Зима холодная пройдёт. Пройдёт зима холодная настанут дни весенние теплом растопит солнышко как воск снега пушистые

Ф.И.Тютчев

Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон,—
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

НА ЛУГУ

А.А. Блок

Леса вдали виднее,
К
Синее небеса.
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.

Весна идёт сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий.
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна...

ВЕТХАЯ ИЗБУШКА

А.А.Блок

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...

Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...

В снежном доме будет
Резвая игра...
Пальчики застудят, —
По домам пора!

Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна,—
Ан, уж дом растаял,
На дворе — весна!

Стихотворения о зиме русского поэта Спиридона Дмитриевича Дрожжина (1848-1930) – простые и добрые, искренние и настоящие. «Муза моя родилась крестьянской, простой » — замечал поэт.

Из стихотворения «В крестьянской семье»

Улицей гуляет
Дедушка-мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт,

Иль на окна дышит
Закоптелых хат,
Да узоры пишет,
Глядя на ребят…

Спиридон Дрожжин родился в семье крепостного крестьянина в 1848 году, в деревне Низовка Тверского уезда. Его «университетами» были лишь уроки у деревенского дьячка письму да счёту. Скитаясь по матушке-России, будущий поэт работал в трактире, в табачной лавке, на железной дороге, трудился в книжном магазине. Он бедствовал, и на последние гроши нередко приобретал книгу. Спиридон Дмитриевич печатался в журналах, издавал стихотворные сборники.

Пройдёт зима холодная

Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.

Вернувшись в 1896 году в родную деревню, Дрожжин полностью окунулся в крестьянский быт. Но поэтическую работу не забросил. После революции 1917 года автор подготовил к изданию полное собрание своих сочинений.

Зима. Средь мрачных облаков
Повисло солнце сиротливо,
Ничто ему сейчас не мило
Под белой скатертью снегов.

Не видно трав. Поля молчат.
Унылый лес скрипит стволами
И ждёт поры, когда над нами
Грачи шальные закричат.

Зима холодная пройдёт,
В травинке каждой жизнь проснётся,
Река от зимних снов очнётся,
Начнётся шумный ледоход.

Душа оттает ото льда,
Грусть зимних дней уйдёт с ручьями
И вместе с первыми цветами
На сердце вновь придёт весна.

Рецензии

Владимир, мне нравятся стихи о весне. Стихи у вас действительно написаны с высоким профессиональным мастерством. И звучание, и ритм, и смысл всё находится в гармонии с теми художественными образами, которые создают неповторимую окраску стиха.
Огромное спасибо, получила удовольствие от прочтения!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Прийди, весна красна…

2 класс

чтение по мотивам рассказов

(В.Бианки «21 марта», С.Дрожжин «Пройдет зима холодная»)

УРОК ЧТЕНИЯ (2 класс )

Тема: Приди, весна красная…..

С. Дрожжин « Пройдет зима холодная»…

Цель: познакомить с новыми произведениями, биографией В. Бианки, формировать навыки чтения, учить детей размышлять над прочитанным, способствовать воспитанию любви к природе.

Оборудование: весенний пейзаж, репродукции картин Саврасов « Грачи прилетели», портрет В. Бианки, выставка книг В. Бианки, иллюстрация деревьев, предметные картинки – весенние цветы, слоговые таблицы.

Ход урока.

І. Организационный момент

Вот звонок – для нас сигнал –

Поработать час настал!

II.Сообщение темы и цель урока

Сегодня на уроке познакомимся с новыми произведениями, будем продолжать читать выразительно и правильно, развивать внимание, память. А какой теме будут посвящены произведения, угадайте,- какому времени года?

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? « Весной».

Пришла весна с подарками. В корзине у нее листочки и цветочки. Ими она украшает все вокруг. Принесла весна и для нас цветы, но чтобы их получить, надо выполнить её задания.

III.Проверка домашнего задания.

    Задание первое, написанное на предметном цветочке: «Окунись в мир красоты и раскрой тайны весны».

Опишите приметы весны (сжатый пересказ произведения о весне с указанием её признаков).

Молодцы! Все приметы вы назвали,

Весну верно описали.

Вот и тема новая,-

Только зашифрована!

Кто быстрее размышляет,

Тот её и разгадает!

Пр – д – , в – сн - кр – сн - !

Правильно!

2.Д ыхательная гимнастика.

IV. Упражнения для развития артикуляционного аппарата .

Для этого нам надо разогреть речевой аппарат.

1. Чтение слоговой таблицы

1 группа – свободно по дорожке

2 группа – отрывисто

3 группа – скороговоркой

на

но

ну

ны

ни

не

ню

ня

са

со

су

сы

си

се

сю

ся

та

то

ту

ты

ти

те

тю

тя

ла

ло

лу

лы

ли

ле

лю

ля

2. Чтение скороговорки « У ежа ежата

У ужа ужата».

