Злаки для детей: когда их вводить в питание? Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Злаки».

Дорогие ребята! Послушайте стихотворение.

Мы о злаках вам расскажем,

Что у нас в полях растут,

Из крупы их варят кашу,

Из муки блины пекут.

Вы узнаете, ребятки,

Про зерно и про початки,

И запомните все мигом,

Коль прочтете эту книгу!

♦ Как вы думаете, какой злак чаще всего можно увидеть на полях?

Оказывается, больше всего в мире выращивают и собирают риса, на втором месте находится пшеница, на третьем — кукуруза, далее овес и ячмень. Рожь занимает лишь шестое место. Ее возделывают только в северных районах, где не растут ни пшеница, ни рис, ни кукуруза.

Зерна злаков — древнейшая пища человека! Из них люди научились готовить множество вкусных и питательных блюд: каши, пудинги, запеканки, кисели. А из муки злаков — выпекать хлеб и изготавливать пирожные, торты, сдобные булочки, пряники и другие кондитерские изделия.

С древних пор на Руси любимой едой была каша. Каких только каш не варили! Недаром народ говорил:

«Щи да каша — пища наша». Или: «Хороша кашка, да мала чашка».

♦ Давайте вспомним: какие вы знаете каши?

Из пшенной крупы варят пшенную кашу. Очень вкусна она с маслом и со сливками! Пшено — крупа, полученная из очищенного проса.

Из ячменной крупы — перловки, варят перловую кашу.

Из пшеницы крупного помола варят манную кашу. Ею обычно кормят малышей — она жидкая и питательная.

Варят каши из зерен риса, кукурузы и овса.

Ячмень

Колос ячменя напоминает ржаной колосок, только тонкие отростки на колоске — остья длиннее, чем у ржи. Они похожи на острые колючие усы. Поэтому в народе говорят: «усатый ячмень».

В поле ячмень высевают позже ржи, когда ржаной цвет чуть покажется. Народ примечает: «Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила». И еще: «Пришла пора ячмень сеять, когда шишки на елках станут красными, а на сосне зелеными». В Пахомов день, 28 мая, обычно сеют ячмень. Это один из древнейших злаков, который возделывают люди. Его зернышки археологи находят при раскопках стоянок древнего человека.

Колосок ячменя

На ладони у меня

Желтый колос ячменя.

Колосок, как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате — зерно,

Спелостью оно полно.

Родина ячменя — Азия, с незапамятных времен его выращивали в Древней Греции, Египте и Древнем Риме.

Ячмень очень неприхотливое растение, не боится ни холода, ни засухи. Хорошо растет в северных районах, даже за полярным кругом. Во многих странах ячмень возделывают на высокогорных полях. Например, в Индии он растет на полях, расположенных на высоте пять тысяч метров над уровнем моря.

♦ Почему же так полюбился людям этот злак?

Не только потому, что неприхотлив, но и потому, что в его зернах много белков, углеводов, аминокислот и растительных жиров.

Из зерен ячменя варят сытную перловую кашу. Ее очень любил русский царь Петр I.

Русский царь Петр I

Разные цари бывают на свете! Одни любят поесть, потанцевать на балах, другие затевают с соседями войны.

Жил в России царь. Звали его Петр I. Он отличался от других царей.

Ходил в простой одежде, любил работу и мечтал построить для страны флот из хороших прочных кораблей, а еще хотел создать город — самый прекрасный на земле!

Царь ездил учиться в другие страны, смотрел, как строят там корабли, какие каменные дома возводят, каковы обычаи, как люди живут. Все самое хорошее у соседей перенимал.

Царь и сам был отменным строителем, учился в специальных академиях, многое узнал.

Жил он просто, не по-царски. Когда ему в роскошных каретах разъезжать! А если карета была нужна, его помощник граф Меншиков, давал ему свою богато украшенную карету.

А что царь Петр I ел?

Питался он просто, скромно и как многие русские люди любил каши.

Давайте вспомним, из чего на Руси каши варили? Пшенную — из проса, манную — из пшеницы, гречневую — из гречихи, овсяную — из овса.

Но царь больше всего любил кашу перловую. Варили ее из ячменя.

Сеют ячмень позже ржи, когда калина покраснеет, а береза листочки выпустит. Обычно, это время — конец мая, Пахомов день (28 мая).

Почему же царь Петр I, который мог себе разные разносолы заказывать по утрам, ел перловую кашу?

Хорошо проваренная, она очень вкусная, сытная. А в зернах ячменя содержится много полезного — белков, углеводов, аминокислот и растительных жиров.

Наестся царь Петр I перловой каши и сыт до обеда!

Не пожалеете!

♦ Любил ли царь Петр I роскошь?

♦ Чем он занимался?

♦ Какой город построил Петр I?

♦ Чем питался царь?

♦ Какая была у него любимая каша? Почему?

♦ Любите ли вы блюда с перловой крупой? Назовите их.

Перловую крупу добавляют в грибной суп уху и рассольник.

Из зерен ячменя варят полезный напиток — ячменный кофе, а ячменную муку добавляют в ржаную и пшеничную, когда пекут хлеб.

Из проросших и смолотых зерен ячменя получают особый продукт — солод. Из него варят квас, пиво, делают дрожжи.

Ячмень — самый скороспелый злак. Урожай его собирают уже в августе. День 18 августа народ величает Житником. В этот день, как правило, начинают уборку ячменя с полей.

