Житие святого и значение иконы. Именные иконы Житийная и научно-историческая литература о мученике Викторе Дамасском

Виктор Коринфский относится к раннехристианским мученикам, пострадавшим за христианскую веру. Святой Виктор жил в 3-ем веке, в греческом городе Коринф , находившийся в те времена под властью одного из жесточайших гонителей христиан Декия.

Виктор был одним из учеников святого мученика и пустынника Кондрата , наиболее почитаемого из всех коринфских мучеников. Кондрат обратил в христианскую веру множество людей, которые впоследствии стали его преданными учениками и ревностными последователями христианства. Многие из них, также как и Виктор, были схвачены слугами Декия и после неудачных попыток заставить их отречься от истинной веры были зверски замучены и убиты.

Свой христианский подвиг Виктор совершил вместе со святыми мучениками Викторином, Никифором, Клавдием, Диодором, Серапионом, Леонидом и Папием. Его убили, посадив в большую каменную ступу и забив каменным пестом.

Святой мученик Виктор в церковном календаре вспоминается с другими Коринфскими мучениками. И обозначен день его памяти как Мученика Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора , Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мучениц Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (принявших мученическую смерть в 258 году).

Сведения о житии Виктора и других мучеников, бывших учениками святого Кондрата, дошли до наших дней из минология Василия Второго (составленной в конце 10-го века) и Синаксаря Константинопольской церкви, датированного тем же веком. В Минологие житие Виктора упоминается в «Кратком греческом житии мучеников». В ряде византийских рукописей (Петров Синаксарь, Парижский Синаксарь, стишной Синаксарь Христофора Митилинского) их память чтится не 31 января и 10 марта, а 5 апреля. Эта дата вошла также и Венецианскую печатную минею 16-го века и современный календарь Греческих Церквей.

Согласно дошедшим до нас сведениям, святой жил в 3-ем веке в Коринфе (дата его рождения доподлинно не известна), главном городе Ахаии и одном из самых могущественных в то время городов Греции. В эти времена римскою империей управлял император язычник Декий (249-251), который был одним из жесточайших гонителей христианства.

Имя святого Виктора Коринфского неразрывно связано с именами других христианских мучеников, пострадавших вместе с ним за христианскую веру - это были святые Викторин, Никифор, Клавдий, Диодор, Серафион, Леонид и Папий. Все они были учениками святого пустынника Кондрата, самого почитаемого из коринфских мучеников.

Сам Кондрат провел в пустыне и детство, и юность, предаваясь там безмолвию и непрестанным молитвам. Он был обучен другими христианами врачебному делу и грамоте, и много лет провел, изучая Священное Писание. Благодаря тому, что Кондрат был хорошо сведущ в деле врачевания, его часто звали на помощь жители Коринфа, когда кто-то заболел. А он, иногда выходя из затворничества, встречался с новыми людьми и, общаясь с ними, рассказывал им о Христовом учении и его заповедях. Многие люди, прознав об этом, стали все чаще сами приходить к Кондрату в его пустынное место, чтобы посоветоваться с ним в трудных ситуациях, поговорить о Боге и послушать его наставления. То были и женщины, и мужчины города Коринфа, одним из которых был святой Виктор .

Однажды о святом Кондрате и его учениках узнали слуги правителя города и донесли ему о христианах, изучающих в пустыне Святое Писание. Разгневавшись, он приказал военачальнику Иасону и его воинам немедленно найти всех христиан, схватить и привести их к нему на допрос.

Виктор и еще несколько мужчин, святые Викторин, Никифор, Клавдий, Серафион, Диодор, Леонид и Папий, были одними из первых учеников святого Кондрата, которые были пойманы и замучены до смерти по приказу Иасона. Святых Виктора, Викторина и Никифора посадили в большую каменную ступу, а забили до смерти огромным каменным пестом. Святому Клавдию отрубили руки и ноги, и в итоге он скончался от тяжких мучений. Святого Диодора сожгли, заставив прыгнуть в разожжённый для него костер, святых Леонида и Папия утопили, а святому Серафиону отсекли голову. Случилось это 31 января 251 года.

В том месте, где эти святые мужья пролили море своей крови, вскоре забил святой источник с чистейшей водой в память всей земли о мучениях коринфских христиан .

