Причины и источники увеличения денежной массы в экономике. Куда уходит денежная масса? Расширение денежной массы ведет к

Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов. как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.).

Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов. внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств денежных расчетов.

При обесценении денег потребители увеличивают покупки товаров для того чтобы оградить себя от падения покупательной способности денег, что ускоряет денежный оборот. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.

Применяемые кредитными институтами методы покрытия бюджетного дефицита обычно вызывают рост денежной массы в обращении сверх реальных потребностей экономического оборота, обесценение денег.

Расширение масштабов кредитования ведет к росту эмиссии кредитных денег и платежеспособного спроса. В этом заключается активная роль кредитной системы в инфляционном процессе.

В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.

Все денежные средства - наличные и безналичные - должны иметь кредитную основу. Выдача кредита увеличивает количество денег или денежную массу, погашение кредита уменьшает количество денег (наличных и безналичных), поэтому предоставление ссуд должно осуществляться на макроуровне с учетом действия денежно-кредитных законов. На основе бюджетных денежных доходов и расходов населения и плана кассовых оборотов.

На уровне конкретных коммерческих банков обязательно надо учитывать данные кредитных планов, т. к. там определены ресурсы кредитования (кредитный потенциал коммерческого банка), складываемые из собственных средств банка, привлеченных средств в виде депозитов вкладчиков и средств коммерческого банка на межбанковском рынке, эмиссии. Другая часть кредитного плана - направление (размещение) ресурсов.

Коммерческие банки осуществляют депозитно-кредитную эмиссию - денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда ссуды возвращаются. Эти банки являются кредитным орудием обращения. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т. е. банк создает депозит (вклад до востребования) , при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширить денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы в развитых странах. Вместе с тем, экономика нуждается в необходимом, но не в чрезмерном поступлении денег, “основной психологический закон”, смысл которого состоит в том, что по мере роста дохода, увеличения богатства склонность к потреблению снижается. Отмечаются мотивы поведения людей, подталкивающие их к некоторому сдерживанию расходов, направляемых на покупки, расширение потребления (скупость, предусмотрительность, расчетливость и др., всего восемь мотивов).

Стабильный и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.

С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Косвенные факторы включают:

регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.

регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.

обязательные денежные резервы коммерческих банков.

операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные факторы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.

государственное регулирование цен.

государственное регулирование пределов заработной платы.

государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.

государственное регулирование валютного курса.

Факторы, воздействующие на объем денежной массы

Размер официальной учетной ставки

В современных условиях проводимой в России политики ограничения объёмов кредитных вложений - кредитной рестрикации - особое значение придаётся такому инструменту регулирования денежного и кредитного рынка, как официальная учётная ставка по кредитам Банка России.

Официальная учётная ставка - выступает как плата, взимаемая Центральным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В тоже время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Центральный Банк РФ определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Банка России. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учётной ставкой Центральный Банк РФ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Таким образом, учётная политика Банка России представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

Сущность и причины инфляции, проблемы ее измерения(СМ, ТАК ЖЕ ЛЕКЦИЮ ПО ФИНАНСАМ, ДЕНЕЖНОМУ ОБРАЩЕНИЮ И КРЕДИТАМ ЗА 11.10.12.)

Инфляция - (inflatio - лат. означает ≪вздутие≫, ≪расширение≫) - макроэкономическое явление, характеризуемое устойчивой тенденцией к росту цен в экономической системе.

Именно в росте цен проявляется устойчивое макроэкономическое отклонение между материально-вещественным составомвыпускаемого продукта и стоимостной его формой. Рост общего уровня цен обусловливает появление излишнего количестваденег в обращении. Все это надо рассматривать как внешнеепроявление инфляции. Но нам нужно понять и внутренние механизмы ее возникновения. Глубинной причиной возникновения инфляции является наличие устойчивого макроэкономического дисбаланса между совокупным спросом и совокупнымпредложением.

Какие же факторы непосредственно обеспечивают формирование устойчивого макроэкономического неравновесия, вызывающего общий рост цен? Прежде всего, это изменение в совокупном предложении, которые проявляются особо резко вкраткосрочном периоде, когда величина предложения зависит от уровня товарных цен и цен на услуги труда. Отклонения фактического уровня от ожидаемого объема производства укрепляет эти отклонения в сторону повышения. Такое повышение подкрепляется также требованиями роста зарплаты, а также ожиданиями дальнейшего роста цен. Такое поведение фирм-производителей, работников и потребителей объясняется отсутствием координации в их действиях. Это вполне закономерно, так как речь идет о рыночной экономике, где ее участники разделены частными интересами.

Можно отметить ряд особенностей современной инфляции.

Во-первых, если раньше инфляция охватывала экономику одной или нескольких стран, то теперь рост цен носит не локальный, а всеобщий, мировой характер.

Во-вторых, инфляция в разных странах развивается разными темпами, неравномерно, скачкообразно. Скорость инфляционного процесса определяется внутренними факторами, действие которых может усиливаться или ослабевать, в зависимости от той или иной фазы цикла, а также степени государственного вмешательства в процесс регулирования экономики.

В-третьих, современная инфляция носит не эпизодический, а непрерывный, хронический характер. В прошлом периоды инфляции в отдельных странах чередовались с периодами относительной стабилизации денежного обращения. В настоящее же время цены растут на всех фазах промышленного цикла, не снижаясь сколько-нибудь значительно даже в периоды экономических кризисов.

В-четвертых, изменился характер инфляции: до середины80-х годов преобладает уже не ≪ползучая≫, а галопирующая инфляция. Особенно широкий размах она получила в странах Латинской Америки. Своего максимума инфляция в этом регионе достигла в 1989 и 1990 гг., когда ее уровень составил

1200%, а в отдельных странах - даже 5000-8000% (Никарагуа, Перу, Аргентина, Бразилия).

