Любопытный ребенок. Любознательный ребенок

Эта сцена, обычная во всех домах, приводит родителей в панику; родители задаются допросом, в чем была их ошибка? Некоторые реагируют настолько строго, что наказание оставляет шрамы на всю жизнь. Чтобы справиться с этой неизбежной сценой, нужно знать, что нормально, что - нет и что делать.

Что нормально? Дети любопытны, особенно к различиям, а что может быть более привлекательно, чем различие в гениталиях? Поймите, что это обычное детское любопытство. Требуется родительское чуткое понимание, и тогда это не будет повторяться. Посмотрите на все глазами своего ребенка.
Вы можете отличить невинное сексуальное любопытство от ненормального сексуального поведения по следующим признакам. Невинными можно считать действия, если:

  • Дети малы (до десяти лет), близки по возрасту и знают друг друга.
  • Есть взаимное соглашение; один ребенок не принуждает другого.
  • Есть обычная атмосфера игры: игра «в доктора» или другая игра.
  • Тайна - часть игры. Они понимают, что встретят неодобрение родителей и используют спальню, гараж или укромное место. (Это справедливо также и для ненормальных действий.)

Что делать. Сначала успокойтесь и не поддавайтесь порыву сказать им, что они сделали что-то «грязное» или «плохое». Спокойно предложите им новый вид деятельности, например: «Пойдем, перекусим. Я помогу вам одеться». Оставшись наедине с ребенком, поговорите с ним. Объясните, что вы не сердитесь. Если дети чувствуют, что они сделали что-то плохое и вы сердитесь на них, они замкнутся в себе. Скажите ребенку, что это нормально проявлять интерес к частям тела других и что вы понимаете его любопытство, но объясните, что «неправильно трогать любые интимные части тела другого человека или позволять другим трогать свои». Дайте знать родителям другого ребенка, каким образом вы разрешили ситуацию, чтобы они могли поступить аналогично.
Дети могут начинать изучение «интимных частей» в то время, когда их заинтересуют и другие части тела.
Объясните ребенку, что интимные части также важны для человека, как и другие части тела. Важно предостеречь вашего ребенка от сексуальных домогательств. Объясните ему, что интимные части тела нельзя давать трогать или показывать другим, кроме мамы и папы во время мытья или одевания, а также доктора во время осмотра: «Если кто-то будет трогать интимные части твоего тела, обещай сказать об этом маме или папе». Убедите ребенка, что у него никогда не должно быть тайн от мамы и папы. Начинайте объяснять значение интимных частей уже в три года, чтобы скромность стала частью сексуальности вашего ребенка.
Чтобы предотвращать периодические игры «в доктора», «маму и папу» и т. д., не создавайте для этого возможности. Интересуйтесь, чем дети занимаются в данный момент. Не позволяйте им находиться вне контроля, за закрытыми дверями. Мы установили правило в нашем доме, что двери спальни должны всегда быть открытыми, когда к детям приходят друзья (в любом возрасте). Наши подростки выросли с этим правилом и все еще уважают подобные требования. Применяйте те же самые принципы по вопросам сексуальности, что и к другим аспектам воспитания: родители устанавливают правила, а затем ставят условия, которые упрощают выполнение этих правил.
Если ребенок проявляет любопытство, родителям необходимо освободиться от чувства неловкости и ответить спокойно и ровно без смущения и раздражения на все вопросы. Начните вместе рассматривать книгу с картинками, на которых изображено строение мужских и женских половых органов, в которой есть ответы на все вопросы по мере их возникновения. Имейте в виду, что ответы необходимо давать в соответствии с возрастом, и они не должны никого смущать.
Сообщите об инциденте другим родителям, чтобы они смогли использовать его в воспитательных целях. Скажите им, что вы понимаете невинность и нормальность ребяческого любопытства, но что вы хотите препятствовать повторению подобных случаев. Будьте открыты, честны и опирайтесь на факты. Не вините никого в случившемся, тогда вы можете не волноваться о продолжении дружеских отношений между взрослыми.

Когда сексуальная игра не нормальна. Если невинное детское любопытство, которое может быть понято и объяснено, повторяется и вызывает у вас тревогу, следует уделить этому серьезное внимание. Для родителей важно знать, что сказать и как действовать, если один ребенок преследует другого. Вот подозрительные признаки.