Кондрат, также как и его ученики, был схвачен, замучен и убит по приказу военачальника Иасона, но немного позднее, 10 марта 251 года . Его долго держали в темнице, а затем мучали, повесив его тело к дереву и строгая железными гвоздями. Следом за ним мучения за Христа приняли и его ученицы - святые Феодора, Ника, Гали, Хариесса, Василисса, Нунехия, Галина и иные. Их память чтится 16 апреля по старому стилю.

Ни один из учеников святого Кондрата, в итоге, так и не отрекся от Христа, претерпев за него все выпавшие на свою долю испытания.


День памяти Виктора Коринфского празднуется Православной Церковью два раза в год:

23 марта - день памяти святого Кондрата и всех коринфских мучеников;
13 февраля - день памяти мучеников Виктора, Викторина, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона (Серапиона) и Папия.


Обычно на иконе Коринфских мучеников изображают только 7 святых которые вспоминаются в каноне: Кондрат, Павел, Киприан, Крискент, Дионисий, Анект .

Икона святого Виктора Коринфского и других коринфских мучеников в христианских храмах встречается довольно редко . Одна из не многих икон с изображением учеников святого Кондрата, включая Виктора, есть в греческом городе Коринфе в храме святого Кондрата, который расположен в районе Кринау .


В России частица мощей святого мученика Виктора Коринфского есть в храме Святого праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Березник Виноградовского района .






Святому мученику Виктору Коринфскому, претерпевшего за Христа тяжкие муки, молятся об укреплении христианской веры, и даровании мужества и стойкости перед лицом опасностей, нападении врагов, смертельными болезнями и душевными страданиями.

Святой Виктор Коринфский является одним из небесных заступников и божьих покровителей мужчин, носящих имя Виктор.

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Викторе, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей .

23 марта свой День Тезоименитства празднует Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший архиепископ Виктор Даугавпилсский и Латвийский , Константинопольский Патриархат.
Поздравляем!

Святой мученик Виктор Дамасский – небесный заступник и покровитель, которому молятся об исцелении при болезнях рук, различных кожных и глазных заболеваниях. Икона поможет мужчинам по имени Виктор в продвижении по службе, защитит от опасностей и врагов. По молитве к святому обретают здоровье, находят надежных друзей и верных спутников жизни.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого мученика Виктора Дамасского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой мученик Виктор Месукевийский (Грузинский) Память святого мученика Виктора Месукевийского (Грузинского) совершается вместе с памятью дружины святого мученика Сухия 15/28 апреля. Святой мученик Виктор Месукевийский жил в I–II веке. Воин родом из князей, он служил под началом святого Сухия. С ним и 16 другими князьями, слыша проповеди святого Хризоса, ученика апостола Фаддея, уверовал, крестился и удалился от мира. Проведя так 44 года, принял вместе с братией мученическую смерть. В IV веке на месте их упокоения святой Григорий Просветитель воздвиг храм и создал обитель, при ней открылся целебный источник. Виктор Коринфский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 10/23 марта, 31 января/13 февраля.

Святой мученик Виктор Коринфский пострадал за христианскую веру в III веке. Чтобы послушать наставления в христианском учении Виктор вместе с другими учениками приходил в пустыню к своему учителю святому мученику Кодрату.

Немного известно о его жизни, а о жизни его учеников и того меньше. Предание рассказывает нам о том, что все детство и юношество мученик Кодрат провел в пустыне. Обучили его грамоте, врачебному искусству и истинам веры христиане, которых он встретил уже взрослым человеком. Кодрат очень любил свое пустынное жительство и большую часть времени проводил в горах, предаваясь молитвам и безмолвию. Только изредка он спускался в ближайший город - Коринф для помощи больным людям, так как достиг больших успехов во врачебном искусстве.

Постепенно о святом мученике узнали многие жители Коринфа и стали приходить к нему в горы послушать проповеди о Спасителе, получить наставления в христианской жизни, многие стали его последователями. В пятидесятые годы III века - годы гонения на христиан, святой мученик Кодрат был предан истязаниям, но страдания не сломили его веру, он твердо проповедовал христианство вплоть до своей смерти.

Пыткам были преданы и его ученики. По-разному приняли смерть ученики святого Кодрата, но ни один из них не отрекся от христианской веры перед ожидаемыми истязаниями и казнью. Святые Викторин, Виктор и Никифор были посажены в каменную ступу и скончались под ударами огромного каменного песта.

Виктор Никомидийский, мученик


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 18 апреля/1 мая.