Те зернышки ячменя, которые упали с колосьев и остались в поле, подбирают мыши-полевки, кроты, хомяки и другие животные. Зерна злаков помогают им пережить морозную суровую зиму.

Осень! Ясное приволье,

Золотистые деньки.

Мышки на ячменном поле

Собирают колоски.

Зерна отнесут домой,

Испекут лепешки.

Будут долгою зимой

Сыты мышки-крошки.

Ответьте на вопросы

♦ Как выглядит колосок ячменя? Чем он отличается от колоса ржи?

♦ Когда по народным приметам следует сеять ячмень?

♦ Почему ячмень называют неприхотливым растением?

♦ Как называется крупа, получаемая из ячменя?

♦ Какие блюда готовят из ячменя?

Выполните задание

♦ Нарисуйте и раскрасьте стебель и зерно ячменя.

Просо

Просо — злак с прямым полным стеблем, увенчанным метелкой. Форма метелки у разных сортов проса разная. Она может быть раскидистой, развесистой или поникшей. Листья этого злака удлиненные зеленые или слегка красноватого цвета, а стебли ветвятся или кустятся.

Родина проса — Индия. Как культурное растение его с глубокой древности разводят также в Монголии и Китае.

В России издавна выращивают просо в Поволжье. Особенно хорошо растет оно на тех полях, где перед этим выращивали сахарную свеклу или картофель.

На Руси просо крестьяне высевали на поля позже ячменя и овса, но раньше гречихи.

Люди приметили, что лучше всего сеять просо в полдень, когда стоит теплая погода.

Этот злак любит свет и тепло, хорошо переносит засуху, не требует обильного полива.

Поле, на котором высевают просо, нужно хорошенько очистить от сорняков, ведь «любой сорняк просу враг».

Думаешь просто

Вырастить просо?

Нужно приготовить пашню,

Вырвать с корнем сорняки,

Ведь они на поле нашем

Просу — злейшие враги!

Нужно время не терять,

Землю в поле удобрять,

Чтобы просо поднялось,

Закустилось, налилось.

Чтобы нам дало оно

Золотистое зерно.

В зернах проса содержатся углеводы, жиры и другие полезные вещества.

Из очищенных зерен получается золотисто-желтая пшенная крупа. Из нее варят пшенную кашу на молоке или сливках. Особенно вкусной получается каша, сваренная из смеси риса и пшена. Ее называют «королевской». Может быть, о такой каше говорится в пословице: «Хороша кашка, да мала чашка!»

Из проса готовят муку, которой потом кормят кур, уток, гусей, свиней. Это их любимое лакомство.

Ответьте на вопросы

♦ Как выглядит колосок проса?

♦ Какую крупу получают из очищенных зерен проса?

♦ Какие блюда готовят из пшена?

♦ Каких животных и птиц кормят просяной мукой?

Выполните задание

♦ Нарисуйте и раскрасьте просо.

Отгадайте загадки

Золотистое зерно

Называется — ... (пшено).

На коровьем молоке

Сварим кашу мы в горшке.

Она сытная, густая,

А по цвету — золотая. (Пшенная каша.)

Овес

Приходилось ли вам видеть овсяное поле весной? Оно кажется влажным, ярко-зеленым, как изумруд. Теплый ветерок пролетает над ним, и бегут по полю зеленые волны.

А помните ли вы, как выглядит колосок овса? Он заметно отличается от колосьев пшеницы и ржи. Его раскидистые соцветия называются метелками. На веточках метелок располагаются колоски, каждый из которых содержит два или три цветка.

После опыления вместо цветка образуется плод — удлиненное продолговатое зернышко.

Овес стали возделывать на полях сравнительно недавно. Было время, когда его считали сорняком пшеницы и ржи.

Родина овса — Азия. Там его возделывали уже более 4 тысяч лет тому назад. Существует более 70 видов овса, но как культурный злак используется лишь один, называемый «овес посевной». Этот злак весьма неприхотлив, не боится заморозков, растет в северных районах, любит влажную почву.

Недаром народ сложил такую поговорку: «Овес не князь — любит грязь».

Овес сеют в начале мая, когда еще бывают холода и случаются заморозки — ведь овес их не боится! В народе 7 мая называли Евсеевым днем и примечали: «Пришел Евсей — овес сей». Говорили и так: «Сей овес хоть в воду, да в пору».

По народному поверью овес следовало сеять за два дня до наступления полнолуния или два дня спустя.

Когда в неглубоких канавах начинали весной квакать лягушки, а на березах распускались молодые листья — значит, пора приниматься за сев овса — так считали крестьяне на Руси в старину.

О будущем урожае овса судили по рябине и осине. Если осина стояла весной густо увешанная пушистыми серебристо- серыми сережками, а рябина рано расцветала — ждали хорошего урожая овса.

По народным обычаям в русских деревнях овес и горох сеяли женщины, а рожь и пшеницу — мужчины.

Овес — злаковая культура, в которой содержится много полезных веществ — углеводов, белков, аминокислот, растительных жиров.

Овес — любимый корм лошадей. Недаром в народе говорится: «Гладь лошадь не рукой, а овсом».

В старину на Руси сеяли очень много овса, именно для лошадей, которые не только помогали крестьянам в хозяйстве, но и служили важнейшим транспортным средством в те далекие времена, когда ни поездов, ни автомобилей, ни самолетов, ни пароходов еще не было.

Кто что любит

Любит сметану и маслице кот,

Овощи свинка в кормушке найдет,

Мясо и косточки любит наш пес,

Любит лошадка душистый овес!