3.Игра « Переводчик»

Ванес «весна»

Ньосе «осень»

Толе «лето»

Амиз «зима»

Правильно, молодцы! Память, внимание, речь – сокровищница ума и её надо постоянно пополнять.

4. Гимнастика для глаз (таблицы)

V. Изучение нового материала.

Работа над стихотворением.

1. Слушание стихотворения « Пройдет зима холодная»… (читает учитель, а дети, наложив на страницу учебника «окошечко» (кусок полиэтилена) подчеркивают слова с логическим ударением.

2. Первичное чтение по строфам с выделением главных слов.

3. Чтение с расстановкой пауз.

4. Игра « Кто? Что? « (Дети из текста подбирают существительные к прилагательным)

Холодная Пушистые Душистые

Весенние Зеленеются

5. Антиципация предложений.

Пройдет зима Солнышко растопит

Наступят дни Леса зазеленеются

6. Целостное чтение стихотворения.

7. Творческая работа. – Составьте аннотацию к стихотворению, произведению о весне.

Молодцы! Все выполнили ещё одно задание весны и получили ещё один цветок.

VI. Физкультминутка. Музыкальная пауза с выполнением ритмических упражнений.

VII. Работа над новым текстом.

« Весна пришла, солнце привела».

Весна предлагает вам узнать о весеннем равноденствии.

1.Сообщение о творчестве В. Бианки.

Этот материал подготовил В. Бианки (1894 – 1959). В своих сказках, повестях, рассказах он описывал природу, стремился вызвать интерес читателей к природе, к жизни зверей и птиц. В. Бианки написал более 120 книг, в которые вошли больше чем 200 произведений. И все они – о природе, которую он сам очень любил, старался показать её красоту именно детям. Большинство его произведений для вас (демонстрация выставки книг с краткой аннотацией).

2. Словарная работа.

Давайте определим значение слов, которые встречаются в тексте.

Полсуток – сутки в которых продолжительность дня и ночи одинаковы,

Равноденствие – промежуток времени, равный 12 часам (когда продолжительность дня в сутках равна продолжительности ночи),

Проталины - ….

Певчие птицы - …..

3.Слушание текста.

Сейчас вы прослушаете текст и постарайтесь ответить…(задание по вариантам):

Когда начинается « месяц птиц?»

Почему месяц назвали « месяцем птиц?»

4.Усваиваем и читаем

1). Чтение трудных слов хором, отрывисто

Весеннее, освобождает развешивают,

Равноденствие, жаворонки выпускают

празднуют, изюменками

солнечных, начинается.

2). Антиципация предложений

Весна прилетела Ребята развешивают…..

3). Повторное чтение текста.

4). Игра «Одень дерево» (дети составляют вопросы к тексту и прикрепляют предметный цветок к силуэтному изображению дерева.)

5). Развитие речи. Составление диалога Весны и Зимы.

VIII. Итог урока

«Волшебная палочка» (дети передают друг другу эстафетную палочку и сообщают, что нового узнали на уроке).

Любовь Никитина
«Прошла зима холодная». Интегрированное занятие по экологии в старшей группе

Конспект

интегрированного занятия

в старшей группе

Ознакомление с окружающим

Экология

Рисование

(ОО «Познание» , «Музыка» , «Художественное творчество» )

Тема : «Прошла зима холодная »

Выполнила воспитатель МБДОУ д/с №8

Никитина Л. В.

Г. Рассказово

Цель : обобщение представлений детей о зиме, как времени года, о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям; о погодных условиях в зимнее время; формированию и обобщению представлений о зависимости состояний растений от внешних условий; формированию эмоционально- эстетического отношения к зимним явлениям природы; обобщению представлений о зимних забавах детей, труде взрослых, об одежде; воспитывать заботу о своём здоровье; закреплять умения детей обводить трафареты, самостоятельно дорисовывать мелкие детали, развивать мелкую моторику рук.

Развивающая среда : конверт с письмом от детей Южной Африки, модели «растений, птиц и животных» , мяч, аудиозапись П. И. Чайковского из альбома «Времена года» , большой красивый конверт.

Для изодеятельности : листы белой бумаги, цветные и простые карандаши, трафареты.

Организационный момент.

(Звучит медленная, спокойная музыка.)

Дети с воспитателем стоят в кругу на ковре, держась за руки, улыбаются друг другу.

Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, птички поют, у всех отличное настроение. Давайте немножко отдохнём и настроимся на занятие .

Самомассаж лица :

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем,

Пальчики сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щёчки.

(Дети проходят к доске и становятся полукругом) .

Воспитатель (показывает письмо) . Ребята, вчера я получила письмо от детей из Африки. Послушайте, что они пишут.

Здравствуйте ребята! Пишут вам дети из южной страны Африки. Мы никогда не видели зиму, потому что у нас круглый год лето и очень жарко. А говорят она очень красивая и интересная . Расскажите нам про нее подробнее. Мы будем очень рады.