Присутствовал при страданиях великомученика Георгия Победоносца. Был изумлен терпением святого, видел, как благодать Божия сохраняла святого невредимым. Имея благочестивую душу, проникшись верой и мужеством святого Георгия, святой Виктор уверовал во Христа и открыто заявил об этом. Его тут же обезглавили.

Виктор (Фотин) Римский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 марта/2 апреля.
Святой мученик Виктор (Фотин) Римский - старший сын святой мученицы Фотины Самаряныни . Служил в римских войсках. Как хороший воин, он был назначен военачальником в город Атталию. Прибыв туда, он встретился с правителем Севастьяном. Тот предупредил Виктора, что знает о его христианских убеждениях. «Наш император Нерон требует, чтобы мы уничтожали всех христиан, - продолжал правитель, - и тебе придется допрашивать и подвергать их мучениям». Севастьян хотел уговорить молодого человека выполнять волю императора, чтобы получить богатство и власть, а для спокойной службы и мать Виктора должна была прекратить открыто проповедовать христианство. Святой Виктор заявил, что не будет участвовать в преступлениях, более того, сам станет проповедником. Вместе со всей семьей принял мученическую кончину за проповедование христианских истин.
Икона Святого мученика
Виктора (Фотина) Римского
Афон. XV век.

Виктор Халкидонский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 16/29 сентября.
Виктор Халкидонский пострадал за Христа в г. Халкидоне в 304 году. Он был воином при дворе халкидонского правителя Приска, который будучи язычником преследовал христиан за их веру.
Приск приказал Виктору и Сосфену бросить схваченную христианку святую Евфимию Всехвальную в раскаленную печь. Но воины вдруг увидели в пламени печи двух Ангелов и сами уверовали в Христа. Отказавшись исполнить приказание правителя и открыто заявив о своей вере, они смело пошли на страдания. Приск отдал их на растерзание диким зверям, но те же даже не дотронулись до тел мучеников. Усердно взывая к милосердию Божию, мученики мирно отошли в Царство Небесное.
Икона (прорись) Святого мученика Виктора Халкидонского
Монахиня Иулиания (Соколова). 1970 год.
Святой Сухий, до крещения Баракад, или Багадрас, и его 16 сподвижников все были воинами и происходили из знатных княжеских родов Кавказской Албании, так называлась тогда территория, ныне принадлежащая Азербайджану. Все они находились на службе у армянского царя Артаксара, в армянском звучании – Арташакара, правившего с 88 по 123 годы. Баракад и его 16 воинов следовали в древнюю столицу Армении Арташат, которую в 163 году разрушили римские завоеватели, для сопровождения армянской принцессы Сатеник, ей предстояло стать женой властелина Армении.

В то время там с христианской проповедью находился христианин, по происхождению грек, Хризос, или святой Воскеанк, рукоположенный на служение апостолом Фаддеем, который получил Святого Духа вместе с другими первыми апостолами и отошел к Богу в 44 году после Р.Х.

Услышав его проповеди, все семнадцать знатных князей уверовали, решили посвятить свою жизнь Христу и просили окрестить их. Святой Хризос возрадовался этому благому желанию, и Сухий, тогда еще Баракад, со своими соратниками отправился вслед за Хризосом и его четырьмя учениками в Месопотамию, где их крестили всех в реке Евфрат, по другим источникам крещение произошло в реке Иордан. Некоторые свидетельства утверждают, что при крещении все крещаемые удостоились лицезреть стоящим на горе и присутствующего при этом Самого Спасителя, и в память об этом чуде воздвигли на месте, где им явился Сам Господь, честный крест, назвав его «Крест Благовещения». Также они получили от святого Хризоса новые имена: Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима.

Когда царица Сатеник узнала о том, что святой Хризос обратил в христианскую веру столько знатных и смелых военачальников, она крайне была разгневана и приказала вернуть их во дворец. Посланники царского двора настигли всех и потребовали, чтобы князья вернулись, на что святой Хризос ответил, что «они сами выбирали полезное себе». Слова эти прозвучали дерзостью, и тогда пришедшие за князьями казнили мученической казнью Хризоса и его учеников, но тронуть новообращенных не посмели, так как Сухий состоял с царем в родстве.

