Сказки вятские. Надо читать вятские сказы и сказки! Вятские сказки для детей читать

В далёкие древние времена, когда не было ещё телевидения, радио, телефона, кино, когда не было ещё и книг, а люди не умели ни читать, ни писать, когда вятский народ был сплошь безграмотным, единственным источником духовного и нравственного общения людей являлось устное народное творчество.

Что за прелесть эти сказки

Множество былин, преданий, сказаний, сказок и прибауток, пословиц и поговорок, песен и частушек рождалось в народной среде, передавалось от человека к человеку, из уст в уста, от поколения к поколению. Долгими зимними вечерами при тусклом свете лучины люди рассказывали друг другу разные были и небылицы, пели песни и частушки, Дети жадно слушали бабушкины сказки и засыпали под негромкую колыбельную песню.

Александр Сергеевич Пушкин, вспоминая услышанные им в детстве сказки его няни Арины Радионовны, писал: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма». А В. Г. Белинский говорил: «В сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве. В них нет пессимизма, обреченности. Вера в свои силы, в добро, оптимизм - основной пафос этих сказок».

В сказках предстают перед нами колоритные фигуры вятских людей, которые «в карман за словом не лезут» и у которых всегда «вперед умок, а за ним язычок».

Сказки вятского народа

Вот одна из старинных сказок вятского народа о глуповцах.

Где-то далеко в дремучем вятском лесу была деревня. Люди жили в этой деревне от рождения и до смерти, дальше версты чистого места не видывали, никуда из своей деревни не ездили, и не ходили, ни с кем в округе не общались, ничего не знали и оттого были глупы.

Малые и старые, бабы и мужики — все были глупые, и деревня их тоже называлась Глуповкой. Был среди глуповцев один мужик поумнее, подогадливее. Его за то Догадкой звали, так и он глуп. Вот пошли раз глуповские мужики в лес на охоту. Ходили - ходили, вдруг видят: под елкой дыра, а из дыры пар идет. Удивились мужики, стали думать — чего бы это могло быть? Думали, спорили, ни до чего не договорились. Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догады спросим, может, он знает».

Пришли в деревню, нашли Догаду (он сидит, лапти плетет), спрашивают: "Вот ходили в лес, видим; под ёлкой дыра, а из дыры пар валит, так что бы это могло быть?»

Догада подумал, подумал, затылок почесал и говорит: «А надо самому сходить поглядеть». Пошли опять в лес, нашли то место, видят: под ёлкой дыра, а из дыры пар валит. Что бы это могло быть? Догада говорит: «Вы держите меня за ноги, а головой-то суньте меня в дыру, я погляжу, а как дрыгну ногой, так и тащите меня назад». Так и сделали: держат за ноги, голову сунули в дыру. А это была берлога! Медведь башку-то Догале и откусил, тот только ногами и взбрыкнул. Один говорит; «Вроде уже дрыгнул», другой говорит: «А вроде нет, не прыгнул ещё». Стали спорить, дрыгнул - не дрыгнул, тащить — не тащить. Ни до чего не доспорились, один говорит: «А давайте вытащим, самого спросим, пора ли тащить». Вытащили, глядят — а головы-то нет. Опять спорить ста¬ли, была голова или не было? Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догадихи спросим, была ли голова, она, наверное, знает. Пришли в деревню.

Догадиха в печке хлеб печет, спрашивают: "Была ли у Догады голова, когда в лес уходил?», Догадиха лоб сморщила, подумала и говорит: "Вот когда утром чай пили, так вро¬де бороденка болталась, а была ли голова, уж и не припомню».

Другие новости

В настоящий сборник вошли сказки Вятского края, записанные в 1908 году членом Русского Географического Общества Дмитрием Константиновичем Зелениным.

В сборнике представлено 133 сказки Вятской губернии и 6 Вотяцких сказок.

Вводная статья А. Шевцова
Дмитрий Константинович Зеленин и его «Сказки»

От Сказочной комиссии
Кое-что о сказочниках и сказках Вятской губернии
Перечень русских сказок Вятской губернии,
не вошедших в настоящий сборник
Алфавит авторов в этом перечне
Алфавит уездов
Чаще встречающиеся в Вятской губернии
сказочные темы

СКАЗКИ
Сказки Котельнического уезда
Сказки Гр. Ант. Верхорубова
1. «Про юру» [Пойди туда, неведомо куда; принеси то, не знаю что]
2. «Леший и черти»
3. «Про царскую дочь» [Солдат женится на царской дочери]
4. «Про Никиту Волокиту» [Вещий сон]
5. «Про Голь-Нужду» [Три правды, или Доброе слово]
6. «Про лева-зверя» [Звериное молоко]
7. «Солдат-богатырь»
8. «Царь-волшебник»
9. «Три дворца и подземное царство» [Волшебное кольцо]
10. [Леший]
11. «Про козла»
12. [Иванушко-дурачок]
13. «Про орла» [Морской царь]
14. «Про коровку-бурёнку» [Буренушка]
15. «Рассказ» [Солдат и его жена ведьма]
16. «Котик золотой хвостик» [Медведь-зять]
17. [Солдат и ведьма]
18. [Зять учит свою жену и тещу]
19. «Про ворона» [Солнце, месяц и ворон]
20. [Солдат и покойник-колдун]

Сказки А. Т. Краева
21. [Царская дочь]
22. [Нехай так будет!] [Веришь ли своей жене?]
23. [По щучьему веленью]
24. [Дурак, пять змеев и Марья-царевна]
25. [Из дудки в дудку]
26. [Попов работник и дьякон]
27. [Коровы-медведи, волки-овцы и Баба-Яга]

Сказки Ал. Лавр. Перфилова
28. Казак-Горемыка [Рога]
29. [Царевна Золотая Струя и ее дети]
30. [Колдун Ох и его ученик]
31. [Поп и работник]

Сказки Ник. Ив. Козлова
32. «Гуды-самогуды» [Пойди туда, неведомо куда;
принеси то, не знаю что]
33. [Вор] [Знахарь]
34. [Удалой батрак]
35. [Шут]

Сказки Зин. Мал. Кубышева
36. [Портной и чорт]
37. [Беспечальный монастырь]
38. [Кузнец и чорт]

Сказки Андр. Ив. Бледных
39. [Оборотень]
40. [Солдат и черти]
41. [Солдат и купец]
42. [Змей и цыган]
43. [Новый богатырь Фома Берденик]
44. [Делёж жатвы]
45. [Олексей Поповечь, Дубынечь, Горынечь и Усынечь богатыри]
46. [Костяной дворец]
47. [Иван-царевич, молодильные яблоки и живая вода]
48. [Поп и бурлак]
49. [Поп и работник]
50. [Поп-ворожец]
51. [Шут]

