Шпиль петропавловской крепости. Влюбленный мастер

В собрании Русского музея есть удивительная картина «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», написанная Георгием Чернецовым. Картину художнику заказал сам Николай I, который хотел запечатлеть не только важный момент в истории страны, но и создать группой портрет важных персон той эпохи.

Работа над полотном продолжалась пять лет. Император лично утверждал список людей, чье изображение должно было появиться на холсте. Среди 300 представителей разных сословий есть даже мещане и крестьяне. Так в правом углу можно заметить фигурку бородатого мужчины средних лет. Это Петр Телушкин, кровельных дел мастер, который в начале 19 века своим мастерством и смелостью смог удивить весь Петербург.

С 1840 года картина находилась в личных комнатах Александра II. Фото: Commons.wikimedia.org

Влюбленный мастер

Уроженец Ярославской губернии появился в Петербурге в 1829 году. 23-летний молодой мужчина был невысок, но силен: по словам очевидцев, мог самостоятельно поднять 13 пудов (208 кг). Зарабатывал себе на жизнь он тем, что ремонтировал купола церквей и колоколен, и был уверен, что и в столице для него обязательно найдется дело. По легенде, была у Петра мечта - выкупить у помещика крестьянку Ираиду Фёдорову, в которую он был давно влюблен. Поэтому и поехал Телушкин в город на Неве в поисках денег, чтобы попытаться начать новую счастливую жизнь. И его планам частично суждено было сбыться: буквально уже через год многие знали его имя, а император Николай I щедро одарил мастера, велев запечатлеть его портрет на картине Георгия Чернецова.

Петр Телушкин на картине Георгия Чернецова. Фото: Commons.wikimedia.org

Появление кровельщика в городе совпало с конкурсом, который был объявлен для починки шпиля Петропавловского собора - самого высокого здания Санкт-Петербурга. Из-за сильных ветров и гроз у ангела на шпиле оторвало крыло, пострадал от непогоды и крест, венчающий шпиль. Все проекты реконструкции, которые подавали императору, требовали больших расходов: значительная часть сумма должна была быть потрачена на возведение строительных лесов, чтобы специалисты могли бы добраться до поврежденных фигур. Узнав об этом, Петр Телушкин выступил с отчаянным предложением. Он заявил, что сможет починить крест и ангела, если ему дадут только веревку и доску. Прослышав о таком смельчаке, Николай I дал добро. Однако, по условиям того времени, мастер, бравшийся за исполнение госзаказа, должен был что-то «поставить взамен». Поскольку у бедного рабочего ничего не было кроме его навыков, он «заложил в обеспечение принятого им на себя дела свою жизнь», то есть был готов сесть в тюрьму, если не оправдает надежд императора.

Кровь из-под ногтей

Подъем был намечен на 8 октября 1830 года. Посмотреть на это зрелище к Петропавловскому собору пришли десятки зевак, готовых к трагическому исходу затеи. В то время шпиль был покрыт медными листами, которые, находя друг на друга, создавали вертикальные загибы, выступающие на 9 см. Благодаря им Телушкин смог обвить веревкой шпиль. Один конец веревки он опоясал вокруг себя для подстраховки, другой - прикрепил к внутренним деревянным укреплениям шпица. Упираясь босыми ногами в медные листы и держась двумя пальцами за выступы, мастер постепенно стал обходить шпиль, взбираясь по нему на самый верх.

Экспозиция в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Фото: АиФ-Петербург

Ближе к яблоку, на котором стоял ангел с крестом, он увидел на шпиле железные крюки. Связав веревки при помощи ямского узла и петель, он соорудил своеобразные стремена, которые позволили ему продолжить восхождение. Добравшись до яблока, диаметр которого почти 3 метра, Телушкин понял, что просто так ему его не преодолеть. Он решил взять день на раздумья и спустился вниз. По свидетельствам очевидцев, когда он вышел из собора, из-под ногтей у него сочилась кровь - таких неимоверных усилий ему стоил подъем.