Ваши друзья.

Воспитатель : Да, обидно, что ребята не знают, каким прекрасным может быть это время года. Вот я и подумала. Ведь мы с вами так много всего знаем о зиме. Правда?

Ответы детей.

Воспитатель : давайте поможем детям из Африки рассказать о зиме. Согласны?

Ответы детей.

Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова :

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Воспитатель : О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении?

Дети : О зиме.

Воспитатель : Зима владычица трёх месяцев. Каких?

Ответы детей.

Воспитатель : Какие изменения в природе произошли зимой?

Ответы детей : Зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи. Солнце греет мало. Небо серое, на нём часто бывают облака, тучи, из которых идет снег. В ветреную погоду бывает метель, позёмка и вьюга.

(Выставляют на доске условные обозначения) .

Воспитатель : Что происходит с растениями?

Ответы детей : Деревья и кустарники без листьев , только у ели и сосны остаются зелёные иголки.

Воспитатель : Как зимуют растения?

Ответы детей : Под снегом зимуют семена трав, корни, луковицы.

Воспитатель : Почему зимой мы не встречаем насекомых?

Ответы детей : Насекомые зимой не летают, они спят, а некоторые прячутся в трещины коры деревьев, под листья и уходят глубоко в землю.

(Выставляют на фланелеграфе условные обозначения) .

Воспитатель : Что произошло в жизни птиц зимой? В их поведении?

Ответы детей : Перелётные птицы улетели в тёплые края, зимующие остались и перебрались поближе к людям.

Воспитатель : Каких птиц можно видеть зимой?

Ответы детей : Синиц, снегирей, воробьёв и. т. д.

Воспитатель : А как зимуют дикие животные в лесу?

Ответы детей : Зайцы и белки поменяли свои шубки на зимние. Медведь, барсук и еж накопив жир спят. Лиса охотится на мышей, волк на зайцев. Белка ест свои запасы орехов и желудей.

(Выставляют условные обозначения на фланелеграфе) .

Воспитатель : Как зимуют домашние животные?

Ответы детей : О них заботятся люди. Переводят жить их в тёплые сараи, дают им корм.

Воспитатель : Как человек может помочь птицам и зверям пережить суровую зиму?

Ответы детей : Подкармливать их. Развешивать кормушки, насыпать корм. В лесу животным помогает лесник.

Воспитатель : Подумайте, ребята, а как человек приспосабливается к зиме?

Ответы детей : Утепляет своё жилище, надевает зимнюю одежду. Расчищает дорожки, посыпает песком лед и. т. д.

Воспитатель : В какие игры вы любите играть зимой?

Ответы детей : Кататься на лыжах, коньках, санках, играть в хоккей, лепить снеговика и. т. д.

Воспитатель : А есть еще одна игра, в которую мы сейчас поиграем. Повторяйте за мной.

Физкультурная пауза :

Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются)

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках (руки вверх, на дорожках (наклон вниз)

На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки) .

Воспитатель : Ребята давайте придумаем красивые слова-определители к слову «зима » .

Ответы детей : Волшебница,чудесница, красавица.

Игра «Приметы зимы» .

(Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, у кого мяч, тот называет примету зимы.)

Воспитатель : Ребята, я вот что подумала : вы много интересного рассказали о зиме , для того чтобы ребята из Африки поняли, за что можно любить зиму, давайте приготовим для них подарок-сюрприз, который всегда будет напоминать им о том, какой бывает зима . Нарисуем зиму.

Что вы хотите нарисовать?

(Опрос детей)

Воспитатель : Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнём пальчики.

Пальчиковая игра «МОЯ СЕМЬЯ» .

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

Самостоятельная работа детей. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» . Воспитатель помогает детям, используя словесные и тактильные приемы.

Воспитатель : рисунки готовы. Несите их мне.

(Соединить детские работы так, чтобы получилась единая композиция)

Посмотрите, какая чудесная картина у нас получилась.

Как вы думаете, удалось ли нам сегодня на занятии показать и рассказать о зиме так, чтобы дети, которые написали мне письмо, смогли полюбить это время года так же, как любим его мы?

Ответы детей.

Воспитатель : Спасибо вам за работу. Я обязательно отправлю эти рисунки детям в далёкую южную Африку. Надеюсь, что они пришлют нам ответ с благодарностью. Будем ждать?

Заключительная часть. А теперь, ребята, я предлагаю встать в круг и положить руки на сердце, послушать, как оно стучит. И вот уже нам кажется, что у нас не одно сердце, а много. И каждое из сердец неисчерпаемая чаша любви и добра. Яркий и теплый свет добра разливается по всему телу, рукам, ногам так, что уже не вмещается в вас. Так давайте пошлём добра и любви всем животным и растениям, находящимся на нашей планете. И может быть им станет чуточку теплее и лучше, от того, что они почувствуют, что их кто-то любит, что они кому-то нужны.