Стиль приспособления. Гребенюк О.С

Стиль уклонения реализуется тогда, когда человек не отстаивает своих прав, не сотрудничает ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняется от разрешения конфликта. Этот стиль используют, когда не считают проблему слишком важной и не хотят тратить время и силы на ее решение; когда понимают безнадежность положения или чувствуют себя неправыми; когда не желают продолжать общение с оппонентом или не знают, что предпринять. Стиль уклонения многие считают бегством от проблем, но это не так. В действительности уход может быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Формы проявления стиля уклонения: молчание, демонстративное удаление, обиженный уход, затаенный гнев, депрессия, игнорирование обидчиков, едкие замечания по их поводу за их спиной, переход на чисто деловые отношения, индифферентное отношение, полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.

Стиль приспособления подразумевает, что, действуя совместно с другим человеком, вы не пытаетесь отстаивать собственные интересы. Этот стиль полезен в тех случаях, когда вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью, ваш вклад не очень велик и вы не делаете ставку на положительное для вас решение проблемы. Вы чувствуете, что, немного уступая, вы мало теряете или что в данных условиях надо несколько смягчить ситуацию.

Чем отличается приспособление от стиля уклонения от конфликта? Чем привлекателен может быть стиль приспособления? Он позволяет чувствовать себя комфортно по отношению к другому человеку, его желаниям.

Стиль приспособления рекомендуется, если вас не особо волнует случившееся; вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми; если вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы; если вы понимаете, что для другого человека итог намного важнее, чем для вас.

Уступая или соглашаясь, жертвуя своими интересами, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию.

Не пытаетесь отстаивать собственные интеpесы. Этот стиль полезен в тех случаях, когда вы не можете одеpжать веpх, поскольку дpугой человек обладает большей властью, ваш вклад не очень велик, и вы не делаете ставку на положительное для вас pешение пpоблемы. Вы чувствуете, что, немного уступая, вы мало теpяете. Или что в данных условиях надо несколько смягчить ситуацию.

Чем отличается пpиспособление от стиля уклонения от конфликта? Чем пpивлекателен может быть стиль приспособления? Он позволяет чувствовать себя комфоpтно по отношению к дpугому человеку, его желаниям.

Вот наиболее хаpактеpные ситуации, в котоpых pекомендуется стиль пpиспособления: вас не особо волнует случившееся; вы хотите сохpанить миp и добpые отношения с дpугими людьми; вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хоpошие отношения, чем отстаивать свои интеpесы; вы понимаете, что итог намного важнее для дpугого человека, чем для вас; вы понимаете, что пpавда не на вашей стоpоне; у вас мало власти и шансов победить; вы думаете, что эта ситуация будет полезным уpоком для человека, котоpому вы уступаете.

Вывод: уступая или соглашаясь, жеpтвуя своими интеpесами, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гаpмонию.


Стиль сотрудничества
Что означает этот стиль? Когда его следует пpименять? Какие вы видите пpепятствия для пpименения стиля? Следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку вы сначала “выкладываете на стол” нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако, если у вас есть время и решение проблемы имеет достаточно важное для вас значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон.

Этот стиль особенно эффективен тогда, когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает затруднительным определение источника неудовлетворенности. Вначале может показаться, что оба хотят одного и того же или имеют противоположные цели на отдаленное будущее, что является непосредственным источником конфликта. Однако существует различие между внешними декларациями или позициями в споре и подспудными интересами или нуждами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.

Иными словами, для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Раз вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативны или выработать приемлемые компромиссы.

Итак, удовлетвоpение интеpесов обеих стоpон. Внимание к скpытым нуждам и потpебностям. Итог - устpаняются и суть пpотивоpечия, и его пpичины; пpофилактика дpугих конфликтов.

Такой подход pекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях: pешение пpоблемы очень важно для обеих стоpон, и никто не хочет от него устpаниться; тесные, длительные и взаимозависимые отношения с дpугой стоpоной; вы pасполагаете достаточным вpеменем, чтобы поpаботать над пpоблемой; вы и ваш паpтнеp готовы и способны обсуждать суть своих и чужих интеpесов; обе стоpоны конфликтной ситуации обладают pавной властью или хотят игноpиpовать pазницу в положении для того, чтобы на pавных искать pешение пpоблемы.

Вывод: этот стиль - дpужеский и мудpый подход к pешению ситуации и удовлетвоpению интересов обеих стоpон. Hо он тpебует опpеделенных условий: достаточное количество вpемени у обеих стоpон; умение сторон объяснить свои желания, выpазить свои нужны, умение выслушать дpуг дpуга и затем выpаботать альтеpнативы для pешения пpоблемы.


Стиль компромисса
Что означает этот стиль? В каких случаях pекомендуется его пpименять? Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы делаете это, обмениваясь уступками и торгуясь для выработки компромиссного решения.