  • Один ребенок силой заставляет другого играть в сексуальную игру.
  • Есть различие в возрасте между детьми (больше четырех лет).
  • Сексуальная игра не нормальна (например, оральный половой контакт между шестилетним и трехлетним ребенком).
  • Тревожные действия повторяются, несмотря на ваше осторожное вмешательство и руководство. Это основание для прекращения дружбы. Если сексуальная игра происходит между родными братьями или сестрами, обратитесь за помощью к профессионалам.
  • Секретность.

Что делать. Если ребенок часто является инициатором подобных игр, ему требуется консультация профессионала. Необходимо выяснить жизненные установки ребенка, обследовать окружающую среду дома и в школе. Если ваш ребенок стал жертвой, спокойно, доверительно поговорите с ним. Убедитесь, что ребенок понимает, вы его по-прежнему любите и сам он хорош, но это неправильно, когда кто-то прикасается к интимным частям тела другого человека. Жертва может также нуждаться в консультации профессионала.

Что можно сказать относительно отрицания пола и переодевания? Не впадайте в панику, когда четырехлетний сын наряжается в одежду вашей дочери, отцовские штаны и подтяжки. Посмейтесь и получите удовольствие. Стадия любопытства и фантазии скоро проходит, и ребенок школьного возраста научится носить одежду, соответствующую его полу. В одной семье дочь трех с половиной лет внезапно захотела стать мальчиком. Она делала все, чтобы быть похожей на мальчика: одежда, игры; она даже говорила, что станет папой, когда вырастет. Все это началось, когда у нее родился младший брат. Не считая это нормальным, мать обратилась к педиатру. Доктор, к сожалению, еще более встревожил мать, подтверждая наличие сексуальных расстройств у ребенка. Все, что матери было необходимо, - проводить больше времени с дочерью, чтобы укрепить ее позиции в семье.

Воспитание и сексуальность
Стиль воспитания ребенка влияет на формирование будущего отношения к сексу. Дети, воспитанные по методу «прикрепления», учатся любить и доверять, потому что их любят и им доверяют. Младенец, который проводит многие часы в день на руках и у груди, учится получать удовольствие от взаимных прикосновений. Этот ребенок познает близость. У маленького человека, который растет в доме, где мать и отец уважают друг друга и своих детей, вероятно, сформируется здоровое и правильное понимание отношений между мужчиной и женщиной.
Ребенок, которого воспитывают с использованием резких, оскорбительных замечаний, может впитать в себя эти отрицательные черты характера родителей или подсознательно искать подобные качества в будущем спутнике жизни. Ребенок, чья индивидуальность подвергается жесткому контролю, выразительность растоптана чрезмерным контролем со стороны родителей, может, став взрослым, испытывать трудности с выражением сексуальных чувств или использовать секс как инструмент, чтобы управлять или быть управляемым другими.
Наиболее важная задача - воспитание чувствительности, - очень сильно затрагивает вопросы сексуальности. Одна из основных целей воспитания, на наш взгляд, состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться анализировать, как его действия влияют на других людей. В конце концов сексуальное удовлетворение - в основном взаимная забота - желание и способность удовлетворить собственные потребности и доставить радость другому человеку.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Что толкает ребенка к познанию мира? Что заставляет его искать и исследовать? Маленьким детям присуще врожденное чувство любопытства о себе и мире вокруг них, а это, в свою очередь, помогает им понять самих себя. Дети учатся наблюдать за окружающим миром, идентифицировать предметы и людей, различать звуки, образы, вкусы, запахи и тактильные ощущения. Именно любопытство обуславливает развитие способностей к обучению, что станет весьма полезным для ребенка в будущем.

Родители часто испытывают чувство раздражения, отвечая на многочисленные и, кажется, бесконечные вопросы детей, ведь придумать достойный и понятный малышу ответ не всегда просто. Но надо понимать, что для ребенка, все вокруг является новым, и, следовательно, захватывающим. Эта любознательность детей заставляет их с благоговением смотреть на любой объект или событие. Так, дети часто замечают вещи, мимо которых взрослые проходят безучастно, или же способны восхищаться тем вещам, которые не вызывают у взрослых никаких эмоций.