Сказки Андр. Харит. Селезенова
52. Бесстрашный барин
53. Небылица
54. [Сапоги для лешего. Рассказ катанщика]
55. «Нехай так так будёт»
56. «Два брата жениха»
57. «Как мужик на мельницу ездил»
58. «Заяц, ребячья сказка» [Медведь, слепень, заяц и мужик]
59. «Былица»
60. Купеческий сын
61. Вор Борма
62. Любовник деревенской бабы
63. Поп и работник
64. Поп и работник
65. Солдат и еретник
66. Еретник и работник
67. Отец и сын
68. Леший-лапотник

Сказки Мих. Андр. Перминова
69. «Про кривду и про правду»
70. [Знахарь]

Сказка Кузьмы Михеева
71. «Ворона» [О неправом суде птиц]

Записи Ек. Влад. Поповой
72. [Девица с отрубленными руками]
73. [Злополучный мертвец]

Записи Лид. Вас. Курочкиной
74. «Фифилисно ясно перышко»
75. Три змея
76. Рябок

Записи Е. А. Костровой
77. Кот и лиса
78. [Петух и жорновки]
79. Волк и лиса
80. Бабушка да отопочек
81. Трофим да Иван дурачки
82. [Бык-спаситель]
83. [Напуганные медведь и волки]

Сказки Нолинского уезда
Сказки Еф. Памф. Пуртова
84. [Три царства: медное, серебряное и золотое]
85. [Чудесная утка]
86. Про Ивана-царевича и Елену Прекрасную

Сказки Еф. Мирон. Климовой
87. «Кот да воробей, Митюнька третий»
88. [Дочь и падчерица]
89. [Волк]
90. [Неоконченная сказка]

Сказки Сем. Макс. Одегова
91. [Кумова кровать]
92. [Проценты]
93. [Старик на исповеди]
94. [Пустынник и дьявол]
95. [Добродетельный старик]

Записи о. Владимира Покровского
96. Сказка про Черную Кожу
97. Мальчик-с-пальчик
98. Три из сумки

Записи проф. М. А. Колосова
99. Богатырь Осип Прекрасный [Илья Муромец]
100. Богатыри: Алеша Попович и Никита Добрынич
101. Русские и черемисин

Сказки Вятского уезда
Сказки Петра Ив. Власова
102. [Оборотень]
103. [Варегин]
104. [Солдат женится на иностранной царевне]
105. [Дядя и племянник, мнимый медведь, становятся государями]
106. [Солдат знает все вперед]
107. «Про раков» [Легенда о происхождении раков]
108. [Иван Кобылин сын?]

Запись Мих. Ив. Сунцова
109. [Два брата: богач и бедняк]

Запись проф. М. А. Колосова
110. Матроселко [Ловкий вор]

Сказка Орловского уезда
Запись Ал. К. Шаховой
111. [Звери в яме]

Сказки Яранского уезда
Сказки Авг. Вас. Мулиной
112. «Петушок»
113. [Коза с козлятами]
114. [Кобыла — сорок пежин с пежиной,
свинка — золотые щетинки, сивко-бурко
и жар-птица]

Сказки Уржумского уезда
Сказки Нат. Ив. Безруковой
115. [Ивашко и ведьма]
116. [Нелюбимая родителями дочь]

Сказки Елабужского уезда
Записи учеников Реального училища
117. Сказка об Иване добром молодце и Елене Прекрас-
ной, об кошке и собаке [Волшебное кольцо]
118. [Купеческий сын и его невеста-волшебница]
119. Волк, медведь и лиса
120. [Сказка о лисе и волке]
121. Кот, козел, собака да баран
122. Тербень, тербень, красна девка!
[Дочь и падчерица]
123. Сказка о Иване-дураке
124. Блинная туча [Дурак и береза]
125. Сказка о мальчике и журавлях
126. [Вороватый мужик]
127. «Машенька»

Сказки Сарапульского уезда
128. [Николай Чудотворец] [Крестьянский сын
отчитывает царевну]
129. [Царевич]
130. Работник и поп [Кобылье яйцо]

Сказки Глазовского уезда
Сказка г. Трегубова
131. [Похороны вотяка]

Запись А. В. Покрышкина
132. [Чудесная молотьба]

Запись свящ. Н. Блинова
133. [Соль]

Вотяцкие сказки
Записи Тр. К. Борисова
134. [Волшебная птица и Рога]
135. Алдар [Вороватый мужик и шут]
136. [Благодарные животные]
137. [Злополучный мертвец]
138. [По щучьему веленью]

Запись свящ. Н. Блинова
139. Сказка о Иване Златоусом [Пойди туда, неведомо куда]

Научный аппарат, подготовленный Д. К. Зелениным
Областные слова, встретившиеся в сказках
Примечания к сказкам
Среди примечаний тексты сказок:
1) Колдун Ох и его ученик (сказка В. П. Щекотова)
2) Предание о кукушке (Новгородская сказка о неправом суде птиц)
3) Купеческий сын [Варегин] (сказка А. Ф. Зубарева)
4) Про солдата [Солдат женится на иностранной царевне]
(сказка А. Ф. Зубарева)

Сокращения, принятые в отделе «Примечания к сказкам»
Алфавитный указатель имен и предметов
Ключ к указателю

А. Шевцов. Вводная статья

Зеленин родился в 1878 г. в семье священнослужителя в небольшом селе в Вятской губернии, и до конца жизни был верен своему краю. Поэтому его «Великорусские сказки Вятской губернии» были одним из самых любимых произведений.

Рассказ о Зеленине в Википедии незаслуженно беден:

«Окончил Вятскую духовную семинарию и в 1904 году историко-филологический факультет Юрьевского университета… Основные труды о русской народной поэзии и говорах опубликовал в 1900-1915 годах. Большинство его работ связано с родным краем, куда ученый приезжал в экспедиции, а затем поддерживал тесные отношения со своими земляками, активно участвуя в работе Вятской ученой архивной комиссии.

С 1916 года Зеленин возглавлял кафедру русского языка и словестности в Харьковском университете. В 1925 году стал профессором кафедры этнографии Ленинградского университета, а также избран членом-корреспондентом АН СССР».

Вся научная жизнь протекла между строк о кафедре русского языка и избрании академиком.

В действительности же Зеленин представлял редкий в то время тип ученого, совмещавшего этнографию и языкознание. В то переходное время, когда советская наука только складывалась, это позволило Зеленину, в сущности, возглавить российскую этнографию, выведя ее на очень высокий уровень языковедческих исследований.

Думаю, Зеленин проложил дорогу Проппу с его исследованиями русской волшебной сказки. Им же была написана, вероятно, первая рецензия на «Морфологию сказки» Проппа в 1928 году.

Владение полевой этнографией одновременно с языкознанием позволило Зеленину поставить вести диалог с ведущими исследователями мира о возможности восстановления индоевропейского праязыка, а с ним и образа жизни наших предков. Зеленин шел к этому через изучение обряда, и работал, в отличие от предшественников, не на ушедшем материале, а на тех свидетельствах, что давала живая и наблюдаемая исследователем этнография.