В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства;

Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы;

Монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.

Все эти три причины взаимосвязаны, и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция,вместе с тем, способствует и экономическому росту. Поэтому,как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Научный подход к проблемам инфляции отличается от подхода обыденного, мифологизированного, трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.

Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.давленную≫ инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя она и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены

остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Норма сбережений в приросте дохода 1969 г. составляла 50%, в 1976 г. - 79%, в 1984 г. -

100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составлял 40%. Дефицит порождал очереди, теневую экономику ослабевали стимулы к труду. В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике

диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется ≪черный рынок≫ - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. ≪Черный рынок≫

в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. В России и в странах СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т. п.

Несбалансированность инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен - останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции. С точки зрения четвертого критерия, различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ≪ожидаемой≫ инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, ≪неожидаемая≫ -наоборот. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не

наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к ее двум типам.

Во-первых, инфляции спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса.

Во-вторых, инфляции предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства. Вернемся к модели ADAS (совокупный спрос - совокупное предложение). Очевидно, что для начала инфляционныхпроцессов достаточно, чтобы совокупный спрос превышал совокупное предложение. Такая ситуация возможна, когда:

Резко возрастает совокупный спрос, а совокупное предложение не меняется;

Совокупное предложение снижается при постоянном совокупном спросе;

Для того чтобы удержать инфляцию, не следует наращивать бюджетные расходы опережающими темпами. Надо поддерживать общую стабильность в экономике и на политическом поле с тем, чтобы замедлялась скорость обращения денег. Так считает Евгений Гавриленков - главный экономист ИК "Тройка Диалог".

Для того чтобы удержать инфляцию, не следует наращивать бюджетные расходы опережающими темпами. Надо поддерживать общую стабильность в экономике и на политическом поле с тем, чтобы замедлялась скорость обращения денег. Так считает Евгений Гавриленков - главный экономист ИК "Тройка Диалог".