В возрасте восьми месяцев, мозг ребенка начинает активно задавать вопросы. Почему именно сейчас? Ребенок уже достаточно окреп и овладел своим телом, он уже способен перемещаться в пространстве: вставать, переворачиваться, ползать, а некоторые малыши уже начинают ходить. Он уже может осознанно брать в руки различные предметы, его внимание привлекают разнообразий форм, цветов, фактур. Развитие физической активности стимулирует развитие любопытства у детей, и так как они по природе своей любопытны и их привлекает окружающий мир, то за его исследование они и берутся в первую очередь. Происходит это главным образом во время игры.

В самом деле, новейшие исследования нейрофизиологов и психологов, изучающих развитие ребенка в самом раннем возрасте, поощряют родителей воспитывать чувство любопытства у своих детей.

Как вы можете развивать любопытство вашего ребенка?

Игры, а также физические упражнения признаны, пожалуй, лучшим способом привить любопытство детям. Обычно дети очень привязаны к своим игрушкам и вещам, поэтому отличным советом для родителей будет придумывать и организовывать различные интересные мероприятия, игры, которые помогут вашему ребенку утолить его любопытство. Игрушки и игры, плюс ваша заинтересованность и внимательность к своему чаду, являются великолепным инструментом для развития мозга ребенка, начиная от младенческого до старшего возраста. В каждом возрасте требования к играм и игрушкам будут совершенно разными, но принцип неизменен: игра должна ставить перед ребенком определенную задачу, которую он способен решить самостоятельно или с небольшой помощью родителей.

Так, для годовалого ребенка примером развивающих игрушек будут различные пирамидки, наборы кубиков разных цветов, простейшие конструкторы с крупными элементами.

Детям постарше необходимы задачи посложнее - мозаики, пазлы, конструкторы типа лего, тематические наборы, которые помогут ребенку познакомиться с различными животными, птицами, узнать о профессиях и различных предметах, окружающих его в повседневной жизни.

Начиная с трехлетнего возраста, актуальными становятся и компьютерные развивающие игры. Правильно используя этот инструмент родители могут достичь большого успеха в развитии своего ребенка. Развивающие онлайн игры помогут ребенку гораздо быстрее запомнить название цветов и основных геометрических фигур, выучить цифры, буквы и основы счета, а также очень эффективны в изучении иностранных языков.

Организовывая игры для ребенка (неважно - настольные, спортивные или компьютерные), не бойтесь помогать своему малышу - все, что он научится делать вместе с вами, спустя какое-то время он сможет использовать самостоятельно. Но с другой стороны, не следует спешить все сделать за малыша - вы должны дать ему время для того, чтобы он попробовал решить задачу самостоятельно.

Родители должны поощрять детей к исследованию окружающего их мира . Познание внешнего мира прокладывает путь к самоанализу, что в свою очередь еще больше вдохновляет любопытство.

Следует поощрять детей задавать вопросы . Как мы все знаем, правильно заданный вопрос, является первым шагом на пути к познанию.

Детей следует поощрять, искать ответы на свои вопросы . Это придаст им больше уверенности, а также улучшит их понимание, будет способствовать развитию логического и абстрактного мышления.

Родители должны научить детей быть хорошими наблюдателями . Наблюдательность является идеальным дополнением к пытливому уму. Родители также должны способствовать развитию концентрации внимания ребенка. Концентрация - это умение сосредотичиться на определенной задаче или предмете. Именно концентрация дает возможность заглянуть «в корень», увидеть внутренние и внешние взаимосвязи, найти аналогии. Более высокий уровень внимания приводит к повышению степени любопытства.

Почему хорошо, когда интересно?

  • Любопытство расширяет ум ребенка. Более широкий ум способствует целостному развитию личности ребенка.
  • Любопытно ребенка всегда активно ищет ответы. Это любопытство толкает его к разгадке тайны повседневной жизни.
  • Любопытство повышает способность восприятия, если ребенку интересно он способен воспринять новые, даже сложные понятия легко. Таким образом, любопытство повышает потенциал ребенка в обучении.
  • Любопытство играет ключевую роль в духовном и интеллектуальном развитии ребенка, оно является главным ключом к обучению. Любопытство никогда не должно подавляться или же это может иметь очень негативное влияние на раннее развитие ребенка.