Петропавловский собор в конце XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

На следующий день Петр вернулся, чтобы продолжить начатое. Он вновь поднялся до самого яблока. Там, благодаря дополнительным веревкам, он сделал стремена для ног. Упираясь босыми ногами в шпиль и придерживаясь на веревках, он откинулся назад, повиснув практически горизонтально к земле. Это положение позволило ему закинуть веревку за основание креста, что и позволило ему взобраться к ангелу.

Около 6 недель мастер проделывал этот непростой путь, неся с собой инструменты, необходимые для ремонта. За это время он вернул ангелу крыло, укрепил крест и смог закрепить медные листы.

Губительный подарок

Подвигом простого мастера все были поражены. Большую статью о нем в журнале «Сын Отечества» написал Алексей Оленин, директор Императорской Публичной библиотеки и почетный член Академии наук. По одним данным, в качестве награды Телушкин получил три тысячи рублей ассигнациями, по другой - пять тысяч рублей.

Дальнейшая жизнь чудо-мастера окутана тайнами. Одни утверждали, что он вернулся в деревню, где выкупил любимую девушку и женился на ней. Другие говорили, что его сгубил «зеленый змий». Одним из «щедрых» подарков царя была грамота, согласно которой в любом кабаке ее предъявителю должны были бесплатно наливать чарочку спиртного напитка. Легенда гласит, что Петр потерял ее, тогда ему под скулой поставили клеймо. Якобы, приходя в кабак, он ударял пальцами по этому знаку, давая понять, чтобы ему налили. Считается, что отсюда и пошел известный жест, говорящий о распитии алкоголя.

Удивительный город, первый камень которого заложил сам Петр I, обладает мощной энергетикой, оказывающей воздействие на чувства людей. При виде неповторимых достопримечательностей у туристов от восторга замирает сердце, и каждый испытывает настоящее эстетическое потрясение.

Архитектурное убранство Санкт-Петербурга не только удивляет. В декоре роскошных храмов, прячутся тайные знаки, которые обладают мистической силой. Говоря о неофициальных символах города на Неве, можно вспомнить Ростральные колонны на Васильевском острове, разводные мосты, Но, пожалуй, первой ассоциацией с Северной Венецией будет все-таки Петропавловская крепость, ставшая ее визитной карточкой.

Немного истории

История появления архитектурного памятника, расположенного на Заячьем острове, тесно связана с историей основания Санкт-Петербурга. В мае 1703 года в дельте Невы началось возведение Петропавловской крепости, которая строилась для обороны наших земель. В июне в центре архитектурного комплекса была заложена деревянная церковь, освященная в честь святых Петра и Павла. А позднее появился каменный Петропавловский собор, который воспринимался как главный храм России.

Символ утверждения новой столицы Российского государства на берегах Балтики представляет собой изумительный образец раннего барокко. До царя таких религиозных памятников не строили: деревянную церковь, которая появилась первой, не разрушили, а оставили внутри архитектурного ансамбля. И только в начале XVIII века ее разобрали и перенесли в солдатскую слободу, где она простояла почти 100 лет.

Символ сильного государства

Известно, что именно колокольне, с которой и началось возведение Петропавловского собора, царь придавал особое значение. В Древней Руси строились так называемые стенки-звонницы, затея появились высокие башни c колоколами, и только при Петре I они стали частью православного храма. Российский император мечтал о том, чтобы в новой столице как можно скорее появилось величественное здание с колокольней, которое бы символизировало о том, что не только город, но и все государство крепко стоит на ногах.

Самое высокое строение государства

Ранее самым высоким зданием России являлась колокольня Ивана Великого в Кремле (Москва). Но уже в 1709 году деревянный шпиль Петропавловской крепости превзошел значительное строение и взметнулся на небывалую высоту - 122,5 метра. Он был покрыт позолоченными листами, переливающимися при попадании на них солнечных лучей.

Все деревянные конструкции устанавливал голландский мастер Харман ван Болос, лично приглашенный Петром Великим. Плотник, превратившийся в известного архитектора, украсил шаром из позолоченной меди, который напоминал огромное яблоко, шпиль Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге высотой 40 метров. А по рисунку зодчего из Италии Трезини был отлит и установлен на самый верх медный крест с фигурой парящего ангела, ставшего еще одним неофициальным символом города.