- Какие факторы, по вашему мнению, больше всего влияют на динамику роста потребительских цен?
- При обсуждении инфляции одни эксперты акцентируют внимание на ее монетарной природе, другие видят причины ее нарастания в тарифах госмонополий. Отчасти правы все участники дискуссии.
Анализируя природу роста потребительских цен, следует уточнить, о какой инфляции идет речь: долгосрочной или текущей. Как известно, в январе 2005-го и 2006 годов инфляция существенно превысила 2%. Поскольку доля платных услуг в структуре потребительской корзины населения достаточно велика - до 20%, то повышение цен на жилищно-коммунальные услуги, которое происходит в начале почти каждого года, в январе заметно влияет на расчет инфляции. Таким образом, ее рост на таком коротком отрезке времени в значительной мере обусловлен повышением тарифов монополий. Однако цены на услуги ЖКХ увеличиваются лишь раз или два в году.
С увеличением рассматриваемого периода возрастает влияние других причин, в частности монетарных. При этом, однако, следует иметь в виду, что российская экономика в сравнении с развитыми странами является низкомонетизированной - с небольшой долей накопленного объема рублевой массы, обращающейся в экономике и обслуживающей ее. По итогам 2005 года показатель составил около 27% ВВП в среднегодовом исчислении. С учетом валютных депозитов эта величина будет несколько выше, но несущественно.
Низкомонетизированная экономика характеризуется большой скоростью обращения денежной массы. Если в экономически развитых странах масса делает один оборот в год, то в России - порядка четырех раз. Скорость обращения в значительной степени зависит от структуры денежной массы. При увеличении доли "длинных" депозитов темп замедляется, инфляция снижается, а с возрастанием доли "коротких" денег, особенно наличных, рост цен происходит быстрее. Малейшие изменения в скорости обращения денег из-за изменения инфляционных ожиданий населения также в значительной степени оказывают влияние на динамику потребительских цен. Так, например, за полтора года - с начала 2003-го до середины 2004-го - годовая инфляция снизилась с 15 до 10%. При этом столь значительное торможение цен произошло на фоне ускорения темпов роста денежной массы, в том числе вследствие интенсивной дедолларизации - продавая накопленную ранее валюту, российские граждане стали все активнее сберегать свои средства в рублях на банковских депозитах. Несмотря на ускорение роста денежной массы в этот период (с 33 до почти 60% ВВП за год), инфляция снизилась. И напротив, сразу после банковского мини-кризиса середины 2004 года темпы роста потребительских цен стали возрастать.
Изначально мини-кризис вызвал отток средств с вкладов, что затронуло некоторые банки, а в дальнейшем на фоне снижения доверия к банковской системе в целом затормозился и приток новых средств на депозиты. По этой причине на потребительский рынок стало выплескиваться значительно большее количество денег: потребительский спрос резко возрос и темпы роста инфляции увеличились. Причем это ускорение происходило несмотря на различные меры правительства по ограничению роста денежной массы (например, повышенное налогообложение нефтяной отрасли). Со стабилизацией ситуации и ускорением экономического роста в середине 2005 года инфляция стала снижаться.
Получается, что в наборе факторов, оказывающих влияние на динамику инфляции, помимо темпов роста денежной массы, значительным является и фактор инфляционных ожиданий.
- По словам Игнатьева, при высокой цене на нефть, высокой ликвидности банков и недостаточного рефинансирования со стороны ЦБ основным инструментом подавления инфляции становится валютный курс. Как заявления Банка России сказываются на инфляционных ожиданиях?
- В последнее время Центральный Банк действительно все чаще заявляет о том, что в борьбе с инфляцией будет укреплять рубль в номинальном выражении для снижения денежной массы. Однако цена этой политики может оказаться слишком высокой, причем без особых гарантий ее успешности. Так, по моим расчетам, для снижения годовой инфляции на 1%, скажем, с 11 до 10%, при прочих равных условиях (когда ожидания являются неизменными, а норма сбережений - относительно стабильной), необходимо укрепить рубль на 7%, то есть "подвинуть" курс на 2 руб. при, скажем, "начальном" курсе 28 руб. за доллар.
Кроме того, не следует забывать, что все эти усилия Центробанка могут быть сведены на нет за счет других факторов. Как известно, за прошедший год рубль в номинальном выражении значительно укрепился (напомню, что падение доллара против рубля происходило на фоне изменений динамики евро-доллар). Несмотря на усиление рубля, темпы роста потребительских цен в начале года были высокими. Как видим, росту инфляции способствовали совершенно иные факторы. К ним, помимо повышения тарифов, относится традиционный разовый вброс в экономику в конце года неизрасходованных в течение года бюджетных денег.
- Обуздание инфляции несовместимо с быстрым наращиванием бюджетных расходов. Что, по вашему мнению, означает эффективность расходов бюджета? Какие критерии эффективности вы могли бы выделить?
- Наверное, уместно оценить опыт расположенной рядом Украины. Эта страна, в отличие от России, несмотря на сильный платежный баланс, многие годы имела однозначную инфляцию - не более 3-4% в год. Предвыборная президентская кампания, сопровождавшаяся повышением зарплаты населения и обещаниями оппозиции повысить ее в дальнейшем, способствовала росту реальных доходов украинских граждан в прошлом году примерно на четверть, а в номинальном выражении - еще больше. Совершенно очевидно, что экономика такими темпами расти не может. По итогам прошлого года инфляция в стране превысила 10%. Дисбаланс между динамикой предложения (то есть производства) и внутреннего спроса (то есть номинальными доходами населения) - или разрыв между 5% роста экономики и 25% роста доходов - компенсируется повышенной инфляцией. В результате увеличения расходов и массированного вброса через бюджет необеспеченных товарной массой денег в экономику, уровень инфляции на Украине по итогам прошлого года стал двузначным. По итогам этого года также прогнозируется двузначный уровень.
Если мы хотим иметь однозначную инфляцию, то при росте экономики на 5-6% расходы бюджета в номинальном выражении не следует увеличивать более чем на 15%. Это несколько упрощенный пример, но в целом он отражает суть проблемы.
Есть и другой негативный момент. При чрезмерно быстром увеличении реальных доходов населения расходы тоже растут соответствующими темпами. Так, рост этого показателя в прошлом году на Украине составил порядка 20% (в России - около 10%). При высоких темпах меняется структура спроса: возрастает доля дорогих и качественных товаров, которые зачастую никогда не производились на отечественных предприятиях, - а это означает быстрый рост импорта. При доходах, позволяющих приобрести "Фольксваген", гражданин не станет покупать пять "Жигулей". А поскольку ни Украина, ни Россия не производят в требуемых количествах автомобили или другую продукцию такого качества, в структуре потребления обеих стран растет доля импорта.
В прошлом году импорт в России вырос на 28%, то же самое произошло на Украине. Такая тенденция негативно влияет на платежный баланс, возрастают проблемы макроэкономической устойчивости. Ввести же в течение года новые производственные мощности, которые были бы способны удовлетворить столь резко изменившийся спрос, в принципе невозможно.
- В последнее время резко выросли бюджетные расходы, обеспечиваемые конъюнктурно высокой ценой на нефть: в 2006 году на нацпроекты выделено 160 млрд. руб., в государственный инвестиционный фонд ушло 69 млрд. руб. По прогнозам аналитиков, в случае снижения цен на нефть прогнозируемый рост экономики не покроет расходной части бюджета...
- Следует отметить, что все эти расходы уже заложены в бюджет, но общее правило таково, что совокупные расходы не должны расти чрезмерно высокими темпами, если мы хотим добиваться снижения инфляции. Если правительство намеренно реализовать национальные проекты, не следует столь высокими темпами увеличивать расходы по другим статьям. А это при желании вполне осуществимо.
Анализ структуры расходов бюджета за последние несколько лет показывает незначительный рост социальной составляющей - ее доля в ВВП даже слегка снизилась. В то же время финансирование совершенно нереформированных секторов экономики является массированным: расходы на госуправление, силовые структуры за пять лет фактически удвоились, если их измерять в процентном отношении к ВВП. Улучшилось ли госуправление - большой вопрос. Очевидно лишь одно: численность бюрократов выросла в прошлом году - на 11%, а за десять лет - в полтора раза. Специалисты говорят, что соответственно повысилась и "взяткоемкость" российской экономики. Непонятно также, насколько возросла безопасность страны - особенно внутренняя. Теоретически есть все возможности проводить национальные проекты без какого-либо дополнительного наращивания финансирования, если притормозить безудержное увеличение расходов на бюрократию и силовые структуры и перестать увеличивать число занятых в этих секторах.