Похоронив своего учителя и его спутников-учеников, Сухий Месукевийский и его братия, среди которой был и Виктор Месукевийский, вернулись в Армению и поселились на горе Зрабаш возле деревни Багреванд. Позже гора Зрабаш была переименована в Сукавет в память о святом Сухие. Там они прожили отшельнической жизнью сорок четыре года до самой своей мученической кончины, как свидетельствует в «Слове», написанном во II веке, древний историк Татиан. От времени апостолов, первых христианских мучеников и проповедников, его отделяло не более века, и потому он был хорошо осведомлен об их жизни, подвигах и кончине. Вместо золотых доспехов все семнадцать бывших вельмож, в их числе и Виктор Месукевийский, ходили в самой простой одежде из шкур, вместо изысканных блюд и вин питались тем, что давала им скудная горная растительность, и пили ключевую воду. Все эти годы они славили Бога, молились, и молитва их становилась слаженней и сильнее и уподоблялась ангельской. Однако, несмотря на отшельничество, от них не укрыты были события, которые происходили в истории Малого Кавказа того времени.

Персидский царь Сапор, или Шапур, пошел войной на Армению, разорял и опустошал страну. И тогда святой Кондрат из числа братии попросил Сухия, чтобы все начали молиться о спасении народа от захватчиков. И святой Сухий, Кондрат, Виктор Месукевийские и все прочие с ними стали молиться Господу, говоря: «Смилуйся, Господи, над этой страной, ибо велико Твое милосердие. И хотя они и погрязли в грехах, но Ты – Господь и Создатель всех тварей, и от Тебя исходит заступничество и милость ко всем. Отврати от них меч гнева Своего, человеколюбивый и незлобный Боже, и Тебе подобает всяческая слава». И случилось чудо – по их святой молитве Сапор ушел из этих земель, и снова воцарился мир.

В 123 году по смерти Артаксара его преемник Датиан, или Датианос, узнал, что 17 князей его царства обратились ко Христу и оставили и посты, и все нажитое, и снарядил своих воинов на поход в горы, чтобы те вернули ослушников. Сухия с братией обнаружили и, увидев, не могли поверить, что это те самые блестящие князья. На все вопросы отшельники отвечали, что ушли от мира сознательно, ни за что не вернутся в мирскую суету и в жизни своей теперь полагаются лишь на волю Божию. Офицер по имени Барлап, по греческому звучанию Барнапос, стоявший во главе отряда, сулил им жизнь, полную богатства и почестей, но на все братия отвечала, что они отныне слуги Божии, и их ждут иные награды – возможность быть у Престола Божия. Барлап снова их спрашивал, неужели они готовы отдать свободу и родовитость за то, чтобы стать рабами Господа Распятого? Да, отвечали те, и свидетельствовали, что Христос – Бог их, и кто познает Его и примет Его, будет иметь большую из свобод: вечную жизнь при Нем в Царствии Небесном.

Видя, что святые упорствуют, Барлап приказал истязать их. Во время истязаний святой Кондрат, а вслед за ним и Сухий, и Виктор, и прочие мученики Месукевийские начали петь 21-й псалом, стихи 20, 21, 22, 23, где славится Господь и восхваляется Его могущество. Тогда разочарованный неудачей и разгневанный царедворец предал их мученической смерти, а останки по приказу Датиана велел разнести по всей горе, чтобы никто не мог найти их и похоронить, как того велит обычай.

Далее в свидетельствах о дальнейших событиях есть разница: одни источники говорят, что святым Иакову и Феодосию удалось избежать расправы, и они нашли и похоронили честные останки, а затем продолжили свою жизнь в тех же местах. К ним присоединились паломники, знавшие об этой братии, и со временем здесь образовалась общинная обитель. По другой версии, погибли все, и до IV века останки святых оставались непогребенными и нетленными. В начале того века святой Григорий Просветитель вместе со здешними христианами нашел останки святых и положил их во гробы, построив на месте их казни церковь, и основал монастырь. Чудесным образом сохранились их имена – они были начертаны на скале рядом с местом их казни. А рядом с местом, где были погребены святые, начал бить источник, воды которого могли исцелять проказу.

Все эти события происходили во II веке после Р.Х., но разные исторические источники указывают различные годы: по «Истории армян» Мовсеса Хоренаци – в 92 году, в пергаментной рукописи XI века Иверского монастыря в Афоне указан 100 год. Еще по одним сведениям это был 130 год.