Архитектурный памятник славы

Петр I, выигравший Северную войну, захотел сделать Петропавловский собор памятником славы русского оружия. В храме с богатой внутренней отделкой хранились многочисленные реликвии, которые позднее оказались в Эрмитаже: трофейные знамена и взятые русскими войсками ключи от городов.

В 1720 году на колокольню, и по сей день являющуюся самым высоким сооружением Русской православной церкви, установили куранты, которые царь приобрел в Амстердаме. Часы с музыкальным механизмом исполняли несложную мелодию, звучавшую с ратуш европейских городов.

Кроме того, на колокольню, расположенную по всем канонам над западным входом, водрузили и карильон - музыкальный инструмент, состоявший из 35 колоколов и клавиатуры. На нем каждое утро специально обученный человек исполнял различные светские произведения.

Ангел-хранитель города

Все знают, что Северная Венеция имеет небесных покровителей, защищающих город и его жителей от напастей. Но есть современный хранитель, увидеть которого может каждый на позолоченном шпиле Петропавловской крепости. Ангел, венчающий самое высокое наблюдает за тем, что творится внизу. Это новая фигурка посланника Бога, поскольку сильнейшие ветра не раз ломали крылья миниатюрной скульптуры.

Происшествия с фигуркой ангела

Первый ангел, который был изготовлен в виде флюгера, сгорел во время сильнейшей грозы в середине XVIII века. После этого происшествия шпиль Петропавловской крепости, фото которого производит неизгладимое впечатление на туристов, оборудовали молниеотводом, смонтированным гениальным физиком Леонардом Эйлером. Поступало множество вариантов новой скульптуры от известных архитекторов, однако Екатерина II отвергала их, ссылаясь на то, что "они не так красивы". Было решено воссоздать ту же самую фигуру, которую установили изначально: ангела, держащего двумя руками крест.

Так случилось, что природная стихия опять оказалась сильней: из-за ветра небесное существо лишилось крыльев. Знаменитый зодчий Ринальди разработал интересный проект, изменив немного силуэт, и новая фигурка парила в воздухе более 40 лет.

Когда на Санкт-Петербург обрушился очередной ураган, ангел вновь пострадал. Для того чтобы его починить, необходимо было возвести леса вокруг колокольни. Денег на это не хватало, да и никто не отваживался предложить свои услуги. Шло время, и лишь один смельчак, молодой крестьянин, занимавшийся кровельными работами, решил попробовать свои силы. Он взбирался на шпиль Петропавловской крепости по веревочной лестнице и в течение полутора месяцев чинил ангела на огромной высоте. За такой подвиг, который никто не смог повторить, юношу щедро наградили деньгами и выдали ему медаль "За усердие".

Ремонт шпиля

Новый ремонт понадобился в XIX веке. Обветшалые деревянные конструкции заменили на металлические, а сам шпиль Петропавловской крепости высотой 40 метров и весом более 50 тонн стал представлять собой восьмигранную усеченную пирамиду, выполненную по проекту Д. Журавского - русского ученого и механика. Он же разработал очень простой поворотный механизм на подшипниках, не требовавший обслуживания. И с 1858 года ангел свободно вращается на шпиле.

Последняя реставрация

Зимой 2003 года заменили фигурку хранителя города, новую жизнь которому подарили не только реставраторы, но и верхолазы. Люди работали без выходных, в сильные морозы, при температуре минус 20 о С. В столь тяжелых условиях нельзя было использовать ни перчатки, ни инструменты, чтобы ничего не повредить, а все болты закручивались голыми руками.

На шпиль собора Петропавловской крепости с помощью вертолета водрузили отреставрированную трехметровую скульптуру, позолоченную Размах ее крыльев достигает четырех метров, а высота креста в руках защитника Санкт-Петербурга составляет шесть метров. На самом верху установили и новую золоченую сферу, в которую заложили послание потомкам и икону Покрова Пресвятой Богородицы. Записка ожидает новых реставраторов, однако специалисты поручились, что произойдет это не ранее чем через 50 лет.

Сейчас местные жители и гости любуются миниатюрной фигуркой, которая горит золотом на шпиле Петропавловской крепости.

