Деловая игра «Игровые технологии и шоу-технологии в воспитательной работе». Технологии воспитательные, их применение в работе классного руководителя Сценарий шоу технология для педагогов

А). ШОУ- ТЕХНОЛОГИИ (различные игровые мероприятия типа «Зов джунглей», «Звёздный час», КВН, и пр.). Что общего у всех подобных дел-мероприятий?

Три обязательных признака (общие особенности): 1)-деление участников на: выступающих («сцена») и зрителей («зал»); 2)-соревновательность на сцене; 3)-заготовленный организаторами сценарий (т.е., к шоу-технологиям не относятся: концерт (нет соревновательности); новогодний «огонёк» (нет деления на «зал» и «сцену»); КТД (нет «зала-сцены» и заготовленного сценария); - всё это не может относиться к игровым действиям типа шоу).

ЦЕЛИ (они же- результаты): - для «зала»- опыт эмоционального реагирования в культурных формах; - для «сцены»- опыт индивидуальной и коллективной публичной соревновательности

ЭФФЕКТЫ (непланируемые результаты): Они зависят от особенностей участников «зала» и «сцены»; от ведущих; от обстановки и пр. Например, кто-то откроет в себе по ходу шоу сценические, юмористические, организаторские, или ещё какие-то способности. И это- важное педагогическое следствие; прогнозировать его можно, но специально и жёстко планировать в качестве цели – вряд ли возможно.

Общая структура (схема) шоу включает три блока:

*подготовка, *реализация, *анализ итогов.

1.Подготовка: -решение принимается педагогом(ами)-организатором или активом на основе идей и предложений взрослых и ребят; -планирование, проектирование осуществляется ими же. Т.е., «массы»- будущие участники- к планированию (разработке) не допускаются. Но могут привлекаться организаторами к творческой подготовке какого-то отдельного момента шоу.

2.Реализация: т.е. проведение шоу- базируется на использовании соревновательности, импровизации, игры; создании общей эмоциональной атмосферы. А также- оценивании и подведении итогов.

3.Анализ итогов. Проводится на уровне его организаторов (педагогов и актива). Рядовые участники в анализ не включаются.

Собственно технология:

Исходное условие: наличие организатора(ов). Варианты: *один педагог, *группа педагогов, *педагог с группой ребят, *группа педагогов с группой ребят. Задачи группы организаторов: - *разработка или поиск сценария шоу; - *подготовка шоу по позициям: «сцена», «зал», ведущий, оценивание, оформление, другие мелочи; - *распределение ответственности (ключевые- две: режиссёрская и техническая).

Подготовка.

1. «Сцена»:учесть -*принцип отбора участников (добровольность, представительство от классов, особые категории: спортсмены, музыканты, и др.); - *сбор участников: объяснение задач, формы шоу; настрой на участие; формирование команд (если надо); домашнее задание (если надо); - *помощь (текущая) в подготовке участникам или командам.

2. Ведущий(ие): *решение о ведущем, *разработка программы и образа ведущего, *репетиция ведения (на сцене с режиссёром).

3. «Зал»: учесть- - *решение о способе формирования «зала» (по билетам, квотам, табличкам, свободно), - *структура «зала» (как рассадить: младшие, старшие, гости, учителя, жюри, болельщики разных команд), -* настрой «зала» (обращение к зрителям: в плакатах оформления зала, в билетах-памятках и пр.; введение специальных правил для зала: что позволено, что приветствуется; символика участия), -* роль «зала» в шоу, задания, участие.

4. Оценивание:учесть -* что и как оценивается (критерии), -*кто и когда (жюри, зал, ведущий…), - *техника оценивания (бланки, карточки, таблицы, жетоны…), - *способы, формы предъявления оценок, - *награждение.

5. Оформление: - что: сцена, зал, место жюри, вход в зал… - зачем: создать настроение на шоу, - как и кто.

6. Другие мелочи.

Основные механизмы успешности шоу: *эмоциональное заражение, *соревновательность, *импровизация.

Эмоциональное заражение усиливают: - особенности внешности, поведения, речи ведущих,- важна акустика, аппаратура, расположение мест, - ведущие должны быть хорошо видны и слышны, - использование «секретов заражения»: музыка и свет, оформление, рассадка; общие символы: эмблемы, флаги, элементы одежды.

Соревновательность: закладывается в условиях участия. Стимулируется специальным табло, вручением знаков, реакцией зрителей, и пр.

Импровизация (когда на сцене надо что-то доделать, додумать)- создаёт интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.

Игровые сюжеты шоу создают больше возможности выразить себя, проявить (когда «невсерьёз»- меньше ответственности, меньше страха).

Реализация. Содержит 3 части: *запуск, *основная часть, *финал.

Задачи запуска: создать настрой, обозначить цель на эмоциональном уровне, представить всех, заявить правила.

Основная часть: задания, конкурсы, взаимодействие команд, участие зала. Оценивание: жюри, зал, верховный судья. Участники должны быть хорошо видны зрителям. Участники должны знать правила поведения на сцене. Стремиться строить шоу по законам сценического действа: *завязка, *развитие, *конфликт, *кульминация, *развязка.

Финал : кроме итогов и награждения, нужно: а)- смягчить соревновательность, т.е «объединить сцену»; б)- «объединить сцену и зал»- общая песня, хоровод, и пр.

Результаты. Анализ. (хлопки, баллы, цветопись, зрительские сюрпризы, и пр. С организаторами - анализ итогов с точки зрения решения задач и реализации задуманного.

Б). Технология тренингов общения.