Таким образом, основная задача родителей поощрять любопытство своих детей и смотреть, как они растут и становятся всесторонне развитыми и целостными личностями! Удачи вам!

​Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ» .
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов .
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?» .

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. В этом случае надо серьезно разобраться в причинах.

На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

В доме, в классе, в группе должно быть много справочной литературы по всем видам знаний: «Жизнь животных» Альфреда Брема, «Жизнь насекомых» Жана Фабра, «Детская энциклопедия», книги рекордов и чудес «Диво» Валентины Пономаревой, «Почемучка» Александра Дитриха, книги Жак Ива Кусто, Ярослава Малина, Криса Бонингтона орфографический словарь, «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова, Большой энциклопедический словарь под редакцией Прохорова и др.

Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Если терпеливо не отвечать на все вопросы детей, может случиться ситуация подобная той, которую описал В. Вересаев в «Рассказах о детях».

Мальчик Игорь изводил всех вопросом «Почему?». Знакомый профессор психологии (!) посоветовал родителям: «Когда вам надоест, отвечайте ему «Потому что перпендикуляр», - увидите, скоро он отвыкнет».
Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительные для себя вопросы стал отвечать: «Потому что перпендикуляр».
- Ты почему не одел калоши?
- Потому что перпендикуляр.
- Почему грубишь?
- Потому что перпендикуляр.

Так закладываются «перпендикулярные» отношения, может быть, на всю жизнь. Отметим еще одну проблему наших детей. В школе им отвечают на вопросы, которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно или непонятно, зачем им это надо знать?

Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то знать.

Приведем притчу об умении задавать вопросы:

Говорят, монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:
- Можно ли во время моления курить?
Монахов наказали за дерзость.
Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:
- Могут ли монахи во время курения молиться?
Им ответили: «Могут».

Как научить детей задавать вопросы?

Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы - это полезно: больше узнаешь по ответам.

Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». Можно ставить оценки не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы. Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным - научись задавать вопросы.

Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку.

Каждый взрослый, наверняка, замечал, как сильно развито у маленького ребёнка стремление к познанию окружающего мира! Именно детская любознательность и любопытство подталкивают ребятишек к новому и неизведанному, что нам, взрослым, кажется совсем несущественным. Возможно, есть родители, которые совершенно не обращают внимания на такое поведение своего дитя. Между тем, специалисты утверждают, что несформированность таких качеств, как любознательность, пытливость, любопытство может привести к серьезным проблемам при обучении в школе, ведь еще Сократ говорил: "Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим". Заботливых и внимательных родителей радует стремление ребенка к познанию нового, но при этом они хотят знать, какие приемы будут эффективнее всего воздействовать на развитие любознательности детей?

"Что это?" - главный вопрос любознательности

Психологи подчеркивают, что любознательность - это природное качество человека, основанное на познавательном интересе. Давая определение любознательности, они характеризуют ее, как стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученным впечатлениям. Все это имеет большое значение для детей, так как облегчает процесс познания и непосредственно учебную деятельность. Извечный вопрос - удивление " что это?" ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность: "познание начинается с удивления" (Аристотель). Каждый родитель замечал, в период, когда кроха начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. Из-за этого не стоит огорчаться, наоборот, нужно понять свое чадо и так устроить домашнюю обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша. При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой или книжный уголок, убранство в кухонном интерьере), чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях:

По утверждению педагогов, воспитание любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства. Именно в этот период малыша привлекают не игрушки, а манят шкафчики с открывающимися и закрывающимися дверцами, сковородки, кастрюли, электрические розетки, папины дискеты, мамина косметика, бабушкино вязание, кошкины миски. Да мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один - два года! Для родителей - это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период, когда действия с предметами, то есть предметная деятельность, становится главной в жизни крохи и может удовлетворить его любопытство.

Важно: активное общение с малышом в период раннего детства и обучение новым предметным действиям помогает развивать стремление ребенка к познанию неизведанного, ведет его к новым исследовательским действиям!