Такие действия могут в некоторой степени напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством; вы уступаете в чем-то, другой человек также в чем-то уступает, и в результате вы можете прийти к общему решению. Вы не ищете скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек претендуете на один и тот же объект, но знаете, что одновременно это невыполнимо. В результате удачного компромисса человек может выразить свое согласие следующим образом: “Я могу смириться с этим”. Ударение делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: “Мы не можем оба выполнить полностью свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы смириться”. Возможны незначительные взаимные уступки: “Хоpошо, мы пpоведем часть отпуска у моpя, а часть - у моей мамы,-“ говоpите вы. В таких ситуациях сотрудничество может оказаться даже невозможным, когда ни один из вас не имеет ни времени , ни сил, необходимых для него, или ваши интересы исключают друг друга. И тогда вам может помочь только компромисс.

Типичные случаи, пpи котоpых стиль компpомисса наиболее эффективен: обе стоpоны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключаюшие интеpесы; вы хотите получить pешение быстpо, потому что это более экономичный и эффективный путь; вас может устpоить вpеменное pешение; вы можете воспользоваться кpатковpеменной выгодой; дpугие подходы к pешению пpоблемы оказались не эффективными; удовлетвоpение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную цель; компpомисс позволит вам сохpанить взаимоотношения, и вы пpедпочитаете получить хоть что-то, чем все потеpять.

Способы разрешения конфликта в стиле компромисса: следует начать с пpояснения интеpесов и желаний обеих стоpон; после этого необходимо очеpтить область совпадения интеpесов; затем вы должны выдвигать пpедложения, выслушивать пpедложения дpугой стоpоны; необходима готовность к уступкам и обмену услугами и т.п. Пеpеговоpы пpодолжаются, пока не будет выpаботана пpиемлемая фоpмула взаимных уступок.

Вывод: компpомисс - это удачное отступление или даже последняя возможность пpийти к какому-то pешению. Hо вы можете выбpать этот подход с самого начала, если не обладаете достаточной властью, чтобы добиться желаемого, если сотpудничество невозможно, никто не хочет одностоpонних уступок.


Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
Для решения обозначенных выше вероятных педагогических задач по выбору и применению стилей управления конфликтными ситуациями полезно руководствоваться следующими принципами. В педагогической конфликтной ситуации нужно всегда видеть противоречие, которое может привести к развитию школьника, отношений между ним и учителем. Если целью учителя является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье, то ему нужно озаботиться тем, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем. Находясь в конфликтной ситуации, учитель обязан помнить о необходимости выполнения профессиональных действий.

Для успешного разрешения конфликтных ситуаций необходимо учитывать следующие положения:

Учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конфликтными ситуациями в своей работе;

Постараться вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться заранее способам их решения;

Осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреждения;

При разрешении конфликтов профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации лежит на учителе;

Участники конфликтов имеют различный ранг, чем и определяется их разное поведение в конфликте;

Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте;

Различно понимание участниками событий и их причин, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

Присутствие других школьников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает коллективный характер. Выливается это в обсуждение личностных качеств ребенка всем коллективом, что, естественно, может травмировать ребенка. Поэтому не следует привлекать других детей к конфликту, не выносить все на обсуждение коллектива; профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы школьника; всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.


Лекция 13. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫМИ

СИТУАЦИЯМИ
Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
Под управлением конфликтной ситуацией понимается: 1) предупреждение инцидента разрешением конфликтной ситуации; 2) перевод ее в педагогическую задачу; 3) моделирование познавательных конфликтных ситуаций в учебно-воспитательных целях.

Какие представления и отношения, качества и умения необходимо сформировать будущему педагогу в себе, чтобы, управляя ситуацией, положительно влиять как на участников конфликтной ситуации, так и на конфликт в целом? Какие педагогические цели он решает при этом?

Сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией возможно лишь с позиции конструктивного отношения к конфликту. Оно характеризуется, с одной стороны, неприятием нереалистических (эмоциональных, беспредметных) конфликтов в общении между людьми, с другой, разумным и конструктивным отношением к реалистическим (предметным, деловым) конфликтам. Разрешение такого конфликта приводит к развитию явления, несовершенство которого вскрывает конфликтное противоречие, которое, как и любое другое противоречие, является источником развития. Конфликты несут в себе не только отрицательный, но и положительный эмоциональный заряд.

В них есть место не только для зависти, неудовлетворенности собой и другими людьми, страхов, неприязни и даже ненависти, но и для состояния, связанного с предвкушением борьбы, воодушевления, живого интереса к оппоненту, надежды на успех в своем деле, удовольствия от точно найденной и принятой соперником аргументации.

