перестал. Я плачу за книги, за музыку, за кино. Цены разумные, мне приятно и легко расставаться с деньгами, я точно знаю, что часть из них дойдет до авторов.

К сожалению, вся эта радостная история совершенно не касается фотографий. Друзья, с воровством фотографий дело полный швах. Оно тотально. Я не знаю почти ни одного популярного ресурса, где бы я за пару минут не нашел изображений, нарушающих авторские права. Отличаются только те редкие ресурсы, где в штате есть профессиональный фоторедактор.

На самом деле, нельзя взять фотографию, поставить ссылку на то место, где ты ее взял, и опубликовать (возмутительное свинство, когда фотографии вообще не подписывают). Почему нельзя? Потому что все изображения защищены законом об охране авторского права. И если вы не согласовываете публикацию с правообладателем изображения - вы нарушаете закон.

Давайте поставим простой эксперимент. Заходим на главную страницу ЦП, берем любую фотографию и проводим обратный поиск в Google (я совершенно честно ткнул в первую попавшуюся картинку). Вот такая выходит драма в трех частях:

И что выясняется? Выясняется, что фотография принадлежит агентству Global Look Press. И да, они могут пойти в суд. И выиграют. И будут правы. Авторские, блин, права. Они возникают в момент создания фотографии или изображения. А исчезают только через 70 лет после смерти автора.

Поэтому автор фотографии справедливо может возмутиться, обнаружив, что его картинку используют без его ведома (и без вознаграждения тоже). Конечно, до суда доходят единицы. Обычно все сводится к требованию удалить фотографию с сайта (или фотографии).

Иногда, если автор настойчиво ведет переговоры, использует правильные формулировки (авторы, запоминайте: «нотариально заверенный скриншот уже сделал», «связался с адвокатом») - дело заканчивается выплатой компенсации. Размер зависит от наглости или деловитости автора и жадности или сговорчивости сайта. Можно вспомнить иск блогера Ильи Варламова и остальных к «Аргументам и Фактам» - там все закончилось компенсацией в 20,000₽ в пользу авторов за каждую неправильно использованную фотографию.

И мне кажется, что это происходит не потому, что все такие прямо нехорошие редиски кругом, только и думают, как бы и где чего утянуть. А просто не понимают, что у каждой фотографии есть правообладатель, который распоряжается ее судьбой. И по незнанию можно напороться на действительно озабоченного судьбой своих фотографий автора.

Как быть? Во-первых, принять как данность, что нельзя чем попало иллюстрировать сайт. А во-вторых, я набросал пять главных способов получения легальных изображений. Просто следуйте этой инструкции, и все будет хорошо.

1. Общественное достояние

Как правило, фотографии переходят в общественное достояние через 70 лет после смерти автора. Это общемировая практика, однако иногда возникают нюансы. Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США - нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии - нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить.

Изображениями в общественном достоянии можно пользоваться как угодно. Рекомендую ознакомиться с соответствующей статьей в «Википедии». Также полезно изучить , на которых можно найти фотографии и изображения, которые находятся в общественном достоянии.

2. Лицензия Creative Commons

Многие, наверное, что-то слышали о Creative Commons. Это такая специальная лицензия (даже не одна, их шесть разных видов), которые по умолчанию всегда разрешают распространять произведение с единственным обязательным условием - указание авторства.

Однако есть нюанс, который называется «коммерческое использование». Некоторые виды лицензий его разрешают, некоторые - запрещают. Является ли, например, публикация в СМИ использованием «целью которого является получение коммерческой выгоды или личного вознаграждения в денежной форме»? Я не знаю, поэтому всегда на всякий случай ищу картинки, которые разрешают коммерческое использование.

Почитать подробнее о видах лицензий Creative Commons можно на официальном сайте . Там же есть поиск . Даже Google умеет узнавать произведения по лицензиям Creative Commons и регулярно улучшает алгоритм (в инструментах поиска по картинкам нужно обратить внимание на пункт «права на использования»). Очень жду, когда «Яндекс» научится искать по легальным изображениям.

3. Использовать эмбеды

Взять картинку из Instagram нельзя - нарушение авторских прав. А заэмбедить - можно. То же самое с Twitter, Tumbler, Flickr (не все авторы, правда, включают эмбеды, но все же). И самое главное - Getty Images

Как и любое другое нематериальное благо, право авторства является неотчуждаемым и непередаваемым иным способом.

Неотчуждаемость права авторства, как и права на имя, специально оговорена в п. 1 ст. 1265 ГК РФ, что подчеркивает личный характер этих прав и означает невозможность их передачи другому лицу ни при жизни автора, ни, разумеется, после его смерти. Эти права не передаются и при переходе к другому лицу исключительного права на произведение и при предоставлении ему права использования произведения.

Несмотря на всю очевидность неотчуждаемости права авторства и права на имя, применение данных положений на практике все же не всегда однозначно.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Как и ст. 9 ЗоАП (п. 2), ст. 1257 ГК РФ закрепляет презумпцию авторства - лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Доказать иное на практике бывает довольно сложно. Как известно, наиболее распространенным нарушением права авторства является плагиат - от латинского "plagiatus" (кража) <41>.