Итак, наиболее значительными факторами торможения инфляции являются: динамика денежной массы и скорость обращения, которая связана с инфляционными ожиданиями и стабильностью. При нормальных правилах игры, при условии отсутствия банковских кризисов и дел, подобных банкротству "ЮКОСа", склонность к сбережению на фоне роста экономики и доходов населения постепенно увеличивается. Тогда обращение денег замедляется. Денежная масса может расти высокими темпами, но при уменьшении скорости, при росте долгосрочных депозитов инфляция снижается.
В свою очередь, динамика денежной массы в нашем случае зависит от двух ключевых параметров. С одной стороны, это платежный баланс, цены на нефть, приток валюты, которая, будучи конвертируемой в рубли, обеспечивает масштабный приток рублевой массы в экономику. С другой - эффект нейтрализации, который идет со стороны бюджета, за счет его профицита. То есть, упрощенно говоря, из объема прироста валютных резервов денежных властей (который зависит от поступления валютной выручки и притока капитала), конвертированного в рубли, следует вычесть профицит бюджета, и тогда получим рублевую денежную массу. В существующих условиях не следует наращивать бюджетные расходы опережающими темпами. Рост расходов должен соответствовать темпам увеличения ожидаемого номинального ВВП. Второе необходимое условие - поддерживать общую стабильность в экономике и на политическом поле с тем, чтобы замедлялась скорость обращения денег.
- Какие принципы формирования стабфонда могли быть оптимальными? Является ли стабфонд средством для борьбы с инфляцией?
- По сути, да. Профицит бюджета и стабфонд - экономически тождественные понятия. Это рублевая ликвидность, которая уходит из финансовой системы. В результате чего и получается эффект нейтрализации избыточной денежной массы. Спрос на деньги и замедление скорости их обращения - основные факторы снижения инфляции - как правило, характерны для экономического роста. Так, в 2003-2ОО4 годах, как уже отмечалось выше, несмотря на высокие темпы роста денежной массы, спрос на деньги со стороны быстрорастущей экономики (до 8% в отдельные кварталы) был высоким. По этой причине без наличия стабфонда инфляция снизилась до 10%. Но с потерей доверия бизнеса в конце 2004-го - начале 2005 года началось торможение инвестиционной активности и экономического роста. Это снизило спрос на деньги, что привело к росту инфляции. Кроме того, население, доверие которого к банкам пошатнулось, стало больше тратить. Инфляция ускорилась, несмотря на появление стабфонда.
Таким образом, наиболее важными условиями подавления инфляции являются экономическая политика и уровень доверия к ней не только населения, но и бизнеса. Негативные сигналы для предпринимателей привели к снижению спроса на деньги. В условиях же несколько подавленной экономической активности наличие стабфонда является компенсирующим фактором, который способствует нейтрализации невостребованных экономикой денег, что способствует сдерживанию роста цен.
По моему мнению, стабфонд не нужен был бы в идеальных условиях (эффективная экономика, хорошие государственные институты, невмешательство государства в развитие бизнеса, долгосрочная уверенность бизнеса в своей безопасности, приток иностранного капитала). Если бы деньги оставались в частной финансовой системе, на счетах экспортеров - тех же самых нефтяных компаний, частная финансовая система перераспределяла бы их более эффективно в пользу тех, кому они нужны.
В российских условиях стабфонд нужен постольку, поскольку у бизнеса нет четкого понимания того, как будет развиваться страна, какого рода экономическая система будет складываться. В результате инвестиционная активность остается весьма умеренной - по крайней мере, ниже потенциала.
Я не обсуждаю тему, на какие инфраструктурные проекты следует пустить стабфонд, но понимаю также, что давление на министра финансов будет постоянно нарастать. По сути, объем стабфонда $50 млрд. - не слишком большая сумма: пока это всего лишь 5-7% ВВП. При гипотетически низких ценах на нефть и 2-3%-ном дефиците бюджета фонд может исчезнуть в течение двух лет. Следует не измерять эти средства абсолютными цифрами, а соотносить с масштабами экономики и бюджета. По моему мнению, как только объемы фонда достигнут 8-10% ВВП, можно направлять очередную порцию нефтяных денег на другие цели: не только на стабилизацию, но и на образование, грядущие пенсионные проблемы и т.д. Эту дополнительную часть можно было бы частично отдавать в управление и вкладывать в более рискованные проекты с целью получения более высокой доходности.
- Как вы относитесь к идее использовать деньги стабфонда для увеличения капитала Российского банка развития для дальнейшего финансирования инвестиционных проектов предприятий?
- Длинные деньги невозможно создать искусственным путем. С возрастанием уровня монетизации экономики на 2-3% в год (как это у нас происходило в последние годы) сроки депозитов и кредитов увеличивались. Так, в 1999 году займы выдавались на 3-4 месяца, в 2002-м - на 9 месяцев, сегодня - уже на 14. В 1999 году пятилетнее кредитование не практиковалось вообще, максимальный срок не превышал, наверное, двух-трех лет. По мере накопления денежной массы банки увеличивали не только объемы, но и сроки кредитования.
Если деньги не будут востребованы конкретными предприятиями под определенные инвестиционные проекты, то искусственный вброс средств стабфонда в экономику приведет только к росту общего уровня цен. Это ускорит инфляцию, но не повысит уровень монетизации экономики, поскольку номинальный ВВП вырастет следом за ценами. Если уровень монетизации останется прежним, то, соответственно, старыми будут средние сроки кредитов. По моему мнению, именно по этой причине манипуляции с ипотекой пока можно назвать именно экспериментами. Она не станет массовым явлением до тех пор, пока в экономике не накопится достаточно капитала и не снизится скорость обращения денег. Пока средств в экономике недостаточно, банки будут предпочитать давать короткие кредиты - на пополнение рабочего капитала компаний, например. Кроме того, инфляция на 6-12 месяцев вперед так или иначе просматривается и банки могут более обоснованно принимать решения о выдаче кредитов, о процентах. Инфляционные процессы на 25-30 лет вперед не видны столь четко. Банки отдают предпочтение коротким кредитам, то есть спрос на них будет устойчиво расширяться. По мере повышения капитализации банковской системы или монетизации экономики, что по сути одно и то же, будет постепенно увеличиваться доля длинных кредитов. Деньги "удлиняются" только в том случае, когда их становится больше.
- Насколько эффективным может быть рефинансирование через АИЖК?
- Отдельные образцово-показательные проекты могут быть успешными. Но в ближайшей и среднесрочной перспективе не следует ожидать высокого эффекта жилищного кредитования, аналогичного ипотеке в западных странах, например в США, Англии и др. Там объем накопленного капитала является значительным, банки выдают ипотечные кредиты на рыночной основе без каких-либо указаний сверху.
- По оценкам аналитиков, уровень инфляции повысился и в связи с тем, что снизилась эффективность инвестиционных решений на предприятиях с госучастием, выигрывающих сегодня борьбу за деньги инвесторов.
- Такие выводы, по-моему, пока делать преждевременно. Эффективность на госпредприятиях всегда была невысокой. А то, что борьбу за деньги инвесторов эти компании выигрывают, это правда. Рынок действительно аплодировал огосударствлению. "АвтоВАЗ", например, резко вырос в цене после того, как было объявлено, что он переходит под опеку государства. Поскольку денег в России много и их надо размещать, инвесторы ищут любое объяснение для покупки активов. Они позитивно оценивают исчезновение олигархического риска (как, например, было с "Сибнефтью"). В случае с "АвтоВАЗом" считается, что его финансовое положение также улучшит намерение государства вложить в предприятие $5 млрд. - это способствует росту акций компании. Но речь идет о деньгах, которые, судя по всему, за пределы фондового рынка не уходят и на инфляцию не влияют. Наоборот, рост акций компаний, фондового рынка в целом способствует привлечению средств, которые могли бы быть пущены на потребительские расходы. Кроме того, частные инвесторы - очень узкая группа людей. Недвижимость также покупает небольшая доля населения. В Америке фондовый рынок гораздо более значим, потому что там около 60% домохозяйств хранит сбережения в акциях, соответственно, падение или рост фондового индекса меняет и потребительское поведение, и уровень инфляции. У нас такого эффекта пока нет.