♦ Давайте с вами вспомним: какие блюда готовят из зерен овса и овсяной муки?

Варят вкусную и полезную овсяную кашу, пекут овсяное печенье и овсяные лепешки. Из овсяных зерен, обработанных особым способом, получают воздушные овсяные хлопья, которые называются «Геркулес». Вы, наверное, знаете, что Геркулес — могучий герой древних греческих легенд и мифов, настоящий силач! Геркулесовая каша очень полезная, сытная и легко усваивается организмом. Если будете есть ее утром на завтрак, непременно вырастете сильными и здоровыми.

Потому что в этот день начинают скашивать овес на полях. Стоят теплые погожие деньки золотой осени, дует теплый ветер — тепляк. Земледельцы говорили: «Батюшка-тепляк в овсах набряк».

«Коли поспела на моховых кочках брусника, то и овес созрел», — примечает народ.

Овес созрел

Если зарделась брусника на кочках,

Стала темнее осенняя ночка,

Травы окутались бусами рос —

Вызрел на поле красавец-овес!

Любят ребята овсяную кашу,

Вкусная каша — кормилица наша!

Любит овес и гнедая лошадка:

Резвою станет, веселой и гладкой,

Если овсом я ее покормлю,

Пышную гриву рукой потреплю!

Ответьте на вопросы

♦ Как выглядит колосок овса?

♦ Как выглядит овсяное зернышко?

♦ Какие народные приметы связаны с севом овса?

♦ Какие блюда готовят из зерен овса?

♦ Кого из животных кормят овсом?

Выполните задания

♦ Нарисуйте спелый овес.

♦ Нарисуйте и раскрасьте поле овса.

Отгадайте загадку

Тот, кто кашу эту ест,

Вырастает силачом.

Все болезни нипочем,

Если любишь... (геркулес).

Гречиха

Есть такая русская народная поговорка: «Щи да каша — пища наша». Каша — незаменимое блюдо на нашем столе, особенно гречневая — аппетитная, вкусная, рассыпчатая!

Гречиха — посевное травянистое растение, из семян которого изготовляют крупу и муку.

Хотя, строго говоря, гречиха не является злаком, ее крупа очень полезная, широко употребляется в детском, лечебном и диетическом питании. Я расскажу вам, как выглядит это растение. Стебли у гречихи полые и ветвистые, листики похожи на стрелы, поэтому их и называют стреловидными. Плод напоминает маленький светло-коричневый орешек.

Цветы гречихи собраны в кисти и окрашены в белый, розовый или красный цвет. Пахнут они нежно и пряно и своим ароматом привлекают пчел. Опытные пасечники выносят в поле пчелиные домики — ульи — во время цветения гречихи.

Пчелы собирают душистый гречишный нектар и опыляют гречиху.

Гречишный мед

Прилетели ласточки,

Весело щебечут.

В майский полдень ласковый

Сеем в поле гречу.

Скоро греча в поле

Буйно зацветет,

Пчелок на приволье

Она позовет.

В хлопотах, в заботах

Вьются день-деньской,

Золотится в сотах

Темный мед густой,

Как струя лесного

Тихого ручья,

Что в бору сосновом

Льется, чуть журча.

Цветет гречиха долго, от 25 до 40 дней, и пчелы собирают с нее много медового нектара. Гречишный мед, слегка красноватый, как струя лесного ручья, ароматный и очень полезный.

♦ Когда крестьяне засевают поля гречихой?

Гречиха теплолюбива, заморозки могут погубить ее посевы, поэтому сеют гречиху, когда «трава хороша», когда рожь зацветет, когда из далеких теплых стран возвращаются в родные края ласточки.

Гречиха любит хорошую черноземную почву и влагу. Поэтому на Руси издавна возделывают ее в Центрально-Черноземном регионе, в Приуралье и Поволжье, Она хорошо растет на полях, защищенных от ветра, вблизи озер, окруженных густыми лесами.

♦ Какие блюда готовят из крупы этого злака?

Варят гречневую кашу. Особенно вкусна она, выдержанная несколько часов в русской печи, запекают ее с творогом. Из гречневой муки пекут блины, ее добавляют в кондитерские изделия.

Гречневая каша

Раз играли дети и нашли маленький светло-коричневый орешек.

— Что за орешек такой малюсенький? — спросила Маша.

А Вася говорит:

— Пойдем дедусю спросим, он долго жил, много видел, все на свете знает.

Принесли дети орешек и показали дедушке.

Тот посмотрел и сказал:

— Это не орешек, а зернышко хорошего растения — гречихи. Из нее каша вкуснейшая получается. Бегите, поищите еще таких орешков, а мы их на следующий год весной и посеем. Дети глазастые — нашли много зернышек.

На следующий год Вася и Маша говорят дедушке: давай, дедуля, гречиху посеем.

Нет! — не согласился дедушка. Гречиха капризная! Она тепло любит, солнышко, посеем гречиху, когда трава поднимется, рожь зацветет, из дальних стран ласточки прилетят.

Стали ждать. А весна быстро силу набирает. Вот и теплые деньки пришли, а из южных стран ласточки-касаточки прилетели. Стали гнезда из глины лепить да под крышей домов их прикреплять.

— Вот теперь можно и гречиху сеять, — заметил дедушка.

Нужно нам место хорошее для поля выбрать, чтобы земля черноземная да влажная была, где-нибудь возле озера, защищенного от ветров лесами.

Пошли Маша, Вася с дедушкой место хорошее для гречихи искать.