На вопрос о возможности организации педагогом различных тренингов существуют различные (полярные!) мнения. Поляков С.Д. считает, что: «Тренинги общения являются средством педагогической работы в той мере, в какой они НЕ претендуют на специальные психотерапевтические цели, т.е. на лечение и коррекцию психологических дефектов личности».

Другими словами: «Тренинги общения- есть форма педагогической работы, имеющая цель: создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта обращения, взаимоузнавания, взаимопонимания, поведения в различных ситуациях, и пр.)». В этой формулировке – ориентация не на личностные изменения, а на получение определённого социального опыта.

Цель: позитивный опыт общения. Возможные эффекты- изменение отношений с педагогом, друг с другом…

Структура группового тренинга общения:

1. Разминк. 2. Упражнения. 3. Итоговая рефлексия.

При этом, особое значение имеют: *форма расположения участников; и- *позиция ведущего (тренера).

Расположение участников – КРУГ. Круг отражает важные психологические механизмы, действующие в тренинге: -* круг создаёт возможности равенства всех участников (в т.ч.и с педагогом), -* круг увеличивает взаимное эмоциональное заражение, -* круг объединяет, - *круг даёт педагогу возможность более легко отследить всё происходящее.

Позиция ведущего- «на равных»: - расположение в общем кругу, - подчинение общим правилам тренинга, - отсутствие права на итоговые суждения.

1. Разминка.

Включает ряд психо-физических действий, движений, которые помогают уменьшить зажатость, расположить друг к другу, а также - создать атмосферу открытости, внимания, видения и слышания друг друга.

2. Основные упражнения.

Их подбор связан с целью тренинга, т.е. с тем опытом, который нужно сформировать. Есть ряд правил для любого тренинга, которые нужно обговаривать в самом начале: -* правило участия: участвуют все- иногда все одновременно, иногда- в парах, иногда- по очереди, но участвуют все! -* правило «здесь и теперь»- говорят о том, что происходит на занятии, об отношении, эмоциях, чувствах и пр., используя «Я-сообщение». -* правило обратной связи- каждый имеет право получить оценку своих действий, мнение о себе, попросив об этом кого-то. Без просьбы оценка не даётся.

3. Рефлексия.

Сначала ведущий просит вспомнить, назвать всё, что было на занятии. Затем предлагает высказаться, сделав «Я-сообщение»: «Я понял, что…», «Я почувствовал…», «Я думаю, что…». При этом действует магическое слово-правило: «Пропускаю».

Количество суждений, соответствующих цели тренинга, и есть его диагностическая, технологическая мера.

СРС : 1) познакомьтесь с другими технологиями воспитания (Поляков С.Д.).

2)Подготовьте по 2-3 примера по каждой из технологий для проигрывания (подробного объяснения)на семинаре.

В). Технологии воспитывающих ситуаций.

Ситуации творчества. Творчество- непреходящая ценность. Оно работает на будущее. Творчество есть высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. С точки зрения психологии, нет различия между творческой деятельностью учёного (создающего новый для общества продукт) и творческой деятельностью учащегося (делающего открытие для себя). Таким образом, можно выделить объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество характеризуется его конечным результатом (научным открытием, созданием художественного произведения, решением новой задачи). С субъективной точки зрения творчество характеризуется самим процессом творчества, значимым для человека (даже если его продукт не обладает необходимой новизной).

Караковский В.А. выделяет два пути развития творческой личности: 1)- не мешать развиваться творческим потенциям детей, дать свободу для проявления их креативности; 2)- учить творчеству так же, как учим мы нравственности, т.е СОЗДАВАТЬ СИТУАЦИИ, где необходимо действовать не по заученным правилам и стереотипам, а творчески. .

Ситуацию можно считать творческой, если какие-то её характеристики: -*снижают или снимают психологические барьеры на пути креативного поведения личности; -*уменьшают значимость внешней оценки; -*убирают страх показать себя не таким, каким привыкли считать окружающие; *снижают гиперответственность.

Основным признаком творческих ситуаций является их установка на действия по-новому, не так как раньше, не так как у всех.

Выделяют 4 типа творческих ситуаций: 1)-ситуации соревнования, 2)-ситуации заботы, 3)-игровые ситуации, 4)-исследовательские ситуации.

Ситуация соревнования является одним из способов побуждения активности школьников, а ситуация конкуренции усиливает вероятность творческих проявлений у детей. Различные групповые конкурсы (КВНы, Брейн-Ринги и др.) часто содержат задания, требующие импровизации, действия «здесь и сейчас». В таких ситуациях некогда подумать: «а каков я в глазах других», с одной стороны. А с другой,- каждый выступает как представитель группы, команды, а значит, именно на неё сдвигается часть ответственности за выступление. Таким образом, первый тип ситуаций творчества,- индивидуальные и групповые соревнования «лицом к лицу», в той или иной мере требующие импровизационного поведения.

Однако, педагогу нужно помнить, что соревнования в детской среде- вещь обоюдоострая: с одной стороны стимулирует активность, возбуждает, даёт выплеснуть эмоции, объединяет, а с другой- при неверной педагогической инструментовке,- может рассорить ребят, пробудить агрессию и другие низменные инстинкты, сформировать нечестные установки («победа любой ценой») и пр. Поэтому, организуя соревнования, педагогу нужно помнить: ради чего оно проводится. Из морально-этических соображений, нельзя соревноваться: в добрых поступках, в заботе о людях, в честности и дружбе, в количестве проведённых мероприятий, в следопытском поиске, в учёбе. Соревноваться можно лишь в конкретных сравнимых видах деятельности : в спорте, труде, в туристических и военно-прикладных навыках, в техническом и художественном творчестве, в различных играх,- т.е. там, где результаты можно сравнить. В других видах деятельности возможны лишь элементы соревнований. Подведение итогов соревнования должно быть своевременным, объективным, гласным. И независимо от мест и призов, всё равно побеждать должна дружба.