Когда малыш начинает говорить, развиваются его познавательные интересы. Это выражается в тяге к самостоятельности, желании быть "как взрослый", стремлении к более полноценному общению с взрослым. На этом этапе расширяются знания об окружающих предметах, поэтому детская любознательность становится очень заметной для окружающих, находя свое выражение в появлении множества разнообразных вопросов: "Почему листья зеленые", "Как получается дождь?", "А радуга, это что?". Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.

В старшей возрастной группе продолжается дальнейшее развитие интересов детей любознательности и , что можно увидеть по следующим признакам:

  • на фоне формирующегося логического мышления, расширения кругозора у дошкольников появляются зачатки исследовательских действий;
  • на основе разнообразных интересов развивается мотивация к новым знаниям;
  • если ребенок любознателен, он старается проникнуть в устройство предметов, проявляя интерес к их сущностным характеристикам, свойствам и назначению
  • эффективность любознательности проявляется в количестве и качестве задаваемых вопросов, умению строить предположения, аргументировано выражать свою точку зрения.

Как развивать любознательность ребенка? Любящие родители должны знать понятие любознательность и разные способы ее развития. В домашнем воспитании важно использовать не только развивающие игры и упражнения, но и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. В этом плане на формирование любознательности влияет:

Когда родители спрашивают, какие условия развития любознательности целесообразно создать в домашней обстановке, можно ответить, что главное - не ограничивать исследовательскую деятельность дошколенка. Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так как дошкольник старается получать новые впечатления везде, где только возможно. Родителям лучше немного опережать своего малыша и предлагать ему разные действия, например:

Важно: чтобы развить любознательность детей, родителям нужно использовать все моменты повседневной жизни для расширения объема знаний, побуждать дошколят задавать вопросы и вместе искать ответы на них.

Упражнения и игры на любознательность

Хорошим подспорьем для домашнего обучения всегда были игры и игровые упражнения. Помогут они в развитии любознательности и познавательного интереса. Главное при подборе таких игр - они должны побуждать детей к исследовательской деятельности, вызывать желание узнавать новое и докапываться до сути.

Цепочка вопросов

Упражнение можно проводить в любой ситуации: дома, на прогулке, на домашнем занятии. Взрослый придумывает интересную тему, например, "Зачем нужна одежда?", "Почему идет дождь?", "Откуда берутся грибы?". Изначально вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок.Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ. Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос. Например, логическая цепочка может быть такая:

  • зачем нужна одежда?
  • какая бывает одежда?
  • без одежды как было бы человеку?
  • из чего шьют одежду?
  • когда не было ткани, во что одевались люди?
  • как они добывали шкуры?
  • как можно сшить одежду из шкур?

Преобразуем старое в новое

Любознательность детей можно совершенствовать самым простым способом, если придумывать новое использование старым предметам. Например, мама собирает все ненужные вещи на кухне (коробочки, пластиковые бутылочки, стаканы, крышки) и предлагает малышу придумать, как можно их еще раз использовать в быту. Из небольших пластиковых бутылочек получатся забавные рожицы зверят, если к ним подклеить ушки и нарисовать глаза, носики, усики; обклеив старую коробочку красивой тканью, можно получить оригинальную шкатулку для подарка бабушке. Главное, побуждать малыша самого придумывать различные преобразования, видеть перспективу старой вещи.

Игры - раскопки

Сейчас такие игры становятся популярными для детей и взрослых, поэтому приобретая игру - раскопку, ее можно сделать семейным развлечением. Игры - раскопки направлены на развитие любознательности, например, "Тайны пирамид", "Юный археолог", "Динозавр в айсберге" или "Потерянная экспедиция". Затем подобные игры можно делать самостоятельно и играть достаточно длительное время. Смысл всех игр в том, что обязательно нужно раскопать какой-либо артефакт под культурными слоями. Игровые действия помогают открыть древние тайны истории. На семейном досуге интересно устроить конкурс, кто быстрее докопается до артефакта или предложить коллекционирование артефактов.

Путешествуем во времени

Есть разные варианты подобных игр - путешествий, в которые можно играть вместе с детьми. Они помогают не только развивать познавательные интересы ребенка, но и учат логическому мышлению.