Искали-искали и нашли. Кругом высокие леса шумят, вокруг голубого заросшего тростником и камышом озера.

Распахали они землю и аккуратно во влажную землю опустили зернышки гречихи.

Стали каждый день по тропе ходить и смотреть, не проросла ли гречиха? Скоро появились ветвистые стебельки и листики, похожие на стрелки. Скоро гречиха расцвела — такая красота! Цветы-то у нее собраны в кисти и ярко окрашены то в белый, то в розовый, то в красный цвет. А пахнут медом — нежно, пряно. Придут дедушка с внуками на небольшое поле и смотрят, как пчелки душистый нектар пьют, цветы опыляют.

Шли как-то по тропе девочки на озеро купаться, увидели цветы гречихи и захотели их нарвать для букетика.

Только Валя протянула руку к цветку, как пчелка ее больно за палец ужалила.

— Ой, ой! Не рвите эти цветы, там пчелы кусачие, — закричала Валя.

Девочки не стали рвать цветы гречихи и побежали к озеру.

Между тем время шло и скоро созрели на гречихе маленькие зернышки сначала сверху, а нижние зерна еще не созрели, мы их попозже соберем.

Взяли дети мешочки и собрали гречиху. Пришли домой, высушили на солнышке. Бабушка ее чуть-чуть на сковороде обжарила и стала кашу варить в русской печке. Не каша — а объедение! Недаром в народе говорится: «Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец родной!»

Прошло время, собрали дети и нижние зернышки. С тех пор возле озера появилось у них небольшое гречишное поле. А гречиха есть — голодным не останешься!

♦ Что за орешек нашли дети?

♦ Как и когда сеют гречиху?

♦ Как она выглядит?

♦ Какие у гречихи цветы?

♦ Где хорошо растет гречиха?

♦ Где Вася и Маша устроили гречишное поле?

♦ Как выглядят цветы гречихи?

♦ Кто собирает с них мед?

♦ Кто хотел сорвать цветы гречихи?

♦ Как дети собирали гречиху?

Гречневую крупу используют в лечебном питании и при изготовлении смесей для малышей, ведь в ней много витаминов, углеводов и жиров.

А в народной медицине используют цветки и листья гречихи в виде отваров и настоев. Листья этого растения прикладывают к нарывам и ранам.

Ответьте на вопросы

♦ Как выглядит гречиха?

♦ Почему гречиху называют хорошим медоносом?

♦ Как выглядит гречишный мед?

♦ В каких местах хорошо растет гречиха?

♦ Какие блюда готовят из гречневой крупы и муки?

♦ Как в народной медицине используют цветы и листья гречихи?

Выполните задания

♦ Нарисуйте и раскрасьте гречиху.

♦ Нарисуйте и раскрасьте цветок гречихи и вьющихся вокруг пчел.

Отгадайте загадку

Испечет нам бабушка

Вкусные оладушки.

Сварит в русской печке

Кашу вкусную из... (гречки).

Рис

Знаете ли вы, дорогие ребята, что половина населения земного шара питается рисом?

В Китае и Индии, Японии и Вьетнаме, Индонезии и Корее рис — главное хлебное растение.

Рис — невысокое растение, его колоски собраны в метелку. Рисовые зерна — белые, продолговатые. Это растение любит влагу и растет в болотистых местах. Поэтому его сеют на затопляемых водой полях. Чтобы поле удерживало влагу, его огораживают довольно высокими глиняными стенками. Если посмотреть на такое поле сверху, с вертолета, например, оно напоминает глубокую суповую тарелку с высокими краями.

Рис спелый,

Словно жемчуг белый,

Ровный и красивый,

Нам поле подарило.

Сварим рисовую кашу,

Приготовим вкусный плов,

И для нашей дочки Даши

Испечем мы пирогов

С рисовой начинкой,

С мясом и ветчинкой.

Жители горных местностей приноровились возделывать рис и в горах, располагая рисовые поля террасами, похожими на ступени гигантской лестницы. Каждая терраса обязательно имеет высокие борта для удержания воды.

Ботаник А.Н. Краснов в своей книге «По островам далекого Востока» так пишет о рисе: «Это злак, испокон веков говоривший человеку: "Чем больше труда затратишь ты на меня, тем лучше я тебя вознагражу. Одно зерно мое даст тебе больше, чем тысяча зерен, рассеянных на десятках квадратных саженей, если ты не поленишься поухаживать за мною". Культура риса поэтому воспитала все земледелие Дальнего Востока».

Обидчивый император

Китайские крестьяне давно знали, что карпы или их родственники сазаны, плавая по полям, заросшим рисом, поедают вредных жучков, гусениц, личинок, и рис растет лучше, дает хорошие урожаи. Известно ведь, что рис хорошо растет в теплой воде, Карпам там раздолье!

Давным-давно это было. Однажды китайский крестьянин отправился на рыбную ловлю. Рыбалка оказалась счастливой! В свои сети он поймал много рыбы. Среди рыб были и два крупных сазана.

Рыбак принес богатый улов домой и уже хотел отдать жене, чтобы та приготовила ужин, но его младшая дочь попросила отца подарить ей красавцев-сазанов.

Крестьянин не мог отказать своей любимице. Он пустил сазанов в большую бочку с водой.

Те обрадовались, что снова очутились в родной стихии, стали весело резвиться, сверкая серебристой чешуей.

Скоро у парочки сазанов появились дети — маленькие сазанята.