Ситуация заботы - второй тип творческих ситуаций. Она становится таковой, если несёт для ребёнка смысл деятельности ради блага другого человека. Такая ситуация сложнее ситуации соревнования, и сложность- как внести в сознание детей смысл заботы как действия ради блага других, как сделать это для них ценностью.

Игровая ситуация - третий тип творческих ситуаций. Игра- есть модель творчества, предшествующая конкретной творческой деятельности. Но игра может быть и самой творческой деятельностью (напр.театральная игра). Двуплановость игры (в реальности и «понарошку») даёт свободу творческим проявлениям, сдвигая ответственность с себя как с реального лица, на свою роль; а также снимая страх показаться «не таким» перед другими.

Исследовательская ситуация , когда какая-либо познавательная задача не может быть решена по алгоритму, может превращаться в творческую. Но это происходит лишь тогда, когда ведущим мотивом оказывается интерес к процессу исследования , к процессу познавательного поиска, а оценка и результат уходят на второй план.

Итак, к ситуациям творчества относятся ситуации *соревновательности, *заботы, *игры, *исследования.

СРС: более подробно познакомьтесь с материалами о ситуациях творчества- см. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. Караковского В.А. и др.-М.: 1999, С.186-192.

Подготовьте к «проигрыванию» на занятии примеры всех 4х видов ситуаций творчества (по командам).Прокомментируйте технологию их организации.

Исследователи считают, что чем больше в школе используется творческих ситуаций, тем больше возможностей косвенного управления воспитательной системой, имеющей целью развитие творческой индивидуальности школьников, тем более доброжелательной и комфортной становится школьная атмосфера. Но возникает закономерный вопрос: Возможно ли стимулирование творчества школьников нетворческим учителем, а точнее- учителем с низким творческим потенциалом? Копосова М.В. даёт на него положительный ответ, отталкиваясь от характеристик «со-творческого» поведения учителя. Вот они: 1)- обеспечение доброжелательной атмосферы общения; 2)- «заражение» интересом, азартом, интригой; 3)- отказ от категорических оценок; 4)- поддержка оригинальных идей; 5)- поддержка индивидуального, нестандартного стиля самовыражения учащихся. Все эти характеристики, кроме может быть последней, вполне доступны и нетворческому учителю, ЕСЛИ он ориентирован на принятие, поддержку проявлений индивидуального и коллективного творчества.

А возможно ли обучение творчеству? Педагогическая и социокультурная практика подтверждает: да, творческие способности можно развивать, творчеству можно учить. Творческое начало в человеке имеет как минимум 2 составляющие: 1)- творческую мотивацию («разрешение себе творить»), 2)- творческие умения.

Основные средства развития творческой мотивации: - творческие ситуации, - творческое поведение лидеров ситуаций, - традиции творческого поведения в группе, коллективе, - доброжелательно-стимулирующая атмосфера.

Основные средства развития творческих умений: -* развитие воображения и мышления, желательно- нестандартного, -* «погружение» в различные ситуации творчества, -* творческая атмосфера и доброжелательность, вера в успех, авансирование доверия.

Пример технологии развития воображения и мышления,- т.н. ТРИЗ-педагогика (ТРИЗ- это теория решения изобретательских задач) – см. работы Альтшуллера Г.С. (Альтов- псевдоним), Викентьева И.Л., Гина А.А. и др. Например: Гин А.А. Приёмы педагогической техники.- М.:2006.

СРС: докажите, что это действительно так, самостоятельно найдя материал по названным технологиям.

Ситуации выбора: выбора деятельности, общения, позиции, социальной роли.

Ситуации выбора являются одним из механизмов «воспитания в свободе». О.Газман ввёл даже понятие «свободоспособность человека»,- т.е. способность самостоятельно строить свою судьбу, реализовывать свои планы, осуществлять собственный индивидуальный выбор. Он же считал, что на смену педагогике необходимости должна прийти педагогика свободы целью которой является «выращивание» индивидуальности каждого ребёнка через самопознание и самостроительство.

Свободу же ребёнка С.И.Гессен назвал даже не целью воспитания, а его заданием. То есть вопрос, как смоделировать такое воспитание (взаимодействие, деятельность, отношения, общение, «дух школы», … что-то ещё?), что бы оно, воспитание, воспитывало свободоспособного человека,- этот вопрос становится в школе ведущим. Ответ на него крайне сложен. Для его решения Караковский В.А. предлагает создавать в школьной практике такие ситуации, проживая которые, ребёнок: -* в большей степени осознавал бы себя, свои сущностные характеристики, -* рефлексировал бы свои отношения и деятельность, -* учился бы делать нравственный выбор, -* учился бы самостоятельно принимать решения и их реализовывать, - то есть, ситуации, которые помогали бы (не мешали) выстраивать личностный процесс достижения свободы.

Понимая, что любой внешний контроль даёт власть над любой ситуацией, и что чем больше наблюдения за ребёнком, тем меньше у него свободы, педагоги-новаторы считают, что в жизни ребёнка (как и любого человека) обязательно должно быть некое пространство, где он становится «ненаблюдаемым», куда не проникает ничей взор, где он прислушивается к себе и учится самостоятельно мыслить, выбирать, решать, делать.