  • Онлайн - игра: по сюжету герой находит машину времени, но не может ею управлять. Не изучив инструкцию, он просто нажимает на кнопку и начинает путешествовать. В результате много интересных персонажей разных исторических времен ему встретятся: динозавры, рыцари, ковбои. Героя игры ждут разные испытания в разном историческом времени. Нужно помочь ему вернуться в современность.
  • Словесная логическая игра начинается с рассказа ведущего: "В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Жители использовали ее по-разному: одни путешествовали только в прошлое, другие - только в будущее. Но были в этой стране жители, которые не путешествовали и жили в настоящее время. Из-за этого машины заржавели. В этой стране жил Тим, он был очень любопытный, но его семья летала только в прошлое. А ему очень хотелось попасть в будущее. И однажды он пробрался к машине времени, смазал все механизмы, и машина отвезла его в будущее. После возвращения любопытный Тим всем жителям рассказал, как прекрасно будущее. И всем захотелось слетать туда. Но машины времени двигались только туда, куда они привыкли летать. Многие жители не стали даже стараться, а некоторые все-таки научились управлять машиной времени и летать туда, куда хочется". Игроки должны рассказать, куда они отправятся и что может им встретиться в путешествии, например, в прошлом времени - динозавры, пещерные жители, рыцари, короли и королевы. Или в будущем - роботы, межпланетные космические корабли. Для поддержания интереса и воплощения замысла можно предложить ребенку сделать зарисовку, а остальным участникам игры отгадать, в каком времени побывал игрок.

«Я - в зеркале»

Упражнение помогает совершенствовать познавательный интерес дошкольников, воплощать творческие замыслы, словесно описывать свои эмоциональные проявления. Взрослый предлагает ребенку нарисовать самого себя в трех зеркалах: голубом - Я в настоящем, зеленом - Я в прошлом и красном - Я в будущем. Затем идет обсуждение рисунков, например, можно спросить дошколенка, что он чувствовал при рисовании, какие эмоции вызвало у него изображение самого себя в прошлом, настоящем, будущем. Спросить, в каком времени было легче себя изобразить? Обязательно все рисунки собирать в отдельную папку, возвращаться периодически к этой теме, чтобы проследить, как совершенствуется и активизируется желание познавать себя, представлять себя в будущем.

Такие незамысловатые игры и упражнения, которые могут постоянно присутствовать в жизни детей, а также все другие способы помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка. Удачи вам в воспитании дошколят!

Проявление интереса к окружающей обстановке очень характерно для детей, чье развитие проходит в нормальном режиме. Любознательность детей проявляется с раннего возраста, и чем старше становится ребенок, тем больше он проявляет интереса ко всему вокруг. Благодаря этому качеству новая информация усваивается легче и быстрее.

Именно желание узнать как можно больше способствует правильному восприятию мира, развитию креативности и логического мышления. В процессе освоения мира малыш учится узнавать, к чему приведет то или иное действие. Различные изобретения и приспособления появляются в результате проявления здорового любопытства. Очень важно правильно развивать заинтересованность в получении новых знаний и опыта.

Что такое любознательность

По сути любознательность - это общий интерес к окружающему миру. Стремление к новым знаниям и навыкам крайне важно в юном возрасте. Именно в это время формируется личность человека. Открытые к миру малютки легко добиваются поставленных целей. Благодаря способности всесторонне развиваться ребенок получает важный опыт. Познавательные интересы детей нужно поддерживать и направлять в мирное русло.

Потребность получать новые эмоции и переживания возникает с первых недель жизни. Дошкольный возраст нужно использовать так, чтобы ребенок научился управлять интересом, не навредив себе и окружающим. Методом проб и ошибок маленький человек учится находить что-то интересное в каждом дне.

Плюсы

Наличие здорового интереса к окружающему миру имеет много положительных сторон.

  • Положительные эмоции, которые поддерживают тягу к жизни и знаниям. Без них у малыша не сформируется полноценная нервная система.
  • Защита от безразличия. Неспособность проявлять эмоции, сочувствовать и жалеть наносит сильный вред психологическому здоровью.
  • Расширение кругозора. Дети учатся воспринимать мир со всех сторон и во всех проявлениях. Благодаря этому уровень эрудированности достаточно быстро растет.
  • Получение жизненного опыта. Невозможно уберечь чадо от неудач и ошибок. Да и не нужно этого делать, каждый должен научиться справляться с возникшими неприятностями и отвечать за свои действия.
  • Повышение трудолюбия. Детская любознательность ведет к тому, что любое действие хочется совершать самостоятельно. Так как интересно, что из этого получится. Такое стремление учит самостоятельности, что не может не радовать родителей.