Важно установить временную связь между инфляцией и ее факторами, что позволит осуществлять прогнозирование инфляционных процессов и управлять ими. Зарождение нового витка инфляции обусловлено динамикой этих факторов с некоторым временным лагом. Для исследования соотношения между ростом денежной массы и ее товарным покрытием необходим анализ динамики производства и уровня цен. Именно индекс цен сигнализирует об инфляции. Рассмотрим подробнее этот показатель. Для вычисления индекса цен берут отношение между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора (рыночной корзины) для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде . Обычно состав товаров в рыночной корзине подбирается таким образом, чтобы группа была статистически представительной, включала как можно больше товаров, которые приобретает все население. Выражается индекс обычно в процентах  


Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы . Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения , установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического  

ВВП контроль за ростом денежной массы темп инфляции - менее 10% в месяц.  

Поскольку скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, то ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличение денежной массы при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.  

увеличением спроса на национальную валюту и уменьшением инфляционных ожиданий структуре денежной массы в пользу более ликвидных компонентов. Это было связано с ростом сбережений населения , которые увеличивались быстрее, чем остальные компоненты денежной массы.  

Наблюдение за их фактическими значениями по сравнению с теоретически оправданными уровнями и с уровнями других стран позволяет выявлять важнейшие тенденции и диспропорции в текущем периоде и прогнозировать их изменение в будущем. Так, динамика ВВП позволяет определять допустимые темпы роста денежной массы. О результативности мер по стабилизации денежного оборота в условиях инфляции можно судить по изменению индекса реальной денежной массы , который показывает изменение количества денег в обращении при условии исключения влияния инфляции на потребность в деньгах и позволяет анализировать соответствие динамики денежной массы , реального производства и, следовательно, занятости. По динамике цен можно судить о влиянии мер по сдерживанию роста денежной массы, а изменение покупательной способности рубля характеризует соответствие изменений реального производства и денежной массы . Абсолютные значения и индексы показателей денежной массы и денежного обращения рассчитываются органами статистики ежемесячно и публикуются в открытой печати.  

Рост инфляции происходил за счет всех трех факторов роста денежной массы, ускорения оборачиваемости денег и уменьшения физического объема производства.  

В денежно-кредитной сфере наблюдалось снижение инфляции на фоне роста денежной массы, что было связано с увеличением спроса на национальную валюту и уменьшением инфляционных ожиданий населения. Произошли изменения в структуре денежной массы в пользу более ликвидных компонентов. Сбережения населения увеличивались быстрее, чем остальные компоненты денежной массы . Были приняты меры по либерализации кредитной политики . Ставка рефинансирования за год была снижена со 112 до 48%. Динамика курса доллара регулировалась рамками валютного коридора.  

Увеличение числа спекулятивных банков не было причиной роста денежной массы с 1832 по 1836 г. Отношение банковских резервов к объему выданных ссуд не уменьшилось в этот период, поскольку в общем банки были достаточно осторожны. В основном это произошло за счет увеличения количества металлических денег -- золотых и в меньшей степени серебряных - в экономике США. К тому же США были частью мировой экономики . Соединенные Штаты придерживались золотого стандарта , который включал ввоз и вывоз металлических денег, и золотые и серебряные монеты лежали в основе денежной массы в обращении. В этот период произошло значительное увеличение импорта металлических денег из Мексики и стран Европы.  

PQ. вровень цен удвоился, так что цены выросли соответственно с ростом денежной массы. Из уравнения (18-14) следует, что в соответствии с классической моделью такое удвоение денежной массы влечет за собой пропорциональное изменение уровня цен, т. е. уровень цен увеличится на 100%, что представляет собой удвоенный рост цен.  

Последствия ожидаемого увеличения номинальной денежной массы в новой классической модели . Рост денежной массы увеличит совокупный спрос , что приведет к повышению уровня цен (рис. А). Увеличение уровня цен приведет к повышению спроса на труд со стороны фирм (рис. Б). Если увеличение номинальной денежной массы полностью ожидалось работниками, то они увидят, что их реальная заработная плата снизилась при росте уровня цен, и они соответственно уменьшат предложение труда (рис. 5). Вообще, равновесный уровень занятости останется неизменным. График совокупного предложения смещается влево из-за повысившихся ожиданий относительно номинальной денежной массы и соответствующего повышения ожидаемого уровня цен (рис. А). Равновесный уровень реального производства остается неизменным. Следовательно, в новой классической модели ожидаемое увеличение номинальной денежной массы не оказывает никакого реального эффекта на объем производства и уровень занятости.  