Самыми распространёнными из разряда «ненаблюдаемых» являются ситуации выбора , в первую очередь,- наедине с собой. Они же являются своеобразным механизмом «воспитания в свободе».

Среди ситуаций выбора исследователи выделяют: 1)- ситуации выбора деятельности (учебной, внеклассной, и пр.), 2)- ситуации выбора общения (деловое-межличностное, одно-разновозрастное). 3)- ситуации выбора позиции, 4)- ситуации выбора социальной роли (лидер, орган-ор, исполнитель).

Ситуации выбора деятельности хорошо иллюстрируются технологией коллективной творческой деятельности: шесть стадий КТД позволят «проиграть» алгоритм коллективного выбора предстоящей деятельности. Можно также использовать схему сбора коллективного планирования, или выбора на уроке способов решения задачи или доказательства гипотезы.

Ситуации выбора общения. Для педагога необходимо хорошо представлять стили и модели общения, обладать педагогическим тактом и уметь выстраивать логику основных этапов общения. Что касается детей, то для них наиболее эффективными являются специальные упражнения /тренинги на развитие навыков эмпатии, общения, взаимодействия.

Ситуации выбора позиции. Их можно проиллюстрировать игрой-дискуссией «Калоши счастья», или «Да-Нет-Не знаю», а также- решением т.н. дилемм Кольберга. Американский педагог Л.Кольберг считал, что необходимо формировать «моральное сознание» личности через инициирование и обсуждение с детьми разнообразных ситуаций (реальных и вымышленных), требующих личного нравственного выбора и решения. Он считал, что моральное сознание личности, понимание того, что надо сделать, а от чего следует отказаться,- понимание этого является важнейшим фактором активности личности, позволяющим не идти на компромисс со своей совестью, не подчиняться требованиям извне, если человек сомневается в их правильности.

(Примеры дилемм: Гребенюк О.С. Научно-методическое обеспечение курса общей педагогики.- Калининград, 1997, С. 71-76.

Ситуации выбора социальной роли. Это игровые ситуации, в которых ставится групповая задача, и в процессе её решения естественным путём выделяются лидеры и исполнители.

СРС: Подготовьте к «проигрыванию» на занятии примеры всех 4х видов ситуаций выбора (по командам).Прокомментируйте технологию их организации.

(См. также: Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике.-В-д.: Перемена, 2006. С.186-198, -о ситуациях выбора.)

Ситуации успеха: сущность, алгоритм создания, позиция педагога.

Известно, что ведущим фактором развития личности является его собственная деятельность. Не менее важен получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. И именно успех является позитивным стимулом дальнейшего продвижения ребёнка в том или ином направлении. Неудачник дома или в школе- это потенциальный неудачник на работе, в семье, в жизни… «Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни…» (Глассер У. Школа без неудачников.- М.: 1991. С.18). Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Поэтому педагогу необходимо специально создавать для школьников ситуации успеха.

Ситуация успеха- это субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Общий технологический алгоритм ситуации успеха : *создание атмосферы доброжелательности, *снятие страха перед предстоящей деятельностью, *авансирование успешного результата, *внесение мотивации в предстоящую деятельность, *скрытое инструктирование о способах и формах деятельности, *выделение персональной исключительности, *выражение педагогического внушения, *оценка детали.

Создание атмосферы доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращения, открытая и доброжелательная мимика в сочетании с благоприятным психологическим фоном помогают ребёнку справиться с поставленной задачей. Например, начиная урок, можно сказать: «Я рад нашей встрече… сегодня особенный день… предстоит интересная работа… каждый сегодня сделает маленькое открытие…» и т.п.

Снятие страха перед предстоящей деятельностью. Это важно, чтобы ученик преодолел неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Можно использовать фразы: «Для тебя это просто, но если не получится…», «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает…». Такая предупредительная мера снимает с ребёнка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, действительно понимая, что попытка- не пытка.

Авансирование успешного результата . Этим приёмом дополняется приём снятия страха. Например, слова: «При твоих способностях…», «Ты наверняка справишься…». Так учитель выражает свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится, преодолеет трудности. Такая позиция педагога внушает ребёнку уверенность в самом себе, своих силах и возможностях.

Внесение мотивации в предстоящую деятельность . Т.е. объяснение, ради чего (кого) совершается деятельность. Тогда внимание ребёнка смещается с цели на мотив, и он думает о том (о тех), чему (кому) нужна его работа. Учитель: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу не разобраться…». Ориентация на Другого в операции «внесения мотива» содержит в себе большой педагогический смысл, т.к. раскрывает перед ребёнком значимость его усилий для других. «Внесение мотива» может осуществляться на различных этапах создания ситуации успеха: *в самом начале, когда даже ещё не названо содержание предстоящего задания и требуется собрать внимание всех присутствующих, *в процессе выполнения деятельности для усиления её значимости, *после выполнения задания, чтобы подчеркнуть важность достигнутого результата.

«Скрытое инструктирование» о способах и формах деятельности. Оно реализуется с помощью намёка, пожелания: «Достаточно, чтобы было…», «Возможно, лучше начать с…», «Только, пожалуйста, не забудь о…». Например: «Чтобы справиться с контрольной работой, достаточно вспомнить формулы, в использовании которых мы тренировались на прошлом уроке; и, конечно, не забывать, как оформляется решение задачи».

Выделение персональной исключительности. Она повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет уверенность и надежду на успешный результат: «Только ты и мог бы это сделать…», «Именно на вас я возлагаю особую надежду…».