Новость о послании для Ксении Собчак

Совсем недавно стало известно о том, что под ангелом хранится послание для Ксении Собчак. Его оставил отец женщины, заявившей о своем участии в выборах президента России. В 1995 году к заслуженному летчику страны В. Базыкину, который должен был поднимать отреставрированную скульптуру, подошел Анатолий Собчак и вручил ему капсулу с запиской внутри. Вот уже более 22 лет герметически закрытый ларчик, находящийся на шпиле Петропавловской крепости, хранит письмо со стихами первого мэра Санкт-Петербурга, адресованное своей дочке. Вскрыть капсулу можно будет только в 2045 году.

Высота Петропавловской крепости со шпилем составляет 122,5 метра.

Сама конструкция остроконечного стержня крепко держится за счет болтов и шурупов. Даже во время сильного шторма она не поменяет свое месторасположение. Однако из-за вращения Земли шпиль сместился в одну сторону на три сантиметра.

Во время Второй мировой войны его покрыли специальной маскирующей краской и сеткой.

Згаменитая Петропавловская крепость хранит немало тайн. Возможно, что о некоторых из них мы никогда не узнаем, а над какими-то загадками нам еще предстоит поломать голову. Освященный ангел-хранитель, который крепко держит крест, - это символ того, что православный город храним Богом и никогда не будет оставлен святыми.

2002-10-09T19:45+0400

2008-06-05T16:15+0400

https://сайт/20021009/240160.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

В декабре на шпиль Петропавловского собора Петербурга вернется ангел

По его словам, ангел полностью очищен и подготовлен к позолоте. В ближайшее время реставраторы начнут сборку фигуры ангела. Затем на специальном стенде проверят работу поворотного механизма, с помощью которого флюгер будет вращаться на шпиле собора. Следующим этапом будет покрытие всей композиции /ангел, крест и постамент/ сусальным золотом. На позолоту флюгера весом примерно 500 кг уйдет около 400 граммов драгоценного металла. После того, как ангел будет покрыт золотом, реставраторы установят его на шпиле Петропавловского собора. Александр Борхварт подчеркнул, что реставраторам предоставлен уникальный шанс провести монтаж ангела максимально надежно: в строительные леса одет весь собор Петра и Павла, и добраться к месту установки флюгера можно без помощи вертолета. Во время последней реставрации ангела в 1995 году работы велись в очень сложных условиях, поскольку леса были установлены только на самом верху шпиля. Петропавловский собор был построен в 1712-1733 годах по проекту...

С.-ПЕТЕРБУРГ, 9 октября. /Корр. РИА "Новости" Татьяна Яковлева/. В декабре на шпиль Петропавловского собора Санкт-Петербурга вернется флюгер в виде ангела - один из символов Северной столицы.

Об этом в среду корреспонденту РИА "Новости" рассказал Александр Борхварт - главный специалист реставрационной компании "Акме Дек" /генерального подрядчика реставрации большинства объектов Петропавловской крепости/. По его словам, ангел полностью очищен и подготовлен к позолоте. В ближайшее время реставраторы начнут сборку фигуры ангела. Затем на специальном стенде проверят работу поворотного механизма, с помощью которого флюгер будет вращаться на шпиле собора.

Следующим этапом будет покрытие всей композиции /ангел, крест и постамент/ сусальным золотом. На позолоту флюгера весом примерно 500 кг уйдет около 400 граммов драгоценного металла.

После того, как ангел будет покрыт золотом, реставраторы установят его на шпиле Петропавловского собора. Александр Борхварт подчеркнул, что реставраторам предоставлен уникальный шанс провести монтаж ангела максимально надежно: в строительные леса одет весь собор Петра и Павла, и добраться к месту установки флюгера можно без помощи вертолета.

Во время последней реставрации ангела в 1995 году работы велись в очень сложных условиях, поскольку леса были установлены только на самом верху шпиля.

Петропавловский собор был построен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини. Увенчанная золотым шпилем колокольня с фигурой ангела и по сей день остается самым высоким архитектурным сооружением Петербурга - 122,5 метра.

Ныне существующая фигура ангела - это четвертый вариант флюгера на шпиле собора. Первый ангел, созданный по проекту Доменико Трезини, погиб при пожаре. Новая фигура ангела работы скульптора Форшмана простояла на шпиле всего три года, после чего была сильно повреждена ураганом.

