Деятельность спецслужб иностранных государств. Деятельность иностранных спецслужб и дипломатических миссии

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_1.jpg" alt=">СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ РАЗВЕДКИ ИНОСТРАННЫМИ "> СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ РАЗВЕДКИ ИНОСТРАННЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ РАЗВЕДКАМИ

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_2.jpg" alt=">Основные направления и формы деятельности иностранных спецслужб. Структура и задачи спецслужб США. "> Основные направления и формы деятельности иностранных спецслужб. Структура и задачи спецслужб США. 2. Организация и задачи иностранной технической разведки (ТР). План

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_3.jpg" alt=">Вопрос № 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦСЛУЖБ."> Вопрос № 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦСЛУЖБ. СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ СПЕЦСЛУЖБ США.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_4.jpg" alt=">1.1. Основные направления деятельности иностранных спецслужб По направлениям и устремлениям разведдеятельность"> 1.1. Основные направления деятельности иностранных спецслужб По направлениям и устремлениям разведдеятельность иностранных спецслужб подразделяется на политическую, экономическую, военную и научно-техни-ческую разведки. Политическая разведка - это деятельность, направлен-ная на добывание сведений внутренней и внешней политики разведстраны; деятельность, направленная на свершение акций по подрыву политических устоев государства. Экономическая разведка - это вид внешней разведки, объектами которой являются промышленность, транс-порт, торговля, финансовые и денежно-кредитные системы, природные ресурсы и т.п. Военная разведка - это вид разведки, объектами которой являются научно-исследовательские центры, научно-технические учреждения, видные ученые, специалисты, составляющие научно-технический потенциал страны.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_5.jpg" alt=">1.2. Формы разведдеятельности иностранных спецслужб Основные формы: "> 1.2. Формы разведдеятельности иностранных спецслужб Основные формы: 1) агентурная разведка; 2) легальная разведка; 3) техническая разведка; 4) аналитическая обработка первичной информации. Агентурная разведка использует для добывания информации и свершения диверсионных акций специально подобранных, завербованных и тщательно подготовленных агентов из числа граждан разведстраны или иностранцев. Легальная разведка - деятельность иностранных спец-служб, используемая для получения информации при различных связях и контактах с нашей страной, не прибегая при этом к тайным операциям, не скрывая источников информации.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_6.jpg" alt=">Существует три основные формы легальной разведки: 1) приобретение и анализ всех открытых"> Существует три основные формы легальной разведки: 1) приобретение и анализ всех открытых публикаций, которые издаются в разведстране; 2) получение информации при непосредственных контактах агентов спецслужб с интересующими их лицами на различного рода приемах, встречах, конференциях; 3) визуальное наблюдение, кино- и фотосъемка при перемещении иностранцев по стране. Техническая разведка - это сбор информации с использованием технических средств. Аналитическая обработка первичной информации - это получение разведоценок более высокого уровня при анализе первичной развединформации с использова-нием вычислительной техники и специально разработан-ных программ обработки.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_7.jpg" alt=">1.3. Структура и задачи разведслужб США">

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_8.jpg" alt=">Совет национальной безопасности (СНБ) США СНБ учрежден при президенте США."> Совет национальной безопасности (СНБ) США СНБ учрежден при президенте США. СНБ разрабатывает основные направления деятель-ности разведслужб (Р/сл-б) в общегосударственном масштабе. Свои функции СНБ реализует через два постоянно действующих комитета: 1) комитет по оценке политики: - определяет очередность решения разведзадач; - разрабатывает рекомендации для СНБ по финанси-рованию деятельности Р/сл-б, входящих в сообщество; - оценивает докладываемую президенту информацию; 2) комитет по спецкоординации: - изучает предложения по наиболее важным развед-операциям и представляет президенту рекомендации по их реализации; - контролирует деятельность Р/сл-б; - осуществляет координацию деятельности Р/сл-б.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_9.jpg" alt=">Практическое руководство деятельностью Р/сл-б осуществляет директор центральной разведки, который одновременно является директором ЦРУ и"> Практическое руководство деятельностью Р/сл-б осуществляет директор центральной разведки, который одновременно является директором ЦРУ и советником президента по вопросам внешней разведки. ЦРУ - основная служба разведсообщества. Ее цели: 1) ведение политической разведки в глобаль-ном масштабе с осуществлением различных диверсион-ных акций и т.п.; 2) анализ и обобщение всей поступающей информации с оценкой международной обстановки; 3) разработка рекомендаций по определению текущего и долгосрочного внешнеполитического курса страны; 4) координирует деятельность между разведслужбами. Организационно ЦРУ состоит из центрального аппарата и филиалов. Зарубежный аппарат ЦРУ представлен резидентурами, которые имеются практически во всех странах мира.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_10.jpg" alt=">РУМО (Разведывательное Управление Министерства Обороны США) является высшим органом военно-стратегической разведки: "> РУМО (Разведывательное Управление Министерства Обороны США) является высшим органом военно-стратегической разведки: 1) определяет потребность высшего военно-политичес-кого руководства страны в информации по тем или иным странам; 2) осуществляет руководство деятельностью Р/сл-б видов вооруженных сил (ВС); 3) анализирует и обобщает информацию, поступающую от Р/сл-б всех видов ВС; 4) проводит НИОКР по совершенствованию имеющихся и разработке новых средств и способов ведения разведки.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_11.jpg" alt=">Р/сл-ба армии собирает информацию о военно-эконо-мическом потенциале разведстраны, осуществляет руко-водство деятельностью военных атташе и"> Р/сл-ба армии собирает информацию о военно-эконо-мическом потенциале разведстраны, осуществляет руко-водство деятельностью военных атташе и военных представительств за рубежом. Р/сл-ба ВМС собирает сведения о перемещении надводных кораблей и подводных лодок в мировом океане, сведения о ВМС разведстраны, о портах, береговых вооружениях всех без исключения стран мира, осуществляет контроль воздушного и космического пространства над мировым океаном. Р/сл-ба ВВС занимается сбором данных о военных и военно-промышленных объектах, расположенных в глубине территории разведстраны, о ее ВВС и космических средствах. Для решения задач используются самолеты тактической и стратегической авиаций, РЛС различного назначения, космические средства разведки (национальное управление военно-космической разведкой (НУВКР)).

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_12.jpg" alt=">АНБ (агентство национальной безопасности) АНБ укомплектовано высококвалифицированными кадрами. АНБ занимается"> АНБ (агентство национальной безопасности) АНБ укомплектовано высококвалифицированными кадрами. АНБ занимается ведением радио и радиотехни-ческой разведкой в глобальном масштабе, раскрытием шифров государств, обеспечением безопасности своей правительственной, дипломатической и военной связей, электронной слежкой внутри страны. Разведслужба госдепартамента Р/сл-ба госдепартамента: 1) сбор и обработка данных, которые поступают от более чем 250 представительств этого ведомства за рубежом; 2) изучение влияния ВС иностранных государств на международную политику; 3) изучение деятельности различных международных организаций и экономических союзов, способных оказать влияние на мировую политику; 4) ведение экономической разведки.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_13.jpg" alt=">Р/сл-ба министерства энергетики использует агентов и техсредства, собирает информацию о наиболее важных достижениях в"> Р/сл-ба министерства энергетики использует агентов и техсредства, собирает информацию о наиболее важных достижениях в области ядерной физики, о наличии и количестве расщепляющих материалов у ядерных держав с использованием сети сейсмических станций, обнаруживающих подземные испытания ядерного оружия с определением параметров и местоположения взрыва. Р/сл-ба министерства финансов сосредотачивает свои усилия на изучении финансового положения разведстраны, на изучении возможностей по финансированию оборонных мероприятий, на изучении кредитно-денежной системы государства. Р/сл-ба ФБР занимается сбором информации в основном в целях решения задач обеспечения безопасности страны.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_14.jpg" alt=">Вопрос № 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ ИНОСТРАННОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ (ТР)">