Заботливый крестьянин вырыл для них неглубокий пруд, выложил его дно цветными камешками и ракушками и пустил туда рыбок.

Девочка любила сидеть возле прудика и любоваться веселыми играми молодых сазанов. Она угощала их кусочками рисовых лепешек.

Рыбы привыкли к ней и брали корм из рук.

Однажды дочь крестьянина сидела у воды и пускала солнечных зайчиков небольшим старинным зеркальцем в резной оправе. Сазаны любовались игрой солнечных лучей, и одна сазаниха вздохнула:

— Ах, если бы наша чешуя сверкала, как это зеркальце, тогда бы мы еще больше полюбились доброй девочке!

Не успела она так промолвить, как ее чешуйки стали похожи на маленькие зеркала.

Ведь зеркальце, которым играла девочка, было не простое, а волшебное! Дочка крестьянина очень обрадовалась, когда увидела, какими красивыми стали ее ручные рыбки!

С тех пор домашних сазанов и стали называть зеркальными карпами.

Почему зеркальными? Я думаю, вы догадались. А слово «карп» в переводе означает «урожай». В самом деле эти рыбки плодовитые, их семейки растут очень быстро.

Скоро в маленьком пруду их развелось так много, что рыбам стало тесно.

Добрый крестьянин дарил карпов своим родным и друзьям, и те тоже стали разводить их у себя дома.

Крестьяне догадались выпустить карпов на рисовые поля.

Вы ведь знаете, что рис хорошо растет под водой.

Карпы плавали в теплой воде среди кустиков риса и поедали вредных червячков, личинок и жучков. Рис на поле стал расти лучше, и осенью крестьяне собрали богатый урожай.

Но случилось так, что старый китайский император умер, и правление страной перешло в руки его сына.

Однажды императорский повар приготовил для него жаркое из карпа и подал на золотом подносе.

Император отведал рыбы, и кушанье ему очень понравилось.

— Что это за рыба? — поинтересовался он.

— Карп, Ваше Величество, — с поклоном ответил придворный.

— Карп? — переспросил император и очень разгневался.

Вы спросите почему? Да потому, что китайский иероглиф

«Ли» означает слово «карп», а императора звали Ли-Ши-Мином. Обидчивому императору показалось, что его достоинство унижено. Как это простая рыба смеет называться так же, как сам император!

С тех пор Ли-Ши-Мин запретил китайцам разводить карпов.

♦ Где сажают рис?

♦ Любит ли он расти в теплой воде?

♦ Кто поедает жуков, червяков — вредителей риса?

♦ Почему сказка называется «Обидчивый император»?

Трудолюбивый крестьянин поливает и удобряет каждый росток риса и в течение года снимает 2—3 урожая этого древнейшего культурного растения Юго-Во- сточной Азии.

Рисовое зернышко

Зернышко соединило

Многие труды:

Труд земли, живые силы

Солнца и воды.

И конечно, человека

Доброту и труд.

Лишь они одни от века

Нам плоды дают!

С давних времен рис возделывали в Средней Азии, по берегам реки Сырдарьи и в Закавказье.

В XV в. рис появился в Европе. Его стали возделывать в Испании и Италии.

Однако в Италии поля быстро превратились в настоящие болота, появилось множество комаров, и среди населения распространилось тяжелое заболевание — малярия. Поэтому возделывание риса было запрещено вблизи городов и поселков, его производство стало сокращаться, пока вовсе не прекратилось.

♦ Какие же блюда готовят из риса?

Его едят отварным, из него варят каши и делают запеканки, рис добавляют в супы, салаты, используют как начинку для пирогов, готовят плов с овощами и бараниной.

В промышленности из риса получают крупу, муку и крахмал.

А из рисовой соломки изготавливают шляпки, сумочки и тонкую, но прочную папиросную бумагу.

Ответьте на вопросы

♦ Как выглядит рис?

♦ Какие условия нужны для выращивания риса?

♦ В каких странах выращивают рис?

♦ Почему в Италии запретили выращивать рис?

♦ Какие блюда готовят из риса?

♦ Что изготавливают из рисовой соломки?

Выполните задание

♦ Нарисуйте тарелку и в ней горсть риса.

Кукуруза

Давайте вспомним, как выглядит кукуруза. Это высокое растение с листьями, напоминающими вьющиеся зеленые ленты, в пазухах которых летом созревают початки. Каждый початок плотно завернут сочными листьями. Из середины початка, словно прядки волос, свисают коричневатые столбики. На верхушке стебля красуются метелки мелких цветков. Ветер разносит пыльцу этих цветочков, и она попадает на коричневые столбики, там и образуются початки. Они толстые, удлиненные и состоят из плотно прижатых друг к другу золотистых зерен.

Кукуруза

Кукуруза, кукуруза!

Ты как девушка стройна,

Завила ты косы русы,

Твоя блузка зелена.

Любишь ты, когда на грядке

Много света и тепла.

Ароматные початки

Ты для нас приберегла.

Родина кукурузы — солнечные жаркие страны Центральной и Южной Америки. С незапамятных времен народы, населявшие эти страны, возделывали ее как пищевое растение. Жизнь людей зависела от урожая кукурузы, и потому древние индейцы молились богу этой культуры — Синтеолу, прося его послать им побольше вкусных и сладких кукурузных початков.

Фигурки этого бога, сделанные из золота, археологи находят при раскопках древнейших поселений Южной Америки. Синтеола всегда изображали с початком кукурузы в руках.