На примере этнографии вятской земли Зеленин говорит о том, что когда нет прямых свидетельств, исторические источники скудны, надо привлекать источники косвенные, вглядываясь в частный домашний быт. Именно из быта народа Зеленин выводил те возможности изучения духовной жизни народа, которые составили основное содержание его статей.

Быт лишь на первый взгляд является чем-то далеким от духовной жизни. Он весь проникнут домашними обрядами и представлениями, сохраняющимися с древности. К тому же, у нас нет иной жизни, кроме быта. Поэтому желающему понять, как же жили наши предки, и освоить их мудрость, не посоветуешь иного пути, кроме как: читайте народную сказку. В ней все есть.

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 17:00 + в цитатник

Деяния Ария Оседня, и его праотца Богумира: "И был он благ, и Боги давали ему много овец и скота, пасущегося в степях...

Жили старик со старухой, у них было двое детей: сын да дочь. Старики были благочестивые и дети благочестивые. Старик со старухой померли и оставили своим детонькам своё...

У старика со старухой три сына: Семён, Сергей и Иван. — Когда помру, на могилу приходите: благословенье дам. Приходит один Иван, который первую ночь получает бурка, вторую — коурка, третью...

Жили-были - поживали, добра наживали Волк и Медведь. Вот Медведь и говорит Волку:— Давай-ка, брат Волк, наломаем сучьев да состроим шалаш на зиму!..

Жили-были старик со старухой. Жили с ними парнечок да девушка, пять овечушек, собачечка - пустолаечка, кошечка - беломоечка, петушок да курочка. Избёнка у них стояла на пригорке...

Один человек был страстным охотником. В лесу он увидел золотого орла. Увидел и возвратился. Пошёл он к старшине и сказал ему об этом.

Жили да были старик со старухой. Поехали они как-то раз под Афанасьев день в гости. Сели в повозку рядком, заговорили ладком. Ехали-поехали, хлестали кобылу...

Шёл один солдат домой. Ну, отслужил свой срок службы и идет. Зашёл в одну деревню, выпросился переночевать. Хозяйка говорит:— Ты, поди, есть хочешь...

Иван Крестьянский сын вызвался:— Хоть к черту, так пойду в работники. Чёрт нанимает его за 250 рублей и 100 рублей дает задаток. На дороге Яга Ягишна сообщает...

Был Алексей Фёдорыч, Казак-Горемыка. Он ходил работать подённым; ево как хлебом кормят, так денёк не дают, деньги платят ― хлебом не кормят. — Што я так скитаюсь? Буди...

Ямщики ехали с товаром. Шёл их большой обоз Сибирским трактом. Это было в старинные ещё года, когда были дороги не исправлены ещё; дороги были с боку...

Был у попа работник. Ходил он в лес дрова рубить. Нашёл гриб-дождевик, принёс домой и показывает попу. Поп спрашивает: — Что такое?...

Жил да был старик. У нево была кошечка-неумоечка, да был кот булыка. И этот кот ушёл лыка рубить, и он кошечке наказывал: — Кошечка, не гледи в окошечко...

Гуляла раз Лиса по лесу. Идёт себе без цели, цветики собирает, листики обрывает. Вдруг навстречу ей - медведь. Спрашивает: — Куда это ты путь держишь, Лиса-кутафья...

В Уржуме страшно любили лосей. Повстречать сохатого на дороге считалось хорошей приметой. Всяк уржумец, которому на дороге лось попадался, обязательно выходил с повозки и кидал в лося сапогом...

Как если бы к кому из губернаторов привыкли бы. На испытание собирается вся Вятка. Садятся на высоком берегу реки, а внизу у берега губернатора выталкивают, чтобы, значит, против...

Мужик пахал поле на пегой кобыле. Приходит к нему медведь и спрашивает: — Дядя, хто тебе эту кобылу пегой сделал? — Сам пежил. — Да как?...

В одном месте у реки тихое место было. Страшное. Там нечистая сила, видимо, была. Все показывалось людям. Миша Крюков рассказывал. Он на горе жил: — Ехали мы ехали...

Мельник у нас был. А говорили: — В омуте, в глубине чертёнок у него жил. Как-то приехал мужик к нему зерно молотить, а колесо не крутится...

У нас как-то баба утонула. Ну мне было лет двенадцать. Так брат-от нырял. Она вот купалась. Пошла на пожню и вот придумала купаться...

Ещё коровку-то когда выводишь, надо рожью её посыпать и говорить слова, чтобы дедушка-суседушка не мучал скотинку: — Дедушка-суседушка! Каурую пусти мою коровушку...

Быличка Мне мама рассказывала. Давно было. Она ездила на мельницу. Обратно домой поехала. Ей говорят: — Не езди, Александра, ночью: - может тебя поманить...

Быличка Не знаю, на самом деле было или нет. От Михаила Тимофеевича слышал. Один мужик делал сани себе, но ещё по голу, снега ещё не было...

У нас на погосте раньше кабак был, дак шёл мужик пьяный, и сам на себя дорогой забранился. Ему навстречу мужик шёл, говорит.

Сеяли мышь да воробей овёс. Овёс вырос. Воробей и говорит: — Ну, надо овёс жать А мышь и говорит: — У меня и под снегом не уйдёт...

Кикимору берут с болота и садят в человека. Сестру просватали, так ей посадили - у неё живот рос. Она когда умирать стала, кикимора у неё изнутри заговорила человеческим...

Один мужик бабу свою схоронил и все жалел, что она во сне к нему не приходит. Все говорил: — Хоть бы показалась она. Пойду на кресты в двенадцать...

У нас вот дядя. Вот в аккурат тоже так сделал. При этом порчу ему пустили. Приехал венчаться. А церковь была обнесена оградой ведь: - не так просто стояла...

Вот однажды мужик поехал на лошади домой. Он где-то в лесу работал и ехал на лошади домой. И вот едет-едет, и вдруг лошади у него заржали...

Раньше, как родишь, шесть недель пройдёт, идёшь в церкву молитву взять. А я дак неживого родила да мне всё и недосуг. Я не пошла к батюшке...

Только вот у меня мама рассказывала. У неё брат. Ему охота научиться играть в гармошку. Ему кто-то сказал: — Возьми в баню пойди и играй...

Царь посылает подслушивать, не говорит ли кто о его смерти. Три сестры хвастаются: — старшая - сплести ковёр-самолёт, младшая - родить 12 сыночков по локоть руки в золоте, по колен...

Вот сидит один раз Ленин у себя в комнатке после обеда и разные книжки и газеты почитывает. Только в какую газету ни заглянет, какую книжку ни раскроет...

В некотором царстве, в некотором государстве - именно в том, в котором мы живём - против неба на земле, на ровном месте, как на бороне, жил-был старик со старухой...

У одного мирошника был работник. Мирошник послал его засыпать на ковш пшеницы, а работник пошёл и засыпал-то на камень. Мельница завертелася, и пшеница вся разметалася...