Значение иконы

У иконы Святого мученика Виктора Месукевийского, как и у всех икон первомучеников, есть одно главное значение – напоминать, что сегодня нам дарована чудеснейшая возможность следовать за Христом, славить Бога, не опасаясь преследований, грозящих потерей земной жизни. И именно это, возможно, позволяет кому-то лишь внешне следовать за Ним. Святые первомученики, как и Виктор Месукевийский, готовы были отдать жизнь земную во имя жизни вечной. Много ли мы жертвуем Ему сегодня от нашего времени, от сердца, от имущества, наконец? Что мы готовы отдать, чем поступиться для спасения своей души? Вот вопросы, на которые стоит попробовать дать себе честный ответ тому, кто считает себя православным христианином. И когда нет таких испытаний в вере, что может стать лакмусовой бумагой для проверки ее крепости?

Наверное, одно: память и величайшая благодарность Господу за Его крестные муки во искупление всех, и память о наших святых, об известных и неизвестных первых христианах, отдавших свою жизнь за торжество веры истинной. Осмысление их подвигов, той духовной стойкости, с какой они принимали выпавшее на их долю, и сравнение себя с ними может многое дать человеку. Ведь, в сущности, они, стремясь во всем следовать за Христом, вслед за ним добровольно восходили на крест, каждый на свой, и тем самым так же приносили искупительную жертву за все грядущие поколения.

Так возблагодарим всех, кто дал нам возможность сегодня верить и любить Господа без оглядки, видя перед собой на иконе святого мученика Виктора Месукевийского и всю братию, что подвизалась на горе Сукавет, и снова скажем: «Слава Тебе, Господи! Дивен Бог во святых Своих!»

Фрагмент статьи из т. 8 «Православной энциклопедии». Москва, 2004 г.
Виктор [лат. Victor; греч. Βίκτωρ] (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая). Воин-христианин В. служил в рим. армии под начальством дукса (или комита) Севастиана. Когда начались гонения на христиан, его призвали к военачальнику и велели принести жертвы языческим богам. В. отказался и был подвергнут пыткам, его бросили в раскаленную печь и оставили в ней в течение 3 дней, но мученик остался невредимым. Затем его заставили съесть отравленное мясо, но яд не подействовал, а чародей, приготовивший зелье, уверовал во Христа. После этого В. предали еще большим мучениям: ему вытягивали жилы, бросили в котел с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами, вливали в уста мученика прах, смешанный с уксусом. Затем ему выкололи глаза и повесили вниз головой, при этом ослепившие его воины сами потеряли зрение, но впосл. исцелились по молитве святого. Узнав об этом, Севастиан велел содрать с него кожу. Присутствовавшая при его страданиях христианка по имени Стефанидаувидела 2 лучезарных венца, спускающихся с неба, и открыто исповедала Христа. Она была казнена по приказу военачальника, а В. отсекли голову. Перед смертью В. предсказал гибель, ожидающую его мучителей, что вскоре сбылось. Когда В. был обезглавлен, произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко.
Житие В. сохранилось на греч., лат., копт. языках. Тексты содержат значительные расхождения относительно времени жизни и места кончины мученика. Согласно лат. источникам (BHL, N 8559—8563), В. происходил из Киликии (М. Азия), по греч. версии (BHG, N 1864) - он был родом из Италии. По лат. и греч. житиям, В. пострадал в царствование имп. Антонина Пия (138-161), по копт. житиям - в гонения имп. Диоклетиана (BHO, N 1242—1244), по мнению большинства историков, при имп. Марке Аврелии (161-180).

Местом мученической кончины пространные греч. жития считают Дамаск, а краткие синаксарные - Италию (Минологий Василия II - PG. 117. Col. 154), копт. — Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство лат. источников - Александрию, нек-рые позднейшие из них - Сицилию или Марсель (смешивая В. с Виктором, мч. Марсельским).
Нек-рые исследователи предполагают, что существовало 2 одноименных мученика, один пострадал в Сирии, др. — в Египте, и что на определенном этапе произошло слияние культа В. и Виктора, егип. мч. Др. ученые считают, что В. принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сир. происхождении. Существует также мнение, что в основе др. версий лежит греч. житие (BHG, N 1864) или его прототип, составленный в III-IV вв., согласно к-рому В. претерпел мучение в Сирии (Lucchesi. Col. 1291—1292).
Память В. отмечается в греч. календарях 11 нояб. (в ряде визант. синаксарей 10 или 12 нояб.), в лат. памятниках кроме общепринятого праздника 14 мая, также 24 апр. (BHL, N 8559), 11 янв., 20 февр., 23 апр. и 8 мая (MartHieron. P. 36, 106, 169, 205-206, 240, 253, 289), 1 апр. (MartRom. P. 120, 188).