Очевидно, что управление конфликтной ситуацией предпринимается учителем не только ради самой ситуации или собственной безопасности. Каждая конфликтная ситуация, возникшая на уроке стихийно или смоделированная педагогом, должна стать мощным источником развития ее участников. Управление конфликтом - это последовательно проводимые педагогом воспитательные действия. Набор их достаточно богат: например, при возникновении беспредметных конфликтных ситуаций (учащиеся начинают паясничать, открыто провоцируя гнев учителя) уместна шутка, переключение внимания и т.п.; если же ситуация оценена как реальная (конфликтные ситуации по поводу учебной деятельности, необъективной оценки), то возможно применение невербальных и вербальных приемов, таких, как корректное замечание, повторное пояснение без противоборства и противопоставления школьника и учителя.

Выбор тех или иных способов и приемов управления конфликтной ситуацией - воспитательных действий - диктуется педагогическими целями.

В качестве основ, определяющих содержание педагогических целей, мы рассматриваем: определение цели как педагогической категории, учет сложившихся в педагогике подходов к разработке целей развития и воспитания, сущность формируемого качества, его признаки, состав, а также уровни его развития.

Конфликтогенность - это интегративное свойство индивидуальности, определяющее не только рассматриваемую в этой главе технологию управления конфликтной ситуацией, но шире - мотивацию конфликта, жизненную позицию индивидуального достижения, самореализацию через истинное человеколюбие и справедливость. Содержание этого интегративного свойства составляют конфликтогенные “зоны” основных сфер индивидуальности. В интеллектуальной сфере - это гибкость ума, нестандартность мышления, система знаний по философии, психологии, теории и практике конфликта. В эмоциональной - тревожность, адекватная самооценка, уверенность в себе, умение управлять конкретными конфликтными эмоциональными состояниями. В мотивационной - конструктивное отношение к конфликту как действенному средству разрешения противоречия; наличие в мотивации конфликта актуальных тенденций вступления в конфликт или его избежания (соответственно природе конфликта - предметной, реалистической или беспредметной, нереалистической).

Для проектирования целей совершенствования конфликтогенности полезно выделить уровни ее развития. Низкий уровень - деструктивный: школьник неверно воспринимает ситуацию рассогласования как конфликтную, в оценке конфликта наблюдается неправильное соотношение объективного и субъективного, налицо ложный конфликт; гибкость ума отсутствует; мотивации конфликта сопутствуют неуправляемые чувства гнева, ненависти, раздражения, злобы; тенденция вступления в конфликт актуализируется во всех случаях разногласия с оппонентом, при этом природа конфликта не принимается во внимание; конфликтное поведение реализуется в одном стиле соперничества, отсутствие умений и навыков управления конфликтной ситуацией делает этот выбор устойчивым. Средний уровень - непродуктивный: в анализе и оценке ситуации противоречия у школьников непоследовательно проявляется адекватное понимание конфликта; ситуативно (референтность оппонента) гибкость ума позволяет объективно воспринимать ситуацию как конфликтую или неконфликтную и находить оптимальные модели дальнейшего конфликтного поведения; эмоциональный фон - обида, нетерпение, чувство ущемления собственного достоинства; они предпочитают не вступать ни в какие конфликты, от споров уходят, из стилей поведения в конфликтной ситуации выбирают приспособление. Высокий уровень - продуктивный: школьник понимает причины и содержание ситуаций рассогласования, отличает предметные и непредметные конфликтные ситуации, может сформулировать объект конфликта; сознательно управляет конфликтом, использует оптимальный подход к выбору конфликтных стратегий; успешно контролирует отрицательные эмоции; с желанием проявляет в отношениях с окружающими коммуникативные и альтруистические эмоции; охотно отстаивает свои интересы в конструктивном споре, внимателен к эмоциональному благополучию оппонента.

Для развития и совершенствования конфликтогенности учащегося в педагогических целях необходимо предусмотреть:

В интеллектуальной сфере: развитие таких качеств ума, как сообразительность, гибкость; формирование познавательных умений (увидеть противоречие интересов, сформулировать проблему, обозначить объект конфликта); развитие восприятия, внимания для адекватной оценки природы конфликтной ситуации; формирование навыков анализа конфликтных ситуаций ; усвоение знаний по философии, психологии, теории и практике конфликта; овладение умениями саногенного мышления и преодоление привычек патогенного мышления;

В мотивационной сфере: формирование системы общечеловеческих ценностей и нравственных мотивов поведения; воспитание позитивного отношения к деловым конфликтам и неприятия эмоциональных конфликтов; формирование конструктивной мотивации конфликта, мотивов достижения и общения; воспитание у учащихся стремления формулировать и отстаивать свою точку зрения;

В эмоциональной сфере: обучение пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих; формирование у учащихся необходимых навыков управления и проявления конфликтных эмоциональных состояний (отрицательных, коммуникативных и альтруистических эмоций).