Был царь Европейской, жил, больно богато жил. Он стар был, много годов жил, а ево сын, наследъник, малолеток был. А слуга был у нево верной Кайф, всех верънее...

Жили-были старик со старухой, и было у них три сына, один здоровее другого! Летом сыновья работали в поле, а зиму так, в безделье проводили: — напьются, наедятся...

Пошла одна девушка на Святках ворожить в заброшенную избу. Поставила зеркало, колечко опустила в стакан с водой и сидит. А её парень знал, что она собирается ворожить...

Шарыгино - несчастная сторона для охотника. Стреляешь в зайца, а за ним и медведь падает, и лиса, и неясыть. Зверья - не протолкнуться. Иной раз из дому захочешь выйти...

Процитировано
Понравилось: 1 пользователю

Великорусские сказки Вятской губернии

Один из двух сказочных сборников выдающегося фольклориста и этнографа Д. К. Зеленина, вышедший в 1915 году и входящий в золотой фонд русских сказочных собраний. Сказки очень разнообразны, живой язык сказителей необыкновенно красив.

Про орла

1. Сеяли мышь да воробей овёс. Овёс вырос. Воробей и говорит: "Ну, надо овёс жать". А мышь и говорит: "У меня и под снегом не уйдёт, я и под снегом достану".
Воробей стал звать птиц на рассуд. Прилетели все птицы, наконец прилетел и орёл.
Мышь сделала нору; улезёт в нору, нечево с ней и делать. Птица орёл стал караулить мышь: сидит день, другой и третей. Приходит ночь, орёл уснул. Мышь выскочила и объела у нево крылья. Орёл пробудился - лететь было не на чём. Ходит и думает: "Неужели придётца помереть с голоду?"
2. Шол той дорогой Митя Волочашшой. Орёл и говорит ему: "Митя Волочашшой, прокорми меня три года, - я тебе сослужу службу!" Митя Волочашшой взял птицу орла к себе и стал коръмить. Перъвой год коръмил, кулаком колотил; другой год кормил, ногам пинал, а третей год кормил, бадогом колотил.
Через три года у птицы орла выросли крылья. Тогда она ему и говорит: "Ну, Митя Волочашшой, пойдём ко мне в госьти!" - "А как же я за тобой пойду? Ведь ты полетишь, а я лететь не могу". - "Садись на меня, и я тебя довезу!"
3. Митя Волочашшой сел на птицу орла, и она полетела. Долетела до моря и стала поднимацца кверъху. До тово высоко поднялась, што Мите Волочашшому показалось морё только с ре-шето. Тогда она ево сбросила с себя. Митя Волочашшой немного не довалился до моря - птица орёл его подхватила.
Это повторялось три раза. Тоhда Митя Волочашшой и спрашиват:
"Почему ты, птица орёл, надо мной таргаешша?" - "А потому, што ты меня три года кормил - и каждой год бил; за ето за самоё я тебе и дала три страсти.
А боле я ето делать не буду!"
4. Летели да летели и долетели: стоит избушка на курьих ножках, повёртывацца: "Избушка, избушка, к лесу задом, ко мне передом!" Зашол Митя Волочашшой в избушку, сидит Еги-боба во сту-ле, предёт шолковой кужель на золотоё веретенъцо: "Фу-фу, руськова духу видом не видала и слыхом не слыхала, а руськой дух сам на двор пришол!.. Доброй молодец, волёй ходишь, али нево-лёй?" - "А матушка-судароня, напой-накорми, тожноля роспроси!" Она напоила-накормила и говорит:
"Волёй ли ходишь?" - "А сколь волёй, вдвоё своёй охотой". - "Где про птицу орла не слыхал ли?" - "А што есь в подполье за дверьми, - говорит, - отдай, так скажу!" - "О! - говорит, - век не видать, да тово не отдать!"
Митя Волочашшой вышол на волю, сказал птице-орлу. Птица-орёл махнул крылом, у ёй и дом пыхнул. (А это была сестра орлу). И полетели далее.
С другой избушкой то жо случилось. Наконец, долетают до третей избушки. Птица-орёл и говорит: "Поди, Митя Волочаш-шой! здесь живёт моя мать". Митя Волочашшой приходит в избушку; сидит Егибоба на стуле, предёт шолковой кужель на золотоё веретенцо: "Доброй молодечь, волёй ли ходишь или неволёй?" - "А матушка-судароня, напой-накорми, тожноля роспроси!" Она напоила-накормила и говорит: "Волёй ли ходишь?" - "А сколь волёй, вдвоё своёй охотой". - "А где про птицу-орла не слыхал ли?" - "А што есь в подполье за дверьми, - говорит, - отдай, так скажу!" - "Отдам, дам, - говорит, - да и придам-дам". - "А поди стречай! она, - говорит, - у дверей стоит". Мать обрадовалась дочери и привела её в ызбу.
5. Птица-орёл сходила в другую комнату, перенарядилась и очутилась прекрасной Егибисной. Вот Митя Волочашшой и стал тут жить. Перъвой год жил - в одно полё ходил; другой год стал жить, стал в другоё полё ходить; а третий год стал жить, в третьё полё не велят ходить.
Подумал Митя Волочашшой: "Почему жо не велят? дай-ка схожу!"
Пошол в третьё полё. Вышол на дорожку и пошол вдоль берега. Пришол к морю и видит: на море лежит камень, на кам-ню сидит птица об одной ноге и об одном крыле. Сидит и при-читает: "Кабы мне крылышко, кабы мне ноженькя, улетела бы я на свою сторонушку!" Тут Митя Волочашшой и здумал про свою сторонушку.
Приходит к птице-орлу и говорит: "Ну, птица-орёл, што сули-ла, отдай! я пойду домой". - "Ты разе ходил в третье полё?" - "Ходил". - "Што ж ты видел?"
- "Да вот птицу об одной ноге и об одном крыле".
6. Птица-орёл вынесла из подполья из-за дверей Мите Волочашшему начовочки, дубинку и два клубочка и наказала: "Пока ты не приедёшь домой, эту дубинку не отпирай!"
Митя Волочашшой сел на начовочки, один клубок катнёт, а на другой навиваёт, и полетели начовки эти, так што на лошаде не уедёшь.
7. Летел да летел и думает: "Што тут в дубинке? дай-ко поглежу!" Отпер дубинку, - выскочило двенадцеть меринов, да к Идолу Поганому во двор.
Сплакал тут Митя Волочашшой и говорит: "Куда мне надо, начовки, катитесь! Куда мне надо, клубочки, бежите!" И начовки полетели прямо к Идолу Поганому.
8. Прилетел к Идолу Поганому, слез на угол и смотрит: у Идола Поганова три дочери в голове ишшут: одна трепалом во-лосы розымает, а другая счипчам вшей имает, а третья молотком бьёт. Митя Волочашшой заредил в лук стрелу и хлоп ему в голову. "Ох, девки-б... и, шипко!" - "Батюшко, я трепалом ткнула не с догадки". Тот в другой раз: "Батюшко, я, - говорит, - счипцам прихватила". Потом он в третий раз: "Батюшко, я молотком пришибла не с догадки".
Как Идол Поганой головой-то змахал, сшиб Митю Волочашшова волосам с углу. Тогда Митя Волочашшой закричал: "Идол Поганой, отдай моих коней!" - "А коhда ты привезёшь от иностраннова царя дочку за меня замуж, тогда я тебе отдам и ко-ней!"
9. Митя Волочашшой подъехал к морю на своих начовках. У берега стоял корабль. Он сел на корабль и поехал. Едёт, а изо стороны кричит ему человек: "Куда поехал?" - "К царю сватом за Идола Поганова!" - "Возьми меня в товарисчи!" - "А ты хто такой?" - "А я горазд пиво пить!"
Немного попоехал, - другой человек кричит: "Возьми меня в товарисчи!"
- "А ты хто такой?" - "Я горазд в бане паритца".
Потом третей человек проситца: "Возьми меня с собой!" - "А ты хто такой?" - "Я гораз из трав траву выбирать, да кому надо подавать".
10. Через несколько дней приехали они в то государство. Митя Волочашшой стал сватать у царя дочь взамуж за Идола Поганова. Тогда царь сказал: "У меня есь сорок бочёк пива; выпей один, тогда я отдам и дочку!"
Митя Волочашшой послал своёва товаришша; привели ево в погреб к царю; тот ототкнёт бочку, подставит рот, - бочка не успевает бежеть, как он пьёт.
Потом царь и говорит, когда у нево выпили пиво: "А у меня вот есь баня, дак хто выпаритца в бане, тому я отдам и дочку замуж". Баня была вся чугунная. Её раскалили докрасна, што вся накалилась, даже стены. Митя Волочашшой посылаёт своево товаришча; тот прибегает, заскочил в баню; как п...ул, так во всех углах иней стал, всё простыло.
11. Тоhда царь отдал дочку. Митя Волочашшой взял царевну и поехал обратно к Идолу Поганому. Идол Поганой стретил, взял царевну и увёл во свои покои.
Царевна и говорит ему: "Што жо ты, Идол Поганой? Как мы с тобой будём жить невеньчаны? У нас хотя и не веньчают, но делают так: выкопают яму - три аршина глубоку и три широку, навалят полну дроф и зажгут. Когда дрова прогорят, положат через яму решотку и по нёй проходят несколько раз вместо вень-чания".
Идол Поганой исполнил приказание царевны. Когда было всё готово, оне направились итти через яму. Жених должон был проходить вперёд.
Коhда Идол Поганой ступил только на решотку, царевна поддёрънула её, и он упал в горясчие уголья - тут и згорел.
Царевна и вышла взамуж за Митю Волочашшова. Я там был, на свальбе-то; меня кормили обедом. А рыба-та у них была шшука, я по блюду-ту сшупал, ногти-те задрал, ничево и не на-брал - так голодной и
ушол.