Сведения относительно мощей В. также разноречивы. В Александрийском Cинаксаре под 23 нояб. сообщается об освящении в Антиохии церкви, построенной в честь В., на месте, где было похоронено его тело (Syn Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 157-159). В XII в. в к-польской ц. вмч. Мины, около Манган, хранились мощи мучеников В. и Викентия (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443). В Риме часть мощей В. хранилась в ц. св. Панкратия, в 1697 г. они были перенесены в кармелитский мон-рь Санта-Лучия алле Боттеге Оскуре, а затем в ц. святых Марцеллина и Петра. С 1906 г. мощи В. находятся в Фано, в Италии.
http://www.sedmitza.ru/text/869233.html

Святой мученик Виктор, память которого празднуется 11 / 24 ноября, был родом из Италии. В царствование императора Марка Аврелия Философа (161-180) он служил в Дамаске (Сирия), в войске, которым командовал военачальник Севастиан. Виктор был христианином и не скрывал этого - открыто перед всеми исповедовал всесвятое имя Иисуса Христа.

Когда Марк Аврелий начал гонение на христиан, то по всем воинским частям был разослан его приказ, повелевающий воинам совершить жертвоприношения, что являлось проверкой их преданности богам Рима, императору и отечеству. Уклонившихся от этого действа было велено предавать тяжким мучениям.

Когда дошел черед до Виктора, Севастиан вызвал его к себе и приказал принести жертву богам. Святой, не колеблясь, отказался подчиниться приказу: «Я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного. Если же я и был временно воином вашего царя, то никогда не переставал служить моему Царю и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы».

Видя, что никакие уговоры не помогают, Севастиан приказал подвергнуть ослушника пыткам - святому Виктору сломали пальцы и вывернули их из суставов… С Божьей помощью Виктор прошел сквозь все пытки невредимым и по-прежнему был неколебим.

Тогда Севастиан призвал к себе чародея и приказал ему отравить воина-христианина. Чародей сварил мясо, смешал его со смертоносным ядом и дал святому. Помолившись, Виктор съел отравленное мясо и… остался жив. То же повторилось и в другой раз. Эти чудеса и слова мученика «ваш яд бессилен против силы Жизнодавца Господа моего» так подействовали на чародея, что тот поспешил отказаться от волхвований и стал христианином.

Севастиан, видя, что даже яды не могут повредить святому, приказал подвергнуть его еще более страшным мучениям: из тела Виктора стали вытягивать жилы… Потом его бросили в кипящее масло… Затем страдальца повесили на дереве, опаляя его тело свечами… От бессилия и злобы ему в конце концов выкололи глаза.

Повесив святого вниз головой, истязатели ушли и три дня не приходили к месту мучений. На четвертый день воины вернулись, чтобы убедиться в смерти Виктора. Увидев его живым, они испытали такой ужас, что в одночасье ослепли. И только по молитве святого мученика Всемогущий Господь возвратил им зрение. Вернувшись к Севастиану, воины рассказали обо всем, что с ними случилось, призывая военачальника к милосердию. Но пришедший в неописуемую ярость Севастиан уже не слушал их - он отдал еще более чудовищное повеление: содрать со святого кожу!

На месте мучений святого Виктора присутствовала молодая жена одного из воинов по имени Стефанида, тоже христианка. По Божьему произволению ей открылось такое чудо: она увидела два прекрасных венца, спускающихся с неба; один из венцов, который несли двенадцать ангелов, опускался на голову мученика Виктора, а другой, меньший, - на ее главу.

Изумленная видением и сострадая мученику, Стефанида заступилась за него и стала громко прославлять его имя, за что была схвачена воинами и приведена к Севастиану. Узнав, что ей только около 16 лет, военачальник стал уговаривать ее принести жертву, не губить своей молодости и пожалеть своего мужа, с которым она прожила всего полтора года.

Невзирая на сладкозвучные речи Севастиана, Стефанида открыто прославила Христа и предпочла умереть, но не приносить жертву идолам: «Ты и твои боги исполнены лжи. Я же говорю тебе истину, ибо мой Господь истинный и в Нем нет неправды. Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятной жертвой Истинному, живущему на Небе Богу, дабы не лишиться уготованного мне венца в Его Царстве».

Тогда мучитель повелел привязать Стефаниду к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. После чего обезглавили и святого мученика Виктора.

Святые мученики Виктор и Стефанида пострадали за Христа в 175 году.