С правом авторства тесно связано право на имя. Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя. В свою очередь, ст. 1265 ГК РФ указывает, что право автора на имя - это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Другими словами, право на имя - это право на способ указания имени автора при использовании произведения.

В ст. 1265 ГК РФ законодатель упоминает о трех возможных способах указания имени. Первый и наиболее распространенный способ - это указание подлинного имени. При отсутствии особого указания автора произведение персонифицируется фамилией, именем, отчеством автора либо его фамилией и инициалами.

Как известно, в дальнейшем псевдоним может стать не только вторым именем, но и первым, так как ст. 19 ГК РФ (п. 2) предоставляет гражданину право переменить свое имя в порядке, установленном законом (глава VII Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").

ГК РФ, как и ЗоАП, не устанавливает каких-либо ограничений при выборе псевдонима - в качестве псевдонима может быть использовано любое имя. Однако ограничения этого права очевидны и обусловлены самим смыслом гражданского законодательства. Так, вряд ли правомерным будет использование в качестве псевдонима имени, которое совпадает с именем известного человека и тем самым вводит публику в заблуждение относительно авторства данного произведения (например, использование псевдонима В.В. Путин или А.Б. Пугачева). Разумеется, выбор такого псевдонима будет нарушать права и интересы других лиц и может рассматриваться как злоупотребление правом. В общем виде запрет ненадлежащего осуществления гражданских прав, включая и злоупотребление правом, установлен ст. 10 ГК РФ.

Произведение может быть использовано и без обозначения имени автора (анонимно), что представляет собой третий способ реализации права автора на имя.

Если произведение используется под псевдонимом или без указания имени автора (анонимно), лица, которым известно подлинное имя автора, не вправе без согласия автора раскрывать его подлинное имя.

На практике способ указания имени автора и условия соблюдения анонимности устанавливается в договоре, по которому автор приобретает права и обязанности под своим подлинным именем. По общему правилу после заключения договора стороны не вправе изменить способ обозначения имени автора в одностороннем порядке.

Согласно п. 2 ст. 1265 ГК РФ при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (п. 1 ст. 1287 ГК РФ), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора. В этом качестве издатель имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Для судебной защиты прав создателя произведения издателю нет необходимости представлять в суд доверенность от автора. При подаче заявления достаточно представить экземпляр произведения, на котором указано имя или наименование издателя. В случае если автор такого произведения не раскроет свою личность или не заявит о своем авторстве до разрешения спора по существу, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", суд принимает решение об удовлетворении иска в пользу издателя.

Право авторства и право на имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, когда автор в порядке, предусмотренном ст. 1134 ГК РФ, указал лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

21. Свободное использование произведения путем репродуцирования, свободное использование произведений, расположенных в местах, открытых для свободного посещения, свободное публичное исполнение музыкальных произведений.

Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания.

Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме. Исключением является лишь создание с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

Статья 1275 ГК РФ допускает без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения репродуцирование (подп. 4 п. 1 ст. 1273 ГК РФ) в единственном экземпляре без извлечения прибыли:

Правомерно опубликованного произведения - библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;

Отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) - библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Возвращаясь к ситуации с библиотеками и их пользователями, следует подчеркнуть, что ст. 1275 ГК РФ допускает без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения репродуцирование:

Только отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций);

В единственном экземпляре;

Без извлечения прибыли;

По запросам граждан - для использования в учебных или научных целях.

Предполагается, что при отсутствии хотя бы одного из этих условий на репродуцирование требуется согласие автора (иного правообладателя) и выплата ему вознаграждения.

Как и в предыдущем случае (ст. 1274 ГК РФ), обязательным условием правомерности такого использования является указание имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения.

Согласно ст. 1276 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения (например, парк, кинотеатр и т.д.).

Исключением являются случаи, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.

Свободное публичное исполнение музыкального произведения

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ).

Разумеется, в таких ситуациях целесообразно предпочесть правомерное использование произведений, поскольку это в большинстве случаев гораздо выгоднее.

Как можно в таких случаях правомерно использовать произведение?

  1. Использовать для иллюстраций произведения, срок действия исключительных прав в отношении которых истёк. Такие произведения переходят в общественное достояние и использовать их можно без согласия автора.
  2. Получать разрешения у правообладателей произведений посредством «приобретения лицензии» (заключения лицензионного договора). Либо использовать произведения, правообладатель которых разрешил использовать их на условиях «свободных лицензий».
  3. Создавать необходимые произведения самостоятельно или заказывать создание у профессионалов (договор авторского заказа в помощь).
  4. Использовать произведение в рамках разрешённого законом свободного использования произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях, о котором и пойдёт речь в настоящей статье.

Материал, описанный ниже, применим как к фотографиям (фотографическим произведениям), видеороликам (аудиовизуальным произведениям), так и ко многим другим видам произведений.

Немного теории.