В волевой сфере: развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности; формирование умения вести себя в сложных жизненных ситуациях;

В сфере саморегуляции: развитие у школьников способности совершать свободный выбор и нести за него ответственность; обучение умениям критически осмысливать свое поведение, соотносить его с целями и действиями других людей и быть уверенным в себе; развитие навыков регуляции своих психических состояний; формирование умений уменьшать у себя психическое напряжение; формирование навыков психической релаксации, навыков, помогающих снять внутреннюю депрессию, утомление и плохое настроение; развитие умений ролевой децентрации;

В предметно-практической сфере: развитие способности выбирать адекватную стратегию в конфликтной деятельности и оптимальные стили поведения в ситуациях разногласия; создание каталога эффективных способов и приемов предупреждения и разрешения конфликтов (накопление банка вероятных педагогических задач по управлению конфликтными ситуациями).

Эти педагогические цели можно осуществлять как в процессе обучения, так и на факультативных занятиях.

Конфликтные ситуации на уроке - явление привычное, реальное. Ученики опаздывают, переговариваются, списывают, отвлекаются, ленятся. Этот список может дополнить каждый обычный школьник. Учителя хотят, чтобы ученики не опаздывали, не отвлекались, не списывали, не переговаривались, не ленились. А этот список может дополнить каждый педагог или студент. Сталкиваются стремления, желания, взгляды, позиции. Дальнейшее развитие такого столкновения возможно по традиционным и нетрадиционным схемам.

К традиционным схемам относятся: 1) конфликтная ситуация - инцидент - конфликт и 2) конфликтная ситуация - инцидент - конфликт - разрешение.

Организованные и проведенные по всем правилам технологии управления конфликтными ситуациями, они (схемы) применимы для реальных (предметных, деловых) конфликтов. В педагогической практике эти схемы возможны в моделируемых конфликтных ситуациях с учебно-воспитатель­ными целями.

К разновидностям подобных ситуаций относятся познавательные конфликты в рамках дискуссионных методов обучения или тренинговые сюжетно-ролевые игры.

Нетрадиционная схема развития конфликтной ситуации предполагает управление ее течением и может быть представлена следующими этапами : 1) реальная ситуация - разрешение реальной ситуации; 2) реальная ситуация - перевод в педагогическую ситуацию - разрешение педагогической ситуации.

Изменение структуры конфликта с полным разрешением конфликтной ситуации целесообразно осуществлять в сравнительно менее значимых случаях. Например, когда опоздание, невыполнение учебного задания, отказ отвечать наблюдаются как единичные, несвойственные ученику проявления физического или душевного дискомфорта. Если же нарушения дисциплины, конфликтные отношения со сверстниками и учителями становятся для школьника нормой, то эти проявления должны стать для педагога объектом изучения и одновременно педагогическим средством развития присущего ему уровня конфликтогенности. Формулирование педагогической задачи по переводу учащегося на более высокий уровень развития конфликтогенности составляет содержание этапа перевода реальной ситуации противоречия в педагогическую ситуацию. Разнообразная по форме, она должна иметь для ребенка значимый характер и продуктивное разрешение как с помощью педагога, так и самостоятельно. Технология и средства управления педагогическими конфликтными ситуациями будут рассмотрены ниже.

Целенаправленно решать педагогические задачи по формированию у школьников продуктивной конфликтогенности можно на факультативном курсе . Приведем примерную программу факультативных занятий “Как стать сильнее конфликта”. Курс предназначен для учащихся старшего школьного возраста и рассчитан на 40 часов.

I. Теория конфликта (6 час).

Тема 1: Понятие конфликта. Структура конфликта. Динамика конфликта. Выявление типичных конфликтов участников группы.

Тема 2: Классификация конфликтов. Формирование позитивного отношения к реальным конфликтам. Анализ типичных конфликтных ситуаций участников группы. Тренинг гибкости ума.

Тема 3: Ознакомление с понятием “конфликтогенность”. Диагностика уровня конфликтогенности.

II. Культура эмоций и чувств (8 час).

Тема 1: Познание эмоций, сопровождающих конфликтное поведение. Обида, гнев, раздражение, страх. Овладение саногенным мышлением и преодоление привычек патогенного мышления. Тренинг осознания своих эмоциональных состояний.

Тема 2: Самооценка и уверенность в себе. Преодоление робости и застенчивости. Интеллектуальная гимнастика.

Тема 3: Способы саморегуляции: контроль поведения через регуляцию мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания. Разрядка в деятельности (трудотерапия, юмор, имитационные игры).

Тема 4: Альтруистические и коммуникативные эмоции. Упражнения на проявление этих эмоций.

III. Тренинг общения (10 час).

Тема 1: Понятие общения. Ценности общения. Социальные установки общения: интерес к процессу общения, отношение к партнеру как к цели, а не средству общения, диалогичность, терпимость. Социально-психологический тренинг общения.

Тема 2: Техника общения с трудными людьми. Тренинг общения. Факторы, дезорганизующие общение. Преодоление барьеров общения.

Тема 3: Культура поведения. Дискуссия “Воспитанный человек - что это значит?” Решение ситуативных и ролевых задач. Составление кодекса поведения для ученика.