Дочь Синтеола

В далекие времена в Америке жил знаменитый бог кукурузы — Синтеол.

Люди ему молились, просили дать урожай кукурузы.

Фигурки этого бога были в каждой хижине, в каждом доме — у кого из глины, у другого из камня, у третьего из золота или серебра.

Была у Синтеола дочь по имени Руза. Такой красавицы не видели люди в целом свете — о ней слагали поэмы и стихи поэты, скульпторы ваяли ее стройную фигуру, художники рисовали портреты.

Царь любил дочь, но сожалел, что она никак не может выбрать себе жениха. Этот — слишком толстый, другой ниже ее на целую голову, третий глуп.

Но вот однажды прискакал на белом скакуне юноша — красавец — голова в развевающихся перьях, кудри мягкие, золотистые. Глаза ясные, умные. Полюбился он Рузе и скоро они поженились.

Руза носила зеленые платья из развевающихся лент, скрытые этими лентами созревали у нее на груди початки, полные маленьких детей — кукурузных зерен.

Однажды летел мимо змей с четырьмя головами, увидел в поле Рузу и захотел ее унести в свою пещеру.

Но муж Рузы кинулся на змея с мечом и отрубил все четыре огнедышащие головы.

Тут откуда ни возьмись старичок-полевичок появился и говорит:

— Вырви у змеевых голов зубы и посади их в поле рядами. Назавтра вырастут из них молодые змеи с золотыми щитами и мечами и станут сражаться со старыми.

Юноша так и сделал: вырвал у змеевых голов зубы и посадил их в поле рядами.

Наутро выросли из змеиных зубов молодые змеи с золотыми мечами, в латах и со щитами.

Прилетели старые змеи и закипел бой! Небо потемнело, солнце скрылось. Но молодые воины победили старых!

А в это время початки развернулись из зеленых листьев-лент и посыпались на землю крупные золотистые зерна — дети Рузы.

Прозвали их в народе кукурузой. Упали зерна на поля и выросли новые, высокие, окутанные зелеными лентами кусты кукурузы, с новыми, полными зерен початками.

Так и стала разрастаться кукуруза. В зернах ее много белка, сахара, витаминов, крахмала. Из нее и супы варят и кукурузную муку мелят, и делают вкусные хрустящие кукурузные хлопья.

Вы наверняка ими лакомились!

♦ Как в Америке звали бога кукурузы?

♦ Как звали его дочь?

♦ Почему ее рисовали, лепили художники?

♦ За кого вышла замуж Руза?

♦ Кто хотел похитить Рузу?

♦ Кто победил змея?

♦ Что сделал муж Рузы с зубами змея?

♦ Какое войско победило?

♦ Кто родился у Рузы?

♦ Что готовят из кукурузы?

Немало сказаний и легенд посвящено кукурузе. Одна из легенд, записанная американским поэтом Лонгфелло, называется «Песнь о Гайавате». В ней кукуруза сравнивается с прекрасным юношей:

Голова его — в блестящих

Развевающихся перьях.

Кудри мягкие, золотистые,

А наряд — зелено-желтый.

В Европе кукуруза впервые появилась 400 лет тому назад. Сначала ее сажали как декоративное растение для украшения садов и парков.

Позднее початки кукурузы стали использовать в пищу. В них много белка, сахара, витаминов и крахмала. Зерна кукурузы консервируют и добавляют в салаты и супы, из них делают муку и вкусные хрустящие хлопья.

Стебли кукурузы используют при изготовлении бумаги и искусственного шелка, а из початков делают клей и линолеум.

Вот какое щедрое и доброе растение — кукуруза!

В нашей стране этот злак возделывают в южных областях, ведь он любит свет и тепло. Кукурузу окучивают, поливают, а поле, на котором она растет, — удобряют.

В народе о кукурузе сложено много пословиц: «У плохих хозяев — все беда, сеют кукурузу — растет лебеда».

Кукурузные початки

Кукурузные початки,

Словно малые ребятки,

В листья зеленые

Туго запеленуты.

Кукуруза их качает,

Песенку им напевает:

«Спи, початок! Баю-бай!

Поскорее подрастай».

Ответьте на вопросы

♦ Как выглядит кукуруза?

♦ Где родина кукурузы?

♦ Какие блюда готовят из кукурузы?

Выполните задание

♦ Нарисуйте и раскрасьте початок и зерно кукурузы.

Отгадайте загадку

Желтые початки

Полны зерен сладких. (Кукуруза.)

Злаки наших полей

Цель : познакомить с многообразием злаковых культур.

Задачи:

1) выявить значение злаков в жизни человека;

2) развитие интеллектуальных умений обучающихся;

3) воспитание гармоничных отношений с природой; воспитание уважения к хлебу.

Наша беседа посвящена злаковым расте­ниям. Они принадлежат к классу однодольных. Се­мейство злаков - самое многочисленное: включает около 6000 видов растений. Все злаки относятся к травянистым растениям. Он имеют полый с узлами стебель по типу соломины.

Из представителей семейства злаков всем извест­ны ценные хлебные растения, являющиеся основным продуктом в питании людей. Это пшеница, рис, куку­руза, ячмень, рожь, просо, сорго. Также к семейству злаков относятся различные кормовые травы полей и степей, идущие на корм скоту в сельском хозяйстве. В технических целях используют некоторые злако­вые растения при производстве бумаги, в химической промышленности, строительстве.