Во избежание подобных случаев, было решено сделать флюгер меньше размером, проект его создал архитектор Антонио Ринальди. Уже в 19-м веке, в 1858 году, когда деревянный шпиль собора был заменен на металлический, его увенчала новая фигура ангела - точная копия работы Ринальди.

Очередная виртуальная прогулка Littleone посвящена крылатым покровителям Санкт-Петербурга — ангелам.

Ангел на шпиле Петропавловского собора

Изначально облик этого самого известного символа Петербурга был иным. Первый ангел-хранитель был выполнен мастером Харманом ван Бо́лосом 1720-х годах по эскизу Доменико Трезини. Тогда он действительно парил над городом, «держась» руками за деревянную ось креста и играя роль флюгера. Но в 1756 году в шпиль ударила молния, и ангел сгорел. С тех пор его фигура страдала от различных стихий не единожды и глобально переделывалась еще три раза.
Сегодня 122,5-метровый шпиль собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла украшает четвертая версия флюгера «Ангел», созданная во время замены деревянной конструкции на металлическую. Она была выполнена по проекту скульптора Роберта Карловича Залемана и заняла свое законное место в ноябре 1859 года.

Где искать: Петропавловская крепость, д. 1.
Интересный факт. Согласно легенде, Петр I хотел поставить на самой высокой точке города именно ангела, чтобы он охранял Петербург от всевозможных бед и напастей. Его пожелание было исполнено в конце 1724 года, однако окончания строительства всего собора Петру так и не довелось увидеть — он умер через три месяца после установки ангела на шпиль Петропавловского собора.

Ангел на вершине Александровской колонны

Еще одна всем известная архитектурная доминанта Петербурга украшена статуей ангела, который левой рукой держит четырехконечный крест, а правую — возносит к небу. Голова фигуры наклонена, а взор ее устремлен на землю. Автор этого петербургского ангела не Огюст Монеферран, как многие ошибочно предполагают, а скульптор Борис Орловский. Александровская колонна — это один из первых российских монументов, посвященных победе над Наполеоном. Она была воздвигнута в 1834 году. Согласно легенде, Орловский придал лицу этой бронзовой фигуры черты царя Александра I. Менее популярная версия гласит, что ангел на вершине Александрийского столпа — скульптурная копия поэтессы Елизаветы Кульман.

Где искать: Дворцовая площадь.
Интересный факт. С Александровской колонной и фигурой ангела, венчающей ее, связано много мифов. Например, во времена Перестройки в СМИ серьезно обсуждали новость, что в годы советской власти ангела собирались заменить на бюст В.И. Ленина или И.В. Сталина.

Гении на барельефах Адмиралтейства

То здание Главного Адмиралтейства, что сохранилось до наших дней, было возведено в Петербурге в 1806-1823 годах под руководством архитектора Андреяна Захарова. Он украсил свое детище статуями и барельефами на военно-морскую тему. Помимо Петра I, Нептуна, богини Паллады, Фемиды и других здесь на стенах можно увидеть и трубящих ангелов, а точнее «Гениев Славы, венчающих науки» (фронтон западного фасада), «Гениев Славы, венчающих военные подвиги» (фронтон восточного фасада) и «Слав, трубящих победу» (над аркой). Барельефы вылепил Иван Иванович Теребенев.


Автор: Andrew Butko

Где искать : Адмиралтейский проезд, д. 1.
Интересный факт. Иван Теребенев приобрел большую известность не как скульптор, а как автор гравированных карикатур, связанных с вторжением Наполеона в Россию, высмеивавших императора Наполеона и его армию.

Ангел на крыше Петеркирхе (Немецкой евангелическо-лютеранская общины святой Анны и святого Петра)

Здание этой лютеранской кирхи (одной из старейших в Петербурге) было построено в 1833-1838 годах по проекту Александра Брюллова. Об ангеле, держащем крест, на ее крыше известно немного. В частности то, что он был создан немецким скульптором Иосифом Германом (он же выполнил 24 фигуры ангелов, установленных на балюстраде главного купола Исаакиевского собора). В июне 1993 года, спустя более 45 лет с момента закрытия, церковь была передана петербургской евангелическо-лютеранской общине и объявлена кафедральным собором. К счастью, снаружи здание кирхи сохранилось лучше, чем ее внутреннее убранство. Поэтому после реставрации фасада удалось восстановить и знаменитую фигуру ангела над входом.