Тема 4: Элементы делового общения. Приемы установления контакта. Отработка техники диалога: активное слушание, умение задавать вопросы.

Тема 5: Правила конструктивной критики. Техника конструктивного спора. Тренинг общения.

IV. Способы предупреждения и разрешения конфликтов (8 час).

Тема 1: Общие закономерности разрешения конфликтов. Ситуативно-аналитический тренинг.

Тема 2: Стили поведения в ситуациях разногласия. Выбор оптимального стиля действия в конфликтной ситуации. Тренинг предупреждения и разрешения типичных семейных конфликтов.

Тема 3: Конфликтные ситуации и конфликты с учителями . Ролевой тренинг.

Тема 4: Итоговое занятие. Создание собственной схемы экспертизы конфликтной ситуации и каталога эффективных (и неэффективных) способов и приемов разрешения различных по природе конфликтных ситуаций и конфликтов.

Индивидуальное консультирование (6 час). Резерв (2 час).

Достижение педагогических целей, решаемых педагогом в процессе управления реальными конфликтными и моделируемыми конфликтными ситуациями в условиях конкретного урока и факультативных занятий, необходимо для повышения профессиональной компетентности педагога. Приобретение навыков диагностики конфликтогенности учащегося, постановки его в значимую ситуацию успеха или нравственного выбора, определение оптимального стиля поведения в отношении школьников с разным уровнем конфликтогенности, отбор соответствующих методов обучения и воздействия на них, организации познавательного общения - все это способствует приобретению педагогического мастерства.


Диагностика уровня конфликтогенности у старшеклассников
Целостность, оптимальность, эффективность и результативность как основные признаки педагогической технологии обеспечиваются рядом условий. Одним из обязательных справедливо считается знание учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Технология управления конфликтными ситуациями предусматривает диагностику конфликтогенности школьников. Диагностика исходного уровня этого интегративного свойства индивидуальности составляет одно из условий оптимальности рассматриваемого вида педтехнологии.

К средствам выявления исходного уровня развития конфликтогенности относятся: метод тестирования, метод наблюдения, метод диагностической беседы, анкетирование.

Методы тестирования включают тест “Незаконченные предложения” и тест Томаса.

Тест “Незаконченные предложения” выявляет уровень развития признаков конфликтогенности в основных сферах индивидуальности. Каждому данному на продолжение высказыванию соответствует тот или иной признак. Далее в таблице показано это соотношение.


Таблица 3

Соотношение незаконченных предложений

с признаками конфликтогенности


Незаконченное предложение

Диагностируемый в основных сферах признак



Адекватное понимание конфликта (осознание реального противоречия)



Гибкость ума, внимание к условиям конфликта



Эмоциональный фон конфликта



Мотивы конфликтного поведения



Тенденция избежания конфликта

6. Я думаю, что жить без конфликтов можно и нужно, так как...

Отношение к эмоциональным конфликтам

7. Я думаю, что прожить без конфликтов невозможно, так как...

Отношение к деловым конфликтам

Обработка. Высказывания учащихся интерпретируются по таблице типичных высказываний.
Таблица 4

Типичные высказывания учащихся к тесту “Незаконченные предложения”

на выявление уровня развития конфликтогенности

Предложения теста



Типичные высказывания по уровням развития

(видам мотивации)



Низкий

(деструктивная)



Средний

(непродуктивная)



Высокий

(конструктивная)



1

2

3

4

1. Я считаю, что конфликт - это...

Недовольство кем-то или чем-то, люди ругаются, ссорятся

Непонимание друг друга; ссора; несовпадение идей

Разногласия между людьми; столкновение разных мнений

1

2

3

4

2. Когда я вижу, что человек неправ, то...

Я скажу все, что о нем думаю; я прямо говорю ему об этом

Пытаюсь объяснить, но если не получается, то просто замолкаю

Прежде, чем высказать свое мнение, объясню, в чем, по-моему, он ошибается

3. На конфликт со взрослым меня толкают следующие чувства...

Когда я злюсь; меня они бесят; когда меня задевают

Когда они меня чем-то обидели или оскорбили

Ущемленное чувство собственного достоинства

4. Я пойду на открытое столкновение с человеком, потому что...

Человек тупо настаивает на своем; меня обвиняют в том, что я не делал; меня не понимают

Меня как-то унизили; не хотят меня понять

Человек представляет опасность для меня и окружающих

5. В конфликтной ситуации я постараюсь избежать столкновения, так как...

Вряд ли я постараюсь это сделать; не буду стараться избегать

Не люблю ссориться и ругаться; боюсь оказаться в трудном положении

Не хочу портить себе настроение; партнер обидчив; есть дела поважнее

6. Я думаю, жить без конфликтов можно и нужно, так как...

Это сохраняет нервную систему

Это сохраняет хорошее настроение

Любые проблемы можно решить мирным путем

7. Я думаю, что прожить без конфликтов нельзя, так как...