Среди злаков есть и сорные растения. Самыми вредными сорняками считаются овсюг и пырей. Пол­зучий пырей является многолетним растением, кото­рое имеет длинные корневища, причем длина их мо­жет составлять до 0,5 километра.

Конкурс «Злаки в загадках»

Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает,

Да поклоны отбивает? (Злаки.) Голова - на столе,

Ноги - в поле,

Середка - на дворе. (Хлеб, корни, солома.)

Лист со стеблем обнимается,

Лист по стеблю поднимается.

Снизу он, как трубочка,

Сверху он, как ленточка. (Рожь, пшеница.)

Хоть чином я не хан,

На голове - султан.

И с золотом кубышки

Запрятаны под мышки. (Кукуруза.)

С ним в дружбе мы давно,

Оно дарит нам пшено. (Просо.)

А вот этот злак похож

И на пшеницу, и на рожь.

Но в колоске один цветок.

Ты будь внимательней, знаток. (Ячмень.)

У закутанных девиц

Волос ветер шевелит. (Кукуруза.)

В поле - метелкой,

В мешках - золотом. (Овес.)

Косы есть, а не из волоса.

Зерна есть, а не из колоса. (Кукуруза.)

С ним сдружились мы давно,

Дарит он нам толокно,

И муку, и кашу, и печенье.

Поблагодарим за угощенье. (Овес.)

Этот злак - огонь полей.

Нет сорняков его страшней. (Пырей.)

Конкурс «Знатоки злаков»

    Зерна какого растения используются для изготовления манной крупы? (Пшеница.)

    Из зерновок какого растения получают пшено? (Просо.)

    Какое растение дает геркулес? (Овес.)

    Из чего получают толокно? (Овес.)

    Зерна этого растения дают нам перловую крупу? (Ячмень)

    Какие русские народные сказки связаны с различ­ными злаками? («Вершки и корешки», «Конек-Горбунок», «Чудо-юдо», «Сивка-бурка».)

    Вы агроном станции защиты растений. Какие меры, предупреждающие занос семян сорняков на пахотные земли, вы будете осуществлять? (Тщательно очищать семена культурных растений от семян сорняков, производить очистку тары, машин, орудий труда, скашивать сорняки вдоль дороги, окраин полей до созревания семян, вносить навоз, который не содержит жизнеспособных сорняков.)

Конкурс «Узнай меня» .

    Растение неприхотливо к почве, не требует особого ухода, так как вышло из сорняков и их не боится. Имеет длинную соломину, из которой в старину делали пере­вясла - крепкие пояса для связывания снопов кукурузы. Есть растения одно- и многолетние. Из муки этого рас­тения выпекают ароматный темный хлеб. (Рожь.)

    Одна из самых древних культур земного шара. Имеет яровые и озимые формы. В мировом земле­делии занимает первое место среди других культур. Прочность тканей стебля подобна прочности стали. (Пшеница.)

    Это растение из семейства злаковых сеют даже на Колыме. Там оно семян не дает, но из него заготав­ливают пресное сено. Зерно содержит 6-9 % масла. К почвам не требовательно, но любит влагу. Это основ­ная зернофуражная культура, наибольшие площади под нее отведены в нашей стране. Этот злак нередко сеют в смеси с викой. Пословица гласит: «Сей его в грязь - будешь князь». (Овес.)

    Это древнее злаковое растение. На территории Мексики оно выращивалась около 10 тысяч лет назад. На американском континенте оно было главной зла­ковой культурой. Это высокое и стройное с широкими блестящими листьями и золотыми початками растение называлось местными жителями маисом. В Европу его привез Колумб, и менее чем за сто лет оно распростра­нилось по всему свету, завоевав всеобщее признание. (Кукуруза.)

Мы с детства привыкли слышать, что «щи да каша – пища наша», «каши мало ел!» и тому подобные высказывания, которые убеждали нас в полезности этой пищи.

Отчасти это верно, поскольку злаки, из которых приготовляют каши, являются одними из основных источников пищевых волокон, минералов и микроэлементов. Однако не все они одинаково полезны, особенно после переработки.

Факторы риска

При одинаковой питательности злаки отличаются разным содержанием микроэлементов, витаминов и клетчатки, то есть, грубо говоря, «полезным вкладом» в организм. И здесь есть как свои лидеры, так и аутсайдеры.

Кроме того, диетологи судят о полезности/вредности крупы по такому показателю, как гликемический индекс (ГИ), по которому определяют влияние той или иной пищи на уровень сахара в крови. В крупах очень много крахмала, который в организме быстро превращается в глюкозу. А излишки глюкозы откладываются в жир и повышают уровень сахара в крови, что особенно опасно для людей, больных диабетом. Чем выше гликемический индекс продукта, тем быстрее глюкоза всасывается в кровь. А, значит, тем быстрее повышается уровень сахара в крови, что способствует замедлению метаболизма и образованию жира.

Считается, что при ГИ, равном 10-40%, продукт является полезным, при 41-70% — умеренно вредным, а при ГИ выше 71% — уже откровенно вредным.

Лидеры наоборот

Исходя из описанных выше факторов, нам нужно избегать употреблять те злаки, которые при высокой калорийности и высоком ГИ содержат минимум полезных веществ.

Лидерами по вредности являются пшеница, овес, рис и кукуруза. А точнее, некоторые продукты их переработки.

Если говорить о пшенице, то это манка и столь популярный сейчас кускус.