Костяной дворец

1. Князь был Кирбит. У князя у Кирбита устроен был дворец; по всёй нашой державе чишше ево дворца не было. Хозяйка ево взята была из иных земель.
Разговор завели с князем с Кирбитом: "Ах, князь Кирбит, хорош твой дворец, а он ведь изгниёт жо! А ты бы, князь Кирбит, такой дворец устроил, штобы не изгнил". - "Как жо етот дворец, ис чево устроити, штобы не гнил?" - "Ах, князь Кирбит, у тебя усадьба есь. В усадьбах разные птицы живут, разная жер-тва едят: мясо обирают, а косьти оставляют. Устрой ты косьтеной дворец!"
Князь: "Как ето так - косьти собрать?" - "А котора птица какую жертву ела, она косьти оставила знает где..." - "Какую птицу изобрати, штобы всемя оповесьтила?" А хозяйка ево говорит: "Легче синочки нетука".
2. Синочка всемя птицам повестила, што "князь требуёт вас: штобы всякая птица несла косьти: "де какоё мясо потребляла". Все птицы летят, и все косьти несут. Князь спрашивает синочки: "Все ли птички в собрание?" - "Нет, князь, одново сыча нет!" - "Ступай повести сычу: почёму он не являетца? Есь не желает в моих усадьбах жить, так убирась из моих усадьбов!"
Сычь прилетел. Князь спрашивает: "Почему не являешша?" - "Извини, князь; я законы просматривал!" - "Какие ты законы просматривал?" - "А хто бабы слушает, так тот деветь раз хуже бабы".
3. Князь, одумавши сам себя: "Я послушал бабы - костеной дворец строить, стало быть, я хуже деветь раз бабы!" Приказал птичкам рознести косьти, свалить в овраг и землёй зарыть, што вовсё не видать их. (Ему
бесчёсно стало).

БЕЗРУЧКА

Жили старик со старухой, у них было двое детей: сын да дочь. Старики были благочестивые и дети благочестивые. Старик со старухой померли и оставили своим детонькам свое богачество. Они поделилися: сестра все вверху была, а брат ездил торговать и каждый раз ходил к сестре благославляться.
Вот они жили, жили; сестра и бает брату:
- Женись, брат. Пора тебе жениться, пора хозяйкой обзаводиться.
- Как же я буду женить: вдруг жена попадет сердитая, негожая, и я тебе повиноваться не буду.
- Ну что же, вы и без меня проживете.
Брат женился. Вот и давай сноха на золовку зубы точить: надо золовку выгнать, чтобы одной хозяйкой быть и чтобы муж сестры не слушал.
Уехал у нее муж на ярмарку, а она всю посуду перебила и бежит к мужу:
- Ох, Иван, хрестьянский сын, погляди-ко: у тебя сестра всю посуду перебила!
- Поди ты, невежая, с базару, меня не срами!
Брат приехал домой, сестре ничего не сказал,а, как и следовало, благословился.
Вот уехал Иван на базар на другой день, а его жена зарезала двух жеребчиков и опять бежит и кричит мужу:
- У тебя сестра не останавливается, она зарезала пару жеребчиков!
- Не срами ты меня, невежая, при народе, не говори мне про сестру.
Приехал Иван домой и будто ничего не слыхал, пошел к сестре, благословился:
- Ну, сестра, хорошо поторговал.
Она поблагодарила:
- Ну слава Богу, хорошо.
Ну вот и ладно. Поехал утром опять, опять пришел к сестре, благословился:
- Ну, сестра, я поехал.
Она благословила. А жене это не нравится. Она - нечем взять! - отрубила у своего сына голову. И опять бежит на базар:
- Погляди-ко! Ты мне не веруешь, а погляди-ко: твоя сестра нашего дитятка зарубила.
Вот он приехал домой, пришел к сестре:
- Хорошо, - говорит, - я, сестра, поторговал.
Сестра поблагодарила брата, она и не подумала, что у них там стряслось.
Вот утром он встал и давай сестру звать кататься.
А она и бает:
- Почто меня зовешь, у тебя хозяйка есть, поезжай с хозяйкой.
- Нет, - говорит, - мне с тобой хочется покататься.
Ну, сестра не отперлася.
Вот уж он ее катал-катал, увез в чисто поле к пеньку и бает:
- Клади голову на пенек, я буду рубить.
Тогда она ему:
- Почему я буду голову класти, по какой такой причине?
- А по той, - бает, - причине, что ты посуду перебила, что пару жеребчиков зарезала - не да это не мое одно, а отеческо, артельно;
а ты еще детище зарубила, так это детище мое.
А она:
- Если я твое детище зарубила, так вот что: отсекай мои руки по локоть.