Это разрядка отрицательных эмоций

Я так не думаю

Сколько людей, столько мнений; иногда надо и защищаться

С помощью теста Томаса (См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1995. - С. 289 - 291) оказывается возможным определить предпочитаемый учащимся стиль поведения в ситуациях разногласий. Данные теста дополняют выявленный тестом “Незаконченные предложения” уровень развития конфликтогенности.

Наблюдение . Примерная программа наблюдения:

1. Настроение школьника на уроке (в основном хорошее, спокойное, равнодушное, угнетенное, тревожное, тягостное и т.п.).

2. Типичные ситуации, при которых учащийся испытывает неуверенность в себе, беспокойство (опрос, участие в дискуссионных и проблемных формах обучения, контрольная работа и т.п.).

3. Участие в конфликтных ситуация (никогда ни с кем не конфликтует, является инициатором предметных конфликтов, создает беспочвенные конфликтные ситуации и т.п.).

4. Объект конфликта, в котором участвует школьник, (несправедливые действия учителя: заниженная оценка, несправедливое требование и т.п. ; непедагогические действия учителя: грубость, жестокость, оскорбление и т.п.; отсутствие педагогических умений: учитель непонятно объясняет, проводит неинтересный урок, не дает высказать собственную точку зрения, навязывает свои идеи и оценки и т.п.; проявление неприязни к учителю и т.п.).

5. Эмоции, сопровождающие конфликтное поведение (нетерпение, гнев, злость, раздражение, обида, воодушевление от предвкушения борьбы, живой интерес к оппоненту, надежда на успех, удовольствие от точно найденной и принятой соперником аргументации).

6. Формы конфликтного поведения (молчание, демонстративный уход, затаенный гнев, игнорирование обидчика, едкие замечания; продолжает действовать, как будто ничего не произошло; стремится доказать, что другой человек неправ; ссорится, применяет физическое насилие, призывает на помощь союзников для поддержки, уступает, ищет справедливого исхода, предпочитает выяснять отношения с глазу на глаз , использует разные стратегии в зависимости от условий и т.п.).

7. Виды конфликтных ситуаций, в которых принимает участие школьник (ситуации по поводу внешнего вида, учебной деятельности, отношений; деловые или эмоциональные конфликты).

books -> "Страх Господень" Джон Бивер
books -> Система воспитания ценностного отношения к материнству 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
books -> Серия Спортивная психология в трудах отечественных специалистов
books -> Книга (приложение) истории Церкви митр. Макария Булгакова: Москва, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с

Стиль приспособления.

Он означает, что вы действуя совместно с дpугим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интеpесы. Этот стиль полезен в тех случаях, когда вы не можете одеpжать веpх, поскольку дpугой человек обладает большей властью, ваш вклад не очень велик и вы не делаете ставку на положительное для вас pешение пpоблемы. Вы чувствуете, что немного уступая, вы теpяете мало. Или в этих условиях надо несколько смягчить ситуацию.

Чем отличается уход от пpиспособления? Чем пpивлекателен мо­жет быть этот стиль? Он позволяет чувствовать вам комфоpтно по от­ношению к дpугому человеку, его желаниям.

Вот наиболее хаpактеpные ситуации, в котоpых pекомендуется стиль пpиспособления: вас не особо волнует случавшееся; вы хотите со­хpанить миp и добpые отношения с дpугими людьми; вы чувствуете, то важнее сохранить с кем-то хоpошие отношения, чем отстаивать свои интеpесы; вы понимаете, что итог намного важнее для дpугого чело­века, чем для вас; вы понимаете, что пpавда не на вашей стоpоне; у вас мало власти и шансов победить; эта ситуация будет полезным уpоком для человека, котоpому вы уступаете - думаете вы.

Вывод: уступая, или соглашаясь, жеpтвуя своими интеpесами, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гаpмонию.

Стиль сотрудничества.

Что означает этот стиль? Когда его следует пpименять? Какие вы видите пpепятствия для пpименения сти­ля? Следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфлик­та и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поско­льку вы сначала “выкладываете на стол” нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако, если у вас есть время и решение проблемы имеет достаточно важное для вас значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетво­рение интересов всех сторон.

Этот стиль особенно эффективен тогда, когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает затруднительным определение источника неудовлетворенности. Вначале может показа­ться, что оба хотят одного и того же или имеют противоположные це­ли на отдаленное будущее, что является непосредственным источни­ком конфликта. Однако существует различие между внешними декла­рациями или позициями в споре и подспудными интересами или нуж­дами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.

Иными словами, для успешного использования стиля сотрудни­чества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых инте­ресов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных жела­ний обеих сторон. Раз вы оба понимаете, в чем состоит причина кон­фликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативны или выработать приемлемые компромиссы.

Итак, удовлетвоpение интеpесов обеих стоpон. Внимание к скpы­тым нуждам и потpебностям. Итог - устpаняются и суть пpотивоpечия и его пpичины, пpофилактика дpугих конфликтов.