Манка является продуктом мельчайшего помола пшеницы. Витаминов в ней очень мало, а основной составляющей является крахмал (70%), из-за которого ГИ довольно высок – 65-80%. Для детей манная каша представляет опасность тем, что включает в свой состав сложный мукополисахарид, не расщепляемый детским организмом. Этот сахарид снижает интенсивность движения ворсинок кишечника, замедляя пищеварительную деятельность. Кускус - производная манки, поэтому обладает такими же свойствами, в том числе и способностью быстро поднимать уровень сахара в крови.

Цельнозерновая овсяная крупа достаточно полезна, а вот у овсяных хлопьев — те же недостатки, что и у манки: минимум полезных веществ и высокий ГИ. Кроме того, овсянка содержит фитиновую кислоту, которая при некоторых условиях способна вымывать из организма кальций.

Еще одной вредной крупой диетологи признают белый рис. В нем почти нет витаминов и минералов, зато гликемический индекс – 50-70%, то есть, по сути, вы получаете от него пустые калории. А по содержанию белка в сыром виде рис уступает практически всем крупам: 7 г белка на 100 г чистого риса против 9–11 г на 100 г в других злаках.

Антилидером по гликемическому индексу является кукуруза (70-80%). Однако в ней есть витамины А, Е, РР, большой объем калия и магния, которые очень важны для работы сердца.

Скрытая опасность

Есть еще один фактор риска, связанный со злаками и не зависящий от ГИ и достоинств крупы. Это присутствие в злаках растительного белка – глютена, который является скрытым аллергеном. Для человека, чья иммунная система имеет патологическую реакцию на глютен, он очень опасен, так как вызывает хроническое воспаление кишечника и нарушение процесса всасывания многих питательных веществ.

Подобной непереносимостью глютена страдает более 30% населения планеты.

Таким образом, любой злак может оказаться вредным для человека, если существует индивидуальная непереносимость. Глютен содержится и в крупах-аутсайдерах (пшеница и овес), и в более полезных – ржи, ячмене, полбе. При этом он отсутствует в рисе, кукурузе, гречке и просе.

Ксения Ганькова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Злаки».

Цель : знакомить детей со злаковыми культурами . Уточнить знания о продуктах питания. Расширять и обогащать словарный запас, ввести в лексикон обобщенное понятие «злаки » , развивать связную речь.

Подготовка атрибутов : хлебобулочные изделия, емкости с крупой : гречка, рис, пшено, перловка; таблички с названиями круп; иллюстрации по теме.

Ход занятия.

Воспитатель : Здравствуйте ребята. Вы любите отгадывать загадки?

Дети : Да

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

(КОЛОС)

В землю тёплую уйду

К солнцу золотом взойду.

В нем тогда таких как я,

Будет целая семья.

(ЗЁРНЫШКО)

Отгадай легко и быстро :

МЯГКИЙ, ПЫШНЫЙ И ДУШИСТЫЙ.

Он чёрный, он и белый, а бывает подгорелый,

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет!

(ХЛЕБ)

Вос-ль : Каждый день мы с вами едим разные каши, белый, черный хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, различные пирожные. А вы знаете, из чего все это делают?

Дети : Из зерен.

Давайте посмотрим какие хлебобулочные изделия вы видите?

Дети : хлеб черный, белый, сушки, баранки.

Вос-ль : А, что это за зерна, из которых можно варить кашу или готовить хлеб. Пшеницу, рожь, овес, ячмень гречиху, рис, кукурузу называют злаковыми растениями . Давайте посмотрим, как же выглядят на самом деле злаковые растения . Достать по очереди картинки со злаками .

Физкультминутка.

Едем в поле Дети выполняют движения руками, как будто рулят

На кочку наехали Подпрыгивают

В яму заехали Приседают

Горки объехали Делают повороты вправо-влево

И на поле приехали

Вот мы с вами и увидели, как выглядят злаковые растения , а хотите увидеть, как выглядит крупа, которую получают из этих растений?

Дети –да. Хотим.

Воспитатель подводит детей к столу с крупой :

А можете ли вы сказать где какая крупа?

№1 Гречка, №2 Рис, №3 Пшено, №4 Перловая.

А знаете ли вы что гречку получают из растения ГРЕЧИХА, пшено из растения ПРОСО, перловую крупу из ЯЧМЕНЯ, а что получают из РЖИ И ПШЕНИЦЫ? Правильно – муку. А из муки пекут хлеб и другие хлебобулочные изделия (например, сушки и баранки) . Давайте поиграем в игру.

Игра «Из чего сварили кашу»

Какую кашу варят из гречки (гречневую) . Из овса – (овсяную) . Из риса – (рисовую) из пшена? (пшенную) .

Вос-ль : Ну вот и все, ребята. Наше занятие подошло к концу . Давайте с вами вспомним, о чем мы сегодня говорили. Как одним словом можно назвать все эти растения? Вы молодцы! Спасибо!

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе Тема: «Зимушка-зима» Сулиманова.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей разновозрастной группе на тему: «Правила поведения в лесу». Кузовкина Елена Витальевна,.

Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах. Задачи: учить детей классификации предметов по теме "овощи-фрукты"; совершенствовать.

Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем. Задачи: Развивать познавательные способности.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема «Овощи» Задачи: -Познакомить с овощами, их названием, цветом, формой, активизируя.

Цель: расширение представлений об окружающем мире. Задачи: формировать представление детей о строении Солнечной системы, совершенствовать.

Цель: расширять представления детей о свойствах воды (жидкая, твердая, в виде пара, прозрачная, окрашенная). 1. Формировать знания детей.