Где искать: Невский пр., д. 22-24.
Интересный факт . Кирха была закрыта в конце 1937 года и в 1958-59 годах перестроена под бассейн.

Ангелы Исаакиевского собора

Собор преподобного Исаакия Далматского, таково официальное название самого крупного православного храма Петербурга, по замыслу Огюста Монферрана украшают 33 бронзовые фигуры ангелов. Они были созданы в 1839 году двумя скульпторами: итальянцем Джованни (Иваном Петровичем) Витали и немцем Иосифом Германом. Две дюжины расположены на балюстраде главного купола, на высоте 60 метров, подчеркивая, по задумке авторов собора, своими силуэтами стремление всего здания ввысь. Еще восемь коленопреклоненных ангелов держат светильники на углах аттика, и один крылатый небожитель выглядывает из-за плеча апостола Матвея.


Где искать: Исаакиевская пл., д. 4.
Интересный факт. С 2006 по 2011 год все ангелы Исаакиевского собора были отреставрированы. На то, чтобы вылечить их от «бронзовой болезни», было потрачено более 300 миллионов рублей.

Крылатый гений перед зданием Двенадцати коллегий

Памятник Универсанту на Менделеевской линии был открыт 26 февраля 2007 года в честь 283-летия Санкт-Петербургского государственного университета. Многие ошибочно называют памятник «ангелом», но в действительности это летящий крылатый Гений с факелом знаний и лавровым венком. Данная фигура, опирающаяся на бронзовую колонну, символизирует собой неудержимый полет мысли и гения человечества. Идея памятника принадлежит Культурному фонду «Знаменитые универсанты СПбГУ», а воплотил ее в жизнь скульптор Михаил Белов.


Где искать: В.О., Менделеевская линия, д. 2.
Интересный факт. Буквально с первого дня установки памятника зародилась традиция трогать «Гения» за пятки — на удачу и счастье.

«Петербургский ангел» в Измайловском саду

Этот маленький и очень трогательный памятник появился в Петербурге совсем недавно — в 2012 году. Его не так-то легко найти — он примостился на одной из скамеек Измайловского сада. И выглядит он скорее как интеллигентный старичок в поношенном пальто, смешной шляпе, с книжкой и зонтиком в руках. «Выдают» ангела лишь его крылья. Автор этой бронзовой скульптуры — петербургский художник Роман Шустров. Работа посвящена тем пожилым ленинградцам, кто пережил войну, блокаду, голод, репрессии и другие трудности, однако сохранили в себе интерес к жизни и любовь к людям!

Где искать: Измайловский сад, наб. р. Фонтанки, д. 114-116 а.
Интересный факт. С этим ангелом уже связана одна петербургская традиция. Пришедшие оставляют у него на коленях монетки как напоминание о принципах милосердия, на которых должен зиждиться этот мир.

Памятник разрушенным церквям «Три ангела»

Еще один современный памятник Петербурга. Он был создан скульптором Борисом Сергеевым и установлен в 2005 году. Три каменных головы ангелов с крыльями на высоких гранитных постаментах установлены на пересечении улиц Правды и Социалистической в память о церквях, ранее находившихся поблизости с этим местом —Иоанна Предтечи, Св. Александра Невского при училище Синода и Преображения Господня.

Где искать: ул. Правды, д. 14.
Интересный факт
. Эти ангелы являются частью Парка современной скульптуры Санкт-Петербурга, который располагается на улице Правды с 2005 года и объединяет еще несколько скульптур, созданных разными авторам.

Гений на фасаде бывшего Дома Товарищества по устройству жилищ Петровского Коммерческого училища
Это пятиэтажное здание, построенное на Малом проспекта Петроградской стороны в 1907-1908 годах для Товарищества по устройству жилищ Коммерческого училища, известно не иначе, как «дом с ангелом». И не удивительно! Ведь центральной фигурой декора его фасада является Гений славы в образе красивой юной девы, стоящей на шаре и держащей в руках гирлянду из лавровых листьев. Кстати, исследователи выяснили, что первый вариант этого барельефа несколько отличался от того, что дошел до нашего времени: Гений славы был изображен без шара, но с лентой, на которой было написано латинское слово «Pax» (мир). Архитектором здания стал Александр Игнатьевич Владовский.