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_15.jpg" alt=">ЦЕЛЬ ТР обеспечение высшего политического руководства своего государства своевременной информацией по разведываемой стране, по"> ЦЕЛЬ ТР обеспечение высшего политического руководства своего государства своевременной информацией по разведываемой стране, по ее Вооруженным Силам (ВС), по военно-экономическому потенциалу. Основные принципы организации и ведения технической разведки 1) целенаправленность; 2) централизация руководства; 3) размещение технических средств на границе вдоль территории нашей страны; 4) использование для сбора информации неразведы-вательных систем и средств; 5) формирование целевых систем разведки; 6) коллективное использование добытой информации; 7) привлечение ученых и специалистов для обработки развединформации.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_16.jpg" alt=">Целенаправленность означает, что вся деятельность по добыванию информации различных иностранных спецслужб объединяется в рамках"> Целенаправленность означает, что вся деятельность по добыванию информации различных иностранных спецслужб объединяется в рамках различного рода союзов и направляется в основном против нашей страны. Централизация руководства заключается в направлении высшим политическим руководством страны развед. деятельности спецслужб различной ведомственной принадлежности. Размещение технических средств на границе вдоль территории нашей страны предполагает использование для сбора информации территории сопредельных с нашей страной государств, водных акваторий, прилегающих к нашим территориальным водам, маршрутов полета через территорию нашей страны самолетов иностранных авиакомпаний, а также зданий посольств, консульств, торговых представительств иностранных государств в нашей стране. Использование для сбора информации неразведывательных систем и средств предполагает привлечение для сбора информации ряда ведом-ственных неразведывательных систем: - командные измерительные комплексы ракетных полигонов; - научно-исследовательские технические станции; - системы раннего предупреждения о ракетно-ядерном нападении; - искусственные спутники Земли, предназначенные для геофизических исследований; - пассажирские самолеты иностранных авиакомпаний, суда торгового, рыболовецкого и пассажирского флотов.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_17.jpg" alt=">Формирование целевых систем разведки означает использование для сбора информации об объектах определенного класса специальных"> Формирование целевых систем разведки означает использование для сбора информации об объектах определенного класса специальных разведывательных систем и средств: - системы разведки ракет стратегического назначения на этапах испытательных пусков; - системы разведки космических аппаратов на орбитах; - системы разведки подводных лодок в мировом океане. Коллективное использование добытой информации означает ее доведение до высшего военно-политического руководства страны, до командующих на ТВД, до разработчиков систем вооружения и военной техники. Привлечение ученых и специалистов для обработки развединформации означает сотрудничество органов разведки с учеными университетов и научно-технических центров в целях получения более качественных разведы-вательных оценок.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_18.jpg" alt=">ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ТР: 1) комплексность; 2)"> ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ТР: 1) комплексность; 2) оперативность; 3) непрерывность; 4) глобальность; 5) плановость; 6) скрытность. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНОСТРАННОЙ ТР I. Классификация по видам или носителям аппаратуры. В соответствии с этой классификацией ТР делится на: 1) космическую; 2) воздушную; 3) морскую; 4) наземную. II. Классификация по видам используемой аппаратурой или способами ведения разведки.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_19.jpg" alt=">">

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_20.jpg" alt=">ОР - оптическая раз-ка. "> ОР - оптическая раз-ка. ВОР – визуально-оптическая. ФР - фото раз-ка. ОЭР - оптоэлектронная раз-ка. ТЛВР - телевизионная ИКР - инфракрасная раз-ка. ИКР-А - ИКР-активная. ИКР-П - ИКР- пассивная раз-ка. ИКР-С - ИКР-сигнальная. ЛР - лазерная раз-ка. ФМР – фотометрическая. РЭР - радиоэлектронная раз-ка. РР - радиоразведка. ТР - радиотехническая раз-ка. РЛР - радиолокационная. ГАР - гидроакустическая. ГАР-А - ГАР-активная. ГАР-П - ГАР-пассивная. ГАР-С - ГАР-сигнальная. АР - акустическая раз-ка. ДПР - дистанционное подслушивание разговоров. ХР - химическая раз-ка. ОРИШАИ - обнаружение и распознавание источников шумового акустического излучения. КХР - контактная химическая раз-ка. ДХР - дистанционная химическая раз-ка. РДР - радиационная раз-ка. СР - сейсмическая раз-ка. ММР - магнитометрическая раз-ка.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_21.jpg" alt=">ОР и ОЭР предполагают получение информации путем приема и анализа электромагнитных излучений ультрафиолетового, видимого"> ОР и ОЭР предполагают получение информации путем приема и анализа электромагнитных излучений ультрафиолетового, видимого и ИК-диапазонов, которые создаются или переотражаются объектами разведки. ВОР - это получение информации об объектах при наблюдении их визуально с помощью оптических наблюдательных приборов или без них. ФР - это получение видовой информации с помощью специальных фотокамер, которые могут быть установлены на космических и воздушных носителях и в наземных условиях. ТЛВР - это получение информации с помощью телевизионных камер. ИКР - это получение информации об объектах при использовании в качестве источника информации либо собственного теплового излучения объектов, либо переотраженного ИК-излучения луны, звездного неба, а также переотраженного излучения специальных ИК-прожекторов подсвета местности.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_22.jpg" alt=">В соответствии с этим все приборы ИКР делятся на 2 группы: "> В соответствии с этим все приборы ИКР делятся на 2 группы: 1) тепловизоры, теплопеленгаторы, радиометры; 2) приборы ночного видения (ПНВ). ИКР-А предполагает использование для ведения разведки устройств локационного типа (локаторы ИК-диапазона). ИКР-П предполагает использование приборов, которые принимают собственные излучения объектов разведки или переотраженное излучение луны, звездного неба и др. ИКР-С предназначена для обнаружения и распознава-ния устройств с искусственными ИК-излучениями. ЛР - это процесс получения видовой информации с использованием лазерных сканирующих камер, которые устанавливаются на воздушных носителях.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_23.jpg" alt=">ФМР используется для обнаружения и распознавания устройств, в которых используются лазерные источники излучения. "> ФМР используется для обнаружения и распознавания устройств, в которых используются лазерные источники излучения. РЭР - это получение информации путем приема и анализа электромагнитного излучения (ЭМИ) радиодиапазона, создаваемого различными РЭС. РР, РТР - пассивные разновидности РЭР. Различия между РР и РТР заключаются в объектах, на которые они нацелены. Объектами РР являются: средства радиосвязи, радиотелеметрии и радионавигации. Объектами РТР являются: радиотехнические устройства различного назначения (РЛС, импульсные системы радиоуправления, радиотелекодовые системы, а также ЭМИ, создаваемые работающими электродвигателями, электрогенераторами, вспомогательными устройствами и т.п.).