К сожалению для ФРС, это явление послужило сигналом о предстоящих трудностях. До конца 1970-х годов спрос на деньги был более изменчивым, чем в предыдущий период. ФРС не достигала целей денежно-кредитной политики , и со временем ситуация ухудшалась. Более того, в конце 1970-х годов тактические цели ФРС часто допускали значительный рост денежной массы, в результате она не согласовывалась с промежуточными целями денежно-кредитной политики.  

К 1979 г. рост денежной массы ускорился. То же самое произошло и с темпами инфляции . Стало очевидным, что ФРС нужно было что-то предпринимать, и ФРС сменила тактические цели.  

В действительности некоторые экономисты, например Милтон Фридмен , предложили такие конституционные ограничения. Некоторые даже пошли дальше, предложив упразднить ФРС и заменить ее компьютером. Компьютер будет запрограммирован на осуществление операций на открытом рынке так, чтобы обеспечить приверженность политике ограниченного роста денежной массы и нулевой инфляции.  

МОНЕТАРИЗМ - школа, полагающая, что рост денежной массы определяет инфляцию и поэтому экономическая политика в первую очередь должна быть направлена на ограничение и стабилизацию денежных знаков (его сторонником является М. Фридман). М. - экономическая теория , согласно которой количество денег г обращении является определяющим фактором формирования хозяйственной конъюнктуры, и существует прямая связь между изменениями денежной массы в обращении и величиной валового национального дохода . Монетаристы - наиболее влиятельная сейчас среди сторонников свободного нерегулируемого рынка школа экономической мысли - считают, что государство должно ограничить свое вмешательство в хозяйственную жизнь (наряду с выполнением традиционных функций) только поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. По их мнению, в долгосрочном плане финансовая экспансия веде г только к росту процентных ставок и вытеснению частных инвестиций, тогда как кредитно-денежная экспансия стимулирует только инфляцию, но не расширение объема производства.  

Реализация этой концепции в практике инвестиционного менеджмента и использование соответствующего ее методического инструментария требуют предварительного рассмотрения ряда связанных с ней базовых понятий. Ниже изложено содержание основных из этих понятий. ИНФЛЯЦИЯ - процесс постоянного превышения темпов роста денежной массы над товарной (включая стоимость услуг), в результате чего происходит переполнение каналов обращения деньгами, сопровождающееся их обесценением и ростом цен. ТЕМП ИНФЛЯЦИИ - показатель, характеризующий размер обесценения (снижения покупательной способности) денег в определенном периоде, выраженный приростом среднего уровня цен в процентах к их номиналу на начало периода.  

Кейнс доказывал и практика подтвердила, что умеренная инфляция полезна для экономики, т.к. рост денежной массы стимулирует деловую активность , способствует экономическому росту , ускоряет процесс инвестирования.  

Если инфляция становится существенной проблемой экономики страны, то для ограничения ее роста FED проводит политику дорогих денег - замедления роста денежной массы и увеличения процентных ставок.  

FED регулярно публикует заявления о конечных и промежуточных целях регулирования, публикуя данные верхнем и нижнем уровне роста денежной массы и отчетные данные фактических изменений (используются агрегаты М2, МЗ).  

В марте 1993 года впервые была принята денежная программа, сформулированная в совместном Заявлении Правительства и Центрального банка РФ об экономической политике . Программа предусматривала комплекс стабилизационных мер, включая четко сформулированное ограничение на размер бюджетного дефицита, целевые темпы роста денежной массы (снижение до 7,3% в месяц к концу года), некоторые ограничения кредитования Центробанком экономики и правительства. В результате всего этого  

Темпы роста денежной массы увеличивались, причем особенно быстро в весенне-летние месяцы. Этому денежному половодью пытались ставить преграды. Было принято совместное Заявление правительства и ЦБР об

Сегодня в условиях глубочайшего кризиса, поглотившего Россию, многие великие умы бьются на вопросом, где взять денег, как увеличить денежную массу в экономике России для ее модернизации, перезапуска и дальнейшего стабильного функционирования. Этого можно добиться тремя способами: взять кредит у МВФ, привлечь иностранные инвестиции или просто запустить печатный станок. Разные способы, разные последствия.

Если взять кредит у МВФ, то полученные деньги можно запустить на модернизацию экономики, но их в последствии придется отдавать, причем с немалыми процентами.

Если привлечь иностранные инвестиции, то инвесторы на свои деньги построят в России новые заводы на которых образуется множество рабочих мест, бюджет страны пополнится от дополнительных налоговых поступлений. После запуска предприятий на Российском рынке появятся новые Российские товары мирового уровня, причем без пошлин. Но в этом случае вся прибыль будет уходить инвестору.

Если запустить печатный станок, то можно попытаться успеть на напечатанные рубли выйти из кризиса, пока их не съела инфляция.

В этой статье я хочу более пристально взглянуть на эти три способа увеличения денежной массы и подумать, действительно ли они такие разные?

Итак, для хорошего правительства, заботящемся о своем народе, деньги - это не цель, а всего лишь средство для достижения цели. А цель поистине велика - это строительство новых предприятий, модернизация старых, создание новых рабочих мест, повышение производительности труда, увеличение налоговых поступлений и заработных плат и в конечном итоге улучшение условий жизни своих граждан и каждого отдельного человека. На самом деле, забота о благосостоянии человека, удовлетворение его потребностей и есть высшая цель настоящего правительства.