Право лиц на цитирование правомерно обнародованных произведений закреплено ещё в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 1886 года. Ст. 10 Конвенции гласит:

1) Допускается цитирование произведения, которое уже было доведено до всеобщего сведения на законных основаниях, при условии, что оно осуществляется добросовестно и в объеме, оправданном поставленной целью, включая цитирование статей из газет и журналов в виде обзоров печати. 2) Законодательством стран Союза и специальными соглашениями, которые заключены или будут заключены между ними, может разрешаться использование литературных или художественных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, в качестве иллюстраций в изданиях, радио и телевизионных передачах и записях звука или изображения учебного характера при условии, что такое использование осуществляется добросовестно. 3) При использовании произведений в соответствии с предшествующими пунктами настоящей статьи указывается источник и фамилия автора, если она обозначена на этом источнике.

Под странами Союза понимаются страны - участники Бернской конвенции, т. е. страны, которые ратифицировали Конвенцию, в числе которых практически все развитые государства (168 стран на момент написания материала). Ратификация Конвенции означает, что национальное законодательство должно соответствовать её условиям.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ:

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора , произведение которого используется, и источника заимствования :1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования , включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

Таким образом, законом предусмотрено 4 критерия для возможности применения этой нормы:

1. Цитируемое произведение должно быть правомерно обнародованным.

Это значит, что такое действие должно быть осуществлено автором либо лицом, уполномоченным на это (например, в случае создания автором-работником служебного произведения таким лицом может быть работодатель, если договором не предусмотрено иное). Проверить и проконтролировать соблюдение этого условия проблематично, вместе с этим, автору статьи неизвестны случаи привлечения к ответственности за цитирование неправомерно обнародованного произведения.

2. Цитирование должно производиться именно в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Суд по интеллектуальным правам (СИП) в деле А40-160673/2013, оставляя без изменения решение суда о взыскании с ответчика за нарушение исключительных прав 19 000 000 рублей , отметил:

Свободное цитирование допустимо в «научных, полемических, критических или информационных целях». Если цитирование производится в иных целях, оно должно быть основано на договоре с правообладателем. В частности, цитирование, направленное на усиление художественного воздействия, эстетического восприятия произведения читателем, зрителем, слушателем, не может осуществляться свободно, поскольку не связано с названными целями.

3. Должен быть указан автор произведения и источник заимствования.

Под именем автора следует понимать, как, собственно, реальное имя, так и псевдоним, указанный на произведении. Отсутствие указания этих данных без объективных причин - однозначное условие для неприменения пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ.

И это легко подтвердить судебной практикой. В деле А40-67342/12 ОАО «Телекомпания «НТВ» не предоставило доказательств того, что имело место указание автора при использовании фотографии на сайте и в телепередаче, что и привело к взысканию с них компенсации за нарушение исключительного авторского права.

В качестве аналогичных примеров можно привести дела А60-38170/2013, А71-2029/2014, А40-154156/2014 и многие, многие другие.

Важно: если используется видео или фото с «водяным знаком» или иным логотипом, это не освобождает от обязанности указать автора и источник заимствования надлежащим образом.

СИП в постановлении по делу А40-160673/2013 указал, что сохранение изображения логотипа, фактически обусловленное техническими аспектами перезаписи, не свидетельствует, по мнению суда, о надлежащем исполнении обязанности об указании имени автора и источника заимствования.

4. Объём цитирования должен быть оправдан его целью.

Пожалуй, самый неоднозначный критерий, подход к оценке которого сформирован судебной практикой.

Копирование (правильный термин с точки зрения ГК РФ - «воспроизведение») материала целиком - не есть цитирование в оправданном объёме.

Так, по делу А56-46791/2010 суды пришли к выводу, что:

«Подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку спорная статья воспроизведена Профсоюзом на его сайте полностью , следовательно, такое использование не является цитированием произведения, предусмотренным в указанной норме права»

Судебные акты остались в силе и после подачи жалобы в ВАС РФ.

В деле A46-10011/2014, напротив, суды установили, что поскольку заимствовано было 1/5 от общего объёма материала, указан прямой полный URL на источник заимствования, а автор - физическое лицо не указан в связи с объективной невозможностью его установить, то имело место вполне правомерное цитирование произведения в информационных целях.

К аналогичному выводу пришли суды и по делу А40-91447/2010, установив, что ответчик «процитировал» 9 секунд из 23-секундного видеоролика, при этом указав источник заимствования и сохранив логотип истца.

Кроме того, должна быть объективно определённая обусловленность цитирования, что и отражает оправданность такого использования.

Например, совершенно нелогично и не оправданно было бы иллюстрировать статью про одежду детей для климата Аляски фотографией Сибайского карьера.

Такой же подход применил в деле А40-16149/2012 ВАС РФ, отметив, что фотографические произведения, использованные в передаче «Пусть говорят» не могут считаться процитированными в информационных и полемических целях, поскольку не являлись предметом дискуссии в телепрограмме . Следовательно, по мнению суда, такое использование не могло быть оправданным.

Выводы:

Заимствование в полном объёме, например, текста статьи, скорее всего, не будет признано правомерным цитированием по пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ.

Рассматриваемой нормой допускается использование произведений в информационных, научных, учебных, культурных (в т.ч. критических, полемических) целях. Использование произведений в иных целях не будет являться правомерным цитированием.