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_24.jpg" alt=">РЛР - активная разновидность РЭР. Для ведения РЛР используются РЛС БО (бокового обзора), которые"> РЛР - активная разновидность РЭР. Для ведения РЛР используются РЛС БО (бокового обзора), которые устанавливаются на космических и воздушных носителях и используются для получения видовой информации о местности и объектах на ней, над которыми пролетает носитель с аппаратурой. Также для ведения РЛР исполь-зуются наземные РЛС, объектами которых являются воздушные и космические цели. ГАР - получение информации путем приема и анализа акустических сигналов, распространяющихся в водной среде от различных объектов. ГАР-А предполагает использование для получения информации устройств локационного типа (гидроло-катор). ГАР-П используется для обнаружения, определения местоположения и распознавания надводных кораблей и подводных лодок по шумовым акустическим сигналам, которые возникают при работе гребных винтов, различных машин, насосов кораблей и подлодок.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_25.jpg" alt=">ГАР-С - разновидность ГАР-П. Она используется для обнаружения, определения местоположения и распозна-вания кораблей и"> ГАР-С - разновидность ГАР-П. Она используется для обнаружения, определения местоположения и распозна-вания кораблей и подлодок по акустическим сигналам, которые создаются работающим гидроакустическим вооружением кораблей и подлодок. АР - получение информации путем приема и анализа акустических сигналов, распространяющихся в воздуш-ной среде от различных объектов. ДПР используется для перехвата речевых сигналов с использованием микрофонов направленного действия. ОРИШАИ используется для распознавания источников повышенного звукового давления (на стенде: работа авиадвигателей, взрывы). ХР - это получение информации путем анализа измене-ний химического состава окружающей среды под воздей-ствием выбросов и отходов промышленного производ-ства, под воздействием работающих двигателей, взры-вов, а также хим. заражения местности.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_26.jpg" alt=">При КХР берутся пробы грунта, воздуха и сточных вод в районе интересующего объекта с"> При КХР берутся пробы грунта, воздуха и сточных вод в районе интересующего объекта с последующим анали-зом этих проб в лабораториях. ДХР основана на исполь-зовании специальных методов анализа загрязняющих химических примесей. РДР - это процесс получения информации при примене-нии и анализе радиоактивных излучений, связанных с выбросами и отходами атомного производства, хране-нием и транспортировкой расщепляющихся материалов и зарядов, работающих атомных реакторов, а также радио-активном заражении местности при ядерных взрывах. СР - это получение информации путем обнаружения и анализа деформационных и сдвиговых полей, возникаю-щих в земной коре при различных взрывах. Основное назначение СР - обнаружение подземных испытаний ядерного оружия, определение местоположения и пара-метров взрыва. ММР - это получение информации путем обнаружения и анализа локальных изменений магнитного поля Земли под воздействием объектов с большой магнитной мас-сой.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_27.jpg" alt=">ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КОСМИЧЕСКОЙ, ВОЗДУШНОЙ, МОРСКОЙ И НАЗЕМНОЙ РАЗВЕДКАХ Космическая разведка"> ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КОСМИЧЕСКОЙ, ВОЗДУШНОЙ, МОРСКОЙ И НАЗЕМНОЙ РАЗВЕДКАХ Космическая разведка (КР) Организуется и ведется в интересах решения страте-гических задач. Достоинства КР относятся: - глобальность наблюдения; - беспрепятственный пролет над любым районом Земли; - относительно короткое время разведки заданных районов или объектов; - высокая периодичность наблюдения. Существует три разновидности аппаратов для КР: - космические аппараты видовой разведки (ВР); - космические аппараты радиоэлектронной разведки (РЭР); - космические аппараты комплексной разведки.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_28.jpg" alt=">Воздушная разведка (ВР) Для ведения ВР используются: 1) самолеты стратегической разведки типа RC-135,"> Воздушная разведка (ВР) Для ведения ВР используются: 1) самолеты стратегической разведки типа RC-135, U-2; 2) самолеты тактической разведки типа RF-4c, RF-4e, RC-5a; 3) самолеты базовой патрульной авиации ВМС типа "Орион", "Нимрод", "Атлантик"; 4) беспилотные самолеты разведки типа AGM-34R, AGM-34l, AGM-91; 5) вертолетные разведывательные системы "Лэмпс Мк3"; 6) пассажирские самолеты. При ведении ВР самолеты совершают полеты вдоль границ страны на удалении до 30 км и высоте до 25 км, а самолеты пассажирской авиации могут вести разведку во время пролета над разведываемой страной. На пассажир-ских самолетах используется только приемная аппара-тура.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_29.jpg" alt=">Морская разведка (МР) МР ведется специальными разведывательными кораблями, боевыми кораблями и"> Морская разведка (МР) МР ведется специальными разведывательными кораблями, боевыми кораблями и подводными лодками, кораблями слежения за космическим пространством, вспомогательными судами ВМС, судами пассажирского, торгового и рыболовецкого флотов, а также стационар-ными и позиционными средствами ГАР и ММР. Все стационарные средства ГАР США объединены в систему, посты которой располагаются в районах Тихого и Атлантического океанов. Система "Сосус": посты - береговые гидроакустические станции с вынесенными в открытое море на расстояние 1000 км гидрофонами, соединенными со станцией кабелем. В районах, не охваченных стационарной системой ГАР, размещаются позиционные средства ГАР, которые представляют собой гидроакустические радиобуи, оснащенные аппаратурой ГАР и средствами передачи разведданных по радиоканалам. Для получения информации используются самолеты-ретрансляторы. Кроме позиционных и стационарных средств ГАР используются буксируемые за кораблями на тросе длиной около 1000 м средства ГАР. У данных средств дальность обнаружения - до 500 км, дальность распознавания - до 150 км.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171208%5C10478-inostr_teh_razvedki.ppt%5C10478-inostr_teh_razvedki_30.jpg" alt=">Наземная разведка (НР) НР ведется со стационарных, полустационарных и подвижных постов"> Наземная разведка (НР) НР ведется со стационарных, полустационарных и подвижных постов разведки, которые размещаются вдоль границ нашей страны и на территории нашей страны. При ведении разведки на территории нашей страны используются здания посольств, консульств, торговых представительств, а также места проживания и отдыха иностранцев, перемещение иностранцев по территории нашей страны. Для сбора информации об объектах, доступ к которым затруднен, используются автономные разведыватель-ные станции, закамуфлированные под местные предме-ты и заброшенные в район объекта. Автономные станции кроме средств разведки содержат в своем составе средства радиопередачи (дальность передачи - до 500 км, на приемные пункты - до 10 км).

Глава 11. Национальная безопасность и органы контршпионажа

Разведка и контрразведка - важные элементы системы национальной безопасности. Две эти службы необходимо, на мой взгляд, рассматривать в органическом взаимодействии.

Разведывательно-подрывная деятельность иностранных государств - это вызов национальной безопасности России. Правда, вызов далеко не единственный. Но для контрразведывательных органов он представляет серьезную угрозу, требующую каждодневного внимания. Блокирование этой деятельности - одна из важнейших забот контрразведки. Конечно, для спецслужб и контрразведки в частности, как для государственных институтов, действующих не в вакууме, не безразличны внутреннее положение в стране, состояние ее экономики, ее международный вес и значение.

Государство, общество не могут наплевательски относиться к тому, как обеспечивается национальная безопасность страны, как она защищается от подрывной деятельности иностранных спецслужб. Тезис о том, что у России нет противников, может лишь обезоружить, послужить еще одним оправданием невнимания к своим разведывательным и контрразведывательным органам.

Администрация США, опираясь на силу и поигрывая милитаристскими бицепсами, похоже, не прочь играть роль хозяина положения в мире. Кое-какие дипломатические приличия, прикрываемые миротворческими одеждами, еще остаются. Политическая нестабильность, а главное - разваливающаяся экономика определяют реальную возможность утраты Россией положения великой державы, способной всерьез заботиться о своей национальной безопасности.

Свой анализ ситуации в связи с этим предлагает один из крупнейших авторитетов в области российско-американских отношений директор Института США и Канады Российской Академии наук С.Рогов. Этот анализ, надо прямо сказать, далек от оптимизма, и с этим не приходится спорить.

В девяностые годы, отмечает С.Рогов, « удельный вес Российской Федерации в мировой экономике снизился примерно в три раза, а по сравнению с СССР - почти в пять раз». Налицо - «небывалый экономический кризис », расчеты на чудо - «необоснованны ». Считая с известной осторожностью, что «военная угроза для России находится на сравнительно низком уровне», директор вынужден сказать, что «ситуация может измениться, если не будет создана надежная система международной безопасности». Это очень похоже на завуалированное признание того, что на защиту от военной опасности собственными силами можно не надеяться, и Россия, оказавшись на второстепенных позициях в мировой экономике, через несколько лет может потерять статус великой военной державы.

Теперь посмотрим, как оценивает С.Рогов политику США по отношению к России: «Как известно, кто платит, тот заказывает музыку. Экономическая зависимость имеет и политические последствия ». Это красноречивое суждение дополняется вполне очевидным выводом: «В США все меньше считаются с интересами России и принимают решения, не обращая внимания на мнение Москвы. Апелляция к абстрактным принципам равноправия и общечеловеческих ценностей не может заменить силовые факторы в качестве главного аргумента дипломатии».

Руководящие круги Вашингтона, опираясь на выгодный для себя итог «холодной войны», приведший к огромному отрыву американской экономики от российской, выдвинули и реализуют программу подчинения России своим интересам, удержания ее в зоне влияния Соединенных Штатов, а если это сделать не удастся - в положении слабого соперника, лишенного ядерного жала.

Теперь уже вполне очевидно, что военная мощь нашей страны изрядно подорвана в результате «демократических реформ» 1991-1998 годов. К сожалению, начинает трещать надежный в советское время ядерный щит. Именно поэтому на первый план выходит требование серьезного укрепления российских ядерных сил в случае, если будет сочтено целесообразным пойти на подписание Договора СНВ-2 или иных соглашений о сокращении вооруженных сил. В этом случае обязательной является увязка этого с неукоснительным соблюдением соглашений о противоракетной обороне, с обязательствами НАТО не размещать своих войск, особенно атомного оружия, на территории стран Центральной Европы, которые станут членами этого военно-политического блока. Как раз на уход от таких договоренностей направлены активные мероприятия США, в том числе по линии Центрального разведуправления.

Я не склонен преувеличивать мощь и воздействие Соединенных Штатов на мировые процессы, на развитие ситуации в России. Во-первых, несмотря на выход из борьбы на международной арене «главного противника», как это стремится всячески обыгрывать американская пропаганда, США и их спецслужбы не всемогущи. Во-вторых (и за океаном это отлично понимают), остались многие старые и появились новые проблемы на пути мирового лидерства США. Они отвлекают значительные силы и средства ЦРУ и других американских спецслужб от ослабленного, но грозного противника - России.

Директору центральной разведки Булей принадлежит броское выражение: « Мы убили большого дракона, по живем сейчас в джунглях , где полно разнообразных ядовитых змей, и это не может не вызывать озабоченности». Один из западных журналистов, комментируя в 1994 году это метафорическое заявление Вулси, столь же бравурное, сколь и исполненное тревоги, записал в разряд «ядовитых змей» таких противников США, как Иран, Куба, КНДР, а также такие проблемы, как нераспространение ядерного оружия, ситуации во многих «горячих точках» мира, легион новых противников - финансовых махинаторов, торговцев наркотиками, контрабандистов оружием, международных террористов. Невозможно списать новые беды США на Советский Союз, на «зловещие происки КГБ». Не спасают и наспех сочиняемые новые мифы о «руке Москвы». Попробуем расшифровать этот перечень «опасностей» для США, который сегодня тиражируется в мире.

Проблемы международной безопасности в свете перспектив увеличения числа государств, владеющих атомным оружием. Сегодня такие перспективы уже не кажутся фантастическими. К пяти ядерным державам (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай) реально прибавились две - Индия и Пакистан. По всей вероятности, атомное оружие имеет Израиль. ЦРУ об этом известно, но американцы предпочитают не компрометировать своего стратегического союзника. К «пороговым» ядерным державам, то есть к государствам, по-видимому, располагающим технологией создания атомного оружия, относят, в частности, также Южно-Африканскую республику, Иран, Бразилию, Аргентину. Расползание атомного оружия представляет, понятно, огромную угрозу для международной безопасности, в том числе и для самих Соединенных Штатов. Таким образом, сегодня проводимый США атомный шпионаж и шпионаж в области ракетной технологии затрагивает не только Россию, Китай и другие государства «клуба пяти», но распространяется на другие регионы, на страны, делающие заявку на создание собственного атомного оружия и средств доставки его к целям.

Постоянного внимания американской разведки требуют то разгорающиеся, то затухающие вооружейные конфликты в различных регионах земного шара. Заходят в тупик попытки США урегулировать ближневосточный кризис, в орбиту которого втягиваются многие государства этого региона. Строптиво ведет себя Израиль, видимо, уверовав в то, что и «хвост» может управлять «собакой». К кровавым разборкам в Боснии добавляется проблема Косово, может запылать Македония, что создает реальную угрозу новой балканской войны. Неспокойно на южном фланге НАТО - грозит вылиться в вооруженные столкновения конфликт между Грецией, Кипром и Турцией. Возникают кровавые войны на африканском континенте (Руанда-Бурунди, Конго, Либерия, Гвинея-Бисау, Эритрея-Эфиопия и другие). Далек от мирного разрешения имеющий глубинные корни конфликт между Индией и Пакистаном, Южной Кореей и КНДР. Все ярче разгорается пламя войны в Афганистане, резко обострилась обстановка на афгано-иранской границе. «Висят» проблемы Тайваня и Тибета. Перечень «горячих точек» планеты можно расширять; он, к сожалению, не убывает.

Наряду со своими «традиционными» противниками (Ирак, Иран, Куба и другие) в разряд врагов Соединенными Штатами записываются все новые и новые страны. Так, в самое последнее время США в порядке «возмездия» за нападения террористов на свои посольства в Кении и Танзании подвергли обстрелу ракетами ряд объектов в Судане и Афганистане.

Усугубляя «заботы» ЦРУ , продолжают сотрясать мир экономические и финансовые кризисы. Только в самое последнее время последовали жесточайшие финансовые кризисы в Мексике, Японии, падение экономики в Южной Корее, социальный взрыв в Индонезии. Налицо неспособность США, как лидера западного мира, заправляющего международными финансовыми организациями, справиться с глобальными социально-экономическими проблемами.

Несмотря на все потуги американской разведки , США не удается поставить под свой контроль такие страны с воинственными антиамериканскими режимами, как Иран, Ирак. Ливия, Куба, Югославия.

Более того, сопротивление Вашингтону этих стран в ряде случаев приобретает резкий характер, вынуждая Соединенные Штаты прибегать не только к разведывательно-подрывным акциям, но и к военным мерам.

Наконец, отношения между США и их европейскими союзниками нельзя назвать идиллическими. Соединенным Штатам все труднее становится играть роль «большого брата». Западноевропейские страны, особенно после введения общеевропейской валюты, грозят составить серьезную конкуренцию Вашингтону. Мне представляется, что особую проблему для американской разведки представляет не фрондирующая Франция, а набирающая силы объединенная Германия, стремящаяся, говоря словами С.Рогова, «привести свой политический статус в соответствие со своей экономической мощью». Рано или поздно встанет вопрос о сохранении в ФРГ вооруженных сил США, их многочисленных военных и разведывательных баз. У немцев в условиях, когда угроза военного нападения на Германию ослабла, может появиться соблазн добиваться их вывода. К тому же они заинтересованы в том, чтобы развязать себе руки и для возвращения потерянных территорий.

Подразделения ЦРУ в настоящее время раскинуты по всей германской территории - в Бонне, Берлине, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге и других местах. До сих пор Бонн уступал янки право вести активную разведывательную работу непосредственно на территории нашей страны. Вспомним «дело Павлова», которого Федеральная разведслужба передала Центральному раз-ведуправлению для работы с ним в Советском Союзе. Или крупную шпионскую операцию с железнодорожным контейнером, который американский агент должен был получить в Гамбурге. Не исключено, что немцы в скором времени не согласятся со вспомогательной ролью, которая определялась им ЦРУ в разведывательно-подрывной деятельности против России.

И все же многие видимые и невидимые проблемы такого рода не могут заставить ЦРУ забыть о той реальной проблеме, которую представляет для США наша страна в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Россия обречена быть одним из главных объектов американских спецслужб. Поэтому Центральное разведывательное управление стремится расширить свое присутствие в нашей стране. Увеличивается персонал посольской резидентуры в Москве, оперативной группы американской разведки в составе генерального консульства США в Санкт-Петербурге. Создаются позиции для появления новых подразделений ЦРУ в России - под прикрытием американских консульских и иных учреждений. Расширяются каналы разведывательного проникновения в нашу страну. Вовсю эксплуатируются так называемые легальные возможности, позволяющие маскировать разведывательные акции деятельностью фирм и компаний, исследовательских фондов, экологических и благотворительных организаций.

Мобилизуя для решения разведывательных задач по России необходимые силы и средства, ЦРУ в силу, главным образом, политических причин вынуждено пойти на внесение коррективов в тактику своих действий. В чем видится мне суть этих изменений? Перенос акцента с «классической» агентуры на использование «нетрадиционных источников», крайняя осторожность в проведении агентурных акций непосредственно в России, организация встреч с агентами за пределами нашей страны, применение таких методов разведывательной работы, которые серьезно затруднили бы российской контрразведке перехват деятельности Центрального разведуправления, усиление в целом разведывательной работы по России вне пределов нашей страны - примечательные черты новой тактической линии Лэнгли. Нетрудно увидеть в них и «повторение пройденного», особенно когда американская разведка терпела поражения в нашей стране и несла большие потери.

И в новых условиях одна из основных причин происходящих изменений в деятельности ЦРУ - опасение провалов разведки, чреватых неприятными для США политическими последствиями. С ней смыкается и другая причина: создание видимости чуть ли не прекращения разведывательной деятельности Соединенных Штатов против России, по крайней мере, на территории нашей страны. А это, в свою очередь, даст возможность требовать прекращения российскими спецслужбами разведывательной работы против США. Ведь разведывательно-подрывная деятельность спецслужб Соединенных Штатов против Российской Федерации на самом деле не свертывается, а принимает новые тактические формы. Агентурные операции Центрального разведывательного управления в нашей стране и против нас за ее рубежами вовсе не отошли в прошлое. Они - костяк деятельности американской разведки, ее основное оружие. К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что разведслужбам Вашингтона удается приобретать агентов и «нетрадиционных источников» в нашей стране за счет «инициативников» и членов «пятой колонны».

Российской контрразведке предстоит решать нелегкие задачи. Поэтому уроки прошлого тем более не подлежат забвению.

За какими секретами охотятся иностранные шпионы и как работает российская контрразведка, главному редактору «АиФ» Николаю ЗЯТЬКОВУ рассказал директор ФСБ России генерал армии Николай ПАТРУШЕВ.

Николай Платонович, с чем связана активизация в последние годы разведдеятельности иностранных спецслужб в отношении России?

Деятельность иностранных разведок в отношении нашего государства всегда была масштабна, а их активность не снижалась. При этом расходы ведущих иностранных держав на содержание спецслужб ежегодно увеличиваются на 15-20%. Прежде всего они интересуются сведениями о политической и социально-экономической обстановке в России, шагах руководства страны, направленных на укрепление государственности, территориальной целостности и экономики, отстаивание национальных интересов на международной арене, в том числе о реакции на развитие событий в странах СНГ. Особенно интересует зарубежные разведорганы состояние боеготовности, ход реорганизации российских Вооружённых сил, в первую очередь их ракетно-ядерной составляющей, развитие оборонно-промышленного комплекса, передовые образцы вооружений и военной техники, перспективные научные исследования, положение на Северном Кавказе и в регионах Дальнего Востока, Сибири, сырьевые ресурсы и инфраструктура их транспортировки.

В настоящее время значительные усилия зарубежных спецслужб направлены на получение информации о ситуации, связанной с предстоящими выборами в Государственную думу и Президента Российской Федерации. Большой интерес с их стороны проявлен к расстановке политических сил, характеризующих данных кандидатов в депутаты и на пост главы страны, деятельности оппозиции. Кроме того, они пытаются в выгодном руководству своих государств русле оказывать влияние на протестные настроения и выступления в России.

Помимо этого в ряде западных держав продолжают сохранять свои позиции политики, всё ещё мыслящие категориями времён «холодной войны». В духе школы Бжезинского ими прилагаются значительные усилия для того, чтобы воспрепятствовать России стать равноправным участником международных отношений, предъявляются претензии на наши территории и национальные богатства. Ставя распад СССР себе в заслугу, они теперь вынашивают планы, направленные на расчленение России. Специальные службы и организации ими рассматриваются в качестве достаточно эффективного инструмента их реализации.

Грузия и Польша на службе ЦРУ

- Спецслужбы каких государств особенно активны в этом плане?

Несмотря на известные всем глобальные изменения, произошедшие в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века, спецслужбы государств - членов НАТО по-прежнему весьма активны в отношении России. Причём в этом ряду особо следует выделить Великобританию, спецорганы которой не только ведут разведку по всем направлениям, но и стараются повлиять на развитие внутриполитической ситуации в нашей стране.

Отличаются своими действиями и турецкие спецслужбы, которые стремятся создавать и развивать позиции среди политической элиты и представителей крупного бизнеса в российских регионах компактного проживания мусульман. Пакистанская разведка стремится получить доступ к технологиям военного и двойного назначения, а также добыть сведения в отношении военно-технического сотрудничества России с рядом стран.

ЦРУ и СИС (основные разведорганы США и Великобритании. - Ред. ) продолжают привлекать к работе на российском направлении своих партнёров из Польши, Грузии, стран Балтии и некоторых других.

- Удивляет, что против России активно действуют польские, прибалтийские и тем более грузинские спецслужбы.

А что здесь удивительного? Американские и британские спецслужбы оказывают серьёзное влияние на специальные органы как этих государств, так и некоторых других стран Восточной Европы. Это относится к самому широкому спектру: от формирования кадрового состава и распределения бюджета до выбора стратегических направлений деятельности и непосредственной организации совместных разведмероприятий.

В угоду интересам «старших партнёров» и в соответствии с конъюнктурными соображениями политического руководства своих стран упомянутые разведки проводят операции, выходящие далеко за рамки их национальных интересов.

Так, на территории указанных стран развёрнута работа, целью которой является вербовка российских граждан, проводятся операции по связи с агентурой. При этом некоторые из американских и английских союзников действуют весьма агрессивно. Кроме того, отдельные сотрудники спецслужб Грузии не брезгуют поддерживать связи с криминалитетом и всё чаще использовать его в разведывательных акциях и различных провокациях.

- В последнее время в различных источниках часто появляется информация о провалах британской разведки…

Противодействуя британской разведке, мы всегда учитывали её многовековые традиции и огромный опыт в агентурной работе. Нам известны как её сильные стороны, так и слабые. Со времён королевы Елизаветы I сотрудники СИС руководствуются принципом «Цель оправдывает средства». Деньги, подкуп, шантаж, освобождение от наказания за совершённые преступления - их основные методы вербовки.

Разоблачённые нашей контрразведкой в разное время агенты занимали достаточно высокое должностное положение. Это бывшие ответственные сотрудники военной разведки Скрипаль, МИДа - Обухов, внешней разведки - Гордиевский и Оямяэ.

Вместе с тем в последнее время для достижения определённых политических целей англичане сделали ставку на лиц, обвиняемых в совершении уголовных преступлений и скрывающихся за рубежом от российского правосудия. Читатели, несомненно, помнят публикации в различных СМИ на тему обращения в органы безопасности российского гражданина Вячеслава Жарко с заявлением о его вербовке сотрудниками СИС при активном участии Березовского и Литвиненко.

Всё это не могло не сказаться на качестве работы британской разведки - отсюда и провалы.

Среди шпионов - военные и учёные

- Какие подразделения ФСБ России занимаются непосредственно контрразведкой?

Главные задачи по противодействию спецслужбам иностранных государств возложены на Службу контрразведки, название которой говорит само за себя. Помимо этого она участвует в оперативном прикрытии государственной границы, совместно с другими подразделениями ФСБ России обеспечивает безопасность представительств иностранных государств на территории нашей страны, а также российских учреждений и граждан за рубежом во взаимодействии с заинтересованными ведомствами.

Значительная роль в защите сведений, составляющих государственную тайну, и борьбе с научно-техническим и экономическим шпионажем принадлежит Службе экономической безопасности. Обеспечением безопасности в Вооружённых силах, в том числе и противодействием иностранным разведкам, занимается Департамент военной контрразведки. Противодействием вниманию зарубежных спецслужб к самим органам безопасности занимается Управление собственной безопасности.

Под руководством этих подразделений организуют свою деятельность территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и иных воинских формированиях, оперативно-технические и научно-технические структуры. В целом можно сказать, что в контрразведывательной деятельности участвуют в той или иной степени все наши подразделения.

- И каковы результаты их работы?

За период с 2003 года выявлено более 270 активно действовавших кадровых сотрудников и 70 агентов иностранных разведок, в числе которых 35 российских граждан. Предупреждены преступные действия ещё 6 граждан нашей страны, намеревавшихся инициативно передать зарубежным спецслужбам сведения, составляющие государственную тайну.

В качестве примеров можно привести разоблачение и осуждение на длительные сроки лишения свободы упомянутых Оямяэ, Скрипаля, Обухова, а также Сыпачёва, Думенкова, Смаля, Белошапкина, Запорожского и других.

Только в текущем году пресечена деятельность 14 кадровых сотрудников и 33 агентов спецслужб иностранных государств. В частности, судом признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 275 Уголовного кодекса (государственная измена), бывший военнослужащий Шабатуров, который с 1999 года сотрудничал с разведслужбой одного из западноевропейских государств и выдал ей сведения о ряде сотрудников российской военной разведки. Совсем недавно, 12 сентября, по этой же статье осуждён бывший сотрудник одного из НИИ Минобороны России Арсентьев, передавший иностранной спецслужбе сведения, составляющие государственную тайну. Сейчас в суде рассматривается уголовное дело ещё на одного человека, а в отношении троих ведётся следствие.

Камень с электронной начинкой

- Какие новинки шпионской техники используют иностранные разведки?

Разведки стремятся обеспечить своих агентов созданной на основе новейших достижений науки специальной техникой, которая позволяла бы им действовать тайно.

Например, одним из самых уязвимых мест в деятельности спецслужб являются операции по связи, поэтому их техническому обеспечению уделяется самое пристальное внимание.

В частности, такие технические средства использовались сотрудниками резидентуры СИС, действовавшими под прикрытием дипломатических должностей посольства Великобритании в России и разоблачёнными в декабре 2005 года.

К техническим новинкам спецслужб Великобритании можно отнести и специальное устройство, замаскированное под аккумуляторную батарею портативного компьютера, работающее на тех же частотах, что и большинство мобильных телефонов. Им англичане снабдили одного из своих агентов. Сотрудник резидентуры, находясь на удалении и не вступая непосредственно в контакт с агентом, мог считывать с «аккумулятора» информацию и передавать собственную. Кроме того, российскому гражданину была передана программа, которая позволяла ему работать на компьютере, не оставляя никаких следов на жёстком диске.

Также зарубежные разведорганы всё чаще пытаются использовать, в частности, возможности Интернета.

В последние годы мы часто слышим о том, что иностранные разведки используют в своей работе неправительственные организации…

Действительно, в арсенале иностранных спецслужб есть практика использования неправительственных организаций (НПО) как для добывания разведывательной информации, так и в качестве инструмента оказания скрытого влияния на политические процессы. Примеры тому можно найти, анализируя события, происходившие во время так называемых «цветных революций» на Украине, в бывшей Югославии, в Грузии и некоторых других странах. Немалую роль в них сыграли молодёжные организации, члены которых были подготовлены на зарубежные средства.

Существует также угроза финансирования через возможности отдельных иностранных НПО фактически подрывной деятельности против России. Она зачастую исходит от международных террористических организаций, которые используют отдельные НПО в собственных интересах, в частности для финансовой поддержки бандформирований на Северном Кавказе. Всё это мы учитываем при организации нашей контрразведывательной деятельности.

Внимательно изучаем и зарубежный опыт. Так, в Соединённых Штатах Америки разработан новый порядок выделения Агентством США по международному развитию грантов неправительственным организациям, который предусматривает ужесточение контроля за их деятельностью, в том числе со стороны спецслужб. Это позволит американским компетентным органам предотвращать использование выделяемых НПО средств в ущерб национальной безопасности своей страны.

Как изменилась ситуация в условиях действия нового российского закона о неправительственных организациях?

Изменения, внесённые в нормативный правовой акт, касаются общегосударственных мер по упорядочению деятельности НПО. Они не затрагивают прав ФСБ России - у нас не добавилось ни функций, ни полномочий.

Хотел бы особо отметить, что мы понимаем важную роль неправительственных организаций в развитии и укреплении гражданского общества в нашей стране и заинтересованы в их деятельности. Внимание же контрразведки привлекают те НПО или их сотрудники, которые занимаются противоправной деятельностью, относящейся к нашей компетенции. Например, это могут быть попытки получить неправомочный доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, или совершение иных действий, угрожающих безопасности России. Естественно, что такая деятельность очень далека от официально заявляемых целей.

Общий враг России, США и Англии

Вы неоднократно подчёркивали важность международного сотрудничества спецслужб в условиях возрастания террористических угроз. Как это можно соотнести с работой контрразведки?

Несмотря на остроту противоборства с иностранными разведками, мы хорошо понимаем, что есть сферы, где спецслужбам необходимо взаимодействовать, в первую очередь это борьба с международным терроризмом.

По нашему мнению, нам удалось сформировать достаточно действенную систему международного сотрудничества. На сегодняшний день сохраняется устойчивая тенденция к расширению его масштабов. Наша служба поддерживает активные контакты со 136 органами безопасности и спецслужбами 76 стран.

Наиболее тесные отношения у нас сложились с коллегами из стран - участниц СНГ в рамках Совета руководителей органов безопасности этих государств (СРОБ). В последние годы к его работе проявляют всё больший интерес наши партнёры из дальнего зарубежья. Так, на заседания совета приглашаются в качестве наблюдателей представители спецслужб Италии, Франции, Германии и Испании. Кроме того, используются механизмы взаимодействия по линии рабочих органов «восьмёрки», институтов ООН, ЕС и ОБСЕ, ШОС и других международных или региональных организаций. Расширяется и сотрудничество в пограничной сфере - повышается эффективность работы Пограничного комитета Союзного государства России и Белоруссии, Совета командующих Пограничными войсками стран СНГ, Совета по пограничным вопросам государств - членов ЕврАзЭС и ряда других структур.

Развитию партнёрских отношений служат ежегодно организуемые ФСБ России мероприятия более широкого формата - международные совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов. В работе шестого совещания, которое прошло 6-7 сентября в Хабаровске, участвовали представители 53 стран и 4 международных организаций. В ходе этой встречи состоялся конструктивный и весьма полезный обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам борьбы с терроризмом.

За последние пять лет в России были осуждены 137 кадровых сотрудника иностранных спецслужб и их агентов, заявил в интервью «Российской газете » директор ФСБ России генерал армии Александр Бортников.

«Иностранные спецслужбы по-прежнему стремятся проникнуть во все сферы деятельности нашего государства. Естественно, это встречает решительный отпор со стороны контрразведчиков. Во взаимодействии с другими органами власти России прекращена работа 120 иностранных и международных неправительственных организаций, являющихся инструментом зарубежного разведсообщества. В результате мероприятий по защите сведений, составляющих гостайну, осуждены 140 человек», - добавил Бортников.

Бортников отметил, что начало двухтысячных запомнилось постоянными сообщениями о шпионских играх против России.

«В то время большой общественный резонанс вызвали результаты работы нашей контрразведки. В 2000 году при получении от профессора МГТУ им. Баумана А. Бабкина секретных сведений о новейшей сверхскоростной подводной ракете "Шквал" задержан сотрудник РУМО США Э. Поуп. Его вина была доказана судом, но, исходя из принципа гуманности и учитывая состояние его здоровья, он был помилован президентом России и выдворен из страны», - рассказал директор ФСБ.

«В 2003 году, - продолжил Бортников, - вскрыта шпионская деятельность спецслужб США, которые разместили в железнодорожных контейнерах с грузами для нужд американских подразделений в Центральной Азии средства электронной разведки».

По его словам разрешение на транзит этих составов по территории РФ «было актом доброй воли российского руководства по отношению к Вашингтону».

«Мы выявили и изъяли более полутора сотен шпионских приборов. Дело завершилось международным скандалом и нотой протеста МИД России»,- добавил Бортников.

В результате успешной операции Федеральной службы безопасности в 2006 году в Москве была пресечена деятельность четверых представителей британской разведки, работавших сотрудниками посольства Великобритании.

«Были обнаружены 2 электронных передатчика, замаскированных под камень и предназначенных для контактов с агентурой посредством беспроводной связи. Все четверо были выдворены из страны. Разоблачение британских шпионов после официальных заверений Лондона в том, что с 90-х годов он не ведет разведку в России, скомпрометировало Великобританию. Помимо этого, благодаря нашей работе, достоянием общественности стали факты финансовой поддержки и координации деятельности ряда российских НКО со стороны МИ-6»,- подчеркнул Бортников.

В интервью изданию глава ФСБ также отметил работу, связанную с противодействием терроризму.

«В результате принятых за последние 6 лет мер практически в 10 раз снизилось количество совершаемых в России преступлений террористической направленности. В 2017 году было предотвращено 23 теракта. Ведется профилактическая работа по недопущению радикализации различных групп населения, в первую очередь молодежи, их вовлечения в террористическую деятельность. Осуществляются мероприятия по противодействию распространению идеологии терроризма. Пресечена работа свыше 300 структурных подразделений организаций террористической и экстремистской направленности», - сообщил генерал.

По его словам, в течение последних 5 лет в России за терроризм и экстремизм осуждены более 9,5 тысячи человек. Из незаконного оборота изъято значительное количество оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Фактически полностью ликвидировано бандподполье на Северном Кавказе.

«Ведется работа по перекрытию каналов переброски боевиков международных террористических организаций из зон вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке, в Северной Африке и афгано-пакистанской зоне в Россию, а также выезда в эти регионы российских граждан. На сегодняшний день установлены порядка 4,5 тысячи россиян, которые отправились за рубеж для участия в боевых действиях на стороне террористов. За последние 2 года не допущен выезд более 200 человек. Проводятся фильтрационные мероприятия в миграционных потоках. За организацию каналов нелегальной миграции с 2012 года осуждены более 1 тысячи человек. Сейчас в ряду приоритетов - вскрытие "спящих ячеек" террористических и экстремистских организаций, а также противодействие боевикам-одиночкам, атаки которых в последнее время произошли уже во многих государствах», - отметил Бортников.

Кроме того, за пять лет органы безопасности пресекли деятельность 137 кадровых сотрудников иностранных спецслужб и их агентов, которые были осуждены; предотвращен экономический ущерб государству на 900 млрд рублей - за преступления экономической, в том числе коррупционной направленности, осуждены почти 13 тысяч человек, в их числе - чиновники федерального уровня, представители губернаторского корпуса, руководители ряда министерств и ведомств, госкорпораций, предприятий и учреждений. Бортников пообещал, что эта работа будет продолжена, невзирая на чины и звания.

Для спецподразделений органов безопасности в РФ разрабатывают новейшие образцы вооружения и спецтехники, включая перспективное поколение беспилотных летательных аппаратов, систем управления наземными и воздушными роботизированными комплексами.

Сотрудники и ветераны спецслужб отмечают сегодня День работника органов безопасности и 100-летие отечественных спецслужб. Профессиональный праздник органов безопасности был установлен указом президента России от 20 декабря 1995 года для Федеральной службы безопасности (ФСБ), Службы внешней разведки (СВР), Федеральной службы охраны (ФСО) и Главного управления специальных программ (ГУСП).

20 декабря 1917 года была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при СНК РСФСР (ВЧК), положившая начало формированию отечественных спецслужб.

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Артем Тер-Арутюнян

Актуализация исследования различных аспектов разведывательной деятельности иностранных государств обусловлена осознанной потребностью, проявляемой специалистами и экспертами, изучающими теоретические и практические проблемы обеспечения национальной безопасности РА с учетом современных реалий.

С возникновением и развитием человеческого общества, а в дальнейшем и государственных структур, разведка как направление государственной деятельности развивалась параллельно развитию научной, общественной и политической мысли. Этот вид деятельности функционировал во все времена и во всех государствах, начиная с древнейших времен (Египет, Ассирия, Урарту, Рим, Греция и т.д.) и до наших дней.

Исторические памятники, содержащие сведения о деятельности по обеспечению внешней и внутренней безопасности на территории древней Армении, в частности, о разведывательной деятельности и ее отдельных составляющих, датируются урартским периодом (Ванское царство, 1Х-У1вв. до н.э.).

Анализ содержания клинописных памятников указанного периода, а также других источников свидетельствует, что в Ванском царстве разведывательная и контрразведывательная деятельность была поставлена на государственную основу и являлась одним из направлений государственной деятельности. В частности, в содержании одной из клинописей (УПв. до н.э.), которое представляет собой разведывательное донесение, говорится о задержании двух ассирийских лазутчиков по имени Халдипуру и Уради, действовавших на территории государства Урарту. Последние были посланы неким Цыпой, а после задержания были доставлены наместнику города Тейшебаини, где дали правдивые показания .

Кандидат технических и юридических наук.

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А. Тер -Арутюнян

Очевидно, что для адекватного понимания разведывательной (как и любой другой) деятельности необходимо вникнуть в ее суть. Можно рассмотреть множество определений, даваемых разными авторами понятию «разведывательная деятельность» («разведка»), а также их подходы к особенностям ее исторического развития.

Историк И.А.Дамаскин считает, что разведка - это первая древнейшая профессия. Доисторические племена охотились за тайнами разжигания огня, производства каменного оружия, выделки шкур, выискивали сильные и слабые стороны своих соседей. Разведка существует столько же, сколько существуют род людской и войны; военная хитрость рассчитана на обман противника, но чтобы обмануть и победить врага, надо его знать .

В свою очередь эксперт по вопросам безопасности А.И.Доронин полагает, что разведка - это деятельность, являющаяся одной из разновидностей информационной работы, основополагающий принцип которой - четкое разделение понятий: данные (сведения), информация и знания. Разведывательная деятельность (шпионаж) - явление столь же древнее, как и сама наша цивилизация. Ведь недаром согласно классической иерархии древнейших профессий она занимает второе место, отставая от проституции и опережая журналистику .

В истории России есть немало примеров того, как разведывательная деятельность способствовала становлению и укреплению государственности. Еще во времена Киевской Руси русские отличались смелостью и предприимчивостью разведки: выступая в боевой поход, они высылали вперед «сторожу» (походную сторожевую заставу), которой надлежало охранять дружины от внезапного нападения врага, добывать «языков», выведывать намерения противника. Начиная с Х1Ув. разведывательная служба на границах Руси стала постоянной. Ее непрерывно несли наблюдатели и конные сторожевые разъезды .

Ветеран органов безопасности, историк спецслужб С.В.Лекарев предлагает следующие определения разведывательной деятельности:

Разведывательная деятельность - системное применение специальных сил, средств, методов и совершение специфических действий, направленных на получение информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организаций, потенциально или реально угрожающих национальной безопасности;

Разведывательная деятельность - это системное использование конспиративных и гласных возможностей (сил, средств, методов) с целью получения информации, необходимой для обеспечения собственной безопасности государства .

А. Тер -Арутюнян

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

Военный историк М.В.Алексеев определяет разведывательную деятельность как деятельность субъекта (от человека, организованной группы людей до государства в целом) по добыванию сведений об имеющихся и потенциальных угрозах его существованию и интересам, т.е. о действующем или вероятном противнике .

Эксперт в области этнических конфликтов, доктор политических наук А.А.Котенев предлагает следующие определения разведывательной деятельности:

Функция, содействующая осуществлению внешнеполитического курса государства, укреплению безопасности, обороноспособности и экономики страны;

Осуществление специальных компетенций в области добывания, обработки и анализа разведывательной информации, а также проведения иной подрывной деятельности в интересах обеспечения правительству своей страны преимуществ в военной, политической, идеологической и экономической борьбе;

Любая деятельность, которую ведомства, входящие в разведывательное сообщество, уполномочены осуществлять в соответствии с указаниями высшего политического руководства страны;

Разновидность способов получения знаний, зачастую секретных, скрываемых либо слабо представленных в конкретной ситуации .

Историк Б.Чикин считает, что дать однозначное, «окончательное», определение разведки практически невозможно - это сложный, меняющийся феномен, затрагивающий многие стороны человеческого существования, о котором высказать «истину в последней инстанции» еще никому не удавалось. Разведка - важное составляющее звено национально-государственного величия. Без философской культуры разведки нам не выжить, не выдержать жесткой конкуренции, борьбы в современном мире .

Разведывательная деятельность иностранных государств - это разновидность внешнеполитической деятельности иностранного государства, проводимой системой специальных служб и организаций с использованием специфических сил и средств, форм и методов в целях обеспечения безопасности своей страны.

Для характеристики этой деятельности важно отметить ее специфичность в отличие, например, от дипломатической деятельности. Она проявляется в том, что с позиций иностранного государства, которое проводит разведывательную деятельность, она не является противоправной, а с позиций государства, в отношении которого эта деятельность осуществляется, она является таковой.

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А. Тер -Арутюнян

Разведывательная деятельность имеет системный характер. Она определяется стратегией национальной безопасности иностранного государства, которая формирует ее основные цели и задачи.

Основными целями разведывательной деятельности иностранного государства являются разведывательное обеспечение национальных интересов и управление процессами в стране, в отношении которой осуществляется разведка в интересах иностранного государства.

Постановка целей и задач для разведки является прерогативой высших органов иностранного государства. Механизм постановки целей и задач перед разведкой в каждой стране имеет свои особенности. Однако везде существует прямая взаимосвязь между внешнеполитическими целями иностранного государства и целями и задачами разведывательной деятельности этого государства.

К основным задачам разведывательной деятельности иностранных государств можно отнести:

Выявление и устранение угроз национальной безопасности иностранного государства;

Скрытое обеспечение преимущественных условий в отношениях с другими странами, благоприятствующих реализации интересов иностранного государства;

Информационное обеспечение высшего руководства государства;

Участие в определении основных составляющих внешней политики и приоритетных национальных интересов;

Обеспечение безопасности руководителей государства во время их зарубежных поездок.

Задачи разведки могут меняться в зависимости от состояния и развития международных отношений и факторов, оказывающих на них влияние.

Несмотря на специфические условия развития отдельных стран, особенности международной и внутриполитической обстановки, исторический опыт организации и осуществления разведки, в большинстве иностранных государств в целом сложились однотипные системы разведывательных органов (специальных служб) и организаций, предназначенных для решения задач разведывательной деятельности.

Система специальных служб и организаций иностранных государств - это совокупность государственных специальных органов и организаций, осуществляющих разведывательную деятельность в интересах иностранного государства.

Подобные системы представляют собой множество элементов (органов, организаций), выполняющих самостоятельные функции в ходе взаимодейст-

А. Тер -Арутюнян

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

вия между собой путем поддержания устойчивых связей. В ряде государств такие разведывательные системы официально называются разведывательным сообществом.

Наряду с системой непосредственного осуществления разведывательной деятельности система специальных служб и организаций иностранных государств является подсистемой (составной частью) системы более высокого уровня - общей системы обеспечения безопасности иностранного государства.

В свою очередь система специальных служб и организаций также включает в себя ряд подсистем - самостоятельных элементов (органов, организаций) разведывательной деятельности. Элементы этой системы различаются по функциям, направленности и масштабам выполняемых задач, но объединены в интересах обеспечения безопасности своих государств. Цели и задачи функционирования этой системы охватывают все аспекты жизнедеятельности зарубежных стран и международной обстановки, представляющие интерес для государства, ведущего разведку, как в области обеспечения его собственной безопасности, так и в политический, экономической, военной, социальной, научнотехнической, экологической и других сферах жизнедеятельности стран, в отношении которых ведется разведка.

Большинство иностранных государств при формировании системы специальных служб и организаций, предназначенных для решения задач разведывательной деятельности, руководствуются рядом принципов организации таких систем. Основными принципами организации разведывательной системы специальных служб и организаций иностранных государств являются:

Универсальность систем управления специальными службами и организациями;

Отделение систем функционирования органов внешней разведки от органов контрразведки и политического сыска;

Отделение функционирования систем общегосударственных и ведомственных спецслужб;

Функциональная и региональная организация подсистем разведывательных органов;

Организационное деление аппарата спецслужб на центральные и периферийные органы;

Маскировка разведывательных органов под неразведывательные организации.

В большинстве зарубежных стран функции политического руководства общей системой обеспечения национальной безопасности, в том числе и в об-

21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А.Тер-Арутюнян

ласти разведывательной деятельности, осуществляет глава исполнительной власти (президент, премьер-министр или рахбар (духовный лидер) на примере Ирана). В соответствии с законодательством страны такому лицу, как правило, представлены полномочия определять общие направления и приоритеты в деятельности разведки, выделять круг наиболее важных ее задач на ближайшее время или перспективу.

Глава исполнительной власти принимает все решения, связанные с реформированием структуры разведки, созданием новых и упразднением старых ведомств, изменением системы подчинения национальных разведывательных служб, назначением руководителей разведывательных служб.

Система организаций, используемых в разведывательной деятельности, представляет собой совокупность межгосударственных, зарубежных государственных и негосударственных организаций, внешне действующих в соответствии с законодательством страны пребывания, легальные возможности которых используются спецслужбами иностранных государств для осуществления разведывательной деятельности.

На рубеже ХХ-ХХ1вв. специальные службы иностранных государств все активнее пытаются использовать в своих интересах различные международные организации.

К иностранным государственным организациям относятся созданные и действующие в соответствии с законодательством организации и учреждения, имеющие государственный статус. Государственные организации занимают особое, специфическое место в системе органов, ответственных за проведение официальной политики иностранных государств. Деятельность этих организаций осуществляется, как правило, в соответствии с основными нормами и принципами международного права и формально не нарушает принципы международных отношений и законодательство страны пребывания, в то время как деятельность спецслужб иностранного государства на территории страны пребывания часто противоречит этим нормам и осуществляется с нарушением национального законодательства.

Использование возможностей государственных неразведывательных органов позволяет спецслужбам иностранных государств расширить свои разведывательные возможности.

Специальные службы иностранных государств все активнее стали использовать в разведывательных целях возможности негосударственных организаций, их представительств и филиалов. В зависимости от цели и содержания деятельности эти организации можно классифицировать как коммерческие и некоммерческие.

А. Тер -Арутюнян

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

Рассматривая вопросы разведывательной деятельности иностранных государств, необходимо отметить, что в эпоху глобально открытого для информационных потоков мира спецслужбы и организации все чаще и активнее внедряют практику использования акций разведывательно-информационного воздействия. В настоящее время многие иностранные государства коренным образом пересматривают свои взгляды на формы и способы ведения войны. Военные эксперты этих государств все чаще рассматривают информационное пространство в качестве сферы ведения боевых действий. Информационное превосходство, таким образом, является необходимым условием для достижения победы в современной войне (или достижения превосходства в конфликте).

Акции разведывательно-информационного воздействия, осуществляемые спецслужбами и организациями иностранных государств, направлены на достижение желаемых для собственного государства изменений в состоянии объектов разведывательных устремлений, условий их функционирования или характера совершаемых ими действий.

В современных условиях все чаще акции разведывательно-информационного воздействия спецслужбы иностранных государств осуществляют в военной, политической и экономической сферах. Разновидностями таких воздействий являются: идеологическое воздействие и психологическое воздействие (давление).

Идеологическое воздействие осуществляется путем оказания спецслужбами и организациями иностранных государств идейно-политического влияния на граждан страны, в отношении которой осуществляют разведку, с целью побуждения их к совершению противоправных и антиобщественных действий по ослаблению и подрыву политического и общественного строя своей страны.

Идеологическое воздействие может осуществляться по-разному. Например, разрушением устойчивых взглядов и убеждений граждан и навязыванием чуждой им идеологии, выгодных для иностранного государства стереотипов мышления и поведения; возбуждением антиобщественных, враждебных настроений и эмоций. К методам идеологического воздействия относятся также распространение тенденциозной и фальсифицированной информации, провозглашение враждебных лозунгов и призывов, прямое подстрекательство к совершению антиобщественных действий.

Объектами идеологического воздействия являются: население страны, в отношении которой осуществляется разведывательная деятельность; ее социальные, национальные, политические и религиозные группы.

Идеологическое воздействие на те или иные объекты осуществляется дифференцированно, с учетом их социального и политического положения, возраста, особенностей национального характера, религии и т.п.

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А. Тер -Арутюнян

В акциях идеологического воздействие, осуществляемых спецслужбами иностранных государств, могут быть задействованы (с использованием) различные государственные и негосударственные организации, политические партии, издательства, средства радиовещания и телевидения, печати, научные, общественные, культурные и благотворительные организации, а также отдельные лица.

Разветвленная система негосударственных организаций дает спецслужбам иностранных государств возможность оказывать идеологическое воздействие на население страны, в отношении которой осуществляет разведку под их прикрытием.

Разновидностью разведывательного воздействия является также психологическое давление. Психологическое давление осуществляется путем воздействия на психику конкретных объектов посредством угроз и запугивания возможностью наступления неблагоприятных или нежелательных для них событий (последствий) с целью деморализации и побуждения к совершению действий, отвечающих интересам иностранной разведки.

Задачи психологического давления заключаются в том, чтобы сломить волю объекта воздействия к сопротивлению, вызвать апатию и пассивность, неуверенность в исходе борьбы, возбудить страх и посеять панику, вызвать недовольство и возмущение действиями руководства и т.п.

Объектом психологического давления является не политическая идеология, а психика людей, их чувства. При этом воздействие может быть направлено как на отдельных лиц, так и на группы людей. Объектом психологического давления могут быть и определенные группы населения (того или иного города, области и т.д.), и личный состав ВС, работники государственных учреждений и т.п.

Кроме вышеназванных разновидностей разведывательно-информационного воздействия, спецслужбы и организации иностранных государств в своей практике могут также использовать разные другие формы и методы воздействия.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что разведывательная деятельность по сути своей является продолжением проводимой руководством иностранных государств внутренней и внешней политики. Эта деятельность осуществляется специфическими силами, средствами и методами, которые присущи только специальным службам.

Разведывательная деятельность является неотъемлемой составной функцией любого иностранного государства по обеспечению своей национальной безопасности, которая организуется и осуществляется на постоянной основе.

А. Тер -Арутюнян

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

Цель разведывательной деятельности иностранных государств обусловлена внешней политикой, стратегией (концепцией) безопасности, военной доктриной данного государства, а также уровнем и качеством двусторонних отношений с государством, в отношении которого осуществляется разведывательная деятельность. Задачи, агрессивность и интенсивность разведывательного воздействия, общая направленность проводимых разведывательных акций обусловлены и напрямую зависят от волевых и политических решений высшего военно-политического руководства иностранного государства.

Как было замечено выше, цель разведывательной деятельности обусловлена потребностями иностранного государства, а также уровнем и качеством взаимоотношений с государством, в отношении которого осуществляется разведывательная деятельность. Об этом необходимо помнить всегда, особенно в контексте складывающихся геополитических реалий в регионе и тем более специфических отношений Республики Армения с Азербайджаном и Турцией, и постараться избирательно и осмотрительно относиться ко всякого рода «информационным потокам», не принимая их за чистую монету и не отождествляя с реальностью.

В контексте вышеизложенного необходимо отметить, что средства массовой информации, публичные выступления политиков, открытые информационные ресурсы, глобальная информационная сеть Интернет активно используются Азербайджаном и Турцией в разведывательно-информационном воздействии, в целях подрыва обороноспособности и национальной безопасности Республики Армения, а также с целью введения в заблуждение мирового сообщества.

Февраль, 2011.

Источники и литература

1. Дьяконов И.М., Урартские письма и документы. Москва-Ленинград, 1963.

2. Дамаскин И.А, 100 великих разведчиков. М., 2006, с. 5.

3. ДоронинА.И, Бизнес-разведка. М., 2003, сс. 17, 343.

4. Коваленко А.П, Разведка - дело тонкое. М., 1996, с. 4.

5. Котенев А.А, Лекарев С.В, Современный энциклопедический словарь. Секьюрити. М., 2001.

6. Алексеев М.В, Военная разведка России от Рюрика до Николая II. Книга I. М., 1998, с. 4.

7. Чикин Б, Философия разведки: история и современность, «Военно-промышленный курьер», №7(223), 20-26 февраля 2008, с. 2. http://www.vpk-news.ru.

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А. Тер -Арутюнян

SOME TOPICAL ISSUES OF INTELLIGENCE ACTIVITIES OF FOREIGN STATES

Artyom Ter-Harutyunyan

Intelligence activities are, in essence, continuation of the foreign and domestic policy carried out by the leadership of foreign states. The aim of the intelligence activities is conditioned by the foreign policy of the states, their strategy of security, military doctrine of the given state as well as by the level and quality of the bilateral relations with the states in regard of which this policy is carried out. In the age of the world which is open for the information flows, foreign states more often and eagerly implement the practice of using actions of intelligence-information influence. Currently many foreign states cardinally reconsider their views concerning the form and ways of warfare. Military experts of those countries more often consider information space as a sphere of warfare. Thus, informational dominance is requisite condition for victory in modern war. In particular, mass media, public statements of the politicians, open information resources, Internet are actively used by Azerbaijan and Turkey for intelligence and informational influence and are directed to the undermining defence capability and national security of the Republic of Armenia, as well as for misrepresentation of the world community. We should constantly remember about it and try to show selective and cautious approach to any “information flows”, thus not identifying them with the reality.