Он взял и отсек у нее руки, сам уехал, а ее тут и оставил: куда знаешь, туда и иди без рук-то!
Ну вот она и пошла. Шла да шла, шла да шла, и зашла к царю в сад. Ходит она по саду и своим ртом ощипывает яблочки и бахoрит1 сама себе:
- Кто бы меня замуж взял, тому бы я принесла сына по-колeн в золоте, по-локoть в сeребре.
Царский сын подслушал ее эти речи, пришел домой и сказал:
- Мамонька, у нас в саду ходит девица - такая красавица, я такой не видывал, я ее за себя замуж возьму.
Царица и бает:
- Для чего же мы ее возьмем, у нее рук нет!
- А я подряжу няньку, уж больно она мне нравится.
Ну вот и отпировали свадьбу.
Жили они год, и царский сын уехал на войну, а она без него и принесла сына по-колeн в золоте, по-локoть в сeребре, такой ли то паренек баскoй2. Потом отписала царица своему сыну, что "у тебя хозяйка принесла сына по-колeн в золоте, по-локoть в сeребре".
Вот это письмо пошло, и пошло мимо станции, а на той станции и жила та баба, что золовку извела. Вот она про это письмо здогадалася, письмо это распечатала, прочитала и отписала царскому сыну другое письмо, что "у тебя хозяйка принесла не ребенка, а щененка". Он и отписал обратно: "Кого бы ни принесла, а без меня бы никуда не девалася: сам приеду, сам увижу".
Вот опять идет письмо мимо той женщины. Она опять письмо распечатала и отписала: "Убирайся из дому, а то приеду - голову снесу!" Ну, пришло письмо, она заплакала и стала собираться, и никто не мог ее удержать: ни царь, ни царица, - пошла и пошла.
Вот пришла она к реке и захотела напиться, стала пить - а ребеночек-то и выпал в воду (ишь, свекровушка-то привязала его полотенцем к ней). Легла она на берег и стала плакать: "Кабы были у меня рученьки, али бы я своего младенца не вынула!" Вот вдруг выросли у нее руки, да нет перстиков3. Вот опять стала плакать, почто перстиков нет (а младенец все не тонет). У нее и перстики выросли, да не гнутся. Вот и опять плачет, заливается горючими слезами: почто перстики не гнутся (а младенца уж плохо становится видно). Ну вот, стали у нее и перстики гнуться, она и поймала младенца. Достала и пошла дальше.
Пошла и зашла ко своей снохе на станцию и подрядилась к ней в прислужницы. Она сноху опознала, а сноха ее не опознала. Вот этот мальчик вырос паренек забавный, мастер был сказки рассказывать.
Ну, а потом на ту же квартиру приехал царский сын и говорит:
- Нечем ли у вас позабавиться?
- Ой, у нас вон у прислужницы есть мальчик, он больно мастер сказки рассказывать.
- Ну-ка, за ним сходите, позовите сюда!
Пошли, стали звать его.
- Нет, - говорит, - я без мамоньки не пойду.
Ну там ему сказали:
- Идите с ней.
Вот они друг дружку опознали, а хозяйке ничего не бают. Мальчик и говорит:
- Пусть никто меня не перебивает, тогда буду и сказку рассказывать.
Царский сын и бает:
- Ну ладно, если кто перебьет - тому голову долой!
Вот и стал паренек сказку рассказывать: "Жили-были старик со старухой, у старика у старухи были двое детей: сын да дочь. Брат с сестрой поделилися, потом брат женился. Сноха золовку невзлюбила и стала на нее мужу наговаривать, чтобы брат сестру прогнал. Вот сперва изломала всю посуду и свалила вину на золовку; потом зарезала двух жеребцов - а брат сестру не прогоняет, сестре все повинуется. В ту пору она отрубила у своего сына голову..." А та злая баба и заyхала4:
- Нет, не она зарезала, а золовка!
Царский сын схватил ее за руки, потом велел посадить ее на ворота и расстрелять, а хозяйку и сына увез домой. И стали они жить-поживать да добра наживать.

Неправый суд птиц

Жил да был старик. Поехал об Афанасьеве дни в гости со старухой. Се-ли рядом, стали говорить ладом. Ехали-попоехали, по ногам дорогой. Хлесь кобылу бичом троеузлым. Проехал, знать, верст пять-шесть, оглянулся: тут и есть (еще и с места не тронулся). Дорога худая, го-ра крутая, телега немазаная.

Ехал-попоехал, до бору доехал. В бору стоит семь берез, восьмая сосна, виловата. На той сосне виловатой кукушица-горюшица гнездо свила и де-тей вывела. Откуда ни взялась скоробогатая птица, погуменная сова — серы бока, голубые глаза, портеное подоплечье, суконный воротник, нос крюч-ком, глаза по ложке, как у сердитой кошки. Гнездо разорила, детей погубила и в землю схоронила.

Пошла кукушица, пошла горюшица с просьбой к зую праведному. Зуй праведный по песочку гу-ляет, чулочки обувает, сыромятные коты. Наряжает синичку-рассылочку, воробушка-десятника к царю-лебедю, филину-архиерею, коршуну-исправнику, грачу-становому, к ястребу-уряднику, к тетереву польскому — старосте мирскому.

Собрались все чиновники и начальники: царь-лебедь, гусь-губернатор, филин-архиерей, коршун-исправник, грач-становой, ястреб-урядник, тете-рев польской — староста мирской, синичка-рассылочка, воробей-десятник и из уездного суда тай-на полиция: сыч и сова, орел и скопа. Что есть на белом свете за скоробогатая птица, погуменная со-ва — серы бока, голубые глаза, портеное подоплечье, суконный воротник? И добрались, что ворона.

И присудили ворону наказать: привязали ко грядке ногами и начали сечи по мягким местам, по ляжкам. И ворона возмолилася:

— Кар-каратáите, мое тело таратáите, никаких вы свидетелей не спрошаете!

— Кто у тебя есть свидетель?

— У меня есть свидетель — воробей.

— Знаем мы твоего воробья, ябедника и кле-ветника и потаковщика. Крестьянин поставил нову избу, — воробей прилетит, дыр навертит; крестья-нин избу затопляет, тепло в избу пропускает, а воробей на улицу выпускает… Неправильного сви-детеля сказала ворона!