Педагогическое внушение. Оно побуждает к началу действий: «Нам уже не терпится…», «Не будем терять времени- приступаем к работе…».

Оценка детали. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата: «Особенно меня порадовало…», «Поражает такой фрагмент…».

СРС: Познакомьтесь в пособием: Питюков В.Ю Основы педагогической технологии.- М.:1997, С.115-127.Обратите внимание на создание ситуации неуспеха: в чём её педагогический смысл? Разработайте модель для предстоящей практики «Создаю ситуацию успеха».

Данная статья рассказывает о личном опыте применения шоу-технологий в воспитательной работе. Современные школьные шоу-технологии – это совокупность мероприятий по организации детских культурно-досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности любого школьного учреждения.

Организация праздников, соревнований, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, позволяет использовать индивидуальный подход к учащимся, создает комфортные условия для раскрытия тех или иных качеств личности каждого ребенка, содействуют физическому и психическому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение шоу-технологий в образовательном и воспитательном процессах

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.

Василий Александрович

Сухомлинский

Современные школьные шоу-технологии – это совокупность мероприятий по организации детских культурно-досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности любого школьного учреждения.

Организация праздников, соревнований, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, позволяет использовать индивидуальный подход к учащимся, создает комфортные условия для раскрытия тех или иных качеств личности каждого ребенка, содействуют физическому и психическому развитию.

Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому педагогическому коллективу школы следует создать для этого необходимую обстановку.

1. Основные принципы и направления досуговой деятельности учащихся

Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Школьные мероприятия должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

Т в орчество важнейший вид культурно-досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Для того чтобы в период посещения школы у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития школьника. Такими условиями являются:

  • личностно ориентированное взаимодействие детей и взрослых
  • эмоционально- положительное отношение между сверстниками
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и на его основе выстраивание методики общения и воспитания, раскрытие и развитие творческих способностей
  • добровольное участие всех членов образовательного сообщества (детей, родителей, педагогов).

Кроме этого педагогу нужно уметь:

  • не мешать ребенку творить
  • быть рядом с ним в этом процессе
  • принять и понять его позицию
  • довериться ребенку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно
  • самому быть творцом
  • бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Если в коллективной творческой деятельности перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения, педагог направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Досуговая деятельность фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую, этическую и т. д. Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.

2. Технологии организации школьных мероприятий

Практически все школьные мероприятия это яркие и радостные события в жизни детей школьного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Все массовые мероприятия, проводимые в школе, можно условно поделить на четыре группы:

  • Тематические (календарные): театрализованные, познавательные: КВН, викторины и т.д.; музыкально-литературные: вечера, концерты.
  • Спортивные : соревнования по различным видам спорта, аттракционы, подвижные игры, эстафеты;

Эффективному проведению мероприятия способствуют:

  • объединение всех его составных частей вокруг главной цели
  • отбор художественного материала
  • выбор эмоционально-выразительных средств
  • подбор исполнителей
  • коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Подготовка и проведение общешкольных мероприятий служат нравственному воспитанию детей:

Они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма;

Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства;

Участие в праздниках и развлечениях формирует у школьников дисциплинированность, культуру поведения.

Разучивая песни, стихи, танцы , дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях, о правилах поведения. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы хорошего мероприятия или праздника.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни школ.

Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания. Спортивные соревнования – это всегда яркое, эмоциональное зрелище. Школьные соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности учащихся, которая предусмотрена в школьной программе. Особенно велико значение школьных спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством учителя ФК укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д. Действенным фактором школьные соревнования являются и для зрителя (не участвующих учащихся), которых привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

3. Сущность и структура школьных мероприятий

В основе каждого мероприятия лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей начальных классов утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших школьников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 1 часа. Иначе наступит потеря интереса и внимания. Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Любое школьное мероприятие несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок смог принять в нем посильное участие.

Работа над сценарием. Сценарий детского праздника (торжества, мероприятия) – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо. Идея праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия. В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2-й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

  • экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);
  • завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
  • развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
  • кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
  • развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию

  • строгая логичность построения и развития темы;
  • законченность каждого эпизода;
  • органическая связь эпизодов;
  • нарастание действия в его движении к кульминации.

При организации мероприятия спортивно-массового характера в первую очередь составляется положение о проведении . В нем указывается:

1. Название соревнований.

2. Сроки.

3. Место проведения.

4. Задачи данного соревнования.

5. Программа и порядок проведения по дням.

6. Состав участников.

7. Система зачета (определения победителей)


Е.С Воронова
СОШ №7 «Русская классическая школа» г. Рязани

Педагогическое ток-шоу

как инновационная образовательная технология

Бурное развитие современных медийных технологий может быть плодотворно использовано в образовательной деятельности как в аспекте содержания, так и формы проведения учебных занятий.

Интеграция медийных и образовательных технологий - перспективная проблема современной педагогической теории и практики. В данной статье представлен опыт своеобразной «медиапедагогики», который может служить эффективным механизмом подготовки студентов-педагогов к профессиональной деятельности, активизации их познавательных интересов в сфере освоения ценностей педагогической профессии.
Как известно, дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Однако сейчас, в век развития информационных технологий, педагог имеет возможность усовершенствовать этот метод и сделать его более интересным и значимым для учеников. Для этого мы предлагаем превратить дискуссию в увлекательное педагогическое ток-шоу с использованием медийных, образовательных и игровых технологий. При этом важно, чтобы будущие педагоги сумели освоить такую интерактивную форму проведения занятий еще в период обучения в вузе.