Капитализм и рыночная экономика позволят нам это сделать в случае, если у нас есть деньги. Они поставили мир в такие условия, что не достаточно иметь плодородную землю, богатейшие природные ископаемые, моря и реки полные рыбы, а леса дичи. Как выяснилось, эти богатства - настоящие богатства, нам ничего не дают. Мы никто, если у нас нет денег.

Хорошо, ищем деньги. Законы рыночной экономики диктуют нам свои жесткие условия, согласно которым, мы не можем напечатать свои деньги, так как весь напечатанный приток денежной массы обесценится вследствии инфляции. Эффекта ноль. Тогда остаются два способа: Взять кредит в МВФ, либо привлечь иностранных инвесторов. В нынешних условиях привлечь инвестора непросто, практически невозможно. Никто не хочет строить предприятия в условиях нестабильной кризисной экономики, которая по всем прогнозам будет ухудшаться и далее. Значит и этот способ отпадает. Остается только один - кредит МВФ.

Кредит МВФ? Знаем брали. Кроме кабальных процентов за пользование капиталом, на Россию наложат огромное количество условий и ограничений не только не развивающих нашу экономику, но и сковывающих ее еще более прежнего. Так что же получается? Из сложившейся ситуации нет выхода?

СТОП!!! Пройдемся по этим трем способам еще раз. У нас одна цель, точнее средство - взять денег, но три способа. Все эти три способа приведут к одному начальному результату, при котором Российская экономика окажется на старте в не зависящем от способов условии. Далее не будем мелочиться и решим, что Российская экономика получила 1 триллион долларов. Смотрите, не зависимо от того, кредит ли это, инвестиции иностранного капитала или просто напечатанные деньги, но итог один - в экономике появился триллион долларов.

Вот тут-то и начинаются странности рыночной экономики. Казалось бы одни и те же начальные условия, но разный итог. В первых двух случаях за появления триллиона в экономике мы вынуждены будем работать на иностранных граждан, отдавать им большую часть своего труда, улучшая их жизненный уровень и при этом никакой инфляции от появления в экономике такой огромной суммы, никакого удешевления рубля по отношению к иностранным валютам, наоборот, рубль окрепнет, ведь он будет работать на иностранных граждан. Таких результатов не достичь, если просто запустить печатный станок. Казалось бы эффект для экономики один - в ней появился триллион. Но не тут-то было: гиперинфляция, удешевление рубля, повальная нищета, кризис.

Так в чем же дело, почему казалось бы одно и то же действо приводит к столь разным результатам? Ответ прост - так делать не положено. Кем не положено? Да теми, кто стоит за рыночной экономикой, чье положение в иерархии мироустройства гораздо выше чем у России, теми, кто отвел нам роль третьесортной страны, роль поставщика ресурсов, не более того. Так будет и далее, пока мы играем по чужим правилам в чужой игре, по правилам, которые написаны только для нас. Посмотрите, хозяин игры этих правил вовсе не соблюдает, он над ними смеется, хохочет над дураками и плюет в нас.

Теперь для выдающихся экономистов, хочу привести очень простой пример. Из-за его простоты и легкости осмысления, над ним невозможно спорить, он принимается как данность, данность не поддающаяся объяснению с точки зрения здравого смысла. Смотрите, при включении печатного станка в экономике появляются деньги не обеспеченные товаром. У населения и предприятий появляются как бы лишние деньги, но на рынке мало товаров, на них поднимается спрос, что в свою очередь ведет к увеличению цены на них. Отсюда инфляция и чем больше в экономике необеспеченных денег, тем сильнее инфляция. Здесь особенно видна странность в разности эффекта трех способов увеличения денежной массы. Во всех трех способах появляется огромное количество не обеспеченных товаром денег, но инфляция съедает их только при включении печатного станка. Итак еще раз, инфляция появляется только при появлении в экономике лишних не обеспеченных денег. Тогда мы схитрим и выведем их из экономики и закупим товар у иностранцев. Но не так быстро. Товар мы будем покупать за доллары, так как за рубли нам его никто не продаст. Для этого всю долларовую выручку мы направим, скажем в Китай, на покупку новых станков, оборудования, транспорта, строительство их силами и средствами инфраструктуры у нас. А долларовую выручку, которая должна была поступить в нашу экономику, но была направлена на закупку оборудования за границу, мы перекроем напечатанными рублями, заменим по курсу. Итак, что мы имеем? Сырье было продано за рубеж. Выручка которая должна была поступить в экономику России от продажи ресурсов - поступила, но несколько иным способом - она напечатана на станке по курсу доллара. Для внутреннего состояния экономики России никакой разницы, баланс товаров и обеспеченных денег соблюден, по идее никакой инфляции. Но разница есть. В Россию из Китая хлынет высокотехнологичная продукция: станки, оборудование, машины, рабочие руки.

Казалось бы прекрасная схема, целый настоящий антикризисный план, который выведет Россию из кризиса, поднимет ее экономику на немыслимые высоты, позволит избавиться от клейма мировой бензоколонки и принесет счастье в очень многие семьи (не в одних деньгах счастье). Но так делать нельзя, запрещено, не по правилам это. Откуда-то появится непонятная инфляция посчитанная и принятая к исполнению нашим Центробанком, а может и не нашим вовсе. А чьим же тогда? Да тех, кто стоит за рыночной экономикой, чье положение в иерархии мироустройства гораздо выше чем у России, теми, кто отвел нам роль третьесортной страны, роль поставщика ресурсов, не более того. Так будет и далее, пока мы играем по чужим правилам в чужой игре, по правилам, которые написаны только для нас. Посмотрите, хозяин игры этих правил вовсе не соблюдает, он над ними смеется, хохочет над дураками и плюет в нас.

Эта статья написана человеком для людей. Я прошу Вас задуматься над ее смыслом. Я не прошу Вас немедленно куда-то бежать, что-то требовать и менять, нет. Я прошу всего лишь поддержки у каждого из Вас, поддержки когда мы придем и призовем вас всех и каждого, призовем помочь нам сделать этот мир ярче, справедливее, светлее, добрее и радостнее.