Неподдельный интерес к каждому жизненному аспекту порождает способность к самообучению. Именно любопытство толкает учиться интенсивнее и старательнее, чем сверстники.

Минусы

Негативная сторона проявляется в недовольстве относительно неизменных факторов. Например, ребенок понял, что дни недели идут в определенном порядке и никак иначе. Как бы ни хотелось приблизить выходные - это невозможно. В этом случае малыш может огорчиться. Но натура, стремящаяся к познанию, недолго удерживает в себе негативные эмоции. Через короткое время внимание переключается на новый объект и недовольство забывается.

Совсем другие последствия могут быть у обыкновенного любопытства, которое иногда может выходить за разумные пределы. Это может привести к серьезным травмам, если вовремя не проконтролировать порывы. Развитие интересов детей в раннем возрасте нужно держать под контролем. Это не значит, что каждый шаг должен быть под строгим надзором. Просто вы должны быть рядом и подстраховать в случае опасного падения.

Связь с другими качествами

Активность в изучении мира тесно связана с несколькими качествами, которые будут важны в будущем. Люди с достаточно развитой любознательностью успешно получают следующие навыки:

  1. Наблюдательность. Она помогает воспринимать не только явную информацию, но и находить скрытые знания практически в каждом действии, любой предмет станет полезным и интересным. Этот навык поможет легко пронести в старший возраст обучаемость, получить образование и найти работу, которая будет приносить не только доход, но и удовольствие.
  2. Умение выделять нужную информацию. Чем шире круг интересов, тем легче определять важные элементы среди горы словесной и информативной шелухи.
  3. Предрасположенность к профессиональному успеху. Любознательный человек не станет довольствоваться одинаковыми серыми буднями в скучном офисе. Амбиции, подпитанные неподдельным интересом к делу, ведут к быстрому карьерному росту.

Как развить любознательность

Тренировать эту полезную черту характера можно в любом возрасте. Начните интересоваться миром вместе со своими детьми и вы увидите, сколько нового еще есть вокруг вас. Задаваясь вопросом, как развить любознательность, усвойте несколько простых правил:

  • Не бойтесь задавать вопросы. Человек не может знать абсолютно все. Потому совсем не стыдно спрашивать о том, в чем вы не разбираетесь. Проявляйте интерес к новым знаниям и они помогут вам повысить уровень развития.
  • Не стремитесь к идеалу. Утверждение о том, что лучшее - враг хорошего, абсолютно верно. Мир постоянно меняется, и в стремлении достичь того самого идеала легко выгореть и потерять собственную индивидуальность.
  • Работайте и тренируйтесь регулярно, но не стоит перенапрягаться. Найдите оптимальный уровень нагрузки и не превышайте его. Так вы сможете повышать свои умения без стресса и истощения.
  • Воспринимайте неудачи как стимул к обучению. Фиаско может повергнуть в уныние, важно уметь обойти это состояние. Не получилось сделать что-то с первого раза? Не беда, следующая попытка увенчается успехом.


Учим ребенка задавать вопросы

Как только малыш научился выражать свои мысли вслух, он тут же начинает засыпать родителей вопросами. Самый частый из них - «Почему?». В это время родители должны находить время, чтобы отвечать на него. Да и от других вопросов не стоит отмахиваться. В противном случае вы рискуете убить тягу к знаниям.

Дошкольник должен научится правильно формулировать свои вопросы. Для этого используйте личный пример. Старайтесь как можно реже использовать конкретные вопросы, требующие односложных ответов. Интересуйтесь мнением маленького человека о прочитанной книге или мультике, спрашивайте, какие он получил впечатления от события.

Упражнения и игры на любознательность

Для развития желания узнавать новое, использовать фантазию и воображение устраивайте небольшие игровые перерывы. Это поможет повысить уровень любознательности и научит малыша взаимодействовать со всем, что его окружает.