Технология ток-шоу имеет, на наш взгляд, ряд достоинств и недостатков. Достоинства заключаются в том, что во время ток-шоу обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и хорошо знакомой им форме, а сама аудитория делится на группы, придерживающиеся различных точек зрения. В ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. Основной недостаток ток-шоу заключается в технологической сложности осуществления проекта (необходимо наличие компьютера и проектора, создание презентации и раздаточных материалов).

Ток-шоу, как своеобразный «жанр» медиапедагогики, отличается необычайной тематической и функциональной широтой. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т. д.). Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные и уточняющие, заостряющие проблему вопросы, что помогает активизировать всех участников, он же комментирует некоторые ответы, а в конце занятия обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро сориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место «разгоряченного» участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

Задача ток-шоу - активизировать восприятие содержания с помощью формы диспута, острых вопросов, “столкновения” позиций. Для этого весь коллектив (например, школьный класс или студенческая группа) необходимо разделить на несколько групп: гости («герои») ток-шоу, эксперты и зрители (критерии для распределения могут варьироваться). Ведущий (учитель, преподаватель) заблаговременно объявляет правила ток-шоу, его тему и задания для каждой группы. Тематика может быть разной: от обсуждения общественно значимых, нравственно-этических социально-политических тем, до более узких, внутришкольных.

Сам ведущий также должен подготовить необходимое оборудование и антураж для проведения ток-шоу: раздаточные материалы, презентацию, фотографии, отрывки из кинофильмов и т. д.

Основная задача ведущего во время проведения ток-шоу - соблюдение дисциплины и поддержание этических норм ведущейся полемики и конструктивного диалога, поскольку ситуация может обостриться и дойти до открытой конфронтации оппонентов. Поэтому перед началом ток-шоу полезно еще раз напомнить о правилах поведения на его участников.

Ученики могут выполнять разные роли. Кто-то может рассказывать вымышленную историю по проблеме и обсуждать ее с экспертами и зрителями, кто-то может подготовить небольшое выступление с сообщением «зрителям»и презентацией. Обязательно нужно давать возможность задавать вопросы, чтобы дискуссия не затухала.

Гости обсуждают какую-либо проблему, высказывая согласие или несогласие друг с другом. Эксперты оценивают их ответы и дополняют их. А зрители и ведущий могут задавать и тем, и другим дополнительные вопросы, чтобы глубже понять суть проблемы и прийти в итоге к общезначимым выводам.

По окончании ток-шоу необходимо провести рефлексию и дать возможность каждому из участников ответить на вопрос о том, что конкретно понравилось им в такой форме проведения урока (занятия), какие они увидели минусы и хотели ли бы они повторять этот опыт в дальнейшем.

Рассмотрим более подробно применение этой инновационной образовательной технологии на примере педагогического ток-шоу «Своя позиция», которое было проведено нами как форма подведения итогов по модулю «Педагогические технологии».

В импровизированном зале присутствовали четыре команды, с которыми мы и вели дискуссию. Ведущий поприветствовал команды и вкратце напомнил им о правилах данного ток-шоу:

1) Ведущий напомнил, что нарушать цивилизованные нормы ведения дискуссии запрещено. Главное - уважать мнение каждого.
2) Ведущий покажет несколько отрывков из кинофильмов, которые участники ранее просмотрели, а команде, которая выбирала этот фильм в качестве своего основного объекта обсуждения - было предложено выступить первой. Ред выступающими была поставлена задача - рассмотреть суть проблемной педагогической ситуации, наметить возможные пути и способы ее решения и мотивировать выбор собственной позиции. Остальные команды-участники ток-шоу получили возможность по очереди высказываться о том, согласны ли они с позицией выступившей команды (и почему) или нет (и почему). Свою позицию необходимо было обосновать.

3) После окончания обсуждения фильма будет проведена рефлексия. Ведущий попросил участников поднять карточки, лежащие на столах каждой группы. Красная - конфликт не разрешен, синяя - финал остался открытым, зеленая - конфликт эффективно разрешен.

Потом были показаны отрывки из фильмов «Доживем до понедельника», «Вам и не снилось!», «Республика ШКиД» и «Спартак и Калашников». После каждого из них разгоралась оживленная дискуссия, участники ток-шоу жарко доказывали свою позицию и голосовали.
Когда ток-шоу подошло к концу, студенты признали, что такая форма проведения занятий им очень понравилась и они хотели бы практиковать ее и в дальнейшем, так как им, как будущим педагогам, она может послужить незаменимым инструментом реализации интерактивных технологий в педагогической практике.
Таким образом, можно сказать, что ток-шоу - это инновационная образовательная технология, которая формирует общекультурные и профессиональные компетенции, помогает как начинающим, так и опытным педагогам разнообразить учебный процесс, овладеть новыми активными методами обучения, игровыми, проблемно-дискуссионными и информационно-коммуникативными технологиями.

Список использованной литературы

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

    Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

    Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии., 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2004. - 336 с.

    Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. - М., 2003.

    Кузнецов Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. - М.: 1998.
    № 11.

Термин “технология” появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и “логия” - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:

  • диагностирование;
  • целеполагание;
  • проектирование;
  • конструирование;
  • организационно-деятельностный компонент;
  • контрольно-управленческий компонент.

Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить: научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта.

Существует множество классификаций технологий воспитания.

1. По научной концепции :

Деятельностные;

Поведенческие;

Интериоризаторские,

Нейролингвистического программирования.

2. По философской основе:

Гуманистические,

Материалистические;

Прагматические;

Антропософские.