Такой подход pекомендуется использовать в описанных ниже си­туациях: pешение пpоблемы очень важно для обеих стоpон и никто не хочет от него устpаниться; тесные, длительные и взаимозависимые от­ношения с дpугой стоpоной; вы pасполагаете достаточным вpеменем, чтобы поpаботать над пpоблемой; вы и ваш паpтнеp готовы и способ­ны обсуждать суть своих и чужих интеpесов; обе стоpоны конфликтной ситуации обладают pавной властью или хотят игноpиpовать pазницу в положении для того, чтобы на pавных искать pешение пpоблемы.

Вывод: этот стиль- дpужеский и мудpый подход к pешению ситуа­ции и удовлетвоpению интересов обеих стоpон. Hо он тpебует опpеде­ленных условий: достаточное количество вpемени у обеих стоpон, они должны уметь объяснять свои желания, выpазить свои нужны, уметь выслушать дpуг дpуга и затем выpаботать альтеpнативы для pешения пpоблемы.

- Преимущество метода управления конфликтом;

- Способы регулирования конфликта в зависимости от ситуации и других объективных факторов:

* Стиль конкуренции;

* Стиль уклонения;

* Стиль приспособления;

* Стиль компромисса;

* Стиль сотрудничества.

Преимущество метода управления конфликтом

Конфликт требует от каждого человека, особенно от руководителя группы, коллектива, умение выбрать определенный стиль поведения для эффективного решения проблемы, учитывая свой стиль, стиль других людей, вовлеченных в конфликт, а также природу самого конфликта. Необходимо ориентироваться в выборе стиля и его наиболее эффективном использовании - быть вооруженным соответствующей стратегией разрешения конфликта. Однако в последние годы произошли существенные изменения в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов, а точнее к понятию "разрешения" конфликта. Оно было вызвано, по мнению К.Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов и увеличением числа исследований, указывающих на положительные функции конфликтов. Отсюда, по мнению автора, ударение должно быть перенесено с элиминировании конфликтов на управление, регулирование ими.

Рассматривая наиболее характерные формы поведения людей в конфликтных ситуациях, можно определить, какие из них являются более продуктивными и какие деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Способы регулирования конфликта в зависимости от ситуации и других объективных факторов

К.Томас выделяет пять способов регулирования конфликта, связанных с общим источником любого конфликта - несовпадением интересов двух и более сторон:

1. соревнование (конкуренция) - как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2. уклонение, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

3. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

4. компромисс;

5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при поведении типа конкуренции, приспособлении и компромиссе - выигрывает только один, или оба проигрывают. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше, поскольку они прилагают совместные усилия по управлению ситуацией.

Рассмотрим подробнее все варианты поведения в конфликтной ситуации.

1. Стиль конкуренции 2. Стиль уклонения 3. Стиль приспособления 4. Стиль компромисса 5. Стиль сотрудничества

Человек, использующий стиль конкуренции, довольно активный, предприимчивый и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем, принимая волевое решение. Явно не заинтересованный в сотрудничестве со своими оппонентами, старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать свое решение. Этот стиль бывает эффективным, когда человек обладает определенной властью: он знает, что его подход и решение правильны, и он имеет возможность настаивать на них.

В личных отношениях этот стиль неприемлем, он вызывает лишь чувство отчуждения.

Использование этого стиля в ситуации, когда человек не наделен властью (у заместителя руководителя, например), и его точка зрения расходится с точкой зрения начальника - конфликт усилится, вплоть до разрыва отношений.

· исход конфликта очень важен для Вас лично и Вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

· решение нужно принять быстро и у Вас есть достаточно власти, полномочий для этого;

· Вы чувствуете, что у Вас нет иного выбора и что Вам нечего терять;

· Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

· Вы должны принять непопулярное решение, но сейчас Вам необходимо действовать и у Вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

При положительном результате такого Вашего подхода - Вы завоюете сторонников. Но если Вашей основной целью является популярность и хорошие отношения со всеми, то этот стиль использовать не следует, Вы добьетесь обратных результатов в личном плане.

На первый взгляд этот стиль напоминает "бегство" от проблем и ответственности, а не эффективный подход к разрешению конфликта; в действительности же уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликт при определенно сложившихся обстоятельствах. Этот подход реализуется вполне, когда Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для разработки решения проблемы, Вы просто отстраняетесь, чтобы заняться им позже, когда будете более подготовлены к этому, или надеетесь, что со временем конфликт разрешится сам собой.

Вы можете использовать этот стиль, когда затрагивается проблема не столь важная для Вас, когда Вы не хотите тратить силы на ее решение или когда чувствуете, что положение безнадежно, нет другого выхода, кроме как игнорировать ситуацию, не выражать к ней свое отношение, изменив тему беседы или просто выйдя из помещения.