И ворону наказывают пуще того. И ворона воз-молилася:

— Кто у тебя есть свидетель?

— У меня есть свидетель — жолнá.

— Знаем мы твою жолну — ябедницу, клевет-ницу и потаковщицу. Стоит в раменье липа, годится на божий лик и на иконостас. Жолна прилетит, дыр навертит, дождь пошел, липа сгнила, не годится на иконостас — и лопаты из нее не сделати. Непра-вильного свидетеля опять сказала!

И пуще того ворону стегают по ляжкам и по передку. Опять ворона возмолилась:

— Кар-каратаите, мое тело таратаите, никаких вы свидетелей не спрошаете!

— Кто у тебя есть свидетель?

— У меня есть свидетель последний — дятел.

— Знаем мы твоего дятла — ябедника, клевет-ника и потаковщика! Крестьянин загородил новый огород, — и дятел прилетел, жердь передолбил, и две передолбил, и три передолбил: дождь пошел, огород расселся и развалился; крестьянин скот на улицу выпускает — дятел в поле пропускает.

— И ворону наказали, от грядки отвязали. Ворона крылышки разбросала, лапочки раскидала…

— Из-за кукушицы — из-за горюшицы, из-за ябедницы я, ворона-праведница… Ничем крестья-нина не обижаю: поутру рано на гумнешко выле-таю, крылышками разметаю, лапочками разгре-баю — тем себе и пищу добываю! Она, кукушица, она, горюшица, она, ябедница, она, клеветница! Крестьянин нажал один суслон — кукушица при-летит и тот одолбит! Больше того под ноги спу-стит!..

— И выслушал суд Воронины слова. И ворону под-хватили, в красный стул посадили. Кукушицу-горюшицу, в наказание ей, в темный лес отправили на тридцать лет, а поглянется — живи весь век! И те-перь кукушка в лесу проживает и гнезда не знает.

Царевна Золотая Струя и её дети

(рассказана Алексеем Лаврентьевичем Перфиловым, Котельнический уезд)

1. Был царь Европейской, жил, больно богато жил. Он стар был, много годов жил, а ево сын, наследъник, малолеток был. А слуга был у нево верной Кайф, всех верънее был. Стал он помирать, а сын был есшо холостой, в малых летах. Позвал Каифа: «Каиф, возьми-ка большую связку ключёв, покажи сыну все сок-ровисча по чярству!»
Отечь помер; ево погребли. Сын попросил Кайфа: «Иди, покажи мне!» — счё отец бла"словлял ему. Он везде ево провёл, по всем местностям; показал ему всё царское положение. А в одну комнату он [покойный отец] ево не велел водить. (А должно быть в прёжни года-те: мать-та не родная была... Али по два раз жоняччя [цари]? я думал: оне по одному разу жоняччя). А сын начал докучать: «Я, — говорит [сын], — теперь наследъник, веди в запресчённую залу!»

2. Каиф не хотел, но ево сын принуждал. Взял из болъшой связки, подбират ключ и повёл ево в комнату; а тут вёсился патрет агромадный и красивый — чярской дочери Золотая Струя. А она была очень красива и здоровая.
Отпер ету комнату и показал ему. Ногой переступил через порок чярской сын и упал мёртвым: чё-то ужахнулся. Каиф закричал старшево врача исчелить ево. Потом он прочуствовался, — использовали ево когда — и сказал: «Не есь бы видеть патрет, а видеть бы дочь етова чаря, в личё бы её!» А далёко было ето государство где-то.

3. И надумался он не толькё счё видеть, а взять бы за себя ету чярёвну, чярской сын. Каифа стал принуждать съездить туда вместе с им жо. Каиф собрал дума; надо што-нибудь думать, как достать её.
Кайф надумал. Она любила серебреную и золотую посуду. И сказал чарю: «Сколько есь у тебя золота и серебра, перелей в тарелки, лошки, нагрузи товаром корапь и поедем; тоhда мы её увидим непременно». Оне ето всё налили и погрузили; корабёльшиков взёли с собой и отправились.

4. А эта была царевна — княжна высокова царя больно. Погрузили карапь и подъехали к етому городу самому, где столичя у государя, дворёчь. Толда побросали якорь, остановили корапь, и чярскова сына оставил Каиф на корабле, а сам взял пробу и пошол казать во дворёчь.
Ушол с пробой; пришол туда, где у них прислуги, кухарки. Пришол к имя. У нас во всём государстве не было таких красивых, как там прислуги были красивы. Доложили; пришла и царевна. Она вышла, Каиф едва на ногах устоял: чево-то струсил и он. Каиф показал. «Я, — говорит, — только принёс пробу, а приходите к нам на корапь!»
Она согласилась выйти на корапь; взяла прислуг — сама вперёд, а прислуги сзади. Каиф поступил как на корапль, как она сошла, — отсекли канат и поехали. Она хотела бросиччя в воду ("не хочу, — говорит, — быть за купчем").
Привезли её к дому. Пошли у них пиры весёлые. Три дня не запирали не лавки, не гостинничи: хто хочет, без копейки пей и ешь! И прохожим людям она дарила подарки не маленьки, большие, — хто там приходили поздравлять. И эти пиры у них прошли.

5. В сне видел он после свадьбы, будто бы одна птичка вылетела из дупёлка с двум детёнышкам; а другая птица прилетела, одново детёнышка ростерзала, а с другим она с воем улетела в дупёлко.
Он и позвал Каифа сознать сон у нево: к чему сон у нево. Каиф не знает. «Сознай!» — «Не могу. А вот можот — есь в лесу, в диче, в рамене (в дичном месте) пустынник, тридцать лет живёт тамока. Ты сходи к нему». Каифа послал; тот и пошел, направился искать. Ушол в дичной лес, ходил три года, нашол пустынника в лесу где-то: он оброс мохом (на нём одёжи нет). Спросил ево: «Не ты ли самой пустынник?» — «Я». — «Скажи мне чярской сон...» — «Это не к чему. Лев-зверь кормит чярскова дётишша». Он пришол к своему чарю молодому: «Вот пустынник сказал шьтё: Да ето ни к чему».

6. Времё произошло. У нево хозяйка ета оберёменела и принесла двух детёнышков, обеих парней. Когда она родила детей, в то времё царь ушол в церкву служить молёбено. А матерь ево в то времё (после родин на неё [родильницу] напал сон) подкупила молодова сенатора лекчи спать с ей [родильницей-женой царя].
Он [царь] как пришол, увидал несчасье своё, — взял ево и зарубил; розбрызнула кровь тут. И взял — хотел зарубить жену свою тут жо вместе, да обдумался. Позвал Каифа: «Што с ней делать?» Каиф пришол: «Нет, рубить не следует! Если правильно, накажи другим наказаньем». — «А каким?» — «Возьми в тёмную повозку, отвези в дичноё место, в рамень, штобы было не выйти домой!»
Темна повозка подбежала, посадили её, отправили в дйчноё место с детёнышкам с обоим.