Коллективные;

Индивидуальные;

Групповые;

Массовые.

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий, которые используются педагогами в школе:

  • шоу-технологии;
  • технология обучения;
  • технология “Коллаж”;
  • диалоговые технологии;
  • технология педагогического общения;
  • технология педагогики сотрудничества;
  • модель трудового воспитания А.А. Католикова;
  • технология “Экология и диалектика” Л.В.Тарасова;
  • технология педагогического разрешения конфликта;
  • информационно-коммуникационная технология (ИКТ);
  • технология предъявления педагогического требования;
  • технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова;
  • технология педагогической оценки поведения и поступков детей;
  • авторская модель “Русская школа” (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина);
  • технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского;
  • технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко);
  • технологии воспитания на основе системного подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова);
  • технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, Н.П.Капустин);
  • технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);
  • технологии личностно-ориентированного обучения: гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания;
  • многочисленные здоровьесберегающие технологии (по классификации, предложенной Н.К.Смирновым): медико-гигиенические технологии (МГТ), физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ), экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Профессиональное овладение педагогическими технологиями даст педагогу возможность так организовать педагогическое воздействие, что ребенок из позиции объекта перейдёт в позицию субъекта.

Подробнее остановимся на воспитательных технологиях, которые я чаще всего использую в своей практике.

Диалоговые технологии

Дебаты - интерактивная педагогическая технология; форма проведения воспитательного мероприятия или учебного занятия; или форма интеллектуальной игры; обмен мнениями, прения; общественное движение. Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.

Цель использования:

Развитие умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии; творческих способностей школьников; общей культуры и интеллекта;

Развитие воли, памяти, мышления,

Развитие и совершенствование умения вести полемику, сопоставлять и анализировать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, подвергать сомнению бесспорные истины, отстаивать и применять полученные знания в жизни;

Формирование готовности противостоять “информационному зомбированию” и;

Развитие умения осознанно вырабатывать жизненную позицию.

В дебатах принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает); обязательно наличие “спикера” в каждой команде; суть – убедить нейтральную сторону, судей, что ваши аргументы лучше.

Структура дебатов:

Определение темы (в виде утверждения), целей;

Формирование команд;

Работа с информацией по теме (“мозговой штурм”, поиск информации, составление вопросов);

Подготовка команд;

Критерии оценки;

Форма анализа и оценки;

Рефлексия.

Отличительные признаки: жесткий временной регламент; четкое распределение ролей; игра по строгим правилам; возможность рассмотреть одно и то же явление (факт) с прямо противоположных позиций; большая подготовительная работа; разнообразие и объективность критериев оценки.

Примерные темы для дебатов: Жизнь - это игра. Служба в армии- за и против. Смертная казнь - за и против. Проблема “отцов и детей” разрешима. Введение школьной формы оправдано. Легко ли быть молодым (современным)? Атомные электростанции: польза или вред? Выбор профессии: для души или для денег. Обучение в старших классах должно быть профильным. Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным. Жить в большом городе лучше, чем в маленькой деревне. Употребление нецензурных выражений в речи: за и против. Родители должны нести ответственность за преступления своих детей. Кто виноват, что подростки становятся преступниками: дети или взрослые? “Засорение” русского языка иноязычными словами – закономерный и непоправимый процесс. В современном обществе модно быть здоровым (воспитанным, образованным, “крутым”) человеком.

“Мозговой штурм” или “Мозговая атака”

Мозговой штурм (от англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Обязательные условия: закрепление эксперта (пишет); назначение “кукушки” (засекает время); ограничение времени 10 – 15 минут).

Общие правила: отсутствие шаблонного мышления; свобода воображения; необходимо уточнение мыслей посредством вопросов; мысли озвучиваются коротко; приветствуется большое количество идей; запрет критики.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех мозгового штурма. Особенности: Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Примерные темы для проведения мозгового штурма:

“Ассоциации” (твой взгляд на слово: ночь, красота, дружба).

Распределение ролей (изобрази зайчика, утюг, дерево).

Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста.

“Коммуникативное письмо”

Незаконченное предложение. “У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я...”

Контраргументы. “Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность”

Ранжирование (что такое хорошо, а что такое плохо)

Шоу-технологии

Шоу-технологии, используемые в воспитательной работе, имеют три основных особенности:

Деление участников на выступающих (“сцену”) и зрителей (“зал”);

Соревновательность на сцене;

Подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Этапы: подготовка (“Сцена”, “Ведущий”, “Зал”, оценивание, оформление); реализация : запуск (разогрев); сценическое действо; финал; диагностика результата.

Схема реализации технологии

1. Подготовка шоу-программы. Решение принимается организатором или группой организаторов (учителем, группой педагогов, группой учеников-активистов и т.п.) на основе некоторых исходных идей (исходными идеями могут служить, например, форма популярной телеигры, идеи празднования знаменательной даты, следования доброй школьной традиции и т.д.). Планирование осуществляется педагогом или небольшой группой. Будущие участники к выдвижению идей и планированию шоу не привлекаются, но могут участвовать в творческой подготовке шоу по заданиям организаторов.

Задачами организаторов на этом этапе являются: разработка или поиск сценария шоу; распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио- и видеотехники, освещения) и т. д.; подготовка “сцены”, “зала”, ведущего, процедуры оценивания, оформления.

Решение последней задачи включает пять относительно самостоятельных технологических блоков: “сцена”, ведущий, “зал”, оценивание, оформление. Эти блоки связаны лишь общей идеей, участники подготовительной работы в каждом блоке могут и не знать, чем заняты другие участники подготовки шоу.