денежный реформа макроэкономический

Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние шесть лет реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребностям экономики. При этом необходимо четко обосновать, сколько потребуется денег для обеспечения экономического роста. На первый взгляд это довольно просто, поскольку для обеспечения товарно-денежной сбалансированности денег в обращении должно быть столько, сколько стоят все товары и услуги. Но именно здесь и возникает главный парадокс. Если увеличивать денежную массу в пропорции, соответствующей темпам роста цен. то экономический механизм быстро войдет в гиперинфляционную спираль. Если же не добавлять денег в обращение. то при низкой инфляции будет длительный и глубокий спад производства.

Поскольку в течение последних лет принимались разнонаправленные относительно достижения результата решения (при которых спад замедляли за счет эмиссии, а инфляцию снижали за счет ограничения денежной массы, то в экономике продолжались и спад и наращивание денежной массы. Все это привело к тому, что масштаб цен изменился примерно в 10 тыс. раз Очевидно, что процесс стагфляции, когда денежная масса растет в условиях спада производства, будет продолжаться до тех пор, пока либо не ограничат рост цен на продукцию производителей-монополистов. либо не сформируется конкурентная среда. Поскольку для создания конкурентной среды потребуется не одно десятилетие, то для остановки спада производства при отсутствии инфляции единственно возможным решением является проведение эффективной ценовой политики, которая исключает произвольный рост цен в секторах с монополизированным производством. Однако даже если цены будут контролироваться, как рассчитать необходимый объем денежной массы. обеспечивающий экономический рост? Известно, что в 1996 г. и первой половине 1997 г. денежная масса росла несколько быстрее темпов инфляции. и тем не менее за истекшее время не удалось решить ни одной главных проблем: неплатежей, ликвидации (или хотя бы снижения) ровня бюджетного дефицита и государственного долга, задолженности по зарплате, и самое главное, добиться хоть небольшого экономического роста. Экономике по-прежнему не хватает денег. Денежную массу. как известно, принято подразделять на несколько агрегатов М0 - наличная денежная масса. М1 - М0 плюс счета до востребования. М2 - М1 плюс счета на срочных вкладах. При этом за основу в расчетах берется, как правило, агрегат М2. Но по сути агрегаты М1 и М2 - это не что иное, как банковская запись агрегата М0, так как деньги на счету (М1 и М2) появятся только лишь после того, как организация или конкретный человек положат их на счет. Допустим, что в стране обращается 100 трлн руб. наличных денег, и все население страны, к примеру, 100 млн. человек решило в январе из средней зарплаты в 1 млн. положить на счет до востребования по 100 тыс. рублей. Очевидно, что потратит оно после этого только 900 тыс. рублей. Но на счету окажется 10 трлн. рублей, т.е. агрегат М1 составит 10 трлн. руб. Если население ежемесячно будет откладывать на эти счета по 200 тыс. руб., то к концу года денежный агрегат М2 составит около 340 трлн. руб.; 200 тыс. руб., откладываемые 100 млн. человек в течение 12 месяцев плюс 100 трлн. руб. наличных. Но это не означает что денег в обращении станет больше - их останется всего 100 трлн руб. поэтому при расчетах необходимого объема денежной массы, видимо. следует ориентироваться не на агрегат М2, а на показатель МО. Агрегаты М1 и М2 просто повторно учитывают в разной форме одни и те же наличные деньги - в объеме 100 трлн pуб. Следовательно, хотя и принято считать, что скорость денежной массы в разные периоды увеличивается или уменьшается. на самом деле скорость оборота не имеет произвольного характера, деньги и всегда и везде движутся со строго определенной и вполне заданной скоростью. Исходя из того, что для поддержания товарно-денежного баланса годовая стоимость валового внутреннего продукта, должна соответствовать объему денежной массы, которая за год совершает несколько оборотов мы должны учитывать в расчетах только объем выпущенных в обращение наличных денег.

Таким образом для решения проблемы прекращения спад производства и обеспечения экономического роста состоит в обеспечении адекватного уровню ВВП объема денежной массы Поэтому и за счет соответствия товарно-денежных масс можно решить многие сегодняшние проблемы, включая рост ВВП Но в условиях бесконтрольно растущих свободных цен, которые реагируют на изменение объема денежной массы в обращении (при отсутствии серьезной конкуренции). мера по упорядочению скорости денежного обращения даст только кратковременный эффект.

По сути. сегодня имеется три варианта развития.

Если будут сохранены свободные цены во всех секторах, то при дальнейшем жестком ограничении денежной массы (способствующем снижению инфляции) в экономике еще ряд лет будет продолжаться спад производства, хотя и меньшими темпами То есть, попытки сдерживать инфляцию будут еще больше уменьшать объем ВВП.

Если же при свободных ценах будет взят курс на финансовое стимулирование экономики, то при реальном росте ВВП мы будем еще некоторое время (до появления высококонкурентной среды) жить при достаточно высокой инфляции

Если ограничить цены на продукцию производителей-монополистов и добавить наличных денег до уровня совокупной цены всех товаров и услуг то эта мера за счет оптимального повышения платежеспособного спроса не только сможет расшить неплатежи, но и позволит предприятиям самостоятельно обеспечивать производственные циклы без дорогостоящих кредитов коммерческих банков, что автоматически понизит процентную ставку Именно этот вариант является наиболее предпочтительным для нынешнего периода развития, поскольку решает одновременно две противоречивые задачи: снижение инфляции и рост производства

Итак, как преодолеть спад и инфляцию, можно только путем ограничения свободных цен во всех секторах с монополизированным производством. одновременно добавив в экономику (с учетом оборота) столько денег, сколько стоят по нынешним ценам все товары и услуги.