Где искать: Малый пр., П.С., д. 32.
Интересный факт. Этот дом не пострадал во время Великой Отечественной войны. Многие считали, что это результат заступничества ангела на фасаде.

Ангел на крыше Генерального консульства Литвы в Санкт-Петербурге

Это, пожалуй, самый необычный ангел Санкт-Петербурга. Озорной белый мальчишка с черными пятками «залетел» в город в 2007 году. Он символизирует собой приглашение Санкт-Петербурга в гости в Вильнюс. Автор скульптуры — Вайдас Рамошка. Говорят, что он придал лицу ангела черты лица вполне реального ребенка. А еще создал его специально для питерской погоды сидящим, свесив ноги вниз — чтоб его не сдуло ветрами и не смыло дождями Северной столицы России.


Где искать: ул. Рылеева, д. 37.
Интересный факт. Говорят, что если долго смотреть на этого ангела, то можно заметить, как он тебе подмигивает — это к добрым новостям!

Подготовила Татьяна Маслова
Фото: Святослав Буньков

Золоченый шпиль колокольни Петропавловского собора, - безусловно, одна из самых главных творческих удач Доминико Трезини. 300 лет назад, в 1719 году, началось создание золотого наряда самой высокой башни города. На это ушло пять лет. Поиск мастеров и необходимых материалов вышел далеко за пределы Петербурга. Шпиль стал по-настоящему интернациональным «проектом», подробности его осуществления сохранились в документах Российского государственного исторического архива.

Пятьсот пудов меди

К разработке конструкции шпиля, или, как тогда говорили, шпица (спица), Трезини привлек первоклассного голландского мастера Хармана ван Болеса. В 1718 году деревянный шпиль по чертежам голландца был собран, покрыт краской и установлен на верхнем фонарике колокольни.

Теперь предстояло обить шпиль и купола колокольни медными листами, вызолотить их, изготовить и поставить крест с фигурой ангела. В январе 1719 года Петр I распорядился: «В Петербург прислать мастера, которому спис (шпиль) на башню обивать медью, а именно того, который во время входу царского величества в Риге входил на башню и ракеты пускал, и чтоб оного прислать немедленно...».

Рига была взята российскими войсками в 1710 году. Приехав туда в 1711 году, царь поднимался на башню собора Cв. Петра, откуда запускали фейерверк в его честь. Рижский храм с его 120-метровой колокольней, ставший одним из прообразов колокольни Петропавловского собора, особенно полюбился государю...

Мастера Фридрика Циферса быстро сыскали и доставили в Петербург. Здесь в мае 1719 года в Канцелярии городовых дел с ним заключили договор о покупке меди и выковке из нее «досок для обивания шпица и куполов на церкви Петра и Павла». Циферс обязался выковать в Риге 887 досок «из государевой меди» на двух молотовых мельницах. За обивку медных листов мастер назначил цену по рублю с пуда.

Медь предполагалось купить в Риге, но там такого большого количества в наличии не оказалось. Основная часть меди в XVII веке поступала в Россию из Швеции, Северная война нарушила торговые связи, и поступление меди в страну значительно сократилось. Неудивительно, что ее отыскали в завоеванных у шведов прибалтийских городах: Петр I распорядился взять 500 пудов в Ревеле.

Уже в 1720 году Циферс со своими помощниками изготовил первую партию из 393 листов. «Для поспешения того дела» он прислал на берега Невы двух своих помощников. Они помогали принимать листы и взвешивать их - в Петропавловской крепости на аптекарских весах и в Гостином дворе.

Тем временем подыскивали мастеров для золочения привезенных из Риги листов. На это государь выделил золотые монеты (червонцы), указав употреблять на каждый фут (30,48 см) по одному червонному. Всего требовалось вызолотить 1,5 тысячи футов медной поверхности. Но выяснилось, что в Петербурге мало умельцев-позолотчиков.