“Сцена”: решение о главном принципе отбора участников “сцены”; сбор участников, объяснение им задач, выбор формы шоу, настрой на участие, если надо – формирование команд, “домашних заданий”; помощь в подготовке “сцены” к участию в шоу.

Ведущий: решение о ведущем; разработка программы ведения шоу и образа ведущего; репетиция ведения шоу.

“Зал”: решения о способе формирования “зала” (все желающие без ограничений, только по пригласительным билетам, только определённое количество представителей от каждого класса); определение структуры “зала” (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, “групп поддержки”, учителей, гостей, для жюри); создание настроя “зала” (через слово, действия, оформление, введение правил); обращения к “залу”, поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к “залу”, рассчитанные на определённую реакцию зрителей, болельщиков; задания для “зала”, обращение к “залу” за помощью и т. д.).

Оценивание: предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается); кто и когда оценивает; техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, будут оценивающие сами подсчитывать сумму баллов, или этим займётся специальная счётная комиссия, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы); способы предъявления оценок.

Оформление: определение предметов оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.); определение ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу; выбор техники исполнения элементов оформления.

2. Проведение воспитательного шоу включает три части: запуск, основная часть (“задание-оценивание” + сценическое действо), финал. В качестве основных механизмов реализации шоу-программы С.Д. Поляков выделяет “эмоциональное заражение” (передачу эмоций от человека к человеку), соревновательность и импровизицию.

Запуск – организационное начало шоу. Задачи запуска: создать определённый эмоциональный настрой участников; выделить заложенные в шоу-программе ценности. Решение этих задач возлагается на ведущего.

Основная часть шоу-программы состоит из чередующихся конкурсов и оцениваний, а параллельно с ними разворачивается сценическое действо, которое поддерживает интерес зрителей и включает их в происходящее на сцене. Оценивание заданий может производиться жюри, отдельным компетентным человеком, либо всеми зрителями (с помощью голосования жетонами (тогда для подсчёта голосов в начале шоу-программы надо будет сформировать счётную комиссию), аплодисментами (чем громче аплодисменты, тем выше оценка) и другими способами).

В финале, кроме итогового оценивания, по мнению С.Д.Полякова, необходимо “смягчение соревновательности” между участниками соревнования и между “сценой” и “залом”. Это может достигаться словом и действием, объединяющим участников конкурсов (“сцену”): совместный выход на сцену взявшись за руки всех конкурсантов, рукопожатия, обмен памятными подарками, утешительные призы, благодарные слова друг другу, подчёркивание ведущим достоинств проигравшего и т. п.; “сцену” и “зал”: общая песня, общая мини-игра, одновременные движения, общий ритуал (например, вставание при вносе-выносе школьной символики) и т. п.

3. Подведение итогов осуществляется как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен. Для более глубокого анализа необходимо во время шоу фиксировать отношение участников (“сцены” и “зала”) к происходящему. Так, по ходу шоу-программы педагог может отмечать заинтересованность и активность зрителей-болельщиков при проведении разных конкурсов. В конце попросить участников оценить привлекательность шоу для себя, например: выполняя 1-3 несложных действия типа “Поднимите руки только те, для кого участие в сегодняшнем празднике оказалось интересным, привлекательным”; голосованием с помощью цветных жетонов или закрашивания клеток разными цветами (каждый цвет означает определённое настроение, степень удовлетворённости, заинтересованности).

Игры-шоу: “Звездный час”, “Зов джунглей”, “Поле чудес”, КВН, и т. д.

Игры тренинги. Например: Посидите на стуле так, как сидят президент, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых, Отелло, Джульетта, разведчик в тылу врага. Импровизируйте.

Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем (возвращается предварительно удалённый из класса ученик) проверьте.

Хорошо развивает наблюдательность, зрительную память, тренирует оперативность такой тренинг: за 30 секунд- 1 минуту найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву “С”, “М” и т.п.: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.

Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.

Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например такие: “А давай поговорим о...”, “А я хочу сказать о...”. Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.

Технология “Коллаж”

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

В педагогике “Коллаж” предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Реализуется в группах. Предусматривает создание презентации.

Например: “Моя заветная мечта”, “Кем стать?”, “Добрый означает щедрый?”, “Я есть часть глобального”.

Список литературы и интернет-источников

  1. Бабанский Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982 г.
  2. Воспитательная шоу-технология [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/organizacija_vospitatelnoj_raboty/uchebnye_materialy/vospitatelnaja_shou_tekhnologija/4-1-0-65
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы.- М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  5. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся /Е.А. Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  6. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем.
  8. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
  9. Поляков С.Д. Воспитательные технологии. – М., 2003.
  10. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам: учебное пособие для педагогов и учащихся / http://ru.idebate.org/sites/live/files/Svetenko_book.pdf
  11. Светенко Т.В.Путеводитель по дебатам для школьников и студентов: [Учебное пособие] / Т.В. Светенко, И.В. Галковская. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков: ПГПИ, 2001.
  12. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  13. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  14. Турнир дебатов "Школа толерантности": [Учебно-метод. пособие] / Т.Б. Пасман, Т.А. Полковникова, В.М.Сапогов, Н.А. Болотникова, Т.В. Светенко; Отв. ред. Т.В.Светенко. - Псков: ПОИПКРО, 2003.
  15. Устинов Д. “Дебаты”: учитесь убеждать! http://www.syntone.ru/library/article_syntone/content/1264.html
  16. Щукина Г.И. “Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе”. М., Просвещение.