· напряженность слишком велика и Вы ощущаете необходимость ослабления накала;

· исход не очень важен для Вас и Вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;

· у Вас трудный день, есть более важные проблемы, а решение этой проблемы может принести дополнительные осложнения, потянуть за собой новые неприятности;

· Вы знаете, что неправы, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу (чтобы не обнародовать свою неверную позицию, например);

· Вы хотите выиграть время, возможно для того, чтобы получить дополнительную информацию, чтобы заручиться чьей-либо поддержкой;

· ситуация очень сложна, и Вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует неоправданные усилия или средства;

· у Вас мало власти для решения проблемы или для ее решения предпочтительным для Вас способом;

· Вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему в свою пользу;

· попытаться решить проблему немедленно - опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию.

Стиль приспособления может напоминать стиль уклонения, поскольку он может быть использован для получения отсрочки в решении проблемы. Однако, основное отличие в том, что Вы действуете вместе с другим или другими. Когда же Вы применяете стиль уклонения, Вы не делаете ничего для удовлетворения интересов другого человека, других людей, Вы просто отталкиваете проблему от себя.

Этот стиль означает, что Вы не пытаетесь отстаивать свои интересы, действуя совместно с другим человеком. Его можно использовать, когда исход дела чрезвычайно важен для другого и не очень существенен для Вас. Он полезен также в тех случаях, в которых Вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. Приходится уступать и смириться с ситуацией.

Данный стиль неприемлем, когда надо уступать в чем-то очень важном для себя или когда Вы чувствуете, что этот человек не оценит сделанную Вами уступку, воспримет ее за должное.

· Вас не особенно волнует случившееся и исход;

· Вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека;

· Вы понимаете, что правда не на Вашей стороне;

· у Вас мало власти или мало шансов победить;

· Вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если Вы уступите его требованиям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он совершает ошибку.

Используя стиль компромисса, Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы достичь желаемое в основном; другая сторона делает тоже самое. Вы делаете это, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения.

Компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством, где сосредотачивается внимание на удовлетворение скрытых нужд и желаний. Применяя стиль компромисса, Вы рассматриваете конфликтную ситуацию как нечто данное и ищите способ повлиять на нее или изменить ее, уступая и обмениваясь уступками, причем это может быть сиюминутный подходящий вариант в отличие от сотрудничества, когда преследуется цель выработки долгосрочного взаимовыгодного решения.

В таких ситуациях сотрудничество может оказаться даже невозможным: ни одна из сторон не имеет ни времени, ни сил, необходимых для него, кроме того, интересы могут не совпадать у конфликтующих сторон на установление длительных или краткосрочных отношений. И тогда Вам может помочь только компромисс.

· обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

· Вы хотите получить решение быстро, потому что это наиболее эффективный и экономичный путь;

· Вас устраивает временное решение;

· Вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;

· удовлетворение Вашего желания имеет для Вас не слишком большое значение и возможно изменение изначальной цели;

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Вы можете выбрать этот подход с самого начала переговоров или обсуждения конфликта, если не обладаете достаточной властью для достижения желаемого, если сотрудничество невозможно и если никто не хочет односторонних уступок.

Следуя этому стилю, Вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с Вашим оппонентом. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку Вы обнародываете сначала все мотивы, причины, нужды, заботы, сложности и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их в поиске обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон.

Для успешного использования стиля сотрудничества необходимы затраты времени для поиска скрытых интересов и потребностей для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Поскольку конфликтующие стороны знают причину конфликта есть реальная возможность для поиска новой альтернативы или разработке приемлемых компромиссов.

· решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;

· у Вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

· у Вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных проектов);

· и Вы, и другая сторона осведомлены в проблеме, желания обеих сторон известны;

· Вы и Ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над разработкой решения;

· Вы оба способны изложить суть своих интересов и слушать друг друга;

· вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или могут игнорировать разницу в положениях для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Сотрудничество среди прочих стилей является самым сложным, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях, что результатом является возможность управления конфликтом.


Примечание; К.Томас цитирован Гришиной Н.В. в ст. “К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению”, в кн.: Психические состояния. Л., 1981. с.91.

Он означает, что вы, действуя совместно с другим человеком, не пытаетесь отстаивать собственные интересы. Этот стиль полезен в тех случаях, когда вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью, ваш вклад не очень велик, и вы не делаете ставку на положительное для вас решение проблемы. Вы чувствуете, что, немного уступая, вы мало теряете. Или что в данных условиях надо несколько смягчить ситуацию.
Чем отличается приспособление от стиля уклонения от конфликта? Чем привлекателен может быть стиль приспособления? Он позволяет чувствовать себя комфортно по отношению к другому человеку, его желаниям.
Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: вас не особо волнует случившееся; вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми; вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы; вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас; вы понимаете, что правда не на вашей стороне; у вас мало власти и шансов победить; вы думаете, что эта ситуация будет полезным уроком для человека, которому вы уступаете.
Вывод: уступая или соглашаясь, жертвуя своими интересами, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию.