Коряки — коренное население Камчатки. Коряки: храбрые охотники на китов История промысла медведя в корякском округе

Коряки (единого самоназвания не имели; групповые самоназвания: чавчыв, чав"чу, "оленевод"; нымылгын, "местный житель"; нымылг - аремку, "кочующий житель" и др.), народ в России - 9 тыс. человек, коренное население Корякского автономного округа Камчатской области (7 тыс.), живут также в Чукотском автономном округе и в Северо-Эвенкийском районе Магаданской области. Основные этнографические группы: коряки береговые, оседлые (нымыланы), коряки оленные, кочевые (чавчувены). Говорят на корякском языке чукотско-камчатской семьи. Письменность на русской графической основе. Часть верующих коряков - православные. Бытуют традиционные верования: шаманизм, промысловые культы и пр.

Первые упоминания о коряках в русских документах относятся к 30-40-м годам XVII века, тогда же впервые появляется и этноним "коряки". Существует предположение, что он восходит к корякскому слову хора ("олень").

Коряки разделялись на две большие хозяйственно-культурные группы: береговые - рыболовы и охотники на морского зверя и тундровые - оленеводы. Традиционные занятия коряков - оленеводство, рыболовство, морской зверобойный промысел. Оленеводством занимались чавчувены и большинство алюторцев. Традиционное хозяйство береговых коряков комплексно. В хозяйственном комплексе оседлых коряков рыболовство занимало ведущее место. Рыбный промысел наиболее развит был у карагинцев, алюторцев и паланцев. Рыболовство преимущественно речное, прибрежное. Морским зверобойным промыслом в Охотском и Беринговом морях занимались все группы оседлых коряков и оленеводы-алюторцы. Был развит пушной промысел (охота на соболя, лисицу, выдру, горностая, росомаху и белку). Собирательство особенно было распространено у оседлых коряков (съедобные моллюски, яйца диких птиц, ягоды, орехи, ивовую кору, морскую капусту, дикий щавель, сарану, кипрей, борщевик и другие растительные и животные продукты).

Из традиционных домашних промыслов известны обработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур. В древности корякам было известно гончарство. Дерево употреблялось для изготовления оленьих и собачьих нарт, лодок, копий, утвари, древков копий и гарпунов, челноков для плетения сетей. Из кости и рога оленя и горного барана коряки делали утварь, ножи для разделки рыбы, кирки, развязыватели узлов, колки и наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчёсывания травы. Каменные топоры, наконечники копий использовались ещё в начале XX века, а скребки для выделки шкур используют и поныне. В настоящее время традиционные отрасли: оленеводство и рыболовство определяют хозяйственную направленность корякского автономного округа.

Основной экономической единицей всех групп коряков в XIX - начале XX вв. была большая патриархальная семья. Известно многожёнство, хотя в конце XIX века оно не имело широкого распространения. Браки заключались внутри одной локальной группы. Брачная система коряков исключала двоюродных кузенов, при патрилокальном браке существовала отработка за жену. Соблюдался обычай левирата и сорората. Существовало строгое половое разделение труда.

Единственным типом поселения у оленеводов было стойбище, состоящее из нескольких жилищ-яранг. Яранга имела каркасный остов из жердей, который обтягивался покрышкой, сшитой из оленьих шкур со стриженым мехом, мездрой внутрь. У оседлых коряков преобладала полуземлянка с воронкообразным сооружением на крыше и стенами из деревянных плах. В центре жилища - очаг. Входили в землянку зимой через дымовое отверстие. С середины XVIII века стали появляться срубные жилища.

Традиционная зимняя одежда состояла из меховой рубахи-кухлянки, штанов, капора и обуви. Зимняя одежда двойная: нижняя - мехом к телу, верхняя - мехом наружу. Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щиколоток. Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу. Подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывали меховые чулки-чижи. В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку - широкую рубаху из ровдуги или материи. В комплект женской зимней одежды входили также комбинезон (керкер), меховая рубаха (гагагля), капюшон которой заменял головной убор. Летняя одежда коряков имела тот же покрой, что и зимняя, но из ровдуги, оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей.

Основная пища оленеводов - оленье мясо в основном в варёном виде. Вяленое мясо шло на приготовление ритуального блюда - толкуши (мясо растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды). Замороженным мясом питались в дороге. Все оленные группы коряки заготавливали юколу, летом разнообразили рацион свежей рыбой. Рыба, мясо и жир морских животных составляли основную пищу оседлых коряков. Большая часть рыбы потреблялась в виде юколы, исключительно лососёвой. Мясо морских животных варили или замораживали. Повсеместно употреблялись продукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства использовался мухомор. С конца XIX века всё большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.

Народное декоративно-прикладное искусство коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и изготовлением изделий из камня, кости, дерева и металла (мужское). На подолы кухлянок нашивались меховые мозаичные полосы в виде широкой каймы (опуван). Орнамент преимущественно геометрический, реже - растительный. Часто вышиваются реалистические фигурки зверей, сценки из их жизни. Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавливались костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками.

Традиционное мировоззрение связано с анимизмом. Коряки одушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила. Распространено поклонение священным местам - аппапелям (сопкам, мысам, утёсам). Практикуются жертвоприношения собак и оленей. Бытуют культовые предметы - аняпели (особые камни для гадания, священные доски в виде антропоморфных фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков, и пр.). Существовал профессиональный и семейный шаманизм.

Традиционные праздники - сезонные: весной праздник рогов - кильвей, осенью праздник забоя оленей у оленеводов. У приморских охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона (в ноябре) праздник нерпы - хололо (ололо). Существовали праздники "первой рыбы", "первой нерпы". И у береговых, и у оленных коряков устраивались особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя, барана и пр. с обрядовыми плясками, представляющими натуралистические подражания движениям животных и птиц: тюленей, медведей, оленей, воронов. На праздниках устраивались игры и соревнования (борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на собаках, подбрасывание на шкуре лахтака). В последние десятилетия развивается профессиональная культура, главным образом в области хореографического (национальный танцевальный ансамбль "Мэнго") и изобразительного искусства.

Е. П. Батьянова, М. Я. Жорницкая, В. А. Тураев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 260-261.

Коряки

Автоэтноним (самоназвание)

Коряк : Этноним, который начинает использоваться с ХVII в. Его происхождение связывают с формантами к о р - "олень" и а к -"находящийся при", "с", т.е. "оленные".

Основная территория расселения

Этническая территория коряков расположена на севере Камчатского полуострова.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 7.335, 1926 - 7439, 1959 - 6287, 1970 - 7487, 1979 - 7879, 1989 - 9242.

Этнические и этнографические группы

В хозяйственно-культурном отношении коряки делятся на две группы. Оленеводы (чавчувены), монолитные в культурном плане, представлены несколькими территориальными группами, которые кочевали в материковых тундрах от Камчатского перешейка, до верховьев левых притоков р. Колыма.
Береговые коряки (нымыланы), более разнообразные в хозяйственно-культурном плане. Иногда они обозначаются как этнотерриторальные группы: каменцы, паренцы, иткинцы (побережье Пенжинской губы Охотского моря), апукинцы (Брингоморское побережье Камчатки, на север от бассейна р. Пахачи). Далее на север - кереки (в настоящее время учитываются как самостоятельный народ, численностью около 100 чел.). На юг, по восточному побережью Камчатки, живут карагинцы, а параллельно им, на западном, расселяются паланцы. Сложнее определяется культурно-хозяйственный статус олюторцев, которые расселяются на восточном побережье от залива Корфа на юг и имеют поселения на Охотском побережье. В их хозяйстве наблюдается сочетание оленеводства, рыболовства и охоты. В настоящее время олюторцы выделяются в самостоятельный народ (численность ок. 2OOO чел.). Различия между перечисленными группами фиксируется в языке на уровне диалекта, а в культуре, в соотношении основных видов хозяйственной деятельности (напр.: у паданцев преобладает рыболовство, а у каменцев, охота на морского зверя).

Антропологические характеристики

Коряки, как и другие палеоазиатские народы северо-восточной Сибири, относятся к материковой группе популяций арктической расы монголоидов (см.: ительмены).

Язык

Корякский : Корякский язык входит в чукотско-камчатскую группу палеоазиатских языков, в которой он ближе всего чукотскому. Эта близость лингвистами объясняется общностью языкового субстрата из которого, в различные временные периоды, обособлялись языки современных народов Северо-востока Сибири. Вначале, это был ительменский язык, который длительное время развивался автономно, а затем, чукотский и корякский, которые дольше сосуществовали в субстратном состоянии, а затем, в условиях достаточно активных контактов между этими народами. Культурно-хозяйственное разнообразие коряков, в структуре их языка отразилось в диалектах, названия которых, соответствуют выделяемым группировкам: чавчувенский, каменский, апукинский, паренский, итканский, олюторский, карагинский, паланский, керекский. Как отмечалось выше, в связи с мнением о возможности наделения олюторцев и кереков статусом самостоятельной этнической общности, их диалекты также получают статус самостоятельных языков.

Писменность

В 1932 г. под руководством В.Г.Богораза С.Н.Стебницкий подготовил «Красную грамоту» - первый букварь на корякском языке. Сложность распространения грамотности среди коряков заключалась в делении их языка на две диалектные группы - северную и южную - каждая из которых состояла из говоров - 4 и 3 соответственно. Наряду с ними выделялся еще один диалект коряков-оленеводов чаучу. Поскольку чаучу составляют около половины численности коряков, именно их язык был взят за основу создания письменности, учебной и массовой литературы. В 1937/1938 учебеном году обучение было переведено на алфавит с русской графической основой.

Религия

Православие : Православные.

Этногенез и этническая история

История коряков связывается с автохтонной основой формирования их культуры. В бассейне Охотского моря археологами выявлены памятники т.н. охотской культуры (1 тыс. н.э., культура морских зверобоев, рыболовов, охотников на дикого оленя), в которой прослеживаются черты корякской культурной традиции, в относительной хронологической непрерывности вплоть до древнекорякских поселений ХУ1 - ХУ11 вв. Основу охотской куль туры составили внутриконтинентальные неолитические традиции (Прибайкалье) и юго-восточные компоненты (Приамурье).
Наиболее тесное коряки взаимодействовали с ительменами, что фиксируется практически во всех сферах культуры. С ХУ11 в. наиболее значимым фактором определяющим облик корякской культуры, становятся корякско-русские связи.
Совместное проживание с русскими, прежде всего береговых коряков, изменило их хозяйство и быт. Оленные коряки в большей степени сохранили особенности своей культуры. Таким образом, на облик этнической культуры коряков оказали влияние как общеригиональные факторы формирования палеоазиатских народов, так и этнокультурные связи с соседями.

Хозяйство

Этническая культура коряков представлена двумя хозяйственно-культурными типами. Основу экономики коряков-чавчувенов составляет оленеводство, которое дополняется охотой и рыболовством. Оседлые коряки занимались рыболовством, морской и сухопутной охотой, но для различных территориальных групп оседлых коряков, значимость данных видов хозяйства могла меняться. У алюторцев оленеводство дополняется промысловым комплексом.
Оленеводство коряков-чавчувенов является крупностадным и по организации и продуктивной направленности соответствует самодийскому. Региональные отличия фиксируются в менее протяженных маршрутах сезонных перекочевок, летнем выпасе в горах и разделении стойбища, отсутствии пастушеской собаки. Для олюторцев характерна меньшая обеспеченность хозяйств оленями и кооперация малооленных хозяйств, больший удельный вес промыслов. Для коряков-оленеводов был характерен высокоспециализированный олений транспорт,
Основу хозяйства оседлых коряков составляло рыболовство (карагинцы, олюторцы, паланцы), морской зверобойный промысел (пенжинцы, апукинцы). В начале XX в. охотой на морских животных занимались 63 % хозяйств коряков. В отличие от пушной охоты, которая до прихода русских большого значения не имела, коряки охотились на медведя, горного барана, диких оленей. Особенностью культуры оседлых коряков было упряжное собаководство, более разнообразные средства передвижения по воде, имеющие много общего с чукотскими и эскимосскими.

Традиционные поселения и жилища

Специфика проведения промысла, прибрежный лов рыбы и добыча морских животных, определяла характер расселения. Поселки береговых коряков располагались по берегам рек, чаще в устьях и на морском побережье. Основным типом жилища была полуземлянка, отличающаяся от аналогичных построек других народов Сибири воронкообразным сооружением на крыше, в поселениях имелись свайные хозяйственные постройки. Основным типом жилища оленных коряков было переносное жилище - яранга.

Библиография и источники

Общие работы

  • Культура и быт коряков./Антропова В. В//Л.-1971
  • История и культура коряков./Антропова В. В//СПб.,-1993

Отдельные региональные группы

  • Этнография и фольклор кереков./Леонтьев В.В.//М.-1983

2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education

Итак, традиционно у коряков мужская зимняя обувь шилась из оленьих камусов мехом наружу. Подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывали меховые чулки-чижи. Сложное сооружение, короче говоря. Однако и нынешние производители сапог имеют дело с процессом далеко не простым. Но сегодня сделать качественное изделие помогает технология. И на выходе - высокотехнологичного производства - зимняя обувь , которой торгует, например, магазины ПЛАНЕТА ОБУВИ - www.planetaobuvi.ru

Языковые коды ГОСТ 7.75–97 : ISO 639-1 : ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Коря́кский язы́к - язык коряков , относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков .

Варианты наименования корякского языка, принятые в 30-е -40-е годы XX века , - «коряцкий», «нымыланский». Последнее наименование было введено из-за его благозвучности, с точки зрения русских работников Учебно-педагогического издательства, по сравнению с наименованием «корякский». Нымыланами (от нымным - селение) называют оседлых коряков в отличие от чавчувенов (чав’чывав" ) - кочевых коряков-оленеводов. «Нымылан» не является самоназванием. Оседлые коряки называют себя по наименованию селения - в’эемлелг’у - лесновцы, ӄаяӈынылг’у - карагинцы, элутэлг’у - алюторцы.

Происхождение наименования «коряк», общего для всей народности, неясно. Одна из этимологий - ӄорак - у оленей (ӄойаӈа , ӄораӈа - олень).

На корякском языке частично выходила газета «Народовластие ». По состоянию на 2012 год корякские странички регулярно печатаются в газете «Абориген Камчатки».

Фонология

Для корякского характерен сингармонизм гласных.

Ударение

В подавляющем большинстве случаев ударение в двусложных словах падает на первый слог. В то же время в двусложных словах, образованных редупликацией корневой морфемы на слух определить ударение бывает весьма сложно. В словах, где более 2 слогов характерно помещать ударение на предпоследний слог (имеются исключения). Таким образом ударение не фиксируется на каком либо слоге основы, а сдвигается при изменении слова. В словах, имеющих более 4 слога относительно равномерно чередуются ударные и безударные слоги.

Редукция гласных в безударном слоге невелика, и в ударном и в безударном слоге они сохраняют свои качества.

Морфология

Корякский язык относится к языкам агглютинативного типа. В каждом корякском слове выделяется корневая и аффиксальная морфема (обычно несколько). Аффиксальные морфемы имеют несколько функций, такие как: 1. Уточнение, дополнение или преобразование главного лексического значения слова; 2. Выражение грамматических категорий; 3. Синтаксическая связь слова с другими словами предложения.

Словообразование

Как и в других чукотско-камчатских языках, для корякского характерно явление редупликации корня слов. Этим способом образовано значительное количество имён существительных. Повтор корневой морфемы может быть как полным, так и неполным. Примеры: гилгил (льдина), вэтвэт (работа), вилвил (цена, плата), г’ылг’ыл (снег), кыткыт (наст), нымным (селение), мыгмыг (волна), тилтил (крыло), томтом (хвоя), чольчоль (соль), г’ичг’ич (капля) и др. Примерами слов с неполной редупликацией могут служить: алаал (лето), в’унэв’ун (кедровая шишка), гийигий (лестница), ипиип (пар, дым), йиттыйит (морошка), кымгыкым (блоха), кыччакыч (пена), тимитим (плот), энмыэн (скала) и др. Иногда в корякском языке имеются слова с одним и тем же значением, образованные редупликацией и аффиксально, например: милгымил и милгын (огонь, костёр).

Важную роль в словообразовании играет также сложение двух основ, например: таӄлеваӈъян - пекарня (от слов таӄлеваӈ-кы - ‘печь хлеб’ и я-яӈ-а - ‘дом’); ынпыӄлавол - старик (от слов н-ынпы-ӄин - ‘старый’ и ӄлавол - ‘муж’); калитыник - вышивать (от слов кали-кал - ‘роспись’ и тыник - ‘шить’), в’йитиӈу-н - вдох (от слов в’йи - ‘воздух’ и тиӈу - ‘втягивать, тянуть’). Характерно также то, что составные слова иногда становятся источником образования новых лексических единиц, например: гаймо лыӈык - желать, гаймо лыӈгыйӈык - желание. Ряд широкоупотребительных морфем корякского языка употребляется и как корневые и как аффиксные.

Другой способ словообразования - аффиксация (в корякском характерно добавление как суффиксов, так и префиксов). Примеры: почта-лг’-ын - почтальон; корова-тг’ол - говядина; нывэлы-ны - остановка. В корякском имеются различные деривационные суффиксы: уменьшительный суффикс -пиль/пэль (несёт также уменьшительно-ласкательный оттенок); увеличительный -нэӄу/наӄо и др. Примеры: яяӈа (дом) - яя-пэль (домик); милут (заяц) - милютэ-пиль (зайчик), в’ала (нож) - в’ала-наӄо (большой нож) и др.

Суффикс -чг служит для образования существительных с пренебрежительным или отрицательным оттенков, например: милут (заяц) - милота-чг-ын (зайчишка). Этот суффикс может входить также в личные имена для придания отрицательного оттенка. Существительные, означающие самку животного образуются при помощи префикса -ӈэв/ӈав , например: коня (конь) - ӈав’коня (кобыла). Для образования существительных со значением детёныш животного используется префикс -ӄай , например: ӄайӈын (медведь) - ӄай-кайӈын (медвежонок).

Грамматическое число

В корякском выделяют единственное, множественное и двойственное числа. Числа фактически различают лишь в основной форме существительных, тогда как в падежных формах грамматическое число не выражается: гыйника (зверем, двумя или многими зверями).

Диалекты

В литературе упоминаются 11 корякских диалектов - чавчувенский, карагинский, апукинский, алюторский (олюторский), паланский (палланский, лесновский), кахтанинский, рекинниковский, каменский, итканский, пареньский, гижигинский. С. Н. Стебницкий относил к диалектам корякского языка и керекский (кэрэкский) язык . В настоящее время в КАО основными диалектами являются чавчувенский, паланский, алюторский, карагинский.

В основу классификации корякских диалектов положен признак соответствия звуку й в якающих диалектах (к якающим относится и чавчувенский) звуков т, р в такаюше-ракающих диалектах: чавчувенское йайаӈа , апукинское йайаӈа , алюторское рараӈа , палланское рараӈа , карагинское рараӈа (ср. чук. йараӈы ) - дом; чавч. йайол , апук. йайол , алют. татул , пал. таттол , караг. татол - лиса.

Некоторые употребительные слова полностью совпадают в диалектах: в’ала - нож (чавч., караг., пал., алют.) и далее в тех же диалектах - мимыл - вода, милгын - огонь, мыгмыг - волна, ынныын - рыба, ӄэтаӄэт - кета, пиӈпиӈ - зола, лиглиг - яйцо. Наряду с этим есть лексические расхождения: чавч. кмин, ыпиль , караг. ненег, уп , пал. унюнюпи - ребёночек; чавч. калал , караг. ассуас , пал. ачуач - горбуша; чавч. г’аткэн, , карат. нынырхак, , пал. нынакк, ин - плохой"; в большинстве слов, сопоставляемых по диалектам, обнаруживаются звуковые соответствия: чавч. йайатык и алют. таратык - уронить; чавч. ӈыток и алют. ӈытукки - выходить; чавч. пэлак и алют. пилак - оставить; чавч. эчги и алют. асги - сегодня.

Различия в склонении существительных сводятся, в основном, к различной группировке локативных падежей. В паланском, карагинском нет форм двойственного числа, чавчувенский регулярно соответствующие формы образует.

В чавчувенском, апукинском, рекинниковском настоящее время глагола выражается конфиксом ку-/ко-…-ӈ , в паланском, алюторском, карагинском показатель настоящего времени -ткын (ср. чук. -ркын ).

Несмотря на некоторые затруднения в общении, между говорящими на разных диалектах сохраняется понимание в той мере, которая диктуется общей нормой. У коряков, говорящих на разных диалектах, существует понимание этнического единства и принадлежности к общему языковому коллективу.

По-чавчувенски говорят коряки-оленеводы на всей территории округа. Описывая апукинский диалект корякского языка, С. Н. Стебницкий отмечает, что апукинцы составляют «не более 4 % всех коряков».

Письменность

Корякский язык входит в число младописьменных языков. Письменность на корякском языке была создана в 1931 году . Первый алфавит корякского языка базировался на латинице :

A a B в Є є D d E e Ә ә F f G g
H h I i Ь ь J j K k L l M m N n
Ņ ņ Ŋ ŋ O o P p Q q R r S s T t
Ţ ţ U u V v W w Z z

Материалы по корякскому языку

Словари

  • Корсаков Г. М. Нымыланско-русский словарь. - Л., 1939.
  • Молл Т. А. Корякско-русский словарь. - Л., 1960.
  • Жукова А. Н. Русско-корякский словарь. - Л., 1967.
  • Жукова А. Н. Словарь корякско-русский и русско-корякский. - 2-е изд. - Л., 1989.
  • Мудрак О. А. Этимологический словарь чукотско-камчатских языков. - М., 2000.
  • Пронина Е. П. Учебный тематический словарь разговорной лексики корякского языка. - СПб., 2002.
  • Пронина Е. П. Картинный словарь корякского языка. - СПб., 2003.

Грамматика

  • Жукова А. Н. Грамматика корякского языка. Фонетика и морфология. - Л., 1972.
  • Жукова А. Н. Язык паланских коряков. - Л., 1980.
  • Жукова А. Н. Корякский язык: Учебник для учащихся педагогических училищ. - Л., 1987.
  • Стебницкий С. Н. Очерки по языку и фольклору коряков. - СПб.: Музей антропологии и этнографии РАН, 1994.

Целый мир разноязычных племён и своеобразных хозяйственно-бытовых культур существовал к приходу русских на северо-востоке Азии. О жизни племён северо-востока Азии перед приходом русских можно судить по русским архивным материалам 17–18 вв., известиям путешественников того времени и археологическим данным. Эти сведения могут быть распространены и далеко вглубь прошлого этих племён, поскольку русские застали их на уровне каменного века.

К таким народам можно отнести коряков. Осёдлые коряки занимали также северо-западное побережье Охотского моря. «Острожки» осёдлых коряков находились не только на нижнем, но и на среднем и верхнем течениях более или менее крупных рек Камчатки. Всё внутреннее пространство Камчатского полуострова, а также п-ов Тайгонос занимали коряки.

Численность коряков в 17 в. Была совершенно неизвестна. По подсчётам предполагаемая их численность к концу 17 в. Составляла около 10 – 13 тыс. Наиболее близкое соприкосновение русских с коряками началось с 80-х годов 17 в.

Коряки разделялись на осёдлых и кочевых. В свою очередь осёдлые коряки делились на несколько территориальных групп, отличавшихся одна от другой по языку и некоторым элементам культуры.

Осёдлые коряки занимались рыболовством, морским зверобойным промыслом и охотой на горных баранов, диких оленей и медведей. Больше всего они были рыболовами. Как известно, реки Камчатки, а также реки, впадающие в Охотское и Берингово моря, изобиловали лососёвыми породами рыб. Рыболовство было основным источником существования коряков. Рыбу ловили в реках и озёрах на нерестилищах сетями, связанными из сухожилий оленя или из ниток, сделанных из крапивы. В основном из рыбы делали юколу (юкола – это сушёно-вяленое мясо рыб, приготовляемое народами Восточной Сибири и Дальнего Востока). Юкола хранилась в специальных сооружениях (балаганах) на высоких сваях. Юкола была основным зимним пищевым продуктом осёдлых коряков.

Коряки (единого самоназвания нет; групповые самоназвания: чавчыв, чавчу, нымылгын ) - народ, коренные жители полуострова Камчатка. Населяют Корякский автономный округ Камчатского области, Чукотский автономный округ, а также северные районы Магаданской области.

По месту жительства и культурно-хозяйственному типу коряки, как и чукчи, делятся на две группы – тундровые (оленные, кочевые оленеводы) и приморские (оседлые, береговые, «сидячие» коряки, морские зверобои, рыболовы, охотники).

Численность в России 8,9 тыс. человек. Говорят на корякском языке, относящимся к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Ближайшими соседями коряков являются чукчи . Общая численность коряков до прихода русских составляла около 10 тыс. человек.

Этноним

Единого самоназвания коряки не имели. Групповое самоназвание: чывчавыв (ед. ч. чавчыв, чавчу ) – оленевод, «богатый оленями», для обозначения оленных коряков; нымылъу (ед.ч. нымылъын ), нымылгын, «местный житель», поселянин – самоназвание приморских коряков. Название «коряки» (XVII в.) происходит от корякского корня кор - «олень». Основой для названия послужила форма местного падежа от этого корня – корак, т.е. «у оленей находящиеся». По другой версии этноним «коряк» был заимствован русскими от юкагиров или эвенов, которые называли коряков кӓрӓкӓ (юкагирское название) или хэëкэл («тот, кто показывается из-за бугра» - эвенское название).

Численность

Численность коряков в 1989 г. составляла в СССР 9242 чел., в т.ч. в РФ - 8942. В Корякском автономном округе коряков 6572 (71% от общего числа). В Магаданской области – около 11% (1013 чел.). Заметной миграцией становится коряков за пределы традиционной территории обитания. Так, если общая численность коряков выросла в 1970-1989 гг. на 25%, то в Корякском автономном округе лишь на 11%. В 2002 г. численность коряков в России составила 8743 человек.

Язык

Первые сведения о языке коряков были собраны С.П. Крашенинниковым в середине XVIII в. До начала XX в. Корякский язык почти не изучался. Его изучение было возобновлено и поставлено на научную основу В.Г. Богоразом . В трудах ученых получило обоснование родство корякского языка с другими языками чукотско-камчатской группы. Корякский язык представлен рядом диалектов, самый распространенный их которых чавчувенский диалект. На нем базируется корякская письменность на русской графической основе. Диалекты корякского языка изучены мало.

История

Проблема происхождения коряков разработана пока недостаточно. Археологические находки остатков жилищ, керамики, каменных и костяных орудий на территории северо-западной части Камчатки и побережья Охотского моря следует отнести к предкам современных приморских коряков. Древнейшие предки приморских коряков – племена древнекорякской культуры Охотского побережья, сложившейся в период неолита на основе охотничье-рыболовческого хозяйства. На рубеже I в. до н. э. – I в н. э. древнекорякская культура развилась в культуру морских зверобоев. В древнейшем происходил процесс формирования корякской этнической общности. В результате перехода к морскому зверобойному промыслу и оседлости произошло постепенное обособление отдельных групп древних коряков и дробление древнекорякского языка на ряд диалектов. Вопрос о времени приобщения коряков к оленеводству и путях его распространения остается открытым. Предполагается, что оленеводство развилось у приморских коряков в результате их контактов с тунгусскими племенами в районе Пенжинской губы и на восточном побережье Камчатского полуострова, примыкающего к Чукотке. Существует и другая точка зрения на этногенез коряков, согласно которой предки коряков в период неолита населяли районы центральной Чукотки, откуда во II тыс. до н.э. продвинулась к побережью Охотского моря, где восприняли приморский образ жизни.

Памятники устного народного творчества крайнего северо-востока свидетельствуют о тесном взаимоотношениях коряков с чукчами , эвенами , юкагирами , ительменами . Эти отношение выражались, с одной стороны, в межплеменном обмене, с другой – в военных столкновениях между приморскими и оленными коряками.

Первые сведения о коряках были получены в сер. XVII в. от казаков Семена Дежнева и Михаила Стадухина. Движение русских на Камчатку началось с походом Морозко (1690) и В. Атласова (1697 – 1998 гг.). Со второй пол. XVIII в. устанавливаются тесные торговые отношения между коряками и русскими.

Жилище

Зимние кочевые палатки оленных коряков

Жилищем коряков-оленеводов являлась яранга (яяӈа – на чавчувенском диалекте; рараӈа – на алюторском диалекте). Она представляла собой цилиндрический в основании, конический в верхней части шатер с остовом из шестов и покрытием из оленьих шкур шерстью наружу. На стойбище обычно стояло от двух до пяти яранг. Жилищем почти всех береговых коряков служила полуземлянка (лымгыян ), основу которой составляла обширная яма глубиной 1-1,5 м, выложенная внутри вертикальными бревнами в виде частокола в форме неправильного восьмиугольника. Свод кровли имел вид усеченного конуса с наружным щитом-растубом в форме воронки. Вверху крыши оставлялось отверстие, служившее выходом для дыма, световым окном и выходом из землянки в зимнее время. В качестве лестницы использовали толстое бревно с выемками-ступеньками. В полуземлянке могли проживать несколько семей. Летом рыбаки жили в каркасных сооружениях на помостах.

С конца XIX в. некоторые коряки стали жить в бревенчатых избах русского типа. В настоящее время коряки живут в поселках с типовыми домами, оленеводы - в ярангах и шалашах.

Пища

Основной пищей коряков-оленеводов являлось оленье мясо, обычно вареное. Береговые жители ели рыбу и мясо морских животных. В большом количестве коряки употребляли в пищу различные съедобные растения в качестве приправ к мясным блюдам и как отдельные кушанья. С конца XIX в. все большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар. Сильно распространен был листовой табак. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства употребляли мухомор.

Хозяйство

В прошлом коряки подразделялись на девять территориальных групп, самые многочисленные из которых были чавчувены – оленеводы, составлявшие половину всей народности, и алюторцы , населявшие обширную территорию Камчатского перешейка (побережья Берингова моря и побережье Охотского моря) были типичными оленеводами; пушная охота была подсобным занятием, рыболовство также не играло заметной роли. В хозяйстве алюторцев имело место редкое сочетание рыболовства и морского промысла с оленеводством. Для остальных семи групп коряков также был характерен комплексный тип хозяйства.

Оленеводство представляло двумя типами: крупностадное и мелкостадное. Крупностадное оленеводство существовало у коряков-чавчувенов. Поголовье их стад насчитывало до 10 тыс. оленей. Оленеводство было кочевым. Выпас оленей осуществлялся силами пастухов без помощи собак. Зимой стадо паслось вблизи стойбища. В течение зимнего времени все стойбище совершало несколько перекочевок на новые пастбища. Летом пастухи угоняли стадо в горы, где был обильный корм для оленей. Стойбища располагались в это время года по берегам речек. Осенью пастухи подгоняли стадо к стойбищу. По первому снегу стадо и стойбище откочевывало на места зимних пастбищ. Олень давал главный продукт питания – мясо и основной материал для одежды и устройства жилищ – шкуры и жилы, из которых изготавливались нитки. Олень также служил у чавчувенов единственным средством передвижения.

Мелкостадное оленеводство существовало у коряков-алюторцев. Их стада насчитывали в редких случаях 1000 оленей. Характерной чертой оленеводства алюторцев являлось использование собак как ездовых животных. В каждом хозяйстве было несколько собачьих упряжек. На оленях алюторцы совершали лишь недалекие поездки. Для алюторцев характерно было сочетание оленеводство с морским промыслом и рыболовством. Весной все алюторцы выезжали на морской промысел для охоты на плавучих льдах. Летом, во время хода рыбы, алюторцы прикочевывали на устье рек, где совместно с чавчувенами заготовляли рыбу на зиму. Оленьи стада на это время оставались под присмотром молодежи. Второй тип корякского оленеводства возник значительно позже первого.

Северные оседлые коряки занимались промыслом морского зверя, который делился на два сезона: весенний и осенний. Весенний сезон начинался в середине марта и заканчивался во второй половине июня. Осенний сезон начинался в середине сентября и заканчивался во второй половине ноября. На морскую охоту выезжали на байдарках и баркасах. В древности у коряков был развит промысел кита. По преданиям охота на него производилась с помощью большой сети, сплетенной из толстых ремней. Сеть прикреплялась к прибрежным скалам и утесам. Охотники загоняли в сеть кита, который в ней запутывался. Загнанного в сеть кита охотники добивали копьями и гарпунами, затем вытаскивали на берег.

Из шкур морских животных изготовляли ремни и подошвы для обуви. Мясо и жир шли в пищу, ими запасались впрок. Жир также служил для освещения. Излишки продуктов морского промысла обменивались на продукты оленеводства.

У восточных и западных оседлых коряков побережья Берингова моря основой хозяйства было оленеводство. Рыбный промысел занимал весь летний период и начало осени. Самым распространенным способом лова рыбы у коряков были запоры, когда река с двух берегов перегораживалась сходящимися изгородями из прутьев и кольев. Ловили рыбу также при помощи железного крючка «марика» и сачка «черпушки».

Большая часть лова шла на приготовления юколы, которая весь год была основной пищей людей и главным кормом для собак. Готовую юколу складывали для хранения в амбары – шалаши на высоких сваях, крытые сухой травой. Приготовлением юколы обычно занимались женщины.

Важным подспорьем в хозяйстве оседлых и кочевых коряков служила охота, который занимались мужчины. На мясо добывали медведей, тарабаганов, диких оленей, горных баранов. Из пушных животных добывали лисицу, росомаху, зайцев, горностаев, камчатского соболя. Соболей ловили сеткой, на горностая ставили капкан, прочих зверей били стрелами, позднее ружьями.

Значительную роль в хозяйстве коряков играл сбор съедобных растений. Им занимались исключительно женщины и дети. Съедобные корни добывались преимущественно из мышиных нор. Из ягод собирали морошку, голубику. У оседлых коряков было развито собирательство съедобных моллюсков, яиц диких птиц, морской капусты, съедобных трав: дикого щавеля, сараны, кипрея, борщевика и др.

Традиционными домашними промыслами были обработка дерева, кости, металла, камня; плетение, выделка шкур. В древности корякам были известны гончарство. В хозяйстве широко применяли дерево и кость. Из дерева изготовляли оленьи и собачьи нарты, лодки, весла, копья, домашняя утварь. Из кости и рога оленя делали ножи для разделки рыбы, кирки, наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчесывания трав. До начала XX в. в обиходе коряков были еще каменные топоры и наконечники копий. С приходом русских среди коряков, стало распространяться огородничество, молочное животноводство, коневодство. В настоящее время традиционные отрасли – оленеводство и рыболовство – определяют экономическую направленность Камчатского автономного округа.

Транспорт

Транспортными животными у кочевых коряков были олени, которых запрягали в нарту, у оседлых – ездовые собаки, которых также запрягали в нарту. Полная упряжка собак состояла из 10-12 животных.

Для передвижения по воде (морю), коряки использовали кожаные лодки – каяки и байдарки. Байдарка использовалась, главным образом, как промысловая лодка. Летом по воде коряки передвигались на батах – лодках, выдолбленных из толстых древесных стволов. Управлялась такая лодка специальным длинным шестом. Для выхода в море использовали сдвоенные баты, соединяя две лодки при помощи толстых поперечных палок.

Музыка и танец

Игра на бубне, мужчины. с. Лесная, Тигильский район.

Важная составная часть духовной культуры коряков – хореографическое искусство, песни и музыка. Существовало четкое разграничение танцев на обрядовые и игровые. Среди песен можно отметить т.н. личные песни – песни, которые созданы и исполняются только одним человеком или подарены родителями и родственниками. Кроме личных песен широко распространены семейно-обрядовые, исполняемые в семье и передающиеся по наследству. Основным музыкальным инструментов коряков является бубен яяй , известны также вертушка тэллытал , издающая жужжащий звук при ее растягивании, свирель из коры и древесины, дудочка эйӈэчг’ын из борщевика, манок из пера утки галгычгын , который использовался как мундштучный аэрофон, перо чайки с регулятором звука гычгын яӄъяӄин и др.

Одежда

Кухлянка с капюшоном и нагрудником из камусов

Традиционную одежду коряков можно отнести к так называемому глухому типу. Основным материалом для пошива одежды у коряков в конце XIX - начале XX века служили оленьи шкуры и ровдуга, сменившие и окончательно вытеснившие к этому времени шкуры горного барана. Летняя одежда коряков имела тот же крой, что и зимняя, но изготовлялась из более лёгких материалов. Для украшения одежды коряки использовали шкуры других пушных зверей. Также одежда украшалась орнаментом и подвесками. В качестве украшений носили также браслеты, серьги, подвески, которые переделывались из старых медных и серебряных вещей. К началу XX столетия заметное распространение у них получила одежда, шитая из покупных материалов.

Семья и родовые отношения

Производственная и общественная жизнь тундровых коряков сосредотачивалось в стойбище. Раньше вместе с табунами кочевали семьи, которые выпасывали стада. Сейчас кочуют только работники табуна.

Родовая общность состояла не только из родственников. В социальное формирование входили сироты, одинокие мужчины и женщины, «вольные люди». «Вольных людей» род не приглашал и не выгонял из своей общины. Обычно это были мужчины. Они могли в любое время уйти в другое стойбище. Родовой принцип организации общности у народностей Севера на Камчатке долго сохранялся. По древним обычаям все сироты, одинокие, больные и вольные люди в роду и племени пользовались покровительством и считались родственниками и членами семьи. Особое отношение в семье было к старикам. Дети относились с почтением к старшим и слушали их советов.

Род и племя жили исключительно за счёт того, что самим удаётся создать, добыть, поэтому ответственность за судьбу рода каждый его член чувствовал с малолетства, так как человек был полностью зависим от природы. Главной в стойбище раньше считалась яранга владельца большей части стада. В ней жила семья: жена ӈэв’г’эн , холостые, женатые сыновья кмиӈу , дочери ӈавакыкав’ . В состав семьи входили братья ӄайтакалӈо . Глава стойбища являлся распорядителем всей хозяйственной жизни. Внутристойбищные связи были достаточно прочными и охватывали все стороны хозяйственной и общественной жизни коллектива. Они основывались на совместном ведении оленеводческого хозяйства, коллективном выпасе стад, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Родственные связи обычно охватывали всю кочевую группу.

Традиционное мировоззрение и ритуальные обряды

Вселенная, по представлениям коряков, состояла из пяти миров: земля, населенная людьми, два мира над ней и два внизу. Нижний из верхних миров населен людьми-облаками, верхний - обиталище Верховного божества. Из подземных миров верхний населен калаг’ами - злыми духами, в нижнем обитают тени мертвых. Все миры представлялись взаимопроницаемыми. Животные, люди, духи переходили из одного мира в другой. Мир умерших был как бы частью мира живущих. Жители подземного мира заботились о своих родных, оставшихся на земле, посылая им на охоте животных, помогая во всех делах; живые слали подарки умершим родственникам.

Существовал семейный и профессиональный шаманизм. Шаманом нельзя было стать по собственной воле, нельзя было и уклониться от этой миссии. Считалось, что духи сами выбирают человека для этой роли. Специальной шаманской одежды у коряков не было. Главным шаманским атрибутом был бубен яяй . Важное место в традиционном мировоззрении занимали представления о системе охранителей. Свой охранитель (шест) имелся у каждого корякского поселения.

Жизнь коряка от рождения до смерти была пронизана многочисленными ритуалами, обрядами и запретами. В основе обрядов, выполняемых по случаю добычи животных лежал древнейший миф об умирающем и воскрешающем звере. Особенно яркое выражение он нашел в празднике, устраиваемом после охоты на медведя, которого коряки считали двоюродным братом человека. Подобные обрядовые действия оседлые и часть оленных коряков совершали и над первой пойманной рыбой. Только после этого ее разрешалось употреблять в пищу. Особо почитался кит. Обрядовые церемонии, сопровождавшие его добычу, существовали у алюторцев, коряков Пенжинской губы и северо-западного побережья Охотского моря.

Коряки

Коряки - одна из самых многочисленных народностей Камчатки, являющаяся древним коренным населением региона. Коряки имеют общих предков с североамериканскими индейцами: мифология и обрядовая культура, связывающая народы, сохранилась поныне.

Название

Впервые употребление названия «коряки» встречается в заметках российских колонизаторов XVIII столетия. Этноним заимствован у соседних племен эвенов и юкагиров. Первые употребляли название «карака», вторые - «хэёкэл», что означало «появляющийся из-за бугра». Русскоязычная адаптация привела к возникновению привычного наименования народности.
Существует версия, что этноним восходит к местному слову «хора», означающему «олень». А коряки - это «владеющие оленями», «связанные с оленями». Самоназвание народа иное, точнее существовало две группы этнически единых коряков, именовавших себя по-разному. Они различались территорией обитания и преобладающими занятиями.

  1. Тундровые кочевые коряки, занимающиеся разведением оленей. Места проживания - материковая часть Камчатки, полуостров Тайгонос, Пенжинская губа, низовые территории реки Апука. Основное занятие - оленеводство. Самоназвания - чавчыв, чавчувены, чавчывав, означает «оленевод».
  2. Оседлые береговые коряки. Занимали северо-западное и северо-восточное побережья Камчатки, побережье Карагинского залива. Основные занятия - добыча морских зверей, рыболовство, собирательство. Самоназвания - нымылъын, нымыланы, нымылъу.

Где живут, численность

Перепись 2010 года показала наличие 7953 представителей корякской народности на территории России. Проживание ограничивается зонами исторических мест обитания. Среди них:

  • Камчатский край - 6640 человек.
  • Магаданская область - около 700 человек.
  • Чукотский АО и другие регионы - около 600 человек.

Национальных поселений с преобладающим корякским населением не осталось. Коряки ассимилировались с русскими и другими соседскими народами, образовали единые населенные пункты. Представители народности составляют 30-40% в поселке Палана, Пенжинском, Карагинском районах Камчатского края.

Язык

Корякский язык относится к палеоазиатской языковой группе, чукотско-камчатской семье. Ежегодно число носителей языка сокращается, по данным переписей, им владело, считая родным:

  • 1959 г. - 99,6% коряков;
  • 1989 г. - 52,4% коряков;
  • 2010 г. - 18,3% коряков.

Письменностью народность не обладала, первый алфавит создан в 1931 г. на основе латиницы. Русская графика вводилась с 1937 г., в 1950 г. алфавит реформирован, приведен к современному виду. Существует алюторский диалект, свойственный для береговых коряков. Часть исследователей выделяет наречие в отдельный язык.

История


Древнейшие предки коряков пришли в регион 15 000 лет назад, мигрировав из Восточной Сибири. Часть племен осела в холодных северных регионах. Часть двинулась дальше, по льду перейдя перешеек и оказавшись на американском континенте, став предками индейцев Северной Америки. Между народностями прослеживаются единые мифологические представления, похожие обряды, ряд общих генов.

Коряки считались воинственным племенем, отлично владеющим луком и стрелами. Фольклор сохранил свидетельства о стычках с соседскими племенами и чужаками. Начало XVIII столетия ознаменовано колонизаторской политикой Российского государства. Последующее столетие береговые коряки отказывались принимать новую власть, отстаивая в сражениях независимость территорий.
Кочевые коряки согласились стать подданными России, платили ясак оленьими шкурами. Зафиксированы случаи участия в военных действиях на стороне русских против береговых коряков, соседних народностей. К середине XIX века положение нормализовалось, российская власть установилась на территории региона, началась ассимиляция коряков. С приходом советской власти кочевая жизнь сокращается, строятся общие с русскими переселенцами поселки, образуются колхозы. Ведется искоренение частной собственности, личных оленьих стад, преследуются шаманы.

Внешность


Наряду с другими северными народами, коряки относятся к арктическому типу монголоидной расы. Характерными чертами внешности являются:

  • низкий рост;
  • стройная и крепкая фигура;
  • круглое лицо:
  • сплюснутая голова;
  • выступающие скулы;
  • темная пигментация кожи;
  • большой рот с яркими губами;
  • длинный нос;
  • небольшие «живые» глаза»;
  • черные жесткие волосы;
  • малая растительность на теле и лице.

Исследователи отмечали привлекательность девушек, однако впечатление портило отсутствие гигиены. Представители народности никогда не мылись: для девушек это даже считалось позором, склонностью к распутству. Волосы расчесывали и заплетали в косы только старики и девушки, в ряде прибрежных корякских поселений мужчины брились наголо.

Одежда

Нательная одежда мужчин - штаны и рубаха из меха или шкуры, женщин - комбинезон из аналогичного материала. Береговые коряки шили штаны из тюленьих шкур, кочевые - из ровдуги, оленьих камусов. Национальная верхняя одежда обоих полов - кухлянка, плотная шуба глухого покроя ниже колен или до пола. Шили из оленьих шкур, зимой во время вылазок использовали двойные шубы - мехом внутрь и наружу.


Голову защищали съемными или пришитыми к кухлянкам меховыми капюшонами. На руки надевали двойные рукавицы из меха или оленьего камуса. Летом носили старые кухлянки с вытершимся мехом, легкие рубахи из ровдуги, в зимнее время укрывавшие кухлянку от загрязнений. Детям до 5 лет шили закрытые комбинезоны, часто без прорезей для конечностей. Задняя часть дополнялась кармашком, внутрь которого клали мох, хорошо впитывающий жидкость, - аналог современного подгузника.
Женщины украшали кухлянки по подолу собачьим или оленьим мехом, позже мехом пушных зверей. Широко использовалась меховая мозаика с геометрическим, анималистическим орнаментом. Нагрудник и спинка украшались бисером, бахромой, ремешками, кусочками меха нерпы. Девушки из кочевых племен отдавали предпочтение пестрому меху. Береговые чередовали полосы светлых и темных шкур.
Мужчины и женщины имели татуировки, несущие сакральное значение, обозначающие социальный статус. Размещали рисунки на видном месте: на ушах и лице. Способ нанесения типичный для северных народов: иглу с ниткой смазывали в жире и угле, затем пропускали под кожей, нанося узор. Например, продольные полоски вдоль носа женщины накалывали для излечения бесплодия.

Семейный уклад

Коряки селились родовыми патриархальными общинами, главами которых были старшие по возрасту мужчины. Семья численностью от 20 до 100 человек жила в одном или нескольких домах (ярангах, полуземлянках) в пределах одного стойбища, общинного поселения.
Береговые коряки практиковали индивидуальную собственность, личное ведение хозяйства. Для ловли рыбы и охоты на морских зверей создавали байдарочные объединения. Кочевые коряки признавали право общинного владения пастбищами и личных оленьих стад. Главой общины считался владелец наибольшего числа голов, вокруг которого объединялись родственники.


Мужчина выступал главой семьи, решал общественные вопросы, обеспечивал семью пищей, жильем, занимался тяжелым домашним трудом. Культ женщины, сохранившийся с древних времен, закреплял за женой равные с мужем права. Бытовал обычай отработки: сватовство предполагало переселение в дом выбранной девушки, работу на тестей.
Во время отработки запрещались контакты с будущей невестой: коряки ценили целомудрие. Незамужние девушки ограничивались в общении с противоположным полом, даже дать незнакомцу стакан воды считалось позором. Коряки слыли ярыми ревнивцами: комплимент, взгляд, тем более намерение в сторону чужой жены наказывалось, доходило до потасовок и убийств. Дабы не прослыть распутными, жены ревнивцев старались выглядеть непрезентабельно, предпочитали скромное поведение и замкнутость.

Жилище


Кочевые коряки отдавали предпочтение переносным ярангам: каркасным сооружениям, покрытым оленьими шкурами. Форма яранга напоминает азиатскую юрту небольшого размера: сохранение тепла стояло в приоритете. Внутри жилища размещался очаг, считавшийся неприкосновенным для чужаков. Вдоль стен размещали подвесные гамаки по числу проживавших в яранге пар. В холода в центре устанавливали «палатку», ставя внутрь лампу с тюленьим жиром: это позволяло спать без одежды даже в сильные морозы.

Береговые коряки строили полуземлянки, располагавшиеся в 3-10 км от побережья. На глубине 1,5 м устанавливались шесты-основы, заполнявшиеся по бокам бревнами высотой 4-6 м. Венчала конструкцию законопаченная восьмискатная крыша, защищавшая от снега и дождя, с вентиляционным окошком для дыма и зимним выходом.

Жизнь

Кочевая часть народности занималась разведением больших стад оленей: от 400 до 2000 голов. Каждый сезон ознаменовывался перекочевкой:

  1. Весна - переход на богатые ягелем пастбища, поскольку близилось время отела.
  2. Лето - перемещение в зоны с меньшим количеством мошкары, насекомых.
  3. Осень - перегон оленей ближе к постоянным стойбищам вблизи рек, поскольку близилось время забоя.
  4. Зима - недалекие перекочевки вблизи стойбища.

Главное занятие береговых коряков в древние и средневековые времена - охота на крупных морских животных: китов, тюленей, нерп. Охота на кита проводилась силами общины. Между скалами вблизи берега закреплялась сеть, придавленная тяжелыми валунами. На байдаре - лодке, обитой шкурами морских животных, - мужчины выслеживали кита, загоняя его в ловушку. Животное могло мучиться днями, когда ослабевало - добивали острогами, стрелами, гарпунами.

В XIX веке американский китобойный промысел снизил успех корякской охоты, основное значение приобрела рыбная ловля. Весной в прибрежные реки заплывали косяки лососевых рыб - нерка, кета, горбуша, в марте наступал сезон корюшки, апрель давал богатый улов сельди, зашедшей в спокойные воды для метания икры. Женщины занимались собирательством орехов, кореньев, трав, моллюсков. Зимой коряки охотились на оленей, горных баранов, зайцев, медведей, волков.

Религия

Традиционные верования коряков связаны с одушевлением всего сущего: животных, растений, явлений природы. Главный мифологический персонаж - Бог-Ворон, предания о котором сохранились у всех северных народов и индейцев Северной Америки. Ворон - создатель всего сущего, вместе с тем - плут и проказник, попадающий в нелепые истории.


Обрядами коряков заправляли шаманы, одетые в волчьи шкуры, сопровождающие сакральные действа горловым пением, игрой на варгане и большом бубне. Действа проходили в особых местах - аппапелях, наделенных в сознании народа мистическими свойствами. Среди них встречались сопки, камни причудливой формы, утесы, мысы. Обряды сопровождались жертвоприношениями оленей, собак, морских животных. Практиковалось использование сакральных предметов - аняпелей: тотемов, церемониальных масок, гадальных камней, амулетов, фигурок, символизирующих образы предков.

Традиции

Похоронные традиции коряков не искоренил даже приход христианства. Погребальную одежду готовили при жизни, не дошивая до конца: считалось, готовый наряд ведет к скорой гибели. После смерти родные дошивали костюм, обязательно грубыми стежками.
На протяжении трех дней после гибели умерший находился в общей юрте. Обязательно должен был быть один или несколько человек, которые в это время не спали, сидели с покойным, обращались с ним, как с живым. После тело предавали огню, собирая погребальные костры из хвойных веток.

Еда

Основу рациона кочевых коряков составляло вареное оленье мясо, береговых - мясо и жир морских животных. Из рыбы делали - юколу: жирные лососевые породы разделывали и высушивали на открытом воздухе. Шокирующее иностранцев блюдо - квашеные с икрой рыбьи головы, очищенные от жабр. Неприятный аромат отпугивает, однако коряки до сих пор считают блюдо изысканным лакомством.

Видео