7. Жила она в лесу долго; питалась кое-чем, ягодкам да чем. Откуда взялся лев-зверь, взял у неё одново детёнка, сгрёб и унёс; а другой остался при ней. А она в келейке жила, в пешшорке И пошла с тово места дале: «Натакался, — говорит, — дикой зверь, так утасшыт и етова у меня». И видела, как шла: лев-зверь лежит в пихтарничке, сосит её ребёнка титькам.

8. Ходила-ходила, вышла в какую-ту большую слободу с тем детёнышком, нашла себе квартеру. Стала на квартеру ко вдове; кормила своёва одново детёнышка лет до восемнадцати.
Оне [дети ее] уродились красивые и сильные. А тово — как потеряла, так и не видала. А етова она отдала, восемнадцати лет, старику в кормильчи, к бездетному. И осталась одна она тоhда.

9. Врёмё продолжалось немало. Ехали извошшики. На етова царя, на её мужа, кто-то войной шол, так они везли обоз на верблюдах. И в етом волоку стали кормить верблюдов; расклали огонёк. Потом у них один верблюд отстал от стада. Оне кинулись ево искать и нашли етова юноша-то [которого кормил лев] в лесу. Взяли ево и привели к себе: очень красив.
Одели ево, на верблюда посадили и повезли ево; в то жо государство оне ехали. И привезли ево в ето государство. А львичя-то хватилась етова детёнышка, да бросилась за имя, остёръвилася. Извошчики думали, щё она ростерзает ихних верблюдов. Добежала до верблюдов, нашла верблюда, где чярской сын едет, и тут жо пошла возле бок вместе с имя смирно.
Извосшики приехали к царю с докладом, што нашли находку красивую и львичю привели. Львиче устроили оне хижину. Чярь ево взял к себе: «Чей?» — «Львичин; львича — мать моя». Так и звали ево: «львичин сын».

10. Потом он вырос здоров и силен. Сделалась у них война. Ево государь на битву не взял: «Он, — говорит, — красив и молод». А он надумался своей волей. Пал на коня и поехал на войну. А львичя осталась. Львичя хватилась, што ево нет, выбилась из клетки — и она туда жо в битву. Нашла ево в полках. Воступили оне в битву. А тово — Иван Стариков ево звали, которова старику отдала мать-та, — тожо на войну послали. Оне оба и съехались на войну, братья. Оне на войне отличились хорошо.
Мир. Роздёрнули палатки в лагерях. Солдаты стали замечать: «Вы, — говорит, — ровно братья?» — «Нет, я, — говорит, —-львичин сын». — «А мать где?» -

11. Вернулися в город, забили в барабаны. Каиф этот спращивает их. Царю доложил: «Едва ли, — говорит, — тебе не сыновья, которых мы увезли в дичьноё место». Он стал добираччя. Созналися; и чарь стал их привечать, как сыновей.
«А где мать?» — «В такой-то слободе». Послали слуг туда, нашли. Та испугалася: думает, што чарь зарубит её. Посадили её в тёмну повбску. А одёжа-та хресьяньска на ей. Привезли её, надели её платье, которое на ней было под веньчём. Царь тогда и узнал её. Собрались и два сына. Пошли пиры весёлые у них
тута.

12. Тогда матерь-то ево бросилась в реку Непр (какая-то Непр-река), и она в реке утопилася; думала, што узнают её вину, откроеччя. Царь нашол жену и детей.

Дата публикации 16.10.2014

В далёкие древние времена, когда не было ещё телевидения, радио, телефона, кино, когда не было ещё и книг, а люди не умели ни читать, ни писать,

когда вятский народ был сплошь безграмотным, единственным источником духовного и нравственного общения людей являлось устное народное творчество.

Что за прелесть эти сказки

Множество былин, преданий, сказаний, сказок и прибауток, пословиц и поговорок, песен и частушек рождалось в народной среде, передавалось от человека к человеку, из уст в уста, от поколения к поколению. Долгими зимними вечерами при тусклом свете лучины люди рассказывали друг другу разные были и небылицы, пели песни и частушки, Дети жадно слушали бабушкины сказки и засыпали под негромкую колыбельную песню.

Александр Сергеевич Пушкин, вспоминая услышанные им в детстве сказки его няни Арины Радионовны, писал: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма». А В. Г. Белинский говорил: «В сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве. В них нет пессимизма, обреченности. Вера в свои силы, в добро, оптимизм – основной пафос этих сказок».

В сказках предстают перед нами колоритные фигуры вятских людей, которые «в карман за словом не лезут» и у которых всегда «вперед умок, а за ним язычок».

Сказки вятского народа

Вот одна из старинных сказок вятского народа о глуповцах.

Где-то далеко в дремучем вятском лесу была деревня. Люди жили в этой деревне от рождения и до смерти, дальше версты чистого места не видывали, никуда из своей деревни не ездили, и не ходили, ни с кем в округе не общались, ничего не знали и оттого были глупы.

Малые и старые, бабы и мужики - все были глупые, и деревня их тоже называлась Глуповкой. Был среди глуповцев один мужик поумнее, подогадливее. Его за то Догадкой звали, так и он глуп. Вот пошли раз глуповские мужики в лес на охоту. Ходили - ходили, вдруг видят: под елкой дыра, а из дыры пар идет. Удивились мужики, стали думать - чего бы это могло быть? Думали, спорили, ни до чего не договорились. Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догады спросим, может, он знает».

Пришли в деревню, нашли Догаду (он сидит, лапти плетет), спрашивают: "Вот ходили в лес, видим; под ёлкой дыра, а из дыры пар валит, так что бы это могло быть?»

Догада подумал, подумал, затылок почесал и говорит: «А надо самому сходить поглядеть». Пошли опять в лес, нашли то место, видят: под ёлкой дыра, а из дыры пар валит. Что бы это могло быть? Догада говорит: «Вы держите меня за ноги, а головой-то суньте меня в дыру, я погляжу, а как дрыгну ногой, так и тащите меня назад». Так и сделали: держат за ноги, голову сунули в дыру. А это была берлога! Медведь башку-то Догале и откусил, тот только ногами и взбрыкнул. Один говорит; «Вроде уже дрыгнул», другой говорит: «А вроде нет, не прыгнул ещё». Стали спорить, дрыгнул - не дрыгнул, тащить - не тащить. Ни до чего не доспорились, один говорит: «А давайте вытащим, самого спросим, пора ли тащить». Вытащили, глядят - а головы-то нет. Опять спорить ста¬ли, была голова или не было? Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догадихи спросим, была ли голова, она, наверное, знает. Пришли в деревню.

Догадиха в печке хлеб печет, спрашивают: "Была ли у Догады голова, когда в лес уходил?», Догадиха лоб сморщила, подумала и говорит: "Вот когда утром чай пили, так вро¬де бороденка болталась, а была ли голова, уж и не припомню».