Одним из кандидатов на эти работы стал мастер серебряного дела из Оружейной канцелярии Гильде Брант, другим - Ерофей Иванов. Осенью 1720 года оба сделали по пробе: позолотили по одной медной доске. Трезини поручили определить, «сколько золота будет потрачено и из них чье будет золочение лутче». В декабре Трезини заключает: «Обоих позолота годна».

Сначала предпочтение было отдано Иванову, но в марте 1721 года золочение медных досок передали рижским мастерам Иоганну Штейнбейсу и Иоганну Эберхарду - землякам Циферса, которых он и посоветовал привлечь к этому делу. Им заплатили тысячу рублей на покупку материалов, а остальную сумму обещали выдать после окончания работ. Решающую роль здесь сыграло то, что за позолоту листов рижские мастера запросили меньше, чем Иванов.

В Петропавловской крепости им отвели светлицу, выдали запрошенные ими «снасти» (уголь и дрова, котлы, деревянные корыта, железные решетки, полубочки, клещи), дали переводчика и шесть работников «для чищения и правления досок», в том числе из шведских военнопленных. За золочением велено было «смотреть прилежно, дабы золотили самою доброю работою правдиво и употребляли б на каждый фут по одному золотому...». Трезини лично контролировал отпуск золота и прием уже готовых позолоченных досок.

Штейнбейс и Эберхард добились послабления для своих семей - освобождения от постойной повинности: «Чтоб в домах наших, где живут жены и дети наши в Риге, покамест мы здесь обретаемся на работе по государевой милости, постою не было».

«По злобе хотят испортить»

Параллельно шла подготовка по созданию креста и фигуры ангела. 28 мая 1722 года Трезини сообщал в Канцелярию городовых дел: «Надлежит мне делать из листовой меди ангела, летающего, которой будет поставлен на кугель шпица колокольни святой церкви Петра и Павла, которой будет держать в руках крест против зделанной модели и рисунку» .

В Петербурге стали искать желающих подрядиться на эти работы. Первым отозвался иноземец из Пруссии Христиан Фридриксон, назначивший цену за свою «медную работу без позолоты» - 200 рублей. Но подряд отдали россиянам - крестьянину Ивану Меньшому и серебряного дела мастеру Лазарю Задубскому, назначившим меньшую цену - 175 рублей. Экономили как могли...

В октябре подрядчики сделали ангела, по их словам, «не щадя своего труда и без лишних трат». Судя по документам, между ними и рижскими позолотчиками произошли серьезные разногласия.

Рижане были недовольны качеством чеканных и паяльных работ наших мастеров и опасались, что в спаянных местах им будет «золотить трудно», отмечали недолговечность такой конструкции. Те в свою очередь упрекали рижан в том, что они «непомерным жаром хотят испортить». Имелась в виду преднамеренная порча конструкции ангела во время золочения с помощью огня. Руководивший работами архитектор Трезини очень переживал и за сроки создания шпиля, которые не выдерживались, сильно отставая от пожеланий государя, и за качество выполняемых работ.

Увы, опасения мастеров из Риги подтвердились. Было решено переделывать ангела, крест и шар, а также механизмы и крепления к ним. Трезини сетовал, что подрядчики «неправдиво» написали в канцелярию и «сделали так, что никому вызолотить ангела невозможно, ... понеже во многих местах паяно снаружи и изнутри серебром и медью весьма плохо и со многими заплатами, которые бы от огня не могут удержатся, ибо, и во всех штуках того ангела...». Если такого ангела поставить на шпиль, он непременно развалился бы. Поэтому «худые и неугодные части» поручили делать заново и скреплять рижанам - Штейнбейсу и Эберхарду...

Ангел засиял над еще недостроенным собором в 1724 году. Государь несколько раз сам поднимался на колокольню, с удовольствием показывая иностранцам свой город с высоты.

К сожалению, создававшееся таким трудом медно-золотое великолепие погибло в 1756 году в разрушительном пожаре, разразившемся от удара молнии, попавшей в колокольню. С ее восстановлением в облике храма произошли изменения, но замысел Трезини - золотой шпиль с крылатым хранителем Петербурга - был сохранен...


Комментарии

Самое читаемое

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.