  • Старое - новое. Используйте ненужные вещи для того, чтобы создать из них что-то полезное или интересное. Например, пустая коробка, обклеенная цветной бумагой или тканью, станет прекрасной шкатулкой. Или из остатков крупы и макарон можно собрать забавную аппликацию. Позволяйте юным творцам самим придумывать пути использования старых вещей.
  • Поиск отличий. Эта игра тренирует любопытство, внимательность и усидчивость. Картинки для нахождения между ними различий можно найти в книжных магазинах, отделах канцтоваров или в интернете.
  • Раскопки. В детских магазинах можно найти различные вариации такой игры. Малышу предлагают извлечь из гипса скелет динозавра, сокровища фараонов, интересные фигурки. Это отличный способ развить желание познавать скрытое.
  • Я и зеркало. Такая игра подойдет для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предложите чаду нарисовать себя в трех зеркалах разного цвета. Одно - в прошлом, другое в настоящем и третье в будущем. После попросите рассказать, каким он видит себя в каждом рисунке. Пусть это будет его фантазия.

Развивая качества любопытности в детях, старайтесь привлекать их к повседневным занятиям. Обучение во время рутинных дел можно сделать увлекательным процессом. Во время совместной готовки рассказывайте, почему кипит вода, как работают дрожжи, сколько нужно времени, чтобы вырастить овощи.

Не нужно навязывать собственное видение мира. Ребенок должен иметь право на собственные впечатления и мысли. Обязательно давайте понять, что его мнение в некоторых вопросах не менее важно, чем ваше собственное. Если нужно настоять на своем, не пользуйтесь грубым «потому что я так сказал». Объясните, почему вы делаете так, а не иначе.


Примеры любознательности

Все великие ученые, совершившие в свое время важнейшие открытия в истории человечества, обладали хорошо развитой любознательностью. Без нее прогресс был бы невозможен. Леонардо Да Винчи считал, что это качество является главным двигателем в развитии гениальности человека.

Альберт Эйнштейн говорил о том, что любопытство, самокритика и умение правильно ставить вопросы приводили его к самым интересным идеям. Благодаря им он стал известен всему миру как физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии.

История хранит еще немало имен, которые подтверждают полезность правильного интереса к себе и жизни. Чарльз Дарвин, Майкл Фарадей, братья Монгольфье - все они совершали первые шаги, не будучи уверенными в собственном успехе. Но ими двигало желание разобраться и понять, как устроено все вокруг нас.

Как проявляется детская любознательность

Помимо бесконечных вопросов, которые характерны для всех детей, желание познавать мир имеет еще несколько активных проявлений:

  • Потребность участвовать во всех домашних делах,
  • Стремление проводить разнообразные опыты и тесты,
  • Интерес к логическим играм, головоломкам и ребусам,
  • Научные передачи с интересными рассказчиками (они привлекают даже больше, чем мультики),
  • Стремление исследовать окружающий мир при любом удобном случае.

Понаблюдайте за своим малышом, вы непременно поймете, насколько ему интересно учиться и узнавать что-то новое. Вы и сами сможете увидеть окружающее под другим углом.

Почему трудно развивать любознательность?

Есть несколько причин, которые препятствуют развитию любопытства:

  1. Повышенная самокритика. Она возникает, когда родители требуют от ребенка слишком много, не обращая внимания на его потребность в похвале. Искренне восхищайтесь достижениям своего малыша, хвалите, обнимайте чаще. Дети не должны становиться вашим методом самоутверждения.
  2. Недостаточная познавательная сфера. Это проблема может вас коснуться, если вы не уделяете достаточно времени прогулкам, домашнему обучению и другим сферам жизни. Посещайте выставки, кино и парки развлечений, не бойтесь ездить в новые города.
  3. Неправильное окружение. Особенность детей - социальность и стремление к общению. Вокруг должно быть как можно больше людей, которые смогут уделить немного времени на общение с маленьким исследователем. Старайтесь оградить малюток от влияния людей с негативными эмоциями.

Генетическая предрасположенность к обучению также играет важную роль в развитии любознательности. Стоит провести ДНК-анализ, чтобы узнать, насколько ребенок способен находить и усваивать важную информацию. Специалисты нашего центра помогут вам расшифровать данные исследования и понять, как лучше привлекать чадо к познанию мира. Консультация и анализ проводится в любом возрасте.